Содержание

Комбатанты, наемники, добровольцы. Кто это и в чем между ними разница?

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, EPA/TASS

Подпись к фото,

Британцев Шона Пиннера, Эйдена Аслина и марокканца Саадуна Брагима суд в самопровозглашенной ДНР приговорил к смертной казни

Москва утверждает, что на стороне Киева незаконно воюют тысячи «иностранных наемников». На Западе тех же людей считают законными «комбатантами». В России наемничество запрещено, но частные военные компании открыто вербуют и отправляют в Украину «добровольцев». Би-би-си объясняет, как отличить наемника от комбатанта, и можно ли наказывать пленных лишь за то, что они участвовали в войне.

Президент Украины Владимир Зеленский после начала войны издал указ о формировании Интернационального легиона — официального подразделения вооруженных сил страны. Президент России Владимир Путин еще в 2017 году разрешил направлять иностранцев-контрактников за пределы территории России, а после вторжения в Украину поручил минобороны переправлять в зону боевых действий добровольцев с Ближнего Востока.

В России и в Украине законодательство разрешает принимать иностранцев на военную службу. Условия их приема в российскую армию опубликованы на сайте минобороны, в украинскую армию — на сайте МИД.

  • Интернациональный легион: как иностранцы воюют на стороне Украины

Сколько иностранцев и добровольцев-россиян воюют на стороне России в Украине — неизвестно. В Интернациональный легион Украины, по данным ее генштаба, записалось около 20 тысяч человек. Российские военные утверждают, что втрое меньше.

Законно ли эти люди участвуют в войне с точки зрения международного права и как с ними должны обращаться в плену? Би-би-си поговорила об этом с экспертом по международному праву, сотрудником Датского национального исследовательского центра международных судов университета Копенгагена Глебом Богушем.

Кто такие комбатанты

Комбатант в переводе с французского — «сражающийся». В международном вооруженном конфликте — как в войне России с Украиной — к ним относятся лица, которые входят в состав вооруженных сил воюющих государств.

Такие люди, согласно протоколу 1977 года к Женевским конвенциям, сражаются законно — при условии, что они находятся под «ответственным командованием» (входят в структуру подчинения государству и несут ответственность перед ним), имеют узнаваемые знаки отличия от гражданского населения, открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Главная привилегия комбатантов — их нельзя наказать только за участие в военных действиях, объясняет Богуш. Если они нарушают законы и обычаи войны, а также другие нормы международного права, их могут судить за конкретные военные преступления.

Эти правила запрещают, в частности, атаковать или бомбардировать незащищенные города, селения и жилища, грабить и мародерствовать. Комбатанты должны воевать с комбатантами, насилие, убийство и даже «излишний или чрезмерный» вред гражданскому населению не допускается.

  • «Это ситуация так пошла». Путь российского военного Вадима Шишимарина — от границы Украины до пожизненного приговора
  • Смертная казнь — предмет торга? Как могут использовать пленных британцев

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Кроме военнослужащих, в состав вооруженных сил воюющего государства могут входить и нерегулярные подразделения ополченцев, участников добровольческих формирований. Если государство признает их частью своих вооруженных сил, они тоже считаются комбатантами. Если такие группы (парамилитарные образования) воюют «в отрыве» от армии — это не комбатанты, говорит эксперт.

Замглавы МВД Украины Евгений Енин рассказывал, что организацией въезда иностранцев в страну занимаются сотрудники погранохраны и миграционной службы Украины, а далее их опекает минобороны: они подписывают контракт, получают военный билет, который заменяет им вид на жительство, и в дальнейшем могут претендовать на украинское гражданство.

МИД и минобороны России это не опровергают, но утверждают, что в Украину для участия в боевых действиях прибывают «иностранные наемники». Они, по версии российских чиновников, не являются комбатантами и «лучшее, что их ждет в случае захвата живыми, — судебный процесс и максимальные сроки тюремного заключения».

Кто такие наемники

Наемники, согласно Женевским конвенциям, участвуют в вооруженном конфликте незаконно, и их можно судить за сам факт такого участия. Они не граждане и не военнослужащие воюющего государства, и это их главное отличие от комбатантов.

«Отношение к наемничеству в мире негативное, но международное право определяет его узко — смысл не в запрете иностранцам служить в армии другой страны, а в том, чтобы минимизировать участие в боевых действиях людей, абсолютно чуждых конфликту», — говорит Богуш. По его мнению, этот принцип важнее в гражданских войнах и внутренних конфликтах, чем в классическом международном конфликте в Украине.

Доказать факт наемничества в таком конфликте очень сложно, но в заявлениях России все «перевернуто с ног на голову», считает эксперт: «Это пропагандистская попытка заклеймить, расчеловечить и исказить роль участников боевых действий, поставить их вне закона».

При этом в Женевских конвенциях есть четкие критерии, по которым можно узнать наемника, убедилась Би-би-си.

Во-первых, это иностранец, воюющий на территории государства, где он не живет и завербованный специально для участия в вооруженном конфликте. Такое условие сразу исключает из числа наемников трех известных военнопленных — британцев Шона Пиннера и Эйдена Аслина и марроканца Саадуна Брагима, которых Россия передала самопровозглашенной ДНР и позволила приговорить к смертной казни — хотя они жили в Украине и вступили в армию еще до войны, а один из них имел украинское гражданство. Британец Эндрю Хилл, которого власти ДНР обвинили в наемничестве в июле, также переехал в Украину и поступил в морскую пехоту до войны — в 2018 году.

  • «ДНР» приговорила двоих британцев и марокканца к смертной казни. Они воевали в вооруженных силах Украины

Другое ключевое условие заключается в том, что наемник воюет в отрыве от регулярных войск, не входит в их личный состав. Это означает, что иностранцы, вступившие в Интернациональный легион, а также воевавшие в составе полка «Азов», тоже не могут считаться наемниками.

По этим двум критериям очевидно, что военнопленные иностранцы, которых российские власти называют наемниками, на самом деле — комбатанты.

«В Интернациональном легионе воюют не наемники, а контрактники — это структурное подразделение вооруженных сил Украины. Статус комбатанта для них таким образом презюмируется, доказывать это не требуется», — подтвердил Би-би-си Богуш.

Еще меньше похожи на наемников, вопреки заявлениям властей и даже омбудсмена самопровозглашенной ДНР, британские волонтеры Дилан Хили и скончавшийся в плену Пол Ури. Как утверждают в неправительственной организации Presidium Network (помогает страдающим от войны жителям Украины), они занимались гуманитарной работой и были задержаны при прохождении блокпоста для эвакуации украинской семьи.

Однако Следственный комитет России расследует дела иностранцев, в том числе военнопленных, служивших в вооруженных силах Украины именно по статье 359 УК РФ «Наемничество»

Наемник дороже комбатанта

Еще один важный признак наемничества — мотивация. Наемник воюет в чужой стране с целью наживы, а не по политическим, идеологическим или религиозным причинам. Кроме того, нужно доказать, что сумма вознаграждения, которую выплатили или обещали выплатить от лица государства добровольцу, была существенно выше, чем у «комбатантов такого же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил данной стороны».

Юрист Дамьен Магру из Интернационального легиона, работавший до войны в Киеве в юридической фирме Asters, утверждал, что легионеры получают такую же зарплату, как украинские военные.

Бойцы белорусского сопротивления заявляли, что воюют против «путинской агрессии» вообще бесплатно.

В свою очередь, добровольцы из Сирии собирались ехать в Украину воевать на стороне России «буквально ради куска хлеба», рассказывал собеседник Арабской службы Би-би-си. На странице вербовщиков в фейсбуке им предлагали ехать в Украину за 1500 евро в месяц — меньше, чем власти предлагают контрактникам в России. Находятся ли в итоге в Украине сирийские бойцы, неизвестно, признать их наемниками по этому критерию тоже нельзя.

  • «Я готов сражаться чем угодно»: почему все больше белорусов едут воевать за Украину
  • «Лично я еду на смерть». Россия собирает сирийских наемников на войну в Украине — ради чего они готовы рисковать жизнью?

«Возможно, есть иностранцы, которые воюют в Украине, потому что им кто-то заплатил, не будучи членами вооруженных сил, — не исключает Богуш. — Но пока это домыслы. Установить это может компетентный суд».

В России с 2014 года было возбуждено несколько десятков дел о наемничестве россиян в Сирии и Украине, обнаружила Би-би-си. Суды приговаривали их к срокам от 2,5 до 7 лет. Наемниками в основном признавали (в том числе заочно) добровольцев в составе «Азова». Причем материальная выгода в этих делах «не выступала в качестве ключевого стимула», говорится в российской справке для Совета по правам человека ООН. Эксперты еще в 2015 году отмечали что с точки зрения российского законодательства логичнее было преследовать за наемничество не бойцов узаконенного Украиной «Азова», а ополченцев Донбасса.

  • Два года на фронте: первый приговор россиянину, воевавшему за Украину
  • Позывной «Есенин»: россиянин, воюющий за Украину в полку «Азов», попал в плен под Бучей и видел, что там происходит

Добровольцы в «серой зоне»

Сложнее всего определить правовой статус россиян, которых отправляют на войну в Украине частные военные компании или российские националистические движения.

Они граждане России, на стороне которой воюют, и юридически — не наемники, объясняет Богуш. Но и привилегии комбатантов, по его словам, им скорее всего не положены — поскольку данных о том, что они признаны российскими законами или актами в составе вооруженных сил, нет.

По словам эксперта, в международном праве то, что связано с ЧВК пока остается «серой зоной», и четкого ответа на вопрос о том, законно ли их участие в военных действиях, нет. Оценка суда в таком случае зависит от многих факторов, отмечает юрист. При этом он подчеркивает, что неопределенность статуса не лишает попавшего в плен боевика защиты международного гуманитарного права — права на справедливый суд, запрет пыток и жестокого обращения.

Зачем военнопленному статус

Если сражавшийся на войне комбатант попадает в плен к неприятелю, международное право наделяет его статусом военнопленного. При этом он сохраняет иммунитет от наказания за факт участия в войне.

Минобороны России еще в начале марта предупреждало, что у воюющих в Украине «наемников» не будет статуса военнопленных, и их ждет «привлечение к уголовной ответственности». В июле сроки по статье УК РФ о наемничестве удвоили — посадить могут на 7-15 лет.

Но в протоколе к Женевским конвенциям говорится, что статус военнопленного, который предусматривает «более благоприятное обращение», гарантируется каждому, кто на него претендует — а в случае сомнения в том, имеет ли человек на него право, он считается военнопленным до решения суда по этому вопросу. При этом обвиняемый в военных преступлениях вправе требовать, чтобы суд сначала вынес решения о том, является ли он военнопленным.

Суд может признать, что человек не имеет права на статус военнопленного — например, скрывал что носит оружие и выдавал себя за гражданское лицо, или был наемником. Но и без привилегий статуса военнопленного участник вооруженного конфликта остается под защитой международного гуманитарного права. Ему гарантировано гуманное обращение, уважение к личности и право на справедливое судебное разбирательство.

«Убийства, насилие, пытки, надругательства, оскорбления, как и угрозы совершать все эти действия, в отношении пленных запрещены» — объясняет Богуш. Даже заявления о возможности казни иностранцев на Донбассе, по его словам, означают угрозу убийства военнопленных, что само по себе нарушает международное гуманитарное право, запрет пыток и жестокого обращения.

В конвенции также говорится, что любой находящийся в плену человек, если он не был задержан как шпион, имеет право на связь с внешним миром.

Законно ли отправлять военнопленных в колонии и СИЗО

Нет. Женевская конвенция об обращении с военнопленными требует размещать их в специальных лагерях для военнопленных далеко от зоны военных действий и в строго регламентированных условиях. Конвенция также устанавливает правила судебного преследования таких лиц и запрещает запирать их в СИЗО и исправительных колониях без решения суда.

Однако большинство военнопленных — защитников «Азовстали» в Мариуполе отправили в исправительную колонию в селе Еленовка под Донецком. Еще около 90 человек вывезли в Россию и заключили в СИЗО-2 Таганрога, причем членов общественной наблюдательной комиссии к ним не допускали. В Россию этапировали еще более тысячи военнопленных, где, по данным ТАСС, «с ними плотно работают правоохранительные органы».

По данным «Коммерсанта», избрать меру пресечения тысячам военнопленных с «Азовстали» в российских судах было сложно, поэтому российские следователи допрашивали их «как свидетелей», решения об их аресте перед отправкой в колонию принимали «прокуроры ДНР и ЛНР».

Вопросы вызывает и содержание российских военнопленных в Украине. Верховная Рада еще в марте разрешила помещать военнопленных в выделенные для них участки в колониях и СИЗО, ссылаясь на невозможность их доставки в специальные лагеря.

По мнению Богуша, практика содержания военнопленных в СИЗО, даже при условии их отдельного от других заключённых содержания, выглядит сомнительной: «Военный плен принципиально отличается от содержания под стражей, которое возможно только по решению суда. И уж точно несовместимо с нормами международного гуманитарного права направление военнопленных в исправительную колонию — место отбывания наказания в виде лишения свободы».

Это, по словам эксперта, фактически означает наказание военнопленных за их участие в боевых действиях, что прямо запрещено международным гуманитарным правом.

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

Объект наемничества как предмет уголовно-правового анализа

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 октября, печатный экземпляр отправим 26 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор: Чочуева Зульфия Азреталиевна

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Челябинск, ноябрь 2012)

Статья просмотрена: 1456 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Чочуева, З. А. Объект наемничества как предмет уголовно-правового анализа / З. А. Чочуева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2594/ (дата обращения: 09.10.2022).

Уголовно-правовая характеристика любого преступления предполагает, прежде всего, анализ элементов соответствующего состава преступления. Раскрывая объективные признаки наемничества, следует, в первую очередь, остановиться на спорных вопросах объекта преступления.
Статья 359 УК РФ «Наемничество» помещена законодателем в главу «Преступления против мира и безопасности человечества». Это свидетельствует о том, что законодатель в качестве видового объекта преступления, предусмотренного ст. 359, подразумевает соответствующие общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны мира между государствами, безопасности человечества в самом широком смысле.
Однако такое толкование объекта наемничества противоречит положениям международного уголовного права, в соответствии с которыми наемничество относится к преступлениям международного характера.
В теории уголовного права достаточно давно и четко разрешен вопрос о характере и степени общественной опасности преступления как о ее соответственно качественной и количественной характеристиках [6, с.43].
Указанное выше противоречие в понимании объекта наемничества затрудняет оценку его общественной опасности, и, как следствие, создает предпосылки назначения наказания лицам, признанным в совершении преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ, не соответствующего характеру и степени общественной опасности совершенного преступления.
Систематическое толкование ст. 359 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель понимает под объектом наемничества установленные международными договорами правила ведения войн, формирования национальных вооруженных сил. Аналогичным образом понимают объект наемничества и другие авторы [7; 3; 9; 5].
Действительно, использование в вооруженном конфликте неконтролируемых наемников существенно ограничивает и без того скудные возможности обеспечения прав гражданского населения в районе боевых действий и военнопленных, привносит элемент неоправданной жестокости. Наемник, как правило, не руководствуется какими-то высокими идеалами, воюет в чужой стране, с чуждыми ему обычаями и нравами. А.Нейер, отмечая указанные выше обстоятельства, объяснял запрет на использование наемников в военных конфликтах тем, что их участие превращает войну как «последний довод» (ultima ratio) в войну как проявление необузданной ярости (ultima rabies) [10].
Между тем, нам представляется, что общественная опасность наемничества заключается не только и не столько в нарушении установленных правил ведения войны. Действия наемников в России (особенно на Северном Кавказе) свидетельствуют о том, что зачастую главной целью наемников является отделение от Российской Федерации отдельных регионов и свержение конституционного строя.
Участие наемников в действиях, направленных на свержение конституционного строя, нарушение территориальной целостности государства отражено в ряде международных документов. Например, Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников1 в ст.1 дает более широкое определение наемника, нежели то, которое зафиксировал Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.
, и которое легло в основу определения наемника по действующему УК РФ. В частности, Международная конвенция предусматривает участие наемника не только в вооруженном конфликте, но и в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или подрыв территориальной целостности государства.
Р.А. Адельханян, отмечает, что общественная опасность наемничества, состоит не только в том, что наемники, выполняя политическую волю нанимателей, убивают, насилуют и т.п., но и в том, что воспитывается слой людей, для которых совершение убийств и других преступлений становится хорошо оплачиваемой профессией [1]. Широко распространилось в последнее время видеодокументирование наемниками своей деятельности. После просмотра видеоотчетов нанимателями многие такие материалы становятся предметом торговли. Такая ситуация позволяет наемникам рассматривать процесс видеосъемок зверств над военнопленными или гражданским населением как источник дополнительного дохода, а высокие цены на подобные сюжеты поощряют их к совершению новых преступлений.
К сожалению, это явление получило распространение и в нашей стране [2]. Таким образом, дополнительным объектом наемничества являются общественная мораль и нравственность.
Оценку наемничества как многообъектного преступления мы можем найти и в ряде документов Государственной Думы [4].
Участие наемников в террористической деятельности угрожает также общественной безопасности. Организации, осуществляющие террористическую деятельность, зачастую занимаются и вербовкой, а также обучением наемников. Например, в ноябре 2005 г. в Дагестане в селении Баба-Юрт в ходе спецоперации был уничтожен арабский наемник по кличке «Сулейман», который, в частности занимался вербовкой смертниц для проведения террористических актов на территории Дагестана [8].
Таким образом, наемничество фактически является многообъектным преступлением, посягающим на основы конституционного строя и безопасность государства, общественную безопасность, подрывающим основы общественной морали, нарушающим установленные правила ведения войны. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст.ст. 3, 4 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., территориальная целостность государств и нерушимость их границ являются основополагающими принципами для мира и безопасности человечества, которые, следовательно, также являются объектом преступления, предусмотренного ст. 359 УК РФ.
Исходя из вышесказанного, представляется, что основным непосредственным объектом наемничества выступают основы конституционного строя и безопасности государства, а установленные правила ведения войны, мир и безопасность человечества являются дополнительными объектами преступления. Поэтому считаем целесообразным размещение статьи, предусматривающую уголовную ответственность за наемничество, в главу 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

Литература:
  1. Адельханян Р.
    .А. Наемничество – военное преступление на Северном Кавказе // «Черные дыры» в Российском законодательстве. № 2. 2003.
  2. Безумный шоу-бизнес // http://www.versiasovsek.ru/material.php?5868
  3. Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Саратов, 2005.
  4. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 апреля 2000 г. «О позиции Парламентской Ассамблеи Совета Европы по вопросу о ситуации в Чеченской Республике» (принято постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 апреля 2000 г. N 271-III ГД) // Парламентская газета. 2000. 19 апр. № 74.
  5. Кибальник А., Соломоненко И. Уголовная ответственность за наемничество // «Российская юстиция», № 4. Апрель 2002 г.
  6. Кривоченко Л.Н. Классификация преступлений. Харьков, 1983.
  7. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М., 2006.
  8. Полетаев В. По картам зарубежных спецслужб готовились боевиками теракты в Дагестане // РГ. 2005. 9 нояб.
  9. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. Рарога А.И. М., 2004.
  10. Neier A. War Crimes: Brutality. Genocide. Terror and the Struggie for Justice. – London. 1974. – P. XII – XIII.
1 Принята в Нью-Йорке, 4 декабря 1989 г., Российской Федерацией не ратифицирована.

«Они — как террористы». В Донбассе не собираются отпускать пленных наемников

Генеральная прокуратура Донецкой народной республики возбудила уголовное дело в отношении трех иностранных наемников, воевавших на стороне украинских войск. Им может грозить смертная казнь. В парламенте ДНР подчеркнули, что два британца и подданный Марокко не подлежат обмену, так как действовали без соблюдения международных конвенций.

Обмену не подлежат

Как сообщается в Telegram-канале Генпрокуратуры ДНР, «возбуждено уголовное дело в отношении группы иностранных наемников». Среди них — граждане Великобритании Шон Пиннер и Эйден Аслин, а также подданный королевства Марокко Саадун Брагим.

«Уголовное дело возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных второй частью 34-й статьи (совершение преступления группой лиц), 323-й статьей (насильственный захват власти или насильственное удержание власти) и 430-й статьей уголовного кодекса ДНР (наемничество)», — говорится в сообщении.

Следствие установило, что все они действовали в составе ВСУ в качестве наемников, «принимали участие в подготовке и ведении боевых действий» против Донецкой народной республики.

«Арестованные иностранцы обвиняются в наемничестве и совершении группой лиц по предварительному сговору действий, направленных на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя ДНР», — уточнили в Генпрокуратуре республики.

В ведомстве добавили, что обвиняемые иностранцы содержатся под стражей, «дают развернутые показания».

В свою очередь председатель комитета по уголовному и административному законодательству Народного совета ДНР Елена Шишкина заявила ТАСС, что принимавшие участие в боевых действиях в Донбассе иностранные наемники обмену не подлежат, так как действовали без соблюдения международных конвенций.

«Они действовали здесь не как военнослужащие. Они действовали здесь как террористы, как нацисты, поэтому ни о каком обмене не может идти речи», — уверена она.

По ее словам, плененных бойцов «Азова» также нельзя на кого-нибудь обменять. Кроме того, на стороне украинских войск в боевых действиях участвуют граждане Франции, Польши и Литвы. Шишкина рассказала, что следователи выясняют, приехали ли они на Украину по своему желанию, или их направили спецслужбы и правительства этих стран.

Смертная казнь

27 мая начальник отдела по расследованию преступлений против мира и безопасности человечества следственного управления Генпрокуратуры ДНР Виктор Гаврилов заявил на пресс-конференции, что плененным гражданам Великобритании и марокканцу может грозить смертная казнь.

Гаврилов заявил, что показания Шона Пиннера, Эндрю Хилла и Саадуна Брагима подтвердили их виновность.

В ДНР отказались обменивать пленных иностранцев

Подданные Марокко и Великобритании, которые принимали участие в боевых действиях в Донбассе. ..

01 июня 13:33

«Генеральной прокуратурой ДНР завершено расследование уголовного дела в отношении группы иностранных наемников из Великобритании и Марокко. Уголовное дело в отношении наемников, принимавших участие в подготовке и ведении боевых действий против ДНР, полностью сформировано. Материалы дела переданы в один из республиканских судов для рассмотрения по существу, в результате которого к обвиняемым с учетом военного времени может быть применена высшая мера наказания — смертная казнь», — пояснил он.

В Генпрокуратуре республики добавили, что в результате полученных показаний граждан Великобритании Шона Пиннера и Эндрю Хилла, а также подданного Королевства Марокко Саадуна Брагима установлена их причастность к совершению преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 34 УК ДНР («Совершение преступлений группой лиц»), ст. 323 УК ДНР («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти») и ст. 440 УК ДНР («Наемничество»).

Посол Луганской народной республики в России Родион Мирошник 11 мая в интервью РИА «Новости» сказал, что все иностранные наемники, участвующие в боевых действиях на стороне Украины, должны быть наказаны.

«У нас достаточно однозначная позиция по этому поводу. Наемники, которые прибыли на нашу территорию, прибыли убивать и зарабатывать деньги. Мы же ведем войну за свободу и возможность выжить и построить нашу жизнь. Мы считаем иностранных наемников, прибывших на нашу территорию, преступниками, которые должны нести ответственность по всей строгости закона а это очень серьезное наказание за наемничество и за ведение преступной деятельности, нарушение законов войны», — подчеркнул Мирошник.

Он добавил, что работу по обмену пленными взяла на себя Россия, ЛНР в этом процессе не участвует.

Предложение об обмене

Британцы Шон Пиннер и Эйден Аслин сдались в плен еще в середине апреля. Затем в эфире телеканала «Россия 1» Пиннер рассказал, что он и Аслин обратились к премьер-министру Борису Джонсону с просьбой оказать содействие в их обмене на оппозиционного украинского политика Виктора Медведчука. Супруга последнего эту идею поддержала.

WP: воюющие на стороне Украины иностранные наемники жалуются на оружие и бегут с поля боя

Граждане США и другие иностранцы, присоединившиеся к украинской армии в противостоянии. ..

29 мая 18:16

Однако официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил, что, согласно международному гуманитарному праву, «лучшее, что их ждет, — долгий срок в тюрьме».

19 апреля зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев написал в своем Telegram-канале, что для России иностранные наемники – «не добровольцы».

«Они не являются законными комбатантами, на них не распространяются Женевские конвенции», — подчеркнул Медведев.

По его словам, «поэтому иностранные наемники на Украине, которые не сдадутся» российским войскам, «вместе со своими наставниками» подлежат «денацификации». «Им придется сполна ответить за свои действия. Конечно, если останутся в живых», — заключил зампред Совбеза.

26 апреля премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что решение об обмене британских граждан, воевавших на стороне Украины и сдавшихся в плен, должен принять Киев.

«Мы будем делать все, что сможем, но это решение за украинской стороной. Мы очень тесно работаем над этим. У них есть права по Женевской конвенции. Их не должны выставлять перед камерами, их не должны заставлять записывать видео заложников. Это нарушение их прав», — сказал Джонсон в эфире телеканала Talk TV.

Он добавил, что «граждане Великобритании, которые воевали на стороне ВСУ и которые были пойманы, не являются заложниками, они не какие-то террористы для обмена, они — военнопленные».

УВКПЧ | Международные стандарты

Международное право запрещает использование наемников в вооруженных конфликтах и ​​некоторых мирных ситуациях.

В силу своего особого характера право вооруженных конфликтов (международное гуманитарное право) не касается законности наемнической деятельности и не устанавливает ответственности за наемничество тех, кто участвует в наемнической деятельности. Вместо этого он определяет статус наемника и его последствия в случае захвата.

Международные стандарты

Гаагская конвенция V о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), статья

Статья 4 Гаагской конвенции V (считается представляющей обычное право) предусматривает что «отряды комбатантов не могут быть сформированы, а вербовочные агентства не могут быть открыты на территории нейтральной державы для помощи воюющим сторонам». Таким образом, нейтральная держава обязана предотвращать такую ​​деятельность на своей территории. Тем не менее, он не может нести ответственность, если лица пересекают границу по собственному желанию, чтобы предложить свои услуги воюющим сторонам. По сути, эта статья обязывает государства предотвращать формирование групп наемников на своей территории с целью вмешательства в вооруженный конфликт, к которому они предпочли сохранять нейтралитет. Если они этого не сделают, то нарушат свои обязательства по международному праву.

Устав Организации Объединенных Наций (1945), статья 2, пункт 4

Статья 2, пункт 4 Устава ООН гласит: «Все члены воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций». Это положение фактически запрещает применение силы одним государством против другого, за исключением особых обстоятельств, оговоренных в других частях Устава (меры самообороны и принудительные меры, санкционированные Советом Безопасности). Использование наемников для применения силы против другого государства подпадает под действие этого запрета.

Общая статья 3 Женевских конвенций (1949)

В соответствии с этой статьей в любом конфликте международного или немеждународного характера «лица, не принимающие активного участия в военных действиях, в том числе члены Вооруженных сил, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя по болезни, ранению, задержанию или по любой другой причине, при любых обстоятельствах следует обращаться гуманно, без каких-либо неблагоприятных различий по признаку расы, цвета кожи, религии или веры, пола. , рождение или богатство, или любые другие подобные критерии».

Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям о защите жертв международных вооруженных конфликтов (1977 г.), статья 47

Статья 47 Дополнительного протокола I дает определение наемника.

«Наемник — это любое лицо, которое:

  1. Специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;
  2. Действительно ли принимает непосредственное участие в боевых действиях;
  3. Мотивирован к участию в боевых действиях главным образом стремлением к личной выгоде, и фактически ему обещана сторона в конфликте или от ее имени материальная компенсация, значительно превышающая ту, которая была обещана или выплачена комбатантам того же ранга и работает в вооруженных силах этой Стороны;
  4. Не является ни гражданином стороны в конфликте, ни жителем территории, контролируемой стороной в конфликте;
  5. Не состоит в вооруженных силах Стороны в конфликте; и
  6. Не был направлен государством, не являющимся стороной в конфликте, для исполнения служебных обязанностей в качестве члена его вооруженных сил.

Эти требования являются кумулятивными, что означает, что все они должны быть применимы для того, чтобы лицо было отнесено к категории наемников.»

Поскольку целью международного гуманитарного права является расширение, а не ограничение защиты, сфера охвата этого определения является узкой, чтобы гарантировать, что потеря специальной защиты происходит только в ограниченных обстоятельствах.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989)

Конвенция устанавливает ряд преступлений, которые могут совершаться отдельными наемниками, лицами, вербующими, использующими, финансирующими или обучающими наемников, и государств-участников и налагает на государства-участники ряд соответствующих обязательств.

Статья 1 сохраняет определение наемника, содержащееся в статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям (см. выше), но расширяет его, чтобы охватить ситуации, отличные от вооруженных конфликтов, когда лица вербуются с целью участия в согласованный акт насилия, направленный на свержение правительства или иным образом подрыв конституционного строя государства или подрыв территориальной целостности государства.

В такой ситуации «наемником считается лицо, которое:

  1. Мотивом для участия в основном является стремление к значительной личной выгоде, а также обещание или выплата материальной компенсации;
  2. Не является ни гражданином, ни резидентом государства, против которого направлен такой акт;
  3. Не был направлен государством по официальной службе; и
  4. Не является членом вооруженных сил государства, на территории которого совершается действие.

Для совершения преступления в соответствии с Конвенцией наемник должен не только подпадать под определение, содержащееся в статье 1, но также непосредственно участвовать в военных действиях или в согласованных актах насилия или пытаться это сделать.

Преступление также совершается любым лицом, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается сделать это или является сообщником лица, которое совершает или пытается совершить преступление, указанное в Конвенции. Это косвенное преступление считается совершенным даже в том случае, если наемники, о которых идет речь, еще не принимали участия в военных действиях. Цель прямого боевого требования — отличить наемника от военного советника.

Конвенция также устанавливает рамки для содействия уголовному преследованию правонарушителей на национальном уровне. Он требует от государств обеспечить, чтобы их законодательство позволяло судебное преследование. Любой предполагаемый преступник, находящийся на их территории, должен быть взят под стражу и начато предварительное расследование. Если соответствующее лицо не выдается другому государству для судебного разбирательства, дело должно быть передано в компетентные национальные органы. На протяжении всего судебного разбирательства предполагаемый преступник должен пользоваться справедливым обращением и судебными гарантиями. Государствам следует сотрудничать друг с другом как в предупреждении, так и в уголовном преследовании преступлений, в том числе путем обмена информацией. Наконец, Конвенция устанавливает процедуру урегулирования споров между государствами-участниками относительно толкования или применения документа.

Региональные стандарты

Конвенция о ликвидации наемничества в Африке (1977)

Конвенция Африканского союза запрещает как наемничество, так и наемничество, которое характеризуется как преступление против мира и безопасности в Африке, независимо от того, совершается ли оно лицо, группа, ассоциация, государство или представитель государства.

Статья 1 определяет наемника как «любое лицо, которое:

  1. Специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;
  2. Действительно принимает непосредственное участие в боевых действиях;
  3. мотивирован к участию в военных действиях главным образом стремлением к личной выгоде и фактически обещан стороной в конфликте или от ее имени материальная компенсация;
  4. Не является ни гражданином стороны в конфликте, ни жителем территории, контролируемой стороной в конфликте;
  5. Не состоит в вооруженных силах стороны конфликта; и
  6. Не направляется государством, кроме стороны в конфликте, с официальной миссией в составе вооруженных сил указанного государства».

Рамки этой Конвенции предусматривают уголовную ответственность за укрывательство, помощь, обучение, оснащение, продвижение, поддержку, использование или вербовку наемников. Режим также предусматривает уголовную ответственность за «осуществление такой деятельности на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или в любом месте, находящемся под его контролем, или предоставление возможностей для транзита, перевозки или других операций» наемников (статья 2).

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников

Вступление в силу: 20 октября 2001 года в соответствии со статьей 19

Государства-участники настоящей Конвенции ,

Подтверждая цели и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций и в Декларации о принципах международного Закон о дружественных отношениях и сотрудничестве между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций,

Осведомленность о вербовке, использовании, финансировании и обучении наемников для деятельности, нарушающей принципы международного права, такие как принципы суверенного равенства , политическая независимость, территориальная целостность государств и самоопределение народов,

Подтверждая, что вербовка, использование, финансирование и обучение наемников должны рассматриваться как преступления, вызывающие серьезную озабоченность всех государств, и что любое лицо, совершившее любое из этих преступлений, должно быть либо привлечено к ответственности, либо выдано,

Убеждены в необходимости разработки и укреплять международное сотрудничество между государствами в целях предотвращения таких преступлений, судебного преследования и наказания за них,

Выражая озабоченность в связи с новой незаконной международной деятельностью, в которой наркоторговцы и наемники участвуют в совершении насильственных действий, подрывающих конституционный строй государств,

Также убежден, что принятие конвенции против вербовки, использования, финансирования и обучения наемников будет способствовать искоренению этой гнусной деятельности и тем самым соблюдению целей и принципов, закрепленных в Хартии,

Понимаю, что важно

Договорились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции

1. Наемником является любое лицо, которое:

(a) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте;

(b) мотивирован к участию в военных действиях главным образом стремлением к личной выгоде, и фактически ему обещана сторона в конфликте или от ее имени материальная компенсация, значительно превышающая обещанную или выплаченную комбатанты аналогичного звания и функций в вооруженных силах этой стороны;

c) не является ни гражданином стороны в конфликте, ни жителем территории, контролируемой стороной в конфликте;

(d) не состоит в вооруженных силах стороны в конфликте; и

e) не был направлен государством, не являющимся стороной в конфликте, для исполнения служебных обязанностей в качестве члена его вооруженных сил.

2. Наемником также является любое лицо, которое в любой другой ситуации:

(a) Специально завербовано на месте или за границей с целью участия в согласованном акте насилия, направленном на:

(b) Мотивировано участвовать в них в основном из-за стремления к значительной личной выгоде и побуждается обещанием или выплатой материальной компенсации;

(c) не является ни гражданином, ни резидентом государства, против которого направлен такой акт;

d) не был направлен государством для исполнения служебных обязанностей; и

(e) не является членом вооруженных сил государства, на территории которого совершается действие.

Статья 2

Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, как это определено в статье 1 настоящей Конвенции, совершает преступление для целей Конвенции.

Статья 3

1. Наемник, как он определен в статье 1 настоящей Конвенции, который принимает непосредственное участие в военных действиях или в согласованных актах насилия, в зависимости от обстоятельств, совершает преступление для целей Конвенции.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает сферу применения статьи 4 настоящей Конвенции.

Статья 4

Преступление совершается любым лицом, которое:

а) пытается совершить одно из преступлений, указанных в настоящей Конвенции;

b) является сообщником лица, которое совершает или пытается совершить какое-либо из преступлений, указанных в настоящей Конвенции.

Статья 5

1. Государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников и запрещают такую ​​деятельность в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

2. Государства-участники не вербуют, не используют, не финансируют и не обучают наемников в целях противодействия законному осуществлению неотъемлемого права народов на самоопределение, признанного международным правом, и принимают в соответствии с международным правом надлежащие меры по предотвращению вербовки, использования, финансирования или обучения наемников для этой цели.

3. Они наказывают правонарушения, указанные в настоящей Конвенции, соответствующими мерами наказания, учитывающими тяжесть этих правонарушений.

Статья 6

Государства-участники сотрудничают в предотвращении преступлений, указанных в настоящей Конвенции, в частности путем:

(а) принятия всех практических мер для предотвращения подготовки на их соответствующих территориях к совершению этих преступлений на их территориях или за их пределами, включая запрет на незаконную деятельность лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют или участвуют в совершении таких преступлений;

(b) Координация принятия административных и других необходимых мер для предотвращения совершения этих правонарушений.

Статья 7

Государства-участники сотрудничают в принятии необходимых мер для осуществления настоящей Конвенции.

Статья 8

Любое государство-участник, имеющее основания полагать, что одно из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, было совершено, совершается или будет совершено, в соответствии со своим национальным законодательством сообщает соответствующую информацию, как только ему становится известно непосредственно или через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций затрагиваемым государствам-участникам.

Статья 9

1. Каждое Государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении любого из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, которые совершены:

а) на его территории или на борту морское или воздушное судно, зарегистрированное в этом государстве;

b) любым из своих граждан или, если это государство сочтет это целесообразным, теми лицами без гражданства, которые обычно проживают на этой территории.

2. Каждое государство-участник также принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношении преступлений, указанных в статьях 2, 3 и 4 настоящей Конвенции, в случаях, когда предполагаемый преступник находится на его территории и примечание о выдаче его любому из государств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Настоящая Конвенция не исключает любой уголовной юрисдикции, осуществляемой в соответствии с национальным законодательством.

Статья 10

1. Убедившись, что этого требуют обстоятельства, любое Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый преступник, в соответствии со своим законодательством заключает его под стражу или принимает такие другие меры для обеспечения его присутствия в течение столько времени, сколько необходимо для возбуждения любого уголовного дела или дела о выдаче. Государство-участник немедленно проводит предварительное расследование фактов.

2. Когда Государство-участник в соответствии с настоящей статьей заключает какое-либо лицо под стражу или принимает такие другие меры, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, оно незамедлительно уведомляет об этом либо непосредственно, либо через Генерального секретаря Организация Объединенных Наций:

(a) Государство-участник, в котором было совершено преступление;

(b) Государство-участник, против которого было направлено преступление или покушение на него;

c) Государство-участник, гражданином которого является физическое или юридическое лицо, против которого совершено преступление или покушение на него совершено;

d) Государство-участник, гражданином которого является предполагаемый преступник или, если он является лицом без гражданства, на территории которого он обычно проживает;

e) любое другое заинтересованное государство-участник, которое оно считает целесообразным уведомить.

3. Любое лицо, в отношении которого принимаются меры, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеет право:

а) незамедлительно связаться с ближайшим соответствующим представителем государства, гражданином которого оно является или иным образом вправе защищать свои права или, если он является лицом без гражданства, государство, на территории которого оно имеет обычное место жительства;

(b) Для посещения представителем этого государства.

4. Положения пункта 3 настоящей статьи не наносят ущерба праву любого Государства-участника, претендующего на юрисдикцию в соответствии с пунктом 1(b) статьи 9, предложить Международному Комитету Красного Креста общаться с предполагаемым преступником и посещать его.

5. Государство, которое проводит предварительное расследование, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, незамедлительно сообщает о своих выводах государствам, упомянутым в пункте 2 настоящей статьи, и указывает, намеревается ли оно осуществить юрисдикцию.

Статья 11

Любому лицу, в отношении которого ведется судебное разбирательство в связи с любым из преступлений, указанных в настоящей Конвенции, гарантируется на всех стадиях судебного разбирательства справедливое обращение и все права и гарантии, предусмотренные законом рассматриваемого государства. Следует учитывать применимые нормы международного права.

Статья 12

Государство-участник, на территории которого обнаружен предполагаемый преступник, обязано, если оно не выдает его, без каких бы то ни было исключений и независимо от того, было ли преступление совершено на его территории, передать дело в его компетентными органами в целях судебного преследования посредством разбирательства в соответствии с законами этого государства. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого другого преступления серьезного характера в соответствии с законодательством этого государства.

Статья 13

1. Государства-участники оказывают друг другу максимальную помощь в связи с уголовным преследованием, возбужденным в отношении преступлений, указанных в настоящей Конвенции, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства. . Во всех случаях применяется право государства, чье содействие запрашивается.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не затрагивают обязательств в отношении взаимной судебной помощи, закрепленных в любом другом договоре.

Статья 14

Государство-участник, в котором предполагаемый преступник подвергается судебному преследованию, в соответствии со своим законодательством сообщает об окончательных результатах судебного разбирательства Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который передает информацию другим заинтересованным государствам.

Статья 15

1. Преступления, указанные в статьях 2, 3 и 4 настоящей Конвенции, считаются подлежащими включению в любой договор о выдаче, существующий между государствами-участниками, в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу. Государства-участники обязуются включать такие преступления в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу, в каждый договор о выдаче, который будет заключаться между ними.

2. Если Государство-участник, обусловливающее выдачу наличием договора, получает запрос о выдаче от другого Государства-участника, с которым у него нет договора о выдаче, оно может по своему выбору рассматривать настоящую Конвенцию в качестве правового основания для выдачи. в отношении этих правонарушений. Выдача осуществляется с соблюдением других условий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства.

3. Государства-участники, которые не обусловливают выдачу наличием договора, признают эти преступления в качестве преступлений, влекущих выдачу, в отношениях между собой при соблюдении условий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства.

4. Преступления рассматриваются для целей выдачи между Государствами-участниками, как если бы они были совершены не только в месте их совершения, но и на территории Государства, которое должно установить их юрисдикцию в соответствии с статье 9 настоящей Конвенции.

 

Настоящая Конвенция применяется без ущерба для:

а) норм, касающихся международной ответственности государств;

(b) Право вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право, включая положения, касающиеся статуса комбатанта или военнопленного.

Статья 17

1. Любой спор между двумя или более Государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, по просьбе одного из них передается в арбитраж. Если в течение шести месяцев с даты запроса об арбитраже стороны не могут договориться об организации арбитража, любая из этих сторон может передать спор в Международный Суд по запросу в соответствии со Статутом. суда.

2. Каждое государство может во время подписания или ратификации настоящей Конвенции или присоединения к ней заявить, что оно не считает себя связанным положениями пункта 1 настоящей статьи. Другие Государства-участники не связаны положениями пункта 1 настоящей статьи в отношении любого Государства-участника, сделавшего такую ​​оговорку.

3. Любое государство-участник, сделавшее оговорку в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья 18

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами до 31 декабря 1990 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 19

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать второй ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение двадцать второй ратификационной грамоты или документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение таким государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 20

1. Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Денонсация вступает в силу через год после даты получения уведомления Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

Статья 21

Подлинник настоящей Конвенции, тексты которой на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет заверенные копии этого всем государствам.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Наемники — Новости, исследования и анализ — Разговор — страница 1

Отображение всех статей

Когда Владимир встретился с Си: президенты России и Китая провели переговоры на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане. EPA-EFE/Александр Демьянчик/Sputnik/Кремлевский пул

Джонатан Эсте, Разговор

Некоторые из ключевых статей нашего освещения войны в Украине за последнюю неделю.

Российские солдаты патрулируют театр в Мариуполе, Украина, 12 апреля 2022 года. Александр Неменов/AFP через Getty Images

Кристофер Майкл Фолкнер, 9 лет0327 Военно-морской колледж США

По мере того, как Украина отвоевывает у России часть своего северо-восточного региона, Кремль продолжает все чаще обращаться к частным военным компаниям для заполнения пробелов в военной мощи.

Гетти Изображений

Александр Гиллеспи, Университет Вайкато

Воюющие в Украине новозеландцы сталкиваются со значительным риском без официальной поддержки со стороны правительства. Мотивы боевиков могут быть благородными, но не мутят ли они воду?

Президент России Владимир Путин (справа) и министр иностранных дел России Сергей Лавров (слева). Фото Шона Гэллапа – Pool/Getty Images

Табо Лешило, Разговор ; Мойна Спунер, Разговор , и Лирр Терстон, Разговор

Пять важных чтений об отношениях России с Африкой.

ААП

Марни Ллойд, Те Херенга Вака — Веллингтонский университет Виктории,

Поскольку количество добровольцев в Украинском Интернациональном Легионе увеличивается до 20 000 человек из более чем 50 стран, законно ли новозеландцам присоединяться к борьбе?

Руины Храма Победы в Гимере, построенного в память о первом сражении в 480 г. до н.э. Кэтрин Рейнбергер

Кэтрин Рейнбергер, Университет Джорджии

Верны ли описания войны, переданные древними историками? Сайт на Сицилии предоставил редкую возможность проверить факты, рассказанные о двух битвах, произошедших более 2400 лет назад.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро держит паспорта двух американцев, задержанных в Венесуэле в начале мая. Раздаточный материал/EPA

Эндрю Томсон, Королевский университет, Белфаст,

США отрицают поддержку неудавшегося рейда по свержению Николаса Мадуро из Венесуэлы, но они имеют долгую историю спонсирования частных армий в других странах.

kirill_makarov через Shutterstock

Ульрих Петерсон, Ливерпульский университет

Наемное оружие снова в деле — и оно делает войну еще более опасной.

Британская армия проводит учения по борьбе с браконьерством в Нанюки, Кения. Дай Курокава / EPA

Розалин Даффи, Шеффилдский университет, ; Ханна Дикинсон, Университет Шеффилда, , и Лаура Джоанни, Университет Шеффилда,

Защита носорогов и борьба с терроризмом — благородные дела, но доказательств связи между ними немного.

Кому вы собираетесь позвонить? EPA/Фелипе Дана/AP/World Press Photo

Ульрих Петерсон, Ливерпульский университет,

ИС отлично зарекомендовал себя в отражении массированных обычных сил, но это не значит, что лучшие частные охранные отряды справятся лучше.

Оруэлл (самый высокий, в центре) в Уэске, Испания, 1937 год. Архивы Гуверовского института / Документы Гарри Милтона

Майкл Ламберт, Ланкастерский университет,

Сравнение иностранных добровольцев в Сирии с интернациональными бригадами Испании уместно, но не по тем причинам, которые вы думаете.

Последствия столкновения ливийских боевиков с «Исламским государством». Рейтер

Катерина Галай, Университет Сассекса

Наемники и частные армии всегда вызывали споры — но действительно ли они хуже обычных армий?

Нигерийская армия патрулирует Чибок, штат Борно. Есть сообщения, что к ним присоединились южноафриканские наемники. Генри Икечукву/EPA

Кэролайн Варин, Университет Риджентс, Лондон,

Южноафриканцы имеют репутацию одних из лучших наемников в мире. Неудивительно, что Нигерия обращается к ним.

Ведущие участники