Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

  1. Главная
  2. Азербайджан
  3. Религия

Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.

Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.

Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане.

Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.

Религиозные течения и конфессии в Азербайджане

В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.

История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни.

Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.

В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.

Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.

«Сегодня никто не помнит даже их имен»

На события в Бахрейне более всего повлияли волнения в Египте. Даже Жемчужную площадь в столице страны — Манаме — восставшие «переименовали» в Тахрир (то есть в «Освобождение») по аналогии с площадью в Каире. На этом, впрочем, параллели заканчиваются. Протесты в Бахрейне стали единственными за всю Арабскую весну, которые коллективный Запад не поддержал. О том, как США допустили вмешательство Саудовской Аравии в конфликт и не стали возражать против стрельбы по бунтовщикам, — в новой главе спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

Бахрейн — очень маленькое, но достаточно богатое островное государство. Его население составляет примерно 1,5 млн человек, из которых половина – приезжие наемные работники. Показатель по доле валового внутреннего продукта на душу населения в Бахрейне на 2011 год составлял $ 41,5 тыс.

Это достойное 36-е место в мире. Страна уступала соседним Катару и ОАЭ (11-е и 15-е место), но опережала, например, Японию и Израиль (41-е и 43-е место).

Основу благополучия составляла добыча нефти и газа. По данным Всемирного банка, от продажи энергоресурсов Бахрейн получает до 85% государственных доходов.

Нефть в стране обнаружили в 1932 году, но так как государство находилось под британским управлением, добывали ее английские и, отчасти, американские компании. Лишь в 1971 году Бахрейн получил независимость. И тут же оказался внутри сложнейшей военно-политической конфигурации. Богатая ресурсами, при этом маленькая и слабая страна привлекла хищные взгляды соседей по Персидскому заливу.

С одной стороны, на эти земли претендовал Иран и даже пытался их аннексировать. Главным образом по той причине, что основу населения страны составляли мусульмане шииты, как и в самом Иране. С другой стороны, Бахрейн хотела контролировать Саудовская Аравия. Она населена арабами, как и остров, и она намного ближе к нему, чем Иран.

close

100%

В итоге при помощи Вашингтона саудиты привели к власти в Бахрейне суннитскую семью Халифов, представитель которой — Иса ибн Салман — стал первым эмиром, а его сын Хамад ибн Иса — первым королем.

У бунтовщиков нет слов для монарха

Независимый египетский журналист и исследователь медиа Хосам Салама неоднократно бывал в Бахрейне до протестов и после них.

«Общественные институты и государственная власть в Бахрейне устроены несправедливо. Больше 80% населения страны – шииты. У власти находятся сунниты. Среди министров, судей, генералов шиитов буквально единицы. Бахрейн — предельно консервативен в том, что касается организации власти. Так, премьер Халифа ибн Салман Аль Халифа там находился на своем посту 50 лет — с 1971 года по 2021 год. Премьер, конечно, суннит и член королевской фамилии», — рассказал Салама.

close

100%

При общей подавляющей численности на руководящих государственных должностях шиитов было всего 18%, а в армии и полиции — лишь 3%. В королевстве существовали государственные программы «Национальная молодежная стратегия Бахрейна» и «Национальный проект занятости Бахрейна», которые были нацелены на расширение доли суннитов в общей численности населения. Так, специальная программа предусматривала финансовую поддержку для молодых суннитов, берущих в жены двух и более женщин. Суннитам предоставляются льготные кредиты, налоговые льготы, они пользовались преференциями при поступлении в высшие учебные заведения.

Даже шииты, которые не допущены до высоких должностей в правительстве и бизнесе, получали там очень хорошие зарплаты и пособия. Местные не идут на тяжелые работы. Больше половины населения – трудовые мигранты, очень многие приехали из Ирана. Они тоже шииты и как раз они были одной из главных сил в рядах протестующих. Многие после провала восстания были депортированы.

Хосам Салама

независимый египетский журналист

Салама убежден, что именно эта несправедливость спровоцировала начало беспорядков. При этом протестующих особо вдохновил пример Египта. 11 февраля президент Египта Мухаммед Хосни Мубарак сложил свои полномочия, а уже 14 февраля люди стали выходить на улицы Манамы. В традициях Арабской весны эту дату назвали «Днем гнева».

close

100%

«Больше всего демонстрации в Бахрейне были неприятны США. В стране расположен Пятый флот американских Военно-морских сил, Оперативное военно-морское командование и три военные базы. Дополнительное военное соглашение с Бахрейном американцы заключили в октябре 1991 года, после иракской войны за Кувейт и операции «Буря в пустыне». Оно до сих пор засекречено. Какую именно технику и оружие США там держат – неизвестно. Демонстрации создавали реальные риски для этого оружия», — рассказал Саад Харти, политолог-международник, профессор британского Даремского университета.

Харти также добавил, что положение острова в Персидском заливе позволяет контролировать судоходство там и «при желании США смогут заблокировать с баз в Бахрейне нефтяной трафик Ирана».

Первоначально демонстранты вели себя подчеркнуто корректно. Они не нападали на полицейских, не перекрывали дороги, не сооружали баррикады и даже убирали за собой мусор.

«Все должно быть мирно, мы — цивилизованная страна», — заявил в эфире CNN участник протестов 24-летний студент Самир Авад.

Переломный момент произошел 18 февраля. Протестующие попытались разбить в центре города палаточный городок, а полиция открыла огонь из огнестрельного оружия. Как минимум 120 человек было ранено, от 20 до 30 — погибло. Тем не менее этим же вечером король Бахрейна Хамад ибн Иса обратился к протестующим в эфире телевидения и предложил начать переговоры.

Предложения короля демонстранты отвергли.

«Для королевской фамилии это было оскорблением. В ответ на оскорбление власти усилили репрессии. Было разрушено больше 50 шиитских мечетей. Положение шиитов в результате ухудшилось, хотя им предлагали диалог», — говорит Хосам Салама.

Как Барак Обама разрешил оккупацию

Особую роль в восстании играл Иран. Если протестующих в Ливии, Египте или Сирии открыто поддерживали западные страны, то в Бахрейне за уличные силы выступал Тегеран и тоже совершенно не скрывал этого. Многие в политическом и военном истеблишменте там считали Бахрейн «утраченной провинцией».

close

100%

«Народ имеет право на восстание и на Исламскую революцию. В Манаме, Мухарраке, Эр-Рифе, других городах Бахрейна люди выходят за свое право верить. Они, если потребуется, свергнут проамериканского короля, как мы в 1979 году сбросили проамериканского шаха, и он позорно бежал. Если надо, то мы поможем нашим братьям и воссоединимся с ними», — писал в иранской газете Kayhan («Вселенная») глава МВД Исламской республики Мостафа Наджар.

Иран открыто провоцировал восставших и шел на обострение. В тот момент некоторым действительно казалось, что королевская власть без чужой помощи может и не устоять. По отдельным данным, американцы уже разрабатывали сценарии переброски своих сил в соседний Кувейт. Не думаю, что они бы реально ушли, но как план «Б» такой сценарий мог существовать. Причина бунта в Бахрейне – желание делить нефтяные деньги между суннитами и шиитами. В тупик бунт зашел, когда к дележу подключились третьи страны.

Саад Харти

профессор британского Даремского университета

Для властей Бахрейна ситуация стала критической к середине марта. На улицы ежедневно стали выходить десятки, а иногда сотни тысяч человек. Для масштабов страны это — огромные цифры. В это же время бахрейнская правительственная англоязычная газета Gulf Daily News сообщила о нескольких случаях, когда протестующие линчевали полицейских и обычных граждан, которые симпатизировали правительству. Якобы был убит пожилой водитель такси, который сделал замечание демонстрантам.

Король объявил чрезвычайное положение и запросил военную помощь у Саудовской Аравии. Очень вероятно, что власть была напугана угрозами из Тегерана и воспользовалась советами Вашингтона.

Солдаты саудитов легко добрались до Бахрейна через 25-километровый Мост короля Фахда (назван в честь одного из правителей Саудовской Аравии), который напрямую соединяет остров с континентом. Было введено от одной до четырех тысяч солдат и полицейских. По утверждениям организации Human Rights Watch, они якобы были причастны к внесудебным расправам над бунтовщиками. С другой стороны, МВД Бахрейна сообщало о гибели саудовских солдат от рук восставших.

close

100%

По данным немецкой газеты Die Welt, саудовское правительство взялось защищать власть в соседнем Бахрейне еще и потому, что пыталось предотвратить реформы, требуемые шиитскими мятежниками.

«Эти реформы неизбежно повлияли бы и на шиитское меньшинство в самой Саудовской Аравии. В рамках всего саудовского королевства шииты составляют небольшую часть, но в южных регионах, где сосредоточенны нефтяные запасы, они — большинство. Это постоянный риск и опасность», — отмечала Die Welt.

Профессор Саад Харти считает, что конечное решение о вторжении принимали в США.

«Реакция США на события в Бахрейне была предельно циничной. Позже в своих воспоминаниях Барак Обама писал, что он созванивался с королем Хамадом и якобы его просил воздержаться от насилия по отношению к протестующим. Думаю, что Обама просто пытается сохранить лицо. Вторжение Саудовской Аравии произошло сразу после этого телефонного разговора. Потом Белый дом и Госдепартамент ни разу публично не осудили власти Бахрейна. Вероятно, президент Обама как раз санкционировал вторжение», — говорит профессор Харти.

close

100%

Саудовский контингент находился в Бахрейне месяц.

«Несколько сотен человек были осуждены за протесты, тысячи были оштрафованы или уволены с работы. Почти все лидеры протестующих получили пожизненные сроки. Сегодня никто даже толком не помнит их имен. Двое были казнены», — подводит итоги провалившегося восстания Хосам Салама.

О том, как положение шиитов в Бахрейне из-за протестов только ухудшилось, — в следующей части спецпроекта «Газеты.Ru» «Цена Арабской весны».

Разделение мусульман-шиитов и суннитов

С европейской точки зрения, Первый крестовый поход успешно завершился захватом Иерусалима в 1099 году войсками из Западной Европы (см. «Первый крестовый поход» в главе 6). В последующие десятилетия крестоносцы, как были известны эти бойцы, первоначально сохраняли контроль над тремя крупными «государствами» крестоносцев в регионе. Эти государства включали не только Иерусалимское королевство, но также графство Эдесса и Антиохийское княжество.

После Первого крестового похода большинство крестоносцев вернулись домой. Только несколько тысяч европейцев оставались в любое время, чтобы управлять и защищать государства крестоносцев. Что может показаться озадачивающим, так это то, как так мало европейцев смогли сохранить контроль над территорией. Во многих отношениях государства крестоносцев были подобны островам, окруженным враждебными им народами и империями. Большинство людей в этих странах были мусульманами или приверженцами исламской веры, основанной Мухаммедом в седьмом веке (см. «Ислам» в Главе 1). На севере большая часть Малой Азии находилась под контролем турок-мусульман, что отрезало сухопутный путь из Европы. На востоке мусульмане контролировали Дамаск (в Сирии), а на востоке Дамаск был империей сельджуков (см. «Прибытие турок-сельджуков» в главе 4). К юго-западу, вокруг юго-восточного побережья Средиземного моря, находился мусульманский Египет. Кроме того, византийцы (христиане Востока), которые чувствовали себя преданными латинскими христианами (христианами Европы), не проявляли особого интереса к помощи их делу. И все же крестоносцы оставались под контролем государств крестоносцев, не сталкиваясь с серьезной угрозой до 1130-х годов.

Крестоносцы смогли это сделать прежде всего потому, что не встретили организованного сопротивления. Как в государствах крестоносцев, так и в прилегающих регионах мусульмане были резко разделены на религиозные и политические фракции или подгруппы. Египетские мусульмане ненавидели турок, часто пытаясь найти способ поладить с христианами. Многие арабы в регионе утверждали, что находятся в союзе (на одной стороне) с египтянами. Но эти арабы, особенно проживающие в богатых портовых городах вдоль побережья, часто были больше заинтересованы в сохранении власти на местном уровне, чем в поддержании верности или лояльности далекой монархии. Турки тоже были разделены: сельджуки боролись с соперничающим кланом, называемым Данишмендами.

Разделились даже сельджуки, захватившие большую часть Византийской империи. Фракции сельджуков возглавлялись военачальниками, которые замышляли и замышляли получить преимущество друг над другом. Среди этих полевых командиров были такие фигуры, как Дукак в Дамаске и Кербога в городе Мосул. Третий, Ридван в городе Алеппо, пытался сотрудничать с франками, заслужив ненависть своих арабских подданных. Эти дивизии помешали арабам начать какую-либо кампанию по изгнанию крестоносцев с Ближнего Востока. Они были слишком заняты борьбой между собой как за политическую власть, так и за контроль над своей верой.

Появление мусульман-шиитов

Мусульманская империя неуклонно росла с седьмого по десятый век, после основания ислама. Хотя ислам добился больших успехов и обратил многих членов в веру, он столкнулся с постоянной угрозой изнутри. Угроза простиралась почти до основания ислама. Это возникло из-за вопроса о том, кто сменит Мухаммеда на посту лидера веры. Когда Мухаммед умер в 632 году, он не оставил указаний о том, кто последует за ним. Собрание мусульманских лидеров в городе Мекка (в современной Саудовской Аравии), где родился Мухаммед, выбрало человека по имени Абу Бакр в качестве первого халифа, термин, используемый для обозначения преемника Мухаммеда. Абу Бакр был одним из ближайших соратников Мухаммеда и отцом второй жены Мухаммеда.

Немедленно сформировалась группа, выступавшая против назначения Абу Бакра. Члены этой группы считали, что преемник Мухаммеда должен быть кровным потомком Пророка, как звали Мухаммеда. Они отдавали предпочтение человеку по имени Хазрат Али ибн Аби Талиб, или Али, который был двоюродным братом Мухаммеда и мужем дочери Мухаммеда Фатимы. Эта диссидентская, или повстанческая, группа стала известна как Шиат Али, или «партия Али», от которой и произошло название «шииты» (часто пишется как «шииты»).

Шииты всегда были сектой или подгруппой меньшинства; к началу двадцать первого века они составляли примерно десятую часть мусульман региона. Основная группа мусульман называется суннитами, что означает «ортодоксальные». «Суннит» происходит от слова Сунна, или «традиции», относящиеся к писаниям, описывающим, как Мухаммед и его ближайшие соратники решали определенные вопросы. Даже в первые годы двадцать первого века между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке сохранялась напряженность.

Династия Омейядов

За этим последовал долгий период распрей в исламе. Абу Бакр, первый халиф, назвал своим преемником Умара. Абу Бакр и Умар возглавили армию против Византийской империи и одержали крупную победу над византийскими войсками в битве на реке Ярмук у Галилейского моря в 636 году. Умар, второй халиф, затем захватил Иерусалим после продолжительной осады в 638 году. Умар был убит в 644 году немусульманином, и между несколькими людьми, которых он предпочитал преемниками, разгорелась борьба за власть. В результате этой борьбы человек по имени Усман стал третьим халифом.

Усман происходил из могущественного аристократического мекканского клана, называемого Омейядами, поэтому семья, которая сейчас возглавляла ислам, называлась династией Омейядов. Омейяды перенесли столицу ислама из Мекки в Дамаск в Сирии. Из-за аристократического происхождения Усмана неприязнь шиитов к нему стала еще больше. В 656 году он был убит мусульманскими диссидентами, которые продолжали поддерживать Али, происходившего из более скромного происхождения.

Таким образом, Али, наконец, стал четвертым халифом, но после гражданской войны, которая не разрешила никаких споров, он был убит в 661 году снова мусульманскими диссидентами. После ухода Али клан Омейядов восстановил контроль над верой, управляя империей из Дамаска. В последующие десятилетия Омейяды завоевали большую часть Северной Африки, захватили большую часть Испании и даже вторглись во Францию, где были остановлены французским королем Карлом Мартелем в битве при Туре в 732 году. 0003

Однако разделение ислама было завершено. Последователи Али, шииты, осудили суннитских Омейядов как незаконных, считая их коррумпированными, нечестными и неверными учению Пророка (Мухаммеда). Шиитская партия отражала большие волнения, особенно недовольство неарабских мусульман сильным влиянием арабов на веру. В 680 году младший сын Али, внук Пророка Хусейн ибн Али (часто пишется Хусейн или Хусейн), возглавил шиитов в новой гражданской войне против Омейядов. Война закончилась, когда он и его семья были убиты в исторической битве при Кербеле, к югу от Багдада.

Мусульмане-шииты и Кербела

Место битвы при Кербеле до сих пор является святыней мусульман-шиитов. Они считают, что Хусейн сознательно принес себя в жертву в Кербеле ради шиитской секты ислама. Он хотел, чтобы омейядский халиф жестоко обращался с ним или жестоко обращался с ним, потому что стремился продемонстрировать, что правители, правившие с помощью военной силы, а не по слову Аллаха, были злыми. По этой причине мученичество Хусейна, или смерть за веру, до сих пор празднуется шиитами.

Мученическая смерть Хуссейна отмечается в религиозный праздник Ашура. В этот праздник мужчины-шииты бьют себя по лбу до крови. Мученичество Хусейна имело большое значение для шиитов. Шиитское движение началось и было оправдано тем, что, по мнению шиитов, Али было отказано в его надлежащем месте в качестве первого халифа после смерти Мухаммеда. Однако его мученическая смерть подпитывала шиитское движение, и, как пишет Муджан Момен в книге года «Введение в шиитский ислам», «внедрил свои идеи глубоко в сердца людей». Шииты остаются угнетенным меньшинством ислама. Они, как правило, беднее и менее образованы, чем большинство суннитов.

Династия Аббасидов

Смерть Али не положила конец гражданской войне в последующие годы. Сунниты из Дамаска продолжали оскорблять другие
группировки внутри ислама по мере того, как они становились все более секуляризованными, то есть отделяли религию от государственных дел. В ответ сформировалась еще одна повстанческая группа. Члены этой группы были потомками дяди Мухаммеда по имени Аббас, поэтому их называли Аббасидами.

Аббасиды развязали новую гражданскую войну в 750 году. Они захватили Дамаск и вырезали халифа Омейядов и его семья. Затем они перенесли исламскую столицу в Багдад, столицу современного Ирака, но в то время принадлежавшую Персии. Из Багдада халифат Аббасидов (термин, используемый для обозначения должности халифа и его владений) правил мусульманской империей, которая включала Сирию и Палестину (нацию, в которой находился Иерусалим), до 1258 года. Однако халиф, был чем-то вроде подставного лица; то есть он не обладал большой властью. В то время как Багдадский халифат предоставлял администраторов и религиозных лидеров, власть находилась в руках воинов, турок-сельджуков. Турки были суннитами, которых возглавлял султан (король мусульманского государства) в Исфахане, Иран.

Тем временем единственный член семьи Омейядов, избежавший резни в Дамаске, Абдуррахман, основал независимый халифат в Кордове, Испания, в 755 году (см. «Испанский ислам» в главе 1). Из-за присутствия исламского халифата в его границах европейские христиане начали рассматривать ислам как растущую угрозу. Это чувство угрозы в конечном итоге привело к народной поддержке крестовых походов. Другие независимые халифаты были образованы в Марокко в 788 г., Тунисе в 800 г. и Восточной Персии в 820 г. В 868 г. был образован независимый халифат в Египте, где правящая шиитская семья называлась Фатимидской династией, названной в честь дочери Мухаммеда Фатимы.

Это разделение ислама на фракции, порожденное сложной и хаотичной историей, ослабило ислам, хотя исламская империя была богата торговлей, сельским хозяйством, производством, коммерцией и образованием; В Дамаске, например, было семьдесят библиотек. Однако разногласия помешали исламу выступить единым фронтом против крестоносцев. Перемещение столицы из Дамаска, расположенного к востоку от государств крестоносцев, в более отдаленный город Багдад оказалось судьбоносным. Из-за большего расстояния от Палестины халифату было труднее возглавить противостояние крестоносцам. Со своей стороны, крестоносцы смогли воспользоваться этой фракционностью или разделением. Часто помогая то одной стороне, то другой, они держали мусульман в напряжении, сосредоточившись друг на друге, а не на избавлении своих земель от колонистов. Фактически, время от времени помощь европейцам была в интересах той или иной мусульманской группировки.

Пример касается формирования четвертого государства крестоносцев, графства Триполи, которое лежало между Иерусалимом и двумя государствами крестоносцев на севере, Эдессой и Антиохией. Мусульманский эмир, или правитель, Триполи узнал, что силы из Дамаска планировали устроить засаду на Балдуина, который шел с небольшим отрядом крестоносцев из Эдессы в Иерусалим, чтобы занять трон королевства после смерти его брата Годфри. Эмир Триполи хотел сохранить контроль над городом для себя и не хотел, чтобы Дамаск вмешивался в Триполи, поэтому он предупредил Болдуина, позволив ему избежать засады. Затем, в 1109 г., когда Раймонд Тулузский и небольшой отряд христианских рыцарей двинулись на Триполи, Дамаск отомстил эмиру, когда войска, посланные им для защиты города, отказались сражаться. Только так Триполи пал и стал четвертым государством крестоносцев. Единый исламский ответ в Триполи, вероятно, предотвратил бы захват города христианами. Без Триполи государства крестоносцев на севере остались бы отрезанными от Иерусалима.

Ассасины

Другим примером раскола, подорвавшего ислам в ответ на действия крестоносцев, было формирование шиитской группы под названием Ассасины. Название придумал Запад; члены ассасинов называли себя исмаилитами. Это имя относится к имаму или религиозному лидеру мусульман-шиитов по имени Исмаил, которого группа считала божественным. Убийцы тогда и в двадцать первом веке совершают спланированные убийства в религиозных или политических целях. Одна теория об источнике названия состоит в том, что оно происходит от слова гашиш, наркотик, который члены группы употребляли при выполнении своих миссий.

Ассасины посвятили себя свержению суннитов и возвращению ислама к тому, что они считали истинным путем веры. Наиболее воинственное или агрессивное крыло ассасинов было сформировано примерно в 1090 году, всего за пять лет до того, как папа Урбан II объявил Первый крестовый поход, ученым человеком
по имени Хасан ас-Сабах. Его первоначальной целью было основать свое движение в шиитском Египте, убивая оттуда суннитских лидеров. Но египетский халиф не хотел укрывать банду террористов, поэтому Хасан и его группа были вынуждены уйти в подполье. В последующие годы они пытались разрушить суннитский ислам везде, где только могли. Например, в Сирии они раздули пламя разногласий между суннитскими эмирами. Таким образом, ассасины стали не только изгоями и заклятыми врагами суннитского ислама, но и врагами шиитского халифата в Египте. По этой причине Хасан во многих случаях активно работал на благо крестоносцев, своего единственного союзника в победе над суннитским исламом.

Джихад

Ничто из этого не означает, что ислам не выступал против франков. В годы после Первого крестового похода и взятия христианами Иерусалима некоторые мусульмане возродили традицию джихада, обычно переводимого как «священная война». Концепция священной войны для ислама была впервые разработана в седьмом веке, когда мусульмане сражались с Византийской империей, чтобы получить контроль над Иерусалимом. Многие из тех, кто сражался против византийцев, получили земельные наделы, которые оставались в одних и тех же семьях более четырех столетий. Теперь эти земли были потеряны для христиан, и некоторые мусульмане хотели дать отпор.

Таким образом, джихад возродился в первые годы двенадцатого века, после того как крестоносцы захватили Триполи в 1109 году, затем города Бейрут и Сидон в 1110 году. Многие отчаявшиеся мусульмане бежали из этих городов, найдя убежище в Дамаске и Алеппо, обоих городах в Сирии. Они искали способ противостоять тому, что происходило на их земле. В Алеппо влиятельный судья по имени Абу аль-Фадл ибн аль-Хашшаб пытался убедить турецкого правителя призвать Багдадский халифат на помощь в изгнании христиан. Однако турецкий правитель Ридван пытался ладить с христианами, поэтому аль-Хашшаб сам отправился в Багдад в начале 1111 года9.0003

Военная власть в Багдаде принадлежала туркам, а не арабам. Турки поддержали аль-Хашшаб, потому что хотели утвердить свою власть над Алеппо. Соответственно, турецкий султан приказал своей армии приготовиться к «священной войне против неверных [неверующих, в данном случае христиан] врагов Бога». Таким образом, против христиан был начат джихад .

Тем не менее, христианам нанесен небольшой ущерб. Турецкий султан отправил свои войска в Алеппо, но тем временем Ридван арестовал аль-Хашшаба и забаррикадировал город. Он считал, что турки идут не для того, чтобы «спасти» его, а для того, чтобы захватить контроль над городом. После прибытия турецких войск они совершили акт вандализма в районе Алеппо, но затем ушли, не взяв город. Хотя ничего не было сделано для христиан в Сирии и Палестине, семена священной войны были посажены.

Для получения дополнительной информации

Книги

Чемберс, Мортимер и др. Западный опыт, , 8-е изд. Нью-Йорк: McGraw-Hill, 2003.

Льюис, Бернард, изд. Ислам: от пророка Мухаммеда до взятия Константинополя. Том. 1, Политика и война. Том. 2, Религия и общество. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1987.

Momen, Moojan. Введение в шиитский ислам: история и доктрины двенадцати шиизмов. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1987.

Фон Грюнебаум, Гюстав Э., изд. Средневековый ислам: исследование культурной ориентации. Чикаго: University of Chicago Press, 1971.

суннитов и шиитов | Издательство Принстонского университета

Сунниты и шииты

Лоуренс Луэр

Твердая обложка ISBN: 9780691186610 29 долларов0,95/£25,00 Мягкая обложка ISBN: 9780691234502 22,95 доллара США / 18,99 фунтов стерлингов электронная книга ISBN: 9780691199641 Доступно как EPUB или PDF 16,07 долларов США / 13,29 фунтов стерлингов 22,95 $ / 18,99 £

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэр nseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСен-Пьер и Микелон Saint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Выберите тип электронной книги: EPUBPDF

добавить в корзину добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

История

  • Лоуренс Луэр
    Переведено
  • Итан Ранделл

Захватывающая история древнего раскола, который продолжает разделять исламский мир

Твердая обложка

Купить это
  • Скачать обложку

Когда Мухаммед умер в 632 г. , не оставив наследника мужского пола, сунниты утверждали, что выбор преемника должен падать на его ближайших соратников, но шииты считали, что Бог вдохновил Пророка на назначение своего двоюродного брата и зятя Али. как лидер. Так начался раскол, который почти так же стар, как и сам ислам. Лоуренс Луэр рассказывает историю этого древнего соперничества, перенося читателей от последних дней Мухаммеда к политическим и доктринальным столкновениям суннитов и шиитов сегодня.

В обширном историческом повествовании, охватывающем исламский мир, Лоуэр показывает, что разделение суннитов и шиитов никогда не было просто спором о правопреемстве — речь идет о самой природе исламской политической власти. Она бросает вызов широко распространенному восприятию суннитов и шиитов как заклятых врагов, постоянно воюющих друг с другом, демонстрируя, как они мирно сосуществовали в разные периоды истории ислама. Луэр прослеживает, как межконфессиональная напряженность разгоралась или успокаивалась в зависимости от политических обстоятельств момента, будь то для укрепления правления элит, утверждения клерикального контроля над государством или вызова власть предержащим.

Своевременный и провокационный, Сунниты и шииты дает необходимый взгляд на исторические корни сегодняшних конфликтов и показывает, как обе ветви ислама неожиданным образом влияли друг на друга и подражали друг другу. В этой увлекательной и доступной книге также рассматриваются различные региональные контексты разделения суннитов и шиитов, исследуется, как оно сформировало общество и политику в таких странах, как Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Иран, Йемен и Ливан.

Лоуренс Луэр — адъюнкт-профессор Центра международных исследований (CERI) в Sciences Po в Париже. Она является автором книг Шиизм и политика на Ближнем Востоке , Транснациональная шиитская политика: религиозные и политические сети в Персидском заливе и Быть арабом в Израиле . Она живет во Франции.

«Лоуренс Лоуэр написал убедительный, авторитетный обзор исторической траектории суннитско-шиитских отношений на Ближнем Востоке. С глубоко обоснованным обсуждением того, как отношения между суннитами и шиитами менялись со временем и в Реагируя на политический контекст, Луэр предлагает убедительное опровержение представления о неизбежности вечного межконфессионального конфликта».