1 | это… Что такое ТБ-1?
ТБ-1 (АНТ-4) | |
---|---|
Назначение: | бомбардировщик |
Первый полёт: | 26 ноября 1925 |
Принят на вооружение: | 1929 |
Снят с вооружения: | 1936 |
Характеристики | |
Экипаж: | 6 чел |
Макс. скорость: | 207 км/ч |
Дальность полёта: | 1000 км |
Практический потолок: | 4830 м |
Скороподъёмность: | 169,8 м/мин |
Размеры | |
Длина: | 18. 0 м |
Размах крыла: | 28,7 м |
Площадь крыла: | 120 м² |
Масса | |
Пустой: | 4520 кг |
Снаряжённый: | 6810 кг |
Макс. взлётная: | 7750 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | М-17 по 510 кВт (680 л.с.) каждый |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | три спарки 7,62 мм пулемётов ДА |
Внутренняя бомбовая нагрузка: | 1000 кг |
Туполев ТБ-1[1] (АНТ-4), Г-1 — советский бомбардировщик. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан.[2]. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году. Серийно строился с лета 1929 до начала 1932. Всего было построено 212 самолётов этого типа. На вооружении состоял до 1936 г. После снятия с вооружения был передан в Аэрофлот где под маркой Г-1 (грузовой-первый) использовался по меньшей мере до 1945 года. Восстановленный Г-1 (регистрационный номер СССР-Н317) — экспонат музея гражданской авиации в г. Ульяновске.
Содержание
|
Проектирование и постройка прототипа
АНТ-4 в Ульяновском авиационном музее
По заказу Особого технического бюро 11 ноября 1924 года в ЦАГИ начались проектирование и постройка самолета ТБ-1 (АНТ-4) с двигателями «Непир-Лайон» (450 л. с.). Постройка самолета велась в неприспособленном помещении на втором этаже дома № 16 по ул. Радио и тормозилась нехваткой квалифицированных рабочих. 11 августа 1925 года сборка самолета была закончена. Для того чтобы провести его на аэродром, пришлось ломать стену дома. Сборка на аэродроме закончилась к октябрю 1925 года.
Первый полет длительностью 7 минут совершил А. И. Томашевский 25 ноября 1925 года. После доводок конструкции второй полет длительностью 35 минут прошел 15 февраля 1926 года. Самолет был «голый» — то есть без вооружения, радиооборудования и прочего. Для подготовки самолета к запуску в серию было предложено изменить двигатели — сначала «Лоррен-Дитрих» (450 л. с.), а в апреле 1927 НТК УВВС предложил двигатели БМВ-IV.
А. В. Ляпидевский на АНТ-4 спасает челюскинцев
Подготовка к серийному производству
ТБ-1 на советской марке
- Дублёр-эталон ТБ-1 (АНТ-4) построен в феврале 1928, но из-за задержки с доставкой полуосей, которые делали в Швеции, заводские испытания начались только в июне 1928 года.
На самолете стояли двигатели БМВ-IV (500/730 л.с.), размеры самолета были немного больше чем у первого прототипа. Были установлены турели с пулеметами «Льюис» — передняя, средняя и задняя, кассетный бомбодержатель, бомбосбрасыватель СБР-8, фото- и радиооборудование. Бомбовая нагрузка состояла из 730 кг бомб. Государственный испытания шли с 15 августа 1928 до 26 марта 1929 года. Самолет был рекомендован в серию.
Серийное производство
- Дублёр ТБ-1 (АНТ-4) бис головной экземпляр с двигателями БМВ-IV (500/680 л.с.) в дальнейшем замененный на их советские версии М-17 (500/680 л. с.). Вооружение состояло из трех спарок пулеметов Дегтярева (ДА) и 1000 кг бомб. Экипаж 6 человек. Серийное производство началось в Москве на заводе в Филях с лета 1929 и продолжалось до начала 1932 года. Самолет строился на заводе № 22 и 31. Полуоси шасси были импортные.
«Страна Советов»
Серийный экземпляр ТБ-1 (АНТ-4) без вооружения — выполнен в 2-х экземплярах для рекордного перелета Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелет был начат 8 августа 1929 года, но был прерван вынужденной посадкой в тайге под Читой. Самолет был разбит, но экипаж не пострадал и вернулся в Москву где вновь стартовал 23 августа 1929 года. Экипаж в составе командира С. А. Шестакова, второго пилота Ф. Е. Болотова, штурмана Б. В. Стерлигова и Д. В. Фуфаева совершил перелет по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк общей протяженностью 21242 км из них 7950 км над водой. Полетное время составило 137 летных часов. На участке от Хабаровска до Сиэтла колесное шасси было заменено на поплавковое. Поплавки были взяты от самолета ЮГ-1 и удлинены на 0,4 метра из-за большей массы.
ТБ-1П (поплавковый)
Было выпущено несколько десятков поплавковых вариантов ТБ-1 применявшихся в военной и гражданской авиации. Для этого были разработаны специальные поплавки — Тип «Ж»- которые выпускались в серии с 1932 года — было выпущено более 100 пар поплавков. На нескольких самолетах отрабатывалась техника торпедометания. Масса поплавкового шасси — 816 кг, длина поплавка 10,66 м, ширина и высота 1,15 м, объем 7,25 куб.м. В 1938 г. поплавковое шасси типа «Ж» было установлено на опытный торпедоносец ДБ-3ТП.
Строился серийно на Авиационном заводе № 31 в Таганроге с 1929 по 1932 год[3]. Было построено 66 самолётов[3].
ТБ-1 с лыжным шасси
Для ТБ-1 были разработаны лыжные шасси деревянной конструкции общей массой 230 кг. Было выпущено до 200 пар лыж с которыми он успешно эксплуатировался
Г-1
После снятия с вооружения самолеты ТБ-1 под маркой Г-1 эксплуатировались в Аэрофлоте и Главсевморпути как грузо-пассажирские и позднее как чисто грузовые (например на них перевозили серу с рудников в районе Ашхабада). Около 40 экземпляров было передано в арктическую авиацию, где они эксплуатировались до 1945 года.
Роль в истории
Кроме перелета Москва-Нью-Йорк ТБ-1 участвовал в спасении экипажа ледокола «Челюскин» — летчик А. В. Ляпидевский вывез с льдины первую партию челюскинцев. В 1937 году летчик Ф. Б. Фарих совершил перелет по маршруту Москва — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва.
Экспериментальные варианты
На ТБ-1 испытывались пороховые взлетные ускорители (6 ракет по три с каждой стороны) инженера В. И. Дудакова. На усиленной версии ТБ-1 проводились опыты по «Звену». В 1933—1935 проводились опыты по «дозаправке в воздухе» — с ТБ-1 переливался бензин на другие самолеты. В 1935 и 1939 испытывали беспилотный ТБ-1 с телемеханическим управлением с другого самолета.
Конструкция самолета
Типовая для всех самолетов АНТ — с гофрированной обшивкой — цельнометаллическая из дюралюмина (первоначально кольчугалюминия) и из стали в узлах крыльев, шасси. Крыло состояло из центроплана размахом 13,5 м и отъёмных консолей. Центроплан был 5-лонжеронный. Носок и задний участок центроплана — отъёмные. Поперечное сечение фюзеляжа — трапеция, суженная книзу. Фюзеляж состоял из 3-х частей, разъёмных в эксплуатации. Их обозначали Ф-1, Ф-2 и Ф-3. Плоскости разъёма совпадали с первым и последним лонжерона центроплана и Ф-2 составлял с ним одно целое. Колеса — спицевые 1250 Х 250 мм. Кабина пилота — открытая.
Г-1 (ТБ-1) в музеях
Звено-1: Воздушный авианосец ТБ-1 и истребители И-4
В 80-х годах XX века на острове Диксон был обнаружен Г-1 с бортовым номером СССР-Н227, потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Группа специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища отправилась в августе 1985 года на Диксон. К месту аварии их забросили на вертолёте. Они отстыковали кабину с частью фюзеляжа и левый двигатель. Следующими рейсами вывезли на Ми-8 оба мотора и остальные части. С Диксона двигатели и кабину с частью фюзеляжа доставили на Ил-76 в Выборг, где самолёт был полностью восстановлен. После этого Г-1 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске, где хранится и сегодня. Известно было еще о нескольких Г-1, пролежавших после аварий на Севере десятки лет. Один поплавковый Г-1 находится рядом с вокзалом в посёлке Таксимо (Муйский район республики Бурятия). Установлен на стеле и имеет бортовой номер «СССР Ж-11».
Использовавшие страны
- СССР
- ВВС СССР
См. также
- Проект «Звено»
- Воздушный авианосец
Примечания
- ↑ Сокращение ТБ означает «Тяжёлый бомбардировщик».
- ↑ Шавров, с. 345.
- ↑ 1 2 Емельянов С. Н. Таганрогская авиация. — Таганрог: Стайл-Плюс, 2006. — 360 с. — ISBN 5-8319-0036-3.
Ссылки
- [www.opoccuu.com/tb-1. htm ТБ-1: история создания, конструкция, производство и эксплуатация]
- АНТ-4 // aviation.ru.
- М. Б. Саукке. Неизвестный Туполев.
Литература
- История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. — М.: Машиностроение, 1978.
Исходный текст этой статьи основан на материалах сайта www.aviation.ru. Текст был опубликован под лицензией GFDL владельцем сайта.
бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) 1:72 Mikromir
- Марка
- Туполев
- Производитель
- Mikro-Mir
- Масштаб
- 1:72
- Материал
- Пластмасса
- Состояние
- Новый
лот № 3433731 Удалён Siberian (31)
- Блиц-цена:
- 2450₽
- Купить, штук:
- Местонахождение:
- Россия, Иркутская область, Иркутск
- Доставка:
Личная встреча
Почта 420₽
Возможно: международная отправка, объединение заказов .
- Варианты оплаты:
Внимание, продавец не подтвердил свою личность. Не переводите предоплату, если не уверены в безопасности сделки.
Показать все лоты продавца (352)
- Описание
- Комментарии
- Продавец
- История
пластиковая сборная модель в масштабе 1:72. Производство украинской фирмы MikroMir (cat.# 72-008)
В комплект входят модель,декаль,инструкция по сборке и коробка.Модель полностью комплектна. Состояние идеальное.
Советский тяжелый бомбардировщик конструкции А.Н.Туполева конца 20-х годов. По сути деля, явился первым в мире тяжелым бомбардировщиком, построенным по схеме свободнонесущего цельнометаллического моноплана.Серийно строился с 1929 по 1932 гг. (всего построено более 200 штук)
ПРИ ОТСУТСТВИИ СТАВОК ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО В ЛЮБОЙ МОМЕНТ СНЯТЬ ЛОТ С ТОРГОВ!!!
!!!ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЬ СОБИРАЕТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ НЕСКОЛЬКО ЛОТОВ И ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ДОСТАВКОЙ, ТО ОН ПЕРВЫМ ВЫХОДИТ НА СВЯЗЬ И ИЗВЕЩАЕТ ОБ ЭТОМ !!!
ВЫКУП ЛОТА В ТЕЧЕНИЕ 7 ДНЕЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ АУКЦИОНА. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО НА ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТЗЫВА БЕЗ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ !!!
Форс-мажорные ситуации обсуждаемы 🙂
ПРИОБРЕТАЯ НЕСКОЛЬКО ЛОТОВ, ВЫ ЭКОНОМИТЕ НА ПЕРЕСЫЛКЕ!
Делая ставки на данный лот, по правилам настоящего аукциона, Вы тем самым подтверждаете приобретение данного лота на условиях Продавца и в соответствии с правилами проведения настоящего аукциона. Пожалуйста, прежде чем делать ставки — внимательно ознакомьтесь с условиями (см. раздел «Обо мне»)
!!! Претензии на утерю посылок принимаются только при условии страховки почтовых отправлений !!!
В противном случае за работу почты России ответственности нести не могу 🙁
Стоимость страховки почтового отправления в стандартную стоимость пересылки не включена !
Комментарии
Информация о продавце
- Пользователь
- Siberian (31)
- Дата регистрации
- 21. 10.2018
- Был на сайте
- 10.04.2023 08:54:49
- Местонахождение
- Россия, обл Иркутская, г Иркутск
- Рейтинг
- 37
Другие лоты продавца
1300₽
0 ставок
6д, 22ч 24м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
1350₽
0 ставок
6д, 10ч 25м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
3500₽
0 ставок
6д, 7ч 15м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
3150₽
0 ставок
6д, 3ч 8м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
1850₽
0 ставок
5д, 8ч 57м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
1850₽
0 ставок
5д, 6ч 14м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
1000₽
5д, 3ч 37м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
1750₽
0 ставок
5д, 3ч 37м
Siberian (31)
Россия, Иркутская область, Иркутск
- Продажи
История продаж
Пользователь | Цена | Кол-во | Дата |
---|---|---|---|
Сергей_185 (3) | 2450₽ | 1 | 15. 08.2020 18:50:50 |
ТБ-4 (АНТ-16) Тяжелый бомбардировщик
В ноябре 1924 года Особое техбюро военных изобретений поручило ЦАГИ создание тяжелого двухмоторного универсального самолета. Компоновка первого самолета этого типа, получившего обозначение АНТ-4, предусматривала установку двигателей и размещение бензобаков в крыле, а не в фюзеляже, а также использование профиля крыла с большая относительная толщина. Для новой машины использовалась схема крыла с многонесущей стрелой, разработанная В. М. Петляковым и В. Н. Беляевым.
Появление ТБ-1 (АНТ-4) повлияло на развитие всего самолетостроения. Как и самолет Юнкерс, это был цельный моноплан со свободнонесущим низкорасположенным крылом, ферменной силовой конструкцией и гофрированной обшивкой. Однако как по внешней компоновке, так и по внутреннему устройству он существенно отличался от «Юнкерса». Самолет представлял собой двухмоторный моноплан с двигателями на передней кромке крыла. Крыло имело 5 лонжеронов в виде ферм из соединенных между собой труб, стрингеров, 18 нервюр в центроплане и по 10 в каждой консоли. Если на самолетах Юнкерса конструкция крыла имела вид пространственной фермы с диагональными раскосами, по углам которых проходили трубчатые пояса, то крыло самолета Туполева характеризовалось более технологичной конструктивно-силовой схемой с плоскими лонжеронами.
Еще одно отличие заключалось в применении разработанной Туполевым в ЦАГИ обшивки с более крутым гофром (так называемая «волна ЦАГИ»). Расход такой обшивки привел к некоторому увеличению лобового сопротивления, но позволил увеличить прочность на 5-7%, а жесткость — почти на четверть по сравнению с «юнкерсовой волной», но позволил увеличить прочность на 5-7%, а жесткость — почти на четверть по сравнению с «юнкерсовской волной».
На момент своего появления ТБ-1 был самым большим цельнометаллическим самолетом в мире: он имел длину 18 м, размах крыла 28,7 м и площадь крыла 120 м. Для снижения нагрузки на ручку управления пилот мог изменять угол установки горизонтального оперения в полете. Топливные баки, обеспечивающие самолету дальность полета 1350 км, находились в центроплане крыла. Внутри фюзеляжа находились бомбоотсек, места для пилотов, бомбардира (он же радист) и стрелков (на самолете имелись три подвижные турели для спаренных пулеметов «Льюис»). Общая численность экипажа составляла 5 человек.
Сборка первого опытного самолета была завершена в августе 1925 г., а 25 ноября летчик-испытатель А. И. Томашевский совершил первый полет на АНТ-4. После ряда доработок самолет был передан приемочной комиссии Научно-экспериментального аэродрома. В июне 1926 г. по бомбардировщику прошел ряд совещаний, в результате которых было принято решение разместить бомбы внутри фюзеляжа, а также на подвеске под крылом, а также переоборудовать АНТ-4, готовившийся к серийное производство, с двигателями 600-VI BMW-VI. с, позже замененный отечественным М-17. Экипаж бомбардировщика состоял из 6 человек. Оборонительное вооружение машины представляло собой башню с тремя огневыми точками пулеметов Дегтярева, бомбовая нагрузка составляла 1000 кг.
Летом 1929 г. на заводе в Филях началось серийное производство АНТ-4, которое продолжалось до 1932 г. На Таганрогском заводе с 1929 по 1932 г. было изготовлено 66 самолетов ТБ-1П (поплавковых), использовавшихся в военной и гражданской авиации.
23 августа 1929 года АНТ-4 без установленного вооружения совершил исторический полет экипажа в составе С. А. Шестакова, Ф. Е. Болотова, Б. В. Стерлигова и Д. В. Фуфаева под руководством В. М. Петлякова по маршруту Москва — Нью-Йорк. За 137 часов налета летчики преодолели расстояние 21 242 км, из них 7,950 километров — по воде.
Универсальность бомбардировщика и простота конструкции позволили проверить на нем новейшие идеи самолетостроения. Всего построено 216 самолетов АНТ-4, поступивших на вооружение ВВС СССР, положивших начало техническому оснащению нашей отечественной дальней авиации.
Строительство первых одномоторных цельнометаллических самолетов АНТ-2 и АНТ-3 под руководством А.Н. Туполева началось в 1924 г. с проектирования двухмоторного цельнометаллического самолета-бомбардировщика АНТ-4 с двумя 450-литровыми водяными двигателями НЕПИР. охлаждение двигателей. В конце 1925 года постройка этого самолета была завершена, и летчик А. И. Томашевский совершил на нем первый полет. В 1926 г. АНТ-4 успешно прошел летные испытания.
Во второй половине 1929 г. был построен второй экземпляр этого самолета АНТ-4бис с отечественными двигателями водяного охлаждения М-17 мощностью 600 л. от. каждый. В октябре завершились его летные испытания и он был запущен в серийное производство. Конструкторы очень удачно выбрали для двухмоторного самолета схему свободнонесущего моноплана с низким расположением крыла относительно фюзеляжа. Такая схема обеспечивала минимальное лобовое сопротивление воздуха, хороший обзор для экипажа и рациональную компоновку винтомоторной группы. Надо сказать, что в конце двадцатых годов практически все иностранные бомбардировщики были бипланами. По сравнению с этими самолетами с целым лесом стоек и расчалок моноплан АНТ-4 выглядел весьма прогрессивным образцом аппарата, представляющим собой новый этап в развитии авиации. Основным материалом, принятым для этого самолета, был дюраль 9.0003
С 1929 года этот самолет стал поступать на вооружение Красной Армии под наименованием ТБ-1 («Первый тяжелый бомбардировщик»). Строился серийно с 1928 по 1932 год. Помимо бомбардировщика ТБ-1 существовал еще и транспортный вариант этого самолета, как на колесах, так и на поплавках. На одном из самолетов АНТ-4бис, получившем название «Страна Советов», в 1929 году был совершен большой перелет по маршруту Москва — Нью-Йорк. Этот полет протяженностью 21 242 км продолжался с 23 августа по 2 ноября, выполнялся экипажем С.А. Шестакова (первый пилот), Ф.Е. Болотова, Б.В. Стерлигова и Д.Б. Фуфаева и имел налет 142 часа. В ходе этого полета над морем было пройдено 8000 км, при этом самолет размещался на поплавках.
После этого полета передовая авиастроительная компания США «Боинг», а затем и другие авиастроители мира приступили к строительству двухмоторных самолетов по схеме АНТ-4бис. Эта схема, как известно, до сих пор остается самой распространенной в авиации. В марте 1934 г. на самолете АНТ-4бис А. В. Ляпидевский первым совершил посадку на лед в районе расположения лагеря пароходов «Челюскин».
В 1929 г. на самолете ТБ-1 впервые в мире был успешно проведен эксперимент по отцепке от самолета-пусковой установки в полете двух истребителей. Этот эксперимент был разработан инженером В. С. Вахмистровым и получил название «самолет-звено». Основные испытания в полете «самолета-звена» на самолете ТБ-1 в 19 г.29 лет выдающийся летчик Родины В.П. Чкалов.
В первый год Великой Отечественной войны аналогичная, но несколько усовершенствованная система с большим успехом применялась при внезапном обстреле железнодорожного моста у города Черноводы в Румынии. Два истребителя И-16 подвешивались под крылом четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3. Он доставил их из Одессы к румынскому побережью, заправил топливом, а затем после боевой работы истребители вернулись на родной аэродром.
Моноплан АНТ-4 долгое время оставался лучшим самолетом своего класса в мире. После успешного перелета по маршруту Москва-Нью-Йорк, когда для участка Петропавловск-Камчатский-Сиэтл колесное шасси было заменено на поплавковое, было принято решение о постройке морского варианта машины. С помощью ученых ЦАГИ конструкторы разработали цельнометаллические поплавки. Мореходные качества и устойчивость самолета на рулении хорошие, посадка легкая. Незначительно изменились и летно-технические данные. В ходе испытаний морской вариант бомбардировщика, получивший название ТБ-1П (поплавковый), показал скорость 180 км/ч и потолок 3600 м. Авиазаводы выпустили 218 самолетов ТБ-1, в том числе 66 типов ТБ-1П.
В самолете ТБ-1 (АНТ-4) впервые удалось с максимальной полнотой совместить все элементы бомбардировщика-моноплана. Авиационные специалисты были в восторге от красивых форм и законченности конструкции нового самолета. Он стал прообразом всех бомбардировщиков свободнонесущей схемы моноплана. Многие зарубежные конструкторы копировали схему АНТ-4.
ТБ-1 (АНТ-4) имел высокие для своего времени летные данные. С двигателями М-17 в 500/680 л.с. их скорость у земли колебалась в зависимости от установленных двигателей и вооружения, а в связи с этим и взлетной массы (6200-79 т).28 кг) — со 184 до 207 км/ч. Отличные летно-технические характеристики АНТ-4 продемонстрировал экипаж летчика С.А. Шестакова, совершившего налет на серийном экземпляре самолета «Страна Советов» 137 часов (с 23 августа по 30 октября 1929 г.) по маршруту Москва — Омск. — Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке — Сиэтл-Сан-Франциско-Нью-Йорк общей протяженностью 21 242 км. Значительная часть маршрута, почти 8 тыс. км, проходила над водой. Замена колесного шасси на поплавковое была произведена в Хабаровске в очень короткие сроки.
Серийное строительство самолета АНТ-4 началось во второй половине 1928 г. Одновременно продолжались его испытания с различными вариантами оборудования и загрузки. При полном стрелковом вооружении — 6 пулеметов, тонна бомб и экипаже 6 человек, самолет развивал скорость 184 км/ч, набирая высоту 4900 м.
К новому 1931 г. в ВВС РККА имелось уже 52 новых бомбардировщика ТБ-1, из них 45 исправных. Продолжил комплектование 11-й бригады. Его экипажи стали принимать самолеты в Москве, на заводском аэродроме. Так, 19 мая31 оттуда на ТБ-1 летали летчики 51-й и 59-й эскадрилий. Была поставлена задача в кратчайшие сроки привести бригаду в полную боевую готовность. Тренировочные полеты были очень интенсивными. Не обошлось без аварий. Командир одного из отрядов 51-й эскадрильи Павлов ночью потерял ориентацию в пространстве; самолет врезался в землю. К счастью, экипаж отделался только травмами. В подмосковном Монино формировались сразу две бригады: 17-я и 23-я бригады. К этому времени бригады тяжелых бомбардировщиков стали иметь четыре эскадрильи по 12 самолетов в каждой. К 19 ноября31 в ВВС РККА имелось уже 52 новых бомбардировщика ТБ-1, из которых 45 исправных. 57-я эскадрилья получила первый ТБ-1 в августе 1930 г., 55-я — в октябре. Продолжил комплектование 11-й бригады. После подготовки первых экипажей самолеты стали принимать в Москве, прямо на заводском аэродроме. Так, в мае 1931 года оттуда на машинах летали летчики 51-й и 59-й эскадрилий. В Подмосковье, в Монино, формировались сразу две бригады — 17-я и 23-я. К этому времени бригады тяжелых бомбардировщиков стали иметь четыре эскадрильи; общий штат составлял 50 бомбардировщиков.
ТБ-1 строился серийно в 1929-1932 гг. и состоял на вооружении до 1936 года. Также использовался в гражданской авиации, участвовал в арктических экспедициях. В 1929 году на серийном ТБ-1 «Страна Советов» с демонтированным вооружением был выполнен перелет Москва-Петропавловск-на-Камчатке-Сиэтл-Сан-Франциско-Нью-Йорк общей протяженностью 21 242 км, из них 8 000 км прошли над океаном (см. рис. 1.55). Экипаж возглавил летчик С.А.Шестаков. ТБ-1 произвел большое впечатление на американцев, оценивших превосходство новой схемы над деревянными бомбардировщиками-бипланами. «Американские авиационные специалисты были в восторге от красивых форм и завершенности конструкции самолета», — сообщала газета «Нью-Йорк таймс» 2 ноября 19 года. 29.
В 1932 году компания Boeing выпустила двухмоторный бомбардировщик B-9A. Это был цельнометаллический моноплан с крылом толстого профиля. По конструкции самолет во многом напоминал советский ТБ-1, демонстрировавшийся в 1929 году в США. В то же время В-9А имел ряд особенностей, заимствованных из опыта проектирования первых скоростных пассажирских самолетов. К ним относятся убирающееся в полете шасси, кольцевой кожух головок цилиндров двигателей воздушного охлаждения, гладкая металлическая облицовка. По скорости бомбардировщик превосходил ТБ-1, но все же уступал пассажирским самолетам нового поколения.
Экипаж | 6 чел. |
Размах крыла | 28,7 м |
Длина, м | 18 / 58,5 |
Площадь крыла, м2 | 120 |
Пустой вес | 4520 кг |
Вес нормальный, кг | 6810 |
Максимальный взлетный вес | 7750 кг |
Двигатели | 2 x 680 л. с. |
Тип двигателя | 2 х ПД М-17 |
мощность, л.с. | 2 х 680 |
Максимальная скорость | 207 км/ч |
Крейсерская скорость, км/ч | 178 |
Дальность полета | 1000 км |
Максимальная скорость набора высоты, м/мин | 170 |
Практический потолок | 4830 м |
Пулемет | три пары 7,62-мм пулеметов ПВ-1 |
Внутренняя бомбовая нагрузка | 1000 кг |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Туполев АНТ-4 (ТБ-1 и Г-1)
Дата и время: 26 апреля 1945 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-N291
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Горы
Расписание:
Кресты Колымский – Анадырь
MSN:
614
год:
1939
Расположение:
Мухоморная
Чукотский округ
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
3
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Экипаж выполнял рейс из Крестов-Колымского в Анадырь по поручению Чукотской Авиагруппы на самолете Туполев Г-1, модификация АНТ-4. Капитан (М. Н. Томилин) решил сократить маршрут, когда вскоре столкнулся с погодными условиями ниже минимума (плохая видимость, снег, гололед). Вместо того, чтобы вернуться, он решил продолжать в таких условиях, когда самолет совершил аварийную посадку в предгорьях хребта Пекульный в верховьях реки Афонкин, примерно в 60 км восточнее Сталино (ныне Мухоморная). Самолет был потерян, а все три члена экипажа были легко ранены и спасены.
Возможная причина:
Неверное решение командира продолжить полет в плохих погодных условиях.
Дата и время: 29 сент. 1941 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-N289
Выжившие:
№
Расписание:
Анадырь – Снежное
MSN:
795
год:
1939
Расположение:
Снежное
Чукотский округ
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
4
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
4
Обстоятельства:
Летчик не справился с посадкой на реку Анадырь в районе Снежного в «зеркальных» условиях. Гидросамолет жестко приземлился, потерял поплавки, рухнул в воду и затонул на глубине 8-9 метров. Все четыре члена экипажа погибли.
Возможная причина:
Плохое суждение со стороны пилота. Стеклянная вода была способствующим фактором.
Дата и время: 22 июля 1941 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-N292
Фаза полета:
Взлет (набор высоты)
Выжившие:
Да
МСН:
807
год:
1939
Расположение:
Островное
Чукотский округ
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
4
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
1
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Гидросамолет покидал район Островного и взлетал с реки Малый Анюй, когда произошло авария. Летчик попытался взлететь против течения и при слабой попутной составляющей ветра. Из-за наличия гальки на траектории взлета и во избежание столкновения пилот взлетел преждевременно, когда скорость самолета была слишком низкой. Сразу после старта пилот начал разворот, когда самолет заглох и упал в реку. Все шестеро пассажиров не пострадали.
Возможная причина:
Пилот начал взлет в неблагоприятных условиях и преждевременно взлетел с недостаточной скоростью, что привело к сваливанию самолета практически сразу после взлета.
Дата и время: 19 июля 1941 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-L2979
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Равнина, Долина
МСН:
621
год:
1930
Расположение:
Россия
Вся Россия
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери членов экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
В полете отказал правый двигатель. Самолет потерял высоту, врезался в деревья и разбился в лесистой местности. Пилот был ранен, механик не пострадал. Самолет был уничтожен.
Возможная причина:
Отказ правого двигателя в полете.
Дата и время: 18 февраля 1941 г.
Оператор:
Фаза полета:
Рейс
Тип полета:
Паром
Выжившие:
Да
Сайт:
Равнина, Долина
Расписание:
Ашхабад – Ташкент – Шалкар – Актюбинск – Москва
Расположение:
Алга
Актобе
Страна:
Казахстан
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
1
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
1
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Пилот вылетел из Ашхабада переправой в Москву. Он сделал остановку в Ташкенте, чтобы забрать пассажира без предварительного разрешения. В аэропорту Шалкар ему сообщили о плохих погодных условиях по пути в Актюбинск, но он решил взлететь, опять же, без разрешения. Примерно через час 45 минут полета, летая в облаках, он потерял управление самолетом, который разбился в степи, расположенной в 3 км от станции Алга, примерно в 45 км к юго-востоку от Актюбинска. Самолет был уничтожен, оба пассажира получили серьезные ранения.
Возможная причина:
Решение пилота о самовольном взлете, зная о неблагоприятных погодных условиях в пути. Также сообщалось, что самолет не был оборудован какими-либо навигационными приборами или каким-либо оборудованием, которое могло бы позволить пилоту выполнять полет в условиях ПМУ.
Дата и время: 15 января 1941 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-L1991
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
МСН:
723
год:
1937
Расположение:
Дангара
Хатлонская область
Страна:
Таджикистан
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
3
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Разбился при невыясненных обстоятельствах в 1 км к юго-востоку от Дангары. Все три члена экипажа не пострадали.
Дата и время: 18 мая 1938 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-N122
Фаза полета:
Взлет (набор высоты)
Выжившие:
№
Расположение:
Архангельск
Архангельская область
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
3
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
1
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
4
Обстоятельства:
Вскоре после взлета из Архангельска отказал один из двигателей. Пилот потерял управление самолетом, который врезался в реку Двину. Все четверо пассажиров, врач и трое членов экипажа погибли, в том числе советский летчик Михаил Бабушкин.
Возможная причина:
Отказ двигателя после взлета.
Дата и время: 9 августа 1929 г.
Оператор:
Регистрация:
CCCP-300
Фаза полета:
Рейс
Тип полета:
Тест
Выжившие:
Да
Сайт:
Равнина, Долина
Расписание:
Чита — Чита
МСН:
603
год:
1929
Расположение:
Чита
Забайкальский край
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери членов экипажа:
Пассажиры на борту:
Погибшие:
Прочие погибшие:
Всего погибшие:
Обстоятельства:
Экипаж выполнял локальный испытательно-контрольный полет в рамках подготовки к первому полету между Москвой и Нью-Йорком.