«Минерским» машинам ФСБ сменят раскраску и добавят маяков — Российская газета
Специфическим образом теперь должны быть раскрашены машины Федеральной службы безопасности.
А обзаведясь соответствующей раскраской, эти машины получат право пользования спецсигналами. Сегодня «Российская газета» публикует постановление правительства РФ, которое утверждает изменения в Правила дорожного движения и присваивает новую окраску машинам ФСБ.
Изменения в Правила дорожного движения касаются лишь расширения списка автомобилей, на которые можно устанавливать помимо синего маяка еще и красный.
До сих пор этот пункт распространялся только на машины Госавтоинспекции, Военной автоинспекции и Федеральной службы охраны.
Теперь к нему добавили машины ФСБ. Но не все, а лишь те, что используются для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы.
Понятно, что автомобили подразделений, занятых разминированием, должны иметь особые преференции на дороге и выделяться в общем потоке. Предусмотрено, что на их кузове желтого, серого или зеленого цвета будет нанесена яркая декоративная синяя полоса.
Для подразделений антитеррора утвержден черный цвет машин с декоративной полосой белого, синего или красного цвета. Оперативные машины пограничников будут светло-серого, черного или зеленого цвета с декоративной полосой зеленого или синего цвета.
На все эти спецавто могут быть нанесены надписи «ФСБ России» или «Пограничная служба ФСБ России».
Впрочем, на автомобили, которые используются для пресечения террористических актов, или на грузовые авто, используемые для отлова нарушителей границы, эти надписи могут не наноситься.
Это постановление вступит в силу через десять дней после официального опубликования. Однако за это время предстоит еще разработать и утвердить несколько документов. Ведь для нанесения специальных цветографических схем требуется принять соответствующий ГОСТ или хотя бы технический регламент, в котором будут расписаны тонкости цвета, ширина декоративной полосы, шаблон и размер букв. Пока такого ГОСТа нет.
Обычно ГОСТы пишутся долго, но, возможно, именно для этого случая Ростехрегулирование сделает исключение и за 10 дней подготовит соответствующий документ.
Какие цвета пользуются особыми правами на трассе
Спецокраска с красными маяками предусмотрена для
ГИБДД МВД России и ВАИ — белый или зеленый фон, синяя полоса, соответствующая надпись.
Спецокраска с синими маяками отличает машины
МВД — белый или зеленый фон, синяя полоса.
Для пожарных традиционно используется красный фон кузова с белой полосой.
Автомобили МЧС отличают по рыже-синей полосе на белом или сером фоне.
Банку России положены автомобили с бело-красно-синей полосой на бежевом фоне.
Спецокраска без привилегий
Аварийные службы — желтый фон, красная полоса.
Служба связи — синий фон, белая полоса.
У машин ФСБ прежде не было своих цветографических схем. Но в прошлом году был введен отличительный знак для этих машин: синий мигающий фонарь на уровне фар.
rg.ru
Что скрывали автомобили советских спецслужб

У советских автомобилей, о которых пойдёт речь, были совершенно неожиданные обязанности. Они должны были вести наблюдение за иностранцами и диссидентами, преследовать подозрительные авто и сопровождать машины высших и партийных советских работников. В эту же категорию входили и спецавтомобили для оказания медицинской экстренной помощи тем, для кого были предназначены правительственные кортежи.
ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)
Легковая «Победа» с 4-цилиндровы двигателем и 50 «лошадками» под капотом привлекала особое внимание и военных, и сотрудников КГБ. По заказу последнего в середине 1950-х на Горьковском автозаводе начали выпускать более мощный и быстроходный спец автомобиль М-20Г. Эта машина внешне ничем не отличалась от серийных автомобилей М-20 и М-20В. А вот над его начинкой поработали, установив 60целиндровый мотор мощностью 90 л.с., 100-литровый бензобак, задний мост от ГАЗ-12 и гидромеханическую трансмиссию. Автомобиль был оборудован специальными звуковыми сигналами и средствами радиосвязи.

Правда, М-20Г на дороге оказался плохо управляемым и чересчур тяжёлым. Но при этом его скорость увеличилась до 132 км/ч, а до «сотни» машина разгонялась всего за 30 секунд. Всего с конвейера сошло около 100 таких авто.
ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)
В 1962 году свет увидел ещё один спец автомобиль, созданный на Горьковском автозаводе. Базой для новинки стала серийная модель ГАЗ-21М Волга. На этот автомобиль установили автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13 и 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л.с.

От обычной модели это авто отличалось усиленным кузовом и ходовой частью, литыми тормозными барабанами и тормозными накладками из жаропрочного материала. Кроме этого в спец автомобиле были использованы стекла из триплекса и устройство запирания капота из салона.
Конструкторы увеличили снаряжённую массу авто до 1780 кг, что повлекло повышение расхода топлива. Но при этом время разгона до 100 км/ч сократилось в 2 раза, а максимальная скорость возросла до 160 км/ч.
Спец автомобили ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)
Начало 1970-х ознаменовалось появлением нового семейства спец автомобилей, который были выпущены на базе серийных легковых автомобилей ГАЗ-24 Волга. Машины выпускались именно для КГБ СССР. ГАЗ-24-24 получил прозвище «наблюдала». Как правило, он выпускался в неярких цветах, благодаря чему авто терялось в автомобильном потоке. Модель ГАЗ-24-25 прозвали «догонялкой». Её отличительными особенностями был чёрный цвет кузова и улучшенная отделка салона. Предназначался автомобиль в первую очередь для сопровождения правительственных кортежей.

Основные агрегаты машинам достались от первой «Чайки», но появились спецсигналы за радиаторной решеткой, сигнально-предупредительные фары на бампере и высокая антенна на крыле справа для мощного радиооборудования. До «сотни» автомобиль разгонялся всего за 15 секунд, а его максимальная скорость увеличилась до 190 км/ч. Всего с 1972 до 1988 года было собрано 1034 таких авто.

На базе модернизированного седана ГАЗ-24-10 собирали спец автомобиль ГАЗ-24-34, на котором был установлен 8-цилиндровый мотор мощностью 220 л.с. На эти автомобили по заказу устанавливали кондиционер, монтировали дорогую обивку и даже механизм, позволяющих менять номерные знаки. В период с 1985 по 1993 годы было выпущено 245 таких авто.

В 1979 году среди спец автомобилей появилась опытная 120-сильная модель ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованная затем в ГАЗ-3102. На основе этого автомобиля собирали две спецмашины, укомплектованные в соответствии с требованиями КГБ, а потом и ФСБ. Одна из них — ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем — была самой обычной «наблюдалкой».

Вторая же модель была действительно интересной — совершенно секретная и особо прочная машина ГАЗ-31013. Этот автомобиль с низкой посадкой и сегодня считается самым надёжным советским авто. Из особенностей модели стоит отметить усиленный кузов с мощнейшей звукоизоляцией, телескопические антенны и дополнительные световые приборы.

Спец автомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)
Когда появился автомобиль ГАЗ- 13 с 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой передач, то места ему в системе КГБ не нашлось. Несколько экземпляров таких машины были поставлены в страны соцлагеря – эскортные «Чайки» с поручнями вдоль крыши с люком и убиравшимися подножками.


Но в 1973 году по заказу 4-го ГУ Минздрава СССР на базе «Чайки» начали создавать вместительные скоростные машины для медслужбы. Они шли последними в правительственных кортежах, их использовали для доставки важных персон в медицинские учреждения.

Собирал ГАЗ-13 «скорая помощь» Рижский автобусный завод. Это были автомобили с полным комплектом медоборудования, с продольными носилками и застеклённым кузовом. Эти машины были окрашены в чёрный цвет, за что их окрестили «Черная докторша». Всего до 1982 года было собрано около двух десятков машин. Несколько из них использовались в качестве похоронных катафалков. Для «простых смертных» эти автомобили были признаны громоздкими и очень дорогими.

ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)
Московский автозавод имени И. А. Лихачева начал выпуск спецмашин для КГБ в 1970-х, а завершил свою деятельность широким модельным рядом спецтехники для охраны, сопровождения и оперативного медобслуживания, а также лимузинами для государственной и партийной верхушки СССР.

ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)
Базой для спец автомобилей ЗИЛ стал 7-местный лимузин ЗИЛ-4104 мощностью 315 «лошадок», который собирался вручную с 1976 года. На этой базе появились ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и до 2000 ода было собрано 12 таких машин, среди которых были автомобили охраны, связи, сопровождения и медслужбы.

Самым известным в этом семействе был ЗИЛ-4104, который называли «кремлёвская скорая». Его использовали для доставки первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ. Кстати, этот просторный автомобиль с носилками из натуральной кожи и местом для трёх врачей без проблем преобразовывался в катафалк.

Уже в 1980-е это автосемейство пополнилось автомобилем спецсвязи ЗИЛ-41043 с параболической антенной и экранированной защитой. А две последние машины спецсвязи были выпущены в 2000 году.
ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)
В 1987 на ЗИЛе начали создание бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год появился ЗИЛ-4107. В 1987 году увидел свет пятиместный автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его конструктором был А. Горчаков, а автомобиль сразу прозвали «телохранителе».
Эта машина могла выполнять на дороге роль так называемого «чистильщика». Авто замыкало или возглавляло кортежи важных персон. При необходимости, не сбавляя скорости, «Скорпион» мог отбрасывать в сторону препятствия или посторонние авто, создающие, по мнению охраны, опасность для сопровождаемых персон.

Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.

На машине были предусмотрены спецсигналы, несколько антенн, поручни на крыше и задние стойки, которые позволяли вести внешнее наблюдение, а в случае необходимости и оборону машины. Из выдвижного люка на крыше можно было вести обстрел. Заднее стекло откидывалось, если необходимо было усилить огневую мощь. Длина «Скорпиона» была 6,3 метра, а масса 5,5 тонн. Максимальная скорость машины – 190 км/ч.

Когда ЗИЛ пришёл в упадок, никто в РФ на производство спецтехники и правительственных авто не замахивался – их предпочитают покупать за рубежом.
2drive.ru
Специальная штурмовая машина Тигр спецназа ФСБ, конструкция
В апреле 2016 года в новостных сюжетах о ходе контртеррористической операции в населенном пункте Ленинкент Республики Дагестан мелькнул специальный бронированный автомобиль «Тигр» спецназа ФСБ.
Специальная штурмовая машина Тигр спецназа ФСБ, особенности конструкции.
Этот бронированный автомобиль Тигр был сделан специально по заказу сил специального назначения ФСБ на базе специальной полицейской машины СПМ-2 ГАЗ-233036. Предприятие, которое произвело доработку машины, не сообщается.
Особенностью бронированного автомобиля СПМ-2 ГАЗ-233036 Тигр ФСБ является то, что усилена защита корпуса, судя по всему она гарантированно, даже с некоторым запасом, обеспечивает уровень, соответствующий 6а классу по ГОСТ Р 50963-96.
На корпусе машины уменьшено количество бронестекол. Вместо них установлено сплошное бронирование. В тех местах, где бронестекла остались, их площадь значительно сокращена.
Капот моторного отсека выполнен из броневой стали. Усилены бронезащитой радиаторы и другие системы двигателя. Правое лобовое стекло демонтировано, вместо него сплошное бронирование со вставкой небольшого окна с бронестеклом и закрывающейся бронезаслонкой амбразурой.
Левое лобовое стекло закрывается сплошным щитком из броневой стали. Наблюдение водителем за дорожными условиями и командиром за окружающей обстановкой при выполнении боевой задачи осуществляется с помощью видеосистемы кругового обзора.
На бортах машины на пулестойких болтах установлены дополнительные защитные панели из броневой стали. Для их быстрой замены, снятия или установки в полевых или войсковых условиях на них приварены специальные ручки и подножки. Рукоятки открывания бортовых дверей и ниши, где находятся рукоятки, прикрыты откидными броневыми щитками.
На крыше корпуса, на вращающемся погоне, смонтирована восьмигранная бронированная башенка с пулеметной установкой, в которую устанавливается 7,62-мм пулемет ПКМ или ПКП «Печенег». В каждой грани башенки вмонтировано небольшое окно с бронестеклом, что обеспечивает находящемуся в башенке стрелку наблюдение на 360 градусов.
В верхней части башенки на специальных кронштейнах на каждой боковой грани башенки установлены светодиодные фары для подсветки местности на 360 градусов.
Доработки бронированного автомобиля СПМ-2 ГАЗ-233036 Тигр ФСБ в соответствии с требованиями спецназа ФСБ значительно увеличили полную массу автомобиля, что отрицательно сказалось на показателях подвижности и надежности узлов подвески ходовой части.
Однако для обеспечения решения специфических боевых задач, для которых и была произведена доработка серийного СПМ-2 ГАЗ-233036 Тигр, снижение подвижности не играет решающей роли.
По материалам книги «Русский «Тигр»», Сергей Суворов.
Похожие статьи:
- Когда делать капитальный ремонт двигателя, признаки естественного износа двигателя, методы капитального ремонта классических двигателей внутреннего сгорания.
- Бронеавтомобиль многоцелевого назначения Атлет АМН-1, АМН-2 и АСН, оборудование и оснащение, основные характеристики.
- Бронеавтомобиль многоцелевого назначения ВПК-Урал, оборудование и оснащение, основные характеристики.
- Топливная рампа 406.1104058-20, 406.1104058-21, 40904.1100010, Bosch 0 280 151 244 для ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524, ЗМЗ-40525 на ГАЗель и Соболь, устройство и характеристики.
- Электромагнитные топливные форсунки 406.1132010, Bosch 0 280 158 107, 406.1132711-02, Siemens DEKA 1D ZMZ 6354 для ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524, ЗМЗ-40525 на ГАЗель и Соболь, устройство и характеристики.
- Ford Explorer 2019 года, экстерьер и интерьер, характеристики, оснащение, двигатели, трансмиссия, обзор.
auto.kombat.com.ua
«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР
На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)

Лучший и последний советский спецавтомобиль Скорпион в Кремле
В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.
ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)
Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.
![]() | ![]() |
Первый советский спецавтомобиль М-20Г на базе Победы М-20 | Машина наблюдения М-20Г на шасси М-20В (из архива И. Падерина) |
На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.
ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)
Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/ч.
На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.
Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)
В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».

Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги

Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором (из архива И. Падерина)
Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.
С выпуском модернизированного седана ГАЗ-24-10 на его базе собирали спецавтомобиль ГАЗ-24-34 с 220-сильным мотором V8 от новой Чайки ГАЗ-14, дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами. По заказам на них монтировали кондиционер, особую обивку и даже механизм с тремя сменными номерными знаками. В 1985–1993 годах завод выпустил 245 таких машин.

Спецавтомобиль внешнего наблюдения ГАЗ-24-34 на шасси ГАЗ-24-10
Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.

Прототип эскортного автомобиля на опытном шасси ГАЗ-3101 (из архива И. Падерина)
С началом серийного производства модернизированной Волги ГАЗ-3102 на ее основе началась сборка двух спецмашин, укомплектованных по требованиям КГБ, а затем и ФСБ. По уже отработанной схеме первой из них была обычная «наблюдалка» ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем и трансмиссией от первой Чайки, внешне ничем не отличавшаяся от серийной модели ГАЗ-3102. Распознать ее можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссией, похожей на рычаг для механической коробки передач.
Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.
Силовой агрегат модели 31013 представлял собой дефорсированный до 200 л. с. мотор от новой Чайки ГАЗ-14. Другими особенностями являлись усиленный кузов с мощной звукоизоляцией, дополнительные световые приборы под бампером и телескопические антенны в центральной части крыши или на крыльях, два выхлопных патрубка и незамаскированная рукоятка «автомата». В период с 1986-го по 1996 год таких машин собрали 283 и 19 единиц соответственно.
Спецавтомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)
С началом выпуска автомобиля ГАЗ-13 Чайка с 5,5-литровым двигателем V8 в 195 л. с. и автоматической трансмиссией в системе КГБ места ему не нашлось. К единичным образцам спецмашин на этой базе относились доработанные в социалистических странах эскортные Чайки с убиравшимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон крыши с люком.

Чайка спецслужб ПНР при сопровождении машины Папы Римского (фото автора)
Благодаря мягкой подвеске и бесступенчатой трансмиссии, в 1973 году по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР Чайка стала базой неизвестного до тех пор конструктивного направления – создание вместительных скоростных автомобилей медицинской службы. Они замыкали правительственные кортежи и служили для оказания важным персонам среднего ранга первой помощи в пути следования и оперативной доставки их в стационары.

Вместительная санитарная машина ГАЗ-13С-РАФ (из архива И. Падерина)
Так в серии ГАЗ-13 появилась «скорая помощь» с продольными носилками и медицинским оборудованием, для которой застекленные кузова с повышенным расположением крыши собирал Рижский автобусный завод. Результатом этого сотрудничества стали машины ГАЗ-13С-РАФ, окрашенные в черный цвет и получившие прозвище «Черная докторша». Их максимальная скорость достигала 160 км/ч. До 1982 года было собрано порядка 20 экземпляров, из которых несколько машин служили похоронными катафалками.

Санитарный автомобиль ГАЗ-13С с кузовом Рижского автобусного завода (фото автора)

Носилки и места для персонала в автомобиле ГАЗ-13С-РАФ (из архива И. Падерина)
В 1980-е годы на новом 220-сильном шасси ГАЗ-14-02 Чайка по заказу Минздрава Рижский завод построил пять санитарных машин ГАЗ-РАФ-3920 с высокими кузовами со стеклянными перегородками. В них монтировали съемные носилки для лежачего пациента, поворотные места для врачей и медицинские принадлежности. После пробной эксплуатации автомобили признали слишком тяжелыми, громоздкими и дорогими.
К созданию спецмашин для КГБ и Минздрава СССР Московский автозавод имени И. А. Лихачева пришел лишь в 1970-е годы, а потом завершил свою деятельность целым семейством лимузинов высшего класса для государственной и партийной верхушки Советского Союза и спецтехники для сопровождения, охраны и оперативного медобслуживания.
ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)
Первые спецавтомобили Московского автозавода появились благодаря созданию удлиненного лимузина ЗИЛ-114 с двигателем V8 мощностью 275 л. с. и автоматической трансмиссией. Первой на его базе стала машина спецсвязи ЗИЛ-114Е с экранированным электрооборудованием, которая в 1975 году послужила основой двух автомобилей медицинской службы ЗИЛ-114ЕА для Минздрава СССР.
Они служили для оказания экстренной помощи высшим советским руководителям из правительственных кортежей и доставки их в Центральную кремлевскую больницу (ЦКБ). Машины оборудовали четырьмя рядами боковых окон, повышенной крышей, задней откидной дверью, ложементом для носилок и местами для персонала.

Упрощенный санитарный вариант ЗИЛ-114НА для скоростных кортежей
В 1979-м, после их успешной эксплуатации, завод собрал еще несколько санитарных машин ЗИЛ-114НА с усеченной над местом водителя крышей, собранных на шасси отслуживших свой срок лимузинов.
Спецавтомобили семейства ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)
Базой следующих спецмашин стал семиместный 315-сильный лимузин ЗИЛ-4104 (в прежней маркировке – ЗИЛ-115), вручную собиравшийся с 1976 года в единичных образцах. Впоследствии новыми базовыми автомобилями стали сходные модели ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 второй и третьей модернизации. До 2000 года на них собрали 12 специальных версий: машины сопровождения, связи, охраны и медицинской службы.
Самой известной спецмашиной в семействе ЗИЛ-4104 являлась так называемая кремлевская скорая – эффектный черный универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А) с высоким остекленным кузовом, получивший прозвище «Черный доктор». Как и предшественники, он служил для оказания первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ.

Легендарная кремлевская скорая ЗИЛ-41042 «Черный доктор» на базе ЗИЛ-41045 (фото автора)

Машина сопровождения ЗИЛ-41042 с вместительным кузовом для одного пациента (фото автора)
В просторном санитарном отсеке находились носилки из натуральной кожи и места для трех врачей. Вместительный кузов с цельной или двухстворчатой задней дверью и запасным колесом за фальшивой левой боковой дверью можно было преобразовать в фургон или катафалк. К другим особенностям относились шины с жесткими боковинами, позволявшие передвигаться без замены колеса. Машина имела снаряженную массу около четырех тонн и развивала скорость 190 км/ч.

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042 на базе ЗИЛ-41047 (из архива М. Шелепенкова)
В 1986 году на базе лимузина ЗИЛ-41045 собрали три автомобиля ЗИЛ-41042, затем на шасси ЗИЛ-41047 построили еще четыре машины.
В 1980-е на базе «санитарки» ЗИЛ-41042 был собран автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 с экранированной защитой и параболической антенной. За ним последовал экранированный вариант ЗИЛ-41046 на основе лимузина ЗИЛ-4104 с радиотелефонной системой правительственной связи «Кавказ». В 2000 году две последние машины спецсвязи ЗИЛ-41049 базировались на автомобиле ЗИЛ-41047.

Машина сопровождения ЗИЛ-41049 с системой правительственной связи
ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)
В 1987 году завод приступил к сборке бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год на его базе появилась машина спецсвязи ЗИЛ-4107. В 1989-м они послужили основой трех пятиместных автомобилей сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион конструкции А. Н. Горчакова, которым сразу же присвоили второе неофициальное название «Телохранитель». Через 10 лет были изготовлены еще три образца для спецподразделений и служб охраны Российской Федерации.
Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.
Внешне машины выделялись спецсигналами, несколькими антеннами, продольными откидными подножками и поручнями на крыше и задних стойках корпуса для сотрудников спецслужб, обеспечивавших внешнее наблюдение и оборону машины. В крыше имелся широкий сдвижной наблюдательный люк, из которого можно было вести круговой обстрел, а для усиления огневой мощи заднее стекло оперативно откидывалось внутрь салона.

Кузов машины ЗИЛ-41072 с люком в крыше, боковыми поручнями и подножками

Салон Скорпиона с поворотными сиденьями и бронированной боковой дверью
В рабочей части салона в один ряд были смонтированы три мягких сиденья, из них среднее полноповоротное по продольным направляющим выдвигалось вперед, а два боковых поворачивались в стороны, позволяя боевому расчету всегда размещаться лицом к окнам.
Габаритная длина Скорпиона достигала 6,3 м, оценочная снаряженная масса достигала 5,5 тонн. Максимальная скорость – 190 км/час.
После краха ЗИЛа больше никто в России не замахивался на правительственные лимузины и спецмашины – их предпочли просто закупать за границей.
auto.mirtesen.ru
уникальные машины спецслужб СССР . Чёрт побери
В советские времена никто даже предположить не мог, что рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных сил и способные, сорвавшись с места, за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час.
Такие сверхмощные, быстроходные и неприметные автомобили с секретной аппаратурой, закамуфлированные под обычные легковушки, несли скрытую службу в системе Комитета государственной безопасности.
В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей. ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)
Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.
На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.
Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/
На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.
Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)
В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».
Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором (из архива И. Падерина)
Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.
Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.
С началом серийного производства модернизированной Волги ГАЗ-3102 на ее основе началась сборка двух спецмашин, укомплектованных по требованиям КГБ, а затем и ФСБ. По уже отработанной схеме первой из них была обычная «наблюдалка» ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем и трансмиссией от первой Чайки, внешне ничем не отличавшаяся от серийной модели ГАЗ-3102. Распознать ее можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссией, похожей на рычаг для механической коробки передач. Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.
Силовой агрегат модели 31013 представлял собой дефорсированный до 200 л. с. мотор от новой Чайки ГАЗ-14. Другими особенностями являлись усиленный кузов с мощной звукоизоляцией, дополнительные световые приборы под бампером и телескопические антенны в центральной части крыши или на крыльях, два выхлопных патрубка и незамаскированная рукоятка «автомата». В период с 1986-го по 1996 год таких машин собрали 283 и 19 единиц соответственно.
Спецавтомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)
С началом выпуска автомобиля ГАЗ-13 Чайка с 5,5-литровым двигателем V8 в 195 л. с. и автоматической трансмиссией в системе КГБ места ему не нашлось. К единичным образцам спецмашин на этой базе относились доработанные в социалистических странах эскортные Чайки с убиравшимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон крыши с люком.
Благодаря мягкой подвеске и бесступенчатой трансмиссии, в 1973 году по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР Чайка стала базой неизвестного до тех пор конструктивного направления – создание вместительных скоростных автомобилей медицинской службы. Они замыкали правительственные кортежи и служили для оказания важным персонам среднего ранга первой помощи в пути следования и оперативной доставки их в стационары.
Так в серии ГАЗ-13 появилась «скорая помощь» с продольными носилками и медицинским оборудованием, для которой застекленные кузова с повышенным расположением крыши собирал Рижский автобусный завод. Результатом этого сотрудничества стали машины ГАЗ-13С-РАФ, окрашенные в черный цвет и получившие прозвище «Черная докторша». Их максимальная скорость достигала 160 км/ч. До 1982 года было собрано порядка 20 экземпляров, из которых несколько машин служили похоронными катафалками.
В 1980-е годы на новом 220-сильном шасси ГАЗ-14-02 Чайка по заказу Минздрава Рижский завод построил пять санитарных машин ГАЗ-РАФ-3920 с высокими кузовами со стеклянными перегородками. В них монтировали съемные носилки для лежачего пациента, поворотные места для врачей и медицинские принадлежности. После пробной эксплуатации автомобили признали слишком тяжелыми, громоздкими и дорогими.
К созданию спецмашин для КГБ и Минздрава СССР Московский автозавод имени И. А. Лихачева пришел лишь в 1970-е годы, а потом завершил свою деятельность целым семейством лимузинов высшего класса для государственной и партийной верхушки Советского Союза и спецтехники для сопровождения, охраны и оперативного медобслуживания.
Первые спецавтомобили Московского автозавода появились благодаря созданию удлиненного лимузина ЗИЛ-114 с двигателем V8 мощностью 275 л. с. и автоматической трансмиссией. Первой на его базе стала машина спецсвязи ЗИЛ-114Е с экранированным электрооборудованием, которая в 1975 году послужила основой двух автомобилей медицинской службы ЗИЛ-114ЕА для Минздрава СССР.
Они служили для оказания экстренной помощи высшим советским руководителям из правительственных кортежей и доставки их в Центральную кремлевскую больницу (ЦКБ). Машины оборудовали четырьмя рядами боковых окон, повышенной крышей, задней откидной дверью, ложементом для носилок и местами для персонала.
В 1979-м, после их успешной эксплуатации, завод собрал еще несколько санитарных машин ЗИЛ-114НА с усеченной над местом водителя крышей, собранных на шасси отслуживших свой срок лимузинов.
Спецавтомобили семейства ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)
Базой следующих спецмашин стал семиместный 315-сильный лимузин ЗИЛ-4104 (в прежней маркировке – ЗИЛ-115), вручную собиравшийся с 1976 года в единичных образцах. Впоследствии новыми базовыми автомобилями стали сходные модели ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 второй и третьей модернизации. До 2000 года на них собрали 12 специальных версий: машины сопровождения, связи, охраны и медицинской службы.Самой известной спецмашиной в семействе ЗИЛ-4104 являлась так называемая кремлевская скорая – эффектный черный универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А) с высоким остекленным кузовом, получивший прозвище «Черный доктор». Как и предшественники, он служил для оказания первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ.
Легендарная кремлевская скорая ЗИЛ-41042 «Черный доктор» на базе ЗИЛ-41045
В просторном санитарном отсеке находились носилки из натуральной кожи и места для трех врачей. Вместительный кузов с цельной или двухстворчатой задней дверью и запасным колесом за фальшивой левой боковой дверью можно было преобразовать в фургон или катафалк. К другим особенностям относились шины с жесткими боковинами, позволявшие передвигаться без замены колеса. Машина имела снаряженную массу около четырех тонн и развивала скорость 190 км/ч.
В 1986 году на базе лимузина ЗИЛ-41045 собрали три автомобиля ЗИЛ-41042, затем на шасси ЗИЛ-41047 построили еще четыре машины. В 1980-е на базе «санитарки» ЗИЛ-41042 был собран автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 с экранированной защитой и параболической антенной. За ним последовал экранированный вариант ЗИЛ-41046 на основе лимузина ЗИЛ-4104 с радиотелефонной системой правительственной связи «Кавказ». В 2000 году две последние машины спецсвязи ЗИЛ-41049 базировались на автомобиле ЗИЛ-41047.
ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)
В 1987 году завод приступил к сборке бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год на его базе появилась машина спецсвязи ЗИЛ-4107. В 1989-м они послужили основой трех пятиместных автомобилей сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион конструкции А. Н. Горчакова, которым сразу же присвоили второе неофициальное название «Телохранитель». Через 10 лет были изготовлены еще три образца для спецподразделений и служб охраны Российской Федерации.
Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.
Внешне машины выделялись спецсигналами, несколькими антеннами, продольными откидными подножками и поручнями на крыше и задних стойках корпуса для сотрудников спецслужб, обеспечивавших внешнее наблюдение и оборону машины. В крыше имелся широкий сдвижной наблюдательный люк, из которого можно было вести круговой обстрел, а для усиления огневой мощи заднее стекло оперативно откидывалось внутрь салона.
В рабочей части салона в один ряд были смонтированы три мягких сиденья, из них среднее полноповоротное по продольным направляющим выдвигалось вперед, а два боковых поворачивались в стороны, позволяя боевому расчету всегда размещаться лицом к окнам.
Габаритная длина Скорпиона достигала 6,3 м, оценочная снаряженная масса достигала 5,5 тонн. Максимальная скорость – 190 км/час. После краха ЗИЛа больше никто в России не замахивался на правительственные лимузины и спецмашины – их предпочли просто закупать за границей.
chert-poberi.ru
Виновником аварии с машиной ФСБ могут признать погибшего инспектора
На видео, запечатлевшем ДТП, зафиксировано, что водитель Mercedes с номером АМР ехал по разделительной полосе с работающей мигалкой. Это может переквалифицировать жертву аварии в ее виновника. Тем временем общественность не знает, кто находился за рулем иномарки

Столичный главк МВД поможет семье сбитого на Новом Арбате инспектора. «Руководство и личный состав выражают глубокие соболезнования родным и близким погибшего Сергея Грачева. Его семье будет оказана вся необходимая помощь», — говорится в сообщении на сайте ведомства. ДТП произошло накануне в центре Москвы. Сотрудника ГИБДД сбил водитель Mercedes с номером АМР. Официальных данных об этой трагедии практически нет, но многие наблюдатели уже делают далекоидущие выводы.
Источники информагентств сообщают, что автомобиль Mercedes с номером А896МР97, участвовавший в этой аварии, закреплен за Федеральной службой безопасности. По данным портала «Мигалки.нет», эти регистрационные знаки за последние несколько лет стояли на четырех разных автомобилях: ГАЗ 31105, Volkswagen Passat B5, Mercedes E-класса и Mercedes S-класса. По неофициальной информации, водитель Mercedes сразу после ДТП снял с машины номера и мигалку, а его самого якобы увезли на другой машине ФСБ. Задержан ли этот человек, неизвестно. Сообщается лишь о том, что уголовное дело по факту гибели сотрудника Госавтоинспекции на Новом Арбате будут расследовать органы военного следствия. Дело, скорее всего, будет слушаться в закрытом режиме.
Александр Железников управляющий партнер адвокатской коллегии «Железников и партнеры»
В сети есть видео, на котором предположительно запечатлено именно это ДТП. Из опубликованных кадров следует, что Mercedes по разделительной полосе ехал с работающей мигалкой. По словам некоторых экспертов, это может сделать виновником ДТП погибшего инспектора. «Он должен был отойти», — с такой аргументацией категорически не согласен юрист Коллегии правовой защиты Марат Бикбов. В ПДД четко сказано, что спецтранспорт может нарушать правила, только если при этом обеспечена безопасность других участников движения.
Марат Бикбов юрист Коллегии правовой защиты
Какие приговоры по аналогичным делам выносились ранее? Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов привел несколько примеров: на улице Советской Армии автомобиль ФСБ с мигалкой сбил пешехода. Мужчина выжил, но был серьезно травмирован. Водителя лишили прав. В Ставропольском крае, сотрудник ФСБ в состоянии алкогольного опьянения выехал на встречку за отбойник — лобовое столкновение, четверо погибших. Виновник получил шесть лет заключения.
Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок»
«Синие ведерки» настаивают на том, что мигалки должны остаться только у «скорой», полиции, МЧС и службы газа. Аргументация: чиновникам некуда так торопиться. Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс Вячеслав Лысаков чуть менее радикален. По его мнению, запретить нужно разделительные полосы.
Вячеслав Лысаков первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс
В сети постоянно публикуются новые ролики с вопиющими нарушениями правил водителями дорогих авто. Во вторник, 26 сентября, в Instagram РРК появился новый ролик: Gelandewagen в течение одной минуты едет по тротуару, не пропускает пешеходов, проезжает на «красный» и трижды выезжает на встречную полосу. Все это происходит днем на набережной Тараса Шевченко напротив Дома правительства.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
www.bfm.ru
Гараж Особого Назначения (20 фото+видео+тескт)
Гараж особого назначения или сокращенно ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Несмотря на то, что ГОН был
создан 104 года назад (в 1906 году при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж), современная компания ГОН была
открыта в 2006 году и сейчас занимается не только обслужЫванием первых лиц Российской империи, а еще и организацией VIP-перевозок. Точнее одноименная
компания…
Так, например, любой желающий может заказать Rolls-Royce Phantom или Maybach — как с водителем, так и сопровождением. Цена вопрос — договорная и зивисит от требований клиента. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Сами же водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.
У Гаража особого назначения большая история. ГОН ведет ее от первого в России государственного гаража, созданного при дворе Николая II в 1906 году. Императорский гараж находился в Петрограде.
В начале 1917 года Собственный гараж Его Величества стал автобазой Временного правительства, а после Октябрьского переворота — автобазой Советского правительства. В ноябре 1917 года в автобазе было 46 машин.
Затем при гараже появилась школа шоферов. В Петрограде отстроили большое здание гаража, сохранившееся до сих пор (сейчас в нем музей экипажей). В гараже стояли такие автомобили, как «Роллс-Ройсы», «Мерседесы», русские модели — «Руссо-Балт» и «Лесснер», также, как и любимый автомобиль Николая II — французский «Делонэ-Белльвилль». Отбором машин для царских выездов руководил граф В. Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения – А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям.
В 1918 году гараж вместе с Советским правительством переехал в Москву. Автомобили, которые обслуживали Ленина и его ближайшее окружение, разместили в Кремле. Они и составили костяк Особого гаража, приказ о создании которого Ленин подписал 31 декабря 1920 года. Возглавил гараж Степан Гиль, личный шофер Ленина. Позже Особый гараж был переименован в Гараж особого назначения.
Старые царские автомобили, выпущенные в начале XX века, быстро выходили из строя. Поэтому в Англии была закуплена партия из 15 «роллс-ройсов». Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского.
После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов, причем, как Вы понимаете один миллион долларов в те времена было астрономической суммой, сам Роллс-Ройс стоил около пяти тысяч долларов в те времена.
В 1922 году «Гараж Особого Назначения» приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял П. Удалов – личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей, был «Воксхол»(ныне Opel в Великобритании по прежнему продается под брендом Vauxhaul) 1914 года производства – машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II. Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В «Гараже Особого Назначения» отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных «Паккардов», «Пирс Уроу», «Линкольнов», «Кадиллаков», «Роллс-Ройсов». Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель «Паккард Твелв». Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в cрочном порядке перекрасить ее в «государственный» черный.
Чешский писатель Гофмейстер стал однажды свидетелем выезда кремлевского кортежа, о чем оставил такое свидетельство: «Я еще никогда не видел такого скопления «Роллс-Ройсов», которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно «Роллс-Ройсы» нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…» Ответ на этот вопрос могли дать сотрудники ГОНа: дело в том, что каждая правительственная машина «Роллс-Ройс» была верхом совершенства и безопасности: по улицам города плыла воплощенная бронированная респектабельность.
В военные годы правительство обслуживали те же машины, что и раньше. Изменились маршруты: до войны кортежи двигались по одним и тем же улицам в назначенный срок, теперь, опасаясь вражеских диверсий, маршруты регулярно менялись и были известны узкому кругу лиц. Водители «Гаража Особого Назначения» прекрасно понимали, насколько сложная миссия возложена на них. Сотрудники «ГОНа» сопровождали Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году — Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской конференции.
После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей – началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога, так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: «Даймлеров», «Мерседес-Бенс» и «Хорьхи». К 1967 году заводом им. И.А. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две — седан и универсал. Хотя сотрудники «ГОНа» прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от «Линкольнов» до «Мерседесов».
Вот, как выглядел список машин верхушки СССР 40-50 гг.
Из протокола заседания Политбюро N61, особая папка, 1947 г.
О закреплении автомашин гаража Особого назначения
1. Закрепить за членами Политбюро и кандидатами в члены Политбюро ЦК ВКП(б), секретарями ЦК ВКП(б) и членами их семей следующие автомашины гаража Особого назначения (ГОН) Главного Управления Охраны МГБ СССР:
Тов. СТАЛИН И. В.— Б. (бронированный — журнал «Власть») Паккард, Б. Паккард, Татра
Тов. МОЛОТОВ В. М.— Б. Паккард, Крейслер, ЗИС-110
Тов. БЕРИЯ Л. П.— Б. Паккард, Мерседес, ЗИС-110
Тов. ЖДАНОВ А. А.— Б. Паккард, Паккард, ЗИС-110
Тов. МИКОЯН А. И.— Б. Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110
Тов. КАГАНОВИЧ Л. М.— Паккард, ЗИС-110, ЗИС-110 открытый
Тов. МАЛЕНКОВ Г. М.— Б. Паккард, Паккард открытый, ЗИС-110
Тов. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Н. А.— Кадиллак, ЗИС-110, ЗИС-110
Тов. ВОРОШИЛОВ К. Е.— Б. Паккард, Шевроле, Форд-8
Тов. АНДРЕЕВ А. А.— Б. Паккард, Шевроле, М-20 Победа
Тов. ШВЕРНИК Н. М.— Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. БУЛГАНИН Н. А.— Паккард, Кадиллак, М-20 Победа
Тов. КОСЫГИН А. Н.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. КУЗНЕЦОВ А. А.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. СУСЛОВ М. А.— Паккард, ЗИС-110, М-20 Победа
Тов. ПОПОВ Г. М.— Кадиллак, ЗИС-110, М-20 Победа
2. Закрепить автомашины за нижеуказанными лицами:
Тов. ПОСКРЕБЫШЕВ А. Н.— Кадиллак, Бьюик
Семья тов. ДЗЕРЖИНСКОГО — М-20 Победа
Семья тов. ЩЕРБАКОВА — Шевроле
Семья тов. КАЛИНИНА — Бьюик
Семья тов. ОРДЖОНИКИДЗЕ — Форд-8
3. Числить в резерве гаража Особого назначения Главного Управления Охраны Министерства Государственной Безопасности СССР следующие автомашины:
Б. Паккардов — 2 шт., Б. ЗИС-110 — 2, ЗИС-110 открытых — 2, ЗИС-110 закрытых — 6, Паккардов —1, Кадиллак — 1. Разрешить Главному Управлению Охраны МГБ СССР использовать резерв для замены закрепленных автомашин в случае их ремонта и для предоставления приезжающим членам Политбюро, кандидатам в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и секретарям ЦК ВКП(б).
В 70-е годы прошлого столетия в «Гараже Особого Назначения» произошли заметные перемены. Это связано с приходом в «ГОН» Э.С. Цыганкова – главного тренера сборной СССР по автоспорту. Профессионализм водителей Гаража был доведен до невиданных доселе высот. До сих пор «цыганковская школа» — это эталон надежности и качества.
В 1990-е годы в ГОНе появился пульман-лимузин на базе «мерседес W-140». Продолжал увеличиваться и парк ЗИЛов — на одну-две машины в год.
В настоящее время ГОН укомплектован автомобилями «мерседес», «шевроле», ЗИЛ. В почетном эскорте используются также мотоциклы БМВ и «Урал». Всего в ГОНе насчитывается чуть более ста автомобилей.
В российских и зарубежных силовых структурах очень высоко оценивают уровень подготовки кремлевских водителей, считая, что они являются профессионалами «наивысшего класса, готовыми к любым, самым неожиданным ситуациям».
Мнение экспертов подтверждаются жизнью. Один из примеров — случай, который произошел во время первого официального визита в Россию президента Югославии Воислава Коштуницы в конце октября 2000 года.
По дороге из аэропорта в Москву на пути следования кортежа со встречной полосы — прямо «в лоб» машине президента Югославии — выскочила потерявшая на мокром шоссе управление «легковушка». Водитель автомобиля сопровождения — офицер ГОНа — успел подставить свою машину под удар, причем сделал это аккуратно, «по касательной», благодаря чему все остались живы.
Кортеж Коштуницы, за исключением поврежденной машины охраны, проследовал в столицу без остановки.
В целом же, терроризм в отношении высших государственных лиц в России имеет глубокие корни. Поскольку персональное транспортное средство неотлучно от высшего государственного лица в его перемещениях по стране, то обычно оно — со времен императора Александра II — становится объектом покушения.
Покушения совершались на большинство руководителей Советского государства. Несколько попыток покушений было совершено на И. Сталина и В. Молотова. В 1969 году младший лейтенант Ильин пытался совершить покушение на Л. Брежнева, расстреляв из двух пистолетов машину, следующую в Кремль. В результате погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта. В 1990 году на Красной площади была совершена попытка покушения на М. Горбачева во время парада, несколькими годами позже майор Кислов вынашивал намерение зарезать ножом Ельцина.
В 1995 году традиционным для террористов способом — взрывом автомобиля, начиненного взрывчаткой и припаркованного вблизи машины намеченной жертвы, — пытались ликвидировать Э. Шеварднадзе, а также президента Македонии.
Перечень покушений только на американских президентов занял бы внушительное место. Кстати, Гитлеру довелось пережить около 300 покушений.
Кремлевские боярские палаты XVII века ныне заняты одной из самых элитных спецслужб — здесь находится Гараж особого назначения, ранее бывший подразделением 9-го управления КГБ, теперь — Федеральной службы охраны. Чтобы попасть сюда, нужно пройти всего каких-то несколько десятков метров от Боровицких ворот, однако на этом коротком пути три раза предъявить документы. Потому что здесь, в бывших царских конюшнях, следуя, видимо, исторической преемственности, находятся практически все автомобили первых лиц государства.
Так, например, гараж номер 10 всегда полуоткрыт. Это помещение для оперативных выездов. Напротив — мойка. Кремлевские автомобили моют только вручную и только женщины. Это традиция. По преданию, именно в помещении нынешней мойки была расстреляна Фанни Каплан.
В углу двора — помещение, оборудованное по последнему слову технической мысли Mercedes под склад запчастей. В противоположном углу — авторемонтные мастерские с диагностическим оборудованием от Mercedes. Во дворе стоят бронированные ЗИЛы, которые считают почти национальной гордостью: на Западе долго не могли додуматься строить машину вокруг бронированной капсулы, а в России бронирование с этого началось.
Сейчас же в ГОН преимущественно стоят Мерседесы, среди которых лидирует знаменитый 140-й кузов. Вообще, германский концерн представлен в Кремле S, E и G-классами. Автомобили G-класса переоборудованы для работы офицеров подразделения физической защиты: удлиненный кузов для увеличения внутреннего пространства (охранник с оружием не должен быть стеснен в движениях), форсированный двигатель, легко откидывающаяся для стрельбы задняя дверь» Что любопытно: комфортабельные в «гражданской» модификации Gelandewagen, как и другие автомобили, которые также используются для нужд выездной охраны (Chevrolet Suburban и Blazer, VW Caravelle, 600-й Mercedes и ЗИЛ-115 «скорпион»), внутри себя содержат маленькие жесткие и неудобные сиденья — охранник не должен расслабляться в пути. Из вышеприведенного перечня марок можно понять, что идеального автомобиля для выездной охраны не существует, и в каком именно автомобиле будет находиться охрана, каждый раз приходится решать, исходя из особенностей предстоящего мероприятия.
fishki.net