Т-90 – основной танк России. Часть 1

За годы производства Т-90 постоянно развивался и совершенствовался, удерживаясь на уровне современных требований. Было разработано множество его модификаций и подмодификаций. Крайняя и пока наиболее совершенная — Т-90МС — впервые представлена широкой публике на VIII международной выставке вооружений REA-2011.

В начале пути

 

История Т-90 началась в середине 80-х годов — еще при «великом и нерушимом» Советском Союзе. Тогда в Министерстве обороны (МО) и в Министерстве оборонной промышленности (МОП) СССР возобладала вполне здравая мысль о необходимости разработки единого для всей Советской Армии перспективного основного танка. С принятием его на вооружение должен был завершиться чрезвычайно самобытный период советского танкостроения, когда заводы вели параллельный выпуск двух-трех типов основных танков — Т-64, Т-72 и Т-80. Они были близки по боевым характеристикам, но существенно различались по конструкции, что крайне осложняло процесс их эксплуатации в войсках из-за разунификации танкового парка.

 

В соответствии с вышедшим 7 февраля 1986 года Правительственным постановлением «О мерах по созданию нового танка», базой для него должен был послужить харьковский Т-80УД. Это была усовершенствованная «восьмидесятка» с компактным двухтактным дизельным двигателем 6ТД вместо дорогого и прожорливого газотурбинного ГТД-1000. Постепенно Т-80УД вытеснил бы в войсках танки других типов. Предполагалось, что «изюминкой» перспективной машины будет только входившая тогда в моду компьютеризированная система управления частями и подразделениями, доведенная вплоть до отдельного танка.

 

Однако, пока перспективный танк являлся всего лишь «журавлем в небе», встал вопрос о том, что же делать с «синицами в руках» — многочисленными имеющимися в войсках основными танками, боевые характеристики которых уже не соответствовали требованиям времени. В первую очередь это относилось к Т-72 ранних модификаций. Не секрет, что данный танк представлял собой вариант боевой машины на мобилизационный период, и его конструкция была максимально упрощена для массового производства и эксплуатации слабо подготовленным личным составом. Отчасти поэтому «семьдесятдвойки» широко поставлялись за рубеж в ближневосточные и африканские страны, а лицензии на их производство были проданы союзникам по Варшавскому Договору — Польше и Чехословакии.

 

 

Основным недостатком Т-72 считался его примитивный, хотя и надежный прицельный комплекс 1А40, который уже не обеспечивал ведение эффективного огня, требовавшегося от современных танков. Дело в том, что комплекс 1А40 хотя и измерял дальность до цели и определял углы бокового упреждения (для движущейся цели), однако введение поправок в угол прицеливания на: отклонение температуры окружающего воздуха, температуры заряда, атмосферного давления от нормальных, а также на падение начальной скорости снаряда в результате износа канала ствола пушки нужно было вводить только вручную перед началом ведения огня. В инструкции ввод поправок описывался так: «Командир танка при наличии информации (!) определяет поправки по номограммам, расположенным справа на щитке пушки, и передает результирующее значение наводчику». Т.е. практически «от руки на глаз».

 

Требовалось «подтянуть» характеристики «семьдесятдвоек» до уровня не ниже Т-80У и, в первую очередь, повысить огневую мощь. Надо сказать, что подобные мероприятия советской оборонной промышленностью уже проводились. В начале 80-х годов похожая программа по повышению эффективности ведения огня и защищенности была реализована для средних танков Т-55. В результате появилась модификация Т-55АМ, боевая эффективность которой соответствовала уровню ранних Т-64 и Т-72. Для этого на Т-55АМ устанавливали новый прицел, лазерный дальномер, баллистический вычислитель, часть машин получала комплекс управляемого вооружения «Бастион».

 

19 июля 1986 года вышло Постановление Совета Министров СССР, которым Уральское КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) поручались работы по теме «Совершенствование Т-72Б», а проще говоря — доведение его до уровня более совершенных советских танков Т-80У и Т-80УД. Начало работ по этому постановлению совпало со сменой руководства УКБТМ — главный конструктор В.Н. Венедиктов, почти два десятка лет возглавлявший КБ после Л.Н. Карцева, ушел на пенсию, а на его место был назначен В.И. Поткин.

Т-72Б — усовершенствованная советская модификация «семьдесят двойки», предшественник нового Т-90 — в музее Уралвагонзавода

Для увеличения огневой мощи Т-72Б необходимо было оснастить его современной, эффективной системой управления огнем (СУО). Для ускорения работ, сокращения стоимости модернизации и повышения степени унификации отечественных танков конструкторы УКБТМ решили использовать для модернизированной «семьдесятдвойки» комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш», уже отработанный на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72 (механизм заряжания Т-80 существенно отличался от автомата заряжания Т-72, в первом снаряды располагались горизонтально, а заряды вертикально, во втором — и тот и другой — горизонтально). Доработанный комплекс управления огнем получил обозначение 1А45Т.

 

В январе 1989 года опытный вариант модернизированного Т-72, получивший внутренний индекс «Объект 188», вышел на этап государственных испытаний. В различных же официальных документах и внешней переписке машина упоминалась сначала как Т-72БМ (модернизированный), а позже как Т-72БУ (усовершенствованный) — по всей вероятности, слово «модернизированный» звучало для руководства УВЗ слишком просто.

 

В СССР к испытаниям новой боевой техники подходили очень серьезно. Так, в 70-х годах для испытаний различных типов танков устраивались пробеги протяженностью до 10 тыс. км по различным регионам СССР. Танкисты и конструкторы шутливо называли их «звездные пробеги». Подобного широкомасштабного мероприятия во времена горбачевской перестройки устроить было уже невозможно, но тем не менее четыре опытных образца «Объект 188» испытывались около года в различных климатических условиях, в том числе на полигонах Уралвагонзавода в Сибири, а также в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях.

 

 

Доработанные по результатам испытаний машины еще раз прогнали по полигонам, а в конце, для определения уровня защищенности, одна машина была расстреляна. По воспоминаниям участника этих испытаний А.Бахметова, сначала под одну из гусениц был заложен фугас, соответствующий наиболее мощным противотанковым минам иностранных государств, но после взрыва машину удалось привести в работоспособное состояние силами экипажа за нормативное время, затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем били по «слабым» местам.

 

После завершения всей программы испытаний, 27 марта 1991 года, совместным решением МО и МОП СССР «Объект 188» был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии. Однако спустя всего полгода не стало ни Советской Армии, ни самого Советского Союза, и перспективы серийного производства усовершенствованного Т-72Б стали весьма туманными. Тем не менее, несмотря на тяжелейшее положение в экономике, руководству Уралвагонзавода и УКБТМ удалось пробить решение о принятии усовершенствованного Т-72 на вооружение уже Российской Армии. В ходе этой борьбы за производство, чтобы подчеркнуть «российскость» танка и отмежеваться от эпохи «застойного» СССР, возникла мысль изменить наименование танка с тривиального улучшенно-модернизационного Т-72БУ на что-то более звучное и оригинальное. Первоначально было предложено наименование Т-88 (очевидно, по аналогии с объектовым индексом 188). Но судьба распорядилась иначе.

 

А теперь Т-90!

 

Посетивший в 1992 году Уралвагонзавод первый Президент России Б. Ельцин твердо пообещал утвердить постановление о принятии танка на вооружение — и обещание свое сдержал. 5 октября 1992 года Постановлением Правительства РФ № 759-58 «Объект 188» был принят на вооружение Российской Армии, но уже под наименованием — Т-90. По одной из версий, присвоить танку такое наименование распорядился лично Президент России. Этим же постановлением разрешалась и продажа за рубеж экспортной модификации Т-90С.

 

Серийное производство Т-90 началось на Уралвагонзаводе в ноябре того же года, но, в отличие от советских времен, когда танки производились сотнями, годовые объемы выпуска Т-90 исчислялись всего десятками. Т-90 стал первым российским танком в технологическом плане. На нем пришлось восстанавливать производственную кооперацию, разрушенную после распада СССР, уже в рамках только российского ОПК. Всего с 1992 по 1998 годы (когда выпуск Т-90 был приостановлен) построили около 120 машин. И дело здесь не в том, что Уралвагонзавод был не в состоянии развернуть крупносерийное производство, а в том, что российские военные не имели достаточно средств для закупки вооружения в эти смутные времена.

Танк Т-90 («Объект 188») на опытно-показательных учениях Московского военного округа, 29 июня 1993 года

Первые Т-90 отправили в соединение, дислоцированное поближе к заводу-изготовителю, — в 21-ю Таганрогскую Краснознаменную ордена Суворова мотострелковую дивизию Сибирского ВО, где из них сформировали танковый полк. Позже Т-90 попали и в 5-ю Гвардейскую Донскую танковую дивизию в Бурятии (до батальона). Что же представлял собой Т-90 образца 1992 года? Танк сохранил классическую компоновку Т-72Б с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. По сравнению с Т-72Б была усилена защита и установлен автоматизированный комплекс управления огнем, корпус и башня были приспособлены для установки новой встроенной динамической защиты (ВДЗ). Благодаря использованию автомата заряжания орудия (АЗ), экипаж Т-90 состоял из трех человек — механика-водителя, наводчика и командира.

 

Корпуса Т-90 и Т-72Б были практически идентичны. Но верхняя лобовая деталь Т-90 получила встроенную динамическую защиту. Башня осталась литой с комбинированной броней в лобовой части (на курсовых углах до 350 ). Она также имела динамическую защиту (ДЗ) — в лобовой части установлено семь блоков и один контейнер, кроме того, 20 блоков — на крыше башни.

 

Точные данные об эффективности бронирования Т-90 остаются засекреченными. Тем не менее существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперенными подкалиберными снарядами (БОПС) оценивается в целом, с учетом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 900-950 мм катаной броневой стали (без учета встроенной ДЗ: башня 700 мм; корпус — 650 мм). Бронестойкость корпуса и башни против обстрела кумулятивными снарядами (КС) с учетом динамической защиты оценивается в 1350-1450 мм (без учета встроенной ДЗ: башня — 850 мм; корпус — 750 мм).

 

Дополнительную защиту от поражения противотанковыми управляемыми ракетами Т-90 обеспечивает комплекс оптикоэлектронного подавления «Штора-1». Т-90 стал первым серийным танком, на котором он устанавливался. Комплекс «Штора-1» включает станцию оптико-электронного подавления (СОЭП) и систему постановки завес (СПЗ).

 

Основная идея работы комплекса состоит в выработке СОЭП сигнала, аналогичного сигналу трассеров западных ПТУР, что влечет за собой срыв их наведения, а также снижается и вероятность попадания в цель оружия, использующего лазерную подсветку цели.

 

Система постановки завес добивается того же результата путем постановки дымовой завесы. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, чем нарушается работа систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы. Надо отметить, что некоторые специалисты считают, что схема установки прожекторов-постановщиков помех комплекса «Штора-1» на Т-90 реализована крайне неудачно — из-за них большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела остался без блоков динамической защиты.

 

 

Основное вооружение Т-90 — это 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-2, являющаяся модификацией пушки 2А46М-1 (устанавливалась на Т-80У) под автомат заряжания Т-72. В боекомплект пушки, кроме бронебойно-подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов (ОФС), входят и управляемые ракеты 9М119. Благодаря электромеханическому автомату заряжания, боевая скорострельность Т-90 составляет 6-8 выстр./ мин. В механизированную укладку кругового вращения входят 22 выстрела раздельного заряжания: снаряды размещены горизонтально на днище боевого отделения, под пороховыми зарядами. Минимальный цикл заряжания — 6,5-7 секунд, максимальный — 15 секунд. Автомат заряжания пополняется силами экипажа за 15-20 минут.

Рабочее место командира Т-90МС (илл. ОАО НПК «Уралвагонзавод»).
1 — видеосмотровое устройство;
2 — панель многофункциональная;
3 — призмы кругового обзора;
4 — аппаратура внутренней связи и коммутации;
5 — органы управления и индикации для согласования прицела командира с призменными приборами;
6 — пульт управления прицелом командира;
7 — пульт управления прицелом-дублером;
8 — пульт командира;
9 — блок охлаждения кондиционера;
10 —пульт загрузки автомата заряжания

Комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» включает систему управления огнем (СУО) 1А42 и комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», ночной прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С с дневным / ночным прицелом ТКН-4С «Агат-С».

 

Система управления огнем 1А42 включает прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель 1В528-1 и стабилизатор 2Э42-4. Имеющаяся на Т-90 СУО позволяет вводить поправки в параметры стрельбы, учитывающие скорость танка, дальность и угловую скорость цели, температуру, давление воздуха и скорость ветра (определяется датчиком ДВЕ-БС), температуру заряда, угол наклона цапф орудия и износ канала ствола.

 

Дневной прицел наводчика 1Г46 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой.

 

Баллистический вычислитель 1В528-1 автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. В отличие от СУО всех советских танков, на Т-90 баллистический вычислитель выполняет функции блока разрешения стрельбы, т.е., при отклонении оси канала ствола от заданного ей направления больше порогового, выстрела не происходит.

 

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный дневной-ночной прицел командира ТКН-4С стабилизирован в вертикальной плоскости и имеет три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 8х и ночной канал с кратностью 5,4х.

 

Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростью до 70 км/ч целям (по информации производителя — даже по вертолетам) на дальностях до 5000 м, при скорости движения танка до 30 км/час, в то время как стрельбу из КУВ 9К120, устанавливавшегося на Т-72Б, можно было вести только с места. Вообще наличие управляемого вооружения обеспечивает Т-90 большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащенных только артиллерийским вооружением, для которых даже при наиболее современных прицельных средствах эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьезно затруднена.

 

 

Ночной прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» при естественной ночной освещенности 0,0005 лк и выше действует в пассивном режиме, при этом его электронно-оптический преобразователь усиливает отраженный свет звезд и луны. При освещенности менее 0,0005 лк прицел работает в активном режиме, т.е. при подсветке местности инфракрасными лучами. В качестве инфракрасного осветителя на Т-90 используются инфракрасные излучатели системы оптико-электронного подавления «Штора-1».

 

На Т-90 установлена закрытая зенитно-пулеметная установка (ЗПУ) с дистанционным электромеханическим управлением, для ведения огня из которой командиру нет необходимости покидать машину. Подобные ЗПУ с дистанционным управлением еще с 70-х годов устанавливались на Т-64, а позднее на Т-80, но все ранее выпускавшиеся модификации Т-72 имели открытую ЗПУ с ручным управлением, для стрельбы из которой командиру приходилось по пояс высовываться из своего люка.

 

На Т-90 образца 1992 года устанавливался многотопливный дизельный двигатель В-84МС мощностью 840 л.с., разработанный Челябинским СКБ «Трансдизель». У предыдущего варианта В-84, устанавливавшегося на Т-72Б, в процессе эксплуатации выявился недостаток — перегрев и прогар выпускных коллекторов. Поэтому на выпускных коллекторах В84МС были установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило тепловой режим работы коллекторов и, кроме того, уменьшило заметность танка в инфракрасном диапазоне. К недостаткам двигателя можно отнести значительные затраты времени на его замену — бригаде квалифицированных техников требуется на это 6 часов (по другим данным требуется еще большее время), тогда как на американском М1А1 «Абрамс» на это уходит всего 2 часа.

 

С двигателем В-84МС удельная мощность Т-90 составляет 18 л.с./т, что по современным меркам считается недостаточным, еще в советские времена было озвучено требование к ее минимальному значению — не менее 20 л.с./т.

 

Механическая планетарная трансмиссия осталась почти такой же, как на Т-72Б, она обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Из-за такой устаревшей схемы поворота маневренность Т-90 ниже, чем у зарубежных танков. Еще одним недостатком трансмиссии Т-90 считается низкая скорость заднего хода — 4,8 км/ч. На современных западных танках, где используется гидрообъемные механизмы поворота с цифровыми системами автоматического управления, скорость движения задним ходом достигает до 30 км/ч.

Место механика-водителя в танке Т-90А (модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады. Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г.
Фото: Денис Мокрушин

Также практически не изменилась и ходовая часть, за исключением того, что опорные катки расширили на 10 мм, — по мнению конструкторов, это улучшило распределение нагрузки на гусеницу. 

Рабочее место наводчика Т-90МС (илл. ОАО НПК «Уралвагонзавод»).
1— видеосмотровое устройство;
2 — блок охлаждения кондиционера;
3 — лицевая панель прицела наводчика;
4 — пульт управления системой управления огнем и автоматом заряжания;
5 — пульт управления прицелом наводчика;
6 — пульт управления прицелом-дублером;
7 — азимутальный указатель;
8 — пульт наводчика

Танк для командиров

 

Еще во времена СССР УКБТМ получило задание разработать на базе «Объекта 188» его командирский вариант, который должен был обеспечивать управление подчиненными подразделениями в ходе боевых действий как днем, так и ночью, а также связь с вышестоящими командирами.

 

Танк получил наименование Т-90К (командирский) и оснащался специальным оборудованием — коротковолновой радиостанцией Р-163-50К («Арбалет-50К»), танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3, телескопической мачтой антенн, артиллерийской буссолью ПАБ-2М и электроагрегатом АБ-1-П мощностью 1 кВт, служащим для обеспечения электропитания аппаратуры во время стоянки, при выключенном двигателе танка. С 11-метровой мачтовой антенной коротковолновая радиостанция Р-163-50К обеспечивает устойчивую связь на дальности до 350 км.

 

Несмотря на то, что на командирской машине пришлось установить значительное количество дополнительных блоков системы управления огнем и средств связи, боевые характеристики Т-90К удалось сохранить на уровне линейного Т-90.

 

Вперед на экспорт!

 

Практически одновременно с базовым «Объектом 188» разрабатывался и его экспортный вариант — «Объект 188С», в основном отличавшийся более низкой защищенностью и различиями в комплектации. Внешне они практически не отличались. Хотя разрешение на экспорт Т-90С было получено одновременно с принятием на вооружение базовой машины в 1992 году, но сразу прорваться за пределы России машина не смогла. В тот период чиновники от «Росвооружения» делали ставку на более совершенный и дорогой газотурбинный Т-80У, который, по их мнению, был более экспортно привлекательным. Того же мнения придерживались и военные. Даже в 1996 году, когда Т-90 был официально избран в качестве танка для переоснащения частей и подразделений Российской Армии, тогдашний начальник ГАБТУ генерал-полковник А.А. Галкин высказывался против Т-90, считая более перспективной машиной Т-80У. Правда, продать танки Т-80У за рубеж удалось только Кипру и Южной Корее, и то последней в счет погашения российского долга этой стране. Контракт стоимостью 172 млн. долл. на покупку 41 Т-80У/ УК для вооружения Национальной гвардии Кипра был подписан в апреле 1996 года. Поставка танков началась летом того же года и завершилась в июне 1997 года. В 1996 году Россия официально сообщила об экспорте 33 танков Т-80У в Южную Корею. За эти поставки был списан российский долг на сумму 210 млн. долл. По другим данным, к 2007 году Южная Корея располагала уже 80 такими танками. В обоих случаях это были не вновь произведенные, а машины из наличия Вооруженных Сил.

 

Впервые вывезти за границу Т-90С удалось только в 1997 году, тогда он был представлен на выставке вооружений IDEX-97 в Абу-Даби. А пока шли поиски иностранных заказчиков, экспортный Т-90С потихоньку совершенствовался. В первую очередь подтянули характеристики ночного прицельного комплекса.

 

Еще в ходе наземной операции по освобождению Кувейта — «Меч пустыни», в 1991 году, американские и британские танкисты, пользуясь существенным преимуществом в дальности обнаружения целей в условиях ограниченной видимости, которое обеспечивало им использование современных тепловизионных систем ночного видения, в серии ночных боев 25-26 февраля нанесли тяжелые потери иракским войскам. Так как днем перемещение иракских танков было практически невозможно из-за господства в воздухе союзной авиации, то танковые бои, как правило, проходили в ночное время. Полезны оказались тепловизионные прицелы и днем, так как видимость часто была ограниченной из-за дыма от горящих нефтяных полей, подбитой техники, пылевых шквалов или дождя.

 

По сравнению со старыми инфракрасными прицелами второго поколения, стоящими на танках Т-72 и Т-90 образца 1992 года, тепловизоры были лишены многих недостатков. В частности, их работа не ухудшалась в плохие погодные условия, прицел не «слеп» от вспышек выстрелов, ему не нужна была внешняя подсветка, которая демаскировала танк (большие инфракрасные прожекторы подсветки исчезли у западных танков еще в конце 70-х годов).

 

Неудивительно, что иностранные заказчики при покупке бронетехники обращали большое внимание на наличие и качество тепловизионных прицелов. Но так как своего производства тепловизионных прицельных комплексов в России не было, то на демонстрационные образцы Т-90С пришлось устанавливать белорусские прицелы фирмы «Пеленг», в которых использовалась французская термокамера Catherine-FS.

 

Другое направление совершенствования Т-90 оказалось вынужденным. Когда в России во второй половине 90-х годов из-за невостребованности «умерло» крупносерийное производство танкового башенного литья на ЗСО (завод им. Серго Орджоникидзе в Челябинске), а танковые башни, отливаемые малыми сериями, оказались крайне дорогими, конструкторам пришлось искать выход. К счастью, имелся «задел» еще времен СССР, когда была отработана конструкция танковой башни для Т-72, сваренной из катаных броневых листов. При равной с литой прочности и защите она имела меньший вес, кроме того, несколько увеличился внутренний объем и повысилась снарядостойкость. Гримаса советской плановой экономики состояла в том, что сварную башню не запустили в производство раньше потому, что не хотели ломать налаженное производство литых башен. Теперь же сварной башне дали «зеленый свет». Первые сварные башни для Т-90 были изготовлены в 1998 году и успешно прошли натурные испытания обстрелом на полигоне. С 2002 года все выпускаемые Т-90С уже получали сварную башню.

Состав системы управления огнем Т-90МС
Иллюстрация ОАО НПК «Уралвагонзавод»

Аналогичная история приключилась и на Украине. С закрытием на Мариупольском заводе производства литых башен, которыми комплектовались Т-80УД, в Харькове на заводе им. Малышева тоже перешли на башню сварной конструкции. В результате 175 танков Т-80УД, из 320 поставленных Пакистану в рамках подписанного между этой страной и Украиной в 1996 году контракта, комплектовались сварными башнями.

 

Индия — страна слонов и танков

 

Поставки Т-80УД в Пакистан во многом способствовали и экспортному успеху Т-90С. Давний соперник Пакистана — Индия — не могла оставаться равнодушной к получению своим беспокойным соседом новой танковой дивизии, это нарушало военный паритет в регионе. С другой стороны, не оставалось уже надежд на выдерживание сроков программы разработки собственного индийского танка «Арджун». Поэтому, учитывая имеющееся в Индии значительное количество советских танков Т-72М и Т-72М1, индусы естественным образом проявили интерес и к Т-90. Предварительные переговоры, консультации и согласования тянулись более двух лет, пока в апреле 1999 года не была достигнута договоренность об испытании трех Т-90С в Индии. Все три танка отличались друг от друга. Различными были тепловизионные прицелы — «Ноктюрн» или «Эсса», только на один танк устанавливалась система «Штора», два танка имели литые башни, а третий — сварную.

 

В мае-августе Т-90С прошли программу испытаний в пустыне Тар, в экстремальных условиях — днем жара здесь доходила до 50°С. По этой раскаленной пустыне машины совершили пробег в 2000 км, а затем отстреляли 150 выстрелов. Результатами испытаний индийские военные были удовлетворены, и начался длительный процесс согласования условий контракта. На востоке любят и умеют торговаться, поэтому окончательное подписание контракта состоялось только спустя почти полтора года — 15 февраля 2001 года в Дели. По его условиям Россия обязалась поставить Индии 310 танков Т-90С, что было достаточно для перевооружения танковой дивизии (к этому времени Пакистан уже получил все 320 танков Т-80УД). Из них 124 собирались в России и поставлялись заказчику в готовом виде, а 186 танков должны были собираться из сборочных единиц в самой Индии на казенном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в городе Авади (штат Тамил Наду). Общая стоимость контракта составляла 800 млн. долларов, и поставки по нему были полностью выполнены в 2003 году.

 

Итак, что же получили индийцы за свои деньги? В результате настойчивых требований они получили не просто экспортный Т-90С в его первоначальной конфигурации 1992 года, а машину, сочетавшую в себе (на их взгляд) все самое лучшее из предложенных на испытания трех образцов. Интересно, что такой «индийский» Т-90С существенно превосходил Т-90 образца 1992 года, поставлявшийся «Уралвагонзаводом» для Российской Армии. На индийских танках вместо ночного прицела «БуранПА», стоявшего на российских машинах, устанавливался более совершенный тепловизионный прицел наводчика «Эсса» совместного франко-белорусского производства. Командир получил прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4C «Агат-С». От комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1» индийцы отказались, и на месте его осветителей в передней части башни были смонтированы дополнительные трапецевидные контейнеры комплекса динамической защиты «Контакт-5», в результате чего защищенность башни повысилась по сравнению с российскими танками. Интересно, что индийцы потребовали усилить и противоатомную защиту. По их требованию толщина антинейтронного надбоя была увеличена почти в два раза, несмотря на то, что противоатомная защита российских Т-90 и так считалась довольно мощной. Учитывая, что извечные противники — Индия и Пакистан — оба входят в ядерный клуб, такое требование говорит о том, что индийские военные не исключают в вероятном вооруженном конфликте с Пакистаном применение тактического ядерного оружия. Все индийские Т-90С (кроме первых сорока машин) оснащались сварными башнями, усиленной ходовой частью, а также 1000-сильным дизельным двигателем В-92С2 (напомним, что российские Т-90 на тот момент имели дизель В-84 мощностью 840 л.с.).

 

Малазийский фальстарт

 

В 2000 году окрыленные наметившимся успехом в Индии россияне заявили Т-90С для участия в международном тендере на закупку танков, проводимом Малайзией. Для испытаний в аэропорт Куала-Лумпур был доставлен модернизированный после испытаний в Индии экземпляр Т-90С с установленным кондиционером. Вместе с Т-90С в рамках тендера сравнительные испытания проходили также польский танк РТ-91 «Тварды» (являющийся модернизацией советского Т-72М), украинский Т-84 и шведский легкий танк CV90 120. Испытания проходили в период с 19 июня по 21 августа, причем местных военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надежность танков в непростых местных условиях. Машинам было предложено пройти около 2800 км по джунглям, горной местности, через заболоченные участки и водные преграды. В ходе этого «забега» в самом центре джунглей Т-90 не без «помощи» малазийского механика-водителя (испытания проводили смешанные российскомалазийские экипажи) стащило с размытой глинистой дороги в кювет, откуда его удалось извлечь только усилиями, по одной из версий, двух «хендаевских» экскаваторов, а по другой — Т-90С эвакуировали при помощи 50-тонного японского крана КАТО, заплатив за это 5 тыс. долларов. Но наперекор всем невзгодам Т90С успешно дошел до финиша.

Т-90МС — хорошо виден отсек для части боекомплекта в задней части башни

Детали конструкции Т-90МС — командирский люк, дистанционная пулеметная установка

Правда, результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский PT-91M по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84, в апреле 2002 года правительство Малайзии объявило о своем решении закупить 48 танков PT-91MZ и шесть БРЭМ «WZT-4» в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн. долларов, или на 1,2 млн. дороже участвовавшего в этом тендере российского Т-90С. По одной из версий, такое решение объяснялось политикой диверсификации — Малайзия закупила у России истребители Су-30МК, а контракт на танки отдали Польше, по другой — банальной коррупцией.

 

Танков мало не бывает

 

Неудача в Малазийском тендере с лихвой была компенсирована крупным контрактом на поставку 185 танков Т-90 в Алжир. Взяв за основу проект танка Т-90С образца 1999 года, поставляемого в Индию, УКБТМ доработало его в соответствии с требованиями нового покупателя. Результатом стал вариант танка с установкой системы кондиционирования (учитывая жаркий климат Алжира), а также с улучшенной системой обнаружения лазерного облучения, который получил заводской индекс «Объект 188СА» («А» — алжирский) и обозначение Т-90СА. Опытный экземпляр Т-90СА в 2005 году успешно прошел жесткие испытания в алжирской пустыне, а в январе следующего года был подписан контракт между «Рособоронэкспортом» и алжирской стороной. Поставки по нему были полностью выполнены в 2008 году, правда, не обошлось без скандала. По сообщениям в прессе, алжирцы предъявляли претензии к комплектации машин — якобы некоторое устанавливавшееся на них оборудование было не новым, а уже бывшим в употреблении.

Т-90МС — за командирским люком хорошо виден панорамный прицел

В 2006 году чуть было не состоялась покупка Т-90С и лидером Ливийской Джамахирии Муаммаром Каддафи, однако стоимость Т-90С сочли чересчур высокой, и ливийским военным пришлось довольствоваться приобретением модернизированных Т-72.

Т-90 «Бхишма» индийской армии

В том же 2006 году правительство Индии, вероятно решив, что «танков мало не бывает», заключило контракт на лицензионное производство 1000 танков Т-90СА стоимостью 2,5 млрд. долл. (должны быть построены к 2019 году), а спустя несколько месяцев еще и дополнительный контракт на поставку 330 танков Т-90СА в течение 2007-2008 годов, со сборкой части этой партии танков в Индии. Заказанные танки отличались модернизированной ходовой частью, улучшенной системой управления огнем с тепловизором «Эсса» и индийской динамической броней «Kanchan». Танк назвали «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса. Этим дело не ограничилось, и в 2007 году был заключен еще один контракт на поставку 347 Т-90СА на сумму 1,2 млрд. долл. в виде 124 готовых танков и 223 танко-комплектов для лицензионного производства. Первые десять танков Т-90СА уже индийского производства поступили на вооружение 73-го полка Сухопутных войск Индии летом 2009 года. В общей сложности Индия к 2020 году намерена довести число Т-90 в войсках до 2000 единиц. В 2008 году Министр обороны Индии Д. Сингх назвал Т-90 «вторым после ядерного оружия фактором сдерживания» в конфликте с Пакистаном. 

Т-90 «Бхишма» индийской армии на параде в Дели

Т-90 «Бхишма» вооруженных сил Индии на учениях в пустыне Тар

Продолжение следует

 

Статья была опубликована в сентябрьском номере «Наука и техника» за 2013 год.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Российская армия получит новые танки Т-90 МС

Корпорация “УРАЛВАГОНЗАВОД” готовит для НАТО сюрприз — танк Т-90 МС с рабочим именем “Прорыв”. Разработанный еще в СССР Т-90 (“Владимир”), конечно, эволюционировал в последние годы, но кардинально не изменялся. Теперь его глубоко модернизируют (литера “М”) для российской армии. “Прорыв” станет в ряд с Т-72 Б3 (участник”Танкового биатлона”) и прогрессивными “Арматами”, а также пойдет на экспорт (с литерой “С”).

Что в нем изменится?

— Т-90 МС получит новый башенный модуль. За него вынесут боезапас. Это увеличит выживаемость экипажа из трех человек. У новой 125 мм пушки появился новейший автоматизированный комплекс управления огнем. Он даст возможность точнее прицеливаться, рассчитывать параметры до цели, и вести более интенсивный бой. Наводчику не надо будет крутить ручки баллистического вычислителя для наводки орудия. Он теперь полностью цифровой, и отныне все зависит от скорости реакции — нужно просто вовремя нажимать на кнопку. Обнаружить новую цель и передать ее координаты командиру сможет любой член экипажа — в два клика . Плазменные приборы и панорамный прицел гарантируют командиру круговой обзор и обмен информацией с экипажем. 3 пары глаз оценят обстановку через оптику, которая будет работать круглосуточно в любых условиях. Стрелять Т -90 МС сможет точно на полном ходу: автоматика удерживает прицел для следующего выстрела в заданном направлении, — поделился с “Комсомолкой” представитель “УРАЛВАГОНЗАВОДа”.

Макет танка Т-90 МС. ФОТО Уралвагонзавод

На новом Т-90 МС появятся решетки, которые защитят его от кумулятивных снарядов, и импульсная электроника, подавляющая магнитные мины. Для нового танка не нужно копать окоп. Т-90 МС имеет оборудование для самоокапывания и подводного вождения.

Как стало известно “КП” модернизации подвергнуться также танки Т-80. Т-80 БВМ оснастят газотурбинными двигателями для арктических широт.

www.kp.ru

Танки на вооружении Российской армии

Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников — так сказать, главным тяжелым оружием на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков. Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин — 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным — от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска — так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90. В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук.

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, — устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало — почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше — около 2300 штук — законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 — танк Т-62 — сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении)

Вес: 41 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч

Танк Т-72. Фото: Виталий Аньков /РИА Новости

Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация — Т-72А — была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный. Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б — с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой — пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация — Т-72Б3 — поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 — модификация Т-80У)

Вес: 42–46 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч

Танк Т-80. Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 — первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

За счет новизны она и получила существенный модернизационный потенциал, позволивший Т-80 оставаться на вооружении Российской армии до нынешнего времени. Причем основную модификацию, которая была принята на вооружение спустя 9 лет, в 1985 году под маркировкой Т-80У, многие специалисты склонны считать отдельной моделью. Ведь на этом танке были установлены куда более современная система управления огнем с дублированием от командира и обновленный двигатель, а характеристики защиты, в том числе динамической, существенно улучшились. Не удивительно, что именно модернизированная модель чаще других машин этого «семейства» встречается сегодня в наших танковых войсках.

Основной танк Т-90 «Владимир»

Число танков, стоящих на вооружении: около 900 штук

Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 1800 штук

Вес: 46,5 т

Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм

Экипаж: 3 человека

Скорость на пересеченной местности: 40–50 км/ч (в зависимости от модификации)

Танк Т-90. Фото: Александр Вильф/ РИА Новости

На испытания в начале 1990-х танк выходил под маркировкой Т-72БУ, и по сути он представляет собой глубокую модернизацию именно этой модели. Но поскольку полученные в результате переделок характеристики и возможности танка существенно отличались от «отцовских», на вооружение в 1992 году его приняли под индексом Т-90.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший Т-14 «Армата» — первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных — закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков. Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники — легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».

rusplt.ru

Сколько танков Т-90 Стоит на вооружение Российской армии ?

Чуть менее 500, разных модификаций на вооружении в российской армии (Т-90 порядка менее 150 и Т-90Ф менее 350) . А это в РАЗЫ меньше стоящий на вооружении Т-72 (около 12 тысяч) . Т-80 (около 5 тысяч) . Другие танки Т-90 (около 800) проданы в другие страны. Сейчас выпуск прекращен. Т. к. разрабытывается новый танк. Привет ребятам из ЦРУ.

Вам устно доложить, или письменно?

Этого ты никогда не узнаешь, проклятый буржуин!

Тссссс… Военная тайна…

Без косаря десять.

С. . час посчитаю. Посчитала. Пять.

Достаточно что бы с одной ходки размесить всю Украину

Это старьё только на Украине и осталось.

Они не стоЯт! Они ездят! Пострелять могут! А еще есть птур фагот и корнет для абгамсов м1а2 очень опасные!

touch.otvet.mail.ru

В ожидании «Арматы» Министерству обороны следует закупать Т-90АМ » Военное обозрение

Ни для кого не секрет, что показанный на параде в Москве один из лучших танков современности Т-14 до запуска в серию ожидает достаточно длительный период всевозможных испытаний. А современная техника российской армии нужна была, как говорится, ещё вчера. По лёгкой бронетехнике ситуация понятна – в ожидании новинок в войска продолжают поступать БТР-82, заключен контракт на поставки БМП-3. Что же касается закупки танков, то ситуация здесь неоднозначная, полагает Лев Романов в своей статье для Вестника Мордовии.
«Несмотря на то, что в Нижнем Тагиле создано большое количество современных вариантов танков, военные продолжают закупать самую бюджетную версию – Т-72Б3 с очень урезанными характеристиками», – пишет эксперт.

По его мнению, «самым ярким свидетельством посредственности Т-72Б3 является то, что для участия в танковом биатлоне прошлого года, когда ожидалось участие «Абрамсов», «Леопардов» и «Ариетте», пришлось делать новую версию боевой машины, которая хоть и называлась Т-72Б3, но, по сути, представляла собой совершенно новый танк».

По мнению военных аналитиков, когда «Армата» начнёт поступать в войска, танкистам будет непросто пересесть с Т-72Б3 и Т-90А на Т-14. Это совсем иной уровень.

По словам автора, «уже сейчас необходима промежуточная модель танка, которая была бы чем-то средним между старыми машинами и «Арматой»». И такой танк уже есть – это Т-90СМ «Прорыв». Очередная версия танка, благодаря установке на неё такой же пушки, как на Т-14, получила обозначение Т-90АМ.

«Поставленные в войска радикально модернизированные «девяностые» станут своеобразной «учебной партой», на них можно будет подготовить будущих лейтенантов, других командиров танковых подразделений. Т-90АМ по ряду узлов и электронных систем очень близки к «Армате», те же ремонтные службы поймут, что их может ожидать в ходе эксплуатации Т-14», – пишет Романов.

По его мнению, необходимо также учитывать, что иностранные покупатели более охотно приобретают технику, которая уже стоит на вооружении страны-производителя.

topwar.ru

Т-90АМ — основной боевой танк России

Т-90АМ — основной боевой танк России.

Т-90АМ — самый современный российский серийный основной боевой танк, прообразом которого послужил танк Т-90, разработанный на стыке 1980-х и 1990-х гг. и принятый на вооружение в 1992 г. Т-90АМ разработан с учетом замечаний и пожеланий военных. Цель его создания — вывести на новый уровень боевые качества машины класса «основной боевой танк» армии России.

История.
В начале нового тысячелетия Т-90 был одним из наиболее востребованных в мире танков. Однако уже с 2004 г. в производство был запущен танк Т-90А — модернизированная версия Т-90. Он отличался более мощным 1000-сильным дизельным двигателем, литую башню заменили сварной — усиленной и более стойкой. Также был усовершенствован ночной прицел — новый тепловизор позволил увеличить пределы дальности ночного видения с 1800 до 4000 м. В новом танке заменили и стабилизатор орудия, что значительно повысило точность стрельбы с хода и в два раза улучшило скорость наведения. На начало 2012 г. на вооружении российских войск состояло около 500 танков Т-90А, Т-90 и их модификаций.

Практически одновременно началась разработка танка Т-90АМ — новейшей модификации Т-90А, которую вполне можно считать совершенно новым типом боевой машины. Экспортная версия танка Т-90АМ, получившая наименование Т-90СМ, была продемонстрирована 9 сентября 2011 г. во время международной выставки «Russian Expo Arms 2011» на полигоне в Нижнем Тагиле. Именно тогда специалисты получили возможность убедиться в том, что Т-90АМ является, по сути, фундаментально переработанной моделью Т-90А.

Особенности.
Впервые в истории российской танковой техники было применено управление на основе штурвала с системой автоматического переключения передач. При этом предусмотрена и возможность перехода на ручное переключение передач. Для улучшения маневренности и подвижности на Т-90АМ разработчики установили новый комбинированный прибор ночного видения и телекамеру заднего обзора для водителя. Система наружного наблюдения позволяет командиру экипажа наблюдать за окружающей местностью с помощью четырех телевизионных камер, обеспечивающих круговой обзор и функционирующих даже в условиях пониженной освещенности. Комфорт в отделении управления и боевом отделении создает опциональная система кондиционирования воздуха.

Новую модель оснастили также более мощной 1130-сильной моноблочной силовой установкой В-93, созданной на основе В-92С2Ф2. Помимо основного двигателя Т-90АМ оснастили и вспомогательной дизель-генераторной установкой, которая предназначена для работы на стоянке, когда главный двигатель отключен. Это значительно уменьшает расход топлива и увеличивает ресурс главного двигателя, кроме того, такое новшество снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне, что немаловажно.

Вооружение.
Главная особенность танка Т-90АМ состоит в замене старой башни на новейший боевой модуль с ранее не применявшимися комплектующими. Модуль получил модернизированную 125-мм пушку-пусковую установку 2А46М-5 с новым автоматом заряжания и дистанционно управляемую зенитную установку УДП Т05БВ-1, а также усовершенствованную систему управления огнем «Калина» и интегрированную боевую информационно-управляющую систему тактического звена. В состав СУО «Калина» интегрированы еще и система постановки дымовых и аэрозольных завес, аппаратура, ответственная за распознавание «свой-чужой» и функционирование автоматизированной системы управления танковым батальоном. Усовершенствованная пушка получила ствол повышенной жесткости, важные конструкционные усовершенствования и хромированное покрытие ствола, увеличившие его ресурс на 70%. Благодаря конструкционным изменениям уменьшилось значение технического рассеивания снарядов и ощутимо увеличилась эффективная дальность стрельбы. Ну а настоящей визиткой российского танка стал прицельный выстрел в прыжке — больше ни одному из современных танков такое не под силу!

Боекомплект машины разделили: основная часть расположена внутри танка, дополнительная — в задней части башни в бронированном коробе.

Зашита.
Динамическая защита «Реликт», установленная на танке, обеспечивает защиту от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов, причем модульная система «Реликта» позволяет не только заменять поврежденные элементы, но и со временем переоборудовать защиту танка более современными бронематериалами. На сегодня это, возможно, лучшая в мире система защиты. Как заверяют разработчики системы из ОАО «НИИ стали», в лобовой проекции танк Т-90АМ не может быть поражен ни одним из существующих противотанковых средств.

Башенный модуль танка защищен противоосколочным огнестойким материалом типа кевлар взамен пожароопасного антинейтронного надбоя, улучшилась и система пожаротушения. Для защиты моторно-трансмиссионного отделения танка от кумулятивных боеприпасов были установлены решетчатые экраны.

Таким образом, танк Т-90АМ получил повышенную огневую мощь и усиленную защищенность, стал более подвижным, при этом габариты его остались прежними, а масса составила лишь 48 т, что значительно меньше, чем у немецких и американских ана­логов.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *