Содержание

Лучший в своем классе. Почему российский Як-130 популярен на мировом рынке | Сюжеты | Baltnews

По запросу малазийских ВВС, Россия в рамках оборонной выставке LIMA-2019 продемонстрирует все боевые возможности самолета Як-130, пишет РИА Новости со ссылкой на источник в авиационной отрасли.

© РИА НовостиСамолет Як-130

«Объединенная авиастроительная корпорация повезет на выставку учебно-боевой самолет Як-130. Он не только примет участие в летной программе выставки, но и покажет малазийцам свои боевые возможности. Один из летчиков-испытателей ОКБ Яковлева будет пилотировать самолет и покажет малазийскому коллеге прямо в воздухе все возможности российского Як-130», – сказал источник.

По словам источника, в летной программе примет участие авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи».

Як-130

Разработанный ОКБ Яковлева двухместный реактивный самолет Як-130 выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки военных летчиков России на самолеты последних поколений.

Он оснащен современными комплексами неуправляемого и управляемого вооружения. Масса боевой нагрузки, которая размещается на девяти наружных узлах подвески составляет три тонны. Кроме того, самолет обладает высоким ресурсом и низкой стоимость эксплуатации, что делает Як-130 наиболее привлекательным для покупки другими странами.

© РИА НовостиУчебно-боевой самолет Як-130

Сегодня проводятся работы по наращиванию возможностей самолета, о чем заявлял ранее президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

«Самолет активно эксплуатируется российскими военными, известен на мировом рынке, поставлен целому ряду иностранных заказчиков. При этом потенциал расширения поставок и дальнейшего развития самолета – огромный», – отметил президент ОАК.В яблочко! Как в США загляделись на российского «Охотника»

Кроме того, Як-130 обладает прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности и взлета-посадки, а также возможность применять высокоточное оружие.

На данном комплексе можно тренировать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30, F-16, F-22, «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из самых лучших в настоящее время на мировом рынке вооружений.

baltnews.lt

умная русская «Рукавица», которую копирует весь мир. Ридус

В настоящее время стоимость современного истребителя 5-го поколения достигает нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому летать на них должны серьезно подготовленные летчики-профессионалы. Для их подготовки служат так называемые учебно-тренировочные (УТС) или учебно-боевые самолеты (УБС).

Однако многие из существующих на сегодня машин подобного типа устарели морально и технически или имеют малый остаточный ресурс до списания. Именно поэтому во многих странах мира авиаконструкторы пытаются создать перспективные УТС/УБС последнего поколения.


По оценке западных и российских экспертов, мировой объем фактического экспорта УТС/УБС в стоимостном выражении в 2018—2023 годах составит не менее 8 млрд долларов.

Какое место занимает Россия на этом рынке? Весьма достойное — пятое, со стоимостью поставки самолетов в этот же период времени примерно в 440 млн долларов (5,34% рынка).

Як-130

На рынке УТС представлены самолетом Як-130, разработанным в ОКБ им. А. С. Яковлева и предназначенным для замены в ВВС России учебно-тренировочных самолетов чешского производства Л-39. Это первый абсолютно новый самолет, построенный в современной России, по классификации НАТО Mitten («Рукавица»).

Тем не менее Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения 4+ и даже пятого. В учебно-тренировочный комплекс входит сам Як-130, интегрированная система объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры.

Первый полет опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя 1-го класса, Героя Российской Федерации Андрея Синицына. В дальнейшем испытания продолжил Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель РФ Роман Таскаев.

Государственные испытания этого УТС, включая вооружение (может быть установлено на самолет в случае его боевого применения), были завершены в декабре 2009 года. Уже через год первые Як-130 поступили на вооружение российских ВВС, после чего началась их интенсивная эксплуатация в учебно-авиационном центре ВВС России в Борисоглебске Воронежской области.

По оценкам российских аналитиков, потребность ВВС России в УТС оценивается в 250 единиц, а потребность мирового рынка — в десять раз больше. Предварительная стоимость Як-130 превышает 15 млн долларов. В настоящее время в ВВС России эксплуатируется примерно 106 Як-130.

Есть эти самолеты и за рубежом. В Алжире — 16 Як-130, Бангладеш — 13 Як-130 (по состоянию на 2018 год), всего было получено 16 самолетов, но в катастрофах погибло 3 машины. В Белоруссии — 8 Як-130. В Мьянме — 6.

Клоны Як-130

Как ни фантастически это звучит, у Як-130 есть братья-близнецы или даже клоны. Особенно интересна история итальянского УБС М-346. Дело в том, что в свое время Як-130 начал разрабатываться совместно с итальянской компанией Aermacchi. Однако по ряду причин совместная работа России и Италии была остановлена, но тем не менее каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета. В результате появились два похожих друг на друга как две капли воды УБС Як-130 и М-346, спроектированный на базе Як-130Д.

М-346 — это самолет, предназначенный для повышенной летной подготовки пилотов ВВС Италии и других стран. Первый полет он совершил в июле 2004-го. На самолете установлены два турбореактивных двигателя F-124-GA-200, которые позволяют ему достичь скорости до 1050 км/ч. УБС может нести ракеты и бомбы весом до 3 тонн на пяти узлах подкрыльевых подвесок.

На вооружении ВВС Италии есть уже 18 таких самолетов, Сингапура — 12, Израиля — 30, Польши — 8. Азербайджан закупил около 10 таких самолетов, еще 15 самолетов заказанo.

К сожалению, испытания и ввод в эксплуатацию этого УБС не обошлись без потерь. 18 ноября 2011 года прототип, который участвовал в показе на Dubai Airshow, разбился после отлета из Дубая в Италию. 11 мая 2013-го еще один самолет разбился спустя 20 минут после взлета из-за неполадок с двигателем.

Китайский клон Як-130

Однако особый интерес по ряду причин представляет китайский сверхзвуковой УТС L-15, прямой конкурент на рынке учебно-тренировочных самолетов не только Як-130, но и М-346.

Во-первых, он также напоминает по облику российский самолет. И это не удивительно. Ведь ОКБ Яковлева принимало активное участие в создании этого самолета в качестве консультанта конструкторов китайской компании AVIC-2 — разработчика L-15.

Во-вторых, на китайском УТС стоят два форсированных турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинской разработки, которые позволяют достичь сверхзвуковой скорости. На Як-130 установлены аналогичные, но бесфорсажные моторы АИ-222-25.

В 2013 году стало известно о долгосрочном контракте с «Мотор Сич» на поставку 1920 двигателей АИ-222-25Ф и ремонт 3840 единиц до 2041 года на общую сумму 5,7 млрд долларов.

И в третьих, стоимость L-15 составляет 11 млн долларов, что ниже стоимости не только Як-130, но и М-346. Первый полет китайского УТС состоялся в марте 2006 года.

Он стоит на вооружении ВВС КНР под обозначением JL-10, Замбии — 6 L-15, Венесуэлы — 24 L-15

УБС Т-50

Южнокорейский УБС Т-50 Golden Eagle («Беркут»), двухместный сверхзвуковой реактивный самолет, был разработан южнокорейской фирмой KAI совместно с американской компанией Lockheed Martin. Он поднялся первый раз в воздух в августе 2002-го. В вооружение самолета входят ракеты «воздух — воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух — земля» AGM-65 Maverick и бомбы со спутниковым наведением JDAM.

В ВВС Южной Кореи сегодня летает более 50 самолетов T-50. В настоящее время он принят на вооружение таких стран, как Индонезия — 15 T-50i, Филиппины. Во время авиашоу 20 декабря 2015 года на острове Ява в районе города Джокьякарта потерпел катастрофу самолет Т-50 ВВС Индонезии. Самолет упал недалеко от взлетно-посадочной полосы. Оба летчика погибли.

Американский УТС Т-Х

Американская корпорация Boeing и шведская группа Saab AB в сентябре этого года сообщили, что совместно разработанный ими самолет нового типа Т-Х одержал победу в тендере ВВС США на перспективный учебно-тренировочный самолет по программе Т-Х, предназначенный для замены учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки Northrop T-38 Talon.

По итогам конкурса корпорация Boeing получила контракт ВВС США стоимостью 813 млн долларов на НИОКР, изготовление, поставку, отработку и испытания пяти опытных самолетов Т-Х и семи наземных тренажеров в рамках этапа EMD (Еngineering and manufacturing development), с поставкой на авиабазу Сан-Антонио — Рэндолф (штат Техас) в 2023 году.

www.ridus.ru

Як-130 — Википедия

Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten — «Рукавица») — российский учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

Главные конструкторы — Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович [4]. Як-130 — первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР[5]. Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС России. С 2012 года планируется выпуск более 100 таких машин.

Конкурс на создание нового УБС был объявлен в конце 1980-х годов. Новая машина должна была стать двухдвигательным универсальным самолётом для подготовки лётчиков, начиная от первоначального лётного обучения и заканчивая особенностями боевого применения, а также для поддержания лётных навыков в строевых частях.

В перспективе, данные самолёты должны полностью заменить устаревший парк самолётов чехословацкого производства L-39, по приблизительной оценке это должно произойти в течение 10-13 лет, и стать основной учебно-боевой единицей российских ВВС. Многие из L-39, используемых в России в качестве самолётов для тренировки курсантов, давно отлетали свой ресурс. Именно поэтому ещё в конце 1980-х в СССР был объявлен тендер на разработку учебно-тренировочного самолёта. Серийное производство L-39 завершено в 1999 году, а L-159, современную версию самолёта, Министерство обороны Российской Федерации не заказывало в связи с изменением геополитической ориентации Чехии и её переходом в лагерь вероятного противника.


Российские ВВС выбрали два проекта — Як-130 и МиГ-АТ. Для разработки нового самолёта требовались большие средства, которых не имели ни разработчики, ни Министерство обороны России, поэтому самолёты проектировались совместно с иностранными фирмами — Як-130 с итальянской Alenia Aermacchi, а МиГ-АТ — с французскими компаниями. Из-за разногласий с итальянским партнёром совместная разработка Як-130 на завершающем этапе прекратилась. Компания Aermacchi получила всю конструкторскую и техническую документацию на планер самолёта, после чего выпустила собственный учебно-тренировочный самолёт — M-346.

Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына[1].

В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов[6].

В декабре 2009 завершены ГСИ.

После передачи производства в 2011 году на «Иркут», предприятие приняло решение создать на основе Як-130 лёгкий штурмовик с РЛС (Барс-130) и высокоточным вооружением.

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Взлёт Як-130 на авиасалоне МАКС-2011

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов.[7] Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см, без электромеханических приборов, на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

За время полёта от Иркутска до Армавира Як-130 расходует менее 7,5 тонн авиационного топлива. Этот показатель в несколько раз меньше расхода топлива любого самолёта, стоящего на вооружении Российских ВКС.[8]

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны)[9], самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году[10][11].

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России[12]. В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130»[13].

23 сентября 2011 года газета «Коммерсантъ» сообщила, ссылаясь на анонимный «источник в авиапромышленном комплексе», что тендер на поставку Як-130 для Минобороны был признан несостоявшимся[14][значимость факта?]. 16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков[15].

В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц[16].

В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.[17]

Поставки[править]

В 2010—2011 гг. в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15[18] единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту[19][20][21]. В 2013 году корпорация «Иркут» поставила ВВС РФ 18 Як-130. До конца года поставили Минобороны дополнительно 2 машины в счёт заказа 2014 года. В 2014 году были переданы 20 машин. С учетом сданных ВВС в начале 2015 года двух самолётов, общее количество сданных Як-130 по этому контракту должно достичь 55 единиц и контракт должен быть закрыт. Всего в ВВС с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130, в том числе 55 — построенных «Иркутом» по контракту 2011 года и 10 самолётов постройки «Сокола».[22] 9 октября 2015 года 4 машины были поставлены в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (Армавир)[23].

Сравнение с аналогами[править]

Як-130[24] Aermacchi M-346[25] BAE Hawk T2 (Mk. 128) LIFT[26] Hongdu L-15[27][28] Aero L-159 ALCA[29] KAI T-50 Golden Eagle[30]
Внешний вид
Стоимость единицы, $ ~15 млн.(на экспорт) ~7 млн.(для ВС РФ)[31] ~30-35 млн.[32] 29-33 млн. ~10 млн. 10-12 млн. ~25 млн.
Принят на вооружение, год 2010 2011 2009 2013 2001 2007
Годы производства c 2009 с 2010 н/д c 2012 1997—2003 c 2005
Размах крыла, м 9,84 9,72 9,94 9,48 9,54 9,45
Длина, м 11,24 11,49 12,43 12,27 12,72 13,14
Масса пустого, кг 4600 4600 4480 4960 4350 6354
Макс. взлётная масса, кг 10 290 10 200 9100 9500 8000 13 500
Боевая нагрузка, кг 3000 3000 3000 3000 2700 н/д
Практический потолок, м 12 500 13 700 13 500 16 000 13 200 14 630
Макс. скорость, км/ч 960 (1060 без подвесок[33]) 1060 1030 1715 936 1485
Дальность без ПТБ, км 1647 2000 2500 н/д 1600 1900
Двигатель 2 × ТРД АИ-222-25 2 × ТРД Honeywell/ITEC F124-GA-200 1 × ТРД Rolls-Royce Adour Mk. 951 2 × ТРД АИ-222-25Ф 1 × ТРД Honeywell F124-GA-100 1 × ТРД General Electric F404
Макс. тяга двигателя, кН 2 × 24,7 2 × 27,8 1 × 29,0 2 × 24,7 (41,2) 1 × 28,2 1 × 53,07 (78,7)
Произведено 5815 72
Заказано 137 57
  • Россия Россия — 54 Як-130, по состоянию на 2016 год [34] По другим данным более 60 [35]
  • Алжир Алжир — 16 Як-130, по состоянию на 2016 год[36]
  • Белоруссия Белоруссия — 4 Як-130, по состоянию на 2016 год [37]
  • Бангладеш Бангладеш — 6 Як-130, по состоянию на 2016 год [38][39]

Рассматривают возможность приобретения:

  • Казахстан Казахстан — в 2010 году Министерство обороны Казахстана проявило интерес к Як-130, для обновления парка учебно-тренировочной авиации[47]. В мае 2012 года состоялись переговоры о приобретении партии машин[48], но контракт на поставку подписан не был[49].
  • Малайзия Малайзия — Як-130 включен в тендер на поставку учебных истребителей. Его конкурентами будут британский самолёт Hawk и итальянский Aermacchi[50].
  • Монголия Монголия — в рамках укрепления ПВО страны, ведутся переговоры о приобретении у России беспилотников и учебно-боевого Як-130[51]
  • Филиппины Филиппины — Як-130 впервые принимает участие в тендере министерства обороны Филиппин на поставку шести учебно-боевых самолётов. Потенциальными участниками конкурса и конкурентами Як-130 могут быть корейская компания KAI и итальянская Alenia Aermacchi с самолётами T/A-50 Golden Eagle и Aermacchi M-346 соответственно.[52]

Лётные происшествия[править]

По состоянию на 16 апреля 2014 года потеряно три Як-130:

  • 26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[53]
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.[54]
  • 15 апреля 2014 года в 17:50 мск в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе поселка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Экипаж в составе двух летчиков катапультировался, один из лётчиков (подполковник ВВС Сергей Серёгин) погиб. На земле жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы называют отказ системы управления.[55].

Технические характеристики[править]

Источник данных: ОКБ Яковлева[7]

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Боевая нагрузка: 3000 кг
  • Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески).
  • Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ, — 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).
</ul>
  • Ресурс самолёта: 10 000 часов

Интересные факты[править]

На основе Як-130 энтузиастами сделана радиоуправляемая модель в масштабе 1:4, которая на чемпионате мира по авиамоделированию «Jet World Masters 2011», проходившем в Национальном музее Военно-воздушных сил США, получила переходящий кубок и звание Чемпиона мира на ближайшие два года[57]. Модель одержала победу и в следующие два чемпионата: «Jet World Masters 2013» (Швейцария)[58] и «Jet World Masters 2015» (Германия).

  1. 1,01,1 Андрей Фомин, Андрей Юргенсон Многоликий Як-130 // Авиация и время : журнал. — 2007. —. —.
  2. 2,02,1 Филиппины и Бангладеш рассматриваются как возможные кандидаты на закупку Як-130УБС
  3. ↑ РФ вполовину увеличила экспорт военных вертолетов и самолетов — ЦАСТ
  4. ↑ name=»vedomosti.ru»
  5. ↑ [1] // АвиаПорт.ру
  6. ↑ Главком ВВС России лично облетает новый штурмовик
  7. 7,07,1 ОКБ Яковлева: Як-130 — учебно-боевой и тренировочный самолёт
  8. ↑ самолетов Як-130 успешно прибыла на Армавирскую авиабазу Тасс, 20.2.2015
  9. Деловой Петербург со ссылкой на «ИФ-Регион» и гендиректора авиазавода Михаила Шибаева. Авиазавод «Сокол» будет делать МиГ-35 // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Нижний Новгород/. — 08:19 04 февраля 2008 года.
  10. ↑ «Иркут» приступает к сборке Як-130 для ВВС России
  11. ↑ Иркутский авиазавод поставит российским ВВС 62 учебно-боевых истребителя Як-130
  12. ↑ Учебный самолёт Як-130 для ВВС России совершил первый полет
  13. ↑ Як-130: небо ждёт. Военный паритет. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.
  14. ↑ Як-130 не долетели до Минобороны // Коммерсантъ, 23.09.2011
  15. 15,015,115,2 Независимое военное обозрение // Лётчики России освоят боевой самолёт нового поколения Як-130
  16. 16,016,1 Минобооны не будет закупать оружие у «Ижмаша»: новый автомат Калашникова — это «блеф» (рус.). NEWSru.com (25 января 2012). — Минобороны планирует заключить контракт на поставку ещё десяти Як-130. Проверено 25 января 2012. Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.
  17. ↑ Двигатели для Як-130 начали производить без украинских деталей
  18. ↑ http://www.irkut.com/common//img/uploaded/Godovoiy_otchet_OAO_Korporatsiya_Irkut_za_2012_god.pdf
  19. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated1 не указан текст
  20. ↑ В Борисоглебский УАЦ поступили пять Як-130 // журнал «Взлёт»
  21. ↑ Спрос рождает предложение: корпорация «Иркут» модернизирует Як-130 — ОРУЖИЕ РОССИИ
  22. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок bmpd180215 не указан текст
  23. ↑ В Армавирскую учебную авиабазу поступила партия новейших учебно-боевых самолетов Як-130 : Министерство обороны Российской Федерации
  24. ↑ Программа Як-130
  25. ↑ М-346 на сайте производителя
  26. ↑ Hawk Mk127 / Mk128 LIFT Lead-In Fighter Trainer, United Kingdom
  27. ↑ Hongdu L-15 Supersonic Trainer / Attack Aircraft, China
  28. ↑ Hongdu L-15 Falcon
  29. ↑ L-159 Combat & Training System
  30. ↑ T-50 Golden Eagle, South Korea
  31. ↑ Минобороны купит полсотни Як-130 за десять лет: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
  32. ↑ Первый учебно-тренировочный самолет М-346 «Master» поступил на вооружение ВВС Италии. » Военное обозрение
  33. ↑ Самолеты Як-130 в войсках получат лазерные дальномеры
  34. ↑ The Military Balance 2016. p.-195
  35. ↑ [2]
  36. ↑ The Military Balance 2016. p.-321
  37. ↑ The Military Balance 2016. p.-182
  38. ↑ ВВС Бангладеш приняли на вооружение первые самолеты Як-130: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
  39. ↑ The Military Balance 2016. p.-236
  40. ↑ Минобороны и «Иркут» подписали контракт на поставку первых истребителей Су-30СМ для ВМФ. 17.1.2014
  41. ↑ The Military Balance 2015. p.-296
  42. ↑ Россия поставит первые Як-130 в Бангладеш на следующей неделе: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
  43. ↑ «Иркут» поставит ВВС России самолёты Як-130
  44. ↑ «Ъ»: Россия продала Сирии 36 самолетов боевых Як-130, цена сделки $550 млн — Газета. Ru | Деловые новости
  45. ↑ «Коммерсантъ» Иван Сафронов — Сирийские Як-130 включили в план
  46. ↑ Россия поставит в Сирию истребители МиГ-29 и штурмовики Як-130
  47. ↑ Летчики Казахстана весной 2011 года опробуют новейший российский Як-130 — Минобороны РФ // «Новости Казахстана» от 8 декабря 2010
  48. ↑ Як-130 сориентируется на Казахстан // «Коммерсантъ-Online» от 4 мая 2012
  49. ↑ Як-130 не долетел до соглашения // газета «Коммерсантъ», № 81 (4866) от 5 мая 2012
  50. ↑ Як-130 возможно станет малайзийским учебным истребителем
  51. ↑ news — БХ-ын сайд тайлангаа тавив. News.mn. Retrieved on 2013-1-25.
  52. ↑ Россия предложила Филиппинам учебные самолёты Як-130 // lenta.ru
  53. ↑ В Рязанской области разбился учебно-боевой самолет Як-130 из подмосковного Жуковского  (рус.)
  54. ↑ В Липецке упал самолёт ВВС РФ Як-130  (рус.)
  55. ↑ Авиакатастрофа под Астраханью: Як-130 разбился из-за технических неполадок
  56. ↑ Разрешённая взлётная масса самолёта Як-130 повышена до 10290 кг // ВПК.name
  57. ↑ Jet World Masters 2013 | RusJet (видео)

Литература и источники[править]

www.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *