Содержание

Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР Адмирал Ушаков

Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР «Адмирал Ушаков» решено утилизировать.
На оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске утилизируют один из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков», сообщил сотрудник пресс-службы завода Евгений Гладышев.

ТАРКР «Адмирал Ушаков», в далекой юности носящий имя «Киров», и сторожевой корабль «Безукоризненный», 22 декабря 1989 года, Средиземное море

Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР «Адмирал Ушаков», в далекой юности носящий имя «Киров» переименован в мае 1992 года. Построен на Балтийском заводе в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), как раз на олимпиаду в 1980 году. Примерно с 1990 г, атомный рейдер начал нуждаться в ремонте, и перестал принимать участие в морских походах.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», октябрь 1986 г, воды Атлантки

Что из себя представляют тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»,  подробно можно посмотреть в статье посвященной более удачливому и намного более известному представителю серии, являющегося флагманом не только северного флота, а скорее всего российского флота в целом Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР.

Тем же кому лень переходить по ссылкам, напомню. По проекту «Орлан» было построено 4 корабля, чистых ударника, которым по зубам разгрызть такой крепкий орешек, как авианесущую ударную группу (это авианосец и более десятка кораблей сопровождения, она не по зубам даже великим мореходам англичанам), таких групп у американцев более 10, которые они могут объединять в соединение (вот это соединение в мире не разгрызет никто, и мы само собой тоже). А вот авианосную группу пощипать немного можем. Как раз построенными  четырьмя кораблями этого проекта.

Тяжелые атомные ракетные крейсера Петр Великий, Адмирал Ушаков зима 1996-1997 годов

На боевом дежурстве остался только один «Петр Великий» — флагман Северного флота, построенный в 1996 году. Еще один- «Адмирал Нахимов» постройки 1989 года , через 10 лет походов, с 1999 года стоит у причала и ждет ремонта на северодвинской верфи «Севмаш». По последним данным дело сдвинулось с мертвой точки, и его решено превратить в «ракетный линкор», конечно как всегда «не имеющий аналогов в мире». Вооружить комплексами «Калибр», «Бирюза» и П-900 «Оникс» общее количество ракет довести до восьмидесяти. Против сегодняшних двадцати, что подсказывает мне 20-ой можно сдерживать, а вот 80-ю… наверно меняется концепция. Напомню американский подводный ракетоносец тип «Огайо» несет 154 «Тамагавка» (крылатая ракета).  Осуществить это должны к 2018 году, по цене примерно равной одному «Мистралю».

Тяжелый атомный ракетный крейсер Киров у причала, Северодвинск, июнь 2005 года

Возвращаемся к Тяжелый атомный ракетный крейсер ТАРКР «Адмирал Ушаков», «Принципиальное решение об утилизации корабля принято, госкорпорации Росатом дано поручение включить ТАРК в план утилизации. Уже как бы в бюджете на 2015 год заложены средства на финансирование разработки проекта утилизации «Адмирала Ушакова». «Сейчас от корабля исходит определенная угроза для Северодвинска и его жителей. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно», — считает Никитин. Ранее гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин рассказал, что корабль пришел на верфь в 1997 году, как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось и крейсер до сих пор стоит в холодном отстое. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо. К тому же крейсер занимает причальное место, которых заводу при сегодняшней загрузке не хватает.

ТАРКР Адмирал Ушаков, в ожидании своей судьбы, вид на палубу

Представитель судоверфи также уточнил, что в настоящее время крейсер находится у причала предприятия, его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота, передает ИТАР-ТАСС. Ну слава богу, пусть хоть и старый, времен СССР, еще один корабль вернется в строй, а не будет пущен на иголки. Смотри =>> Авианосцы России потерянный флот авианесущих кораблей.

В свое время прорабатывались международные проекты по утилизации крейсера в рамках программы «Глобального партнерства», принятой на саммите стран «большой восьмерки» в 2002 году, но в силу ряда причин они не были реализованы.
По экспертным оценкам, утилизация ТАРКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.

Фото район бермудских островов, Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», 6 октября 1987 г

В 2011 году Главный штаб ВМФ сообщил о начале комплексной модернизации «Адмирала Нахимова». Известно, что следующим в док на ремонт и такую же модернизацию встанет находящийся в строю ТАРКР «Петр Великий», хотя в Главном штабе сперва заявляли, что следом за «Адмиралом Нахимовым» «пройдут модернизацию крейсеры «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев».
В штабе заявляли, что находящиеся в резерве атомные ракетные крейсеры проекта 1144 возвратятся в боевой состав до 2020 года.

Фото рейдера Адмирал Ушаков, бывший Киров

А вот что делать с другим ракетным крейсером — «Адмиралом Лазаревым» находится в отстое с 1999г на Тихоокеанском флоте (ранее «Фрунзе») Он сейчас выглядят особенно дряхло. Если учесть намеченную модернизацию «Петра Великого» очередь до ракетоносца до 2020 года, скорее всего не дойдет. И как быть с этим кораблям – пока наверное не знает никто.

toparmy.ru

Адмирал Ушаков (1952)- история создания и службы советского крейсера

«Адмирал Ушаков»

Служба


СССР

Исторические данные

Общие данные

/ 16300 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
210 / 22 / 7,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

/ 121 700 л. с. Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
32 / 17 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
/ 9000 миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

1

Паротурбинная / 121 700 л. с. Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
33,1 / 16 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

Экипаж

1270 чел. Общая численность
65 чел. Офицеры
75 чел. Мичманы

Бронирование

100 / 100 мм. Пояс/борт
50 мм. Палуба
120 / 100 мм. Траверз
(носовой/кормовой)
10 мм. Барбеты
175 / 65 / 60 / 75 мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
130 мм. Боевая рубка
50-100 мм. Румпельное отделение

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 12 х 152-мм (4 трёхорудийные башни МК-5бис).

Зенитная артиллерия

  • 6 х 2 100-мм универсальных орудий СМ-5-1;
  • 16 х 2 37-мм артустановок МЗА В-11М.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-68бис.

Однотипные корабли

  • «Свердлов»,
  • «Жданов»,
  • «Орджоникидзе»,
  • «Дзержинский»,
  • «Александр Невский»,
  • «Адмирал Лазарев»,
  • «Александр Суворов»,
  • «Адмирал Ушаков»,
  • «Адмирал Нахимов»,
  • «Молотовск» («Октябрьская революция»),
  • «Адмирал Сенявин»,
  • «Князь Пожарский»,
  • «Михаил Кутузов»,
  • «Мурманск»
  • «Кронштадт»,
  • «Архангельск»,
  • «Варяг»,
  • «Щербаков»,
  • «Адмирал Корнилов»,
  • «Владивосток».
«Адмирал Ушаков» — советский крейсер проекта 68-бис. Заводской номер: 626. 31 августа 1950 года заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, 29 сентября 1951 года спущен на воду, 8 сентября 1953 вступил в строй и 19 сентября 1953 года вошел в состав ВМФ. Служил сначала в Балтийском флоте, затем переводился в состав Северного и Черноморского флотов.

Крейсера проекта 68-бис, по классификации НАТО — класса «Свердлов». Одни из первых послевоенных проектов и последняя серия чисто артиллерийских крейсеров в СССР. Могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. Серийная постройка КРЛ данного типа производилась в соответствии с первой послевоенной программой военного судостроения СССР, принятой в 1950 году. К середине 1950-х гг. к постройке по пр. 68-бис было запланировано 25 единиц. Заложено — 21 единица, фактически достроены в различных модификациях — 14 единиц, для Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов СССР. Крейсера проекта 68-бис были одной из крупнейших крейсерских серий в мире. С 1956 года, после списания линкоров типа «Севастополь», КРЛ типа «Свердлов», вплоть до середины 1960-х гг., являлись основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ СССР.

Предпосылки к созданию

Сразу же после окончания Второй Мировой Войны все ведущие мировые державы начали подготовку к новой. Знаменитая речь Черчилля в Фултоне, раскол мира на два лагеря, передел его победителями и борьба за сферы влияния превращал надежды на всеобщий мир в утопию.

В соответствии с решением по первой послевоенной десятилетней программе военного кораблестроения, было предусмотрено строительство легких крейсеров и плановой замены ими кораблей довоенной постройки. В качестве прототипа нового проекта легкого крейсера был выбран крейсер пр.68К, в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68. Предвоенной программой большого морского и океанского флота (1938-1942 годов), к концу 1942 года предполагалось построить 5 легких крейсеров пр.68 (всего должны были заложить 17 единиц). Первые четыре корабля этого проекта были заложены в 1939 г., пятый — годом позже. Окончательно их достроили уже в конце 40-х годов, с учетом опыта войны, по так называемому «откорректированному» проекту 68К. Головной крейсер, получивший имя «Чапаев» — вошел в состав ВМФ осенью 1949 г. Вскоре были приняты флотом и остальные («Чкалов», «Железняков», «Фрунзе», «Куйбышев»).

Проектирование

Александр Сергеевич Савичев (1909—1983) — инженер-конструктор, кораблестроитель

С достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было бы максимально учесть и опыт войны, и всё то новое, что могли дать послевоенные наука и производство. Частично это постарались учесть в новых крейсерах проекта 68бис, считавших второй серией крейсеров 68К. Усиление вооружения и защиты, улучшение обитаемости, увеличение автономности (30 суток) и дальности плавания (до 9000 миль) привело к увеличению полного водоизмещения почти до 17 000 т.

Главным конструктором этого корабля стал А. С. Савичев, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 1 ранга Д. И. Кущев.

Постройка и испытания

Лёгкий крейсер «Адмирал Ушаков» был зачислен в списки ВМФ девятого ноября 1950 года, получив своё имя в наследство от броненосца «Адмирал Ушаков», героически погибшего во время русско-японской войны.

Заложен на заводе имени А. Марти в Ленинграде 31.08.1950 года (седьмой по счету в серии кораблей своего проекта), спущен на воду 29.09.1951 года, вступил в строй 08.09.1953 года.

Вошёл в состав ВМФ 19.09.1953 года.

Схема строения лёгкого крейсера Адмирал Ушаков

Корпус

По сравнению со своим прототипом (проектом 68К) «Адмирал Ушаков» отличался полностью сварным корпусом, продлённым полубаком и усиленным зенитным вооружением.

Бронирование

Схема бронирования лёгкого крейсера «Адмирал Ушаков»

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою было применено традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное — боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась, в основном, гомогенная броня. Впервые была освоена сварка толстой корабельной брони, сама она при этом полностью включалась в корабельные конструкции. Толщина брони, примененной в этих конструкциях, равнялась: бортовая — 100-мм, носового траверза — 120-мм, кормового — 100-мм, нижней палубы — 50-мм. Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок. Расположение служебных и жилых помещений практически мало отличалось от принятого на крейсерах пр. 68К.

Энергетическая установка и ходовые качества

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа «Чапаев».

Главная энергетическая установка крейсера механическая двухвальная с двумя паровыми турбозубчатыми агрегатами и 6 котлами, расположенными в восьми смежных отсеках в средней части корпуса корабля. Она компоновалась в два автономных эшелона по следующей схеме: котельные отделения №1, 2, 3, носовое машинное отделение, затем котельные отделения № 4, 5, 6 и кормовое машинное отделение. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой — на вал левого. Агрегаты передавали вращение на два бронзовых трёхлопастных винта фиксированного шага.

Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) ТВ-7 автономный, многоступенчатый, активного типа с начальным рабочим давлением пара в 25 кг/см2 и мощностью в 55 000 л.с. Агрегат состоял из трёх турбин переднего и двух турбин заднего хода и имел трёхкорпусную компоновку. Турбины, в свою очередь, делились на турбины высокого, среднего и низкого давления со ступенями крейсерского и экономического ходов и имели лопатки только активного типа, что обеспечивало высокую надежность работы. Частота вращения турбин была сравнительно невысокой — ТВД и ТСД 2290 об/мин, ТНД — 1760 об/мин. Главная зубчатая одноступенчатая передача суммировала и передавала крутящий момент от трех турбин на валопровод. Дублированные вспомогательные механизмы ГТЗА (циркуляционные, конденсатные и масляные насосы) приводились в движение от турбинных приводов. Основные трубопроводы также дублировались, что обеспечивало гибкость эксплуатации и высокую живучесть установки. Длина ГТЗА составляла 4,83 метра.Суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 121700 л.с., на заднем — 25270 л.с.

Котёл КВ-68 водотрубный, шатрового типа, вырабатывал пар давлением в 25 кг/см2 и имел габариты: длина 6 метров, ширина 8,2 метра и высота 5,7 метра. Двенадцать форсунок подавали в топку котла до 9 тонн подогретого до 85°- 90°С, тщательно профильтрованного и тонко распыленного мазута. Турбовентиляторы нагнетали в герметически закрытое котельное отделение более 200 000 м3 воздуха в час, создавая напор до 260-мм водяного столба. Поверхность нагрева общей площадью 1250 м2 образовывали 4005 водогрейных трубок длиной 3,5 метра каждая, соединявших паровой коллектор диаметром 1,5 метра с тремя водяными. Петлевой вертикальный пароперегреватель с поверхностью нагрева 250 м2 располагался с одной стороны котла внутри водогрейного пучка. При таком расположении пароперегревателя температура пара на экономическом ходу падала только на 25-30 °С. Кроме топлива и воздуха, в котел подавалась питательная вода, предварительно подогретая до температуры свыше 100 °С. Для этого использовали отработавший пар от вспомогательных механизмов — нефтяных и питательных насосов, турбовентиляторов, имевшихся в двойном комплекте (резерв требовался для повышения живучести установки). Отработавший пар направлялся в охлаждаемый забортной водой главный конденсатор. Там он превращался в воду (конденсат), которая по трубопроводам шла вновь в котлы — так осуществлялся цикл «пар — конденсат» котлотурбинной установки. На экономическом и крейсерском режимах действовало по одному котлу в каждом эшелоне, на остальных — все шесть. Паропроизводительность котла составляла 106 т/ч перегретого пара с температурой в 325 °С; КПД котла — 72%; удельный расход топлива на экономическом ходу — 0,623 кг/л.с. в час. Полный запас топлива (флотский мазут марки «Ф») включал 2236 тонн в междудонном пространстве и расходных цистернах, находившихся в бортовых отсеках. Это позволяло крейсеру пройти около 9000 миль при экономической скорости хода в 17 узлов. Управление энергоустановкой и судовыми системами корабля осуществлялось из поста энергетики и живучести (ПЭЖ), находящегося на носовой платформе.Для обеспечения паром системы отопления, бытовых нужд и работы механизмов на стоянке (при выведенных главных котлах) имелись два вспомогательных котла, вырабатывавших по 6,5 т/ч насыщенного пара давлением 25 кг/см2.

Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 230 В и включала 4 турбогенератора типа ПСТ мощностью по 300 кВт каждый и 2 дизель-генератора мощностью по 250 кВт. На случай ремонта, аварийной ситуации или боевых повреждений имелись аккумуляторные батареи для питания станции ходовых огней, аварийного освещения и электрических указателей положения пера руля. Система электроснабжения имела ГРЩ (главный распределительный щит) и генераторные щиты, расположенные в одних помещениях с генераторами. ГРЩ располагался в посту энергетики и живучести (ПЭЖ). Для сети освещения (127 В) применялся магистральный принцип распределения электроэнергии, а для питания силовых потребителей использовалась фидерно-групповая система. Защитная аппаратура включала предохранители и автоматы.

Вооружение

Главный калибр

МК-5-бис.jpg

В качестве главного калибра на корабле были применены четыре усовершенствованные трехорудийные 152-мм полуавтоматических артустановки МК-5-бис,разработанные в КБ Ленинградского металлического завода имени И.В.Сталина (ЛМЗ) (в конце 50-х годов была доработана система управления, что позволило вести стрельбу главным калибром по воздушным целям используя систему управления универсального калибра крейсера).Башня имела бронирование из плит толщиной: лоб — 175-мм; стенки — 65-мм; крыша — 75-мм; шельф — 60-мм. Орудие Б-38 стальное нарезное с длиной ствола 58,6 калибра имело скрепленный лейнированный ствол и размещалось в люльке с возможностью индивидуального вертикального наведения и замены лейнеров в условиях корабля без выема качающейся части из башни. Затвор — поршневой, двухступенчатый с пластическим обтю­ратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора — от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Живучесть ствола составляла 450 выстрелов. В качестве противооткатных устройств в нижней части люльки размещались два тормоза отката веретенного типа и один гидропневматический накатник. Заряжание орудия картузное, снаряд + два картуза. Досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания +8°, в камору производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя. Заряды поднимались верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала, а затем они досылались в камору вручную. Орудия после выстрела продувались сжатым воздухом. Время заряжания орудий составляло около 10-12 секунд. В состав боекомплекта, из 150 выстрелов на ствол, входили полубронебойные, осколочно-фугасные, практические снаряды и дистанционные гранаты весом 55 кг с зарядом взрывчатого вещества весом 24 кг. Расчёт башни включал в себя 57 человек. Угол максимального возвышения орудия доходил до +45°, а скорость снаряда составляла 950 м/с при максимальной дальности стрельбы в 31,5 км. Полный вес установки более 242,8 тонны.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

СМ-5-1

Универсальный калибр был представлен шестью спаренными 100-мм универсальных, стабилизированными, палубно-башенными установками СМ-5-1С с длиной ствола 70 калибров, расположенных на полубаке, по три на борт (две батареи, позже устанавливали СМ-5-1бис). Башня имела бронирование из плит толщиной: лоб — 20-мм; стенки — 10-мм; крыша — 10-мм; барбет — 20-мм. Орудия стальные, нарезные, с свободными трубами, с горизонтальными клиновыми затворами, размещались в люльке. Живучесть ствола составляла 1000 выстрелов. Установка СМ-5-1 имела полуавтоматику пружинного типа с механизмом стабилизации. Механизм стабилизации служил для удержания оси цапф качающейся части в горизонтальной плоскости при качке корабля: стабилизация производилась автоматически и с центрального поста при помощи системы дистанционного управления. Заряжание установки унитарное. Досылка снарядов осуществлялась пневматическим досылателем на любых углах возвышения. Стреляющий механизм ударного действия, спуск — от электромагнита или вручную. Подача боеприпасов осуществлялась цепными погрузочными устройствами. Время заряжания одного ствола составляло около 3-4 секунд. Боезапас, из 331 выстрела на ствол, включал фугасные, осколочно-фугасные, зенитные, осветительные беспарашютные и радиолакационные снаряды массой 15,6 кг и 15,9 кг. Угол вертикальной наводки составлял от -8° до +85°. При начальной скорости снаряда в 985 м/с максимальная дальность стрельбы по морской или береговой цели составляла 24 км, а максимальный потолок — 16 км. Расчёт установки включал 19 человек. Вес установки — 45,8 тонны.

Зенитное орудие В-11М

На борту было 16 зенитных спаренных 37-мм универсальных, автоматических, палубно-щитовых установок В-11М с длинной стволов 67 калибров, расположенных на кормовой надстройке (две батареи: левого и правого борта по четыре АУ), на баке и на носовой надстройке (две батареи: левого и правого борта по четыре АУ). АУ имели щиты из броневых плит толщиной 6-мм. Орудия стальные, нарезные, с пламегасителями, с навинтными казённиками и клиновыми вертикально падающими затворами, размещались в люльке. В качестве противооткат­ных устройств в нижней части люль­ки размещались два тормоза отка­та гидравлического типа с компенсаторами для регулирования объёма жидкости в случае её разогрева при длительной стрельбе и два пружинных накатника. Живучесть ствола составляла 2000 выстрелов. Привод вертикального и горизонтального наведения ручной. Установка В-11 имела автоматику основанную на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола с затвором. Открывание и отпирание затвора происходит во время отката ствола, а закрывание и запирание — после наката ствола и досылки очередного патрона. Заряжание установки унитарно-обойменное по 5 патронов в обойме. Подача и снаряжение обойм ручная. Орудия после выстрела принудительно охлаждались забортной водой через заполнение кожухов стволов. Темп стрельбы составлял 100 выстрелов на ствол с последующим охлаждением в течении 15-20 секунд. Допускалась длина непрерывной очереди в 180 выстрелов на ствол с последующей заменой ствола или его охлаждением в течении 1,5-2 часов. Боезапас, из 1396 выстрелов на ствол, включал осколочно-трассирующие снаряды весом 0,732 кг с ВВ массой 36 грамм бездымного пороха и бронебойно-трассирующие снаряды весом 0,758 кг с ВВ — нет. Угол вертикальной наводки составлял от -15° до +90°. При начальной скорости снаряда в 880 м/с максимальная дальность стрельбы по морской цели составляла 8,4 км, а по воздушной цели — 4 км. Расчёт установки включал 10 человек. Вес установки — 3,4 тонны.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение кораблей включало в себя два 553-мм пятитрубных торпедных аппаратов (ТА) ПТА-53-68бис наводящихся на палубных торпедных аппаратах, установленных побортно на спардеке, расположенных побортно в средней части корабля, и управляющую ими систему ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом. ТА палубные модульного типа с поворотной платформой и неподвижным основанием (тумбой). Они комплектовались электроприводом поворота платформы. Скорость вращения ТА электромотором — 7°/с, вручную — 2°/с. Способ стрельбы комбинированный — пороховой и пневматический. Скорость вылета торпеды составляла 16-18 м/с, что позволяло иметь секторы обстрела от 30° до 150°. Торпедные аппараты снабжались при­борами центральной автоматической и полуавтоматической наводки, входящими в состав систем при­боров управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Сталинград-2Т-68бис», а так же могли наводиться в ручную с помощью местного поста управления на ТА. ТА производил выпуск торпед по противнику от 1 до 5 последовательно или залпом. Вес ТА — 10 тонн. Установка глубины и режима хода торпеды производилась с казенной части ТА командиром отделения торпедистов. Торпеда 53-39ПМ парогазовая, двухрежимная, то есть на базе может быть установлен режим дальности действия 4 км и 8 км. Вес БЧ торпеды составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1,875 тонны. Скорость хода торпеды 51 узел при дальности хода 4 км и 39 узлов при дальности 8 км. Боезапас состоял из 10 торпед в ТА и 5 торпед в погребе.

В перегруз крейсер этого проекта мог принять 130 шаровых мин заграждения, которые принимались на верх­нюю палубу с помощью рельс с поперечными перекатами. Сбрасывание мин в воду осуществлялось по двум кормовым скатам. Мина имела ударно-механический взрыватель с капсюльным запалом и корпус в виде шара из листового железа. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель — «соляной (сахарный) размыкатель». С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 135 кг с зарядом тротила весом 100 кг. Глубина места постановки составляла до 130 метров с помощью гидростатической системы, которая автоматически устанавливала мину на заданное углубление.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Важной особенностью крейсера этого проекта было наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68бис А». Корабли этого типа были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

С июня по декабрь 1971 года крейсер прошёл модернизацию по проекту 68-А.

68-А — это вариант модернизации проекта 68-бис с усилением ПВО, средств связи и управления соединением для использования в качестве флагманских кораблей огневой поддержки десантных соединений на флотах. Тактико-техническое задание (ТТЗ) для разработки проекта ВМФ и МСП СССР выдали НПКБ (ЦКБ-17) под руководством главного конструктора К. И. Иванова. Технический проект предусматривал установку навигационного космического комплекса «Циклон-Б» с системой связи «Цунами-БМ», дополнительных АУ 30-мм калибра АК-230 с системами управления МР-104 «Рысь», новейшими средствами связи и радиолокационного противодействия, а также приёмо-передающие устройства передачи грузов на ходу систем «Струна-1П-2,5» и «Струна-2П-400». Корпус крейсера в районе надстроек был серьёзно переоборудован для установки носовой и кормовой групп, по 4 установки в каждой, 30-мм артиллерии ближнего радиуса действия. Носовая группа располагалась побортно на 5-й и промежуточной (между 5-й и 6-й) площадках в нос от оперативной рубки и рубки флагмана, в результате чего носовая надстройка за счёт расширения оперативной рубки и мостиков стала значительно массивнее. Антенные посты системы управления МР-104 «Рысь» для носовой группы 30-мм автоматов АК-230 разместили побортно на уровне площадки фок-мачты. Кормовая группа 30-мм артиллерии была размещена на смонтированных специально для этого 3-й и 4-й площадках, протянувшихся в корму от первой дымовой трубы. Антенные посты системы управления МР-104 «Рысь» для кормовой группы 30-мм автоматов АК-230 разместили побортно на 5-й площадке. Значительно расширившийся состав приёмо-передающих устройств обычной и космической связи, потребовал организации дополнительных постов. Новые средства связи обеспечивали надёжную работу корабля с берегом на дальности до 8 000 км, а при работе через ретранслятор до 12 000 км. Вся связь на борту корабля координировалась из флагманского КП. На самой верхней площадке грот-мачты смонтировали антенный пост РЛС «Киль-У», которая использовалась для освещения воздушной обстановки, а на топе мачты — АП ответчика госопознавания «Нихром-М». Для постановки активных помех устанавливались станции САП «Краб-11» и «Краб-12».

«Адмирал Ушаков» вступил в строй 08 сентября 1953 года. Входил в состав Балтийского флота.

Крейсер «Адмирал Ушаков» на параде в Севастополе

В 1954 году (16-21.04.1954 г.), в сопровождении 4 эсминцев совершил официальный визит в порт Стокгольм (Швеция).

С 24 октября 1955 года по 05 августа 1956 года проходил текущий ремонт с докованием на Кронштадском морском заводе.

24.12.1955 г. зачислен в состав Балтийского флота.

3 ноября 1956 года перечислен в состав Северного флота.

В 1957 году крейсер совершил переход в Ленинград для установки головных образцов новых РЛС постановки активных помех «Краб-11» и «Краб-12», после чего он принял участие в праздновании Дня Великой Октябрьской Социалистической Революции (7 ноября), стоя в парадном строю кораблей на Неве.

В 1958 году выполнял экспериментальные испытания новых РЛС «Краб» на Северном флоте.

В 1959 году корабль нёс боевую службу в составе СФ выполняя задачи К-1, К-2 и К-3. С 08 марта 1960 года по 16 мая 1961 года крейсер проходил текущий ремонт на заводе №35 в п. Роста.

В 1962 году принимал участие в крупномасштабных учениях Северного флота «Завеса».

В октябре 1963 года (05.10.1963 г.) перечислен в состав Черноморского флота и совершил переход в г. Севастополь. Пожалуй, это единственный советский корабль, отслуживший сразу на трёх флотах.

18 февраля 1964 года крейсер выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой в г. Севастополе.

15 февраля 1971 года вновь введён в строй Черноморского флота и под флагом командующего ЧФ вице-адмирала В.С. Сысоева принимал участие в учениях «Юг-71».

27.06-16.12.1971 крейсер модернизирован по проекту 68А на заводе №497 (201) в Севастополе (установка артсистемы АК-230 с радиолокационной системой управления «Рысь» и замена части радиотехнических средств).

В 1972-1974 годах нёс боевую службу в составе 5-й ОПЭСК в Средиземном море с заходом в порты Латакия (Сирия), Порт-Саид (Египет), Торонто и Мессина (Италия), а также на остров Керкира (Корфу).

06-12.03.1973 г. отряд советских кораблей в составе крейсера «Адмирал Ушаков», эсминца «Сметливый» и подводной лодки во главе с адмиралом В. С. Сысоевым нанёс визит в Латакию (Сирия).

Крейсер «Адмирал Ушаков»

10-15.10.1973 г. во время арабо-израильской войны «Адмирал Ушаков» входит в состав сил намеченной высадки десанта. Десант предполагалось высадить в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не допустить захвата города израильскими войсками. Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибытия воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование силами высадки возложили на командира 30-й дивизии, а командный пункт развернули на крейсере «Адмирал Ушаков». Приказ об отмене операции поступил лишь при входе эскадры в Порт-Саид.

15-22.10.1973 г. крейсер «Адмирал Ушаков» под руководством контр-адмирала Л.Я. Васюка наносит визит в Таранто и Мессину (Италия).

В 1979 году отрабатывал курсовые задачи К-1, К-2 и К-3 в составе Черноморского флота.

В 1980-1982 годах снова в составе 5-й ОПЭСК, где нёс боевую службу, выполняя различные боевые задачи.

7 октября 1981 года наносит визит в Варну (Болгария).

В 1983 году (28.02.1983) крейсер выведен в резерв, законсервирован и поставлен на отстой в г. Севастополе.

В 1987 году (16.09.1987) крейсер исключён из состава Черноморского флота, разоружён и расформирован.

В 1992 году продан частной индийской фирме для разделки на металлолом.

Бортовые номера крейсера за время службы:

6(1954), 54(1955), 33(1956), 21(1957), 23(1957), 30(1958?), 203(1961), 120(1967), 844, 859(1971), 860(1971), 855(1972), 845(1973), 852(1974), 109(1979), 100(1981), 108(68А), 113(1983), 101

Вот, вроде бы, и вся биография. Ничего героического, кроме океанских походов. Несостоявшаяся война. Но так ли это? Сколько поколений моряков воспитал за свою жизнь этот Корабль? Скольким мальчишкам он дал путевку в жизнь? И даже, не сделав ни одного боевого выстрела, не позволил ни одному врагу напасть нашу Родину. Разве этого мало, чтобы мы помнили его и его братьев. Тем более, что таких больше не будет. Всмотритесь в его обводы и попрощайтесь с эпохой, которую нам посчастливилось застать…

Между прочим, крейсер упоминается в романе Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». По сюжету, в разгар третьей мировой войны в 1986 году, «Адмирал Ушаков» вышел в Северную Атлантику на охоту за конвоями и был потоплен норвежской подлодкой, которая незамеченной прошла в центр ордера и расстреляла крейсер торпедами.

Мне довелось побывать на таком крейсере. В мае 1986 года, в самом конце первого курса, после практики в бригаде морской пехоты, нас пересадили с борта большого десантного корабля на крейсер «Александр Невский». Мы выходили в море, видели стрельбу главным калибром. Это впечатляет, поверьте. Драили деревянные палубы и становились моряками. Прошли через бачковую систему. Мне даже довелось побывать в карцере. Такое не забывается…

Андрей Сотник

Командиры

В разное время крейсером командовали:

  • Вице-адмирал В. С. Сысоев
  • Контр-адмирал Л. Я. Васюк

Награды

Основным назначением этого корабля считалась защита линкоров и тяжелых крейсеров от атак эскадренных миноносцев, прикрытие атак эскадренных миноносцев и торпедных катеров, огневая работа по берегу, а также самостоятельные действия на коммуникациях противника.

Книга Андрея Лубянова о крейсерах ЧФ

Давая общую оценку кораблю, можно отметить, что он был не лучшим представителем своего класса. По основным своим характеристикам он уступал кораблям построенным во время ВМВ. Так, превосходя легкий крейсер типа «Кливленд» ВМС США в предельной дальности стрельбы 152-мм орудий, 68бис был в 1.5 раза хуже забронирован, особенно по палубе, что имеет существенное значение при ведении боя на дальних дистанциях. Вести эффективный огонь из 152-мм орудий наш корабль на предельных дистанциях фактически не мог из-за отсутствия необходимых систем управления, а на меньших дистанциях огневое превосходство имел уже крейсер типа «Кливленд» (152-мм орудия более скорострельны, количество универсальных 127-мм орудий больше — 8 на один борт против наших 6 орудий 100-мм). Устаревшая на начало 50-х гг. энергетическая установка крейсера 68бис с низкими параметрами пара и котлами с вентиляторным дутьем в котельные отделения, привела к росту водоизмещения в 1.3 раза по сравнению с «Кливлендом» (при одинаковой дальности плавания). Крупным недостатком всей отечественной среднекалиберной артиллерии явилось то, что при раздельном заряжании орудий калибром 120 — 180-мм применялись картузы без гильз. Это давало возможность стрелять, при необходимости, неполными зарядами (стрельба по берегу или незащищенным целям на малых и средних дистанциях), увеличивая живучесть орудий, но не давало возможности упростить заряжание, а, следовательно, повысить скорострельность. Кроме того, использование гильз всегда более безопасно по сравнению с чисто картузным заряжанием.

Фактически крейсер «Адмирал Ушаков» полностью отвечал назначению первой послевоенной программы кораблестроения — оживление судостроительной промышленности и воспитание кадров моряков.

Этот корабль в искусстве

См. также

Примечания

Литература и источники информации

  • Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Галерея изображений

  • «Адмирал Ушаков»

  • Крейсер «Адмирал Ушаков»

  • Корпус. Вид сбоку.

  • Корпус. Вид спереди.

  • Корпус. Вид сзади.

  • КРЛ пр.68-бис «Адмирал Ушаков» на параде в Неве. 50-е годы

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» и сторожевой корабль проекта 50

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» в Стокгольме в 1954 году

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» в Мессине, 19 октября 1973 года

  • Крейсер «Адмирал Ушаков»

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» и БПК «Отважный» в Мессине, октябрь 1973 года

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» в отстое в Севастополе

  • Крейсер «Адмирал Ушаков» на параде в Севастополе

  • Крейсера «Адмирал Ушаков» и «Михаил Кутузов» в Севастополе, 1988 год

  • Значок за службу на крейсере

  • За дальний поход

  • Участнику маневров «Океан»

  • Значок за службу на крейсере в составе 5-й ОпЭск

wiki.wargaming.net

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» будет утилизирован в Северодвинске

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • www.arms-expo.ru

    Тяжелый Атомный Ракетный Крейсер 1144 Киров, Обзор с Фото и Видео

    30.04.2019

    Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Киров» — это головной корабль проекта 1114 «Орлан», строительство которых осуществлялось с 1973 по 1989 год на Балтийском заводе в Ленинграде. Сегодня в строю находится только один «Орлан» – ТАРК «Петр Великий». Всего было построено четыре тяжелых крейсера проекта 1114. Еще один корабль этой серии, «Адмирал Нахимов», в настоящее время проходит модернизацию.

    На сегодняшний день тяжелый крейсер «Петр Великий» — это самый большой неавианесущий военный корабль в мире. Согласно классификации НАТО, он обозначается как battlecruiser, то есть «линейный крейсер». Следует отметить, что крейсера проекта 1114 стали первыми (и единственными) надводными кораблями советского флота с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). В настоящее время «Петр Великий» — единственный надводный корабль с ЯЭУ, который сегодня находится на вооружении ВМФ России.

    История создания крейсера проекта 1114 «Киров»

    В начале 60-х годов основной задачей надводных кораблей ВМФ СССР считалась борьба с подлодками противника, поэтому в его составе были только четыре небольших ракетных крейсера, зато активно шла постройка новых эсминцев и противолодочных кораблей.

    Флотское руководство осознавало необходимость создания ударных кораблей, способных выполнять противокорабельные функции. Одной из попыток исправить ситуацию стало вооружение БПК проекта 1134 противокорабельными ракетами П-35, что позволило переквалифицировать их в ракетные крейсера.

    Также в составе советского ВМФ отсутствовали надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Военные уже давно хотели поставить «мирный атом» на службу в надводный флот: первые работы в этом направлении проводились еще в 50-х годах. В то время было подготовлено несколько эскизных проектов нового крейсера с ЯЭУ, но из-за большой сложности и стоимости они были отвергнуты.

    Однако после Карибского кризиса стало очевидным, что флоту необходимы океанские корабли с большой дальностью действия, способные долгое время проводить патрулирование в самых дальних уголках Мирового океана.

    В 1961 году в состав американского флота вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич». Возможно, этот событие и послужило толчком к началу работ по созданию советского тяжелого атомного ракетного крейсера.

    Так как в это время уничтожение вражеских субмарин считалось приоритетной задачей, новый корабль с ЯЭУ изначально задумывался, как БПК. Планировалось, что он заменит старые противолодочные корабли и будет выпущен большой серией. Однако сразу же встал вопрос о кораблях сопровождения нового БПК, который практически не имел средств противовоздушной обороны и был сильно уязвим перед авиацией противника.

    В конце 60-х годов появился проект атомного крейсера, оснащенного мощным комплексом ПВО и ракетным противокорабельным вооружением.

    На ранних этапах разработки планировалось создать два корабля: БПК и ракетный крейсер, которые бы действовали в паре, прикрывая друг друга от угроз из-под воды и с воды, обеспечивая мощную эшелонированную систему ПВО.

    Затем появилась идея объединить проекты двух этих кораблей, однако это потребовало установки на перспективный крейсер нового гидролокационного комплекса, для чего было необходимо не только значительно увеличить его водоизмещение, но повысить мощность энергетической установки.

    В 1971 году появился окончательный проект нового тяжелого атомного ракетного крейсера, который получил обозначение 1114. Кстати, эта классификация была присвоена головному кораблю уже во время постройки, закладывался он, как «атомный противолодочный крейсер».

    Разработкой корабля занимались в ленинградском Северном проектно-конструкторском бюро, руководил работами Б. И. Купенский.

    Новый атомный крейсер с самого начала считался любимым детищем главнокомандующего советского флота адмирала Горшкова, однако, несмотря на это, работы над ним шли трудно и медленно. Горшков требовал, чтобы кроме ядерного реактора, новый корабль имел и энергетическую установку на органическом топливе. В то время ядерная энергетика на флоте была еще в новинку, достаточного опыта эксплуатации ядерных установок в Советском Союзе (да и за границей) не было, с реакторами постоянно случались аварии.

    В 1973 году на Балтийском заводе в Ленинграде началось строительство головного корабля проекта 1114, он получил название «Киров». Он был спущен в конце 1977 года, еще через три года «Киров» был введен в состав ВМФ СССР.

    «Киров» обладал действительно впечатляющей мощью: его основным противокорабельным оружием являлись двадцать ПКР «Гранит», способные поражать противника на дистанциях в 625 км. Противовоздушную защиту корабля обеспечивали комплексы ПВО «Форт» (морская модификация С-300) и «Оса-М». Крейсер был оснащен мощным комплексом противолодочной обороны, торпедными аппаратами, артиллерийскими системами. «Киров» стал одним из первых боевых кораблей в мире, на котором были размещены вертикальные пусковые установки для ракетного вооружения. Это не только экономило место, но и упрощало запуск и обслуживание противокорабельных и зенитных ракет.

    Корабли проекта 1114 были оснащены новейшим гидроакустическим комплексом «Полином», а также самыми современными видами радиолокационного оборудования.

    В период с 1980 по 1988 год в состав советского флота вошли три корабля проекта 1114: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин». Также был заложен четвертый тяжелый атомный крейсер из этой серии – «Юрий Андропов». Все корабли после «Кирова» выполнялись по усовершенствованному проекту – 1114.2. Они получили более продвинутые системы вооружения, которые были готовы на момент их постройки.

    «Юрий Андропов» был достроен уже после распада СССР и принят на вооружение российского флота под именем «Петр Великий». Из всех четырех кораблей проекта он считается наиболее «продвинутым» по количеству и ассортименту вооружения.

    В 1984 году состоялся первый дальний боевой поход крейсера «Киров» в Средиземное море. В том же году во время пожара на складе боеприпасов в Северодвинске «Киров» был оставлен в гавани, чтобы средствами бортовой ПВО сбивать ракеты, разлетающиеся с места пожара.

    Примерно с середины 80-х годов дальние походы тяжелых атомных крейсеров стали случаться все реже из-за недостатка финансирования. В 1992 году «Киров» получил новое имя – теперь он стал называться «Адмирал Ушаков». Однако и такой «ребрендинг» не изменили для корабля ситуацию к лучшему: все три крейсера проекта 1114 были переведены в резерв и находились в нем долгие годы.

    В 1999 году началась модернизация крейсера в Северодвинске, но в 2002 году его вывели из состава флота. Долгие годы шли споры о том, что следует дальше делать с крейсером. В августе 2019 года было принято окончательное решение об утилизации корабля, позже «Росатом» объявил тендер на утилизацию. Выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторов «Кирова» будет производиться за счет Италии.

    В 2012 году принято решение о начале модернизации крейсера «Адмирал Нахимов». Корабль будет оснащен новыми вертикальными пусковыми установками, которые позволят «Адмиралу Нахимову» использовать ракеты «Оникс», «Калибр» и «Циркон». Именно они станут основным оружием крейсера. Кроме того, на корабле будет обновлен комплекс противовоздушного вооружения: в него будут включены ЗРК С-400 и новые системы ПВО ближнего радиуса действия. Планируется, что модернизация окончится в 2019 или 2019 году.

    Описание конструкции ТАРК проекта 1114 «Киров»

    Длина корпуса тяжелого ракетного крейсера «Киров» составляет более 252 метров, полное водоизмещение корабля – 28000 тонн. Как и другие корабли проекта 1114 он обладает удлиненным полубаком. Продуманная форма корпуса и значительное водоизмещение обеспечивают «Кирову» хорошую мореходность, что очень важно для любого корабля океанской зоны.

    Размеры крейсера действительно впечатляют. На корабле находится более 1400 помещений различного назначения, из них 140 отведено под каюты для мичманов и матросов, 30 – под кубрики для матросов, общая длина коридоров корабля составляет двадцать километров. На борту есть пятнадцать душевых, несколько бань, сауна, прекрасный медицинский блок с амбулаторией, изолятором, рентгеновским кабинетом, операционной и стоматологическим кабинетом. К услугам экипажа тренажерный зал, несколько кают-компаний и даже собственная телестудия. Корпус корабля с помощью водонепроницаемых перегородок делится на шестнадцать отсеков, вдоль всей длины корпуса проходят пять палуб.

    В носовой части тяжелого крейсера находится антенна гидроакустического комплекса «Полином», а на корме – подпалубный ангар, рассчитанный на размещение трех вертолетов Ка-27 или его модификации Ка-29, а также запасов топлива для них. Здесь же расположен подъемник, который поднимает винтокрылые машины на верхнюю палубу.

    В кормовой части корабля находится буксируемая гидроакустическая антенна и приспособления для ее подъема и спуска на воду.

    Тяжелый атомный крейсер «Киров» (как и остальные корабли проекта 1114) имеет развитые надстройки, которые выполнены с активным использованием алюминиевых и магниевых сплавов. Большая часть вооружения корабля находятся в его носовой и кормовой части.

    Все крейсеры проекта 1114 оснащены противоторпедной защитой, они имеют двойное дно, впервые после Второй мировой войны эти корабли получили достаточно развитое бронирование. Однако поясной брони на крейсере нет – она находится в глубине корпуса корабля и защищает его жизненно важные части. Единственным исключением является утолщение обшивки судна вдоль ватерлинии (на один метр ниже ее и на два с половиной метра выше).

    Броней были защищены ракетные погреба комплекса «Гранит», машинное отделение, помещения боевого информационного поста и командного пункта, которые расположены глубоко внутри корпуса. Кроме того, бронированию подверглись: вертолетный ангар, склад боеприпасов и топлива для вертолетов и румпельный отсек.

    Крейсер «Киров» имеет силовую установку атомными реакторами КН-3, которые созданы на базе ледокольных реакторов. Однако КН-3 имеют и существенные отличия. Топливные сборки заполняются высокообогащенным ураном (около 70%), что позволяет продлить срок активной зоны до 10-11 лет.

    КН-3 – это реактор водо-водяного типа, двухконтурный, на тепловых нейтронах. В первом контуре в качестве теплоносителя используется бидистиллят, который охлаждает активную зону и передает тепло второму контуру, он и подает пар на турбины. Мощность энергетической установки корабля позволяет снабжать электроэнергией и теплом среднего размера город, с населением 100-150 тысяч человек.

    Общая тепловая мощность двух реакторов составляет 342 МВт. Электростанция крейсера состоит из четырех паротурбогенераторов (3 МВт) и четырех газотурбогенераторов (1,5 МВт). У «Кирова» есть два дополнительных котла, размещенных в турбинном отсеке. Они позволяют крейсеру (без использования ядерных реакторов) развивать скорость до 17 узлов и пройти 1300 морских миль.

    Экипаж крейсера состоит из 727 человек, в число которых входит 97 офицеров.

    Основное вооружение крейсеров проекта 1114 – крылатые ракеты П-700 «Гранит». Они имеют стартовую массу в семь тонн, могут разгоняться до скорости в 2,5 М и нести боевую часть весом в 750 кг или ядерный заряд мощность 500 Кт. Дальность полета ракеты составляет 625 км. Каждый крейсер проекта 1114 имел на борту двадцать ПКР «Гранит». Стрельба производилась из пусковых установок, которые располагались на верхней палубе корабля. Изначально П-700 «Гранит» разрабатывался для вооружения подводных лодок, поэтому перед запуском пусковую установку заполняли забортной водой.

    П-700 «Гранит» — это противокорабельная ракета третьего поколения, которая имеет пониженный профиль траектории подлета к цели. Из-за большой скорости и крайне неудобной для противника траектории, сбить ПКР «Гранит» очень сложно. Большая масса боевой части позволяет эффективно уничтожать даже крупные корабли противника.

    Основным зенитным вооружением крейсеров проекта 1114 является ЗРК «Форт», который является ничем иным, как морской модификацией знаменитого комплекса С-300. Боекомплект «Форта» составляет 96 ракет, пусковые установки находятся во вращающихся барабанах под палубой. На последнем из кораблей проекта, ТАРК «Петр Великий» установлена более совершенная модификация комплекса – «Форт-М».

    Вторым эшелоном корабельной системы ПВО является ЗРК «Оса-М», который способен поражать воздушные цели противника на дистанциях до 15 км. Досягаемость по высоте составляет 3,5-4 км. На крейсере «Петр Великий» ЗРК «Оса-М» была заменена более современной системой ПВО ближнего действия — ЗРК «Кинжал». Ракеты этого комплекса унифицированы с сухопутной системой «Тор-1М». Корабль оснащен восемью пусковыми установками «Кинжал».

    Последним рубежом противовоздушной обороны крейсера «Киров» являются артиллерийские комплексы АК-630, каждый из которых имеет шесть 30-мм пушек.

    Крейсер «Киров» оснащен двумя одноствольными 100-мм артустановками АК-100. На последующих кораблях проекта их заменили на одну спаренную 130-мм установку АК-130.

    Противолодочное вооружение «Кирова» состоит из ПЛУР «Метель», с пусковой установкой в носовой части, а также бомбометов РБУ-6000 и РБУ-1000. Минно-торпедное вооружение корабля — десять торпедных аппаратов калибра 533 мм.

    Оценка проекта тяжёлого атомного ракетного крейсера «Киров»

    Для обозначения многих видов советского вооружения и боевой техники часто применяют эпитеты «уникальный» или «не имеющий аналогов в мире». Во многих случаях это соответствует действительности. Однако следует четко понимать, что часто делалось это не от хорошей жизни – просто в стране не было необходимых ресурсов, чтобы наладить производство изделий, изготовленных на основе «стандартных» решений.

    Крейсеры проекта 1114 также можно назвать «уникальным асимметричным» ответом супостату. Руководство СССР долгие годы ломало голову над тем, что можно противопоставить американским авианосным группам.

    Именно эти корабли вместе с подлодками проекта 949/949А и самолетами-ракетоносцами Ту-22М должны были стать основой советских противоавианосных сил.

    Корабли проекта «Орлан» несли на борту огромное количество различных видов ракетного вооружения, но наступательным средством были только ПКР «Гранит». Все остальное годилось только для самообороны. Однако вызывает большое сомнение эффективность использования ПКР для поражения кораблей авианосной группы.

    Очень велики были размеры и стоимость одного крейсера проекта «Орлан», а их ударные функции (возможность поразить АУГ) значительно уступали более дешевым подлодкам проектов 949.

    В ходе модернизации, которой будет подвергнут ТАРК «Адмирал Нахимов», комплекс ПКР «Гранит» будет демонтирован, а вместо него крейсер оснастят универсальными пусковыми установками, которые подходят для стрельбы ракетами «Оникс» и «Калибр». Это превратит потенциального «убийцу авианосцев» в многоцелевой корабль, способный выполнять самые разнообразные задачи.

    Характеристики

    Ниже представлены тактико-технические характеристики ТАРК «Киров»:

    Водоизмещение стандартное — 24 300 т, полное — 28 000 т.

    • Длина — 252 м.
    • Ширина — 28,5 м.
    • Высота — 59 м.
    • Осадка — 9,1 м.
    • Силовая установка — 2 ядерных реактора КН-3 и 2 дополнительных котла.
    • Мощность — 140 тыс. л.с.
    • Скорость хода — 31 узел.
    • Дальность плавания — на реакторе неограничена, на котлах — 1300 миль.
    • Экипаж — 727 человек.
    • Вооружение: ПКР П-700 «Гранит», ЗРК «Форт», ЗРК «Оса-М», РБУ-6000, РБУ-1000, 10 х 533-мм торпедных аппаратов, две АК-100; 3 противолодочных вертолета Ка-27.

    Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Автор статьи:

    Егоров Дмитрий

    Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

    Свежие публикации автора:

    С друзьями поделились:

    militaryarms.ru

    Адмирал Ушаков (атомный крейсер) Википедия

    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

    Крейсер «Киров» в 1983 году
    Служба
    СССР СССР →
    Россия Россия
    Назван в честь Фёдор Фёдорович Ушаков[1]
    Класс и тип судна ТАРК проекта 1144
    Порт приписки Североморск
    Организация Северный флот ВМФ России
    Изготовитель Балтийский завод
    Строительство начато 1973 год
    Спущен на воду 27 декабря 1977 года
    Введён в эксплуатацию 30 декабря 1980 года
    Выведен из состава флота С 1990 года в резерве
    В 2002 году выведен из состава флота
    Статус Выведен из состава флота (ожидает утилизации)
    Основные характеристики
    Водоизмещение 24 300 т (стандарт)
    28 000 (полное)
    Длина 252 м
    230 м (по ватерлинии)
    Ширина 28,5 м
    Осадка 9,1 м
    Двигатели 2 котла, атомный реактор
    Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
    Скорость хода 32 узла (59 км/ч)
    17 узлов на котлах
    Автономность плавания Не ограничена на реакторе,
    1000 миль на котлах при 17 узлах
    Экипаж 727 (97 офицеров)
    Вооружение
    Артиллерия 2 × 1 — АК-100
    Зенитная артиллерия 8 × ЗУ АК-630
    Ракетное вооружение 20 ПКР П-700
    12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
    2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
    Противолодочное вооружение 1 × 2 ПУ ПЛУР «Метель»),
    1 × 12 РБУ-6000,
    2 × 6 РБУ-1000
    Минно-торпедное вооружение 10 533-мм торпедных аппаратов
    Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ
     Медиафайлы на Викискладе

    ru-wiki.ru

    «Адмирал Ушаков» (крейсер): история и характеристики

    Советский Союз занимал одну шестую часть суши. Отчасти благодаря географическому положению, отчасти — технологическим возможностям, разработке судов Военно-морского флота в стране уделялось много времени. Впрочем, этим по-прежнему занимается любое крупное государство.

    Катера и крейсера, субмарины и авианосцы, легкие и крупные — списки технологических решений можно продолжать очень долго. Одним из таких стал «Орлан», или «проект 1144». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — флагман проекта, который не имеет аналогов ни в одном флоте мира. Именно о нем, его возможностях, характеристиках, военных и технических данных мы поговорим в статье.

    Эволюция названия

    Надо отметить, что имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу. «Адмиральские нашивки» появились уже после распада Союза — в 1992 году. Тогда он и еще 3 «Орлана» получили новые имена. При этом только один — 4-й — носит имя «Петр Великий». Первые три стали «адмиралами». Это Ушаков, Лазарев и Нахимов. При сходе со стапелей суда нарекли «Киров», «Фрунзе», «Калинин» соответственно. Четвертый крейсер сначала нарекли «Куйбышев», затем, еще до окончания строительства, он получил новое имя — «Юрий Андропов».

    На сегодняшний день только «Петр Великий» состоит на службе. «Нахимов» находится на модернизации. Два первых, возможно, тоже пройдут обновление, но за «Нахимовым».

    Проект «Орлан»

    К идее создания корабля, каким стал впоследствии атомный крейсер «Адмирал Ушаков», пришли далеко не сразу. Первоначальные проекты датируются 50-ми годами прошлого века. Тогда было решено создать два типа кораблей — один должен был стать крейсером (проект 63), второй — кораблем ПВО (проект 81). Для обоих типов в роли силовой установки планировалось применить атомный реактор.

    Затем проект 81 закрылся, и работы по обоим типам свели в одно направление. Судно должно было стать не очень большим, но иметь возможности и ПВО, и простого крейсера. К сожалению, проект 63 прожил не намного дольше, и вскоре его также закрыли.

    Возврат к «атомному» проекту наступает только в конце 60-х годов, когда Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание «недорогого» атомного сторожевого судна. Корабль должен иметь водоизмещение около 8000 т (для сравнения, флагман этого проекта — ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — получил 24000), иметь возможности не только сопровождать другие суда, обеспечивая им огневую поддержку, но и выслеживать, а при необходимости и уничтожать суда вероятного противника. Одной из основных «фишек» должна была стать неограниченная дальность плавания. Первоначальный проект предполагал построить около 40 таких судов, но, как выяснилось, промышленность просто была не готова выпустить судно такого водоизмещения, не говоря уже о его возможной цене.

    «Фугас» + «Орлан»

    Несмотря на эти несостыковки, проект 1144 получает зеленую улицу. Разрабатываются атомные, артиллерийские установки, торпедные аппараты и даже беспилотный вертолет. Стоит отметить, что разработки этих летательных аппаратов в Союзе начали задолго до того, как эта идея осенила американцев. Впрочем, вертолета судно так и не увидело. Зато происходит другой, не менее важный момент для тогдашнего «Кирова» (впоследствии «Адмирал Ушаков»). Крейсер переходит из разряда «судно слежения» в разряд «противолодочный корабль».

    Дело в том, что параллельно «Орлану» шла разработка сугубо ударного судна, проект которого получил кодовое название «Фугас» (или «изделие 1165»). И в мае 1971 года, когда для обоих судов уже шла разработка оружия, проекты соединяют. Будущий корабль получает лучшие варианты вооружения, до этого разрабатываемые для каждого типа.

    Спуск на воду

    Спустя год после слияния проектов военным представляется окончательный вариант. Затем в марте 1973 г. на Балтийском заводе им. Орджоникидзе закладывается головной крейсер. В окончательном варианте проекта было запланировано 5 судов, 4 из которых построили. Но следует отметить, что четвертое судно — «Петр Великий» — сразу получило несколько отличий от своих собратьев. В частности, у него большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, более современные крылатые ракеты.

    Спустя 4 года, в предновогодние дни 1977 г., тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» был спущен на воду и зачислен в ВМФ Советского Союза. Этот год ознаменовался для проекта «Орлан» еще одним событием. Именно тогда в ВМФ вводится новая классификация, и «Киров» из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

    Описание и конструкция

    Во времена проектирования, а потом постройки корабля широкое распространение в мире получили композитные материалы. Потому развитые надстройки плавсредства в основном созданы из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения установлена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты закрывают машинное отделение, погреба боезапаса, и практически все важные посты судна «Адмирал Ушаков».

    Крейсер имеет удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть насчитывает пять палуб (также на всем протяжении корпуса). В задней части — подпалубный ангар, рассчитанный на постоянное нахождение трех вертолетов. Там же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения всех необходимых для полетов материалов. В отдельном отсеке находится подъемно-опускная система выпуска антенны комплекса «Полином».

    Строительство такого корабля выдвигало очень большие требования к возможным заводам-изготовителям. Во-первых, в окончательном проекте судно получало водоизмещение больше 24 000 т. Во-вторых, максимальная длина корпуса должна была составить более 250 м. Имелся еще целый ряд требований, которым смог удовлетворить только один завод в Союзе — Ленинградский.

    Вооружение

    Прежде чем говорить о вооружении, стоит отметить, что атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать подводные суда, и, конечно, обеспечивать противовоздушную и (в будущем) противоракетную оборону своих территорий. Исходя из всех перечисленных задач, судно получило целый список всевозможного оружия. Так как для подробного описания каждого типа потребуется не одна статья, придется ограничиться кратким характеристиками.

    Основное ударное вооружение представлено системой «Гранит» — противокорабельным ракетным комплексом, расположенным в носовой части. Включает 20 ракет, максимальная дальность полета 550 км, боевая часть — атомная. 500 кг боеголовка.

    Зенитное вооружение — ракетный комплекс «Форт». Крейсер имеет 12 барабанных установок по 8 ракет в каждой. Кроме воздушных целей можно поражать суда противника классом до эсминца. Запуск двигателей ракеты происходит уже после выпуска ее из установки, что обеспечивает взрыво- и пожарозащиту корабля. Дальность полета — 70 км (ограничена системами управления на судне).

    Противолодочное оборудование включает ракетный комплекс «Метель» — 10 ракето-торпед. Дальность стрельбы — до 50 км, глубина поражения — до 500 м. Кроме этой системы используются два пятитрубных торпедных аппарата.

    Также на палубе находится большое количество малых пушек, орудий и небольших шестиствольных пулеметов.

    Служу отечеству

    Среди множества учений и боевых заданий, на которые выходили «орланы», стоит особо отметить одно, в котором участвовал именно «Адмирал Ушаков». Крейсер находился в наших водах, когда в декабре 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали военные действия против Сирии и Ливана — союзников СССР. Судно получило приказ идти в Средиземное море. Вот тут начинается курьез. Когда оно вошло в те воды, и до точки назначения оставалось чуть меньше суток, корабли НАТО тут же прекратили огонь и сбежали в островную зону. Приближаться ближе чем на 500 км к «Ушакову» американцы так и не рискнули.

    Казнить нельзя помиловать

    Фраза из старой сказки, приведенная выше, очень хорошо описывает ситуацию с судном на заре нового века. В 1989 году, когда крейсер шел на задание, сломался главный редуктор. Дальше начинаются проблемы с главной энергетической установкой, и в 1991 году капитан получает приказ: должна произвестись постановка на ремонт. Судно становится на стоянку, но в течение последующих лет происходит только одно важное событие — переход плавсредства в ВМФ России и переименование в тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». Модернизация и средний ремонт начинаются только к 2000 году.

    Дальнейшая судьба полностью соответствует старой сказке — все зависит от того, где стоит запятая. За 20 лет (с момента постановки на стоянку) эта запятая несколько раз меняла свое положение. То модернизация, то утилизация, затем новое решение и даже возврат в состав ВМФ, но и это не окончательно. Что будет дальше, и выйдет ли в море «Адмирал», пока неизвестно.

    Заключение

    Один из немногих судов в ВМФ России крейсер «Адмирал Ушаков» может похвастаться силовой установкой на основе ядерного реактора. Даже сегодня в мировом флоте нет корабля, по огневой мощи сравнимого с «Ушаковым». Появление флагмана на горизонте во многих случаях кардинально меняло расстановку сил в некоторых ситуациях, и будет очень жаль, если судно такого класса просто пустят на металлолом.

    fb.ru

    ТАРК Адмирал Ушаков Википедия

    Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

    Крейсер «Киров» в 1983 году
    Служба
    СССР СССР →
    Россия Россия
    Назван в честь Фёдор Фёдорович Ушаков[1]
    Класс и тип судна ТАРК проекта 1144
    Порт приписки Североморск
    Организация Северный флот ВМФ России
    Изготовитель Балтийский завод
    Строительство начато 1973 год
    Спущен на воду 27 декабря 1977 года
    Введён в эксплуатацию 30 декабря 1980 года
    Выведен из состава флота С 1990 года в резерве
    В 2002 году выведен из состава флота
    Статус Выведен из состава флота (ожидает утилизации)
    Основные характеристики
    Водоизмещение 24 300 т (стандарт)
    28 000 (полное)
    Длина 252 м
    230 м (по ватерлинии)
    Ширина 28,5 м
    Осадка 9,1 м
    Двигатели 2 котла, атомный реактор
    Мощность 140 000 л. с. (103 МВт)
    Скорость хода 32 узла (59 км/ч)
    17 узлов на котлах
    Автономность плавания Не ограничена на реакторе,
    1000 миль на котлах при 17 узлах
    Экипаж 727 (97 офицеров)
    Вооружение
    Артиллерия 2 × 1 — АК-100
    Зенитная артиллерия 8 × ЗУ АК-630
    Ракетное вооружение 20 ПКР П-700
    12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
    2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
    Противолодочное вооружение 1 × 2 ПУ ПЛУР «Метель»),
    1 × 12 РБУ-6000,
    2 × 6 РБУ-1000
    Минно-торпедное вооружение 10 533-мм торпедных аппаратов
    Авиационная группа 3 Ка-27 ПЛ
     Медиафайлы на Викискладе

    ru-wiki.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *