Слишком длинный ствол | Warspot.ru
Быстрый рост мощи танковых и самоходных орудий происходил на протяжении всей Второй мировой войны. Конструкторы некоторых стран добивались возрастания мощи орудий путём более-менее гармоничного увеличения как калибра, так и длины ствола. Другие же конструкторские школы делали ставку на существенное удлинение пушки при сохранении её относительно небольшого калибра. Второй подход особенно характерен для бронетанковой техники Германии. Такое решение имело и плюсы, и существенные минусы. Установить очень длинные орудия на боевых машинах среднего класса оказалось непросто. Ярким примером здесь может служить САУ Panzer IV/70. Попытка вооружить истребитель танков Jagdpanzer IV более мощной пушкой дала ей новые боевые возможности, но и добавила серьёзные проблемы.
Длинная удочка для среднего шасси
О том, что вполне удачному противотанковому орудию 7,5 cm Pak 40 будет нужна замена, в Управлении вооружений вермахта задумались ещё в середине 1942 года. Пушка имела выдающиеся характеристики, позволявшие уверенно поражать на средних дистанциях танки любого типа, включая тяжёлые КВ-1 и Churchill. Но опыт войны подсказывал, что увеличение мощи орудий провоцирует и рост брони. Предусмотрительность немцев оказалась обоснованной: уже в 1944 году появились танки ИС-2 и Churchill VII, которые уверенно пробивались пушкой Pak 40 и её разновидностями 7,5 cm KwK 40 (для танков) и 7,5 cm StuK 40 (для САУ) только в упор.
Ещё в феврале 1942 года появилась потенциальная замена для танковой версии Pak 40 — 70-калиберная пушка, разработанная конструкторами Rheinmetall-Borsig. Создавалась она для установки на тяжёлые танки, но в итоге прописалась на средних VK 30.01 (DB) и VK 30.02 (M). Второй из этих танков был принят на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Именно это орудие, получившее обозначение 7,5 cm KwK 42 L/70, рассматривалось как потенциальная замена для KwK 40 и StuK 40.
Правда, попытка поставить 7,5 cm KwK 42 L/70 на танк Pz.Kpfw.IV закончилась неудачей. Пушка оказалась слишком длинной, к тому же для её установки требовалось переделать шасси. Дело ограничилось макетами установки орудия. Попытки использовать пушку в САУ средней весовой категории остановились на ещё более раннем этапе: дальше проработки 70-калиберных орудий 7,5 cm Pak 42 L/70 на шасси StuG 40, которые требовали существенной переделки рубки, а также ранней спецификации на Jagdpanzer IV, в начале 1942 года дело не продвинулось.
Спереди хорошо виден стопор крепления орудия по-походному. Он позволяет отличить машину от Jagdpanzer IVВновь вопрос использования более мощной системы для вооружения истребителей танков был поднят 27 января 1944 года на совещании с участием Гитлера. Как раз в январе 1944 года первые Jagdpanzer IV были приняты заказчиком на заводе VOMAG. Именно эта самоходная установка была выбрана для установки 7,5 cm Pak 42 L/70.
StuG 40 Ausf.G в качестве варианта отпадала сразу по двум причинам: конструктивным и производственным. Установка нового орудия требовала существенной переделки как рубки, так и надмоторной плиты при этом. В условиях резко возросшего заказа на эти машины переделывать их никто не стал бы. Кроме того, завод Alkett дважды подвергался мощной бомбардировке, предприятие сильно пострадало. Ситуация оказалась настолько серьёзной, что конструкторы Alkett были вынуждены в срочном порядке разработать StuG IV, шасси для которых поставлялись с Grusonwerk.
Демонстрация машины ГитлеруРаботы по модернизации Jagdpanzer IV были начаты весной 1944 года. За основу конструкторский коллектив VOMAG взял серийную самоходную установку Jagdpanzer IV с серийным номером 320162, выпущенную в марте 1944 года. Существенных переделок в конструкцию машины вносить не стали: её боевое отделение было достаточно просторным для того, чтобы там поместилось более длинное орудие. Поскольку 7,5 cm Pak 42 L/70 была не только длиннее, но и тяжелее, потребовалось усилить и орудийную установку, в том числе подвижную и неподвижную бронировки. Более длинный и тяжёлый ствол пришлось дополнительно зафиксировать с помощью массивного стопора А-образной формы для положения по-походному, чтобы его не болтало во время движения по неровной местности. Также потребовалось менять боеукладки: поскольку патрон 7,5 cm Pak 42 L/70 был длиннее, чем патрон 7,5 cm Pak 39 L/48, боекомплект уменьшился с 79 до 57 патронов. В остальном Jagdpanzer IV с длинной пушкой не отличался от обычной машины.
Как и на Jagdpanzer IV, на серийных машинах пулемётная установка так и осталась в верхнем лобовом листе корпусаВпервые Гитлеру фотографии новой машины показали на совещании 6 апреля 1944 года. А вживую самоходную установку фюрер увидел 20 апреля на демонстрации, которую провели в день его рождения. Новой машиной Гитлер остался доволен: она получила «зелёный свет». К слову, официальное обозначение САУ как Panzer IV lang (V) появилось с подачи Гитлера 18 июля 1944 года. Уже осенью 1944 года оно поменялось на Panzer IV/70 (V), под которым машина более известна. Буква V в названии означала фирму VOMAG.
Перегруз носовой части
4 мая 1944 года Управление вооружений подготовило циркуляр, согласно которому с апреля 1944 по апрель 1945 года предполагалось выпустить 2020 истребителей танков Jagdpanzer IV всех типов. Между тем ситуация с Panzer IV/70 (V) была отнюдь не радужной. Неизвестно, знал ли об этом Гитлер, но Управление вооружений было проинформировано о сильной перегрузке носовой части машины. А ведь ещё планировалось усилить броню лобовой части корпуса и рубки с 60 до 80 мм. В результате боевая масса новой САУ по сравнению с Jagdpanzer IV увеличилась почти на две тонны.
Один из первых серийных Panzer IV/70 (V)О последствиях столь существенного перегруза догадывались и в 6-м отделе Департамента вооружений. 16 мая 1944 года, то есть менее, чем через 2 недели после принятия решения о массовом выпуске машины, отдел предложил переделать ходовую часть САУ. Изменения были небольшими: передние тележки подвески планировалось сдвинуть на 100 мм вперёд, чтобы немного поправить ситуацию с центром тяжести. Правда, эта инициатива не нашла поддержки: места для смещения подвески вперёд не осталось.
10 августа 1944 года 6-й отдел предложил снизить толщину лобовой брони до 60 мм. Это предложение было одобрено… но не более того. Panzer IV/70 (V) выпускались с бронёй толщиной 80 мм. Единственное предложение 6-го отдела, воплощённое в металле, — это установка пулемёта с дистанционным управлением на крыше рубки. Его получил опытный образец, но в серию машина пошла без этого пулемёта.
Вплоть до сентября 1944 года машины обмазывались циммеритом. Магнитных мин, впрочем, на фронт так и не завезлиПервые 60 Panzer IV/70 (V) должны были быть построены в августе 1944 года, с последующим нарастанием темпов производства: в сентябре 1944 года планировалось выпустить 90 машин, в октябре — 100, в ноябре — 150, в декабре — 180 и в январе 1945 года — 200. Новая машина постепенно сменяла Jagdpanzer IV, при этом технически первые Panzer IV/70 (V) повторяли своего предшественника. Разница состояла только в орудии и стопоре по-походному. В таком виде самоходная установка выпускалась в августе и сентябре 1944 года. При этом в сентябре вместо 60 машин реально было сдано 57 штук, а в октябре и того меньше — 41 САУ.
Осенью 1944 года, вероятно, начали поступать первые жалобы из частей на быстрый износ передних пар опорных катков. Вносить какие-то существенные изменения в конструкцию уже было поздно, к тому же это плохо отразилось бы на темпах выпуска машин. Поэтому с октября 1944 года серийные машины просто получили цельнометаллические передние катки. Также в сентябре-октябре на машины перестало наноситься антимагнитное покрытие циммерит. Немцы так и не дождались советских магнитных мин, для защиты от которых циммерит создавался. В октябре производство Panzer IV/70 (V) вышло на проектный уровень и даже немного его превысило: вместо 100 машин VOMAG сдал 104.
Машина с серийным номером 320996, захваченная английскими войсками. Циммерита нет, передние опорные катки цельнометаллические, число поддерживающих катков сократилось до трёх на бортБолее существенные изменения в конструкции появились к концу 1944 года. Частично они были связаны с метаморфозами, которые претерпевало базовое шасси — Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Для упрощения производства в конце октября – начале ноябре 1944 года количество поддерживающих катков сократилось до трёх. Примерно в это же время глушитель заменили на прямоточные выхлопные трубы. Они появились ещё на Jagdpanzer IV, но наиболее массово применялись уже на его сменщике. В ноябре с люков доступа к тормозам исчезли воздухозаборники, но часть машин получала люки старой конструкции. Например, старые люки имеет машина с серийным номером 320999, находящаяся в парке «Патриот». Изменились конструкции кормовых буксирных крюков и крышки, прикрывающей пулемётную установку.
Также с ноября машины получили облегчённые траки, что позволило немного снизить массу машины. В декабре появились канавки для люков, предотвращающие затекание воды при дожде, а также новая защита крыши прицела, которую стали собирать из отдельных листов (её получали не все машины).
С октября-ноября 1944 года вместо глушителя Panzer IV/70 (V) получали прямоточные выхлопные трубыТемпы выпуска Panzer IV/70 (V) в конце 1944 года оставались высокими. В ноябре план снова был перевыполнен — вместо 150 машин было сдано 178 штук, в декабре VOMAG выпустил 180 самоходных установок. В январе же 1945 года вместо 200 запланированных машин удалось выпустить 185. Причиной снижения темпов производства стала начавшаяся агония немецкой промышленности. Завод испытывал нехватку деталей и электричества. В феврале вместо 160 машин удалось сдать 135 штук. Где-то в этом же месяце на машины (правда, не на все) стали устанавливать литые ленивцы позднего типа. В конце 1944 – начале 1945 года выхлопные трубы Panzer IV/70 (V) получили специальные насадки, позволявшие снизить заметность выхлопа в тёмное время суток. К началу 1945 года стал использоваться упрощённый стопор орудия по-походному. В 1945 году на перископическом прицеле появилась насадка для устранения бликов от солнца, также была переделана установка дальномера.
Эти машины были выпущены в феврале-марте 1945 годаПоследним месяцем выпуска Panzer IV70 (V) стал март 1945 года. Начиная с 19 марта город Плауэн, в котором находился VOMAG, подвергался массированным бомбардировкам. 23 марта производственные мощности завода были разрушены окончательно. Вместо 180 запланированных машин в марте было сдано 50, на этом производство прекратилось. Всего завод VOMAG успел изготовить 930 Panzer IV/70 (V), которые получили серийные номера в интервалах 320651–321000 и 329001–329699.
Эрзац от Alkett
Несмотря на серьёзный перегруз шасси и проблемы с передними опорными катками, Panzer IV/70 (V) был неплохой машиной. По крайней мере, лучшая у немецких конструкторов при столь жёстком техническом задании вряд ли бы получилась. Тем не менее Panzer IV/70 (V) оказалась не единственной самоходной установкой на базе Pz.Kpfw.IV, которая получила 70-калиберную пушку Pak 42. Стремление немецкого командования увеличить производство истребителей танков с этим орудием привело к появлению ещё одной машины.
Опытный образец Panzer IV lang (A) mit 7,5 cm Pak 42 L/70Дублёр у Panzer IV/70 (V) появился благодаря неприятным выводам, которые немцы сделали в ходе изучения трофейного тяжёлого танка ИС-2. Новая советская машина имела лобовую броню, которую 75-мм пушка KwK 40 L/48 пробивала лишь с ближних дистанций. 26 июня 1944 года фирма Alkett получила срочное задание установить на шасси Pz.Kpfw.IV 75-мм пушку Pak 42 L/70. Идея с установкой такого оружия в башню была с самого начала обречена на провал, поскольку шасси получалось сильно перегруженным. 5 июля 1944 года появилось предложение поставить на переделанную подбашенную коробку Pz.Kpfw.IV рубку Panzer IV/70 (V). Конструкция получалась тяжелее, чем Panzer IV/70 (V), зато сделать её можно было быстро и без переделок базового шасси.
Гитлер осматривает «быстрое решение»6 июля опытный образец Sturmgeschütz auf Pz.Kpfw.IV Fahrgestell был показан Гитлеру, который эту машину одобрил. Впрочем, в других условиях такая машина вряд ли бы устроила немецких военных. Её рубка получилась на 38 сантиметров выше, чем у Panzer IV/70 (V). Впрочем, общая высота машины составила 2,2 метра, то есть осталась на уровне StuG 40 Ausf.G. Совсем иной получилась ситуация с боевой массой, которая составила запредельные 27 тонн. На бумаге максимальная скорость машины составляла 37 км/ч. Удельная мощность машины снизилась до 10 л.с. на тонну, шустрым новый истребитель танков назвать сложно. Как бы то ни было, появлялся второй после VOMAG производитель средней самоходной установки с мощной длинноствольной пушкой.
В отличие от серийных машин, опытная Panzer IV/70 (A) имела борта рубки, собранные из двух частейВ августе 1944 года самоходная установка получила обозначение Panzer IV lang (A) mit 7,5 cm Pak 42 L/70. Впрочем, более известным стал другой индекс, введённый в ноябре 1944 года — Panzer IV/70 (A). Буква A означала разработчика — Alkett. Производителем Panzer IV/70 (A) стало совсем другое предприятие, поскольку Alkett был перегружен заказами по StuG 40 Ausf.G.
Машину на шасси Pz.Kpfw.IV удобнее было выпускать на заводе, который производил Pz.Kpfw.IV. Заказ получил Nibelungenwerk, основной производитель Pz.Kpfw.IV. На конференции 6–8 июля 1944 года Гитлер распорядился внести изменение в производственную программу. В августе планировалось выпустить 50 самоходных установок, а в сентябре — 100. Если производственные возможности Nibelungenwerk позволили бы, то с октября 1944 года завод должен был выпускать по 150 самоходных установок в месяц.
Серийный вариант машиныРеализовать эти планы не удалось. В августе Nibelungenwerk сдал первые Panzer IV/70 (A), правда, вместо 50 всего 3. Серийные машины отличались от опытного образца: борта рубки выполнялись из одного наклонного листа, изменилась и конструкция защиты установки курсового пулемёта. Очень быстро выяснилось, что шасси САУ требует таких же переделок, что и шасси Panzer IV/70 (V). Существенный перегруз, особенно в носовой части, приводил к частым поломкам опорных катков.
В сентябре 1944 года машина получила цельнометаллические опорные катки первых двух тележек с каждой стороны. 18 сентября появились бортовые экраны новой конструкции. Сетчатые экраны получились заметно легче листовых, а по защите от огня противотанковых ружей оказались равнозначными. Тогда же, в сентябре 1944 года, машины перестали покрывать циммеритом. Стоит отметить, что фотографий машин первых выпусков не сохранилось, да и построено этих машин было немного. За весь сентябрь Nibelungenwerk сдал 60 машин.
Сетчатые экраны Panzer IV/70 (A)В последующие месяцы завод в Санкт-Фалентине также существенно не отставал от плана. В октябре 1944 года там сдали 43 машины, а в ноябре — 25. В значительной степени срыв планов был связан с уроном, который 16 октября 1944 года нанесла заводу союзная авиация. В декабре 1944 года план для Nibelungenwerk был уменьшен до 80 Panzer IV/70 (A), и заводу почти удалось его выполнить, сдав 75 машин. В январе 1945 года заказ снизился до 50 самоходных установок, и этот месяц стал единственным, когда Nibelungenwerk смог полностью выполнить план.
В декабре 1944 года переделке подвергся кормовой буксировочный узел, тогда же количество поддерживающих катков сократилось до трёх на борт.
У этой машины хорошо видна установка для стрельбы из STg.44 с «кривым стволом»За февраль удалось построить 20 Panzer IV/70 (A). В марте производство уже не планировалось, но за счёт имевшегося задела Nibelungenwerk удалось сдать последнюю машину. Всего фирма выпустила 277 Panzer IV/70 (A) с серийными номерами в интервале 120301–120577. Panzer IV/70 (A) стала последней немецкой САУ военного периода, запущенной в крупносерийное производство.
На части машин позднего выпуска использовался необычный тип оборонительной установки — автомат STg.44 с «кривым стволом», который крепился на люке заряжающего.
Предложение Krupp по усилению вооружения Panzer IV/70. Этот проект военными всерьёз не рассматривался, поскольку шасси САУ и так было перегруженнымНапоследок стоит упомянуть модификацию Panzer IV/70(A), которую не стали строить в металле. В конце 1944 года концерн Krupp предложил целый ряд проектов перевооружения уже имеющихся машин более мощными орудиями. В частности, на Panzer IV/70 предлагалось установить 88-мм орудие Pak 43 L/71. Такая установка могла бы поражать любые танки и САУ антигитлеровской коалиции. Но от проекта просто отмахнулись. Усиление вооружения могло увеличить массу САУ с и без того перегруженной ходовой частью до 30 тонн.
Истребители со знаком вопроса
Panzer IV/70 (V) применялась примерно также, как и Jagdpanzer IV. В отличие от StuG 40, эти машины поступали не в бригады штурмовых орудий, а использовались как средство усиления танковых и панцергренадерских дивизий, а также дивизий СС. Впрочем, самые первые машины попадали в танковые бригады (со 105-й по 110-ю). По штату в составе танкового батальона этих бригад имелось по три роты, вооружённых танками Pz.Kpfw.Panther, а также по роте (батарее) истребителей танков, включавшей 11 Panzer IV/70 (V).
Ранний вариант Panzer IV/70 (V), выпущенный в августе-сентябре 1944 года. Машину захватили английские войскаКроме того, Panzer IV/70 (V) довольно массово поступали и в дивизионы истребителей танков. Первым 6 октября 1944 года новые машины получил 560-й дивизион истребителей танков, в который за всё время попало 33 таких САУ. Panzer IV/70 (V) оказались также в составе 655-го (37 машин), 519-го (девять машин), 559-го (18 машин), 563-го (31 машина) и 510-го (десять машин) дивизионов.
В самом конце марта 1945 года один Panzer IV/70 (V) был направлен в 241-ю бригаду штурмовых орудий, а 10 февраля десять машин оказались в 303-м танковом батальоне.
Panzer IV/70 (V) часто попадали на вооружение дивизий СС. Обычно они получали дивизионы из двух батарей (десять машин в каждой плюс командирская машина, всего 21 машина). Ближе к концу войны сложилась такая ситуация, что о какой-то типовой структуре частей и подразделений речь уже не шла: любые имевшиеся в наличии машины могли поступить в части для восполнения потерь или просто как средство для затыкания дыр.
Машина из состава 12-й дивизии СС, выпущенная в ноябре 1944 года, в ходе контрнаступления в Арденнах. Конец 1944 годаОсложнение ситуации на фронтах отразилось и на характере боевого применения машин. О сколачивающихся по несколько месяцев частях немцам пришлось забыть. Потеря большей части территории Франции лишила немцев той тыловой тренировочной базы, в которой они занимались подготовкой и боевым слаживанием подразделений. Теперь на фронт часто отправлялись части, укомплектованные личным составом, лишь поверхностно знавшим свою технику. Максимум, на что могли надеяться новые экипажи, так это на краткий курс обучения вождению и стрельбе.
Финал сражения за АрденныВпрочем, даже в таких условиях и несмотря на перегрузку ходовой части, Panzer IV/70 (V) для средних танков и САУ были очень опасными противниками. 7,5 cm Pak 42 L/70 была способна поразить танки союзников по антигитлеровской коалиции на дистанции 1,5–2 километра, в то время как советские пушки калибра 85 мм и американские калибра 76 мм могли поразить лоб немецкой машины лишь со 100–200 метров. Даже проблемы с качеством чешской стали, из которой делались Panzer IV/70 (V), принципиально не влияли на ситуацию.
В августе 1944 года начался выпуск ИС-2 со спрямлённой носовой частью, которая оказалась не по зубам орудию Panzer IV/70. Вместе с тем лобовая часть башни советского тяжёлого танка пробивалась немецкой пушкой примерно с километра.
Вполне успешно с Panzer IV/70 (V) могли бороться самоходные установки ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100.
Нередко вместо двух цельнометаллических опорных катков на передней тележке оставляли таковым только самый первыйБезусловно, в обороне Panzer IV/70 (V) была крайне опасной машиной. Главная проблема заключалась в том, что САУ должна не только стрелять, но и двигаться. А с этим у немецкого истребителя танков дела обстояли не очень хорошо. Немецкие производственные планы февраля 1945 года предусматривали, что с апреля по май 1945 года VOMAG будет выпускать по 200 машин в месяц, а с июля — по 150 машин. В дальнейшем предполагалось поменять эти машины на что-то иное, поскольку ситуация с их подвижностью и надёжностью была близка к критической. Правда, планы немцев скорректировала союзная авиация, разрушившая производство на VOMAG.
Канадские трофеи. Один из них ныне стоит в БорденеПроблемы с подвижностью и надёжностью Panzer IV/70 (V), впрочем, выглядят сущим пустяком по сравнению с тем, что творилось с Panzer IV/70 (A). Предполагалось, что первые такие машины отправятся на фронт в сентябре 1944 года, но на самом деле они попали туда только в середине октября. Эти истребители танков планировалось использовать как средство усиления частей, вооружённых танками Pz.Kpfw.IV. Поначалу так оно и было: по 17 машин ушло в 3-ю, 17-ю и 25-ю танковые дивизии, четыре САУ попали в 13-ю танковую дивизию и 13 — в 24-ю танковую дивизию. Но к концу производства Panzer IV/70 (A) стали поштучно направляться в бригады штурмовых орудий.
Эта машина была разбита в ходе боёв в предместьях БерлинаО том, как немецкое военное руководство оценивало боевые качества Panzer IV/70 (A), свидетельствует такой факт: в планах на выпуск боевой техники от февраля 1945 года эта машина уже не фигурирует. Nibelungenwerk от выпуска данных машин освобождался, в дальнейшем там собирались наладить производство Panzer IV/70 (V).
Интересна ситуация и с защитой Panzer IV/70 (A). Даже по немецким данным она существенно уступала Panzer IV/70 (V). Например, Т-34-85 поражал машину в лобовой проекции с дистанции в полтора километра. Лоб САУ оказался уязвим даже для американских и английских 75-мм танковых пушек. Впрочем, часто Panzer IV/70 (A) выходили из строя не от огня противника, а из-за механических поломок. Ведь даже штурмовая САУ Sturmpanzer весила меньше, чем это «срочное решение».
Panzer IV/70 (A), подбитая в бою с французскими войсками. Именно эта машина ныне хранится в СомюреНесколько этих машин из числа трофеев Красной армии получили болгары. Одна такая машина с серийным номером 320662 сохранилась до наших дней, находится она в военном музее Софии. В отличие от Jagdpanzer IV, послевоенная служба Panzer IV/70 (V) не задалась. Перетяжелённая и из-за этого не особо надёжная машина оказалась не нужной. В результате из 930 выпущенных машин до наших дней дожило пять штук. Panzer IV/70 (A) и вовсе сохранилась в единственном экземпляре. САУ с серийным номером 120539 зимой 1945 года была подбита французскими танками, но сохранила подвижность. Её включили в состав французской армии, позже она оказалась в Сомюре, где экспонируется и по сей день — по ссылке можно посмотреть детальный фотообзор.
После небольших манипуляций подбитую САУ вернули в стройПосле войны идея создания истребителя танка с низким силуэтом в Германии не умерла. В конце 50-х бундесвер разработал спецификацию на подобную машину, в результате на свет появилась самоходная установка Kanonenjagdpanzer. Немецкие военные учли уроки Второй мировой войны, поэтому послевоенная машина лишь отчасти может считаться наследником Jagdpanzer IV и уж тем более Panzer IV/70. В угоду подвижности и надёжности бундесвер пожертвовал крепким лбом и излишне длинным орудием. В армиях разных стран Kanonenjagdpanzer прослужила до 1990 года. К слову, боевая масса Kanonenjagdpanzer составила 27,5 тонн, то есть даже больше, чем у Panzer IV/70 (A).
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007, ISBN 978-0764326233
- Материалы NARA
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД
warspot.ru
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ. Средний танк Panzer IV
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка танка — классическая, с передним расположением трансмиссии.
Отделение управления находилось в передней части боевой машины. В нём размещались главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, контрольные приборы, курсовой пулемёт (за исключением модификаций В и С), радиостанция и рабочие места двух членов экипажа — механика-водителя и стрелка-радиста.
Боевое отделение располагалось в средней части танка. Здесь находились (в башне) пушка и пулемёт, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.
В моторном отделении, в кормовой части танка, находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни.
КОРПУС танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу.
В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста, которые закрывались прямоугольными крышками, откидывающимися на петлях. У модификации А крышки — двустворчатые, у остальных — одностворчатые. В каждой крышке был предусмотрен лючок для запуска сигнальных ракет (за исключением вариантов Н и J).
Pz.IV Ausf.F1. Хорошо видны крышки люков (механика-водителя и пулемётчика) с круглыми лючками для запуска сигнальных ракет. Приваренный к борту корпуса перед укладкой запасных катков полуцилиндр закрывает вытяжное отверстие системы охлаждения тормозов.
В лобовом листе корпуса слева находился смотровой прибор механика-водителя, который включал в себя стеклоблок триплекс, закрываемый массивной броневой сдвижной или откидной заслонкой Sehklappe 30 или 50 (в зависимости от толщины лобовой брони), и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2 (у Ausf.A — KFF 1). Последний при отсутствии в нём надобности сдвигался вправо, и механик-водитель мог вести наблюдение через стеклоблок. У модификаций В, С, D, Н и J перископический прибор отсутствовал.
По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, имелись смотровые приборы триплекс, закрываемые откидными бронекрышками.
Между кормовой частью корпуса и боевым отделением находилась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Начиная с Ausf.F1 крышки оборудовались жалюзи. В обратном скосе левого борта было окно воздухопритока к радиатору, а в обратном скосе правого борта — окно воздухооттока от вентиляторов.
Компоновка танка Pz.IV:
1 — башня; 2 — командирская башенка; 3 — ящик для снаряжения; 4 — вращающийся полик боевого отделения; 5 — вентиляторы; 6 — двигатель; 7 — шкив привода вентиляторов; 8 — выхлопной коллектор; 9 — глушитель двигателя поворота башни; 10 — глушитель; 11 — направляющее колесо; 12 — тележка подвески; 13 — карданный вал; 14 — коробка передач; 15 — кулиса переключения передач; 16 — ведущее колесо.
Схема бронирования среднего танка Pz.IV.
БАШНЯ — сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В её передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемёт и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стёклами триплекс. Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни. Начиная с модификации G, лючок справа от пушки отсутствовал.
Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом с максимальной скоростью 14 град/с. Полный оборот башни осуществлялся за 26 с. Маховики ручного привода башни располагались у рабочих мест наводчика и заряжающего.
Кормовая часть башни модификации Ausf.E.
В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стёклами триплекс. Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, — двустворчатой крышкой (позже — одностворчатой). В башенке имелось устройство циферблатно-часового типа для определения места цели. Второе такое же устройство было в распоряжении наводчика и, получив приказ, он мог быстро развернуть башню на цель.
У места механика-водителя размещался индикатор положения башни с двумя лампочками (кроме танков Ausf.J), благодаря которому он знал, в каком положении находятся башня и пушка (это особенно важно при движении по лесистой местности и населённым пунктам).
Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. На части машин модификаций Н и J в связи с установкой экранов смотровые приборы и лючки отсутствовали.
Гитлер в окружении высших офицеров вермахта и СС осматривает один из первых танков Ausf.F2, Берлин, 4 апреля 1942 года.
ВООРУЖЕНИЕ. Основное вооружение танков модификаций А — F1 — пушка 7,5-cm KwK 37 калибра 75 мм фирмы Rheinmetall-Borsig. Длина ствола пушки — 24 калибра (1765,3 мм). Масса пушки — 490 кг. Вертикальная наводка — в пределах от -10° до +20°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В её боекомплект входили выстрелы с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450…485 м/с) снарядами.
Лобовая часть корпуса Ausf.E.
Танки Ausf.F2 и часть танков Ausf.G вооружались пушкой 7,5-cm KwK 40 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм), имевшей массу 670 кг. Часть танков Ausf.G и машины Ausf.H и J оснащались пушкой 7,5-cm KwK 40 с длиной ствола 48 калибров (3855 мм) и массой 750 кг. Вертикальная наводка -8°…+20°. Предельная длина отката — 520 мм. На марше пушка фиксировалась на угле возвышения +16°.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемёт MG 34. Курсовой пулемёт размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке (кроме модификаций В и С). На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbesch?tzger?t 41 или 42 можно было установить зенитный пулемёт MG 34.
Танки Pz.IV первоначально оборудовали монокулярным телескопическим прицелом TZF 5b, а начиная с Ausf.E — TZF 5f или TZF 5f/1. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение. Курсовой пулемёт MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.
Боекомплект пушки в зависимости от модификации танка колебался от 80 до 122 выстрелов. У командирских танков и машин передовых артиллерийских наблюдателей он составлял 64 выстрела. Боекомплект пулемётов — 2700…3150 патронов.
Схема охлаждения двигателя Maybach HL 120TRM:
1 — окна воздуховывода; 2 — откидной блок вентиляторов; 3 — трубопроводы системы охлаждения; 4 — радиатор; 5 — окна воздухопритока.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108TR, HL 120TR и HL 120TRM, 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырёхтактные, мощностью 250 л.с. (НL 108) и 300 л.с. (HL 120) при 3000 об/мин. Диаметры цилиндров 100 и 105 мм. Ход поршня 115 мм. Степень сжатия 6,5. Рабочий объём 10838 см3 и 11867 см3. Следует подчеркнуть, что оба двигателя были аналогичной конструкции.
Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Ёмкость трёх бензобаков 420 л (140+110+170). Танки Ausf.J имели четвёртый топливный бак ёмкостью 189 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 330 л, по бездорожью — 500 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух топливных насосов Solex. Карбюраторов — два, марки Solex 40 JFF II.
Система охлаждения — жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны двигателя находились два вентилятора.
С правой стороны от двигателя был установлен двигатель DKW PZW 600 (Ausf.A — Е) или ZW 500 (Ausf.E — Н) механизма поворота башни мощностью 11 л.с. и рабочим объёмом 585 см3. Топливом служила смесь бензина и масла, ёмкость топливного бака — 18 л.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, трёхдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов.
Пятискоростная коробка передач Zahnradfabrik SFG75 (Ausf.A) и шестискоростные SSG76 (Ausf.B — G) и SSG77(Ausf.H и J) — трёхвальные, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.
ПРИМЕЧАНИЕ. Таблица составлена на основе немецких источников.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырёх (у части Ausf.J — трёх) сдвоенных обрезиненных (кроме Ausf.J и части Ausf.H) поддерживающих катков.
Ведущие колёса переднего расположения имели два съёмных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 101 (начиная с варианта F1 — 99) одногребневого трака каждая. Ширина гусеницы 360 мм (до варианта Е), а затем — 400 мм.
Pz.IV Ausf.E с дополнительной бронезащитой корпуса. Любопытная деталь — в задней части надгусеничной полки смонтирована нештатная установка для запуска дымовых гранат.
Pz.IV Ausf.J
Горящий Pz.IV Ausf.F1. Сталинград, сентябрь 1942 года. Хорошо виден откинутый вправо вместе с крышкой блок вентиляторов — экипаж, видимо, пытался потушить огонь.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6 кВт (у Ausf.A — два генератора Bosch GQL300/12 мощностью по 300 кВт каждый), четыре аккумулятора Bosch ёмкостью 105 А*ч. Потребители: электростартер Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт (у Ausf.A — два стартёра), система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулемётов.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.IV оснащались радиостанцией Fu 5, с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Характерные особенности кормы танка Ausf.F1.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВ Pz.IV
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
Panzer IVПлан:
Введение ВведениеPanzerkampfwagen IV (PzKpfw IV и Т-IV) — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Был основным и самым массовым танком Вермахта. Для немецкой армии он имел такое же значение, как Т-34 для СССР и M4 Sherman для США. Постоянное совершенствование бронирование и вооружение танка позволяло ему на протяжении всей войны им быть достойным конкурентом. 1. История созданияИстория этого танка началась в 1934 году, когда немцы начали строить свою военную машину. Версальская соглашение не позволяло иметь на вооружении и разрабатывать новые типы танков. Очевидно, что такое положение дел немцев никак не устраивало. Чтобы преодолеть экономическую и политическую изоляцию, Германия пошла на тесный контакт с Советским Союзом. Обе страны нашли то, в чем им было отказано в «мировом сообществе» — Германия получала от СССР сырье, а СССР — новые технологии. Кроме того, СССР предоставил полигоны и экспериментальные заводы для отработки новых технических решений. В частности у Казани была открыта танковая школа, где инженеры и офицеры вермахта вместе с советскими военными работали над разработкой, изготовлением и испытанием новых танков. В результате на свет появились PzKpfw I и PzKpfw II. Но эти танки рассматривались лишь как учебные. Поэтому 1934 года были начаты работы над танками большего размера, которые должны стать основным вооружением немецких танковых войск. Это PzKpfw III и PzKpfw IV. Первый из них рассматривался как основной танк, предназначенный для глубоких маневров, а второй — как танк прорыва и поддержки. 1934 года было объявлено конкурс на новый танк, вооруженный 75-мм пушкой, в котором принимали участие фирмы «Рейнметалл-Борциг» в Дюссельдорфе, «Фридрих Крупп» в Эссене и «MAN» в Нюрнберге. Прототип Panzer IV фирмы «MAN» Работы над этой машиной шли рекордными темпами и уже в конце 1934 фирма «Рейнметалл-Борциг» представила деревянную модель танка. В 1935 году первые прототипы прошли испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Прототип сначала назывался Vskfz.618 (Versuchkraftfahrzeuge — прототип), которая 3 апреля 1936 была изменена на Vskfz.622. Прототип планировалось надеть в 16-20 мм броню и оснастить двигателем мощностью 300 л.с., который позволял бы развивать скорость до 35 км / час. Шасси разработано фирмой «Рейнметалл-Борциг» состояло из восьми опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенных на листовых пивресорах. Ведущее колесо располагалось спереди, сверху гусеница поддерживалась тремя маленькими катками. Свой прототип построила также фирма «Крупп». Ее машина имела аналогичную ходовую часть, которая отличалась только типом подвески. Бронирование составляло 5 — 14,5 мм, использовался карбюраторный двигатель мощностью 320 л.с. Прототип фирмы «MAN» отличался тем, что ходовая часть имела опорные катки большого диаметра, которые позже использовались на шасси танков «Пантера» и «Тигр». Но машина так и не вышла из проектной стадии Решением технического отдела танковых войск в серийное производство пошел танк разработки фирмы Круппа, но при этом было рекомендовано внести изменения в конструкцию подвески. Танки нулевой версии производились на заводе в Эссене, позже в 1937 году производство других модификаций была перенесена в Магдебург, где до марта 1938 года было изготовлено 35 машин модификации PzKpfw IV Ausf. A. 2. Описание конструкцииPz.Kpfw.IV Ausf.A на параде, 1938 год. Компоновка танка классическое. В передней части находилось трансмиссионное отделение: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления. А также контрольные приборы, курсовой пулемет (кроме модификации В и С), радиостанция и рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Боевое отделение находилось в средней части танка (башне). Здесь находились пушка, пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Места командира, наводчика и заряжающего также находились в башне. Боекомплект заключался частично в башне, частично в корпусе. Кормовая часть была моторное отделение с двигателем и всеми его системами, кроме того, там стоял дополнительный двигатель для механизма поворота башни. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, которые устанавливались под прямыми углами друг к другу. В передней части корпуса находились люки механика водителя и радиста, которые закрывались прямоугольными крышками. В лобовом листе корпуса находился смотровой прибор механика-водителя, который состоял из стеклянного триплекса, броневой заслонки и бинокулярного перископического прибора наблюдения KFF 2. Также обзорные триплексы находились по бокам места механика-водителя и радиста. Возле места водителя был размещен индикатор с двумя лампочками, который показывал положение башни и пушки. Это облегчало управление танком особенно в условиях лесной местности, или в городе. Между кормовым и боевым отделением находилась перегородка. На крыше моторного отделения находились два люка, с обкидные крышками. На модификации Ausf. F и более поздних крышки оборудовались жалюзи. Башня сварная, шестигранная, установлена на шаровой опоре на подбашенного листе корпуса. В ее передней части располагались пушка, пулемет и прицел. По бокам башня имела смотровые лючки с триплекс и броневыми заслонками. Башня приводилась в движение электромеханическим механизмом с максимальной скоростью 14 град / с, то есть полный оборот башни составлял 26 секунд. Маховики для ручного привода башни располагались у наводчика и заряжающего. В задней части башни находилось место командира. Сверху от него расположена командирская башенка оборудована пятью смотровыми щелями и двустворчатым (позже одностворчатыми) люком. В башенке имелся устройство циферблатные-часового типа для определения цели, второй такой устройство было у наводчика. Это позволяло быстро наводить орудие на цель. На боковых стенках башни имелись люки для посадки, и высадки экипажа. Крышки этих люков были оборудованы смотровыми приборами. На кормовом листе башни были устроены лючки для стрельбы из стрелкового оружия. На поздних модификациях, в связи с установкой дополнительных броневых экранов, лючки и смотровые приборы по бокам отсутствуют. Вооружение. Основным вооружением танка была 75-мм танковая пушка. На первых модификациях Ausf. A — Ausf. F1 была установлена 75-мм танковая пушка KwK 37 L/24 производства фирмы «Рейнметалл-Борциг». Длина ствола 24 калибра (1765,3 мм), масса орудия — 490 кг, углы вертикального наведения от -10 до +20 , пушка имела клиновой замок и электроспуска. Начальная скорость снаряда была низкой: для осколочно-фугасного (5,73 кг) — 450 м / с, для бронебойного (6,8 кг) — 385 м / с, для кумулятивного (4,44 кг) — 450 — 485 м / с. По опыту боев стало ясно, что эта пушка с низкой начальной скорости снаряда не могла пробивать броню основных танков противника (Матильда, Т-34, Грант) и поэтому из модификаций Ausf. F2 на танк начали устанавливать 75-мм танковую пушку KwK 40 L/43 с длиной ствола 43 калибра (3473 мм) и массой 670 кг. Такой пушкой были оснащены танки модификации Ausf F2 и часть танков модификации Ausf. G. На танках последних модификаций Ausf. G, H, J была установлена 75-мм танковая пушка KwK 40 L/48 с длиной ствола 3855 мм и массой 750 кг, углы вертикального наведения от -8 до +20 . Пушки KwK 40 L 43 и KwK 40 L 48 имели значительно более высокую начальную скорость снаряда — подкалиберный снаряд имел начальную скорость 990 м / с и на расстоянии 500 м пробивал 108 мм и 120 мм броню соответственно для L/43 и L/48. С пушкой был спарен пулемет MG 34. Он располагался в лобовом листе подбашенной коробки. На командирской башенке позднего типа существовала возможность установки зенитного пулемета MG 34. Первые модификации в Ausf. Е оснащались монокулярным телескопическим прицелом TZF 5 b другие TZF 5f или TZF 5f / 1. Эти прицелы имели 2,5 кратное увеличение. Пулемет MG 34 был оборудован телескопическим 1,8 кратным прицелом KZF 2. Нормативный боекомплект пушки в зависимости от модификации составлял от 80 до 122 выстрелов, для командирских танков — 64 выстрела. Боекомплект пулеметов 2700 — 3150 выстрелов. Двигатель Maybach HL120 Двигатель и трансмиссия. На танке устанавливались двигатели Maybach HL 108 TR, HL 120 TR, HL 120 TRM, 12-ти цилиндровые, V-образные, карбюраторные, четырехтактные, с мощностью 250 л.с. (HL 108) и 300 л.с. (HL 120). Рабочий объем составлял 10 838 см и 11 867 см соответственно. Надо заметить, что оба двигателя были аналогичной конструкции. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не менее 74. Танк имел три баки общей емкостью 420 л (140 л + 110 л + 170 л). На модификациях Ausf. J устанавливался дополнительный четвертый бак 189 л. Расход топлива на 100 км — 330 л по шоссе и 500 л бездорожью. Подача топлива осуществлялась с помощью двух топливных насосов. Карбюраторов две марки Solex 40 JFF II. Система охлаждения жидкостная. Радиатор располагался с левой стороны двигателя. Справа от радиатора два вентилятора. С правой стороны двигателя располагался двигатель для механизма поворота башни (DKW PZW 600 позже PZW — 500), мощностью 11 л.с. и рабочим объемом 585 см . Трансмиссия состояла из карданной передачи, тридискового главного фрикциона, пятискоростной (Ausf. А), впоследствии шестискоростной (Ausf. B — J) коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов. Ходовая часть состояла из восьми (с каждой стороны) сдвоенных покрытых резиной опорных катков диаметром 470 мм. Соединенные попарно они образовывали четыре балансирные тележки, которые подвешивались на четверть эллиптические листовые рессоры. Ведущие колеса переднего расположения имели по два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Гусеницы стальные, состояли из 101 (по модификации F 99) одногребневого траке. Ширина гусениц 360 мм, на модификации Ausf. Е и последующих увеличена до 400 мм. Электрооборудование выполнено по одножильных схеме. Напряжение 12 В. На танки устанавливали генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 0,6 кВт, четыре аккумулятора Bosch емкостью 105 А ч, электростартер Bosch BPD 4/24 мощностью 2,9 кВт. Электроснабжение поднималось к системе зажигания, башенный вентилятор, контрольных приборов, подсветка прицелов, система внутреннего и наружного освещения, звукового сигнала и электроспуска пушки и пулеметов. Средства связи Все танки PzKpfw IV оснащались радиостанцией Fu 5 с дальностью действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. 3. МодификацииAusf. А — «нулевая» серия. Боевая масса 17,3 т. Двигатель Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. Габариты 5920х2830х2680 мм. Вооружение: 75-мм танковая пушка KwK 37 L/24 и два пулемета MG-34, Толщина брони 10-30 мм. Изготовлено 35 единиц. Ausf. В — установлена прямая лобовая плита корпуса. Курсовой пулемет изъят. Введена новая командирская башенка. Двигатель Maybach HL 120TR. Мощность 300 л.с. Изготовлено 45 единиц. Ausf. С — незначительные отличия от предыдущего варианта. Под стволом пушки появился специальный отбойник, который отгибают антенну радиостанции при повороте башни. На части машин установлен двигатель Maybach HL 120TRM. Изготовлено 140 единиц. Ausf. D — лобовая часть корпуса как в Ausf. A, включая курсовой пулемет. Изменена маска пушки. В 1940-1941 годах лобовая броня корпуса усилена 20-мм броневой письмом. Изготовлено 229 единиц. Ausf. E — лобовая броня корпуса 30-мм плюс дополнительный 30-мм броневой лист. Лобовая броня башни — 30-мм, маска пушки — 35-37 мм. Установлена новая командирская башенка и шаровая установка курсового пулемета. Боевая масса 21 т. Изготовлено 223 единицы. Ausf. F1 — последняя модификация с короткоствольным пушкой. Прямая лобовая плита корпуса с курсовым пулеметом. Командирская башенка новой конструкции. Одностворчатые люки в бортах башни заменены распашными. Лобовая броня толщиной 50 мм. Изготовлено 462 единицы. Ausf. F2 — установлена новая 75-мм танковая пушка KwK 40 L/43. Боевая масса 23,6 т. Изготовлено 175 единиц. Ausf. G — двухкамерное дульный тормоз пушки. Установлено против-кумулятивные 5-мм экраны. Танки поздних выпусков вооружались 75-мм танковой пушкой KwK 40 L/48 и имели дополнительную броневую плиту в лобовой части корпуса толщиной 30 мм. Изготовлено 1687 единиц. Ausf. Н — 75-мм танковая пушка KwK 40 L/48. Антенна радиостанции перенесено с борта корпуса на его корму. Командирская башенка нового типа с зенитной установкой пулемета MG-34. Изготовлено 3960 единиц. Ausf. J — технологически и конструктивно упрощенный вариант Ausf. Н. Ручной привод поворота башни. Опорные катки без резиновых бандажей. Увеличенная емкость топливных баков. Изготовлено 1758 единиц. 4. Тактико-технические характеристикиВ течение всей войны конструкция танка постоянно совершенствовалась. Опираясь на опыт полученный в боевых действиях увеличивалось бронирование танка и улучшалась вооружения. Но увеличение защищенности танка снижало его скорость и моторесурс.
5. Серийное производствоНесколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах круповського завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство было перенесено на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге. К марту 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации Ausf. А заводские № № шасси 80101 — 80135. До 1941 года танки Pz. IV собирались только на заводе в Магдебурге, и количество выпущенных танков была значительно менее танков Panzer I-III. Это связано с принятой доктриной использования танка Pz. IV, как танка поддержки. Даже после начала войны его выпуск остался на низком уровне. В начале 1940 года в производстве были задействованы лишь 1200 работников, а контрактные обязательства по поставке танков были выполнены лишь на 35%. С апреля по сентябрь выпускались танки модификации Ausf. В. Изготовлен 45 машин. № № шасси 80201-80300 А с сентября 1938 по август 1939 140 танков модификации Ausf. С (по другим данным 134 танка и 6 шасси для инженерных войск) № № шасси 80301-80500. Начиная с 40-й машины серии на танки начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM. К началу Второй мировой войны в войска было передано 220 танков PzKpfw IV модификаций Ausf. А-С. Однако надо отметить, что в основном танки поступали в учебных подразделений, а также в резерв ОКХ, и лишь небольшое количество машин была в составе действующих войск.
С октября 1939 по май 1940 года производились танки модификации D собрано 229 машин, № № шасси — 80501-80748. Танки Ausf. D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении, они обозначались: Тр. — Tropen — тропический. Также в апреле 1940 года 10 машин этой серии были переработаны на мостостроители. В сентябре 1940 началось производство танков модификации Ausf. Е, которое продолжалось по апрель 1941 года, было выпущено 223 машины (№ № шасси 80801-81500). С апреля 1941 производство PzKpfw IV были распространены. Танки этой марки начали собирать на заводе «Nibelungenwerke» в нижней Австрии, а фирма «Vomag» специально для производства Panzer IV в 1940-1941 годах построила новый завод в Плауэн (Саксония). Основными поставщиками стальных броневых листов, корпусов и башен были заводы Круппа в Эссене, металлургический завод в Бохуме, металлургический завод в Линце, горно-обогатительный завод в Дортмунде и сталелитейний завод в Капфенберзи (Австрия). Двигатели в основном поставлялись с заводов «Maybach», а также заводов «Orenstein & Koppel» в Нордхаузен и «MAN» в Мюнхене, где двигатели изготавливались по лицензии. Коробка передач производилась на «ZF Friedrichshafen AG» в Фридрисхафенни. В апреле 1941 года начали выпускать танки модификации Ausf. F. Сначала было выпущено 462 единицы. Из них основное количество собрали на заводе Круппа в Магдебурге — № № шасси 82001-82395. На заводах фирмы «Вомаг» и «Нибелунгверке», где производство только разворачивалось были собраны 64 (№ № шасси — 82501-82395) и 13 (№ № шасси — 82601-82613) танков PzKpfw IV соответственно. Еще до начала операции «Барбаросса» рассматривалась возможность установки на PzKpfw IV более мощной пушки, и превращение его из танка поддержки в основной танк. Рассматривалась возможность устанавливать на Panzer IV 50-мм пушки с длиной ствола 42 калибра, аналогичной, которой оснащались танки PzKpfw III. Но опыт боев на Восточном фронте установил, как преимущество советской 76-мм танковой пушки, так и обнаружил низкую способность 50-мм пушки пробивать броню советских танков. Тогда было решено установить на PzKpfw IV 75-мм пушку KwK40 с длиной ствола 43 калибра и дульным тормозом, снаряд которой мог пробивать броню толщиной до 89-мм при угле встречи 30 градусов. После того как на PzKpfw IV стали устанавливать такие орудия, название машины изменилась в Ausf. F2, в то время как машины той же модификации, но вооруженные короткоствольный пушками получили название Ausf. F1. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz. ИV Ausf. F2, и еще 25 машин переделали из F1. № № шасси танков, построенных фирмой «Крупп» — 82396-82500, № № шасси танков производства фирмы «Вомаг» — 82565-82600, № № шасси танков производства фирмы «Нибелунгверке» — 82614-82700. Вариант Pz.IV Ausf.G, производство которого началось в мае 1942 и продолжалось до апреля 1943 года, отличался усиленной лобовой броней, были добавлены дополнительные 30 мм броневые листы, но сохранения массы танка была уменьшена бортовая броня. Кроме того, на танки этой модификации начали ставить дополнительные 5-мм противо-кумулятивные экраны («schurzen»). Последние 412 танков этой модификации получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башни стал одностворчатая. Танки PzKpfw IV Ausf.G последних выпусков внешне очень похожи на танки модификации Ausf.Н. Всего было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющее количество, если учесть, что за пять лет с конца 1937 до лета 1942 было собрано 1300 PzKpfw IV всех модификаций (Ausf.A-F2), № № шасси — 82701-84400 . Танки модификации Ausf.H стали наиболее массовыми среди всех моделей PzKpfw IV: с апреля 1943 по май 1944 роки заводские цеха трех фирм-производителей — «Круппа» «Вомаг» и «Нибелунгверке», — оставили 3960 боевых машин. При этом 121 танка были переделаны в самоходные и штурмовые орудия. Заводские № № шасси — 84401-89600. На танках этой модели была установлена 80-мм броня лобовой части корпуса и башни. Танк PzKpfw IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на то, что была использована новая трансмиссия SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем в предыдущих модификаций. Танки Ausf.H стали первыми «четверками», на которых начали использовать циммеритна антимагнитные обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, но на практике обмазку наносили на все поверхности, к которым мог дотянуться пехотинец, который стоял на земле. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях. 6. Характеристики и свойства боеприпасов7. Организационно-штатная структура8. Боевое использование9. Машины на базе PzKpfw IV10. Был на вооружении11. Экспорт12. Послевоенное использованияТанки PzKpfw IV попали в сирийскую армию в конце 40-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране военную помощь. Большинство инструкторов, которые обучали сирийских танкистов были в прошлом офицерами Вермахта. Точных данных о количестве танков Pz.IV в сирийской армии нет. Известно лишь, что 17 машин Pz.IV Ausf. H Сирия в начале 50-х годов купила в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году была поставлена из Чехословакии. Первое боевое использование Pz.IV на ближнем востоке произошло в ноябре 1964 года, во время конфликта, вспыхнувшего из-за реки Иордан. Сирийские Pz.IV, занимавшие позиции на Голанских высотах, обстреляли израильские войска. Огонь израильских танков «Центурион» не нанес сирийцам никакого вреда. Во время следующего конфликта в августе 1965 года израильские танки «Центурион» уничтожили две роты сирийских танков, которые имели на вооружении танки Pz.ИV и Т-34-85 с дистанций недоступных огня в ответ. Последние танки Pz.IV были захвачены израильтянами во время «шестидневной» войны 1967 года.
http://nado.znate.ru |
auto-dnevnik.com