Святой Престол — Ватикан — Государство Град Ватикан

Выражение «Святой Престол» (лат. Sancta Sedes, ит. Santa Sede, англ. Holy See) относится к высшей церковной власти, а именно – к Папе как Епископу Рима и Главе коллегии Епископов. Оно обозначает, таким образом, центральный орган управления Католической Церковью. Будучи таким органом, Святой Престол является институтом, который, в соответствии с международными законами и обычаями, обладает статусом юридического лица, позволяющим ему заключать договоры, а также посылать и принимать дипломатических представителей, в качестве юридического эквивалента государства.

Государство Град Ватикан возникло в результате Латеранских соглашений, которые были заключены между Святым Престолом и Королевством Италии 11 февраля 1929 года и были ратифицированы 7 июня 1929 года. По этим соглашениям Италия признала и признает поныне полноправность и суверенитет Ватикана. Это чрезвычайно малое территориальное образование, имеющее целью обеспечить возможность для Папы свободно осуществлять его Служение управления Вселенской Церковью.

Как Государство Град Ватикан, так и Святой Престол, будучи оба повсеместно признанными суверенными субъектами международного общественного права, являются неразрывно связанными в лице Верховного Понтифика, как Главы Государства, обладающего полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти. В период «Sede Vacante» (когда Апостольский Престол не занят) эта власть принадлежит Коллегии Кардиналов. Верховный Понтифик управляет Государством посредством Понтификальной комиссии по делам Государства Града Ватикан (осуществляет законодательную власть; состоит из Кардиналов, назначаемых Папой на пятилетний срок) и Губернаторством Государства Града Ватикан (осуществляет исполнительную власть). Законодательные нормы публикуются в специальном приложение к Acta Apostolicae Sedis.
Судебная власть осуществляется от имени Верховного Понтифика специально учрежденными органами, в соответствии с юридической структурой Государства: Магистратом, Судом высшей инстанции, Апелляционным Судом и Кассационным Судом.

Верховный Понтифик, посредством Государственного Секретариата, представляет Государство Град Ватикан в отношениях с иностранными государствами через заключение договоров и дипломатические связи (ст. 2 Основного Закона Государства Града Ватикана). Государственный Секретариат, будучи департаментом Римской Курии, полномочен также действовать совместно с Понтификальной комиссией по делам Государства Града Ватикан в том, что касается наиболее серьезных вопросов (ст. 6 Основного Закона).

С 1870 по 1929 год, когда Государство Град Ватикан не существовало, Святой Престол поддерживал дипломатические отношения со многими государствами. Дипломатические представители при Святом Престоле, характеризующиеся некоторой стабильностью, существуют уже с конца XV века. В XVI веке начинают создаваться постоянные представительства. Также и в наше время именно при Святом Престоле (а не при Ватикане) аккредитуются дипломатические миссии иностранных государств, а папские представители в других государствах и международных организациях представляют не Ватикан, а Святой Престол. Святой Престол (не Ватикан) является постоянным наблюдателем при ООН и в июле 2004 получил право голосования. Поэтому неправильно говорить, что во время официальных международных визитов руководители иностранных государств принимают Папу как главу Ватикана. Римский Понтифик всегда выступает главой Святого Престола как субъекта международного права, эквивалентного государству, будучи в то же время и главой Государства Града Ватикан, суверенитет которого как вспомогательной территории Святого Престола проистекает из суверенитета Святого Престола. Именно поэтому Ватикан никогда не выступает самостоятельно, вне связи со Святым Престолом.

Святой Престол, помимо активного права дипломатического представительства (Апостольские Нунции являются понтификальными Представителями, исполняющими одновременно функции представительства Римского Понтифика перед государствами и перед местной церковной иерархией), осуществляет также и пассивное право, то есть принимает представителей, посылаемых государствами с чрезвычайной и временной миссией, либо с ординарной и постоянной миссией.

И Государство Град Ватикан, и Святой Престол — как суверенный орган Католической Церкви – пользуются всё возрастающим признанием их отчетливо международного характера. Они являются членами международных организаций и участвуют в международных конференциях, следуя соответствующим соглашениям.

Официальный сайт Святого Престола в Интернете — www.vatican.va .

vaticanstate.ru

Святой Престол — Конференция католических епископов России

Святой Престол (лат. Sancta Sedes) — официальное собирательное название Папы и Римской курии.

Святой Престол владеет собственной суверенной территорией, городом-государством Ватикан.

Государство Город Ватикан (лат. Status Civitatis Vaticanae, итал. Stato della Citta del Vaticano) — государство-анклав внутри территории Рима, полностью независимое от Италии. Ватиканом управляет административный орган — назначаемая Святым Престолом Папская Комиссия во главе с губернатором.

Святой Престол, вне зависимости от наличия суверенной территории, является самостоятельным субъектом международного права (persona sui generis). Святой Престол является постоянным наблюдателем при ООН и при целом ряде других международных организацих. Дипломатические отношения устанавливаются со Святым Престолом, а не с городом-государством Ватикин. Дипломатические миссии Святого Престола в других странах называются апостольскими нунциатурами и возглавляются апостольскими нунциями, обладающими статусом чрезвычайного и полномочного посла.

Святой Престол возглавляется Понтификом (Папой Римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Верховный Понтифик как преемник св. Петра, есть постоянное и зримое начало и основа единства как епископов, так и множества верных (Апостольская Конституция Lumen Gentium II Ватиканского Собора, п. 23).

С церковной точки зрения, Римский Понтифик является епископом Рима и, вместе с этим, — главой Католической Церкви и ее высшим правящим иерархом;

С точки зрения международного права, Римский Понтифик является главой Святого Престола и монархом города-государства Ватикан.

Исполнением решений Папы и координацией деятельности Римской курии занимается Государственный секретариат, возглавляемый Государственным секретарем (с 2006 года Государственный секретарь — кардинал Тарчизио Бертоне).

В составе Государственного секретариата действуют, в частности, отдел по общим вопросам и по отношениям с государствами (иностранным делам).

Также в состав Римской курии входят 9 конгрегаций, включающих 4 комиссии, 3 трибунала, 9 папских комиссий и 11 папских советов, 5 межведомственных комиссий. Помимо этого есть также синод епископов, кадровая служба, несколько служб, а также исторически сложившиеся учреждения.

Конгрегации

  • Конгрегация Вероучения;
  • Конгрегация Восточных Церквей;
  • Конгрегация Богослужения и Таинств;
  • Конгрегация по Канонизации Святых;
  • Конгрегация Евангелизации Народов;
  • Конгрегация по делам духовенства;
  • Конгрегация по делам Институтов Посвящённой Жизни и Обществ Апостольской Жизни;
  • Конгрегация Католического Образования;
  • Конгрегация по делам Епископов.

Трибуналы:

  • Апостольский Пенитенциарий;
  • Верховный Трибунал Апостолической Сигнатуры;
  • Трибунал Римской Роты.

Папские Советы:

  • Папский Совет по делам мирян;
  • Папский Совет по содействию Христианскому Единству;
  • Папский Совет по делам Семьи;
  • Папский Совет Справедливости и Мира;
  • Папский Совет Cor Unum;
  • Папский Совет по Пастырскому попечению о мигрантах и странствующих;
  • Папский Совет по Пастырскому попечению о работниках здравоохранения;
  • Папский Совет по интерпретации законодательных текстов;
  • Папский Совет по межрелигиозному диалогу;
  • Папский Совет по Культуре;
  • Папский Совет по массовым коммуникациям.

Папские комиссии и комитеты:

  • Папская Комиссия по делам Латинской Америки;
  • Папская Комиссия по культурному наследию Церкви;
  • Папская Комиссия по священной археологии;
  • Папская Библейская Комиссия;
  • Папская Комиссия Ecclesia Dei;
  • Папская Комиссия по пересмотру Вульгаты;
  • Международная Теологическая Комиссия;
  • Папский Комитет по Международным Евхаристическим Конгрессам;
  • Папский Комитет по историческим наукам;
  • Папская Комиссия по делам государства-града Ватикан;
  • Дисциплинарная Комиссия Римской курии;
  • Комиссия по Катехизису.

Другие Папские ведомства:

  • Апостолическая Палата;
  • Администрация Имущества Святого Престола;
  • Префектура экономических дел Святого Престола;
  • Префектура Папского Дома;
  • Служба Папских Литургических Церемоний;
  • Пресс-служба Святого Престола;
  • Центральная Статистическая Служба;
  • Фабрика Святого Петра;
  • Служба Папских милостей;
  • Ватиканская апостольская библиотека;
  • Ватиканский секретный архив.

Официальный сайт Святого Престола — www.vatican.va

catholic-russia.ru

Святой Престол — это… Что такое Святой Престол?


Святой Престол
или Папский Престол (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede) — официальное собирательное название папы римского и Римской курии.

Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.

Синонимы
:
  • Святой Доминик
  • Суверенитет Святого Престола

Смотреть что такое «Святой Престол» в других словарях:

  • Святой Престол — Святой Престол[1], или Папский Престол (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede)  официальное собирательное название папы римского и Римской курии. Содержание 1 Суверенитет Святого Престола …   Википедия

  • Святой престол — Святой Престол[1], или Папский Престол (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede)  официальное собирательное название папы римского и Римской курии. Содержание 1 Суверенитет Святого Престола 2 История …   Википедия

  • святой престол — Ватикан Словарь русских синонимов. святой престол сущ., кол во синонимов: 1 • ватикан (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Святой Престол —  ♦ (ENG Holy See)  (лат. sancta sedes святой трон)    седалище папы, или папский трон символ власти. Название относится также к католическому взгляду на папу как на пастыря вселенской церкви и на соответствующие права и обязанности этой должности …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Святой престол — Свят ой прест ол (о Ватикане) …   Русский орфографический словарь

  • Святой престол — (о Ватикане) …   Орфографический словарь русского языка

  • «СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ» — (лат. «San cta Sedes») папа римск. и римск. курия, помогающая папе в управлении католич. церковью, а также Ватикан …   Атеистический словарь

  • Престол — У этого термина существуют и другие значения, см. Престол (значения). Прест …   Википедия

  • Святой Гроб — Господень. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Вид от входа Гроб Господень, Святой Гроб (греч. Αγιος Τάφος)  главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия… …   Википедия

  • Святой Филипп — Митрополит Филипп II Митрополит Московский и всея Руси 25 июля 1566   8 …   Википедия


dic.academic.ru

Святой престол | Молитвы.Богослужения

Святой престол православного храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца и Промыслителя всего сущего

 

Святой престол православного храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога-Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной.

Престол, как знамение единого Бога Вседержителя, являющегося средоточием и центром всякого тварного бытия, должен располагаться только в центре алтарного пространства, отдельно от всего. Прислонение престола к стене, если это не вызвано какой-либо крайней необходимостью (например, чрезмерно малыми размерами алтаря), означало бы смешение, слитие Бога с Его Творением, что искажает учение о Боге.

 

Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя. В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, Что все четыре стороны света, все люди, призываются к общению С Богом в Святых Тайнах, ибо Евангелие проповедуется, по слову Спасителя, «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14). Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек. Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в храме небесном. В храме небесном были: телец — символ жертвенного животного; лев символ — царской власти и силы; человек-символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие; орел-символ вышней, горней, ангельской природы. Эти символы усвоены вЦеркви и четырем евангелистам: Матфею-человек, Маркулев, Луке-телец, Иоанну-орел. Движения звездицы над пифосом, сопровождаемые возгласами священника во время евхаристического канона, также сопряжены с символами четырех таинственных существ: поюще соответствует орлу, горнему существу, присно воспевающему Бога; вопиюще-жертвенному тельцу, взывающе — льву, царственному лицу, возвещающему со властью свою волю; глаголюще -человеческому существу. Этому движению звездицы соответствуют и изображения четырех евангелистов с их символическими животными в парусах на сводах центральной, подкупольной части храма, где особенно наглядно видно теснейшее единство богослужебной, предметной, живописной и архитектурной символики православного храма.

Святой престол знаменует собою Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе.

Таким образом, престол соединяет в себе два основных представления: о смерти Христа ради нашего спасения и о царственной славе Вседержителя, восседающего на пренебесном Престоле. Внутренняя связь двух этих представлений очевидна. Они полагаются и в основу чина освящения престола.

Этот чин сложен и исполнен глубокого таинственного смысла. Воспоминания о Моисеевой скинии и Соломоновом храме в молитвах на освящение храма и престола призваны засвидетельствовать духовное исполнение в Новом Завете ветхозаветных прообразов и богоустановленность священных предметов храма.

Чаще всего святой престол устраивается следующим образом. На четырех деревянных столпах высотой в аршин и шесть вершков (в современных единицах измерения эта высота равняется примерно 98 см, так что вместе с верхней доской высота престола должна составлять 1 метр) полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Площадь престола может зависеть от величины алтаря. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской престола ставится пятый столбец в пол-аршина высоты для поставления на нем ящичка с мощами святых. Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом — расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, все эти вещества «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов; воск и мастика соединяются с ароматами потому, что эти клейкие вещества потребны здесь для укрепления и соединения трапезы с углами престола; в соединении своем все сии вещества представляют любовь к нам и соединение с нами Христа Спасителя, которые простер Он даже до смерти». Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, особым образом помазуется святым Миром, что знаменует и возлияние Мира на Христа Спасителя перед Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божий, излившиеся на нас благодаря крестному подвигу Сына Божия.

Престол далее облачается в особо освященную белую нижнюю одежду — катасарку (от греч. «катасаркинон»), что в переводе означает буквально приплотие, то есть ближайшую к телу одежду (по-славянски — срачица). Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб. Вслед за этим престол опоясывается вервием длиной около 40 м. Если освящение храма совершает архиерей, то вервием опоясывается престол так, что оно образует собою кресты со всех четырех сторон престола. Если же храм освящается по благословению епископа священником, то вервием опоясывают престол вокруг в виде пояса в верхней его части. Это вервие знаменует собою путы, которыми был связан Спаситель, ведомый на суд к первосвященникам иудейским, и Божественную силу, которая держит собою всю Вселенную, объемлет собою все творение Божие.

За этим престол сразу облачается в верхнюю, нарядную одежду — индитию, что в переводе значит одежда. Она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым». Тем самым изображается, что слава Иисуса Христа, Сына Божия, которую имел Он и прежде всех времен, непосредственно основана и на его крайнем уничижении, даже до смерти, во время первого пришествия на той Жертве, которую Он, принес Собою за грехи человеческого рода. В соответствии с этим архиерей, совершающий освящение храма, до покрытия престола индитией священнодействует в срачице — белой одежде, надеваемой поверх его святительских риз. Совершая действия, знаменующие погребение Христово, архиерей, который собою также знаменует Христа Спасителя, облачается в одежду, соответствующую погребальной плащанице, в которую обернуто было тело Спасителя при погребении. Когда же престол одевается одеждой царственной славы, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске святительских риз, изображающих одежды Небесного Царя.

При начале освящения престола из алтаря удаляются все мирские люди, остаются одни священнослужители. Хотя в чине освящения храма указывается, что это делается для того, чтобы избежать помех от большого скопления людей, это имеет и другой, духовный смысл. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит, что в это время «алтарь становится уже небом, и туда нисходит сила Духа Святаго. Посему и должно быть там одним небесным, то есть священным, и никому другому не должно смотреть». Одновременно из алтаря выносятся и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Этим изображается, что незыблемо и неподвижно утверждаемый престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого получает свое бытие все, что подвержено движению и изменению. Поэтому после того, как освящен неподвижный престол, все движимые священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

Если храм освящался архиереем, то под престол на средний столбец прежде покрытия престола одеждами полагается ящичек с мощами святых мучеников, переносимыми из другого храма с особой торжественностью в знак преемственной передачи благодати Божией от прежде бывшего к новому. В таком случае в антиминсе на престоле, теоретически, могли уже не полагаться мощи святых. Если же храм освящался иереем, то под престол мощи не полагаются, а присутствуют в антиминсе на престоле. На практике антиминс на престоле всегда с мощами, даже если он и был освящен архиереем.

После того как престол помазан Миром, помазуется в подобающей очередности в особых местах и весь храм, окропляется святой водой, кадится благоуханием ладана. Все это сопровождается молитвословиями и пением священных песнопений. Так, от святого престола получает освящение и все здание храма, и все, что находится в нем.

В катакомбах престолами служили каменные гробницы мучеников. Поэтому в древних храмах престолы часто делались каменными, причем боковые стенки их обычно украшались священными изображениями и надписями. Деревянные престолы могут созидаться и на одном столпе, что в таком случае означает Единого в Существе Своем Бога. Деревянные престолы могут иметь боковые стенки. Часто в таких случаях эти плоскости оформляются украшенными окладами с изображением священных событий и надписями. В таком случае одеждами престолы не одеваются. Сами оклады как бы заменяют собой индитию. Но при всех видах устройства престол сохраняет четырехугольную форму и свои символические значения.

По великой святости престола прикасаться к нему и к предметам, на нем лежащим, дозволяется епископам, священникам и диаконам. Пространство от царских врат алтаря до престола, знаменующее собою входы и выходы Самого Господа Бога, епископам, священникам и диаконам позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости. Престол обходят с восточной стороны, мимо Горнего места.

Престол для храма-то же, что Церковь для мира. Догматическое значение престола, как знаменующего собой Христа Спасителя, очень четко выражено в молитве, повторяемой за Божественной литургией дважды, — при каждении вокруг престола после проскомидии и при воспоминании о погребении Христа во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол: «Во Гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Это значит: Господь Иисус Христос, как Бог, не переставая пребывать на небесном Престоле Пресвятой Троицы, лежал плотью во Гробе, как мертвец, одновременно сходил душой во ад и в это же время пребывал в раю со спасенным им благоразумным разбойником, то есть исполнял Собою все небесное, земное и преисподнее, присутствовал Своею Личностью во всех Областях Божественного и тварного бытия, вплоть до тьмы кромешной, из ада которой Он извел ожидавших Его пришествия ветхозаветных людей, предызбранных ко спасению и прощению.

Такое вездесущие Божие дает возможность и святому престолу быть одновременно знамением и Гроба Господня, и престола Снятой Троицы. В указанной молитве ясно выражено также неповрежденное, целостное воззрение Церкви на мир, как на нераздельное, хотя и неслитное единство в Боге небесного и земного бытия, в котором вездесущие Христа оказывается возможным и естественным.

На святом престоле, кроме верхней индитии и покрывала, находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница, пелена, покрывающая все предметы на престоле в промежутках между богослужениями.

Антиминс-четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов-тельцом, львом, человеком, орлом и надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подписью епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в чашу, также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую подносили на трости к устам распятого на Кресте Спасителя.

Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно I свернутом состоянии в особом плате также из шелковой или льняной материи, который называется илитоном (греч.-обертка, повязка). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс разворачивается, раскрывается только в определенный момент богослужения, перед началом литургии верных, и закрывается, свертывается особым образом по окончании ее. Если во время литургии загорится храм или если иное стихийное бедствие будет угрожать зданию храма, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте идокончить на нем Божественную литургию.

Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу, Образ погребения Христа на антиминсе еще раз свидетельствует, что в сознании Церкви престол есть, во-первых, знамение Гроба Господня, а во-вторых, знамение престола славы Воскресшего из этого Гроба Спасителя. Последнее значение свидетельствуется образами четырех евангелистов по углам в знак того, что Евангелие обращено ко всем сторонам света, ко всей Вселенной, а также илитоном, являющимся, по блаженному Симеону, архиепископу Солунскому, образом той головной погребальной повязки (сударя), который увидели лежащим отдельно от плащаницы в свернутом виде апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (Ин. 20, 7). Илитон также означает вообще погребальную одежду Христа Вседержителя, то есть служит для антиминса тем же, чем служит нижняя одежда для престола. В древности ткани антиминса иногда усваивалось значение плащаницы Христа во Гробе. Святой Исидор Пелусиот называет ткань антиминса синдон (плащаница). Так же называется и одежда епископа при освящении престола, знаменующая погребальные пелены Спасителя.

Слово «антиминс» состоит из двух греческих слов: «анти»- вместо и «мйсион»-стол, то есть вместопрестолье, — такой священный предмет, который, заменяя собою престол, сам является престолом. Поэтому и в надписи на нем он назван трапезой. А при освящении архиереем храма один или несколько антиминсов полагаются на верхней доске престола и освящаются вместе с престолом. При этом в молитве на освящение престола и антиминсы названы также жертвенниками, на которых должна совершаться Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых. Таким образом, чинопоследование освящения не делает различия между неподвижным престолом в алтаре храма и движимыми антиминсами. В средину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются святым Миром.

Почему возникла необходимость иметь на незыблемом и неподвижном престоле антиминс-его движимое и отделенное от него повторение?

С V века, после принятия языческим миром христианства, в наземных храмах престолами в алтарях были особые сооружения из камня или дерева. И в этих престолах или под ними в согласии с древним обычаем и его догматическим смыслом непременно полагались мощи святых мучеников, осуществляющих теснейшую связь между Церковью земной и Церковью Небесной.

В связи с гонениями появилась потребность в переносных престолах-антиминсах, куда также полагали мощи святых мучеников. Этот обычай приобрел настолько важное и глубокое значение для Православия, что VII Вселенский Собор в своем правиле уделил особое внимание мощам: «Божественный апостол Павел изрек, некиих человек греси предъявлени суть, неким же и последствуют (1 Тим. 5, 24). Ибо грехам предваряющим и другие грехи последуют. За нечестивою ересию клеветников на христианство последовали и иные нечестия. Ибо как зрак честных икон отъяли у Церкви, так оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновити, и тако содержати, по писанному и неписанному законоположению. Сего ради, аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей, да будет извержен, яко преступивший церковные предания».

Это правило достаточно ярко показывает, насколько велико в сознании Православной Церкви значение мощей мучеников на престолах, так что трудно предположить, чтобы, лишаясь храмов во времена гонений, православные могли дерзнуть совершать литургию не на мощах.

Отправляясь в долгие и дальние походы, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые совершали для них таинство Евхаристии в походных условиях. В послеапостольские времена священники, переходившие по условиям времени с места на место, совершали Евхаристию в разных домах и местах. Благочестивые люди, имевшие возможность содержать при себе священников, с древнейших времен, отправляясь в дальние странствия, брали их с собою, чтобы не оставаться долго без причастия Святых Тайн. Для всех этих случаев издревле существовали переносные престолы.

Все это подтверждает глубочайшую древность практики переносных престолов (антиминсов), но не объясняет, почему неподвижные престолы в храмах стали иметь на себе еще и антиминсы как свою неотъемлемую принадлежность.

Приведенное правило VII Вселенского Собора помогает выяснить это обстоятельство.

В IV-VIII вв. по Р. Х. во время острой борьбы Православной Церкви с различными ересями бывали периоды, когда еретики захватывали храмы православных, строили свои, затем все эти храмы вновь оказывались в руках православных, и православные вновь освящали их. Такие переходы церквей из рук в руки не раз повторялись. Уже тогда для православных должно было иметь—очень большое значение определенное свидетельство, удостоверение того, что престол их храма освящен православным епископом и по всем правилам. Во избежание сомнений престолы непременно должны были иметь на себе как бы некую видимую печать, свидетельствующую о том, какой епископ, когда освятил престол, и о том, что он освятил его с положением мощей. Такими печатями стали матерчатые платки с изображением креста и соответствующими надписями. Первые русские антиминсы XII в. подтверждают это. Эти древние антиминсы русских храмов пришивались к срачице или приколачивались к престолу деревянными гвоздиками. Это свидетельствует, что в древней Византии, откуда взят этот обычай, пришиваемые или прибиваемые платки с надписями не имели еще богослужебного употребления, а удостоверяли, что престол освящен правильно, с положением мощей, и о том, кем и когда он освящен. Однако в VIII-Х вв. в Византии в связи с затруднительностью для епископов лично освящать строящиеся по множестве храмы возник обычай поручать священникам совершать освящение отдаленных церквей. В таком случае нужно было, чтобы сами престолы имели все-таки освящение от архиерея, потому что канонически право освящать престол и полагать в нем святые мощи принадлежит только епископам. Тогда епископы стали освящать вместо престола ставшие уже традиционными матерчатые платы с удостоверительными надписями и полагать в них святые мощи. Теперь такой платок-антиминс (вместопрестолие) с зашитыми в нем мощами, освященный архиереем, не мог быть не чем иным, как тоже престолом, трапезой священной, как он и называется по сей день. Поскольку антиминс продолжал служить вначале лишь свидетельством того, что престол освящен епископом, постольку он и пришивался к нижней одежде престола или прибивался к нему. В дальнейшем было осознано, что этот плат есть в сущности возвышенный и неподвижный престол на престоле, а престол стал освященным постаментом для антиминса. Антиминс в связи с его высоким священным значением приобрел богослужебную значимость: его стали полагать на престол, складывать особым образом и разворачивать при совершении таинства Евхаристии.

С духовной точки зрения наличие движимого антиминса на неподвижном престоле означает, что на престоле незримо присутствует Своею благодатью Господь Бог, Который, хотя и неотделим от Своего творения, но и не сливается, не смешивается с ним, а антиминс с изображением Христа, полагаемого во Гроб, свидетельствует, что мы поклоняемся престолу, как Гробу Христову, потому что из него воссиял Источник вечной жизни, Источник нашего воскресения. В древности антиминсы приготовлялись самими священниками, которые приносили их к епископам для освящения. В рисунках на антиминсах не было единообразия. Как правило, древние антиминсы имеют изображение четырехконечного или восьмиконечного креста, иногда с орудиями казни Спасителя. В XVII в. в России при патриархе Никоне началось было изготовление единообразных антиминсов. В дальнейшем появились антиминсы, отпечатанные типографским способом и изображающие положение Христа во Гроб.

Поверх сложенного с илитоном антиминса непременно полагается на престоле Святое Евангелие, называемое напрестольным и являющееся такой же неотъемлемой принадлежностью престола, как и антиминс: с напрестольным Евангелием совершаю? входы на литургии, на некоторых вечернях его выносят на середину храма для чтения или поклонения ему, в уставных случаях его читают на престоле или в храме, им осеняют престол крестообразно в начале и в конце литургии.

Напрестольное Евангелие непосредственно знаменует собою Господа Иисуса Христа. Поскольку в нем содержатся Божественные глаголы Сына Божия, постольку в этих словах теснейшим образом таинственно присутствует Христос Своею благодатию. Евангелие полагается в середине престола поверх антиминса для того, чтобы видимым для всех образом свидетельствовать и обозначать постоянное присутствие Господа Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. К тому же без Евангелия антиминс сам по себе не имел бы должной догматической полноты, так как он изображает смерть Христову н поэтому нуждается и таком дополнении, которое бы символически означало Христа Воскресшего, вечно живущего. Этим дополнением служит напрестольное Евангелие, повторяя и завершая символику верхней благолепной индитии престола, означающей одежды Христа Вседержителя в Его небесной славе, как Царя мира. Напрестольное Евангелие знаменует собою непосредственно Сего Небесного Царя, восседающего на престоле славы, на церковном престоле.

Напрестольное Евангелие с древних времен принято было украшать драгоценными обложками, золотыми или серебряно-вызолоченными накладками или такими же окладами. На накладках и окладах с лицевой стороны с древнейших времен по углам изображались четыре евангелиста. А в середине лицевой части в XIV-XVII вв. изображалось или Распятие Христово с предстоящими, или образ Христа Вседержителя на троне, также с предстоящими. Иногда оклады имели изображения херувимов, ангелов, святых, были богато украшены орнаментом. В XVIII- XIX вв. на окладах напрестольных Евангелий появляется образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелий изображаются или Распятие, или знамение Креста, или образ Троицы, или Богоматери.

Так как на престоле совершается Бескровная Жертва Тела и Крови Христовых, то рядом с Евангелием на престол непременно полагается Крест с изображением Распятого Господа. Напрестольный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей неотъемлемой и обязательной принадлежностью святого престола. Евангелие, как содержащее в себе слова, учение и жизнеописание Иисуса Христа, знаменует собою Сына Божия; образ Распятия (напрестольный Крест) изображает самую вершину подвига Его за спасение человеческого рода, орудие нашего спасения, жертвоприношение Сына Божия за грехи людей. Евангелие и Крест составляют вместе полноту открывшейся в Новом Завете Божественной истины о Домостроительстве спасения человеческого рода. То, что содержится в словах Евангелия, в кратком виде изображено в Распятии Христовом. Наряду со словами учения о спасении, Православная Церковь должна иметь и образ спасения, потому что в образе таинственно присутствует то самое, что он изображает. Поэтому при совершении всех таинств церковных и многих обрядов нужно обязательно полагать на аналое или столе Евангелие и Крест с Распятием.

На престоле обычно бывает несколько Евангелией и Крестов: малые или требные Евангелия и Кресты находятся на нем, как на особо святом месте; ими пользуются при совершении таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, а потому, по мере надобности, они уносятся с престола и вновь полагаются на него.

Напрестольный Кресте Распятием имеет также богослужебное употребление: им при отпусте литургии и в другие особых случаях осеняется верующий народ, им освящается вода на Богоявление и при особо торжественных молебнах, в предусмотренные Уставом случаи, к нему прикладываются верующие.

Помимо антиминса, Евангелия, Креста, как обязательных священных предметов, составляющих неотъемлемую принадлежность престола, на нем находится дарохранительница — священный предмет, предназначенный для хранения Святых Даров. Дарохранительница — особый сосуд, обычно устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей. Он, как правило, делается из металла, не дающего окиси, вызолочен. Внутри этого сосуда в гробнице или в особом ящичке в нижней части полагаются приготовленные особым образом для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Кровью Его. Поскольку Тело и Кровь Христовы не могут иметь более достойного места для своего хранения, чем святой престол, постольку они и находятся на нем в дарохранительнице, освященной для этого с особой молитвой. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжело больных и умирающих людей. На больших приходах это может потребоваться в любое время. Поэтому дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую верных Телом и Кровью Господней.

Дарохранительницы в древности в России называли гробницами, Сионами, Иерусалимами, так как они иногда были моделями храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Они имели богослужебное употребление: в XVII в. их выносили на великом входе за литургией, на крестных ходах при архиерейских служениях в новгородском Софийском соборе, а также в Успенском соборе Кремля в Москве. А в Путивльской Молчанской Софрониевой пустыни Курской епархии диаконы выходили с каждением, имея на левом плече дарохранительницу в виде храма. Этот священный сосуд имеет древнее происхождение. Не везде он поставлялся на престолах. На Востоке кивот для запасных Даров устраивался отдельно от престола. Дарохранительницу справедливо сравнивают с Ковчегом Завета, устроенным по Божию повелению в Моисеевой скинии, так как он наряду с преобразованием других новозаветных святынь и лиц прообразует в буквальном смысле и этот ковчег, в котором хранятся Тайны Нового Завета — Тело и Кровь Христовы (Мф. 26, 28; Мк. 14, 27; Ин. 16, 32).

На престолах принято также полагать и дароносицы — небольшие ковчежцы или кивоты, чаще всего устраиваемые в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы служат для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для причащения их. Великая святость содержимого дароносиц обусловила способ их ношения — на груди священника. Поэтому они делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура, который должен надеваться на шею. Для дароносиц, как правило, шьют особые мешочки с лентой для надевания на шею. В этих мешочках они с благоговением переносятся к месту Причастия.

На престоле может находиться сосуд со святым Миром. Если в храме несколько приделов, то дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Кроме того, на престоле, обычно под Крестом, всегда находится плат для отирания губ священника и края святой чаши после Причастия.

Над некоторыми престолами в больших храмах в старину устраивалась и поныне сохранившаяся сень, или киворий, означающая небо, простертое над землею, на которой совершился Искупительный Подвиг Христа Спасителя. При этом престол представляет собою освященную страданиями Господа земную область бытия, а киворий-область бытия небесного, как бы приникшую К величайшей славе и святыне того, что совершилось на земле. Внутри кивория из его середины часто ниспускалась к престолу фигурка голубя-символ Духа Святого. В древности иногда в эту фигурку полагались для хранения запасные Дары. Киворий поэтому может иметь значение невещественной скинии Божией, славы и благодати Божией, окутывающей престол как самую великую святыню, на которой совершается таинство Евхаристии и который изображает Господа Иисуса Христа страдавшего, умершего и воскресшего. Кивории устраивались обычно на четырех столбах, стоявших близ углов престола, реже кивории подвешивались к потолку. Это сооружение благолепно украшалось. В кивориях устраивались завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между службами.

Кивории и в древности имелись далеко не во всех храмах, а теперь они и подавно редкость. Поэтому издавна для покрытия престола существует особая пелена-покров, которым накрываются все священные предметы на престоле по окончании богослужении. Этот покров знаменует собою покрывало тайны, которым сокрываются от глаз непосвященных святыни. Оно означает, что не всегда, не в любое время Господь Бог открывает Свои силы, действия и тайны Своей Премудрости. Практическая роль такого Покрова ясна сама собой.

Со всех сторон своего подножия святой престол может иметь одну, две или три ступени, знаменующие собою степени духовного совершенства, необходимые для восхождения к святыне Божественных Тайн.

 

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

simvol-veri.ru

XII. СВЯТЕЙШИЙ ПРЕСТОЛ : Международное право

104. Бывшее папское государство. Когда международное право стало развиваться в среде христианских государств, папа являлся монархом, одного из этих государств, именно так называемого папского государства [Папское государство обязано своим существованием Пипину Короткому и сыну его Карлу Великому, учредившим это государство в знак благодарности папам Стефану II и Адриану I, которые короновали Пипина и Карла королями франков]. Во все время существования этого государства, до аннексирования его в 1870 г. итальянским королевством, папа был монархом и как таковой был равен всем другим монархам. Однако даже и в то время его положение было ненормальным, так как его влияние и предоставленные ему различными государствами привилегии были обязаны своим происхождением не только тому, что он был монархом в государстве, но и тому, что он был главою римско-католической церкви. Эта ненормальность, впрочем, не создавала каких-либо действительных затруднений, так как предоставленные папе привилегии осуществлялись только в области старшинства.

105. Итальянский закон о гарантии. Когда Италия аннексировала в 1870 г. папское государство и сделала Рим своей столицей, ей пришлось взять на себя задачу создания для Святейшего престола и для папы положения, которое соответствовало бы значению последнего для римско-католической церкви. Представлялось невозможным, чтобы папа стал обыкновенным итальянским подданным и чтобы Святейший престол являлся учреждением, находящимся под территориальным верховенством Италии. По многим соображениям были нежелательны всякие изменения в управлении Святейшим престолом делами римско-католической церкви и в положении папы как неприкосновенного главы этой церкви. Для того чтобы уладить этот вопрос, итальянский парламент принял в 1871 г. закон о гарантиях, предоставленных папе и Святейшему престолу, закон, который обычно называется законом о гарантии [Главные его постановления (Martens, N. R. G, XVIII, р. 41) можно найти в предыдущих изданиях настоящего курса]. Ни один папа не признал этого итальянского закона о гарантии; точно так же ни одному иностранному государству не представилось удобного случая выразить свое прямое согласие на созданное этим законом положение папы в Италии. Но на практике постановления этого закона [Папа ни разу не принял денежного ассигнования, предусмотренного законом о гарантии] использовались как иностранными государствами, так и самим папой, хотя последний никогда не переставал протестовать против положения вещей, созданного аннексией папских владений. Ряд иностранных государств посылал наряду со своими дипломатическими представителями, аккредитованными при итальянском правительстве, особых представителей к папе, а последний посылал своих представителей в иностранные государства [См. Strupp. Wцrt., II, S. 232243]. Эти государства заключали со Святейшим престолом соглашения, обычно именуемые конкордатами [Баварский высший окружной суд базировал свое решение по одному делу в 1934 г. на том, что конкордаты имеют такую же внутреннюю силу, как и международные договоры], которые они во многих отношениях рассматривали как аналогичные международным договорам. В литературе по международному праву вопрос о правовом положении Святейшего престола подвергался широкому обсуждению, и многие юристы, включая и автора настоящего курса, были того мнения, что хотя Святейший престол и не является международным лицом, он, в силу обычая и молчаливого согласия большинства государств, приобрел квазимеждународное положение.

106. Латеранский договор 1929 г. Спорное до последнего времени международное положение Святейшего престола стало более ясным в результате договора между Святейшим престолом и Италией от 11 февраля 1929 г. так называемого Латеранского договора [См. текст Латеранских соглашении в Documents, 1929, pp. 216241; A. J., 23, 1921, Suppl., pp. 187195]. По этому договору Италия признала суверенитет Святейшего престола в международных вопросах как присущий его природе и находящийся в согласии с его традициями и требованиями его мировой миссии (ст. 2). В то же время она признала государство Ватикан под суверенитетом верховного первосвященника (ст. 26). Италия признала также за Святейшим престолом пассивное и активное право посольства, согласно международному праву (ст. 12) [Об иностранном ведомстве государства Ватикан см. Benson, Vatican Diplomatic Practice, 1936, и De 1а Briere в R. I., Paris, 15, 1935, pp. 340346]. Ст. 24 договора содержала заявление Святейшего престола относительно принадлежащего ему в международных вопросах суверенитета. В заявлении указывалось, что Святейший престол не желает и не будет принимать участия в светском соперничестве между другими государствами и в международных конференциях по таким делам, за исключением случая, когда стороны обратятся с совместным призывом к миротворческой миссии Святейшего престола, причем последний во всяком случае сохраняет за собою право осуществлять свою моральную и духовную власть. В соответствии с этим в той же статье предусмотрено, что Ватикан будет при всех обстоятельствах рассматриваться как нейтральная и неприкосновенная территория [См. также 95. Об иммунитете имущества Ватикана в связи с военными действиями см. Herbert Wright в А. J., 38, 1944, pp. 452457]. Закон о гарантии 1871 г. был официально отменен. Святейший престол объявил римский вопрос окончательно и бесповоротно разрешенным и признал итальянское королевство с Римом как его столицей. Договор сопровождался конкордатом и финансовой конвенцией, которая, учитывая материальный ущерб, причиненный Святейшему престолу вследствие утраты церковной области в 1870 г., предусматривала уплату Италией Святейшему престолу значительной суммы.

107. Статус государства Ватикан в международном праве. Латеранcкий договор означает возобновление прерванного в 1871 г. формального членства Святейшего престола в обществе государств. Несомненно, конститутивные элементы государственности представляются в статусе Ватикана ненормальными или же они сведены к минимуму. Территория Ватикана не превышает ста акров. Его население не превышает семисот человек и состоит почти исключительно из лиц, проживающих в нем по своей должности [И их потомков, которые должны выселяться, если вступают в брак или достигают 25-летнего возраста]. Его независимость как правительства хотя, с одной стороны, несколько ущемлена его теснейшей связью с итальянским государством, с другой имеет особый характер в силу природы тех духовных целей, для лучшего выполнения которых существует это правительство. Не всегда, основываясь на редакции текста договора, легко также решить, кому принадлежит государственный суверенитет в области международного права Святейшему ли престолу или Ватикану. Имеются авторы, которые утверждают, что в результате Латеранского договора существует не одно международное лицо, характер которого является спорным, а два международных лица Святейший престол и Ватикан, причем единственным пунктом разногласий у этих авторов является вопрос объединены ли эти оба лица личной или реальной унией [См. обсуждение этих точек зрения у Falco, op. cit.].

Правильна, по всей вероятности, та точка зрения, что Латеранский договор создал новое государствоВатиканс блюстителем святейшего престола в качестве его главы. Это государство обладает формальными элементами государственности и является международным лицом, признанным таковым другими государствами.

www.adhdportal.com

святейший престол — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • СВЯТЕЙШИЙ — СВЯТЕЙШИЙ, святейшая, святейшее (церк. офиц.). прил., по знач. связанное с титулованием православных патриархов и синода, а также римских пап. Святейший правительствующий синод. Святейший престол (папский). «Заутра вновь святейший патриарх… с… …   Толковый словарь Ушакова

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси …   Википедия

  • Святейший Патриарх Московский и Всея Руси — П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV Патриарх Московский и всея Руси  современный титул предстоятеля Русской Православной Церкви[1]. Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым Патриархом стал Иов …   Википедия

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси — П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV Патриарх Московский и всея Руси  современный титул предстоятеля Русской Православной Церкви[1]. Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым Патриархом стал Иов …   Википедия

  • Europa Universalis III — Разработчик Paradox Interactive Издатель …   Википедия

  • Европа 3 — Europa Universalis III Разработчик Paradox Interactive Издатель Snowball.ru Дата выпуска …   Википедия

  • Европа III — Europa Universalis III Разработчик Paradox Interactive Издатель Snowball.ru Дата выпуска …   Википедия

  • Теократия — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • 1878 год — Годы 1874 · 1875 · 1876 · 1877 1878 1879 · 1880 · 1881 · 1882 Десятилетия 1850 е · 1860 е 1870 е 1880 е · …   Википедия

  • Разграбление Рима — Об аналогичных событиях см. разграбления Рима. Коннетабль Шарль де Бурбон предводитель императорской армии, сложивший голову при взятии Рима. Разграбление Рима 6 мая 1527 года (итал. Sacco di Roma) ключевой эпизод Итальянских войн, в ходе… …   Википедия

  • Sacco di Roma — Об аналогичных событиях см. разграбления Рима. Коннетабль Шарль де Бурбон предводитель императорской армии, сложивший голову при взятии Рима. Разграбление Рима 6 мая 1527 года (итал. Sacco di Roma) ключевой эпизод Итальянских войн, в ходе… …   Википедия

Книги

  • Великий страдалец Повесть о Патриархе Гермогене, Лебедев В.. Повесть рассказывает о событиях Смутного времени, о защитниках Русской земли и православной веры, первым из которых явился Патриарх Гермоген. «Недостает мне слов, душа болит, болит сердце,… Подробнее  Купить за 207 руб
  • Великий страдалец. Повесть о Патриархе Гермогене, Лебедев В.П.. Повесть рассказывает о событиях Смутного времени, о защитниках Русской земли и православной веры, первым из которых явился Патриарх Гермоген. «Недостает мне слов, душа болит, болит сердце,… Подробнее  Купить за 142 руб

translate.academic.ru

святейший престол — это… Что такое святейший престол?


святейший престол
Holy See

Русско-английский синонимический словарь. 2014.

  • связный граф
  • Священная Римская империя

Смотреть что такое «святейший престол» в других словарях:

  • СВЯТЕЙШИЙ — СВЯТЕЙШИЙ, святейшая, святейшее (церк. офиц.). прил., по знач. связанное с титулованием православных патриархов и синода, а также римских пап. Святейший правительствующий синод. Святейший престол (папский). «Заутра вновь святейший патриарх… с… …   Толковый словарь Ушакова

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — Патриарх Алексий II 15 й Патриарх Московский и всея Руси …   Википедия

  • Святейший Патриарх Московский и Всея Руси — П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV Патриарх Московский и всея Руси  современный титул предстоятеля Русской Православной Церкви[1]. Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым Патриархом стал Иов …   Википедия

  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси — П. И. Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV Патриарх Московский и всея Руси  современный титул предстоятеля Русской Православной Церкви[1]. Патриаршество учреждено в Москве в 1589 году: первым Патриархом стал Иов …   Википедия

  • Europa Universalis III — Разработчик Paradox Interactive Издатель …   Википедия

  • Европа 3 — Europa Universalis III Разработчик Paradox Interactive Издатель Snowball.ru Дата выпуска …   Википедия

  • Европа III — Europa Universalis III Разработчик Paradox Interactive Издатель Snowball.ru Дата выпуска …   Википедия

  • Теократия — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • 1878 год — Годы 1874 · 1875 · 1876 · 1877 1878 1879 · 1880 · 1881 · 1882 Десятилетия 1850 е · 1860 е 1870 е 1880 е · …   Википедия

  • Разграбление Рима — Об аналогичных событиях см. разграбления Рима. Коннетабль Шарль де Бурбон предводитель императорской армии, сложивший голову при взятии Рима. Разграбление Рима 6 мая 1527 года (итал. Sacco di Roma) ключевой эпизод Итальянских войн, в ходе… …   Википедия

  • Sacco di Roma — Об аналогичных событиях см. разграбления Рима. Коннетабль Шарль де Бурбон предводитель императорской армии, сложивший голову при взятии Рима. Разграбление Рима 6 мая 1527 года (итал. Sacco di Roma) ключевой эпизод Итальянских войн, в ходе… …   Википедия

Книги

  • Великий страдалец Повесть о Патриархе Гермогене, Лебедев В.. Повесть рассказывает о событиях Смутного времени, о защитниках Русской земли и православной веры, первым из которых явился Патриарх Гермоген. «Недостает мне слов, душа болит, болит сердце,… Подробнее  Купить за 207 руб
  • Великий страдалец. Повесть о Патриархе Гермогене, Лебедев В.П.. Повесть рассказывает о событиях Смутного времени, о защитниках Русской земли и православной веры, первым из которых явился Патриарх Гермоген. «Недостает мне слов, душа болит, болит сердце,… Подробнее  Купить за 142 руб

synonymum_ru_en.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *