Содержание

Конфликт между шиитами и суннитами: многовековое противостояние | Важнейшие политические события в мире: оценки, прогнозы, комментарии | DW

Речь духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи после казни в Саудовской Аравии известного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра отличалась жесткостью формулировок. «Неправедно пролитая кровь этого подвергнутого репрессиям мученика будет иметь последствия», — пообещал аятолла. Как и многие религиозные деятели в Иране, Хаменеи носит черный тюрбан, который должен показывать, что его обладатель связан родословной с семьей пророка Мухаммеда. На Мухаммеда и традиционный ислам опирается и королевский дом саудитов.

Однако шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия — давние соперники на Ближнем Востоке. При этом обе стороны смешивают свои политические цели и религиозные интерпретации ислама. Казнь ан-Нимра в этом контексте оказывается еще одним эпизодом в долгой истории межконфессиональной борьбы за власть.

Спор о наследнике пророка

Раскол ислама на суннитское и шиитское направления восходит к спору о продолжателе дела пророка Мухаммеда, который должен возглавить всех мусульман. После того как основатель новой религии умер в 632 году н.э., его последователи должны были утвердить нового религиозного и политического лидера.

Саудовские танкисты — сунниты

Шииты верили, что Мухаммед определил своим наследником собственного зятя Али. Название «шиит» происходит от арабских слов «шии ат Али», что буквально означает «сторонники Али». Но те, кого сегодня называют суннитами, были совершенно не согласны с такой трактовкой и претензиями партии Али на власть над мусульманами. Понятие «сунна» объединяет высказывания и действия Мухаммеда, которые должны служить примером для поведения всем праведным верующим. В результате столкновения двух сторон суннитское большинство укрепилось.

Шиитское меньшинство

И сунниты, и шииты на протяжении столетий разделялись на все новые группы. Сегодня шииты составляют от 10 до 15 процентов из 1,5 млрд мусульман, проживающих по всему миру. Но в таких странах Персидского залива, как Иран, Ирак и Бахрейн, они составляют большинство жителей. В некоторых нефтеносных провинциях Саудовской Аравии тоже живут шииты — около 2 млн человек, и они представляют собой угнетенное меньшинство. Впрочем, сами по себе сунниты — отнюдь не монолитное единое сообщество.

С точки зрения религиозных доктрин, между шиитами и суннитами много общего. Понимание пяти столпов ислама — свидетельства, молитвы, милостыни, поста, паломничества в Мекку — практически идентично в обеих ветвях ислама. Но при более детальном рассмотрении религиозных практик обнаруживаются далеко идущие расхождения по многим пунктам.

Акция протеста женщин в Тегеране из-за казни ан-Нимра

Значительное различие между шиитами и суннитами — в их отношении к власти. Поскольку шииты исторически по большей части оказывались в положении дискриминируемого меньшинства, это определенным образом сформировало их теологическое учение.

Восстания против суннитских халифов, которых они воспринимали как неправедных владык, играли центральную роль. В 680 году н.э. в результате одного из таких восстаний погиб сын Али — Хусейн. Каждый год шииты вспоминают о его гибели во время традиционного дня Ашура, организовывая траурные процессии-представления. Готовность Хусейна к мученической смерти на поле битвы ставилась в пример иранским солдатам во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов.

Долгая вражда и попытки примирения

Сунниты и шииты не раз оказывались по разные стороны линии фронта, например во время войн между суннитской Османской империей и Персией (нынешний Иран), во главе которой стояли шахи-шииты.

Каким образом конфессиональные различия и обращение к историческим примерам может использоваться для мобилизации населения, ясно показывает разворачивающийся у нас на глазах конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Во время конфликтов в Сирии и Йемене Тегеран поддерживал в первую очередь не суннитские группировки. Саудовская Аравия в свою очередь создавала в ответ альянс из преимущественно суннитских стран.

Но если отвлечься от религиозной пропаганды, то возникали и примеры мирного сосуществования. Неоднократно представители шиитов и суннитов пытались выстроить мосты через ущелья теологических противоречий. В 1959 году тогдашний ректор египетского университета аль-Азхар Махмуд Шальтут объявил шиитские религиозные практики равноценными с суннитскими. Университет аль-Азхар считается одним из центров традиционного суннитского образования.

Совместное заявление исламских ученых

Король Иордании Абдалла II собрал в 2005 году шиитских и суннитских исламских ученых. В ходе совместных заседаний всеми участниками было признано, что представители обеих ветвей ислама являются мусульманами. «Назвать кого-либо неверующим не является ни возможным, ни допустимым», — говорится в совместном заявлении, принятом по окончании встречи.

Это заявление подписал и шестой глава королевского дома Саудитов Абдалла ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, скончавшийся в январе 2015 года. Но в саудовском королевстве суннитские проповедники вновь и вновь объявляют шиитов неверующими. То же самое делают и главари террористической группировки «Исламское государство», являющиеся суннитами, и представители других суннитских исламистов.

В это же время на другой стороне тысячи шиитов записываются в добровольцы и говорят о готовности воевать за свою веру, поскольку ощущают угрозу для нее. К сожалению, в исламе отсутствует надконфессиональная высшая религиозная инстанция, которая была бы способна остановить нарастающую инструментализацию религиозных противоречий для развязывания военных конфликтов.

Смотрите также:

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Пожиная войну

    Следы военных действий, практически не прекращающихся на протяжении 35 лет — начиная с ввода советских войск в Афганистан и заканчивая операцией ISAF — можно увидеть повсюду. Они заметны и в повседневной жизни афганцев. Например, этот старый советский танк стоит посреди поля, на котором крестьянин собирает свой урожай.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Удар судьбы

    Акрам потерял обе руки, собирая металлолом на мусорной свалке. В тот момент он вместе с семьей жил в пакистанском городе Пешавар, как и многие другие афганские беженцы. Мальчик случайно задел оголенный электропровод. Из-за множественных ожогов врачи были вынуждены ампутировать ему обе руки. После этого семья вернулась в Кабул. Международный Красный Крест помог Акраму получить протезы.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Жизнь без рук

    У 8-летнего Акрама нет обеих рук. По вечерам он снимает протезы и вешает их на стену. Фотограф Маджид Саиди долгое время документировал жизнь Акрама и его семьи.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Не игрушка

    6-летняя Мина и ее подруга играют с протезом Акрама. На заднем плане — руины дворца Дар-уль Аман в Кабуле.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Жизнь после войны

    Дома помнят не меньше, чем люди. Дети играют на разрушенной улице в центре Кабула. Эти руины напоминают о событиях, происходивших здесь совсем недавно.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Наркозависимые дети

    90 процентов производимого в мире опиума — из Афганистана. Проблема производства и употребления наркотиков — одна из самых острых в стране. По оценкам ООН, до 300 000 афганских детей могут находиться в наркотической зависимости. Однако точных данных на сегодняшний день нет.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Афганская полиция

    Утреннее построение в полицейской академии в Кабуле. 10 лет военнослужащие бундесвера обучали афганских полицейских — предполагалось, что к концу 2014 года, когда войска международных сил коалиции покинут Афганистан, будет сформирована полиция, ориентированная на принципы правового государства.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Две трети неграмотного населения

    35 лет войны разрушили не только города, жизни людей, но и систему образования. Летом 2011 года были опубликованы данные исследования, которое проводило правительство ФРГ: 72 процента афганских мужчин и 93 процента женщин не имеют аттестата об окончании школы. Более 70 процентов населения не умеют писать и читать.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Обязательный предмет

    Предельная концентрация и полная тишина: мальчики изучают Коран в регигиозной школе в Кандагаре.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Афганская педагогика

    Герат. Учитель наказывает ученика на уроке релиозного воспитания. Система всеобщего школьного образования в Афганистане практически отсутствует. Многие дети вообще не посещают школу или же вынуждены бросить учебу, чтобы кормить семью.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Бурка и Барби

    Афганские женщины учатся делать кукол. На курсах, которые проводит некоммерческая организация из Малайзии, 80 женщин получают профессиональные навыки, чтобы когда-нибудь обрести финансовую независимость.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Месть за Усаму

    Больница в Кандагаре. 2 мая 2011 года в Пакистане был уничтожен Усама бен Ладен. А 11 мая талибы ответили на это серией терактов, в результате которых 4 человека погибли и 36 получили ранения.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Культ тела

    Афганский атлет отдыхает после состязания. При талибах такие занятия, как бодибилдинг, были строго запрещены. Сегодня спорт в стране вновь популярен.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Бешеные псы

    Петушиные или собачьи бои проводятся по всей стране. Подобные зрелища в Афганистане традиционно посещает большое число зрителей.

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Безумие за решеткой

    Люди, страдающие психическими заболеваниями, зачастую оказываются в Афганистане в унизительном положении, находясь в изоляции от общества. Пациенты психиатрической больницы в Герате прикованы друг к другу цепями. .

  • Жизнь после войны: Афганистан глазами фотографа Маджида Саиди

    Миссия фотографа

    Маджид Саиди на вручении международной премии Lucas Dolega Award в Париже. Фотограф видит свою миссию в том, чтобы привлечь внимание к проблемам людей, которых он снимает.

    Автор: Юлия Вишневецкая


www.dw.com

Кем провоцирован суннитско-шиитский конфликт? — Turkish Forum

 Ст.Иванов

В последнее время на Ближнем Востоке отмечается обострение суннитско-шиитских противоречий, которые уже приобрели в Сирии характер братоубийственной гражданской войны, в Ираке, Ливане – масштабных терактов, на Бахрейне и в Саудовской Аравии – восстаний, народных волнений и акций протеста, сопровождающихся жестокими расправами властей над протестующими. Что скрывается за очередной волной насилия в регионе и кто провоцирует вражду между мусульманами? Небольшой экскурс в историю отношений между двумя основными течениями ислама показывает, что сегодня нет видимых причин и объективных предпосылок к войне между ними.

Разногласия между суннитами и шиитами уходят корнями в далекое прошлое. После смерти пророка Мухаммеда в 632 году между его последователями разгорелся спор о том, кто должен наследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру соратника пророка и отца его жены — Абу Бакра. Они и сформировали впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 85 % всех мусульман. Другие же, поддержали кандидатуру двоюродного брата и зятя пророка — Али, заявив, что сам пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «приверженцы Али». В этом споре победу одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа. Последующая борьба за власть привела к убийству Али суннитами в 661 году, его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. Сунниты продолжали сотнями лет оставаться у власти в Арабском (исламском) халифате, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными вождями своих имамов-потомков Али.

В последующей истории взаимоотношений суннитов и шиитов не было сколько-нибудь серьезных вооруженных столкновений.

Сегодня шииты вместе с близкими им более мелкими сектами (ахмадие, алавиты, алевиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.) составляют до 15 % процентов от числа мусульман. Последователи этой ветви ислама — абсолютное большинство населения Ирана, две трети — Бахрейна, больше половины — Ирака, значительную часть мусульман Саудовской Аравии, Азербайджана, Ливана, Йемена. В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Аллахом и однажды явится миру, чтобы выполнить его священную волю.

Сунниты же, кроме Корана, руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примерах из жизни пророка Мухаммеда. Сунна базируется на хадисах: сказаниях о словах и поступках пророка. Традиционные последователи ислама считают следование сунне главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций. В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при правлении талибов в Афганистане уделялось особое внимание характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта строго регламентировалась в соответствии с требованиями сунны.

Шииты считают своих аятолл (шиитский религиозный титул) — посланниками Аллаха на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который порождает различные экстремистские движения, такие как, ваххабизм.

Давно уже нет халифата, из-за власти в котором и началось деление мусульман на шиитов и суннитов, поэтому нет уже и самого предмета спора. А теологические различия течений ислама настолько ничтожны, что могут быть легко нивелированы ради единства и спокойствия мусульман. Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы!..». Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный

www.turkishnews.com

Истоки вражды между суннитами и шиитами

В годы европейского правления в Руанде бельгийская колониальная администрация покорила местное население, намеренно разделив его на этнические группы.

Сформировав новые этносы на основе цвета кожи и роста жителей Руанды, бельгийцы стали разжигать конфликты между ними, поддерживая таким образом свое господство.

Для народов хуту и тутси были вымышлены их история и происхождение. Хотя даже сами эти этнонимы бельгийцы достали из мусорного бака истории, до колонизации Руанды сотни лет они не имели никакого значения.

Политика «разделяй и властвуй» привела к геноциду 1994 года. Кровопролитие, потрясшее мир, унесло жизни более 800 тысяч человек. Причиной же его стало то, что народы хуту и тутси, которые лишь недавно сформировали свою идентичность, поверили в лживую историю, согласно которой они были врагами с начала времен.

В наше время мы часто слышим о войне между суннитами и шиитами, которая якобы длится уже 1400 лет. По утверждению многих европейских востоковедов, современный конфликт между конфессиями ислама является порождением событий 7 века. Однако их заявления являются не просто неверной интерпретацией истории, а полнейшей и наглой ложью. Хотя между суннитами и шиитами существуют теологические различия, заявления о том, что эти группы находятся в состоянии постоянной войны — это абсолютный абсурд.

Современный конфликт между отдельными политическими группами суннитов и шиитов не имеет ни малейшего отношения к религиозным разногласиям, и полностью обусловлен политикой идентичности. Точно так же, как и в Руанде, западные державы и их местные союзники вбивают колья в трещины между общинами, чтобы поддержать на Ближнем Востоке постоянный конфликт.

Корни разлада между суннитами и шиитами принято искать в историческом расколе между ними. Битва при Кербеле 680 года, в которой были убиты потомки пророка Мухаммеда (с.а.с.), трактуется как первое столкновение шиитов и суннитов, позднее переросшее в многовековой конфликт, идущий сейчас в Сирии, Ливане и других странах.

Однако, по мнению саудовского писателя Абдуллы Хамидаддина, объяснять современные трения шиитов и суннитов средневековыми событиями так же глупо, как и объяснять разногласия Турции и ЕС историческим конфликтом между византийской императрицей и королем Карлом. Точно так же нелепо искать причины сегодняшнего соперничества между европейскими странами в их войнах в 9 веке. Однако именно этой логике следуют западные эксперты, рассуждая о конфликтах в исламском мире.

От того, что риторика проплаченных демагогов, которые либо не знают истории, либо намеренно манипулируют ей, распространяется в СМИ, а другие версии не озвучиваются, в неправильную трактовку суннитско-шиитского конфликта начинают верить даже сами мусульмане.

Чтобы не купиться на ложь людей, искажающих историю ради своих политических интересов, надо понимать реальность отношений между общинами на Ближнем Востоке.

Хотя на протяжении тысячелетия религиозные группы в регионе переживали взлеты и падения в своих отношениях, в целом они уважали взгляды друг друга и терпимо относились друг к другу, будучи далеки от вражды.

Многие века сунниты и шииты, а также иудеи и христиане Ближнего Востока жили по соседству, имея такие близкие связи, каких не было между ними нигде в мире. Даже если случалось, что одни применяли силу против других, то это не перерастало в масштабный конфликт. Не смотря на то, что суннитская Османская Империя и шиитская империя Сефеидов соперничали в регионе, тем не менее каждая из них считала позорным поднимать оружие против другой мусульманской страны.

Религиозные радикалы встречались во все времена, но на протяжении истории ни одна из сект не была самодостаточной изолированной общностью. Шиитские и суннитские ученые вели диалог и влияли на религиозную мысль друг друга, сглаживая противоречия. До сих пор в ведущих суннитских университетах преподают шиитскую теологию как часть исламской мысли.

Терпимость и взаимоуважение жителей Ближнего Востока были противоположностью религиозным войнам, которые сотрясали Европу в Средние Века. Поэтому многие западные историки смотрят на события в мусульманском мире сквозь призму европейской истории и присущих ей межконфессиональных конфликтов. Апогеем религиозной ненависти европейцев стали антиевреейские погромы времен Второй Мировой войны, которые стали последней ступенью многовекового угнетения иудеев на континенте.

Смакуя столкновения между мусульманами, западные СМИ игнорируют тот факт, что на каждую группу суннитских и шиитских радикалов приходятся миллионы обычных суннитов и шиитов, которые считают друг друга братьями и готовы пожертвовать жизнью ради своих единоверцев.

Некогда мирные отношения между суннитами и шиитами стали обостряться лишь в последние десятилетия.

Когда Европа, наконец, отказалась от религиозных предрассудков и начала пропагандировать толерантность, жители Ближнего Востока, наоборот, скатились в пучину ненависти и вражды. Часть из них перестала признавать любые малейшие отклонения от своих взглядов.

Теперь Европа поучает исламский мир о том, как следует защищать права меньшинств. Но если мусульмане хотят научиться терпимости, то они должны не равняться на Европу, а взглянуть на свою собственную историю. Они должны вспомнить, что периоды наибольшей терпимости совпадали с периодами наибольшего величия двух мусульманских империй. И только после европейской колонизации мусульмане отказались от своих ценностей и сделали иностранцев своим моральным ориентиром.

Радикалы, полагающие, что прогресса можно достичь лишь добившись строгой идеологической чистоты, должны изучить мусульманское прошлое и противостоять искушению религиозного шовинизма.

Искусственно раздутый конфликт между суннитами и шиитами происходит от событий недавнего прошлого: иранской революции 1979 года и подъема на нефтедоллары ваххабитских реакционеров в странах Персидского Залива.

Правящие элиты соперничающих мусульманских стран написали историю в своих собственных интересах, придумали символы и ритуалы, имеющие псевдоисторическую основу. Западные же страны подливают масло в огонь их противостояния, чтобы посеять вражду между мусульманами и облегчить для себя управление ими.

Западные страны подливают масло в огонь, чтобы посеять вражду между 
мусульманами и облегчить для себя управление ими

Пока нео-консерваторы готовы лопнуть от ненависти к мусульманам, провоцируя их на братоубийственную войну, простые сунниты и шииты продолжают мирно уживаться друг с другом. Они придерживаются терпимости, которая некогда была одним из столпов великой исламской цивилизации. Рядом с новостными историями о межконфессиональных столкновениях и религиозных радикалах, остаются незамеченными простые жители Ближнего Востока, помогающие своим соседям-иноверцам и живущие совсем другими мыслями и чувствами.

Как сказал мне однажды 80-летний пакистанский крестьянин: «На протяжении всей своей жизни я был свидетелем братства между суннитами и шиитами».

В Руанде люди, поверившие в вымышленную историю своих народов, дошли до самоуничтожения. Сейчас правительство этой страны отменило колониальное разделение на хуту и тутси, объявив всех граждан одним народом. Подобным образом мусульманам пора забыть губительный миф о 1400-летней войне шиитов и суннитов и стать одним народом, каким они были вначале.

В конце концов, если бы такая война действительно шла, тогда шииты и сунниты не заключали бы браки между собой, не жили бы по соседству вплоть до 21 века, они не совершали бы вместе хадж. Ислам останется конструктивным социальным явлением, только если сохранит свою традиционную форму и сможет противостоять современным идеологиям.

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Противостояние между шиитами и суннитами. Ближний Восток. История пропаганды

В исламе существует множество течений, крупнейшие из которых – сунниты и шииты. По приблизительным подсчётам, численность шиитов среди мусульман составляет 15% (216 млн из 1,4 млрд мусульман по данным 2005 г.). Иран – единственная страна в мире, где государственной религией является ислам шиитского толка.

Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана, составляют почти половину населения Ирака. В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10 до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть. В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, правит суннитская династия. Ираком также управляли сунниты, и только в последние годы впервые был избран президент-шиит.

Несмотря на постоянные разногласия, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. Отчасти это связано с тем, что в исламе запрещено оскорблять всё, что связано с верой, плохо отзываться о мусульманской религии. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, соблюдают одни и те же религиозные предписания – пост, ежедневная молитва и т.д., ежегодно совершают паломничество в Мекку, хотя и считают друг друга «кяфирами» – «неверными».

Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммеда не было сыновей, следовательно, не было прямых наследников. Одни мусульмане считали, что по традиции племени нового халифа должны выбрать на совете старейшин. Совет назначил халифом тестя Мухаммеда, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу-Талиб – двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali – «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слово «сунна», – свода правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда.

Али признал власть Абу Бакра, который стал первым праведным халифом. После смерти Абу Бакра сменили Омар и Осман, правление которых также было коротким. После убийства халифа Османа Али стал четвёртым праведным халифом. Али и его потомки назывались имамами. Они не только руководили шиитской общиной, но и считались потомками Мухаммеда. Тем не менее, в борьбу за власть вступил суннитский клан Омейядов. Организовав убийство Али в 661 г. с помощью хариджитов, они захватили власть, что привело к гражданской войне суннитов и шиитов. Таким образом, с самого возникновения эти две ветви ислама относились враждебно друг к другу.

Али ибн Абу Талиба похоронили в Неджефе, который с тех пор стал местом паломничества для шиитов. В 680 г. сын Али и внук Мухаммеда, имам Хусейн, отказался принести клятву верности Омейядам. Тогда в 10-й день Мухаррама, первого месяца по мусульманскому календарю (обычно приходится на ноябрь), произошло сражение при Кербеле между армией Омейядов и отрядом имама Хусейна в 72 человека. Сунниты уничтожили весь отряд вместе с Хусейном и другими родственниками Мухаммеда, на пожалев даже полугодовалого младенца – правнука Али ибн Абу Талиба. Головы убитых отправили омейядскому халифу в Дамаск, что сделало имама Хусейна мучеником в глазах шиитов. Это сражение считается отправной точкой раскола между суннитами и шиитами.

Кербела, которая находится в сотне километров к юго-западу от Багдада, стала для шиитов таким же священным городом, как Мекка, Медина и Иерусалим. Ежегодно шииты поминают имама Хусейна в день смерти. В этот день соблюдается пост, мужчины и женщины в чёрном организуют траурные процессии не только в Кербеле, но и во всём мусульманском мире. Некоторые религиозные фанатики устраивают ритуальное самобичевание, режут себя ножами до крови, изображая мученическую смерть имама Хусейна.

После поражения шиитов большинство мусульман стали исповедовать суннизм. Сунниты считали, что власть должна принадлежать дяде Мухаммеда Абуль Аббасу, который происходил из другого рода семьи Мухаммеда. Аббас разгромил Омейядов в 750 г. и положил начало правлению Аббасидов. Своей столицей они сделали Багдад. Именно при Аббасидах, в X-XII вв., окончательно оформились понятия «суннизм» и «шиизм». Последней шиитской династией в арабском мире были Фатимиды. Они правили в Египте с 910 по 1171 гг. После них и до настоящего времени главные государственные посты в арабских странах принадлежат суннитам.

Шиитами управляли имамы. После смерти имама Хусейна власть передавалась по наследству. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, таинственно исчез. Так как произошло это в Самарре, этот город также стал священным для шиитов. Они считают, что двенадцатый имам – это вознесённый пророк, Мессия, и ждут его возвращения, как христиане ждут Иисуса Христа. Они верят, что с приходом Махди на земле установится справедливость. Доктрина имамата – ключевая особенность шиизма.

В дальнейшем суннитско-шиитский раскол привёл к противостоянию двух крупнейших империй средневекового Востока – Османской и Персидской. Шиитов, находящихся у власти в Персии, остальной мусульманский мир считал еретиками. В Османской империи шиизм не признавался как отдельное направление ислама, и шииты были обязаны соблюдать все законы и ритуалы суннитов.

Первую попытку к объединению верующих предпринял персидский правитель Надир-шах Афшар. Осадив Басру в 1743 г., он потребовал от османского султана подписания мирного договора с признанием шиитской школы ислама. Хотя султан отказался, через некоторое время в Неджефе был организовано собрание шиитских и суннитских богословов. К существенным результатам это не привело, но прецедент был создан.

Следующий шаг к примирению суннитов и шиитов сделали уже османы в конце XIX-го в. Этому послужили следующие факторы: внешние угрозы, ослаблявшие империю, и распространение шиизма в Ираке. Османский султан Абдуль Хамид II начал следовать политике панисламизма, чтобы упрочить свою позицию лидера мусульман, объединить суннитов и шиитов и сохранить союз с Персией. Панисламизм поддержали младотурки, и таким образом сумели мобилизовать шиитов на войну с Великобританией.

У панисламизма появились свои лидеры, идеи которых были довольно просты и понятны. Так, Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Асабади говорил, что раскол среди мусульман ускорил падение Османской и Персидской империи и способствовал вторжению европейских держав в регион. Единственный способ дать отпор захватчикам – объединиться.

В 1931 г. в Иерусалиме состоялся Мусульманский Конгресс, где присутствовали и шииты, и сунниты. С мечети Аль-Акса к верующим был обращён призыв объединиться, чтобы противостоять угрозам Запада и защитить Палестину, которая находилась под контролем Англии. Подобные призывы звучали в 1930-40-х гг., в то время как шиитские богословы продолжали договариваться с ректорами Аль-Азхара, крупнейшего мусульманского университета. В 1948 г. иранский клерик Мохаммед Таги Кумми совместно с учёными богословами Аль-Азхара и египетскими политиками основал в Каире организацию за примирение исламских течений (Джама’ат ат-такриб бейне аль-мазахиб аль-Исламийа) Движение достигло апогея в 1959 г., когда Махмуд Шальтут, ректор Аль-Азхара объявил фетву (решение) о признании шиизма джафаритского толка пятой школой ислама, наравне с четырьмя суннитскими школами. После разрыва отношений между Египтом и Ираном вследствие признания Тегераном государства Израиль в 1960 г. деятельность организации постепенно сошла на нет, полностью прекратившись в конце 1970-х гг. Тем не менее, она сыграла свою роль в истории примирения суннитов и шиитов.

Неудача объединяющих движений заключалась в одной ошибке. Примирение рождало следующую альтернативу: или каждая школа ислама принимает единую доктрину, или одна школа поглощается другой – меньшинство большинством. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Как правило, начиная с ХХ-го в. все дебаты между ними заканчиваются взаимными обвинениями в «неверности».

В 1947 г. в Дамаске, Сирия, была образована партия Баас. Через несколько лет она объединилась с Арабской социалистической партией и получила название Арабская социалистическая партия Баас. Партия пропагандировала арабский национализм, отделение религии от государства и социализм. В 1950-х гг. отделение баасистов появилось и в Ираке. В это время Ирак по Багдадскому договору являлся союзником США в борьбе с «экспансией СССР». В 1958 г. партия Баас свергла монархию и в Сирии, и в Ираке. Той же осенью в Кербеле была основана радикальная шиитская партия Дава, одним из её лидеров был Сейид Мухаммед Бакир ас-Садр. В 1968 г. в Ираке баасисты пришли к власти и попытались уничтожить партию Дава. В результате переворота президентом Ирака стал лидер Баас генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его главным помощником с 1966 г. являлся Саддам Хусейн.


Портреты аятоллы Хомейни и других шиитских лидеров.
«Шииты – не мусульмане! Шииты не исповедуют ислам. Шииты – враги ислама и всех мусульман. Пусть накажет их Аллах».

Свержение проамериканского шахского режима в Иране в 1979 г. кардинально изменило ситуацию в регионе. В результате революции была провозглашена Исламская республика Иран, лидером которой стал аятолла Хомейни. Он намеревался распространить революцию по всему мусульманскому миру, объединив под флагом ислама и суннитов, и шиитов. В то же время, летом 1979 г., Саддам Хусейн становится президентом Ирака. Хусейн рассматривал себя в роли лидера, борющегося с сионистами в Израиле. Также он часто любил сравнивать себя с вавилонским правителем Навуходоносором и лидером курдов Салах ад-Дином, который отбил атаку крестоносцев на Иерусалим в 1187 г. Таким образом, Хусейн позиционировал себя как предводитель в борьбе с современными «крестоносцами» (США), как лидер курдов и арабов.

Саддам боялся, что исламизм под руководством персов, не арабов, вытеснит арабский национализм. Кроме того, к шиитам Ирана могли примкнуть иракские шииты, составлявшие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе. В той же партии Баас в Ираке состояли как сунниты, так и шииты, причем последние занимали довольно высокие посты.


Зачёркнутый портрет Хомейни. «Хомейни – враг Аллаха».

Политическую окраску шиито-суннитский конфликт приобрёл благодаря стараниям западных держав. В течение 1970-х гг., пока Ираном правил шах как главный союзник американцев, США не обращали внимания на Ирак. Теперь же они решили поддержать Хусейна, чтобы остановить распространение радикального ислама и ослабить Иран. Аятолла презирал партию Баас за светскую и националистическую направленность. Долгое время Хомейни находился в ссылке в Неджефе, но в 1978 г. по просьбе шаха Саддам Хусейн выгнал его из страны. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства – аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра.

Также ещё со времён британского правления в начале ХХ-го в. между Ираком и Ираном существовал спор о границе. По договору 1975 г. она проходила посередине реки Шатт эль-Араб, которая протекала к югу от Басры в месте слияния Тигра и Евфрата. После революции Хусейн разорвал договор, объявив всю реку Шатт эль-Араб иракской территорией. Началась ирано-иракская война.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. К шиитскому населению страны в Саудовской Аравии относились как к людям второго сорта.

В течение всей войны Хусейн получал поддержку от Саудовской Аравии. В 1970-х гг. это прозападное государство стало соперником Ирана. Администрация Рейгана не хотела, чтобы антиамериканский режим в Иране победил. В 1982 г. правительство США убрало Ирак из списка стран, оказывающих поддержку террористам, что позволило Саддаму Хусейну получать от американцев помощь напрямую. Также американцы предоставляли ему данные спутниковой разведки о передвижениях иранских войск. Хусейн запретил шиитам в Ираке отмечать свои праздники, убивал их духовных лидеров. Наконец, в 1988 г. аятолла Хомейни был вынужден согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который Ирак претендовал с 1930-х гг. Однако Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти для США, и администрация Дж. Буша снова поменяла политику в отношении Ирака, чтобы ослабить режим Хусейна. Буш призвал иракский народ восстать против Саддама. На призыв откликнулись курды и шииты. Несмотря на их просьбы о помощи в борьбе с режимом Баас США остались в стороне, так как побоялись усиления Ирана. Восстание быстро подавили.

После атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Буш начал планировать войну против Ирака. Ссылаясь на слухи о том, что у иракского правительства есть ядерное оружие массового поражения, в 2003 г. США вторглись в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим Хусейна и установили своё коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе безвластия возникло шиитское движение в городе Садр. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама против шиитов, убивая всех бывших членов партии Баас.


Колода игральных карт с изображениями Саддама Хусейна и членов Иракского правительства и партии Баас. Распространялись командованием США среди американских военных во время вторжения в Ирак в 2003 г.

Саддам Хусейн был пойман в декабре 2003 г., и казнён по приговору суда 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе вновь усилилось влияние Ирана и шиитов. Политические лидеры-шииты Насрулла и Ахмадинежад становились всё популярнее, как вожди в борьбе с Израилем и США. Конфликт между суннитами и шиитами разгорался с новой силой. Население Багдада составляло 60% шиитов и 40% суннитов. В 2006 г. шиитская армия Махди из Садра разбила суннитов, и американцы испугались, что потеряют контроль над регионом.


Карикатура, показывающая искусственность конфликта между шиитами и суннитами. «Гражданская война в Ираке… «Мы слишком разные, чтобы жить вместе!» Сунниты и шииты.

В 2007 г. Буш отправил в Ирак дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каедой. Однако армия США терпела поражения, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно вывести войска. Мира так и не удалось достигнуть. В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известная как Исламское государство Ирака и Сирии (ISIS) (оно же The Islamic State of Iraq and the Levant — ISIL, оно же Исламское государство Ирака и Леванта, ИГИЛ) под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Асада в Сирии.

Возникновение радикальных шиитских и суннитских группировок не способствует какому-либо мирному решению религиозного конфликта. Наоборот, спонсируя радикалистов, США ещё больше разжигает конфликт на границах Ирана. Втягивая пограничные страны в затяжную войну, Запад добивается ослабления и полной изоляции Ирана. Иранская ядерная угроза, шиитский фанатизм, кровавость режима Башара Асада в Сирии придуманы в целях пропаганды. Самые активные борцы с шиизмом – Саудовская Аравия и Катар.

До Иранской революции, несмотря на правление шаха-шиита, открытых столкновений между шиитами и суннитами не было. Наоборот, они искали пути примирения. Аятолла Хомейни говорил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит…»


«Давайте найдём взаимопонимание». Шиитско-суннитский диалог.


У суннитов и шиитов общий враг — ИГИЛ.

www.propagandahistory.ru

Трагический раскол, глупая вражда | islampeace.ru

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты, кроме Корана, руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда. Сунна базируется на хадисах — сказаниях о словах и поступках пророка. Многие сунниты трактуют Коран буквально, без каких либо модификаций. В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. При талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями сунны.

Шииты, в отличие от суннитов, позволяют своим священнослужителям толковать слова и поступки пророка. Само арабское слово «аш-ши’а» в переводе означает «приверженцы». Это — приверженцы Али, четвертого халифа мусульман. Многие сунниты убеждены, что шииты — не просто «немусульмане», «неверные», но «худшие из людей», как говорится в распространяемом послании одного из руководителей «Аль-Каиды» Аз-Заркауи. Среди суннитов до сих пор распространена поговорка «убей шиита — попадешь в рай».

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты — это 10 процентов от числа всех мусульман. В то же время последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

islampeace.ru

В чём разница между суннитами и шиитами: aleks070565 — LiveJournal

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

В чём разница между суннитами и шиитами

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.

После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре вверх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его посланник.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла (шиитский религиозный титул – прим.Mixednews) посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Источник: The Economist (перевод для MixedNews — Наталья Ярошинская)

©

aleks070565.livejournal.com

в чем разница между сунитами и шиитами

Сунни́ты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др. Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи) ; принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому) ; признание законности правления первых четырех («праведных» ) халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али) . Суннизм как определенное течение оформился в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин «шиизм» . В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон. Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами» : маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Шии́ты (араб. ‎‎шиа — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка» , считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа» ) сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов. После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка» , имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью. В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Приверженцы шиизма в подавляющем большинстве — ираноязычные народы, либо народы, входившие в сферу влияния средневековой Персии. Даже арабы-шииты, хотя и говорят по-арабски, в основной своей массе антропологически отличаются от прочих арабов. Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, считающихся во время сокрытия имама его заместителями. Этим обьясняется скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране. Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение чем у шиитов. Шииты — меньшинство, часто гонимые. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому для них характерен культ мучеников.

Разночтение некоторых сур корана

обрашайся к муфтию

Разные общины ислама. После смерти пророка Мухаммеда, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами. Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка — Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али. В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это еще больше обострило противоречия между суннитами и шиитами. Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества.

Roma Veliyevic Неделю назад Если начнётся война между Ираном и Израилем Ирану будет кодец, потому, что за Израилем стоят США, Англия и Европа. Распад Ирана будет не избежен. В течении 2- 3 дней авиация Израиля разхерачет всё ПВО и авиацию Ирана. ответ: Какому Ирану историческому Ирану 2 тысяч 500 лет. А вот может быть шиитскому Ирану конец? давно пора. А Иран как страна как стояла и будет стоять!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *