Крейсер «Фрунзе». Атомные крейсера типа Киров

Крейсер «Фрунзе»

25 февраля 1978 г. были открыты штаты на второй крейсер типа «Киров», который получил название «Фрунзе». Некоторый перерыв в строительстве обьясняется тем, что на вооружении ВМФ СССР появились новые высокоэффективные комплексы ракетного, артиллерийского, радиоэлектронного оружия, которое решено было устанавливать на серийные корабли. Корректировка проекта проводилась главным конструктором В.А. Переваловым, уже под новым индексом 1144.2.

Не касаясь многих внутренних переделок, отметим лишь новые системы оружия: это, во- первых, заменивший громоздкую «Метель» и торпедные аппараты приспособленный для надводного старта комплекс ПЛУР «Водопад», который по габаритам ненамного превосходит 533-мм торпедный аппарат, поэтому и установлен на его месте. Добавила ударных возможностей и повысила дальность артиллерийского огня новая спаренная 130-мм пушка АК-130, перенесены на надстройку кормовые 30-мм автоматы АК-630М. Вместо системы радиоэлектронной борьбы «Ограда» была внедрена более совершенная- «Кантата-М». Была установлена также новая унифицированная боевая информационная система «Лесоруб-1144.2». Комплекс связи «»Цунами» был заменен на «Кристалл-Б». К сожалению, планировавшийся к установке комплекс ЗУР «Кинжал» так и не успел, поэтому оставили ЗРК «Оса», с переносом станции управления на площадку перед рубкой, хотя место для «Кинжала» зарезервировано. Наибольшее водоизмещение составило 26400 т.

«Фрунзе» был заложен 27 июля 1978 года под заводским N 801, на Балтийском заводе, спущен на воду 26 мая 1981 года, по приказу Главкома от 7 декабря 1983 г. зачислен в состав ВМФ.

30 октября 1984 года, после окончания испытаний, вместе с подписанием приёмного акта корабль был допущен к эксплуатации и боевому применению ядерного оружия. Первый подьём Военно- Морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 года, в честь 100- летия со дня рождения М.В. Фрунзе. Эта дата приказам Министра обороны СССР была установлена как день корабля.

С 21 августа по 12 ноября 1985 года «Фрунзе» под командованием капитана 1 ранга Е. Здесенко совершил межфлотский переход, прибыв на ТОФ (вместе с эсминцем «Осмотрительный»). За время перехода корабль заходил в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Аден (Ю.Йемен) и в Камрань (Вьетнам). В следующем году корабль выходил в северную часть Тихого океана для слежения за КУГ США.

В дальнейшем крейсером командовали капитан 2 ранга М.Щербаков (1988-90), капитан 1 ранга Е.Добрышев (1991-93), затем капитан 1 ранга В.Вороков. Благодаря Владимиру Патовичу Воронову автору удалось побывать на этом корабле и получить представление о том, что такое крейсер.

27 мая 1992 года «Фрунзе» получил новое имя- «Адмирал Лазарев». Переименование экипаж встретил болезненно (как и все остальные, кстати) и в буклете, посвященном 10- летию вступления корабля в строй, новое имя крейсера не упомянуто ни разу!

В настоящее время корабль стоит у причала бухты Абрек. Координатор организации «Гринпис» Д.Хэндлер, побывавший в базе, пришел к следующему выводу: «По некоторым сообщениям, на кораблях нет специалистов, знакомых с процедурами перезарядки реакторов, да и общий уровень операторов реакторов на этих кораблях считается не самым высоким. Начало операции по перезарядке реакторов «Адмирала Лазарева» было запланировано на конец 1993 г… По некоторым сообщениям, ионообменные смолы фильтруют 1-й и 3-й контуры реакторов крейсера и их активность довольно высока. В общем, состояние крейсера можно охарактеризовать как небоеспособное. Главным источником энергии для корабля являются 2 его реактора, но парогенераторы изношены до такой степени, что не позволяют ввести их в эксплуатацию»…

Схемы общего расположения крейсеров, приведенные И одному масштабу из разных справочников. — немецкого «Вейерса» и карманного «Джена» за 1995 г. Видно, как в процессе постройки изменялся сулузт кораблей: на первом- в корме два орудия 100 лш, на кормовой мачте большая заметная антенна космической связи, РАС управления» Метелью» (перед рубкой). На втором уже 1- 130 мм орудие, в корме нет скорострельных АК-630, нет антенны космической связи, перед рубкой уже РЛС «Оса». На третьем корабле появился «Кортик» (перед рубкой и на надстройке), а на кормовой мачте плоская ФАР «Фрегат- МА». На четвертом- на кормовой надстройке установлена коробчатая РЛС управления ЗУР “Кинжал», перед рубкой пока ничего не установлено, а РЛС на рубке нового типа, с подьёмной решеткой.

Что любопытно- все схемы, даже нарисованные З.Брейером для «Вейерса», в одинаковых местах никак не совпадают между собой по силуэту, по высоте и очертаниям деталей.

1 CG: Admiral USakov (77)

CG: Admiral Lazarev

ADMIRAL NAKHIMOV

TAPKP «Петр Великий» Тяжелый атомный ракетный крейсер 1 ранга “Петр Великий»

Подхватил эти «сообщения» и «Джен», сообщив в выпуске 1995-96 гг. о том, что «Адмирал Лазарев» планируется вывести из боевого состава. На самом деле всё, что выведал Хендлер, можно опровергнуть «с точностью до наоборот». На крейсере из-за аварии, не связанной с энергоустановкой, сработала аварийная защита и реакторы были заглушены. Причину устранили быстро, но по заведенному порядку, разрешение на Пуск реактора даёт Командующий флотом. Поскольку руководство на ТОФ меняется довольно часто, то ни один из них не стал (возможно, не успевал) такую команду давать. Таким образом никакие парогенераторы там не изношены, а активная зона, напротив, сэкономлена. Крейсер боеспособен, хотя, конечно, длительная стоянка у пирса сказывается как на корабле, так и на экипаже.

Бортовые номера: 190 (1984), 050 (1985), 750 (1985), 028 (1986), 014 (1987), 010 (1991), 015(1994)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Крейсера Тихоокеанского флота СССР — volcha57

В канун празднования Дня ВМФ и последних дискуссий в песочнице, решил вспомнить все крейсера, которые несли службу на КТОФ в постовоенные годы.
Почему именно крейсера…Наверное потому, что крейсер, наиболее функциональный и многоцелевой корабль. И именно крейсерская служба, являлась лучшей кузнеце кадров для флота.
Недаром на флоте говорили, «если хочешь усвоить Корабельный устав, отслужи на крейсере»
 Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что и в подводном флоте есть свои крейсера (РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения). А этих самых РПКСН на ТОФ было две дивизии. Речь пойдет только о надводных крейсерах. И так…..

Самый многочисленный класс крейсеров на ТОФ был представлен легкими артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис.
1. Легкий крейсер проекта 68-бис «Александр Суворов» годы службы 1951 -1992

1978 года, стенка «Дальзавода»

Стрельбы в Тихом океане

2. Легкий крейсер проекта 68-бис «Дмитрий Пожарский» годы службы 1952-1990
(мой любимый крейсер. Я на нем проходил крейсерскую практику на 1 и 2 курсах)
на фото крейсер стоит в парадном строю на День ВМФ

в Амурском заливе

Крейсера Пожарский и Суворов в «Дальзаводе» перед отправкой в бухту Труда

3 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Лазарев» годы службы 1952-1991

на рейде Диксона. День ВМФ 1956 год

4 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Сенявин» годы службы 1951-1992 годы
в 1966 модернизирован в проект 68у-2 (корабль управления)
Вместо кормовых башен устроена вертолетная площадка и ангар. Установлен ЗРК «Оса» и АК-230

Крейсер «Сенявин» на артиллерийских стрельбах в заливе Петра Великого у острова Желтухина

Следующий класс крейсеров ВМФ представлен ракетными крейсерами проекта 58
Эти корабли рождены в период хрущевского сокращения вооруженных сил и отказа от развития океанского флота. Считалось, что ракеты и так смогут долететь куда надо.
Поэтому появились крейсера водоизмещением 5000 тонн и с соответствующей автономностью плавания, но вооруженные мощным по тем временам комплексом ПКРК П-35

1. Ракетный крейсер проекта 58 «Варяг» 1961  -1991

На 33 причале, в окружении БПК и СКРов

2. Ракетный крейсер проекта 58 «Адмирал Фокин» года службы 1960 -1995
до 1964 года носил имя «Владивосток»
В море

На Новом пирсе в Техасе.

Нестандартным типом крейсера так же был крейсер проекта 1134 «Владивосток» изначально это был БПК, но затем его перевели в разряд ракетных крейсеров.
На ТОФ был всего один представитель этого проекта из 4-х построенных  В 1980 году на ТОФ с Северного флота был переведен систершип, ракетный крейсер «Севастополь»
1. Ракетный крейсер проекта 1134 «Владивосток» года службы 1964 -1991

в Абреке

 2.  Ракетный крейсер проекта 1134 «Севастополь» на ТОФ с 1980 года годы службы 1966 — 1990
Единственное фото, «Севастополя» на ТОФ, которое мне удалось найти. Крейсер отходит от Нового пирса в Техасе*

в конеце 70-х в СССР начали строительство авианесущих  кораблей. Первыми были построены Противолодочные крейсера (вертолетоносцы) проекта 1123
«Москва» и «Ленинград» У нас на ТОФ их к счастью не было.
Затем были построены тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Два корабля этого проекта несли службу у нас на флоте. По большому счету, корабли тоже были не удачными, т.к не могли полноценно выполнять ни функции авианосца, ни функции крейсера.
1. тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск» годы службы 1972-1994
1981 год, рейд Владивостока

2 Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Новороссийск» годы службы 1975-1994

1985 год, ткр «Новороссийск» на выполнении задач

В 1985 году на ТОФ пришел тркр «Фрунзе». Это был второй корпус крейсеров проекта 1134 типа «Киров»
Всего было построено 4 корабля этого проекта: «Киров» «Фрунзе» «Калинин» «Петр Великий»
В строю сейчас находится только «Петр Великий». Остальные корпуса ожидают модернизации
Крейсер «Фрунзе» был переименован в «Лазарев»
Крейсера этого проекта по праву считаются одними из лучших в мире, практически по всем показателям.

1. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Фрунзе» годы службы 1978 по настоящее время

Сейчас ТОФ представлен только одним крейсером. Это крейсер проекта 1164 «Варяг»  (ранее «Червона Украина»)
Корабли этого проекта во многом повторяют проект 1144, за исключением энергетической установки и меньшего размера.
В свое время, за своеобразное размещение ракетных пусковых установок, крейсера этого проекта называли «свирепым оскалом социализма»

1.Гвардейский Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» годы службы 1979 —

Все эти великолепные корабли, в разное время несли службы в мировом океане и выполняли самые различные задачи по обеспечению безопасности Родины.
Их командиры и экипажи, многое сделали для нашего города и края. И было бы правильнее, если бы мы больше уделяли внимания не псевдоистории…а настоящей истории нашего края
Я уверен, что среди командиров и офицеров наших крейсеров можно найти достойных людей, которых нужно вписать в страницы истории города…
Всех с наступающим Днем ВМФ России!!!

volcha57.livejournal.com

Крейсера Тихоокеанского флота СССР — НА ТИХООКЕАНСКОМ РУБЕЖЕ

В канун празднования Дня ВМФ и последних дискуссий в песочнице, решил вспомнить все крейсера, которые несли службу на КТОФ в постовоенные годы.
Почему именно крейсера…Наверное потому, что крейсер, наиболее функциональный и многоцелевой корабль. И именно крейсерская служба, являлась лучшей кузнеце кадров для флота.
Недаром на флоте говорили, «если хочешь усвоить Корабельный устав, отслужи на крейсере»
 Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что и в подводном флоте есть свои крейсера (РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения). А этих самых РПКСН на ТОФ было две дивизии. Речь пойдет только о надводных крейсерах. И так…..

Самый многочисленный класс крейсеров на ТОФ был представлен легкими артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис.
1. Легкий крейсер проекта 68-бис «Александр Суворов» годы службы 1951 -1992

1978 года, стенка «Дальзавода»

Стрельбы в Тихом океане

2. Легкий крейсер проекта 68-бис «Дмитрий Пожарский» годы службы 1952-1990
(мой любимый крейсер. Я на нем проходил крейсерскую практику на 1 и 2 курсах)
на фото крейсер стоит в парадном строю на День ВМФ

в Амурском заливе

Крейсера Пожарский и Суворов в «Дальзаводе» перед отправкой в бухту Труда

3 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Лазарев» годы службы 1952-1991

на рейде Диксона. День ВМФ 1956 год

4 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Сенявин» годы службы 1951-1992 годы
в 1966 модернизирован в проект 68у-2 (корабль управления)
Вместо кормовых башен устроена вертолетная площадка и ангар. Установлен ЗРК «Оса» и АК-230

Крейсер «Сенявин» на артиллерийских стрельбах в заливе Петра Великого у острова Желтухина

Следующий класс крейсеров ВМФ представлен ракетными крейсерами проекта 58
Эти корабли рождены в период хрущевского сокращения вооруженных сил и отказа от развития океанского флота. Считалось, что ракеты и так смогут долететь куда надо.
Поэтому появились крейсера водоизмещением 5000 тонн и с соответствующей автономностью плавания, но вооруженные мощным по тем временам комплексом ПКРК П-35

1. Ракетный крейсер проекта 58 «Варяг» 1961  -1991

На 33 причале, в окружении БПК и СКРов

2. Ракетный крейсер проекта 58 «Адмирал Фокин» года службы 1960 -1995
до 1964 года носил имя «Владивосток»
В море

На Новом пирсе в Техасе.

Нестандартным типом крейсера так же был крейсер проекта 1134 «Владивосток» изначально это был БПК, но затем его перевели в разряд ракетных крейсеров.
На ТОФ был всего один представитель этого проекта из 4-х построенных
1. Ракетный крейсер проекта 1134 «Владивосток» года службы 1964 -1991

в Абреке

в конеце 70-х в СССР начали строительство авианесущих  кораблей. Первыми были построены Противолодочные крейсера (вертолетоносцы) проекта 1123
«Москва» и «Ленинград» У нас на ТОФ их к счастью не было.
Затем были построены тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Два корабля этого проекта несли службу у нас на флоте. По большому счету, корабли тоже были не удачными, т.к не могли полноценно выполнять ни функции авианосца, ни функции крейсера.
1. тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск» годы службы 1972-1994
1981 год, рейд Владивостока

2 Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Новороссийск» годы службы 1975-1994

1985 год, ткр «Новороссийск» на выполнении задач

В 1985 году на ТОФ пришел тркр «Фрунзе». Это был второй корпус крейсеров проекта 1134 типа «Киров»
Всего было построено 4 корабля этого проекта: «Киров» «Фрунзе» «Калинин» «Петр Великий»
В строю сейчас находится только «Петр Великий». Остальные корпуса ожидают модернизации
Крейсер «Фрунзе» был переименован в «Лазарев»
Крейсера этого проекта по праву считаются одними из лучших в мире, практически по всем показателям.

1. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Фрунзе» годы службы 1978 по настоящее время

Сейчас ТОФ представлен только одним крейсером. Это крейсер проекта 1164 «Варяг»  (ранее «Червона Украина»)
Корабли этого проекта во многом повторяют проект 1144, за исключением энергетической установки и меньшего размера.
В свое время, за своеобразное размещение ракетных пусковых установок, крейсера этого проекта называли «свирепым оскалом социализма»

1.Гвардейский Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» годы службы 1979 —

Все эти великолепные корабли, в разное время несли службы в мировом океане и выполняли самые различные задачи по обеспечению безопасности Родины.
Их командиры и экипажи, многое сделали для нашего города и края. И было бы правильнее, если бы мы больше уделяли внимания не псевдоистории…а настоящей истории нашего края
Я уверен, что среди командиров и офицеров наших крейсеров можно найти достойных людей, которых нужно вписать в страницы истории города…
Всех с наступающим Днем ВМФ России!!!

pressa-tof.livejournal.com

Крейсера Тихоокеанского флота СССР — Блог Александра Шакуна — ЖЖ

В канун празднования Дня ВМФ и последних дискуссий в песочнице, решил вспомнить все крейсера, которые несли службу на КТОФ в постовоенные годы.
Почему именно крейсера…Наверное потому, что крейсер, наиболее функциональный и многоцелевой корабль. И именно крейсерская служба, являлась лучшей кузнеце кадров для флота.
Недаром на флоте говорили, «если хочешь усвоить Корабельный устав, отслужи на крейсере»
 Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что и в подводном флоте есть свои крейсера (РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения). А этих самых РПКСН на ТОФ было две дивизии. Речь пойдет только о надводных крейсерах. И так…..

Самый многочисленный класс крейсеров на ТОФ был представлен легкими артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис.
1. Легкий крейсер проекта 68-бис «Александр Суворов» годы службы 1951 -1992

1978 года, стенка «Дальзавода»

Стрельбы в Тихом океане

2. Легкий крейсер проекта 68-бис «Дмитрий Пожарский» годы службы 1952-1990
(мой любимый крейсер. Я на нем проходил крейсерскую практику на 1 и 2 курсах)
на фото крейсер стоит в парадном строю на День ВМФ

в Амурском заливе

Крейсера Пожарский и Суворов в «Дальзаводе» перед отправкой в бухту Труда

3 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Лазарев» годы службы 1952-1991

на рейде Диксона. День ВМФ 1956 год

4 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Сенявин» годы службы 1951-1992 годы
в 1966 модернизирован в проект 68у-2 (корабль управления)
Вместо кормовых башен устроена вертолетная площадка и ангар. Установлен ЗРК «Оса» и АК-230

Крейсер «Сенявин» на артиллерийских стрельбах в заливе Петра Великого у острова Желтухина

Следующий класс крейсеров ВМФ представлен ракетными крейсерами проекта 58
Эти корабли рождены в период хрущевского сокращения вооруженных сил и отказа от развития океанского флота. Считалось, что ракеты и так смогут долететь куда надо.
Поэтому появились крейсера водоизмещением 5000 тонн и с соответствующей автономностью плавания, но вооруженные мощным по тем временам комплексом ПКРК П-35

1. Ракетный крейсер проекта 58 «Варяг» 1961  -1991

На 33 причале, в окружении БПК и СКРов

2. Ракетный крейсер проекта 58 «Адмирал Фокин» года службы 1960 -1995
до 1964 года носил имя «Владивосток»
В море

На Новом пирсе в Техасе.

Нестандартным типом крейсера так же был крейсер проекта 1134 «Владивосток» изначально это был БПК, но затем его перевели в разряд ракетных крейсеров.
На ТОФ был всего один представитель этого проекта из 4-х построенных
1. Ракетный крейсер проекта 1134 «Владивосток» года службы 1964 -1991

в Абреке

в конеце 70-х в СССР начали строительство авианесущих  кораблей. Первыми были построены Противолодочные крейсера (вертолетоносцы) проекта 1123
«Москва» и «Ленинград» У нас на ТОФ их к счастью не было.
Затем были построены тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Два корабля этого проекта несли службу у нас на флоте. По большому счету, корабли тоже были не удачными, т.к не могли полноценно выполнять ни функции авианосца, ни функции крейсера.
1. тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск» годы службы 1972-1994
1981 год, рейд Владивостока

2 Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Новороссийск» годы службы 1975-1994

1985 год, ткр «Новороссийск» на выполнении задач

В 1985 году на ТОФ пришел тркр «Фрунзе». Это был второй корпус крейсеров проекта 1134 типа «Киров»
Всего было построено 4 корабля этого проекта: «Киров» «Фрунзе» «Калинин» «Петр Великий»
В строю сейчас находится только «Петр Великий». Остальные корпуса ожидают модернизации
Крейсер «Фрунзе» был переименован в «Лазарев»
Крейсера этого проекта по праву считаются одними из лучших в мире, практически по всем показателям.

1. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Фрунзе» годы службы 1978 по настоящее время

Сейчас ТОФ представлен только одним крейсером. Это крейсер проекта 1164 «Варяг»  (ранее «Червона Украина»)
Корабли этого проекта во многом повторяют проект 1144, за исключением энергетической установки и меньшего размера.
В свое время, за своеобразное размещение ракетных пусковых установок, крейсера этого проекта называли «свирепым оскалом социализма»

1.Гвардейский Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» годы службы 1979 —

Все эти великолепные корабли, в разное время несли службы в мировом океане и выполняли самые различные задачи по обеспечению безопасности Родины.
Их командиры и экипажи, многое сделали для нашего города и края. И было бы правильнее, если бы мы больше уделяли внимания не псевдоистории…а настоящей истории нашего края
Я уверен, что среди командиров и офицеров наших крейсеров можно найти достойных людей, которых нужно вписать в страницы истории города…
Всех с наступающим Днем ВМФ России!!!

azlok.livejournal.com

Крейсер «Фрунзе». «Атомные крейсера типа Киров»

 

25 февраля 1978 г. были открыты штаты на второй крейсер типа «Киров», который получил название «Фрунзе». Некоторый перерыв в строительстве обьясняется тем, что на вооружении ВМФ СССР появились новые высокоэффективные комплексы ракетного, артиллерийского, радиоэлектронного оружия, которое решено было устанавливать на серийные корабли. Корректировка проекта проводилась главным конструктором В.А. Переваловым, уже под новым индексом 1144.2.

Не касаясь многих внутренних переделок, отметим лишь новые системы оружия: это, во- первых, заменивший громоздкую «Метель» и торпедные аппараты приспособленный для надводного старта комплекс ПЛУР «Водопад», который по габаритам ненамного превосходит 533-мм торпедный аппарат, поэтому и установлен на его месте. Добавила ударных возможностей и повысила дальность артиллерийского огня новая спаренная 130-мм пушка АК-130, перенесены на надстройку кормовые 30-мм автоматы АК-630М. Вместо системы радиоэлектронной борьбы «Ограда» была внедрена более совершенная- «Кантата-М». Была установлена также новая унифицированная боевая информационная система «Лесоруб-1144.2». Комплекс связи «»Цунами» был заменен на «Кристалл-Б». К сожалению, планировавшийся к установке комплекс ЗУР «Кинжал» так и не успел, поэтому оставили ЗРК «Оса», с переносом станции управления на площадку перед рубкой, хотя место для «Кинжала» зарезервировано. Наибольшее водоизмещение составило 26400 т.

«Фрунзе» был заложен 27 июля 1978 года под заводским N 801, на Балтийском заводе, спущен на воду 26 мая 1981 года, по приказу Главкома от 7 декабря 1983 г. зачислен в состав ВМФ.

30 октября 1984 года, после окончания испытаний, вместе с подписанием приёмного акта корабль был допущен к эксплуатации и боевому применению ядерного оружия. Первый подьём Военно- Морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 года, в честь 100- летия со дня рождения М.В. Фрунзе. Эта дата приказам Министра обороны СССР была установлена как день корабля.

С 21 августа по 12 ноября 1985 года «Фрунзе» под командованием капитана 1 ранга Е. Здесенко совершил межфлотский переход, прибыв на ТОФ (вместе с эсминцем «Осмотрительный»). За время перехода корабль заходил в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Аден (Ю.Йемен) и в Камрань (Вьетнам). В следующем году корабль выходил в северную часть Тихого океана для слежения за КУГ США.

В дальнейшем крейсером командовали капитан 2 ранга М.Щербаков (1988-90), капитан 1 ранга Е.Добрышев (1991-93), затем капитан 1 ранга В.Вороков. Благодаря Владимиру Патовичу Воронову автору удалось побывать на этом корабле и получить представление о том, что такое крейсер.

27 мая 1992 года «Фрунзе» получил новое имя- «Адмирал Лазарев». Переименование экипаж встретил болезненно (как и все остальные, кстати) и в буклете, посвященном 10- летию вступления корабля в строй, новое имя крейсера не упомянуто ни разу!

В настоящее время корабль стоит у причала бухты Абрек. Координатор организации «Гринпис» Д.Хэндлер, побывавший в базе, пришел к следующему выводу: «По некоторым сообщениям, на кораблях нет специалистов, знакомых с процедурами перезарядки реакторов, да и общий уровень операторов реакторов на этих кораблях считается не самым высоким. Начало операции по перезарядке реакторов «Адмирала Лазарева» было запланировано на конец 1993 г… По некоторым сообщениям, ионообменные смолы фильтруют 1-й и 3-й контуры реакторов крейсера и их активность довольно высока. В общем, состояние крейсера можно охарактеризовать как небоеспособное. Главным источником энергии для корабля являются 2 его реактора, но парогенераторы изношены до такой степени, что не позволяют ввести их в эксплуатацию»…

Схемы общего расположения крейсеров, приведенные И одному масштабу из разных справочников. — немецкого «Вейерса» и карманного «Джена» за 1995 г. Видно, как в процессе постройки изменялся сулузт кораблей: на первом- в корме два орудия 100 лш, на кормовой мачте большая заметная антенна космической связи, РАС управления» Метелью» (перед рубкой). На втором уже 1- 130 мм орудие, в корме нет скорострельных АК-630, нет антенны космической связи, перед рубкой уже РЛС «Оса». На третьем корабле появился «Кортик» (перед рубкой и на надстройке), а на кормовой мачте плоская ФАР «Фрегат- МА». На четвертом- на кормовой надстройке установлена коробчатая РЛС управления ЗУР “Кинжал», перед рубкой пока ничего не установлено, а РЛС на рубке нового типа, с подьёмной решеткой.

Что любопытно- все схемы, даже нарисованные З.Брейером для «Вейерса», в одинаковых местах никак не совпадают между собой по силуэту, по высоте и очертаниям деталей.

litresp.ru

Новости дня: Тайная миссия ракетного линкора № 3 — Свободная Пресса

На Тихоокеанском флоте произошло многозначительное событие, никем, кажется, особенно не замеченное. Выведенный из боевого состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 года — «Фрунзе») прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе. Впервые за почти два десятилетия.

Почему об этом стоит поговорить? Дело в том, что долгие годы постсоветская судьба «Адмирала Лазарева» виделась весьма печальной. Второй из серии крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», он был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1980 году. В строй вступил в 1984-м. На следующий год прибыл на Тихоокеанский флот, совершив переход через Атлантику и Индийский океан. Однако заниматься своим прямым делом -противостоять угрозам со стороны американских авианосцев — «Адмиралу Лазареву» пришлось очень недолго для корабля такого класса и такой стоимости.

В 1999 году он был выведен из боевого состава ТОФа. Тогда же, казалось, кораблю подписали смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве решено было атомный крейсер готовить к утилизации. Для этого его поставили в отстой в бухту Абрек залива Стрелок в районе поселка Шкотово. Но даже в те российские политические сумерки в верхах нашлись люди, которые решили бороться за ТАРКР. Они победили наполовину. То есть, резать крейсер не стали, но в 2004—2005 годах в бухте Большой Камень с корабля выгрузили компоненты ядерного топлива. Потом разогнали остатки экипажа.

По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить его тогда пришлось около четырех часов.

Однако до сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не обнародовано. Хотя по трем другим «Орланам» в последнее время ясность все же появилась.

«Адмирал Нахимов» (до 1992 года — «Калинин») ждал капитального ремонта в Северодвинске тоже с 1999 года. В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКРа. Сегодня работа идет полным ходом и обойдется Министерству обороны как минимум в 1,5 миллиарда долларов. А поскольку модернизацию намечено завершить лишь в 2018 году, выйдет эта модернизация, скорее всего, еще дороже.

Что получим взамен? В неплохо, по мнению экспертов, сохранившемся частично бронированном корпусе ТАРКРа установят частично новые атомные двигатели. Главные перемены, естественно, касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой «Адмирала Нахимова» разместят 80 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр». Причем, последний комплекс — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»).

Понятно, что более современными станут радиолокация и гидроакустика, а также системы связи и управления. Все вместе и дало основания назвать будущий «Адмирал Нахимов» многоцелевым ракетным линкором. И уж точно — самым мощным и современным из четырех собратьев-ТАРКРов.

Уже решено, что у заводской стенки в Северодвинске «Адмирала Нахимова» после 2018 года сменит нынешний флагман Северного флота и единственный оставшийся в строю «Орлан» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при закладке в 1986 году — «Куйбышев», потом — «Юрий Андропов»»). Ему предстоит модернизация примерно по той же программе.

А вот судьба самого старого из «Орланов» ТАРКР «Адмирал Ушаков» (заложен в 1973 году, до 1992 года — «Киров») не столь счастлива. С 1999 года он дожидался модернизации в том же Северодвинске. Причем — с невыгруженной активной зоной реактора. И лишь минувшим летом объявлено, что никакой модернизации этого корабля не будет — только утилизация. Она начнется в 2016 году. В бюджете «Росатома» на 2015-й уже заложена необходимая сумма на разработку необходимой проектной документации.

Известие хоть и печальное для флота, но, по крайней мере, четкое. А вот по «Адмиралу Лазареву», как уже сказано, — молчок. С чем он может быть связан? Понятно, что этот крейсер на пять лет моложе бывшего «Кирова» и по этой причине его корпус меньше изношен. Понятно, что наши адмиралы были бы счастливы вернуть его в строй, поскольку кораблей такого класса мы не закладывали десятилетиями и, увы, строить их, скорее всего, разучились.

А как еще расценивать слова вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что неудавшаяся история с приобретением у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для наших кораблестроителей оказалось, безусловно, полезной? Потому что мы по французским лекалам на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге построили для первого из «Мистралей», уже названного в России «Владивостоком», кормовую часть. И, как сообщил, Рогозин, освоили за этим занятием современные западные технологии в деле производства крупных боевых кораблей.

Если таким образом нашим корабелам надо теперь учиться у французов — где уж тут самостоятельно строить новые крейсера? И сколько времени понадобится на восстановление забытых собственных навыков?

Словом, «Адмирала Лазарева» тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске на знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки на «Адмирале Нахимове»? Но там атомоходы разных калибров уже в очередь стоят. Причем, очень тесно.

Во всяком случае, представитель пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, опережая события, уже заявил: «Даже если будет принято решение о доставке „Адмирала Лазарева“ в Северодвинск, здесь для него просто не окажется места. Например, из двух пришедших недавно на модернизацию атомных субмарин мы смогли принять на „Звездочку“ только одну. Вторая ожидает своей очереди у причальной стенки Беломорской военно-морской базы».

Если место на заводе и освободится, то только после окончательной разделки «на иголки» ТАРКР «Адмирал Ушаков». Но когда это произойдет, если демонтаж оборудования и выгрузка ядерного топлива начнутся лишь в 2016-м? А уж резка корпуса крейсера вообще где-то за временным горизонтом?

Однако северодвинская теснота — это полбеды. Настоящая беда — как давно обездвиженного «Адмирала Лазарева» притащить в Северодвинск? Если посмотреть на карту — пути всего два. Первый — вокруг почти всей Азии, всей Африки, а потом и всей Европы через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. На такое вряд ли кто решится. О том, что может случиться, напоминает до сих пор лежащий на скалах у норвежского побережья списанный в начале 90-х артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» (проект 68-бис). Проданный в Индию и в 1994 году отправленный из Североморска под буксирами за тридевять земель, в Норвежском море он штормом был выброшен на скалы. Кто даст гарантию, что подобного не случится и с лишенным хода огромным ТАРКРом, водоизмещение которого вдвое больше, чем у «Мурманска»?

Нет, этот путь в Северодвинск для такой экспедиции точно не подойдет. Тогда, выходит, в Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути? Однако с какой бы скоростью там не таяли арктические льды, все они в ближайшие годы точно не исчезнут. И для изношенного корпуса ТАРКРа тоже могут представлять значительную опасность.

Тупик? Но ведь те, кто принимал решение затевать все же нынешний многомиллионной стоимости доковый ремонт «Адмирала Лазарева» на сравнительно слабосильном дальневосточном заводе, явно на что-то рассчитывают? На что? Ведь получается, что кроме как на Дальнем Востоке модернизировать этот корабль просто негде.

Именно так. И чтобы понять ход адмиральских мыслей, думается, стоит взглянуть на перспективы судоремонтного комплекса «Звезда», основные мощности которого расположены в Большом Камне. На нашем Дальнем Востоке это единственное предприятие, занимающееся утилизацией, ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. Для этой цели «Звезда» имеет все необходимое. Но — лишь для плавучих сооружений, доковый вес которых не превышает 13500 тонн. Для такого исполина как «Адмирал Лазарев» маловато будет.

Однако дело в том, что с 2009 года этот судоремонтный комплекс усиленно модернизируют. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» станут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (то есть в 12 раз больше, чем у наших ТАРКРов). А кроме того — гигантские газовозы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока. Вот в них-то, очевидно, «Адмирала Лазарева» можно будет и поставить. И топать крейсеру далеко не придется. Главное — не утонуть до счастливого часа. Для чего доковый ремонт «Адмиралу Лазареву» и понадобился.

Комментарий президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

«СП»: — Константин Валентинович, как, по вашему, где могут осуществить модернизацию «Адмирала Лазарева»?

— Проще всего сделать это в Северодвинске. Там, где такие работы уже проводят на «Адмирале Нахимове».

«СП»: — Это понятно. Но как «Лазарева» на Север доставить? Под буксирами через арктические моря?

— Да нет. Рискованно. Только если привести в состояние, чтобы он мог двигаться самостоятельно.

«СП»: — Это же практически невозможно. Корабль разукомплектован, ядерное топливо давно выгружено. Не безопаснее и не дешевле ли провести модернизацию на Дальнем Востоке? На той же «Звезде», где вскоре собираются строить даже супертанкеры?

— Все же супертанкер и атомный крейсер — это разные вещи.

«СП»: — Но доки в Большом Камне собираются создавать достаточных размеров.

— Доки — не самая большая проблема. Главное — демонтировать старое и установить новое вооружение, электронику. Для этого необходимо специальное инженерное оборудование. Есть ли оно в Большом Камне — я не знаю. Да и информация такого рода не подлежит разглашению.

«СП»: — Атомные подводные лодки-то там строят. И оружие на них устанавливают. Пусть другое, но все же… Чего не хватает — можно привести из Северодвинска. И бригады специалистов тоже. Если все равно тратить придется минимум 1,5 миллиарда долларов, то почему бы на это не пойти??

— Если разобраться — другого выхода, мне кажется, нет.

Снимок в открытие статьи: крейсер «Фрунзе» (сейчас «Адмирал Лазарев») в 1986 году/ Фото: wikipedia

svpressa.ru

Крейсера Тихоокеанского флота СССР — Вахтенный журнал начальника штаба — ЖЖ

В канун празднования Дня ВМФ и последних дискуссий в песочнице, решил вспомнить все крейсера, которые несли службу на КТОФ в постовоенные годы.
Почему именно крейсера…Наверное потому, что крейсер, наиболее функциональный и многоцелевой корабль. И именно крейсерская служба, являлась лучшей кузнеце кадров для флота.
Недаром на флоте говорили, «если хочешь усвоить Корабельный устав, отслужи на крейсере»
 Сразу оговорюсь, что несмотря на то, что и в подводном флоте есть свои крейсера (РПКСН — ракетный подводный крейсер стратегического назначения). А этих самых РПКСН на ТОФ было две дивизии. Речь пойдет только о надводных крейсерах. И так…..

Самый многочисленный класс крейсеров на ТОФ был представлен легкими артиллерийскими крейсерами проекта 68-бис.
1. Легкий крейсер проекта 68-бис «Александр Суворов» годы службы 1951 -1992

1978 года, стенка «Дальзавода»

Стрельбы в Тихом океане

2. Легкий крейсер проекта 68-бис «Дмитрий Пожарский» годы службы 1952-1990
(мой любимый крейсер. Я на нем проходил крейсерскую практику на 1 и 2 курсах)
на фото крейсер стоит в парадном строю на День ВМФ

в Амурском заливе

Крейсера Пожарский и Суворов в «Дальзаводе» перед отправкой в бухту Труда

3 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Лазарев» годы службы 1952-1991

на рейде Диксона. День ВМФ 1956 год

4 Легкий крейсер проекта 68-бис «Адмирал Сенявин» годы службы 1951-1992 годы
в 1966 модернизирован в проект 68у-2 (корабль управления)
Вместо кормовых башен устроена вертолетная площадка и ангар. Установлен ЗРК «Оса» и АК-230

Крейсер «Сенявин» на артиллерийских стрельбах в заливе Петра Великого у острова Желтухина

Следующий класс крейсеров ВМФ представлен ракетными крейсерами проекта 58
Эти корабли рождены в период хрущевского сокращения вооруженных сил и отказа от развития океанского флота. Считалось, что ракеты и так смогут долететь куда надо.
Поэтому появились крейсера водоизмещением 5000 тонн и с соответствующей автономностью плавания, но вооруженные мощным по тем временам комплексом ПКРК П-35

1. Ракетный крейсер проекта 58 «Варяг» 1961  -1991

На 33 причале, в окружении БПК и СКРов

2. Ракетный крейсер проекта 58 «Адмирал Фокин» года службы 1960 -1995
до 1964 года носил имя «Владивосток»
В море

На Новом пирсе в Техасе.

Нестандартным типом крейсера так же был крейсер проекта 1134 «Владивосток» изначально это был БПК, но затем его перевели в разряд ракетных крейсеров.
На ТОФ был всего один представитель этого проекта из 4-х построенных
1. Ракетный крейсер проекта 1134 «Владивосток» года службы 1964 -1991

в Абреке

в конеце 70-х в СССР начали строительство авианесущих  кораблей. Первыми были построены Противолодочные крейсера (вертолетоносцы) проекта 1123
«Москва» и «Ленинград» У нас на ТОФ их к счастью не было.
Затем были построены тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Два корабля этого проекта несли службу у нас на флоте. По большому счету, корабли тоже были не удачными, т.к не могли полноценно выполнять ни функции авианосца, ни функции крейсера.
1. тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск» годы службы 1972-1994
1981 год, рейд Владивостока

2 Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Новороссийск» годы службы 1975-1994

1985 год, ткр «Новороссийск» на выполнении задач

В 1985 году на ТОФ пришел тркр «Фрунзе». Это был второй корпус крейсеров проекта 1134 типа «Киров»
Всего было построено 4 корабля этого проекта: «Киров» «Фрунзе» «Калинин» «Петр Великий»
В строю сейчас находится только «Петр Великий». Остальные корпуса ожидают модернизации
Крейсер «Фрунзе» был переименован в «Лазарев»
Крейсера этого проекта по праву считаются одними из лучших в мире, практически по всем показателям.

1. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Фрунзе» годы службы 1978 по настоящее время

Сейчас ТОФ представлен только одним крейсером. Это крейсер проекта 1164 «Варяг»  (ранее «Червона Украина»)
Корабли этого проекта во многом повторяют проект 1144, за исключением энергетической установки и меньшего размера.
В свое время, за своеобразное размещение ракетных пусковых установок, крейсера этого проекта называли «свирепым оскалом социализма»

1.Гвардейский Ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» годы службы 1979 —

Все эти великолепные корабли, в разное время несли службы в мировом океане и выполняли самые различные задачи по обеспечению безопасности Родины.
Их командиры и экипажи, многое сделали для нашего города и края. И было бы правильнее, если бы мы больше уделяли внимания не псевдоистории…а настоящей истории нашего края
Я уверен, что среди командиров и офицеров наших крейсеров можно найти достойных людей, которых нужно вписать в страницы истории города…
Всех с наступающим Днем ВМФ России!!!

barrakuda63.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *