Содержание

Таран - это... Что такое Таран?

Современная реконструкция тарана

Таран — у древних, стенобитное орудие (бревно из ели или ясеня), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов для разрушения стен, башен и других сооружений.

Конструкция и принцип действия

Ударное бревно приводилось в действие либо вручную, либо с помощью цепей и канатов, которыми таран подвешивался к раме. В последнем случае использование облегчалось тем, что отсутствовала необходимость удерживать тяжёлое бревно на весу вручную. Количество солдат, необходимое для использования тарана, доходило до 100.

Для более удобного передвижения тарана и надёжной защиты солдат, приводивших его в движение, устраивался навес на колесах, под которым устанавливалось орудие. Нередко подвижной навес состоял из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов:

Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снаб­жённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными вои­нами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раз­дался страшный вопль, точно он уже был покорён.[1]

Разрушение стены тараном

Иосиф Флавий рассказал и о методах противодействия тарану. Сначала осаждённые евреи спускали мешки с мякиной на верёвках, чтобы подставить их под головку тарана и, таким образом, смягчить его удар. Когда же римляне научились перерезать верёвки и возобновили методичное разрушение стены, евреи сделали вылазку и сожгли таран. Один из защитников города сумел даже отбить наконечник тарана точным попаданием тяжёлого камня с высокой стены.

История тарана

Ассирийский барельеф IX век до н. э. с изображением «черепах» и таранов

Существуют монументальные изображения, свидетельствующие о том, что таран и навесы (так называемые «черепахи») были известны ещё ассирийцам.

Римский автор I в. до н. э. Витрувий в своём трактате приписывает изобретение тарана карфагенянам во время осады ими испанского города Кадиса[2]. Карфагеняне разбили бревном какое-то строение, что навело Пефасмена, корабельного мастера из Тира, на мысль подвесить бревно. С помощью изобретения карфагеняне разрушили стены Кадиса. Время этого события неизвестно. Кедрас из Халкедона поместил таран в деревянную конструкцию на колёсах (так называемую «черепаху») и закрыл её для защиты шкурами быков. Затем Витрувий переходит сразу к македонскому царю Филиппу II, который в 340 до н. э. применил тараны при осаде греческого города Византий. Ту же историю повторяет Афиней Механик, современник Витрувия.

Рисунок небольшого тарана («барана») из средневековой книги

Плиний Старший в качестве автора первого опыта применения «черепахи» греками упоминает Артемона из Клазомена. Фукидид описывает применение тарана во время осады Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II.

Римляне научились у греков искусству строить тараны и впервые использовали их во время осады Сиракуз, в ходе Второй Пунической войны. Один из двух таранов потребовал для своего передвижения 6000 легионеров.

Современное использование тарана

По мнению Вегеция, автора IV века, таран назван созвучно слову «баран» (на латинском), поскольку копирует тактику нападения этого животного. Навес называется «черепахой», поскольку с раскачивающимся тараном похож на черепаху, выдвигающую и прячущую голову и шею под панцирем. Известны находки массивных наконечников для таранов, выполненные в виде бараньей головы.

Примечания

dic.academic.ru

Рим. Осада Масады и древние военные машины

9

Ноя
2013

Нам, живущим в эпоху высоких технологий, может показаться, что наши предки использовали на войне лишь примитивное оружие. Но более двух тысяч лет назад уже применялись прообразы тех машин, что можно увидеть на полях сражений и в наши дни.

Древние империи создавались при помощи огнемётов, метательных машин, огромных осадных орудий и даже скорострельных пушек. Вы поразитесь тому, как продвинулись в этой сфере античные инженеры!

За последние века наши представления о том, как велись войны в античности, сильно изменились. Проанализировав древние тексты, историки обнаружили, что широко распространенные виды оружия и боевых машин были огромного размера и необычайной силы.

У римлян не было оружия массового поражения, но у них было много поразительного оружия.

Тексты той эпохи показывают, что в античности не только накопили огромный арсенал смертоносного оружия, но и достигли значительного мастерства в его изготовлении.

Машины, которые строили в древности, удивительно похожи на современные. Это исторический факт. Военные технологии всегда наиболее совершенны.

Более 2 тысяч лет назад древние греки в эпоху эллинизма создавали удивительные боевые машины. Однако полностью их смертоносную силу смогли раскрыть только создатели самой грозной военной силы античности –

римской армии. Всего за два с небольшим века римляне создали империю, простиравшуюся от Шотландии до берегов Евфрата.

Когда мы говорим об античных войнах, нам сложно представить масштаб операций, а также размер и сложность боевых машин, подобных им не появлялось на полях сражений еще почти 2 тысячи лет. Сам факт их разработки показывает: эти войны велись на уровне, очень близком к современному.

Эти поражающие воображения устройства, были доведены до совершенства римлянами, армия которых поддерживала порядок на огромных пространствах империи.

Баллисты достигали гигантского размера, они могли метать снаряды весом 78 килограммов.

Но что мы знаем о боевой эффективности римской армии?

Осада Масады римлянами
Греки – изобретатели боевых машин
Первый огнемет
Осадные машины римлян
Римские стрелометы
Таран
Гелеполис
Насыпь у стен Масады
Архимед – величайший инженер Древней Греции
Взятие Масады

 

Осада Масады римлянами

Масада, Израиль.

Сохранились античные тексты, рассказывающие о мастерском применении боевой техники римской армии. Яркий пример – осада крепости Масада на территории современного Израиля.

Название Масада происходит от древнееврейского Мецуда – горный замок, цитадель.

На вершине горы – развалины большого дворца, построенного Иродом Великим в 1 веке до н.э. Среди этой красоты в 73 году н.э. произошел один из самых драматичных эпизодов античной эпохи.

Масадой назывался укрепленный дворец, построенный Иродом Великим в Иудейской пустыне. После римско-иудейской войны ее захватили мятежники, и римлянам нужно было вернуть крепость себе.

Более двух лет восставшие противостояли мощи Римской империи, оккупировавшей Иудею. После взятия Иерусалима на расправу с мятежниками был брошен 10-й легион.

Восставших возглавлял Элазар бен Яир. Его противники были очень сильны. Осаждавших Масаду римлян возглавлял Флавий Сильва. Он прибыл не место, по всей видимости, зимой 73 года и первым делом постарался отрезать защитников от помощи извне

.

Он построил вокруг крепости стену, которая не давала выбраться из города и оказывала сильное психологическое давление на осажденных.

Останки стены сохранились по сей день. Через каждые несколько сотен метров стояли башни или небольшие форты, из которых римские лучники обстреливали защитников крепости. Об осаде напоминают наконечники римских стрел, найденные вокруг стен Масады.

Римляне знали, что восставшие в ловушке, но что они могли поделать с непреступной твердыней?

У повстанцев было как минимум две причины именно в Масаде дать врагу последний бой. Во-первых, ее было практически невозможно штурмовать, а во-вторых, здесь не было проблем с пресной водой.

Край Иудейской пустыни, неподалеку от Мертвого моря – одно из самых жарких мест на земле. Это также нижняя точка земной суши.

Когда-то над этой бесплодной равниной высилась великолепная крепость, чудо античной фортификации. Высоко на скале царь Ирод построил шикарный дворец и сад для своего двора, со всех сторон защищенный крутыми утесами.

Сложная система труб подводила в крепость воду из ближайших речушек. 12-ти огромных цистерн хватало и для питья, и для бассейна, бань, и наконец, полива растений, снабжавших защитников пищей.

Водоснабжение оказалось необычайно важным для повстанцев, удерживавших Масаду 80 лет спустя.

Крепость – настоящий клад для археологов. Их находки в значительной мере подтвердили сообщения, оставленные современниками осады.

Подробнее всего о ней пишет Иосиф Флавий. Он был первосвященником и командовал еврейскими силами в Галилее. Потерпев поражение от римлян, он перешел на их сторону и начал писать историю восстания иудеев. Его книга содержит ценнейшие сведения о событиях в Масаде.

Иосиф Флавий оставил великолепный отчет: «Когда Флавий Сильва увидел, что вся остальная страна подчинена, и лишь одна крепость продолжает сражаться, он собрал всю свою армию и выступил против этой твердыни, называвшейся Масада»

На кону стояла честь Рима. Для римлян повстанцы были занозой, и Флавий Сильва поклялся, что уничтожит их любой ценой.

Но стоявшая перед ним задача, казалось бы, не имела решения: как он мог взять Масаду, защищенную самой природой?

Он использовал военную технику, придуманную великими изобретателями – древними греками.

 

Греки – изобретатели боевых машин

Греки намного опередили свое время, сделав потрясающие открытия в науке, философии и искусстве. На поле боя они показывали все свое мастерство и изобретательность.

В Олимпии, рядом с местом обитания богов, есть большая коллекция древних доспехов. Легко представить воинов, бросавшихся в них на врага две с половиной тысячи лет назад.

Но настоящий ужас во врагом вселяли боевые машины греков. Первые семена будущих великих изобретений были посеяны в Сиракузах, на острове Сицилия около 400-го года до н.э.

Тиран Дионисий Старший призвал на остров мастеров из Италии, Греции и Карфагена, чтобы создать оружие, которое устрашит любого воина по всему Средиземноморью.

Эти машины, осадные орудия, особенно катапульты, полностью изменили военное искусство. Изменился сам характер боя. Раньше битвы велись лицом к лицу, махали мечами, рубили друг друга, а теперь опасность грозила издали. С помощью катапульт можно было нанести врагу огромный урон, не приближаясь к нему.

Еще несколько разновидностей боевых машин появились в результате развития сиракузских изобретений. В 4 веке до н.э. в армии Александра Македонского были и катапульты, и

камнеметы, предки арбалетов.

 

Первый огнемет

Древние понимали и то, какую выгоду может принести использование огня. В 424 году до н.э. в войне Афин со Спартой для разрушения деревянных стен Делия был применен первый огнемет.

Эти огнеметы были довольно примитивны: короткая трубка, одним концом погруженная в котел с горячей смесью смолы, серы и древесного угля.Он бил всего метров на 5, но в морском бою этого вполне достаточно, чтобы поджечь вражеский корабль.

Совершенства в строительстве огнеметов достигли византийцы. Сифону 7 века был нужен большой резервуар нафты, или греческого огня.

Как видно из манускрипта эпохи Возрождения, в морском бою греческий огонь был опаснейшим оружием.

Современный его эквивалент – напалм. Многие считают, что устройство, стреляющее огнем — это изобретение 20 века. Однако, очевидно, что огнеметы использовались в сражениях несколько тысяч лет назад. Реконструкции византийских огнеметов – примеры простого, но смертоносного оружия.

Существовали также ручные варианты огнеметов, принцип работы которых был таков: клапан может открываться и закрываться, засасывая воздух, который, нагреваясь при смешении с нафтой, стремительно летит во врага.

Греческий огонь, разбрызгиваемый из этих смертоносных устройств, был липкой жидкостью, пристававшей к коже и сжигавшей врага живьем.

Конструктивно это обычный сифонный насос. При нажатии на поршень горючая жидкость выстреливается из сопла и поджигается небольшим язычком пламени. Современные огнеметы устроены аналогично: используют похожее горючее, но работают за счет постоянного высокого давления. А древний огнемет стреляет при нажатии на поршень.

Византийцы усовершенствовали конструкцию примитивных огнеметов, созданных древними греками. Но были ли у самих греков ручные огнеметы?

Безусловно, использованные византийцами сифоны были известных александрийским ученым за много веков до этого.

Мы можем лишь вообразить применение античного огнемета в сражениях двухтысячелетней давности. Конечно, это было необычайно разрушительное оружие. Пример военной технологии, которую в новое время не изобрели, а открыли заново.

Так же, как и сейчас, в древности огнеметы могли применяться для уничтожения живых объектов на поле боя. Они использовались так же, как и в современной войне.

 

Осадные машины римлян

Римляне тоже использовали огонь в качестве оружия. Однако, чтобы захватить горную твердыню Масады и сломить сопротивление упорных иудеев, им пришлось применить иную стратегию и иные технологии.

Защитники Масады и их неустрашимый вождь Элазар бен Яир стали символом сопротивления Римской империи для всего Средиземноморья.

В Риме разгром иудейского восстания уже отметили триумфом сразу после взятия Иерусалима. Римская армия не могла отступить.

Римлянам было важно уничтожить дерзких мятежников. Если бы кто-то из них спасся, скажем, сбежал в Египет, они посеяли бы семена смуты на новом месте. Нужна была полная зачистка, никто не должен был уйти.

С высоты своих укреплений восставшие могли видеть, как штаб Флавия Сильвы разместился на склоне холма напротив дворца. В сухом воздухе далеко разносились команды, легионеры обустраивали свои лагеря.

Римское войско численно заметно превосходило восставших. Чтобы разместить его, потребовалось 8 лагерей. В лагерях были построены святилища, госпиталь, форум и рынок, а может быть даже и публичный дом.

В лагере в каждой палатке жили 8 солдат, был целый лес палаток. В основном лагере жили около 2000 воинов, почти половина 10-го легиона.

Остальная часть легиона и несколько тысяч солдат вспомогательных войск расквартировались в других лагерях вокруг Масады.

10-й легион рвался в бой. В одной из предыдущих битв с иудеями они опозорились: восставшие захватили штандарт легиона. Теперь легионеры жаждали мести.

Мужчины, женщины и дети, осажденные в Масаде, слишком хорошо знали силу римской армии. Из 960 осажденных лишь 200 могли сражаться, остальные были женщины и дети. Им противостояли 7 или 8 тысяч великолепных солдат, цвет римской армии, лучшие легионы восточной армии римлян.

Римляне уже взяли Иерусалим, предстояло пасть и Масаде. У римлян было преимущество – лучшая система логистики и планирования в античном мире.

Под стены, возведенные на скалах Масады, они привезли самые мощные осадные машины. Эти метательные орудия были античной тяжелой артиллерией.

Иосиф Флавий был поражен их мощью: «Из всех этих хитроумных устройств, метавших камни и дротики, лучшими считались машины 10-го легиона, которые были крупнее и мощнее прочих. Они не только отражали атаки иудеев, но и заставляли искать укрытие тех, кто стоял на стенах».

Были два вида артиллерии: катапульты выпускали стрелы, подобно арбалетам, а баллисты – камни, как маленькие, так и глыбы до 25 килограммов весом, которые разрушали стены. Крепость постоянно подвергалась обстрелу из 50-60 машин.

Ядра римских баллист можно найти у городов по всему Средиземноморью. Примечательна находка ядер в гавани Пирея к юго-западу от Афин. Снаряды каменные, они были сделаны из небольших колонн, тогда стоявших на кладбище за городскими стенами. На ядрах ставились отметки, указывающие их вес: они были нужны не только для того, чтобы зарядить ядро в подходящую машину, но и чтобы правильно оценить дальнобойность. Хорошие артиллеристы вносили соответствующие поправки.

Согласно инженеру Филону, самые большие из баллист, стоявших на вооружении римской армии, метали камни весом 26 килограммов примерно на 200 метров. Но вполне вероятно, что строились баллисты, метавшие снаряды весом до 78 килограммов.

Выпущенные такой машиной камни били по стенам с чудовищной силой. Устройство более 8 метров в высоту было настоящей тяжелой артиллерией. Иосиф Флавий пишет, что снаряды подобных машин могли уложить несколько рядов воинов.

Римские катапульты были столь совершенны, что средневековые, построенные на 1400 лет позже, выглядят по сравнению с ними примитивными. Сложно представить, сколько инженерных и технических навыков было утрачено с распадом Римской империи.

Однако, в 73 году империя была в зените славы. У иудейских мятежников не было ничего, сопоставимого с оружием врагов ни по силе, ни по дальнобойности, они стреляли из простых пращей. Защитников Масады обстреливали из баллист.

 

Римские стрелометы

Однако сохранились свидетельства применения римлянами еще более мощного и сложного оружия. На рельефах колонны Траяна в Риме можно увидеть ручное метательное оружие римлян. Из него обычно стреляли стоя, но при необходимости грузили на тележку и быстро перевозили с места на место.

Римляне уменьшили греческие изобретения в размере, сделав их эффективнее в бою. Например, тяжелые стрелы из «скорпионов» летели более, чем на 500 метров.

«Скорпион», небольшой стреломет, получил название в честь животного, которое жалит насмерть и легко перемещается с места на место. Это было любимое оружие Цезаря и многих других римских полководцев.

Изобретенные греками машины использовали силу натяжения веревки. Веревка лучше и эффективнее запасает энергию, чем современные стальные пружины той же массы.

Редкая находка – служившее знаком различия солдатское кольцо — помогла реконструировать самый легкий из римских стрелометов, так называемую хиробаллистру.

Ее название переводится как «ручная баллиста». Вероятно, один воин мог поднять ее и использовать в бою, что было очень ценно.

Лучшие веревки для этих машин делались из сухожилий животных, но могли использоваться также конский или женский волосы.

Эти устройства приводятся в действие очень сильно натянутыми веревками. Чтобы полностью взвести хиробаллистру, нужно было приложить усилие в 335 килограммов.

У механизма была подвижная средняя секция, державшая веревку металлическим зажимом. Ползунок взводили при помощи рычагов, а зубцы не давали ему соскользнуть, пока веревка не будет полностью натянута.

Когда это случалось, стрелок вкладывал стрелу и отпускал зажим веревки. Стрела разгоняется почти до 200 км/ч – вполне достаточно, чтобы пробить насквозь неприкрытый шлемом череп.

Римские стрелы были сделаны так, чтобы не только лететь с максимальной скоростью, но и наносить при этом максимальный урон. Они похожи на современные пули «дум-дум». Острие на огромное скорости вонзается в цель, а оперение разрывает ее, оставляя тяжелую открытую рану.

Снаряд из хиробаллистры летел со скоростью более 50 м/с, а куда более тяжелая стрела «скорпиона» — со скоростью 39 м/с.

Ужасные свидетельства того, какие раны могли наносить римские стрелометы, были обнаружены в английском Дорсете у замка Мэйден-Касл. Здесь нашли кладбище, где были похоронены бритты, по всей видимости, защищавшие крепость от второго легиона Веспасиана.

Стрела из римского оружия до сих пор торчит в позвоночнике неудачливого солдата. На одном из черепов виден след прямого попадания стрелы. Чтобы она пронзила кость, не расколов ее, скорость должна быть очень велика.

Разрушительная сила этого оружия ужасает.

Опытный артиллерист мог сделать из ручной баллисты до 5 выстрелов в минуту, а он, конечно же, стрелял не один. Этих машин было много: 55 передвижных тяжелых стрелометов в каждом легионе. Так что, если вы располагали, скажем, тремя легионами, то при каждом залпе летели 165 снарядов.

Нам кажется, что массированные залпы артиллерии – отличительная черта современных боевых действий. Но римляне применяли ту же стратегию еще 2 тысячи лет назад под Масадой.

 

Таран

Но защитники крепости каким-то образом выдерживали осаду. Римлянам пришлось изменить стратегию.

Римскому полководцу Флавию Сильве нужно было придумать способ проникновения в крепость. Для этого можно использовать таран.

Тараны применялись для осады с древнейших времен, но до наших дней почти не сохранились.

Но солдаты, несущие таран, очень уязвимы для стрел защитников города. Для защиты воинов применялись самые разные методы, например, вокруг тарана сооружалось укрытие. Идея выглядит достаточно простой, но самые совершенные греческие тараны весьма напоминали современные танки.

Одна из конструкций была придумана малоизвестным греческим инженером Гегетором. Такой таран называется «черепахой Гегетора».

По сути, «черепаха Гегетора» — тот же боевой таран. Обычно воинов прикрывали огнем из катапульт и луков, а эта машина везла батарею катапульт с собой, таким образом, обеспечивая себе огневое прикрытие.

Эта необычная черепаха сделана из дерева и обшита железными листами. От попыток поджога ее защищали мешки с мокрыми водорослями.

«Черепаха Гегетора» при осаде играла важнейшую роль: ее подвозили к стенам вражеского города, когда хотели их разрушить. Сам вид «черепахи», продвигающейся по полю боя, внушал ужас, примерно как батальон танков в современном сражении.

Осадная «черепаха» была столь опасным оружием, что против нее были разработаны специальные контрмеры. Так, из зарытых в землю глиняных сосудов делали своеобразное минное поле: под весом черепахи сосуд ломался, образуя яму под ее колесами.

Огромная машина с тараном длиной 30 м медленно катилась по полю боя. Чтобы управлять ею, стрелять из катапульт, приводить в действие таран были нужны десятки человек.

Гораздо более поздние средневековые тараны – не чета своим античным предкам.

 

Гелеполис

Но даже «черепаха» оказалась не самым мощным из осадных орудий античности.

Гелеполис – «берущий города». Построенный для осады Родоса в 304 году до н.э. греческим инженером Эпимахом был, как говорят, высотой 9 этажей и заполнен оружием.

Родос являлся важным торговым и культурным центром, контролировавшим торговлю в Эгейском море. Атаку на него предпринял сын одного из полководцев Александра Македонского.

Когда Деметрий Полиоркет решил взять Родос, он начал с морской атаки на гавань. Атаку отбили, и тогда он сменил тактику: осадил город со стороны суши. Он нанял афинского инженера Эпимаха, чтоб построить самый большой в мире гелеполис.

Родосский гелеполис, как считается, достигал 40 метров в высоту и поднимался над стенами города. Он весил порядка 160 тонн, так как от камней и зажигательных снарядов родосцев его с трех сторон защищала броня.

Окна и бойницы закрывались щитами, так что на время перезарядки катапульты они были защищены. Величественное зрелище!

Его вооружение состояло из катапульт и баллист, а на верхней площадке стояли солдаты с лестницами, готовые забраться на городские стены. Это была ужасающая машина.

Загадка гелеполиса – как эта огромная машина передвигалась? По имеющимся сведениям, такая возможность существовала. Можно только представить себе, какой ужас она внушала!

Главные образом гелеполис обеспечивал нападающим подавляющее огневое превосходство, но нельзя забывать и о психологическом эффекте движущейся огромной машины.

Мы можем лишь представить ужас родосцев, видевших, как огромная постройка, ощетинившаяся оружием, катится к стенам их города. Едва ли многие надеялись, что Родос спасется.

Но город выстоял. Рассказы о родосском гелеполисе, созданные в эпоху Возрождения, могут быть и преувеличенными. Вероятно, он был слишком велик, чтобы перемещаться, и потерпел неудачу.

Родосцам удалось расшатать часть его брони и поджечь. Тем не менее, гелеполис разрушил часть стен и башен города, остатки которых можно видеть и сегодня.

 

Насыпь у стен Масады

Римляне предпочитали осадные башни меньшего размера, нередко сооружаемые прямо на месте: ими было легче управлять.

Однако, обрывистые утесы вокруг Масады, казалось бы, не давали шансов подвезти осадные башни под стены. Мятежники, запертые в стенах крепости, и подвергающиеся постоянному обстрелу из катапульт в течение нескольких недель не опасались угрозы со стороны осадных башен. Они ошибались…

Римляне понимали, что единственный вариант – забраться на вершину, и построили осадную башню 25 метров высотой. Спереди она была покрыта железными пластинами, а внутри сидели лучники и стояли катапульты.

Но она стояла на 250 метров ниже вершины, и римляне сделали невозможное. Флавий пишет, что Сильва приказал построить насыпь, по которой башня могла подъехать к стенам.

К западу от вершины холма располагалась широкая скала. Однако, от нее до вершины Масады было 300 локтей. Флавий Сильва приказал армии носить землю и построить прочную насыпь выстой в 200 локтей. Остатки этой насыпи хорошо различимы и сейчас.

Иосиф Флавий пишет, что войска римского полководца Флавия Сильвы срезали ветви деревьев, росших у озера, втыкали их в землю и наваливали камни и землю, слой за слоем, пока, наконец, не подобрались на 20 метров непосредственно к плато Масады.

Даже сегодня результаты их труда поражают воображение, хотя за 2 тысячи лет эрозия сделала свое дело.

На это ушло несколько месяцев, но к маю 73 года римляне были готовы поднять осадную башню и таран по бревенчатой дороге к стенам Масады.

Защитники Масады понимали, что не могут сдаться: они слишком хорошо знали, какой будет их судьба, окажись они в руках 10-го легиона. Жестокость римской армии была хорошо известна: удачное завершение осады легионеры отмечали выплеском жестокости, насилия и грабежами.

 

Архимед – величайший инженер Древней Греции

Защитники Масады не могли противостоять римской военной машине. Однако, примеры успешного сопротивления мощи римлян были, и пожалуй, самый известный из них – осада Сиракуз, где жил гениальный математик Архимед.

Архимед более известен как математик, но его также считают одним из величайших инженеров Древней Греции. Он изобрел боевые машины для обороны города, чтобы тот не попал в руки римлян.

Одно из загадочных изобретений Архимеда – подъемный кран, описанный Плутархом: «Он вытягивался за городские стены и хватал железной рукой корабли за «нос», а затем поднимал в воздух и бросал в море».

Римляне под Сиракузами были так напуганы изобретениями Архимеда, что лишь увидев седого старика на стенах, начинали метаться в панике, как безголовые цыплята, с криками: «О нет! Это Архимед! Бежим, пока не поздно!».

Историки спорят по поводу некоторых изобретений Архимеда: существовали ли они на самом деле, или это всего лишь миф? Немало споров вызвала так называемая паровая пушка Архимеда: многие специалисты просто не верят, что использующее силу пара оружие могло быть создано в 3-ем веке до н.э.

Однако известно, что греки смогли подчинить силу пара: Герон Александрийский построил паровой шар, по всей видимости – первый паровой двигатель в истории.

Верил в паровую пушку Архимеда и Леонардо да Винчи. Он читал несколько работ Архимеда, их обнаружили в его библиотеке. Леонардо использовал чертежи грека для создания похожей пушки.

35 лет назад профессор Иоаннис Сакас, греческий инженер и ведущий специалист по Архимеду, убедился в том, что Архимед действительно мог построить паровую пушку.

Сакас был инженером и посвятил свою жизнь воссозданию творений Архимеда. Он построил модель в масштабе 1 к 5. Результат был поразительным. В нужный момент он открывал клапан, впуская воду, и… ядро улетало на 300-400 метров.

Мысль о том, что Архимед мог построить настолько современное оружие более 2 тысяч лет назад, поражает!

Все использованные принципы были хорошо известны древним грекам, речь идет о высоком давлении в камере.

Успешное применение машин Архимеда заставило римлян отказаться от попыток взять Сиракузы штурмом и перейти к блокаде.

 

Взятие Масады

Но у защитников Масады не было великолепных машин Архимеда, им противостояла армия, намного превосходившая их и людьми, и оружием.

К тому времени римляне уже воздвигли насыпь под стенами Массады и готовы были приступить к финальному штурму.

Римляне подвезли осадную башню высотой 20-25 метров и били стены тараном, пока, наконец, не пробили брешь.

Защитники предприняли последнюю попытку остановить римлян. Хитроумные иудеи построили укрепление из земли и дерева, против которого таран был бесполезен, и Сильва приказал использовать огонь.

Но ветер повернул пожар, начавший поглощать деревянный каркас баррикады, в сторону осадной башни. Иосиф Флавий писал: «Когда стена занялась, подул северный ветер. Он дул в сторону римлян, и те испугались, что сгорят их осадные машины. Но затем ветер переменился и подул с юга, и вскоре стена горела по всей толщине. Римляне радостно вернулись с лагерь, готовясь на следующий день идти в атаку на врага. Они выставили усиленные караулы, чтобы никто из иудеев не попытался спастись».

Но никто из осажденных и не пытался убежать. Спустилась ночь, и повстанцы поняли, что на следующее утро римляне пойдут в атаку, а о ни не смогут остановить их.

Кульминацию этой драмы мы знаем только благодаря Иосифу Флавию. Все мужчины собрались в одном из дворцов и решили совершить массовое самоубийство.

Вождь восставших, Элазар бен Яир, не мог позволить, чтобы его люди и семьи попали в руки жестоких римлян. Лучше умереть от своей руки, чем вытерпеть такое унижение. Они умрут достойно и украдут у римлян их победу над Масадой.

Римский полководец Флавий Сильва в эту ночь предвкушал победу, до которой теперь было рукой подать. А защитники крепости в это время бросали жребий, чтобы выбрать десятерых, которые убьют остальных.

Флавий писал: «Все мужчины вместе со своими женами и детьми легли на землю, подставив шею под удары тех, кто должен был исполнить этот долг. И когда эти десятеро сделали это, они бросили жребий между собой, чтобы выбрать того, кто убьет остальных девятерых, а затем и себя».

Когда на следующее утро римские войска вошли в Масаду, они увидели, что в живых не осталось никого.

Мы не знаем, кто последним остался в живых. Но на следующий день, когда римляне пошли на штурм, мечтая о битве после шести месяцев ожидания, проведенных в этой негостеприимной пустыне, их встретила зловещая тишина.

В Масаде погибло около 960 человек: мужчин, женщин и детей. Никто не остался сражаться с римлянами. Защитники Масады лишили римлян удовольствия кровавой победы.

Считается, что спаслись только две женщины со своими детьми, спрятавшиеся в водяных цистернах.

Масада стала важным символом независимости евреев и единства нации. И все же без сочинения Флавия мы бы не узнали ни историю восставших, ни о мощи, брошенной против них Римом.

Захват Масады подчеркивает, что римляне понимали важность тщательного и заблаговременного планирования, а также значение развития военных технологий.

В живой силе, ресурсах, технологии ничего сравнимого с римской армией в Европе не было вплоть до 19 века, до армии Наполеона и Веллингтона.

Более 2 тысяч лет назад сначала греки, а затем римляне осознали, что ключ к победе – боевые машины. Они разработали передовые технологии для победы над врагом. Сделав это, они заложили основы современного военного дела в античные времена.


 

interesnik.net

Таран — ВиКи

Современная реконструкция тарана

Таран — (от лат. Taurus) у древних, стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

Ударное бревно приводилось в действие либо вручную, либо с помощью цепей и канатов, которыми таран подвешивался к раме. В последнем случае использование облегчалось тем, что отсутствовала необходимость удерживать тяжёлое бревно на весу вручную. Количество солдат, необходимое для использования тарана, доходило до 100.

Для более удобного передвижения тарана и надёжной защиты солдат, приводивших его в движение, устраивался навес на колесах, под которым устанавливалось орудие. Нередко подвижной навес состоял из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов:

Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабжённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раздался страшный вопль, точно он уже был покорён.[1]

 

Разрушение стены тараном

Иосиф Флавий рассказал и о методах противодействия тарану. Сначала осаждённые евреи спускали мешки с мякиной на верёвках, чтобы подставить их под головку тарана и, таким образом, смягчить его удар. Когда же римляне научились перерезать верёвки и возобновили методичное разрушение стены, евреи сделали вылазку и сожгли таран. Один из защитников города сумел даже отбить наконечник тарана точным попаданием тяжёлого камня с высокой стены.

 

Ассирийский барельеф IX век до н. э. с изображением «черепах» и таранов

Существуют монументальные изображения, свидетельствующие о том, что таран и навесы (так называемые «черепахи») были известны ещё ассирийцам.

Римский автор I в. до н. э. Витрувий в своём трактате приписывает изобретение тарана карфагенянам во время осады ими испанского города Кадиса[2]. Карфагеняне разбили бревном какое-то строение, что навело Пефасмена, корабельного мастера из Тира, на мысль подвесить бревно. С помощью изобретения карфагеняне разрушили стены Кадиса. Время этого события неизвестно. Кедрас из Халкедона поместил таран в деревянную конструкцию на колёсах (так называемую «черепаху»[3]) и закрыл её для защиты шкурами быков. Затем Витрувий переходит сразу к македонскому царю Филиппу II, который в 340 до н. э. применил тараны при осаде греческого города Византий. Ту же историю повторяет Афиней Механик, современник Витрувия.

 

Рисунок небольшого тарана («барана») из средневековой книги

Плиний Старший в качестве автора первого опыта применения «черепахи» греками упоминает Артемона из Клазомена. Фукидид описывает применение тарана во время осады Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II.

Римляне научились у греков искусству строить тараны и впервые использовали их во время осады Сиракуз, в ходе Второй Пунической войны. Один из двух таранов потребовал для своего передвижения 6000 легионеров.

 

Современное использование тарана

По мнению Вегеция, автора IV века, таран назван созвучно слову «баран» (лат. aries), поскольку копирует тактику нападения этого животного. Навес называется «черепахой», поскольку с раскачивающимся тараном похож на черепаху, выдвигающую и прячущую голову и шею под панцирем. Известны находки массивных наконечников для таранов, выполненные в виде бараньей головы.

Таким образом, знаменитая русская поговорка «уставился, как баран на новые ворота» обязана своим происхождением, скорее всего, не домашнему животному, а именно стенобитному орудию[4][неавторитетный источник?].

www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

таран - это... Что такое таран?

  • ТАРАН — (греч.). 1) древняя стенобитная машина, состоявшая из длинного бревна с металлической бараний головой на конце. 2) носовая часть военн. корабля, обитая сталью, которою ударяют в неприятельский корабль, с целью нанести пробоину. 3) в галльской… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Таран — ТАРАНЕНКО ТАРАНОВ ТАРАСЕВИЧ ТАРАСЕНКО ТАРАСЕНКОВ ТАРАСЕНОК ТАРАСЕНЯ ТАРАСИК ТАРАСИКОВ ТАРАСКИН ТАРАСОВ ТАРАСЬЕВ ТАРАСЮК ТАРАСОВЕЦ ТАРАНОВСКИЙ ТАРАНИН ТАРАНИК От различнвх форм крестильного имени Тарас (смутьян, мятежник греч.).(Э) Тарасов… …   Русские фамилии

  • ТАРАН — (Ram) выдающаяся вперед подводная часть форштевня, служащая для нанесения неприятельскому кораблю таранного удара. С древних времен применялся в качестве оружия нападения на море. На современных кораблях Т. нет. Самойлов К. И. Морской словарь. М …   Морской словарь

  • таран — ТАРАН, а, м. 1. Напористый, активный человек. Не баба, а таран. Либо таран, либо баран. 2. Связь, протекция; человек, который помогает, протежирует …   Словарь русского арго

  • ТАРАН — ТАРАН, тарана, муж. 1. Древнее орудие для разрушения крепостных стен Бревно с металлическим наконечником, укрепленное цепями на подвижной деревянной башне. 2. Бревно для пробивания или вбивания чего нибудь, действующее как копер, но в… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТАРАН — муж., ·стар. стенобойный копер, баран, окованное с носка бревно на весу, которое раскачивают и бьют им в стену. Ныне, тот же снаряд для сильного бою по уровню, тогда как простой копер бьет по отвесу; напр. для наддачи прокладываемых деревянных… …   Толковый словарь Даля

  • таран — атака, орудие, копер, удар, ростр, шпирон, прорыв, выступ Словарь русских синонимов. таран сущ., кол во синонимов: 11 • атака (18) • буг …   Словарь синонимов

  • ТАРАН — ТАРАН, а, муж. 1. Древнее орудие для разрушения крепостных стен бревно с наконечником, укреплённое цепями на подвижной деревянной башне. 2. Горизонтально действующий копер (во 2 знач.) (спец.). 3. Выступ в подводной носовой части судна, служащий… …   Толковый словарь Ожегова

  • ТАРАН — «ТАРАН», СССР, Рижская киностудия, 1982, цв., 75 мин. Социально психологическая драма. По мотивам рассказа Витаутаса Петкявичюса «Танковый бой. 1979». Петерис, бывший танкист, фронтовик и инвалид Великой Отечественной войны, вместе с женой, сыном …   Энциклопедия кино

  • таран — – это когда два барана встретятся и дорогу друг другу не уступают. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Таран — У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения). Современная реконструкция тарана Таран у древних, стенобитное орудие (бревно из …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Таран - Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 июня 2018; проверки требуют 2 правки.

    Современная реконструкция тарана

    Таран — у древних от лат. Taurus, стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

    Конструкция и принцип действия[ | ]

    Ударное бревно приводилось в действие либо вручную, либо с помощью цепей и канатов, которыми таран подвешивался к раме. В последнем случае использование облегчалось тем, что отсутствовала необходимость удерживать тяжёлое бревно на весу вручную. Количество солдат, необходимое для использования тарана, доходило до 100.

    Для более удобного передвижения тарана и надёжной защиты солдат, приводивших его в движение, устраивался навес на колесах, под которым устанавливалось орудие. Нередко подвижной навес состоял из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

    Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов:

    Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабжённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раздался страшный вопль, точно он уже был покорён.[1]

    Разрушение стены тараном

    Иосиф Флавий рассказал и о методах противодействия тарану. Сначала осаждённые евреи спускали мешки с мякиной на верёвках, чтобы подставить их под головку тарана и, таким образом, смягчить его удар. Когда же римляне научились перерезать верёвки и возобновили методичное разрушение стены, евреи сделали вылазку и сожгли таран. Один из защитников города сумел даже отбить наконечник тарана точным попаданием тяжёлого камня с высокой стены.

    История тарана[ | ]

    Ассирийский барельеф IX век до н. э. с изображением «черепах» и таранов

    Существуют монументальные изображения, свидетельствующие о том, что таран и навесы (так называемые «черепахи») были известны ещё ассирийцам.

    Римский автор I в. до н. э. Витрувий в своём трактате приписывает изобретение тарана карфагенянам во время осады ими испанского города Кадиса[2]. Карфагеняне разбили бревном какое-то строение, что навело Пефасмена, корабельного мастера из Тира, на мысль подвесить бревно. С помощью изобретения карфагеняне разрушили стены Кадиса. Время этого события неизвестно. Кедрас из Халкедона поместил таран в деревянную конструкцию на колёсах (так называемую «черепаху»[3]) и закрыл её для защиты шкурами быков. Затем Витрувий переходит сразу к македонскому царю Филиппу II, который в 340 до н. э. применил тараны при осаде греческого города Византий. Ту же историю повторяет Афиней Механик, современник Витрувия.

    Рисунок небольшого тарана («барана») из средневековой книги

    Плиний Старший в качестве автора первого опыта применения «черепахи» греками упоминает Артемона из Клазомена. Фукидид описывает применение тарана во время осады Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II.

    Римляне научились у греков искусству строить тараны и впервые

    encyclopaedia.bid

    Воздушный таран - оружие русских - Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) - Архив работ - Каталог статей

    ГБОУ Лицей №1550 города Москвы

    Автор: Стряпчева Валерия

     

     

     

     

     План

     

     

    I. Введение
    II. Что такое воздушный таран?
    III. Из истории воздушных таpанов
    А. Первые воздушные тараны
    Б. Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны
    В. Воздушные тараны в СССР в послевоенный период
    IV. Насколько опасен воздушный таран?
    V. Почему воздушный таран называют «оpужием pусских»?
    VI. Заключение
    VII. Библиография

     

    I. Введение

     

     

    Мы очень часто говорим о героях, но редко о том, каким образом они добивались побед, увековечивших их имена. Меня заинтересовала предлагаемая тема, потому что таран – один из самых опасных типов воздушного боя, оставляющий пилоту минимальные шансы на выживание. Тематика моего исследования не только интересна, но важна и актуальна: ведь некогда не устареет тема подвигов героев, которые защищали наших бабушек и дедушек ценой собственных жизней. Они не будут забыты! Их патриотизм и отвага будут служить нам примером!
     

     

    Предмет исследования: история военной авиации, преимущественно, советского периода.

    Цель исследования:
    • Разобраться, какой вклад внесли российские – советские авиаторы в развитие теории и практики авиационных таранов и установить, таким образом, насколько справедливо утверждение, что «воздушный таран – оружие русских».

     

    Задачи исследования:
    • Выявить мотивы, побуждающие пилотов идти на воздушный таран;
    • Установить, насколько смертелен воздушный таран, и какие факторы влияют на его благополучный исход;
    • Исследовать динамику применения воздушного тарана в военное время и выяснить, почему «львиная доля» таранов приходится на период 1941 – 1942 годов;
    • Сравнить тараны совершенные советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны о тараны японских камикадзе.

    Гипотиза:
    • Воздушный таран по праву называют «оружием русских».

    Проблемные вопросы:
    • Частота применения тарана в первые годы Великой Отечественной войны – это показатель самоотверженности советских пилотов, или доказательство технического отставания отечественной авиации?
    • Можно ли выявить безопасные для летчика виды воздушного тарана?

    Методы исследования:
    • анализ исторического материала, сравнение и обобщение.

     

     

     

    II. Что такое воздушный таран?

     

     

     

    Таран – старинное русское слово. Первоначально так называлось стенобитное оружие. Оно упоминается в Ипатьевской летописи под 1234 годом. Вот как толкует это слово Владимир Даль в своем знаменитом словаре: «окованное с носка бревно на весу, которое раскачивают и бьют им в стену». Других значений этого термина Даль не приводит.
     
    Таран - стенобитное орудие
    Видимо в конце XIX века, с распространением новых видов боевой техники, появляются новые толкования этого слова. В толковых словарях XX мы встречаемся с новым, более привычным для нас, значением: «удар фюзеляжем, винтом или крылом самолета, корпусом корабля, танка по самолету, кораблю, танку противника, а также падение в горящей машине на скопление войск противника».

    Из этого определения мы видим, что тараны бывают морские, танковые и авиационные. Истоpии известны тpи вида таpанов с использованием самолетов: воздушный, огненный и таpан наземных объектов. Давайте pассмотpим каждый из этих видов по отдельности.

    Огненный таpан – это вид таpана, пpи котоpом повpежденный самолет направляется на воздушные, наземные или моpские объекты. Самый известный огненный таpан был совеpшен 26 июня в 1941 года Николаем Гастелло.
     


    Огненный таран Николая Гастелло
    Таран наземных объектов – таран самолетом наземных целей. Первый таран наземного объекта совершил советский летчик Михаил Юкин в 1939 году во время боев на реке Халхин-Гол.

    Воздушный таран – это умышленное столкновение с машиной противника в воздухе с целью повредить или уничтожить ее. Именно этому виду тарана посвящено мое исследование.

     

     

    III. Из истории воздушных таpанов

     

    А. Первые воздушные тараны

     

    Автором идеи использования самолетов для тарана является Николай Александрович Яцук (1883 – 1930 гг.) - один из первых российских авиаторов. Он был участником Русско-японской войны, в том числе, Цусимского сражения и Первой мировой войны. В 1920-х годах Яцук преподавал в ВВИА им. Н.Е. Жуковского.
       

    Николай Александрович Яцук


    Николай Александрович - автор нескольких работ по теории авиации и воздухоплавания и книги «Воздухоплавание в морской войне». В 1911 году в журнале «Вестник воздухоплавания» появилась его статья о возможности «летчиков таранить своими аэропланами чужые». Из этого следует, что идея совершать таран летательного средства появилась благодаря русскому авиатору.

    Первым воплотил идеи Яцука в жизнь легендарный Петр Николаевич Нестеров (1887 – 1914 гг.) – великий русский летчик, герой Первой мировой войны, Георгиевский кавалер, основоположник высшего пилотажа. 8 сентября 1914 года около городка Жолква Петр Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил австрийский самолет-разведчик «Альбатрос», летчики которого вели воздушную разведку передвижения русских войск. Тяжёлый «Альбатрос» летел на высоте, недосягаемой для выстрелов с земли. Нестеров на лёгком быстроходном «Моране» пошёл ему наперерез. Австрийцы пытались уйти от столкновения, но Нестеров настиг их и врезал свой самолёт в хвост «Альбатроса». Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли.

    Следует отметить, что таран Нестерова был вынужденным. Дело в том, что в начале Первой мировой войны самолёты всех воюющих стран (кроме российского «Ильи Муромца») не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. В этих условиях таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.
     


    Таран Петра Николаевича Нестерова

     


    Обратим внимание, также, что Нестеров не собирался уничтожать самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причем допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика». Таким образом, Нестеров верил в благополучный для него исход тарана. Но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Т.е. причина гибели прославленного летчика – неточность в расчетах.

     

     

    Б. Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны

     

     

    Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны. Счет им открыл старший лейтенант Иван Иванов. Его часы, остановившиеся в момент столкновения, показывали 4 часа 25 минут 22 июня 1941 года. С начала войны прошло меньше получаса.

    Остановимся на самых заметных таранах военных лет, обращая внимания на причины, заставившие летчиков пойти на умышленное столкновение.

    В ночь на 7 августа 1941 года, расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель Виктор Талалихин таранил немецкий бомбардировщик. Виктору повезло: его «И-16», отрубивший винтом хвостовое оперение «Не-111» (самолет противника), стал падать, но летчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Обратим внимание на причину этого тарана: из-за ранения и отсутствия боеприпасов Талалихин не имел другой возможности продолжать бой. Бесспорно, своим поступком Виктор Талахин продемонстрировал мужество и патриотизм. Но ясно, также, что до нанесения тарана он проигрывал воздушный бой. Таран стал для Талалихина последним, хотя и очень рискованным средством перехватить победу.
     


    Виктор Талалихин
      12 сентября 1941 года состоялся первый воздушный таран, совершенный женщиной. Екатерина Зеленко и ее экипаж на поврежденном «Су-2» возвращались с разведки. Их атаковали 7 вражеских истребителей «Me-109». Наш самолет оказался один против семи врагов. Немцы взяли «Су-2» в кольцо. Завязался бой. «Су-2» был подбит, оба члена экипажа получили ранения, к тому же, кончился боезапас. Тогда Зеленко приказала членам экипажа покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу «Мессершмитт» разломился пополам, а «Су-2» взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Тем самым Зеленко уничтожила вражескую машину, но при этом погибла сама. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной!
     
    Екатерина Зеленко
    Показательным является таран, который осуществил старший политрук 1-й эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка Андрей Данилов. Произошло это в небе над Гродно. На самолетах «И-153» летчики эскадрильи, в которой сражался Данилов, вели неравный бой с вражескими «Мессершмиттами». Ведомый, получив повреждение в предыдущем бою, отстал и не смог прикрыть товарища. И Данилов в одиночку принял бой с девятью «Мессерами». Фашистский снаряд попал в крыло его самолета, летчик был ранен. У Данилова закончились боеприпасы, он направил самолет на противника, протаранив винтом крыло «Мессершмитта». Вражеский истребитель начал падать. «И-153» тоже потерял управление, но истекающий кровью Данилов вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел его посадить.

    Этот случай показывает нам, что даже в самых безнадежных таранах, шанс выжить оставался. Боевые летчики об этом знали и надеялись спастись, сохранить самолет и «вернуться в строй».
     


    Андрей Данилов


    Обратим внимание, в приведенных случаях есть много общего:
    1. Советские летчики оставались без прикрытия;
    2. Враг имел численное превосходство;
    3. Летчики были ранены;
    4. Боеприпасы закончились;
    5. Советские самолеты уступали в маневренности и в технических параметрах немецким «Мессершмиттам» - лучшим истребителям первых лет войны.

     

     

     

    Таким образом, тараны Талалихина, Данилова и Зеленко были вынужденными, только рискуя собственной жизнью и живучестью своего самолета, летчики могли сбить противника.

    В 1942 году число таранов не снижалось.

    Три раза в 1942 году таранил самолеты противника Борис Ковзан. В первых двух случаях он на своём самолёте «МиГ-3» благополучно вернулся на аэродром. В августе 1942 года на самолёте «Ла-5» Борис Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров, с не полностью раскрывшимся парашютом, он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны. 10 месяцев героический летчик находился в госпитале. Он потерял правый глаз, но вернулся на летную службу.
     


    Борис Ковзан
    Вот еще один случай. 13 августа 1942 года недалеко от Воронежа лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов в паре с командиром эскадрильи вступил в бой против 9 бомбардировщиков и 7 истребителей противника. У Ачкасова вышли все боеприпасы, а в это время в хвост самолёта командира зашли два «Мессершмитта». Тогда лейтенант уверенным и искусным манёвром заставил одного фашиста отвернуть, а на второго пошёл на таран. На высоте 5000 метров он обрушился на врага. Удар был настолько силён, что «Ме-109» начал разваливаться ещё в воздухе.

    Мы видим, в 1942 году картина не меняется: на таран летчики шли только в безнадежной ситуации, когда другие средства борьбы с противником были исчерпаны.
     


    Сергей Ачкасов
    Теперь посмотрим, как менялось количество таранов со стабилизацией ситуации на советско-германском фронте. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 летчиков (точное количество таранов неизвестно, до сих пор ведутся исследования по данному вопросу). Из них более 2/3 таранов приходится на 1941-1942 годы. В последующие годы войны тараны применяются все реже. Так в первый год войны советскими летчиками было произведено 192 тарана, в 1945-м — всего 22. Из этой статистики мы видим, что больше всего таранов совершалось в первые два года Великой Отечественной Войны.

    Это можно объяснить нехваткой боеприпасов (в первое время машины вообще не были оснащены оборудованием для ведения воздушного боя), слабой маневренностью советских истребителей и, при этом, самоотверженностью наших бойцов их верой в Победу. Как только ситуация в небе выравнивается и советские самолеты становятся более «конкурентноспособными», а летчики набираются опыта, число таранов заметно снижается.

    Приведем пример одного из последних таранов Великой Отечественной войны. 10 марта 1945 года лётчик И. В. Фёдоров вылетел на истребителе «Як-1Б» вступил в бой сразу с шестью истребителями «Bf-109». В неравном бою самолет Федорова загорелся, а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре, которая находилась в вираже. Один из фашистов попытался отвернуть, переводя самолет из левого виража в правый. На какой-то момент «Bf-109» замер на месте. Этим воспользовался Федоров. Левым крылом своего истребителя он нанес удар по кабине «Мессершмитта». Оба самолета начали падать. В момент удара Фёдоров, оборвав ремни и пробив закрытый фонарь, был выброшен из кабины и приземлился на парашюте в расположении медсанбата.
     


    "Як-1Б". На такой машине сражался с «Bf-109» Иван Федоров

    Можно заметить, что, во-первых, советский пилот вел на равных бой с численно превосходящим его противником и даже сбил два вражеских самолета. Во-вторых, в отличие от первых лет войны, когда таранили в основном неповоротливые бомбардировщики, объектом тарана И.Федорова стал один из лучших истребителей - «Мессершмитт». В-третьих, наши пилоты, не утратив готовность к самопожертвованию, обрели необходимый опыт выживания после совершения тарана.

     

     

     

    Промежуточные выводы по разделу «Воздушные тараны в годы Великой Отечественной войны»

    Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие промежуточные выводы:

     • Воздушный таран в годы Великой Отечественной войны использовался достаточно часто;

    • Тараны применялись смелыми летчиками, которые понимали, что при малейшей неточности они погибнут;

    • Шансы остаться шансы живым и посадить машину были. Техника совершения тарана совершенствовалась учетом особенностей каждого вида самолета. Пилоты знали, чем и куда таранить самолет противника;

    • Тараны для советских летчиков были «последним средством» поразить противника, к которому они прибегали в случае полной невозможности продолжать воздушный бой;

    • Большое количество таранов совершенных советскими пилотами в первые два года войны – показатель технического отставания советской авиации. Немецкие самолеты были более маневренными, были лучше защищены и вооружены;

    • По мере улучшения технических характеристик самолетов число воздушных таранов, совершенных советскими летчиками, заметно уменьшается.

     

     

     

     

    В. Воздушные тараны в СССР в послевоенный период

     

     

     

     

    После Победы над фашистской Германией тараны продолжали применяться советскими летчиками, однако это случалось значительно реже:
    • 1951 – 1 таран
    • 1952 – 1 таран
    • 1973 – 1 таран
    • 1981 – 1 таран

    Причина связана с отсутствием войн на территории Советского союза и с тем, что появились мощные машины, оснащенные огнестрельным оружием и маневренные и легкие самолеты-перехватчики.

    Вот несколько примеров использование тарана в послевоенное время:
     


    Г.Н.Елисеев
    28 ноября 1973 года капитан Елисеев Г.Н. нёс боевое дежурство в районе Муганской долины (Азербайджанская ССР). Государственную границу СССР нарушил самолёт «F-4. Фантом» ВВС Ирана. По команде с КП капитан Елисеев сначала занял готовность №1, а потом взлетел на истребителе «МиГ-21» на перехват самолёта-нарушителя. Капитан Елисеев настиг нарушителя недалеко от границы. С земли поступил приказ: «Цель уничтожить!». Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ пресечь полёт противника любой ценой. Елисеев ответил: «Выполняю!». Он сблизился с самолётом-нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Г.Елисеев был награжден посмертно.

    Рассмотрим последний в истории Советского Союза таран.

    18 июля 1981 года государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт «Канадэр CL-44» аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран. На перехват были подняты две пары истребителей «Су-15». На цель был наведён гвардии капитан Куляпин В.А. Перед ним была поставлена задача посадить нарушителя на нашей территории. Обнаружив самолёт-нарушитель, Куляпин пошёл параллельным курсом и стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда нарушителя сбить. «Су-1» Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решился на таран. Он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. Летчик представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красного Знамени.
     


    Валентин Александрович Куляпин
    По вопросу о необходимости таранов Елисеева и Куляпина высказываются разные точки зрения. Я считаю, что летчики совершенно оправданно пошли на таран. Государственная граница – священна, а никак кроме тарана остановить самолеты-нарушители было не возможно.

     

     

    IV. Насколько опасен воздушный таран?

     

     

    В данном исследовании приводятся примеры только самых знаменитых таранов. Но этот список можно дополнить еще сотней фамилий людей, которые не испугались пойти на таран как на верную смерть.

    Между тем, истории авиации известно довольно много примеров, когда летчики применившие таран выживали:

    • Виктор Талалихин остался жив после ночного тарана в 1941 году;
    • Андрей Данилов в 1941 году не только остался жив, но и сохранил машину;
    • Четыре раза в 1941 – 1942 годах таранил самолеты противника Борис Ковзан;
    • Шесть раз совершил таран и остался жив И.Е. Федоров в 1945 году;

    Всего за годы Великой Отечественной войны повторно совершали таран 35 летчиков. Следовательно, не все тараны так опасны, как принято считать. Нередко пилоты оставались живы, реже, они даже сажали самолеты на землю с незначительными повреждениями.

    Назову факторы, которые, по моему мнению, способствовали выживанию летчика совершившего таран и сохранению самолета:
    • Очень много зависело от личных качеств пилота: смелости, решительности. Если бы летчик передумал совершать таран в последний момент, то, скорее всего, он был бы обречен на неудачу. Многое решали такие качества, как сдержанность и расчетливость летчика, который должен был, не паникуя, хладнокровно повредить машину противника и посадить свой поврежденный самолет на землю;
    • Не меньшую роль играло мастерство летчика;
    • В-третьих, благополучному исходу тарана способствовали правильный выбор техники тарана.
    • К вспомогательным факторам можно отнести благоприятные погодные условия, технические и летные качества машины и количество самолетов противника.

    Подумаем, есть ли относительно безопасные способы тарана.

    Выделяются следующие способы воздушного тарана:

     

     

    1. Удар шасси по крылу

     

    Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели.
     
    Именно этот способ тарана применил Нестеров. Позже этот тип тарана удачно применил Александр Казаков При этом таране шансы пилота на удачную, но не очень мягкую посадку были велики. Даже при самом ужасном исполнении этого вида тарана самое худшее, что могло случиться с машиной – повреждение шасси. В экстренной ситуации у пилота оставалось время на катапультирование из поврежденной машины. Оставались шансы и на спасение аварийное самолета. Его можно было, например, посадить на воду.

     

     

    2. Удар винтом по хвостовому оперению

     

     

    Атакующий самолёт заходил на цель сзади и наносил удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Такой удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели.

    При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.
     


    Это самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. Он широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции. Напомним, таран этого вида применил Андрей Данилов и не только остался живым, но и смог сохранить самолет.

     

    3. Удар крылом

     

    Производился как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносился крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе по кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.

    Иван Федоров и Екатерина Зеленко в годы Великой Отечественной войны использовали именно этот способ тарана. Зеленко погибла, Федоров остался жив.
     

     

     

    В случае такого удара самолет мог потерять равновесие, и посадить такую машину было почти не реально, но катапультироваться летчик мог, хоть и с большим трудом.

     

    4. Удар фюзеляжем

     

    Самый опасный для лётчика вид тарана. Фюзеляж – это корпус самолета. В самом фюзеляже находятся самые важные механизмы. Такой таран приводил к разрушению самолета, нередко, к немедленному возгоранию. Летчик мог не успеть покинуть машину.
     
    Тем не менее, известны случаи выживания летчиков после такого тарана. Валентин Куляпин в 1981 году совершил такой таран и успел катапультироваться.

    Таким образом, все тараны чрезвычайно рискованны. Но шанс выжить был всегда! Наибольшие шансы для летчика спастись были при ударе шасси. Самый опасный тип тарана – удар фюзеляжем.

     

    V. Почему воздушный таран называют «оpужием pусских»?

     

     

    В литературе встречается мнение, что таран нельзя называть оружием русских. Якобы, русские только придумали таран и все. Выразителями этой точки зрения стали, например, Алексей Степанов и Петр Власов, авторы работы «Воздушный таран – оружие не только советских героев».

    В этом разделе я приведу аргументы, в пользу того, что таран, действительно, оружие русских.

    Без сомнения, пилоты многих стран использовали технику тарана. 22 декабря 1941 года, сражавшийся в составе английских ВВС, австралийский сержант Рид, израсходовав все патроны, таранил японский истребитель «Ki-43» и погиб при столкновении с ним.

    В 1942 году голландец Дж. Адам таранил японский истребитель и остался жив.

    В декабре 1943 года, сражающийся на стороне Германии болгарин Димитр Списаревски на своем «Bf-109G-2» врезался в фюзеляж американского «Либерейтора», переломив его напополам! Оба самолета рухнули на землю. Димитр Списаревски погиб. На американцев этот таран произвел неизгладимое впечатление - после гибели Списаревски американцы опасались каждого приближающегося болгарского «Мессершмитта»....
     


    Таран Димитра Списаревски
    Конечно, наибольшую известность заслужили японские камикадзе. Это явление возникло в октябре 1944 году во время воздушных боев над Тихим океаном. Камикадзе – это отряд летчиков-смертников, которые направляли свои самолеты на машины противника, таранили их и гибли при этом сами.

    Шансов выжить у них практически не было, т.к. чаще всего их самолеты были набиты взрывчаткой. Несмотря на изначальную установку погибнуть, выполняя задание, зафиксированы случаи возвращения летчиков-смертников на базу или подобранных в море. В большинстве случаев это происходило по причине неисправности самолетов и двигателей. В случае не обнаружении цели, или по иной причине срыва атаки, камикадзе прямо предписывалось возвращаться.

    Обратим внимание, в отличие от камикадзе русские летчики старались после атак остаться в живых. Это подтверждает количество разнообразных техник ударов самолетов по машинам, придуманных в военное время. Кроме того, явление камикадзе появилось значительно позже и это значит, что они - всего лишь последователи русских героев-летчиков.

    Спору нет, использование приема воздушного тарана характерно не только для советских летчиков – тараны совершали пилоты почти всех стран, участвовавших в боях.

    И все же, по моему мнению, таран можно называть «оружием русских», т.к.:
    • Именно россиянам пришла идея применения тарана в воздухе (Н.Яцук).
    • Российский пилот (П.Нестеров) впервые осуществил воздушный таран на практике;
    • Нестеров же был первым летчиком, погибшим во время тарана;
    • Российские пилоты придумали несколько технических приемов, и теоретически обосновали зависимость типа тарана от строения самолета;
    • Первая женщина, совершившая таран – советская летчица Екатерина Зеленко; • Виктор Талалихин первым применил ночной таран;
    • «Львиная доля» воздушных таранов II мировой войны осуществлена советскими пилотами;
    • Даже в мирные послевоенные годы наши летчики использовали воздушный таран как средство борьбы с нарушителями Государственной границы.
     

    Советский агитационный плакат военных лет


    Таким образом, воздушный таран можно назвать «оружием русских», но не потому, что только россияне были способны его совершить, а потому, что они внесли наибольший вклад в теорию и практику тарана.

     

     

    VI. Заключение

     

     

    Мы рассмотрели историю воздушных таранов в нашей стране и можем сделать вывод, что отечественные авиаторы первыми придумали этот прием воздушного боя и применили его на практике. Им же принадлежит честь проработки техники тарана и совершения тарана в ночных условиях. Единственная женщина, совершившая ночной таран – наша соотечественница. В годы II мировой советские пилоты около 600 раз врезались во вражеские самолеты. Ни одна страна не может соперничать с СССР по этому показателю. И наконец, случаи таранов зафиксированы в СССР даже в мирное время.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: таран действительно можно называть «оружием русских героев».

    Исследование динамики использования таранов и мотивов, побудивших летчиков пойти на них, привели нас к выводу, что советские пилоты шли на столкновение с самолетом врага, когда их машина была необратимо повреждена, и (или) сами они были серьезно ранены. Т.е. таран был последним средством нанести урон противнику, пусть и ценой собственной жизни.

    Мы провели сравнение таранов совершенных японскими камикадзе и советскими летчиками и можем говорить о принципиальных отличиях между ними. У камикадзе считалось позором не погибнуть. Русские пилоты были нацелены на выживание и спасение машины. Остаться в живых для них – признак мастерства!

    В заключении, ответим на проблемные вопросы:

    • Частота применения тарана в первые годы Великой Отечественной войны – это показатель самоотверженности советских пилотов, или доказательство технического отставания отечественной авиации?
     
    Я считаю, что летчики, решившиеся на таран, продемонстрировали истинное мужество и патриотизм. Они – настоящие герои, о подвиге их нельзя забывать! Однако, частота совершения таранов в 1941 – 1942 годах – это показатель превосходства немецкой авиационной техники в летных качествах и огневой мощи.

    • Можно ли выявить безопасные виды воздушного тарана?

    Я пришла к выводу, что безопасных способов тарана не существует. Выживаемость летчика и его машины зависели от многих факторов, и прежде всего, от точности выполнения маневра. И все-таки наибольшие шансы на спасение отставлял удар шасси.

     

     

    VII. Библиография

     

    Абрамов А.С. Двенадцать таранов. Свердловск, 1970;
    Бабич В. К. Воздушный бой: Зарождение и развитие. М., 1991;
    Бессмертные подвиги. М., 1980;
    Важин Ф.А. Воздушный таран. М., 1962;
    Вальцефер В.Н., Корон Т.К., Кривошеев А.К. Школа штурмующих небо: очерки. Краснодар, 1974;
    Волков В. Таран оружие русских. //olymp.as-club.ru;
    Горбач В. Авиация в Курской битве. М., 2008;
    Друзь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914г. – октябрь 1917). // Машиностороение, 1986;
    Жукова Л.Н. Выбираю таран. М., 1985;
    Заблотский А., Ларинцев Р. Воздушный таран - кошмар немецких асов. //topwar.ru;
    Залуцкий Г.В. Выдающиеся русские лётчики. М., 1953;
    Зимин Г.В. Тактика в боевых примерах: истребительная авиационная дивизия. М., 1982;
    Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат, 1981;
    Герой воздушных таранов. М., 1980;
     Крылья Родины: очерки. М., 1983; Петр Нестеров. Легенда русской авиации. //nesterovpetr.narod.ru;
    Самсонов А. Русский прием воздушного боя. //topwar.ru;
    Степанов А., Власов П. Воздушный таран – оружие не только советских героев. //www.liveinternet.ru;
    Шингарёв С.И. Иду на таран. Тула, 1966;
    Шумихин В.С., Пинчук М., Бруз М. Воздушная мощь Родины: очерки. М., 1988;
    Уголок неба. Авиационная энциклопедия. // www.airwar.ru.

     

    olymp.as-club.ru

    Таран - Gpedia, Your Encyclopedia

    Современная реконструкция тарана

    Таран — (от лат. Taurus) у древних, стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.

    Конструкция и принцип действия

    Ударное бревно приводилось в действие либо вручную, либо с помощью цепей и канатов, которыми таран подвешивался к раме. В последнем случае использование облегчалось тем, что отсутствовала необходимость удерживать тяжёлое бревно на весу вручную. Количество солдат, необходимое для использования тарана, доходило до 100.

    Для более удобного передвижения тарана и надёжной защиты солдат, приводивших его в движение, устраивался навес на колесах, под которым устанавливалось орудие. Нередко подвижной навес состоял из нескольких этажей, на каждом из которых размещался отдельный таран для пролома стены сразу на нескольких уровнях.

    Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов:

    Это — чудовищная балка, похожая на корабельную мачту и снабжённая крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название; посередине она на толстых канатах подвешивается к другой поперечной балке, покоющейся обоими своими концами на крепких столбах. Потянутый многочисленными воинами назад и брошенный соединенными силами вперёд, он своим железным концом потрясает стену. Нет той крепости, нет той стены, которая была бы настолько сильна, чтобы противостоять повторенным ударам «барана», если она и выдерживает первые его толчки… В то время, когда никто таким образом не мог осмелиться взойти на стену, одна часть солдат притащила сюда таран, который для защиты рабочих и машин был покрыт сплошной кровлей, сплетённой из ив и обтянутой сверху кожами. При первом же ударе стена задрожала и внутри города раздался страшный вопль, точно он уже был покорён.[1]

    Разрушение стены тараном

    Иосиф Флавий рассказал и о методах противодействия тарану. Сначала осаждённые евреи спускали мешки с мякиной на верёвках, чтобы подставить их под головку тарана и, таким образом, смягчить его удар. Когда же римляне научились перерезать верёвки и возобновили методичное разрушение стены, евреи сделали вылазку и сожгли таран. Один из защитников города сумел даже отбить наконечник тарана точным попаданием тяжёлого камня с высокой стены.

    История тарана

    Ассирийский барельеф IX век до н. э. с изображением «черепах» и таранов

    Существуют монументальные изображения, свидетельствующие о том, что таран и навесы (так называемые «черепахи») были известны ещё ассирийцам.

    Римский автор I в. до н. э. Витрувий в своём трактате приписывает изобретение тарана карфагенянам во время осады ими испанского города Кадиса[2]. Карфагеняне разбили бревном какое-то строение, что навело Пефасмена, корабельного мастера из Тира, на мысль подвесить бревно. С помощью изобретения карфагеняне разрушили стены Кадиса. Время этого события неизвестно. Кедрас из Халкедона поместил таран в деревянную конструкцию на колёсах (так называемую «черепаху»[3]) и закрыл её для защиты шкурами быков. Затем Витрувий переходит сразу к македонскому царю Филиппу II, который в 340 до н. э. применил тараны при осаде греческого города Византий. Ту же историю повторяет Афиней Механик, современник Витрувия.

    Рисунок небольшого тарана («барана») из средневековой книги

    Плиний Старший в качестве автора первого опыта применения «черепахи» греками упоминает Артемона из Клазомена. Фукидид описывает применение тарана во время осады Платеи, то есть за несколько десятков лет до Филиппа II.

    Римляне научились у греков искусству строить тараны и впервые использовали их во время осады Сиракуз, в ходе Второй Пунической войны. Один из двух таранов потребовал для своего передвижения 6000 легионеров.

    Современное использование тарана

    По мнению Вегеция, автора IV века, таран назван созвучно слову «баран» (лат. aries), поскольку копирует тактику нападения этого животного. Навес называется «черепахой», поскольку с раскачивающимся тараном похож на черепаху, выдвигающую и прячущую голову и шею под панцирем. Известны находки массивных наконечников для таранов, выполненные в виде бараньей головы.

    Таким образом, знаменитая русская поговорка «уставился, как баран на новые ворота» обязана своим происхождением, скорее всего, не домашнему животному, а именно стенобитному орудию[4][неавторитетный источник?].

    Таран (морской)

    Таран у военного корабля — нос корабля специальной формы, предназначенный для пробивания бортов вражеского корабля, а также сам тактический приём пробивания.

    Примечания

    Литература

    www.gpedia.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *