Дагомыс – Class Омский, design 1743 — FleetPhoto
Дагомыс | 21.05.2019 | РРР | Yalta | Прочие (Россия) | Прочие (Россия) | ООО «Южный регион» |
Сарыч | 2017 | Крымская судоходная компания | Крымская судоходная компания | |||
Тасе | 07.2014 | |||||
Tase | 06.2011 | РСУ | Giurgiulesti | Патра | ||
09.2009 | BV | Kingstown | Sudoservice-Ukraine Ltd. | |||
04.2007 | Valletta | Прочие (Турция) | Armada Chartering Istanbul Ltd | |||
04.1996 | (приписка неизвестна) | |||||
Torstar | 02.1996 | |||||
Evelyn | 1994 | |||||
Омский-101 | 10.1993 | РРР | Тобольск | Обь-Иртышское речное пароходство | Обь-Иртышское речное пароходство | |
02.1987 | РР РСФСР | Тобольск | Обь-Иртышское речное пароходство МРФ РСФСР | Тобольская ремонтно-эксплуатационная база флота ОИРП МРФ РСФСР | ||
01.1987 | Тобольская ремонтно-эксплуатационная база флота ОИОРП МРФ РСФСР | |||||
11.1982 | Обь-Иртышское объединённое речное пароходство МРФ РСФСР | |||||
05.1981 | Иртышское речное пароходство МРФ РСФСР | Тобольская ремонтно-эксплуатационная база флота ИРП МРФ РСФСР | ||||
Тобольский судоремонтный завод ИРП МРФ РСФСР |
fleetphoto.ru
Что осталось от российских эсминцев Сарыч?
Эсминцы, они же эскадренные миноносцы, это класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенный для борьбы с подлодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также они используются для охраны соединений кораблей и группировок кораблей при их переходе.
![]() |
Эсминцы Северного флота «Адмирал Ушаков» и «Безудержный». / Корабел.ру |
История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как «номерные миноносцы». Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года.
Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о «чистых» эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч».
956 «Сарыч» — кто же ты такой
СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных.
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа «Сарыч» (по классификации НАТО тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.
![]() |
Торпедный аппарат эсминца «Адмирал Ушаков» / Корабел.ру |
Эсминцы проекта 956 — тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр — «Сарыч», проектант — «Северное ПКБ». Свое название данный класс эскадренных миноносцев получил в честь краснохвостого сарыча — хищной птицы семейства ястребиных, которая обитает и распространена, в основном, в лесах и пустынях Северной и Центральной Америки.
![]() |
Артустановка эсминца «Адмирал Ушаков» / Корабел.ру |
Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет «Москит», зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.
Построенные корабли
Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.
Построенные корабли: «Современный» (1980 г.п.), «Отчаянный» (1982 г.п.), «Отличный» (1983 г.п.), «Осмотрительный» (1984 г.п.), «Безупречный» (1985 г.п.), «Боевой» (1986 г.п.), «Стойкий» (1986 г.п.), «Окрыленный» (1987 г.п.), «Бурный» (1988 г.п.), «Ведущий» (1988 г.п.) , «Быстрый» (1989 г.п.), «Расторопный» (1989 г.п.), «Безбоязненный» (1990 г.п.), «Безудержный» (1991 г.п.), «Беспокойный» (1991 г.п.), «Московский комсомолец» (1992 г.п.) , «Бесстрашный» (1993 г.п. далее «Адмирал Ушаков»), «Важный» (1999 г.п. далее «Ханчжоу»), «Вдумчивый» (2000 г.п. далее Фучжоу»), «Внушительный» (2005 г.п. далее «Тайчжоу»), «Вечный» (2006 г.п. далее «Нинбо»).
Эсминец «Тайчжоу» ВМС НОАК / «Википедия» |
Боевая служба
Первый корабль проекта, эсминец «Современный», практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.
Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей («Современный», «Отчаянный», «Отличный», «Безупречный», «Окрыленный», «Гремящий», «Расторопный» и «Безудержный») вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей («Осмотрительный», «Боевой», «Стойкий», «Быстрый», «Бурный» и «Безбоязненный») вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота — преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).
Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.
![]() |
Эскадренный миноносец «Отличный» у побережья Ливии, 24 марта 1986 года. / «Википедия» |
После 1991 года
Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не «прожила» и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.
По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта «Быстрый» (ТОФ) и «Адмирал Ушаков» (СФ). Кроме того, еще два корабля, «Бурный» (ТОФ) и «Настойчивый» (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта («Ханчжоу«, «Фучжоу«, «Тайчжоу«, «Нинбо«) находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.
Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы «Боевой» и «Безбоязненный» поставлены в резерв в бухте «Абрек», эсминец «Гремящий» в данный момент утилизируют под Североморском, а «Расторопный» в Кронштадте, эсминец «Безудержный» ждет утилизации, а «Беспокойный» переоборудуют в музей для парка «Патриот» в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.
![]() |
Эсминец «Гремящий» на утилизации / Корабел.ру |
Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.
Пассажирский лайнер — эсминец
Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.
Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании «Сарычей» в круизные лайнеры.
По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне «Фучжоу», и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.
Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают «люкс», 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж «лидо» и универсальный магазин.
Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.
Сегодня
Сегодня на ходу только два корабля «Адмирал Ушаков» и «Быстрый». Так, в мае-июне текущего года «Адмирал Ушаков» принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец «Быстрый» в июне провел серию военных учений в Японском море.
![]() |
Эсминец «Адмирал Ушаков» на северодвинском судостроительном предприятии «Звездочка» / Центр судоремонта «Звездочка» |
Будущее
Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о «Лидере».
Эскизный проект эсминца проекта 23560 «Лидер» был разработан «Северным ПКБ». По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.
По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта «Лидер» может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года — строительство.
Будет ли «Лидер»? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера «Адмирал Нахимов», о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.
Похожие материалы:
Зачем России большие противолодочные корабли
Зачем России десантные корабли
www.korabel.ru
Т-х Московский — Общественный транспорт Самарской области
Материал из SamaraTrans.
Цифры характеристик, представленные на странице, предоставлены сайтом Речной флот, прочая информация и описания — авторский текст Евгения Леонтьева.
Пассажирское судно типа «Московский» | |
Технические характеристики: | |
Тип судна: | речной теплоход |
Назначение: | местные пассажирские перевозки по рекам и водохранилищам |
Место постройки: | Московский судостроительный судоремонтный завод (Россия, г. Москва) |
Длина габаритная: | 36,5 м |
Ширина: | 6,5 м |
Осадка (полная/порожнем): | 1,38 м / 1,17 м |
Высота надводная: | 7,08 м |
Скорость: | 20 км/ч |
Мощность: | 300 л. с. |
Пассажировместимость: | 50 человек |
Класс речного регистра и район плавания: | «О» |
Суда типа «Московский» (проект 81080) — серия двухпалубных советских и российских пассажирских речных теплоходов, предназначенных для работы в условиях рек, озер и водохранилищ.
Теплоходы типа «Московский» предназначены для транспортировки пассажиров на небольшие расстояния в режиме пригородного сообщения. Отдельные суда также изначально приспособлены для прогулочных рейсов, проведения собраний и конференций.
В основном используются для связи крупных населенных пунктов с пригородными поселениям и дачными массивами, а также для выполнения прогулочных и прочих заказных рейсов. Один теплоход типа «Московский» эксплуатируется в режиме учебного судна.
[править] Распространение
Теплоходы типа «Московский» получили широкое распространение на реках и озерах европейской части России. Отдельные суда эксплуатируются также в северных районах Сибири. Несколько теплоходов работают на внутренних водных путях Украины.
[править] Серийное строительство
Серийное строительство судов проекта 81080 началось в первой половине 80-х годов прошлого века на Московском судостроительном судоремонтном заводе (МССЗ). Всего за период строительства московские судостроители спустили на воду до 30 судов проекта 81080, единицы из которых в настоящее время не эксплуатируются.
[править] Дополнительно
Значительное число теплоходов типа «Московский» используется для совершения прогулочных и прочих заказных рейсов (свадьбы, юбилеи, праздники, выпускные вечера). Некоторые суда переделаны в так называемые «плавкабаки» или «банкетоходы». Для повышения уровня комфорта многие теплоходы серии были подвергнуты мелкой или значительной модернизации, включающей в себя переоборудование внутренних пассажирских помещений и кают. На верхней палубе отдельных судов оборудован специальный тент, защищающий пассажиров от зноя и прочих неблагоприятных погодных условий.
[править] Теплоходы типа «Московский» в Самарской области
Впервые пассажирское судно проекта 81080 появилось в Тольятти. «Сарыч» (по непроверенной информации бывший «Московский-12») поступил в подразделение водного транспорта ОАО «Автовазтранс» и обслуживал пассажирские линии из Тольятти (причал 6 квартала) до с. Жигули, с. Березовка.
Вскоре ОАО «Автовазтранс» (дочернее предприятие Волжского автозавода) пережило процесс реструктуризации. Итогом изменений в структуре акционерного общества стал отказ от непрофильных видов деятельности, в том числе автомобильных пассажирских и речных пассажирских перевозок. На базе подразделения водного транспорта была образована судоходная компания «Татищев», в чье пользование перешел весь флот ПВТ ОАО «АВТ».
Навигацию 2008 года теплоход «Сарыч» открыл в родном городе и на родных маршрутах.
[править] Список теплоходов типа «Московский» в Самарской области
Название | Принадлежность | Эксплуатация | Примечания |
«Сарыч» | СК «Татищев» | На регулярных линиях в Тольятти | бывш. «Московский-12» |
«Владимир Зенкин» | ОАО «Сызранский НПЗ» | На заказных рейсах в Сызрани |
- В списке теплоходов приведены все известные суда.
samaratrans.info
Сарыч (1953) — Global wiki. Wargaming.net
Служба
СССР
Индонезия(с 1963 г. — Jons Sudarso)
Исторические данные
24 сентября 1952 Заложен |
31 марта 1953 Спущен на воду |
31 августа 1954 Введен в строй |
24 января 1963 Исключен из состава флота |
1974 Сдан на слом |
Общие данные
1050 / 1182 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
90,9 / 10,2 / 2,9 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ЭУ
0
2 / 20000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
2 ед. Количество валов |
29 / 15 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
/ 2200 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
194 т. Запас топлива |
1
194 т. Запас топлива |
Экипаж
168 чел. Общая численность |
Вооружение
Артиллерия
- 3 (3×1) — 100-мм/56 орудия Б-34УСМА;
- 4 (2х2) — 37-мм/67 орудия В-11М.
Минно-торпедное вооружение
- 2 (1×2) — 533-мм ;
- 1×6 -200;
- 4 -2;
- 2 бомбосбрасывателя.
Однотипные корабли
«Горностай», «Пантера», «Рысь» и др. — всего 68 ед.
«Сарыч» — сторожевой корабль проекта 50 ВМФ СССР. 9.2.1952 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 31.8.1954 и 8.10.1954 включен в состав ЧФ. 5.4.1962 в составе отряда вышел из Севастополя и 5.8.1962 прибыл через Суэцкий канал в Сурабаю, 24.1.1963 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии. Переименован в Jons Sudarso, 29.1.1963 расформирован, а в 1974 г. разоружен и продан на слом.Литература
- С. С. Бережной Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000. — Москва: Моделист-конструктор, 1996. — 32 с. — (Морская коллекция № 3 / 1996).
wiki.wargaming.net