Боевые топоры викингов. 10 фото запредельно крутого оружия

Язычество, разбой, кровь – происходящие на берегах Скандинавии обрели массу исторических летописей, рассказов, сюжетов, легенд. До нашей эпохи, спустя девять веков дошли и орудия, которыми совершались все эти деяния. Сейчас по аналогии рисунков и трафаретов тех времен отливают топоры, вытравливают узоры, делают резными топорища. Представим 10 фото боевых топоров викингов, тяжелого смертоносного оружия.

Уже в средневековье викинги изобретали себе топоры такого рода.

Историческая находка древних викингов.

Удивительный резной топор, обладателем его являлись викинги.

И этому оружие нет равных, при его помощи совершались кровавые завоевания.

Обработка топора и ручки колоссальны, и это тоже экземпляр топора викингов.

Тяжелый топор для суровых событий.

Еще один экземпляр топора викинга.

Этот топор изготовлен полностью из железа, отлитый единым предметом, лишь ручка для удобства перевязана кожей.

Острые представители для викингов в бою.

Нещадный топор викингов.

1000000diy.ru

Маммен: особый топор викинга — Proshloe


Викинги любили оружие и стремились его украшать.

Чем богаче был воин, тем более красивым оружием он сражался – одного взгляда на каролингские мечи, обнаруженные в могилах северян, достаточно, чтобы это прочувствовать.

Украшали не только мечи или боевые ножи, но также копья и боевые топоры. Об одном из самых шикарных боевых топоров эпохи викингов — сегодняшняя статья.

Нашли его при раскопках могилы в местечке Маммен, на датском полуострове Ютландия. Десять столетий в ней покоился высокопоставленный скандинав, живший во времена короля Харальда Синезубого и, видимо, входивший в его ближний круг.

Топор викинга и его время

Благодаря анализу бревен, из которых была сооружена гробница, удалось установить, что сложена она была зимой 970 / 971 годов. И после этой зимы топор викинга из Маммена никто не видел почти тысячу лет.

Это был насыщенный год – князь Святослав Игоревич сражался с византийским императором Иоанном Цимисхем, а его сын и будущий креститель Руси князь Владимир стал Новгородским князем. В том же году в Исландии, в семье Эрика Рыжего, родился будущий викинг и первооткрыватель Америки Лейф Эриксон.

Размер топора 17,5 см. Рукоять от него не сохранилась – в могилу викинга положили просто железную часть, без древка.

Есть мнение, что конкретно этот топор викинга — ритуальный и никогда не был предназначен для войны. С другой стороны, у людей, которые верят, что рай наследует лишь погибшие в бою, война и есть самый главный ритуал.

Ювелирная работа

Топор из Маммена был богато украшен, его красота не увяла и теперь.
Сперва мастер покрыл его черненым серебряным листом, а затем начал наносить узор.

На лезвии топора он изобразил растительный орнамент и некую птицу, а переход лезвия во втулку покрыл золотом.

Кроме того, он сделал с обеих сторон обуха прорези в виде косого креста и хотя сейчас они пусты, в древности их, видимо, заполняла бронзово-цинковая фольга.

Двойная трактовка

До сих пор неизвестно, был ли владелец топора христианином или язычником. С одной стороны, владелец топора умер через 10 лет после крещения Дании. С другой стороны, двоякая трактовка рисунков только подливает масла в огонь неизвестности.

Итак, растительный орнамент это или Мировое древо северных язычников – Игдрассиль, или библейское Древо Жизни.

Птица может быть Фениксом, который, хотя и возник в языческой мифологии, но со временем стал символом воскресения Христа, веры и постоянства. Но точно так же – легко — она может быть петухом Гуллинкамби из скандинавской мифологии.

Северяне верили, что когда, после смерти, герои попадают в свой суровый рай – Вальгаллу, то там они каждый день сражаются, а вечером пируют. Утром все обитатели Вальгаллы — и победители и побежденные — просыпаются от крика петуха Гуллинкамби и все повторяется сначала. Днем бой, вечером – пир.

В стиле Маммен

Помимо толкования символов, интересна и манера их изображения. Стиль, которым они нарисованы – назовем это так – бытовал в Дании в 960-1020 годах и достаточно легко определим.

Если вы видите изображение, где нет симметрии, где отчетливо проступает богатый орнамент внутри контура того или иного предмета, наконец, если конечности изображенного зверя или птицы оформлены спиралевидным узором – значит перед нами предметы, украшенные в стиле Маммен.

Что же касается топора из Маммена, то сейчас он занимает почетное место в Национальном музее Дании.

Фото — социальная сеть «ВКонтакте»

proshloe.com

А. Л. Скворцов. Боевые топоры викингов — Статьи — Norroen Dyrd



А. Л. Скворцов. Боевые топоры викингов — Статьи — Norroen Dyrd

А. Л. Скворцов

История вооружения древних скандинавов имеет богатую и плодотворную традицию изучения, недаром сама Скандинавия, по праву, называется «арсеналом» Европы, в этом регионе только мечей различных типов было найдено свыше 2000 экземпляров. Зарубежными и отечественными оружиеведами [1] была проведена огромная работа по типологизации и датировке вооружения. Однако основное внимание всегда уделялось, по преимуществу, клинковому оружию, в то время как боевым топорам, за редким исключением, посвящалось всего лишь несколько строк.

Топор — одно из древнейших орудий, используемых человеком. На протяжении веков он исправно служил ему как в хозяйстве, так и на войне. Боевые топоры использовали египтяне, хетты, греки, китайцы и воины многих других древних цивилизаций. В эпоху владычества Рима за топором укрепилась репутация оружия «варваров». И действительно, среди таких врагов Империи, как кельты и германцы, этот тип оружия имел достаточно широкое распространение. Однако после падения Рима топор, по сути дела, был забыт в военном деле Европы, и то, что он был введен в употребление в IX–X вв., особенно в Англии и Ирландии, произошло исключительно благодаря викингам, среди которых никогда не ослабевала его популярность.

В своем развитии топор прошел путь от хозяйственного и универсального орудия до узкоспециализированного оружия. Унаследованные от предшествующих периодов типы А (вся типология дана по Я. Петерсену [2]) — с симметричным профилем и малозагнутым типом лезвия, и В — с асимметричным профилем, с резким изгибом в нижней части и так называемым «бородатым» (т. е. с оттянутым вниз) лезвием, модернизируются, вырабатываются различные варианты «бородатого» топора, примерами могут послужить типы C и D. Именно топоры с «бородкой» некоторыми исследователями [3] воспринимаются как специфически скандинавские. Наибольшее разнообразие типов приходится на вторую половину IX века. Происходит совершенствование модели широколезвийного топора. Появляется тип K-асимметричный с незначительным изгибом вверху и длинным поверхностным изгибом внизу. Возникает тип L — с формой лезвия, изогнутой вниз и внутрь, позволяющий наносить более эффективный удар сверху. Этот поиск наиболее эффективных форм завершается в конце X в. определенной унификацией, выразившейся в боевой секире, так называемом широком топоре (breiðøx) исландских саг [4]. Сложился тип M — асимметричный, с длинным, постепенным изгибом на верхнем усе и коротким постепенным изгибом на нижнем усе. Возможно, распространенность этого типа топора являлась ответом на увеличивающееся использование в военном деле кольчуги [5]. Существует проблематичность в конструкции некоторых топоров. Учеными, в частности, было подмечено, что у топоров основная часть гораздо толще края лезвия, которое было наварено, по всей вероятности, из более качественного металла [6]. Неясным остается вопрос о применении викингами комбинированного оружия, сделанного на основе топора. Вполне вероятно, что скандинавы использовали некие прото-алебарды, которые игнорировались в погребальных обычаях. И, возможно, именно они скрываются под такими сложнопереводимыми терминами, как, к примеру, «atgeir» [7].

Боевой топор, как уже говорилось выше, зачастую воспринимается как вспомогательное, вторичное, оружие по отношению к мечу. Это оружие земледельца, а не воина-профессионала. В подтверждение выдвигается целый ряд аргументов: топор технологически легче изготовить, чем меч, т. е. он относительно дешев, а значит, и более доступен; во-вторых, меч более эффективное и сложное в плане применения оружие, и для хорошего владения им необходимы долгие годы тренировки. Подразумевается, что у рядового земледельца нет ни лишнего времени, ни лишних средств, и топор, таким образом, являясь, как уже говорилось выше, универсальным орудием, становился более предпочтительным для непрофессионала, чем, скажем, меч. Именно меч в нашем сознании является необходимым атрибутом воина, доказательством его героичности и принадлежности к воинскому сословию. Однако, как нам кажется, такая точка зрения по отношению к рассматриваемому периоду во многом стереотипна и сложилась в целом под влиянием материалов классического средневековья.

Действительно, топор было легче изготовить, и он, вероятно, был не так дорог, как хороший меч, однако только этот факт не мог послужить причиной выбора того или иного оружия. Единственным основанием для выбора служили эффективность оружия и личная привязанность воина к нему. Среди недостатков топора отмечали следующий: поскольку боевой топор имел значительный вес, то воин, использовавший его в бою, должен был обладать немалой физической силой. Таким образом, удары топором были достаточно прямолинейны, проводились с широкого замаха, давая тем самым воину с более легким и гибким мечом значительные преимущества, что и послужило причиной постепенного вытеснения топора из широкого пользования. Однако подобные утверждения неприменимы по отношению ко всей эпохе викингов. Начать с того, что вес боевого топора, по сути, не превышал веса стандартного меча, который, в свою очередь, был исключительно рубящим оружием на протяжении всей эпохи. И для проведения эффективного удара мечом требовался не меньший замах. Необходимо помнить, что поединки того времени были отнюдь не изящным фехтованием, дело решалось двумя-тремя ударами, преимущество имел лучше подготовленный человек, и топор, и меч в этом плане были оружием равноценным.

Если судить по письменным и археологическим источникам, этот тип оружия был весьма популярен в среде знатных воинов. Норвежский конунг Олаф Святой являлся обладателем секиры с весьма выразительным именем — «Хель» (богиня смерти древних скандинавов). Эйрик, сын Харальда Прекрасноволосого, носил прозвище «Кровавая секира», что наверняка отражает его предпочтение в выборе оружия. Нередкие упоминания в сагах о секирах, «выложенных серебром», нашли свое подтверждение в находках археологов. В частности, может быть названа знаменитая Маменнская секира, вся поверхность которой искусно украшена серебряными нитями, образующими причудливые узоры [8]. Такой декорированный топор, естественно, подчеркивал статус их владельца и никоим образом не являлся общинным инструментом для работы с деревом. Не лишним было бы вспомнить и захоронение Саттон-Ху. Судя по богатству этого погребения, покойный был одним из крупных вождей англов или саксов, пришедших с континента. На фоне произведений искусства, сопровождающих вождя в последний путь, топор, причем без каких-либо украшений, смотрится достаточно блекло, однако, вполне вероятно, отражает прижизненный выбор этого оружия покойным.

Вообще, судя по письменным и археологическим источникам, декорированные боевые топоры не были редкостью. Наиболее типичным было обматывание рукояти «…золотой нитью…»; более богатые и знатные личности могли украсить полотно топора серебряной нитью, как в случае с Маменнской секирой или получить что-либо подобное в дар от конунга. Небольшие топорики, помимо всего прочего, могли служить и в качестве символа старейшины или главы дома. В одной из саг, вероятно, один из самых миролюбивых ее персонажей, Ньяль, берет, отправляясь с визитом к своему другу, маленькую секиру, увитую серебром [9]. И это несмотря на то, что слезать без посторонней помощи с коня, по причине солидного возраста, он уже не может. Небольшой топорик, если верить саге, был и в руках десятилетнего Олафа, сына Трюггви, когда он, прогуливаясь по Новгородскому базару, встретил своего давнего обидчика и, не задумываясь, применил этот топорик в деле, размозжив несчастному голову [10].

В среде профессиональных воинов боевой топор занимал достойное место. Пик популярности, по всей видимости, приходится на X–XI века. Именно к этому периоду относится создание целых подразделений, отличительным знаком которых стал боевой топор. Это знаменитые хускарлы, увековеченные на ковре из Байе, и не менее знаменитая секироносная гвардия византийских императоров. Их широколезвенные секиры были отнюдь не парадным оружием и эффективно использовались на поле боя. Несмотря на относительно небольшую, 20–25 см., рабочую поверхность, удар за счет длинного древка, удерживаемого двумя руками, получался сокрушительным. Этого удара, по всей видимости, не сдерживал ни один вид тогдашнего защитного вооружения, такая секира с легкостью раскалывала щиты, пробивала шлемы и разрывала кольчуги. Именно благодаря этим свойствам секира известна нам под такими кеннингами, как «ведьма щита» или «ведьма кольчуги» [11].

Любопытным является и тот факт, что Скандинавский эпос и миф практически полностью игнорируют боевой топор. И это при том, что топор являлся оружием достаточно распространенным и в определенный момент не менее престижным, чем меч. Более того, топор выступает в литературе в достаточно мрачном свете, будучи тесно связанным с потусторонним миром. Это подтверждают уже приведенные кеннинги и имя секиры Олафа Святого — «Хель». Другая известная нам секира обладает не более светлым прозвищем «Великанша битв». И вообще, если верить словам Снорри Стурлусона, «люди называли топоры именами троллей» [12]. В тоже время некоторые образцы так называемых «молоточков Тора», амулета, широко распространенного в Скандинавии, по своей форме ближе к топору, чем к молоту, который, в свою очередь, и являлся символом столь почитаемого бога Тора. В этом свете можно предположить, что наделение боевого топора приведенными выше эпитетами связано с влиянием христианского мировоззрения. В частности, не следует забывать, что вся «Старшая Эдда», тексты многочисленных сказок, легенд и саг известны нам лишь в списках, относящихся, в основном, к XII–XIII векам. Вполне возможно, скрипторами была проведена некоторая ревизия текстов, сокращение и переосмысление сакральности некоторых атрибутов языческой эпохи. В пользу этого говорит и судьба другого оружия — копья. В литературе копье предстает первоначально как оружие богов, им вооружен Один у скандинавов и Луг у ирландцев, и одновременно с этим копье оказывается тесно связанным с черной магией, болезнями и смертью [13].

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в период IX–XI вв. в Северной Европе боевой топор широко использовался в военном деле и был равноправным соперником меча, не только не уступавшим, но нередко и превосходившим его по своим боевым качествам. Именно боевые скандинавские топоры предопределили широкое распространение простых по стилю топоров в средние века. Изменения, произошедшие в военном деле в XI–XII вв., несомненно, уменьшили популярность этого оружия, но, в свою очередь поставили новые цели и выработали новые формы. Однако это уже тема для отдельного разговора.

Примечания

1. Petersen J. De vikingesverd. Een typologisk-kronologisk studie over vikingetidens vaaben. Kristiania, 1919. Кирпичников A. H. Древнерусское оружие. Т. I–III. Л., 1966.

2. Petersen J. Op. cit.

3. Harrison M. Viking hersir. L., 1995. С. 50.

4. Берков В. П. Исландско-русский словарь. M., 1962.

5. Harrison M. Op. cit.

6. Harrison M. Op. cit.

7. Исландские викингские саги о Северной Руси. M., 1996. С. 68.

8. Викинги: Набеги с Севера. M., 1996. С. 82.

9. Исландские саги. Ирландский эпос. M., 1973. С. 210.

10. Стурлусон Снорри. Круг земной. M., 1995. С. 110.

11. Исландские саги. Ирландский эпос.

12. Младшая Эдда. Л., 1970. С. 67.

13. Предания и мифы средневековой Ирландии. M., 1991.

Источник: Тюменский исторический сборник, вып. 3. Издательство Тюменского Государственного Университета, 1999.

OCR: Halgar Fenrirsson

Copyright © Tim Stridmann

norroen.info

Боевой Топор Викинга – заказать на Ярмарке Мастеров – ENR3DRU

Топор, наверное, самый типичный пример хозяйственного орудия, превратившегося в оружие. Этим объясняют его широкое распространение и присутствие практически у всех народов до появления таких чисто боевых видов оружия, как меч. Но и после распространения меча боевой топор, особенно на Западе, был, пожалуй, его самым главным соперником.

Изготовить топор значительно проще, чем меч. Он более многофункционален. На ближней дистанции может быть использован и как метательное оружие, легко пробивающее вражескую защиту. Сила рубящего удара топором очень велика за счет его большой массы и относительно короткой по сравнению с мечом длины лезвия.

Углами лезвия можно не только цеплять противника, но и наносить ему тычковые удары. Как боевая часть может работать и обух, а его рукоять может заканчиваться набалдашником или острием.

Топором можно работать как одной, так и двумя руками. Возможность взять его широким хватом дает его владельцу преимущества в ближнем бою. Топор очень эффективен против противника в доспехах. Им, как и дубиной, можно просто промять доспех, если его не удалось прорубить, оглушить противника, ошеломить его. Вообще, пробивная сила топора очень велика.

Двуручный топор или большой топор, имеющий длину рукояти до одного метра, держат двумя руками как за конец, так и широким хватом, что дает возможность блокировать часть ударов рукоятью, наносить удары и отбивы вторым концом, который часто снабжается лезвием или наконечником.

Очень хорошей считалась техника боя с топором скандинавских викингов, чьи боевые секиры имели вид колуна, против которого практически не спасали любые доспехи. И хотя такие секиры, доходившие воину до плеча, отдельные герои умудрялись даже кидать, техника владения ею была достаточно разнообразной и включала в себя не только рубящие удары, но и тычковые отбивы верхней кромкой топора.

Так можно было не только отбить меч противника, но и попробовать серьезно повредить его кисть, а дугообразная траектория движения давала возможность, нейтрализовав таким образом оружие противника, легко нанести ему следующим движением удар в полную силу. В тесной схватке активно использовался и второй конец секиры, которым наносились чувствительные тычки. Конница рубилась боевым топором датского типа, который также имел полукруглую форму. Верхнее острие этого типа секиры было удлиненным, а рукоять имела небольшой изгиб кверху, что увеличивало силу удара. Рубились таким топором, держа его двумя руками за рукоять и приподнимаясь на стременах

Хорошо знали боевой топор и древние славяне. Археологические раскопки, особенно Северной Руси, показывают, что количество боевых топоров там раза в два превосходило количество мечей.

www.livemaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *