ПОДВОДНЫЙ ТАЙФУН » Перуница


Вообще никаких «Тайфунов» в официальных документах российского ВМФ не числится. Это название придумали западные военные. Любят они наделять боевую технику жуткими прозвищами. Хотя, согласитесь, «Атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941» звучит куда менее эффектно.

Рождению «Тайфуна» предшествовала длинная история. В начале нашего столетия, когда появились первые боевые субмарины, военные теоретики относились к этому виду техники более чем скептически. Мало кто мог представить, что тонкостенная, тихоходная жестянка с нелепо торчащими над кургузым мостиком стволами малокалиберных орудий уже через десятилетие превратится в агрессивного морского хищника, опаснейшего врага кораблей надводного флота.

А ведь сила подлодки — не в пушках и броне, и даже не в торпедах, которые, кстати, долгое время были весьма несовершенны. Скрытность — вот главное достоинство боевых субмарин. Подводный хищник незаметно подкрадывается к жертве и разряжает свои торпедные аппараты почти в упор.

Но вот как же быть с объектами противника, расположенными на суше? Торпеды по берегу бегать не умеют, дальность огня артиллерии слишком мала. Может, самолеты? Японцы в конце Второй мировой войны создали целую флотилию подводных авианосцев. И были готовы нанести удар по шлюзам Панамского канала. К счастью, не успели.

Да и создание подобных авианосцев сложно и достаточно дорого. Вот ракеты — другое дело. С появлением этого вида оружия стало ясно, в каком направлении будет развиваться подводный флот. Подводные ракетоносцы — вот решение проблемы.

И первые подобные проекты появились в СССР в 1949 г. Первоначально планировалось использовать трофейные «ФАУ», правда, не крылатые, а баллистические. Но тут подоспела гораздо более совершенная ракета Р-11 конструкции С.П.Королева.

26 января 1954 г. Совет Министров СССР принял секретное постановление о создании большой подводной лодки с ракетным вооружением. Эту дату и можно считать днем рождения нашего подводного ракетного флота. Пару Р-11 установили на лодку Б-67, и 16 сентября 1955 г. впервые в мире был осуществлен пуск баллистической ракеты с подводной лодки.

Для того чтобы произвести пуск, первым ракетоносцам приходилось всплывать на поверхность. Сама процедура старта занимала больше 10 минут, что, естественно, давало противнику хорошие шансы на уничтожение лодки. Технология подводного пуска была разработана лишь к 1960 г.

В1970 г. появился стратегический подводный ракетоносец проекта 667. Но вот беда — он оказался слишком шумным. Натовская система гидроакустического слежения обнаруживала ракетоносцы еще при выходе с базы. Главная составляющая шумового спектра лодки — шум гребного винта. Чем более гладкая поверхность лопасти, тем меньше шума. Станки, позволяющие создать подобные детали, пришлось закупить в Японии, а вот резиноподобный материал, которым покрывается корпус лодки снаружи, позаимствовали у англичан. И то и другое вызвало немалые скандалы.

Считается, что «Тайфун» — самая комфортная лодка в мире. Шестиметровый бассейн с пресной водой, сауна, два спортзала, где можно играть в большой теннис, кинозал, библиотека. Казалось бы, все это больше подходит прогулочной яхте, нежели подводному крейсеру. На самом деле необходимость комфорта диктуется железной логикой — «обитаемость» важна не менее, чем ракетно- ядерное оружие.


По конструкции лодка совершенно уникальна. «Тайфун» — это катамаран. Два прочных корпуса прилегают друг к другу, как стволы двустволки. Между стальными цилиндрами корпусов, в которых размещаются основные механизмы корабля, жилые помещения и ядерная силовая установка — перемычка. В ней-то и оборудованы двадцать стартовых шахт для межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с ядерными боеголовками.

Дальность полета таких «игрушек» — более трех тысяч километров. Ракеты имеют от одной до трех термоядерных боеголовок с индивидуальным наведением. Мощность каждой — полторы мегатонны, а точность стрельбы такова, что обеспечивает попадание в круг диаметром 30 метров. Ни один флот мира не имеет более совершенного оружия.

Имея стандартное водоизмещение 23 тыс. т в надводном положении, «Тайфун» превзошел по этому параметру большинство тяжелых крейсеров последней войны. А то, что более тяжелой и крупной подлодки еще не построено, — это совершенно точно.

Правда, скорость подводного хода нашей подлодки не слишком высока, зато дальность хода и время нахождения в море отменные. Никто пока не побил показатель в 120 суток, а именно столько может автономно проплавать «Тайфун». И при этом погружаться на глубины до 400 м и успешно производить пуски ракет с глубины 30—60 м.

Сейчас на вооружении российского ВМФ состоит шесть таких подводных лодок. И лишь в 2003 г. им предстоит встать на модернизацию!

А. КОНСТАНТИНОВ
Изобретатель и рационализатор 2000 №8

Далее из Википедии:

Современный статус


По состоянию на 2017 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля выведены из состава флота и готовятся к утилизации, один модернизирован по проекту 941УМ и находится в строю.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:

  • броски с погружаемого стенда в Балаклаве,
  • броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки
  • на следующем этапе — серия пусков с наземного стенда
  • только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки — её штатного носителя

Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объяснял принятое решение:

«Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун»»

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года[63] в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под «Булаву» ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока ещё не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие — отметил Высоцкий. Рассматривался, в частности, вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года

В июне 2016 года было объявлено, что срок эксплуатации «Дмитрия Донского» в составе ВМФ продлён до 2020 года.

В январе 2018 года было принято окончательное решение об утилизации «Архангельска» и «Северстали» после 2020 года.

www.perunica.ru

Подводная лодка «Тайфун». Оружие и военная техника. Добавил Евгений Черкасов — VilingStore.net

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв[5]. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).[6] Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.


Подводная лодка «Тайфун»

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер»[5]) была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года[7]. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.[7]. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).[8] ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года[9]. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции (см. ниже).

Подводная лодка «Тайфун»

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза.[10] Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды[11].

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев[12] на XXVI съезде КПСС[13], сообщив:
« Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас.[12][13] »

Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение[14].

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.[15]

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.[5]

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет

vilingstore.net

В России строится подводная лодка, по размерам превосходящая «Тайфуны»

Новая российская военная научно-исследовательская атомная подводная лодка для работы в арктических морях будет на 11 метров длиннее гигантских АПЛ проекта 941«Акула» (по версии НАТО «Тайфун») времён холодной войны.

Субмарину создают на базе недостроенного ударного ракетоносца 949А проекта типа «Антей» («Оскар-II»), заложенного на северодвинском ПО «Севмаш» ещё в 1992 году. Эти подводные лодки аналогичны АПЛ «Курск», затонувшей в Баренцевом море в августе 2000 года. 

На «Белогороде» будет установлено специальное глубоководное оборудование, в том числе другая подводная лодка. АПЛ будет использоваться для решения военных и гражданских задач на арктическом шельфе.  

Изначально подводные лодки этого проекта имели более широкий корпус, поскольку крылатые ракеты располагались по бортам. В отсутствие ракет, как считается, АПЛ может служить носителем более крупных объектов для подводных операций.

Как сообщают «Известия» со ссылкой на источники в ВМФ, подводную лодку удлинили почти на 30 метров. Это позволяет разместить специальное оборудование, шлюзовые камеры для перехода моряков в глубоководные аппараты, а также выхода водолазов. Кроме того, на АПЛ будут базироваться необитаемые глубоководные аппараты и батискафы.

Размер «Антея» увеличился с первоначальных 154 до 184 м. Это на одиннадцать метров больше, чем у АПЛ проекта 941 («Акула»/«Тайфун»), строившихся в 10980-е для ВМФ СССР. 

АПЛ К-410 «Смоленск» проекта «Антей» в сухом доке в Центре судоремонта «Звёздочка» (Северодвинск, 2013 г.). Фото: http://zvezdochka-ru.livejournal.com

Подводная система обнаружения

По информации «Известий», подводная лодка «будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубина полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации». Под последние может иметься в виду новая система обнаружения на дне моря, сходная с натовской системой SOSUS в Северной Атлантике.  

Сеть подводных сонаров и других датчиков позволяет более тщательно отслеживать появление и действия иностранных подводных лодок.

«Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей», – сообщил «Известиям» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. «Белгород», отметил он, станет не только самой большой, но и самой уникальной субмариной российского флота.

Впервые о новой российской гидроакустической системе было упомянуто в статье в «Известиях» летом прошлого года. 

Побережье Баренцева моря. Фото: Томас Нильсен

Разведывательные операции 

В энергетическую установку «Белгорода» входит два атомных реактора. Кроме того, атомной, скорее всего, будет и мини-субмарина, носителем которой он является. Вероятно, это будет одна из мини-АПЛ особого назначения типа «Лошарика».

За последнее десятилетие российский флот серьёзно модернизировал флот подводных лодок особого назначение, в который входят мини-подлодки для разведывательных операций и их носители.

В ноябре прошлого года ПО «Севмаш» опубликовало уникальный видеоматериал о выходе в Белое море АПЛ «Подмосковье». Эта перестроенная АПЛ проекта «Дельфин» служит носителем малых подводных лодок и глубоководных станций, предназначенных для работы с подводными кабелями в Баренцевом и Норвежском морях (Barents Observer, 14.11.16).

thebarentsobserver.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *