Истребитель Су-22 🔥 конструкция, технические параметры, боевое применение
Су-22 представляет собой советский истребитель, который был выпущен в 70-х годах прошлого века. Су-22 стал широко поставляемым самолетом на экспорт в различные «горячие точки» мира. На момент создания машина имела хорошие технические характеристики.
Рассмотрим более подробно истребитель-бомбардировщик Су-22, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.
Содержание
- История создания
- Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
- Технические характеристики Су-22
- Модификации Су-22
- Интересные факты
История создания
Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.
Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.
Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.
Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.
Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.
Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.
Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г. ) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.
Технические характеристики Су-22
Модификация | Су-22 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.68 |
при макс. стреловидности | 10.025 |
Длина самолета, м | 18.86 |
Высота самолета, м | 4.86 |
Площадь крыла, м2 | |
при мин. стреловидности | 38.49 |
при макс. стреловидности | 34.45 |
Масса, кг | |
пустого | 10445 |
максимальная взлетная | 18820 |
топлива | 3770 |
Двигатели | 1 ТРДФ Р-29Б-300 |
Тяга, кгс | |
максимальная | 1 х 8000 |
на форсаже | 1 х 11500 |
у земли | 1350 |
на высоте | 2230 |
Практическая дальность, км | 2500 |
Боевой радиус действия, км | 590 |
Потолок высоты, м | 14000 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку) Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески до 8 УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; пподвесные пушечные установки. |
Модификации Су-22
С-32М2Д | прототип Су-22. |
Су-22 (С-32М2К) | экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах. |
Су-22М (С-52К) | экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию. |
Су-22М3 (С-52М3К) | доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолетов для Венгрию. |
Су-22М3Р | разведчик на базе Су-22М3. |
Су-22М4 (С-54К) | экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах. |
Су-22М4Р | разведчик на базе Су-22М4. |
Су-22Р | разведчик на базе Су-22. |
Су-22УМ (С-52УК) | учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах. |
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) | экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолета для Венгрии. |
Су-22УМ3К | учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах. |
Интересные факты
- О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии Су-22.
- Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су-17). Его первый полет состоялся в 1966.
- На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.
Истребитель Су-22 🔥 конструкция, технические параметры, боевое применение
Су-22 представляет собой советский истребитель, который был выпущен в 70-х годах прошлого века. Су-22 стал широко поставляемым самолетом на экспорт в различные «горячие точки» мира. На момент создания машина имела хорошие технические характеристики.
Рассмотрим более подробно истребитель-бомбардировщик Су-22, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.
Содержание
- История создания
- Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
- Технические характеристики Су-22
- Модификации Су-22
- Интересные факты
История создания
Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.
Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.
Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.
Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.
Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.
Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.
Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.
Технические характеристики Су-22
Модификация | Су-22 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.68 |
при макс. стреловидности | 10.025 |
Длина самолета, м | 18.86 |
Высота самолета, м | 4. 86 |
Площадь крыла, м2 | |
при мин. стреловидности | 38.49 |
при макс. стреловидности | 34.45 |
Масса, кг | |
пустого | 10445 |
максимальная взлетная | 18820 |
топлива | 3770 |
Двигатели | 1 ТРДФ Р-29Б-300 |
Тяга, кгс | |
максимальная | 1 х 8000 |
на форсаже | 1 х 11500 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 1350 |
на высоте | 2230 |
Практическая дальность, км | 2500 |
Боевой радиус действия, км | 590 |
Потолок высоты, м | 14000 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку) Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески до 8 УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП НУР С-5,С-8, С-13, С-24; Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; пподвесные пушечные установки. |
Модификации Су-22
С-32М2Д | прототип Су-22. |
Су-22 (С-32М2К) | экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах. |
Су-22М (С-52К) | экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию. |
Су-22М3 ( | доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолетов для Венгрию. |
Су-22М3Р | разведчик на базе Су-22М3. |
Су-22М4 (С-54К) | экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах. |
Су-22М4Р | разведчик на базе Су-22М4. |
Су-22Р | разведчик на базе Су-22. |
Су-22УМ (С-52УК) | учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах. |
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) | экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолета для Венгрии. |
Су-22УМ3К | учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах. |
Интересные факты
- О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии Су-22.
- Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су-17). Его первый полет состоялся в 1966.
- На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.
Сухой / Сухой Су-17 / Су-20 / Су-22 — Технические характеристики
Сухой / Сухой Су-17 / Су-20 / Су-22
Истребитель-бомбардировщик
Фото ©: Karsten Palt
2 Су-17 — одномоторный одноместный реактивный истребитель-бомбардировщик, разработанный советским конструкторским бюро Сухого . Су-20 — экспортный вариант Су-17. Су-22 — усовершенствованный вариант Су-20.
Сухой Су-17 является развитием Су-7. Су-17/Су-20 и Су-22 оснащены крыльями изменяемой стреловидности только на крайних крыльях. Су-17 и Су-22 эксплуатировались Советским Союзом, а затем и Россией. Су-20 и Су-22 экспортировались в Афганистан, Анголу, ГДР, Египет, Ливию, Ирак, Иран, Перу, Польшу, Сирию, Вьетнам, Йемен. Западная Германия купила в 1984 два Су-20 из Египта для оценки (Люфтваффе 98+61 и 98+62).
Производство | 1 Turbojet Engine | |
Модель двигателя | Lyulka AL-21F-3 | |
Engine Power Dry / с AfterBurner | ||
Engine Power / с AfterBurner | ||
Engine Power | 70023 70027 70027 | |
Engine For 24707 фунт-сила |
Скорость | 1850 км/ч | 999 узлов 1150 миль/ч0024 | 15,200 м | 49,869 футов |
Диапазон | 2,550 км | 1,377 морских миль 1,585 миль. Макс. Вес взлета | 19,500 кг | 42,990 фунтов |
Крыло.0024 | ||
Length | 19,02 m | 62 ft 5 in |
Height | 5,12 m | 16 ft 10 in |
First Flight | 02. 08.1966 | |
Состояние производства | Out Of Production | |
Всего производства | > 2200 |
ICAO CODE | SU17 | |
Data for (Version) | Sukhoi / Suchoi Su-17M4 |
next aircraft
[Photo-ID: 3589] Karsten Palt 2010-06-12 | |
Suchoi Su-20 German Air Force / Luftwaffe Reg.: 98+61 c/n: 72412 ex Egypt AF | |
Luftwaffenmuseum [Berlin — Gatow] |
[Photo -ID: 3590] Karsten Palt 2010-06-12 | |
SUCOI SU-20 Немецкие ВВС / LUFTWAFFE Рег. Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow] |
[Photo-ID: 11674] Karsten Palt 2015-08-22 | |
SUCOI . номер: 6602 | |
Польский авиационный музей [Krakow] |
[Photo-Id: 10570] Karsten Palt 2014-06-08 | |
333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333. Reg.: 4006 c/n: 40306 | |
Letecke Muzeum Kbely [Prague] |
[Photo-ID: 54] Karsten Palt 2006-08-26 | |
Сухой / Сухой / Сухой Su-22M-4 German Air Force / Luftwaffe Reg.: 25+05 c/n: 25512 ex NVA 366 | |
Aeronauticum [Nordholz] |
[Photo- ID: 55] Karsten Palt 26-08-2006 | |
Сухой / Сухой / Сухой Су-22М-4 ВВС Германии / Люфтваффе Рег. : 25+05 0008 c/n: 8 0008 c/n ex NVA 366 | |
Aeronauticum [Нордхольц] |
[Photo-ID: 3591] Karsten Palt 2010-06-12 | |
SUCOI SU-22M-4 . C/N: 25018 , отображаемый как DDR LSK/LV 613, EX DDR 613 | |
Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow] |
9007 [Photo Photo. 27 | |
Сухой / Сухой / Сухой Су-22М-4 ВВС Германии / Люфтваффе Рег.: 25+16 б/н: 26103 ex NVA 678 | |
Flugausstellung L.+P. Junior [Hermeskeil] |
[Photo-ID: 10741] Karsten Palt 2014-10-23 | |
Suchoi Su-22M-4 German Air Force / Luftwaffe Reg. : 25+18 б/н: 26205 ex NVA/LSK 686 | |
Museo del Aire [Мадрид] |
[Photo-ID: 3592] Karsten Palt 2010-06-12 | |
Suchoi Su-22M-4 German Air Force / Luftwaffe Reg.: 25+44 C/N: 31406 , отображаемый в виде DDR LSK/LV 798, Ex DDR 798 | |
Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow] |
9007 [35939393939393939393939393
|