Содержание

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Прежние названия — в порядке присвоения:

-«Советский Союз» (проект),
-«Рига» (закладка),
-«Леонид Брежнев» (спуск на воду),
-«Тбилиси» (испытания)

Единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе (по состоянию на 2015 год). Предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза.

Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Технические характеристики

Размеры

-Длина — 305,0 м
-Длина по ватерлинии — 270 метров
-Ширина наибольшая — 72 метра
-Ширина по ватерлинии — 35,0 м
-Осадка — 10,0 м
-Стандартное водоизмещение — 43 тыс. тонн
-Полное водоизмещение — 55 тыс. тонн
-Максимальное водоизмещение — 58,6 тыс. тонн

Энергетическая установка

-Паровые турбины — 4 х 50 тыс. лошадиных сил
-Количество котлов — 8
-Количество винтов — 4
-Мощность турбогенераторов — 9 х 1500 киловатт
-Максимальная скорость — 29 узлов
-Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
-Экономическая скорость — 18 узлов
-Максимальная дальность плавания — 8000 миль при скорости 18 узлов
-Автономность — 45 дней

Вооружение

На 2014 год в составе авиакрыла находятся 20 самолётов и 17 вертолётов:

-14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
-10 палубных истребителя МиГ-29К
-2 палубных учебно-боевых истребителя МиГ-29КУБ
-2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
-15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
-2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Также авианесущий крейсер вооружен:

-12 х ПКРК 4К80 «Гранит»
-24 х ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-8 х ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
-2 х РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
-6 х АК-630

Экипаж

-Экипаж — 1960 человек
-Авиаперсонал — 626 человек
-Командный состав — 55 человек

Россия
Скорость хода29 (54 км/ч) узлов
Дальность плавания8000 миль
Водоизмещение
58,6 т
Осадка10,0 м

wartools.ru

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Основная информация
ТипТяжёлый авианесущий крейсер
Государство флагаРоссия
Порт припискиСевероморск
ПринадлежностьСеверный флот России
ВерфьЧерноморский судостроительный завод
Спущен на воду1985
Введён в эксплуатацию
1991
Современный статусВ составе флота
Параметры
Тоннаж60 000 т
Длина302,3 м
Ширина71 м
Высота66 м
Осадка10,4 м
Технические данные
МощностьПаротурбины: 4×50 000 л.с. Турбогенераторы: 9×1500 кВт Дизель-генераторы: 6×1500 кВт
Скорость29 узлов
Автономность плавания45 суток
Экипаж1960 человек
Вооружение
Ракетное вооружение12 противокорабельных ракет «Гранит»
60 ракет «Удав-1»
Зенитное вооружениеКомплекс ПВО «Клинок» (192 ракеты, 24 пусковые установки)
Комплекс ПВО «Каштан» (256 ракет)
АвиацияВертолёты: 24 Ка-27
Самолёты: 16 Як-41М
12 Су-27К

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.

На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).

5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.[1][2]

Постройка

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси»[3] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.[4] От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Переименования

Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.

11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Служба

25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево. В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[5]. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.

В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.

С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.

С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.

8 декабря 2008 года был завершен ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».[6] На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.

Технические характеристики

Измерения: [7]

Длина — 302,3 метра
Длина по ватерлинии — 270 метров
Ширина — 72,3 метра
Ширина по ватерлинии — 35,4 метра
Осадка — 9,14 метра
Стандартное водоизмещение — 43000 тонн
Полное водоизмещение — 55000 тонн
Максимальное водоизмещение — 58600 тонн

Энергетическая установка

Паровые турбины — 4 x 50000 лошадиных сил
Количество котлов — 8
Количество винтов — 4
Мощность турбогенераторов — 9 x 1,500 киловатт
Максимальная скорость — 29 узлов
Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
Экономическая скорость — 18 узлов
Максимальная дальность плавания — 8500 миль при скорости 18 узлов
Автономность — 45 дней

Вооружение

Самолеты — 12 x Су-27K (Су-33) или МиГ-29K
Вертолёты — 4 x Ka-27ЛД, 18 x Ka-27ПЛО, 2 x Ka-27С
12 x ПКРК 4К80 «Гранит»
4 x ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 х пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)
2 х РБУ-12000 «Удав»

Экипаж

Экипаж — 1960 человек
Авиаперсонал — 626 человек
Командный состав — 55 человек

Происшествия

  • В 1996 году во время захода на посадку в сложных метеоусловиях разбился истребитель Су-33. Причиной катастрофы стал отказ бортовой электроники. Пилот Виталий Кузьменко погиб.[8]
  • 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным крюком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.[9]
  • 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера.[8][10] Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»),[11] однако выяснилось, что это сделать невозможно.[12] Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.[13]
  • 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошел пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарными газами погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев.[14] По заявлению специалистов авианосец не получил серьезных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.
  • 17 февраля 2009 г. «Адмирал Кузнецов» стал главным «подозреваемым» в одном из крупнейших разливов нефти — в Северное море попало более 500 тонн топлива и образовалось нефтяное пятно площадью несколько десятков квадратных километров. Во время возникновения разлива нефти «Адмирал Кузнецов» заправлялся в море от танкера.

Изображения

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находящийся на обслуживании в плавучем доке в Росляково Мурманской обл. Фото 2006 г.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на портовом рейде. Средиземное море, Итальянские территориальные воды, 1991 год

ТАКР Адмирал Кузнецов на почтовом блоке 300 лет Российскому флоту

Символика АК «Адмирал Кузнецов»

Су-33 на палубе «Адмирала Кузнецова»

Схема размещения трёх стартовых позиций

Примечания

Ссылки

Литература

  • Заблоцкий В. П. Морская коллекция 7/2005 «Тяжёлый авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“»
  • Андрей Фомин. Су-33. Корабельная эпопея.

В строю: Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

Выведены из состава флота или в постройке: Киев | Минск | Новороссийск | Варяг | Ульяновск | «Адмирал Горшков»

эрзац-авианосцы: Коммунна

гидрокрейсера: Алмаз

гидроавиносцы: Орлица (Императрица Александра), Император Александр I (Республиканец), Император Николай I (Авиатор), Румыния

аэростатоносцы: Русь

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Адмирал Кузнецов. Часть 3-я. — sokolov9686 — ЖЖ

«Адмирал Кузнецов». Первый боевой выход. Часть 3-я. «Военная приёмка», ведущий Алексей Егоров // Телеканал Звезда. 18.12.2016.


http://tvzvezda.ru/schedule/programm/201612011642-2418.htm
https://youtu.be/OtKFJeWtTo0
https://youtu.be/HRZAcCoB63A
18 декабря 2016, 09:55
В этом выпуске программы «Военная приёмка» мы продолжаем рассказывать о первом в истории боевом походе флагмана ВМФ России — тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
С самых первых дней плавания на борту корабля работала наша съёмочная группа. В этой программе вы увидите
уникальный новейший корабельный ударный вертолёт Ка-52К «Катран». Этот поход стал для него настоящей премьерой и боевым крещением. Так же, как и для лёгких корабельных истребителей палубной авиации, они впервые отправятся на боевое задание в Сирию. Мы в деталях покажем предполётную подготовку этих самолётов, расскажем об их вооружении.. Кроме того, мы побываем в медицинском блоке «Кузнецова», узнаем, почему ему не страшны ни бури, ни торпедные атаки. И наконец, поиграем в хоккей на палубе самого большого корабля в нашей стране.

ЧАСТЬ 1-я здесь:
«Адмирал Кузнецов». Первый боевой выход. Часть 1-я (+другие док.фильмы о «Кузнецове») // Телеканал Звезда. 04.12.2016.
http://sobiainnen.livejournal.com/191860.html
ЧАСТЬ 2-я здесь:
«Военная приёмка». «Адмирал Кузнецов». Первый боевой выход. Часть 2-я (11.12.2016) // Телеканал Звезда. 11.12.2016.
http://sobiainnen.livejournal.com/192088.html

Уникальный авианосец: все секреты о том, как «Адмирал Кузнецов» переломил ситуацию в Сирии // Телеканал Звезда. 18.12.2016.
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612180823-e0lm.htm
Автор: Дмитрий Сергеев
Этот поход российской группы кораблей в Средиземное море вызвал невиданный ажиотаж западной публики. И было от чего. Во-первых, там еще не привыкли к тому, что военный флот России все увереннее занимает свое место в мировом океане, во-вторых, впечатлительным оказался сам состав нашей эскадры, куда вошли флагманы ВМФ, в том числе атомный крейсер «Петр Великий».
Но самое главное, что едва ли не главным «возмутителем спокойствия» для Запада стал единственный в составе российского флота авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которому впервые довелось в этот раз принимать участие в реальной боевой операции.
Телеканал «Звезда» продолжает цикл программ об этом уникальном корабле и его недавнем походе к берегам Сирии. На очереди: рассказ о буднях авианосца и его главной составляющей — авиационной группировке. В рамках проекта «Военная приемка» эти и другие секреты крейсера раскроет журналист Алексей Егоров.
В единой схеме антитеррора

Боевой служба на корабле во время похода считается для всего экипажа. Например, подразделения морской пехоты, которыми в обязательном порядке комплектуется личный состав, постоянно находится в режиме особого назначения. «Черные береты» (так иногда называют морпехови по цвету их головного убора) совершенствуют свое боевое мастерство прямо в море. Например, отрабатывают порядок применения антидиверсионного гранатомета, боеприпас которого создает эффект объемного взрыва в воде. У диверсионной группы противника, случись ей приблизиться к борту «Кузнецова», просто не останется шансов на выживание…
Согласно принятому в ВМФ порядку, подразделения морской пехоты выполняют на кораблях задачи антитеррористических групп. Организуется охрана — при прохождении узких мест (проливов), во время нахождения в иностранных портах, на якорных стоянках. Основные задачи морских пехотинцев — не допустить атаку быстроходных малоразмерных катеров, летательных аппаратов, вскрыть и уничтожить диверсионные группы. На вооружении у морпехов помимо упомянутого выше антидиверсионного гранатомета — крупнокалиберные пулеметы «Утес», автоматические гранатометы АГС-17, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы.
С недавних пор своего рода средством антитеррора для «Кузнецова» может считаться и «расквартированный» на его борту вертолет Ка-52К «Катран». По словам заместителя командира корабля по авиации Юрия Анищенко, эти машины оснащены лазерными дальномерами, инфракрасной системой наведения, телевизионными системами, что позволяет эффективно выполнять именно противодиверсионные функции.
Для работы в море прежний Ка-52 преобразился, получив складывающиеся винты, швартовочные крюки, модифицированные колонки несущих винтов. Заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Виктор Соколов, который в этом походе был за старшего, убежден: за этими машинами — будущее винтокрылой морской авиации.

Технари, эскулапы, хлебопеки

Наступают дни подготовки самолетного парка к непосредственному применению. Работа в отдельных случаях ювелирная. Это касается, например, «парковки» самолетов в ангаре, их подъем-спуск на специальном «лифте». Естественно, что всю авиационную технику необходимо заправить, снарядить, подготовить к полетам.
Интересно, что первое же появление самолетов на палубе (до этого они были укрыты от посторонних глаз во внутреннем ангаре авианосца) мгновенно вызвало новый интерес у западных «партнеров». К «Кузнецову» как по команде потянулись самолеты НАТО, в числе которых оказались не только разведчики, но и вполне грозные боевые единицы, например, истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми авиабомбами.
К счастью, наша авианосная группировка оказалась надежно защищена — и не только оружием, но и с точки зрения радиоэлектронного противодействия. Системы, которыми оснащен тот же «Кузнецов», позволяют, к примеру, блокировать каналы связи и управления ракетным вооружением противника. Ракета попросту не сможет взлететь в сторону нашего корабля, а если все же и стартует, то будет отвлечена системой постановки помех, которая обеспечит отвод на ложные цели.
Под защитой чувствует себя не только крейсер, но и, безусловно, экипаж. Нет, речь сейчас не об оружии, а о медицине, которая случись что — всегда придет на помощь. По словам начальника медицинской службы крейсера Эдемгурджи Мушкудиани, та же операционная, имеющаяся на борту, позволяет проводить операции практически любой сложности. К счастью, за время похода экстренного оперативного вмешательства никому из моряков не понадобилось. Даже на желудок никто не жаловался. К слову, питание на крейсере организовано аж в шести пищеблоках! Пекут на «Кузнецове» и собственный хлеб, причем из-за качки тесто лучше поднимается, и выпечка делается вкуснее.

Удары с моря

«Кузнецов», несмотря на все его исполинские размеры, вполне подвижен. Скорость хода может достигать 50 км/ч. Но случайная встреча с препятствием (например, айсбергом) здесь заранее исключена. Надводная обстановка постоянно мониторится средствами радиолокации. Мощный радар видит объекты за сотни километров. В свою очередь ситуацию под водой отслеживает гидроакустический комплекс.
Во время нынешнего похода не без его помощи была обнаружена оказавшаяся поблизости подводная лодка НАТО. К слову, нанести авианосцу фатальное поражение торпедой практически невозможно. По словам главы Невского ПКБ Сергея Власова (именно в этом бюро когда-то проектировался крейсер), корабль разделен на водонепроницаемые отсеки. Повреждение одного или даже нескольких из них не повлияет на ходовые и боевые качества.
Нельзя не отметить, что экипаж обучен вести борьбу за живучесть корабля. Тренировки по этой части даже во время похода — обычное дело. Причем, ремонт условной пробоины ведется не только изнутри, но и снаружи. За эту работу отвечает группа водолазных специалистов, которая также есть в составе экипажа. Вообще, времени на отдых у моряков не так много. А если и есть возможность спокойно провести свободное время, то к услугам экипажа – собственная библиотека, спортзал с современными тренажерами.
И вот — день полетов. Первыми в небо поднимаются спасательный вертолет Ка-27, противолодочный Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, радары которого «видят» на добрых две сотни километров. В это же время идет навеска бортового вооружения на самолеты. Ракеты для воздушных, наземных и морских целей, авиабомбы, боекомплект к авиационной пушке.
…Взлеты, посадки. Мишенями российских Су-33 и МиГ-29К во время несения боевой службы авианосца в Средиземноморье у берегов Сирии стали пункты управления террористов, склады с оружием и боеприпасами.
Все это потом покажут в выпусках новостей. Работа же тех, кто обеспечил успех операции, в том числе экипажа авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», осталась «за кадром», и лишь благодаря телеканалу «Звезда» и его «Военной приемке» удалось восполнить этот пробел, показав жизнь и боевую службу единственного в составе российского ВМФ авианосца.

ЭПИЗОДЫ

Аэрофинишер «Адмирала Кузнецова» в действии: уникальные кадры изнутри // Телеканал Звезда. 12.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612121328-sh4n.htm
https://youtu.be/yLFSfYAt5z8
Съемочная группа программы «Военная приемка» телеканала «Звезда» продемонстрировала принцип работы аэрофинишеров на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Именно эти устройства обеспечивают торможение самолетов при посадке на палубу корабля. Журналисты изучили, как работает система изнутри.
«Над нами полетная палуба, а мы в помещении тормозных машин, всего их четыре, как и четыре аэрофинишера, за которые они отвечают. Для того чтобы снять эпизод торможения, нам нужно находиться в одном из четырех помещений, потому что тормозные машины находятся в разных помещениях, поэтому сейчас мы будем играть в рулетку, чтобы снять этот эпизод», – рассказал корреспондент «Звезды» Борис Зимин.
Журналисты также наглядно показали принцип работы гака – железного крюка на хвосте самолета, который цепляет трос при посадке. Основную работу в отсеке аэрофинишеров выполняют операторы тормозных машин. Им заранее сообщают вес самолета, который идет на посадку: МиГ-29КУБ весит 18 тонн, Су-33 – 26 тонн. В зависимости от вида машины и объема топлива в баках операторы выставляют силу натяжения тросов. Всего на борту четыре троса. Если самолет зацепился за второй или третий – оценка отлично. За первый или четвертый – хорошо.

Норвежский фрегат преследует «Адмирала Кузнецова» в открытом море: видео // Телеканал Звезда. 12.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612121247-f2sm.htm
https://youtu.be/tRLIar9FKi4
Телеканал «Звезда» публикует эксклюзивные кадры сопровождения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» ВМФ РФ кораблями НАТО во время средиземноморского похода. Видео было снято в конце октября, когда «Адмирал Кузнецов» следовал в восточную часть Средиземного моря для выполнения боевых задач.
Как рассказали военные моряки, поход «Кузнецова» в составе корабельной группы российского флота вызвал большой интерес со стороны Североатлантического альянса, и российские корабли постоянно находились под наблюдением.
«В среднем семь кораблей военно-морских сил НАТО, которые пристально наблюдают за нашими действиями», – рассказал в интервью телеканалу «Звезда» вице-адмирал заместитель командующего Северным флотом Виктор Соколов.
Журналисты «Военной приемки» показали, как французские и норвежские корабли следовали за российской эскадрой, а также облетели на вертолете норвежский фрегат «Фритьоф Нансен».
«С самого начала похода нас сопровождают иностранные корабли. В первую очередь, это новейший норвежский разведывательный корабль «Марьята», который является новейшим разведывательным кораблем НАТО. Также французский разведывательный корабль «Дюпуи-де-Лом», порт приписки которого – Тулон. Также один из новейших фрегатов Норвегии «Фритьоф Нансен». Корабль обладает широкими возможностями для поиска подводных лодок и поражения надводных сил», – рассказал командир дивизиона разведки ТАВКР «Адмирал Кузнецов» Виктор Столяров.

Итальянский авианосец приблизился к «Адмиралу Кузнецову» // Телеканал Звезда. 15.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612151607-w5sx.htm
https://youtu.be/kc2zPECcgbc
Журналисты телеканала «Звезда» сняли с борта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» итальянский авианосец Giuseppe Garibaldi, который близко подошел к российскому кораблю в Средиземном море. Этот эпизод вошел в новый выпуск программы «Военная приемка».
«Сейчас мимо нас проходит итальянский авианосец Giuseppe Garibaldi. Ребята его узнали, мы с ним встречались в Средиземном море», – рассказал корреспондент «Звезды» Борис Зимин.
Он добавил, что это случилось после того, как «Адмирал Кузнецов» произвел дозаправку с танкера «Дубна» в открытом море и возобновил движение.
«С этого момента в Средиземном море к нам начнут липнуть подводные лодки и самолеты-разведчики», – сказал журналист.

Эффективнее ничего нет: военные раскрыли секреты новейшего Ка-52К «Катран» // Телеканал Звезда. 15.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612151708-wq2n.htm
https://youtu.be/8dsBJhVlUws
Журналисты программы «Военная приемка» телеканала «Звезда» рассказали о боевых возможностях новейших ударных палубных вертолетов Ка-52К «Катран», базирующихся на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
«На данном корабле эти вертолеты эффективно могут использоваться против подводных диверсионных групп, потому что они оснащены и лазерными дальномерами, и инфракрасной системой наведения, и телевизионными системами. Для охраны кораблей на рейде эффективнее вертолета Ка-52К ничего нет», – заверил заместитель командира корабля по авиации Юрий Анищенко.
Ка-52 «Катран» – родной брат Ка-52 «Аллигатор» – вертолета, который считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. В прошлом году арсенал «Аллигатора» испытали на себе боевики в Сирии. Теперь боевое крещение проходит «Катран». Для него поход «Кузнецова» – премьера во всех отношениях. Прежде западные военные могли видеть его только на выставках.
«Итак, первая особенность палубного варианта вертолета Ка-52 – это крыло, которое легко складывается и так же раскладывается», – отметил журналист «Звезды» Борис Зимин.
Также на Ка-52К установлена новая модификация колонки несущих винтов. Именно эта колонка помогает Ка-52К вылетать на боевое задание в любую погоду, даже в шторм, когда скорость ветра выше 20 метров в секунду.
«Я думаю, что за этими ударными вертолетами будущее. И пора вооружать нашу морскую авиацию новыми воздушными судами – такими, как Ка-52К», –заключил заместитель командующего Северным флотом Виктор Соколов.

На «Кузнецове» объявили боевую готовность после облета противолодочного самолета НАТО // Телеканал Звезда. 16.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612161033-nqfv.htm
https://youtu.be/qWS12QAfzqo
Журналистам телеканала «Звезда» удалось снять, как противолодочный самолет НАТО, предположительно Atlantique III ATL3, совершил облет над тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» во время боевого похода в Средиземном море. Уникальные кадры вошли в последний выпуск программы «Военная приемка». После появления боевого самолета над «Кузнецовым» силы ПВО корабля были приведены в боевую готовность.
«Это гость из Средиземного моря, похож на противолодочный самолет Atlantique, скорее всего, ВВС Италии», – рассказал заместитель командира по авиации ТАВКР «Адмирал Кузнецов» Юрий Анищенко. По его словам, средства ПВО «Кузнецова» после этого инцидента были приведены в боевую готовность.
«Самолеты не поднимали, потому что издалека наблюдали данный самолет. Но средства ПВО (зенитно-ракетные и артиллерийские установки корабля) приведены в готовность номер один», – пояснил Анищенко.
Самолет Atlantique III ATL3 несет на борту торпеды, глубинные бомбы и морские мины. Он специально создан для уничтожения кораблей. И это далеко не единственный случай облета российского авианесущего крейсера: кроме Atlantique, к «Кузнецову» подходили самолеты-разведчики AWACS, Orion, легкие истребители F-16, вооруженные управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами, многоцелевой ударный вертолет Lynxс с пушкой, пулеметом и ракетами на борту.

«Раскачать» ракету: что будет, если атаковать «Адмирала Кузнецова» // Телеканал Звезда. 17.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612171600-nzke.htm
https://youtu.be/PJa3cL3Y8M0
Журналисты телеканала «Звезда» смогли узнать, какими средствами радиоэлектронной борьбы обладает авианосная группировка во главе с крейсером «Адмирал Кузнецов». Подробности об этом рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.
Отвечая на вопрос корреспондента «Звезды», что будет, если по российской авианосной группе запустят ракету, и как сработает система радиоэлектронного подавления, эксперт заметил, что ракету не смогут запустить в принципе, поскольку все каналы связи и управления будут блокированы.
«То есть на корабле постоянно происходит мониторинг угроз», – констатировал Михеев.
Как добавил командир ракетной боевой части Павел Конов, на «Кузнецове» существуют система огневого прикрытия и средства РЭБ для обеспечения самообороны корабля. «В данный представлен комплекс ПК-2. Он производит постановку помех для уведения ракет на ложные цели», – пояснил он.
Кроме этого, наша корабельная группировка владеет технологией размножения целей, в этом случае вражеские ракеты пойдут на ложный корабль. Есть возможность и расстановки дипольных помех или отстрела инфракрасных ловушек – это мы видели на самом «Кузнецове».
Про эти технологии ранее публично уже говорили, но есть на авианосце и вещи, о которых даже в КРЭТ говорят впервые. На крейсере «Адмирал Кузнецов» – целый комплекс оборудования, который изменяет энергетический центр корабля.
«Мы можем сместить энергетический центр корабля (находящийся в центре) в нос или на корму. Раскачиваем ракету – она начинает менять точку прицеливания и уходит на корму, а мы в это время за секунды изменяем энергетический центр на нос, и она уходит в нос. Мы это делаем в зависимости от скорости с определенной периодичностью и таким образом вырабатываем команду на промах ракеты», – уточнил Михеев.
«Мы ее (ракету) уводим в сторону от корабля. Как правило, в данном случае корабль будет в промахе», – заключил он.

Взлет Су-33 с палубы «Адмирала Кузнецова»: чем уступают авианосцы НАТО // Телеканал Звезда. 18.12.2016.

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201612180907-fux1.htm
https://youtu.be/goARQ-86jhY
Боевая вахта в Средиземном море российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» подчинена работе своей палубной авиации.
Взлет тяжелого истребителя Су-33 с палубы «Адмирала Кузнецова» принципиально отличается от авианосцев НАТО. Там, чтобы разогнать самолет, используют сложную, дорогостоящую и порой ненадежную катапульту. На «Адмирале Кузнецове» применяют трамплин, и все происходит просто, как на детских горках.
После выполнения боевой задачи самолеты и вертолеты убирают в специальные ангары гигантских размеров. Сначала на боевых машинах складывают крылья. Затем на огромном лифте опускают на нижнюю палубу.
В ангаре самолеты заправляют топливом, водой, сжатым воздухом, проверяют исправность всех систем.
Специальная водолазная служба на каждой стоянке обследует подводную часть корабля на предмет повреждений или возможных взрывных устройств, которые могут установить диверсанты.
Экипаж «Адмирала Кузнецова» – огромный, плавучая дивизия составляет порядка двух с половиной тысяч человек. Чтобы накормить всех и вовремя, на корабле работают шесть пищеблоков. Только хлеба здесь ежедневно выпекают 800 килограммов.
Когда экипажи ударного авиакрыла крейсера не выполняют боевых вылетов, на авианосце проходят тренировки, проводятся физподготовка и разведка происходящего вокруг: в небе, на воде и под водой.
Практически на всем протяжении похода крейсера в Средиземное море, его сопровождали военные корабли НАТО. Круглосуточно огромный корабль охраняет подразделение морской пехоты.

Тот, кто сопровождает и защищает ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — ТАРК «Пётр Великий»:

Фото «Петра Великого» отсюда:
Корабельная авианосная группа Северного флота (КАГ СФ), возглавляемая ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», в Средиземном море // ВКонтакте Военный Осведомитель. 10.12.2016.

«Пётр Великий» — поход через 4 океана // Телеканал Звезда. 23.10.2010.

https://youtu.be/MOVCra386xM
https://youtu.be/ZZ8o0gyPfIQ
https://youtu.be/SAIxBvm8YGM
«Пётр Великий» тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта «Орлан», имеющий на своём борту всевозможные ракетные комплексы, вертолёты корабельного базирования Ка-27, что делают этот корабль самым вооружённым судном российских ВМС, который способен уничтожать практически все виды целей. А благодаря ядерной силовой установке, автономность плавания корабля становится неограниченной по времени. В документальном фильме, снятом в виде репортажа, идёт рассказ: о жизни экипажа, в течение трёхмесячного похода «Петра Великого» из Североморска во Владивосток, вокруг побережья Евразии, через 4 океана.
О самом масштабном в 2010 году дальнем походе флагмана Северного флота — тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» из базы в Североморске к берегам Приморья для участия в оперативно-стратегических учениях «Восток-2010». За два с половиной месяца похода моряки ТАРК «Петр Великий» оставили за кормой около 15 000 морских миль 4-х океанов. Они прошли проливы Ла-Манш, Гибралтар, Суэцкий Канал, Атлантику, Средиземное море, Аденский залив Индийского океана (где выполняли задачи обеспечения безопасного судоходства и борьбы с пиратством), Малаккский пролив, Тихий океан, совершили заход с дружественным визитом в сирийский порт Тартус. В Индийском океане североморцы выполняли совместные задачи с моряками флагмана ЧФ РК «Москва» в рамках подготовки к ОСУ «Восток-2010». Поход стал настоящей школой флотского мастерства, профессионализма и мужества для матросов, старшин и офицеров корабля, вертолетчиков авиагруппы, морских пехотинцев бригады Северного флота.

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»:

Фото отсюда:
Корабельная авианосная группа Северного флота (КАГ СФ), возглавляемая ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», в Средиземном море // ВКонтакте Военный Осведомитель. 10.12.2016.

sokolov9686.livejournal.com

Позор или гордость авианосец России «Адмирал Кузнецов»

Посмотрите на палубу этого корабля — она пуста. А ведь авианосец самолетами красен! Конечно, в штормовом походе им место внизу, на ангарной палубе, но море, как видите, тихое.

Да и на других снимках больше трех-четырех самолетов вы на этой палубе не увидите. Почему? Потому что больше их у великой страны попросту нет, ни Су-33, ни летчиков, способных сесть на палубу.

Итак, самый крупный корабль России, авианосец «Адмирал Кузнецов» подходит к Сирии. После двух лет простоя у заводской стенки в Североморске он снова в походе. Асаду срочно понадобилась стратегическая неотложная помощь? Но в состоянии ли «Кузя» ее оказать? Каковы вообще глобальные интересы России?
Тяжелый авианесущий крейсер эффектно смотрится на снимках. Но этим его возможности и ограничиваются. Он вечно в ремонте, у него отвратительная силовая установка, морально и физически устаревшая электроника и сейчас, как сообщают военные, «головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %». Для похода путинская Россия собрала все, что смогла: восемь Су-33, пару экспериментальных МиГ-29К для индийского флота и пару вертолетов. Обычно же в ангарах гиганта (60 тыс. тонн водоизмещения!) стоит не более семи самолетов, остальное место занимают машины офицеров и всякие иные… А ведь по проекту он рассчитан на полсотни штурмовиков и вертолетов!
Поход начался со скандала. Би-Би-Си сообщило, что экипаж «Кузнецова», укрывшегося от шторма у берегов Шотландии (спасибо Британии, пошедшей на встречу и позволившей зайти в одну из бухт) загрязняет окружающую сред. «Избавляться от мусора, просто выбрасывая его за борт — это более чем дурной тон. Это идет вразрез с международными конвенциями и, в конце концов, просто неприлично», — заявил представитель комитета по обороне Шотландской национальной партии Ангус Робертсон. Так отблагодарили Британию за помощь.
«Кузю» как его не то ласково, не то презрительно называют моряки, сопровождают БПЛ «Адмирал Чабаненко», буксир и три танкера. По ходу дела подойдут сторожевик «Ярослав Мудрый» и танкер из Балтийска, да сторожевик «Ладный» из Севастополя. Все это называется корабельная авианосная группа (КАГ). С бору по сосенке, но все равно негусто. В таком же сопровождении пару лет назад «Кузя» плыл в Венесуэлу, к другу Чавесу (специфические друзья, однако, у России). По большому счету, это и все, что способно плыть за океан в российском флоте. Но обязательно в сопровождении буксира…
В американских АУГ (авианосная ударная группировка), пародией на которые является российская КАГ, преобладают крейсера, фрегаты и атомные подлодки. Возражают, что «Кузнецов», мол, универсальнее и кроме авиации несет также 12 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит». Но американским плавучим аэродромам (это и есть функциональное назначение авианосца) ударный ракетный комплекс ни к чему. Эту задачу выполняют самолеты, которых у «Кузнецова» унизительно мало, и ракетные крейсера сопровождения, которых в его эскорте вообще нет.
Какие же цели преследует поход в Средиземное море, который продлится как минимум до февраля будущего года? Трудно сказать. То, что плывет эта армада к Сирии, понятно. Непонятно, зачем. Поначалу начальник генштаба России утверждал, что поход связан с учениями. У России, мол, есть обязательства перед западными коллегами. В Средиземном море на постоянной основе проходит операция стран НАТО и их партнеров Active Endeavor, в которой время от времени участвуют и российские корабли, проводя досмотр подозрительных гражданских транспортов, контролируя режим нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, присутствие там террористов.

Зачем для этого привлекать авианосец, который за один такой поход съедает чуть ли не весь запас топлива Северного флота? Для солидности, наверное. К тому же моряков надо обучать и тренировать: ракетные и артиллерийские стрельбы, полеты палубной авиации и т.д. И вообще, в Баренцевом море в это время года неуютно, вот адмиралов и тянет на юг.

Однако по ходу похода оказалось, что в учениях русские корабли участвовать не будут. Значит, имеет место демонстрация силы и моральная поддержка Асада? От которого даже арабы отвернулись? Планировался заход в сирийский Тартус, другой базы у России в Средиземном море нет. Да и эта неважная, хотя ее много лет углубляют. Даже пришвартоваться к ее плавпричалам «Кузнецов» не сможет, осадка не позволит. Но можно будет заправиться топливом, продуктами, пресной водой, чуток подремонтироваться, как всегда, когда наши дряхлые корабли сюда заходили. Да и не менее двух, как скупо сообщают источники в МО РФ противокорабельных комплексов «Бастион», вооруженных 36 ракетами «Яхонт» каждый, надо будет выгрузить для ВМС братской страны — будь они у Ливии, флот НАТО не смог бы так свободно ходить под берегом друга Каддафи.

Моряки и летчики смогут пройтись по магазинам, купить сувениры, отдохнуть. Не зря же плыли в такую даль. Впрочем, зря. Как стало известно на днях, от этой мысли отказались. И правильно сделали. Еще лучше было бы не устраивать подобных походов, настоящей демонстрации бессилия и потери ориентиров, как моральных, так и стратегических. А если уж принес черт, куда не нужно, то хотя бы не устраивать боевые тренировки летчиков у берегов Израиля. А то в прошлый поход, когда им вздумалось устроить высший пилотаж под боком у страны обетованной, израильских пилоты уже держали пальцы на пусковых кнопках ракет. Так «Кузя» мог вызвать грандиозный международный скандал. И остаться вообще без авиагруппы, и без того жалкой…

Хорошо, если ТАВКР вернется домой без серьезных ЧП. Обычно без них не обходилось. Тем более что почти половина его матросов и старшин срочники весеннего призыва. Салаги. Так что кузькину мать он никому не покажет, главной его опасностью будет не открытое море, не Сирия и не американцы, а он сам. После похода корабль планируется снова отправить на капремонт, который продлится как минимум до 2017 г. Спрашивается, если за двадцать лет, из которых большая часть приходится на период путинского процветания, страна так и не смогла привести в порядок свой единственный «авианосец», то нужны ли они ей вообще? По силам ли? Не проще ли «Мистрали» покупать?

Веское слово «Стенниса».

30 декабря «Кузнецов» находился вблизи от цели похода, у берегов Кипра. Хотя цель, как мы уже говорили, крайне сомнительна и вряд ли достижима. Кроме насмешек поход ничего не вызывает. Но он дает возможность еще раз сравнить технические возможности и уровни стратегии, а попутно и уровни мышления руководства России и США.
В тот же день, — в ответ на угрозы Тегерана перекрыть в случае дальнейших санкций против него Ормузский пролив и на провокационные учения иранского флота в районе пролива, не обращая никакого внимания на строгие предупреждения командования иранских ВМС, — через зону учений демонстративно, показывая, кто в море хозяин, проследовал американский атомный авианосец «Джон С. Стеннис». Гигант класса «Нимитц». Девять эскадрилий на борту.
Командование Пятого флота Соединенных Штатов выступило с жестким заявлением о том, что не позволит ВМФ Ирана блокировать водный коридор ни при каких обстоятельствах. Что намерения Ирана выходят за рамки международного права и любые попытки такого рода будут немедленно пресечены. И знаете, подействовало!
Перед нами великолепный пример, подтверждающий правоту американского адмирала Альфреда Тайера Мэхэна, который написал классический труд «Влияние морской мощи на историю». Он сформулировал знаменитый принцип Fleet in being. Собственно говоря, именно за эту книгу, за формулировку, за обоснование роли флота в геополитике, — редкий случай в истории литературы! — капитан Мэхен и был возведен в ранг адмирала. Суть его принципа заключается в том, что флот влияет на политику уже самим фактом своего существования. Разумеется, если это сильный флот. Такой, какой был у Британии. Или такой, какой есть у Америки.

В ответ на это напоминание об очевидном, я имею в виду рейд авианосца «Стеннис» и демонстрацию силы и решительности намерений США, Тегеран тут же заявил, что он белый и пушистый, что у него и в мыслях не было перекрывать пролив, через который перевозится более трети нефти, добытой в мире. Еще бы не подействовало — взгляните на палубу этого американского авианосца. Сравните ее с палубой «Кузнецова». Таких авианосцев у Америки много. И, как видите, они весьма эффективны.

Статья прислана в редакция читателями. Редакция газеты «Русский Дом» не несёт ответственности за содержение статьи.

russiahousenews.info

Авианосец «Адмирал Кузнецов»: настоящее и будущее

Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» осенью будет переброшен в Средиземное море, к берегам Сирии. Согласно данным военного источника, авиагруппа корабля будет наносить удары по позициям боевиков ИГИЛ («Исламское государство» — террористическая организация, запрещённая в РФ) и других бандформирований на территории Сирии с октября 2016 по январь 2017 года. Интересно, что слухи об отправке «Адмирала Кузнецова» на своё первое боевое задание появлялись и раньше, однако были опровергнуты после частичного вывода российской боевой авиации с авиабазы «Хмеймим» в Сирии. Теперь же планы, по-видимому, снова поменялись.

«Сложный» корабль требует обкатки перед глубокой модернизацией

«Адмирал Кузнецов», вошедший в состав ВМФ в 1991 году, изначально получился достаточно проблемным кораблём. Во многом из-за того, что корабль был задуман многофункциональным — он выполняет функции как ракетного крейсера («Кузнецов» несёт 12 тяжелых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»),так и авианосца. По сравнению с теми же американскими авианосцами класса Nimitz, российский аналог обладает заметно меньшим водоизмещением (59 тысяч тонн против 101 тысячи тонн),и меньшим авиакрылом — 50 машин (вертолёты и самолёты) против 66 (однако, при надобности оно может составлять и 90 единиц).

Помимо этого, отказ от паровой катапульты в пользу трамплина на «Адмирале Кузнецове» привёл к тому, что авианосец не получил самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО),из-за чего «контролирует» намного меньшую площадь, чем американские авианосцы. Ну и самая главная проблема единственного российского авианосца — это его силовая установка. В отличие от Nimitz, оснащённых атомным реактором, на «Кузнецове» использована котло-турбинная установка, которая, к тому же, показала себя крайне ненадежной. Бесконечные поломки и долгие ремонты давно вошли в привычку, если речь идёт об этом корабле. Проблема ненадежной силовой установки заключается ещё и в том, что корабль неспособен долгое время удерживать «полный ход», что необходимо для взлёта боевой авиации с полной подвеской оружия и топлива. В итоге, самолёты взлетают либо с ограниченным запасом топлива, либо с уменьшенным боезапасом.

Ко всему прочему, авиакрыло авианосца так никогда и не приближалось по численности к «штатному» — как правило, на корабле находится не более 7−8 тяжелых палубных истребителей Су-33. А сами эти истребители, на данный момент, способны решать лишь задачи завоевания господства в воздухе, а по наземным целям они могут применять лишь свободнопадающие бомбы и неуправляемые авиационные ракеты, так как их бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) соответствует базовой модели истребителя Су-27, а реальной модернизации бортов пока не проводилось.

Несколько ситуацию исправляет лёгкий истребитель МиГ-29К, который изначально был разработан под требования индийский военных, а позже заказан и для российского флота. Эта машина оснащена современным БРЭО, которое позволяет применять большую номенклатуру оружия воздух-поверхность. По данным военных источников, в Сирию «Адмирал Кузнецов» отправится с авиакрылом из 15 самолётов (видимо, 8 Су-33 и 7 МиГ-29К) и примерно 10 вертолётов (штурмовые Ка-52К, многоцелевые Ка-27 и вертолёты ДРЛО Ка-31). В такой конфигурации, корабль «заполнен» авиацией примерно на 50−60% от штатных тактико-технических характеристик, что позволит провести хотя-бы учебно-боевую операцию в Сирии. Малое количество бортов объясняется во многом отсутствием достаточного количества лётчиков палубной авиации.

С учётом того, что весной 2017 года «Адмирал Кузнецов» отправится на долгий капитальный ремонт с модернизацией, операция в Сирии станет хорошим полигоном для того, чтобы выявить наиболее слабые места корабля. Полученный опыт позволит оптимально провести модернизацию корабля и авиакрыла. Боевой опыт для лётчиков тоже очень важен. Тем же самым можно объяснить и появление на «Кузнецове» штурмовых вертолётов Ка-52К, которые изначально были построены для злополучных «Мистралей», и мало подходят для полноценного авианосца — просто имеется задача максимально испытать технику в боевых условиях.

С учётом того, что количество боевых самолётов на авиабазе «Хмеймим» сейчас заметно ниже, чем в начале операции, удары МиГ-29К могут оказаться некоторым положительным вкладом в общий расклад сил, однако, никакого перелома ждать не стоит. Что касается Су-33 — то они будут оказывать авиационное прикрытие для ударных машин. Их собственный ударный потенциал мало подходит для сирийского конфликта.

Что дальше?

В том состоянии, что сейчас, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является очень малоэффективной силой. Учитывая то, что даже теоретических перспектив получить новый авианосец раньше, чем к середине 2030-х, не имеется (строительство вряд ли начнется до 2025 года, а продлится при этом около 10 лет),очень важно привести в боеспособное состояние хотя-бы единственный «Кузнецов». Даже если только с целью сохранить кадры, способные обслуживать такой корабль и воевать на нём. При правильном же подходе, возможно сделать из «Адмирала Кузнецова» корабль, способный краткосрочно решать боевые задачи на уровне контингентаВКС РФ на авиабазе «Хмеймим» в любой точке мира. Для этого необходимо сделать несколько основных шагов во время модернизации:

1) Заменить силовую установку корабля. Идеальным было бы использование ядерного реактора. Это позволит кораблю без проблем удерживать «полный ход», что позволит самолётам взлетать с полной боевой загрузкой, а также в разы повысит надежность.

2) Провести глубокую модернизацию имеющихся истребителей Су-33, с установкой современного БРЭО, соответствующего таким машинам, как Су-30СМ или Су-35С. В такой конфигурации, 14 Су-33 и 12 МиГ-29К смогут выполнять как ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.

3) Несколько «разгрузить» корабль, убрав с него пусковые установки ПКР П-700 «Гранит», которые, по некоторой информации, после одного из происшествий на корабле и вовсе находятся в нерабочем состоянии. Лучше, чтобы авианосец был авианосцем.

4) Установить на корабль современное радиоэлектронное оборудование.

5) За время ремонта и модернизации, обучить достаточное количество лётчиков палубной авиации, а также «привести в порядок» корабли снабжения. Иначе, развернуть на корабле штатные 50 летательных аппаратов будет невозможно.

Такая программа модернизации продлится не менее 4-х лет, однако на выходе будет получен практически новый боевой комплекс. С учетом очень и очень смутных перспектив строительства новых авианосцев (помимо всего прочего, имеются большие вопросы по целесообразности такого проекта на данный момент, учитывая состояние судостроительной отрасли и географическое положение России),можно сделать из «сырого» «Адмирала Кузнецова» корабль, который сможет решать боевые задачи ещё до 40 лет.

Автор: Леонид Нерсисян

Источник: ИА REGNUM

dfnc.ru

«Адмирал Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5 | Екабу.ру

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте — включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6—30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10—12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6—30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31



ekabu.ru

Адмирал флота Советского Союза Кузнецов Википедия

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 2012 году
Служба
СССР СССР →
Россия
Назван в честь Николай Герасимович Кузнецов
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР)
Порт приписки Североморск
Организация
Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Заказан к постройке 3 марта 1981 года[1]
Строительство начато 1 сентября 1982 года[1]
Спущен на воду 4 декабря 1987 года[1]
Введён в эксплуатацию 20 января 1991 года[1]
Статус до 2020 года проходит ремонт и модернизацию[2]
Награды и почести
Основные характеристики
Водоизмещение 46 540 т стандартное
53 050 т нормальное
59 100 т полное
61 390 т наибольшее[1]
Длина 270 м по ватерлинии
306,45 м наибольшая[1]
Ширина 33,41 м по ватерлинии
71,96 м наибольшая[1]
Высота 64,49 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
31,42 м в носу
25,7 м на миделе
25,7 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):[1]
при стандартном водоизмещении — 8,05 м
при нормальном водоизмещении — 8,97 м
при полном водоизмещении — 9,76 м
Наибольшая — 10,4 м[1]
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда[3]

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *