Все секреты Ниндзюцу — «тайное» искусство, состоящее из железного терпения и кровавых тренировок

Многие исследователи искусства ниндзюцу перерыли горы информации, чтобы выяснить… что представляет собой пресловутое ниндзюцу. Все варианты трактовок лишь приводили к разжиганию очередных споров вокруг таинственного вида боевых искусств. Каждый мог понимать его по-разному, и это лишний раз подтверждает многогранность и величие ниндзюцу.

Что такое ниндзюцу, вообще!

Зародившись, как методика выживания в условиях гонений и репрессий, ниндзюцу, под влиянием сложившихся исторических условий, развивалось как тайное искусство шпионажа. Если в начале ставилось целью защита собратьев, то позднее задачей стало выполнение заказных убийств, диверсий. Дилемму искусства воинов тени сравнить с дилеммой ножа: можно резать хлеб, а можно и убивать.

Секретное боевое искусство

Являясь частью богатого духовного учения, это секретное боевое искусство находило ярое содействие в широких слоях населения. Но с течением времени одно лишь слово о ниндзя вселяло в людей смертельный ужас. Ночных воинов могли воспринимать по-разному. Но одно остается точным: это были бесстрашные воины, владевшие в совершенстве уникальными боевыми искусствами, готовые достигнуть своей цели ценой собственной жизни.

Надпись «ниндзя» японскими иероглифами

Эффективность ниндзя

Главным мерилом эффективности работы ниндзя служил результат. Термин ниндзюцу (НИН — невидимый, терпеливый, ДЗЮТСУ — искусство) предполагает следующие толкования: «искусство быть невидимым», «искусство терпеть». Ниндзя должен быть невидимым, не столько физически, скорее обладать профессиональными навыками конспирации своей деятельности, своего искусства. А терпеть «ниндзе» приходилось всю жизнь, начиная со сложнейших тренировок и кончая пленением, и пытками у врага.

Корни ниндзюцу

Корни искусства ниндзюцу, как, пожалуй, и всех восточных боевых искусств, следует искать в древнем Китае. За долго до появления ниндзюцу в Японии, там существовали специфические организации закрытого типа. По своим принципам и структуре, они чем-то напоминали кланы ниндзюцу, появившиеся позднее в Японии. Впрочем, цели и средства их достижения существенно различались.

Роковая эпоха

Этап истории Японии (11-12 вв.) стал роковым для страны: разразилась междоусобная война. Установилась форма правления «СЕГУНАТА», где власть императорского дома была крайне ограниченной, а власть сегунов — феодальных правителей, основывающаяся на военной силе, практически безграничной. Сегунат ознаменовал собой приход к власти профессионального воинского сословия — самураев.

Войну не представить без шпионажа и диверсий…

Самураи, будучи представителями власти, сдерживаемые в определенных рамках кодексом Бусидо и к тому же не обладающие соответствующей подготовкой, не могли быть лазутчиками и диверсантами. В военно-социальной структуре образовалась своеобразная брешь. Ниндзя с их феноменальными способностями в навыках ведения тайной войны заполнили не достающее звено.

Будучи вне закона, не опасаясь «потерять лицо», не сдерживаемые никакими моральными нормами, обладая изощренными навыками тайного боевого искусства ниндзя стали незаменимы.

Золотой век ниндзя

Последующие 400 лет принято считать «золотым веком» ниндзюцу. Ведение боя в средние века требовали от воина превосходного физического состояния. Военные действия велись преимущественно с применением холодного оружия, приемов рукопашной борьбы, владение которыми немыслимо без натренированных мышц, гибких суставов, эффективных техник дыхания, отменной закалки тела.

Подготовка настоящего ниндзя

С момента своего рождения будущий воин-ниндзя развивал свои физические способности до высочайшего уровня, и все время поддерживал свое тело в здоровом боеспособном состоянии. Из дошедших до нас сведений известно, что, еще находясь в младенческом возрасте, ниндзя развивал свои мышечные рефлексы, позволявшие молниеносно реагировать на нападение противника.

«Раскачивание люльки» и другие тренировки будущего ниндзя

Одним из таких способов было раскачивание люльки с младенцем, которая время от времени слегка соударялась с деревом или стенкой дома. Сотрясение поначалу вызывавшее шок, постепенно сводилось к тому, что ребенок начинал инстинктивно группироваться, должным образом выставляя ручку или ножку, смягчая удар.

Равновесие

Высокие требования предъявлялись к тренировкам вестибулярного аппарата. Для этого использовалось бревно, для начала подвешенное у самой земли, по долгу проводя на этом снаряде, ребенок учился сохранять равновесие, выполнял прыжки, повороты и другие акробатические элементы. Постепенно бревно менялось на более тонкое и его поднимали на большую высоту. Таким образом воин избавлялся от боязни высоты.

На фото: занятия женщин из иранского спецназа по системе ниндзя

Прыгучесть

Ниндзя развивали прыгучесть перепрыгивая через раскачиваемое бревно или веревку, причем веревка изготавливалась из колючих лиан, ранивших в кровь при малейшем соприкосновении. Меняя ритм раскачивания ниндзя тренировали ловкость, прыгучесть, что в будущем позволяло избегать ловушки или неожиданные препятствия.

Плавание

Обязательным условием для ниндзя было плавание. Большинство районов Японии полны реками и озерами, и уметь преодолевать их, было жизненно необходимым фактором. Кроме того, плавание гармонично развивало и укрепляло тело.

Тренировка дыхания по методу ниндзюцу

Практически во всех видах боевых искусств востока пристальное внимание уделялось тренировке правильного дыхания, что было залогом выносливости, управления внутренней энергией тела — Чи.

Ниндзя достигали высочайших высот в стайерском и спринтерском беге. Быстрым бегом позволял передавалась информация на значительные расстояния, позволяло уйти от преследователей, попросту изматывая их, или отрываясь от них сильнейшим рывком.

Контроль над энергией «ци»

В искусстве ниндзюцу работа с методиками контроля энергии Ци велась с раннего возраста. Знание важных точек человеческого тела и умелое воздействие на них, позволяло исключить многие болезни и травмы, что мог получить ниндзя во время выполнения задания.

Ночные воины целенаправленно закаляли свой организм, чтобы в дальнейшем без проблем переносить холод и жару, истощение и переутомление, пытки и боль от ран. В юности ниндзя упорным образом формировал свое тело. Когда кости были еще мягкими, связки эластичными, а суставы подвижными, ниндзя учился смещать суставы в нужном направлении. Эта способность позволяла ему освободиться от веревки, влезать в узкие окна, ходы. Считалось, что если в дыру влезет голова, то пролезет и все тело.

Ниндзя – воины на грани фантастики

Огромное внимание в подготовке ночных воинов уделялось прыжковой технике, так как часто тайный лазутчик должен был передвигаться по крышам, прыгая с одной на другую. Способность к прыжкам развивалась с помощью специальной регулировки дыхания и тренировки мышц.

В ниндзюцу, как системе выживания в экстремальных условиях, работе с тонкой энергией тела уделялось самое пристальное внимание. Множество старых легенд повествуют о мистических, необъяснимых способностях ниндзя предсказывать дальнейший ход развития конкретной ситуации, предугадывать неожиданное появление врага, выходить невредимым из, казалось бы, самых безнадежных ситуаций…

© dvoeborstvo.ru

dvoeborstvo.ru

ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ — НИНПО МИККЁ НИНДЗЯ

ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ — НИНПО МИККЁ НИНДЗЯ

В некоторых книгах о ниндзюцу авторы пытаются излагать религиозно-философские учения, лежащие в основе теоретических воззрений воинов-теней. Однако не являясь специалистами ни в области религии, ни в сфере философии, они способны лишь искажать эти сложные доктрины. Да и вообще вряд ли требуется знакомить с ними массового читателя. Поэтому мы не будем рассматривать здесь такие понятия, как «тайки-оку» (всеохватывающее единство), «ин-ё-до» (полярные принципы бытия), «ку-ки» (пространство и движение), «конгокай» и «тайдзокай» (сферы «неразрушимого» и «чрева хранилища»), а также многие другие. Вполне достаточно, если мы уясним хотя бы общий смысл тех концепций, которые обосновывают духовно-телесную практику ниндзя. Это «хакудо» (путь огня и воды), «кокю-хо» (работа с внутренней энергией), «го-дай» (пять великих элементов бытия) и «дзэн-по» (девятиступенчатая медитация).

* * *

Как уже сказано в кратком историческом очерке, в основе теоретических взглядов наставников ниндзюцу лежит учение «сюгэндо» (путь обретения могущества), созданное горными отшельниками «ямабуси» и бродячими буддийскими монахами «сюгёдзя». В свою очередь, сюгэндо представляет собой синтез анимистической религии японцев «синто» и тантрического буддизма «сингон», занесенного в

194

Страну Ямато из Китая. Синто (что означает «путь богов») является довольно примитивным культом богов природы и духов предков. В варианте, практиковавшемся ямабуси, речь идет о культе духов гор («ками»).

Цель этого культа, как и всех подобных ему, известных в большом количестве в разных регионах планеты, так же стара, как стар этот мир — поставить силы природы себе на службу через магические действия. Ведь отшельники утверждали свое духовное и социальное превосходство над простыми крестьянами, рыбаками, лесными жителями путем врачевания людей и домашних животных, предсказания судьбы, долгосрочных прогнозов погоды. Не надо доказывать, что личная судьба и здоровье, здоровье и судьбы близких людей, равно как и все, что связано с хлебом насущным всегда относились к числу самых важных вещей на свете. Чтобы убеждать себя и других в способности быть посредниками между миром людей и миром духов, отшельникам требовалось демонстрировать чудеса, то есть совершать какие-то действия, недоступные обычным людям.

Отсюда берет начало «путь огня и воды» (хакудо). Он заключался в следующем: посещать те места в горах, где якобы живут «ками», и там поклоняться им, совершая особые ритуалы. Если поклонение происходит «правильно», то довольные духи обязательно поделятся со служителями культа (ямабуси) частью своей силы и своих планов. Вот и вся идея. Разумеется, местами обитания «ками» оказывались такие утолки, где бросалась в глаза прорывающаяся наружу энергия земли: вулканы, гейзеры, водопады, ключи и озера, питающиеся донными источниками, чудовищные нагромождения скал и т. п.

Поклонение с помощью огня сводилось к эффектному хождению босиком (хиватари) по раскаленным углям священных костров «гома». Костры эти, если их разжигали в подходящих местах, из подходящих пород древесины, под аккомпанемент соответствующих заклинаний, привлекали через пламя силу духов гор, известную под названием «икёй». Оставалось лишь настроиться должным образом и, продолжая произносить заклинания, походить какое-то

Время по дышущему жаром кострищу, «впитывая» данную силу в себя. Для большего впечатления зрителей ямабуси иной раз прибегали к дополнительным трюкам. Простейший из них — выдувание огня изо рта. С этой целью тлеющий уголек помещали в полую скорлупу ореха, просверленного с двух сторон. В нужный момент (в темноте ночи) достаточно было дунуть в одно отверстие, как с другой стороны ореха вылетал целый сноп искр. (Трюк этот очень древний, им успешно пользовался когда-то сириец Эвн, вождь грандиозного восстания рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э.).

Поклонение с помощью воды заключалось, прежде всего, в стоянии под водопадом, низвергавшимся с высоты прямо на голову отшельника, непрерывно бормочущего заклинания. Такая процедура называется «такисутё». Другой вариант водных «богослужений» ямабуси представлял самое настоящее «моржевание» — купание зимой в ледяной воде («мисоги»). И первое и второе мероприятие не ограничивалось двумя-тремя минутами, а занимало иной раз до часа! Во избежание окоченения требовалось отождествлять себя с огнем, вызывая такой жар в теле, чтобы вокруг отшельника, погруженного в воду немного выше пояса, клубился пар! (Этот метод очень похож на «туммо» — первый из шести способов достижения просветления, практикуемых йогами тибетской секты «кагьюдпа»).

Что касается стояния под водопадом, то оно вело к просветлению психики (либо к ее помрачению, что тоже случалось) самым коротким путем. Слишком сильное воздействие оказывает на головной мозг человека поток ледяной воды, непрерывно долбящий макушку. Кто сомневается — пусть попробует постоять хоть пять минут в душе под максимальным напором холодной воды из трубы со снятым рассекателем. Как установлено современной наукой, успешное хождение по раскаленным углям, длительное пребывание в холодном водоеме или под холодным водопадом без вредных последствий возможно только за счет измененных состояний сознания, вовлекающих в действие «скрытые» (или «резервные») возможности человеческого

Организма. Именно благодаря им отшельники и зрители наглядно убеждались в успешности магического ритуала. Путь огня и воды и сегодня рекомендуется тем, кто практикует ниндзюцу в соответствии с древними традициями.

КОКЮ-ХО. Упоминавшийся ранее Энно Одзуну, познакомившись с китайскими методами достижения измененных состояний сознания, не мог не оценить их достоинств. Ведь они позволяли входить в транс (который мистики всех времен и народов однозначно трактуют как прямой контакт с высшими силами) без поиска сухих дров и водопадов с оптимальным напором воды. Оказалось, что тех же результатов можно добиваться не выходя из своей хижины. Тем не менее, достижение трансоподобных состояний дыхательно-энергетическими упражнениями значительно повышает способность организма переносить любые экстремальные воздействия без ущерба для себя. Например, ходить босиком по огненным углям или мокнуть зимой в холодном водоеме. Такие методы в настоящее время широко известны как цигун. Но в Средние Века они хранились в тайне от непосвященных, ибо считались средством приобщения к богам, поэтапного обретения их совершенства и могущества, находившего внешнее выражение в различных «чудесах». Да и самого термина «цигун» тогда не было.

Главное в дыхательно-энергетических упражнениях не дыхание (хотя все они тесно связаны с управлением газообменом), а самовнушение, превращающееся в самогипноз. Ведь что такое «работа с энергией?» Это мысленное (точнее, образное) представление процесса циркуляции энергии между человеком и окружающим миром, а также внутри человеческого тела. Как можно ощутить поглощение энергии «ки» из земли и воды, воздуха и огня, кристаллов и драгоценных металлов, деревьев и живых существ? Только внушив это себе (разумеется, связывая мысленные образы с физиологическими ощущениями тока крови и

Лимфы, напряжения и расслабления мышц). А в результате человек, практикуя то, что сейчас называют цигуном, «ощущает» как энергия поглощается им извне, как она накапливается внутри живота (в центре «тандэн»), как направляется наружу. Самое же любопытное во всей этой механике то, что «работа с энергией» действительно усиливает возможности «энергетика» врачевать себя и других, отражать агрессивные поползновения окружающих, и делать многое другое.

Китайские монахи «люгай» владели различными методами цигуна. Все они так или иначе сводились к трем видам практики: регулированию сознания, регулированию дыхания, регулированию положений тела и конечностей. Многие из них вошли в арсенал ниндзюцу под именем4«кокю-хо». Ниндзя применяли оригинальные китайские техники, а также собственные разработки в очень широком спектре. В частности, для интуитивного восприятия намерений других людей, для улучшения адаптивных возможностей в ситуациях выживания, для врачевания своих и чужих недугов, для повышения эффективности действий в бою, во время бегства либо преследования кого-то…

Тантрическая буддийская секта «Сингон» (Истинное слово) была создана Кукаем в первой половине IX века. Квинтэссенция ее доктрины выражена в названиях главных сочинений основателя: «Смысл учения о том, как стать Буддой в этом теле» и «Рассуждения о ступенях сознания».

Центральная идея «сингон» сводится к тому, что Вселенная есть не что иное, как космический будда Дайнити (на санскрите — Махавайрочана). Основными проявлениями космического будды (мы сказали бы «формами существования материи») являются так называемые «первоэлементы» (или «первостихии») — мысль, пустота (пространство), воздух, огонь, вода и земля. В свою очередь, каждый первоэлемент имеет множество разновидностей, обладает колоссальным числом качеств. Вступая друг с другом во все-

Символическое изображение Пяти Первоэлементов в учении Сюгэндо

Возможные связи, первоэлементы образуют реальный мир физических и психических явлений, процессов, состояний.

Логика Кукая и его последователей была следующей: мысль вселенского будды Дайнити рождает пустоту, пустота рождает воздух, воздух рождает огонь, огонь рождает воду, вода рождает землю. Употребляя современные термины, можно сказать, что речь идет о космическом пространстве, где материя существует в газообразном, плазменном, жидком и твердом виде. Что же касается начала всех начал (мысли Дайнити), то это мистический вариант пантеизма (отождествления природы и бога), когда природу растворяют в боге.

Кстати говоря, современная космология утверждает, что Вселенная возникла 20 миллиардов лет назад в результате так называемого «Большого взрыва». До него существовало лишь «нечто», объемом не более атома, содержащее в себе все вещество и всю энергию будущего Космоса! В ходе расширения первичного «нечто», продолжающегося до сих пор, сформировались элементарные частицы, атомы, газы, плазма (т. е. звезды), планеты, галактики и их скопления. Все эти процессы описываются законами физики, за исключением первых малых долей одной секунды с начала Большого взрыва, в течение которых Вселенная успела проделать эволюцию, превосходящую богатством изменений все последующие 20 миллиардов лет! Данная теория, доказанная фундаментальными открытиями современной науки, просто не укладывается в голове! Во всяком случае, первоначальное «нечто» можно считать чем угодно, в том числе богом, мыслью в чистом виде или Вселенским Буддой.

Конечно, теоретики Сюгэндо не знали таких понятий как «Большой взрыв», элементарные частицы, агрегатные состояния вещества. Их схема выглядела намного проще. Они рассуждали по аналогии: «какова Вселенная (макрокосмос), таков и человек (микрокосмос). Устройство того и другого, механизмы функционирования одинаковы. Поэтому знание принципов бытия давало им ключ к пониманию любых явлений природы, любых человеческих деяний.

Например, первоэлемент «земля» (дзи) присутствует в человеке в виде твердых тканей тела — костей, зубов, нервов, сосудов, мышц, связок, волос, ногтей, кожи, плотных внутренних органов. Первоэлемент «вода» (суй) отождествляется с кровью, лимфой, слезами, потом, мочой, а также «отвечает» за подвижность и гибкость тела. «Огонь» (ка) — это тепло, производимое телом в процессе обмена веществ и еще та самая «внутренняя энергия», которая обусловлит вает существование всех живых и неживых объектов. «Воздух» (фу) соответствует дыханию, полым органам внутри тела, газам внутри них. Наконец «пустота» (ку) олицетворяется в голосе, речи, обшении, понимании других людей.

Иными словами, все физические и психические аспекты человеческого существования — это различные проявления Вселенского Будды. Следовательно, каждый человек обладает качествами всезнающего и всемогущего Дайнити, ведь он — одна из мельчайших его частиц, несущая в себе свойства целого. Однако сознание человека «омрачено» неведением своей «истинной» сущности, поэтому «качества будды» пребывают в нем в скрытом виде — как потенциальные возможности. Если удастся осознать их в себе и научиться использовать, то можно вырваться из мира «сан-сары» и стать бодхисаттвой в течение одной человеческой жизни.

Обретение способностей к «чудесам» как раз и свидетельствует об успешной реализации программы превращения в будду «в этом теле». Правда, среди перечисляемых в тантрическом буддизме чудес значится немало совершенно фантастических, вроде способности мгновенно перемещаться в любую точку пространства без всяких технических устройств. Но есть и более реальные, например, умение подчинять своей воле окружающих (имеется в виду гипноз) или уже упоминавшееся «хождение по огню». Несложно понять, что адептов ниндзюцу особенно привлекала именно эта часть доктрины Сингон.

До сих пор речь шла о «явной» части учения Кукая, открытой для всех. «Тайная» часть заключается в детальном описании способов и приемов выявления в себе и исполь-

Зования потенций Дайнити. Здесь исходной была идея о том, что активность Космического Будды проявляется трояко: в мысли (т. е. в созерцании им самого себя), в речи (т. е. в издаваемых им звуках) и в движении (т. е. в изменениях положений его тела). Поскольку макрокосмос и микрокосмос устроены одинаково, постольку для развития сверхъестественных способностей человек должен подражать мысли, речи и движениям Дайнити, тем самым «пробуждая в себе Будду». Это и есть «три таинства» (санмицу) тантрического буддизма Ваджраяны (санскрит): созерцание определенных объектов (янтр), символизирующих Вселенского Будду, произнесение особых звуков (мантр) — «слов Будды» и принятие определенных поз либо осуществление определенных жестов (мудр) — «имитация движений Будды».

Здесь надо сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о тантризме. Само слово «тантра» на санскрите, литературном языке древней Индии, обозначает «хитросплетение, сокровенный текст». Тантрами называют тексты, излагающие тайные учения вишнуитских, шак-тистских и шиваитских сект в Индии, а также буддийских сект Ваджраяны («Алмазной колесницы») в Тибете, Китае, Корее и Японии. Соответственно, тантристы — это последователи таких сект.

Общей для всех их является идея об энергетической сущности мироздания, тождественной высшему духовному началу — Вишну, Шакти, Шиве или Махавайрочане (Дайнити). Тантристы считают, что весь материальный мир, включая людей и животных, существует лишь потому, что высшее духовное начало проявляет активность. Или, другими словами, за счет способности энергии к разнообразным превращениям. Любой материальный объект — от звезд и планет до мелких песчинок, крохотных букашек и капелек дождя — всего лишь больший или меньший сгусток энергии. Стоит этой энергии исчерпать себя, и данный

Объект превращается во что-то иное. Например, умерший человек рассыпается в пыль.

С позиций тантризма вибрации (или пульсирование) мировой энергии и активность божественного сознания (высшего духовного начала) суть одно и то же. Поэтому смысл человеческой жизни для тантристов заключается в том, чтобы посредством специальной практики научиться ощущать в себе пульсацию этой энергии, подстраивать ее ритм под ритм Вселенной и в конечном итоге растворяться в сознании своего Божества подобно тому, как капелька воды исчезает в огромном океане. Пресловутые тантры являются всего лишь «конспектами» (ни в коем случае не полными текстами) инструкций о том, как всего этого добиться. Так что тантризм в обязательном порядке требует наличия сведущих учителей.

Тантрическая практика осуществляется тремя взаимосвязанными способами: с помощью янтры, мантры и мудры.

«Янтра» — это условный знак, схематическое изображение, символизирующее космическую (т. е. божественную) энергию и даже все мироздание в целом. Будучи конкретно-чувственным образом (т. е. рисунком, скульптурой, архитектурным сооружением), янтра реализует вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого. Ведь она является абстракцией, символизирующей то, что принципиально невыразимо в образах (в самом деле, как можно нарисовать энергию?). Янтры используют в качестве объектов йогического сосредоточения сознания (медитации) на мандалах (священных картинах), через которые постигают истинную сущность бытия. Или, иными словами, осознают энергетическое устройство Вселенной (что, кстати, чрезвычайно близко концепциям современной науки, трактующей мир через понятия различных видов энергии и их полей).

«Мантра» («дзюмон» по-японски) — это магическая словесная формула, обычно не имеющая никакого семантического значения. Мантры состоят не из слов, а из наборов различных звуков. Они близки к заклинаниям, но в них

Шри Янтра, символизирующая Вселенную и вечное время

Имеет значение не смысл слов (смысл отсутствует), а само произнесение звуков, вызывающее в человеческом организме вибрационные колебания (резонанс). В свою очередь, эти колебания воздействуют на головной и спинной мозг, изменяя психическое состояние человека. Одна из наиболее известных мантр звучит примерно так: «Аум манн пад’мм хумм» (часто эти «слова» переводят как «О ты, сокровище, сокрытое в лотосе», однако подобный «перевод» говорит лишь о незнании традиции).

«Мудра» — («кэцуин» по-японски) — это «печать». Так называют определенные позы тела и жесты рук, положения ног, сплетения пальцев, повороты головы, символизирующие единство тела и духа, Бога и человека, крохотной капельки энергии и мирового энергетического океана. Мудры как бы скрепляют мысленные образы и магические формулы в единое целое. Благодаря им становится возможным перенос космической (божественой) энергии с объекта созерцания на субъект, т. е. на медитирующего человека.

Вообще говоря, известны две основные разновидности тантризма: «левой руки», сводящийся преимущественно к сексуальной практике, и «правой руки», культивирующий боевые искусства. В Китае, Корее и в Японии получил наибольшее распространение второй вариант. В этой связи надо напомнить, что учение Кукая было привезено им из Китая. Там оно было известно под названием «школа мантр» (Чжэньян-цзун), однако особого распространения не получило. В Японии судьба данной школы оказалась гораздо более счастливой. Секта Сингон существует по сей день, и имеет сотни тысяч последователей.

Итак, ПОДРАЖАНИЕ МЫСЛИ будды Дайнити понимается в Сингон (а соответственно и в Сюгэндо) как созерцание «мандал» — священных диаграмм (янтр), изображающих истинную сущность бытия. Это своего рода «карты Вселенной», но не в географическом понимании термина,

А в смысле схемы энергетических уровней бытия (всего их 31). Каждый уровень представляет одно из воплощений Махавайрочаны-Дайнити. Но как географическая карта ничего не говорит тому, кто не знаком с ее условными обозначениями, так и мандала (по-японски «нэнрики») ничего не скажет людям, не посвященным в буддийское учение и его символику. Ведь любой символ мандалы имеет конкретное значение, а кроме того надо знать правила ее «чтения».

В секте «Сингон» известны различные мандалы. Однако адепты Сюгэндо используют только две из них, взаимно дополняющие друг друга. Это Тайдзокай — «сфера чрева хранилища», отображающая сущность материального мира, и Конгокай — «сфера неразрушимого», символизирующая духовный мир. Сначала адепт должен осознать себя внутри Тайдзокай и, растворившись в ней, пройти шаг за шагом все 11 уровней чувственного (материального) мира. Затем через специальное связующее звено («ворота») ему следует перенестись оттуда в Конгокай. Там ему необходимо по очереди воспроизвести в сознании 16 уровней иллюзорного мира форм и достичь состояния Просветления («самадхи» на санскрите, «сатори» по-японски). Сато-ри означает вхождение в сферу «чистой мысли», тождест-веной будде Дайнити. В этой сфере существуют еще 4 уровня иерархии, но для их постижения мандала уже не требуется.

Однако видение внутренним взором в состоянии сатори истинной сущности Вселенной, что равнозначно обнаружению в себе «природы будды Дайнити» — только первая половина дела. Вторая, как уже сказано выше, сводится к тому, чтобы научиться использовать обусловленные ею сверхъестественные возможности. И тут не обойтись без работы с различными видами энергии. Уяснив и прочувствовав энергетику макрокосмоса, адепт Сингон и Сюгэндо должен был уяснить и прочувствовать энергетику своего собственного организма — микрокосмоса.

Элемент

Чакра (нервное сплетение)

Фигура

Цвет

Мантра

Палец

Качество

Чувство

Направление

Земля (дзи)

Муладхара (plexus pelvis)

Квадрат

Красный

Лаум

Мизинец

Твердость

Обоняние

Юг

Вода (суй)

Свадхистана (plexus epigastrus)

Круг

Оранжевый

Ваум

Безымянный

Текучесть

Вкус

Восток

Огонь (ка)

Манипура (plexus solyaris)

Треугольник

Желтый

Раум

Средний

Агрессивность

Зрение

Запад

Воздух (ФУ)

Анахата (plexus cardial is)

Полукруг

Зеленый

Йаум

Указательный

Изменчивость

Осязание

Север

Пустота (ку)

Вишудха (plexus cervikus)

Точка

Голубой

К’Хаум

Большой

Созидатель-ность (вариативность)

Слух

Центр

У человека каждому из пяти первоэлементов соответствует свой собственный энергетический центр. Все они расположены на условной вертикали перед позвоночником и соотносятся (по принципу всеобщей связи в природе всего со всем) с определенными атрибутами (цветом, формой, звуком, каналом протекания «ки» и т. д.). Фактически данные центры совпадают с чакрами, известными в индо-буд-дийской йоге. Перечислим их по порядку снизу вверх:

Дзи — центр Земли (Муладхара-чакра) расположен в промежности, «между копчиком и лобковой костью. Он связан с мизинцами рук, символически изображается квадратом, а его энергетический потенциал выражается красным цветом. В человеческой психике влияние данного центра проявляется эмоциями спокойствия, уверенности. Суй — центр Воды (Свадхистана-чакра) расположен в нижней части живота, на уровне крестца. Связан с безымянными пальцами, оранжевым цветом, символ — крут, влияет на способность приспосабливаться, изменяться. Ка — центр Огня (Манипура-чакра) находится в области солнечного сплетения, по форме — треугольник, связан со средними пальцами, выражается в желтом цвете, обусловливает агрессивность. Фу — центр Воздуха (Анахага-чакра) совпадает с нервным сплетением в районе сердца, его влияние на психику выражается в доброжелательности, окрашивается в зеленый цвет. Он имеет отношение к указательным пальцам, его символ — полукруг. Наконец, Ку — центр Пустоты (Вишудха-чакра) расположен в горле, проявляется в созидании нового, связан с большими пальцами, окрашивает пространство в голубой цвет, изображается точкой. Каждому такому центру соответствует строго определенная мантра.

(Важно отметить, что концепция пяти «великих первоэлементов» тантрического буддизма не совпадает с теорией «пяти первоэлементов» китайского даосизма. Там и элементы другие (вместо Воздуха и Пустоты — Дерево и Металл), и набор связанных с ними качеств иной).

В человеческом организме та же «логика» превращений энергии, что и в Космосе. Все начинается с мысли. Мысль «берет» космическую (божественную) энергию «ки» извне и помещает ее в центре «тандэн» («накапливает» с помощью самовнушения и дыхания). Потом, когда требуется, извлекает ее оттуда и направляет в один из пяти центров стихий (первоэлементов). Каждый из них «помогает» проявлять те качества, за которые «отвечает». Например, вот как вся эта «механика» отражается на манере ведения боя (независимо от того, сражается человек голыми руками, мечом, палкой, ножом, или «давит» на противника психологически):

Дзи-но-ката (способ Земли) — боец несокрушим, словно скала во время морского прибоя. Любой натиск противника разбивается как бы о каменную стену:

Суй-но-ката (способ Воды) — боец непрерывно уклоняется, изматывая противника и контратакуя в самые неподходящие для того моменты;

Ка-но-ката (способ Огня) — яростные, неукротимые атаки. Противнику кажется, будто на него наступает лесной пожар;

Фу-но-ката (способ Воздуха) — боец подобен вихрю, кружащемуся вокруг врага. Он теряется, не зная, какое из движений нападающего ложно, а какое смертельно;

Ку-но-ката (способ Пустоты) — врагу кажется, что его противник бездушный механизм, робот, чье поведение абсолютно непредсказуемо.

Стихия

«Центры силы»

Работа ног

Движения корпуса

Земля

Бедра и ягодицы

На месте и перенос веса с ноги на ногу

Вверх и вниз

Вода

Нижняя часть живота

Шаги в сторону и по диагонали

В стороны от линии атаки

Огонь

Солнечное сплетение

Скольжение, выпады

Вперед и назад

Воздух

Область сердца

Повороты

По кругу и повороты

Принципиально важно то, что за «энергетическими» терминами скрываются измененные состояния сознания, управляющие тактико-техническими действиями в экстремальных ситуациях (в том числе в бою). Ниндзя не играли в стихии, они в самом деле внутренне становились ими — через образы, воплощающие конкретные проявления этих элементов бытия. Таким способом они «отключали» свое сознательное «Я» и переходили к действиям на «автомате».

Кстати говоря, первоэлемент Ку (пустота) по их представлениям связан с образом мифического «прародителя и покровителя» ниндзя, вороном-оборотнем Тэнгу. И подобно тому, как пустота порождает любой из четырех первоэлементов, так и Тэнгу мог принимать облик любого существа, соотносящегося с тем или иным первоэлементом. Тут и великан Фудо-мё (одно из проявлений Земли), и небесный воин Мариси-тэн (Ветер, или Воздух), и черт из буддийского ада Ониби (Огонь), и целый ряд других.

В результате ниндзя как бы заимствовал те психические и физические качества, которые считались присущими этому черту, оборотню или зверю — огромную силу, удивительную гибкость, невероятную быстроту движений, нечувствительность к боли, к усталости…

ДЕВЯТИСТУПЕНЧАТАЯ МЕДИТАЦИЯ — в учении сюгэндо число 9 считалось священным. Соответственно, каждая цифра имела там определенный мистический смысл. Так, единица отождествлялась со Всеохватывающим Единством (Тайки-оку), двойка — с полярными принципами бытия (ин-ё-до), тройка — с тремя вселенскими началами: землей, небом и человеком (дзи-тэн-хин). Числу четыре отвечали четыре проявления сущего (большое Ин и малое Ё, большое Ё и малое Ин). Пятерка символизировала пять первоэлементов, шестерка — шесть видов координации, семерка — семь звезд Большой Медведицы, восьмерка — восемь триграмм. Число девять означало сочетание четырех проявлений и пяти первоэлемен-

Тов, а также окончательное постижение истины в сочетании ее телесного, умственного и духовного компонентов.

Теория различных ступеней сознания (точнее, психических состояний индивида) детально разработана в буддизме. Так, путь бодхисаттвы разделен на 5 этапов: десять ступеней веры, десять ступеней укрытия, десять ступеней деяний, десять ступеней рвений, и «десять обретаемых земель». Но теоретикам сюгэндо хватило всего девяти уровней концентрации сознания.

Первая ступень — это осознание бренности человеческого тела, ограниченности телесных возможнстей. Размышляя об этом, надо было полностью осознать и увидеть в конкретных образах насколько слаб, несовершенен и беспомощен человек, свыкнуться с мыслью о тысячах болезней и случайностей, которые могут разрушить (и рано или поздно обязательно разрушат!) хрупкую телесную оболочку. Надо было мысленным взором пристально рассмотреть весь процесс собственного увядания и неизбежной смерти. В том числе «увидеть» свой собственный раздутый труп, трупные пятна на нем, кровавые пятна, изъеденные червями куски тела, обглоданный скелет и т. д.

Вторая ступень — это уяснение того факта, что органы чувств дают нам неадекватное восприятие реальности. Необходимо представить себе и прочувствовать все возможные ситуации, в которых органы чувств могут обманывать человека, вводить его в заблуждение, давать искаженную картину того, что происходит вокруг.

Третья ступень посвящена размышлениям на тему о непостоянстве и несовершенстве человеческого ума. Следовало сосредоточенно думать о том, как быстро и непоследовательно меняются у человека взгляды, вкусы, предпочтения. Как то, что еще вчера казалось драгоценным, сегодня теряет всякое значение и наоборот, сколь условно деление на приятное и неприятное, хорошее и плохое, вредное и полезное. Задача медитации данного этапа сводилась к постижению относительности любых умозаключений.

Четвертая ступень медитации предназначена осознанию собственной незначительности в масштабе Вселенной, в космическом пространстве и времени, в вечном круговороте Природы и ее стихий.

Пятая ступень представляла собой медитацию о том, как материальные факторы всех видов стремятся в этом земном мире возобладать над духовными. Задача данного этапа заключалась в избавлении от плотских желаний и обычных земных привязанностей.

Шестая ступень ставила главной задачей избавление от эмоций и чувств, возбуждаемых общением с другими людьми, в том числе с родными и близкими.

Седьмая ступень представляла собой размышление о взаимосвязях причин и следствий для избавления от ложных суждений и умозаключений.

Восьмая ступень — это осознание факта множественности проявлений первоэлементов в реальном мире, что давало избавление от ограниченности восприятия всех сфер бытия.

Девятая ступень сводилась к тому, чтобы переносясь мысленно в будущее увидеть себя в прошлом (т. е. в настоящем для медитирующего) и оценить правильность своих решений в соотнесении их с дальнейшим развитием событий.

Таковы, вкратце, девять ступеней медитации, последовательно проходя через которые ниндзя обретал способность наиболее адекватного восприятия окружающего мира и даже дар предвидения. Эти замечательные качества, будучи однажды развитыми, проявлялись затем в любых ситуациях. Например, в бою, где воин, успешно прошедший все ступени медитации (что удавалось, разумеется, далеко не всем) мог вести схватку по принципу чередования «истинного» и «ложного». Эти слова означают, что медленное движение казалось противнику быстрым, неторопливость оборачивалась молниеносностью, а мягкость скрывала огромную мощь. Впрочем, на Востоке обожают давать пышные названия самым банальным вещам. Достаточно

Вспомнить названия некоторых приемов: «рука, покрытая цветами», «пушечный удар трех императоров» и им подобные, чтобы не обольщаться насчет «необыкновенных способностей». Истина проста: длительный упорный тренинг под руководством опытных наставников в любой области человеческой деятельности влечет замечательные результаты!

Для ниндзи, прошедшего изощренную психофизическую и религиозно-философскую подготовку, не существовало понятий добра и зла, ибо, научившись воспринимать мир во всей его данности, он понимал условность деления на «хорошее» и «плохое». Умение «видеть» истину, освобожденную от эмоциональных и социальных оценок, позволяло ему действовать наверняка, руководствуясь не логикой, а интуицией. Ниндзя мог не верить своим глазам и ушам, но на интуицию, позволявшую проникать в самую суть любой ситуации, он полагался всегда. Вот почему закаленные в битвах, презиравшие смерть самураи нередко теряли выдержку и чувствовали себя беспомощными, сталкиваясь с мастерством воинов-теней…

Даже беглое знакомство с фрагментами учения «Сюгэн-до» показывает, что оно представляет детально разработанную и весьма сложную доктрину, отвечающую абсолютно на все вопросы практической жизни. Но это учение находится чрезвычайно далеко от понятий и стереотипов, циркулирующих в сознании современного человека Запада. Достаточно сказать, что в основе западной цивилизации лежат три древности, принципиально отличающиеся от буддизма, синто, даосизма. Это иудейская религия (христианство), греческая культура (наука, искусство, политика, коммерция) и римское право, инженерия, военное дело. Менталитет людей Востока и людей Запада различен, не говоря уже о наивности и ограниченности древних учений. Поэтому попытки «вбивать» себе в голову «на полном се-

Рьезе» мистические доктрины японского средневековья могут закончиться только одним: превращением в пациента психиатрической клиники.

nindja-profy.tk

Тренировки и навыки ниндзя ← Техники ← Мир Наруто

Тренировки и навыки ниндзя
Тренировать ниндзя начинали с детства. Первое, чему его учили, это — переносить удары. Для этого люльку с ребенком, из которого должен был вырасти ниндзя, раскачивали так, что она ударялась о стену. Ребенок на первых порах пугался сотрясения, ударялся и плакал, но постепенно привыкал и инстинктивно сжимался в комочек при толчке. Через несколько месяцев упражнение усложнялось: ребенка вынимали из люльки и подвешивали в свободном состоянии «на вожжах». Теперь при ударе о стенку он должен был не только сжаться, но и препятствовать столкновению ручкой или ножкой. Сходные упражнения проделывались и в обратном порядке, когда на ребенка катили мягкий, но довольно тяжелый шар. Подчиняясь инстинкту самосохранения, малыш поднимал руки, чтобы защититься, «ставил блок».
В полгода его учили плавать, так, что он плавать начинал раньше, чем ходить. Привыкнув к воде, ребенок мог часами оставаться на поверхности, нырять на большую глубину, задерживать дыхание на две-три минуты и т. д. В условиях пересеченной реками Японии это было очень важным набором навыков. В два года будущий ниндзя осваивал упражнения на быстроту реакции, чуть позже — упражнения на бревне. Отрабатывались также прыжки в высоту и в длину. Лет с 4-5 и мальчиков и девочек начинали обучать борьбе дзю-дзюцу. Слух доводился до такого совершенства, что ниндзя различал по голосу многих птиц в лесу, угадывал в общем хоре условный сигнал партнера, и даже разбирался в языках насекомых и пресмыкающихся. Особо легендарным было искусство хождения по потолку. Потолки в японских домах украшались множеством балок и стропил, в которые можно было упираться руками и продвигаться. Есть легенда, что ниндзя могли летать. Секрет в том, что для этого использовались воздушные змеи. Примерно с трех лет начинался специальный укрепляющий массаж и постановка дыхания. Последнему придавалось решающее значение во всех дальнейших тренировках.
Как только ребенок обретал устойчивость на земле в на воде, то есть мог хорошо ходить, бегать, прыгать и плавать, занятия переносились в «воздух». Сперва бревно средней толщины укреплялось горизонтально над самой поверхностью земли. На нем ребенок разучивал несколько простых гимнастических упражнений. Постепенно бревно поднималось все выше над землей, одновременно уменьшаясь в диаметре, а комплекс упражнений значительно усложнялся: в него входили такие элементы, как шпагат, прыжки, перевороты, сальто вперед и назад. Затем бревно заменялось тонкой жердью, а со временем — натянутой веревкой, а потом и провисшей . После таких тренировок ниндзя ничего но стоило перебраться через пропасть или замковый ров, перебросив веревку с крюком на противоположную сторону.
Отрабатывались также приемы лазанья на деревья с голым стволом, прыжки с ветки на ветку. Существовали и различные способы амортизации удара при падении с помощью ног, рук и всего тела (в перевороте). Прыжки с высоты 6-8 м требовали специальных «смягчающих» сальто. Учитывались и особенности рельефа: так, на песок или торф можно было прыгнуть с большей высоты, на каменный грунт — с меньшей. Благоприятным фактором при «высотных» прыжках были деревья с густой кроной, которая могла спружинить и дать возможность ухватиться за ветку. Отдельной дисциплиной были прыжки в воду.
Прыжки ниндзя в высоту, о которых сложено немало легенд, строились главным образом на регулировке дыхания и умении мобилизовать духовные и физические силы. Существовало много способов прыжка в высоту, но предпочтение всегда отдавалось прыжку «перекатом», руками вперед, с сальто или без него, с разгона или с места. В подобных прыжках, которые служили для преодоления небольших препятствий — заборов, повозок, вьючных животных, а иногда и цепи преследователей, важно было, приземлившись, сразу выйти в боевую стойку. Прыжки в высоту обычно отрабатывались на простейшем «тренажере» — вместо планки ребенок должен был перепрыгнуть через куст колючего кустарника, но на «экзаменах» использовалось и настоящее оружие, о которое, в случае неудачи, можно было серьезно пораниться.
Особый раздел составляли «многоступенчатые» прыжки. В качестве подготовительного упражнения к ним следовало освоить бег по вертикальной стене. С небольшого разгона человек пробегал вверх несколько шагов, стараясь по возможности сохранять равновесие за счет большого угла к поверхности земли. При должном навыке ниндзя мог таким образом взбежать на трехметровую скалу и остановиться на гребне либо, резко толкнувшись от опоры, сделать сальто вниз и неожиданно атаковать противника. Другим вариантом многоступенчатого прыжка был заскок на невысокий (до 2 м) предмет, который служил как бы трамплином для следующего, финального прыжка на общую высоту до 5 м. Такая техника в сочетании с использованием миниатюрных портативных пружинящих трамплинов нередко создавала иллюзию «полета по воздуху».
Развитие силы и выносливости служило основой всех тренировок ниндзя. Здесь одним из наиболее популярных упражнений для детей было висение на ветке дерева. Держась только руками, ребенок должен был провисеть несколько минут на большой высоте, а затем самостоятельно вскарабкаться на ветку и спуститься по стволу вниз. Постепенно время висения доводилось до часа. Взрослый ниндзя мог таким образом долго висеть на внешней стене замка под самым носом у часовых, чтобы, улучив момент, пробраться в помещение. Естественно, практиковались многочисленные отжимания, поднятие тяжестей, хождение на руках. Одна из загадок ниндзюцу — хождение по потолку. Сразу же оговоримся, что ни один ниндзя не умел ходить по обычному гладкому потолку. Секрет заключался в том, что потолки японских комнат украшены открытыми рельефными балками и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. Упираясь руками и ногами в параллельные балки или же цепляясь при помощи «кошек» за одну балку, ниндзя мог перебраться через всю комнату.
Одним из важных аспектов обучения ниндзя был бег на разные дистанции. Любой будущий ниндзя возрасте 10—12 лет покрывал за день несколько десятков километров почти без остановок. Такого рода навыки требовались не только для того, чтобы уйти от погони, но и для передачи важных сообщений. Кроме того если ниндзя проводил акцию ночью, место его дислокации было удалено от цели, а работы было много, высокая скорость бега позволяла выиграть время. На очень больших расстояниях применялся принцип эстафеты. В спринте индикатором «достаточной» скорости служила обычная соломенная шляпа. На старте следовало прижать шляпу к груди и, если она оставалась там прижатая потоком встречного воздуха до самого финиша, «зачет» считался сданным. Бег с препятствиями мог принимать самые разнообразные формы. На трассе ставили барьеры, капканы и ловушки, протягивали веревки в траве, вырывали «волчьи ямы». Юный ниндзя должен был, не прерывая движения, на ходу подметить и обогнуть препятствие или перескочить через него.
Для того чтобы передвигаться по территории противника, мало было уметь хорошо бегать — нужно было учиться ходьбе. В зависимости от обстоятельств ниндзя мог использовать один из следующих способов ходьбы: обычный шаг; «крадущийся шаг» — мягкое, бесшумное перекатывание с пятки на носок; «скользящий шаг» — обычный способ перемещения в кэмпо дугообразными движениями стопы; «уплотненный шаг» — перемещение по прямой, носок вплотную прижат к пятке; «прыжковый шаг» — мощные толчки ногами, напоминающие технику тройного прыжка; «односторонний шаг» — прыжки на одной ноге; «большой шаг» — обычный широкий шаг; «малый шаг» — передвижение по принципу «спортивной ходьбы»; «врезка лунок» — ходьба на носках или на пятках; «ходьба вразбивку» — зигзагообразные движения; «ходьба боком» — перемещение «приставным шагом» или спиной, чтобы помешать погоне определить направление движения. При групповых операциях на местностях, где хорошо были видны следы, ниндзя чаще всего передвигались гуськом, след в след, скрывая количество людей в отряде. Основными требованиями при ходьбе любым способом были быстрота, экономия сил и контроль дыхания. Важным дополнением к искусству ходьбы было передвижение на высоких, легких ходулях из бамбука — такуэума, которые в случае необходимости можно было изготовить за несколько минут.
Обитатели труднодоступных горных районов, ниндзя были прирожденными альпинистами. Ребенок с малых лет приучался карабкаться по скалам и каменистым осыпям, спускаться в расселины, переправляться через стремнины и бездонные пропасти. Все эти навыки впоследствии должны были помочь лазутчику взбираться на неприступные стены замков и башен. Искусство скалолазания (сака-нобори, или тохэки-дзтоцу) было одним из самых сложных предметов в программе обучения ниндзя. Хотя для облегчения подъема существовали некоторые вспомогательные инструменты, считалось, что настоящий мастер должен взбираться по отвесной стене не прибегая ни к чему более, кроме собственных рук и ног. И дело тут не в гордыне. Стены средневековых замков были сложены из камня, операции чаще проводили ночами, а ночью звук лязгнувшего при ударе об каменную стену металла кошки разносится довольно далеко и может привлечь излишнее внимание часовых. Хороший ниндзя — живой ниндзя. Секрет заключался в умении концентрировать силу и волю в пальцах. Таким образом, малейший выступ или бугорок на поверхности стены становился относительно надежной точкой опоры. Стены замков, сложенные из огромных обтесанных глыб, могли считаться неприступными благодаря своей высоте и массивности, но для тренированного лазутчика преодолеть подобное препятствие со множеством щелей и выступов не составляло особого труда.
Ниндзя добивались также ослабления восприимчивости к боли. Для этого с ранних лет тело обрабатывалось специальным «болевым» массажем, в который входили постукивания и сильные удары, щипки, хлопки, а позже — «накатывание» корпуса, рук и ног при помощи граненой палки. Со временем образовывался тонкий, но прочный мышечный корсет, а болевые ощущения значительно притуплялись. Естественным сопровождением всего комплекса физического воспитания было и общее закаливание организма. Детей не только приучали ходить в любую погоду в лёгкой одежде, но и заставляли часами сидеть в ледяной струе горной реки, ночевать в снегу, день проводить под палящим Солнцем, подолгу обходиться без пищи и воды, добывать пропитание в лесу.
Острота чувств у ниндзя доводилась до предела, ибо от правильной и быстрой реакции зависели их выживание и выполнение возложенного задания. Зрение должно было помогать ниндзя не только выведывать секреты неприятеля, но и благополучно избегать западни. Поскольку разведывательные операции обычно проводились ночью, возникала насущная потребность ориентироваться в темноте. Для усиления ночного видения ребенка периодически помещали на несколько дней и даже недель в пещеру, куда едва пробивался снаружи дневной свет, и заставляли уходить все дальше и дальше от источника света. Иногда применяли свечи и факелы. Постепенно интенсивность света сводилась к минимуму, и ребенок приобретал способность видеть в кромешном мраке. В результате регулярного повторения подобных тренировок эта способность сохранялась и закреплялась. Перед самой акцией ниндзя несколько ночей проводи в темном погребе или яме, чтобы временно усилить ночное зрение. В результате он получал приемлемую видимость при свете тлеющего угля или потайного фонаря.
Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность. Например, на камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался, и юный ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести десяток страниц единожды прочитанного текста. Наметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых.
Слух доводился до такой степени изощренности, что ниндзя не только различал по голосу птиц и угадывал в птичьем хоре условный сигнал партнера, но и понимал звуки животных и насекомых. Так, умолкший хор лягушек на болоте говорил о приближении врага. Громкое жужжание комаров под потолком комнаты свидетельствовало о засаде на чердаке. Приложив ухо к земле, можно было на большом расстоянии услышать топот всадников. По звуку камня, брошенного со стены, можно было определить глубину рва и уровень воды с точностью до метра. По дыханию спящих за ширмой можно было точно высчитать их количество, пол и возраст, по звону оружия определить его вид, по свисту стрелы — дистанцию до лучника. И так далее.
Тренированный ниндзя мог вслепую судить о близости огня по степени теплоты, о соседстве человека — по звуку и запаху. Мельчайшие перемены воздушных струй позволяли ему отличить сквозной проход от тупика и большую комнату от каморки. При длительном отключении зрения у человека быстро прогрессировала способность ориентироваться как в пространстве, так и во времени. Ниндзя, не имевший, естественно, часов, орудуя в закрытом помещении, был лишен возможности высчитывать время по звездам. Тем не менее, основываясь на своих ощущениях, он определял, который час, с точностью до десятка минут. В японских домах с обилием раздвижных перегородок из вощеной бумаги и ширм, где глаза далеко не всегда могли поведать о местонахождении врага, — все прочие органы чувств приходили на помощь. Пресловутое «шестое чувство», о котором так любили рассуждать теоретики бу-дзюцу, по сути дела являлось производным от имеющихся пяти, а точнее, трех — слуха, осязания и обоняния. С их помощью можно было вовремя избежать ловушки и даже отразить не оборачиваясь нападение с тыла.
Лазутчик-ниндзя должен был уметь не только подкрадываться, подслушивать, подглядывать и убивать. Для того чтобы перерабатывать и анализировать добытую информацию, необходимо было свободно читать сложнейшие тексты, написанные замысловатой иероглифической скорописью в старинной манере, а подчас и на китайском языке, разбираться в вопросах фортификации, картографии, стратегии и тактики. Для маскировки во время разведывательных операций, особенно требующих длительного сбора информации, ниндзя тщательно разучивали классические амплуа бродячих актёров, монахов, а также крестьян и торговцев.
Ниндзюцу делилось на темное и светлое. Темное ниндзюцу — тайное ниндзюцу. Это искусство «грязной» работы — сбор на месте информации, отравления, поджоги, боевые искусства и т.п. Светлое ниндзюцу — это искусство организации работы и навыки офицера штаба. Оно включало в себя умения главы местной резиденции, навыки организации сбора информации и подачи дезинформации, аналитики, планирования операций, криптографию и многое другое. Если о темном ниндзюцу мы сейчас что-то знаем, то о светлом информации практически нет.
Есть ли место для ниндзя в наши дни? Существуют ли они? В наше время ниндзя должен знать слишком много чтобы действовать так же эффективно как и его древние коллеги феодальной Японии. Тут и бытовая химия, электроника, очень высокие нестандартные навыки работы с вычислительной техникой и разнообразными сетями… Столько выучить — весьма проблематично, да и конкурентов у ниндзя хватает. Существует военная разведка, множество гражданских спецслужб которые оснащением и организованностью дадут сто очков форы древнему ниндзя. Безусловно, работа для ниндзя найдётся и в наши дни, но дело в том, что всегда есть люди которые могут её сделать быстрее и лучше, а их подготовка займёт гораздо меньше времени.

fan-naruto.ru

Первая тренировка в традиции ниндзюцу.

Я с недавнего времени очень увлекаюсь всем, что связано с таинственными и загадочными японскими воинами-ниндзя. Это увлечение даже сподвигло меня на обучение искусству воинов-теней, в качестве изучения я выбрал школу ниндзюцу в традиции будзинкан нинпо рю.

Первая тренировка прошла достаточно интенсивно и интересно, если учитывать, что я никогда не отличался особенной физической подготовкой.

Чтож, следует заметить, что данная тренировка отлично разогревает и укрепляет мышцы. Сразу говорю, что я немного изменил данную методику ради упрощения задачи и отбросил ритуальность.Ниже я привожу пошаговую методику:


Разогрейтесь и настройтесь на предстоящую тренировку. Лучше всего в самом начале сесть в любую удобную для вас позу и закрыть глаза. Успокойте дыхание и расслабьте мышцы. Глубоко вдохните и выдохните несколько раз, ни о чём не думайте и ничего не представляйте. Этим вы успокаиваете и настраиваете тело и разум к тренировке. Продолжайте так делать несколько минут, и вы почувствуете глубокое расслабление и необычную лёгкость. Эта позиция хорошо подходит для медитации.

На самом деле поза для успокоения и настройки сознания другая, но ввиду её первоначальной неудобности и болезненности было принято решение изменить её на эту.

Второе:

Итак, вы расслабили и успокоили свое сознание и подготовили тело к тренировке. Вы молодец.

Теперь вам нужно повысить тонус мышц.

Встаньте и начните наносить себе несильные, но чувствительные удары ладонью по предплечьям, плечам, икрам и голеням, после чего так же нанесите себе разогревающие похлопывания по груди и животу. Для разогрева мышц спины вам понадобится партнёр, который будет наносить шлепки сзади. На всё приготовление уходит около трёх минут.

Третье:

Начинайте медленный бег, понемногу ускоряясь. Бегать вам придётся долго, что заметно повышает выносливость и уменьшает количество жира в вашей бренной тушке. Лучше всего придерживатья скорости в 8км\час, это позволит вам бегать достаточно долго. Дальнейшие упражнения выполняются на бегу, поэтому вам нужен партнер, который будет помогать вам на пути синоби. В случае отсутствия партнёра не печальтесь и выполняйте упражнения, помеченные звёздочкой *  (данные упражения выполняются без партнёра).

                                                          УПРАЖНЕНИЯ

*Прыжок в воздухе

Во время бега старайтесь прыгнуть как можно выше, по возможности старайтесь прыгать через каждые 10 секунд.

*Бег назад. Развернитесь и продолжайте бег, глядя через плечо, чтобы не врезаться во что-нибудь. Бегите таким образом пару минут.

*Боковые скачки. Во время бега встаньте боком и оттолкнитесь одной ногой, а другой приземлитесь, делайте такие скачкообразные движения левым и праым боком по паре минут.

* Кувырок. во время бега сделайте кувырок вперёд, чередуя его с кувырком назад.Будьте осторожны и всегда кувыркайтесь через плечо. Старайтесь делать кувырок как можно быстрее. Подсказка: непосредственно, когда вы сгибаете для кувырка, резко выдохните, это правильное дыхание для его исполнения. Общая техника:


Тренировка реакции:
Ваш помощник ( друг, собрат-синоби, жена, тёща) должна взять несколько мягких предметов, в идеале это мягкие игрушки небольшого размера.

Во время вашего бега ( после всех ваших суперкрутых кувырков и прыжков) помощник нещадно кидает в вас этими снарядами, ваша задача — уклониться. Можно использовать перекаты, резко припадать к земле, но главное — уклониться. Это упражнение отлично тренирует вашу ловкость и реакцию.


После бега вы должны немедленно приступить к отжиманиям. Для синоби необходимо уметь отжаться от пола не менее 50 раз за подход, независимо от пола и возраста. Синоби отжимается обычно на кулаках, что укрепляет их ударную поверхность.
После этого сделайте упражнение №1 ( успокоение тела и духа) и начните изучение приемов. Я желаю вам удачи и добавлю в скором времени великое множество приемов с иллюстрациями.

riseofvega.blogspot.com

Ниндзюцу. Бесшумные перемещения ниндзя — Портал VIPv.RU

Методы передвижения в ниндзюцу являются одним из важнейших разделов подготовки воина. Поскольку именно они по сути определяют общий уровень мастерства ниндзя и его готовности к выполнению самых разнообразных подчас фантастических по сложности акций.


Клип 1. Движение по любым поверхностям при уходе от преследования, бесшумное подкрадывание, быстрое перемещение по пересеченной местности — вот далеко не полный перечень областей использования синоби-аруки.
Вследствие этого, в отличии большинства боевых искусств, в нин-по изучается большое количество самых разнообразных методов ходьбы и бега, помогающих ниндзя в ходе решения поставленных перед ним задач.
Приведём несколько способов бесшумных перемещений:
крадущаяся ходьба,  демонстрируемая в первых трёх клипах;
кошачья ходьба;
вращающиеся ходьба.;
подкрадывание на четвереньках;
малый шаг;
давящий шаг;
трущийся шаг;
змеиное переползание;
драконье переползание.
Также существует много различных способов для тренировки передвижений. Всё опять таки зависит от цели какой либо данной конкретной техники.


Клип 2. Демонстрируется давящий шаг. Данное перемещение используется для бесшумного движения по мелкому гравию или грязи.
Медленный, как бы вдавливающий перекат, очень маленький шаг и полусогнутые колени позволяют ниндзя производить как можно меньше шума. Руки для усиления давящего воздействия упираются в колени.


Клип 3. Вы видите малый шаг, он используется ниндзя для бесшумного передвижения по невысокой, немного выше колена, траве или воде. Нога входит в траву или в воду сверху вниз с носка и медленно движется вперёд и немного в сторону.


Клип 4. Демонстрируется метод ходьбы устрицы. Действительно постановка стопы на землю напоминает закрывание створки раковины. Подобный метод используется на шелестящих поверхностях подобным сухим листьям, мелким камням и гравии.


Клип 5. Сейчас вы видите практическое использование этого метода при перемещении в высокой траве. Обратите внимание на то, с какой скоростью производится движение.


Клип 6. Сейчас демонстрируется один из методов маскировки — маскировки с использованием элемента земли. При котором, очень быстрым движением, исполнитель мгновенно приобретает очертание камня. Причём способ достаточно прост в исполнении и позволяет мгновенно переходить к продолжению движения.


Клип 7. Тот же метод, но на открытой поверхности.


Клип 8. Большое внимание в тренировках перемещений нужно уделять развитию лёгкости и устойчивости. В боевых видах перемещения ниндзя, а так же способах используемых для бесшумного подкрадывания и ускользания, огромную роль играет устойчивость и лёгкость при исполнении того или иного метода перемещения. Для развития этих качеств используется несколько упражнений канонизированных  под названием  — искусство облегчения веса тела.


Клип 9. Эти упражнения следует практиковать на начальной стадии обучения постоянно. В последствии, на более высоком уровне мастерства, постоянно к ним возвращаться, отшлифовывая их до полного совершенства. К этим упражнениям относятся  стояние и передвижение прыжками на одной ноге, передвижениями по узкому бревну, кирпичному или бетонному бортику вдоль дорог, все виды усложненного бега с отягощением, по песку и т.д.
С каждым занятием эти упражнения должны выполняться всё легче и легче. Должно появиться ощущение лёгкости и как бы парения над землёй, с очень короткими, практически не оставляющими следов касаниями ног грунта.
Большую помощь в этом оказывает образ ветра (воздуха), и соответствующе этому первоэлементу дыхание соотносящееся с поднятием руки вверх.  А также перемещения, прыжки и учебные поединки, проводимые на стоящих вертикально в земле столбиках, хождение по канату в начале туго натянутом, а затем провисшему.
Хорошо усвоенная практика этого небольшого комплекса, в сочетании с тренировкой мышц ног, перемещениями, изучением тактики боя, за довольно короткий период времени (один — полтора года) позволит ученику ниндзя существенно повысить уровень тренированности указанных качеств.
Приведенные выше виды техники бесшумного передвижения является лишь примером отражения этих принципов на физическом плане. Первое время можно обращаться к пояснительному тексту данного диска. Однако на следующем этапе тренировки ученик ниндзя должен найти для себя сам наиболее приемлемые методы и технику, которая будет работать только на него, исходя из его личного опыта и степени тренированности. Принципы бесшумного передвижения — передвижения осуществляются на расслабленных ногах, причём в движении задействована вся конечность — голеностоп, колено и бедро. Следует, как можно, передвигаться на более согнутых ногах, нужно искоренить плохую привычку ходить, подобно аисту на болоте, на прямых ногах.
Вес тела расположен на одной из ног, а не на обеих, перенос массы с одной ноги на другую осуществляется как можно более плавно. При шаге никогда не следует ставить ногу на всю стопу сразу, нужно научиться плавно, перекатывать ногу с пятки на носок или с носка на пятку в зависимости от техники  передвижения. Руки во время движения, особенно это, касается передвижения в темноте располагаются впереди тела, одна на уровне лица другая на уровне паха. Это делается для того, чтобы избежать столкновения с каким либо предметом, или адекватно отреагировать на внезапное нападение. Голову, шею и позвоночный столб на протяжении всего движения следует держать выпрямленным как бы подвешенным за макушку. Наклонов, различных сгибаний и т.п. положений следует избегать.
Необходимо научится замирать в любой, даже самой неудобной позе, на максимально согнутых ногах. Эта техника используется в тех случаях, когда ниндзя своим движением случайно произвёл больше шума, чем требуется.  Для того чтобы, во-первых, проанализировать последствия шума, а во-вторых, заставить подумать что-либо услышавшего охранника, что он ничего не слышал, или ему показалось.
Большое значение для бесшумных перемещения играет также учёт внешних факторов: время суток, погода, дождь, ветер и т.д.
Кроме нескольких основных принципов не существует каких либо магических  рецептов и заклинаний, с помощью которых ученик может достичь мастерства бесшумного передвижения.  Это умение сугубо личное, развиваемое в процессе постоянного поиска и тренировок наиболее рациональных форм и способов, на основе принципов веками развивавшихся в кланах ниндзя.

«Искусство ниндзя». НПЦ «Здоровье народа», ООО «ВИПв»

vipv.ru

Техники Наруто Узумаки | Наруто вики

  • Техника перевоплощения — техника, с помощью которой можно превратить себя в другой объект.
  • Техника соблазнения — Ниндзюцу, созданное Узумаки Наруто. Эта техника — разновидность Хенге. Наруто изменяет свою форму в голую, сексуально умоляющую молодую женщину
  • Техника замены тела — техника, при которой пользователь меняет своё тело с телом животного или предметом, который принимает облик пользователя при помощи Хенге но Дзюцу. Версия Орочимару несколько отличается от простого Каварими, при этом пользователь покидает своё тело и оставляет оболочку в качестве наживки. Противник думает, что пользователь ранен, а тот может его застать врасплох и атаковать.
  • Техника клонирования — стандартная техникa, которой обучают уже в академии. При этой технике пользователь создает клонов самого себя. Эти клоны не независимые существа и не могут приносить вреда.
  • Техника теневого деления тела — техника с помощью которой можно создать материальных клонов создателя, количество клонов зависит от чакры создателя.
  • Все направления шурикенов — пользователь, после использования Каге Буншин но Дзюцу, обстреливает противника со всех сторон шурикенами. Благодаря этому, от снарядов почти нельзя увернуться.
  • Спиральный шар — техника ранга A, созданная Намиказе Минато после наблюдения особых атак Биджу. Это дзюцу не требует сложения печатей, но зависит от колоссальной концентрации и контроля чакры. Представляет собой сферообразный сгусток чакры, вращающийся с большой скоростью и обладающий невероятной силой.
  • Групповой спиральный шар — пользователь создает в каждой руке Расенган, что бы атаковать непосредственно противника.
  • Спиральный шар смятения — Ниндзюцу Наруто, для использования которого он должен находиться в режиме Кьюби. С помощью покрова он создает несколько Расенганов, которые идеальны для нападения на нескольких врагов одновременно.
  • Спиральный шар абсорбции — Ниндзюцу Наруто, для использования которого он должен находится в режиме Кьюби. При этом он создает большой Расенган, в то время как руки покрова хватают стоящих вокруг противников. Они прижимаются к Расенгану. Как и Расен Ранган, эта техника хорошо подходит к повержению многих противников.
  • Множественный супер-спиральный шар — пользователь создает сначала много Каге Буншин, затем каждый из них создает Расенган, который направляется в противника. Мощь этой техники неизвестна, так как Наруто использовал ее для подготовки Сенпо: Чо Одама Расен Таренган.
  • Спиральный шар силы воли — Наруто использует ее как и при Одама Расенгане с помощью клона, однако компримирует Чакру как при простом Расенгане, создавая точную и сильную мощь
  • Высвобождение ветра: Спиральный Сюрикен — одна из сильнейших техник Узумаки Наруто. Ему удалось усовершенствовать Расенган путем соединения с элементом ветра, что не удалось даже Четвертому Хокаге.
  • Высвобождение ветра: Спиральный шар — усовершенствованный вид Расенгана, стоящий между Расенганом и Футон: Расен Шурикеном. Если его использовать в сочетании Суитон: Ханорью, то можно получить Гофу Суика но Дзюцу.
  • Спиральный шар лунного света — модернизация Расенгана, которую непреднамеренно использует Узумаки Наруто в третьем фильме. После создания нормального Расенгана, под действием лунных лучей, он становится больше и начинает светиться лиловым цветом.
  • Мини спиральный Шурикен — Ниндзюцу Узумаки Наруто, при котором пользователь из чакры Кьюби создаёт при помощи двух крохотных рук из чакры маленький Расен Шурикен.
  • Семицветная спиральная сфера — пользователь создаёт Расенган, переливающийся всеми цветами радуги, отражёнными от зеркала генератора в Юки но Куни. Судя по тому, как даеко отлетает противник от попадания такого Расенгана, эти переливания увеличивают мощь техники.
  • Огромный спиральный шар — Ниндзюцу, улучшенная версия обычного Расенгана,
  • Метод отшельника: Множественный супер-огромный спиральный шар — пользователь создает с помощью множества Каге Буншин огромные, наполненные Сенчакрой Расенган, которые он направляет в противника.
  • Спиральный шар торнадо модификация Расенгана, созданная Наруто с помощью чакры Девятихвостого
  • Искусство Ниндзя Узумаки Наруто — называют все техники Узумаки Наруто, которые он использует с помощью своего Каге Буншин- или Таджу Каге Буншин-но Дзюцу. При этих техниках Наруто всегда создает несколько клонов, которыми он атакует противника.
  • Двухтысячнаай комбинация Узумаки Наруто — техника Узумаки Наруто, включена в ряд Наруто Нинпо. После создания множества клонов с помощью Таджу Каге Буншин но Дзюцу, Наруто отправляет противника в воздух как и при Узумаки Наруто Рендан, только в этот раз со множеством пинков, в конце все клоны атакую противника кулаками.
  • Комбинация Узумаки Наруто — техника ранга B, при которой пользователь создает четыре клона. Те мчатся на противника с четырех сторон и подбраывают его по очереди в воздух, при чем каждый из них произносит слог слова «Узумаки». Затем пользователь ударяет противника ногой обратно вниз и выкрикивает «Наруто Рендан».
  • Четырехтысячная комбинация Узумаки Наруто — техника Узумаки Наруто. Наруто и его 1999 клонов атакуют противника обеими ногами, что вместе укладывается в 4000 пинков.
  • Удар тел клонов — техника Узумаки Наруто. Наруто создаёт 4 клонов, запутывая врага. Пока клоны отвлекают врага, сам Наруто ударяет врага в его слабые места.
  • Комбинационная трансформация несколько пользователь перевоплощаются в одно существо/предмет.
  • Множественное теневое клонирование — создаётся огромное количество теневых клонов (до нескольких тысяч).
  • Метод отшельника: Огромный спиральный шар — версия Одама Расенгана Наруто, которую он создает с помощью Сенчакры. Она намного сильнее, чем простой Одама Расенган.
  • Техника призыва — пространственно-временное Ниндзюцу, с помощью которого можно призвать объекты или живые организмы, даже людей из отдаленного места к своему месту нахождения.
  • Техника раздавляющего гиганта — техника, при которой (в зависимости от силы пользователя), пользователь вызывает жабу, которая может придавить массой своего тела, плюс действие гравитационной силы которая увеличивает силу удара при падении жабы сверху.
  • Техника вихревого тайфуна воды — Ниндзцюцу Фуутона и Суитона. С её помощью Ямато и Наруто объединили две свои элементарные атаки (Футон: Расенган и Суитон: Ханорью).
  • Высвобождение огня: Снаряд пламени жабьего масла — техника Огня, при которой пользователь, используя жабу поджигает выстреливаемое изо рта жабы масло. В результате получается огненная струя изо рта жабы.

Отмена Сохранить

Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA , если не указано иное.

nagato.fandom.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *