Памирские таджики — это… Что такое Памирские таджики?

Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района), Афганистаном. Говорят на памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, в отличие от собственно таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам.
Включают язгулямцев, рушанцев, бартангцев, шугнанцев, сарыкольцев, ваханцев, ишкашими, мунджанцев и йидга.
Среда обитания
Горный Таджикистан включает в себя ряд исторически сложившихся районов: Каратегин, Дарваз, Кулябскую группу кишлаков, Гиссарскую долину, верховья р. Зеравшан (от его истоков до г. Пенджикента) [Широкова 1976: 9]. Территория образована крутосклонными хребтами широтного направления: Ванчским, Язгулемским, Рушанским, Шугнанским и меридиональным хребтом Шахдаринским. Подножия гор находятся на высоте 1700-3000 м над уровнем моря, а их вершины вздымаются до 7000 м и более. Самая крупная река — Пяндж, протекающая по границе с Афганистаном, принимает с правой стороны притоки: Гунт, Бартанг, Шах-дара, Язгулем и Ванч, пробивающие в скалах глубокие русла.
История
Территория современного горного Таджикистана в древности входила в северную и южную области сложения таджикского народа. Современный Куляб, Дарваз и Каратегин, долины Вахша и Кафирнигана, расположенные к югу и юго-востоку от Зеравшанского и Гиссарского хребтов входили в Южную область сложения таджикского народа и относились к древней Бактрии — Тохаристану, северные же районы — верховья Зеравшана — входили в северную область сложения таджикского народа и составляли часть Согда. Исторические судьбы северных и южных частей горного Таджикистана в XIX—XX вв. были неодинаковы. Южные и юго-восточные районы до 60-х годов XIX в. были полусамостоятельными феодальными владениями. Малая доступность благоприятствовала сохранению независимости бывших здесь княжеств. Их правители вели беспрерывные войны друг с другом и с соседями, захватывали земли, беспощадно грабили народ. В конце 60-х годов над Бухарским ханством был установлен протекторат царской России. Царское правительство помогло эмиру присоединить к ханству полусамостоятельные владения. К началу 1870 г подчинились Бухаре Гиссар и Куляб. В итоге было покончено с независимостью Каратегина и Дарваза. Присоединенные горные владения были разбиты на бекства : Гиссарское с администартивным центром Гиссар и летней резиденцией беков, крупным центром многих ремесел, — г. Каратаг, Кулябское , Бальджуанское, Каратегинское с центом Гарм и Дарвазское с центром Калаи-Хумб. Власть местных правителей была ликвидирована и в каждом владении назначен бек.-высшее административное лицо. Положение таджиков было бедственным. Росли налоги, многочисленные повинности, беззаконие на местах что приводило к частым волнениям. Правительство России не ограничивало произвол эмира и его чиновников. Северная часть региона (верховья Зеравшана) до середины XIX в. также входила в состав Бухарского ханства. В административном отношении она была разделена на семь полузависимых бекств : Фарабское, Магианское, Фальгарское, Фанское, Ягнобское и Матчинское. Беки распоряжались в своих владениях самостоятельно и вели междоусобные грабительские войны. Их зависимость от эмира ограничивалась лишь ежегодным сбором и сдачей подати в бухарскую казну. После поражения Бухарского эмирата русскими войсками, начинается период полной самостоятельности бекств. Усилилась борьба и вражда между ними. В 1870 го верховья Зеравшана были присоеденены к России, в результате его была ликвидирована политическая раздробленность и созданы нормальные условия для роста и развития народного хозяйства, расширения экономических связей с другими районами Средней Азии. До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья. Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии -Коканд, Ташкент, Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения. Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. В 1924 г была образована Таджикская Автономная ССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. (Широкова 1976: 15-18)
Поселение и жилище
Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живет большинство женщин кишлака с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург 1937: 17-24. Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырехступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.
Брак и семья
Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая еще в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени ее участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, ее положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течении года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный (Кисляков 1951: 7-12). В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 для, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. (Пещерева 1947: 48)
Традиционная пища
В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко . Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. (Пещерева 1947: 48)
Традиционные занятия
- Земледелие, скотоводство
- Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали от кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по еще незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ.(Кисляков 1949: 38-39) Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. (Моногарова 1972: 52)
- Традиционные промыслы
- Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся верткальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.
Религия
С древнейших времен хозяйственная деятельность горных таджиков, отражает специфику очень сложных экологических условий. Многие из традиционных верований и обрядов, возникших в глубокой древности, связаны с богом, покровителем земледелия — «Бобои Дехкон». (Мухиддинов 1989: 5-7) В настоящее время в основном исмаилиты.
Литература
- Андреев М. С. К характеристике древних таджикских семейных отношений // Известия № 15 Сталинабад.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 3-12.
- Андрианов Б. В. Изучение горной ирригации на юге Таджикистана и на Западном Памире // Итоги полевых работ института этнографии в 1971 году / Гл. редакция восточной литературы. М.: Наука, 1971. С. 58-65.
- Гинзбург В. В. Горные таджики: материалы по антропологии таджиков Каратегина и Дарваза. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1937.
- Кисляков Н. А. Древние формы скотоводства и молочного хозяйства у горных таджиков бассейна р. Хингоу // Известия № 15 Сталинабад.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 34-39.
- Кисляков Н. А. Семья и брак у Таджиков : автореферат дис. … доктора исторических наук / Институт этнологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Л., 1951 — 26 с.
- Мамадназаров М. Х. Архитектура народного жилища Западного Памира и его современная модификация : афтореферат дис. … канд. архитектуры / Инженерно-строительный институт Л., 1977 — 34 с.
- Моногарова Л. Ф. Преобразования в быту и культуре припамирских народностей. М.: Наука, 1972.
- Моногарова Л. Ф. Материалы по скотоводству населения Южного Таджикистана и Западного Памира // Итоги полевых работ института этнографии в 1971 году / Гл. редакция восточной литературы. М.: Наука, 1971. С. 66-70.
- Мухиддинов И. Реликты доисламских обычаев и обрядов у земледельцев Западного Памира (XIX- нач. XX в) / Отв. ред. Л. Ф. Моногарова Душанбе.: «Дониш», 1989 −100 с.
- Пещерева Е. М. Поездка к горным таджикам // Институт этнографии: Краткие сообщения III М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 42-48.
- Широкова З. А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе.: «Дониш», 1976.
Wikimedia Foundation. 2010.
Памирцы: самый загадочный народ СССР: matveychev_oleg — LiveJournal
Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.Древний народ Памира
Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.
А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции.
Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?
Кто они такие?
Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания. Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей.

Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.
Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.
Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.
Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа
Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.
По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.
Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.
Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.
Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.
На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов.Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.
Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.
Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы
Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.
Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников. Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов.Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.
Орынганым Танатарова
Источник
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
После вывода американских войск с территории Афганистана в прессе возросло внимание к Памиру. Многие боятся дестабилизации обстановки в данном регионе, который фактически изолирован от внешнего мира. «Крыша мира» является особым местом, поскольку почти все коренные жители этого региона относятся к исмаилитам.
Многие ошибочно путают местных жителей с таджиками и другими народами. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом.
Общие сведения

Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего эту народность ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?
Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.
Территория проживания

Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».
Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?
Разнообразие народностей

Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви – это северные и южные памирцы. Каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках.
К северным пармирцам относятся:
- шугнанцы – ведущий этнос, насчитывающий более ста тысяч человек, из них около двадцати пяти тысяч проживают на территории Афганистана;
- рушанцы – около тридцати тысяч человек;
- язгулямцы – от восьми до десяти тысяч человек;
- сарыкольцы – считаются частью некогда единой группы шугнано-рушанцев, которая стала обособленной, ее численность достигает двадцати пяти тысяч человек.
К южным памирцам относятся:
- ишкашимцы – около полторы тысячи человек;
- сангличцы – численность составляет не более ста пятидесяти человек;
- ваханцы – общая численность достигает семидесяти тысяч человек;
- мунджанцы – около четырех тысяч человек.
Помимо этого, существует много близких и соседних народов, которые очень близки к памирцам. Некоторые из них со временем стали пользоваться местными памирскими языками.
Язык
Памирские языки очень многочисленны. Но их сфера применения ограничивается бытовым общением. Исторически сложилось так, что с давних времен на них имел большое влияние персидский язык (таджикский).
Для жителей Памира персидский язык давно используется в религии, литературе, устном народном творчестве. Также он является универсальным средством для международного общения.
Памирские диалекты постепенно вытеснялись таджикским языком. В некоторых горных народах их все реже используют даже в быту. Например, в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область) официальным языком является таджикский. Именно на нем ведется обучение в школах. Хотя если говорить об афганских памирцах, то на их территории школ практически нет, поэтому население в общей массе безграмотно.
Сохранившиеся памирские языки:
- язгулямский;
- шугнанский;
- рушанский;
- хуфский;
- бартангский;
- сарыкольский;
- ишкашимский;
- ваханский;
- мунджанский;
- йидга.
Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов.
Религия
С конца первого тысячелетия до нашей эры памирские племена находились под влиянием зороастризма и буддизма. Ислам же стал проникать и широко распространяться в массах с одиннадцатого века. Внедрение новой религии было тесно связано с деятельностью Насира Хосрова. Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей.
Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец (что за нация, мы рассмотрели выше). Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам (шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма). Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования?

Основные отличия:
- памирцы молятся дважды в день;
- верующие не соблюдают пост в Рамадан;
- женщины не носили и не носят паранджу;
- мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника.
Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных.
Семейные традиции
Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции.

Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.
В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами.
Основные занятия

Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.
К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые безворсовые ковры.
Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия.
Национальная кухня
Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти.
К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами. Из молочных продуктов наиболее популярными у них является овечий сыр, чай с молоком, кислое молоко. Зажиточные памирцы пьют чай с молоком, добавляя кусочек сливочного масла.
Сирийский город Пальмира — РИА Новости, 02.03.2017
За время своего пребывания в Пальмире боевики взорвали знаменитую Триумфальную арку с колоннадой, храм Баалшамина II века и святилище верховному семитскому божеству Бэлу. Был разграблен национальный музей и пальмирский некрополь — знаменитые башенные гробницы патрициев.
В том числе была уничтожена знаменитая статуя Афинского льва — уникальное произведение искусства высотой более трех метров, статуя считалась изображением покровителя древнего города и его жителей.
В марте 2016 года сирийские военные освободили древний город при поддержке ВКС РФ. После освобождения Пальмиры российские специалисты разминировали сначала историческую часть, а затем и жилые кварталы города.
5 мая 2016 года в Римском амфитеатре Пальмиры с успехом прошел концерт симфонического оркестра петербургского Мариинского театра под руководством народного артиста России Валерия Гергиева.
В начале июля в Пальмире побывали российские специалисты, в частности, историки и реставраторы, которые осмотрели историко-археологический комплекс и подготовили отчет с оценкой состояния и необходимых затрат на восстановление пострадавших от рук террористов памятников. Известно, что после захвата исторического комплекса боевиками сохранилось порядка 80% наследия.
В середине декабря 2016 года боевики ИГ* (террористическая организация, запрещена в России) после двухдневных непрерывных атак вновь захватили древнюю Пальмиру, в руках террористов оказался, как город, так и исторические развалины, которые входят в список культурного наследия ЮНЕСКО. По разным данным, в штурме Пальмиры участвовали более пяти тысяч боевиков, среди которых сотни смертников, а также десятки единиц бронетехники, которые были стянуты из провинций Ракка и Дейр-эз-Зор.
В феврале 2017 года Минобороны России опубликовало видеодоказательства уничтожения боевиками ИГ объектов историко-архитектурного комплекса Древней Пальмиры. По данным Минобороны, российский беспилотник в ходе мониторинга Пальмиры (Тадмор) и прилегающих районов «зафиксировал факт варварского разрушения террористами ИГ фасада римского амфитеатра и тетрапилона — главных достопримечательностей древнего города». Уточнялось, что на кадрах отчетливо видно, что террористы взорвали процениум — центральную часть древнего римского театра и колонны тетрапилона (прямоугольного здания, возведенного в 270 году).
С декабря бойцы сирийской армии и отряды союзного ополчения вели наступательную операцию при поддержке правительственной авиации, постепенно вытесняя экстремистов из города. Экстремисты массово отступали, почти не оказывая сопротивления. Уходя из города, боевики заминировали дороги и здания.
1 марта 2017 года подразделения армии САР при поддержке союзного ополчения установили полный огневой контроль над городом Пальмира.
2 марта 2017 года Вооруженные силы Сирии при поддержке ВКС России завершили операцию по взятию Пальмиры.
* Террористическая организация, запрещенная в России
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Кто они — эти памирцы ?: atrizno — LiveJournal
Памирцы — загадка Средней Азии. Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира.
Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай.
Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы ?
Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места.
Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии.
Люди европейской внешность — памирцы, одна из загадок Средней Азии.
Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.
Это были первые люди с европейской внешностью — памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.
Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм . Также как и узбеки- сунниты.
Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: «…..Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает.»
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

Памирцы из северного Афганистана (фото авторские)





Памирцы из ГБАО.



Чеченец ? Нет ! Памирец.





Хорожец.

Лики Хорога.











Ну прям чеченки.

Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей ( фото периуда гражданской войны в Таджикистане)

На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.
Кто такие памирцы?: bepowerback — LiveJournal
Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. В отличии от курдов, также территориально разделенных на несколько государств, памирцы не стремятся создать собственное государство, и про них практически ничего не слышно в новостях. Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/kto-takie-pamircy-5d781b2d23bf4800ad6a6ec5
Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Сами же они считают себя потомками войска Александра Македонского.

Эти народы разделяют между собой по языковому принципу, каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках. Памирцев разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Но памирские языки постепенно вытесняются, а для общения используют местные языки в зависимости от страны существования.

Когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами. Сейчас на Памире большинство населения исповедует ислам экзотического типа — Шиизм-Исмаилизм. Это совсем лёгкая форма ислама — одна из самых нестрогих в исламе. И вот основные отличия: памирцы молятся только дважды в день (а не пять), молиться они могут в любом месте, обычно это дом (это связано исторически, потому что их в свое время не пускали в мечети), совершается намаз в любом направлении, а не обязательно в сторону Мекки, не соблюдают пост в Рамадан, женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон. Поэтому соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

Думаю, вы заметили, что большинство встречающихся нам памирцев закрывают свою голову и лицо платками. Как думаете, почему?
Источник: https://zen.yandex.ru/media/bepowerback/kto-takie-pamircy-5d781b2d23bf4800ad6a6ec5
Кто они — эти памирцы ?
Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии.Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная.
Это были первые люди с европейской внешностью — памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.
Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм . Также как и узбеки- сунниты.
Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: «…..Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает.»
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

Памирцы из северного Афганистана (фото авторские)





Памирцы из ГБАО.



Чеченец ? Нет ! Памирец.






Хорожец.

Лики Хорога.











Ну прям чеченки.
Надгробие на памирском кладбище.
Вылитый Дядя Ваня с гаражей. ( фото периуда гражданской войны в Таджикистане)
На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.
Прошлое появление сирийской Пальмиры
Один из самых древних и легендарных городов человечества находится в 215 км к северо-востоку от сирийской столицы Дамаска. Его имя — Пальмира. Согласно легенде, он был основан библейским царем Соломоном в 10 веке до нашей эры. С тех пор его периодически разрушали и снова восстанавливали. К XII веку люди практически покинули это место и больше не жили в нем, и лишь небольшая деревня все еще стояла среди остатков великих исторических построек.

Пальмира была открыта западному миру в 18 веке, когда ее руины исследовали члены британской экспедиции. В начале ХХ века французские и немецкие ученые начали археологические раскопки, которые продолжались до недавнего времени и постоянно приносили новые открытия.

Этот археологический комплекс, простирающийся на несколько километров, является одним из самых ценных исторических памятников человечества. Вдоль главной улицы стояли колоннада и монументальные арки.Наиболее примечательными сооружениями являются Храм Бэла (I век нашей эры), Храм Баалшамина (II век нашей эры), Агора (I век нашей эры), театр с общественным центром и караван-сараем. Многие объекты считались лучшими образцами древнеримской архитектуры и занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

К сожалению, в результате боевых действий, которые имели место в 21 веке на территории Сирии, Пальмира была практически разрушена и стерта с лица земли.В мае 2015 года члены террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, организация, запрещенная на территории России) взяли под свой контроль историческую часть Пальмиры, намереваясь разорить и снести город. Почти через год сирийская армия при содействии Воздушно-космических сил обороны России освободила древний город и началась реставрация его памятников. Еще в мае 2016 года Санкт-Петербургский симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил в римском амфитеатре Пальмиры как символ мира и культуры.

Но город по-прежнему находился в сфере интересов ИГИЛ, и в январе 2017 года, после второй оккупации Пальмиры, центральная часть римского амфитеатра была разрушена. Хотя 2 марта 2017 года сирийской армии снова удалось вернуть Пальмиру, бесценный памятник был безвозвратно утерян.

AirPano открывает уникальные панорамы, на которых видна часть памятника, уже не существующая: центральная часть римского театра (авансцена) и колонны Тетрапилона — памятника кубической формы, построенного в 270 году нашей эры.Панорамы созданы вскоре после первого взятия Пальмиры и легендарного концерта русских музыкантов.
13 марта 2017
.Пальмира — Википедия
Пальмира находится в районе Оазе, который находится в Дамаске, недалеко от Дамаска (215 км) и Евфрата (120 км), в районе Дертул Сириан. Lângă ruinele orașului antic, la около 500 метров, se găsește orașul sirian Tadmur.
Palmira era в secolul I d.Hr. sub stăpânire romană. Mpăratul roman Caracalla (188-211) — высмеивание orașul la rangul de «romană». Orașul cunoaște o perioadă de înflorire mulțumită legăturilor comerciale cu Drumul Mătăsii.Orașul suferă pagube materiale prin конфликта militar dintre romani și sasanizi (perși) în anul 260, chiar i împăratul roman Валериан căzând în mâinile perșilor.
Căpetenia romană Septimius Odaenathus care cucerește Mesopotamia declare ora oul la o stare de dependență deplină față de Roma. În anul 267 sau 268 regina Palmirei, Septima Augusta Zenobia, declară independența orașului, fiul ei preluândidecerea Siriei și ocupând vreme de doi ani Egiptul Inferior (268–270).
Templul lui Bel din Palmirampăratul roman Aurelian (270–275) învinge în anul 272 trupele Palmirei, distruge orașul, Zenobia fiind luată la Roma ca prizonieră.Mai târziu, împăratul Diocleian (284-305) admite reconstruirea parțială o orașului distrus, cu prezența unui lagăr militar roman.
Creștinismul s-a вымирает в Пальмире. În secolul al IV-lea orașul a devenit sediul unei episcopii. Cu toate acestea orașul nu a mai ajuns la înflorirea de odinioară. Creștinii au folosit ca biserică templul zeului Baal. Religia musulmană, adusă de arabi, apare prin anul 634, iar în anul 636, bizantinii pierd controlul orașului, populația locală trecând la islam.O Expediie engleză face în anul 1751 planuri de Restorare a ruinelor.
Orașul-ruină a fost deschis turismului până la preluarea puterii de către jihadiștii Statului Islamic în anul 2015. Siria a pierdut controlul asupra zonei, соответственно, luna mai a anului 2015. (en: May 2015) offensive (en: May 2015) offensive
Amfiteatrul roman din Palmira an fost folosit începând cu 27 mai 2015 ca loc de execuție a opozanților Statului Islamic. [1]
по данным на 18 августа 2015 года, обезглавлен Халед аль-Асаад, археолог Шеф аль ансамблулуи де ла Пальмира. [2]
по данным на 23 августа 2015 года, обнаружен храм Баал-Самина. [3] [4]
Situl arheologic Palmira a fost înscris în anul 1980 pe lista patrimoniului культурный памятник ЮНЕСКО.
Панорама Пальмиры
ИГИЛ демонстрируют разрушение 2000-летнего храма в Пальмире
Шокирующие новые фотографии, опубликованные Исламским государством, показывают разрушение 2000-летнего храма в сирийском городе Пальмира.
Одна-единственная арка древнего храма Бэла все еще стоит после того, как террористы засыпали ее взрывчаткой и сровняли с землей.
Фотографии, опубликованные в англоязычном журнале террористической группы «Дабик», являются первыми фотографиями, на которых видны последствия сноса.

После: после того, как Исламское государство заполнило храм взрывчаткой и сровняло его с землей, осталась одна-единственная арка

До: 2000-летний Храм Бэла находится в Пальмире, которую ЮНЕСКО назвала миром объект наследия

Джихадисты несут большие синие контейнеры, кажущиеся заполненными взрывчаткой, в 2000-летний храм Бэла
ИГИЛ, которое уже взорвало несколько древних памятников в соседнем Ираке, захватило город в мае и последнем Месяц убит 82-летний археолог на пенсии Халед Асаад, проработавший там заведующим отделом древностей более 50 лет.
Террористы разрушили храм Баалшамина в комплексе, а несколько дней спустя, в конце августа, взорвали более крупный храм Бэла.
Вся Пальмира, включая четыре кладбища за стенами древнего города, была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1980 года.
Ранее в этом месяце, спутниковые снимки до и после показали, как главное здание Храм Бэла был разрушен. 27 августа они доказали, что он все еще стоит.
На новых фотографиях видны джихадисты, несущие синие контейнеры — по-видимому, содержащие взрывчатку — в храм — одно из самых известных строений в обширном комплексе римской эпохи — взрыв и его последствия.

Взрывчатые вещества: изображены синие бочки, которые несут в храм перед тем, как его сровнять с землей

Доказательство: Бочки со взрывчаткой помещены на ступеньки внутри храма Бел в Пальмире, Сирия

Внутри: Интерьер Храма Бэла до того, как он будет разрушен джихадистами в ходе одного из последних варварских действий.
ИГИЛ, которое навязывает жестокую интерпретацию исламского права всему своему самопровозглашенному «халифату», охватывающему Сирию и Ирак. говорит, что такие древние реликвии способствуют идолопоклонству.
Храм Бэла, построенный в 32 году нашей эры, представляет собой уникальное слияние древней ближневосточной и греко-римской архитектуры.
Он посвящен семитскому богу Белу и считается одним из самых важных религиозных сооружений первого века.
Храм состоял из центральной святыни в окруженном колоннами дворе с большими воротами в комплексе, в котором есть другие руины, включая амфитеатр и несколько гробниц.
Он выделялся среди руин недалеко от колоннад Пальмиры, которую сирийцы называют «невестой пустыни».

Взрыв: похоже, это момент, когда ИГИЛ разрушило древний Храм Бэла в конце прошлого месяца

После взрыва взрывчатки внутри храма, который считается одним из самых важных религиозных зданий в мире, виден дым. первое столетие
Пальмира была важным караванным городом Римской империи, связывающим ее с Индией, Китаем и Персией.
До начала конфликта в Сирии в марте 2011 года объект ЮНЕСКО был одной из самых популярных туристических достопримечательностей на Ближнем Востоке.
Недавние спутниковые снимки также подтверждают сообщения о том, что террористическая группа взорвала три древние гробницы в башне в Пальмире.
Одним из них был Элахбель, построенный в 103 г. н.э., который, по словам начальника отдела древностей Сирии Маамун Абдулкарим, был четырехэтажным и имел подземный этаж.
В своем списке агентство ООН выделяет башенные гробницы как «самые старые и самые характерные» из погребальных памятников Пальмиры — «высокие многоэтажные здания из песчаника, принадлежащие самым богатым семьям».
Абдулкарим сказал, что Башня Джамбалик, построенная в 83 году нашей эры, также была разрушена, как и Башня Кетаут, построенная в 44 году нашей эры и прославившаяся яркими сценами, выгравированными на ее стенах.

До и после: Ранее в этом месяце спутниковые снимки до и после показали, как было разрушено главное здание Храма Бэла
ТРАССА УНИЧТОЖЕНИЯ — ДРУГИЕ САЙТЫ ЮНЕСКО, УНИЧТОЖЕННЫЕ ИГИЛОМ В СВОЕМ БАКЕ ПРОТИВ ИСТОРИИ

Разрушение: объекты всемирного наследия, которые до сих пор были повреждены ИГИЛ в Сирии и Ираке
Босра, Сирия
Украшенная цитаделями, руинами и римским театром второго века, Босра когда-то была столицей римской провинции Аравия .
Как важная остановка на древнем караванном пути в Мекку, он был домом для раннехристианских руин и нескольких мечетей.
Хотя сирийские повстанцы отбили древний город Босра на юге Сирии в марте 2015 года, видео, выпущенное APSA (Ассоциация защиты сирийской археологии), недавно запечатлело повреждение древней каменной кладки и римской мозаики на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО.
Алеппо, Сирия
В то время как в Алеппо продолжается битва, продолжающиеся столкновения нанесли ущерб Старому городу, внесенному в список ЮНЕСКО.
По сообщениям, под угрозой находятся Большая мечеть Алеппо восьмого века и цитадель Алеппо.
Тем временем в других частях Сирии церковь Святого Симеона и Крак де Шевалье XI века подверглись избиениям.
Нимруд, Ирак
В апреле 2015 года был выпущен фильм о боевиках ИГИЛ, уничтожающих Нимруд на севере Ирака, и джихадисты обязались устранить все признаки идолопоклонства.
Прославленные своими фресками, древние руины и реликвии Нимруда, возраст которых 3000 лет, были снесены бульдозерами.Потери подтвердило иракское министерство туризма и древностей.
Однако в 1845 году британский археолог Остен Генри Лейард взял из Нимруда шесть пар статуй львов и быков, которые теперь можно найти в Британском музее.
Хатра, Ирак
Этот круглый укрепленный город отличается своей декоративной архитектурой. Построенная наследниками Александра Великого, Хатра была столицей первого арабского королевства.
Благодаря своим высоким стенам и башням он выдержал вторжения римлян в 116 и 198 гг.
Свидетели сообщили, что 2000-летний город Хатра был разрушен ИГИЛ в марте 2015 года.
Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и д-р Абдулазиз Осман Альтвайджри, генеральный директор Исламского образования, науки и культуры Организация (ISESCO) выступила с совместным заявлением о возмущении сразу после терактов.
Они сказали: «Разрушение Хатры знаменует собой поворотный момент в ужасающей стратегии культурной чистки, проводимой в Ираке.
«Это прямое нападение на историю исламских арабских городов, и оно подтверждает роль разрушения наследия в пропаганде экстремистских группировок.
.Пальмира (Атолло) — Википедия
Википедия, свободная энциклопедия.
L ‘ atollo di Palmyra , detto brevemente Palmyra , находится в открытом состоянии в тихоокеанском океане, в том числе и в открытом море, в архипелаге Экваториальных островов, в небольшом районе острова.
L’isola è di proprietà privata (dell’ente statunitense The Nature Conservancy), ma è sottoposta alla giurisdizione statunitense, e amministrata direttamente dal Ministero degli interni (Министерство внутренних дел США).
Л’атолло имеет площадь 6,9 км². La locazione esatta — 5 ° 52’N 162 ° 06’W / 5,866667 ° N 162,1 ° W5,866667; -162,1. Geograficamente, Palmyra fa parte dell’arcipelago Sporadi equatoriali, север Кирибати, почти метастрада на Гавайях и американском Самоа.
L’isola ha come bandiera ufficiale quella degli Stati Uniti, tuttavia ne esiste una secondaria presente qui sotto.
La bandiera locale non ufficiale di Palmyra
-

localizzazione nell’ambito dell’Oceania
-

Cartello nell’atollo di Palmyra
-

Barriera corallina nei pressi dell’atollo
