ВЗГЛЯД / Как старый советский флот усилит ВМФ России :: Общество
Основу современного ВМФ России по-прежнему составляют корабли, построенные еще во времена СССР. Многие из них должны быть списаны уже в ближайшие годы – однако прямо сейчас обсуждается программа обновления этих платформ. Какой именно должна быть эта модернизация и почему она критически важна для российского Военно-морского флота?
Появились сообщения о том, что большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов» проекта 1155 после модернизации получит расширенные возможности – по сравнению с ранее модернизированным БПК «Маршал Шапошников» того же проекта. Тем самым поднят важнейший вопрос: как и с какой целью необходимо (и необходимо ли) модернизировать современному ВМФ России доставшиеся еще от СССР корабли.
Необходимость модернизации
Экономический коллапс, последовавший за крахом СССР, привел к беспримерному по масштабам сокращению надводных сил отечественного Военно-морского флота.
Угрозы эти сегодня описываются простым словом – «война». Флоту уже пришлось немного (именно так) повоевать в рамках идущей на Украине СВО. Впереди, возможно, и по-настоящему тяжелые испытания. А значит, корабли к ним необходимо готовить, в том числе в части повышения их боевых возможностей. К сожалению, с этим серьезно опоздали. Получи своевременную модернизацию ракетный крейсер «Москва», возможно, этот корабль до сих пор был бы в строю.
В свое время ВМФ мог бы получить серию удачных многоцелевых кораблей путем модернизации советских эсминцев проекта 956. Примером такой модернизации является судьба эсминцев данного проекта, поставленных в Китай в девяностых годах.
ВМФ России, однако, сберечь эти корабли не смог. Из 17 построенных единиц в боевом составе сегодня числятся два корабля со старым составом оружия и радиоэлектронного вооружения, причем с неясными перспективами.
Другое дело – большие противолодочные корабли проекта 1155. Эти корабли флоту удалось сберечь. Они на данный момент остались единственными кандидатами на массовую модернизацию. Других кораблей, способных воевать в открытом океане и имеющихся в значимых количествах, у страны просто не было.
Да и корабли хорошие. Мощнейший и эффективный даже сегодня гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином», два противолодочных вертолета, противолодочные ракеты в количестве восьми единиц, способные поразить подлодку в десятках километрах от корабля, торпеды для атаки подлодок на меньших дистанциях, для атак «в упор» – реактивные бомбометы.
Но, увы, одновременно – скромная по возможностям ПВО. Комплекс «Кинжал» (не путать с авиационной ракетой) был и остается сверхэффективен на относительно небольших дистанциях, но уже в нескольких десятках километров авиация может свободно выходить на рубежи пуска своих ракет по кораблю, сбивать самолеты противника нечем.
Есть две 100-мм артиллерийских установки, и хороших установки. Но все-таки ни по дальности стрельбы, ни по мощи снаряда они с западными 127-мм пушками, обычными для ВМС США или, например, Японии, не сравнятся. Атаковать надводные корабли с дистанции, превышающей дальность пуска зенитной ракеты, кроме артиллерии фактически нечем. Противолодочные ракеты для атаки надводных целей пригодны очень ограниченно и на небольшую дальность.
Предполагалось в ходе модернизации увеличить боевые возможности этих кораблей, сделав их из специализированных противолодочных многоцелевыми (хоть и с оговорками). И первым модернизированным стал «Маршал Шапошников», переклассифицированный из БПК во фрегат.
Теория и практика
Модернизация «Шапошникова» хорошо показывает, с какими трудностями может столкнуться подобный проект. С одной стороны, корабль получил ракетный комплекс «Уран» для атаки надводных целей, две универсальных пусковых установки вертикального пуска ракет 3С14, с помощью которых он сможет применять все виды современного ракетного оружия – от «Калибров» до «Цирконов». Обновлены и радиолокаторы.
С другой – корабль не получил комплекс «Пакет-НК» и не может защищаться от торпед. Торпедное оружие у него осталось старым – и поражать подводные лодки торпедами он почти не может.
Состав наступательного ракетного оружия для такого корабля откровенно слаб: 16 противокорабельных ракет и столько же ракет различного типа в вертикальных пусковых установках, всего 32. Для сравнения: близкие по водоизмещению американские эсминцы типа «Спрюэнс» получили по итогам модернизации в 1980-х годах 61 ракетную ячейку плюсом к имевшейся и так восьмерке ПКР «Гарпун».
ПВО осталась такой же слабой. Вместо одной оставшейся артиллерийской установки АК-100 поставили новую АК-190 того же калибра. Но тогда надо было и радиолокационную станцию управления огнем артиллерии менять на современную «Пуму», как на новых кораблях. Этого не было сделано.
Таким образом, первый «блин» в процессе превращения старого БПК в многоцелевой фрегат, увы, получился комом. Модернизация вышла неполноценная, хотя и очень длительная и дорогая. Этот корабль мог бы быть намного мощнее за почти те же деньги.
Неудивительно, что «Виноградов» обещают сделать мощнее.
Как минимум корабль должен получить комплекс «Пакет-НК» с увеличенным числом готовых к пуску антиторпед и торпед. Есть возможность удвоить количество ПКР «Уран» на борту. К новой артиллерийской установке должна прилагаться РЛС управления огнем, обеспечивающая точное наведение («Пума»). Нужна боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Сигма» и возможность автоматизированного обмена данными с другими кораблями.
Будет ли это сделано? Информация о будущей модернизации ходит разная. Все это не сделает модернизацию сильно дороже, потому что главную стоимость у таких не новых кораблей создает их ремонт.
Пропущенные ремонты, кабель-трассы и срок службы
Главная проблема на пути модернизации кораблей советской постройки – это их состояние и возраст. Во-первых, долгое время они не получали своевременных ремонтов. А между тем масса корабельных систем может быть отремонтирована за разумную стоимость только вовремя, пока износ не достиг критических значений. А без ремонта установка нового оборудования и систем в корпус корабля зачастую невозможна. Ремонт же, выполняемый после истечения всех его назначенных сроков, оказывается очень дорогим.
Второй проблемой является возраст в принципе. Корабль имеет огромное количество электрооборудования, информационных и управляющих систем, соединенных кабель-трассами. Срок службы и данных систем, и кабель-трасс конечен, а полная замена по цене сопоставима с постройкой нового корабля.
Фактически сейчас про любой корабль советской постройки (кроме почти полностью перестроенного тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов») можно сказать, что хоть с модернизацией, хоть без нее, а десять, максимум пятнадцать лет – и ему идти «на иголки». Магистральные кабель-трассы практически не менялись, а их полная замена очень сложна и дорогостояща.
Теоретически можно просто взять и «построить новый корабль в старом корпусе» – вырезать все старое, включая кабель-трассы, установить и проложить все новое. Примерно так поступили с тяжелым атомным ракетным крейсером «Адмирал Нахимов». Но цена «Нахимова» (который действительно станет очень мощным кораблем) оказалась запредельной.
По этой причине во флоте есть сильная оппозиция тому, чтобы модернизировать советские корабли. Противники модернизации считают, что через десять лет корабли в любом случае придется списывать, а новые дорогие системы, которые на них будут установлены, пойдут в лом. Либо корабль должен буквально стать золотым, как «Нахимов».
Выбор без выбора
На первый взгляд, противники модернизации не так уж и не правы. Однако есть ли выбор? С 2000 года в состав ВМФ РФ вошло только пять фрегатов, шестой на испытаниях, еще один спустят на воду в следующем году.
Между тем обстановка в мире накаляется. Возможно, появится необходимость воевать не только в степях Украины, но и на морях, причем это может произойти уже завтра.
России потребуется максимум усилий, чтобы иметь надводные силы, способные прикрыть развертывание морских стратегических ядерных сил. Создать их за счет только лишь новых кораблей сегодня не получается. Нужно экстренно возвращать боеспособность почти всем кораблям нашего флота. Модернизация безальтернативна, потому что без нее флот в принципе останется без кораблей. И произойдет это очень скоро.
Однако модернизация должна быть сделана грамотно, затрагивая проблемные вопросы боевой эффективности кораблей и возможностей их эксплуатации. Важно ограничить модернизацию корабельными системами, повышение боевой эффективности которых критично для выполнения текущих боевых задач в условиях имеющихся именно сейчас угроз. Иначе говоря, модернизация должна быть целевой, а не «модернизацией вообще». Такой подход, помимо повышения боеспособности ВМФ, позволит еще дополнительно сэкономить.
Существует масса технических решений, позволяющих снизить затраты на модернизацию.
Например, контейнерные гидроакустические станции, которые могут быть быстро смонтированы на любом корабле или судне, наклонные пусковые установки для противокорабельных ракет (например «Оникса»), под монтаж которых нужны минимальные по объемам корпусные работы, и другие бюджетные решения, в том числе в области электроники. И эти работы полностью оправданы на старых кораблях, так как позволяют и боевые свойства им увеличить, и обойтись без глобальной и очень дорогой перестройки корабля, которому, условно, через десять лет идти на слом.
Что до «пойдут на слом с новым оборудованием», то здесь необходимо использовать западный опыт и разрешить использование комплектующих от списанных кораблей на новых корпусах. Так много кто делает, да и у нас первые три атомные подлодки проекта 955 «Борей» были построены из прочных корпусов, взятых от разобранных подлодок.
Для ВМФ РФ наступает эпоха, когда на счету будет каждая единица. Модернизация кораблей советской постройки в этих условиях получает для российских Вооруженных сил первостепенную важность.
чем уникальны модернизированные противолодочные корабли ВМФ — РТ на русском
Короткая ссылка
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
Впервые после модернизации фрегат проекта 1155 «Маршал Шапошников» провёл стрельбы из нового оружия, сообщает Минобороны РФ. На полигоне в Японском море были испытаны артиллерийские установки и торпедный комплекс. Ключевая особенность судна теперь заключается в мощном современном ударном вооружении. Как предполагается, на очереди аналогичная, по сути, перестройка другой платформы Тихоокеанского флота — «Адмирала Виноградова». Эксперты отмечают, что модернизация кораблей проекта 1155 «своевременна и полезна» для ВМФ.
Фрегат Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников» после модернизации начал испытывать новые образцы оружия, сообщает Отдел информационного обеспечения Приморского региона (Владивосток) МО РФ. В частности, корабль провёл стрельбы из артиллерийских установок А-190 и АК-630. Также было проверено торпедное вооружение.
«На нынешнем этапе экипаж совместно с представителями промышленности приступил к испытанию новых образцов оружия, установленных на фрегате. В заливе Петра Великого (Японское море. — RT) впервые проведён комплекс артиллерийских стрельб по воздушным и морским целям», — говорится на сайте Минобороны РФ.
«Более мощная боевая единица»
Работы по обновлению «Маршала Шапошникова» проводились на мощностях АО «Центр судоремонта «Дальзавод» (Владивосток). По данным военного ведомства, на судне был «выполнен ремонт донно-забортной арматуры, заменена часть корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование и установлены современные комплексы ударного ракетного оружия».
Как отмечают на «Дальзаводе», глубокая модернизация «Маршала Шапошникова» привела к изменению облика корабля и позволила продлить срок его эксплуатации.
«Проект такого масштаба впервые реализуется в России… После глубокой модернизации в АО «Центр судоремонта «Дальзавод» корабль («Маршал Шапошников») станет фрегатом и будет представлять собой более мощную боевую единицу», — говорится на сайте предприятия.
- Модернизированный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников»
- РИА Новости
- © Пресс-служба Минобороны РФ
Помимо нового ракетного и артиллерийского вооружения, на «Маршале Шапошникове» были установлены более совершенные вспомогательные механизмы, силовой агрегат, рулевое устройство, средства связи, обнаружения и навигации.
Из информации, представленной на стенде «Дальзавода», следует, что «Маршал Шапошников» получил достаточно мощное радиоэлектронное вооружение. Оно включает несколько радиолокационных станций (РЛС), боевую информационно-управляющую систему «Сигма», средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ТК-25, систему обработки радиолокационной информации СОИ 5П-30П, комплекс посадки вертолётов «Тюльпан-В1», универсальную систему управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира».
Также по теме
«Задачи по захвату плацдармов»: как новейший десантный корабль «Пётр Моргунов» усилит ВМФ России
Военно-морскому флоту РФ передали большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. Торжественная церемония прошла на…
Однако главной особенностью обновлённого «Маршала Шапошникова» стал универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), который позволяет проводить пуски «Калибров», «Ониксов», гиперзвуковых «Цирконов» и противолодочных управляемых ракет комплекса «Ответ».
Как отметили эксперты, дальневосточные специалисты фактически трансформировали «Маршала Шапошникова» из большого противолодочного корабля (БПК) в многофункциональный фрегат с современным ракетно-артиллерийским вооружением.
В частности, «Маршал Шапошников» получил возможность применять крылатые ракеты.
Второй по счёту корабль проекта 1155, который может подвергнуться перевоплощению из БПК во фрегат, — это БПК «Адмирал Виноградов», также несущий службу на Тихоокеанском флоте.
По информации «Известий», в результате глубокой модернизации «Адмирал Виноградов» должен получить вооружение ещё мощнее, чем установлено на «Маршале Шапошникове».
В частности, на палубе корабля может появиться зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-М». Данное средство ПВО оснащено двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками ГШ-6-30 и восемью ракетными установками. Такой арсенал позволяет бороться со всеми типами воздушных целей на дальности до 20 км и на высоте до 15 км.
Основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает целесообразной установку «Панцирь-М» на корабли ВМФ. По его словам, комплекс существенно повышает возможности противовоздушной обороны военно-морских платформ России. Сейчас «Панцирь-М» устанавливается на малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», а в будущем им планируется оснащать фрегаты проекта 22350.
«Панцирь-М» — это модификация одноимённого сухопутного комплекса, который получил успешное боевое крещение в Сирии. Насколько я понимаю, корабельная версия впитала лучшее от него. Главное достоинство семейства «Панцирь» заключается в способности вести огонь как зенитным, так и пушечным вооружением», — пояснил Корнев RT.
- ЗРАК «Панцирь-М»
- РИА Новости
- © Александр Гальперин
Из данных, представленных в сентябре на информационном стенде «Дальзавода», следует, что в результате модернизации на «Адмирале Виноградове» могут быть установлены малогабаритный торпедный комплекс «Пакет», многоканальный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», РЛС «Минерал», «Пума», «Позитив» и «Фуркэ» с системой обработки информации.
Как ожидают на предприятии, «Адмирал Виноградов» получит возможность применения гиперзвуковых ракет, в два раза больший боекомплект противокорабельных боеприпасов, а с установкой «Пакета» будет улучшена противоторпедная защита судна.
Согласно подсчётам инженеров, с новым арсеналом боевой потенциал «Адмирала Виноградова» увеличится в два раза по сравнению с нынешнем уровнем.
Возможность использования вертолётов
По данным источников российских СМИ, радикальное обновление может ожидать и другие большие противолодочные корабли проекта 1155. В числе ближайших «претендентов» называются «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Левченко».
Также по теме
«Дополняют систему безопасности флота»: какими возможностями обладают водолазные катера РВК-1264 и «Александр Шеремет»
На Камчатке подняли флаги на новейших рейдовых водолазных катерах Тихоокеанского флота РВК-1264 и «Александр Шеремет». Суда могут…
Эти корабли были построены в 1980-е годы и нуждаются, как полагают эксперты, в радикальном обновлении. Трансформация военно-морских платформ в многофункциональные фрегаты — наиболее оптимальный сценарий модернизации и продления срока службы, говорят аналитики.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский также считает, что модернизация кораблей проекта 1155 «своевременна и полезна» для российского флота. По его словам, водоизмещение и габариты БПК позволяют установить широкий спектр новых вооружений.
«Проект 1155 оказался очень удачным. Главная энергетическая установка обеспечивает вполне высокую скорость хода — порядка 30 узлов (55,56 км/ч). Кроме того, у проекта 1155 большая автономность. Но вооружение этих кораблей действительно необходимо поменять, что, собственно, и удалось сделать на «Маршале Шапошникове», — сказал Мураховский.
- Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов»
- РИА Новости
- © Виталий Аньков
Эксперт обратил внимание на важное преимущество модернизированного корабля проекта 1155, а именно — на возможность использования вертолётов. Как считает Мураховский, винтокрылые машины необходимы ракетным комплексам фрегата для загоризонтного целеуказания.
«На сегодняшний день сложно сказать, какое количество кораблей проекта 1155 будет обновлено. Но если удастся модернизировать ещё несколько единиц, то это будет хорошим подспорьем для нашего Военно-морского флота, поскольку мы за относительно небольшие деньги получим мощные корабли океанской зоны», — подытожил Мураховский.
ВМФ России Военная техника Высокие технологии Завод Инновации Корабль Минобороны Модернизация Море Новые технологии Оборона Предприятие Промышленность Ракета Тихоокеанский флот Флот Видео Оружие
Варианты модернизации БПК проекта 1155.

Ремонтные работы по техническому состоянию большого противолодочного корабля ТОФ «Маршал Шапошников» проекта 1155 (заводской № 114) с продлением межремонтных сроков и выполнением отдельные работы по модернизации, проводимые ОАО «Центр судоремонта (ЦСР) «Дальзавод» во Владивостоке, вступают в активную фазу.
С одной стороны, наконец, спустя почти год после заключения госконтракта (1 апреля 2015 г.), на БПК «Маршал Шапошников» Начался доковый ремонт — 30 марта 2016 года на Военно-морском форуме авиабазы появилось фото БПК, доставленного в сухой док Дальзавода.
Так, уже 31 июля 2015 года был подписан договор с Конструкторским бюро машиностроения, входящим в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Предметом договора является поставка комплекта из двух изделий 3С-24 на сумму 47 млн руб. По известным данным, 3С-24 (она же КТ-184) является пусковой установкой корабельного ракетного комплекса 3К24 «Уран» с противокорабельными ракетами Х-35 (3М24). Срок изготовления агрегатов установлен в 18 месяцев. Ранее о планах установки «Уранов» на БПК проекта 1155 не сообщалось.
28 мая 2015 года заключен договор с Владивостокским ОАО «Изумруд» (входит в состав ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат») на поставку изделия МР-123-02/3. Универсальная система управления огнем для корабельная артиллерия МР-123-02/3 «Багира» предназначена для управления стрельбой корабельной зенитной артиллерии калибра 30-100 мм и неуправляемым ракетным вооружением калибра 122, 140 мм по воздушным целям, в том числе противокорабельным и противотанковым. -радиолокационные ракеты, при самообороне корабля от средств воздушного нападения, по морским и береговым целям для обеспечения огневой поддержки десанта и поражения береговых объектов в глубине обороны в условиях применения активных и пассивных радиолокационных и оптико- радиоэлектронных помех.Полная версия СУО МР-123-02/3 включает радиолокационный и оптико-электронный каналы.Стоимость СУО 165,3 млн руб., срок поставки до конца 2016 г.
23 декабря 2015 г. подписан договор с ЗАО ПКБ РИО (г. Санкт-Петербург) на поставку комплекса автоматизированной связи Р-779-28 и комплекса глобальной связи морской системы связи при бедствии ГМССБ. Стоимость договора 422,786 млн рублей, срок договора 12 месяцев.
В дополнение к ранее заключенным договорам с АО «НПП «Салют» на поставку РЛС общего обнаружения МП-710 и 5П-30Н2 на сумму свыше 9 руб.80 млн, 2 февраля 2016 г. заключен очередной контракт на поставку системы обработки радиолокационной информации 5П-30П… Цена контракта 122 млн руб., срок действия — до конца 2016 г.
Кроме того, в 2015 году заключен договор с АО «Таганрогский НИИ связи» на поставку комплекса ТК-25-2 ценой 280,6 млн руб. и срок 16 месяцев. По данным Концерна «Радиоэлектронные технологии», в состав которого входит ТНИИС, корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25 предназначен для обеспечения радиоэлектронной защиты объекта от радиоуправляемых бортовых и корабельных средств путем создания активных помех с шириной спектра от 64 до 2000 МГц, а также импульсное дезинформирование и имитация помех с использованием сигналов-репликантов. Комплекс способен одновременно анализировать до 256 целей.
ВМФ России запустил масштабную программу модернизации основных «рабочих лошадок» надводных сил — больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Удалой». Не менее пяти БПК получат пусковые установки крылатых ракет «Калибр» и оборудование для их наведения. Они смогут наносить удары по береговым объектам и флоту противника с большой дистанции. До сих пор эти корабли не имели ни противокорабельных средств, ни дальнобойных средств ПВО — поэтому и получили от моряков прозвище «голуби мира». По мнению экспертов, фрегаты еще советской постройки превратятся в современные ударные корабли.
Как сообщили «Известиям» в главкомате ВМФ, работы по большим противолодочным кораблям проекта 1155 уже начались. Продолжается установка комплекса «Калибр» на БПК «Адмирал Шапошников». До 2022 года пять БПК Северного и Тихоокеанского флотов пройдут ремонт и модернизацию. В ходе модернизации также будет рассмотрена возможность оснащения их перспективными противокорабельными ракетами «Оникс».
Фрегаты проекта 1155, построенные еще в 80-е годы, оказались технически совершенными и неприхотливыми, поэтому до сих пор составляют основу надводных сил океана. Но до недавнего времени эти корабли были оснащены только 100-мм пушками и ракетами-торпедами Blizzard.
Первые сообщения о планах модернизации проекта 1155 появились еще в 2013 году. Тогда «Известия» писали, что БПК может быть оснащен новыми артустановками А-192, ракетами «Калибр» и ЗРК на базе С-400. Однако такое перевооружение требует серьезной и длительной переделки, а корабли такого класса нужны флоту уже сейчас. Поэтому выбор был сделан в пользу «облегченного» варианта модернизации.
После ремонта и модернизации корабли получат ударные возможности, станут более универсальными и будут служить флоту еще как минимум 10-15 лет, считает военный историк Дмитрий Болтенков. По его словам, БПК проекта 1155 сейчас, по сути, составляют костяк надводных сил и демонстрируют российский флаг всему миру.
Эти корабли вобрали в себя последние достижения советского ВПК, хорошо зарекомендовали себя, и моряки их хвалят, — пояснил эксперт. — Нужна модернизация. Сейчас они вооружены только пушками и устаревшим ракетным комплексом, не справляющимся с современными системами ПВО. «Калибры», скорее всего, будут установлены в носовой части корабля — вместо передней орудийной башни. Таким образом, можно в короткие сроки получить корабль, отвечающий всем насущным потребностям флота.
Проект 1155 считается самым совершенным из советских надводных охотников за подводными лодками в океанской зоне. Газотурбинная силовая установка позволила избежать многих проблем, возникающих при эксплуатации котельных и турбинных установок. Такие корабли получили мощный гидроакустический комплекс «Полином», противолодочные ракеты и зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Однако фрегатам не хватало противокорабельного вооружения, так как предполагалось, что с надводными кораблями будут бороться эсминцы.
С 1980 по 1991, построено 13 БПК проекта 1155 (один из них на базе усовершенствованного проекта 1155.1). Им были присвоены имена русских и советских адмиралов. На сегодняшний день в строю осталось восемь таких кораблей — четыре на Тихоокеанском флоте и столько же на Северном. Эти фрегаты активно использовались во время антипиратских операций в Аденском заливе и у берегов Сомали.
Жили-были 13 (запланировано 50). Первым был списан 10-летний «Адмирал Захаров» (05.07.1994), серьезно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной «Удалой» (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем — «Адмирал Спиридонов» (20.07.2001) и «Маршал Василевский» (10.02.2007). Каким-то чудом второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданов (СВ) — «Вице-адмирал Кулаков», находившийся в ремонте почти 20 лет (1991-2010 гг.). Удалось сохранить все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти — без них флаг в дальних водах показывать было бы практически некому).
12.06.2014 (фото Кай-8 с сайта fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)
«Адмирал Харламов» флот принял 30. 12.1989 (традиционно «под елку»), военно-морской флаг поднят 25.02 .1990
(день рождения корабля). Только «Адмирал Пантелеев» (в более широком смысле — тоже «Адмирал Чабаненко» пр. 11551) моложе его чисто серии 1155. Первые 10 лет служба Харламова была очень активной. «Он был бизнес кораблем, шли не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду» (1993 — Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 г. — Роттердам, Нидерланды).
«В 2000 году, когда погиб «Курск», в районе его гибели почти целый год постоянно несли службу охраны два корабля — «Чабаненко» и «Харламов». После этой вахты корабль перешел к причалу». экономические проблемы на флоте, не всегда соблюдаются циклы ТО кораблей, которые… закладываются при постройке. Но каждые два с половиной года корабль должен проходить осмотр в доке, каждые пять лет он должен проходить ремонт. При этом ремонт соответствующего уровня. «Харламову» 17 лет (на 02.2007 г. — А.Ш.), но ремонтов у него не было. «» Корабль не выходил в море с июля 2001 г. «.
«Адмирал Харламов», г. Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с сайта fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)
Еще несколько цитат (с небольшими стилистическими изменениями) из интервью нынешнего (на тот момент) и бывшего командиров корабля, Капитан 2 ранга А. Сперанский и капитан 1 ранга В. Кондратов 14.02.2007 :
«Срок ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооружённых Сил у командования возникла идея включить «Адмирал Харламов», ещё не отслуживший установленного срока службы, в списке кораблей, подлежащих списанию.Узнав об этом, я (В.К..) позвонил сыну адмирала Харламова… Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала… Николай Николаевич встретил со своими бывшими выпускниками, занимающими достаточно высокие, ключевые должности в военном ведомстве.Письмо в Москву с предложением…о возможном покровительстве мэрии Москвы над «адмиралом Харламовым»…
Вот уже два года (с тех пор, как у нас появились повара), например, мы не испытываем потребности в лакокрасочных материалах. .. Открою вам секрет, на флоте краска нужна всем. На флоте краску получают к большому празднику в июле (в День ВМФ — А.Ш.). Благодаря поварам у нас есть средства, чтобы покупать нормальную, качественную краску у оптовиков и поддерживать надлежащий внешний вид линкора…
Теперь наша работа вышла на новый этап… заключен договор с судоремонтом компания, имеющая право работать на кораблях ВМФ по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, обеспечивающие жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащен новым технологическим оборудованием… В помещениях установлены кондиционеры…».
С 2004 корабль в/ч в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-й категории), формально — в преддверии планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнется в 2014 году на Северной верфи).
Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), .
корабль ухожен, с флагом, домкратом и, надо полагать, частично (за исключением ГЭУ) технически исправен. На самом деле «Харламову» уже давно и. О. стационарный учебный корабль , который готовит специалистов для более удачных 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 года там проходил обучение действующий командир машинно-котловой группы БЧ-5 эсминца «Адмирал Ушаков» ).
Еще есть надежда, что БПК №678 вернется в строй. При этом вряд ли стоит принимать во внимание сообщение двухлетней давности о планируемой главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей проекта 1155, начиная с «Харламова» — идея замены почти все вооружение с А-192, Калибр и «выглядит слишком фантастично». Редут». А вот окончание в 2016 году среднего ремонта БПК «Адмирал Чабаненко» на 35-м СРЗ вполне может сыграть судьбоносную роль в биографии 678-го, так как не исключено, что он станет следующим кораблем, который в Мурманской Филиал «Звездочка» даст вторую жизнь.
БПК «Адмирал Харламов», г. Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с сайта fotki.yandex. ru). На снимке, сделанном через месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении), можно увидеть одну интересную новость — на корме вместо закрашенного герба Советского Союза герб Российской Федерации на корме. шариковая краска .
Источники
Главный штаб ВМФ России принял решение о модернизации больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Удалой). Сегодня это основные корабли дальней морской зоны в составе российского флота. Именно их отправляют на Африканский Рог бороться с сомалийскими пиратами.
Модернизация БПК будет включать оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут». Благодаря этому корабли « фактически станут эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть они станут универсальными боевыми кораблями. », — пояснил газете «Известия» представитель Главкомата ВМФ. При этом стоимость строительства нового эсминца для дальней морской зоны превышает 30 млрд рублей9.0005
Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит в короткие сроки получить корабль, отвечающий всем актуальным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не ранее 2020 года. Новые корабли такого водоизмещения, как БПК 1155, даже не включены в проект. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России, только. Но они вдвое меньше, менее автономны и менее вооружены.
В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было принято решение разделить функции универсального корабля между двумя специализированными — ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а БПК 1155 «Фрегат» — с мощным гидроакустическим Станцией в носу стал противолодочный эсминец. Сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не используются из-за проблем с котлами — на ходу находятся всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят костяк океанской группировки ВМФ России.
В настоящее время ВМС США имеют более 40 универсальных эсминцев, способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».
Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му ЦНИИ ВМФ. После этого среди конструкторских бюро будет объявлен конкурс на лучший проект модернизации, после чего будет выбран завод. Основными претендентами на этот заказ являются «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.
Помимо вооружения, БПК обновит ходовую часть, а также изменит центр тяжести, из-за чего корабль начинает задирать нос и ударяться днищем о воду на большой скорости (это явление называется «дно хлопать»). В Северном ПКБ, разрабатывавшем БПК проекта 1155 и, вероятно, получившем заказ, заявили, что для внедрения современных систем вооружения придется менять и систему управления кораблем, то есть практически всю электронику.
При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подходят ли габариты новых комплексов вооружения строго под корпус БПК. Разрушение корпуса может значительно увеличить стоимость проекта. «Калибр» может заменить «Трубу», а «Москит» — уже нет, считают специалисты ОКБ.
В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены 100-мм артиллерийскими установками АК-100, 45-мм полуавтоматическими пушками 21-КМ, 30-мм зенитными артиллерийскими установками, зенитно-ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», ракетно-бомбовые установки, а также два четырехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят два вертолета Ка-27ПЛ.
Первый модернизированный БПК появится не ранее 2016 года : Разработка основного проекта займет около 1,5 лет — каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями систем вооружения, оборудования и других корабельных систем. После этого еще в течение 2-4 лет будет дорабатываться проект технической модернизации — пошаговая инструкция для завода.
За 11 лет, с 1980 по 1991 год, построено 13 БПК проекта 1155 (один из них на базе усовершенствованного проекта 1155.1). Корабли названы в честь русских и советских адмиралов. Сейчас в строю 8 таких кораблей — четыре на ТОФ и столько же на Северном … С 2008 года пять из них задействованы в борьбе с пиратами в Сомали — Маршал Шапошников, Адмирал Пантелеев, Адмирал Левченко, адмирал Виноградов и адмирал Чабаненко. БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве. Возможно, именно он станет головным кораблем для модернизации всего проекта.
ВМФ СССР в середине 1980-х годов имел мощную группировку боевых кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевые катера, сошедшие со стапелей советских верфей, имели достаточно большое водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых кораблей. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие оставаться в составе российского флота и сегодня.
Спущенный на воду в конце 1980-х корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда линкоров ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.
Преобразованные в класс фрегатов восемь кораблей типа «Удалой» остаются на Северном и Тихоокеанском флотах. Корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» — последний из 12 кораблей серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит значительно продлить срок их службы, превратив их в полноценные боевые единицы современного ВМФ России. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду после распада Союза и вошедший в состав ВМФ России в 1992.
После спуска на воду первого корабля последующее строительство остальных 3-х кораблей серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже причислен к классу эсминцев НАТО.
История рождения БПК проекта 1155
Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно начал вводить в строй боевые корабли сразу двух классов, БПК и Сторожевые корабли… Корабли построенные на советских верфях, были универсальными судами и не имели аналогов в зарубежных флотах по своим тактико-техническим характеристикам. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Дальнейшим развитием класса БПК и СКР в ВМФ стал проект 1155.
Получив техническое задание от Главного военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ не стали изобретать велосипед при разработке проектной документации. Было принято «соломоново решение» использовать все лучшее от предыдущих проектов, сторожевых катеров типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа кораблей доказали свою эффективность на практике, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.
Толчком к созданию нового проекта послужило введение в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест базирования ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшую обзорность и повышенную автономность плавания. Кроме того, решается вопрос оснащения боевого корабля эффективной защитой от ПКР… Боевые действия у Фолклендских островов летом 19 г.82 между Великобританией и Аргентиной наглядно продемонстрировали недостаточность защиты соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.
Примечание: Потопление британского эсминца «Шеффилд» в ходе боев у Фолклендских (Мальвинских) островов стало прекрасным примером слабости боевых кораблей перед угрозой ракетного удара. Вполне современный корабль ВМС Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от удара ракеты «Экзосет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.
Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, стоявшие перед советским флотом, требовали борьбы с подводными лодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении от баз флота.
Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалая». В классификации НАТО новый советский корабль на этапе разработки получил индекс «Удалой» и был отнесен к классу фрегатов. Корабли усовершенствованного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Удалой II».
Каким был новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»?
Создавая новый корабль, конструкторам было поручено сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских верфей без задержек и задержек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК по своим параметрам были аналогичны деталям и агрегатам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в пределах допустимых параметров — 4200 тонн.
Единственное, что пришлось изменить, так это значительно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки новой гидроакустической станции потребовался более длинный корпус. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевая техника была усилена противолодочным вертолетом и комплексами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стал обновленный радиолокационный и гидроакустический комплекс. Было принято решение создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности верфи завода «Янтарь».
На кораблях проекта значительно усилена система ПВО, которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» была оснащена совершенным ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го серийного корабля большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывшего «Симферополя», все последующие серийные корабли стали использовать в конструкции новые материалы. Это позволило значительно продлить срок службы судов.
Примечание: На последнем этапе разработки проекта был принят ряд кардинальных решений.
На фрегатах проекта 1155 должны были базироваться два вертолета. Корабль был дополнительно оборудован еще одной из систем радиолокационного слежения. Требовалось существенно улучшить и другие ТТХ боевых кораблей. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Силовая установка имела мощность 62 000 л.с. с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно должна была возрасти и максимальная скорость корабля, до 29узлы. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстрого перехода на сложившийся режим работы.
Получился боевой корабль, аналогичный по основным ТТХ БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественном уровне. Внешний вид корабля также сильно изменился. Новая РЛС позволила значительно уменьшить площадь надстройки. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило оснастить «Удалой» двумя артсистемами АК-100 и АК-630.
Местом закладки и постройки головного корабля проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Корабль строился почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и с января 1981 года находится в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях Судостроительного завода имени Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенца серии строили гораздо дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы при постройке серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта, «Адмирал Пантелеев». Затем последовала закладка и спуск на воду практически другого корабля — фрегата «Адмирал Чабаненко».
Принято решение использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить их к серийной постройке фрегатов верфи СРЗ им. В.И. Жданова в Ленинграде. Четыре единицы этого проекта были построены на Ленинградском судостроительном заводе. После спуска на воду 12-го серийного корабля проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» завершающей точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе Российского флота усовершенствованной версии фрегатов типа «Удалой», корабля проекта 1155.1. Корабль был оснащен более мощным противокорабельным комплексом «Москит» и новейшим на тот момент противолодочным комплексом «Водопад». Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» стал единственным спущенным на воду кораблями улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов класса «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством кораблей класса «Фрегат» для российского флота. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» был практически кораблем другого класса, более близким по боевым характеристикам к эсминцам.
Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России
Сегодня первые советские фрегаты составляют костяк боевых порядков Северного и Тихоокеанского флотов. В строю Северного флота находится самый первый серийный корабль проекта 1155 — модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».
В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя функции эсминцев. Из-за отсутствия эсминцев в составе флота в середине 9-го0-х годов было решено подвергнуть наиболее хорошо сохранившиеся корабли коренной модернизации. Результатом внесенных усовершенствований стало появление практически новых кораблей, более близких по боевому потенциалу к эсминцам. Соответственно изменились боевые задачи, выполняемые обновленными кораблями. В связи с тем, что в состав флота входит достаточно большое количество кораблей этого типа, было принято решение о проведении планового ремонта и модернизации фрегатов. Так, пока фрегат «Маршал Шапошников» находился в ремонте, его собрат-корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» принимал участие в военных учениях на Тихом океане, долгое время нес службу в составе российского флота в Средиземном море. Отличительной особенностью боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флотов именно эти боевые корабли выполняют наибольший объем работ. В новом тысячелетии в борьбу с пиратством активно включились корабли Северного флота. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» долгое время патрулировал корабли у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России в океане.
Напряженная боевая служба выпала на долю другого корабля этого проекта фрегата «Адмирал Виноградов». Долгое время корабль нес дозорную службу в Аденском заливе, охраняя торговые суда и караваны от действий морских пиратов. Затем боевая часть не раз включалась в состав кораблей Тихоокеанского флота, направлявшихся в зарубежные порты стран Тихоокеанского региона с дружественными визитами. Поочередно, меняясь с кораблем того же проекта «Адмирал Пантелеев» и другими боевыми кораблями Тихоокеанского флота, корабль совершил ряд дальних плаваний, посещая иностранные порты в Индийском океане.
Если у вас есть вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители будем рады ответить на них.
Класс «Удалой» — пр.1155
К середине 1980-х годов ВМФ СССР располагал мощной группировкой боевых кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевые катера, сошедшие со стапелей советских верфей, имели довольно большое водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к сторожевому кораблю (СКР) или большому противолодочному кораблю (БПК), на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых кораблей. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие оставаться в составе отечественного флота и сегодня.
Советский Союз, начиная с середины 1960-х годов, активно начал вводить в строй боевые корабли сразу двух классов — Большие противолодочные корабли и Сторожевые корабли. Корабли, построенные на советских верфях, были универсальными кораблями и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в зарубежных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Дальнейшим развитием класса БПК и СКР в ВМФ стал проект 1155.
Разработанные в первую очередь как противолодочная платформа, с большой дальностью плавания и возможностью пополнения запасов, корабли класса «Удалой» обеспечивают поддержку надводных оперативных групп. «Удалой» отражает конструктивные изменения, направленные на устранение недостатков предыдущей программы «Кривак»; а именно отсутствие вертолетной техники, ограниченные возможности сонара и легкие средства противовоздушной обороны. На «Удалой» есть два вертолетных ангара с дверями, которые служат пандусом на летную палубу. На корабле используется гидроакустическая система активного/пассивного поиска/атаки «Полином». Система ПВО «Удалой» состоит из 8 пусковых установок «Клинок» и артиллерийских установок АК-630 и АК-100.
Проект 1155 восходит к 1970-м годам, когда был сделан вывод, что строить одноцелевые истребители большого водоизмещения слишком дорого. Концепция специализированного надводного корабля была разработана советскими конструкторами. Были заложены два разных типа боевых кораблей, спроектированных Северным ПКБ: эсминец проекта 956 и большой противолодочный корабль проекта 1155. Как правило, советский эквивалент американского класса Spruance, среди единиц этого класса есть вариации ЗРК и РЛС воздушного поиска. Основываясь на классе Krivak, акцент на противолодочных кораблях оставил эти корабли с ограниченными противолодочными и противовоздушными возможностями.
Калининградский судостроительный завод «Янтарь» стал местом закладки и постройки головного корабля фрегата проекта «Удалой». Строили корабль почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и с января 1981 года числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился гораздо дольше. Уже в ходе эксплуатации головного корабля конструкторы в ходе постройки серийного образца внесли коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев».
Было решено использовать для строительства не только мощности калининградских ССЗ «Янтарь», но и подключить к их серийной постройке фрегаты верфи судостроительного завода. Жданова в Ленинграде. На Ленинградском судостроительном заводе было построено четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го серийного корабля проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» завершающей точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота усовершенствованной версии фрегата.
Udaloy-II
После ввода в эксплуатацию Udaloy в 1982 году конструкторы приступили к разработке пакета обновлений, чтобы обеспечить более сбалансированные возможности. Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Фрегат II» [кодовое название НАТО «Удалой II»] Единственный в России многоцелевой боевой корабль, призванный стать российским аналогом американских кораблей проекта Arleigh Burke проекта . Удалой-II модифицирован путем замены SS-N-14 на SS-N-22, что отражает изменение акцента с противолодочной обороны на противокорабельную. Другие изменения включают улучшенные возможности самообороны с добавлением систем пушка/ЗРК CIWS. Похоже на «Удалой » внешне представлял собой новую комплектацию с противокорабельными ракетами «Москит», спаренной 130-мм пушкой, противоторпедным комплексом «Удав» и несколькими зенитными комплексами. Оснащенный современным газотурбинным двигателем, он был оснащен более мощными гидролокаторами, интегрированной системой управления огнем ПВО и рядом цифровых электронных систем, основанных на современной схемотехнике.
Первый корабль этого нового класса — проект «Адмирал Чабаненко» — был заложен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 19 года. 89 и был спущен на воду 14 декабря 1992 года. Корабль, готовый на 98 процентов, несколько лет оставался в стенах верфи из-за задержки приемочных испытаний по финансовым причинам. Корпус второго корабля проекта 1155.1, уже собранный заводом, был отправлен на слом.
Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» стал единственным, спущенным на воду кораблями усовершенствованной версии. Лебединой песней в эпопее со строительством корабля класса фрегат для отечественного флота стала недостройка фрегатов типа «Фрегат II». Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» был практически кораблем другого класса, более близким по боевым характеристикам к эсминцам.
По некоторым данным, конечная цель заключалась в том, чтобы развернуть не менее четырнадцати «Удалой» в двух бригадах по семь кораблей в каждой [примерно 12 «Удалой-I» и 2 «Удалой-II»] и, возможно, трех бригад с общей численностью 21 корабля. Однако в начале 1990-х последующие корабли этого класса были списаны.