холодная война, ставшая бесконечной перезагрузкой — РБК
Спорные вопросы: соперничество времен холодной войны, развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе, расширение НАТО на восток, ядерная программа Ирана, договор об СНВ, влияние на постсоветском пространстве (Грузия, Украина), границы Грузии, поправка Джексона-Вэника, дело Бута, проблемы усыновления, отношение к делам Магнитского и Ходорковского.
Спорные вопросы: соперничество времен холодной войны, развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе, расширение НАТО на восток, ядерная программа Ирана, договор об СНВ, влияние на постсоветском пространстве (Грузия, Украина), границы Грузии, поправка Джексона-Вэника, дело Бута, проблемы усыновления, отношение к делам Магнитского и Ходорковского.
Мнение экспертов
В наследство от холодной войны нам досталась готовность видеть тень США за цветными революциями, неспокойной обстановкой в Чечне или газовом конфликте с Украиной.
Как считает член фракции ЛДПР, председатель комитета ГД по делам СНГ и связи с соотечественниками Алексей Островский, эпоха холодной войны не ушла в прошлое. «Считаю, что планы ЦРУ, которые были провозглашены в середине прошлого века по максимальному уничтожению России и ее дроблению в прошлое, не ушли, и по-прежнему попытки поглощения России, ее дробления и уничтожения сохраняются, — отмечает политик. — Просто новое время, новая эпоха. И сейчас все улыбаются, жмут руки, в отличие от прежней эпохи, когда даже не встречались и особо не контактировали».
Соглашается с ним и секретарь ЦК КПРФ по международным и экономическим связям Леонид Калашников: «Вряд ли заинтересованы в сильной России основные политические игроки – Евросоюз и США. Нам говорят: «Мы ваши друзья!», но ведь друзья так не поступают, как поступает, например, Америка, до сих пор не отменив поправку Джексона-Вэника. Многие американские деятели не скрывают своего отношения. Тот же З.Бжезинский или сенатор Дж.Маккейн предрекают России разделение».
Сложный характер отношений стран отмечает также замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Мы подписали с Америкой соглашение об СНВ, происходит перезагрузка, которая дает определенные результаты. Балансирования на гране холодной войны, когда страны воспринимали друг друга не как враги, а скорей как противники, ушло. Но все равно по противоракетной обороне наши позиции носят противоположный характер, и совместить их пока не удается. Но остается время, остаются шансы».
Причин для настороженного отношения к США у России предостаточно: «Первая – неоднократные заявления госпожи Клинтон о том, что США рассматривают Россию, Китай и Иран как цели для возможной поддержки их так называемой оппозиции. Затем — невыполнение целого ряда обязательств, несмотря на наши многочисленные решения в пользу США по афганскому транзиту и другим вопросам. В том числе США поддерживают Грузию», — перечисляет член комитета ГД по международным делам Семен Багдасаров.
У партии «Правое дело» несколько иной взгляд: «Мы, большинство населения России, считаем, что врагов у нашей страны нет. Но давайте посмотрим на конгресс. Там все ровно наоборот: друзей России мало, а вот врагов предостаточно. Ястребы в Вашингтоне пытаются навязать всему американскому истеблишменту мысль о начале второй холодной войны теперь уже не с СССР, а с Россией. Зачем? Коммунизма нет уже 20 лет. А у США теперь нет большего друга в Афганистане, чем Россия. Нет у Вашингтона и большего союзника в борьбе с терроризмом, чем Москва. Мы выступаем за единую континентальную Европу, посмотрим, кто тут наш друг, а кто – враг».
История отношений
Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807г. и с тех пор развиваются циклически. Во время Второй мировой США и СССР были союзниками по антигитлеровской коалиции, однако после завершения войны две сверхдержавы вступили в эру холодной войны – ожесточенного противостояния за влияние в мире. Борьба шла не только стратегическая, но и идеологическая: США пытались не допустить распространения коммунистических идей на запад, СССР как огня боялся вируса капитализма.
Державы выясняли отношения в разных частях Земли, что вылилось в Корейскую и Вьетнамскую войны, арабо-израильские конфликты, а также конфликты в Африке и Латинской Америке. Борьба сопровождалась гонкой вооружений: США в 1945г. признали свое монопольное право на атомное оружие, но СССР в 1949г. обзавелся атомным, а в 1954г. и термоядерным оружием. Закономерно, что уже в начале 60-х мир стоял на грани ядерной войны. В ответ на размещение в Турции американских ракет СССР разместил свои на Кубе, что стало причиной Карибского кризиса. Однако Джон Кеннеди и Никита Хрущев смогли урегулировать ситуацию мирным путем. Придя к пониманию, что дальше так нельзя, в 1970-е стороны подписали ряд договоров об ограничении стратегических вооружений.
После распада СССР США остались единственной великой державой. Опасения России все больше стало вызывать расширение НАТО на восток. Усугублялась ситуация операциями США и союзников в Югославии, Афганистане и Ираке. В 2002г. США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В 2004г. в отношениях стран наступило заметное похолодание в связи с украинской «оранжевой революцией», которую поддержали США.
В 2007г. между США и Россией вновь вспыхнул конфликт относительно намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО якобы для защиты Европы от северокорейских и иранских ракет. Отношения обострились: 8 февраля 2007г. министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединенным Штатам Америки следовало быть готовыми к возможному вооруженному конфликту с Россией». Ответом ему была мюнхенская речь Владимира Путина 10 февраля 2007г., где он раскритиковал внешнюю политику США.
Новым витком отношений стало вторжение грузинских войск в Южную Осетию в августе 2008г. Российские войска освободили непризнанную республику от грузинской армии, после чего несколько дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии. РФ официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Из-за этих событий под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия — НАТО.
С 2009г. отношения России и США проходят стадию «перезагрузки». Страны пытаются вести диалог по всем спорным вопросам, в частности контролю над вооружениями, ситуации в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также европейской безопасности. На данный момент уже заключен и ратифицирован новый Договор по СНВ, который сократит развернутые стратегические ядерные арсеналы почти на треть, подписано «соглашение 123» по сотрудничеству в мирном использовании атомной энергии и др.
США профукали свою победу в Холодной войне? — National Interest — Александр Белов
Александр Белов,
1 марта 2022, 13:06 — REGNUM 8 декабря 1991 года, всего через несколько месяцев после распада Организации Варшавского договора в марте того же года и «свободных» парламентских выборов в Польше, которые прошли в октябре, Борис Ельцин и Михаил Горбачев официально договорились о ликвидации Советского Союза. Как и предполагали тогда многие аналитики, Холодная война наконец закончилась, и победили в ней «хорошие парни» — Запад, США и их союзники, пишет директор по стратегическим исследованиям в области сдерживания Института Митчелла Питер Хьюсси в статье, вышедшей 28 февраля в The National Interest.
«Будь бдителен!»
Иван Шилов © ИА REGNUM
Читайте также: 1990-е — время национального унижения России. И при чем тут США? — Д. Саймс
В частности, Фрэнсис Фукуяма считал, что наступил конец истории — насколько, по его мнению, «хорошо» всё шло. Фукуяма был уверен, что конфликт между свободой с одной стороны и силами тоталитаризма с другой исчерпан. Силы «либерального международного порядка» станут консенсусной позицией на международном уровне.
Организация Североатлантического договора (НАТО) приняла соглашение о партнерстве во имя мира, в которое вошла Россия. Тогдашний президент России Ельцин выступил в ООН и призвал к совместному глубокому сокращению ядерных вооружений и одновременному развертыванию глобальной системы противоракетной обороны.
В Западном полушарии все страны от Канады до Чили, за исключением коммунистической Кубы и нищего Гаити, перешли к демократии.
Подобное развитие событий способствовало тому, что с 1981 года, когда к власти в США пришел президент-республиканец Рональд Рейган, мир сильно изменился.
Рональд Рейган. 1981
Тогда международная обстановка выглядела далеко не радужной. Советский Союз неоднократно хвастался тем, что стратегическое соотношение сил благоприятствует Советам и их союзным социалистическим странам и что глобальное лидерство США потерпело неудачу.
Москва также почти завершила огромное наращивание ядерных и обычных вооружений до такой степени, что Советы с уверенностью призывали к «ядерному замораживанию», зная, что в США забуксовала запланированная модернизация ядерных сил.
В 1979 году Саддам Хусейн захватил власть в Ираке и в следующем году приступил к вторжению в Иран, начав десятилетнюю «войну городов». Иран пал в руки «террористической бандой мулл». СССР «вторгся» в Афганистан. В Никарагуа к власти пришли сандинисты. Ожидалось, что и Сальвадор с Колумбией вскоре окажутся под властью гибридных марксистских «
![](/800/600/http/slideplayer.com/slide/16226576/95/images/7/Iron+Curtain.jpg)
В 1970-е годы в советскую орбиту в результате национально-освободительных или «террористических» войн попали около восемнадцати стран, начиная с Вьетнама, Лаоса и Камбоджи и заканчивая Мозамбиком, Анголой, Гренадой и Эфиопией.
Кроме того, в Европе благодаря банде Баадера-Майнхоф, также известной как «Красные бригады», расширились и масштабы «спонсируемого Советским Союзом терроризма», в то время как только в 1971—1972 годах в Соединенных Штатах было совершено около 2,5 тыс. терактов.
Читайте также: В Москве выйдет книга «Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе»
Надежда на экономический рост и процветание в Соединенных Штатах исчезла, сменившись в 1980 году стагфляцией с 14-процентной инфляцией, базовой процентной ставкой в 21% и безработицей, достигающей двузначных цифр. Стремительно растущие цены на топливо остановили экономику США.
Продавец арахиса. Вашингтон. 80-е
Highsmith, Carol M
Как же тогда Соединенным Штатам и Западу удалось так резко оправиться и изменить ситуацию за десятилетие? Почему советская империя распалась в 1991 году, когда всего десятью годами ранее империя Москвы выглядела, как отметил бывший посол ООН Кеннет Гэлбрейт, слишком сильной, чтобы ее разрушить?
Многие аналитики сегодня утверждают, что распад Советского Союза был неизбежен или что сработала стратегия «сдерживания», описанная в 1946 году Джорджем Кеннаном в знаменитой телеграмме из Москвы в Государственный департамент США.
Короче говоря, элиты неоднократно говорили, что приход благостного «конца истории» в 1991 году был почти неизбежен и вытекал из критической слабости СССР. В долгосрочной перспективе возникла новая, лучшая «перезагрузка» интернационализма в сторону вдохновленной Давосом глобализации.
В 1981 году США не разделяли в стратегии обеспечения безопасности мнение о том, что упадок советской империи неизбежен, а Соединенные Штаты и Запад добьются победы, просто продолжая «делать всё как обычно». В то время как многие связывают «мир через силу» со стратегией военной безопасности Рейгана, новая американская администрация резко изменила эпоху Никсона-Форда-Картера разрядки, мирного сосуществования и преимущественно реактивно-пассивной политики в отношении СССР.
Как отмечает Майрон Норквист в эссе для National Intelligencer, администрация Рейгана приняла новую стратегию, включавшую в себя отказ от дальнейшей опоры на неудавшуюся политику так называемого «сдерживания».
Рейган, практически единственный среди лидеров Америки, считал, что на Советский Союз нужно оказывать давление по всем направлениям, и если всё будет сделано правильно, это приведет к распаду советской империи.
«Оторвите эту стену!» речь, Рейган выступает перед Бранденбургскими воротами, 12 июня 1987 года
Сразу после приведения к присяге Рейган снял контроль над ценами на нефть и в конце концов убедил правительство Саудовской Аравии увеличить добычу нефти с 2 до 10 млн баррелей в день, что привело к падению цен на нефть с $30 до $12 за баррель.
В результате советские нефтегазовые проекты с Японией и Германией, а также новый советский сибирский трубопровод были отменены. Падение нефтяных доходов в Ливии, Ираке и Иране также сделало невозможным покупку советского оружия, кредиты западных банков были остановлены. Помощь США борцам за свободу в Никарагуа и Анголе, а также правительствам Колумбии и Сальвадора заметно увеличила издержки для СССР, еще больше ухудшив его экономику.
Чтобы противостоять советской мощи, Соединенные Штаты модернизировали свои вооруженные силы, особенно ядерные, одновременно начав производство и развертывание Pershing II и крылатых ракет наземного базирования в Европе и Азии, и одновременно раскрыли блеф Советов в отношении их планов развертывания РСД-10, предложив упразднить все советские и американские ракеты средней дальности.
От предложенного Советским Союзом ядерного замораживания отказались, тогда как Соединенные Штаты пошли на модернизацию своей ядерной триады наземного, морского и воздушного базирования. Началась новая исследовательская инициатива в области противоракетной обороны, благодаря которой можно было минимизировать угрозу со стороны ядерных ракет СССР.
Оказалось, что исчезли или были поглощены стремительным ростом стоимости империи от $36 до $51 млрд годового дохода в иностранной валюте. На самом деле Москва тратила на кубинцев и жителей Никарагуа больше на душу населения, чем на повышение уровня жизни советских граждан. Начатая в ответ на эти проблемы перестройка не привела к реформе советской системы, а «лишь обнажила ее трещины и противоречия». Империя должна была быть выброшена за борт, как и предсказывал Рейган.
Кастро и члены политбюро ГДР, 1972
Bundesarchiv
Таким образом, мир через силу — как военную, так и экономическую — положил конец советской империи.
Так почему же мир сейчас больше похож на 1979 год, чем на 1991 год? Почему надежды 1991 года не увенчались успехом?
После распада Советского Союза Соединенные Штаты и их союзники не прилагали особых усилий для взаимодействия с российскими демократическими политическими силами и игнорировали возможность того, что к власти снова придут тоталитарные силы. Оборонные расходы США на модернизацию также сократились с 1991 по 2000 год в совокупности на $1 трлн, при этом военная модернизация была остановлена по всем направлениям. Генерал ВВС США Гаррет Харенкак предупредил об опасности того, что Соединенные Штаты уйдут, как он выразился, на «
В то время как первоначальный ответ США на теракты 11 сентября был успешным — к декабрю 2001 года удалось в значительной степени разгромить «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Аль-Каиду» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), — затем Соединенные Штаты на два десятилетия увязли в государственном строительстве и борьбе с повстанцами в Афганистане и позже Ираке.
Иран, оправляющийся от войны с Ираком, использовал цену за баррель нефти более $100, чтобы стать «крупнейшим государством-спонсором терроризма» в мире с самым большим запасом ракет на Ближнем Востоке; легионы прокси-террористических групп — хуситов, «Хизбаллы», «Исламского джихада» и ХАМАС — в Афганистане, Сирии, Йемене, Ливане и Ираке; и ядерный потенциал промышленной мощности, разрешенный Совместным всеобъемлющим планом действий.
Вырос и экономический потенциал Китая, которому США в 2001 году предоставили статус наиболее благоприятствуемой нации в торговле, несмотря на то, что Пекин впоследствии ежегодно воровал интеллектуальную собственность на сотни миллиардов долларов, а почти 4 миллиона американских промышленных рабочих мест были выведены за границу. Китай начал заключать сделки по развитию портов в Западном полушарии, в том числе на Багамах, Кубе и в Никарагуа, в рамках своей кампании по обеспечению экономической и, в конечном счете, военной гегемонии. Вместе с тем казначейство США инвестировало пенсионные фонды американских граждан и военных в фонды Уолл-стрит, содержащие акции китайских военных компаний.
Уолл-стрит
Carlos Delgado
С треском провалилась и «перезагрузка» — вторая разрядка — когда Россия «откусила кусок от Грузии в 2008 году и Украины в 2014 году». Москва также нарастила свой ядерный потенциал, «намного превысив ограничения», установленные в СНВ-III, тогда как КНР, не подвергаясь каким бы то ни было ядерным ограничениям, к концу нынешнего десятилетия может развернуть до 1 тыс. ядерных боеголовок — соответствующая работа уже ведется. И теперь Россия проводит операцию в регионах восточной Украины с причудливой идеей участия в миротворческих операциях.
Сегодня в Соединенных Штатах самый высокий уровень инфляции за сорок лет. Долг США превышает $30 трлн, что в 30 раз больше, чем в 1980 году. Добыча нефти в США заметно упала ниже рекордных 17 млн баррелей в день 2019 года, даже несмотря на то, что лидеры США умоляют Москву и Эр-Рияд добывать больше нефти, чтобы снизить цену.
Читайте также: Энергетической независимости США пришел конец — American Conservative
Хотя известно, что произошло с 1991 года, однако всё еще непонятно «почему?»
Во-первых, чтобы не стоит забывать, Рейган предупредил в своей прощальной речи в 1989 году, что американцы не должны успокаиваться. Свобода хрупка, сказал он, ее нужно было постоянно защищать, и она могла быть потеряна в одном поколении.
Во-вторых, вооруженные силы США должны обладать мощью не для ведения войн, а для их сдерживания. Сдерживание может быть заметно усилено, как это было после «Бури в пустыне» и освобождения Кувейта, или может быть заметно ослаблено, как это вполне могло произойти после стремительного ухода США из Афганистана. Нельзя провести модернизацию своих вооруженных сил за одну ночь. Как показывает анализ экспертов, вместо того чтобы вкладывать средства в ВВС и ПВО Украины, США пошли на применение санкционной доктрины.
Вывод войск США из Афганистана
Экспертный анализ по Украине подчеркивает неспособность инвестировать в украинские ВВС и ПВО в соответствии с доктриной, ориентированной на санкции.
В-третьих, внешнеполитическая элита США страдает от дефицита как воображения, так и воли. США одержимы ошибочными идеями. Дэн Галлингтон объясняет, что американские эксперты предполагали, что очень уязвимые цели, такие как башни Всемирного торгового центра, не будут атакованы, что Холодная война закончилась, и поэтому военная модернизация не нужна, что террористы имеют законные основания для недовольства и что за ними не стоят те или иные государства, спонсирующие террор и стремящиеся к завоеваниям.
Наконец — и это может быть самый важный ответ на вопрос «что произошло?» — нормальным состоянием человечества не является мир. Как ни странно, для поддержания мира необходима военная сила. Как объяснил Генри Киссинджер, дипломатия без угрозы силой не имеет никакого эффекта, или, как пошутил покойный сенатор от штата Вайоминг Малкольм Уоллоп, «дипломатия без силы — это всего лишь молитва».
Не холодная война ваших бабушек и дедушек: почему Америка должна делать упор на экономические, а не на военные стратегии в своем соперничестве с Китаем
Ученые и политики часто анализируют прошлое как средство понимания нынешних обстоятельств и разработки политических ответов. Это, конечно, совершенно рациональная и предусмотрительная интерпретация текущих событий. Поэтому неудивительно, что соперничество между США и Китаем в 2022 году сравнивают с соперничеством времен холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В обоих случаях две страны в разных регионах мира с несовместимыми политическими и экономическими системами и мощными вооруженными силами соревнуются за усиление своей мощи и влияния. Тем не менее, чрезмерное уподобление ситуаций может на самом деле помешать усилиям США по разработке политики противодействия подъему Китая, поскольку уроки холодной войны могут быть неправильно применены. Этот риск усугубляется тремя ключевыми различиями в этих соперничествах великих держав: сегодняшний Китай экономически более силен, чем был Советский Союз; Американская и китайская экономики сейчас более взаимосвязаны, чем когда-либо были Соединенные Штаты и Советский Союз; и союзники США сегодня богаче и боеспособнее, чем во времена холодной войны.
Из-за этих различий Соединенным Штатам следует подходить к своему соперничеству с Китаем таким образом, чтобы делать упор на экономику и меньше сосредотачиваться на типах идеологической и военной борьбы, характерных для холодной войны.
Не холодная война ваших бабушек и дедушек
Начав с различий между сегодняшним соперничеством США и Китая и холодной войной, нельзя переоценить сходство.
Во-первых, китайская экономика намного крепче, чем экономика Советского Союза. Когда большевистская революция произошла в 1917, российская экономика сильно зависела от сельского хозяйства. Советский Союз добился значительного экономического роста с 1928 по 1970 год благодаря быстрому накоплению капитала и перемещению рабочей силы из сельскохозяйственного сектора в промышленные (Allen 2001a). Однако Москва была не в состоянии поддерживать этот экономический рост, потому что Советскому Союзу не удалось создать высокопроизводительные рабочие места (Allen 2001b). То, что этого перехода так и не произошло, отчасти объясняется растущими трудностями, с которыми Кремль сталкивался при разработке или импорте технологических достижений (Trachtenberg 2018).
Путь экономического роста Китая был похож на путь Советского Союза — изначально. Китай был, а в некоторых частях до сих пор остается сильно аграрным. В 1978 году во время правления Дэн Сяопина Пекин начал реформировать свою экономику, поощряя частное предпринимательство, либерализовав торговлю и инвестиции и инвестируя в промышленное производство (Hu and Khan 1997). Благодаря этим долгосрочным усилиям Китай смог поддерживать гораздо более высокие уровни роста производительности, чем Советский Союз (Блэк и Моррисон, 2019 г.).; и Трахтенберг 2018). Более мощная китайская экономика означает, что Китай будет лучше подготовлен к тому, чтобы противостоять стрессу продолжительной геополитической конкуренции.
Второе ключевое различие между соперничеством США и Китая в этом веке и холодной войной прошлого века заключается в том, что американская экономика больше переплетена с Китаем, чем с Советским Союзом. Соединенные Штаты импортируют из Китая больше товаров и услуг, чем любая другая страна (данные США по международной торговле за 2021 г.). Кроме Канады и Мексики, ни одна страна не получает больше экспорта из США, чем Китай (Данные о международной торговле США за 2021 г. ). Помимо этого, у многих американских компаний есть производственные площадки или партнерские предприятия, расположенные в Китае, или, по крайней мере, значительные экономические интересы там из-за большого населения Китая и растущего среднего класса. Во время холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз были гораздо более разделены экономически, в первую очередь из-за интереса Москвы меньше полагаться в торговле на западные страны и больше на союзников по Варшавскому договору. Более тесная интеграция между американской и китайской экономикой означает, что экономические действия, направленные против любой страны, также приведут к большому экономическому ущербу для страны-инициатора.
Последнее существенное отличие заключается в том, что современные союзники США более развиты в экономическом отношении и более сильны в военном отношении, чем американские союзники в первые годы холодной войны, особенно в первые годы. После Второй мировой войны страны, которые впоследствии сформировали альянс НАТО, такие как Великобритания, Франция и Западная Германия, лежали в руинах. Многие города, особенно на европейском континенте, были опустошены; фабрики были разрушены стратегическими бомбардировками; и граждане были истощены физическими, умственными и эмоциональными требованиями войны. Ущерб был настолько значительным, что администрация Трумэна предложила, а Конгресс одобрил экономическую помощь Европе в рамках плана Маршалла (в конечном итоге на общую сумму 13,3 миллиарда долларов, что эквивалентно примерно 150 миллиардам долларов в долларах 2022 года (CPI Inflation Calculator, по состоянию на 2022 год; National Archives 2022a). Советский Союз решил захватить Фульдский проход или расшириться в других частях Европы, союзники США не были бы в состоянии предотвратить советское наступление, если бы Соединенные Штаты не несли почти все бремя. заключалась в том, чтобы укрепить союзников США и дать им возможность нести большую долю своей безопасности9.0003
В соперничестве США и Китая такие страны, как Великобритания, Франция и Германия, являются важными экономическими и геополитическими игроками. В Азии Южная Корея, Япония и Австралия — страны с развитой экономикой, строящие свои вооруженные силы с помощью собственных платформ и в партнерстве с иностранными оборонными компаниями. Из 10 крупнейших экономик по номинальному валовому внутреннему продукту семь являются союзниками США (Ford and Goldgeier 2021). На страны НАТО вместе с Японией, Австралией и Южной Кореей приходится примерно 60 процентов мировых военных расходов (Ford and Goldgeier 2021). И союзные вооруженные силы совместимы (US Navy 2022). Хотя Соединенные Штаты по-прежнему стремятся укрепить своих союзников и партнеров, как в годы холодной войны, в 2022 году предстоит сделать меньше работы, чем в 1952.
Следует отметить исторические сходства
Хотя соперничество между США и Китаем существенно отличается от времен холодной войны, есть и общие черты, которые стоит подчеркнуть. Во-первых, оба соревнования влекут за собой борьбу между противоположными системами политической и экономической организации. Во время холодной войны демократические капиталистические Соединенные Штаты и их союзники столкнулись с авторитарным коммунистическим Советским Союзом и другими странами Варшавского договора. В своем выступлении на объединенном заседании Конгресса 12 марта 19 г.47, президент Гарри Трумэн заявил, что «политика Соединенных Штатов должна состоять в том, чтобы поддерживать свободные народы, которые сопротивляются попыткам подчинения со стороны вооруженных меньшинств или внешнего давления» (National Archives 2022b). Советы рассматривали капитализм как хищническую систему, порабощающую рабочий класс, и стремились подчеркнуть преимущества своей системы. Выступая на съезде Советской партии в феврале 1946 года, Иосиф Сталин заявил, что Вторая мировая война была результатом самого капитализма и что война доказала значимость советской системы, несмотря на ее хулителей (Сталин 19).46). Наиболее известно, что Рональд Рейган описал Советский Союз как «империю зла» (Reagan 1983), что побудило Советское агентство печати возразить, что администрация может «мыслить только в категориях конфронтации и воинственного, безумного антикоммунизма» (Schmemann 1983).
).
Сегодняшнее соперничество между США и Китаем имеет аналогичную идеологическую составляющую. Как и в Советском Союзе, Коммунистическая партия Китая (КПК) установила автократическую систему, которая осуществляет значительный контроль над своими гражданами и ограничивает политическую и экономическую свободу. Используя современные технологии, КПК особенно умело следит за своими людьми и обеспечивает соблюдение строгих законов для подавления инакомыслия. И репрессии усилились в последние годы, поскольку КПК ужесточает контроль над государственной бюрократией, СМИ, онлайн-выступлением, религией, университетами, бизнесом и гражданским обществом — даже с использованием COVID-19.пандемия как оправдание усиления контроля (Freedom House, по состоянию на 2022 г.). Как и во время холодной войны, и Соединенные Штаты, и Китай стремятся облечь конкуренцию в идеологическую плоскость. В своем выступлении перед выпускниками Военно-морской академии США в 2022 году президент Джо Байден назвал ее «глобальной борьбой между автократиями и демократиями» (Fung 2022). Соединенные Штаты осуждают действия Китая, такие как его обращение с уйгурским меньшинством, и вводят санкции против китайских оборонных компаний. И наоборот, КПК открыто поддерживает мьянманскую хунту и Россию в войне Москвы с Украиной (Курланцик, 2022).
Мало того, что и холодная война, и сегодняшнее соперничество между США и Китаем противопоставляют друг другу противоборствующие идеологии, но в каждом конфликте обе идеологии также претендуют на универсальность. Соединенные Штаты считают эти истины самоочевидными: все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами. Хотя нам часто не удается отстаивать эти права, они являются нашим маяком. Как пронзительно заявил президент Джон Ф. Кеннеди в своем обращении к нации по поводу присутствия Советского Союза на Кубе: «Наша цель — не победа силы, а отстаивание права — не мира за счет свободы, а одновременно мира и свободы здесь, в этом полушарии, и, мы надеемся, по всему миру» (Кеннеди 1962). Президент Байден сформулировал свой фундаментальный подход к дипломатии, заявив, что Соединенные Штаты должны «начать с дипломатии, основанной на самых заветных демократических ценностях Америки: защите свободы, отстаивании возможностей, отстаивании всеобщих прав, уважении верховенства закона и достойном обращении с каждым человеком». (Байден, 2021 г.).
Советский Союз также считал, что его идеология универсальна: марксизм утверждает, что классовые различия в конце концов заменят этнические или национальные различия. Владимир Ленин утверждал, что «буржуазия всегда ставит на первый план свои национальные требования, и делает это категорически. Но у пролетариата эти требования подчинены интересам классовой борьбы» (Ленин 1914). Ключевой задачей марксистского стремления было добиться совместной работы пролетарских классов разных стран.
Коммунистическая партия Китая также считает, что ее идеология должна экспортироваться за границу, но по другим причинам. В то время как Советский Союз утверждал, что люди повсюду будут стремиться сбросить оковы капитализма и принять систему, подобную советской, современные китайские правители, по-видимому, пришли к выводу, что многие страны хотят достичь западного уровня развития, не принимая западные идеи, такие как демократия, человеческая прав или определенных свобод. В своем выступлении перед 19На -м -м съезде партии в 2017 году председатель КНР Си объяснил, что считает, что Китай «предлагает новый вариант для других стран и народов, которые хотят ускорить свое развитие, сохранив при этом свою независимость» (Си, 2017). По мнению Си, успех Китая в модернизации и развитии без демократизации — это то, чему должны подражать другие страны. Как и в Советском Союзе прошлого века, КПК работает как над навязыванием своих идей внутри страны, так и над продвижением своих идей за рубежом с помощью различной степени принуждения.
Второе сходство между холодной войной и соперничеством США и Китая заключается в том, что в каждом из них есть военный компонент. Во времена холодной войны американские военные играли ключевую роль в сдерживании коммунистической экспансии в Европе и, что менее успешно, в Азии. Даже за исключением конфликта или расположения сил для сдерживания советской агрессии, наращивание вооруженных сил США вынуждало Советы вкладывать значительные средства в свои вооруженные силы за счет гражданских расходов, таких как технологический или экономический прогресс (Allen 2001c). Китайские вооруженные силы значительно улучшились за последние годы. С целью модернизации к 2035 году и способности побеждать в войнах к 2049 году.Китай построил крупнейший в мире военно-морской флот и резко расширяет свой ядерный арсенал (Brown 2022). Но в вооруженных силах США также происходят изменения в стратегии и ресурсах после того, как они сосредоточились преимущественно на борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке и в Северной Африке. За последнее десятилетие внимание американских военных к Индо-Тихоокеанскому региону и ресурсы, выделяемые на него, возросли. Назвав Китай основной угрозой, министерство обороны США приняло участие в таких мероприятиях, как Инициатива тихоокеанского сдерживания, направленных на модернизацию и усиление своего присутствия в регионе (Office of the заместителя министра обороны, 2022 г.).
Политическое руководство, основанное на анализе и истории
Учитывая эти параллели и различия времен холодной войны, три принципа должны определять политику США в отношении Китая на основе предыдущего анализа. Во-первых, вопреки здравому смыслу, Соединенным Штатам не следует придавать слишком большое значение идеологии. Международный порядок, за который выступают Соединенные Штаты, является добровольным и основан на нормах, тогда как китайская модель будет принудительным и иерархическим порядком с Пекином на вершине. Но мы рискуем переварить идеологический пудинг. Нам нужно больше партнеров, особенно в Азии, чем может обеспечить идеологическая согласованность. Не каждая страна, желающая автономии от Китая, согласится с ценностями США. Кроме того, многие малые и средние страны в регионе недостаточно уверены в успехе США, чтобы обрамлять конфликт идеологическими терминами, которые могут вызвать чрезмерную неприязнь к Китаю и поставить под угрозу будущие отношения с Пекином в случае неудачи Соединенных Штатов. Проще говоря, эти страны не хотят присоединяться к крестовому походу. 900:03 Июнь 1971 г. Китайский пропагандистский плакат с изображением президента Китая Мао Цзэдуна (справа) и Линь Бяо (слева), создателя Красной книги и архитектора культа Мао.
На плакате написано: «Победоносно продвигайтесь вперед, следуя революционной линии председателя Мао». Источник: https://chineseposters.net/posters/BG E13/622
Во-вторых, Соединенным Штатам не следует чрезмерно милитаризировать проблему, сводя на нет многие наши сильные стороны и конкурентные преимущества. Советский Союз не распался, потому что он капитулировал после поражения в войне с Соединенными Штатами. Роль вооруженных сил США заключается в том, чтобы гарантировать, что Китай не достигнет своих целей силой. Это позволяет Соединенным Штатам медленно, но верно работать над тем, чтобы привлечь больше стран к своему видению Индо-Тихоокеанского региона: свободного, открытого и процветающего (Белый дом, 2022 г.). Слишком большая опора на вооруженные силы может встревожить страны, которым есть что терять в американо-китайской войне, вызвать в воображении призрак американского империализма и удержать другие страны от более открытого присоединения к Соединенным Штатам. Альянсы и партнерства США в регионе носят добровольный, а не принудительный характер, поэтому Соединенные Штаты не могут выбирать стратегию, против которой выступают их союзники. Хотя это усложняет работу американских дипломатов, это означает, что союзники уже купятся на эту стратегию и вряд ли откажутся от нее в кризисной ситуации.
Наконец, вместо чрезмерного сосредоточения на идеологии или чрезмерной милитаризации проблемы, политика США должна вновь сосредоточиться на экономических вопросах. Соединенным Штатам нужна экономическая составляющая их стратегии, чтобы помочь другим странам меньше полагаться на Китай. Это означает не только постоянное усиление недостатков некоторых китайских товаров, особенно в области технологий, но и взаимодействие со странами региона в сфере торговли. Как утверждает наш коллега Дерек Сиссорс, Соединенные Штаты должны работать над заключением двусторонних торговых соглашений с высокими стандартами с такими странами, как Япония, Тайвань и Филиппины (Hoyama and Fang 2021).
До сих пор администрация Байдена не проявляла большого интереса к заключению торговых сделок, полагая, что они наносят ущерб американским рабочим. Но мы должны усилить интеграцию с другими развитыми демократиями и ключевыми развивающимися государствами, такими как Индия, что смягчит влияние китайской стратегии изоляции от Запада и доминирования в ключевых технологиях (Brands 2022). В частности, в критических технологиях Соединенные Штаты и их союзники должны развивать свои собственные источники, а не полагаться на Китай, и не допускать, чтобы США и их союзники непреднамеренно получали выгоду от усилий Китая в этих областях (Kitchen 2022). Это гарантирует, что Соединенные Штаты и другие страны смогут получать критически важные технологии и другие товары без необходимости покупать их в Китае.
Здесь поучительны комментарии покойного сатирика П. Дж. О’Рурка по поводу окончания холодной войны: «Огромная тоталитарная система со всеми ее танками и пушками, лагерями ГУЛАГа и тайной полицией поставлена на колени, потому что никто не хочет носите болгарскую обувь» (О’Рурк, 1992).
Аллен Р.К. 2001а. «Взлет и упадок советской экономики». Canadian Journal of Economics 34 (4): стр. 878. doi: 10.1111/0008-4085.00103
Allen, R.C. 2001б. «Взлет и упадок советской экономики». Канадский журнал экономики 34 (4): 878-879. doi: 10.1111/0008-4085.00103.
Аллен Р.К. 2001с. «Взлет и упадок советской экономики». Canadian Journal of Economics 34 (4): 867-868. doi: 10.1111/0008-4085.00103.
Байден-младший, 2021 г. «Замечания президента Байдена о месте Америки в мире». Выступление, Вашингтон, округ Колумбия, 4 февраля 2021 г. Белый дом. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/.
Блэк, Дж. С., и Моррисон, А. Дж. 2019. «Может ли Китай избежать кризиса роста?» Harvard Business Review , сентябрь-октябрь. https://hbr.org/2019/09/can-china-avoid-a-growth-crisis.
Brands, H. 2022. «Демократии могут превзойти китайско-российский альянс». Bloomberg , 20 мая. https://www.aei.org/op-eds/democraccies-can-out-compete-the-china-russia-alliance/.
Браун, Д. 2022. «Почему Китай может победить в новой глобальной гонке вооружений». Би-би-си . 28 июля. См. https://www.bbc.com/news/world-asia-china-59.600475.
Калькулятор инфляции ИПЦ (Бюро статистики труда США; по состоянию на 13 сентября 2022 г.). https://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm
Форд, Л.В., и Голдгейер, Дж. 2021. «Переоснащение американских альянсов для решения проблемы Китая». Brookings , 25 января. https://www.brookings.edu/research/retooling-americas-alliances-to-manage-the-china-challenge/
Freedom House. Свобода в мире. По состоянию на 14 сентября 2022 г. https://freedomhouse.org/country/china/freedom-world/2022.
Фунг, К. 2022. «Президент Китая предупредил Байдена, что демократия умирает: «У вас нет времени»». Newsweek , 27 мая. https://www.newsweek.com/joe-biden-naval -academy-speech-china-democracy-warning-1710966.
Хояма Т. и Фанг А. 2021 г. «Может ли Байден вернуть США в ТТП? Это имеет значение? 2 эксперта объясняют». Nikkei Asia , 1 апреля. объяснять.
Ху З. и Хан М.С. 1997. Почему Китай так быстро растет? Вашингтон, округ Колумбия: Международный валютный фонд.
Кеннеди, Дж. Ф. 1962. «Выступление во время кубинского ракетного кризиса». Выступление, Вашингтон, округ Колумбия. 22 октября. Библиотека Джона Ф. Кеннеди и Президентский музей. https://www.jfklibrary.org/learn/about-jfk/historic-speeches/address-during-the-cuban-missile-crisis#:~:text=In%20his%20speech%20the%20President, Hope%2C %20вокруг%20в%20мире.%E2%80%9D.
Кухня, К. 2022. «Это путь Apple». Текущее , 8 сентября. https://www.aei.org/articles/this-is-the-apple-way/.
Kurlantzick, J. 2022. «Поддержка Мьянмы Китаем еще раз показывает, что мир разделяется на автократию и демократию». Совет по международным отношениям , 4 апреля. https://www.cfr.org/blog/chinas-support-myanmar-further-shows-world-dividing-autocracy-versus-democracy.
Ленин В.И. 1914. «Практика в национальном вопросе». Глава. 4 в Право наций на самоопределение . Перевод Бернарда Айзекса и Джо Файнберга. Интернет-архив марксистов. https://www.marxists.org/archive/lenin/works/1914/самоопределение/ch04.htm.
Национальный архив. 2022а. «План Маршалла (1948)». Национальный архив. (По состоянию на 13 сентября 2022 г.) https://www.archives.gov/milestone-documents/marshall-plan.
Национальный архив. 2022б. «Доктрина Трумэна (1947)». Национальный архив. По состоянию на 14 сентября 2022 г. https://www.archives.gov/milestone-documents/truman-doctrine.
Канцелярия заместителя министра обороны (контролера). 2022 Тихоокеанская инициатива сдерживания . Апрель. https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/FY2023/FY2023_Pacific_Deterrence_Initiative.pdf.
О’Рурк, П. Дж. 1992. Дайте войне шанс: свидетельства очевидцев о борьбе человечества против тирании, несправедливости и безалкогольного пива . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 13.
Рейган, Р. В. 1983. «Речь Империи Зла». Орландо, Флорида, 8 марта. Мэрилендский университет. https://voicesofdemocracy.umd.edu/reagan-evil-empire-speech-text/.
Шмеманн, С. 1983. «Советы говорят, что у Рейгана «патологическая ненависть»». New York Times , 10 марта. https://www.nytimes.com/1983/03/10/world/soviet-says-reagan-has-pathological-hatred.html.
Сталин Ю. 1946. «Выступление И. В. Сталина на собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы». Выступление, Москва, СССР, 9 февраля. Wilson Center. https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/116179.pdf?v=a831b5c6a9ff133d9da25b37c013d691.
Трахтенберг, М. 2018. «Оценка советских экономических показателей во время холодной войны: ошибка разведки?» Обзор национальной безопасности Техаса 1 (2): 88. doi: 10.15781/T2QV3CM4W.
Данные международной торговли США. 2021. Бюро переписи населения США. (По состоянию на 4 октября 2022 г.). https://www.census.gov/foreign-trade/statistics/highlights/top/top2112yr. html.
ВМС США. 2022. «Тихоокеанский край 2022 официально начинается». Командование США в Индо-Тихоокеанском регионе, 30 июня.
Белый дом. 2022. Индо-Тихоокеанская стратегия США . февраль. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf.
Си Цзиньпин. 2017. «Обеспечить решительную победу в построении умеренно зажиточного общества во всех отношениях и стремиться к большому успеху социализма с китайской спецификой для новой эры». Выступление, Пекин, Китай, 18 октября. China Daily . https://www.chinadaily.com.cn/china/19thcpcnationalcongress/2017-11/04/content_34115212.htm.
Начало холодной войны | Американский опыт | Официальный сайт
‘
Нюрнбергский процесс | Статья
Предоставлено Национальным архивом 25 июля 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, премьер-министр СССР Иосиф Сталин и президент США Гарри Трумэн встретились в немецком городе Потсдам, чтобы обсудить судьбу Германии. Встреча подчеркнула разногласия между союзными державами и подготовила почву для послевоенной «холодной» войны, которая будет вестись в ближайшие десятилетия между двумя мировыми сверхдержавами.
Коммунизм против капитализма
Соединенные Штаты и Советский Союз хотели, чтобы их собственные экономические и политические системы преобладали в районах, оккупированных их солдатами — не только в Германии, но также в Восточной Европе и Азии. Находясь в Потсдаме, Трумэн услышал, что американцы впервые взорвали атомное оружие в Нью-Мексико. «Мы обнаружили самую страшную бомбу в истории мира», — писал президент в своем дневнике. «Это, безусловно, хорошо для мира, что толпа Гитлера или Сталина не открыла эту атомную бомбу», — добавил он. «Кажется, это самая ужасная вещь из когда-либо обнаруженных, но ее можно сделать самой полезной».
Советское содержание
Сразу же баланс сил изменился. Трумэн действовал агрессивно, чтобы обезопасить территории от советского контроля. Когда американо-советские отношения испортились, военные подразделения в Германии стали де-факто границами страны, создав Западную и Восточную Германию и разделенный город Берлин. В 1946 году проживающий в России офицер дипломатической службы США Джордж Кеннан отправил в Вашингтон сообщение, позже известное как «длинная телеграмма», в котором объяснялась враждебность СССР по отношению к Западу. По словам Кеннана, Сталину нужно было поверить в победу коммунизма над капитализмом, чтобы узаконить свою кровавую диктатуру. Он сделает все возможное, чтобы подорвать позиции крупнейших западных держав, но не рискнет большой войной. Наблюдения Кеннана привели к американской политике сдерживания Советского Союза, которая была формализована в Доктрине Трумэна от 12 марта 19 года.47. Трумэн оказал помощь Греции и Турции и начал всемирную борьбу против советского коммунизма.
Железный занавес
Со своей стороны, Сталин начал создавать то, что Уинстон Черчилль назвал бы «железным занавесом». «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, — говорил Черчилль, — железный занавес опустился на весь континент. За этой линией лежат все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена. , Будапешт, Белград, Бухарест и София. Из того, что я видел у наших русских друзей и союзников во время войны, я убежден, что нет ничего, что они так восхищались бы, как сила, и ничего, к чему они питали бы меньше уважения, чем военная слабость». Советы стремились создать буферную зону между своей страной и Германией.
План Маршалла
СССР также потребовал, чтобы Германия выплатила военные репарации для восстановления разрушенной советской инфраструктуры. В другом подходе госсекретарь США Джордж Маршалл предложил «Программу восстановления Европы», известную как план Маршалла, в соответствии с которой европейским странам были выделены миллиарды долларов, «чтобы обеспечить появление политических и социальных условий, в которых институты могут существовать. » Когда США влили в Европу миллиарды долларов, восстановление экономики Западной Германии спровоцировало более широкое восстановление Европы. Советы рассматривали это развитие событий как капиталистический заговор с целью вовлечь восточноевропейские страны в американскую сферу влияния. Еще одним свидетельством того, что Советы сотрудничали с целью не допустить их в Восточную Европу, было создание Организации Североатлантического договора (НАТО), образованной в 19 году.49 «для защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и верховенства закона».
США в Европе
Четыре армейские дивизии Соединенных Штатов были размещены в Европе, чтобы служить ядром сил НАТО. НАТО означало, что Соединенные Штаты больше не могут оставаться изолированными от европейских дел. Европейские дела велись под американским «ядерным зонтиком», который сдерживал любое советское искушение атаковать. Одно за другим лояльные Москве коммунистические правительства захватили власть в Польше, Венгрии, Румынии и Болгарии.