Двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель Су-27УБ
Двухместный сверхзвуковойучебно-боевой истребительСу-27УБ |
Су-27УБ — двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолета СУ-27. Строится серийно на АО «Иркут» (ИАПО) с 1986г. С 1986г. находится на вооружении ВВС России. Было выпущено более 120 машин.
Тактико-технические характеристики:
- Размах крыла, м 14.70
- Длина, м 21.94 — Высота, м 6.35
- Площадь крыла, м2 62.04
- Масса, кг пустого самолета 17500 максимальная взлетная 30500
- Масса топлива 9400
- Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-31Ф
- Тяга, кгс бесфорсажная 2 х 74,53 форсажная 2 х 122,58
- Максимальная скорость, км/ч на высоте 2125 у земли 1400
- Практическая дальность, км 3600
- Практический потолок, м 17250
- Экипаж, человек 2
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов). Боевая нагрузка — 6000 кг на 10 узлах подвески: Может устанавливаться: УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.
Су-27УБ — двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолета Су-27. Основные отличия от самолета Су-27: — в связи с организацией двухместной кабины экипажа (по схеме «тандем» с общим открывающимся вверх-назад фонарем) изменены обводы головной части фюзеляжа и гаргрота; — площадь вертикального оперения увеличена на 3.1 м2 за счет применения проставок высотой 420 мм в корневой части килей, стояночная высота самолета возросла с 5.932 до 6.357 м; — площадь тормозного щитка увеличена с 2.6 до 3.0 м2, максимальный угол его отклонения уменьшен; — масса пустого самолета возросла с 16000 до 17500 кг, максимальная взлетная масса — с 28000 до 30500 кг; — при сохранении общего запаса топлива, как на одноместном самолете (9400 кг), введены новые варианты основной и промежуточной заправки; — системы, входящие в пилотажно-навигационный комплекс, доработаны с учетом наличия на самолете двойного управления и дублированной системы индикации. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения, оснащенное развитыми наплывами, плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, позволяющем избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме «тандем» две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.
russianknights.ru
Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи»
В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов, а 5 апреля того же года официально основана пилотажная группа, получившая название «Русские Витязи». Для нового подразделения была придумана эмблема — щит, на голубом фоне которого ромб из четырех самолетов, для летчиков были пошиты специальные комбинезоны.
Название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом 24 августа 1991 года на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы. За основу были взяты цвета государственного флага России.
Первое выступление группы состоялось в сентябре 1991 года в Великобритании, во время которого «Русские Витязи» прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows.
Той же осенью на авиашоу в Праге (Чехия) двое летчиков из группы «Русских Витязей» выступили в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения «потеряться» на фоне русских.
С тех пор «Русские Витязи» стали постоянными участниками крупнейших мировых авиасалонов и аэрошоу. Они побывали с визитами в Финляндии, Франции, Германии, Швеции, Бельгии, Италии, Малайзии, США, Канаде, Словакии, Люксембурге, Австрии, Китае, Голландии, Норвегии, Бахрейне, Китае, Индии, Венгрии, Объединенных Арабских Эмиратах, где продемонстрировали высочайшее летное мастерство и передовые достижения российского авиастроения.
По всему миру выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей.
Группа также является неизменным участником всех российских авиасалонов, не обходятся без них и на праздниках в различных городах России. По городам России «Русские Витязи» выполняют более 10 показов в год.
Пилотажная группа является участником праздничных мероприятий и традиционных авиапарадов. В 1997 году во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появились в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. В марте 2003 года в честь 65-летия 237 гвардейского Центра показа авиационной техники впервые была продемонстрирована совместная программа показательного пилотажа групп «Русские Витязи» и «Стрижи», летающих на самолетах МиГ-29. В полете участвовали десять самолетов (четыре Су-27 и шесть МиГ-29). 12 июня 2003 года в честь Дня России «десятка» прошла над Красной площадью в Москве.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (пяти Су-27 и четырех МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации.
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью в Москве.
С тех пор стал традиционным совместный пролет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в воздушной части парада над Красной площадью.
В истории пилотажной группы «Русские Витязи» есть и печальные страницы. Так в 1995 году, когда группа возвращалась с авиашоу в Малайзии, произошла трагедия во время промежуточной посадки на вьетнамском аэродроме Камрань. Из-за сложных метеоусловий разбились сразу три самолета «Русских Витязей», погибли четыре летчика.
16 августа 2009 года во время тренировочных полетов в Жуковском произошло столкновение двух самолетов пилотажной группы «Русские Витязи», в результате погиб командир группы Игорь Ткаченко. Два других пилота, находившиеся в двухместном самолете Су-27УБ, катапультировались, один из них получил травму позвоночника.
Участие группы в МАКС-2009 ограничилось тогда лишь полетом «ромба» в последний день проведения авиационно-космического салона.
Несмотря на эти трагедии, пилотажная группа продолжает свои выступления.
9 мая 2010 года во время воздушного парада, посвященного 65-летию Победы над фашизмом, «Русские Витязи» с новым командиром совершили совместный пролет над Красной площадью с пилотажной группой «Стрижи». Элементы высшего пилотажа во время воздушного парада не демонстрировались из соображений безопасности, но и прохождение в едином строю на минимальных дистанциях до одного метра требовало максимальной концентрации, опыта и, соответственно, тренировок.
14 мая 2010 года в честь 90-летия Ивана Кожедуба летчики пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» устроили грандиозное шоу в небе над авиабазой Кубинка.
В настоящее время авиационная группа «Русские Витязи» продолжает добрые традиции русской школы высшего пилотажа, принимая участие в различных мероприятиях как на территории России, так и за рубежом. Также немалую роль играет боевая подготовка. В промежутках между командировками летчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полеты на бомбометание и стрельбу по наземным целям, обучают молодой летный состав.
В группе «Русские Витязи» освоен весь комплекс фигур высшего пилотажа: «Бочка», «Петля Нестерова», «Косые петли», «Колокол», роспуск «Фонтан», роспуск «Тюльпан», «Ухо» и многие другие.
Уникальность группы состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель». Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех и шести истребителей, а также синхронный, встречный пилотаж двух самолетов. «Русские Витязи» продолжают выполнять групповой высший пилотаж в составе девяти самолетов совместно с группой «Стрижи».
В распоряжении группы находятся самолеты Су-27 и Су-27УБ (двухместная модификация Су-27).
В начале 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что «Русские Витязи» в 2017 году будут выступать на новых самолетах. По его словам, решение на каких самолетах будет летать пилотажная группа примет министр обороны РФ.
Командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские Витязи» является гвардии подполковник Сергей Щеглов.
На начало 2016 года в летный состав группы, кроме командира, входили еще пять летчиков: полковник Андрей Алексеев (заместитель командира Центра показа авиационной техники, до 2013 года командир группы), подполковник Александр Богдан, подполковник Олег Ерофеев, капитан Владимир Кочетов, майор Сергей Еременко.
ria.ru
Авиагруппы «Стрижи» и «Русские витязи» получат новые самолеты
www.arms-expo.ru
Русские витязи | Журнал Популярная Механика
Летчики российских пилотажных групп для большинства из нас — настоящие небожители. На авиашоу мы с замиранием сердца следим за тем, как их ревущие машины совершают в небе нечто, что, казалось бы, противоречит законам физики. Но нет, никакие законы не нарушаются, просто эти люди умело их используют. А вот пообщаться со знаменитыми пилотами, когда они на земле, удается нечасто. Уж очень они занятые люди.
Организовать встречу с командиром авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» гвардии подполковником Сергеем Щегловым нам помогла компания Hamilton — известный производитель часов в авиационном стиле. Наш первый вопрос командиру «Витязей» — о том, как летчики приходят в группу, как попадают в число избранных.
Щеглов Сергей Владимирович, гвардии подполковник, командир группы высшего пилотажа «Русские витязи», летчик 1 класса. Родился 16 августа 1973 года в п. Дмитриевка Тамбовской области. В 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова. Проходил службу в качестве летчика в Борисоглебском центре переучивания летного состава, в Московском ВО. С 2007 года служит на авиабазе «Кубинка». За время прохождения службы освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29, Су-27. Налетал 700 часов. Женат. Воспитывает дочь и сына. Увлекается автомобилями.
— Все очень просто, — отвечает наш собеседник. Мы отбираем наших будущих пилотов из числа военных летчиков, проходящих службу в строевых частях ВВС России. Пилот должен иметь уровень не ниже 2 класса, хотя были случаи, когда и летчики 3 класса успешно обучались всему необходимому. Обычно пилот из строевой части высказывает в личной беседе с представителями нашей группы желание летать у нас, после чего мы принимаем решение о том, стоит ли этого пилота вызвать на экзамен. Если решение положительное, посылаем в часть официальную телеграмму, и кандидат едет к нам экзаменоваться. Оценивается и теоретическая, и физическая подготовка и, конечно же, летное мастерство. Один раз мы бросали клич по строевым частям — в виде телеграммы-приглашения. На приглашение пилоты откликались и приезжали к нам на экзамен.
Но разве у «Русских витязей» такой дефицит кадров, что приходится бросать клич?
Дефицита, конечно, нет, но есть естественная убыль: один-два человека в год уходят в отставку, освобождая места талантливой молодежи. Тогда мы приглашаем новых пилотов. А от нас уже никто не уходит, так и служат до выхода на пенсию.
«Русские витязи» нередко выступают совместно со «Стрижами». Эта группа тоже базируется в Кубинке и выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях.
Как идет обучение? Сейчас популярна тема авиатренажеров — используете ли вы их?
Для освоения полета в пилотажном строю в тренажерах необходимости нет. Визуальные оценки, глазомер, моторика — все это отрабатывается в тренировочных полетах. Но мы занимаемся и по другим программам, в частности по программам боевого применения, и там тренажеры используются.
На выступлениях ваши самолеты летят в строю, и расстояние между машинами минимально. Это сложно и опасно. Как ваши летчики учатся летать «впритирку»?
Каждый летчик, начиная с первых полетов в училище, постепенно эволюционирует. Сначала его учат одиночным полетам, затем — полету в паре. По мере обучения у него вырабатывается глазомерное восприятие самолета ведущего, определенная моторика, позволяющая четко реагировать на изменение расстояния и выдерживать место в строю. Когда летчик приходит к нам, он сначала выполняет полеты по курсу боевой подготовки. Затем приступает к программе пилотажной подготовки, сперва в менее плотном строе, обычно в тройке, где один ведущий и два ведомых. В таком варианте он осваивает весь комплекс высшего пилотажа на малой высоте. Затем то же самое изучается в строе типа «ромб», потом в пятерке, в шестерке… И постепенно приобретаются навыки, пилот действует более точно и уже «на автомате» выполняет соответствующие действия рулями.
Известно, что при пилотировании в группе особую проблему представляет спутный след от летящего впереди самолета. Как вы справляетесь с этой помехой?
Спутный след имеет несколько составляющих. Первая из них — струя от двигателя, которая довольно быстро «рассасывается». Вторая — возмущение, вызванное непосредственно самим летательным аппаратом, и третья — самая мощная — это перетекание воздуха с нижней части крыла на верхнюю. На концах крыльев воздух закручивается в жгут, и два потока идут навстречу друг другу. Это самая мощная помеха, она продолжительное время остается в воздухе. И чем больше перегрузка у самолета, тем более мощный вихревой жгут он оставляет за собой. Что в этом случае делать? Не попадать в эту струю. По нашим правилам ведомый самолет всегда летит ниже струи ведущего. Но если группа выполняет вираж на форсаже — даже по всем правилам, — то на выводе мы попадаем в свою же спутную струю. В этом случае самолет слегка тряханет, но его положение легко стабилизировать рулями. Если же попасть в спутный след, подойдя к другому самолету близко (во время пилотажа или в воздушном бою), то истребитель может швырнуть в сторону как пушинку, хоть весит он десятки тонн. Это опасно — машина на несколько секунд теряет управляемость, и это может привести к столкновению с соседним аппаратом.
Групповой пилотаж
Ваша пилотажная группа летает на Су-27. Расскажите об особенностях этого самолета.
Су-27, как и другие истребители 4-го поколения, позволяет в полной мере реализовать подъемную силу крыла. Машина выполнена по интегральной схеме, без четко выраженного фюзеляжа: фюзеляж плавно переходит в крыло и тоже участвует в создании подъемной силы. Но эта схема аэродинамически малоустойчива. Ее плюс в том, что малоустойчивый самолет не отбирает подъемную силу на балансировку и более маневренен. Минус — таким аппаратом сложнее управлять, и поэтому на помощь летчику приходит компьютер в виде СДУ — системы дистанционного управления. Можно сказать, что планер Су-27 обладает уникальной аэродинамикой — на него можно ставить новую авионику, новые двигатели, но сама конструкция очень удачна и ей предстоит долгая жизнь. Вообще, хороший самолет — это компромисс. Например, чтобы истребитель был маневренным, он должен быть прочным, если он должен быть прочным, то ему следует быть легким, но малый вес может сказаться на прочности и негативно. Или возьмем радиус действия. Для дальнего полета хорошо иметь аппарат малого веса и побольше топлива. Но топливо и баки тоже добавляют тяжести. Сплошные противоречия. Однако в конструкции Су-27 все эти противоречивые факторы учтены в максимально гармоничном виде. Я считаю, что это самый лучший в мире истребитель.
Одиночный пилотаж группы «Русские витязи»
Пилотажных групп, выступающих на боевых самолетах, в мире не так уж много. В чем особенность этих групп?
Действительно, таких групп немного. Есть «Русские витязи» и «Стрижи» на МиГ-29 у нас, есть американцы Blue Angels и Thunderbirds, летающие на F/A-18 и F-16, есть китайская группа на J-10, есть группы у Турции и Швейцарии на F-5 Tiger. Прежде всего задача таких групп, и нашей в том числе, — поддержать престиж страны, показать возможности национальных ВВС. Если же сравнивать пилотажную группу на боевых самолетах и на учебно-тренировочных машинах, то пилотаж боевых аппаратов более энергичен, сразу видно, что эта техника мощнее, энерговооруженней, маневренней. Группа на учебно-тренировочных самолетах обычно показывает какие-то проходы, элементы перестроения. Боевые машины демонстрируют силовой пилотаж: здесь предельные по тяге виражи, а радиусы петель или разворотов меньше, чем у учебно-тренировочных самолетов, хоть у тех и ниже скорости. Сейчас в мире по сложности выполняемых фигур с нашими группами могут сравниться только американцы. Китайцы пока до этого уровня не дотягивают, но быстро эволюционируют.
Какие фигуры высшего пилотажа вы считаете наиболее сложными?
Все фигуры высшего пилотажа непросты, если их надо выполнить красиво, так, чтобы это понравилось зрителям, но самые сложные — те, где реализуется наибольшая тяга двигателей — вираж на форсаже, петля на форсаже. Довольно тяжела в исполнении бочка, если самолет летит в строю и необходимо выполнить вращение не вокруг собственной оси машины, а вокруг формации, то есть вокруг оси ведущего самолета.
Поскольку нашим провожатым в штаб-квартиру «Русских витязей» в Кубинке стала компания Hamilton, напоследок захотелось спросить командира «Русских витязей» о роли часов в жизни авиатора.
Какой же летчик без часов? — отвечает с улыбкой подполковник Щеглов. — Пилотам ВВС часы положены по штату и выдаются, но, разумеется, каждый вправе сам выбирать, какие именно часы ему носить. В кабине Су-27 на приборной доске индикация времени, конечно, предусмотрена, хотя даже в полете порой бывает удобнее взглянуть на те часы, что на руке. Ну а вообще говоря, мы, летчики, живем не только в небе, но и на земле, и здесь наручные часы служат для пилота аксессуаром, подчеркивающим его принадлежность к нашей романтической профессии.
Статья «Легко ли стать витязем?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2014).www.popmech.ru
Общее описание : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Витязи Общее описание
«Русские Витязи»! Кто не знает их сейчас? Кто не устремляет свой взор в небо, услышав нарастающий гул их мощных боевых машин? Сколько мальчишек мечтает быть похожими на этих сильных духом, отважных и мужественных летчиков?
Это сейчас их знает весь мир. А тогда, в далеком 1991 г. их имя прозвучало впервые. Все началось с того, что в мае 1989 г. на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники (тогда 234 истребительно-авиационный полк) поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки машин в строю «ромб».
Ведущим первого «ромба» стал Анатолий Арестов, левым ведомым – Александр Дятлов, правым – Иван Кирсанов, хвостовым ведомым – Владимир Букин. Маневрирование группе давалось непросто. Размер и масса самолета, его инертность и, как ни странно, его отличная аэродинамика были основными причинами, вызывающими сложности совместного пилотирования в небе. И только огромное желание и упорство русских летчиков помогли преодолеть все трудности.
В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый – Александр Дятлов, правый – Сергей Ганичев, хвостовой – Владимир Букин, левый внешний – Владимир Баженов, правый внешний – Александр Личкун. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов.
Выбор названия стал очень не легким делом. Первые варианты были один экзотичнее другого, пока Николай Гречанов не произнес слово витязь. Все сразу стало на свои места. Прочная ассоциативная связь с историческими истоками, русскими былинами, воинственным духом и неповторимой мужественностью образа сложилась сразу и не прерывается на всем протяжении существования группы.
Днем рождения «Русских Витязей» стало 5 апреля 1991 г. А уже 24 августа 1991 г., буквально через четыре с половиной месяца, название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы.
Осенью 1991 г. «Русские Витязи» уже появились в небе Англии. Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун на свежераскрашенных Су-27 прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и четкий сверкающий строй крылатой шестерки. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей «Red Arrows» (Рэд Эрроуз).
Той же осенью на авиашоу в Праге «Русских Витязей» представляли Владимир Грызлов и Игорь Ткаченко, выступившие в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 просто-напросто отказались от выступления из опасения «потеряться» на фоне русских.
Через месяц после возвращения на родину группа была приглашена в Малайзию для участия в авиасалоне LIMA’91. Зима прошла в тренировках, а в июне 1992 г. две «спарки» «Витязей» отправились в американский Портленд на аэрошоу «Фестиваль роз». Группу представляли Баженов, Григорьев, Басов и Личкун. А буквально через месяц снова состоялся визит в США, на Аляску (аэродром Брэдли).
Насыщенной событиями стала для группы осень 1992 г. В начале сентября на авиабазу в Кубинке прибыла пилотажная группа ВВС США «Blue Angels» (Блю Энджелс). Вместе с гостями летчики выступили над своим аэродромом, а затем показали красочное шоу в честь Дня города в небе над московским Тушино. Через неделю «Витязи» выступили на 50-летии знаменитого полка «Нормандия-Неман» во французском Реймсе, где состоялся совместный пилотаж двух четверок. В небо одновременно поднялись Баженов, Ковальский, Гречанов и Личкун на своих Су-27 и группа на самолетах F-1 «Mirage» (Мираж). Тогда же состоялось знакомство русских летчиков с французской пилотажной группой «Патруль де Франс». На аэродроме города Салон-де-Прованс «Русские Витязи» на Су-27 выполнили совместный пилотаж с маленькими и легкими «Alpha-Jet» (Альфа- Джет).
В апреле 1993 г. пилотажников пригласили в Голландию, где группа выступила на аэрошоу Королевских ВВС страны на авиабазе Леуварден. В августе того же года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом: канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их самолету CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хваленым «Хорнетом», доказав непревзойденные качества своих боевых машин.
В сентябре группа выступила на первом Международном Аэрокосмическом салоне МАКС-1993. Даже низкая облачность не помешала летчикам-асам продемонстрировать свое мастерство, выполняя пилотаж на малых высотах. 11 сентября 1993 г. группа провела показательный пилотаж над городом Городец, где состоялось открытие памятника легендарному русскому князю XIII века Александру Невскому.
В декабре «Витязи» вновь отправились на далекий тропический остров Лангкави для участия в авиасалоне LIMA’93. Маршрут перелета пролегал через Ташкент, Дели, Калькутту, Янгон. Зрители и участники авиашоу наблюдали показательные выступления Владимира Баженова, Александра Личкуна, Владимира Грызлова, Бориса Григорьева.
Сезон показательных полетов 1994 года был открыт пилотажной группой в мае. «Русские Витязи» отправились в Братиславу для участия в аэрошоу SIAD-94. Летчик группы капитан Игорь Ткаченко, выступивший над столицей Словакии с программой одиночного пилотажа, занял первое место в своем классе.
В июне российским пилотам рукоплескали зрители, собравшиеся на норвежском аэродроме Гардемоэн, где проходило национальное аэрошоу. Через месяц «Витязи» «шестеркой» полетели в бельгийский город Остенде. После участия в аэрошоу две «спарки», которые пилотировали Баженов и Климов, Личкун и Сыровой, ненадолго «отлучились» в соседний Люксембург, где приняли участие в авиашоу «Журни дель Эйр».
3 сентября, когда Москва отмечала День города, «Русские Витязи» в течение 42 минут вычерчивали в небе над Поклонной горой сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Для пилотажа была отведена зона, простирающаяся на запад от мемориала примерно на 3 км.
24 октября того же года «Русские Витязи» участвовали в параде над Ашхабадом – Туркменистан праздновал трехлетнюю годовщину своей независимости. В октябре летчики группы возобновили давнюю традицию Кубинки – эскортирование самолетов именитых гостей. На этот раз они сопровождали лайнер своей доброй знакомой – королевы Англии Елизаветы II.
9 мая 1995 г. стал знаменательной датой не только в истории России, но и в истории пилотажной группы. Весь мир широко отмечал 50-летие окончания Второй мировой войны, и в этот святой день, 9 мая, шестерка «Русских Витязей» впервые прошла в составе огромной колонны авиационной техники над Можайским шоссе, Поклонной горой и Кутузовским проспектом.
По всему миру выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 г. Вот только вернуться домой в Кубинку довелось не всем… 12 декабря три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую за непроглядным туманом гору. Это произошло при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.
Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего была моральная травма. Огромную поддержку своим коллегам оказали летчики пилотажной группы «Red Arrows», пригласив «Витязей» к себе на базу.
Лишь в апреле 1996 г. «Витязи» начали отрабатывать парный пилотаж, затем восстановили «тройку» и, наконец, составили «ромб», в который вошли Личкун, Климов, Ковальский и Букин. В цехах 430 АРЗ в Быкове перекрасили три «спарки» (№20, 24, 25) и «боевую» машину Су-27 (№15). Верх самолетов стал синим, внизу появился резкий переход от белого к голубому (появилась так называемая «стрела» под кабиной), носки крыла и стабилизатора снизу выкрасили в красный цвет. Импортное оборудование и полиуретановые краски привели бывалые самолеты к состоянию, близкому «как с иголочки».
Вновь слетанный ромб на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре того же года на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И наконец, в 1997 г. в небо была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым – Иван Кирсанов. В июне «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова демонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в столице Словакии — Братиславе.
В сентябре 1997 г. группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А чуть позже летчики на своих самолетах эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию.
Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появились в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. Эффект был потрясающий – такого шоу Москва за всю свою историю не видела!
В ноябре 1998 г. группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в КНР. «Витязи» выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.
В 1999-2000 гг. «Русские Витязи» участвовали в многочисленных показах в городах России, в том числе группа выступала на юбилейных торжествах в честь 60-летия Сызранского ВВАУЛ, а 11 июня 2000 г. впервые показала свое мастерство в небе над Санкт-Петербургом.
В конце 2000 г. состоялся повторный визит в Китай. Здесь свою «шестерку» в крайний раз водил ветеран группы Александр Личкун. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступал Игорь Ткаченко. Вернувшись в Кубинку, Личкун выключил двигатели и покинул кабину истребителя, передав бразды правления группой энергичному подполковнику Сергею Климову. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001. Грандиозный праздник в небе устроили «Русские Витязи» над Волгой в июне того же года, во время торжеств по случаю 450-летия добровольного вхождения Чувашии в состав России.
В мае 2002 г. тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира гв. полковника Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко. Тогда в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. 10 декабря они выполнили первый показ над Кубинкой для делегации из США, а с программой одиночного пилотажа выступил начальник центра Анатолий Омельченко.
В сентябре на гидроавиасалоне «Геленджик-2002», выступила пара Ткаченко-Хачковский с комплексом синхронного и встречного пилотажа. В апреле 2003 г. Омельченко, Ткаченко, Хачковский, Шпак и Ряполов выполнили практическое переучивание на самолет Су-35.
К 65-летию образования 237 гвардейского Центра показа авиационной техники имени Кожедуба, в марте 2003 г. четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 г. в День независимости России «десятка» прошла над Красной площадью. В кабинах самолетов в тот день были Николай Дятел, Геннадий Авраменко, Михаил Логинов, Виктор Селютин, Вадим Шмигельский, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Игорь Ткаченко, Дмитрий Хачковский и Олег Ряполов. После этого «ромб» «Витязей» успешно выступил на первом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.
На МАКС-2003 пилотажная группа «Русские Витязи» вновь выступила в составе шести самолетов. В качестве внешних ведомых в состав группы вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев. В 2004 г. в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий — Игорь Ткаченко. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации.
В этом же году группа успешно выступила на нескольких авиашоу, в том числе на «Фестивале пилотажных групп» в Жуковском, на авиашоу «Асы Второй мировой войны» в Монино и уже в третий раз на гидроавиасалоне в Геленджике.
В январе 2005 г. группа впервые совершила визит на Аравийский полуостров в Объединенные Арабские Эмираты для участия в авиашоу «Аль Эйн-2005». 9 мая 2005 г., в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью. А спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в город Дудинка, где впервые выполнила воздушный показ за полярным кругом.
Летом того же года группа продемонстрировала свой пилотаж в городах Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда ею были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки. В августе «Витязи» снова приняли участие в авиашоу «Асы Второй мировой войны» и традиционно выступили на авиасалоне МАКС-2005.
Осенью группа вылетела в Заполярье на полуостров Ямал в город Салехард, после чего выступила в Ахтубинске в честь 85-летия 929 ГЛИЦ, где мастерство «Русских Витязей» оценивали настоящие профессионалы – летчики-испытатели.
19 октября 2005 г. командиром пилотажной группы становится Игорь Шпак. В начале 2006 г. состоялся визит в ОАЭ, где в небе над Аравийской пустыней «Витязи» заняли первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества Су-27. Группа выступила с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «Клин», двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». Летчики были награждены золотыми медалями FAI (Международная авиационная федерация).
В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китайскую Народную Республику, где «Русские Витязи» открывали «Год России в Китае» и участвовали в Международном авиакосмическом салоне «Чжухай-2006».
5 апреля 2006 г. АГВП «Русские Витязи» отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме. В конце апреля республика Беларусь встречала «Витязей» на юбилее авиабазы в городе Барановичи. В том же году высший пилотаж был продемонстрирован в небе над Хабаровском и на гидроавиасалоне в Геленджике, на открытии которого группа летала в составе шести самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.
Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью, 9 мая 2007 г. был снова выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов.
Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 г., впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов, названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». Состав «бриллианта» с 2004 г. оставался постоянным. Самолеты пилотировали Игорь Ткаченко, Николай Дятел, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Олег Ерофеев, Андрей Алексеев, Геннадий Авраменко, Виктор Селютин и Олег Ряполов.
В 2007 г. группа провела еще немало показательных выступлений в городах России. Это были Ростов-на-Дону и Пушкин летом, Сургут и Ханты-Мансийск в сентябре. На праздновании 95-летия ВВС России «Витязи» продемонстрировали свое мастерство в небе над Монино, а несколькими месяцами ранее гул кубинской «шестерки» разрывал небо над Санкт-Петербургом.
70-летие 237-го ЦПАТ «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» отметили 22 марта 2008 г. в небе над родной Кубинкой. В ходе совместного выступления была выполнена «бочка» «девяткой» в новом составе. 9 мая 2008 г. ставшая уже традиционной воздушная часть Парада Победы завершилась незабываемым пролетом «кубинского бриллианта» над Красной Площадью. 28 мая 2008 г. сменился командир пилотажной группы, им стал гвардии подполковник Андрей Алексеев, правый ведомый в строю «Русских Витязей».
Спустя месяц, 12 июня того же года, «пятерка» «Русских Витязей» выполнила показательные полеты в Саранске и Пензе, полеты выполнялись с базового аэродрома Кубинка. 20 июня 2008 г. «Витязи» выступили в финском городе Каухава на авиационном шоу «Полуночное солнце». Полеты выполнялись в сумерках, в условиях «белой ночи». В конце июня состав группы увеличился. Программу пилотажной подготовки прошел гвардии подполковник Александр Богдан.
Группа в полном составе начала подготовку сразу к нескольким серьезным выступлениям 2009 г. Первым из них стал так полюбившийся россиянам пролет над Красной Площадью 9 мая. Пролетая над самым сердцем Москвы ведущий летчик «Русских Витязей» гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил всех ветеранов с праздником Великой Победы прямо из кабины своего истребителя.
А 24 июня группа снова улетела в Санкт-Петербург, где совместно с летчиками из пилотажной группы «Стрижи» выступила на Международном военно-морском салоне. 11 июля 2009 г. смешанный «ромб» из двух Су-27 «Русских Витязей» и двух МиГ-29 «Стрижей» открыл в Тверской области рок-фестиваль «Нашествие».
До самого главного авиационного события года – МАКС-2009 – оставалось полтора месяца. Летчики группы совершали тренировочные полеты почти ежедневно. Два дня оставалось до открытия МАКСа, «четверка» «Витязей» ушла на тренировочный полет над точкой показа в Жуковский. Именно на этой тренировке случилась непоправимая беда, трагически погиб командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик «Русских Витязей» Игорь Ткаченко. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полетом «ромба» в заключительный день проведения МАКСа, 23 августа.
В абсолютной тишине «ромб» появился над аэродромом Жуковский и совершил «пролет памяти» в честь погибшего Игоря Ткаченко. Возгласы восхищения мужеством летчиков и аплодисменты в память о гвардии полковнике Ткаченко перекрыли в тот день даже гул «четверки» Су-27. Указом Президента России № 966 от 22 августа 2009 г. гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
В новый, 2010 г. пилотажную группу «Русские Витязи» повел заместитель погибшего Игоря Ткаченко – гвардии полковник Игорь Шпак. Зимой возобновились тренировочные полеты, к составу группы присоединился гвардии подполковник Сергей Щеглов, успешно прошедший программу пилотажной подготовки и занявший место левого внешнего ведомого в строю «Русских Витязей».
В день 65-летия Великой Победы, 9 мая 2010 г., кубинская «девятка», ведомая Игорем Шпаком, вновь появилась в небе над Москвой. Спустя пять дней после Воздушного парада над Красной Площадью, 14 мая 2010 г., в честь 90-летия Ивана Никитовича Кожедуба летчики пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» устроили грандиозное шоу в небе над авиабазой Кубинка. 10 июля того же года «Витязи» и «Стрижи» снова выступили на открытии рок-фестиваля «Нашествие».
А 4 сентября летчики обеих пилотажных групп отправились в Волгоград для участия в праздновании Дня города и 100-летия Качинского ВВАУЛ, выпускниками которого является добрая половина легендарной группы. Сезон показательных полетов 2010 г. завершило выступление группы в городе Ахтубинске в честь 90-летия ГЛИЦ имени В.П. Чкалова.
2011 г. стал годом 20-летия со дня образования пилотажной группы. 5 апреля на торжествах по случаю юбилея в Кубинке собрались представители всех поколений «Витязей», ветераны Центра показа авиационной техники и просто любители авиации. Мастерство высшего пилотажа, показанное летчиками в небе, ярко свидетельствовало, что сегодняшнее поколение не только бережно хранит, но и умножает традиции прославленной эскадрильи. С 16 по 21 августа «Русские Витязи» возглавляемые гвардии полковником Игорем Шпаком выступили на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2011», где в сложной и насыщенной летной программе демонстрировали высший одиночный и групповой пилотаж, показав такие фигуры, как встречная и синхронные бочки, петля с переворотом, роспуск «Тюльпан» с четырьмя «Колоколами» одновременно.
Многолетний опыт выступлений пилотажной группы на международной арене неоднократно доказывал высочайший уровень мастерства личного состава.
В настоящее время «Русские витязи» продолжают выполнять групповой высший пилотаж в составе девяти самолетов совместно с группой «Стрижи». Самостоятельно группа выполняет высший пилотаж в составе шести самолетов, встречный пилотаж и одиночный высший пилотаж на предельных режимах своих боевых машин, не жалея своих физических сил, потому что это летчики легендарной группы, потому что здесь по-другому нельзя, потому что небо – это их стихия.
Когда-нибудь, глядя в высокое и голубое небо, еще один мальчишка с замиранием сердца скажет: «Мама, я тоже хочу стать летчиком!». И через какое-то время в этой истории появится новая запись.
structure.mil.ru
Су-27: как создавался самолет-легенда :: Новости :: ТВ Центр
Су-27 — российский многоцелевой всепогодный истребитель, созданный в ОКБ Сухого. Впервые поднявшись в воздух 38 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших в своем классе. Именно на Су-27 выступает знаменитая пилотажная группа «Русские Витязи».
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвертого поколения. В СССР созданием такого самолета занялось ОКБ Сухого. Перед советскими конструкторами поставили задачу сконструировать истребитель, превосходящий американский по всем характеристикам.
Первый вылет Су-27 состоялся 38 лет назад. Этот самолет стал представителем новой эпохи боевой авиации. Общая идеология реактивных истребителей четвертого поколения предполагала использование крыла умеренной стреловидности при небольшой удельной нагрузке. Так конструкторам удалось добиться улучшения взлетно-посадочных и маневренных характеристик.
«Лучший в мире истребитель»
20 мая 1977 года на аэродроме летно-исследовательского института в Жуковском состоялся первый полет Су-27. В кабине находился летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Первое же испытание показало, что советский истребитель пока не готов соревноваться с F-15 ВВС США. Су-27 нуждался в доработках.
В воинские части истребитель начал поступать лишь в 1982 году, а серийное производство начато годом ранее на 126 заводе в Комсомольске-на-Амуре. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, после устранения всех основных недостатков, выявленных в испытаниях.
Одноместный фронтовой истребитель Су-27С получил пару турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф с форсажными камерами общей тягой 25 тысяч килограмм. Максимальная скорость самолета — 2500 километров в час, дальность полета 3530 километров, практический потолок 18,5 километров. Планер Су-27С выполнен по интегральной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку: его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Стреловидность крыла по передней кромке составляет 42 градуса, по задней — 15 градусов, удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.
Для улучшения аэродинамических свойств на больших углах атаки крыло оснащено корневыми наплывами большой стреловидности и автоматически отклоняемыми носками. Наплывы способствуют увеличению аэродинамического качества при полете на сверхзвуковых скоростях. На крыле расположены флапероны, выполняющие функцию элеронов и функцию закрылков на взлетно-посадочных режимах. На Су-27С реализована концепция продольной статической неустойчивости. Во многом именно она определяет высокую маневренность самолета.
С 1986 по 1988 годы на специально подготовленной модификации Су-27 — П-42 было установлено более 30 мировых рекордов. Так, 27 октября 1986 летчик-испытатель Виктор Пугачев побил мировой рекорд времени подъема на 3000 метров. Он взял высоту за 25,4 секунды, что на две секунды быстрее, чем у американского F-15. А 11 марта 1987 года Николай Садовников достиг высоты 15000 метров за 1 минуту и 16 секунд, на 7 секунд обогнав истребитель США.
В июне 1989 года Су-27С появился на авиасалоне Ле-Бурже. Два истребителя перелетели из подмосковного Жуковского во Францию без промежуточных пересадок, дозаправок и подвесных топливных баков. Продемонстрированный в Ле-Бурже пилотаж вызвал восторг у западных специалистов. Одна из фигур, которую выполнил летчик Виктор Пугачев, получила название «кобра Пугачева». Во время полета истребитель, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120 градусов, некоторое время летит хвостом вперед, затем быстро возвращается в горизонтальное положение.
Одной из модификаций истребителя Су-27 стал самолет Су-30. Он был создан в 1989 году на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ. В отличие от предшественника, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полета, а также эффективным управлением группой истребителей. На новой машине установлена система дозаправки топливом в воздухе, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения, значительно повышена боевая эффективность. На самолеты Су-30 установлены двигатели с управляемым вектором тяги 117С, это дает истребителю сверхманевренность и возможность управления даже на нулевой скорости.
В настоящее время Су-27 является одним из основных истребителей ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других. Именно на этих самолетах выполняют групповой и одиночный пилотаж «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи»
Авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» сформирована на базе 1-й авиационной эскадрильи 234 гвардейского Проскуровского авиаполка. В первый состав пилотажной группы из шести самолетов вошли: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Днем рождения «Витязей» считается 5 апреля 1991 года.
Спустя четыре с половиной месяца «Русские Витязи» впервые пролетели перед зарубежными зрителями. Это произошло 24 августа на польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Еще через месяц специалисты ОКБ «Сухого» разработали для самолетов «Витязей» единый дизайн и перекрасили Су-27 в цвета государственного флага России.
Осенью 1991 года на авиашоу в Праге, выступившие в спарке Су-27УБ, показали программу одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 отказались от выступления из опасения «потеряться» на фоне русских. В последующие годы «Русские Витязи» активно участвовали в авиашоу как в России, так и за рубежом.
К 1995 году выступления «Витязей» вызывали восторг зрителей по всему миру. Однако этот год стал для группы трагичным. После возвращения с авиасалона в Малайзии, состоявшегося в декабре, при заходе на посадку для дозаправки на вьетнамском аэродроме Камрань три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую туманом гору. Эта трагедия привела к гибели четырех летчиков пилотажной группы и прекращению выступлений почти на год.
Новая шестерка Су-27 поднялась в небо лишь в 1997 году. Впервые после перерыва «Витязи» снова демонстрировали свое мастерство за границей, пролетев над австрийским городом Цельтвег и столицей Словакии — Братиславой. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман».
К празднованию 850-летия Москвы «Русские Витязи» восстановились полностью и были готовы снова изумлять публику. В юбилей столицы группа на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появилась в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу.
Спустя десять лет, 9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью. Позже это станет неотъемлемой частью парада Победы.
В 2009 году новая трагедия постигла группу. За два дня до главного события года – авиасалона МАКС, на генеральной репетиции в районе аэродрома «Раменское» столкнулись два Су-27 из состава авиагруппы. Погиб один из трех пилотов — командир «Витязей» Игорь Ткаченко. После этого участие группы в авиасалоне ограничилось лишь полётом «ромба» в крайний день проведения МАКСа, 23 августа.
На этот раз «Русским Витязям» на восстановление потребовалось почти полгода. Но уже 9 мая 2010 года, в день 65-летия Великой Победы, кубинская «девятка» вновь заставила сотни людей с восхищением смотреть на столичное небо.
Уникальность «Витязей» в том, что это единственная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на «тяжелых истребителях». Эти самолеты позволяют выполнять такую уникальную фигуру пилотажа, как колокол, горизонтальный полет на скорости 180-200 километров в час. Кроме того в своем активе «Русские Витязи» имеют большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой истребителей.
Елена Скутнева, Георгий Коровин, Андрей Скворцов. TVC.RU
www.tvc.ru
Русские «Витязи» пересели на новые машины!

Пилотажная группа «Русские Витязи» получила четыре новых многофункциональных истребителя Су-30СМ. Машины окрашены в «фирменные» цвета группы и получили бортовые номера с 30 по 33. В новостях уже писали, что самолеты прибыли в Кубинку, но это не так. Это ПЕРВЫЕ публикуемые кадры новых машин!
Ранее Витязи летали на самолетах Су-27П и Су-27УБ.
Найдите десять различий! (а они есть, правда внешне видны не все…).
Наиболее заметные визуальные различия, это ПГО (переднее горизонтальное оперение), и спаренное переднее шасси. Кроме этого установлена система дозаправки топливом в полете, но ее сходу не заметишь.
Незаметное, на первый взгляд, но наиболее существенное отличие, это двигатель АЛ-31ФП (Архип Люлька), с изменяемым вектором тяги. Такой двигатель существенно повышает маневренные характеристики самолета. Что же, ждем новых фигур высшего пилотажа от Русских витязей!
На фото Су-27П
Группа пришла традиционным «Ромбом» (Это вид боевого порядка, или строя. Боевые порядки служат для решения задач боевой подготовки и выполнения боевых задач).
Летчики сделали проход группой над аэродромом, развернулись и сделали расход.
Первым садится машина с бортовым номером 32.
Следом б/н 31
Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
Возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность являются уникальными.
Далее 30 (тот, что в заголовке поста…).
Су-30СМ (серийный модернизированный) — последняя модификация российского многоцелевого тяжелого истребителя Су-30 поколения 4+
Замыкающим садится Су-30СМ, б/н 33
Через некоторое время приходит «Техничка» Ан-12.
Машины встали на обслуживание и дозаправку топливом.
Заправились, и дальше, к себе домой, в Кубинку. Первым выруливает на исполнительный машина с б/н 30.
Следом 33.
Су-30СМ, анфас б/н 31.
И в профиль.
Замыкает четверку б/н 32, который садился первым.
Стали на полосе двумя парами, так и будут взлетать.
Первыми пошли 30 и 33. Мощный разгон…
Далековато…
Пошли 31 и 32. Крутой отрыв!
Хороший подарок получила авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи» в год своего 25-летия.
Сегодня в составе группы:
• Гвардии полковник Алексеев Андрей Анатольевич
Заместитель командира 237 ЦПАТ «Кубинка», Военный летчик-снайпер.
• Гвардии подполковник Щеглов Сергей Владимирович
Командир АГВП «Русские Витязи», Военный летчик 1 класса
• Гвардии подполковник Богдан Александр Сергеевич
Заместитель командира АГВП «Русские Витязи», Военный летчик 1 класса
• Гвардии подполковник Ерофеев Олег Иванович
Начальник службы безопасности полетов, Военный летчик-снайпер.
• Гвардии капитан Кочетов Владимир Геннадьевич
Старший лётчик, Военный лётчик 1 класса.
Ждем отличных полетов , новых элементов пилотажа и конечно в гости к нам!
/Иван Ермолин, ivan-stalich.livejournal.com/
army-news.ru