Су-25УБ – возращение в небо » Военное обозрение

Компания «Вертолеты России» сделала заявление о возобновлении производства учебно-штурмового Су-25УБ. Завод по выпуску и ремонту вертолетов, находящийся в Улан-Удэ, займется производством Су-25УБ для Военно-воздушных Сил Российской Федерации. По заявлению директора «Оборонпрома» становится ясно, что данный вопрос был согласован с ОАК. Планируется заменить радиоэлектронное оборудование самолета на более современную аппаратуру, так как после развала СССР Су-25 больше не производили и оборудование морально устарело. По остальным ТТХ самолет имеет огромный потенциал, который также планируют развить благодаря современным технологиям. Планируется выпустить около 16 учебно-боевых Су-25УБ.
Немного истории

В 70 годах в СССР для подготовки и отработки практических действий личного состава ВВС возникла идея создания учебно-боевого самолета на базе штурмовика Су-25, в 1977 году рабочий эскиз Су-25УБ был готов. Но вследствие выпуска новой модификации самолета Су-25Т проект был отложен.

Все это привело к тому, что самолеты для проведения учебных полётов в лётные подразделения ВВС пришлось закупать у Чехословакии. Всего у фирмы «Аэро» было закуплено порядка 2000 двухместных учебных самолетов L-39 Albatros.

Массовое производство Су-25УБ теоретически началось в 1984 году, прототип носил название Т8-УБ1, но первые же три машины идут на доработку, и лишь в 1985 году начинаются испытания переделанного прототипа Т8-УБ2, и то только летные, из-за постоянного срыва срока сдачи в серийное производство. Заводские летные испытания были завершены в поставленный срок – середина декабря 1985 года.

Государственные испытания проходили весь 1986 год и закончились рекомендацией к началу серийного производства и принятию на вооружение в ВВС.

С 1986 года до сих пор было построено около 300 машин Су-25УБ, учебно-боевые самолеты начали поступать в расположения частей ВВС. Несколько десятков Су25УБ пошли на экспорт (экспортный вариант Су-25УБК): в Болгарию — 6 машин, в КНДР — 4 машины, в Чехословакию — 6 машин, в Ирак — 12 машин, в Анголу — 2 машины.

Поставка на экспорт показывает, насколько востребован был Су-25УБ на авиационном рынке и какие перспективы ожидали его развитие.
Была также выпущена серия Су-25УТГ для выполнения учебных заданий летным составом на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», и на сегодня их осталось не более 10 единиц, и если ВМФ России закажет проект нового авианосца, Су-25УТГ смогут в кратчайшие сроки выпустить малой серией для данного проекта.

Возможности учебно-боевого самолета

Су-25УБ предназначается для проведения обучения и контроля действий летного состава подразделений ВВС и выпускников летных высших учебных заведений в самолетовождении, технике пилотирования и действий в составе группы. ТТХ учебно-боевого самолета не отличаются практически ничем от ТТХ базового самолета Су-25.

Виды выполняемых учебных задач:
— отработка техники пилотирования в различных метеоусловиях, днём и ночью;
— отработка навыков самолетовождения в различных метеоусловиях, днём и ночью;
— отработка боевых навыков при атаке наземной цели с помощью учебных фото-, киноприспособлений;
— отработка действий летного состава при отказе различных приборов и систем самолета;
Преемственность Су-25УБ составляет 80% Су-25. На учебно-боевом штурмовике Су-25УБ, как и на боевом штурмовике Су-25, стоят два двигателя Р-95Ш. Аппаратура на борту полностью аналогична боевому самолету.

Основные отличия учебно-боевого самолета:
— переделанная носовая часть для установки второй кабины;
— откидной фонарь единый для 2-местной кабины;

— перекомпоновка оборудования в зоне установки 2-местной кабины;
— управление самолетом из двух кабин пилотов;
— добавлены системы дублирования управления, кондиционирования, сигнализации.

Как видно, основные отличия учебного самолета связаны с установкой второй кабины пилота и подводом к ней необходимого оборудования и управления. Радиоэлектронная аппаратура получила возможность имитировать отказы из второй кабины на кабину выполняющего учебное задание летчика. При возникновении нештатных ситуаций есть возможность переключения полного контроля на кабину инструктора.
В учебно-боевом самолете Су-25УБ находится переговорное устройство, обеспечивающее беспрерывную связь между инструктором и обучаемым пилотом, и записывающее устройство для записи переговорного процесса обучения.

Основные ТТХ Су-25УБ:
— прототип «Т8-УБ1», «Т8-УБ2»;
— модификации: Су-25УБ, Су-25УТГ, Су-25УБК, Су-25Ут;
— длина 15.3 метра;

— высота 5.2 метра;
— размах крыла 14.3 метра;
— масса 15300 кг;
— двигатель два Р-95Ш;
— средняя скорость 900 км/ч;
— радиус действия: у земли – 450 км., на высоте – 950 км;
— практический потолок 7000 м;
— количество пилотов 2 человека;
Вооружение:
— 10 подвесок с нагрузкой до 4300 кг;
— одна двуствольная пушка ГШ-30-2 калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов;
— 32 бомбы по 100 кг,восемь бомб по 500 кг;
— до 10 пусковых устройств УБ-32-57 или блоки НАР типа С-24, С-8, С-5;
— управляемые ракеты класса «воздух – поверхность» Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л,
класса «воздух-воздух» Р-2 или Р-60;
— СППУ-22 23-мм пушка ГШ-23Л, боезапас 260 патронов.

topwar.ru

От А до Я — Су-25УБП

Длительное время для подготовки пилотов Су-25 не было специализированного самолета. В начале применялись спарки Су-17УМЗ, т.к. системы вооружения самолетов во многом похожи. Однако летные и взлетно-посадочные характеристики Су-25 и Су-17УМЗ настолько различны, что в дальнейшем подготовку летчиков-штурмовиков проводили на самолетах L-39. Вопрос о создании на базе одноместного армейского штурмовика его учебно-боевого варианта возник в середине 70-х годов, а в 1977 году был разработан эскизный проект этого самолета. Постройка в ОКБ первого летного экземпляра путем доработки планера серийного штурмовика Т8 началась в 1981 году, но по различным причинам сильно затянулась и в результате в 1983 году была вовсе приостановлена в связи с тем, что в МАП приоритетной была признана задача скорейшей постройки и передачи на испытания модернизированного варианта одноместного штурмовика Су-25Т (Т8-М), для чего в ОКБ решено было использовать существующий задел — планер недостроенной спарки.

Постройку же опытных экземпляров Т8-УБ решено было совместить с запуском самолета в серийное производство на Улан-Удэнском АПО, выделив в распоряжение ОКБ две машины из установочной партии для проведения на них летных испытаний. Запуск в серию самолета Су-25УБ на авиазаводе в городе Улан-Удэ начался в 1984 году. При этом 3 первых планера самолета Т8-УБ из установочной партии были в 1985 году также переданы в ОКБ для доработки в опытные экземпляры самолета Т8-М, и поэтому сборка первых 2-х машин Т8-УБ полной комплектации была завершена лишь во второй половине 1985 года. Так как все это сильно затянуло сроки передачи самолета на летные испытания, решено было провести заводской их этап в сокращенном объеме и лишь в учебном варианте самолета, то есть без отработки боевого применения и в исключительно сжатые сроки — до конца 1985 года.

Первый опытный экземпляр самолета Т8-УБ1 (ведущим инженером по летным испытаниям был назначен В.П.Васильев) был закончен производством в июле 1985 года и облетан на заводском аэродроме города Улан-Удэ летчиком-испытателем ОКБ Ивановым А.А. 10-го августа 1985 года. Через день, 12-го августа, был проведен еще один полет, после чего самолет был разобран и авиатранспортом доставлен на ЛИС ОКБ в ЛИИ в г. Жуковском, где после сборки, оборудования его контрольно-записывающей аппаратурой и отработки всех его систем, он был 10-го октября вновь облетан А.А. Ивановым. Началось выполнение программы заводских испытаний, полеты выполняли летчики-испытатели ОКБ: А.А. Иванов, Н.Ф. Садовников и О.Г. Цой. 7-го декабря, сразу после получения заключения о положительных результатах отработки системы катапультирования на стенде, был выполнен первый полет в составе экипажа. В ходе этих испытаний были сняты основные показатели летно-технических, взлетно-посадочных характеристик и характеристик устойчивости и управляемости нового самолета — в объеме, достаточном для предъявления его на второй этап — Государственные совместные испытания. Заводские летные испытания были завершены в установленный срок — 13-го декабря 1985 года.

В конце декабря 1985 года был облетан и второй опытный экземпляр самолета, Т8-УБ2. После чего оба самолета в начале 1986 года были предъявлены на Госиспытания. ГСИ самолета проводились уже в полном объеме (то есть включая и боевое применение) в течение всего 1986 года. Само их проведение было, естественно, сильно облегчено тем, что все основные системы и агрегаты спарки были уже в достаточной степени испытаны на серийном штурмовике Су-25 (Т8) и отработаны в серийном производстве и эксплуатации, поэтому испытания прошли без каких-либо серьезных трудностей. По их окончании, самолет, с учетом устранения недостатков, отмеченных в перечне, был рекомендован к принятию на вооружение. Всего было изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Для нужд ВМФ России, кроме Су-25УТГ, дополнительно модифицировано около 10 самолетов Су-25УБ в вариант Су-25УБП (учебно-боевой палубный).

Двухместный учебно-боевой самолет Су-25УБ предназначен для обучения и контроля летчиков боевых частей и курсантов летных училищ в технике пилотирования, самолетовождении, групповой слетанности, а также для обучения решению боевых задач на армейском штурмовике. Основные летно-технические характеристики учебно-боевого самолета практически не отличаются от характеристик одноместного самолета-штурмовика. Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием двухместного самолета обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях.

Самолет Су-25УБ представляет собой двухместный цельнометаллический моноплан нормальной схемы с высокорасположенным крылом малой стреловидности, переставным на взлете и посадке стабилизатором, нерегулируемыми воздухозаборниками и трехопорным шасси с носовым колесом. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. На Су-25УБП в хвостовой части фюзеляжа установлен посадочный гак, представляющий собой тормозной крюк с демпфером-подъемником и боковыми стабилизаторами и установлена модифицированная хвостовая балка фюзеляжа, способная воспринять нагрузки от посадочного гака, законцовка хвостовой балки укорочена в связи со снятием парашютно-тормозной установки. На самолете, как и на одноместном штурмовике, установлены два бесфорсажных турбореактивных двигателя Р-95Ш (позже Р-195).

Основой пилотажно-навигационного оборудования является навигационный комплекс КН-23-1, который предназначен для определения и выдачи в прицельно-вычислительные устройства и на индикаторные приборы навигационно-пилотажных параметров, необходимых для выполнения полета и решения боевых задач. Навигационный комплекс обеспечивает непрерывное автоматическое счисление координат самолета по данным автономных средств, выполнение маршрутного полета, выход в район заданной цели, возврат на аэродром посадки, снижение на высоту предпосадочного маневра, повторный заход на посадку и определение и выдачу основных навигационных и пилотажных параметров. Прицельное оборудование самолета обеспечивает решение задач применения вооружения по наземным и воздушным целям в условиях их визуальной видимости. В состав прицельного оборудования входят авиационный стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ, обеспечивающий прицеливание при стрельбе, бомбометании и пуске ракет днем и ночью по визуально видимым наземным и воздушным целям, лазерная станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», которая обеспечивает измерение наклонной дальности до цели при решении задач прицеливания и выдачи ее в прицел, а также для наведения УР с лазерной головкой наведения, а также другая аппаратура. Средства обороны самолета обеспечивают предупреждение летчика об облучении самолета наземными РЛС ЗРК и истребителей противника, пеленгование РЛС в различных режимах излучения, прогнозирование пусков ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», создание активных помех РЛС управления оружием, создание ИК помех ракетам с ТГСН.

Встроенным артиллерийским вооружением штурмовика является авиапушка ГШ-2-30. Под крылом имеется 8 основных точек подвески, на которых могут размещаться фугасные, осколочно-фугасные, объемно-детонирующие и зажигательные бомбы, РБК, КМГУ, планирующие и корректируемые авиабомбы, УР Х-25 и Х-29 различных модификаций, НАР С-5, С-8, С-13 в блоках, крупнокалиберные НАР С-25, подвесные пушечные установки СППУ-22-01 и УПК-23-250, контейнеры с аппаратурой РЭП. На двух дополнительных пилонах могут размещаться ракеты класса «воздух-воздух».

В процессе эксплуатации самолет Су-25 и его модификации приобрели поистине мировую известность. Правильность концепции, изначально заложенной в проект и последовательно реализуемой при создании и модернизации штурмовика, была подтверждена успешным боевым применением Су-25 в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Восемь лет применения штурмовика в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. Су-25 вполне оправдывали прозвище «Грачи» своим умением находить противника и «выклевывать» его словно трудолюбивые птицы.

Вид Наименование Боекомплект
Встроенное ГШ-2-30 30 мм 250 выстр.
УР «Воздух-Воздух» Р-60М МД Подвеска (до 2)
УР «Воздух-Земля» Х-29Л(Т) Подвеска (до 2)
Х-25 Подвеска (до 4)
НАР С-5 Подвеска (до 8 УБ-32)
С-8 Подвеска (до 8 Б8М-1)
С-13 Подвеска (до 8 Б-13Л)
С-24Б Подвеска (до 8)
С-25 Подвеска (до 8)
Бомбовое ФАБ(ОФАБ)-100 Подвеска (до 16)
ФАБ(ОФАБ)-250 Подвеска (до 8)
ФАБ(ОФАБ)-500 Подвеска (до 8)
РБК-250 Подвеска (до 8)
РБК-500 Подвеска (до 8)
ЗБ-500 Подвеска (до 8)
ЗАБ-100 Подвеска (до 16)
КМГУ Подвеска (до 8)
КАБ-500 Подвеска (до 2)
Пушечное подвесное СППУ-22, УПК-23 Подвеска (до 4)
ПТБ ПТБ-800/1150 Подвеска (до 4)
БРЭО АСП-17БЦ-8
Лазерный дальномер «Клен-ПС»
РЭБ Станция РЭП СПС-141/142/143 (подвеска)
СПО «Хром» / «Сирена-3М» / «Береза»
УВ-26 (до 8 кассет АСО-2 ППИ-26 или ППР-26)
Вариант «Воздух-Воздух» «Воздух-земля»
Левый крайний Р-60М
Левый внешний Блок НАР С-24 (С-25)
Левый внешн. средний Х-25 Блок НАР С-24 (С-25)
Левый внутр. средний Х-25 (Х-29) Блок НАР С-24 (С-25)
Левый внутренний Блок НАР С-24 (С-25)
Правый внутренний Блок НАР С-24 (С-25)
Правый внутр. средний Х-25 (Х-29) Блок НАР С-24 (С-25)
Правый внешн. средний Х-25 Блок НАР С-24 (С-25)
Правый внешний Блок НАР С-24 (С-25)
Правый крайний Р-60М
Вариант «Воздух-Земля»
Левый крайний
Левый внешний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Левый внешн. средний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Левый внутр. средний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Левый внутренний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Правый внутренний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Правый внутр. средний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Правый внешн. средний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Правый внешний (О)ФАБ-250..500 КМГУ(РБК) ЗБ-500 2 (О)ФАБ-100
Правый крайний
Вариант «Воздух-Земля» Перегон
Левый крайний
Левый внешний
Левый внешн. средний ПТБ-800 ПТБ-1150
Левый внутр. средний СППУ (УПК)
Левый внутренний КАБ-500 СППУ (УПК) ПТБ-800 ПТБ-1150
Правый внутренний КАБ-500 СППУ (УПК) ПТБ-800 ПТБ-1150
Правый внутр. средний СППУ (УПК)
Правый внешн. средний ПТБ-800 ПТБ-1150
Правый внешний
Правый крайний

www.ot-a-do-ya.org

Учебно-боевой самолёт Су-25УБ (СССР)


Одной из важнейших модификаций одноместных самолетов являются их учебно-тренировочные или учебно-боевые варианты. Как говорилось выше, они необходимы не только для обучения, но и для проверки техники пилотирования опытных летчиков, особенно после длительных перерывов в полетах. Не стал исключением и Су-25, первой модификацией которого стал двухместный учебно-боевой Су-25УБ (Т8-УБ) созданный в соответствии с июньским 1976 года постановлением правительства. Его эскизный проект подготовили в 1977 году, но разработка, как нередко бывало, затянулась, поскольку появились более срочные задания, и самолет, столь необходимый для подготовки летчиков, уходил на второй план. Тогда приоритет отдали противотанковому Су-25Т (Т8-М), для чего использовали планер строившегося опытного экземпляра спарки. Обучение же строевых пилотов продолжалось на самолете Л-39.

К изготовлению Су-25УБ вернулись в 1984 году, причем на авиазаводе в Улан-Уде, совместив это с развертыванием серийного производства машины. Внешне спарка отличалась новой носовой частью фюзеляжа, с цельным откидным фонарем обеих кабин. Размещение второго члена экипажа, помимо установки второго поста управления самолетом и двигателями, повлекло за собой сокращение запаса топлива и перекомпоновку оборудования. При этом было добавлено самолетное переговорное устройство и оборудование, позволяющее инструктору имитировать отказы некоторых систем. В состав вооружения, помимо встроенной пушки ГШ-30-2вошли: бомбы калибра от 100 до 500 кг, реактивные снаряды С-57, С-24, С-8 и С-5, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л и класса «воздух-воздух» Р-60 или Р-73. Предусмотрена подвеска и подвижных пушечных установок СППУ-22 с орудиями ГШ-23Л (боезапас 260 патронов).

 

Первые две машины построили исключительно в учебном варианте, и летные испытания первой из них -Т8-УБ1 (заводской летчик-испытатель А.А. Иванов) — начались в августе 1985 года. Основной же этап заводских испытаний проходил на аэродроме ЛИИ, куда машину доставили в разобранном виде на транспортном самолете. В Москве к испытания подключились летчики Н.Ф. Садовников (ОКБ) и О.Г. Цой (НИИ ВВС). Заводские испытания завершили 13 декабря 1985 года, и в том же месяце облетали второй прототип Т8-УБ2. После чего оба самолета укомплектовали вооружением аналогичным Су-25 и предъявили в НИИ ВВС на совместные госиспытания, успешно завершившиеся к концу 1986 года. Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС в 1987 году.

 

Экспортный вариант штурмовика получил обозначение Су-25УБК (Т8-УБК), отличавшийся лишь составом бортового радиоэлектронного оборудования, аналогичного Су-25К. Спарки поставлялись Анголу, Болгарию, Ирак, КНДР и Чехословакию. После распада Чехословакии в 1992 году четыре машины остались в Чехии, а две — в Словакии. Всего изготовили около 300 Су-25УБ/УБК. В октябре 2011 года прошло сообщение о возобновлении производства спарки под обозначением Су-25УБМ на заводе в Улан-Удэ. При этом планировалось обновить лишь радиоэлектронное оборудование. Однако с тех пор прошло свыше двух лет, а самолета все нет. Облегченный вариант машины без вооружения получил обозначение Су-25УТ (Су-28).

 

В августе 1988 года на базе серийного Су-25УБ производства Улан-Удэнского завода в ОКБ по собственной инициативе изготовили Су-25УТП предназначенный для подготовки летчиков палубной авиации ВМФ. С самолета демонтировали все вооружение с прицелами и установили посадочный гак. Первый полет опытного самолета Т8УТГ-1, пилотируемого летчиком-испытателем ОКБ И.В. Вотинцевым, состоялся 1 сентября 1988 года. Спустя год, 1 ноября, в ходе летно-конструкторских испытаний экипаж в составе И.В. Вотинцева и штурмана-испытателя ЛИИ В.А. Крутова совершил на Т8УТГ-1 первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). Серийные машины, получившие обозначение Су-25УТГ, в 1991 году были переданы в состав авиации ВМФ.

 

На базе учебно-боевого самолета был создан также корабельный учебно-тренировочный самолет с гаком Су-25УТГ Проектировался самолет радиотехнической разведки. Промышленность выпустила десять таких машин, половина из которых осталась на Украине после распада СССР. Вооружение самолета аналогично Су-25.

 

Технические характеристики Су-25УБ
Размах крыла, м  14.36
Длина самолета, м  15.36
Высота самолета, м  5.20
Площадь крыла, м2  30.10
Масса, кг 
— пустого самолета  10030
— нормальная взлетная  15300
— максимальная взлетная  17600
— топлива  2750
Тип двигателя  2 ТРД Р-95Ш
Тяга, кгс  2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч 
— у земли  970
— на высоте  860
Перегоночная дальность, км  2400
Боевая дальность действия, км 
— на высоте  950
— у земли  450
Практический потолок, м  7000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, чел  2
Вооружение:  одна 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами.
Боевая нагрузка — 4360 кг на 10 узлах подвески, нормальная нагрузка — 1340 кг
Бомбовая нагрузка —
 До 8 бомб с лазерным наведением, 8-10 500-,250-кг бомбы, 32 100-кг бомбы, бронебойные бомбы, напалмовые баки
 НУР: 8-10 ПУ УБ-32-57 (320(252) х 57-мм) или 8-10 240-мм, блоки НАР типа С-5 (57 мм), С-8 (80 мм), С-24 (240 мм) и С-25 (340 мм).
 УР: воздух-воздух Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8) воздух-поверхность Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л
 Контейнеры СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.

www.dogswar.ru

Су-25УБ Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Грач (значения).
Су-25

Су-25СМ на столетии ВВС РФ, 2012 год
Тип штурмовик
Разработчик → ОКБ Сухого
Производитель → «У-УАЗ»
→ Тбилисский авиазавод
Главный конструктор П. О. Сухой
Е. А. Иванов
Первый полёт 22 февраля 1975 года
Начало эксплуатации 1981 год
Статус снят с производства,
эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС СССР (бывший)
ВВС России
ВСВС Украины
ВВС Беларуси
Годы производства 1978 — 2017
Единиц произведено около 1 320[1]
Варианты Су-25М1
Су-25Т
Су-25УТГ
Су-28
 Медиафайлы на Викискладе

Су-25 (изделие «Т-8», по ификации НАТО: Frogfoot) — советский и российский штурмовик, бронированный дозвуковой военный самолёт. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Во время испытаний в

ru-wiki.ru

Су-25УБ, Су-25УБК, Frogfoot-B. Су-25 «Грач»

Су-25УБ, Су-25УБК, Frogfoot-B

Су-25УБ является двухместным учебно-тренировочным вариантом одноместного штурмовика с сохранением всех боевых возможностей последнего. Изначально командование ВВС Советского Союза планировало готовить летчиков для Су-25 на самолетах УТИ МиГ-15, затем точка зрения изменилась и ВВС заказали двухместный вариант Су-25. Постройка первого прототипа началась в 1981 г., но была прервана по причине начала разработки нового штурмовика Т8М-1, оптимизированного для борьбы с танками. Постройка двух опытных учебно-тренировочных самолетов началась на заводе № 99 в Улан-Удэ в 1984 г., однако и их планеры, также как еще одна заложенная машина, были использованы для постройки противотанковых Т8М-0, Т8М-1 и Т8М-2. Прототипы спарки Т8УБ-1 (бортовой номер «201» красного цвета) и Т8УБ-2 (бортовой номер «202» красного цвета) были изготовлены в 1985 г. заводом в Улан-Удэ.

Конструктивно двухместный вариант отличается от одноместного лишь средней частью фюзеляжа. Изменения в конструкции связаны с необходимостью оборудования второй кабины для летчика-инструктора. «Спарка» максимально возможно унифицирована с одноместным штурмовиком. Кабина инструктора оборудована на месте фюзеляжного топливного бака, заднее кресло установлено относительно переднего с превышением на 0,44 м. Помимо второго комплекта приборов и органов управления, в задней кабине установлено оборудование, позволяющее имитировать отказы систем с целью обучения курсанта действиям в нештатных ситуациях. Чтобы сохранить путевую устойчивость самолета на прежнем уровне, у спарки была увеличена площадь вертикального оперения за счет увеличения высоты киля на 400 м. Среди других отличий спарки — новый профиль стабилизатора, площадь стабилизатора увеличена на 0,3 м?, уменьшена емкость фюзеляжного топливного бака. Двигатели — Р95Ш, но по желанию заказчика была предусмотрена возможность установки на двухместных штурмовик двигателей Р-195.

Первый прототип поднял в воздух 10 августа 1985 г. с заводского аэродрома в Улан-Удэ летчик-испытатель А.А. Иванов, 10 октября самолет выполнил первый полет с аэродрома ЛИИ в Жуковском. Заводские летные испытания были завершены 13 декабря 1985 г. В том же декабре начались летные испытания второго прототипа. Обе машины в 1986 г. прошли Государственные испытания. Серийное производство началось в 1986 или 1987 г.г. Спарки поступали на вооружение штурмовых полков, летавших на Су-25. Экспортная модификация Су-25УБК отличалась составом бортового оборудования, их поставляли в страны, закупившие одноместные Су-25. Серийное производство Су-25УБ/УБК прекращено в 1992 г., точное количество построенных самолетов не известно.

Прототип Су-25УБ — самолет Т8УБ-1. До появления Су-25УБ летчиков одноместных штурмовиков Су-25 готовили па cnарках Ми-15УТИ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Сухой Су-25УТГ — учебно-тренировочный самолёт на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ.

Су-25УТГ посадка на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Разработка и производство

СССР Страна разработки
ОКБ Сухого Разработчик
Владимир Петрович Бабак Главный конструктор
Октябрь 1988 г. Первый полет
15 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

1990 г. Принятие на вооружение
1990 — наст.вр гг. Годы эксплуатации
ВВС ВМФ СССР (бывш.)

ВМС Украины (бывш.)

Морская авиация ВМФ России Основные эксплуатанты

Общие проектные данные

15,53 / 14,36 / 5,2 м. Длина / Размах крыла / Высота
30,1 м2 Площадь крыла
9 700 / 12 750 / 17 600 кг. Масса (пустого/норм./макс.)

Двигатель

Турбореактивный Тип
2 шт. Количество
2 x 4100 кгс Максимальная тяга

Лётно-тактические характеристики

Скорость полета
1000 км/ч  . . . максимальная (у земли)
750 км/ч  . . . крейсерская
60 м/с Макс. скороподъемность
560 км. Дальность полёта (макс.)
625 км. Боевой радиус действия

Экипаж

2 Количество человек

Вооружение

Нет вооружения

Сухой Су-25УТГ (Т8-УТГ) — учебно-тренировочный самолёт на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ; отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.

Проекции самолета СУ-25УТГ

История создания

В конце 80-х годов, когда уже завершалась постройка авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Тбилиси», потребовался самолёт для обучения взлёту и посадке на палубу. Разработка самолёта Су-25УТГ (фирменное обозначение Т8-УТГ) была поручена ОКБ им. Сухого.

За основу конструкции был взят двухместный штурмовик Су-25УБ. При этом учитывался опыт создания гражданского учебно-тренировочного самолёта Су-28, также разработанного на базе Су-25УБ.

Первый прототип Т8-УТГ1 был изготовлен в начале 1988 года на авиазаводе в Улан-Удэ (переоборудован из серийного Су-25УБ). В марте он был своим ходом перебазирован в ЛИС ОКБ, где на него установили посадочный гак и произвели тарировку КЗА. В сентябре того же года он был облётан лётчиком-испытателем И.В.Вотинцевым. В октябре Т8-УТГ1 перегнали в Саки, где началась отработка программы по посадке на палубу с зацепом за трос аэрофинишёра на комплексе «Нитка». 1 ноября 1989 года лётчики-испытатели И.В.Вотинцев и А.В.Крутов впервые совершили на нём ппосадку на палубу ТАКР «Тбилиси». Программа испытаний на «Тбилиси» (позже переименован в «Адмирал Кузнецов») была продолжена в 1991 году и завершена в 1992 году в Североморске, куда был перебазирован корабль.

Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ. Самолёт отличают складывающиеся крылья (на самолётах ранних выпусков крылья не складывались), усиленная хвостовая балка и наличие посадочного гака, представляющего собой тормозной крюк с демпфером-подъёмником и боковыми стабилизаторами. Вооружение, прицельное оборудование, радиостанция связи с сухопутными войсками, бронеэкраны двигателей и топливных баков отсутствуют. Ниша пушечной установки зашита. Во второй кабине установлен перископ переднего обзора. Для дальних перелётов предусмотрена подвеска до 4 ПТБ-800 с возможностью их аварийного сброса.

Су-25УТГ предназначен для обучения и контроля лётчиков строевых частей и курсантов лётных училищ технике пилотирования, самолётовождению и групповой слётанности в любое время суток и в любых погодных условиях. Особенностью самолёта является возможность отработки взлёта и посадки с устройствами укорочения взлёта (наклонная рампа-трамплин) и посадки (аэрофинишёр). Основные лётно-технические характеристики самолёта соответсвуют характеристикам Су-25УБ.

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.

В 1990-1991 годах в Улан-Удэ была выпущена серия из 12 самолётов Су-25УТГ. 10 самолётов поступили в Саки. Затем 5 из них были переданы на Северный флот в состав 279 полка. Они используются лётчиками Су-33 для тренировок. Из 5 украинских 3 позже были переданы России в обмен на Су-25УБ.

Основные летно-технические характеристики самолета Су-25УТГ практически не отличаются от соответствующих характеристик учебно-боевого самолета Су-25УБ. Установленное на самолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает отработку взлета и посадки, обучение и контроль при всех метеоусловиях проведения учебно-тренировочных полетов.

Самолет Су-25УТГ имеет максимальную преемственность с серийным самолетом Су-25УБ в части аэродинамической компоновки, габаритно-весовых характеристик, силовой установки и ее систем, конструкции планера (включая конструкцию опор шасси), оборудования и самолетных систем.

Конструктивные отличия заключаются лишь в отсутствии боевой части самолёта.

При перебазировании самолета сохранена возможность установки четырех подвесных топливных баков емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800), по два бака под каждой консолью крыла, с обеспечением возможности их аварийного сброса.

Двигатели

На Су-25УТГ ставятся два турбореактивных двигателя Р-95Ш, дающие тягу в 4100кгс каждый.

Вооружение

На самолёте отсутствует какое-либо вооружение, т.к он является учебно-тренировочным.

Эту статью требуется викифицировать!

Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

wiki.wargaming.net

Су-25УБ

19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов лёгкого самолёта-штурмовика, в котором приняли участие ОКБ А.И.Микояна, С.В.Ильюшина, П.О.Сухого и А.С.Яковлева. ОКБ П.О.Сухого вместе с аванпроектом Т-8 представило на конкурс и его учебный двухместный вариант Т-8УБ. В 1977 году началось эскизное проектирование Т-8УБ. В 1981 году ОКБ приступило к постройке прототипа с использованием планёра серийного Су-25, но по ряду причин изготовление затянулось, а в 1983 году вовсе прекратилось, так как в МАП приоритетной задачей считали создание модернизированного штурмовика Су-25Т, для прототипа которого и был использован недостроеннный планёр.

В 1981 году в Улан-Удэ завершилось производство самолёта МиГ-27 и было решено развенуть серийное производство Су-25УБ там. Вместе с запуском серийного производства решили совместить и постройку опытных экземпляров «спарки». В 1982 году на завод была передана вся техническая документация. В 1984 году были изготовлены первый 5 фюзеляжей, 2 из которых были использованы для постройки первых прототипов (3 других передали в ОКБ для доработки в прототипы Т-8М). Первый прототип Т8-УБ1 был готов к июлю 1985 года. 10 августа 1985 года лётчик-испытатель А.А.Иванов впервые поднял его в небо с заводского аэродрома в Улан-Удэ. После второго полёта он был передан в ЛИИ для проведения заводских испытаний, которые продолжались до 13 декабря. В конце декабря был облётан второй прототип — Т8-УБ2. В начале 1986 года оба прототипа были предъявлены на Государственные испытания, продолжавшиеся в течение всего года. Так как все системы уже были испытаны на Су-25 и отработаны в серийном производстве, испытания прошли без серьёзных трудностей.

Запуск в полномасштабное производство был осуществлён на Улан-Удинском авиазаводе в 1986 году. В 1987 году первые Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС (пока их не было подготовка лётчиков велась на L-39).

Су-25УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54′, с постоянной относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит из выдвижных предкрылков и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш, размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя. Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. По сравнению с Су-25 запас топлива во внутренних баках уменьшен. Для увеличения дальности полёта под крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина экипажа негерметичная, пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20, оборудована катапультными креслами К-36Л и двойным управлением. Рабочее место второго члена экипажа (инструктора) установлено на 400 мм выше первого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления и сигнализации, с помощью которых может осуществляться контроль за действиями обучаемого и при необходимости переключение управления из первой кабины во вторую. В состав БРЭО включено СПУ. Состав вооружения аналогичен Су-25.

Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием Су-25УБ обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях. Его основные лётно-технические характеристики практически не отличаются от характеристик одноместного штурмовика. В процессе учебных полётов самолёт позволяет решать задачи обучения пилотированию днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, полётам по приборам, атаки наземной цели со стрельбой из фотокинопулемётов или бортового оружия, выполнять бомбометание, обучение действиям в особых случаях полёта с отказом различных систем.

Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 — Словакии.

Модификации самолёта:

  • Т8-УБ1, Т8-Уб2 — прототипы. Изготовлены в Улан-Удэ в 1985 году.
  • Су-25УБ (Т8-УБ) — серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
  • Су-25УБК — экспортный (коммерческий). Отличается составом оборудования. В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
  • Су-25УБМ — модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ. Первый полёт 6 декабря 2008 года. Выпускается с 2009 года.
  • Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) — учебно-тренировочный. Изготовлен в 1987 году в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
  • Су-25УТГ (Т8-УТГ) — палубный учебно-тренировочный. Отличается наличием посадочного гака. На самолётах более позднего выпуска крылья складные. Выпускается в Улан-Уде.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2×4100
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,36
5,2
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10030
15300
17600
Запас топлива, кг 2750
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1400
4400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

970
750
210
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ
с ПТБ

450
950
Практический потолок, м 7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

500
600
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Атакуют «грачи». // Моделист-конструктор. — 1999. — №11. — С. 35-40.
  2. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. — М.: ИЧП «Кучково поле», ТОО «Р-Мажор», B&Co Publishing Group, 1994.
  3. Бурдин С. Штурмовик Су-25. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2001.
  4. Голобков В.Ю. «Грачи» на Берегу Скелетов. // Авиация и Время. — 1997. — №2. — С. 25-27.
  5. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 98-111.
  6. Самолёты Су. — М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. — С. 75-82.
  7. Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. — 2000. — №4. — С. 44-49.

aviaros.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *