Поколение «5 минус» / Вооружения / Независимая газета
11.10.2013 00:01:15
Разносортица в отечественном небе
Тэги: армия, авиация, ввс, истребитель, су35
Звено ПАК ФА Т-50 демонстрирует свои высокие летные качества на авиасалоне в Жуковском МАКС-2013. Фото с сайта www.sukhoi.org
Например, те же США, которые с 2010 года в ожидании появления новейшего F-35 ведут масштабную программу доработки своего авиационного парка, модернизируя истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл». Которые сегодня получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе такой модернизации улучшаются не только боевые характеристики, но и продляются в два раза – с 16 до 32 тыс. часов – ресурсные характеристики. По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет. В нынешнем году по этой же программе начата модернизация 300 истребителей F-16, ранее планировавшихся к замене новейшими F-35. Получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E.
ПРЕДЕЛ РАЗВИТИЯ
Подобный путь развития сегодня предлагает и созданный на базе российско-индийского Су-30МКИ истребитель Су-30СМ. В рамках госпрограммы вооружении до 2020 года ВВС планируют получить не менее 60 таких машин. По своим боевым характеристикам Су-30СМ уже сейчас выводит российскую авиацию на новый уровень боевых возможностей. Машина имеет сверхманевренность, хороший комплекс бортового оборудования, радар, обеспечивающий обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400 км с разрешением 20 м, а также малоразмерных целей на дальности до 120 км.
Для российских ВВС Су-30СМ хорош тем, что это фактически самолет с «полки» – отработанный, проверенный годами эксплуатации, а главное – серийно изготавливаемый (Иркутский авиазавод способен производить в год до 30 истребителей, что практически соответствует советским объемам производства предприятия). Но есть одно существенное «но». Технический облик Су-30МКИ и их почти полного аналога Су-30СМ был сформирован в середине – конце 90-х годов, что, собственно, ограничивает возможности наращивания их боевых возможностей и поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей на внешнем рынке. Кроме того, никто до сих пор не знает спецификацию бортового оборудования этой машины, поставляемой ВВС России.
Так как Су-30СМ изначально создавался по заказу Дели с использованием французского, израильского и индийского оборудования, то весьма вероятно, что в таком виде он поступает и в российские ВВС. И тут не нужно особого конспирологического мышления, чтобы предположить, чем это может быть чревато. Об этом хорошо дал понять перебежчик из ЦРУ Эдвард Сноуден. Как и опыт эксплуатации западного военного оборудования и техники армиями Ирака и Ливии, которое в ходе военного конфликта с США просто перестало работать.
ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ
Многоцелевой истребитель поколения 4++ МиГ-35. Фото Владимира Калинина |
Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 самая совершенная из всех предшественников. Он отличается более стремительными формами, чем у 30-го, и отсутствием переднего горизонтального оперения (ПГО). Горизонтальные рули на созданном по заказу Индии Су-30МКИ отвечали за повышение маневренности истребителя. Благодаря им и двигателю с поворотным соплом Су-30 стал самым лучшим истребителем мира. Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева» – когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает носом в низ, как падающий лист, разворачиваться на месте вокруг своей оси, не делает ни один другой боевой истребитель. «Сухой» умеет еще и, разогнавшись, резко затормозить всей плоскостью фюзеляжа, встав на хвост, и в таком положении продолжить полет на минимальной скорости, при которой любая другая машина просто бы упала.
СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ
И СВЕРХЗВУКОВОЙ
За сверхманевренность у Су-35 кроме улучшенной аэродинамики и более совершенной системы управления отвечает и двигатель НПО «Сатурн» – 117С. Двигатель разработан на основе двигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5 тонны, как у предшественника, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50. Его еще называют двигателем первого этапа. Мотор второго этапа, вплотную приближающий Т-50 к американскому F-22, еще в разработке. Но, как было отмечено на недавно прошедшем аэрокосмическом салоне Ле Бурже во Франции, уже практически готов.
Говоря о двигателях Су-35, летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан отметил, что при первом полете новый Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35 выполнял разгон на максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. Это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя, отметил тогда пилот.
От 5-го поколения на Су-35 и кабина пилотов. Ее не раз показывали на аэрокосмическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском. В отличие от Су-27 и других нецифровых самолетов в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них – два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Причем из-за ее сложности и объемности не в обычном виде – «цифры» показания высоты, дальности и т.д., а образном. То есть пилот может включить режим трехмерного отображения окружающей обстановки: рельефа местности, расположение целей. Прямо как в компьютерном авиасимуляторе. Часть этой информации может транслироваться на защитное стекло шлема. Правда, он пока находится в разработке. Благодаря этому летчик не скован необходимостью постоянно смотреть на панель приборов и сможет свободно поворачивать голову, визуально оценивая полетную и боевую информацию.
Гидродинамические приводы управления силовой установки Су-35 заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов – полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности – машина берет на себя. Также будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.
На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечить вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может и без них.
Многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35. Фото с сайта www.sukhoi.org |
Россия пока отстает в создании истребителя 5-го поколения от США. Американский F-22 Raptor давно в войсках. Тем не менее именно Су-35, истребитель предыдущего поколения «4++», показывает сегодня, насколько совершеннее него может оказаться российский Т-50. Именно по этой причине Москве так важно было показать Су-35 на аэрокосмическом салоне Ле Бурже. В этом есть как политическая составляющая военно-технологического соперничества с Вашингтоном, так и чисто экономическая.
Т-50, как и F-22, не станет ходовым экспортным товаром. Цена одного «хищника» – 133,1 млн. долл., российский Т-50 будет хоть и дешевле, но тоже не дешев. А вот Су-35 будет стоить ненамного дороже предшественников поколения «4». То есть станет прекрасным экспортным товаром с биркой «поколение 5 минус». С прицелом на основных российских покупателей истребителей марки «Су»: Китая, Индии, Малайзии, Алжира. Если учесть технологичность новой машины, то Москва может побороться за рынок Бразилии. Ведь Су-35 превосходит все европейские истребители поколения «4+» типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18 и может противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.
«Если сравнивать Су-30СМ и Су-35, – говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, то получается, что первый всего лишь «мост» от старых войсковых Су-27 к более совершенному Су-35. Второй – по-настоящему современный истребитель, показывающий путь эволюции российской боевой авиации к пятому поколению техники».
По мнению эксперта, возможным решением проблемы разносортицы могло бы стать предложение Военно-промышленной комиссии и лично вице-премьеру Дмитрию Рогозину рассмотреть возможность унификации модельного ряда истребителей марки «Су» на базе того, что делают заводы в Комсомольске и Новосибирске. Или же предложить Иркутску начать осваивать выпуск новой модели перспективного истребителя Су-35. Все это могло бы не только снизить себестоимости самолетов для российских ВВС, упростить их техническое обслуживание, облегчить освоение новой авиатехники в войсках, но и устранить конкуренцию наших авиазаводов на внутреннем и внешнем рынках.
nvo.ng.ru
Российский «самолет-невидимка» Су-57 против Су-35: какая машина лучше? | Военное дело | ИноСМИ
Похоже, русские прекрасно понимают, что первоначальная версия Су-57 не даст особых преимуществ по сравнению с Су-35. Москва намерена закупить всего 12 самолетов Су-57 с двигателями АЛ-41Ф1.
Самолет компании «Сухой» Су-35С, ставший усовершенствованным вариантом советского Су-27, является самым боеспособным истребителем из числа находящихся на вооружении в российской армии. Су-35 в основе своей создавался как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но он также обладает прекрасными характеристиками штурмовика.
Программа создания Су-35С берет свое начало с замысла советских ВВС по разработке модернизированного варианта Су-27 под названием Су-27М. Но когда в 1991 году распался Советский Союз, а в обретшей независимость новой России наступил период экономических трудностей и хаоса, финансирование программы Су-27М прекратили. Но компания «Сухой» продолжала научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в надежде на получение экспортных заказов. В декабре 2003 года конструкторское бюро компании пришло к выводу, что ему нужно полностью переделать планер Су-27, чтобы повысить конкурентоспособность своей машины на мировом рынке истребителей. Первый прототип нового самолета, получивший название Т-10БМ, совершил пробный полет 18 февраля 2008 года.
Боевой образец Т-10БМ вначале получил наименование Су-35БМ для экспортного рынка. Позже ВВС России стали принимать его на вооружение под названием Су-35С. Для российской авиации это промежуточное решение, позволяющее дождаться появления самолета Су-57 ПАК ФА. Российское правительство решило поставить Су-35 в войска только после войны с Грузией в 2008 году, когда стало очевидно, что Москве надо срочно реформировать и модернизировать те быстро ветшающие остатки Советской Армии, которые ей удалось сохранить. В результате Кремль в 2009 году разместил заказ на 48 новых истребителей Су-35С, и этот самолет занял важное место в Государственной программе вооружения на 2011-2020 годы.
Если сравнивать Су-35С с Су-27, то следует отметить его новый и довольно легкий планер, усовершенствованные двигатели с трехмерным вектором тяги, мощное бортовое радиоэлектронное оборудование, а также каналы передачи данных. Внешне Су-35 очень похож на Су-27, но это по сути дела абсолютно новый самолет. Здесь уместно сравнение первоначальной модели F/A-18A «Хорнет» компании «Макдоннел Дуглас» с современным F/A-18E/F в версии «Блок II» или «Блок III». На самом деле, Су-35 оказался настолько хорош, что многие российские военачальники задумались о том, стоит ли тратить время и деньги на Су-57.
Истребитель пятого поколения Су-57 является первой постсоветской попыткой России создать совершенно новый боевой самолет. Конструкторы отказались от старого планера «сушки», но использовали в новой модели те системы, что были разработаны для Су-35. Надо сказать, что именно планер Су-57 стал самым серьезным усовершенствованием, потому что он обладает некоторыми характеристиками малозаметности. Но у нового Су-57 довольно мало усовершенствований в авионике. Можно отметить новую активную фазированную антенную решетку и новую антенну диапазона сверхвысоких частот для РЛС «Белка», взятой с Су-35. А в остальном у Су-57 такие же приборы обнаружения и оружие, как и у его предшественников. Даже мощные двигатели Су-57 АЛ-41Ф1 компании «Сатурн» с форсажной камерой, и те являются модификацией двигателей Су-35 АЛ-41Ф1С. Достаточно мощная силовая установка появится у Су-57 лишь тогда, когда будут созданы и испытаны турбины под названием «Изделие 30» с тягой 19 000 кгс.
Похоже, русские прекрасно понимают, что первоначальная версия Су-57 не даст особых преимуществ по сравнению с Су-35. Москва намерена закупить всего 12 самолетов Су-57 с двигателями АЛ-41Ф1. Когда же у Су-57 появится новый двигатель, Кремль может приобрести не менее 60 таких самолетов. Но с учетом огромных затрат и незначительных улучшений в характеристиках по сравнению с Су-35 русские вряд ли сделают ПАК ФА главной машиной своих военно-воздушных сил. Намного вероятнее, что Москва будет и дальше совершенствовать свои самолеты Су-30СМ и Су-35С, оснащая их бортовой радиоэлектроникой с Су-57.
Одним из преимуществ самолетов четвертого поколения, независимо от страны-производителя, является их адаптивность. Проводить модернизацию машин четвертого поколения намного проще, поскольку нет конструкторских ограничений по обводам корпуса самолета. Далее, интегрировать новую авионику на борту самолета четвертого поколения в целом намного легче, чем у пятого поколения. Более того, поскольку ВВС США считают, что к 2030-м годам системы противника будут все чаще бросать вызов самолетам-невидимкам, способным оказывать противодействие РЛС управления огнем (диапазоны X, Ku, Ka, C), Кремль может решить, что нет смысла тратить деньги на технологии, которые со временем будут давать все меньше отдачи. Как заявили недавно компания «Боинг» и ВМС США, версия «Блок III» самолета F/A-18E/F сможет обнаруживать самолеты-невидимки противника при помощи систем инфракрасного поиска и слежения. Поэтому можно предположить, что Су-57 ждет не особенно светлое будущее.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Су-30МКИ «подтягивается» к Су-35С | Армейский вестник

Парижский авиасалон «Ле Бурже-2015» приносит всё новые и новые вести в мире военной авиации и военно-воздушных систем. Одной из последних стала новость от главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константина Бирюлина, который рассказал «TASS» о начале российско-индийских консультаций относительно глубокой модернизации многоцелевых сверхманевренных тактических истребителей Су-30МКИ.
Модернизация должна коснуться системы сетецентрической увязки (устройства обмена тактической информацией и боевого распределения), а также радиолокационного прицельного комплекса самолёта. Что интересно, все индийские Су-30МКИ снабжаются одной из самых совершенных бортовых РЛС с ПФАР Н011М «Барс», которая позволяет этим истребителям парировать мощные ВВС Китайской Народной Республики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Барс» способен вести воздушный бой и с малозаметными истребителями следующего поколения F-35A, которые он обнаруживает с дистанции не менее 100 км, станция одновременно сопровождает на проходе 20 и обстреливает 4 воздушных цели. Индусы уже успели ознакомится с параметрами и режимами данной станции за время эксплуатации Су-30МКИ. В частности, были получены превосходные результаты применения «Сушек» во время учений с ВВС США «Red Flag», в которых индийские пилоты выигрывали у американских F-15C бой за боем. Американцы тогда всеми техническими радиоэлектронными методами пытались выяснить потенциал «Барса».
Видимо, решающим моментом для будущего «характера» модернизации станут апрельские учения «Red Flag» 2016 года, которые будут проводится на Аляске. Против Су-30МКИ будут выступать британские пилоты на «Еврофайтерах» и американские – на F-15C или F-22A. Если исход учебных боёв против «Тайфунов» и «Иглов» заранее ясен («Барс» сделает своё дело), то результаты противостояния в дальнем бою с F-22A могут быть куда более бледные. Его радар AN/APG-77 имеет гораздо более высокий потенциал и будет обнаруживать Су-30МКИ за 300-320 км, «Барс» увидит его километров с 85-90, что очень неважно в условиях современного ДВБ и применения ракет «воздух-воздух» AIM-120C-7.
Таким образом ВВС Индии пожелают как можно быстрей провести смену бортовой РЛС самолёта. Носовой обтекатель Су-30МКИ позволяет установить на борт достаточно большое количество разновидностей перспективных РЛС с АФАР, одной из которых может быть полноразмерная версия радиолокатора «Жук-АЭ». Эта версия отличается более мощным потенциалом и способна обнаруживать типовую цель типа истребитель на удалении 250 км, её АФАР представлена 1016 ППМ.
Существует также версия «Жук-АЭ» FGA-29 с 680 ППМ и дальностью действия до 140 км, она предназначена для семейства МиГ-29СМТ/UPG. Полноразмерная «Жук-АЭ» выведет возможности Су-30МКИ на новый уровень, главное – обеспечится возможность более успешного ДВБ с «Раптором» и другой перспективной авиацией 5-го поколения. Также существует возможность разработки для индийских ВВС специальной «упрощённой» модификации «ПАК-ФАвской» Ш-121, такой вариант поставит Су-30МКИ на одну ступеньку с Су-35С. В дальнейшем модернизация РЛК понадобится и российским Су-30СМ, которые также оснащены «Барсом».
/Евгений Даманцев/
army-news.ru
на что способен новейший Су-35С
Признание западных СМИ: «отличный и опасный»
Появление на российской авиабазе Хмеймим в Сирии новейших истребителей Су-35С вызвало интерес как российской прессы, так и ряда зарубежных изданий. Об этом, в частности, написали немецкий журнал Stern, американские издания The National Interest и The Washington Times.
Как отмечает Stern , российский Су-35С считается на сегодняшний день самым опасным истребителем в мире, если не считать американского самолета 5-го поколения F-22.
Журнал также пишет, что самолет имеет высокую маневренность, оборудован новой радиолокационной станцией «Ирбис» и улучшенными двигателями. Изание подчеркивает, что, обладая высокими характеристиками, Су-35 стоит достаточно дешево по сравнению с наиболее продвинутыми западными образцами. Stern прогнозирует российскому истребителю успех на мировом рынке оружия.
The National Interest , в частности, процитировал слова высокопоставленного чиновника из Пентагона, назвавшего эти истребители «отличными и опасными самолетами, особенно если построить их в большом количестве». Чиновник сравнил Су-35 с американскими самолетами и отметил, что F-15 и F/A-18E при встрече с российским самолетом будут «заняты по горло».
Как пишет, в свою очередь, газета The Washington Times , переброска истребителей в Сирию является сигналом для Турции: Су-35 вместе с С-400 дает России возможность защитить свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, которое превосходит оружие НАТО.
Проверка боем: «ему нет равных»
Как рассказал ТАСС бывший начальник 4-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майор Александр Харчевский, новейшие истребители Су-35 смогут не только пройти проверку в боевых условиях Сирии, но и внести свой вклад в уничтожение наземных целей боевиков.
По словам генерала, Су-35, как и ранее отправленные в Сирию Су-30СМ, способны «одинаково эффективно решать задачи как по воздушным, так и по наземным целям».
Еще одна цель переброски новейших самолетов в Сирию – их испытания в боевых условиях. Они «очень важны со всех точек зрения».
Сверхманевренный и всепогодный
Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
С 2011 года истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ).
19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР станет первым иностранным покупателем этих самолетов.
Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С разработки Научно-производственного объединения «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).
За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.
На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.
В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.
По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.
Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).
Глаза и уши истребителя
От самолета пятого поколения на Су-35 кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. Поэтому на нем, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация.
Также на Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром.
Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой «Ирбис», обладающий уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей.
Истребитель Су-35С стал финальной ступенью перед появлением в ВКС России истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Планируется, что его серийное производство должно начаться в 2017 году, и тогда же самолет начнет поступать на вооружение строевых частей ВКС РФ.
Но даже при наличии Т-50 истребитель Су-35С будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом.
www.belvpo.com
Сирийская премьера: на что способен новейший Су-35С
О переброске в Сирию новейших истребителей Су-35С стало известно 1 февраля. По данным Минобороны РФ, истребители приступили к выполнению боевых задач на авиабазе Хмеймим на прошлой неделе.
Признание западных СМИ: «отличный и опасный»
Появление на российской авиабазе Хмеймим в Сирии новейших истребителей Су-35С вызвало интерес как российской прессы, так и ряда зарубежных изданий. Об этом, в частности, написали немецкий журнал Stern, американские издания The National Interest и The Washington Times.
Как отмечает Stern, российский Су-35С считается на сегодняшний день самым опасным истребителем в мире, если не считать американского самолета 5-го поколения F-22.
Журнал также пишет, что самолет имеет высокую маневренность, оборудован новой радиолокационной станцией «Ирбис» и улучшенными двигателями. Изание подчеркивает, что, обладая высокими характеристиками, Су-35 стоит достаточно дешево по сравнению с наиболее продвинутыми западными образцами. Stern прогнозирует российскому истребителю успех на мировом рынке оружия.
The National Interest, в частности, процитировал слова высокопоставленного чиновника из Пентагона, назвавшего эти истребители «отличными и опасными самолетами, особенно если построить их в большом количестве». Чиновник сравнил Су-35 с американскими самолетами и отметил, что F-15 и F/A-18E при встрече с российским самолетом будут «заняты по горло».
Как пишет, в свою очередь, газета The Washington Times, переброска истребителей в Сирию является сигналом для Турции: Су-35 вместе с С-400 дает России возможность защитить свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, которое превосходит оружие НАТО.
Проверка боем: «ему нет равных»
Как рассказал ТАСС бывший начальник 4-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майор Александр Харчевский, новейшие истребители Су-35 смогут не только пройти проверку в боевых условиях Сирии, но и внести свой вклад в уничтожение наземных целей боевиков.
По словам генерала, Су-35, как и ранее отправленные в Сирию Су-30СМ, способны «одинаково эффективно решать задачи как по воздушным, так и по наземным целям».
Еще одна цель переброски новейших самолетов в Сирию – их испытания в боевых условиях. Они «очень важны со всех точек зрения».
Сверхманевренный и всепогодный
Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
С 2011 года истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ).
19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР станет первым иностранным покупателем этих самолетов.
Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С разработки Научно-производственного объединения «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).
За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.
Летно-технические характеристики
Длина самолета – 21,9 м, размах крыла – 14,75 м, высота – 5,9 м. Максимальная взлетная масса – 34 тыс. 500 кг, максимальная скорость – 2 тыс. 500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) – 3 тыс. 600 км, с ПТБ – 4 тыс. 500 км. Практический потолок – 20 тыс. м. Экипаж состоит из одного человека. Назначенный производителем ресурс самолета – 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей – 4 тыс. часов.
На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.
В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).
Глаза и уши истребителя
От самолета пятого поколения на Су-35 кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. Поэтому на нем, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация.

Тренажер истребителя Су-35 в ОКБ «Сухого»
Также на Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром.
Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой «Ирбис», обладающий уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей.
Модификации истребителя
Первоначально название Су-35 носила модернизация фронтового истребителя Су-27, разработанная в 1980-х гг. и впоследствии послужившая основой для экспериментального сверхманевренного истребителя Су-37 (проект закрыт, наработки использованы при создании «нового» Су-35 в 2000-х гг.). Су-35С – основная модификация для ВКС России. В отличие от «первоначального» Су-35, в частности, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка.
Истребитель Су-35С стал финальной ступенью перед появлением в ВКС России истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Планируется, что его серийное производство должно начаться в 2017 году, и тогда же самолет начнет поступать на вооружение строевых частей ВКС РФ. Но даже при наличии Т-50 истребитель Су-35С будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом.
Источник: ИТАР ТАСС
Подписывайтесь на канал «Stockinfocus» в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
stockinfocus.ru
Техническое сравнение Су-35С и F-15SE в свете «поверхностных» бредней Нама Тханга

Уникальной чертой бортовой РЛС Н035 «Ирбис-Э», установленной на сверхманевренном истребителе Су-35С, является возможность обнаружения и сопровождения гиперзвуковых воздушно-космических целей, летящих со скоростями до 1527 м/с (5,17М)
В своё время многочисленные блогеры и любители боевой авиации разместили на различных интернет-ресурсах массу обзоров-сравнений тактического истребителя-бомбардировщика Су-34 с американским аналогом F-15E «Srike Eagle». Были чётко разграничены все достоинства и недостатки обеих машин. Так, к примеру, единственными недостатками Су-34 можно считать меньшую тяговооружённость, из-за чего уменьшилась скорость установившегося разворота и скороподъёмность, и увеличенный мидель кабины, повлекший снижение скорости с 2500 до 1900 км/ч. По остальным параметрам российский тактический истребитель уверенно опережает американского конкурента. А что в плане сравнения многоцелевого истребителя поколения «4++» Су-35С с его заокеанским конкурентом F-15SE «Silent Eagle»? Этим вопросом нас недавно озадачил вьетнамский «спец и обозреватель» Нам Тханг. Либо в силу проамериканских взглядов, либо ещё по каким-то причинам Тханг в своей публикации на ресурсе kienthuc.net.vn провёл несколько сравнительных анализов российского Су-35С с американским F-15SE по различным ТТХ, по итогам которых определил «Сайлент Игл» бесспорным лидером для программы обновления ВВС Вьетнама.
Но самое интересное то, что господин Тханг аргументирует свои некомпетентные выводы технологической идентичностью с ВВС КНР, которая, по его мнению, ведёт к поражению. Так, Су-35С поступает на вооружение ВВС Китая, и, закупив аналогичные «Flanker-E+», Ханой не будет иметь преимуществ перед китайскими истребителями. Также он считает, что F-15SE имеет свои «изюминки», недоступные для нашего многоцелевика.
Приедаются регулярные «чистые» сравнительные обзоры лишь 2-х образцов военной техники, но к этому нас вынуждают многочисленные и не соответствующие здравому техническому смыслу публикации таких личностей, как Нам Тханг.
ВСЯ ПУБЛИКАЦИЯ ТХАНГА — БОЛЬШОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЯП
Не глядя на то, что основную долю на рынке вооружения Вьетнама представляет российская боевая авиация, неатомные подлодки, современные зенитно-ракетные и противокорабельные комплексы, а также тактическое ракетное вооружение, Нам Тханг, окрылённый снятием оружейного эмбарго со стороны США, объявленным Бараком Обамой во время визита в Ханой, заявляет в начале своей статьи о необходимости смещения вектора оборонных закупок от Москвы к Вашингтону. В то же время высказываются огромные сомнения в том, что Вьетнам сможет позволить себе в 2 раза более дорогие контракты с американскими гигантами типа «Боинг» или «Локхид Мартин». Тханг начинает противоречить своим предпочтением начиная ещё с экономических «зачатков» всех контрактных моментов. Один Су-35С оценивается сегодня примерно в 65—70 млн. долларов, F-15SE — около 100 млн. долларов, и это не считая полного отсутствия опыта лётного состава вьетнамских ВВС полётов на F-15C «Eagle», а также необходимой базы для наземного обслуживания этих сложных машин, на что потребуются ещё десятки миллионов долларов. С «Сушками» всё куда проще: подготовка лётного состава изначально осуществлялась в Индии на многоцелевых истребителях Су-30МКИ; в ВВС Вьетнама для этих целей используется 5 двухместных учебно-боевых версий истребителя Су-27УБК, которые отлично подходят для обучения пилотов на Су-35С хотя бы по части лётно-технических вопросов. Обучение же боевому применению может легко проходить на месте оператора систем учебно-боевого самолёта Як-130, который легко имитирует большинство видов тактических истребителей не только отечественного, но и западного производства.
Информационное поле двух пилотов образовано вокруг 3-х МФИ размером 15х20 см на приборной панели лётчика и оператора систем. Як-130 оснащён цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) КСУ-130, которая способна имитировать управляемость практически любого современного тактического истребителя, бомбардировщика или военно-транспортного самолёта на скоростях до 1050 км/ч, конечно, в пределах допустимых перегрузки (8 ед.) и угла атаки (40 градусов). Способствуют этому отличные аэродинамические качества планера Як-130: большие аэродинамические наплывы у корневых частей крыла создают дополнительную подъёмную силу, увеличивающую максимальную угловую скорость разворота и предельный угол атаки.
Отдельным пунктом можно поставить унификацию огромной номенклатуры ракетно-бомбового вооружения российского и западного производства, которой может позавидовать любой современный штурмовик или УБС от «Скорпиона» до «Aermacchi» M-346 и A-10A. Могут применяться корректируемые авиабомбы КАБ-500-ОД/КР, тактические управляемые ракеты семейства AGM-65 «Maverick», противокорабельные ракеты «Marte Mk2», свободнопадающие бомбы Mk.82 и Mk.83 и другое вооружение после адаптации точек подвески и установки дополнительного ПО в компьютеризированную СУО.
Для формирования подобной логистической и учебно-боевой поддержки F-15SE, включая УБС с соответствующими программами имитации и наземные тренажёры, потребуются огромные вливания. А теперь о технических вопросах.

Як-130 является наиболее совершенным учебно-боевым самолётом в мире
Первое, и самое главное, что хочет донести Нам Тханг до читателей, — совершенство бортовой РЛС с АФАР AN/APG-63(V)3. Он утверждает, что эта РЛС значительно превосходит российскую РЛС с ПФАР Н035 «Ирбис-Э». Как нам известно, при всех достоинствах этой РЛС недостатков перед «Ирбисом» она также не лишена. Как и любая АФАР, AN/APG-63(V)3 не имеет механического привода для доворота полотна по азимуту и углу места, а сектор обзора (переброски электронного луча) составляет всего 60 градусов по азимуту. Для обнаружения, сопровождения и захвата воздушных целей в боковых полусферах необходим разворот всей машины. Пассивная ФАР Н035, напротив, имеет механический доворот антенны, за счёт чего зона обзора увеличивается до 240 градусов. Механический доворот позволяет избежать энергетических потерь лепестка излучения, поскольку ПФАР разворачивается к цели всей площадью (приводится к нормали по закону «sin/cos»). У АФАР дальность обнаружения с ростом угла относительно крена истребителя снижается, да и истребитель для «ведения» цели должен с ней сближаться. У Су-35С, в отличие от F-15SE, такой недостаток отсутствует.
Дальность обнаружения цели с ЭПР 1 м2 («Сайлент Игл» с 2-я AMRAAM на внешней подвеске) у «Ирбис-Э» составляет 300 км, у AN/APG-63(V)3 — 145 км; это при работе в пределах сектора +/–60 градусов. В больших углах американская БРЛС ничего не видит, а наша видит с той же дальностью, что и американская. При угле в +/–120 градусов относительно крена Су-35С, «Ирбис-Э» видит цель с ЭПР 1 м2 на дальности 135—145 км. Судите, чьё «детище» круче. Пропускная способность (канальность) «Ирбиса-Э» составляет: по сопровождению — 30 целей, по захвату — 8 целей. У AN/APG-63(V)3: по сопровождению — 20 целей, по захвату — 6 ВЦ. Не спасают даже БЦВМ от «Супер Хорнетов», оно и не удивительно, ведь «Ирбис» имеет 1772 ППМ, AN/APG-63(V)3 — 1500 ППМ. Су-35С, несущий на подвеске ракеты дальнего воздушного боя РВВ-БД и средней дальности РВВ-СД, имеет значительно большие рубежи перехвата, нежели F-15SE (180 против 300 км соответственно).
После оснащения перспективными ракетами-перехватчиками класса «воздух-воздух», использующими концепцию «hit-to-kill», Су-35С смогут эффективно перехватывать как гиперзвуковые аэродинамические, так и баллистические цели, включая такие ОТБР, как ATACMS, а также управляемые реактивные снаряды современных РСЗО.
Конечно, AN/APG-63(V)3 имеет и преимущества: наработка АФАР на отказ заметно выше, чем у ПФАР, каждый ППМ имеет свой передатчик и приёмник сигнала, что позволяет поддерживать работоспособность даже при выходе из строя части приёмо-передающих модулей, переброска электронного луча также быстрее, но на боевых качествах это сказывается незначительно. Режимы картографирования рельефа местности и сопровождения наземных целей реализуются с точностью 1 м.
Тханг напоминает о наличии в СУО F-15SE ОЭПС с инфракрасным каналом AN/AAS-42, но Су-35С тоже имеет ОЛПК ОЛС-35, включающий инфракрасный и телевизионный каналы, а также лазерный дальномер с функцией целеуказателя. Азимутальный сектор его обзора составляет 90 градусов, угломестный — 75 градусов. В переднюю и заднюю полусферы ОЛС-35 обнаруживает F-15SE на дальностях от 50 до 90 км соответственно: РЛС «Ирбис» может быть отключена и бортовые средства РЭП «Сайлента» потеряют какой-либо эффект.
Вьетнамский обозреватель утверждает, что F-15SE лучше показывает себя на больших высотах и скоростях, серьёзно не оценивая отклоняемый вектор тяги двигателей «Сушки». Но в чём он превосходит нашу машину, не совсем ясно. Практический потолок обеих машин составляет около 18500 м, скорость F-15SE выше всего на 150 км/ч, что в воздушных операциях почти не имеет значения. Зато отклоняемый вектор тяги двигателей АЛ-41Ф1С имеет решающее значение во время ближнего воздушного боя не только с «Сайлент Иглом», но и с такими высокоманевренными машинами, как «Рафаль» или F-22A.
Затем в качестве аргумента приводится боевая нагрузка Су-35С, которая на 25-30% меньше, чем у F-15SE (8 против 10,5 тонны). Но этот аргумент — настоящая «пыль», когда речь заходит о номенклатуре и характеристиках вооружения, а также о количестве точек его подвески. F-15SE «Silent Eagle» в первоначальном исполнении имеет 9 внешних узлов подвески и 4 внутренних узла (с возможностью расширения под разные калибры УР/бомб), встроенных в конформные топливные баки (КТБ). О вооружении для воздушного боя мы уже не раз говорили, а что на счёт ударного? «Сайлент Игл» может взять на борт тактические крылатые ракеты с малой ЭПР большой дальности AGM-158B «JASSM-ER», планирующие УАБ AGM-154 «JSOW», тактические ракеты семейства AGM-65 «Maverick», противокорабельные ракеты AGM-84 «Harpoon», ракеты AGM-84H «SLAM-ER» и другие виды высокоточного ракетного вооружения. Они отличаются малой радиолокационной заметностью, но все без исключения являются дозвуковыми СВН.
При наличии современных ЗРК это не даёт F-15SE никаких плюсов в сравнении с Су-35С. На 12 внешних точках подвески последнего практически всё тактическое ракетное вооружение обладает сверхзвуковой скоростью полёта: ПРЛР Х-58УШКЭ, Х-31П, ПКР Х-31А и 3М51 «Альфа». Также недавно появилась информация о том, что Индия готова поставлять ВВС Вьетнама сверхзвуковые противокорабельные ракеты «БраМос», которые могут как применяться с борта Су-30МК2, так и унифицироваться для применения на Су-35С. Все вышеперечисленные ракеты предназначены для уничтожения сложных и хорошо защищённых целей с прорывом мощнейших систем противоракетной обороны. Дозвуковые тактические ракеты, которыми может быть вооружён F-15SE, не обладают и половиной возможностей, которые доступны для арсенала Су-35С.
И наконец, Тханг утверждает, что бортовая радиоэлектронная элементная база Су-35С сильно уступает «начинке» F-15SE, что также не является верным. Истребитель, оснащённый БРЛС с ПФАР «Ирбис-Э», открытой архитектурой БЦВМ для установки специализированных контейнеров РТР и РЭБ «Хибины», а также мощной ОЛС-35, по определению не может оснащаться худшей, чем у «Сайлента», электроникой. Информационное поле пилота представлено приборной панелью с 2 крупноформатными 15-дюймовыми МФИ, специальным навигационно-информационным индикатором связи под ИЛС и вспомогательным дисплеем, который дублирует информацию авиагоризонта, альтиметра и других датчиков в то время, когда на основных МФИ отображается информация с РЛС и ОЛС.
С-108, система тактической связи Су-35С, относится к новому поколению. Она является аналогом бортового комплекса связи С-111-Н, которым оснащаются малозаметные истребители 5-го поколения Т-50 ПАК-ФА. Благодаря С-108 Су-35С может поддерживать радиосвязь с другой тактической авиацией на удалении 500 км, с наземными КП — 350 (в зависимости от радиогоризонта при разных высотах полёта). Связь может осуществляться как в AM, так и FM-диапазоне на частотах от 30 до 399,975 МГц. Имеется режим псевдослучайной перестройки рабочей частоты, представляющий собой сложный алгоритм защиты от перехвата сигнала, имеется и программная возможность скрэмблирования канала связи. Режим ППРЧ может применяться на 2-х частотных диапазонах (от 100 до 150 МГц и от 220 до 400 МГц). Мощность FM-передатчика составляет 15 Вт, что в 2,5—3 раза превышает мощность стандартных переносных радиостанций.
Теперь непосредственно о комплексе передачи тактической информации. Перестройка рабочего канала обмена данными имеет частоту 78125 Гц, поэтому перехватить этот сигнал так же сложно, как сигнал тактической сети «Линк-16» (77800 Гц). Частотный диапазон модуля обмена тактической информацией находится в пределах 960—1215 МГц, что соответствует большинству аналогичных западных систем. Скорость обмена данными с другими юнитами — 25 Кбит/с, а мощность передатчика терминала — 200 Вт. В качестве защиты используется код Рида-Соломона, а помехозащищённость составляет 15,5 дБ/Вт. Система связи С-108 — основная сетецентрическая база Су-35С, благодаря которой истребитель почти «перешагнул» в 5-е поколение.
ВЫВОД ОДНОЗНАЧЕН
Нам Тханг в своей работе пытался довести лишь то, что ВВС Вьетнама в условиях преобладания в странах ИАТР российских Су-30/35 необходима машина исключительно западного производства, «не такая, как у всех». Он считает, что «Сайлент Игл» может добиться успеха лишь благодаря отличающейся элементной базе, но полностью пренебрегает сравнительной характеристикой этой базы с нашей, которая на порядок выше американской. А поэтому общая оценка F-15SE в статье Тханга откровенно нелепа и необъективна.
Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=156799#p156799
http://www.airwar.ru/enc/fighter/su35bm.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f15se.html
http://www.paralay.com/paralay_tab.xls
http://www.paralay.com/allocer_tab.xls
topwar.ru
Сирийская премьера: на что способен новейший Су-35С — Армия и ОПК
МОСКВА, 4 февраля. /ТАСС/. О переброске в Сирию новейших истребителей Су-35С стало известно 1 февраля. По данным Минобороны РФ, истребители приступили к выполнению боевых задач на авиабазе Хмеймим на прошлой неделе.
Признание западных СМИ: «отличный и опасный»
Появление на российской авиабазе Хмеймим в Сирии новейших истребителей Су-35С вызвало интерес как российской прессы, так и ряда зарубежных изданий. Об этом, в частности, написали немецкий журнал Stern, американские издания The National Interest и The Washington Times.
Как отмечает Stern, российский Су-35С считается на сегодняшний день самым опасным истребителем в мире, если не считать американского самолета 5-го поколения F-22.
Журнал также пишет, что самолет имеет высокую маневренность, оборудован новой радиолокационной станцией «Ирбис» и улучшенными двигателями. Изание подчеркивает, что, обладая высокими характеристиками, Су-35 стоит достаточно дешево по сравнению с наиболее продвинутыми западными образцами. Stern прогнозирует российскому истребителю успех на мировом рынке оружия.
‘Телеканал «Звезда»/YouTube’
The National Interest, в частности, процитировал слова высокопоставленного чиновника из Пентагона, назвавшего эти истребители «отличными и опасными самолетами, особенно если построить их в большом количестве». Чиновник сравнил Су-35 с американскими самолетами и отметил, что F-15 и F/A-18E при встрече с российским самолетом будут «заняты по горло».
Как пишет, в свою очередь, газета The Washington Times, переброска истребителей в Сирию является сигналом для Турции: Су-35 вместе с С-400 дает России возможность защитить свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, которое превосходит оружие НАТО.

СУ-35
© ИТАР-ТАСС/Сергей БобылевПроверка боем: «ему нет равных»
Как рассказал ТАСС бывший начальник 4-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майор Александр Харчевский, новейшие истребители Су-35 смогут не только пройти проверку в боевых условиях Сирии, но и внести свой вклад в уничтожение наземных целей боевиков.
По словам генерала, Су-35, как и ранее отправленные в Сирию Су-30СМ, способны «одинаково эффективно решать задачи как по воздушным, так и по наземным целям».
Су-35, используя сверхвысокие маневренные характеристики при ведении воздушного боя, в чем ему нет равных, с таким же успехом могут применять средства поражения по земле
Александр Харчевский
генерал-майор
Еще одна цель переброски новейших самолетов в Сирию – их испытания в боевых условиях. Они «очень важны со всех точек зрения».
Такой возможностью «посмотреть и проверить в деле» нашу новую авиатехнику пренебрегать было нельзя, и она полностью используется
Александр Харчевский
генерал-майор

СУ-35
© EPA/SERGEI CHIRIKOVСверхманевренный и всепогодный
Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
С 2011 года истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ).
19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР станет первым иностранным покупателем этих самолетов.
Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С разработки Научно-производственного объединения «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область).
За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.
Длина самолета — 21,9 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,9 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км. Практический потолок — 20 тыс. м. Экипаж состоит из одного человека. Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.
Продолжение
На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.
В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.
По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.
Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

Процедурный тренажер экипажа фронтового бомбардировщика Су-35 в ОКБ «Сухого»
© ИТАР-ТАСС/Марина ЛысцеваГлаза и уши истребителя
От самолета пятого поколения на Су-35 кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. Поэтому на нем, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация.
Также на Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром.
Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой «Ирбис», обладающий уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей.
Первоначально название Су-35 носила модернизация фронтового истребителя Су-27, разработанная в 1980-х гг. и впоследствии послужившая основой для экспериментального сверхманевренного истребителя Су-37 (проект закрыт, наработки использованы при создании «нового» Су-35 в 2000-х гг.). Су-35С – основная модификация для ВКС России. В отличие от «первоначального» Су-35, в частности, не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка.
Продолжение
Истребитель Су-35С стал финальной ступенью перед появлением в ВКС России истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Планируется, что его серийное производство должно начаться в 2017 году, и тогда же самолет начнет поступать на вооружение строевых частей ВКС РФ.
Но даже при наличии Т-50 истребитель Су-35С будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом.
tass.ru