Содержание

Исследования и технологии: Су-47 как предшественник пятого поколения

В этом году в составе статической экспозиции авиасалона МАКС присутствовал весьма интересный образец – экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут». Этот самолет в свое время создавался для поиска новых решений и отработки перспективных технологий. Ему не удалось избавиться от статуса сугубо опытной машины, но целый ряд наработок нашел применение в следующих проектах и положительно повлиял на развитие нашей авиации.


Единственный Су-47 в процессе выкатки на площадку МАКС-2019. Фото Vpk.name

 

Новое крыло и новые задачи


Основной целью проекта Су-47, с которой были прямо связаны все прочие поиски, являлось изучение т.н. крыла обратной стреловидности (КОС). Отечественные авиаконструкторы начали изучать эту тематику еще в середине восьмидесятых годов, и вскоре появился предварительный проект истребителя с КОС под названием С-22. Впоследствии он «вырос» в новый проект С-32, а в начале девяностых начались работы по самолету С-37, также известному по индексу Су-47 и имени «Беркут».

Уже на стадии теоретических изысканий стало ясно, что самолет с КОС нуждается в новой оптимизированной аэродинамической схеме. Кроме того, необходимы новые подходы и материалы для конструирования планера, испытывающего особые нагрузки. Также прорабатывался задел на будущее в контексте повышения маневренности разными средствами. Для управления новой машиной требовались особые бортовые системы.

В итоге к середине девяностых годов проект С-22/32/37 приобрел особые масштабы. Проводились работы в сферах аэродинамики, материаловедения, электроники и т.д. Их итогом стало создание целого ряда новых компонентов и технологий, необходимых для «Беркута» и пригодных для использования в новых проектах. Часть наработок по С-37 была использована при создании новых образцов техники – прежде всего, истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50 / Су-57.


Первая публичная демонстрация С-37 на МАКС-2001. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что основная масса технической информации по Су-47 и Су-57 до сих пор закрыта, и это серьезно затрудняет поиск сходств и различий. Однако доступные данные о современных проектах все же позволяют определить, какие нововведения «Беркута» оказались полезными, а какие так и остались на уровне экспериментов.

Планер и его особенности


Планер Су-47 построен по схеме продольного триплана – он имеет переднее горизонтальное оперение, КОС и хвостовой стабилизатор. Такая схема, реализованная иным образом, неоднократно использовалась на самолетах марки «Сухой» в рамках семейства Су-27. При этом прямые «преемники» Су-47 с точки зрения схемы отсутствуют, т.к. новые самолеты с КОС у нас не строились. Что касается Су-57, то он получил иное оснащение. В частности, вместо ПГО он несет отклоняющиеся носки наплывов крыла.

Главной сложностью при создании КОС является обеспечение прочностных параметров конструкции. Такое крыло склонно к т.н. упругой дивергенции: под воздействием аэродинамических сил плоскость скручивается, что может привести к ее разрушению. Усиление конструкции традиционными методами приводит к росту массы и иным проблемам. В связи с этим для С-37 разработали принципиально новое крыло из композиционных материалов на основе углепластика. Оно сочетало требуемые жесткость и прочность с приемлемой массой.


Композитная панель крыла. Фото Paralay.com

Различные композиты использовались не только в крыле «Беркута». Панели такого рода присутствовали на фюзеляже и оперении. Общая доля композитов в конструкции составляла 13%. При этом крыло имело 90% композиционных деталей.

Наработки в области композитов прямо повлияли на все новые проекты авиационной техники. Так, в самолете Су-57 на композиты приходится 25% сухой массы и 70% внешней поверхности. Впрочем, типы и сорта примененных материалов неизвестны, что не позволяет делать более серьезные выводы о преемственности двух конструкций.

Бортовое оборудование


Согласно ранним планам, С-37 должен был комплектоваться полностью цифровой электродистанционной системой управления с несколькими резервными каналами. За счет такой аппаратуры планировалось обеспечить устойчивость самолета особой схемы и упростить работу летчика. Автоматика могла бы брать на себя работу по стабилизации самолета, тогда как человеку оставалось бы лишь управлять полетом. Схожие принципы, но на новом техническом уровне реализованы и в других перспективных проектах.

Основой прицельно-навигационного комплекса должна была стать радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой. Сейчас подобное оснащение считается обязательным для современных истребителей. Интересной особенностью «Беркута» являлось наличие пары антенн РЛС в хвостовой части фюзеляжа для обзора задней полусферы с целью повышения ситуационной осведомленности.


Характерная черта «Беркута» — развитая механизация плоскостей. Фото Airwar.ru

Подобные идеи получили развитие и привели к интересным результатам. По открытым данным, на Су-57 присутствует не только носовая АФАР РЛС. По планеру распределены другие антенные устройства и датчики, позволяющие одновременно собирать данные со всех направлений.

В целом радиоэлектронное оснащение экспериментального истребителя должно было основываться на современных компонентах, находившихся на переднем крае науки и техники в девяностых годах. Ряд таких технологий остается актуальным до сих пор.

Неиспользованные двигатели


Опытный С-37 / Су-47 получил пару двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30Ф6. Весь цикл летных испытаний был проведен с такими изделиями, и на МАКС-2019 истребитель присутствует именно в подобной комплектации. Тем не менее, в прошлом появлялись сообщения о возможной замене двигателей, в т.ч. с внедрением новых технологий.


Су-47 в полете, грузоотсек вооружений открыт. Фото Airwar.ru

В некоторых сообщениях прошлых лет упоминалась возможность замены Д-30Ф6 на двигатели АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. Последний изначально разрабатывался для истребителя «МиГ 1.44», но не был доведен до серии. В связи с этим появились предположения о возможном использовании такого двигателя в перспективном проекте от «Сухого».

«Беркут» так и не получил двигатели с УВТ, но эта функция была внедрена на более поздних истребителях. При этом вновь не обошлось без двигателя АЛ-41Ф. На его основе были созданы новые изделия АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С, отличающиеся высокими техническими характеристиками и имеющие ряд характерных особенностей. Двигатели АЛ-41Ф1/С используются на двух современных истребителях – Су-35С и Су-57. Они обеспечивают технике как высокие летные характеристики, так и сверхманевренность за счет УВТ.

Вопросы вооружения


Су-47 ни разу не демонстрировали с каким-либо вооружением. Однако общие соображения конструкторов в этом контексте были понятны. На днище фюзеляжа присутствовал крупный люк внутреннего грузоотсека. Таким образом, истребитель мог бы перевозить ракетное и бомбовое вооружение внутри фюзеляжа, улучшая аэродинамику и сокращая заметность для РЛС.


Разработки фирмы «Сухой» в полете, 2005 г. Фото Wikimedia Commons

Новейший Су-57 тоже способен перевозить оружие во внутренних отсеках, что позволяет защитить их от облучения и тем самым сократить радиолокационную заметность самолета. При этом сохраняется возможность установки внешних пилонов. Примечательно, что Су-47 и Су-57 пока являются единственными современными российскими самолетами фронтовой авиации с внутренними отсеками боевой нагрузки.

Летающая лаборатория


Изначально С-37 / Су-47 являлся летающей лабораторией для отработки крыла обратной стреловидности и связанных с ним технологий. Также в проекте внедрялись перспективные компоненты БРЭО и иные новинки. В таком качестве «Беркут» прошел всесторонние испытания, по результатам которых были определены реальные перспективы всех реализованных нововведений.

По разным данным, в двухтысячных годах – после завершения испытаний – опытный Су-47 привлекли к проекту ПАК ФА. Определенные положительные качества этого самолета оказались полезными при поиске оптимальных решений для будущего истребителя пятого поколения. «Беркут» вновь стал летающей лабораторией, решающей научные задачи.

Несмотря на все ожидания, прогнозы и надежды, С-37 / Су-47 «Беркут» так и не пошел в серию и не поступил на вооружение. Эта машина осталась в единственном экземпляре, игравшем роль экспериментального образца. Тем не менее, и в таком виде уникальный самолет выполнил поставленные задачи и поспособствовал развитию нашей боевой авиации – важными исследованиями и новыми технологиями.

 

 

maxpark.com

Су-47 как предшественник пятого поколения » Военное обозрение

В этом году в составе статической экспозиции авиасалона МАКС присутствовал весьма интересный образец – экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут». Этот самолет в свое время создавался для поиска новых решений и отработки перспективных технологий. Ему не удалось избавиться от статуса сугубо опытной машины, но целый ряд наработок нашел применение в следующих проектах и положительно повлиял на развитие нашей авиации.
Единственный Су-47 в процессе выкатки на площадку МАКС-2019. Фото Vpk.name

Новое крыло и новые задачи


Основной целью проекта Су-47, с которой были прямо связаны все прочие поиски, являлось изучение т.н. крыла обратной стреловидности (КОС). Отечественные авиаконструкторы начали изучать эту тематику еще в середине восьмидесятых годов, и вскоре появился предварительный проект истребителя с КОС под названием С-22. Впоследствии он «вырос» в новый проект С-32, а в начале девяностых начались работы по самолету С-37, также известному по индексу Су-47 и имени «Беркут».

Уже на стадии теоретических изысканий стало ясно, что самолет с КОС нуждается в новой оптимизированной аэродинамической схеме. Кроме того, необходимы новые подходы и материалы для конструирования планера, испытывающего особые нагрузки. Также прорабатывался задел на будущее в контексте повышения маневренности разными средствами. Для управления новой машиной требовались особые бортовые системы.

В итоге к середине девяностых годов проект С-22/32/37 приобрел особые масштабы. Проводились работы в сферах аэродинамики, материаловедения, электроники и т.д. Их итогом стало создание целого ряда новых компонентов и технологий, необходимых для «Беркута» и пригодных для использования в новых проектах. Часть наработок по С-37 была использована при создании новых образцов техники – прежде всего, истребителя пятого поколения ПАК ФА / Т-50 / Су-57.


Первая публичная демонстрация С-37 на МАКС-2001. Фото Wikimedia Commons

Следует отметить, что основная масса технической информации по Су-47 и Су-57 до сих пор закрыта, и это серьезно затрудняет поиск сходств и различий. Однако доступные данные о современных проектах все же позволяют определить, какие нововведения «Беркута» оказались полезными, а какие так и остались на уровне экспериментов.

Планер и его особенности


Планер Су-47 построен по схеме продольного триплана – он имеет переднее горизонтальное оперение, КОС и хвостовой стабилизатор. Такая схема, реализованная иным образом, неоднократно использовалась на самолетах марки «Сухой» в рамках семейства Су-27. При этом прямые «преемники» Су-47 с точки зрения схемы отсутствуют, т.к. новые самолеты с КОС у нас не строились. Что касается Су-57, то он получил иное оснащение. В частности, вместо ПГО он несет отклоняющиеся носки наплывов крыла.

Главной сложностью при создании КОС является обеспечение прочностных параметров конструкции. Такое крыло склонно к т.н. упругой дивергенции: под воздействием аэродинамических сил плоскость скручивается, что может привести к ее разрушению. Усиление конструкции традиционными методами приводит к росту массы и иным проблемам. В связи с этим для С-37 разработали принципиально новое крыло из композиционных материалов на основе углепластика. Оно сочетало требуемые жесткость и прочность с приемлемой массой.


Композитная панель крыла. Фото Paralay.com

Различные композиты использовались не только в крыле «Беркута». Панели такого рода присутствовали на фюзеляже и оперении. Общая доля композитов в конструкции составляла 13%. При этом крыло имело 90% композиционных деталей.

Наработки в области композитов прямо повлияли на все новые проекты авиационной техники. Так, в самолете Су-57 на композиты приходится 25% сухой массы и 70% внешней поверхности. Впрочем, типы и сорта примененных материалов неизвестны, что не позволяет делать более серьезные выводы о преемственности двух конструкций.

Бортовое оборудование


Согласно ранним планам, С-37 должен был комплектоваться полностью цифровой электродистанционной системой управления с несколькими резервными каналами. За счет такой аппаратуры планировалось обеспечить устойчивость самолета особой схемы и упростить работу летчика. Автоматика могла бы брать на себя работу по стабилизации самолета, тогда как человеку оставалось бы лишь управлять полетом. Схожие принципы, но на новом техническом уровне реализованы и в других перспективных проектах.

Основой прицельно-навигационного комплекса должна была стать радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой. Сейчас подобное оснащение считается обязательным для современных истребителей. Интересной особенностью «Беркута» являлось наличие пары антенн РЛС в хвостовой части фюзеляжа для обзора задней полусферы с целью повышения ситуационной осведомленности.


Характерная черта «Беркута» — развитая механизация плоскостей. Фото Airwar.ru

Подобные идеи получили развитие и привели к интересным результатам. По открытым данным, на Су-57 присутствует не только носовая АФАР РЛС. По планеру распределены другие антенные устройства и датчики, позволяющие одновременно собирать данные со всех направлений.

В целом радиоэлектронное оснащение экспериментального истребителя должно было основываться на современных компонентах, находившихся на переднем крае науки и техники в девяностых годах. Ряд таких технологий остается актуальным до сих пор.

Неиспользованные двигатели


Опытный С-37 / Су-47 получил пару двухконтурных турбореактивных двигателей Д-30Ф6. Весь цикл летных испытаний был проведен с такими изделиями, и на МАКС-2019 истребитель присутствует именно в подобной комплектации. Тем не менее, в прошлом появлялись сообщения о возможной замене двигателей, в т.ч. с внедрением новых технологий.
Су-47 в полете, грузоотсек вооружений открыт. Фото Airwar.ru

В некоторых сообщениях прошлых лет упоминалась возможность замены Д-30Ф6 на двигатели АЛ-41Ф с управляемым вектором тяги. Последний изначально разрабатывался для истребителя «МиГ 1.44», но не был доведен до серии. В связи с этим появились предположения о возможном использовании такого двигателя в перспективном проекте от «Сухого».

«Беркут» так и не получил двигатели с УВТ, но эта функция была внедрена на более поздних истребителях. При этом вновь не обошлось без двигателя АЛ-41Ф. На его основе были созданы новые изделия АЛ-41Ф1 и АЛ-41Ф1С, отличающиеся высокими техническими характеристиками и имеющие ряд характерных особенностей. Двигатели АЛ-41Ф1/С используются на двух современных истребителях – Су-35С и Су-57. Они обеспечивают технике как высокие летные характеристики, так и сверхманевренность за счет УВТ.

Вопросы вооружения


Су-47 ни разу не демонстрировали с каким-либо вооружением. Однако общие соображения конструкторов в этом контексте были понятны. На днище фюзеляжа присутствовал крупный люк внутреннего грузоотсека. Таким образом, истребитель мог бы перевозить ракетное и бомбовое вооружение внутри фюзеляжа, улучшая аэродинамику и сокращая заметность для РЛС.
Разработки фирмы «Сухой» в полете, 2005 г. Фото Wikimedia Commons

Новейший Су-57 тоже способен перевозить оружие во внутренних отсеках, что позволяет защитить их от облучения и тем самым сократить радиолокационную заметность самолета. При этом сохраняется возможность установки внешних пилонов. Примечательно, что Су-47 и Су-57 пока являются единственными современными российскими самолетами фронтовой авиации с внутренними отсеками боевой нагрузки.

Летающая лаборатория


Изначально С-37 / Су-47 являлся летающей лабораторией для отработки крыла обратной стреловидности и связанных с ним технологий. Также в проекте внедрялись перспективные компоненты БРЭО и иные новинки. В таком качестве «Беркут» прошел всесторонние испытания, по результатам которых были определены реальные перспективы всех реализованных нововведений.

По разным данным, в двухтысячных годах – после завершения испытаний – опытный Су-47 привлекли к проекту ПАК ФА. Определенные положительные качества этого самолета оказались полезными при поиске оптимальных решений для будущего истребителя пятого поколения. «Беркут» вновь стал летающей лабораторией, решающей научные задачи.

Несмотря на все ожидания, прогнозы и надежды, С-37 / Су-47 «Беркут» так и не пошел в серию и не поступил на вооружение. Эта машина осталась в единственном экземпляре, игравшем роль экспериментального образца. Тем не менее, и в таком виде уникальный самолет выполнил поставленные задачи и поспособствовал развитию нашей боевой авиации – важными исследованиями и новыми технологиями.

topwar.ru

в судьбе Су-57 наметился очередной крутой поворот

Россия все-таки может отправить на экспорт свой новейший истребитель Су-57, хотя еще недавно высокопоставленные лица четко давали понять, что машина пятого поколения в обозримой перспективе будет поставляться только в российскую армию. Иностранным же заказчикам придется довольствоваться Су-35 – очень хорошим истребителем, который, тем не менее, относится к поколению 4++.

Резкий поворот в судьбе пятьдесят седьмого произошел 27 августа, в день открытия авиасалона МАКС и встречи президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Главы государств совместно посетили авиасалон и пристрастно осмотрели несколько самолетов, в том числе и Су-57.

Экскурсия от первого лица

На МАКСе Путин провел для турецкого коллеги небольшую экскурсию, в ходе которой рассказал о характеристиках российских машин, включая заветный истребитель. Разглядывая вундерваффе российского авиапрома, впечатленный Эрдоган уточнил: «А он уже летает?» – и, получив утвердительный ответ, тут же перешел к следующему вопросу: «А его можно купить?». Путин выдержал небольшую паузу и с улыбкой ответил: «Можете купить», – после чего оба президента рассмеялись.

Тут-то пресса и начала подозревать, что российский истребитель, возможно, будет поставляться не только в российские войска.

Помимо Су-57, Путин показал коллеге лучший из экспортируемых в настоящее время российских истребителей Су-35, самолет-амфибию Бе-200, среднемагистральный лайнер МС-21, а также вертолеты Ка-62 и Ми-38.

Примечательно, что буквально за несколько дней до открытия МАКСа исполнительный директор по развитию промышленности филиппинского совета инвестиций Коразон Х. Дичоса заявил журналистам, что страна всерьез рассматривает возможность покупки Sukhoi, Бе-200 и МС-21. В результате у информированных обозревателей сложилось впечатление, что Путин целенаправленно показывал турецкому президенту те самолеты, которые в настоящее время наиболее настойчиво продвигаются на международные рынки. И, судя по всему, его усилия не пропали даром. В четверг, 29 августа Эрдоган заявил, что не исключает возможности покупки Су-35 или Су-57 вместо американских F-35.

«Почему бы и нет? Мы же не впустую приехали. После того как узнаем окончательное решение США, будем делать собственные шаги. Рынок, где мы можем обеспечить себя тем, что нужно – большой», – заявил Эрдоган, отвечая на вопрос журналиста.

Насчет обширности рынка истребителей пятого поколения турецкий президент, конечно, слукавил. В настоящее время только три страны в мире реально способны производить самолеты такого класса. Но то, что Турция может купить у России практически любое оружие, которое ей нужно – это правда.

Чудеса на виражах

Вообще, бывает очень интересно следить за тем, как политические и экономические факторы влияют на судьбу различных видов вооружений. Долгое время российское руководство и военные позиционировали Су-57, тогда еще называвшийся «перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации» (ПАК ФА), как исключительно экспортный проект, на котором российские конструкторы планируют отрабатывать технологии, необходимые для создания истребителей шестого поколения – беспилотных интеллектуальных ударных комплексов. Соответствующие заявления делали и Юрий Борисов – вице-премьер, курирующий вопросы ВПК (ранее – замминистра обороны), и Владимир Гутенев – глава думской комиссии по правовому обеспечению ВПК и, по совместительству, первый вице-президент Союза машиностроителей РФ, член экспертного совета Госдумы по авиационной промышленности.

Их слова весомо подтверждались финансовыми планами государства. Так, госпрограмма вооружений предполагала закупку всего 16 истребителей этого типа до 2027 года.

Казалось, Су-57 уготована типичная судьба «не имеющих аналогов» детищ российской оборонки: красоваться на выставках, поставляться в войска в единичных экземплярах и производиться в товарных количествах исключительно для иностранных заказчиков. Однако ситуация кардинально изменилась в мае нынешнего года, когда Владимир Путин объявил об увеличении закупаемой Минобороны партии до 76 машин. А уже в начале июня Борисов заявил, что машина не будет поставляться на экспорт.

«Пока Су-35 хорошо идет, не видим смысла в подрыве собственного рынка. Будет необходимость – у нас всегда козырная карта есть», – пояснил вице-премьер.

Теперь же генеральная линия вновь повернула на 180 градусов, и российские власти вновь вернулись на позицию, что Су-57 – все-таки экспортная машина, а потому продавать ее иностранным заказчикам можно и нужно.

И нашим, и вашим

В чем же причина исключительной гибкости Москвы в столь важном вопросе, как торговля передовыми видами вооружений? Скорее всего, российское руководство пытается повторить прием, который уже однажды сработал и нанес немалый ущерб североатлантической солидарности.

Для тех, кто не в курсе: в течение нескольких лет Турция пыталась купить у США зенитно-ракетные комплексы Patriot, однако тогдашний президент Барак Обама отказался обсуждать возможность локализации их производства и передачу Анкаре ракетных технологий. В 2017 году Россия согласилась продать Турции четыре дивизиона ЗРК С-400. Летом 2019-го, после того, как началась поставка изготовленных для Турции комплексов, США отказались продавать Анкаре истребители F-35. Решение было принято президентом страны Дональдом Трампом, но, судя по всему, это не вызвало у него большой радости.

«У нас ситуация, при которой Турция очень хорошо ведет себя по отношению к нам, очень хорошо. А мы теперь говорим Турции: поскольку вы были в действительности вынуждены купить другую ракетную систему, мы не продадим вам истребители F-35. Однако в действительности это несправедливо: они хотели купить Patriot… Но из-за того, что Эрдоган купил российскую ракету, нам теперь не разрешено поставлять ему самолеты, которые стоят миллиарды долларов. Это несправедливая ситуация… Я бы сказал, что Lockheed Martin не в восторге», – пожаловался глава США.

В шахматах такое положение называется цугцванг – позиция, в которой каждый ход игрока ухудшает его положение. Трамп не мог не исключить Турцию из программы поставок F-35, поскольку это означало бы, что Вашингтон стал «бумажным тигром» и на его окрики можно не обращать большого внимания. С другой стороны, лишив Анкару возможности купить истребители (а Эрдоган намеревался потратиться на сотню F-35), американцы подтолкнули его к дальнейшему сотрудничеству с Москвой. Тут-то и пригодился и авиасалон, и готовый к экспорту Су-57.

К чему это приведет? Скорее всего, к тому, что Вашингтону придется запретить Турции еще что-нибудь, а она в ответ вновь обратится к Москве. И так по кругу.

В принципе, Трамп может и передумать, и снять запрет на поставки истребителей. Что ж: в этом случае Су-57 быстрее пойдут в российские истребительные полки, а младшие партнеры США по НАТО извлекут ценный урок. Его суть заключается в том, что если нельзя, но хочется, то можно. Авторитет гегемона будет немножко ослаблен, а вместе с ним – и возможность навязывать другим странам свою волю.

politinform.su

Военный эксперт Анатолий Цыганок: Наш «ответ Чемберлену» — Россия никому не угрожает, но и за себя постоять сумеет

«Вечерняя Москва» обратилась к Анатолию Цыганку, руководителю Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, кандидату военных наук с просьбой ответить на вопрос: «Готова ли Россия к противодействию военному блоку НАТО и имеющемуся у него оружию XXI века?»

ЛАЗЕРНОЕ ОРУЖИЕ

— Анатолий Дмитриевич, насколько вооружение нашей армии соответствует вызовам времени, и сможем ли мы, в случае необходимости, защититься от возможного нападения и адекватно ответить противнику?

— Настоящее и ближайшее будущее армий всех стран – это, в частности, лазерное вооружение, гиперзвуковые самолеты, роботизированные боевые установки. Если говорить о боевых лазерах, то наша страна еще в начале 80-х годов прошлого века была по разработкам в этой области на первых ролях в мире. И даже провела испытательный полет космического комплекса «Скиф-ДМ». Он, правда, лишь процентов на 70-75 выполнил программу, так как не смог выйти на расчетную орбиту. Но к самому лазерному оборудованию вопросов у разработчиков не было. Вариант его использования в то время был такой: космическим лазером могли «снимать» разведывательные самолеты, вертолеты. И то, что потом все эти работы были закрыты по многим известным нам причинам: политическим, финансовым, еще не означает нашего значительного отставания в этой области сегодня.

Да, действительно, оружие лазерное сейчас совершенствуется – и в Америке, и в Израиле, и в России, в том числе. Но, к примеру, то, о чем заявляют американцы, мол, уже сейчас имеют возможность своим лазерным оружием уничтожить летящую баллистическую ракету, считаю блефом. Объясняю, почему.

Они думают, будто никто не понимает того, что одновременно в небе должны находиться, как минимум, три установки, обеспечивающие наведение и выполняющие другие функции. Причем, располагаться должны эти средства обеспечения непосредственно под ракетой. Можете себе представить: что вот летит ракета и тут же находятся сразу, к примеру, три вертолета с необходимыми установками. Это, повторяю, бред, когда американцы постоянно твердят о запредельных возможностях своего лазерного оружия, которое не размещено в космосе. Хотя как оно будет вести себя и оттуда, тоже пока никто не знает: испытаний ведь не проводилось.

А вот в Израиле так называемый «Железный купол» более практичен и работоспособен. Что он делает: во-первых, быстро определяет летящие ракеты, автоматически вычисляет, какие из них могут попасть в населенный пункты, а взрывы каких ракет не представляют большой опасности. Но способен успеть уничтожить только около 70 процентов одновременно находящихся в воздухе ракет.

В России хоть и есть определенные, подчеркну – финансовые, трудности на данный момент, но разработки, с незначительным отставанием от тех же США, совершенствование с использованием передовых технологий для такого оружия, ведутся.

РОССИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ

— Что можно сказать о самолетах?

— В начале следующего года начнется промышленное производство многоцелевого истребителя 5-го поколения, который полное название имеет такое: Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (Т-50 ПАК ФА). Да, и его мы делаем достаточно долго. Подозреваю, что те же англичане, у которых подобный самолет уже в этом году запущен в серию, попросту скопировали наш. По крайней мере, они похожи внешне. Впрочем, это лишь мое предположение, потому что по срокам Англия нас обгоняет. Что же касается качественных характеристик, то вряд ли кто-нибудь сможет сделать такой истребитель лучше, чем мы.

У нас, как известно из открытых источников, на сегодняшний день проходят летные испытания пять самолетов Т-50. В прошлом году один из них совершил перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский. Так вот после полетов здесь, люди, в чьей компетенции вряд ли кто сможет усомниться, оценили его характеристики очень высоко. По их мнению, он по многим параметрам даже превосходит аналогичный американский самолет F-22 Rapter. Об англичанах и упоминать в этой связи, видимо, нет смысла.

Вот что, к примеру, сказал о своем детище первый заместитель директора Проектно-исследовательского научного центра, первый заместитель главного конструктора ОАО «ОКБ Сухого» Михаил Стрелец: «Мы рассчитывали, конечно, получить определенный уровень, и я считаю, что с этой задачей на первом этапе мы справились. По ряду характеристик мы получили результаты лучше, чем планировали. Например, характеристики по сверхзвуковой крейсерской скорости полета, по сверхманевренности». Только бы наши сразу, как только в серию запустят, не стали заключать контракты на его реализацию в разные страны.

— Неужели такое возможно, Анатолий Дмитриевич? Да и санкции в отношении России сейчас не позволят это делать…

— Ну, санкции и обойти можно, либо их скоро отменят или кто-нибудь проигнорирует, если очень выгодной сделка покажется. А сказал я это вот к чему. Года два назад довелось мне побывать на одном Ижевском оборонном предприятии. Узнал, что они продают выпускаемое ими современное оружие Китаю и некоторым другим странам. Как же так, говорю директору, вы же вооружаете иностранные армии установками с лазерным наведением, а вдруг что? У наших военных их еще почти нет.

Боеприпасы высокоточные есть, а систем наведения до последнего времени не было. Потому и во время принуждения Грузии к миру в 2008 году не могли их использовать. Правда, тогда и с системой ГЛОНАС были трудности. Но сейчас она достаточно неплохо функционирует, весь комплекс позволяет нашим Вооруженным силам решать боевые задачи современнейшими средствами. И знаете, что ответил руководитель ижевского предприятия российского ВПК? А что, мол, мне делать – мне завод кормить надо!

Может, он и прав был тогда. Сейчас-то времена поменялись. И денег из бюджета выделяется достаточно. И руководство страны, Минобороны, Военно-промышленного комплекса взяли под строгий контроль выполнение Госпрограммы перевооружения, рассчитанной до 2020 года. Так что сейчас должно быть все по-другому, как и положено. И как в той же Америке.

НОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ НАДО ДЕРЖАТЬ ДЛЯ СЕБЯ

— И как же в Америке?

— Возьмем для примера самолеты 5-го поколения. У американцев они уже есть на вооружении. Но мало, потому что они страшно трудоемкие в финансовом плане. Может кризис сказался, может еще какие причины были у Конгресса США, но, когда их ВПК просил денег из бюджета на производство примерно 120 самолетов, не дали. Потом — на 80. Тоже «прокатили» и этот заказ. И еще по вашему вопросу: Конгресс строго следует правилу: все новое оружие в течение 8 лет должно служить только США. Даже странам НАТО не передается. А после 8 лет эксплуатации он (Конгресс.- «ВМ») своим решением может разрешить это делать. Вот и нам давно пора от бизнеса в военной сфере переходить к пониманию истинного значения термина «защита национальных интересов». Тем более, когда о них нам извне открыто и настойчиво предлагают забыть.

«ОБОРОНКА» ПЕРЕСТРАИВАЕТСЯ

— В других областях «оборонки» положение как складывается? Известно же, что Россия тоже много комплектующих, или как их называют в документах о введении против нее санкций, оборудования «двойного назначения», закупала за рубежом, в том числе и на Украине?

— По разным позициям картина неоднозначная. Взять, хотя бы беспилотные средства, или, проще, беспилотники. За последние 2-3 года беспилотные летательные аппараты — самые современные — нашего производства значительно пополнили подразделения Вооруженных сил России. А я вспоминаю, как сам, вместе с нашими военными, постоянно ругали свои беспилотники, которых и было-то все три, назывались «Пчелка». Так что их практически не использовали, не считая незначительного количества закупленных в Израиле. Сейчас ситуация в этом направлении кардинально поменялась: беспилотники есть, свои, хорошие. И мы их научились использовать.

Так же успешно развиваются и применяются для военных нужд различные роботизированные установки. Я в свое время сам занимался ими для прикрытия границы. Правда, это было еще аж в 1980 году. Сейчас они у нас имеются в достаточном количестве. Но, надо признать, по их техническим возможностям мы отстаем от Израиля и Америки года на три-четыре.

Самая острая проблема для России – это средства связи. Точнее, то, что и называется комплектующими. Это действительно проблема. Мы, видимо, в ближайшие годы не сможем легко приобретать необходимую для связи элементную базу. Это, пожалуй, самая серьезная угроза против РФ. Кстати, у китайцев тоже нет современных элементов для аппаратуры связи, как ни парадоксально это звучит. И, в основном, они приобретаются у Израиля и Америки. Но, может быть, договоримся с Израилем и через третьи страны решим эту проблему, возникшую из-за санкций. Понятно, когда существуют запреты, напрямую что-то не продается, контактировать, торговать можно путем иных решений.

Еще по нескольким параметрам мы зависим от Украины. Точнее сказать, зависели. Сработала, видимо, наша генетическая память времен начала Великой Отечественной войны, когда оборонные предприятия эвакуировали и на новом месте быстро налаживали производство военной продукции. Ну и, конечно, четкие действия, как я уже отмечал, со стороны президента, правительства, руководителей ВПК. К примеру, у нас остались еще ракеты «Воевода» шахтного базирования порядка 30-40 штук, которые производились на Южмаше в Днепродзержинске. Их сейчас заменяют на наши ракеты с более качественными характеристиками.

Из другой серьезной проблемы, с вертолетными двигателями, около 80 процентов которых мы получали с заводов Украины, тоже найден выход. Кстати, то же самое относится к элементной базе для наших систем ПВО. Но, как следует из доклада Дмитрия Рогозина президенту России, выпуск двигателей и комплектующих теперь будет осуществляться в нашей стране – до 50 процентов потребности, а остальные заказы, примерно в равных пропорциях, распределены между промышленными предприятиями Белоруссии и Казахстана. Рогозин говорит, что проблему Россия решит через 2-3 года. Я как эксперт считаю, надо добавить по году к этим цифрам. Возможно, мы оба ошибаемся, и в сложившейся ситуации все будет делаться гораздо быстрее.

БУДЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ

— Другими словами, можно с умеренным оптимизмом сказать, что с качеством и количеством современного вооружения и военной техники, несмотря на определенные проблемы, в России все в порядке?

— Да, не такие мы слабые, как думают некоторые и пытаются порой это проверить. А санкции… Приведу еще один личный пример. Когда я писал монографию «Израильские войны. Русский взгляд», беседовал с представителями израильского ВПК, от которых услышал: чем больше нам объявляли санкции, тем мы лучше работаем.

Я думаю, примерно такая ситуация сейчас у и нас. Мы тоже лучше станем работать и не будем ни от кого не зависеть. Так что можете передать через «Вечерку» наш ответ «Чемберлену»: Россия никому не угрожает, но и за себя постоять сумеет. Как могла всегда – изучайте историю.

КСТАТИ

Российский многоцелевой истребитель Т-50 ПАК ФА по своим тактико-техническим характеристикам — это одновременно штурмовик, истребитель и бомбардировщик. Благодаря применению специальных материалов в обшивке корпуса Т-50 он является самолетом-невидимкой для радаров. Управление в полете, обнаружение, захват и наведение на цель полностью автоматизированы, так как при максимальной скорости, на которую он способен — свыше 2500 километров в час — летчик просто не в состоянии успевать реагировать на меняющуюся обстановку. F-22 Raptor он превосходит по скорости – на 500 километров в час, а также по дальности полета, весу и еще ряду показателей. Из открытых данных также известно, что Т-50 может самостоятельно (пилот ранен, убит) найти дорогу на аэродром взлета и даже совершить посадку в автоматическом режиме. В летных испытаниях участвуют пять Т-50 ПАК ФА. Серийное производство запланировано на 2015 год.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян

— Мы приобрели возможность отвечать на любые угрозы, которые могут происходить от наших потенциальных противников. Сегодня в мире создаются комплексы пятого поколения в США. Наш комплекс ни в чем не будет уступать, а будет превосходить зарубежные аналоги. Это дает нам уверенность в завтрашнем дне.

vm.ru

Обсуждение возможности покупки Турцией у РФ истребителей Су-35 и Су-57 находится на ранней стадии, заявляют в Анкаре

Стамбул. 4 сентября. ИНТЕРФАКС — Власти Турции находятся на раннем этапе обсуждения с Россией возможности приобретения истребителей Су-35 и Су-57, заявил начальник управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир.

По сообщению агентства Bloomberg, он сказал, что Турция — «на очень ранней стадии» обсуждения таких вариантов.

США исключили Турцию из программы создания истребителя пятого поколения F-35 после покупки Анкарой российских систем ПВО С-400.

Затем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что Анкара рассмотрит возможность покупки российских Су-35 и Су-57, если стране не удастся получить американские F-35. Су-35 и Су-57 были показаны Эрдогану на прошлой неделе на авиасалоне «МАКС-2019» в подмосковном Жуковском.

Однако уже в сентябре глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что в данный момент Турция и Россия не обсуждают покупку Су-35 и Су-57.

Ранее в среду глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил журналистам, что Турция пока не обращалась к РФ с просьбой о закупке российского истребителя пятого поколения Су-57, но соответствующие консультации уже начались.

«По Су-57 пока заявок нет, и в этой связи говорить о каких-то контрактных переговорах пока преждевременно», — сказал он журналистам.

Вместе с тем Шугаев отметил, что «консультации начались и по Су-35 и, как дальнейшая тема, по Су-57».

Су-35 — глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». По данным компании «Сухой», в нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса.

Первым зарубежным заказчиком российских истребителей Су-35 в 2015 году стал Китай. До этого Су-35 эксплуатировали только Воздушно-космические силы России.

Су-57 (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), Т-50) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника.

1эф др

Neuer Inhalt

Horizontal Line


Teaser Instagram

Присоединяйтесь к нам в Инстаграме!

subscription form

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

www.swissinfo.ch

МС-21, Су-57, «Ансат» Aurus и «вишенка на торте». Главные премьеры МАКС-2019

Чем удивил международный авиасалон в Жуковском и какие показал разработки оборонно-промышленного комплекса России

Международный авиационно-космический салон МАКС-2019 завершил деловую часть программы, в ходе которой были заключены контракты на поставку самолетов и вертолетов, проведено множество научно-практических конференций. Но все же главное, что привлекло специалистов, экспертов, бизнесменов, иностранцев и просто любителей авиации, а в выходные привлечет огромное количество и обычных посетителей, — это, конечно же, новинки авиатехники и различные разработки российской оборонки, представленные впервые.

По словам президента РФ Владимира Путина, новинки, представленные на нынешней выставке, неоспоримо свидетельствуют о том, что авиакосмическая промышленность России уверенно развивается и, сохраняя лучшие традиции национальной конструкторской школы, смело внедряет современные технологии. Неизменным остается качество, надежность и безопасность продукции.

Самолет XXI века

Главной мировой премьерой стал среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300. На глазах у широкой публики он впервые поднялся в воздух на МАКС-2019 в первый же день открытия. До этого опытные образцы совершали только испытательные или перегоночные полеты.

 

Всего в этом году на авиасалоне три самолета МС-21, один из них — с отделкой салона — представлен на статической стоянке.

Серийное производство МС-21 должно начаться в 2021 году. Сейчас три самолета проходят летные испытания, еще четыре — стендовые. Одним из основным эксплуатантов лайнера станет авиакомпания «Аэрофлот» — перевозчик уже подписал твердый контракт на поставку 50 таких самолетов, в проработке контракт еще на 35. Во второй день открытия стало известно, что корпорация «Иркут» заключила соглашения о намерениях на поставку 15 самолетов МС-21 региональными авиакомпаниям «Якутия» и казахстанской Bek Air.

Су-57 увидит мир

Авиационный комплекс пятого поколения Су-57 уже неоднократно совершал демонстрационные полеты на МАКС прошлых лет, но на статической стоянке для посетителей салона выставлен впервые.

В первый день открытия салона этот самолет осмотрели президент РФ Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган, который поинтересовался насчет покупки этого истребителя. «Можете купить», — после небольшой паузы с улыбкой ответил президент РФ. «Чуть попозже», — добавил в свою очередь глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

 

Су-57

Источник изображения: © Марина Лысцева/ТАСС

Затем президенты двух стран обсудили совместное производство российской авиатехники, в том числе поговорили о сотрудничестве по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолету Су-57. Эрдоган отметил, что решение будет принято после того, как будет понятна окончательная позиция США касательно участия Турции в программе F-35. В свою очередь, на МАКС впервые был приставлен экспортный вариант истребителя Су-57Э.

Вертолет в стиле Aurus

Еще одна новинка, которая вызвала огромный интерес и также была показана президентам Турции и России, — новый вертолет люкс-класса, сделанный в стиле Aurus на базе «Ансата».

 

Салон машины был создан специалистами «Вертолетов России» (входит в Ростех) и Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ, разработчик автомобиля Aurus). «Уверен, что «Ансат» станет достойным дополнением к линейке Aurus и в скором времени, по завершении испытаний, мы готовы будем принять заказы на новую машину», — отметил гендиректор вертолетного холдинга Андрей Богинский.

Известно, что «Ансат» премьер-класса может перевозить пять пассажиров, в отделке используется кожа и шпонированный алюминий. Всего в конструкцию вертолета было внесено более десяти изменений для повышения эргономики. Впервые для VIP-салона вертолета применена уникальная технология — установлена светозащитная система с сенсорным управлением.

Ми-38 и Ка-62

Еще две интересные новинки показали «Вертолеты России» — в летной программе и на «статике» были представлены многоцелевой средний вертолет Ка-62 и тяжелый Ми-38. Эти машины лидеры Турции и России также осмотрели изнутри, поднявшись на борт.

 

Ка-62

Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС

Ка-62 — это третий летный образец, построенный на предприятии «Прогресс» в приморском Арсеньеве. Ожидается, что он займет нишу между легкими вертолетами «Ансат» и средними Ми-8/17. На этой машине впервые применена нестандартная для российского вертолетостроения винтовая схема с рулевым винтом в кольцевом канале. Также, по данным разработчиков, широко используются композиты — до 60% массы; может возить пассажиров, грузы, проводить спасательные операции, экологический мониторинг и многое другое. На МАКС была представлена версия с салоном повышенной комфортности.

 

Ми-38

Источник изображения: © Сергей Бобылев/ТАСС

Также впервые представлен серийный гражданский вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Ми-38 может брать на борт до 11 пассажиров в комплектации с VIP-салоном и до 30 человек в базовой пассажирской версии. Дальность полета нового вертолета составляет до 1200 км.

Обновленный МиГ-35

На статичной экспозиции была представлена экспортная модификация истребителя МиГ-35. По словам гендиректора корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко, характерными особенностями этой версии стали измененная геометрия планера и обновленная система бортового радиолокационного оборудования.

 

МиГ-35

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

Кроме этого, комплектация предусматривает оснащение радаром с активной фазированной решеткой (АФАР), способным захватывать и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно, комплексом оптико-электронной разведки, а также оптико-локационной станцией для поиска, сопровождения и обзора воздушного, наземного и надводного пространства.

«За последние три года мы сделали серьезный рывок по программе МиГ-35. В кратчайшие сроки мы запустили производство этого самолета, провели его испытания, за два с половиной года дошли от опытно-конструкторских работ до контракта с Минобороны», — отметил Тарасенко. Планируется, что самолеты заменят в войсках истребители МиГ-29, поставленные до начала 1990-х годов.

В ходе МАКС-2019 стало известно, что несколько стран уже обратились к России по поводу возможной покупки этой машины. Тема поставок МиГ-35 на экспорт также актуальна в рамках участия РФ в тендере на поставку 110 средних истребителей для ВВС Индии. В ближайшее время ожидается подписание нового контракта на МиГ-35 для Минобороны России.

«Крокодила» усилили

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, в составе Ростеха) представил модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми-24П-1М с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

 

Ми-24П-1М

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

По данным разработчиков, на нем установлены современный унифицированный пилотажный прицельно-навигационный комплекс, обзорно-прицельная оптико-электронная система, локатор с АФАР (активная фазированная антенная решетка), современный полноценный автопилот, бортовой комплекс обороны, новая система электроснабжения. Глубокая модернизация бортового оборудования Ми-24 позволила более чем в три раза повысить эффективность машины.

«Принципиально новые системы по своим характеристикам в несколько раз превышают то, что было в базовой комплектации. 90% бортового радиоэлектронного оборудования установили самых последних разработок. Получился такой эффект, что и летно-технические характеристики и боевые возможности увеличились более чем в три раза», — сказал советник первого заместителя главы КРЭТ Владимир Михеев. Также в разы увеличились характеристики живучести, снизился вес вертолета, что позволило увеличить радиус применения.

Михеев также отметил, что летчики армейской авиации РФ очень заинтересованы им, потому что подобного класса машины за последние 30 лет не создавались. Всего было выпущено более 4000 вертолетов Ми-24. Они очень положительно себя зарекомендовали, сейчас только за рубежом свыше 400 машин находится в летной годности. «Мы сейчас модернизировали Ми-24, и у нас появилось больше возможностей, чем у американского AH-64 Apache», — добавил представитель концерна.

Новая авиабомба

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) впервые представила новую корректируемую авиабомбу К029БЭ калибра 1500 кг с инерциально-спутниковой системой наведения.

По данным разработчика, полностью завершены все госиспытания, изделия поставляются в части и уже заключены экспортные контракты.

 

Авиационная бомба К029БЭ

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

УПАБ-1500 — управляемая планирующая авиационная бомба — предназначена для поражения наземных и надводных малоразмерных особопрочных объектов. Масса боевой части составляет 1010 кг. Дальность сброса — до 50 км, точность попадания — до 10 м.

Воздушная мишень-имитатор

Особое внимание на авиасалоне было уделено беспилотным летательным аппаратам различного класса и предназначения. Так, холдинг «Технодинамика» (входит в Ростех) представил новейшую воздушную мишень-имитатор вертолетного типа взлетной массой более 300 кг. Эта разработка также была представлена президенту во время посещения МАКС.

Отмечается, что беспилотник такой размерности ранее в России не создавался и не испытывался. Его разработка велась в рамках программа создания беспилотников самолетного и вертолетного типов с различными массово-габаритными характеристиками.

 

Воздушная мишень-имитатор вертолетного типа

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

Мишенный комплекс состоит из беспилотника, наземного пункта управления, средств обеспечения и целевого оборудования. Его можно изменить, после чего беспилотник можно использовать в гражданских целях: мониторинга лесных пожаров, сельскохозяйственных посадок или транспортировки нефтепродуктов.

«В ближайшее время мы совместно с Министерством обороны намерены приступить к государственным совместным испытаниям нового беспилотника в составе мишенного комплекса, по итогам которых будет принято решение о его поставке в войска», — приводят в Ростехе слова главы «Технодинамики» Игоря Насенкова.

«Беркут» во всей красе

Настоящей «вишенкой на торте» МАКС-2019 можно назвать экспериментальный истребитель Су-47 «Беркут», созданный ОКБ Сухого в одном экземпляре. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был «гвоздем программы» российских авиасалонов, однако на этот раз его впервые показали на статичной экспозиции.

 

Су-47 «Беркут»

Источник изображения: © Роман Азанов/ТАСС

У него необычный внешний вид. Самолет имеет крыло обратной стреловидности, причем оно — композитное (важно отметить, что сам проект создавался еще в 1980-х годах). Изначально машина создавалась в корабельном варианте — крыло умеет складываться, а между соплами был гак для посадки на палубу.

По данным из открытых источников, пять-семь лет назад этот самолет принимал участие в испытаниях в рамках программы ПАК ФА Т-50 (создание истребителя пятого поколения, ныне — Су-57). В частности, нес имитаторы перспективных управляемых ракет. Вся информация, полученная в ходе тестовых полетов Су-47, использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков Су-57.

На сегодняшний день проект закрыт и находится на вечной стоянке также, как и его ровесник — прототип пятого поколения МиГ-1.44 разработки ОКБ МиГ. Тем не менее ряд нюансов у Су-47 остается секретным до сих пор, поэтому в СМИ иногда появляются различные материалы о возрождении этого проекта.

Подготовил Роман Азанов

 

maxpark.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *