Гендиректор «Малахита»: подводные лодки из титана хороши, но дороги

Если заглянуть в историю, то атомные подлодки первого поколения в свое время стали абсолютно новым классом, но в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. На них отрабатывалась гидродинамика. Второе поколение обрело новые типы реакторов и радиоэлектронного оборудования. Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. У субмарин четвертого поколения увеличились ударные возможности при дальнейшем снижении физических полей, то есть повышении скрытности. Кроме того, у них появился новый комплекс радиоэлектронного вооружения, дающий преимущество в «дуэльных» ситуациях — за счет более раннего обнаружения противника.

— И каким же должно стать пятое поколение?

— Приведу лишь один из возможных путей развития. Лодка пятого поколения должна получить новые возможности за счет тесного взаимодействия с другими составляющими Вооруженных сил. Должно быть реализовано единое информационное пространство, то есть обмен данными между подлодками и надводными кораблями, с самолетами, космическими аппаратами. Лодка должна «научиться» тесно взаимодействовать со всеми остальными участниками этого пространства.

Есть же, например, принцип взаимодействия подлодки с необитаемыми аппаратами, которые, по сути, являются ее сенсорами и могут передавать данные в режиме реального времени. Лодка может собирать информацию и указывать цели для надводных кораблей. На самом деле такая концепция в «Малахите» была предложена еще в середине 1980-х годов — использовать подлодки в тесной связи с кораблями-истребителями, не имеющими такого гидроакустического насыщения, как у нее.

Правда, информационная интеграция подводных кораблей с надводными и воздушными силами противоречит самой идее подлодки как «потаенного судна». Сам факт информационного обмена является демаскирующим — ведь ты не только получаешь информацию, но и сам невольно являешься ее источником. Но это и есть та область, которая нуждается в серьезном научно-техническом заделе.

Один день из жизни моряков-подводников. Интерактивный репортаж >>

— А скорость, глубина будут иметь значение?

— Самая скоростная подлодка — это второе поколение, 661-й проект 1966 года. Она развивала скорость 44,7 узла. За это время не созданы атомоходы не то что с большей, с такой же скоростью. Скоростные возможности современного подводного флота, в общем-то, ограничиваются цифрами, достигнутыми при создании второго поколения. Это 30 узлов или чуть больше.

Максимальная глубина погружения была также зафиксирована на втором-третьем поколении и не претерпела значительных изменений. Скорее всего, дальнейшее совершенствование подводного флота лежит за пределами таких понятных всем характеристик.

Хотел бы добавить, что сегодня требуют адекватного ответа средства по обнаружению подлодок. Вполне возможно, что появятся конструкционные решения, защищающие лодки от выявления по тем параметрам, которые раньше не рассматривались как основные.

— Не так давно стало известно о восстановлении и модернизации титановых подлодок «Карп» и «Кострома«, спроектированных нижегородским ЦКБ «Лазурит«. Нужны ли такие субмарины флоту? В чем их преимущества и недостатки?

— Титановое подводное кораблестроение начиналось именно в «Малахите» в 1959 году, когда было принято решение о строительстве первой в мире атомной подлодки с титановым корпусом проекта 661. Титан как конструкционный материал обладает рядом преимуществ — он прочный, не магнитный (то есть незаметный для радаров и магнитных мин — ред.) и защищен от губительного действия ржавчины в морской воде. Титановые лодки меньшего водоизмещения, чем стальные, и более быстрые. Именно лодка 661-го проекта побила рекорд скорости в 44,7 узла, и эта скорость была достигнута в том числе благодаря применению титановых сплавов.

Недостаток титанового сплава — его высокая цена. Его стоимость превышает цену стального корпуса в 5-6 раз. Однако применение титана является обязательным для глубоководных технических средств, рассчитанных на большую глубину погружения. Например, два года назад было успешно совершено погружение на обитаемом подводном аппарате «Консул» (проект 16811) в Атлантике на глубину 6 километров.

О будущем боевых титановых подлодок сейчас сказать сложно, так как при всех их преимуществах решающую роль играет именно высокая цена и трудоемкость изготовления. С этой точки зрения применение титанового сплава для изготовления обычных многоцелевых субмарин вряд ли будет актуальным. Но титановые корпуса обладают высоким модернизационным потенциалом. А его низкий уровень магнитных полей дает еще один значительный плюс. В «Малахите» была создана лодка проекта 865 «Пиранья», у которой корпус был сделан из титановых сплавов из-за требований по скрытности. Эта лодка работает у берегов и предназначена для доставки пловцов к месту спецопераций

— Кстати, как обстоит дело с созданием новых проектов диверсионных субмарин малого водоизмещения?

— Две такие лодки были созданы в середине 1980-х годов, они успешно эксплуатировались, но в дальнейшем, к сожалению, были утилизированы. Если говорить об инозаказчике, то он в первую очередь задает вопрос о применении таких кораблей в России. К сожалению, я вынужден констатировать, что сегодня Минобороны России не проявляет интереса к лодкам такого класса и назначения. Однако мы не останавливаем работу по их усовершенствованию и используем различные альтернативные варианты не только титанового, но и стального исполнения, постоянно отслеживаем средства радиоэлектронного оборудования, боевые средства, которые могут применять пловцы. Наработки мы сохраним в любом случае.

— Какого размера могут быть диверсионные подлодки?

— Водоизмещение «Пираньи» составляло около 218 тонн. Лодка с таким же набором функций, но в стальном корпусе больше примерно на 40 процентов. При этом, естественно, мы не останавливаемся на «Пиранье» и предлагаем целый спектр лодок малого водоизмещения от 218 до 750 тонн, которые обладают возможностями не только высадки каких-то спецподразделений, но и применения торпедного оружия или забортных пусковых установок для торпед, ракет или мин. Все эти проекты сейчас есть в наличии. Более того, мы раз в три года проводим актуализацию проектов по комплектующему оборудованию.

Лодки малого водоизмещения могут конкурировать с большими субмаринами в прибрежной зоне при решении диверсионных задач, охране конкретных районов или морских баз. С этой точки зрения их область применения — это Балтийское море, Черноморский и Каспийский бассейны, в общем, все, кроме Севера.

— Могут ли они войти в состав Средиземноморской эскадры, о создании которой сейчас столько говорят?

— Для того чтобы успешно осуществлять деятельность в столь отдаленных районах, надо иметь передовые базы. Естественно, что лодка с малой автономностью не обойдется без пункта базирования. Говорить всерьез о применении таких кораблей в отрыве от инфраструктуры было бы неправильно.

— Обращалось ли Минобороны с предложением модернизировать лодки третьего поколения «Щука-Б» (проект 971)?

— За все время существования атомных многоцелевых подлодок третьего поколения ни одна из них не прошла среднего заводского ремонта. В том числе те, которые осуществляют боевую устойчивость ракетоносцев. Если говорить о проекте 971, то всего с 1984 по 2001 год было построено 15 кораблей, из них половина на Дальнем Востоке, а вторая половина — на Севмаше.

Сейчас Минобороны приняло решение о проведении ремонта подлодок третьего поколения. Если говорить конкретно о 971-м проекте, то мы два года назад выполнили и успешно защитили проект по ремонту этих субмарин. Сейчас первый корабль уже находится на судоремонтном заводе «Звездочка», и на нем вовсю идут работы. Через квартал мы закончим все чертежи по ремонту и модернизации 971-го проекта, а на «Звездочке» в это время пройдут первоочередные работы по демонтажу и проверке существующего оборудования. Уже создан контракт на изготовление нового оборудования, в первую очередь речь идет о комплексах радиоэлектронного вооружения, которым будет укомплектован этот заказ.

Через два года первая отремонтированная подлодка должна быть выведена из цеха. Как только завершатся ее испытания, она будет сдана ВМФ. Контракт сейчас заключается не на один корабль, а на всю серию — с тем, чтобы обеспечить ясную программу заводу и групповые закупки комплектующего оборудования. Обновленный 971-й проект получит при модернизации новые качества. Эти лодки, наряду со строящимися АПЛ проекта 885, составят основу морских сил общего назначения ВМФ России.

Параллельно принято решение о ремонте проектов 945 и 945А (подлодки «Карп» и «Кострома»), при этом головным исполнителем проектных работ является «Малахит», и работы по этим заказам мы осуществляем в тесном содружестве с ЦКБ «Лазурит».

— Сохраняются ли сроки строительства «Ясеней«?

— В 2011 году в Северодвинске были подписаны три контракта на создание проекта АПЛ 885 и 885-го модернизированного. Первый контракт с «Малахитом» — на разработку опытных образцов комплектующего оборудования и на их поставку на «Казань» (вторую подлодку из серии «Ясень»). Второй контракт был подписан между Минобороны и «Севмашем» на строительство и испытание «Казани». И третий — с ОСК на строительство и испытание серии модернизированных «Ясеней».

Сейчас первый корабль серии «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания и в этом году должен быть в обязательном порядке передан Минобороны. Второй, «Казань», сейчас находится на стапелях «Севмаша». Предстоит построить еще пять кораблей модернизированной серии. Вопрос закладки третьего «Ясеня» обсуждается, и это в определенной степени вопрос политический. С технической точки зрения строительство этого корабля началось на следующий день после подписания контракта. На сегодняшний момент это конкретные секции на стапеле. Техническая готовность лодки составляет более 10 процентов. Закладка может быть проведена в этом году.

ria.ru

Россия восстановит титановые подводные лодки | Статьи

Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться. 

Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым. 

— Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил собеседник «Известий». 

Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла». 

Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления. 

Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

— По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки». 

Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии». 

— Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, — добавил судоремонтник.

По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.

Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.

Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.

— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.

Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное решение. 

— Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше, — пояснил Кравченко.

Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево. 

iz.ru

Подводная лодка для метановых морей Титана: za_neptunie — LiveJournal

                              Источник.

       Год назад я уже писал, что NASA разрабатывает проект подводной лодки для исследования метановых водоёмов Титана. Моря на Титане являются наиболее похожим аналогом земных океанов во всей Солнечной Системе. Поэтому при всей фантастичности, это проект может быть реализован в недалеком будущем. Вчера встретил по этому поводу интересную свежую ссылку от 4 июля, поэтому решил перечислить технические детали проекта более подробно.


      В общих чертах проект описан в докладе мартовской конференции по Луне и планетам. Вес аппарата будет составлять 1 тонну, питание осуществляться от радиоизотопного генератора, планируемое время доставки на Титан — 2040 год. За 90-дней на Титане подводный аппарат должен совершить плавание длиной в 2 тысячи километров по периметру моря Кракена, а также исследовать его наиболее глубокую часть:

    План плавания по морю Кракена. Кракен-1 – это планируемая точка посадки, в центре моря. После ходовых испытаний подлодка поплывет на север, что бы наблюдать приливы в проливе между морями Кракена и Лигейи. Затем она изучит западное побережье моря Кракена. Средняя скорость движения при этом составит около 1 метра в секунду. Возможная расширенная миссия может продолжить плавание во вторую часть моря (Кракен-2), а также в море Лигейи, если вход в него окажется достаточно глубоким.

        Создание подлодки облегчает факт, что в настоящее время уже созданы автономные подводные аппараты. Для передачи данных планируется использовать большую фазированную антенну, которая будет расположена в спинном плавнике. При этом не потребуется орбитальный ретранслятор. Значительной проблемой при создании подлодки является большой возможный диапазон плотности в местных морях: от 450 до 670 кг на м3, что намного больше разницы в плотности между пресной и соленой водой. Пока текущие данные указывают, что средняя плотность в море Кракена скорее всего близка к 650 кг на м3 за счет того, что море богато этаном.

      Внешний и внутренний вид аппарата. Двигатели расположены сзади, сверху расположена фазированная антенна для передачи данных, спереди камеры для фотографирования. Снизу расположены сонары, камера для фотографирования дна, а также устройство для забора проб донного грунта. Сбоку видны две цилиндрических ёмкости для балласта. Источник.

       При создании аппарата требуется решить проблему отвода тепла от радиоизотопного генератора. Дело в том, что температура кипения жидкости в местных морях гораздо ближе, чем в земных океанах. Поэтому возникает проблема кавитации даже в состоянии покоя. Кроме того, акустические эхолоты должны быть расположены достаточно далеко от источников тепла, чтобы пузырьки кипящей жидкости не мешали их работе. Ожидается, что глубина моря Кракена превышает 300 метров. Здесь я писал о последних исследованиях по этому поводу.

    Источник.

      Также большой проблемой является доставка подлодки через межпланетное пространство. Современные спускаемые аппараты представляют собой сфероидальные устройства, тут же необходимо доставить длинный цилиндрический посадочный аппарат. В тоже время инженеров обнадеживает факт, что плотная атмосфера Титана даёт большие возможности для торможения на гиперзвуковых скоростях. Поэтому предлагается разместить подводный аппарат в грузовом отсеке автоматического челнока Х-37:

      Доставка на борту крылатого аппарата предпочтительнее, чем на парашютах, так как она обеспечивает высокую точность приводнения в заданной точке. В 70х годах 20 века уже проводились эксперименты по моделированию безопасной посадки Спейс Шаттла на водную поверхность:

      После мягкой посадки носитель раскроет верхние створки грузового отсека, дав возможность подлодке всплыть за счет силы Архимеда, а сам утонет в метановой бездне Титана. Большая часть доступной мощности в 1 кВт будет тратиться на движение со скоростью 1 метр в секунду, а также для всплытия с целью передачи собранных данных на Землю. Планируется, что сеансы связи с Землей будут занимать примерно 16 часов в сутки. Во время северного лета (год на Титане составляет 29.5 земных лет) Земля постоянно видна из северных широт Титана. Во время полярных зим, наша планета там будет ниже горизонта в течение несколько суток подряд. Во время всплытий, кроме сеансов связи аппарат может использовать бортовую камеру для изучения приливов, изменений береговой линии, а также для изучения местных метеорологических условий. С другой стороны, аппарат будет проводить подробный анализ донных отложений с помощью сонара и специальных устройств с манипулятором. Предполагается, что у метанового моря Кракена должен быть активный гидрогеологический цикл, южная часть этого моря более богата метаном, чем северная.

      Источник.

      Последнее сообщение от 4 июля говорит, что разработка проекта перешла во вторую фазу более тщательной технической и научной проработки.

       От себя добавлю, что проект смотрится вполне технически реализуемым. Стартовая масса Х-37 примерно равна стартовой массе межпланетной станции “Кассини” – 5 тонн против 5,7 тонн. Полезная нагрузка Х-37 по сведениям открытой печати близка к 900 кг. В связи с этим для проекта не потребуются несуществующие пока сверхтяжелые носители, а будет достаточно уже существующих РН вроде тяжелой Дельты. Также аппарат Х-37 уже доказал не только возможность управляемой горизонтальной посадки в условиях плотной атмосферы, но и большую длительность автономного полета в космическом пространстве (в последнем полете он пробыл в космосе 674 суток). Поэтому теоретически переделать Х-37 для межпланетного многолетнего перелета не составит большого труда.

       С другой стороны, очевидно, что самым туманным местом проекта является проблема активного плавания и терморегулирования в принципиально другой жидкой среде. Поэтому для проекта потребует создать реалистичный наземный полигон с большим резервуаром жидкого метана, чтобы там было возможно хорошо протестировать подводный аппарат перед его отправкой в космос.

       В заключение интересно мнение читателей о том будет ли реализован такой сложный проект в ближайшем будущем?

Увидим ли мы подводную лодку на Титане в 21 веке?

Проект будет реализован в ближайшие десятилетия.

20(64.5%)

Проект будет реализован лишь в следующем веке или ещё позже.

9(29.0%)

Проект никогда не будет реализован из-за технической сложности или бесперспективности изучения холодного мира.

2(6.5%)

za-neptunie.livejournal.com

Гендиректор ‘Малахита’: подводные лодки из титана хороши, но дороги

О том, какими должны быть субмарины будущего и насколько они отличаются от проектов советских лет, в День подводного флота России рассказал гендиректор ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев.

Владимир Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о перспективных наработках в области подводного кораблестроения. Каким может быть пятое поколение подводных лодок России?

— Создание нового поколения — не самоцель. Новые подлодки должны отличаться особыми свойствами, в том числе и экономическими, от предыдущих проектов. На мой взгляд, степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20 процентов по сравнению с четвертым поколением.

Если заглянуть в историю, то атомные подлодки первого поколения в свое время стали абсолютно новым классом, но в них были сохранены традиционные для дизель-электрического флота решения по электроэнергетическому обеспечению, общекорабельным системам. На них отрабатывалась гидродинамика. Второе поколение обрело новые типы реакторов и радиоэлектронного оборудования. Третье поколение стало более совершенным в отношении и скорости, и скрытности. У субмарин четвертого поколения увеличились ударные возможности при дальнейшем снижении физических полей, то есть повышении скрытности. Кроме того, у них появился новый комплекс радиоэлектронного вооружения, дающий преимущество в «дуэльных» ситуациях — за счет более раннего обнаружения противника.

И каким же должно стать пятое поколение?

— Приведу лишь один из возможных путей развития. Лодка пятого поколения должна получить новые возможности за счет тесного взаимодействия с другими составляющими Вооруженных сил. Должно быть реализовано единое информационное пространство, то есть обмен данными между подлодками и надводными кораблями, с самолетами, космическими аппаратами. Лодка должна «научиться» тесно взаимодействовать со всеми остальными участниками этого пространства.

Есть же, например, принцип взаимодействия подлодки с необитаемыми аппаратами, которые, по сути, являются ее сенсорами и могут передавать данные в режиме реального времени. Лодка может собирать информацию и указывать цели для надводных кораблей. На самом деле такая концепция в «Малахите» была предложена еще в середине 1980-х годов — использовать подлодки в тесной связи с кораблями-истребителями, не имеющими такого гидроакустического насыщения, как у нее.

Правда, информационная интеграция подводных кораблей с надводными и воздушными силами противоречит самой идее подлодки как «потаенного судна». Сам факт информационного обмена является демаскирующим — ведь ты не только получаешь информацию, но и сам невольно являешься ее источником. Но это и есть та область, которая нуждается в серьезном научно-техническом заделе.

А скорость, глубина будут иметь значение?

— Самая скоростная подлодка — это второе поколение, 661-й проект 1966 года. Она развивала скорость 44,7 узла. За это время не созданы атомоходы не то что с большей, с такой же скоростью. Скоростные возможности современного подводного флота, в общем-то, ограничиваются цифрами, достигнутыми при создании второго поколения. Это 30 узлов или чуть больше.

Максимальная глубина погружения была также зафиксирована на втором-третьем поколении и не претерпела значительных изменений. Скорее всего, дальнейшее совершенствование подводного флота лежит за пределами таких понятных всем характеристик.

Хотел бы добавить, что сегодня требуют адекватного ответа средства по обнаружению подлодок. Вполне возможно, что появятся конструкционные решения, защищающие лодки от выявления по тем параметрам, которые раньше не рассматривались как основные.

Не так давно стало известно о восстановлении и модернизации титановых подлодок «Карп» и «Кострома«, спроектированных нижегородским ЦКБ «Лазурит«. Нужны ли такие субмарины флоту? В чем их преимущества и недостатки?

— Титановое подводное кораблестроение начиналось именно в «Малахите» в 1959 году, когда было принято решение о строительстве первой в мире атомной подлодки с титановым корпусом проекта 661. Титан как конструкционный материал обладает рядом преимуществ — он прочный, не магнитный (то есть незаметный для радаров и магнитных мин — ред.) и защищен от губительного действия ржавчины в морской воде. Титановые лодки меньшего водоизмещения, чем стальные, и более быстрые. Именно лодка 661-го проекта побила рекорд скорости в 44,7 узла, и эта скорость была достигнута в том числе благодаря применению титановых сплавов.

Недостаток титанового сплава — его высокая цена. Его стоимость превышает цену стального корпуса в 5-6 раз. Однако применение титана является обязательным для глубоководных технических средств, рассчитанных на большую глубину погружения. Например, два года назад было успешно совершено погружение на обитаемом подводном аппарате «Консул» (проект 16811) в Атлантике на глубину 6 километров.

О будущем боевых титановых подлодок сейчас сказать сложно, так как при всех их преимуществах решающую роль играет именно высокая цена и трудоемкость изготовления. С этой точки зрения применение титанового сплава для изготовления обычных многоцелевых субмарин вряд ли будет актуальным. Но титановые корпуса обладают высоким модернизационным потенциалом. А его низкий уровень магнитных полей дает еще один значительный плюс. В «Малахите» была создана лодка проекта 865 «Пиранья», у которой корпус был сделан из титановых сплавов из-за требований по скрытности. Эта лодка работает у берегов и предназначена для доставки пловцов к месту спецопераций

Кстати, как обстоит дело с созданием новых проектов диверсионных субмарин малого водоизмещения?

— Две такие лодки были созданы в середине 1980-х годов, они успешно эксплуатировались, но в дальнейшем, к сожалению, были утилизированы. Если говорить об инозаказчике, то он в первую очередь задает вопрос о применении таких кораблей в России. К сожалению, я вынужден констатировать, что сегодня Минобороны России не проявляет интереса к лодкам такого класса и назначения. Однако мы не останавливаем работу по их усовершенствованию и используем различные альтернативные варианты не только титанового, но и стального исполнения, постоянно отслеживаем средства радиоэлектронного оборудования, боевые средства, которые могут применять пловцы. Наработки мы сохраним в любом случае.

Какого размера могут быть диверсионные подлодки?

— Водоизмещение «Пираньи» составляло около 218 тонн. Лодка с таким же набором функций, но в стальном корпусе больше примерно на 40 процентов. При этом, естественно, мы не останавливаемся на «Пиранье» и предлагаем целый спектр лодок малого водоизмещения от 218 до 750 тонн, которые обладают возможностями не только высадки каких-то спецподразделений, но и применения торпедного оружия или забортных пусковых установок для торпед, ракет или мин. Все эти проекты сейчас есть в наличии. Более того, мы раз в три года проводим актуализацию проектов по комплектующему оборудованию.

Лодки малого водоизмещения могут конкурировать с большими субмаринами в прибрежной зоне при решении диверсионных задач, охране конкретных районов или морских баз. С этой точки зрения их область применения — это Балтийское море, Черноморский и Каспийский бассейны, в общем, все, кроме Севера.

Могут ли они войти в состав Средиземноморской эскадры, о создании которой сейчас столько говорят?

— Для того чтобы успешно осуществлять деятельность в столь отдаленных районах, надо иметь передовые базы. Естественно, что лодка с малой автономностью не обойдется без пункта базирования. Говорить всерьез о применении таких кораблей в отрыве от инфраструктуры было бы неправильно.

Обращалось ли Минобороны с предложением модернизировать лодки третьего поколения «Щука-Б» (проект 971)?

— За все время существования атомных многоцелевых подлодок третьего поколения ни одна из них не прошла среднего заводского ремонта. В том числе те, которые осуществляют боевую устойчивость ракетоносцев. Если говорить о проекте 971, то всего с 1984 по 2001 год было построено 15 кораблей, из них половина на Дальнем Востоке, а вторая половина — на Севмаше.

Сейчас Минобороны приняло решение о проведении ремонта подлодок третьего поколения. Если говорить конкретно о 971-м проекте, то мы два года назад выполнили и успешно защитили проект по ремонту этих субмарин. Сейчас первый корабль уже находится на судоремонтном заводе «Звездочка», и на нем вовсю идут работы. Через квартал мы закончим все чертежи по ремонту и модернизации 971-го проекта, а на «Звездочке» в это время пройдут первоочередные работы по демонтажу и проверке существующего оборудования. Уже создан контракт на изготовление нового оборудования, в первую очередь речь идет о комплексах радиоэлектронного вооружения, которым будет укомплектован этот заказ.

Через два года первая отремонтированная подлодка должна быть выведена из цеха. Как только завершатся ее испытания, она будет сдана ВМФ. Контракт сейчас заключается не на один корабль, а на всю серию — с тем, чтобы обеспечить ясную программу заводу и групповые закупки комплектующего оборудования. Обновленный 971-й проект получит при модернизации новые качества. Эти лодки, наряду со строящимися АПЛ проекта 885, составят основу морских сил общего назначения ВМФ России.

Параллельно принято решение о ремонте проектов 945 и 945А (подлодки «Карп» и «Кострома»), при этом головным исполнителем проектных работ является «Малахит», и работы по этим заказам мы осуществляем в тесном содружестве с ЦКБ «Лазурит».

Сохраняются ли сроки строительства «Ясеней«?

— В 2011 году в Северодвинске были подписаны три контракта на создание проекта АПЛ 885 и 885-го модернизированного. Первый контракт с «Малахитом» — на разработку опытных образцов комплектующего оборудования и на их поставку на «Казань» (вторую подлодку из серии «Ясень»). Второй контракт был подписан между Минобороны и «Севмашем» на строительство и испытание «Казани». И третий — с ОСК на строительство и испытание серии модернизированных «Ясеней».

Сейчас первый корабль серии «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания и в этом году должен быть в обязательном порядке передан Минобороны. Второй, «Казань», сейчас находится на стапелях «Севмаша». Предстоит построить еще пять кораблей модернизированной серии. Вопрос закладки третьего «Ясеня» обсуждается, и это в определенной степени вопрос политический. С технической точки зрения строительство этого корабля началось на следующий день после подписания контракта. На сегодняшний момент это конкретные секции на стапеле. Техническая готовность лодки составляет более 10 процентов. Закладка может быть проведена в этом году.

При создании группировки кораблей ставится вопрос не только и не столько модернизации как самоцели, а именно серии, на которой будут стоять испытанные комплексы. По вооружению и прочему значительных изменений, однозначно, не будет.

Есть и еще одна сторона работы подводного флота, о которой известно совсем немного, — научные изыскания. Например, с «Севморгео» в прошлом году на арктическом шельфе работал глубоководный аппарат ВМФ «Лошарик»…

— Это название, скажем так, жаргонное, и оно мне не очень нравится. Специальные глубоководные технические средства — это сложные, уникальные сооружения, в которых реализован высочайший научный потенциал, и в этом плане «Малахиту» есть чем гордиться. Этот корабль — особый предмет гордости, в него вложено очень много сил, средств и творческого потенциала конструкторов «Малахита». Это проект 10831, который реально обладает свойствами, востребованными не только в интересах Минобороны, но и с точки зрения науки, океанографии, добычи ископаемых на шельфе. Он обеспечивает интересы России в демаркации границ Арктического шельфа, добыче полезных ископаемых. Есть еще одно поколение таких кораблей — проекты 1851 и 1910. Они не имеют аналогов в мире. Однако рассказывать о них я не могу — по соображениям секретности.

Источник: 

РИА Новости (a href=»http://ria.ru/interview/20130319/927944762.html#ixzz2O5YtKnmF)

rbase.new-factoria.ru

Военный Обозреватель

Подробности
Категория: ВМФ
Просмотров: 9681

Уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда» могут быть возвращены в состав ВМФ России. Корпуса субмарин этого проекта выполнены из титана, что делает корпус более прочным и не притягивает магнитные мины. Но дороговизна титана заставила отказаться от строительства этих лодок.

По информации газеты «Известия» главкомат ВМФ принял решение восстановить субмарины проекта 945 «Барракуда». Их возвращение в строй более целесообразно чем утилизация.

На сегодня в составе ВМФ четыре титановые атомные подводные лодки: две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».

Подлодки класса «Барракуда» и «Кондор» имеют на вооружение два 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. Кроме того подлодки проекта «Кондор» способны стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 600 метров, что на 50 метров глубже чем способна погружаться «Барракуда». Для отражения атак с воздуха подлодки оснащены комплексами «Игла».

Все четыре лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (поселок Видяево). Лодка К-239 «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном заводе «Звездочка» в ожидании восстановления.

Контракт на ремонт двух «Баракуд» уже подписан со «Звездочкой». Завод должен провести средний ремонт с модернизацией. На лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.

«По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс предприятия. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся летом этого года и будут продолжаться, по самому оптимистичному сценарию, в течение 2–3 лет.. Возможно сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» на ремонт встанет К-276 «Кострома».

Судоремонтники пояснили, что

warsonline.info

Россия модернизирует титановые подлодки — Навигатор — LiveJournal

Согласно опубликованному в начале марта заявлению, Минобороны России и ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» подписали контракт на восстановление технической готовности посредством ремонта с модернизацией двух атомных подлодок с титановыми корпусами Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома» проекта 945. В будущем подобную модернизацию пройдут подводные лодки проекта 945А Б-336 «Псков» и Б-534 «Нижний Новгород».

Политическое решение о возвращении в состав сил постоянной готовности ВМФ титановых подлодок было принято в январе. Первый этап работ по модернизации атомной подлодки Б-239 «Карп» планируется начать уже летом 2013 года.

В старые корпуса будут установлены новые реакторы, навигационные системы, радио- и гидролокационное оборудование, системы связи и управления, новое современное вооружение. Вместо перископов планируется оснастить лодки специальными мониторами, аналогично новейшим американским подлодкам класса «Вирджиния».

Советский Союз был единственной морской державой, которая успешно освоила технологию производства прочных корпусов подводных лодок из титана. Титановые корпуса наших лодок позволили достичь невиданных ранее для серийных кораблей глубин погружения (более 1000 м) и скоростей подводного хода свыше 40 узлов. Первая уникальная титановая субмарина К-162 (проект 661 «Анчар»), или как его звали подводники «Золотая рыбка», установила до сих пор не побитый никем рекорд скорости под водой 44,85 узлов (≈83 км/ч).

Несмотря на то, что титан очень дорог и сложен в технологической обработке, он легок, прочен, не подвержен коррозии, надежен и долговечен. Титановый корпус может служить более 50 лет. Корпуса 30-летних «Барракуд» по-прежнему сохраняют свой первозданный «блеск» под слоем сгнившего звукопоглощающего резинового покрытия, который сейчас придает лодкам устрашающе ветхий вид.

В этом смысле решение о их модернизации представляется обоснованным, поскольку ремонтировать и модернизировать имеющиеся корпуса можно примерно в два раза быстрее, чем строить новые. И это потребует значительно меньших финансовых затрат. Вместе с тем, модернизированные «Кондоры» и «Барракуды» по совокупности характеристик не будут уступать подлодкам нового, четвертого поколения.


Разумеется к идее восстановления четырех титановых субмарин вернулись не от хорошей жизни. Слава Богу! Руководство страны и Министерство обороны, наконец, пришло к осознанию того, что за 20 лет мы фактически утратили возможность эффективно защитить свой суверенитет и национальные интересы в военных конфликтах, интенсивность которых в мире только нарастает. Вместе с тем, проблема насыщения ВМФ новыми кораблями решается крайне медленно. В первую очередь по причине недостаточного финансирования, разрушения производственных мощностей судостроительных верфей и потери квалифицированных кадров судостроителей.

В условиях, когда сейчас по этим причинам срываются все сроки строительства и ввода в строй многоцелевых АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень», данное решение, в случае его успешной реализации, позволит в кратчайшие сроки нарастить группировку атомных подводных лодок России, и полностью соответствует концепции обеспечения национальной безопасности.


Что радует.

vlad-radoff.livejournal.com

Модернизация атомных подводных лодок | Мир невидимого

Руководство Российской Федерации приняло решение о модернизации атомных подводных лодок проекта 945 и 945-А Барракуда, являвшихся в свое время гордостью СССР. Главной их особенностью является материал, из которого они изготовлены: это титановые подводные лодки. Подобная техника производилась только в Советском Союзе, так как по меркам американцев, основного потенциального противника России, титан слишком дорогой материал. Его цена в США сопоставима с золотом, — в отличие от России, у них нет месторождений этого металла. Подводные лодки России этого класса вызывают страх у противника не случайно. Так же, как ракетный комплекс Искандер. такая субмарина не имеет эффективного противодействия: когда она будет обнаружена, будет слишком поздно.

Титановые подводные лодки

Действительно, даже для России это дорогие проекты, но что же дает титан в случае его применения на субмаринах? Главным преимуществом титана является его удельная прочность. То есть, в отличие от стали, из которой делают традиционные подлодки, титан на единицу массы имеет значительно большую прочность. Это дает возможность сделать конструкцию существенно легче и одновременно прочнее. Именно поэтому титан является незаменимым конструкционным материалом в космонавтике и авиации.

Применительно же к титановым подводным лодкам России можно сказать следующее: их глубина погружения существенно ниже, чем самых современных субмарин со стальным корпусом. К примеру, лучшие американские разработки не могут опускаться ниже уровня 450 метров, в то время, как 945 способна достигать глубины 600 метров это очень серьезное преимущество в боевом отношении.

Вторым важным свойством титановых подводных лодок является существенно меньший уровень шума. Этот показатель особенно важен для военных, а титан позволяет добиваться наилучших характеристик в этом отношении.

Наконец, еще одним весомым аргументом в пользу титана служит его чрезвычайная коррозионная устойчивость. Титан, при погружении в агрессивную среду, обволакивается тонкой оксидной пленкой, которая препятствует коррозии. Конструкция, созданная из этого материала, будет существовать в морской воде даже через 1000 лет, что конечно для стального корпуса совершенно немыслимо. Подводная лодка Лада принципиально меняет баланс сил в мире.

Почему корпуса подводных лодок делают из титана?

Я конечно не эксперт, но это делается потому что они погружаются на большую глубину, и так как там большое давление воды им нужен крепкий корпус чтобы выдерживать давление воды.

А если бы делали корпуса из более слабых металлов то просто напросто подводная лодка смялась бы на большой глубине и вместе с ней весь экипаж. Чем больше глубина тем больше давление, значит нужен более крепкий металл.

В Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске возобновлено строительство еще одной атомной глубоководной станции. Лодка станет уменьшенным вариантом батискафа «Лошарик» и будет, так же как и он, предназначена для специальных работ на дне океана, в том числе в Арктике.

Этой осенью уникальная титановая подводная лодка Северного флота «Лошарик» участвовала в экспедиции «Арктика-2012» по сбору материала по доказательству принадлежности России хребта Менделеева, проходящего через Восточно-Сибирское море в направлении Северного полюса. Полученные данные лягут в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

“Лошарик” во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не уступать по эффективности.

«Лошарик» работал на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах. Было отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России.

Новая миниподлодка была заложена в 1990-е годы в Санкт-Петербурге, но достроить ее там не смогли, и перевели на судостроительный завод «Звездочка» в Северодвинске. Там она простояла более 10 лет в закрытой части завода, пока у военных не нашлись деньги на возобновление строительства, пояснил «Известиям» на условиях анонимности представитель ОПК.

Носителем нового «Лошарика» должна стать переделанная атомная подводная лодка «Подмосковье». Она с 1998 года проходит «глубокую модернизацию» в ЦС «Звездочка». Известно, что лодке уже удалили отсек для межконтинентальных ракет «Синева» и сейчас создают вместо него док-станцию для мини-субмарины. По планам флота, все работы по «Подмосковью» должны завершиться до конца 2016 года.

Росссия востановит Титановые подводные лодки!

Главкомат ВМФ России решил восстановить атомные подводные лодки проектов 945 Барракуда и 945А Кондор, прочные корпуса которых выполнены из титана. Решение о ремонте кораблей было принято в январе 2013 года. Контракт на ремонт первых двух подводных лодок Б-239 Карп и Б-276 Кострома уже подписан с северодвинским судоремонтным центром Звездочка.

По условиям соглашения, Звездочка проведет дефектовку кораблей, а затем заменит на них ядерное топливо и все электрооборудование. Кроме того, будут проведены проверка и ремонт механических частей кораблей. При необходимости будет выполнен и ремонт реакторов. Ремонт начнется летом и продлится два-три года. Затем на ремонт встанет Кострома.

Как ожидается, Барракуды получат новые гидроакустические станции, боевое информационно-управляющие системы, радары, навигационные системы ГЛОНАСС/GPS и системы вооружения. В частности, на корабли будут установлены комплексы крылатых ракет Калибр, которые позволят им вести огонь по наземным целям. Подробности модернизации подводных лодок проекта 945А не уточняются. Вероятно, все работы на этих подводных лодках будут проведены по тому же сценарию.

Подводные лодки проекта 945 строились в 1979-1986 годах, а проекта 945А в 1982-1993 годах. По каждому из проектов были построены по две подводные лодки. Представителями проекта Кондор являются корабли Б-534 Нижний Новгород и Б-336 Псков. В качестве материала прочных корпусов для подводных лодок был выбран титан, поскольку он обладает низкими магнитными свойствами и значительно прочнее традиционной стали. Из-за дороговизны материала подводные лодки крупными сериями не строились.

Подводные лодки предназначались для борьбы с авианосцами и другими подводными лодками. Глубина погружения лодок проектов 945 и 945А составляет 600 и 550 метров соответственно. Корабли проекта 945А вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боекомплектом 36 торпед, а 945 — двумя калибра 650 миллиметров и четырьмя 533-миллиметровыми. После ремонта титановые подводные лодки вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота.

Источники: informatik-m.ru, www.bolshoyvopros.ru, barentsobserver.com, tomsk.fm, flotprom.ru

Загадка «грозового треугольника»

С необычной гримасой природы столкнулись жители Республики Алтай в минувшее воскресенье. Около 14:30 по местному времени в административно-географических границах …


Освоение Луны — ближайшая перспектива

О космических поселениях и обитаемых межпланетных станциях ученые уже не говорят, как о фантастике. Для многих из них сегодня очевидно, что …


Дуглас Хоум и левитация

Свою левитацию Дуглас Хоум демонстрировал окружающим в течение сорока лет. При этом освещение было полным, а количество свидетелей – …


Тень фараонов — гробница Тутанхамона

После ряда загадочных смертей тех, кто в той или иной мере был причастен ко вскрытию гробницы Тутанхамона, все чаще высказывались мнения …


Четвертое измерение

Сегодня многие ученые-физики считают, что наш мир не трёхмерный, как мы его воспринимаем, а четырёхмерный по отношению к месту. …


Картины великих художников

Живописная картина эпохи барокко «Три грации» принадлежит кисти южнонидерланского художника Питера Пауля Рубенса. Размеры полотна – 221Х181 см, техника …


Мамаев курган

Мамаев курган -памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Самый крупный военный памятник в мире является и самой большой братской могилой русским …


www.objectiv-x.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *