Содержание

Арктический совет. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая в Фэрбанксе (Аляска, США) состоится 10-я сессия Арктического совета, межправительственной организации арктических государств. В настоящее время Совет — основная дискуссионная платформа для международного взаимодействия в регионе. В повестке дня сессии подведение итогов двухлетнего председательства США и передача руководства Финляндии. Также ожидается подписание соглашения, касающегося научного сотрудничества в Арктике.

Создание

История организации началась в 1989 г., когда представители восьми арктических стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция) по инициативе финского правительства встретились в г. Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.

По мере развития сотрудничества между этими государствами возникла необходимость создания собственной организации. Официально Арктический совет (АС; Arctic Сouncil) был учрежден на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 г.

Членство

В АС, помимо восьми арктических стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят так называемые постоянные участники. Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений совета.

Кроме того, Арктический совет предоставляет статус наблюдателя неарктическим государствам, межправительственным и межпарламентским организациям, а также неправительственным организациям. Наблюдатели участвуют в деятельности совета на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Сейчас статус наблюдателя имеют 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония), девять межправительственных организаций (Программа ООН по окружающей среде, Совет министров Северных стран, Международный союз охраны природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца, Северная экологическая финансовая корпорация, Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих, Постоянный комитет парламентариев Арктического региона, Европейская экономическая комиссия ООН и Программа развития ООН) и 11 неправительственных организаций (среди них Консультативный комитет по защите морей, Ассоциация оленеводов мира, Международный арктический научный комитет). Статус наблюдателя стремятся получить Евросоюз и еще 16 организаций и стран.

Руководство и структуры в рамках АС

Основным мероприятием в рамках АС является заседание (сессия) на министерском уровне (страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся деятельности организации, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013-2015 гг. председательствовала Канада, в 2015-2017 гг. — США, в 2017-2019 гг. полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004-2006 гг.

Текущими вопросами и подготовкой сессий занимается Комитет старших должностных лиц (представители государств- членов в АС, обычно это сотрудники МИД), который проводит заседания раз в полгода.

Постоянный секретариат находится в Тромсё (Норвегия; до 2013 г. он располагался в стране, осуществляющей председательство).

В 2014 г. при Арктическом совете была создана новая структура — независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 г. его секретариат расположен в Тромсё (Норвегия).

В октябре 2015 г. в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры — обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Деятельность

Арктический совет ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по следующим направлениям:

  • устранение загрязнения в Арктике;
  • мониторинг арктической среды;
  • сохранение арктической флоры и фауны;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • защита арктической морской среды;
  • устойчивое развитие.

Арктический совет также уделяет внимание программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

В настоящее время под эгидой Арктического совета реализуются проекты в таких областях, как экология, экономика, культура, здравоохранение, предотвращение чрезвычайных ситуаций, защита интересов коренных народов Севера. Финансируют их сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды.

Финансирование

В 2014 г. начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Средства предоставляются членами и наблюдателями АС и другими заинтересованными сторонами. Распорядителем средств является Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).

В настоящее время ИПП располагает €15,9 млн, предоставленных Исландией, Норвегией, Россией (€10 млн; самый крупный взнос среди всех участников), США, Финляндией, Швецией, НЕФКО, а также саамскими парламентами (выборные органы саамов в странах их проживания). Финансы могут предоставлять и другие государства и организации.

Планируется, что до 2019 г. 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности.

В 2014-2016 гг. в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. Один из последних нацелен на противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрен в октябре 2016 г.). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра»(в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи, поступающих в атмосферу вследствие работы электростанций, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

Документы

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа: разработанное при участии России соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, Дания, май 2011 г.) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 г.).

В апреле 2015 г. на министерской встрече в Икалуите (Канада) был принят рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2016 г. на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель — продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

Сайт Арктического совета — http://www.arctic-council.org/index.php/ru/.

Арктический совет — О нас

Другие вспомогательные органы

Совет может также создавать Целевые группы или Эксперные группы для выполнения конкретной работы.

Секретариат Арктического совета

Секретариат Арктического совета (САС) поддерживает Председателя Арктического совета. На Министерской сессии в Нууке в мае 2011 г. Министры арктических государств решили создать Постоянный Секретариат Арктического совета в центре Фрам, в Тромсе. Постоянный Секретариат начал свою работу 1 июня 2013.

Согласно Кругу Полномочий Секретариата Арктического совета САС выполняет следующие функции:

  • Административная и организационная поддержка, в том числе: оганизация и обслуживание встреч по мере необходимости; обмен докладами между Секретариатом и Арктическими государствами, Постоянными участниками, Рабочими группами и Целевыми группами, другими вспомогательными органами и Наблюдателями; Помощь председателю в составлении документов заседания, включая финальные отчеты; предоставление услуг Постоянным участникам и Рабочим группам; административные услуги по общей переписке; архивирование документов.
  • Коммуникационная составляющая включает в себя: ведение веб страницы Арктического совета, в том числе веб страниц Рабочих групп; содействие и повышение качества и доступности информации об Арктическом совете; запись, ведение и публикация, в случае необходимости, отчетов Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, Постоянными участниками и Наблюдателями; и, по просьбе СДЛ и Постоянных участников, под непосредственным руководством Председателя разрабатывать стратегические информационно-коммуникационные материалы в поддержку Арктического совета.

Связь с САС

Просмотр документов САС

Каковы достижения Совета?

Арктический совет – посредством своих рабочих групп – регулярно выпускает комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам. Перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться со списком некоторых из самых значимых результатов деятельности рабочих групп.

Совет также стал площадкой для ведения переговоров по составлению трех важных юридически обязывающих соглашений, заключенных между восемью арктическими государствами. Первое из них, Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, было подписано в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второе, Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике , было подписано в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Третье, Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, было подписано в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Как он функционирует?

Оценки и рекомендации Арктического совета являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Решения в Арктическом совете принимаются на основе консенсуса между восемью государствами Арктического совета, с учетом мнения и при активном участии Постоянных участников.

Председательство в Арктическом совете переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, председательствовавшей в Арктическом совете, стала Канада (1996-1998 гг.), за которой последовали Соединенные Штаты, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось второе председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Чем он не занимается?

Арктический совет – это форум, поэтому у него нет программного бюджета. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций.

Арктический совет не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации. Это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Мандат Арктического совета, согласно Оттавской декларации, однозначно исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет: деятельность и состав стран

В мире существует немало организаций, направляющих свою деятельность на развитие конкретных регионов, преследуя при этом самые положительные цели. К их числу можно отнести и Арктический совет, который, безусловно, является достаточно ярким примером успешного сотрудничества.

Что стоит понимать под Арктическим советом

В 1996 году была создана международная организация, целью которой является развитие сотрудничества в Арктике. Как следствие, она получила вполне логичное название — Арктический совет (АС). В его состав входят 8 приарктических государств: Канада, Россия, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, США и Финляндия. В совете также принимают участие 6 организаций, которые были сформированы коренным населением.

арктический совет

В 2013 году Арктический совет предоставил статус наблюдателей шести новым странам: Индия, Италия, Китай, Южная Корея, Сингапур и Япония. Количество наблюдателей было расширено с целью содействия развитию отношений между странами, которые имеют свои интересы в Арктике.

Данное изменение производилось на основании учредительной Декларации. Этот документ подразумевает возможность присвоения статуса наблюдателя неарктическим странам.

Важность программы, направленной на устойчивое развитие

Необходимо понимать, что Арктика относится к тем регионам планеты, где защита окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, использование природных ресурсов, не ведущее к истощению, и поддержание здоровья экосистем в целом являются крайне важными. Деятельность Арктического совета направлена на то, чтобы данные приоритеты оставались в фокусе внимания.

деятельность арктического совета

В 2013 году члены Совета также подписали соглашение, которое обязывает их координировать меры реагирования на инциденты, имеющие отношение к загрязнению моря. Позже была реализована еще одна похожая инициатива, но уже в отношении спасательных и поисковых работ.

Какова суть программы устойчивого развития

В любых проектах, продвигаемых Арктическим советом, на обязательной основе учитываются следующие приоритеты:

  • Работа, проводимая участниками Совета, должна иметь в своем основании исключительно достоверные научные сведения, благоразумное управление и сохранение ресурсов, а также традиционные знания коренного и местного населения. Ключевая цель такой деятельности — это извлечение ощутимой пользы от инновационных процессов и знаний, которые применяются в северных общинах.
  • Постоянное наращивание потенциала на всех уровнях общества.
  • Использование программы устойчивого развития для предоставления будущим поколениям Севера расширенных возможностей. Важной является также и экономическая деятельность, которая окажется способной создать человеческий капитал и богатство. Природный капитал Арктики при этом должен быть сохранен.
  • Ключевое внимание уделяется тем проектам, которые направлены на укрепление местного лидерства и способны гарантировать регионам и конкретным общинам максимум пользы в длительной перспективе.
  • Деятельность стран Арктического совета должна быть организована таким образом, чтобы восполнение потребностей нынешнего поколения не ставило под угрозу благополучие последующих. Поэтому социальные, экономические и культурные аспекты развития региона являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга элементами.

Области, которые требуют наибольшего внимания в процессе реализации программы устойчивого развития

На данный момент страны Арктического совета нацелены на активное участие в стабилизации некоторых областей социальной, культурной и экономической сферы региона. Речь идет о следующих приоритетных направлениях:

  1. Культурное и образовательное наследие, являющееся фундаментом для успешного развития и наращивания потенциала региона.
  2. Благосостояние и здоровье людей, проживающих в Арктике.
  3. Развитие инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного экономического роста, как следствие, улучшения качества жизни людей, которые живут в Арктике.
  4. Формирование и охрана образовательного и культурного наследия. Именно эти факторы можно определить как фундаментальную предпосылку стабильного развития региона и наращивания его капитала.
  5. Молодежь и дети. Благосостояние молодых людей крайне важно для будущего арктических общин. Поэтому они нуждаются в защите и внимании со стороны Арктического совета.
  6. Грамотное использование природных ресурсов.
деятельность стран арктического совета

Программа устойчивого развития подразумевает качественную работу в каждой из вышеупомянутых областей.

Структура АС

Высшим органом, координирующим деятельность Арктического совета, являются сессии, которые проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел, представляющих страны-участницы. Причем председательствующая страна постоянно меняется путем голосования.

Что касается подготовки сессий и текущих вопросов, относящихся к деятельности Совета, то ими занимается Комитет старших должностных лиц. Этот рабочий орган проводит заседания минимум 2 раза в год.

Арктический совет — это организация, в которой действует 6 тематических рабочих групп. Каждая из них осуществляет свою деятельность на основании специального мандата. Управляются эти рабочие группы председателем, правлением (может быть руководящий комитет) и секретариатом. Целью таких подразделений Совета является разработка документов, которые носят обязательный характер (доклады, руководства и др.) и реализация конкретных проектов.

Арктический экономический совет (АЭС)

Причиной создания этого нового органа является активизация именно деловых отношений между странами-участниками АС, а также активное содействие как социальному, так и экономическому развитию региона. Особенной данную организацию делает тот факт, что она независима от Арктического совета.

арктический экономический совет

АЭС по сути является ничем иным, как площадкой для обсуждения актуальных вопросов как для стран участников АС, так и для бизнес-сообщества. На Арктический экономический совет возлагается миссия привнесения деловой перспективы в деятельность АС и развития бизнеса в Арктике.

Участие России

Изначально стоит отметить, что в деятельности Арктического Совета Российская Федерация играет одну из ключевых ролей. На это повлияли такие факторы, как значительная протяженность береговой линии, масштаб полезных ископаемых, равно как и объем их разработки (важно понимать, что именно в Арктике добывается более 70% всех нефтегазовых ресурсов РФ), а также площадь территории, которая находится за полярным кругом. Не стоит забывать и о крупном ледокольном флоте. Учитывая все вышеупомянутые факты, можно с уверенностью утверждать, что Арктический совет России является более чем значительным игроком.

арктический совет россии

Обладание столь богатыми ресурсами обязывает Российскую Федерацию не только принимать активное участие в реализации проектов, разработанных участниками АС, но также и предлагать собственные актуальные инициативы.

Нынешнее влияние Арктического совета

С момента своего основания в 1996 году АК успел перерасти из очередной организации, ориентированной на сохранение и развитие конкретного региона, в международную площадку, позволяющую вести многостороннее практическое сотрудничество в Арктике. Такая форма деятельности совета дает возможность с немалой долей эффективности охватить широкий спектр вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию арктического потенциала. Речь идет о проектах, затрагивающих все сферы жизни в регионе — от экологии и экономики до конкретных социальных нужд.

арктический совет наблюдатели

Интересен тот факт, что согласно тому курсу, который взял Арктический совет, наблюдатели не смогут участвовать в принятии субстантивных решений — такая привилегия будет доступна только странам, имеющим непосредственное отношение к Арктике. Что касается участия нерегиональных государств, то они смогут довольствоваться лишь наблюдением.

Если подвести итог под многолетним опытом функционирования АС, то нетрудно сделать очевидный вывод: деятельность этой организации, безусловно, является успешной. В качестве причины эффективности можно определить общность интересов арктических государств.

страны арктического совета

Данный факт дает все основания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее плодотворное сотрудничество стран-участников совета.

Арктический совет — Википедия. Что такое Арктический совет Эмблема Арктического совета Арктический совет     члены     наблюдатели

Арктический совет — международный форум, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны[1].

История

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении[2].

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике[2].

Конференции

С 29 по 30 марта 2017 г. в Архангельске прошел Международный арктический форум «Арктика — территория диалога»[3], который регулярно проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона[4]. В рамках программы форума выступали представители стран-участниц Арктического совета – министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен[5], министр иностранных дел Исландии Гудлёйгур Тор Тордарсон[6], министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде[7] [8], спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, губернатор Архангельской области Игорь Орлов и представители других заинтересованных стран и регионов[9] [10].

В марте 2017 года на полях форума «Арктика — территория диалога» в Архангельске прошло заседание российско-китайской межправительственной комиссии под председательством вице-премьеров России и Китая Дмитрия Рогозина и Ван Яна[11]. В результате было принято решение о проведении в Пекине презентации проекта строительства глубоководного порта Архангельск, чтобы привлечь новые инвестиции и повысить заинтересованность китайской стороны[12].

Проект строительства глубоководного хаба включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года»[13]. Согласно проекту, новый порт позволит сформировать более привлекательный маршрут движения экспортных и импортных грузопотоков в направлении Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китая)[14], а также обеспечит новый независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан на этих направлениях[15]. Формирование грузовой базы в первую очередь ожидается за счет переориентации грузопотоков из портов Прибалтики[16][17], создания потока «нишевых» грузов, обслуживания дополнительных грузопотоков за счет роста производства промышленных предприятий регионов тяготения глубоководного порта (в частности, Северо-Западного региона и Урала)[18][19].

Стратегическим партнером проекта является китайская компания Poly International Holding[20]. Управляющей компанией по строительству порта выступает ТПУ Архангельск[21][22].

В январе 2018 года в г. Тромсё состоялась международная научно-практическая конференция «Арктические рубежи», в которой приняли участие более 3000 представителей из 35 стран мира. Участники конференции обсудили вопросы использования ресурсного потенциала северных морей и укрепления сотрудничества полярных регионов разных государств мира.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13—15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование — продолжение Международного полярного года;
  • тающий лёд — последствия.

Департамент полярных регионов британского министерства иностранных дел опубликовал доклад, в котором сообщается о намерении Великобритании занять лидирующие позиции в Арктике среди стран, не входящих в Арктический совет. В частности, авторы данного доклада подчеркивают, что в сферу интересов соединенного Королевства входит научная деятельность, защита экологии, будущие торговые морские пути и развитие энергетической инфраструктуры.

11 апреля 2018 г. в Мурманске состоялась 8 международная конференция «логистика в Арктике», в которой приняли участие специалисты России, Норвегии и Японии. Участники конференции обсудили основные направления развития Северного морского пути, а также вопросы расширения приграничного сотрудничества и организации транспортно-логистических операций на шельфе Арктики.

Участники

В Арктический совет входят семь приарктических стран и Швеция[2]:

Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

Международные организации — наблюдатели

Неправительственные организации — наблюдатели

Председательство

1996—1998 — Канада.

1998—2000 — США.

2000—2002 — Финляндия.

2002—2004 — Исландия.

2004—2006 — Россия.

2006—2008 — Норвегия.

2009—2011 — Дания.

2011—2013 — Швеция[28].

2013—2015 — Канада (в мае 2013 г. пост председателя уже во второй раз приняла Канада, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок).

2015—2017 — США.

2017—2019 — Финляндия[29].

2019—2021 — Исландия.

2021—2023 — Россия.

См. также

Примечания

  1. ↑ Арктический совет
  2. 1 2 3 Россия заключила договор о сотрудничестве с приарктическими странами // Информационный портал фонда «Русский мир». — 14 мая 2011. (Проверено 16 мая 2011)
  3. ↑ Арктический форум в Архангельске собрал на своей площадке более 2400 участников, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  4. ↑ Арктический форум в Архангельске собрал на своей площадке более 2400 участников. Проверено 19 сентября 2018.
  5. ↑ Глава МИД Дании: в Арктике надо избегать конфронтации (рус.), РИА Новости (20170329T1127+0300Z). Проверено 19 сентября 2018.
  6. ↑ Исландия нацелена на расширение взаимодействия с Россией в Арктике (рус.), Interfax.ru (26 марта 2017). Проверено 19 сентября 2018.
  7. ↑ Глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию в рамках форума «Арктика — территория диалога» (англ.). portnews.ru. Проверено 19 сентября 2018.
  8. ↑ В рамках проведения Форума «Арктика — территория диалога» глава МИД Норвегии впервые за 3 года посетит Россию (рус.), Interfax.ru (22 февраля 2017). Проверено 19 сентября 2018.
  9. ↑ Арктический форум в Архангельске собрал на своей площадке более 2400 участников. Проверено 19 сентября 2018.
  10. ↑ Путин прибыл в Архангельск для участия в форуме «Арктика — территория диалога» (рус.), Interfax.ru (30 марта 2017). Проверено 19 сентября 2018.
  11. ↑ Дмитрий Рогозин и Ван Ян обсудили развитие российско-китайских отношений · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области. dvinanews.ru. Проверено 19 сентября 2018.
  12. ↑ В Пекине презентовали проекты «Белкомура» и глубоководного района порта Архангельск, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  13. ↑ Первая очередь Архангельского глубоководного порта может быть запущена к 2023 г. — Морские вести России. www.morvesti.ru. Проверено 19 сентября 2018.
  14. ↑ Архангельский губернатор назвал Китай одним из ключевых партнеров по проектам в Арктике, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  15. ↑ Для проекта глубоководного порта Архангельска необходимо развивать действующий порт, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  16. Sputnik. Архангельск может забрать у Прибалтики 27 млн тонн грузов (рус.). ru.sputniknewslv.com. Проверено 19 сентября 2018.
  17. ↑ Коротко. expert.ru. Проверено 19 сентября 2018.
  18. Sputnik. Архангельск может забрать у Прибалтики 27 млн тонн грузов (рус.). ru.sputniknewslv.com. Проверено 19 сентября 2018.
  19. ↑ В глубоких водах (рус.), www.expertnw.ru (27 июня 2018). Проверено 19 сентября 2018.
  20. ↑ Компания из КНР и архангельские власти подписали соглашение о намерениях по проекту порта, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  21. ↑ Замгубернатора Поморья А.Алсуфьев: «Архангельская область станет опорной зоной развития российской Арктики » (рус.), Interfax-Russia.ru (20 декабря 2016). Проверено 19 сентября 2018.
  22. ↑ Компания из КНР и архангельские власти подписали соглашение о намерениях по проекту порта, ТАСС. Проверено 19 сентября 2018.
  23. ↑ Швейцария понаблюдает за Арктическим советом // Портал Швейцария Деловая. — 14 мая 2017. (Проверено 14 мая 2017)
  24. ↑ Arctic Parliamentarians  (англ.)
  25. ↑ Программа ООН по окружающей среде  (рус.)
  26. ↑ Northern Forum  (англ.)
  27. ↑ Association of World Reindeer Herders Архивировано 28 сентября 2007 года.  (англ.)
  28. ↑ Швеция приняла председательство в Арктическом совете (недоступная ссылка) // Интернет-агентство BarentsObserver.com. — 16 мая 2011. (Проверено 16 мая 2011)
  29. ↑ Приоритетной темой срока председательства Финляндии в Арктическом совете станет образование. YLE. Проверено 11 мая 2017.

Ссылки

  • arctic-council.org — официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)

история создания, деятельность :: SYL.ru

Арктика — загадочная часть нашей планеты. Ее «шапка» из снега и льда скрывает много неизведанного. Эта территория огромна, важна в жизни всей планеты. Для решения вопросов, связанных с Арктикой, международным сообществом в 1996 году был основан Арктический совет (Arctic Council).

Для чего создана организация?

Проблемы мирового масштаба должны решаться совместными усилиями всех государств. Именно по этой причине в 1994 году Финляндией была выдвинута идея о создании Арктического совета стран, чьи территории включают в себя и этот северный регион. Первая Парламентская Конференция, посвященная проблемам Арктики и призывавшая объединиться арктические государства, состоялась годом ранее, в 1993 году в Рейкьявике по инициативе Финляндии. Официальным годом создания Арктического совета считается 1996 год. Целью создания такой организации является содействие сотрудничеству, координация взаимодействия между Арктическими странами, исконными народами и другими жителями регионов Арктики, защита окружающей среды и развитие этого особенного региона планеты.

Найти общий язык в решении многих очень сложных вопросов — задача участников, членов и наблюдателей международного Арктического форума. Кстати, именно формат форума был выбран для такой деятельности. Он дает возможность открытого обсуждения и поиска решений общими усилиями, позволяет работать всем участникам без конфронтации на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Осознание общих интересов — основа работы Союза.

арктический совет

Состав Совета

Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация — основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей — стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:

  • Королевство Дания;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Королевство Норвегия;
  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндская республика;
  • Королевство Швеция.

Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.

арктический совет наблюдатели

Для чего создана организация?

Основные правила и тезисы работы Арктического совета прописаны в Декларации, принятой на первом заседании в 1996 году. Совет работает ради целей:

  • обеспечивать благополучие резидентов Арктики;
  • воплощать в жизнь идею устойчивого развития региона;
  • защищать природный комплекс региона.

Каждое заседание Арктического совета — это форум высокого уровня, на котором обсуждается выполнение поставленных задач и определяются планы на будущее. Деятельность Совета в рамках его рабочих групп носит научный и исследовательский характер. Специалисты разных областей из разных стран проводят исследования, мониторинги, делают выводы по полученным результатам и составляют резолюции, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека как в Арктике, так и во всем мире.

Особая работа проводится экспертными группами. Она сводится к международным релизам, дающим рекомендации по решению многих вопросов.

страны арктического совета

Как работает Совет?

Международный Арктический совет — это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.

Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:

  • Алеутская международная ассоциация.
  • Арктический совет атабасков.
  • Инуитская циркумполярная конференция.
  • Международный совет гвичинов.
  • Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Союз саамов.

Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.

Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:

  • Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
  • Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  • Всемирный союз охраны природы.
  • Комиссия ОСПАР.
  • Консультативный комитет по защите морей.
  • Конференция парламентариев Арктических стран.
  • Международный комитет Красного Креста.
  • Международный совет по исследованию моря.
  • Национальное географическое общество.
  • Организация Oceana.
  • Программа ООН по окружающей среде.
  • Программа развития ООН.
  • Северный совет.
  • Северный форум.
  • Университет Арктики.

С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.

В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:

  • обеспечение административного потенциала;
  • поддержание институциональной памяти;
  • расширение информационно-разъяснительной деятельности;
  • предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.

Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере — Арктике.

встреча арктического совета

Что не входит в функции Совета?

У Арктического совета нет программного бюджета, он не является коммерческой организацией. Все программы, которые воплощаются в жизнь при помощи данной организации, финансируются приарктическими государствами, а так же другими странами при желании и необходимости. Создаваемые документы, резолюции, принимаемые Советом, носят характер рекомендаций, а вот исполнять их или нет, зависит о желания и возможности стран-участниц и стран-членов. Отдельным пунктом в Оттавской декларации указывается, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Это исключительно мирная организация, деятельность которой направлена на созидание, а не на разрушение или конфронтацию.

члены арктического совета

Каждому направлению — своя команда

Каждая встреча Арктического совета проводится в виде форума, а его решения — это единое мнение, достигнутое путем консенсуса между и странами-участницами. Основной функционал этой международной организации — рабочие группы по шести направлениям:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.
  • Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Основная сфера работы — сохранение арктического биоразнообразия.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). Осуществляет защиту Арктики от угрозы или воздействия вредных и радиоактивных веществ.
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME). Координационная работа Арктического совета, в области защиты и рационального использования морской среды природной зоны.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG). Основной темой работы имеет улучшение условий жизни коренного населения Арктики, а так же обеспечение стабильности развития данного региона.

Помимо основных рабочих групп, при необходимости создаются группы для решения конкретных актуальных задач. Например, в 2016-2017 годах работает Экспертная группа по Рамочному документу для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана. Именно экспертные объединения в рамках Арктического Света позволяют конкретнее увидеть проблему и искать пути ее решения совместными усилиями по результатам, полученными экспертами. В ходе работы форума открываются все новые вопросы, требующие поиска решений. Эксперты и приглашенные докладчики, ученые и наблюдатели высказывают свое мнение по поставленным вопросам, предлагают те или иные способы решения определенных проблем. На заседании рабочих, экспертных и целевых групп широко используются мультимедийные возможности, интерактивные способы подачи информации.

заседание арктического совета

Климат

Особое внимание страны Арктического совета уделяют климату этого особенного региона. Основная проблема — загрязнение Арктики и глобальное потепление. Эти негативные факторы сказываются повсеместно — на всей планете в целом и на жизни коренных народов приарктических стран. Рабочей группой Совета делается вывод о том, что таяние ледников Арктики происходит быстрее и масштабнее, чем это предполагалось. Как следует из выводов экспертной группы, в ближайшие полстолетия в летние месяцы лед будет практически полностью сходить, что негативно скажется не только на арктическом и приарктическом регионах, но и на всем Земном шаре.

Арктический совет призывает международное сообщество совместными усилиями остановить глобальное потепление, изменение климата и загрязнение региона. Разрабатываются концепции по решению конкретных проблем экологии и климата специальные экспертные и целевые группы Совета. Некоторые решения, предлагаемые экспертными и рабочими группами в тех или иных вопросах, предполагают разные варианты развития событий, даже неожиданные и стремительные. Обмен концепциями адаптации к изменению климата проводится на заседаниях Совета, рабочих групп и размещается на обучающих сайтах и социальных интернет-площадках.

международный актический совет

Океан

С Северным Ледовитым океаном деятельность Арктического совета тоже тесно связана. Несколько глобальных проектов реализуется под эгидой этого международного форума. Рабочие группы проводят регулярный мониторинг состояния северного масштабного водохранилища, качества его воды, влияния человечества и его жизнедеятельности на арктический океан. Особо остро стоят вопросы по таянию ледников, загрязнению снежного и ледяного покровов пылью и сажей, выбрасываемыми в атмосферу планеты.

Совет стран Арктики проводит научные исследования изменения состава океанических вод из-за диоксида углерода, концентрация которого постоянно повышается в результате промышленной деятельности человека.

Областью работы Совета является и морское судоходство, перспективы его развития, проработка маршрутов, сохранение флоры и фауны океанических вод.

совет арктических государств

Биоразнообразие

Арктика — удивительное место, где в экстремальных погодных условиях обитает множество видов животных и птиц, морских и океанических обитателей, а так же огромное количество растений суши и моря. Арктический совет в своей деятельности активно поддерживает стремление сохранять флору и фауну Арктики и приарктических регионов, не нарушая природный баланс деятельностью человека. Особое внимание Совета привлекает вызванное изменением климата распространение в северные регионы более южных видов растений и животных, а так же возникновение новых болезней и мутаций. Опасность представляет и возможное на фоне потепления несовпадение биологических процессов разных взаимозависимых организмов и, как следствие, их гибель.

Изменение криосферы, исчезновение Арктических видов флоры и фауны — потенциальная опасность уже существующих процессов в климате планеты, а также деятельности человека. Отдельным вопросом выделена проблема сохранения популяции белых медведей и арктических волков.

арктический совет

Народы Арктической зоны

Особая сфера работы, которую проводит Арктический совет, — жители этого северного региона. Условия жизни позволили сохраниться традиционным промыслам и ремеслам коренных народов приарктических регионов. По некоторым оценкам, на территории Арктики проживают порядка 400 миллионов человек — коренное население, переселенцы, ученые, промысловики.

Особого внимания достойны экономические связи приарктических регионов, их взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Приоритет работы Арктического совета в отношении народов Арктики — развитие всех регионов этого участка планеты как в экономическом, так и в социальном плане. Рабочими группами не упускаются из вида даже бытовые моменты, такие, как водоснабжение и обустройство канализации с системами очистки, здоровье людей, и даже профилактика самоубийств среди членов общин северных народов.

арктический совет наблюдатели

Достижения

Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике», а инициатором его выступила Россия.

Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.

Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права — вот принципы работы Арктического совета.

Арктический совет — Российская Федерация

Россия и Арктический регион

Российская Арктика представляет собой обширную территорию, в которую входят Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа и северные муниципальные образования Архангельской области, Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутии), а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и входящие в состав РФ. Поэтому эффективное и безопасное освоение Арктики является одним из основных национальных приоритетов России.

Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:

  • использование Арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;
  • сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
  • сбережение уникальных экологических систем Арктики;
  • использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Согласно Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, приоритетными направлениями развития российской Арктики являются:

  • комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ, в том числе улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
  • развитие науки и технологий;
  • создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение экологической безопасности;
  • международное сотрудничество в Арктике.

В сфере международного сотрудничества Россия намерена: укреплять на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедские отношения с приарктическими государствами; активизировать экономическое, научно-техническое и культурное взаимодействие в Арктике; наращивать усилия приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий; и содействовать эффективному использованию Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации.

Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года можно найти на сайте Министерства экономического развития Мурманской области.

Государственную программу РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» можно найти на официальном сайте Правительства России.

ССЫЛКИ

  • Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации
    http://mid.ru/bdomp/sitemap.nsf
В Арктическом совете появились новые государства-наблюдатели — Международная панорама

КИРУНА /Швеция/, 15 мая. /Спец.корр.ИТАР-ТАСС Юлия Семенова/. Арктический совет предоставил статус наблюдателя Китаю, Индии, Италии, Японии, Республике Корея и Сингапуру. Об этом сообщается в итоговой декларации министерской встречи.

«Приветствуем Китай, Индию, Италию, Японию, Республику Корея и Сингапур в качестве новых государств-наблюдателей», — отмечается в документе.

В декларации подчеркивается, что Арктический совет «принимает заявку ЕС на статус наблюдателя в позитивном ключе, но откладывает окончательное решение по его выполнению до консенсусного согласия министров Совета о том, что озабоченности членов Совета, на которые отреагировал в письме председатель Еврокомиссии, решены при том понимании, что ЕС выполнит рекомендации до того, как Совет примет решение по предложениям указанного письма».

Ранее глава МИД РФ Сергей Ларов отметил, что Россия также приветствует новых наблюдателей при Арктическом совете.  «Интерес к Арктике быстро растет, — констатировал он. — Это, в частности, проявляется в увеличении числа желающих получить статус наблюдателя, что, в свою очередь, свидетельствует о повышении международного авторитета нашего объединения».

Арктика — пример для неспокойных регионов

 Россия удовлетворена тем, что ситуация на Крайнем Севере в целом позитивна, стабильна и предсказуема. Об этом заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая здесь на министерском заседании.

Он подчеркнул, что Арктика становится «примером для многих других, к сожалению, менее спокойных регионов». «У нас нет сомнений, что будущее Арктики будет определяться такими понятиями, как мир и устойчивое развитие», —  сказал министр.

Лавров выразил уверенность, что «остающиеся в Арктике неурегулированные вопросы будут решаться арктическими государствами на основе существующей и достаточной международно-правовой базы, доброй воли».

Так, в частности, Арктический совет будет работать по проблеме сажи и метана в Арктике.

«Мы не уходим от обсуждения проблемы сажи и метана в Арктике, — заметил он. По его словам, в итоговой декларации зафиксировано намерение создать соответствующую целевую группу для подготовки соответствующих договоренностей».

В мае прошлого года Россия присоединилась к глобальной инициативе Группы восьми по уменьшению выбросов “короткоживущих” факторов изменения климата — метана и сажи. Соответствующее предложение в феврале 2012 года выдвинули США, Канада, Швеция, Гана, Мексика и Бангладеш в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде /ЮНЕП/. По данным ЮНЕП, сокращение выбросов сажи и метана может к 2030 году вдвое сократить прогнозируемый рост глобальной температуры и позволит ежегодно предотвращать преждевременную смерть до 2,5 млн человек.

История создания  Арктического совета

Арктический совет /АС/ — межправительственная организация приполярных государств, главными задачами которой являются решение проблем окружающей среды, развитие сотрудничества, а также экономическая, культурная и социальная поддержка народов арктического региона. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

Решение о создании совета было принято 7 июля 1995 года в Оттаве /Канада/, а учрежден он был в сентябре 1996 года. Его постоянными членами являются Дания /вместе с Фарерскими островами и Гренландией/, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Кроме того, в АС представлены организации коренных народов Севера, имеющие статус постоянных участников: Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Конференция инуитов Приполярья, Скандинавский совет саамов, Алеутская международная ассоциация, Международный совет гвичинов, Арктический совет атабасканов. Статус наблюдателя предоставляется неарктическим странам и международным организациям, среди них Великобритания, Испания, Нидерланды, Польша, Германия, Франция, Программа ООН по окружающей среде /ЮНЕП/, Совет министров Северных стран, Всемирный фонд дикой природы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный союз охраны природы и др.

Высшим органом АС являются проходящие раз в два года сессии министров иностранных дел. Функции председателя выполняет каждая из стран-участниц поочередно. Текущими вопросами и подготовкой сессий занимаются старшие должностные лица, которые проводят заседания три-четыре раза в год. В рамках АС функционируют постоянные рабочие группы, которые отвечают за разные направления деятельности: мониторинг окружающей среды и климатических изменений, сохранение арктической флоры и фауны, устойчивое развитие, защиту арктической морской среды, предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации.

На 7-й министерской встрече, состоявшейся в Нууке /Гренландия/ в мае 2011 года, обсуждался ряд вопросов, связанных с освоением Арктики, в том числе российская инициатива по созданию в Арктике системы техногенной безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов. В частности, было подписано соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике — первое юридически обязательное соглашение, заключенное под эгидой организации, а также была создана целевая группа по сотрудничеству в области предотвращения разливов нефти, которую возглавили Россия, США и Норвегия. Кроме того, участники АС приняли решение о создании постоянного секретариата в Тромсё /Норвегия; ранее АС не имела такой структуры.

Арктический совет — наблюдатели

Критерии допуска наблюдателей

Как указано в Декларации об учреждении Арктического совета и регулируется Правилами процедуры Арктического совета, статус наблюдателя в Арктическом совете открыт для неарктических государств; межправительственные и межпарламентские организации, глобальные и региональные; и неправительственные организации, которые, по мнению Совета, могут внести вклад в его работу.

При определении Советом общей пригодности претендента на статус наблюдателя Совет, в частности, будет учитывать степень, в которой наблюдатели:

  • Принимать и поддерживать цели Арктического совета, определенные в Оттавской декларации.
  • Признать суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств в Арктике.
  • Признать, что обширная правовая база применяется к Северному Ледовитому океану, включая, в частности, морское право, и что эта структура обеспечивает прочную основу для ответственного управления этим океаном.
  • Уважать ценности, интересы, культуру и традиции коренных народов Арктики и других жителей Арктики.
  • продемонстрировали политическую готовность, а также финансовую способность вносить вклад в работу постоянных участников и других коренных народов Арктики.
  • продемонстрировали свои арктические интересы и опыт, имеющие отношение к работе Арктического совета.
  • продемонстрировали конкретную заинтересованность и способность поддержать работу Арктического совета, в том числе посредством партнерских отношений с государствами-членами и постоянными участниками, доводя проблемы Арктики до глобальных органов, принимающих решения.

Роль наблюдателей Арктического совета

Решения на всех уровнях в Арктическом совете являются исключительным правом и ответственностью восьми арктических государств с привлечением постоянных участников.

  • Наблюдатели должны быть приглашены на заседания Арктического Совета после предоставления статуса наблюдателя.
  • В то время как основная роль наблюдателей заключается в наблюдении за работой Арктического совета, наблюдатели должны продолжать вносить соответствующий вклад посредством своего участия в Арктическом совете, прежде всего на уровне рабочих групп.
  • Наблюдатели могут предлагать проекты через Арктическое государство или Постоянного участника, но финансовые взносы наблюдателей в любой конкретный проект не могут превышать финансирование со стороны Арктического государства, если САО не примут иного решения.
  • На заседаниях вспомогательных органов Совета, на которые приглашены наблюдатели для участия, наблюдатели могут по усмотрению Председателя делать заявления после арктических государств и постоянных участников, представлять письменные заявления, представлять соответствующие документы и высказывать мнения по обсуждение. Наблюдатели могут также представлять письменные заявления на совещаниях на уровне министров.

На Министерской встрече 2013 года в Кируне было официально принято Руководство для наблюдателей Арктического совета.

Как подать заявку на статус наблюдателя

  1. Прочитайте в полном объеме следующие два документа:
    Правила процедуры Арктического совета с акцентом на пункты 36, 37 и 38, а также приложение 2, в котором содержатся разделы «Аккредитация и обзор наблюдателей» и « Критерии допуска наблюдателей ».
    Руководство для наблюдателей Арктического совета по вспомогательным органам с уделением внимания пунктам 4.3, 6 и 7.1.
  2. По электронной почте в Секретариат Арктического совета с просьбой предоставить Заявку наблюдателя.
Арктический совет — Программа действий по загрязнению Арктики

Об ACAP

Программа действий по загрязнению Арктики (ACAP) работает над предотвращением и снижением загрязнения и экологических рисков в Арктике. ACAP осуществляет демонстрационные проекты для повышения осведомленности и демонстрации возможностей сокращения загрязнения в Арктике и очистки. ACAP призывает страны укреплять политику и предпринимать действия по сокращению загрязняющих веществ и смягчению связанных с ними экологических, человеческих и социально-экономических рисков.

ACAP в сотрудничестве с национальными властями осуществляет свою работу в рамках пилотных проектов, учитывая проблемы и риски коренных народов Арктики. Пилотные проекты способствуют сокращению:

  • Стойкие органические загрязнители (СОЗ), такие как ПХБ промышленного соединения и ртуть
  • Обращение с отходами на берегу для предотвращения морского мусора, пластиков и микропластиков, а также опасных веществ, включая устаревшие пестициды, растворители и фармацевтические препараты, а также химические вещества, вызывающие обеспокоенность, такие как перфторированные компоненты
  • Краткосрочные загрязнители климата (SLP), такие как сажа, метан и гидрофторуглероды, которые в настоящее время включены в международные конвенции

Фонд инструментов поддержки проектов (PSI) Арктического совета утверждает проекты ACAP.ИОО финансирует деятельность, направленную на предотвращение и смягчение загрязнения в Арктическом регионе, и в первую очередь предназначен для мероприятий по подготовке проектов, таких как определение проекта и разработка концепции, предварительные технико-экономические обоснования, оценки воздействия на окружающую среду, планы бизнеса и финансирования и многое другое.

ACAP возглавляет председательство, которое меняется между государствами Арктического совета каждые два года. В настоящее время Норвегия председательствует в ACAP на период 2019-2021 гг. Арктические государства и постоянные участники участвуют в работе, а наблюдатели приглашаются для участия в заседаниях ACAP.

Снимок плана работ на 2019-2021 годы

ACAP признает, что совместные действия вносят существенный вклад в общие международные усилия по снижению ущерба окружающей среде на глобальном уровне. В текущем плане работы ACAP основное внимание уделяется экспериментальным проектам по сокращению ртути, СОЗ и опасных веществ, а также по сокращению выбросов черного углерода и других недолговечных климатических факторов. Также повышенное внимание уделяется обращению с отходами на суше, чтобы предотвратить попадание пластикового морского мусора и выброс микропластиков в окружающую среду Арктики.Эта сквозная проблема требует сотрудничества между другими соответствующими рабочими группами Арктического совета, включая Программу арктического мониторинга и оценки (AMAP), которая измеряет загрязнение Арктики. В настоящее время в рабочий план включены 17 проектов. ACAP проводит личные встречи один раз в год и посредством телеконференций три-четыре раза в год для обсуждения приоритетов и проектов, определенных в плане работы, и для обеспечения прогресса в работе.

Арктический совет — Российская Федерация

Россия и Арктический регион

Российская Арктика — огромная территория, которая простирается на 24 150 километров береговой линии и включает в себя:

  • Весь Мурманская область и Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа
  • Северные муниципальные образования Архангельской области, Республики Коми, Красноярского края и Республики Саха (Якутия)
  • Архипелаги и острова в российской части Северного Ледовитого океана

Россия занимает более 53 процентов побережья Северного Ледовитого океана.Приблизительно два с половиной миллиона жителей России живут на территории Арктики, что составляет почти половину населения, живущего в Арктике во всем мире. Поэтому эффективное и устойчивое развитие Арктики является одним из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации. Другие ключевые национальные интересы в Арктике включают в себя:

  • Использование Арктического региона в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задачи социально-экономического развития страны
  • Сохранение Арктики как зоны мира и сотрудничества
  • Сохранение уникальных экосистем Арктики
  • Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной линии Российской Федерации в Арктике

Добыча природных ресурсов, прежде всего нефти и природного газа, является основной арктической отраслью России.Страна является третьим по величине в мире производителем углеводородных ресурсов. Еще одним приоритетным направлением является социально-экономическое развитие арктического региона в Российской Федерации, в том числе улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий для экономической деятельности в Арктике. Развитие науки и техники являются ключевыми направлениями наряду с созданием современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Экологическая безопасность и международное сотрудничество в Арктике являются другими приоритетными направлениями для Российской Федерации.

Коренные народы

В России насчитывается 40 официально признанных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Из 40 коренных народов 11 живут вокруг или за Полярным кругом, самые большие группы, включая долган, нганасан, ненцев, саами, ханты, чукчи, эвенки, эвены, энецы, эскимосы (юпики) и юкагиры. Традиционно коренные народы полагались на оленеводство, рыболовство и охоту.

Россия в Арктическом совете

Россия провела первое председательство в Арктическом Совете страны с 2004 по 2006 год.На протяжении всего председательства Россия продвигала проекты в следующих областях:

  • Расширение сотрудничества в области международных и коммуникационных технологий, включая дальнейшие практические шаги по развитию Арктической сети информационно-коммуникационных технологий
  • Охрана здоровья людей, проживающих и работающих в Арктике, включая телемедицину и профилактику социально значимых заболеваний, характерных для полярных широт
  • Устойчивое управление природными ресурсами и более широкое использование возобновляемых источников энергии
  • Расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая ратификацию Российской Федерацией Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата
  • Устойчивое развитие коренных народов Арктики

Ключевые достижения включают в себя:

  • Организация международного симпозиума по перспективам и последствиям разведки и разработки нефтяных и газовых ресурсов в Арктике
  • Организация международной конференции по разработке механизма мониторинга, предотвращения и управления чрезвычайными ситуациями в Арктике
  • Организация встречи министров культуры государств-членов Арктического совета, в результате которой была принята декларация, в которой говорится о необходимости расширения культурного взаимодействия между коренными народами и национальными правительствами в качестве неотъемлемого вклада в устойчивое развитие Арктического региона.
  • Спонсор семинара по продвижению устойчивого развития в Арктике, который был первым семинаром такого рода для Арктического Совета, в результате которого была проведена общая оценка мероприятий и рекомендаций по экономическим и социальным аспектам устойчивого развития.

Россия будет вторым председателем в 2021-2023 годах.Во время предстоящего председательства Россия планирует сосредоточиться на экономическом, социальном и экологическом устойчивом развитии в арктическом регионе. Россия будет опираться на совместные усилия с государствами Арктического совета на принципах международного права, а также с уважением и учетом интересов друг друга в различных областях, от исследований и реализации экологических проектов до использования Северного морского пути.

Арктический совет — Королевство Дания

Королевство Дания в Арктическом регионе

Королевство состоит из трех частей — Дании, Гренландии и Фарерских островов — и благодаря Гренландии расположено в центре как прибрежное государство в Арктике. Это включает в себя конкретные права и обязанности в регионе. Сегодня и Гренландия, и Фарерские острова имеют обширное самоуправление.

В Гренландии и на Фарерских островах с 1948 и 1979 гг. Действовало самоуправление соответственно.Механизмы внутреннего самоуправления постоянно модернизировались, в последнее время были приняты Закон о поглощении по вопросам вопросов и областей ответственности и Закон о полномочиях Фарерских Островов в области внешней политики 2005 года на Фарерских островах, а также Закон о самоуправлении Гренландии от 2009 года.

Три части Царства разделяют ряд ценностей и интересов, и все они несут ответственность в арктическом регионе и за него.

В равноправном партнерстве между тремя частями Датского королевства Королевство Дания выступает одним голосом в Арктическом совете.

О Гренландии

Гренландия является крупнейшим в мире неконтинентальным островом и географически расположена на североамериканском континенте. Однако, с точки зрения геополитики, это часть Европы. Ледяной покров Гренландии покрывает 81 процент его площади, оставляя 15 процентов побережья пригодными для жизни. Есть 17 городов и 58 деревень, расположенных по всей стране. Плотность населения самая низкая в мире. Если учитывать только свободные ото льда районы, население составляет всего 0 человек.3 человека на квадратный километр.

Гренландцы являются потомками инуитской культуры Туле. Люди Туле были сильными охотниками, поэтому традиционно охота была самым важным источником выживания гренландских людей. Сегодня примерно 10 процентов рабочей силы занято в охотничьих хозяйствах. Рыболовство является основной отраслью Гренландии, основной экспорт которой включает креветки, гренландский палтус и треска. Гренландия является домом для многих полезных ископаемых, включая золото, рубины, алмазы, медь, редкоземельные элементы и нефть.Сектор туризма также увеличивается, с ростом числа туристов. Гренландия делает упор на развитие устойчивого туризма.

О Фарерских островах

Фарерские острова состоят из 18 горных островов, расположенных на полпути между Исландией и Шотландией в Северной Атлантике. Более 50000 человек живут на Фарерских островах. Жители состоят почти исключительно из коренных жителей Фарерских островов, которые первоначально были скандинавского и гэльского происхождения. В то время как 17 из 18 островов в настоящее время заселены, почти 40 процентов населения проживает в столице страны, Торсхавне.

Несмотря на то, что Фарерские острова являются отдаленными, они хорошо расположены в середине транспортного маршрута между Европой и Северной Америкой и в нескольких минутах полета от крупных городов Северной Европы. Относительная изоляция острова Фарерские острова способствовала сохранению древних традиций, формирующих культуру и средства к существованию.

Основная отрасль Фарерских островов — рыболовство. Умеренные воды у побережья создают идеальную среду для лосося, фарерской трески и лангустинов, которые с конца 19-го века были важным глобальным экспортом для Фарерских островов.Фарерские острова также имеют сильную систему образования, и число студентов, посещающих Университет Фарерских островов, значительно увеличивается. Туризм также является относительно новой, но растущей отраслью, и многие люди заинтересованы в посещении его так называемых нетронутых и неизведанных земель.

Дания

Дания является самой южной из скандинавских стран и состоит из полуострова, Ютландии и архипелага из 443 названных островов, крупнейшими из которых являются Зеландия, Фюн и остров Северная Ютландия.В Дании проживает более 5,8 миллионов человек. Дания, Гренландия и Фарерские острова являются равноправными образованиями в Королевстве Дания. Механизмы самоуправления передают политическую компетенцию и ответственность от датских политических властей властям Гренландии и Фарерских островов. Правительство Дании конституционно проводит внешнюю политику и политику безопасности Королевства Дания в тесном сотрудничестве с правительствами Гренландии и Фарерских островов. Вооруженные силы Дании выполняют важные задачи в Арктике, включая обеспечение суверенитета.

Королевство Дания в Арктическом совете

Председательство Королевства Дания в Арктическом совете в 2009–2011 годах было важным приоритетом для Дании, Гренландии и Фарерских островов. На встрече министров в Нууке в 2011 году была принята Нуукская декларация, в которой, среди прочего, была определена роль и критерии для приема новых наблюдателей, создан постоянный секретариат Арктического совета в Тромсё, Норвегия, создана целевая группа для разработки инструмент для предотвращения и управления потенциальными разливами нефти в Арктике и предписал усиленные коммуникационные усилия Арктического совета.Кроме того, министры подписали соглашение о поиске и спасании в Арктике (САР), которое в качестве первого юридически обязывающего соглашения под эгидой Арктического совета добавило новое измерение в работу Совета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *