Бывший командирский «Тигр» | Warspot.ru

Среди экспонатов площадки №1 музейного комплекса парка «Патриот» в подмосковной Кубинке на выставке «Огненная дуга» представлен один из сохранившихся до наших дней Pz. Kpfw. VI Ausf. E «Tiger I». Это командирский танк, позже переделанный немцами в линейный. Машина была брошена при отступлении и захвачена красноармейцами в 1945 году. Позже она была изучена специалистами НИИБТ Полигона, а затем попала в танковый музей. Об изучении трофейных «Тигров» в СССР и их использовании Красной армией рассказывает статья «Тяжелый трофей».

«Тигр» спереди. В новых ангарах техника стоит свободно Вид на танк слева спереди в ракурсе 3/4. Наиболее интересные экспонаты расположены отдельно Левый борт «Тигра». Танк можно свободно обойти со всех сторон Вид на левый борт и корму танка Корма «Тигра». При желании танк можно потрогать рукой Вид в ракурсе 3/4 справа от кормы. На бортах и башне «Тигра» есть остатки циммеритовой обмазки Правый борт «Тигра». На танк нанесены цвета и маркировка 505-го тяжелого танкового батальона Вид в ракурсе 3/4 со стороны правого борта. Фары не немецкие, установлены взамен утраченных «Тигр» сверху спереди. На танке не осталось родного «обвеса» Левая часть носа танка и левый борт сверху. Крепления для троса и инструментов частично сохранились Левый борт сверху Крыша силового отделения со стороны левого борта. Здесь все основные лючки и люки на месте Крыша силового отделения от кормы «Тигра». Отверстие правой выхлопной трубы заткнуто деревянной пробкой Крыша силового отделения со стороны правого борта. Лючки горловин на этой части утрачены Правый борт танка. «Тигр» всегда привлекает внимание посетителей Правый борт и носовая часть танка сверху Ведущее колесо, как и у большинства немецких танков того времени, расположено спереди Опорные катки. «Тигр» имеет «шахматное» расположение опорных катков. Это увеличивает плавность хода, но создает проблемы при замене или техническом обслуживании Ленивец Устройство опорного катка среднего ряда. Катки внешнего ряда на этом танке отсутствуют Внешняя сторона трака. На этой машине установлены широкие «боевые» гусеницы Днище со стороны носа танка Со стороны кормы на днище танка расположен ряд лючков для доступа к двигателю Вид на ходовую часть от кормы со стороны днища Бронировка «яблока» пулемета на лобовой части танка. Вместо MG вставлена имитация Бронировка смотрового прибора механика-водителя Крылья танка при необходимости могут складываться Спереди сделаны выступы боковых бронелистов с отверстиями для буксирных крюков Заднее крыло тоже могло складываться. Внизу бронировка механизма натяжения гусеницы. Сзади у боковых листов тоже были выступы с отверстиями для буксировочных крюков Бронировка выхлопных труб и правая сторона кормы «Тигра» Посредине внизу есть буксировочная петля, которая предназначена для зацепления чего-либо (например, орудия) за танк Башня спереди. В правой стороне маски пушки, над смотровыми отверстиями, виден след от попадания Башня, вид в ракурсе 3/4 слева Левый борт башни. В правой части расположены крепления для запасных траков Вид в ракурсе 3/4 на башню слева сзади. Вместо стекол смотровых приборов на командирской башенке вставлена имитация, которую позже закрасили Ящик для вещей экипажа на корме башни Башня, вид в ракурсе 3/4 справа сзади. Башенный эвакуационный люк оторван и утрачен Правый борт башни тоже оснащался креплениями для запасных траков Правый борт и передняя часть башни Крыша башни Бронировка ствола пушки Дульный тормоз имеет по два окна слева и справа Дульный тормоз, вид спереди снизу

warspot.ru

"ТИГР". Подборка фото.

«Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС, уничтоженный в Виллер-Бокаж. Франция. 07.1944г.




«Пантера» и «Тигр» во дворе завода фирмы «Хеншель»


Демонстрирация... Подо Мгой (Ленинградская область) они тоже, по настойчивому желанию Гитлера, должны были продемонстрировать свои возможности. Даже кино было приказано снять про это... Кина, однако, не получилось...

"Первым 19 августа 1942 года получил "тигры" 502-й батальон. Ранним утром 23 августа четыре "тигра" погрузили на железнодорожные платформы и отправили на фронт - Гитлер торопил, ему не терпелось узнать, каковы новые танки в деле. 29 августа эшелон с боевыми машинами и личным составом 1-й роты sPzAbt 502 выгрузился на станции Мга, недалеко от Ленинграда . Уже в ходе выдвижения на исходные позиции для атаки начались поломки. У двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего - перегрелся и загорелся двигатель. Эти агрегаты, и так работавшие с перегрузкой по причине большой массы танков , испытывали дополнительную нагрузку из-за движения по мокрому заболоченному грунту. Под покровом темноты " тигры " отбуксировали в тыл, и заводские механики, сопровождавшие машины, занялись их ремонтом. Не подлежавшие восстановлению агрегаты заменили на привезенные из Германии. К 15 сентября "тигры" были готовы к бою.

21 сентября 1-ю роту sPzAbt 502 передали в оперативное подчинение 170-й пехотной дивизии, в полосе которой ей и предстояло действовать. На следующий день " тигры " пошли в атаку. Двигаясь гуськом по узкой дороге, немецкие танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Один "Тигр" был подбит, а три других остановились из-за поломок. Эти машины, по-видимому вышедшие из строя по техническим причинам, удалось эвакуировать, а четвертая поврежденная осталась на нейтральной полосе, где простояла почти месяц. Затем по личному указанию Гитлера ее взорвали.

В своих "Воспоминаниях солдата" генерал Г.Гудериан так откомментировал этот эпизод:

"В сентябре 1942 года " Тигр " вступил в бой. Еще по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер, тем не менее, хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь. Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжелые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них. В результате - потери, которых можно было избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох".

Источник - Михаил Барятинский "Тяжелый танк "Тигр"


«Тигр» 505-го батальона в районе города Великие Луки. 15.11.1943г.


На пшеничном поле. Восточный фронт. 07-08.1943г.



«Тигр» у подбитого танка КВ-1 в районе Ладоги. 15.09.1943г.


«Тигры» 502-го танкового батальона вермахта на дороге в районе Ладожского озера. 08.1943г.


«Тигры» и застрявший грузовик дивизии сс «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Р-н Винницы. 11.1943г.


«Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944г.


«Тигры» 503-го батальона тяжелых танков на Курской дуге


«Тигр» из 503-го танкового батальона в районе Белгорода. Курская дуга


Под Курском


«Тигры» танковой дивизии СС «Дас Райх» на Курской дуге (насчет именно этой дивизии не уверен в названии)


«Тигр» 506-го танкового батальона на западной Украине. 04.05.1944г.


«Тигр» 505-го тяжелого танкового батальона вермахта на дороге. 03-05.1944г.


«Тигр» 503-го батальона вермахта, застрявший на берегу реки у деревни Знаменка. Украина. 04.10.1943г.


К фото выше


«Тигр» валит дерево. Польша. Лето 1944г.


Russland, SS-Division "Das Reich", Tiger- Panzer


«Тигр» немецкого 502-го батальона во время боев у города Даугавпилс. Латвия. 07.1944г.


Russland, Panzer VI (Tiger I)


«Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская обл. Январь 1944г.


«Тигр» модификации h2 гуптмана Ланге. Зима 1943-44г.


Russland, bei Witebsk, Panzer VI (Tiger I)


Где-то на Западном фронте


«Тигр» из 503-го батальона тяжелых танков во Франции. 1944г.


«Тигры» в северной Италии. 1943г.


«Тигр» на улице разрушенного городка в Нормандии. 1944г.


20.04.1943г.


«Тигры» 101-го тяжелого танкового батальона сс. Франция. 07.06.1944г.

«Тигр» из 501-го тяжелого танкового батальона в Тунисе

 


Pz VI 82 sPzAbt.SS101 Wittmann 1944


PzKpfw VI «Тигр» №121 101-го тяжелого тб СС, уничтоженный в Вилле-Бокаж, Нормандия


PzKpfw VI Тигр, Франция 1944г.



Tiger I sPzAbt. 508 Italie Galuzzo


Tiger I Nr. 121 sPzAbt. 504 Tunisie


Американцы осматривают "тигр"


Брошенный немецкий танк «Тигр» на улице французского города Марль. 1944г.


«Тигр», брошенный немцами на улице сицилийского города Бискари. 07.1943г.


Видимо, на ремонт


Под Харьковом


Буксировка неисправного немецкого танка "Тигра". Курская дуга


Поцелуй меня в...


«Тигр» из состава 509-го тяжелого тб вермахта. Район Киева. 1943г.


Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр" из состава 509-го тяжелого тб 19.1943г. Район Киева


Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. «Тигр» 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945г.


«Тигр», подбитый в Тунисе английскими танками. 1943г.


Разбитая немецкая колонна и подбитый танк «Тигр». Франция. 1944г.


Британский солдат осматривает сгоревший немецкий танк «Тигр»


«Тигр» 505-го тб вермахта, захваченный советскими войсками в районе деревни Девочкино. 09.1943г.


Оставлен


Британцы и брошенный «Тигр» №211 504-го батальона вермахта на дороге в Италии


Tiger I sPzAbt. 508 Tiger I Italie


Восточная Пруссия 1945г.


«Ladungsliger Tiger» — тяжелая саперная машина на базе танка «Тигр»


Британские военнослужащие наблюдают за испытание захваченного танка «Тигр». Германия. 1945г.



Сорванная башня немецкого «тигра», разрушенного взрывом. Тунис. 1943г.


Villers-Bocage, Panzer IV und VI


"Тигр" номер 211. Италия


"Тигр", подбитый британцами в Нормандии. 2-й корпус СС. Номер 231. Лето 1944-го года


"Тигр", подбитый в Пизано. Сицилия 1943г.


"Тигр", уничтоженный союзниками. 1943 год



Сожжен в предместьях Харькова


"Тигр" из 101-го танкового батальона СС захваченный британцами


Союзники на захваченном "тигре"


"Тигр" из 504-го батальона. Италия 1944г.


Сицилия. Немецкий "Тигр". 11 июля 1943г.


"Тигр" дивизии СС "Мертвая голова", захваченный советскими войсками на железнодорожной станции Копичинцы. Март 1944г.


Советские солдаты и офицеры у корпуса немецкого танка "Тигр"


Т-34 пересекает магистраль Житомир-Бердичев. Горящий Pz.Kpfw. VI «Тигр». 1-й Украинский фронт. 01.1944г.


Тигр 501-го тяжелого тб. Потерян в Тунисе, во время оперции Ochsenkopf. 28 февраля 1943г.


К фото выше


Среди дров


Совсем убитый "Тигр". Нормандия


Тигр, подбитый британцами у станции Литтория. Италия. 25.05.1944г.


У этой же фотографии есть и другая подпись: "Тигр", подбитый под итальянским городом Кори. Фото от 31 мая 1944г."


Старший лейтенант Иван Шевцов рядом с подбитым им танком «Тигр». Орловская область


Тигр из 502-го тяжелого танкового батальона, подбитый под Ленинградом. Съемка - 02.1944г.


"Тигр" из 3-го танкового полка танковой дивизии СС "Мертвая голова". Венгрия. 1945г.


"Тигр" подбитый частями Красной Армии. 3-й Белорусский фронт, 8 июля 1944 года


"Тигр", оставленный немцами при отступлении


В районе Харькова


"Спрятался"


Советский офицер у подбитого немецкого танка «Тигр». 04.1945г.


Тигр из дивизии СС "Адольф Гитлер" на Украине. Март 1944г.


спасибо


feldgrau.info

43 лучших фото Тигр

  • Главная страница
  • >
  • Фото
  • >
  • Тигр
  • Тигр
  • Статьи
  • Фото
  • Видео
  • Т-34 против Тигра игра

    Пантера и Тигр

Смотрите также

  • Тигр
  • Статьи
  • Т-34 против Тигра игра

    Пантера и Тигр

  • Фото Тигр
  • Видео Тигр

Поделитесь с друзьями

Отправка сообщения

Ваш E-mail
Введите сообщениеОтправить E-mail

tanksdb.ru

Тяжёлый трофей — танк «Тигр» (16 фото) . Чёрт побери

Как трофейные «Тигры» изучали в СССР и какие выводы были сделаны по итогам этого изучения

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E оставил очень заметный след в мировом танкостроении. Хотя своей славой он отчасти обязан пропаганде и многочисленным мемуарам, вплоть до весны 1944 года «Тигр» действительно практически не имел достойных конкурентов на поле боя среди танков союзников по Антигитлеровской коалиции. Неудивительно, что эта машина после захвата первых экземпляров подверглась тщательному изучению в СССР, США и Великобритании. В этой статье рассказывается о том, как «Тигры» изучали в СССР и какие выводы были сделаны по итогам этого изучения. Также в материале поднимается тема применения этих тяжелых танков в Красной армии.

Красноармейцы изучают захваченный немецкий тяжелый танк. 18 января 1943 года

Презент из-под Ленинграда

Впервые немецкие танки пошли в бой 29 августа 1942 года в ходе Синявинской операции. Это были машины 502-го тяжелого танкового батальона. Боевой дебют тяжелых танков оказался далеко не самым удачным. Болотистая местность подо Мгой, где действовал батальон, отнюдь не являлась идеальным местом для этих машин.

Боевой дебют новейших немецких танков прошёл для руководства Красной армии незамеченным.

Впервые о немецких танках Pz.Kpfw.VI в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) узнали осенью 1942 года, причем получили эту информацию через англичан. 9 ноября 1942 года Британской военной миссией в СССР была передана информация о новых образцах немецких танков и самоходных установок. Среди полученных сведений был и немецкий список новых образцов бронетехники, захваченный англичанами в Северной Африке. В документе, датированном 7 октября 1942 года, упоминались такие машины, как VK 9.01 (Pz.Kpfw.II Ausf.G), Pz.Kpfw.I Ausf.C, а также VK 16.01 (Pz.Kpfw.II Ausf.J).

Наконец, в списке присутствовал и индекс Pz.Kpfw.VI. Что это за танк, англичане не знали, поэтому просили ГАБТУ КА поделиться любой имеющейся информацией. Единственное, о чем англичане догадывались – так это о том, что танк с таким индексом будет явно тяжелее Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Впрочем, долго союзникам искать информацию в Африке не пришлось: уже в конце ноября 1942 года в Тунис прибыл 501-й тяжелый танковый батальон. Первыми, кто попал под огонь немецких тяжелых танков, оказались американцы.

В ходе январского 1943 года прорыва блокады Ленинграда в руках красноармейцев оказался брошенные Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с башенными номерами 100 и 121. Так Красная армия заполучила два «Тигра», один из которых немцы сломали, а второй и вовсе потеряли невредимым. Вместе с танками красноармейцам достались еще и документы, включая краткую инструкцию и путевой лист.

Судя по лежащему рядом бандажу, проблемы у него имелись не только с силовой установкой

Страшный противник

Итогом операции «Искра» стал прорыв немецкой обороны. Успех был относительно скромным, но позволил снабжать осажденный город не только по Дороге жизни, но и по земле. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый эшелон.

Успехи Красной армии самым прямым образом отразились и на судьбе трофейных немецких танков. Благодаря пробитому в немецкой обороне коридору их удалось перевезти на «Большую землю». Изучение танков, впрочем, началось практически сразу после захвата. Уже к концу января было подготовлено краткое техническое описание. Параллельно были переведены документы, захваченные вместе с танками. Из-за спешки и отсутствия точных данных описание получилось далеко не идеальным. Например, боевой вес танка был указан в районе 75–80 тонн, что значительно больше реального. Неверной оказалась и оценка толщины брони.

Хорошо виден камуфляж, а также нанесенный на забашенный ящик знак батальона — слон

Прибывшие танки вызвали очень большой интерес. К тому моменту «Тигры» весьма активно использовались немцами и на Советско-германском фронте, и в Северной Африке. Впервые эти машины по-настоящему массово использовались в ходе сражения за Харьков, внеся существенный вклад в поражении Красной армии на этом участке фронта.

Примерно в это же время «Тигры» сражались в Тунисе против американских и английских войск, нанося им серьёзные потери. Стоит отметить, что англичане достаточно оперативно снабжали советскую сторону информацией о новом немецком танке. В частности, 5 апреля 1943 года советской стороной была получена сводка об обстреле «германского танка MK VI» 6-фунтовой противотанковой пушкой. Обстрел был проведен в конце марта. На дистанции 300 ярдов (274,3 метра) из 10 снарядов, выпущенных по лобовой плите корпуса, 5 пробили ее насквозь.

К апрелю 1943 года танки с башенными номерами 100 и 121 уже находились на НИБТ Полигоне. Одну машину было решено испытать обстрелом, а вторую — использовать для испытаний обстрелом брони советских танков.

Судя по всему, танк пытались буксировать, но стремительное наступление Красной армии не позволило провести эвакуацию

Примерно в это же время «Тигры» сражались в Тунисе против американских и английских войск, нанося им серьёзные потери. Стоит отметить, что англичане достаточно оперативно снабжали советскую сторону информацией о новом немецком танке. В частности, 5 апреля 1943 года советской стороной была получена сводка об обстреле «германского танка MK VI» 6-фунтовой противотанковой пушкой. Обстрел был проведен в конце марта. На дистанции 300 ярдов (274,3 метра) из 10 снарядов, выпущенных по лобовой плите корпуса, 5 пробили ее насквозь.

«Тигр» с башенным номером 121 на НИБТ Полигоне, апрель 1943 года

К апрелю 1943 года танки с башенными номерами 100 и 121 уже находились на НИБТ Полигоне. Одну машину было решено испытать обстрелом, а вторую — использовать для испытаний обстрелом брони советских танков.

Она же на виде справа, зимний камуфляж смыт

Испытания проводились в период с 25 по 30 апреля 1943 года. Всего в обстреле участвовало 13 артиллерийских систем, 5 противотанковых ружей, противотанковая граната КБ-30, 2 типа противотанковых мин, а также 37-мм авиационная пушка, установленная на ЛАГГ-3. Стоит сразу отметить, что из всех этих орудий три (107-мм пушка М-60, 122-мм гаубица М-30 и 152-мм пушка-гаубица МЛ-20) в цель не попали, несмотря на то, что погода стояла ясная.

Первым огонь по «Тигру» открыл танк Т-70. Было очевидно, что его обычным бронебойным снарядом стрелять по бортовой броне толщиной 80 мм бесполезно, поэтому огонь велся подкалиберными снарядами. Из двух попаданий с дистанции 200 метров одно увенчалось пробитием. Также с дистанции 350 метров был пробит нижний бортовой лист толщиной 60 мм. Похожие результаты показала и 45-мм противотанковая пушка обр.1942 года. Её бронебойный снаряд не пробил борт немецкого танка даже с дистанции 100 метров, а пробить верхний бортовой лист подкалиберным снарядом удалось с 350 метров.

Результаты обстрелом из 45-мм пушки. Подкалиберным снарядом удалось пробить борт на дистанции 200 метров

Следующими по немецкому танку открыли огонь орудия калибра 57 мм. И советская противотанковая пушка ЗИС-2, и английская 6-фунтовая противотанковая пушка показали похожие результаты. Борт «Тигра» пробивался на дистанции 800–1000 метров. Что же касается стрельбы в лобовую часть танка, то ЗИС-2 не смогла ее пробить на дистанции 500 метров. На более близких расстояниях обстрел проводить не стали, но в целом на дистанциях около 300 метров немецкий тяжелый танк, вероятно, ею уже поражался, о чём говорят данные, полученные от англичан. Стоит отметить, что английская противотанковая пушка имела меньшую длину ствола. Схожие с советской пушкой характеристики пробития обеспечивались благодаря более качественным снарядам.

Для ЗИС-2 и 6-фунтовой противотанковой пушки борта немецкого тяжелого танка оказались не слишком серьезным препятствием

Вполне достойно показала себя американская 75-мм танковая пушка M3, установленная в среднем танке M4A2. При стрельбе из неё испытывались два типа противотанковых снарядов – M61 и M72. В случае с M61 пробитие борта корпуса происходило на дистанции 400 метров, а в случае с M72 – на дистанции 650 метров. Как и в случае с 6-фунтовой противотанковой пушкой, отмечалось высокое качество изготовления снарядов. Огонь по лобовой плите корпуса не велся: вероятнее всего, испытатели догадывались, что ничем хорошим это не закончится.

Результаты стрельбы из американской 75-мм танковой пушки М3

Настоящим фиаско обернулось испытание обстрелом немецкого тяжелого танка из 76-мм танковой пушки Ф-34. Ни одно попадание не закончилось пробитием, даже при обстреле с дистанции 200 метров. Это касалось и бронебойного, и опытного подкалиберного, и опытного кумулятивного снарядов. В случае с бронебойным снарядом отмечалось низкое качество его изготовления. А ведь в описываемый период это было основное советское танковое орудие!
Успешнее показало себя другое орудие калибра 76 мм – зенитная пушка 3-К. Разница, впрочем, оказалась не столь и велика: снаряд 3-К не смог пробить борт башни на дистанции 500 метров. Другими словами, 3-К оказалась по уровню пробития примерно равной американской 75-мм танковой пушке М3 со снарядом M61.

Броня немецкого тяжелого танка оказалась не по зубам Ф-34, основной советской танковой пушке

3-К, впрочем, была далеко не самым мощным орудием, которое имелось на вооружении Красной армии. Кроме того, его сняли с производства еще в 1940 году. Заменой стало 85-мм зенитное орудие 52-К. Оно еще с 1940 года рассматривалось в качестве основы для перспективной танковой пушки, но по ряду причин дальше изготовления опытных образцов дело не продвинулось. Вместе с тем, эти зенитные пушки весьма активно применялись как противотанковое средство. Испытания показали, что в руководстве Главного артиллерийского управления (ГАУ) и Главном бронетанковом управлении (ГБТУ) поступили верно, рассматривая 52-К в качестве перспективного танкового орудия. Лобовую броню «Тигра» ее снаряд пробил на дистанции в километр, а борта пробивались на дистанциях около полутора километров.

85-мм зенитная пушка 52-К показала наилучшие данные по пробиваемости среди орудий среднего калибра. Неудивительно, что именно ее определили приоритетной для вооружения тяжелых танков и средних САУ

Ещё более эффективные результаты показала 122-мм корпусная пушка А-19.

В отличие от 52-К, до того она не рассматривалась в качестве танкового орудия. На подобную роль претендовало орудие с баллистикой 107-мм корпусного орудия М-60, но оно, как уже упоминалось выше, в «Тигр» даже не попало.

«Тигр» после обстрела орудием А-19

Что же касается А-19, то она попала, да еще как попала! Первый снаряд прошел через пролом в лобовом листе корпуса и пробил насквозь кормовой лист. Второй снаряд угодил в лобовой лист башни, оторвав кусок размером 58×23 см. При этом башню сорвало с погона и сдвинуло на полметра. После обстрела из А-19 «Тигр», и так выглядевший не лучшим образом по итогам предыдущих обстрелов, превратился в груду металлолома.

То же самое спереди

Обстрелом испытания отнюдь не закончились. Новый немецкий танк обладал не только толстой броней, но и мощным орудием калибра 88 мм. Параллельно с испытанием «Тигр» с бортовым номером 121 обстрелом его собрат с бортовым номером 100 обстреливал советские танки. В качестве целей использовались Т-34 и КВ-1.

КВ-1 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56

Итоги испытаний оказались вполне предсказуемыми. КВ-1 не помогло даже дополнительное бронирование лобовой части корпуса. На дистанции в полтора километра первым снарядом экран частично сорвало, а вторым пробило и экран, и основной лист. Таким образом, идея облегчить КВ-1 оказалась верной: по крайней мере, уязвимая для немецкого тяжёлого танка машина получила лучшую подвижность. Для 8.8 cm KwK 36 что КВ-1, что КВ-1с были примерно равнозначными целями.

Еще более печально выглядели итоги обстрела Т-34, который также велся на дистанции в полтора километра. Первым же снарядом, попавшим в башню, ее сорвало с погона, дальнейшие попадания частично разрушили лобовой лист корпуса. Для сравнения эти же танки обстреляли из 85-мм зенитного орудия 52-К. При стрельбе на дистанции 1,5 километра пробиваемость оказалась сопоставимой с немецким орудием. Это не должно удивлять, поскольку немецкая и советская пушки были «родственниками». 76-мм орудие 3-К, на базе которой разработали 52-К, создавалось на основе зенитной пушки, которая также послужила базой для немецкой Flak 18.

Т-34 после обстрела «тигриной» пушкой выглядел еще более душераздирающе

Сделанные выводы по итогам испытаний, то они последовали незамедлительно. Стало ясно, что 76-мм танковые орудия больше не соответствуют условиям войны, потребовалась срочная замена. 5 мая 1943 года было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Оно стало стартовой точкой для разработки танковых и самоходных пушек калибра 85 мм.

Следует заметить, впрочем, что ГАУ КА инициировало работу по этой теме еще раньше: по состоянию на 28 апреля 1943 года конструкторскому бюро (КБ) завода №9 уже было спущено техническое задание. Также работу по этой тематике запустили в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ). Кроме того, на тот момент уже вовсю шли работы по разработке на базе СУ-152 самоходной установки с использованием качающейся части 122-мм орудия А-19. Впервые такая идея прозвучала еще в марте 1943 года после изучения трофейной немецкой самоходной установки Pz.Sfl.V. Наконец, в мае 1943 года КБ завода №9 получило задание на разработку танковой версии орудия А-19.

И появление «Тигра» лишь ускорило всю эту работу.

Составленная по итогам обстрела схема борьбы с «Тигром». В танке легко угадывается «Тигр» с башенным номером 121

Еще одним итогом испытаний стало ускорение работ по теме противотанковой пушки ЗИС-2. Вопреки распространенной версии, от той пушки не отказались окончательно, было решено лишь её переделать. Другое дело, что эти работы шли в неспешном темпе. Сложившаяся после знакомства с «Тиграми» ситуация заставила резко форсировать работы, а заодно и изменить планы. Вместо орудия ИС-1 с немного укороченным стволом и переделанными станинами пришлось делать другое орудие, фактически наложив ствол ЗИС-2 на лафет и качающуюся часть 76-мм дивизионного орудия ЗИС-3. Кроме того, был реанимирован проект 57-мм танкового орудия ЗИС-4. В дополнение к нему в ЦАКБ начали работы над 76-мм танковой пушкой С-54, также существовавшей в самоходной версии.
Одним словом, в ГБТУ и ГАУ не сидели сложа руки. Уже в августе 1943 года в серию пошли самоходные установки СУ-85, тогда же началось производство КВ-85. Еще раньше, в июле 1943 года, началось серийное производство 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 обр.1943 года.

chert-poberi.ru

Тигр - фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ Германии » Тигр

Фотографии в категории «Тигр»

PzKpfw VI «Tiger I», «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, разработанный в 1941—1942 годах. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI.

Впервые танки «Тигр» пошли в бой в августе 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской Дуге, использовались Вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.

Тигр, Итальянская кампания &raquo

Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI 504-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 504) вермахта, подбитый в середине апреля 1945 года в районе Луго (Lugo).

Тигр, Итальянская кампания &raquo

Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI 504-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 504) вермахта, подбитый в середине апреля 1945 года в районе Луго (Lugo).

Курская дуга, Тигр &raquo

Танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» немецкого 505-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 505) в районе Курска.

Курская дуга, Тигр, Немецкие наземные войска &raquo

Танкисты 503-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 503) вермахта позируют на броне танка «Тигр» Pz.Kpfw. VI в районе Курска. В кадре мотоциклисты на мотоциклах Zundapp KS 750.

Тигр, Польша 1944 &raquo

Танкист на башне танка «Тигр» Pz.Kpfw. VI (P) 653-го тяжелого противотанкового батальона (Schwere Panzerjäger-Abteilung 653) вермахта. Единственная машина «Тигр» Порше (номер шасси 150013), принимавшая участие в боевых действиях в качестве командирского танка — Panzerbefehlswagen VI (P). Имеются сведения о том, что командиром танка был гауптман Грилленберг (Grillenberg).

Тигр, Североафриканская кампания &raquo

Фрагменты ходовой части немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр», подорванного американскими саперами. Машина была захвачена во время совместной наступательной операции войск Германии и Италии «Голова быка» (Operation Ochsenkopf).

Тигр, Североафриканская кампания &raquo

Американцы осматривают танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI (тактический номер 121) 504-го тяжелого танкового батальона Вермахта (Schwere Panzer-Abteilung 504), подбитый на дороге из Провиля (Protville) в Тунис.

waralbum.ru

Немецкий танк ТИГР

Подборка фото


Вид из "Тигра" во время боя. Впереди горящий Т-34. СССР, 1944г.


Russland, Treffer an Panzer VI (Tiger I)


В Италии


Tiger.Ausf.E


Для переправы под водой.


Тигр PzVI h2 с оборудованием для подводного хождения


Танки «Тигр» дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом


Танки «Тигр» дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» в районе Винницы. 11.1943г.


"Тигр" 101-го тяжелого танкового батальона СС на учениях. Франция, май 1944г.


Ремонт танка «Тигр» 501-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тунис. 1943г.


Прохоровка


Операция "Цитадель"


Судя по "слонику" - это танк 502-го тяжелого танкового батальона


Парашютисты 2-й парашютно-десантной дивизии на «тигре» дивизии СС «Дас Райх». Удар на Радомышль, Житомирской области., конец 1943г.


Немецкий танкист рассматривает выбоину от попадания снаряда на броне танка «Тигр». Курская дуга, август 1943г.


Два крайних на фото танки - наши, за немецким "тигром", предположительно, еще один "тигр".

 

 

"Не было такого понятия, как страховка жизни танкиста, и, однако, наш «тигр» был самым идеальным танком, который я когда-либо знал. Наверное, он останется непревзойденным даже при современном состоянии вооружений. Как бы то ни было, это, конечно, касается Запада; русские, пожалуй, могут удивить нас новыми моделями.

Мощь танка в его броне, его подвижности и, наконец, в его вооружении. Эти три фактора следует соотнести друг с другом так, чтобы была достигнута максимальная эффективность танка в действии. Похоже, что этот идеал нашел свое воплощение в «тигре». 88-мм пушка достаточно хороша для того, чтобы уничтожить любой танк, исходя из того, что вы наносите ему удар в уязвимое место. Наш «тигр» был достаточно прочным спереди, чтобы выдержать несколько артиллерийских нападений. Однако мы не могли допустить, чтобы удар нам был нанесен сбоку, сзади и особенно сверху. И тут требовался расчет и опыт.

Правилами, которыми мы руководствовались, были: «Стреляй первым, а если не можешь этого сделать, по крайней мере, нападай первым». Предпосылкой для этого, конечно, было функционирование в полной мере связи от танка к танку, а также между членами экипажа. Более того, требовалось наличие быстро действующей и точной системы наводки орудия. В большинстве случаев у русских отсутствовали обе эти предпосылки. По этой причине они часто оказывались в невыгодном положении, даже при том, что не уступали нам в броне, вооружении и маневренности. С танками «Иосиф Сталин» они даже превосходили нас.

Самое важное, когда все условия относительно техники соблюдены, — личная инициатива и решительность командира, наблюдающего за ходом боя. В этом заключался залог успеха в противостоянии имеющим значительное [143] численное превосходство частям противника. Отсутствие надлежащего наблюдения у русских часто приводило к поражению крупных частей. Командиры танков, которые задраивают люки в начале атаки и открывают их лишь после того, как цель достигнута, никуда не годятся или, по меньшей мере, второсортные командиры. Есть, конечно, шесть или восемь смотровых приборов, установленных по кругу в каждой башне для обеспечения наблюдения за местностью, но они хороши только для наблюдения за отдельными участками местности, ограниченными возможностью каждого отдельно взятого смотрового прибора. Если командир смотрит в левый прибор наблюдения, в то время как противотанковая пушка открывает огонь справа, то ему потребуется много времени, прежде чем он распознает ее изнутри наглухо закрытого танка.

К сожалению, попадания снарядов ощущаются прежде, чем слышится звук выстрелов вражеской пушки, потому что скорость снаряда выше скорости звука. Следовательно, глаза для командира танка важнее, чем уши. В результате того, что снаряды рвутся в непосредственной близости, в танке совершенно не слышно звуков орудийных выстрелов. Совсем другое дело, когда командир танка время от времени высовывает голову из открытого люка, чтобы наблюдать за местностью. Если он посмотрит на определенное расстояние влево, в то время как вражеская пушка открывает огонь с такого же расстояния справа, его глаз неосознанно уловит вспышку, которая желтым цветом окрашивает ствол орудия. Его внимание сразу же будет перенесено в новом направлении, и цель обычно распознается вовремя. Все зависит от быстрого распознавания опасной цели. Обычно все решают секунды. Все, о чем я сказал выше, относится и к танкам, оборудованным перископами.

Уничтожение противотанковой пушки часто рассматривалось дилетантами и солдатами других родов войск как дело, ничем не выдающееся. Только уничтожение других танков считалось успехом. Напротив, опытные танкисты считали, что противотанковые орудия представляли вдвойне более серьезную угрозу. Они были для нас [144] гораздо опаснее. Противотанковая пушка находилась в засаде, хорошо замаскированная и мастерски установленная с учетом особенностей местности. По этой причине ее было очень трудно распознать и еще труднее попасть из-за ее небольшой высоты. Обычно мы не видели противотанковой пушки до тех пор, пока она не делала первого выстрела. В нас обычно сразу же попадали, если расчет противотанкового орудия был на высоте, а также потому, что мы наталкивались на стену противотанковых орудий. Поэтому следовало оставаться как можно более хладнокровным и взять противника в оборот, прежде чем будет произведен второй прицельный выстрел.

Никто не станет отрицать, что многие офицеры и командиры танков погибли из-за того, что высовывали голову из танка. Но их смерть не была напрасной. Если бы они ехали с задраенными люками, то куда большее число людей нашло бы свою смерть или получило тяжелые ранения в своих танках. Значительные потери в танковых войсках русских свидетельствует о верности этого утверждения. К счастью для нас, они почти всегда ездили по пересеченной местности с наглухо задраенными люками. Конечно, каждый танковый командир должен быть осторожен, выглядывая наружу в ходе позиционной войны. Особенно по той причине, что за башенными люками танков постоянно наблюдали вражеские снайперы. Даже если командир танка высовывался на короткое время, он мог погибнуть. Я обзавелся складным артиллерийским перископов, чтобы от этого уберечься. Пожалуй, такой перископ следовало бы иметь на каждой боевой машине.

Долгое время у русских экипаж танка состоял только из четырех человек. Командир должен был сам все время вести наблюдение, наводить на цель и открывать огонь. По этой причине они всегда были в менее выгодном положении, чем противник, который разделял эти важные функции между двумя людьми. Вскоре после начала войны русские признали преимущества, которые давал экипаж из пяти человек. В итоге они изменили конструкцию своих танков — установили командирскую башенку на башне и добавили сиденье командира. Я никак не могу [145] понять, почему, например, англичане разработали после войны новый тяжелый танк, экипаж которого состоял всего из четырех человек.

Мы были вполне довольны своим «тигром» и не в меньшей степени своей пехотой. В конце концов, мы держались вместе с ними во время всех тяжелых оборонительных боев на востоке и западе. Много танкистов в неоплатном долгу перед этим первоклассным танком"

Кариус Отто «ТИГРЫ» В ГРЯЗИ»

 

 


Russland, Reparatur Panzer VI "Tiger I"


На ремонте в Харькове. 1943г.


спасибо


feldgrau.info

ТИГР - танк и его модель

«У вас па руках все козыри.
Теперь время начать игру!»
/Из Руководства к танку « Тигр»/

Масштаб 1:35, производитель "Звезда"

(Возможно статья немного устарела и модель от Звезды стала лучше на порядок, но в ней очень много полезных исторических сведений именно о тиграх)

«Тигр» заслуженно считается одним из самых грозных немецких танков Второй мировой войны. Он являлся воплощением передовых идей, технологий, самых последних разработок германских инженеров и ученых. Сочетание толстой брони п мощного вооружения делали его опасным противником. Полому интерес моделистов во всем мире к этой машине очень высок. Однако раньше не все имели возможность реализован. свое желание иметь модель этого танка в своей коллекции. Фирма «Звезда», выпустив на рынок модель «Немецкого тяжелого танка T-IV Тигр-1 модификации E/Н1» (господи, какая точность!), не стала хватать звезд с неба, а перепаковала модель фирмы «Italeri», снабдив ее своей декалью и изменив рисунок на коробке. Кстати, на «италовской» - «Тигр» нарисован правильно и почти соответствует содержимому коробки. Зато у российской продукции огромное преимущество перед итальянцами - цена!

Не буду перечислять содержимое коробки - его Вы сможете изучить сами, а займемся самой моделью. При изучении инструкции по сборке и деталей модели становится ясно, что перед нами не что иное как танк T-VI ранних серий выпуска (ноябрь 1942 года), которые предназначались для службы в тропических условиях (Группа Армий «Юг»). Они предназначались для ведения боевых действий в таких странах, как Италия.

Тунис и пр. «Тигры» этой серин оснащались воздушными фильтрами системы Фейфеля. которые размещались на кормовой бронеплите в верхних углах справа и слева. Начиная с сентября 1943 года эти фильтры на новые танки производитель не устанавливал. Также «тропические» «Тигры» выдает специфические кожуха глушителей, которые применялись только на танках sP/Abt 501. И вообще, выражение типа «модификация Е/Н1» звучит. конечно, круто, но в определенных кругах. Модификации «Тигра» обозначались иначе. Они перечислялись по мере их появления. то есть дата указывает на время, когда первый танк данной модификации покинул сборочный цех. Если это известно, приводится серийный номер танка (Fgst №) п точная дата выпуска. Но вернемся к нашей модели.

Итак. В открытой коробке мы видим модель из которой почти без переделок можно собрать копию танка, воевавшего в Тунисе. Но хочется же, ой как хочется, что бы этот монстр получил гранату не где-то далеко, а у нас, на просторах нашей необъятной России. Поэтому я очень обрадовался, когда на глаза попалась книга «Тигр крупным планом» из серии «Танк в деталях», в которой имелась масса полезной информации и вполне достойных чертежей. Порывшись еще и в других изданиях на эту тему, я принял решение - строить модель одного из девяти предсерийных «Тигров», которые в составе 502 танкового батальона прошли первое боевое крещение под Ленинградом зимой 1942 года. «Тигр» под номером «сто» был захвачен частями Красной Армии в начале 1943 года и затем был показам на выставке трофейной техники в Москве. Я решил построить его более удачливого нс попавшего в плен собрата - машину с номером «111».

Вернемся к модели. При сборке бронекоробки, как собственно и всей модели, требуется подгонка деталей, так как форма уже явно поизносилась. Поэтому детали 5D. 3D, 9D. 4А. 2А. 7А, 8А следует тщательно подогнать друг к другу. Хотя при стыковке детален 2А и 4А с деталью 1А все равно потребуется шпатлевка. Так же надо будет зашпатлевать все отверстия (кроме отверстий под патрубки) на детали 9D. Там же следует сточить крепление под фильтры и ящик. На ранних «Тиграх» на кормовой бронеплите почти ничего не крепилось. На детали D49 нужно сточить ступеньку для фиксации верхней бронеплиты, она будет только мешать (задирая бронеплиту). А также необходимо зашпатлевать гнезда для крепления фар (еще один пережиток Африки). С боковых бронеплит (детали D46 и D45) убираем крепление юбки. После процесса зашкуривания, доставившего немного радости и пыли, дорабатываем кормовой лист. Наносим самостоятельно изготовленные уголки для крепления ящика и ввод антенны для командирской машины.

После этого наносим имитацию сварных швов по чертежам (здесь и далее, использованы чертежи из вышеупомянутого издания «Тигр крупным планом»). Есть множество методов нанесения сварных швов. О них периодически рассказывалось во многих модельных изданиях, поэтому детально распространяться на эту тему нс буду. Могу только сказать, что я для этого пользуюсь нагретой часовой отверткой. Когда шов нанесен, я прошкуриваю его мелкой наждачкой и промазываю кисточкой, смоченной в растворителе (это дает эффект оплывания раскаленного металла). Я вовсе не навязываю свой метод как идеальный. Решайте сами. Так же нужно сделать по два сварных места на боковых бронеплитах (детали D45 и D46) - спереди и сзади. Они служили для усиления крепления боковых листов. Чтобы усилить внутренние швы над смотровым окном механика-водителя делалась специальная приварка. Над окном водителя находятся два отверстия для перископического прибора KFF-2. поэтому выемку на створке (закрывающей окно водителя в боевом положении) следует слегка углубить.

С обеих сторон пулеметного гнезда нужно добавить винты "барашки", они служили для крепления герметизирующей крышки. Крышка использовалась во время преодоления водных преград по дну. С отверстий, которые находятся возле крепления передних подкрылков нужно убрать кольцо (оно появилось на более поздних модификациях). Буксировочные серьги делаются U-образными, без всяких излишеств. На некоторых танках этой серии слева от окна механика-водителя приваривалась подкова - на счастье.

Теперь о корме. При сборке патрубков следует учесть, что на ранних машинах не было рассекателей дыма (детали D17), а крышечки выхлопных патрубков открывались в стороны. Защитные кожуха (детали D76 и 077) на танки поставить еще не успели, да и форму они имели совсем другую. Приспособление для запуска двигателя заводной рукояткой (D68) устанавливается горизонтально. От задних подкрылков отрезается откидная часть. На левый задний подкрылок устанавливается задний фонарь. Вообще, первые «Тигры» отличает нестандартное размещение шанцевого инструмента. Над правым подкрылком крест накрест крепились кувалда и штыковая лопата. Рукоятка для запуска двигателя крепилась с внешней стороны левого выхлопного патрубка, а ножницы для проволоки с топ же стороны, но под ним. После всех этих умопомрачительных операций бронскорпус готов. Сборка ходовой части проблем не доставляет.

Теперь на очереди верхняя бронеплита (деталь А43). Практически все работы на этой детали выполняются в задней ее части, а именно на моторных решетках. При сравнении модели с чертежом, можно заметить, что задние решетки в «узоре» имеют L-образные переходы. А передние решетки имеют недолитую среднюю секцию. Заправочные горловины между решетками расположены на ровной поверхности, а не на выпуклой, как на модели. На моторной плите устанавливалась водонепроницаемая крышка для герметизации воздухозабора двигателя при прохождении водных преград. Она имела прямоугольную форму. Нe не сложно изготовить самому, или если лень, можно взять из набора - деталь А67, кстати, очень похожа. Еще одну трудность представляет собой номер бронекоробки, который находился на выпуклой крышке в задней части плиты моторного отделения. Под ней находилось гнездо для крепления комплекта подводного вождения. Номер я изготовил следующим образом: срезал лезвием нужные мне цифры с номеров деталей на литниках и аккуратно наклеил в нужное место. Самая приятная часть переделки моторного отделения верхней бронеплиты - это перенос огнетушителя с одной стороны заправочной горловины на другую.

В передней части бронеплиты по обеим сторонам устанавливаются фары (кронштейны нужно срезать). От фар отходят металлорукава с проводкой, которые заканчиваются вводными коробками. Также на верхней бронеплите крепились банники (с обеих сторон башни) и топор (под дулом). Люки механика-водителя и стрелка-радиста делаются но инструкции. Также но инструкции приклеиваем опорный брус мод домкрат и поручни на моторной плите. После всего этого можно приклеивать бронеплиту к коробке. Если Вы следовали нашим рекомендациям (смотри выше), то проблем со сборкой у Вас не будет. Итак, бронекоробка собрана!

Вот так незаметно, изучая снизу вверх чертежи, мы добрались до башни. Заглянув в инструкцию мы видим, что там имеется кое-какой интерьер-чик. В принципе, его достаточно, чтобы заглянув (только очень быстро!) сверху через люки народ мог сказать, ваш танк нс пустая коробка, а в нем что-то там есть. В этот интерьер входят: радиостанция, ящик с запчастями для оптики, термоса, фляги, противогаз и ЗИП для спаренного с пушкой пулемета, а также патроны к нему. Дается два сидения - командирское и. скорее всего, заряжающего. Неплохо выполнена казенная часть орудия. Внутренняя сторона люка заряжающего выполнена правильно. Правда, в открытом положении надо будет добавить направляющую с левой стороны. Она давала возможность плавно открывать и закрывать люк, а также фиксировать его в открытом положении. А вот на внешней стороне по ребру следует добавить сварной шов (так как люк сваривался). Штампованные люки появились гораздо позже. В командирскую башенку желательно изготовить и установить перископы (чтобы заполнить ее пустоту). Чтобы закрыть люк надо хорошо постараться - в закрытом положении подпружиненная направляющая (деталь С77) недостает до своего места назначения. Желательно намотать на нее проволоку, сымитировав пружину. Очень оживляет картину.

А вот с маской пушки придется повозиться. Уж очень она гладкая и ровненькая. А нужно придать си вид отлитой брони, которая изобилует раковинами. следами от газовых резаков и т.д. и т.п. В общем - смотрите фотографии. Хорошо имитирует резак крупный надфиль, а раковины я получил следующей операцией. Промазав маску растворителем и подождав пока пластик размягчится я понадавливал беспорядочно в разных местах маски зубной щеткой с жесткой щетиной. Сверху на ребре маски ставился номер башни.

Способ нанесения номера аналогичен методу нанесения номера броне-корпуса (смотри выше). Ствол орудия на четыре миллиметра длиннее (желательно укоротить!). В корневой части ствола делаем четыре потайных винта, используя незаострёную часть иглы от шприца. В средней части орудия имею гея два паза под торцевой ключ. Такой же паз имеется и на дульном тормозе. Ствол курсового пулемета я изготовил из инъекционной иглы. Стыковка боковин башни с верхним листом технологически непродуман». Поэтому после сборки башня потребует шпатлевки. Зачистив шпатлевку можно приклеить оружейные порты и кронштейны для дымовых гранатометов. К гранатометам нужно подвести металлорукав с проводкой. Сами гранатометы следует высверлить поглубже для придания им реализма. Заряженными гранатометы бывали очень редко и почти не использовались. На кормовой части башни нужно изготовить четыре места для крепления ящика ЗИП-а. Его навесят гораздо позже. После этого наносим оставшиеся сварные швы и прикрепляем башню к бронекоробке.

И вот мы любуемся на чудо полосатое, созданное своими руками. Сейчас оно напоминает битый фольксваген с разводами шпатлевки, стоящий во дворе какого-нибудь автосервиса. Но это пока.

Вот мы плавненько. можно сказать на кошачьих (простите, на тигриных) лапах переходим к покраске. Ранние «Тигры» красились в стандартный для Вермахта тex годов темно-серый цвет. Споры о подборе цвета, тона, краски не утихают и по сей день. В этих спорах сломано немало копий, перьев, стульев и других подручных материалов. Я не буду лить свое масло в огонь раздоров, а поступлю проще - красить будем краской фирмы «Rewell» под №78. По мне так работать красками

hobby.rudic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о