Мечи древнего мира | Тайны мира и человека

1 194

 

Бронзовые мечи

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком — бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза — довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % — более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка — из более мягкой).

Мечи из бронзы

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств — выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча — не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно — современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Бронзовый меч

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой — сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

Хопеш

Махайра

Копис (современная реплика)

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

Согнутый бронзовый меч

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400—2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Медный меч из Бет-Даган, ок. 2400—2000 года до н. э. Хранится в коллекции Британского музея

.Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации — так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Современные реконструкции различных типов микенских мечей, в том числе (два верхних) — т. н. тип А.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700—1400 г.г. до н. э.

Меч, бронза, 62 см, 1300-1100 до н.э. Центральная Европа

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Древний китайский бронзовый меч

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Кельтские бронзовые мечи из Национального Музея Шотландии.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое — железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) — меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

Древний железный меч

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Китайский меч Дао конца династии Цин.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе — подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия — из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Этрусские мечи

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся — так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Мамбеле

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

-Ксифос

Ксифос (современная реплика)

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

-Гладиус

Гладиус

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

-Акинак

Акинак

Скифский меч — с VII до н. э.;

-Миция

Миция

Меотский меч — с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять — длинная (от 15 см), навершие — в форме кольца.

Сарматские мечи

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие — массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

Современная реконструкция кавалерийской спаты II века н. э.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров — как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» — англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.

via

taynikrus.ru

Старинное оружие. Виды и свойства оружия

Начиная с древних времен, люди изготавливали и использовали различные виды оружия. С его помощью человек добывал пропитание, защищался от врагов, охранял жилище. В статье мы рассмотрим старинное оружие - некоторые его виды, сохранившиеся с прошлых веков и находящиеся в коллекциях специальных музеев.

От палки к палице

Изначально первым оружием человека была обыкновенная крепкая палка. Со временем для удобства и большей эффективности ее стали утяжелять и придавать ей удобную форму. Смещая центр тяжести на конец орудия, добивались максимального разгона и более тяжелого удара. Так появилось старинное оружие – палица. Для применения в столкновении с врагами в ветвь вбивали клинья из камня или металла. Изготовление было дешевым и не требовало каких-то определенных навыков в применении. Любой крепкий мужчина мог ею воспользоваться, в отличие от копья, в метании которого нужно было заранее тренироваться.

Богатырская булава

В связи с постоянным завоеванием территорий и возникновением войн требования к оружию как поражающему инструменту росли. Палица из дерева не справлялась с возложенными на нее задачами. Поэтому ее стали оковывать железом и оснащать шипами. Так возникло следующее старинное русское оружие, которое стали называть булавой. На конце ее рукояти располагалось каменное или металлическое навершие, имеющее шипы или железные перья. Разумное распределение силы дало возможность укоротить орудие. Отпала необходимость таскать его на плече, достаточно было засунуть булаву за пояс. К тому же ее эффективность порой превосходила качества меча. Удар булавой останавливал противника быстрее, чем полосование мечом по доспехам.

Оружие ближнего боя

Наряду с палицей воины использовали такое старинное холодное оружие, как секира и меч. Секира – это боевой топор, который применялся в ближнем бою. Рубящая часть этого орудия выполнена в форме полумесяца. Полезность топора заключалась в том, что закругленное лезвие могло разрубить шлемы и щиты, не застревая в них. Рукоятка секиры отличалась от топорной тем, что она была прямой и удобной для перехвата из одной руки в другую. Баланс сохраняли за счет или тяжести обуха, или наличия второго лезвия. Рубящие удары секиры были очень эффективными, но затрачивали много сил воина. Ею невозможно было размахивать так часто, как мечом. Достоинства состояли в том, что секиру легко выковать, к тому же отупевшее лезвие не снижало силы удара. Топор способен был сломать шею и ребра под броней.

Здесь стоит отметить, что такое старинное оружие, как меч, хоть и было боевым, но создавалось по дорогой технологии, и его имели только наемники и аристократия. Он способен был наносить режущие, рубящие и колющие удары. На Руси мечи появились в середине VIII века благодаря скандинавским воинам, которые меняли их на бобровый и лисий меха. Об их происхождении свидетельствуют клейма, имеющиеся на клинках, найденных на российских землях. Остальные детали мечей производили или усовершенствовали древнерусские мастера. Позже меч вытеснила сабля, которую русские воины позаимствовали у татар.

Когда запахло порохом

С изобретением пороха в X-XII веках возникло старинное огнестрельное оружие, которое стали применять в Китае. Первое использование пушек на Руси упоминается в описании при столкновении с ханом Тохтамышем в 1382 году. Такое оружие называлось ручницей. Это была металлическая трубка с рукояткой. Порох, засыпаемый в ствол, поджигали через специальное отверстие раскаленным прутом.

В начале XV века в Европе для поджигания содержимого появился фитильный, а затем и колесцовый замок. При нажатии на спуск взведенная пружина запускала колесико, которое, в свою очередь, вращаясь, терлось о кремень, высекая искры. При этом порох воспламенялся. Это было сложное старинное оружие, которое не смогло заменить фитильного поджигания, но стало прообразом пистолетов.

Ударно-кремниевый замок появился в середине XVI века. В нем искры, воспламеняющие порох, высекал кремень, находящийся внутри курка и ударяющийся об огниво. Патрон, в котором находились свинцовая пуля и заряд пороха, ввели в использование в конце XVII века. Позже оружие было оснащено штыком, что позволяло участвовать в ближнем бою. В русской армии принцип действия оружия не менялся, различия были лишь в отдельных видах конструкций, соответствующих каждому роду войск.

fb.ru

История возникновения меча

В попытках сделать острее ножи, предназначенные для применения в боевых схватках, кузнецы постепенно изменяли форму лезвия. Основной упор все больше делался не на режущие свойства, а на колющие удары, поскольку они были более эффективны.

Лезвие всё больше заужалось, обе кромки затачивались, и в итоге боевой нож приобретал острие, больше похожее на шип, в то время, как лезвие обычного бытового ножа могло не иметь острия вовсе.

Одним из таких усовершенствованных ножей является бронзовый нож начала второго тысячелетия до нашей эры, найденный в кургане Хелперторп в Ирландии. Заужающийся клинок этого ножа имеет длину порядка 8 сантиметров, а ширина его лезвия в середине составляет не больше полутора сантиметров. Сечение клинка ромбовидное, рукоять крепилась на заклепках, для чего в задней части клинка имелись отверстия.

Существует предположение, что именно подобная конструкция ножа явилась «отцом» классического старинного меча. Скорее всего, мастера в те далекие года решили изготовить нечто подобное по форме, но больших размеров и прочнее. Возможно, это всего лишь гипотеза, но наиболее древние мечи, которые были найдены в Западной Европе, имеют такую зауженную форму клинка, что дает этой версии возникновения меча право называться самой вероятной.

Первые мечи

Бронзовый меч раннего периода из Пенс-Питс в Соммерсете является ярким представителем первых созданных мечей. Меч похож на большой кинжал красивой формы, с симметричными изгибами у рукояти (она не сохранилась). Вдоль клинка от самого острия идут бороздки-долы, которые упираются в место для крепления эфеса, также при помощи заклепок.

Аналогичные же мечи (только уже с клинком длиной около 67-70 см) были найдены в Шапвик-Даун, в Лиссене и в реке Темзе недалеко от Кью. Эти два меча хранятся в Британском музее и музее Бренфорда, в котором вообще находится одна из интереснейших коллекций старинного бронзового оружия.

Ни в одном из регионов Европы в те века подобного по эффективности оружия не производилось. А поскольку лучшие по сохранности археологические находки мечей относятся именно на севере Британских островов, это заставляет предполагать, что, скорее всего, родина меча – Ирландия, где было найдено больше всего старинных мечей.
Единственные образцы древних мечей, которые хоть как-то могут сравниться с британскими – мечи, найденные на острове Крит, и относящиеся к периоду расцвета Микенской цивилизации (лет на 200 позже первых британских находок). Старинные критские мечи гораздо более тяжелые и неудобные, чем британские, с широким клинком и более надежной системой крепления клинка к рукояти, где уже просматривается отчетливый хвостовик.

Рукоять меча эволюционировала больше всего, и уже примерно к 1000 году до н.э. и британские мечи стали иметь клинок со стержнем-хвостовиком, который проходил через рукоять и загибался кверху, либо имел утолщение. Рукоять этих усовершенствованных мечей была простой – вероятно, это были просто полоски кожи, обернутые вокруг хвостовика, хотя в ряде случаев можно предположить и более серьезную конструкцию, поскольку отверстия для заклепок тоже иногда встречались.

К середине бронзового века уже и средиземноморские мечи и западноевропейские уже имели схожую прочную конструкцию рукояти, которая позволяла уже не только колоть противника, но и наносить рубящие удары без риска отломать клинок. Дальнейшая эволюция рукояти меча привела к использованию дерева, кости, металлических пластин (часто из золота и серебра, поскольку меч был принадлежностью знатных воинов) – все эти материалы позволяли сделать хват надежным и удобным, и, в конце концов, во всей Европе общая конструкция старинного меча приняла завершенный универсальный вид.

www.holodnoe-oruzhie.ru

5 старинных и легендарных мечей Азии » Военное обозрение

Кровожадные мечи Мурамасы


Мурамаса — знаменитый японский кузнец и мечник. Он жил в Японии в период Муромати, то есть примерно в XVI веке, и отличился тем, что основал оружейную школу имени себя. Мечи Муромасы (а это был не один, но целая серия клинков) отличались качеством и славились необычайной остротой, что сделало их весьма популярными в воинской среде. Предположительно, Мурамаса — это целая династия оружейников, поскольку историки выделяют несколько мастеров с этим именем. Первым из них стал Сэндзи Мурамаса, о работах которого было известно еще в 1460-х годах.

Легенда гласит, что клинок Мурамаса проклят и заражает владельца безумной жаждой крови. Если он долго пылится в ножнах без дела, то меч может даже восстать против своего хозяина и заставить его совершить самоубийство, чтобы после смерти найти себе более подходящего воина. Мурамаса часто противопоставляется другому знаменитому мастеру, Масамунэ, речь о котором пойдет ниже. Реальность, впрочем, скорее всего была не столь ужасна: учитывая отменное качество клинков, владелец дорогого меча ожидаемо одерживал победу в поединке намного чаще, чем и заслужил изделиям семейства оружейников славу магического оружия. Что ж, в феодальной Японии это, пожалуй, был лучший пиар из всех возможных вариантов!

Мечи Масамунэ

Часто говорят, что Мурамаса и Масамунэ были современниками, но это банальная историческая неточность. Один из самых известных оружейников Японии жил как минимум на два века раньше, с 1288 по 1328 год, в конце эпохи Камакура. Он работал в провинции Сагами и прославился тем, что создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей — Сосю. Японское холодное оружие того периода отличалось хрупкостью, поскольку источником железа выступал песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей. Слоистая ковка, где полоски стали с различным содержанием углерода сваривали вместе и проковывали несколько раз (отчего получалось 128 слоев стали), сделала мечи намного прочнее.

По легенде, мечи Масамунэ придают владельцу спокойствие и хладнокровность, высоко почитаемые японскими воинами и столь необходимые во время реального поединка. Говорят, что мастер даже не подписывал свои работы — подделать их все равно никто не мог.

Семизубый меч

Причудливый клинок Нанацусая-но-тати (иначе «меч с семью лепестками») был обнаружен в синтоистском святилище Исоноками-дзингу, что в городе Тэнри, в 1945 году. Его форма указывает на то, что меч этот скорее всего был церемониальным оружием и не использовался в настоящем бою: от лезвия отходят шесть изгибающихся ответвлений, а «седьмым зубом», судя по всему, считается верхняя часть клинка. Надпись на лезвии гласит, что этот меч был подарен китайскому императору властелином Кореи. К сожалению, меч хранился в ужасных условиях, а потому его внешний вид оставляет желать лучшего.

По легенде, меч этот был подарен полумифической императрице Дзингу. Как ни странно, но археологи уверены в правдивости этого предания: в нем упоминается и о святилище, и о самом мече, при этом возраст клинка и историческая дата правления Дзингу совпадают.

Меч Гоуцзяня


Вот еще более древний, но куда лучше сохранившийся клинок. Его археологи нашли в 1965 году в одной из гробниц на территории Китая. Меч в высшей степени примечательный: за 2500 лет (а именно так ученые оценивают его возраст) лезвие не только не проржавело, но даже не затупилось: один исследователь порезал палец, проведя по нему пальцем. Нержавеющий сплав в составе клинка и ножны, практические не пропускающие воздух вовнутрь, сделали свою работу на отлично и не позволили времени испортить артефакт.

Согласно наиболее распространенной версии, владельцем меча был Гоуцзянь, один из правителей царства Юэ. По легенде, он считал этот меч единственным стоящим оружием во всей своей коллекции, а его красота была «создана совместными усилиями Земли и Неба». Что ж, у китайских ванов определенно был хороший вкус.

Меч Победы

Этот меч — одна из королевских регалий Тайланда, олицетворяющих военную мощь и власть монарха. Длина клинка составляет 64,5 см, а вес в ножнах — 1,9 кг. Промежуток между клинком и эфесом украшен золотой инкрустацией, изображающей бога Вишну верхом на огромной ездовой птице Гаруде. Легенды гласят, что в 1784 году камбоджийские рыбаки выловили этот меч в озере Тонлесап и преподнесли в дар королю Анг Енгу, который, в свою очередь, решил преподнести меч в дар своему сюзерену королю Таиланда Раме I. Как только меч доставили в Бангкок, с семи разных сторон в город ударило семь ярких молний.

Пхра Сен Хан Чаяси (Phra Saeng Khan Chaiyasi) означает «Мудрость короля» и служит напоминанием о том, что владыка должен мудро править своими подданными. Рама I изготовил для меча великолепные ножны из золота, инкрустированные бриллиантами и другими драгоценными камнями.

topwar.ru

Изготовление меча - Мечи - Старинное оружие - Хроники

Основой меча является клинок. К нему крепятся остальные части. Не случайно, слово "клинок" часто используют для обозначения всего меча (сабли, катаны итд). В тоже время, клинок - самый простой конструктивный элемент. Это прямая или слегка изогнутая полоса, прямоугольной или трапецевидной формы. У клинка можно выделить следующие элементы:

1) Острие - предназначено для прокалывания противника. На рубящих мечах может иметь скругленную форму так как никогда не используется, а поражающим элементом служит лезвие. 
2) Лезвие - заточенная кромка для рубки или резания попадающих на нее предметов. У чисто колющих клинков (рапира) - отсутствует. Там работает острие. 
3) Обух. Задняя часть изогнутого клинка (сабля) обычно не затачивается и тогда называется обухом. Иногда обух встречается и у прямых клинков, например у палаша. Но классический меч заточен с двух сторон и обуха не имеет. 
4) Дол, точнее долы, поскольку их два, по одному с каждой стороны клинка. Присутствуют далеко не всегда. Позволяют уменьшить вес почти без потери продольной жесткости. Более подробное объяснение можно найти в любом учебнике по сопротивлению материалов. Подчеркну! Наличие долов делает клинок легче, почти без потери жесткости, но не делает клинок более жестким!!! 
5) Тупье. Часть лезвия около рукояти иногда не затачивается. Ущерба боевым качествам клинка это не наносит - рубить этой частью все равно не приходится, но если рука соскользнет с рукояти на лезвие... 

Из чего делать клинок? Ответить не так просто, как кажется на первый взгляд. Сейчас есть много веществ, пригодных для его изготовления, и каждое из них имеет свои достоинства и недостатки.

Дерево и фанера.


Старый добрый материал, еще прадеды наших дедов выстругивали себе мечи из подходящей ветки. К достоинствам относятся доступность, низкая цена, легкость обработки и отделки, низкая плотность и, как следствие, сравнительная безопасность деревянных клинков. К недостаткам следует отнести невысокую прочность. Деревянный клинок имеет вредное свойство: при ударе о твердую поверхность, например, о другой клинок, расщепляться вдоль волокон, образуя безобразные и очень травматичные занозы. Фанерные клинки в данном отношении лучше деревянных, но совсем немного. Обычно, деревянный клинок имеет толщину около 2 сантиметров поскольку более тонкий быстро ломается, а у более толстого тяжело понять, где лезвие, это меч все таки, а не дубина. Выводы: деревянный клинок хорош для тренировок, для пробы сил начинающих мастеров-оружейников. А также как полигон, для проверки новых идей. К сожалению, при интенсивном использовании ждать долгой жизни от такого клинка наивно.

 
Алюминий или дюраль.


Алюминий это один из самых легких металлов. Его плотность составляет всего 2.7 грамма на кубический сантиметр, а, например, у стали около 8. Однако, даже алюминий в 3-4 раза плотнее дерева, поэтому клинок получается гораздо тяжелее. Прочность алюминия (точнее его сплавов) тоже выше чем у дерева, это позволяет делать клинок более тонким. Толщина дюралевых клинков, которые я видел, была около 7-8 миллиметров. Такая толщина вместе со значительной плотностью делает дюралевые клинки крайне опасными у неопытного владельца. Итак достоинства: "металлический" внешний вид, прочность и долговечность (еще не разу не видел сломанный дюралевый клинок). Недостатки: сложность изготовления (для обработки лучше иметь доступ к станкам), цена, травмоопасность. Выводы: каждый решает сам, но лично мне дюралевые клинки не нравятся. 


Текстолит.


Текстолит это волокнистый материал с плотностью около 2 граммов на кубический сантиметр, то есть в полтора раза меньше чем у алюминия. Сейчас можно найти текстолит сразу в виде полосы шириной около четырех сантиметров, а толщиной 8-10 миллиметров. Для меча вариант практически идеальный. Прочности текстолита вполне достаточно, а обрабатывать его легче чем металл. Питерская команда Моргиль использует для своих клинков полосы текстолита марки СТЕФ и СТЕФ-У. Такие клинки живут у них год-полтора. Смею вас уверить это очень много, поскольку режим работы меча в моргиле очень жесткий. Недостатки: текстолит волокнистый материал, поэтому, как и дерево, расщепляется по волокнам при сильном ударе. Правда, выражено это гораздо слабее чем в дереве, но после тренировки или игры по клинку необходимо слегка пройтись напильником, сглаживая края. Эта простая операция намного продлит жизнь клинку. 


Сплющенная труба.


Интересен вариант изготовления клинка из сплющенной трубы (обычно дюралевой). Труба часто более доступна, чем полоса. Например дюралевая труба это просто лыжная палка или стойка от палатки. Возможны другие варианты. За счет внутренней полости значительно уменьшается вес лезвия, да и обработка сводится к сплющиванию трубы и заделке оконечности. 


Сплющивание трубы


Зачем нужно плющить трубу? В основном из-за внешнего вида. Круглый меч как-то не смотрится. Насколько плющить трубу? Выбирайте сами. Только помните, что ширина S и толщина H плющенного клинка связаны с диаметром исходной трубы D по формуле:

S=Pi*(D - H)/2 + H,

H=(Pi*D - 2S)/(Pi - 2)

Таким образом, если лыжную палку (D = 2 см) сплющить в 2 раза (H = 1см), то ширина получившегося клинка будет ~2.5 см. Отметим 2 момента: 
Перед тем как браться за молоток рекомендуется выстругать и вставить внутрь трубы деревянный сердечник-ограничитель. Его толщина:
h2 = H - 2*h.
Где h - толщина стенки трубы. Это значительно облегчит и ускорит процесс геометрического преобразования.

Как только наметится грань (в идеале - после первого удара молотка), трубу необходимо жестко прикрепить к поверхности стола или верстака, например с помощью струбцины или тисок. Если этого не сделать, то очень вероятно получение абсолютно неисторичного спиралевидного клинка.


Заделка оконечности

Одной из самых больших проблем при изготовлении клинка из трубы, является гуманная заделка острия. Наиболее простой и распространенный способ - изолентой примотать к острию гуманизатор из поролона или что-либо другое столь же мягкое. Общий вид получившегося клинка изображен на рисунке. К сожалению, подобный гуманизатор можно легко потерять в бою. Осторожнее.

Заделка острия заковкой дает гораздо более эстетичный результат. Кроме того, полностью исключена возможность потерять гуманизатор. Процесс состоит из четырех этапов:

  С помощью напильника концу трубы придается форма, изображенная на рисунке.

Боковыми ударами молотка края слегка загибаются внутрь. Этому помогает деревянный вкладыш, оставшийся после сплющивания. Для трубы с толстыми стенками (больше двух миллиметров) на этом этапе можно и остановиться. Если стенки тонкие, между ними вставляется резиновый гуманизатор и опять таки, работа закончена. Остальные этапы предназначены для маньяков.

  Ударами сверху формируется верхняя, "рабочая" часть острия. На этом этапе необходимо комбинировать молоток и напильник.

Ударами с боков кромка острия ставиться на место по всей длине, а напильником убираются выступающие грани.

Общее время затраченное на проковку острия составляет около 20 минут.

Клепаный текстолит.


Если просмотреть на список клинков изготовленных автором, видно, что четыре из шести клинков сделаны именно по этой технологии. Почему? Во-первых, из-за бесплатного материала. Еще со времен Советского Союза и занятий радиотехникой, остался запас тонкого (2мм) текстолита. Большая такая пластина, 83 см в ширину и больше метра в длину. Во-вторых, если у вас нет хорошего электроинструмента, то гораздо легче отпилить четыре заготовки по 2мм, чем одну, но толстую. В-третьих, уже после изготовления первого клинка, было замечено, что клепаный клинок заметно жестче чем изготовленный из цельного текстолита. Одним это нравится, другим нет, этот факт просто нужно учитывать. Живучесть клепанки вполне достаточная. Например, Вилке уже около трех лет. В течение года она использовалась два раза в неделю на тренировках, а летом, в выходные еще и на играх. И ничего, жива. Надо только помимо ухода за лезвием, (см главу Текстолит) молотком подтягивать заклепки. Хотя, если предполагаются жесткие и обильные тренировки, то лучше все же сделать или заказать клинок из монолитного текстолита.

Последовательность операций:

1) Заготовка полос тонкого текстолита. Обычно сводится к отпиливанию ножовкой заготовок от большой пластины. Общую форму клинка (прямоугольник - трапеция - еще что-то) лучше придать уже на этом этапе.

2) Склейка пакета. Читается инструкция по пользованию клеем, дальше делается как там сказано. В итоге имеем клееный пакет. О клее: сначала использовалась эпоксидная смола, но после пользования клинка выяснилось, что смола при ударах раскалывается, и прочность обеспечивают только заклепки. После этого, для склеивания брался обычный "Момент". Получающийся шов достаточно прочен, эластичен и пока никакх претензий к нему не было.

3) Обработка пакета или формирование лезвия - с помощью напильника, шкурки, электроточила (кроме шуток, это очень удобно), пакет "затачивается", то есть края пакета скругляются, формируется острие и так далее. То, что пластины склеены, значительно упрощает работу с пакетом, фактически, обработка точно такая же как и для монолитного текстолита.

4) Разметка и сверление отверстий под заклепки. Отверстия можно просверлить через равные расстояния (например 10 см), но из курса сопромата, известно, что нагрузка на лезвии больше у рукояти, чем у острия. Следовательно, можно облегчить себе жизнь, сделав расстояние между заклепками изменяющимся от рукояти до кончика. Например, для клинка в 80 см расстояния могут быть следующими (от гарды) 3-13-25-40-58-79 см. Очевидно, что сначала надо разметить все отверстия, а уже потом, начинать сверлить. И еще, просверленные отверстия надо зенковать - наметить конус сверлом большего диаметра (например, для отверстия в 4мм - 8мм). 

5) Клепка. Для клепки использовались алюминевые заклепки диаметром 4мм, купленные в магазине стройтоваров. Процесс крайне прост: заклепка вставляется в отверстие, обрезается (длинна кончика 0.8-1.1 диаметра, то есть 3-5мм), и ударами молотка, расплющивается, намертво скрепляя пластины в клинок. Два момента: когда вы клепаете одну заклепку, остальные тоже надо вставить. И второе, клепайте чередуя стороны. Одну заклепку с одной стороны, соседнюю - перевернув клинок.

6) Особые эстеты могут сточить выступающие части заклепок.

 

kohmar.at.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *