Содержание

Алавиты, сунниты, шииты и другие мусульмане: кто есть кто

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

IX век.

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

полный текст

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – 

амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

app.russian7.ru

КТО ТАКИЕ СУННИТЫ, ШИИТЫ И АЛАВИТЫ

Сунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто. Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.

СУННИТЫ — САМОЕ ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Что обозначает название Сунниты

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

ШИИТЫ: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ

Шийа – приверженцы, последователи

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

СУФИСТЫ. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ

Суфисты

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

АСАРИЯ — СУННИТСКАЯ ШКОЛА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ, БОЛЬШИНСТВО ПРИВЕРЖЕНЦЕВ – САЛАФИТЫ

Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло: IX век.

Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

САЛАФИТЫ — ИМЕННО ОНИ ЧАЩЕ ВСЕГО АССОЦИИРУЮТСЯ С ИСЛАМСКИМИ ФУНДАМЕНТАЛИСТАМИ

Салафиты

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

ВАХХАБИТЫ

Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

АЛАВИТЫ (НУСАЙРИТЫ) И АЛЕВИТЫ (КЫЗЫЛБАШИ)

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.

Источник: russian7.ru

maxpark.com

Шииты-алавиты | Шиизм

Происхождение и возникновение.

Алавиты или Нусайриты — одна из сект шиитов, отделившаяся от основной массы шиитов,  и  построившая свое учение на основе метода батыния шиитов-исмаилитов.


 Происхождение идеологии батыния. 

В середине 2 века по Хиджре (8-ой по миляде)  у  названного шиитами 6-ым имамом,  Джафара ас-Садыка умер старший сын Исмаил, который в соответствии с выдуманными  законами шиитского Имамата, должен был быть их последующим, 7-ым  «непорочным» имамом и управлять делами Вселенной. Оказавшись в замешательстве шииты в очередной раз начали делиться на множество сект, многие из них изменив законы «Божественного имамата», согласно которому «непорочным» Имамом должен быть старший сын, выбрали Имамом младшего сына Джафара ас-Садыка  Мусу аль-Казима. Однако часть шиитов, которых впоследствии стали называть исмаилитами — не согласилась с этим решением и продолжала считать Исмаила 7-ым «непорочным» и последним имамом, который не умер, а  находится в «сокрытии»  и они ожидают его выхода из это самого «сокрытия»[1]. Используя элементы неоплатонизма, зороастризма, манихейства и христианства, исмаилиты разработали сложное эзотерическое учение.  

В учении проводится чёткое различие между внешней доктриной и внутренней. Внешняя доктрина (захир) — это поведение на людях. Внутренняя доктрина (батин) — это истинные убеждения , которые всячески скрываются от непосвященных.  В  доктрине (батин),   используются различные методы   каббалистов и магия, в которых большое значение имеет буквенная и числовая символика.
 Согласно учению исмаилитов, развитие человечества происходит циклично: существуют семь эпох, каждую из которых открывает пророк — Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммад (мир им всем), а 7-ым будет Исмаил  когда тот выйдет из сокрытия. Далее за каждым пророком следуют 7 имамов. Каждый 7-ой имам становится пророком новой эпохи и отменяет учение и заповеди предыдущего откровения. Таким образом, исмаилиты ожидают возвращения «скрывшегося» 7-го имама -которому дали прозвище Махди, и который объявит о начале 7-ой  последней  эпохи человечества.  

Поскольку община исмаилитов из-за своего куфра долгое время находилась в подполье и носила ярко выраженный враждебный Исламу характер, отдельные группы находясь в отрыве друг от друга, постепенно разрабатывали собственные варианты вероубеждения, которые все дальше и дальше отдалялись от основ Исламского вероубеждения.  



Возникновение секты.


В 270 г. по Хиджре (9 век по миляде) от общины  шиитов отделилась группа, которую основал персидский шиит   Абу Шуайб Мухаммед ибн Нусайр. Мухаммед ибн Нусайр сначала преподносил себя советником и помощником имама Аль-Хасана Аль-Aскари (имамиты его называют 11-ым имамом), а после провозгласил себя пророком. Отсюда и название — нусайриты.
Древнейший шиитский ученый ересиограф Хасан ибн муса ан-Наубахти в своей книге «Шиитские секты» так описывает происхождение секты алавитов (нусайритов) : 


«Группа исповедовших имамат Али ибн Мухаммада обособилась еще при его жизни и стала исповедовать пророчество человека, которого звали Мухаммад ибн Нусайр ан-Нумайри. Он притязал на то, что он — пророк, посланный Абуль-Хасаном аль-Аскари [2]. Он признавал переселение душ, говорил крайности в отношении Абуль-Хасана и обожествлял его. Он говорил о дозволенности (всего) запретного и позволял совокупление мужчин друг с другом, утверждая, что это — (акт) смирения и покорности и одно из желанных и приятных наслаждений и что Аллах — велик он и славен!- ничего этого не запрещал.» [3]


В 19 веке  французы окупировавшие в то время Сирию, и  всячески использовавшие  нусайритов в борьбе с мусульманами, ввели в обиход название — алавиты, от имени 4-го  праведного халифа Али ибн Абу Талиба, которому алавиты припысывают божественные качества.  Нусайриты считают, что Бог воплотился в Али.   
Вероубеждения шиитов-алавитов

Содержащееся в тайне (батин) учение алавитов, поностью отдалилось от норм  Ислама,  и представляет собой смесь исламских, христианских, манихейских элементов, а также элементов древневосточных астральных культов. Алавиты также разделяются на некоторые группы, большая часть верит в  божественный принцип  троицы. В неё входят: Али ибн Абу Талиб, считающийся лучезарным существом, в котором воплотился Бог,  Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и  сподвижник Пророка Сальман аль-Фариси, перс принявший Ислам и ставший одним из ближайших сподвижников Пророка. Здесь как и во всем шиизме, явно проявляется персидский национализм. 

Также обожествляется  дочь Пророка  Фатима, она  считается  у алавитов  бесполым существом из света аль-Фатир. Здесь чувствуется сходство с христианским культом девы Марии, которую христиане тоже обожествляют, хоть она и не входит в троицу.

 Они полагают, что `Али создал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а Мухаммад создал Салмана Аль-Фарси. Салман создал пять сирот, которыми являются:
 Аль-Мигдад ибн Аль-Асвад, его они считают повелителем людей и громовержцем.
  Абу Дар Аль-Гифари — управляет планетами и звездами.
  Абдуллах ибн Раввах — управляет ветром и забирает души из человеческих тел.
 Усман ибн Мазун — ответственный за здравохранение и болезни. 
 Къанбар ибн Кадан —  вдувает дух в человеческие тела.

Алавиты переняли у язычников веру в переселение душ. Согласно убеждению алавитов после семикратной инкарнации на Земле душа правоверного алавита  попадает в звёздный мир, а душа неверного (не алавита), сначала   переселяется в животных, после чего — в мир  демонов. 

Стоит отметить, что алавиты не учат своих женщин религии и скрывают от них суть своего вероучения, по мнению некоторых алавитов у женщин нет души и они не участвуют в переселении душ, по мнению других алавитов от женщины вреда больше, чем от Сатаны.[4]

Также алавиты  поклоняются Солнцу и Луне, считают что божество Али  обитает на Солнце, а порожденный им Мухаммад на луне.
Парадоксом является то, что они восхваляют `Абдуррахмана Ибн Мулджама, который убил Али ибн Абу Талиба. Объясняется это тем, что так как  Али по их убеждению является богом, то следовательно Ибн Мулджим действовал согласно воле Али и убил его согласно его желанию.

Основные законы и ритуалы шиитов-алавитов:

1. Очищение от большого ритуального загрязнения – большое загрязнение у алавитов это нуждающееся в согласовании их шейхов спорное понятие, означающее незнания внутренних аспектов религии.

2.   Пост — только воздержание от половой близости или сохранение тайны тридцати мужчин и тридцати женщин, у малой части алавитов в Турции пост похож на мусульманский, но длится всего две недели.

3.  Отрицают закят, по их мнению закят это не обязательная милостыня, а  сподвижник Пророка Салман аль Фариси, почитание которого и есть закят.

4. Сражение на пути Али (шиитский джихад) означает  произнесение проклятий в адрес сподвижников Пророка и уничтожение тех, кто раскрывает тайны истинного вероубеждения алавитов, а также уничтожение суннитов, не делая разницы между взрослыми и детьми. 

5. Коран шиитов-алавитов — «Китаб аль-Маджму», состоит из 16 сур и является подражанием Корану. Начинается словами:

Вопрос: «Кто наш господин, который создал нас?

Ответ: это амир правовреных, амир религии, Али Ибн Абу Талиб, Бог. Нет Бога кроме него».

6. У шиитов-алавитов, как и в многих других шиитских сектах, разрешено мужеложество, разрешил это лично сам основоположник алавитской секты  ибн Нусайр.
7. Молитва — пять раз в день, но их молитва полностью отличается от молитвы мусульман и в ней нет поясных и земных поклонов.  У шиитов-алавитов нет понятия  пятничной молитвы. Они не совершают омовения перед молитвой, у них нет такого понятия как ритуальное омовение . Они не молятся совместно в мечетях, а совершают молитвы каждый у себя дома. Что произносят шииты-алавиты в своих молитвах достоверно не известно, так как они всячески скрывают все, что касается их религии.
6. У нусайритов укоренилась сильная вражда и ненависть к Исламу и мусульманам, из-за чего они называют 2-го праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба «иблисом иблисов», причина ненависти к нему, как и у всех шиитских  групп (кроме зейдитов), кроется в том, что Умар  по воле Аллаха  рагромил огнепоклонников персов и  уничтожил  персидскую империю. Как и все рафидиты они также ругают  Абу Бакра, Усмана и жену Пророка Аишу. Они считают запретным посещение могилы посланника Аллаха ﷺ , из-за того, что рядом с ним находятся могилы  Умара и Абу Бакра.

Хадж  они считают формой арабского национализма, а домом Аллаха считают не Каабу, а   солнце, на котором по их мнению обитает Али, который и есть Бог по их мнению.

У алавитов разрещён алкоголь и они имеют обряд наподобие христианского причастия вином. От христиан алавиты также переняли рождественские и пасхальные праздники и многие имена. 

Основные праздники шиитов-алавитов

1. Праздник огнепоклонников  — Новруз,  первый день года огнепоклонников.
2. Праздник всех шиитов — Гадир Хум
3  Праздник крови  — шиитская Ашура 
3.  Шиитский праздник в девятое Раби Аль-Авваль — Мубахалла. [5] 
4. Большой Байрам, двенадцатое Зуль-Хиджа. (Не путать с мусульманским Курбан Байрамом — 10 Зуль-Хиджа)
5. Они также празднуют христианские праздники, такие как праздник Крещения (Аль-Гитас), Рождество, и т.п.


 Алавиты в наше время

Алавиты живут кланами в горных регионах Северного Ливана, на юге Турции в районе города Антакья ( Антиохия) и в Сирии. Президент Сирии  Башар Асад является лидером алавитов и алавиты считают, что в нем воплотилась часть божественного света. Его сторонники в Сирии во время митингов открыто говорят, обращаясь к мусульманам Сирии: «Для нас Башар выше, чем для вас Аллах». 

Во время распада Османской империи алавиты пытались создать на территории нынешней Сирии собственное государство, но их попытка провалилась. Их государство созданное при поддержке Франции  просуществовало  с 1923 по 1936 года, последние 7 лет с  1930-го до своего исчезновения в 1936 году государство шиитов-алавитов  называлось Санджак Латакия . После перерыва длившегося более 30 лет алавиты вновь заявили о себе, с помощью враждебных Исламу сил в 1970 году премьер-министром Сирии стал нусайрит Хафез аль-Асад, и это усилило влияние алавитов в Сирии, хотя даже и сейчас в Сирии  их всего только около миллиона человек. 

 В 1982 году Асад старший, жестоко расправился с мусульманами недовольными тем, что страной правит не мусульманин, убив 40 000 мусульман. Именно в это время основная часть шиитов под предводительством Хомейни идет на сближение с алавитами и объявляет их своими братьями, хотя до этого многие шииты считали алавитов неверными или заблудшими, полностью отошедшими от Ислама.

В Турции число алавитов составляет  не больше 6% населения. В 20-е и 30-е годы именно алавиты активно поддерживали приход к власти врага Ислама Кемаля Ататюрка. Турецкие алавиты и сегодня являются сторонниками идеи модернизации общества. и отхода от исламских ценностей.

Все исламские  ученые  единогласны в том, что алавиты не мусульмане.  Запрещено  вступление в брак с членами секты нусайрия и употребление в пищу забитых ими животных, за их умерших нельзя совершать похоронную молитву и т.п. 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказал о них: «Эти люди, именующие себя нусайритами, они и прочие группы карамитов-батынитов хуже своим куфром, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже куфром, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных, как татаро-монголы, европейцы и др.». (См. «Маджму’уль-фатауа» 35/149).

Алавиты, как и многие шиитские группы считают дозволенным убийство детей мусульман. Ниже приводятся фотографии зверств шиитов-алавитов в Сирии. Слабонервным и детям смотреть строго воспрещается.

                            

                                                                    +18 
Преступления шиитов-алавитов в Сирии
___________________________________________________

[1] У большинства шиитов  насчитывается 12 имамов, последний из которых выдуман, так как 11-й имам внезапно умер в возрасте 28 лет не оставив наследника. Внезапная смерть 11-го имама  вынудила  их использовать уловку исмаилитов о «сокрытии» Имама, применив ее не к их 7-му Имаму , а к своему выдуманному 12-му имаму, которому они также как и исмаилиты дали прозвище  Махди.

[2] Один из потомков Хусайна ибн Али, пронумерованный шиитами имамом № 11

[3] См. «Шиитские секты» стр. 179 (скачать книгу можно тут )

[4] Согласно внешней доктрине (захир), они объясняют это сопоставляя слова из Корана ..Воистину, козни сатаны слабы… (сура ан-Ниса аят 74) и ..Воистину, все это — ваши женские козни.Воистину, ваши козни велики!.. (сура Йусуф аят 28). 

[5] Шиитский праздник, основа которого в шиитской трактовке аята 61 из суры Али Имран. 

rus.shiya.biz

Здравствуйте. В чем различия между суннитами, шиитами, алавитами и суфиями? Они признают друг друга мусульманами?

Сунни́ты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — более 90 % всех исповедующих ислам. Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В шиитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (алимы) , в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Алавиты стоят в ряду исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, стоящих на границе между шиизмом и особой религией. Некоторые мусульманские теологи считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований. Суфизм (ат-Тасаввуф) — мистико-аскетическое течение в исламе. Название происходит от арабского слова суф — шерсть, поскольку грубый шерстяной плащ считался обязательным атрибутом аскета-отшельника. Ранних суфиев отличали отрешение от всего мирского (зухд) , многократные дополнительные молитвы, бдения и посты, отказ от сотрудничества с властями, культ бедности (факр) , эсхатологические и покаянные настроения, безусловное принятие своей земной доли (рида) , стойкое перенесение страданий и лишений (сабр) . Суфий должен был добывать средства на жизнь либо личным трудом, либо нищенством в соответствии с принципом таваккуль («упование») , который заключался в том, чтобы всецело отрешиться от земных забот, положившись на Бога. Нищенствующим аскетам (которых называли также факирами или дервишами) , в частности, подобало собирать милостыню только на один день, ибо запасаться средствами или пищей впрок считалось нарушением этого принципа. Традиция приписывает аскетические настроения, положившие начало суфизму, уже сподвижникам Мухаммада, однако, по всей видимости, возникновение суфийского учения следует отнести к середине VIII века. В отличие от мутазилитов, пытавшихся обосновать мусульманское вероучение логико-философскими доводами, и традиционалистов, слепо следующих «букве» священных текстов, суфии сосредоточились на анализе движений души человека и внутреннем осознании религиозных истин. Одним из основателей суфизма считается ал-Хасан ал-Басри (642–728) — собиратель хадисов, порицатель омейядских халифов, строгий аскет, создатель «науки» о «сердцах и помыслах» , собравший вокруг себя кружок последователей в Басре. На протяжении IX века разработка теории суфизма привела к появлению нескольких школ, наиболее влиятельными из которых стали, помимо басрийской, багдадская и хорасанская.

признают… но при случае убивают… на всякий случай…

Суниты люди Сунны истиные Мусульмане остальные раскольники

После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по воле Аллаха, начали появляться различные течения, первыми из которых можно назвать хариджитов (или хавариджей), которые сегодня усердно пытаются причислить себя к саляфитам, и шииты, которые стали превозносить Али, да будет доволен им Аллах, пока не заявили, что он бог на земле (да убережет нас Аллах от их убеждений) и Али их казнил. От Абу Хурайры, Му’авии, ‘Ауфа ибн Малика и ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на 73 течения, и все они в Огне, кроме одной!» Его спросили: “Кто же это? ” Он ответил: «Это аль-джама’а». Объяснение этому слову в другой версии хадиса, дал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджа 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128, Ибн Абу ‘Асым 63. Достоверность этих хадисов подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар, имам аль-Багъави, хафиз Ибн Касир, аль-Джузджани, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, аш-Шатыби, хафиз аль-‘Иракъи, аль-Бусайри, хафиз ас-Суюты, Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и Мукъбиль. Шейх Усаймин, да помилует его Аллах, говорил (перевод слов): “Саляфия – это следование манхаджу (исповедованию религии) пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, поскольку они саляфы, предшествовавшие нам. И следование им – это и есть саляфия!»

touch.otvet.mail.ru

СИРИЯ СУННИТЫ ИЛИ ШИИТЫ: С кем связался Путин: Кто такие сунниты, шииты и алавиты

В Сирии больше суннитов (это самая большая сирийская этно-конфессиональная группа), а в соседнем Ираке – напротив, больше шиитов. Собственно, гражданская война в Сирии – это попытка суннитского большинства отнять власть у алавитского меньшинства, а в соседнем Ираке – попытка вернуть власть суннитским меньшинством. Так, при Саддаме сунниты Ирака не меньше подавляли местным шиитов, чем в соседней Сирии алавиты Асада подавляют суннитское большинство. И когда установили демократию в Ираке американцы в 2008 году, то шииты потирали руки и думали, что они завладеют Ираком полностью. Что премьер-министр (а там высший пост — премьер-министр, а президент, как в Германии, символическое лицо) — шиит, президент — курд, а председатель парламента — суннит. И так же в Ассамблее все места конфессионально распредлены.

Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Среди исламских ученых (улемов) всегда существовало единодушие, как у суннитов, так и у шиитов, что Нусайриты — это кюффар и мушрикун (вероотступники и идолопоклонники)». Его возвращения под именем Махди они ждут и поныне. Шииты-двунадесятники составляют большую часть населения Ирана, также проживая в Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне.

Это вовсе не значит, что автор разделяет полностью взгляды самого движения “Хамас”, тем более, что речь идёт о политических конкурентах, которые используют разногласия суннитов и шиитов. Идея мирового халифата будоражит умы политических авантюристов в обоих лагерях.

Это тот человек, который, хочет ему помогать и при этом утверждает, что ему дела нет до суннитов и шиитов, но он помогает законной власти. Шиитов – во много раз меньше. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте. И только через такого человека-врата можно обращаться к имаму. Бабом самого Али является Салман аль-Фариси. У 12‑го «скрытого имама» своего баба нет. Мухаммад ибн Нусайр помогает верующим общаться и с 12‑м имамом. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего, и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ — Абу-Бакра аль Багдади. Продолжается эта война и ныне. Многим еще памятна война между иракским диктатором Саддамом Хусейном и вождём иранской джомхурии аятоллой Хомейни (1980-1988). Шиитский по большинству населения, но суннитский по правящей верхушке Ирак восемь лет сражался со ставшим после Исламской революции воинственно шиитским Ираном.

Шииты же воспринимают мир как тайну, которая не может быть открыта любому, которую сам Бог открывает только избранным. Идея о том, что люди различны по степени откровения, она очень сильна в шиизме. Халифы, управлявшие умой после Мухаммеда, даже те, кого сунниты именуют праведными — Абу Бакр, Омар и Отман — для большинства шиитов они — узурпаторы и самозванцы. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего, и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ — Абу-Бакра аль Багдади. И в новой конституции объявил о том, что президентом страны может быть только суннит. Но люди же помнят шиитскую такию, то есть сокрытие истины.

Ни о каком Арабском государстве от Алеппо до Адена уже речи не было. Естественно, арабы, отнюдь не только король Хусейн, но и вообще все арабы почувствовали себя страшно обманутыми. 80 алавитских шейхов подали такую петицию, и одним из них был отец Хафеза Асада. Понятно, что арабы-сунниты отнеслись к этой петиции как к предательству. Хафез Асад и его сын Башар доверяли руководящие должности в стране алавитам, курдам, туркменам, всем, кроме суннитов. Ибо меньшинство (алавиты) управляет большинством. Бедные могут стать богатыми, но алавиты не могут стать суннитами. Единственный алавит, кто стал суннитом, это, кстати, Башар Асад. Он объявил, что он переходит в суннизм. Потому что надо договориться с суннитами. Сегодня в Сирии воюют тысячи несирийцев – шиитов и суннитов.

Противоборство шиитов и суннитов продолжалось и внутри Османской империи, и между османами-суннитами и шиитским Ираном. Так, при Саддаме сунниты Ирака не меньше подавляли местным шиитов, чем в соседней Сирии алавиты Асада подавляют суннитское большинство. И они не хотят воевать против исламистов.

Когда началось арабское национальное возрождение, наиболее образованные алавиты мечтали, что они, арабы по языку, станут равными суннитам и арабам-христианам. Но очень быстро они поняли, что богатые сунниты, их господа-землевладельцы, как презирали, так и продолжают гнушаться ими. И тут пришли французы. И если для арабов-суннитов французы были обманщиками, подлецами и захватчиками, то для алавитов французская оккупационная администрация генерала Гуро была принята как манна небесная. Эти люди — так называемые левантинцы, они остались, растворившись в арабском море. Это, возможно, один из ключиков, объясняющий, почему такая странная религия у алавитов.

Тогда думали о воссоединении с монархическим Ираком, восстановлении Хашимитской династии, которая правила в Иордании и в Ираке. Этот период был арабским и суннитским. Шиитский по большинству населения, но суннитский по правящей верхушке Ирак восемь лет сражался со ставшим после Исламской революции воинственно шиитским Ираном. Король Фейсал, будущий король Сирии, сын Хусейна, поехал на Версальскую конференцию. Он и король Фейсал пытались добиться пересмотра соглашения Сайкса-Пико, но их противником был старый политический тигр Клемансо.

Кстати, говоря, к этому же пришли американцы в Ираке. Ведь в Ираке большинство шиитов, а правили Ираком всегда сунниты. Суннизма придерживается основная часть сирийских арабов, подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен, турок, палестинцев. Сунниты составляют большинство в 12 из 14 мухафаз Сирии. Большинство суннитов придерживается ханафитской правовой школы, помимо них имеется значительное число стронников шафиитского мазхаба. В стране проживает небольшое число сторонников ханбалитской традиции, тесно связанной с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Представители этого ответвления суннитского ислама – религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах.

Курды, сунниты, два шиита: кто и за что воюет в Сирии?

И в 2014 году алавиты отказываются поддерживать Асада. Они говорят, что Асад правит не для нас, Асад правит для себя, а нас использует только для своей власти. В 1936 году, когда французы думали объявить независимость Сирии, алавиты были против. Этот человек не тот, кто управляет Дамаском. Потомки Абдуллы до сих пор являются королями Иордании. Это единственная ныне Хашимитская монархия, а Хашимиты — прямые потомки Пророка Мухаммеда.

ИГИЛ” стал такой крайней силой в борьбе с Асадом, и, я бы сказал, конечно, тоже не мусульманской, не суннитской по факту (хотя они себя считают самыми главными мусульманами) организацией. Башар Асад даже делал такую вещь: он специально вывел все войска из друзского района, чтобы “ИГИЛ” разорил его. Но “ИГИЛ” не смог, друзы хорошие бойцы в горах, они игиловцев остановили. Считается, что с 13 февраля 1966 г., со дня свержения Хафеза, и до сего дня власть над Сирией всецело принадлежит алавитам. В 1966 году Хафез был низложен и посажен в тюрьму, и во главе государства встал генерал Салах Джадид — уже стопроцентный алавит. Хафез стремился сблизиться с СССР и очень покровительствовал христианам. Это вызвало возмущение у офицеров алавитов.

Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. А против них – исламисты, мечтающие умереть за веру. Так продолжается 4 года, а Асад контролирует не больше 20 процентов территории. В христианской стране исламисты чувствуют себя гораздо свободнее, легче, вольготнее. Там их ничего хорошего не ждёт. Там их будут ловить, как преступников, и убивать.

ИГИЛ” стал такой крайней силой в борьбе с Асадом, и, я бы сказал, конечно, тоже не мусульманской, не суннитской по факту (хотя они себя считают самыми главными мусульманами) организацией. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия – то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Любой образованный человек может толковать Коран, любой человек может высказывать свое мнение по тому, кого выбрать халифом. Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных». Сами понимаете, что недовольства очень много. Это примерно, как если бы сейчас Россией управляли бы Свидетели Иеговы.

В Сирии курды находятся в состоянии войны с ИГИЛ, “Джабхат Фатш аш-Шам” (бывшая “Джабхат ан-Нусра”) и другими террористическими организациями. За пять лет противостояния курдам удалось освободить практически всю северную Сирию, называемую курдами Западным Курдистаном, кроме трех районов — Джараблус, Азаз и Баб», — пояснил Патиев. Шииты выступают в поддержку действующего президента Башара Асада, а сунниты — против него и в поддержку демократии. К первым можно отнести Корпус стражей исламской революции (КСИР) из Ирана, представителей ливанской организации «Хезболла». А ко вторым, например, сирийских туркменов (туркоманов). Несколько тысяч исмаилитов сосредоточены в горах к западу от Хамы; ещё несколько тысяч — в районе Латакии.

Нет. Когда в 1970 году Хафез Асад совершил переворот и стал единоличным властителем, лишь тогда убрал всех суннитов с руководящих постов в армии и спецслужбах и назначил алавитов, которым доверял. И поэтому началась война жесточайшая, которая ведется Асадом. Им движет желание запугать, подавить и выгнать из страны этих ненавистных суннитов.

И в 2014 году алавиты отказываются поддерживать Асада. Они говорят, что Асад правит не для нас, Асад правит для себя, а нас использует только для своей власти. Халид аль-Атаси был сторонником ненасильственной борьбы и фанатиком демократии, правильно демократически устроенного общества. Арабы-сунниты в Сирии — это один из самых просвещенных арабских народов, это люди с большой демократической традицией, с большой и благородной культурой. В результате разрастания отдельных религиозных сект возникли различные группы внутри шиизма, многие из которых представлены проживающими в Сирии меньшинствами: алавиты, шииты-исмаилиты, друзы и т.д. Алавизм – одна из ветвей шиизма.

Как пояснил Ефим Резван, за Башара Асада воюют фактически частные военные компании из числа шиитов. Причем особо отмечу, что бойцы Асада сейчас получают гораздо больше денег, чем воюющие на противоположной стороне. Они получают гигантские суммы. Сюда можно отнести и КСИР, и ливанских шиитов из “Хезболлы”, и иракских шиитов. Отстаивают они интересы Ирана, Сирии и Ливана», — подчеркнул исламовед.

Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной – 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% – курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты – в первую очередь из-за своей малочисленности.

Ещё одной крупной нехалкидонской церковью в Сирии является несторианская в вероучении Ассирийская церковь Востока. Большинство верующих несториан в Сирии являются потомками беженцев, бежавщих из окрестностей иракского Мосула от преследований в 1930-х годах. По некоторым данным в 2010 году прихожанами церкви были до 70 тыс. сирийцев. Большая часть армяно-григориан проживают в Алеппо, крупные общины имеются также в Эль-Камышлы и Дамаске. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии – например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб – внучки пророка Мухаммеда.

Религия в Сирии — Википедия

Во время этой революции Асад себя почувствовал совершенно один, и очевидно, что любая демократия привела бы к падению не только его режима, но и режима власти алавитов. В современной Сирии алавитское меньшинство обладает повышенным политическим статусом, несоразмерным его численности, особенно в вооруженных силах и службах безопасности. Уже сегодня носящая наднациональный – а в некоторых случаях (скажем, в планах военизированных организаций типа «Исламского государства Ирака и Леванта») – глобальный характер». Но не забудем, что в Сирии власть большинства, это власть суннитского большинства.

Но вернемся в Сирию, в созданное французами в 1919 году Государство алавитов. Кто такие алавиты? И, надо сказать, что эта абсолютная неправда религиозно обусловлена.

Есть G7, есть Совбез ООН. А где там представлен исламский мир? Мусульман никто не спрашивает, хотя их огромное количество. В Саудовской Аравии считают, что когда возникнет огромное мусульманское государство с атомной бомбой, то тогда с мусульманами и начнут считаться», — подытожил исламовед. Мы говорили, что защищаем светский режим, на смену которому могут прийти исламисты.

В этих странах царит фрустрация, неудовлетворённость: ничего у них не получается, демократии не получается, социализма не получается, реформы не получаются. С Израилем справиться – тоже не получается, евреи бьют их каждый раз в каждой войне. Всё плохо. Коран говорит: «Вы лучшая из общин, появившаяся на благо человечества».

Еще интересное:

callbollonez.ru

С кем связался Путин: Кто такие сунниты, шииты и алавиты — ELISE.COM.UA

http://elise.com.ua/?p=159899&_utl_t=lj С кем связался Путин: Кто такие сунниты, шииты и алавиты — ELISE.COM.UA
С кем связался Путин: Кто такие сунниты, шииты и алавиты 635 просмотров Время публикации: 18:18 20.10.2015 editor Все темы сегодняшнего дня / Главные темы дня В последний относительно мирный 2011 год в Сирии жили 20 миллионов 800 тысяч человек. В сентябре 2015 года 3,9 миллиона сирийцев покинули свою страну, еще 7,6 миллиона покинули свой город или свою деревню, ища в пределах Сирии более спокойного места обитания. 300 тысяч людей погибли за 2012‑й — сентябрь 2105 года, 200 тысяч томятся в застенках сирийских тюрем и лагерей по воле правящего в Сирии режима Башара аль-Асада. Война не просто коснулась, война жестоко расправилась почти с каждой сирийской семьей. Трагедии такого масштаба даже Россия в Гражданскую войну 1917—1922 годов, пожалуй, не переживала. Но в чем причина этой колоссальной, по масштабам небольшой страны, трагедии, есть ли надежда на ее исчерпание, на восстановление мира и согласия на пропитанной кровью древней сирийской земле, земле, на которой тысячелетия листаются, как в России, — века? Если народ жив, не важно, в Сирии ли, в изгнании, значит, надежда еще есть. Но чтобы наметить путь лечения, надо понимать, где истоки болезни. Они глубоки, очень глубоки, под стать самой сирийской истории. То, что происходит в последние годы и выглядит для одних как борьба народа за свободу и демократию, для других — как борьба законной власти против террористов и инсургентов, на самом деле есть лишь очередной пароксизм полуторатысячелетней борьбы между собой двух основных ветвей ислама — суннитов и шиитов. В конце июля 657 года близ селения Сифино на Евфрате, разрушенного и обезлюдевшего незадолго до того во время победоносных войн Халифата с Византией, состоялось многодневное сражение между двумя арабскими армиями — армией наместника Сирии Муавийи ибн Абу Суфьяна и армией двоюродного брата Пророка Мухаммеда и его зятя — Али ибн абу-Талиба. Кстати, место это расположено в 40 километрах от того самого города Ракка, где ныне падают российские бомбы и ракеты. Сражение завершилось безрезультатно, а шло оно за верховную власть над правоверными. Кто должен править уммой — собранием всех мусульман. Сторонники Али считали, что только Али и его прямые потомки и что халифа правоверных избирает Бог. Сторонники Муавийи были уверены, что любой достойный муж из племени Курайш — племени, к которому принадлежал Мухаммед, может быть халифом и что халифа избирает умма. Вспоминали слова Пророка — «моя община не сойдется на ошибке». В 661 году Али был убит. В 680 году близ Кербелы в сражении с сыном Муавийи погиб сын Али Хусейн. Две традиции власти среди мусульман — через Али и Божественное произволение (шииты — от шии ат Али — сторонники Али) и через всех родственников Мухаммеда — курайшитов и волю уммы (сунниты — от сунна — обычай, пример поведения — в данном случае — Пророка) — не прекращали борьбы с тех пор. В X—XI веках это была жестокая война Фатимидских шиитских халифов Африки с Аббасидскими суннитскими халифами Сирии, Аравии и Египта, в начале XVI века — кровавое многолетнее соперничество шахиншаха Ирана Исмаила I Сефевида, провозгласившего шиитскую традицию обязательной государственной религией Ирана, и османского суннитского султана и халифа Селима I Явуза (Грозного), нещадно истреблявшего шиитов. В Чалдыранской битве близ озера Ван в августе 1514 года султан Селим одолел шахиншаха и отнял у него Ирак, Восточную Анатолию и Азербайджан. Но победа была хоть и убедительной, но не окончательной. Противоборство шиитов и суннитов продолжалось и внутри Османской империи, и между османами-суннитами и шиитским Ираном. Продолжается эта война и ныне. Многим еще памятна война между иракским диктатором Саддамом Хусейном и вождем иранской джамахирии аятоллой Хомейни (1980—1988). Шиитский по большинству населения, но суннитский по правящей верхушке Ирак восемь лет сражался со ставшим после Исламской революции воинственно шиитским Ираном. Война закончилась перемирием и восстановлением status quo ante bellum, но на полях сражений осталось полтора миллиона погибших. Несравненно больше было искалеченных, отравленных газами, лишенных крова и имущества. Сирия, граждане которой преимущественно исповедуют суннизм, была на стороне Ирана в той войне. Но почему же такое ожесточение полтора тысячелетия разделяет две ветви ислама, последователи которых равно чтут и Пророка Мухаммеда, и священный Коран? Внешне спор идет о власти. Сторонники Али говорят, что последний праведный вождь общины (они их называют имамами), 12‑й имам — Мухаммед Аль-Махди ибн аль Ханафийа, пятилетним ребенком был скрыт от всех в 873 году, и он до сих пор пребывает в потаенном убежище, но он еще придет явно. Незримое общение с ним и есть то, что позволяет общине шиитов жить и управляет общиной. На этом принципе основано современное иранское государство. Политически — демократия, с выборами президента и меджлиса, но над этой демократией стоит верховный правитель — рахбар, который общается со скрытым имамом и который выносит решения — фетвы, обязательные для президента страны, для меджлиса, от имени Мухаммеда аль-Махди. Вот этот 12‑й имам в шиизме — непререкаемая величина. Он, а соответственно и рахбар, обладают непогрешимостью (ишмах). Сейчас рахбаром Ирана является Али Хосейни Хаменеи (с 4 июня 1989 года). Рахбара избирает (и, если надо, смещает) совет из 86 муджтахидов — признанных народом людей, имеющих таинственное общение со скрытым двенадцатым имамом. Итак, шиизм и суннизм — два разных мировидения. Суннитское мировидение в целом (хотя есть исключения в суфийских орденах) очень прагматично и позитивно. Оно сходно по отношению к человеку с лютеранством в христианстве. Любой образованный человек может толковать Коран, любой человек может высказывать свое мнение по тому, кого выбрать халифом. Шииты же воспринимают мир как тайну, которая не может быть открыта любому, которую сам Бог открывает только избранным. Идея о том, что люди различны по степени откровения, очень сильна в шиизме. Есть вожди — и есть народ. Вожди не те, кто выдвинулся деньгами или хитростью, родовой знатностью, нет, вожди — это те, кто слышит голос скрытого имама, вожди — те, кто имеет видение тайного света, который исходит от него. Они должны управлять правоверными. Халифы, управлявшие уммой после Мухаммеда, даже те, кого сунниты именуют праведными — Абу Бакр, Омар и Отман, для большинства шиитов они — узурпаторы и самозванцы. Тем более узурпаторами являются для них все халифы суннитов после Али, вплоть до нынешнего и многими суннитами не признаваемого вождя ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) — Абу-Бакра аль Багдади. Так что раскол глубок. Разумеется, на уровне мистиков, и суннитских, и шиитских, никакой вражды друг к другу нет. Мистики понимают, что пути разные, веры разные, но они видят одни высшие ценности, одни цели и в общем-то уважают друг друга: «Кто отшельник, кто мусульманин, кто шиит — почитатель имамов, но все они принадлежат к одному племени, племени людей», — гласит древняя поговорка Востока. Но политики — всегда политики. И сила политика заключается в том, чтобы каким-то образом рекрутировать, как сейчас любят говорить политологи, себе сторонников. Конечно, это могут быть родственники, но их мало; это могут быть вассалы, но и их мало; нужны какие-то большие совокупности. Какие это совокупности? В первую очередь, конечно, религиозные. Потом появились национальные общности, этнические, расовые, социальные, классовые. Но эти разделения стали значимыми намного позже, в лучшем случае в конце XVIII века. А религиозные разделения весьма древние. Столкнуть адептов разных традиций, разделить их по принципу: свой-чужой, сверхчеловек-недочеловек, праведный-неправедный, ангел-свинья — для политика милое дело. Тогда при некотором умении и даре за тобой пойдут миллионы совершенно незнакомых тебе лично людей. Тем более религиозные общности — это самое сильное, это то, что обнимает человека целиком. Когда призывают людей объединяться на уровне социальном, или классовом, или национальном, тогда многое в религии противоречит этим призывам. Для мусульман это вообще невозможная вещь, потому что все, что не в Боге, — это уклонение, это ширк, это ересь. И национализм, и социализм — это ересь для правоверного мусульманина, да, по большому счету, и для христианина. И еще одно. Все движения, кроме религиозных, не обнимают человека целиком и не дают ему вечности. Да, здесь ты решаешь какие-то национальные проблемы, социальные проблемы, а как же с вечностью? Обычно все эти националистические и социалистические движения в плохих отношениях с религией и, значит, с вечностью. И поэтому эти движения оказались сравнительно слабыми. Два века, помутив мир, собрав свою жатву в виде десятков, если не сотен миллионов жизней погибших и пострадавших людей, они, в общем, более-менее сейчас ослабли. А на их место пришла опять извечная религиозная идентификация как главная политическая сила для рекрутирования сторонников. В этом смысле можно сказать, что 11 сентября 2001 года, когда были обрушены нью-йоркские небоскребы, это начало новой старой эры. Той новой старой эры, когда вновь религия явно и властно для всех стала доминирующим фактором политического процесса, и об этом все заговорили. И полуторатысячелетняя распря шиитов и суннитов тоже сбросила свои модные идеологические покрывала и предстала в первозданном облике конфликта, в котором вожди используют религиозную идентификацию людей как главное средство политического рекрутирования. И хотя соотношение суннитов и шиитов в мире совсем не равное — суннитов среди мусульман 83%, а шиитов, соответственно, около 17%, на Переднем Востоке их силы сравнимы — огромный мощный Иран, большая часть Ирака (2/3 населения примерно — это шииты), Азербайджан, Бахрейн, Йемен, большие группы шиитов в Ливане, меньше в Сирии. В Афганистане и в Саудовской Аравии около 15% населения — шииты. Но вернемся в Сирию, в созданное французами в 1919 году Государство алавитов. Кто такие алавиты? Сами алавиты говорят, что они — обычные шииты, такие же, как в Иране. Но это — абсолютная неправда. И надо сказать, что эта абсолютная неправда религиозно обусловлена. Дело в том, что все шииты применяют к себе такую категорию, как «такиях» — сокрытие истинной своей веры. Часто бывшие в меньшинстве, гонимые, они приспособились к тому, что иногда приходится скрывать свою истинную веру. И алавиты публично говорят не то, что есть на самом деле. Уже в 1973 году Совет 80 алавитских шейхов объявил, что они такие же шииты-двунадесятники, почитающие 12 имамов, как и все основные шииты, как шииты Ирана, как шииты Ливана, «а все, что еще приписывают нам, далеко от истины и придумано нашими врагами и врагами Аллаха». Но на самом деле все совсем не так просто. Когда в конце 1960‑х годов Сами Джунди, сам шиит-исмаилит, министр информации у диктатора Сирии алавита генерала Салаха Джадида, предложил опубликовать священные книги алавитов — и тогда все поймут, что алавиты действительно нормальные шииты (а книги эти никогда не публиковались, и религиоведы спорят: одни говорят, что они есть, другие говорят, что их вовсе нет), всесильный военный диктатор Джадид ответил, что если он это сделает, «меня наши шейхи разорвут на части». Но кто же такие алавиты? Алавиты — это те же арабы, но исповедующие особую религию, которая объединила в себе элементы ислама, христианства и очень ранних дохристианских верований арамейского населения Сирии. Важнейшим моментом, который делает эту религию абсолютно невозможной ни для суннитов, ни для шиитов, является Учение о вратах. Признавая, как и двунадесятники, 12 имамов, алавиты говорят, что с каждым из них общаться можно только через особого человека, у каждого из этих имамов есть свои врата — баб по-арабски. И только через такого человека-врата можно обращаться к имаму. Бабом самого Али является Салман аль-Фариси. Основателем же этого религиозного движения является последний баб Абу Шуайб Мухаммад ибн Нусайр — это баб 11‑го имама аль Хасана аль Аскари, умершего в 874 году. По его имени мусульмане часто именуют алавитов нусайритами (поскольку самоназвание «алавиты» происходит от имени халифа Али, и мусульманам такое спряжение с «сектантами» кажется оскорбительным). У 12‑го «скрытого имама» своего баба нет. Мухаммад ибн Нусайр помогает верующим общаться и с 12‑м имамом. Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога, кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб), кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд), и нет иных врат (баб), кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)». Во‑первых, это прямое обожествление человека, чего, конечно, ни один нормальный шиит себе не позволяет. Во‑вторых, это — Троица. И они прямо говорят о Троице, о том, что Али — это сущность, Мухаммед — это имя, а Салман Аль-Фариси — это врата. Это, конечно, калька с христианства. Христос, с точки зрения мусульман, человек. А главный догмат ислама, который разделяют все мусульмане, — это догмат божественного единства, таухид. У алавитов очевидное нарушение этого догмата и, следовательно, многобожие, с точки зрения мусульман. Кроме того, алавиты верят в переселение души после смерти в иное тело. И только у алавитов это новое тело человеческое. Мусульмане же по их представлениям становятся ослами, христиане — свиньями, а евреи — обезьянами. Что касается обрядов, то средневековые путешественники, сунниты, которые описывали алавитов в XIV веке (Ахмад ибн Таймия, Ибн Батута), в один голос говорят, что они не признают никаких мусульманских постов, ограничений и омовений, что они почитают Христа, апостолов, многих христианских мучеников, и в дни праздников мучеников именуют себя их именами, что они творят ночные мессы, на которых они причащаются вином и читают Евангелие, что они имеют два уровня посвящения: посвященные — хасса и простолюдины — амма, а женщины вообще не могут участвовать в их религиозных действиях ни в каком виде. Что они почитают Солнце, Луну и звезды, также и связывают их с Христом и Мухаммедом. Мухаммеда именуют Солнцем. Очевидно, что это никакой не ислам. Французский ученый Жак Велерс, посвятивший в 1940‑е несколько фундаментальных книг алавитам, считал их верования «деформацией принесенного крестоносцами или раннего христианства, соединенного с пережитками древнего язычества». Эти люди именно потому, что они не мусульмане, не христиане, не иудеи, не имели своего миллета, то есть своей официальной религиозной общины в Османской империи, они были гонимы, их несколько раз хотели уничтожить полностью. И не уничтожали только потому, что если их уничтожить, кто бы обрабатывал в Латакии земли? А земля принадлежала богатым суннитским и православным землевладельцам, и они просили султанов оставить алавитов в покое. Алавиты были очень бедными людьми, это были самые низы общества, они никогда не могли даже налог собрать. Они продавали своих дочерей для самого непотребного бизнеса в города еще в османское время, сами нанимались рабами на время, а то и на всю жизнь, чтобы просто иметь пропитание. Это было нищее земледельческое сословие, и даже их шейхи были людьми сравнительно бедными. Бедные, да еще иноверцы, да еще и язычники. Их называли кафирами и мушрикунами, то есть неверными и многобожниками. Они были презираемы и суннитами, и христианами. Они жили веками в этом жалком состоянии, но хранили свою веру. Ибн Батута говорит, что суннитские халифы заставили их построить мечети, но они в них делают стойла для своего скота. Когда началось арабское национальное возрождение, наиболее образованные алавиты мечтали, что они, арабы по языку, станут равными суннитам и арабам-христианам. Но очень быстро они поняли, что богатые сунниты, их господа-землевладельцы, как презирали, так и продолжают гнушаться ими. И тут пришли французы. И если для арабов‑суннитов французы были обманщиками, подлецами и захватчиками, то для алавитов французская оккупационная администрация генерала Гуро была принята как манна небесная. Сунниты практически полностью отказались сотрудничать с оккупационной администрацией, а алавиты, наоборот, с готовностью на это пошли. И французы в благодарность создали в Латакии Алавитское государство, в котором алавиты составили 2/3 населения. И во всей Сирии в войска, в местные, туземные сирийские войска, так называемые Troupes Spciales du Levant, набирались в основном именно алавиты. Другие, например, друзы, — тоже очень своеобразная религиозная группа, они себя считают отдельной религией, хотя у них есть отдаленные связи с шиизмом, — подняли в 1925 году восстание против французов, и их, естественно, в армию не брали. А вот алавиты никаких восстаний не поднимали, и их брали с удовольствием. Потом оказалось, еще когда алавиты не были у власти, в независимой Сирии в 1955 году, что алавиты, насчитывая 8 — максимум 11% населения Сирии, составляют 65% унтер-офицерского состава сирийской армии и более половины офицеров (57%). Их охотно брали в сирийскую армию потому, что они прошли современную военную выучку во французских туземных частях, а сами они охотно шли в военные школы, так как не имели денег учиться на гражданские профессии, а военное образование было за счет государства. Автор: Андрей Зубов доктор исторических наук

http://elise.com.ua/?p=159899#hcq=eUUsGrp

maksharip.livejournal.com

В чем разница между алавитами и суннитами?

Нынешняя ситуация в Сирии кажется европейцам непонятной и запутанной. Дело в том, что она осложнена религиозными воззрениями противоборствующих сторон, конфликтом между различными течениями Ислама.

Когда великий пророк Мухаммед умер, на его плодах взросло государство – Халифат. Халифом был провозглашен Абу Бакр, один из самых влиятельных сподвижников пророка.

Историки часто отмечают, что ранний Ислам держался в единстве только за счет силы и харизмы великого пророка. Поэтому сразу после кончины Мухаммеда произошел раскол Ислама. Причина была политической, а главным вопросом был вопрос престолонаследия. Одни считали, что править должны те, в чьих телах есть кровь Мухаммеда, ибо только так, по наследству, передается божественная мудрость, необходимая имаму. Другие выступали за выборность верховной власти, поскольку вся божественная мудрость уже записана и передана людям. Образовались ряд течений, ключевыми из которых стали шиизм, почитавший Али и род его, и ортодоксальный суннизм, вера праведников.

Абу Бакр правил два года. Сменилось два халифа, прежде чем мусульманами стал править Али. Сбылось то, чего желали шииты. По-настоящему конфликт разгорелся после гибели Али. Вопрос престолонаследия встал еще более остро.

Позднее на почве шиизма развилась секта алавитов. О них, а также о суннитах пойдет речь ниже.

Святое предание

Мухаммед, неся слово и мудрость Аллаха через пустыни Аравии, собрал вокруг себя великое множество последователей. Они передавали из уст в уста святые речи и поступки пророка, которые позднее были записаны в виде хадисов (преданий) и легли в основу сунны. Сунна – это жизнеописание, которое дает пример людям и служит им руководством в повседневном быту. Наравне с Кораном она послужила источником для шариата.

Сунниты, то есть те, кто следует сунне, после раскола выступили против избрания правителем потомков Али. У них был другой принцип. Пусть правит тот, кто наиболее этого достоин. И большинство их поддержало. Суннизм стал наиболее распространенной веткой ислама. Таковой он остается до сих пор. Около 90% мусульман – сунниты.

В их заслуги входит сохранение чистоты веры. После раскола появлялись новые секты, которые пытались привнести в Ислам пережитки старых религий. Сунниты не допустили этого, ведя жестокие полемики против нововведений. Они были ортодоксами.

Эклектическая вера

Культ почитания Али развили шииты. Подхватили его алавиты. Их ислам – весьма специфичная религия, которая носит в себе черты христианства, буддизма и других практик. Так, по крайней мере, считается. Осложняет вопрос принцип «тыкая», согласно которому внутренняя вера не зависит от внешних проявлений. Пусть хоть библию целуют на людях, а в душе верить будет в Аллаха. Делается это, чтобы скрыть основы учения от чужаков, ибо для алавитов их религия — дар, доступный избранным.

Алавиты вобрали в себя христианский гностицизм и христианские обряды. В большинстве источников сообщается о некой триединой структуре: Али воплотил в себе Смысл Господень, Мухаммед – имя Господне, Салман аль-Фарси, первый не араб, принявший Ислам, стал воплощением Врат, ведущих к Господу. Иногда сообщают о таинственной книге Китаб аль-Маджму, которую написали в подражание Корану. Никаких ее текстов до историков не дошло.

Возможно, таковой их вера стала, поскольку они постоянно подвергались гонениям. Им пришлось приспосабливаться под господствующие верования. Так, например, когда пришли крестоносцы, они приняли к практике христианские обычаи.

На сегодняшний день вера алавитов наиболее распространена в Сирии – 10-15% от населения страны. К их последователям принадлежит и нынешний правитель Сирии – Башар Асад.

Точки соприкосновения

В двадцатом веке в истории Ислама настал момент, когда суннитам пришлось признать алавитов мусульманами. Это была политическая необходимость, но идеологические аргументы тоже пришлось привести. Основные из них:

  • Алавиты чтят Коран, хотя и считают, что это лишь часть божественного откровения.
  • Алавиты чтят отдельные хадисы сунны, в которых Мухаммед не говорит плохого о своем двоюродном брате Али.
  • Алавиты следуют, но по-своему и не всегда, пяти основным столпам Ислама: верят в единого Бога, совершают намаз (реже, чем сунниты), постятся в преддверии Рамадана (пост их короче, чем у ортодоксальных мусульман), практикуют закят и хадж.

В еще одном вопросе они сходятся: роль женщины в обществе. И те, и те считают, что предназначение женщин – воспроизводство рода и уход за детьми. Мужчины же от Бога имеют преимущество. Алавиты даже утверждают, что лишь мужчина обладает душой.

Различия

На самом деле сходства их призрачны. Пять столпов Ислама алавиты трактуют символически, потому не считают их выполнение обязательным. Трудно вообще определить основные религиозные практики и понятия алавитов. Принцип «тыкая». Они скрывают истинную веру. Можно ли назвать то, что они показывают всем, их подлинной религией?

Считается, что алавиты верят в переселение души, обожествляют Али, называют его творцом человеческого мира. Абсолютная ересь в глазах суннитов. Помимо этого, они пьют вино, разрешают мужеложство, празднуют христианские Рождество и Пасху, изучают Евангелие, почитают Иисуса Христа и его апостолов, полагая, что в образах великих пророков людям являлся сам Господь. Важной фигурой в их веровании стала Фатима, дочь пророка и супруга Али. Она выступала против суннитов, считала, что те узурпировали власть, посадив на трон Абу Бакра.

Главное же различие кроется в отношении к потомству Мухаммеда и Али. Сунниты считали, что вся мудрость, все необходимые знания уже изложены в Коране и Сунне, а потому нет никакой необходимости в том, чтобы исламским обществом правил некто из рода Мухаммеда. Шииты и алавиты, напротив, полагали, что божественная мудрость передается по крови, что наместником на земле может быть только тот, кто принадлежит к родне великого пророка.

vchemraznica.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *