КОРДОВСКИЙ МЕРИДИАН | Наука и жизнь

В 929 году Абд ар-Рахман III принял титул халифа и провозгласил Кордову столицей халифата. На фото — внутренний вид Большой мечети в Кордове.

Благодаря развитию связей с арабским миром в Европе в Х веке появились новые музыкальные инструменты: турецкий бубен, волынка, древние виды скрипок, куранты и рог. На древней миниатюре — арабские всадники с музыкальными инструментами.

Авиценна (980-1037) оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук его времени. На миниатюре XIV века изображена медицинская школа в Салерно (Италия), где преподавали учение великого врача.

Открыть в полном размере

Сейчас модно рассуждать о противостоянии европейской цивилизации и исламского мира, о войне «севера» и «юга». Привычно противопоставляя развитый «север» отсталому «югу», мало кто вспоминает, что эта концепция принадлежит средневековому арабскому ученому Ибн Хальдуну, которого называют «первым социологом». У него, правда, были «север», «юг» и «посередине». Жители южных стран, считал Ибн Хальдун, не нуждаются в надежных жилищах и теплой одежде, пищу им дает сама природа, а потому у них нет стимула к развитию. Северяне, напротив, все силы тратят на постройку жилищ, изготовление одежды и добычу пищи — у них нет времени на создание духовных ценностей. И только в странах с умеренным климатом люди имеют и необходимость потрудиться, и время подумать. Не удивляйтесь, что араб так суров к южанам — Ибн Хальдун жил на севере Африки, в Тунисе.

Данте, провозвестник европейского Возрождения, в своей «Божественной комедии» не нашел места в христианском раю душам античных мудрецов, так как те не были крещены. Но и в ад отправить своих учителей не мог — поместил их в особой области, Лимбе. Древнегреческим и древнеримским ученым Данте дал в товарищи «толкователей нового знания», почти своих современников, мусульманских ученых Аверроэса и Авиценну. И недаром средневековая Европа знакомилась с трудами Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея и других по трактатам арабских и персидских ученых, раньше начавших изучать и переводить на арабский язык античное наследие. Таким образом они сохранили для последующих поколений многое из того, что позже погибло в пожарах библиотек.

*

Аверроэс — латинизированное имя Ибн Рушда (1126-1197), арабского философа и врача, прославившегося трактованием Аристотеля, за которое получил почетное прозвище Комментатора. В развитие идей Ибн Рушда в Европе возникло мощное философское течение — аверроизм, просуществовавшее до XVII века.

Родился Ибн Рушд в Кордове, в арабской Испании. Завоевав в VIII веке большую часть Пиренейского полуострова, арабы создали государство со столицей в Кордове. Уже через несколько десятилетий епископ Кордовы сетовал в своем письме, что христианские юноши читают стихи и сказки арабов, изучают сочинения мусульманских философов и богословов не для того, чтобы их опровергать, а чтобы научиться выражаться на арабском языке как следует, и многие сочиняют стихи на этом языке с большей красотой и искусством, чем сами арабы. Это объяснимо: до появления арабов светской литературы в Испании, как и в Европе вообще, практически не было.

Многие местные жители принимали ислам, другие, оставаясь христианами, воспринимали язык и культуру арабов. От жителей Пиренеев арабская лексика разошлась затем по другим языкам Европы. Например. Слова шуба, юбка, зипун и жупан, попавшие в русский из разных европейских языков, происходят от одного и того же арабского джубба — «верхняя одежда».

К X веку Кордовский халифат стал мощным государством с процветающей экономикой, беспримерно высокоразвитой культурой и удивительной для того времени веротерпимостью (относительной, конечно, — периодические религиозные «чистки» уносили тысячи жизней). Крестьяне не были прикреплены к земле, они арендовали землю у крупных землевладельцев и платили аренду деньгами. Строились ирригационные системы, начали культивироваться незнакомые ранее рис, хлопок и сахарный тростник, была выведена порода тонкорунных овец-мериносов. Торговлей и ремеслами богатели города. Благодаря активной внешней торговле монета арабской Испании ходила от Индии до Британии. Развивались науки и искусства. Привлеченные славой философов и историков, в Кордову, Севилью и Толедо приезжали студенты со всей Европы.

Литература впитывала влияния и Востока и Запада. Поэт Ибн Кузман, восприняв местные романские традиции, создал новые формы арабской поэзии, которые, в свою очередь, оказали влияние на творчество европейских трубадуров. Ибн Туфейль написал роман «Хайи ибн Якзан» о духовном развитии человека, попавшего на необитаемый остров. Мотивы этого романа, позже переведенного на европейские языки, просматриваются в «Робинзоне Крузо». Наследие поэта аль-Араби (его отец был другом Ибн Рушда) хорошо знакомо последователям суфизма.

Творили в арабской Испании и ученые евреи, писавшие на арабском и на иврите. Труды Моше бен Маймона, известного в Европе как Маймонид, во многом определили развитие католических философских школ. Трактат Ибн Гебироля (Авицеброна) «Источники жизни» сыграл значительную роль в воспитании Джордано Бруно.

После реконкисты («отвоевания») христианами Пиренеев для искоренения ислама и культурного наследия арабов в Испании была учреждена инквизиция.

*

Авиценной в Европе называли Ибн Сину (980-1037), родившегося близ Бухары в период расцвета средневековой персидской культуры, когда язык классической персидской литературы — дари был распространен на территории нынешних Ирана, Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и северо-западной Индии (сегодня дари является одним из двух государственных языков Афганистана). Наиболее известен Ибн Сина тем, что объединил и систематизировал знания греческой, римской, индийской и персидской медицины в «Каноне врачебной науки», который был основой обучения врачей и на Востоке и в Европе вплоть до XVII века (более пятисот лет!). Ему принадлежат также труды по философии, литературоведению, музыке, астрономии и математике.

Из средневековых персидских математиков мы чаще всего поминаем аль-Хорезми, сами того не ведая. От первых слов латинского перевода его трактата «Algorismi dicit» (аль-Хорезми говорит) произошло слово алгоритм (поначалу алгоризм). От оригинального названия этого трактата «Китаб аль-джебр валь-мукабала» произошло слово алгебра. В этом трактате алгебра впервые рассматривается как самостоятельная дисциплина («аль-джебр» — восстановление — название математического действия, переноса членов из одной части уравнения в другую с изменением знака). Трактат с похожим названием «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» написал и Омар Хайям, любимый нами за бесшабашные «вольнодумные» стихи. Современники, да и потомки знали его как серьезного ученого — математика, астронома и богослова. Славу поэта Хайям приобрел сначала на Западе, притом совсем недавно, в 1859 году, после перевода его стихов на английский язык Э. Фицджеральдом. Уже с Запада он признанным поэтом вернулся на Восток.

В средние века арабский язык в мусульманских странах был языком науки, как латынь в Европе. И трактаты персидских ученых также написаны на арабском языке. Поэтому иногда период с IX по XV век в истории математики называют «арабским». Потому же и наши цифры мы называем «арабскими», хотя они изобретены в Индии, но европейцы узнали о них из трактатов, написанных по-арабски.

Мусульманский богослов того времени писал: «Из увлекшихся математикой лишь немногие не сделались вероотступниками». Мало кто из упомянутых ученых избежал преследования религиозно озабоченных деятелей. От обвинений в ереси Ибн Хальдун бежал в Египет, Ибн Рушд — в Марокко. Ибн Сина после падения просвещенного царства Саманидов жизнь провел в скитаниях и окончил свои дни в Хамадане.

Достаточно обратиться к истории, чтобы убедиться в способности мусульманских культур сосуществовать и сотрудничать с другими. Развитию культуры препятствует лишь фундаментализм — исламский, христианский или любой другой, поскольку сами понятия «фундаментализм» и «развитие» несовместимы.


6. Кордовский халифат. Хасдай. Краткая история евреев

6. Кордовский халифат. Хасдай

Основанное арабами в Испании государство (711 г.) расширилось и достигло процветания в X веке. Оно занимало весь центр и юг Пиренейского полуострова, с большими городами: Кордова, Севилья, Толедо, Гренада. Небольшие христианские королевства уцелели только на севере, в Кастилии и Арагонии. Евреи жили среди дружественных им арабов, под покровительством царей, или «халифов», столицей которых была Кордова.

Наибольшего процветания достиг Кордовский халифат при халифах Абдуррахмане III и Альхакеме II (912–976 гг.). Абдуррахман занял видное место среди христианских и магометанских государей своего временион прославился как покровитель наук, поэзии и искусства. Торговля и промышленность процветали тогда в арабской Испании, в ее богатых многолюдных городах. В городе Кордове было около полумиллиона жителей магометанского, иудейского и христианского исповедания, свыше ста тысяч домов, множество мечетей и дворцов. В этом мирном, образованном обществе больше всего ценились не военные доблести, а достоинства ума. Ученый и поэт уважались в высших кругах более, чем блестящий воин. Сам халиф Альхакем был поэтом и любителем наук; он тратил много денег на приобретение редких и дорогих сочинений; в его библиотеке было собрано около четырехсот тысяч свитков рукописей.

Кордовская академия была тогда самой знаменитой в Европе. Ученые и писатели из арабов и евреев часто назначались на высокие государственные должности.

Одним из влиятельных государственных людей того времени был еврей Хасдай ибн-Шапрут (915–970 гг.). Сын знатного кордовского жителя, Хасдай получил хорошее образование, занимался языковедением и медициной, владел в совершенстве языками: еврейским, арабским и латинским. Вместе с тем он отличался практическим умом и умением управлять. Абдуррахман III обратил внимание на эти редкие способности Хасдая и назначил его своим советником, или министром, по иностранным делам. Все переговоры между кордовским халифом и иноземными государями или послами шля через Хасдая. Занимая высокое положение при дворе, еврейский сановник в то же время неустанно работал в пользу своих соплеменников. Он сделался начальником еврейских общин в Испании, чем-то вроде вавилонского экзиларха. Под его покровительством испанские евреи пользовались совершенным спокойствием и благосостоянием.

Когда в Кордову являлись послы из Византии и других государств Европы и Азии, Хасдай усердно расспрашивал их о положении евреев в их землях. Однажды послы из Персии ему сообщили ему, что где-то в далеких краях есть самостоятельное еврейское царство — Хазария, с царем-иудеем во главе, по имени Иосиф. Хасдай сначала не повермл радостному известию; он захотел узнать правду: действительно ли есть на земле место, где часть рассеянного, безземельного народа имеет свое собственное государство. После долгих исканий пути в неведомую Хазарию Хасдай отправил туда через Византию и Русь посла с письмом к хазарскому царю Иосифу, прося его написать всю правду о таинственном еврейском царстве. «Если бы я знал, — писал Хасдай, — что есть у нашего народа свое царство на земле, я оставил бы свое высокое положение, бросил бы свою семью и шел бы по горам и долинам, по суше и по морю, пока не пришел бы в то место, где живет господин мой, царь иудейский. Я увидел бы, как живет спокойно остаток Израиля, и тогда я излил бы свою душу в благодарностях Богу, который не отнял своего милосердия от бедного народа своего.

Ибо уже долгое время ожидает избавления наш народ, скитаясь из страны в страну. Лишенные чести, униженные в изгнании, мы ничего не можем отвечать говорящим нам: у каждого народа есть царство, а у вас нет на земле и следа царства». Спустя некоторое время Хасдай получил ответное письмо хазарского царя, или хагана, Иосифа (ок. 960 г.). Из этого письма он узнал, что Хазарское царство по происхождению не еврейское и что только правители и значительная часть народа исповедуют иудейскую веру. Царь Иосиф заканчивал свое письмо словами: «Наши взоры обращены к Богу, к мудрецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии… Да ускорит Бог обещанное освобождение Израиля, да соберет свой рассеянный народ еще при нашей жизни!». Через десять лет после получения послания царя Иосифа пришла печальная весть о падении Хазарского царства (5). Не суждено было Хасдаю переселиться в еврейское царство, а напротив: потомкам хазарских царей пришлось искать убежище в Испании.

Будучи сам ученым, Хасдай особенно покровительствовал представителям еврейской науки.

При нем была основана в Кордове высшая талмудическая школа.

Предание рассказывает об этом следующее. Один из четырех талмудистов, посланных тогда из Вавилонии для собирания денег в пользу сурской академии и попавших в плен к арабским морякам (ч. II, 72), был выкуплен из плена евреями Кордовы (955 г.). Имя этого ученого было Моисей бен-Ханох. Вавилонский талмудист, поселившийся в Кордове, сначала не обнаруживал своей учености; только случайно узнали об этом. Однажды он, в одежде бедного странника, явился в кордовскую синагогу. Местный раввин и судья, рабби Натан, читал талмудическую лекцию и объяснял слушателям один трудный законодательный вопрос. Моисей, скромно приютившийся у дверей, заметил, что раввин в одном месте запутался в своих объяснениях; он не мог удержаться и сделал Натану некоторые возражения. Присутствующие с изумлением слушали глубокомысленные замечания бедного странника и предложили ему еще целый ряд спорных вопросов, которые тот разрешил тут же с большим знанием дела.

Тогда рабби Натан, выйдя из школы, сказал своим слушателям: «Я не гожусь быть вашим раввином: это звание подобает тому бедно одетому страннику. Он — мой учитель, а я отныне его ученик. Изберите его раввином и судьею кордовской общины». Избранный кордовским раввином, Моисей занялся распространением талмудической науки среди испанских евреев. Он учредил в Кордове высшую школу, для которой привозились драгоценные списки Талмуда из Вавилонии. Эта школа вскоре приобрела такую славу, что туда устремилась масса любознательных юношей из городов Испании и соседней Африки. Все признали духовную власть рабби Моисея и подчинялись его законодательным решениям, как в прежнее время — решениям вавилонских гаонов.

Моисей носил титул не гаона, а раввина (от слова рабби, учитель), и этот титул утвердился среди европейских евреев.

Покровительством Хасдая пользовались также еврейские языковеды и грамматики. При нем жили в Кордове известные грамматики Менахем и Донаш. Оба занимались исследованием правил еврейского языка, но расходились в своих мнениях по этому предмету. Менахем написал первый словарь древнееврейского языка, под именем «Махберет», а Донаш написал разбор этой книги, где резко осмеял мнения своего противника и его объяснения библейских слов. Начался сильный спор между сторонниками двух ученых; Хасдай перешел на сторону Донаша и лишил бедного Менахема своей поддержки. — Из учеников Менахема особенно прославился грамматик Иегуда ибн-Хаюдж, впервые установивший правило, что корни библейских слов состоят обыкновенно из трех букв.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Когда был Кордовский халифат?

Когда был Кордовский халифат? Андалусом мавры называли все земли на Пиренейском полуострове, которые считали своими. Вначале это были области, признававшие власть багдадского халифа и подчинявшиеся его наместнику-эмиру, жившему в Кордове. Но при эмире Абдаррахмане I

Как распался Кордовский халифат?

Как распался Кордовский халифат? Предсказание последнего правителя Кордовы Альманзора сбылось по вине его сына Абдаррахмана.После кончины Альманзора халифом считался Хишам II (тот самый, что 33 года просидел во дворце-тюрьме), но на самом деле всем заправлял Абдаррахман. В

ГЛАВА 15. КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ ПОД ВЛАСТЬЮ АЛЬМАНЗОРА

ГЛАВА 15. КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ ПОД ВЛАСТЬЮ АЛЬМАНЗОРА Столкновения между мусульманами и христианами в Европе давно уже превратились в некую рутину, если так можно сказать о битвах, в которых проливается кровь и с той, и с другой стороны. Зимой войны затихали, летом

Глава 3 Арабский халифат

Глава 3 Арабский халифат Смерть пророка поставила перед руководителями арабов-мусульман нелегкую задачу: кто теперь будет их главой? Речь шла не только и не столько о религиозном вожде, сколько о правителе быстро растущего государства, хотя в представлении сподвижников

Халифат Омейядов (661–750)

Халифат Омейядов (661–750) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти, за создание основ сильной политической структуры, призванной эффективно управлять гигантским государством, состоявшим из весьма разнородных частей.

Откупившись от претензий на власть

Халифат Аббасидов (750–1258)

Халифат Аббасидов (750–1258) Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата – только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них

Халифат аббасидов

Халифат аббасидов Власть Омейядов пала в 750 г. вследствие восстания Абу-Муслима, поднятого в 747 г. в Мерве и распространившегося в Иране. К восстанию присоединились хариджиты и шииты. На гребне этого победоносного восстания, свергшего Омейядов (потомки лишившихся власти

«ТВИТТЕР» И ХАЛИФАТ

«ТВИТТЕР» И ХАЛИФАТ «Звон мечей» несколько раз выставлялся на YouTube (и столько же раз его оттуда удаляли) и на файлообменных сайтах, таких как archive. org и justpaste. it, а боевики и «фанаты» ИГИЛ усердно продвигали его в «Твиттере» и на «Фейсбуке». Это помогло не только максимально

Тюркский Халифат

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай — родник духа тюркского народа. И Средняя Азия — земля творцов, поэтов, ученых — наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

§ 44.1. Арабский халифат

§ 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи Арабские племена кочевников и земледельцев населяли территорию Аравийского полуострова с глубокой древности. На основе земледельческих цивилизаций на юге Аравии уже в I тыс. до н. э. возникли ранние

Тюркский Халифат

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были «обречены на триумф». Их питал Древний Алтай – родник духа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об исламе, поняли:

Тюркский Халифат

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были обречены на триумф. Их питал Древний Алтай – родник духа тюркского народа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

Испания | История, карта, флаг, население, валюта, климат и факты

флаг Испании

Аудиофайл: Государственный гимн Испании

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Педро Санчес
Капитал:
Мадрид
Население:
(оценка 2023 г. ) 47 900 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 0,912 евро
Глава государства:
Король: Фелипе VI

Просмотреть все факты и статистику →

Последние новости

19 апреля 2023 г., 20:59 по восточноевропейскому времени (AP)

Санчес в Испании предупреждает, что засуха стала серьезной национальной проблемой

Премьер-министр Испании Педро Санчес предупредил законодателей, что острая засуха, поразившая эту южную европейскую страну, останется одной из ее главных долгосрочных проблем

18 апреля 2023 г., 15:25 по восточноевропейскому времени (AP)

Соперничество между «Барселоной» и «Мадридом» обостряется

Дни здорового соперничества между «Барселоной» и «Реалом» прошли 10:20 по восточноевропейскому времени (AP)

Испанская Барселона столкнется с «чрезвычайной ситуацией» в сентябре

Власти засушливого северо-востока Испании предупредили, что Барселона и ее окрестности, где проживает около 6 миллионов человек, могут столкнуться с еще более жесткими ограничениями на использование воды в ближайшие месяцы

18 апреля 2023 г. , 9:22 по восточноевропейскому времени (AP)

Испания высвобождает дома из «плохих банков», чтобы облегчить жилищный кризис

17 апреля 2023 г., 3:25 по восточноевропейскому времени (AP)

Пожарные борются с первым крупным лесным пожаром во Франции в 2023 году Первый крупный лесной пожар во Франции 9 года0003

Испания , страна, расположенная на крайнем юго-западе Европы. Он занимает около 85 процентов Пиренейского полуострова, который делит со своим меньшим соседом Португалией.

Испания — легендарная страна каменных замков, заснеженных гор, огромных памятников и изысканных городов, которые сделали ее излюбленным местом для путешествий. Страна географически и культурно разнообразна. Его сердцем является Месета, широкое центральное плато в полумиле над уровнем моря. Большая часть региона традиционно отдана под разведение крупного рогатого скота и производство зерна; именно в этой сельской местности Дон Кихот Мигеля де Сервантеса наклонился к высоким ветряным мельницам, которые до сих пор усеивают пейзаж в нескольких местах. На северо-востоке страны расположены широкая долина реки Эбро, горный район Каталонии и холмистая прибрежная равнина Валенсии. На северо-западе находятся Кантабрийские горы, суровый хребет, в котором густо засаженные деревьями, залитые дождями долины чередуются с высокими вершинами. На юге находятся богатые цитрусовыми садами и орошаемые земли долины реки Гвадалквивир, прославленные в известных стихах испанских поэтов Федерико Гарсиа Лорки и Антонио Мачадо; над этой долиной возвышается заснеженная Сьерра-Невада. Южная часть страны представляет собой пустыню, продолжение Сахары, знакомое американцам по фильмам «спагетти-вестерн» 19-го века.60-х и начала 70-х. Окруженные пальмами, кустами розмарина и другой тропической растительностью юго-восточное побережье Средиземного моря и Балеарские острова обладают мягким климатом, привлекающим миллионы посетителей и пенсионеров, особенно из Северной Европы.

Сельская местность Испании причудлива, усеяна замками, акведуками и древними руинами, но ее города поразительно современны. Андалузская столица Севилья (Севилья) славится своей музыкальной культурой и традиционным народным укладом; каталонская столица Барселона с ее светской архитектурой и морской промышленностью; и национальная столица Мадрид за его извилистые улочки, музеи и книжные магазины, а также за круглосуточный образ жизни. Мадрид — крупнейший город Испании, а также ее финансовый и культурный центр, как это было на протяжении сотен лет.

Многочисленные и разнообразные культуры, вошедшие в состав Испании, — кастильцы, каталонцы, лузитанцы, галичане, баски, римляне, арабы, евреи, рома (цыгане) и другие народы — славятся своим разнообразием. кухни, обычаи и плодотворный вклад в мировое художественное наследие. Римские завоеватели страны оставили свой язык, дороги и памятники, в то время как многие из величайших правителей Римской империи были испанцами, среди них Траян, Адриан и Марк Аврелий. Мавры, которые правили частями Испании почти 800 лет, оставили в наследство прекрасную архитектуру, лирическую поэзию и науку; цыгане написали навязчивую музыку под названием the cante jondo (разновидность фламенко), которое, как писал Гарсиа Лорка, «приходит от далеких рас и пересекает кладбище лет и ветви иссохших ветров. Это происходит от первого рыдания и первого поцелуя». Даже вандалы, гунны и вестготы, пронесшиеся по Испании после падения Рима, помнят в словах и памятниках, что побудило Гарсиа Лорку заметить: «В Испании мертвые более живы, чем мертвые в любой другой стране мира. ».

Britannica Quiz

Какая страна больше по площади? Викторина

В 1492 году, когда последний из мавританских правителей был изгнан из Испании, корабли под командованием Христофора Колумба достигли Америки. В течение 300 лет после этого испанские исследователи и завоеватели путешествовали по миру, требуя огромных территорий для испанской короны, череды кастильских, арагонских, габсбургских и бурбонских правителей. На протяжении поколений Испания была, возможно, самой богатой страной в мире и, безусловно, самой обширной. С неуклонным разрушением его континентальной и заморской империи на протяжении 18 и 19 вв.Однако в XX веке Испания была почти забыта в мировых делах, за исключением трех лет, когда идеологически заряженная гражданская война в Испании (1936–1939 гг. ) поставила страну в центр мировой арены только для того, чтобы стать еще более замкнутой и замкнутой. в течение четырех десятилетий правления диктатора Франсиско Франко. После смерти Франко в 1975 году король Бурбонов Хуан Карлос вернулся на трон и установил конституционную монархию. С тех пор страной управляла череда избранных правительств, одни социалистические, другие консервативные, но все преданные демократии.

Земля

Испания граничит на западе с Португалией; на северо-востоке она граничит с Францией, от которой отделена крошечным княжеством Андорра и великой стеной Пиренейских гор. Единственная другая сухопутная граница Испании находится на крайнем юге с Гибралтаром, анклавом, который принадлежал Испании до 1713 года, когда он был передан Великобритании по Утрехтскому договору в конце войны за испанское наследство. В остальном страна ограничена водой: Средиземным морем на востоке и юго-востоке, Атлантическим океаном на северо-западе и юго-западе и Бискайским заливом (вход в Атлантический океан) на севере. Канарские (Канарские) острова в Атлантическом океане у северо-западной части материковой части Африки и Балеарские (Балеарские) острова в Средиземном море также являются частью Испании, как и Сеута и Мелилья, два небольших анклава в Северной Африке (северная часть Марокко). ), что Испания правила веками.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Рельеф

Испания занимает пять шестых Пиренейского полуострова, примерно четырехугольной юго-западной оконечности Европы, которая отделяет Средиземное море от Атлантического океана. Большая часть Испании представляет собой большое плато (Центральная Месета), разделенное горным хребтом Центральная Сьерра (Центральная Система), простирающимся с запада-юго-запада на восток-северо-восток. Несколько гор граничат с плато: Кантабрийские горы (Cordillera Cantábrica) на севере, Иберийские Кордильеры (Sistema Ibérico) на северо-востоке и востоке, Сьерра-Морена на юге и более низкие горы португальской границы и испанской Галисии на юге. северо-Запад. Пиренеи проходят по перешейку полуострова и образуют границу Испании с Францией. Есть две основные депрессии: река Эбро на северо-востоке и река Гвадалквивир на юго-западе. На юго-востоке Баэтические Кордильеры (Sistema Penibético) проходят параллельно побережью и сливаются с горами Иберийских Кордильер. Вдоль средиземноморского побережья расположены прибрежные равнины, некоторые с лагунами (например, Альбуфера, к югу от Валенсии). Расположенные в Средиземном море Балеарские острова являются незатопленной частью Баэтических Кордильер. Канарские острова в Атлантике имеют вулканическое происхождение и содержат самую высокую вершину на территории Испании, пик Тейде, высота которого достигает 12,19 м.8 футов (3718 метров) на острове Тенерифе.

В Испании находятся как одни из самых старых, так и одни из самых молодых скал Европы. Вся западная половина Иберии, за исключением крайнего юга, сложена древними (герцинскими) породами; геологи называют этот герцинский блок Центральной Месетой. Он представляет собой относительно устойчивую платформу, вокруг которой накапливались более молодые отложения, особенно на средиземноморской стороне. Со временем эти отложения были вытеснены крупными движениями земли в горные хребты. Срок meseta также используется географами и местной топонимией для обозначения доминирующей единицы рельефа центральной Иберии. В результате Центральная Месета, определяемая рельефом, по геологии подразделяется на кристаллический запад (граниты и гнейсы) и осадочный восток (в основном глины и известняки). Северная Центральная Месета, средняя высота которой составляет 2300 футов (700 метров), соответствует плато или плато Кастилии и Леона, хотя на самом деле это бассейн, окруженный горами и впадающий в реку Дору (Дуэро). . Южная Месета-Центральная (Месета Кастилия-Ла-Манча) находится примерно на 330 футов (100 метров) ниже. Однако его рельеф более разнообразен из-за сильных разломов и деформаций, вызванных вулканической активностью вокруг равнины Калатрава, и двух сложных речных систем (Гвадиана и Тежу), разделенных горами. Его южные равнины постепенно поднимаются к Сьерра-Морене. Юго-восточная сторона этого хребта почти вертикально опускается более чем на 3300 футов (1000 метров) к впадине Гвадалквивир. Северную и южную Месеты разделяют Центральные Сьерры, одна из выдающихся особенностей Пиренейского массива. Их самые высокие точки — пик Пеньялара на высоте 7,972 фута (2430 метров) и пик Альманзор на высоте 8 497 футов (2590 метров) возвышаются над равнинами центрального плато. Напротив, гранитные галисийские горы на северо-западном конце герцинского блока имеют среднюю высоту всего 1640 футов (500 метров), уменьшаясь к глубоко изрезанному (риа) побережью Атлантического океана.

Часть альпийской Европы, Пиренеи образуют массивную горную цепь, которая простирается от Средиземного моря до Бискайского залива на расстояние около 270 миль (430 км). Ареал включает ряд параллельных зон: центральную ось, линию промежуточных впадин и предпиренейскую область. Самые высокие пики, образованные из ядра древних кристаллических пород, находятся в центральных Пиренеях, особенно пик Ането высотой 11 168 футов (3404 метра), но вершины на западе, включая пик Ани высотой 8 213 футов (2503 метра), не гораздо ниже. Горы круто обрываются на северной стороне, но террасами спускаются к желобу реки Эбро на юге. Внешние зоны Пиренеев сложены осадочными породами. Рельеф почти горизонтальных осадочных толщ впадины Эбро в основном равнинный или плато, за исключением восточной оконечности, где река Эбро проникает в горы и достигает Средиземного моря.

Ряд сьерр, простирающихся с северо-запада на юго-восток, образует Иберийские Кордильеры, которые отделяют впадину Эбро от Месеты и достигают своей наивысшей точки с пиком Монкайо на высоте 7 588 футов (2 313 метров). На юго-востоке Иберийские Кордильеры соединяются с Баэтическими Кордильерами, что также является результатом движения альпийской земли. Несмотря на большую протяженность — более 500 миль (800 км) в длину и до 150 миль (240 км) в ширину — и с самой высокой вершиной полуострова Испании, пиком Мулхасен, высотой 11 421 фут (3481 метр), Баэтические хребты более фрагментированы и менее преградой, чем Пиренеи. На своих северных и северо-западных сторонах они примыкают к низменному и довольно плоскому бассейну Гвадалквивир, средняя высота которого составляет всего 426 футов (130 метров) на преимущественно глинистых пластах. В отличие от бассейна Эбро, впадина Гвадалквивир широко открыта морю на юго-западе, а ее дельта имеет обширную заболоченность (Лас-Марисмас).

Дренаж

Хотя некоторые утверждают, что «засушливость соперничает с гражданской войной как главное проклятие [исторической] Испании», на Пиренейском полуострове есть густая сеть рек, три из которых считаются одними из самых длинных в Европе: Тежу длиной 626 миль (1007 км), Эбро на 565 миль (909 км) и Дору на 556 миль (895 км). Длина Гвадианы и Гвадалквивира составляет 508 миль (818 км) и 408 миль (657 км) соответственно. Тежу, как Дору и Гвадиана, достигает Атлантического океана в Португалии. Фактически все крупные реки Испании, кроме Эбро, впадают в Атлантический океан. Гидрографическая сеть на средиземноморской стороне водораздела слабо развита по сравнению с атлантическими системами, отчасти потому, что попадает в наиболее засушливые в климатическом отношении районы Испании. Однако почти все иберийские реки имеют низкий годовой объем, неравномерный режим, глубокие долины и даже каньоны. Наводнение – это всегда потенциальная опасность. Короткие, быстрые потоки Галиции и Кантабрии, стекающие соответственно к северо-западному и северному побережьям, имеют лишь слабый или, самое большее, скромный летний минимум. Таким образом, преобладающий речной режим в Испании характеризуется продолжительной или очень продолжительной летней меженью. Таков режим всех основных артерий, впадающих в Месету, а также артерий Средиземноморского побережья, таких как Хукар и Сегура: например, с августа по сентябрь река Гвадиана обычно имеет менее одной десятой своего среднего значения. годовой сток. Только река Эбро имеет относительно постоянный и значительный сток—19081 кубический фут (540 кубических метров) в секунду в Тортосе — из-за таяния снега, а также осадков в высоких Пиренеях. Для сравнения, поток Дору составляет всего 5050 кубических футов (143 кубических метра) в секунду. Сток многих иберийских ручьев был искусственно уменьшен за счет забора воды для таких целей, как орошение. Подземный поток хорошо развит в известняковых районах.

Почвы

В Испании существует пять основных типов почв. Два из них широко распространены, но имеют ограниченную протяженность: аллювиальные почвы, встречающиеся в крупных долинах и прибрежных равнинах, и слаборазвитые или усеченные горные почвы. Бурые лесные почвы приурочены к влажной Галиции и Кантабрии. На кристаллических породах западной Месеты преобладают кислые южные буроземы (что приводит к ограничению выбора культур), а на известняковых и щелочных толщах восточной Месеты и вообще восточной Испании развиты серые, бурые или каштановые почвы. Засоленные почвы встречаются в бассейне Эбро и прибрежных низменностях. Калькреты (подпочвенные зональные корки [тоскас], обычно из затвердевшего карбоната кальция) особенно хорошо развиты в засушливых районах востока: Ла-Манча, Альмерия, Мурсия, Аликанте (Алакант) и Валенсия, а также Эбро и Лерида. (Лерида) бассейны.

Эрозия почвы в результате деградации растительности, от которой страдает Испания в течение как минимум последних 3000 лет, привела к образованию обширных бесплодных земель, сокращению почвенного покрова, аллювиации вниз по течению и, в последнее время, к заилению плотин и ирригационных сооружений. Особенно пострадали высокие районы центрального плато, а также южные и восточные районы Испании. Хотя происхождение некоторых впечатляющих бесплодных земель юго-востока Испании, таких как Гуадикс, может быть связано с климатическими условиями более раннего четвертичного периода (начиная 2,6 миллиона лет назад), одной из основных проблем современной Испании является угроза опустынивания, т.е. , обеднение аридных, полуаридных и даже некоторых влажных экосистем, вызванное совместным воздействием деятельности человека и засухи. Почти половина Испании поражена умеренно или сильно, особенно на засушливом востоке (Альмерия, Мурсия), а также на большей части субаридной Испании (бассейн Эбро). Правительство приняло политику лесонасаждения, но некоторые авторитетные лица считают, что естественное восстановление растительности принесет более быстрые и более долгосрочные выгоды.

Кордова, Падение – История Ислама

Падение Кордовы

Предоставлено профессором Назиром Ахмедом, доктором философии . Хотя Иерусалим действительно был центром Первого крестового похода, более широкий взгляд на это цивилизационное противостояние средневекового христианства и ислама должен включать события в Испании и Северной Африке. В то время как мусульмане удержали свои позиции в Западной Азии и вернули себе Иерусалим, средневековая Европа получила решающее преимущество в Испании и Португалии. Эта утрата оказала глубокое влияние на последующее развитие мировой истории.

При Омейядском Халифате Кордовы (929-1032) Испания стала культурным, урбанизированным обществом и была мировым лидером в развитии искусства, науки и культуры. Урбанизация привела к потере тех самых качеств — мужества, мужества, энергии, духовности, лидерства и солидарности, которые помогли ей выжить и процветать против христианских угроз с севера. Наступил упадок, и Кордовский халифат Омейядов распался в 1032 году. сигнал христианским крестоносцам расширить свои операции на юг. За этим последовала схватка, и в этой мешанине Толедо, древняя вестготская столица Испании, пал перед Альфонсо VI Кастильским в 1085 году. 0003

Ключ к Андалусии лежит в Северной Африке. Мусульманская Испания продолжала извлекать выгоду из последовательных реформистских движений в Магрибе и притока новой крови через берберов и славянских (мамлюкских) телохранителей. В 11 -м веке Мурабитунская революция прокатилась по северо-западу Африки и распространилась на Андалузский полуостров. Затем последовала интервенция Мурабитуна в Испанию. При Юсуфе бин Ташфине мусульмане вернули себе большую территорию и восстановили свою власть над большей частью Андалуса. Однако события в Северной Африке снова сильно повлияли на Испанию. После потери Иерусалима во время Первого крестового похода (109 г.9) в Магрибе возникли новые реформистские движения. Аль-Мухаддиты вытеснили Мурабитун в течение десятилетия 1130–1140 годов и обосновались в Северной Африке. Волнения в Магрибе были сигналом для крестоносцев. Папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1145-1146) с трехсторонним военным ударом против Дамаска в Сирии, Триполи в Северной Африке и Андалусии в Европе. Дамаск и Триполи удерживались, но Лиссабон (араб. Хишбуна) пал, и крестоносцы захватили север Португалии в 1145 г.

Аль-Мухаддис удерживал христиан в страхе пятьдесят лет. После повторного захвата Иерусалима Салахуддином (1187 г.) в мусульманском мире произошел всплеск военной уверенности и сплоченности. На востоке Мухаммед Гори захватил Дели в 1192 году. На западе Аль-Мухаддиты нанесли сокрушительное поражение крестоносцам в битве при Аларкосе в 1196 году. Однако это единство длилось недолго. Вскоре после битвы при Аларкосе Северную Африку охватили новые конвульсии. В первое десятилетие 13 -й век, мелкие эмираты вытеснили Аль-Мухаддис на юге Марокко. В результате Аль-Мухаддиты лишились снабжения людьми и материалами из внутренних районов Африки. Христиане ждали именно такой возможности. В 1212 году объединенные армии Леона, Кастилии, Португалии и Арагона, усиленные крестоносцами из Франции и Германии, одержали решающую победу над Аль-Мухаддисом в битве при Лас-Новас-де-Толоса.

Ситуация в Азии также ухудшилась. Чингисхан опустошил Среднюю Азию и регион Персии (1219 г.-1222) и сам Багдад оказался под угрозой. Разрушение основных городов Азии означало значительное ослабление военных возможностей мусульман и их способности помогать друг другу. Почувствовав историческую возможность, христианские державы открыто стремились к союзу с монголами против мусульман. Были сделаны представления монгольскому хану Куюку о таком союзе. Джон де Плано Карпини, францисканец, достиг монгольской столицы Коракорум в 1245 году и вернулся с обещаниями военной помощи. Пока Чингисхан опустошал Самарканд и Бухару, немецкая армия вторглась в Египет (1218-1221). Таким образом, мусульманский мир столкнулся с двусторонним вторжением со стороны монголо-крестоносцев. Натиск был тотальным, с явным намерением захватить мусульманские земли и искоренить ислам.

После битвы при Лас-Новас-де-Толоса политическая власть мусульман в Андалусе быстро пошла на убыль. Двойной молот монгольских опустошений и вторжений крестоносцев сказался на мусульманском мире. Никакой помощи с востока, чтобы уменьшить растущее давление крестоносцев, не последовало. К 1230 году монгольские всадники въехали в восточную Анатолию и стучали в ворота Дели. В Испании политический распад привел к тому, что местные эмиры стремились заключить союз с христианскими державами друг против друга. Крестоносцы были слишком готовы оказать военную помощь в обмен на военное сотрудничество против других мусульманских принцев. Княжества Кастилия, Арагон и Португалия разделили то, что осталось от мусульманской Испании, для нападения и подчинения. Валенсия была взята в 1200 году. Балеарские острова в западной части Средиземного моря пали в 1230 году. Южная Португалия была потеряна в 1231 году. Кордова, резиденция халифата Омейядов, пала в 1236 году. остался в руках Ибн Ахмара, принца племени насиридов из Сарагосы, которому удалось сохранить свои владения, только став вассалом Кастилии.

Чтобы понять всю степень ущерба, нанесенного исламскому миру, нужно сопоставить события в Испании с событиями в Азии. Между 1219 и 1260 годами мусульмане потеряли более половины своих владений. Были разорены земли, которые сегодня составляют государства Казахстан, Киргистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Синьцзян, Персия, Афганистан, западный Пакистан, Турция, Ирак, Кувейт, Сирия, Грузия, Россия и Кавказ. Испания была оккупирована. Были разрушены Самарканд, Бухара, Герат, Газна, Исфахан и Багдад. Крестоносцы заключили геополитический союз с монголами с общепризнанным намерением уничтожить ислам. К 1260 году объединенные армии монголов, крестоносцев и армян стояли у ворот Иерусалима, и перед ними были только Египет и Хиджаз. Час действительно был темный.

Хотя потеря Испании стала трагедией для мусульман, она принесла огромную пользу христианам. Именно через Испанию и Сицилию в Европу передавалось исламское знание, которое усвоило и дополнило мудрость Греции, Индии и древней Персии. Можно наметить интеллектуальную трансформацию Европы после падения Толедо (1085 г.). В 1126 году архиепископ Раймунд основал в Толедо Школу переводов. В 1132 году Роджер II пригласил мусульманских ученых на Сицилию. Знаменитый географ аль Идриси работал при сицилийском дворе. В 1150 году был основан Парижский университет, а в 1167 году — Оксфордский университет. Кембридж последовал за ним в 1200 году. В 1204 году был завершен Шартрский собор во Франции. В 1215 году был основан Саламанкский университет. В 1258 году Роджер Бэкон преподавал в Оксфорде. Таким образом, знания, взращенные в Багдаде, Каире и Самарканде, передавались в христианскую Европу через Толедо и Палермо.

Потеря Андалузского полуострова стала важной вехой в мировой истории. До изгнания мусульман в 1492 году Европа была заперта с юго-запада. Завоевание Испании и Португалии высвободило энергию Европы, и теперь она была готова выйти в Атлантику. За голубыми водами бескрайнего океана лежали золотые берега Африки, путь в Америку и богатства Индийского океана. Утрата Андалусии отразилась на веках в открытии Америки европейцами, работорговле из Западной Африки и колонизации Азии.