Устройство Т-34-85. Техника и вооружение 1998 11-12

Устройство Т-34-85

“Средний танк Т-34-85 – боевая гусеничная машина с вращающейся башней, обеспечивающей круговой обстрел из пушки и спаренного с ней пулемета” (“Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-34”).

Танк Т-34 сконструирован в соответствии с так называемой классической компоновкой, то есть боевое отделение с башней впереди, моторно-трансмиссионное с ведущими колесами – сзади. Впервые такая компоновка была применена на французском танке “Рено” в 1917 г, но, пожалуй, наиболее четко она воплотилось именно в танках серии БТ и Т-34. Последний в определенной степени унаследовал от БТ общую компоновку, ходовую часть и детали подвески.

Основными частями танка являются: корпус и башня, вооружение, силовая установка, силовая передача (трансмиссия), ходовая часть, электрооборудование и средства связи. Корпус танка сварен из катанных броневых плит. Только верхний кормовой лист крепился болтами к угольникам бортовых и нижнего кормового листов брони и при снятых болтах может откидываться назад на двух петлях, обеспечивая тем самым доступ к силовой установке. Съемной является также крыша над силовой установкой. В верхнем лобовом листе корпуса, установленном под углом 60° к вертикали имеется люк механика-водителя слева и шаровая установка пулемета справа. Верхние бортовые листы корпуса установлены с наклоном 41°. Нижние бортовые листы – вертикальные. В каждом имеется 4 отверстия для прохода осей балансиров опорных катков, одно отверстие для кронштейна осей балансира переднего опорного катка и 4 выреза для цапфа балансиров второго-пятого катков.

Днище корпуса состоит из двух и четырех (в зависимости от заводских различий) листов, сваренных встык с накладками. Спереди справа в днище перед сиденьем пулеметчика имеется люк запасного выхода, через который в аварийном случае экипаж может покинуть машину. В днище прорезаны также люки и лючки для слива топлива из бортовых баков, слива масла из двигателя и КП и т.д.

Внутри корпус танка имеет 4 отделения. Спереди – отделение управления, в котором размещаются механик-водитель и стрелок-пулеметчик, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы. За отделением управления находится боевое отделение с башней, в которой размещаются остальные члены экипажа – командир, наводчик и заряжающий. Съемная стальная перегородка отделяет боевое отделение от отделения силовой установки (СУ), посередине которого на постаменте установлен двигатель. По сторонам двигателя размещены водяные радиаторы, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи. В крыше над СУ вырезан люк с броневой крышкой для доступа к двигателю, а по бокам его продолговатые воздухопритоки, прикрытые броневыми жалюзи.

В корме за перегородкой находится отделение силовой передачи, в котором размещены главный фрикцион, КН, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы, а кроме того, электростартер, два топливных бака и два воздухоочистителя. В крыше над отделением силовой передачи имеется прямоугольный люк-воздухоотвод, закрытый металлической сеткой, под которой расположены регулируемые броневые жалюзи. Верхний кормовой лист снабжен круглым люком с броневой крышкой, откидывающейся на петлях, обычно фиксируемой болтами к фланцу броневого листа. В том же листе имеются два броневых колпака, прикрывающих выхлопные трубы, а также два кронштейна для крепления дымовых шашек.

Основным вооружением танка первоначально была 76-мм полуавтоматическая пушка Л-11 образца 1939 года с вертикальным клиновым затвором. В 1941 г она была заменена пушками того же калибра Ф-32 и Ф-34 образца 1940 г. Позже Т-34-85 получил 85-мм пушку, сначала модели Д-5Т, а потом ЗИС-С- 53. Благодаря вращению башни, пушка и спаренный пулемет имели круговой обстрел. В вертикальной плоскости угол возвышения пушки и пулемета 22°. При угле снижения 5° непоражаемое (мертвое) пространство на земле для пушки и спаренного пулемета составляет 23 м. Высота линии огня пушки 202 см. Лобовой пулемет имел горизонтальный угол обстрела по 12° влево и вправо, угол снижения 6° (мертвое пространство 13 м), угол возвышения 16°. Опытный экипаж при стрельбе с места в состоянии делать в минуту 7-8 прицельных выстрелов из пушки. С помощью телескопического прицела ТШ-16 можно было вести огонь прямой наводкой на расстояние до 3800 м, а при помощи бокового уровня и угломерного круга непрямой наводкой (например, с закрытых позиций) на дальность 13600 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м бронебойным снарядом составляет 900 м. Вращение башни осуществляется механизмом поворота с ручным и электрическим приводом. Он расположен слева от пушки на стенке башни. Максимальная скорость вращения башни от электродвигателя – 25-30 гр/сек. При работе вручную на один поворот маховика башня поворачивается на 0,9°. Вертикальная наводка осуществляется вручную с помощью секторного подъемного механизма, который также расположен слева от пушки. Выстрел из пушки можно осуществить механическим или электроспуском.

Компоновка танка Т-34-85

Ходовая часть, характерная для Т-34 выпуска 1942-43 гг. с сочетанием опорных катков с обрезинкой и без нее.

Узел подвески переднего опорного катка

Схема размещения топливных баков в Т-34. Передние четыре бака находились при этом в боевом отделении.

Установка пушки ЗИС-С-53 в башне Т-34-85

Траки Т-34 – обычные (слева) и уширенные.

Дополнительные грунтозацепы

Внешне башни Т-34-85 отличались не только формой, но и линией литьевого шва, как на этой довольно редкой башне, где линия шва прямая и проходит почти по середине башни.

На этой башне Т-34-85 позднего выпуска есть заметный наклонный литьевой шов. Грибки вентиляторов разнесены по башне.

Этот тип башни Т-34-85 отличался грубой формой поверхности – результат другой технологии литья. Катки уже от танка Т-54.

Внутренний вид на башню танка Т-34-85

1 – сиденье заряжающего, 2 – сиденье наводчика, 3 – механизм поворота башни, 4 – погон башни, 5 – амбразура для стрельбы из личного оружия, 6 – кнопка включения подсветки угломера, 7 – щиток башенного оборудования, 8 – прибор наблюдения МК-4, 9 – прицел ТШ-16, 10 – щиток освещения прицела, 11 – пушка, 12 – плафон освещения башни, 13 – пулемет ДТМ, 14 – магазин пулеметных дисков, 15 – стопор походного положения башни.

Боекомплект пушки состоит из 55-60 унитарных выстрелов, в зависимости от серии выпуска машин. На 60 выстрелов обычно приходилось 39 с осколочно-фугасной гранатой, 15 с бронебойно-трассирующими и 6 с подкалиберными снарядами. Размещен боекомплект следующим образом: основная уклада из 16 (в некоторых машинах – 12) выстрелов находится в кормовой нише башни и на стеллажах. На правом борту башни в хомутиках находятся 4 выстрела, а 5 по стенками боевого отделения, стоймя. Остальные выстрелы уложены в шести ящиках, размещенных на днище боевого отделения. К пулеметам имелся 31 магазин по 63 патрона. Кроме основного боекомплекта танкисты часто брали еще патроны в коробках. Вооружение танкистов дополняли пистолеты, ППШ и 20 гранат Ф-1.

На крыше башни установлены 3 зеркальных перископических прибора наблюдения МК-4: у командира (на неоткидывающейся части крыши командирской башенки), наводчика и заряжающего. Этот прибор, разработанный польским капитаном Р.Гундляхом, в начале войны был принят под упомянутым обозначением в английской армии. Он позволяет вести наблюдение как вперед, так и назад, не изменяя положения головы наблюдателя, а лишь перемещая призму. Прибор монтируется и вращается в обойме, защищенной бронированным колпаком. Он может также качаться вокруг горизонтальной оси, что позволяет увеличить угол вертикального обзора. Командирская башенка литая, имела вращающуюся на шарикоподшипниках крышу с откидным люком. В стенках башенки прорезаны 5 горизонтальных смотровых щелей, защищенных стеклоблоками. Сама башня также литая, шестигранной формы в плане с наклонными боковыми стенками. В передней ее стенке вырезана амбразура для установки пушки, прикрывающаяся качающейся бронировкой.

Вид на место водителя и стрелка-радиста (Т-34-76). На Т-34-85 радиостанция переместилась в башню, а ее место заняли пулеметные диски и укладка снарядов (см. рис. внизу)

Вид на отделение управления танка Т-34-85

I – сиденье пулеметчика, 2 – укладка пулеметных дисков, 3 – запасной люк, 4 – кулиса, 5 – педаль и рукоятка подачи топлива, 6 – педаль тормоза, 7 – фиксатор педали тормоза, 8 – педаль главного фрикциона, 9 -сиденье механика-водителя, 10 – огнетушитель, 11- воздухораспределительный кран, 12 – шприц-насос, 13 – воздушный кран, 14 – щиток электроприборов, 15 – кран-редуктор, 16 – реле-регулятор, 17 – уравновешивающий механизм крышки люка, 18 – кнопка стартера, 19 – тахометр, 20 -спидометр, 21 – рычаги управления, 22 – ручной воздушный насос, 23 -баллоны со сжатым воздухом, 24 – щиток контрольных приборов, 25 – аппарат ТПУ, 26 – шаровая установка лобового пулемета.

В крыше башни имеется семь отверстий: справа круглый люк для посадки заряжающего, два вентиляционных отверстия (на некоторых машинах – одно), прикрытых броневыми колпаками, вырез для вывода гнезда антенны, люк для командирской башенки и два лючка под головки перископов командира орудия и заряжающего.

Силовая передача (СП) – это набор агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам для изменения скорости танка и тяговых усилий в большем диапазоне, чем это позволяет сделать двигатель. Главный фрикцион (ГФ) осуществляет плавную передачу нагрузки на двигатель при трогании танка с места, при резких изменениях числа оборотов коленчатого вала двигателя и скорости движения танка. Он же отключает двигатель от КП при переключении скоростей. ГФ представляет собой многодисковую (по 11 ведущих и ведомых дисков) включающуюся муфту сухого трения стали по стали. Включение или выключение ГФ осуществляется приводом управления, для чего водителю необходимо приложить на рычаги усилие до 25 кг.

Вид со стороны башни на силовое отделение Т-34-76

Трансмиссия Т-34 – хорошо видны стартер, тяги управления, баки.

Демонтаж трансмиссии на Т-34-85

Зубчатой муфтой ГФ соединяется с КП. Она предназначена для изменения тягового усилия на ведущих колесах и изменения скорости движения, а также для движения задним ходом при постоянном числе оборотов и неизменном направлении вращения коленчатого вала двигателя и, наконец, для отсоединения двигателя от СП при его запуске и работе на холостом ходу. КП – механическая, треххордовая, пятискоростная, имеет пять передач вперед и одну – назад. Передачи переключаются приводом управления, состоящим из кулисы, продольных тяг и вертикальных валиков с рычажками. Для того, чтобы танк мог повернуться, необходимо затормозить ту гусеницу, в сторону которой осуществляется поворот. Для отключения ведущих колес гусениц от главного вала КП служат бортовые фрикционы (БФ) сухого трения (также сталь по стали), имеющие от 17 до 21 ведущих и от 18 до 22 ведомых дисков в зависимости от толщины. БФ устанавливаются на концах главного вала КП. Выключение осуществляется приводом из отделения управления, для чего механику-водителю необходимо приложить на рукоятку соответствующего рычага усилие до 20 кг. На ведомых барабанах БФ установлены плавающие ленточные тормоза. Они приводятся в действие также с помощью приводов из отделения управления, для чего по бокам сидения механика-водителя имеются левый и правый рычаги управления. К тормозам подведены также ножные приводы для одновременного затягивания обеих тормозных лент без выключения БФ. Перед этим, правда, выключается ГФ или переключается КП в нейтральное положение. И, наконец, между бортовыми фрикционами и ведущими колесами располагаются бортовые редукторы, состоящие из пары цилиндрических шестерен. Редукторы увеличивают тяговое усилие на ведущих колесах, позволяя снизить частоту вращения ведущего колеса и тем самым повысить крутящий момент на нем. По сути дела, бортовая передача – это одноступенчатый понижающий редуктор.

К ходовой части танка относят гусеничный движитель и подвеску. Именно этот движитель и обеспечивает танку высокую проходимость на местности. Состоит он из двух гусеничных цепей, двух ведущих, двух направляющих колес и 10 опорных катков. Гусеничная цепь – мелкозвенчатая, состоит из 72 траков, половина из которых с направляющими гребнями, шаг трака – 172, а ширина – 500 мм. Траки соединяются пальцами через проушины. Весит одна такая гусеница 1070 кг. Ведущие колеса (литые или со штампованными дисками) двухдисковые установлены на ведомых валах бортовых редукторов и служат для перематывания гусеницы. Между дисками на осях расположены 6 роликов, которые и перетаскивают гребни траков, а, следовательно, и всю гусеницу. Литые направляющие колеса переднего расположения служат не только для направления гусеницы, но и для ее натяжения. Натяжение осуществляется перемещением направляющего колеса на кривошипе. Дело в том, что по мере эксплуатации общая длина гусеницы увеличивается. Для обеспечения ее постоянного натяжения и служит направляющее колесо. В случае большого износа гусеницы допускается уменьшение количества траков в ней на два.

Основное электрооборудование и средства связи Т-34-85

Подвеска танка Т-34 независимая с цилиндрическими винтовыми пружинами, причем подвеска переднего катка – двойная пружина – расположена вертикально внутри носовой части корпуса и ограждена щитками. Подвески остальных катков расположены наклонно внутри корпуса танка в специальных шахтах. Опорные катки устанавливаются на подшипниках на осях, запресованных в балансиры. Каток двойной с резиновой шиной. Между дисками катков как раз и проходят гребни траков. В ходе производства Т-34 применялись несколько типов опорных катков с внешней обрезинкой. С весны 1942 г в целях экономии дефицитной резины применялись катки с внутренней амортизацией (впрочем, это продолжалось не долго). Резиновый амортизатор ставился на подшипники на осях балансира. Экономия, впрочем, была “липовая” – внутренние амортизаторы очень быстро выходили из строя.

Электрооборудование танка включало источники и потребители электроэнергии. К последним относятся: электростартер, электродвигатель поворота башни, вентиляторы, электроспуск пушки и спаренного пулемета, электродвигатели подогревателя (устанавливался уже после войны) и маслозакачивающего насоса, приборы освещения и сигнализации, обогреватель прицела, радиостанция, танковое переговорное устройство и т.п. Источниками электроэнергии являются: генератор постоянного тока, установленный справа от двигателя, и четыре аккумуляторные батареи, установленные попарно по обеим сторонам двигателя. Общее напряжение батареи 24 в, такое же напряжение дает и генератор. Мощность его 1000 Вт.

Радиостанция 9РС предназначена для двухсторонней радиосвязи между танками или другими объектами. Станция телефонно-телеграфная, дальность ее действия зависит от времени суток и времени года. Наибольшая она при работе телефоном на четырехметровую штыревую антенну зимой днем: 15 км в движении и до 20 км на стоянке. Ночью, особенно летом, возрастает уровень помех и дальность связи падает до 7 и 9 км соответственно. При работе телеграфом дальность возрастает в 1,5-2 раза. При использовании укороченной антенны она, естественно, меньше. Радиостанция 9РС работает на передачу только телефоном, а на прием телефоном и телеграфом. Приемо-передатчик с блоком питания крепится кронштейнами к левому и заднему листам башни слева и сзади от сиденья командира. С 1952 г при капитальном ремонте вместо радиостанции 9PC устанавливалась радиостанция 10РТ-26Э, которая работает телеграфом также и на передачу.

Танковое переговорное устройство ТПУ-З-БИС-Ф (с 1952 г замененное на ТПУ-47) состояло из трех аппаратов – для наводчика, командира танка и механика-водителя.

Предназначено оно для связи между ними, а для командира и наводчика через радиостанцию и с внешними корреспондентами.

Внутри танка крепятся два ручных углекислотных огнетушителя. Комплект же запасных частей, инструментов и принадлежностей размещаются как внутри, так и снаружи. К нему относятся – брезент, буксирный трос, ящик с орудийным ЗИП, по два запасных трака – с гребнем и без него, пальцы траков гусениц, шанцевый инструмент и т.д. На корме танка уже после войны устанавливались две дымовые шашки БДШ.

Несколько слов о работе членов экипажа. Механик-водитель размещается на регулируемом по высоте сиденье. Перед ним в верхнем лобовом листе имеется люк, закрываемый броневой крышкой. В крышке установлены два неподвижных перископа. Для того, чтобы иметь больший угол горизонтального обзора, призмы перископов расположены под углом к продольной оси танка. Снизу призмы закрыты защитным стеклом – благодаря ему осколки поврежденной призмы не поранят глаза водителя. После войны над защитным стеклом и на внутренней поверхности брони над перископами ставили мягкие налобники, защищающие голову механика- водителя от ушибов.

Установка пулемета ДТ в лобовом листе корпуса

Перед механиком-водителем находятся следующие механизмы и приборы: левый и правый рычаги управления, правее правого рычага – кулиса коробки передач, чуть левее, внизу – рукоятка ручной подачи топлива. Далее влево – педаль подачи топлива, педаль тормозов с защелкой. Под левой ногой водителя – педаль ГФ. На внутренней части лобового броневого листа ниже люка расположен щиток с контрольными приборами. А еще ниже – два баллона со сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя. Слева на бортовой стенке щиток электроприборов, кнопка стартера, тахометр (показывает число оборотов двигателя) и спидометр. Ниже их – огнетушитель и пр.

Справа от механика-водителя размещается пулеметчик. Он ведет огонь из лобового пулемета марки ДТ (после войны сменен на ДТМ). Пулемет вставлен в шар, который крепится в специальном гнезде в верхнем лобовом листе корпуса. Пулеметчик использует телескопический прицел ППУ-Х-Т. Стрельба ведется короткими очередями (2-7 выстрелов) на расстоянии 600-800 м только по групповым живым целям. Пулемет имеет автоматику с использованием энергии отводимых пороховых газов. Чтобы не допускать загазованности внутри танка, пулемет установлен так, что отверстие газового поршня вынесено наружу под подвижный броневой щиток. Пулемет не имеет приклада. Стрельба ведется нажатием на спусковой крючек.

В башне слева от пушки находится регулируемое по высоте сиденье наводчика. Задача наводчика вполне определенная: получив целеуказание от командира или выбрав цель самостоятельно, обеспечить наводку пушки и спаренного пулемета на цель, произвести выстрел с помощью либо спускового механизма, либо электроспуска. В его распоряжении имеются перископический прицел ТШ-16 с четырехкратным увеличением и полем зрения 16°. Прицел служит также для определения расстояния до цели и наблюдения за полем боя. В поле зрения прицела четыре дистанционные шкалы (для разных типов снарядов пушки и для спаренного пулемета) и шкала боковых поправок. Последняя служит для прицеливания по фронтально движущейся цели. Для стрельбы с закрытых позиций непрямой наводкой наводчик пользуется боковым уровнем, который крепится на левом щите ограждения пушки. Наводит же пушку и спаренный пулемет на цель он с помощью механизма поворота башни и подъемного механизма пушки. Маховик подъемного механизма находится перед наводчиком. На рукоятке маховика находится рычаг электроспуска пушки и спаренного пулемета. Ручной спуск крепится на щите ограждения пушки перед боковым уровнем.

Командир на своем сиденье размещается за наводчиком, слева от пушки. Для удобства наблюдения ему служат командирская башенка и описанные выше приборы наблюдения. Задачи командира: наблюдение за полем боя, целеуказание наводчику, работа на радиостанции и руководство действиями экипажа.

Справа от пушки располагается заряжающий. В его обязанности входят: выбор по указанию командира типа выстрела, заряжание пушки, перезарядка спаренного пулемета, а также наблюдение за полем боя. Сиденье, которым он пользуется вне боевой обстановки, подвешено на трех ремнях. Два из них крепятся к погону башни, а третий к люльке пушки. Изменяя положение ремней, можно отрегулировать сиденье по высоте. В бою заряжающий работает, стоя на крышках ящиков с боеукладкой на днище танка. При перебросе пушки с одного борта на другой он должен ловко следовать за или перед казенником, при этом ему мешают валяющиеся на дне стрелянные гильзы. Отсутствие вращающегося полика (хотя бы такого, который был на нашем Т-28) – существенный недостаток Т-34. Рядом с сиденьем заряжающего в одном из захватов шариковой опоры башни смонтирован стопор для фиксации башни в походном положении. Если башню не фиксировать, то тряска и толчки машины на марше привел бы к быстрому изнашиванию механизма опоры, а, следовательно, к увеличению люфта механизма поворота башни.

Два вида на югославский вариант Т-34, именовавшийся «Возило А”

Югославский вариант T -34

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Средний танк Т-34 образца 1943 г. (Т-34-85)

К 1943 году, вермахт располагал уже заметным количеством тяжелых танков, не только не уступающих, но даже превосходящих по бронированию и огневой мощи Т-34 образцов 1940-1942 г. Сюда относились не только новые Pz VI «Тигр», Pz V «Пантера», но и «старые», прошедшие модернизацию Pz IV последних серий. Вопрос о резком усилении боевых качеств Т-34 особо резко встал в начале наступательных операций лета 1943-го года.

Основным преимуществом новых немецких танков являлась способность за счет мощного артиллерийского вооружения  надежно поражать советские танки с дистанций 1500-2000 м. Советские же Т-34-«76» и КВ-1, вооруженные 76 мм пушкой Ф-34 могли ответить только на дистанциях 400-500 м.

Намного лучше результаты, по сравнению с 76-мм Ф-34, дала 85-мм зенитная пушка образца 1939 г. 52-К, которая в ходе обстрела трофейного «Тигра» пробивала его лобовую броню (а это 10 сантиметров стали) с дистанции в 1000 метров. Оставалось только создать орудие с баллистикой 52-К и втиснуть его в габариты уже существующей машины, которая, к слову, совсем не отличалась просторным боевым отделением.

Новая пушка для старого танка

Еще в январе 1942 году разработку 85-мм танковой пушки начали в ОКБ артиллерийского завода № 9 под руководством конструктора артиллерийского вооружения Ф.Ф. Петрова,  Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под общим руководством В.Г. Грабина и КБ артиллерийского завода № 92 под руководством  А.И. Савина. К концу мая — началу июня 1943 г. были готовы рабочие чертежи и опытные экземпляры 85 мм танковых пушек ОКБ завода № 9 — Д-5Т и ЦАКБ — С-50, созданная под руководством ведущих конструкторов В.Д. Мешанинова и В.А. Тюрина, С-53 конструкторов Т.И. Сергеева и Г.И. Шабарова.

Представило свой образец под названием ЛБ-1 и КБ завода № 92. Работы по проектированию среднего танка на основе Т-34 с 85-мм пушкой одновременно развернулись в КБ заводов № 112 (г. Нижний Новгород) под руководством В.В. Крылова и № 183 (г. Нижний Тагил) под руководством М.А. Набутовского и А.А. Малоштанова.

чертеж танка Т-34-85

Установка нового орудия на шасси Т-34 потребовала создания новой, более габаритной башни и как следствие изменения конструкции боевого отделения и корпуса в целом, по причине увеличения диаметра погона башни с 1420 до 1600 мм. В результате проведенных работ на заводе № 112 была создана двухместная башня под орудие Д-5Т с диаметром погона в 1600 мм, выполняя план завод успел к началу 1944 г. изготовить и сдать в войска около 100 единиц танков Т-34 с новой башней и пушкой Д-5Т. К тому времени по результатам испытаний орудие ЦАКБ С-53 было признано лучшим из представленных образцов и новый танк решено было оснащать именно этой пушкой.

1 января 1944 г. С-53 была принята на вооружение. КБ завода № 183 изначально ориентировалось на эту пушку, поэтому башня нижнетагильской разработки была рекомендована для серийного производства. Впрочем, на заводе № 112 выпустили некоторое количество танков с нижнетагильской башней, но с пушкой Д-5Т, установка которого не вызвала значительных затруднений.

23 января 1944 г. постановлением ГКО № 5020сс новый танк под названием Т-34-85 был принят на вооружение (соответственно, танки Т-34 с 76 мм пушкой стали называться Т-34-76). Несмотря на принятие танка на вооружение и подготовка его к серийному производству на профильных предприятиях НКТП, продолжались полигонные испытаний, в ходе которых проявились конструктивные недостатки противооткатных устройств (ПОУ) пушки С-53. Доработка ПОУ была произведена в КБ завода № 92 и с ноября 1944 г. орудие производилось под названием ЗИС-С-53.

Конструктивные особенности Т-34-85 по сравнению с Т-34-76

Конструкция корпуса, трансмиссии и двигателя Т-34-85 по сравнению с Т-34-76 не претерпели принципиальных изменений . Новая башня разработки КБ завода № 183 представляла собой фасонную отливку с амбразурами в передней части для установки орудия, пулемета и прицела с толщиной стенок 90 мм.

Большая часть танков Т-34 установленных на монументах — танки Т-34-85

 

В бортовых стенках башни имелись по одной с каждой стороны амбразуре для стрельбы из личного оружия экипажа, закрывающиеся броневыми заслонками. У танков ранних серий над амбразурами имелись смотровые щели.

Крыша башни изготовлялась из броневого листа толщиной в 20 мм и крепилась к корпусу посредством сварки. На крыше башни слева ближе к корме устанавливалась цилиндрическая командирская башенка (конструкция на танках произведенных на разных предприятиях могла различаться). По периметру командирской башенки устраивались пять смотровых щелей, прикрытые триплексом. На крыше башенки устанавливался двухстворчатый (после 1945 г. — одностворчатый люк) и командирский смотровой прибор МК-4.

На крыше башни справа от командирской башенки находился люк заряжающего и два прибора МК-4 наводчика и заряжающего.Башня была оборудована механизмом поворота с электроприводом. Рабочие место командира танка располагалось слева от пушки в корме башни, наводчик находился также слева от орудия, впереди командира, рабочее место заряжающего было расположено справа от орудия. остальные члены экипажа располагались также как и на Т-34-76.

В башне на танках ранних выпусков устанавливалась 85 мм танковая пушка Д-5Т, с марта по июль 1944 г. С-53, впоследствии — ЗИС-С-53. Орудие представляло из себя танковую артиллерийскую систему со стволом- моноблоком. Затвор клиновой, вертикальный, полуавтоматика копирного типа. ПОУ включали в себя гидравлический тормоз откатных частей веретенного типа, накатник гидропневматического типа и располагались внизу ствола. Боекомплект орудия состоял из 85 мм выстрелов зенитной пушки 52-К и насчитывал 55 снарядов, расположенных в боеукладках.

Танк оборудовался приборами наблюдения МК-4. В башне танка устанавливалась коротковолновая радиостанция 9-РМ, обеспечивающая двухстороннюю связь на дальности 15-20 км. Серийное производство Т-34-85 было организовано на заводах № 112 (с декабря 1943 г.), № 183 (с февраля 1944 г.), № 174 (г. Омск, с июня 1944 г.). Всего за годы войны с 1943 по 1945 гг. на этих трех предприятиях было изготовлено около 24 000 Т-34-85, из них 274 командирских танков с радиостанцией РСБ-1 (РСБ-ФЗТ) и 330 ОТ-34-85 с  огнеметной установкой.

Серийное производство танка продолжалось на заводах № 183 и № 174 до 1946 г., а на заводе № 112 — до середины 1950 г. Всего за послевоенные годы было выпущено около 4500 танков Т-34-85.

Башня Т-34-85 заметно больше, чем у Т-34-76. По этому принципу их различить легче всего

 

Послевоенное использование танка Т-34-85

В годы войны около 500 танков были переданы в польские и чехословацкие формирования на территории СССР. Небольшое количество новых тридцатичетверок использовались вермахтом и его союзниками.

С 1951 по 1958 гг.  Т-34-85 выпускался в Чехословакии на заводе ЧКД. С 1952 по 1959 — производство танка было налажено в Польше на заводе Burnar Labedy. Всего в Чехословакии было произведено 3150 танков и модификаций на его основе, В Польше — 1380.

Танк составлял основу советского танкового парка до середины 50-х годов 20-го века и официально снят с вооружения Российской Армии только в 1993 г.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Благодаря своим уникальным боевым и эксплуатационным качествам до сих находится на вооружении армий некоторых стран (включая Вьетнам, Гвинею, Йемен, КНДР,  Кубу, Лаос, Мали и Намибию).

Танк участвовал во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах и войнах после второй мировой войны. На основе Т-34-85 разработаны и серийно производились самоходная артиллерийская установка СУ-100, самоходный поворотный кран СПК-5 и СПК-5/10, эвакуационный танковый тягач Т-34-Т.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

drawings of tanks: Чертежи T-34


Расписывать историю создания Т-34 смысла особого не имеет, достаточно купить и  прочитать вот эту книгу. http://ipc-megalion.ru/






Можно отметить, что Т-34 сложился постепенно, путем поэтапной модернизации танка БТ. Хотя если сравнивать с современными сроками проведения опытно-конструкторских работ, все было проделано достаточно быстро. Хотя есть мнение, что если бы не купили машину Кристи, а развивали линию Т-24, было бы лучше, но это уже к любителям альтернативной истории.

К сожалению технической информации, чтобы восстановить внешние виды машин А-20, А-32 и А-34 № 1 с должным качеством не достаточно. Может быть, что-то обнаружится, хотя шансов мало.


ГРАНЕНЫЕ БАШНИ Т-34 И ИХ РАЗВИТИЕ 

Чертеж башни танка Т-34 завода № 183 выпуска начала 1942 г., на жаргоне «гайка». Данная башня разработана в ноябре 1941 г., изначально была выпущена КД на два варианта литой башни под 76 мм пушку Ф-34 и 45 мм пушку 20-К, из соображений возможной нехватки пушек Ф-34. Поскольку проблем с поставками Ф-34 не возникло, в металле вариант башни под 45 мм пушку не изготавливался. По воспоминаниям ветеранов первые корпуса башен были отлиты в Свердловске и поступили на  завод в феврале 1942 г. Первые башни отливались в земляную форму (http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st009.shtml) поэтому особым качеством они не отличались и имели отступления от КД, хотя формально все башни изготовлены по одной документации, но у каждого изготовителя они имели характерные особенности. Всего в серийном производстве было два варианта корпусов литых башен, это 34.30.474 и 34.30.474А (башня с пистолетными портами). Другими характерными отличиями первых башен были: купол бронезащиты вытяжного вентилятора на 6 окон и ранняя конструкция установки перископического прицела без бронезащиты и отсутствие обварки смотровой шели.

Из особенной конструкции не видных снаружи, можно отметить отсутствие торсиона для открытия крышки люка и не подпружиненную задвижку смотровой щели.

Если судит по фотографиям, башни устанавливались на корпусах собранных из задела деталей привезенных из Харькова или изготовленных по КД 41 г.

На данном чертежи изображена башня в строгом соответствии с КД на составные части, единственным отступлением это дополнительное изображение на чертеже пушки Ф-34 и ее бронезащиты, на мой взгляд это более информативно. Моя технология выпуска чертежей простая, сначала делаются чертежи на составные части потом делается сборочный чертеж. Поэтому комплект КД на башню достаточно большой, чертежи в целях упрощения процесса делаются в масштабе 1:1, распечатать можно в любом масштабе, но желательно не меньше 1:20, линии начинают сливаться.


Проект сварной башни


При реконструкции использовал чертежи найденные Игорем Желтовым. Сварная башня из катанных бронелистов не пошла в серийное производство скорее всего по нескольким причинам. Самые главные это:

— нехватка броневого проката;

— отсутствие нужного количества квалифицированных сварщиков;

— плохая стойкость сварных швов.

От себя при реконструкции добавил нижнюю обечайку башни (выполнил из двух деталей), остальные детали в принципе подошли, лобовой щит башни  (деталь 34.30.475) встала идеально. На мой взгляд еще просятся уголки для закрытия сварных швов, как на башне танка Т-70.

Необходимо отметить, что конструкция лобового щита заимствована от Т-34М, не исключено, что какое-то их количество до войны успели изготовить или хотя бы сделать оснастку. Да и сама «гайка» это очень сильно упрощенная башня Т-34М, хотя тут можно спорить.

 



 

В процессе серийного производства гайка обрастала деталями и изменялась ее конструкция. Необходимо отметить, что время внедрения изменений на заводах изготовителях было разное, поэтому могут встречаться разные сочетания изменений.

К первым изменениям  можно отнести уменьшение количества окон до 4 на бронезащите вентилятора и увеличения ее диаметра на 10 мм. Эти изменения произвели в два этапа сначала уменьшили количество окон, а потом увеличили диаметр (чертеж № 34.30.480(Б)). Одновременно ввели бронезащиту перископического прицела.  

Для обеспечения демонтажа топливных баков летом 1942 г. сделали съемной среднюю часть крыши и осенью 1942 начали устанавливать поручни для десанта. Точной даты введения пистолетных портов нет, но наверно это было внедрено осенью 1942 г.

Отдельная история это установка командирской башни. С этим делом как-то не получалось, несмотря на постановление ГКО 1942 г., перебрав несколько вариантов, командирскую башенку внедрили только с июня 1943 г.

Отдельно стоит командирская башенка со сварным корпусом, к сожалению, найти ее КД и вообще как-либо упоминание в имеющихся 4 различных  каталогах сборочных единиц не удалось. Но поскольку КД на все остальные детали имеются в наличии, удалось восстановить ее чертеж.  

В мае 1943 г. параллельно с введением командирской башенки, в серию был введен правый перископический наблюдательный прибор. Судя по фотографиям, оба варианта находились в серии одновременно. На части башен из-за нехватки наблюдательных приборов  устанавливались ложные приборы, а отверстия под них закрывались заглушками. Всего имеется 3 варианта ложных приборов, на чертеже изображен один.

  















Под литерой «С» скорее всего, подразумевается 5 ступенчатая КПП. Творчеством в бумажном виде заниматься стало не интересно.  Перешел на твердотельное моделирование. Если у кого есть соображения по изготовлению моделей танков пишите [email protected] Советского легкие танки и САУ созданные на базе  плавающего танка Т-40 http://drawingstanks.blogspot.com/2013_04_14_archive.html
Танковые башни завода № 112 Приключения иностранцев в Советской России Легкий танк А-20 (модернизация танка БТ) ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ Тяжелые танки ИС МОДЕЛИ ТАНКОВ В МАСШТАБЕ 1:43

drawingstanks.blogspot.com

Танк Т-34 из бумаги — схемы для склеивания

Привет всем любителям склеивать модели танков из бумаги! Сегодня мы предлагаем сделать бумажную модель легендарного танка Советской армии времен Второй мировой войны – Т-34. Сделать танк Т-34 из бумаги будет не сложней, чем модели танков ранее опубликованных: «Танк Тигр из бумаги», «Танк Т-90 из бумаги».

Танк Т-34, благодаря продемонстрированным во время испытаний высоким боевым и техническим характеристикам, был принят на вооружение Красной армии в конце 1939 года. Весной 1940 года в качестве одного из испытаний был совершен пробег двух опытных образцов танка Т-34 из Харькова в Москву и обратно. Во время поездки танк подтвердил свои высокие технические качества. После этого испытания было принято решение о производстве Т-34 на основных крупных предприятиях СССР.

Склеиваем танк Т-34 из бумаги

Для создания бумажной модели танка вам потребуется напечатать схемы деталей танка, вырезать их и склеить.

Советы по изготовлению модели танка
  • Для печати схем подойдет любой принтер, т.к. черно-белые детали танка вполне можно покрасить красками.
  • Используйте для печати крупных деталей танка тонкий картон или фотобумагу.
  • Для мелких деталей можете использовать обычную офисную бумагу.
  • Для создания ровных изгибов приложите линейку к линии изгиба и проведите по ней обратной стороной ножниц или непишушей ручкой.
  • Для вырезания детали танка используйте ножницы и канцелярский нож.
  • Вырезать и склеивать детали желательно последовательно, переходя от одной склеенной детали к склеиванию следующей.
  • Если деталь имеет внутреннюю окружность, то ее следует вырезать в первую очередь, а затем уже саму деталь.
  • Для склеивания деталей танка используйте прозрачный акриловый клей «Момент» или любой другой его аналог.
  • Перед склеиванием следует закрасить торцы детали, это улучшит внешний вид модели.
  • Во время склеивания танка придерживайтесь инструкции

Схемы деталей танка Т-34 из бумаги

Схемы деталей танка Т-34 из бумаги №1 Схемы деталей танка Т-34 из бумаги №2 Схемы деталей танка Т-34 из бумаги №3 Схемы деталей танка Т-34 из бумаги №4 Схемы деталей танка Т-34 из бумаги №5

Инструкции по склеиванию танка Т-34

Инструкция по склеиванию танка Т-34 из бумаги Инструкция по склеиванию танка Т-34 из бумаги Инструкция по склеиванию танка Т-34 из бумаги

 

Данные схемы танка Т-34 разработаны WorldOfPaperTanks.com

Как, вы еще не склеили? Ну, это зря…

Будем благодарны, если воспользуетесь социальными кнопочками!

iz-bymagi.ru

Модель Т-34-85 своими руками из бумаги

Здравствуйте.

Сегодня мы с вами будем делать подарок любому мужчине — танк Т-34.

Подробную информацию о сборке вы можете посмотреть на видео:

Материалы.

  1. 7 листов бумаги плотностью 180-220 гр. (у меня 220 гр.)
  2. ножницы, клей, линейка, клеевой пистолет
  3. Краска любая, черная и зеленая

Файлы для скачивания. Размер модели можно масштабировать!!!

T-34-85.cdr  https://cloud.mail.ru/public/LCNn/aopjAkrny
T-34-85.pdf  https://cloud.mail.ru/public/Rh6A/EWt6htv2s

 

Ну а дальше — вырезаем

Склеиваем

Красим

Собираем

Любуемся

Всем удачи!!!


Написать комментарий

КОММЕНТАРИИ


  • Парочка орденов для вышивания крестом.

    Дмитрий ДА 07.05.2009

  • Как сделать птичку из бумаги.

    Дмитрий ДА 18.11.2009

  • Мельница — символ богатства и достатка. Сделайте себе настольную мельницу или подарите другу.

    Дмитрий ДА 07.03.2011

Ещё самоделки

modelmen.ru

Т-34-85. Чертежи — Step-by-step. Пошаговые инструкции — LiveJournal

Previous Entry | Next Entry

  • Nov. 10th, 2016 at 5:45 PM

bga68 

СССР / Рабоче-крестьянская Красная армия




Tags:
  • 1:43,
  • blueprint,
  • diecast,
  • drawing,
  • scale models,
  • Т-34,
  • лепка,
  • модели,
  • хобби
  • Leave a comment
  • Share
  • Link

bga68.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *