Истребитель Су-22 🔥 конструкция, технические параметры, боевое применение

Су-22 представляет собой советский истребитель, который был выпущен в 70-х годах прошлого века. Су-22 стал широко поставляемым самолетом на экспорт в различные «горячие точки» мира. На момент создания машина имела хорошие технические характеристики.

Рассмотрим более подробно истребитель-бомбардировщик Су-22, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
  3. Технические характеристики Су-22
  4. Модификации Су-22
  5. Интересные факты

История создания

Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.

Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.

Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.

Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.

Особенности конструкции и эксплуатации Су-22

Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.

Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.

Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г. ) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.

Технические характеристики Су-22

Модификация  Су-22
Размах крыла, м
  при мин. стреловидности  13.68
  при макс. стреловидности  10.025
Длина самолета, м  18.86
Высота самолета, м  4.86
Площадь крыла, м2
  при мин. стреловидности  38.49
  при макс. стреловидности  34.45
Масса, кг
  пустого  10445
  максимальная взлетная  18820
  топлива  3770
Двигатели  1 ТРДФ Р-29Б-300
Тяга, кгс
  максимальная  1 х 8000
  на форсаже  1 х 11500
Максимальная скорость, км/ч
  у земли  1350
  на высоте  2230
Практическая дальность, км  2500
Боевой радиус действия, км  590
Потолок высоты, м  14000
Экипаж, чел  1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески
до 8 УР воздух-воздух Р-60,
УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП
НУР С-5,С-8, С-13, С-24;
Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; пподвесные пушечные установки.

Модификации Су-22

 С-32М2Д прототип Су-22.
 
Су-22
(С-32М2К)
 экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
 Су-22М (С-52К) экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
 Су-22М3 (С-52М3К) доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолетов для Венгрию.
 Су-22М3Р разведчик на базе Су-22М3.
 Су-22М4 (С-54К) экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
 Су-22М4Р разведчик на базе Су-22М4.
 Су-22Р разведчик на базе Су-22.
 Су-22УМ (С-52УК) учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
 Су-22УМ3 (С-52УМ3К) экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолета для Венгрии.
 Су-22УМ3К учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Интересные факты

  • О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии Су-22.
  • Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су-17). Его первый полет состоялся в 1966.
  • На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.

Истребитель Су-22 🔥 конструкция, технические параметры, боевое применение

Су-22 представляет собой советский истребитель, который был выпущен в 70-х годах прошлого века. Су-22 стал широко поставляемым самолетом на экспорт в различные «горячие точки» мира. На момент создания машина имела хорошие технические характеристики.

Рассмотрим более подробно истребитель-бомбардировщик Су-22, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции и эксплуатации Су-22
  3. Технические характеристики Су-22
  4. Модификации Су-22
  5. Интересные факты

История создания

Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.

Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.

Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.

Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.

Особенности конструкции и эксплуатации Су-22

Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.

Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.

Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.

Технические характеристики Су-22

Модификация  Су-22
Размах крыла, м
  при мин. стреловидности  13.68
  при макс. стреловидности  10.025
Длина самолета, м  18.86
Высота самолета, м  4. 86
Площадь крыла, м2
  при мин. стреловидности  38.49
  при макс. стреловидности  34.45
Масса, кг
  пустого  10445
  максимальная взлетная  18820
  топлива  3770
Двигатели  1 ТРДФ Р-29Б-300
Тяга, кгс
  максимальная  1 х 8000
  на форсаже  1 х 11500
Максимальная скорость, км/ч
  у земли  1350
  на высоте  2230
Практическая дальность, км  2500
Боевой радиус действия, км  590
Потолок высоты, м  14000
Экипаж, чел  1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески
до 8 УР воздух-воздух Р-60,
УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП
НУР С-5,С-8, С-13, С-24;
Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; пподвесные пушечные установки.

Модификации Су-22

 С-32М2Д прототип Су-22.
 Су-22 (С-32М2К) экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
 Су-22М (С-52К) экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
 Су-22М3 (
С-52М3К
)
 доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолетов для Венгрию.
 Су-22М3Р разведчик на базе Су-22М3.
 Су-22М4 (С-54К) экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
 Су-22М4Р разведчик на базе Су-22М4.
 Су-22Р разведчик на базе Су-22.
 Су-22УМ (С-52УК) учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
 Су-22УМ3 (С-52УМ3К) экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолета для Венгрии.
 Су-22УМ3К учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Интересные факты

  • О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии Су-22.
  • Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су-17). Его первый полет состоялся в 1966.
  • На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.

Сухой / Сухой Су-17 / Су-20 / Су-22 — Технические характеристики

Сухой / Сухой Су-17 / Су-20 / Су-22

Истребитель-бомбардировщик


Фото ©: Karsten Palt
2 Су-17 — одномоторный одноместный реактивный истребитель-бомбардировщик, разработанный советским конструкторским бюро Сухого . Су-20 — экспортный вариант Су-17. Су-22 — усовершенствованный вариант Су-20.

Сухой Су-17 является развитием Су-7. Су-17/Су-20 и Су-22 оснащены крыльями изменяемой стреловидности только на крайних крыльях. Су-17 и Су-22 эксплуатировались Советским Союзом, а затем и Россией. Су-20 и Су-22 экспортировались в Афганистан, Анголу, ГДР, Египет, Ливию, Ирак, Иран, Перу, Польшу, Сирию, Вьетнам, Йемен. Западная Германия купила в 1984 два Су-20 из Египта для оценки (Люфтваффе 98+61 и 98+62).

Производство 1 Turbojet Engine
Модель двигателя Lyulka AL-21F-3
Engine Power
Dry / с AfterBurner
Engine Power
/ с AfterBurner
Engine Power
70023 70027 70027
Engine For 24707 фунт-сила
Скорость 1850 км/ч 999 узлов
 1150 миль/ч0024
15,200 м 49,869 футов
Диапазон 2,550 км 1,377 морских миль
1,585 миль. Макс. Вес взлета
19,500 кг 42,990 фунтов
Крыло.0024
Length 19,02 m 62 ft 5 in
Height 5,12 m 16 ft 10 in
First Flight 02. 08.1966
Состояние производства Out Of Production
Всего производства> 2200
NATA0024
ICAO CODE SU17
Data for (Version) Sukhoi / Suchoi Su-17M4

next aircraft

[Photo-ID: 3589] Karsten Palt 2010-06-12
Suchoi
Su-20
German Air Force / Luftwaffe
Reg.: 98+61
c/n: 72412
 
ex Egypt AF
Luftwaffenmuseum [Berlin — Gatow]
[Photo -ID: 3590] Karsten Palt 2010-06-12
SUCOI
SU-20
Немецкие ВВС / LUFTWAFFE
Рег. Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow]
[Photo-ID: 11674] Karsten Palt 2015-08-22
SUCOI



























































. номер: 6602
 
Польский авиационный музей [Krakow]
[Photo-Id: 10570] Karsten Palt 2014-06-08
333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333.
Reg.: 4006
c/n: 40306
 
Letecke Muzeum Kbely [Prague]
[Photo-ID: 54] Karsten Palt 2006-08-26
Сухой / Сухой / Сухой
Su-22M-4
German Air Force / Luftwaffe
Reg.: 25+05
c/n: 25512
 
ex NVA 366
Aeronauticum [Nordholz]
[Photo- ID: 55] Karsten Palt 26-08-2006
Сухой / Сухой / Сухой
Су-22М-4
ВВС Германии / Люфтваффе
Рег. : 25+05 0008
c/n: 8 0008 c/n ex NVA 366
Aeronauticum [Нордхольц]
[Photo-ID: 3591] Karsten Palt 2010-06-12
SUCOI
SU-22M-4
. C/N: 25018

, отображаемый как DDR LSK/LV 613, EX DDR 613
Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow]
9007 [Photo Photo. 27
Сухой / Сухой / Сухой
Су-22М-4
ВВС Германии / Люфтваффе
Рег.: 25+16
б/н: 26103
 
ex NVA 678
Flugausstellung L.+P. Junior [Hermeskeil]
[Photo-ID: 10741] Karsten Palt 2014-10-23
Suchoi
Su-22M-4
German Air Force / Luftwaffe
Reg. : 25+18
б/н: 26205
 
ex NVA/LSK 686
Museo del Aire [Мадрид]
[Photo-ID: 3592] Karsten Palt 2010-06-12
Suchoi
Su-22M-4
German Air Force / Luftwaffe
Reg.: 25+44
C/N: 31406

, отображаемый в виде DDR LSK/LV 798, Ex DDR 798
Luftwaffenmuseum [Berlin-Gatow]
9007 [35939393939393939393939393
922
9007 [359393939393939393
. 12

Luftwaffer [GaumtowenBaffer]

Сухой
Су-22М-4
ВВС Германии / Люфтваффе
Рег.: 25+44
c/n: 31406
 
отображается как DDR LSK/LV 798, ex DDR 798
[Photo-ID: 1631] Karsten Palt 2009-04-02
SUCOI / SUCHOJ / SUKHOI
SU-22M-4 9008 LSK / LV. 644
c/n: 26001
 
ex 25+14
Technik Museum [Speyer]
[Photo-ID: 1594] Karsten Palt 2009-04-02
SUCHOI / SUKHOI
SU-22M-4
: 798
C/n: 26307

Фак., EX GAF 25+20, EX LSK/LV 704
Auto Und Technik Museum [Sinsheim]
[Photke Photk: Photo. 5561] Карстен Палт 15.04.2012
Сухой
Su-22M-4
NVA — LSK/LV
Reg.: 600
c/n: 25916
 
ex GAF 25+09
Technikmuseum Hugo Junkers [Dessau-Rosslau]
792792759259279279275927925 Музей польской авиации [Краков]
[Photo-ID: 11675] Karsten Palt 2015-08-22
SUCOI
SU-22M-4
Польские воздушные силы
: 3005
C/n: 23005

9008
[ID фото: 284] Karsten Palt 2007-06-15
Сухой / Сухой / Сухой
Су-22М-4
ВВС Польши 1:08 cn 8 9009 37713
 
Open Dagen Koninklijke Luchtmacht 2007 [Volkel (EHVK / UDE)]
[Photo-ID: 3594] Karsten Palt 2010-06-12
Сухой
Су-22УМ-3К
ВВС Германии / Люфтваффе
Рег. : 25+52
C/N: 17532367001

EX DDR LSK/LV 112
LUFTWAFFENMUSEUM [Berlin — Gatow]
19002
5555511111110102.1625 9007 2: 9007 2:7. -04-15
SUCOI
SU-22UM-3K
NVA-LSK/LV
Рег. [Дессау-Росслау]
[Photo-ID: 11676] Karsten Palt 2015-08-22
Suchoi
Su-22UM-3K
Polish Air Force
Reg.: 304
c/n: 17532368304
 
Польский авиационный музей [Krakow]

8
8.k-2224.
48.k-2224.
Рег.: 308
б/н: 17532366308
 
[Photo-ID: 5696] Karsten Palt 2011-09-16
Luchtmachtdagen 2011 [Leeuwarden (EHLW / LHW)]
[Photo-ID: 5697] Karsten Palt 2011-09-16
Suchoi
Su- 22UM-3K
Polish Air Force
Reg. : 308
c/n: 17532366308
 
Luchtmachtdagen 2011 [Leeuwarden (EHLW / LHW)]
[Photo-ID: 3343] Карстен Палт 2010-06-18
SUCYOI
SU-22UM-3K
Польские воздушные силы
: 508
C/N: 17532368508

Luchtmachtdagen 2010.
[Photo-ID: 3344] Karsten Palt 2010-06-18
Suchoi
Su-22UM-3K
Polish Air Force
Reg.: 508
c/n: 17532368508
 
Luchtmachtdagen 2010 [Gilze-Rijen (EHGR)]

следующий самолет

— наверх —

Су-22 Слесарь (СУХОЙ)

Су-22, являясь экспортным вариантом Су-17, основанным на конструкции Су-7, мог , благодаря крылу изменяемой стреловидности, летал с аэродромов, взлетно-посадочная полоса которых была вдвое меньше, чем у предшественника. После 40 лет эксплуатации это детище советских конструкторов в ряде стран мира остается на вооружении их ВВС. Советский истребитель-бомбардировщик Су-22 времен Афганской войны по прозвищу «Стриж»),

Су-22 является развитием предшествующих Су-7 и Су-17, а также его версии Су-20, которые впервые поступили на вооружение в 1966 году. Крылья с изменяемой геометрией обеспечивают более высокую маневренность и дальность действия при большей боевой нагрузке. Су-22 был оптимизирован для скоростного полета на малых высотах. Су-22М4 (Фиттер-К) — одномоторный одноместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии, предназначенный для поражения наземных целей управляемым и неуправляемым вооружением, а также для ведения воздушной разведки. В ограниченных пределах самолет может применяться и для поражения воздушных целей. В серии самолетов Су-22 это наиболее совершенная и наиболее оснащенная модификация для ведения боевых действий в условиях ограниченной видимости и ночью.

Он оборудован катапультным креслом К-36Д (используется также на МиГ-29).и Су-27). Су-22М3К предназначен для повышения квалификации.

Аэродинамическая схема Су-22 традиционна — это моноплан со среднерасположенным крылом и хвостовым оперением, состоящим из киля с рулем направления и стабилизатора. Крыло с изменяемой геометрией от 300 до 630 оснащено щелевыми закрылками, установленными в неподвижной части. Герметичные топливные баки смонтированы в консолях крыла, в сопряжении крыла с фюзеляжем по обеим сторонам размещены пушки НР-30.

В хвостовой части находятся стабилизатор и киль, четыре воздушных тормоза и отсек тормозного парашюта. Сверху фюзеляжа от кабины к килю идет гаргрот. Шасси истребителя-бомбардировщика трехопорное, передняя стойка убирается вперед против течения, а основные опоры в неподвижной части крыла перпендикулярны потоку.

В герметичном отсеке носовой части расположена кабина пилота с лобовой частью из пуленепробиваемого стекла. Откидывающаяся часть фонаря раскрывается вверх и назад на угол 500. Пилот сидит в катапультном кресле К-36Д. Приборная панель имеет аналоговые указатели, информирующие пилота о пространственном положении самолета и работе оборудования и двигателя.

На самолете установлен турбореактивный двигатель АЛ-21Ф-3 производства НПО «Сатурн» (г. Люлька) (76,49 кН или 110,32 кН на форсаже). Новая авионика включает центральный управляющий компьютер ЦВМ20-22, навигационную систему ПрНК-54, комбинацию приборов РСДН (аналог «Лоран») и А-312 (аналог «Такан»), что существенно повышает точность навигации и бомбометания и снижает необходимость ручных операций пилотом. Он также оснащен доплеровской навигационной системой ДИСС-7, лазерным дальномером КЛЭН-45, артиллерийским прицелом АСП-178С, инерциальным навигационным прибором ИКВ-8, автоматическим радиокомпасом АРК-22, ответчиком СРО-2 системы «опознавания друга». Система «или-чужой», СО-69активный ответчик и приемник радиолокационного предупреждения СПО-15ЛЭ СИРЕНА. На Су-22М-4 установлен новый АРК-15, РСБН-2С заменен на РСБН-5, установлен новый прицельно-навигационный комплекс с лазерным дальномером и телевизионной системой.

Су-22 может использоваться для тактической воздушной разведки. Для этой цели он несет разведывательную капсулу KKR со встроенными оптическими камерами и оборудованием электронной разведки. Контейнер обычно используется вместе с оборудованием радиотехнической разведки СПС. Кроме того, под фюзеляжем может быть установлен блок радиотехнической разведки БА-58 ВЮГА. Летчик имеет телевизионный дисплей для управления наведением ракет класса «воздух-поверхность» с телевизионной системой наведения. Для защиты самолета от средств радиоэлектронной борьбы четыре комплекта пассивных помех АСО по 32 гильзы в каждом и 2 комплекта по 6 гильз с использованием инфракрасных ложных целей КДС-23.

Применительно к своим приоритетным бомбовым задачам Су-22 может нести широкий спектр обычных бомб от 100 до 1000 кг, специальные бомбы с тормозным парашютом, противобетонные бомбы для разрушения взлетно-посадочных полос, противотанковые кассетные бомбы, ракетные установки ( как С-24) с ракетами от 57 до 330 мм. Он оснащен 8 пилонами вооружения. Для высокоточных ударов по наземным целям из воздушного пространства вне зоны досягаемости средств ПВО может применяться несколько типов ракет класса «воздух-поверхность» с радио- или лазерным наведением, в том числе Ч-25 (АС-10 «Карен» и АС-12). Кеглер), Ч-29и противорадиолокационные ракеты Ч-58Э (АС-11 Килтер). Для самообороны от авиации противника используются ракеты малой дальности Р-60 (АА-8 Тля), Р-73 (АА-11 Лучник) или К-13 (АА-2 Атолл) класса «воздух-воздух» с инфракрасным наведением. . Стандартное оснащение — пулемет СППУ-22-01 с боезапасом 260 патронов. Эффективное дополнительное вооружение также включает 30-мм пушки НР-30 с боезапасом 80 снарядов, которые можно разместить в контейнерах под крыльями или под фюзеляжем.

В Афганистане на вооружении 42 боевых самолета и 8 самолетов Су-22М3. В Болгарии в начале 19-го года на вооружение поступило 18 Су-22М4 и три Су-22М3.84, ресурс этих самолетов заканчивается. В вооруженных силах Словакии эксплуатировалось 17 Су-22М4 и 3 Су-22УМ3, пять из них используются в качестве тренажеров и в воздух больше не поднимаются. После раздела Чехословакии в Чехии осталось 34 Су-22М4 и 5 Су-22УМ3, но эти машины в настоящее время не используются. В Ливии имеется не менее 35 боевых Су-22 и 4 учебных спарки. На американском континенте Су-22 состоит на вооружении только в Перу и одиннадцать полученных самолетов находятся в резерве. Сирийские вооруженные силы в 1984 и после поступило на вооружение около 50 Су-22М и Су-22М4 и не менее шести учебно-тренировочных Су-22У.

Судьба иранских Су-22 была неизвестна, но казалось маловероятным, что они смогут совершать полеты. Иранцы получили 40 иракских Су-22; они жили в тени в течение двух десятилетий, пока иранцы, наконец, не решили в 2012 году начать их ремонт и обновление, при этом местная промышленность выполняла эту работу с помощью России и Румынии. Самолет отличался незначительными улучшениями авионики, включая новые радиостанции, и квалификацией с вооружением из иранского арсенала, в частности с противокорабельной ракетой C-704. Отремонтированный самолет не поступал на вооружение ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF); заказчиком является Корпус стражей исламской революции, имеющий собственную авиацию. Хотя подробности, что неудивительно, неясны, некоторые из отремонтированных Су-22 были переданы Революционной гвардией государствам-клиентам Ирана, десять или более из которых были переданы в дар Сирии в 2015 году9.0011

В сентябре 2006 года истребители-бомбардировщики Су-22 были выведены из эксплуатации в резерв ВВС Перу после 30 лет службы и двух войн. На этом закончилась одна из самых интересных страниц авиационной истории этой южноамериканской страны, начавшаяся в 1977 году, когда жители прибрежного города Талара впервые в воздухе увидели какие-то странные, цвета пустыни реактивные машины. История с закупкой оружия советского производства началась пятью годами ранее, когда к власти пришло Революционное правительство Вооруженных Сил. Начавшаяся вскоре модернизация армии происходила с «антиимпериалистических позиций».

Пик напряженности вокруг ситуации на Ближнем Востоке пришелся на 18 июня 2017 года, после того как американский истребитель F-18 сбил сирийский Су-22, который предположительно бомбил цели, принадлежащие Сирийским демократическим силам (SDF) к югу от города Табка. , ополчение, сформированное в основном курдами и поддерживаемое Вашингтоном. Реакция России не заставила себя долго ждать и не была мягкой по тону, когда заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков объявил, что Российская Федерация в одностороннем порядке прекратит свое участие в Коалиции и рассмотрит возможность использования любого летательного аппарата, пилотируемого или беспилотного, над театром военных действий на западе. реки Евфрат как законной и возможной цели.

По данным ЦАХАЛа, 27 июля 2018 года две ракеты Patriot сбили сирийский военный самолет Сухой, который незаконно вторгся в воздушное пространство Израиля. Представители России выразили протест в связи с тем, что Израиль сбил самолет Су-22 сирийских ВВС, но после того, как они представили доказательства вторжения истребителей на территорию Израиля, протест был отозван, сообщают израильские СМИ. в ходе контактов России и Израиля российской стороне были предоставлены неопровержимые доказательства, в том числе данные с радаров, свидетельствующие о вторжении сирийской авиации в Израиль.