Русский стиль в одежде — богатство и роскошь русских традиций

Этнический стиль одежды включает в себя богатый перечень национальных направлений. В многоцветном списке яркой привлекательностью и самобытным исполнением выделяется русский стиль. В одежде актуального тренда характерной приметой считается органичное соединение народных мотивов с новейшими тенденциями мировой моды. Практически все современные кутюрье при создании очередных коллекций не обходят своим вниманием выразительный и колоритный стиль.

 

Исторические основы актуального тренда

 

 Русская мода начала свое победное шествие по миру почти сто лет назад. Толчком к этому послужили революционные события 1917 года. В результате великих преобразований масса людей была вынуждена оставить историческую родину и отправиться в далекую неизведанную эмиграцию. Кроме фамильных драгоценностей состоятельные люди вывозили также гардеробы, наполненные богатыми нарядами в традиционном русском стиле.

 Многообразие ярких красок, необычные фасоны платьев, удивительные головные уборы и прочие эффектные элементы народного костюма привлекали внимание европейцев и вызывали неподдельное восхищение и восторг.  Russian style плавно перекочевал во все сферы жизни. Использование самобытного колорита в гостиницах, ресторанах, на подмостках сцены считалось хорошим тоном.

 В европейскую моду вошли  прямые одежды, украшенные фольклорными узорами. Мужские косоворотки, пестрые шали, высокие кокошники выбирали даже самые известные люди. Марлен Дитрих и Грета Гарбо использовали в своих нарядах декорирование драгоценными камнями бисерную и вышивку в духе русских мотивов.

 Окончательное утверждение стиля в 20-е годы прошлого века произошло благодаря появлению у русских дизайнеров модных домов в Европе. Здесь витал исключительно  национальный дух, поддерживаемый дворянскими выходцами из России.

 

Русский стиль в женской одежде – красота и практичность

 

Суровый климат требовал от людей надевать на себя множество разнообразных вещей. 

  • Нижняя рубашка – обязательный элемент костюма для женщин и мужчин. Льняные изделия шили свободными, не стесняющими движений. Сорочку полагалось подвязывать пояском.

  • Понева – нижняя сборчатая  юбка, плотно обхватывающая талию. Создавала дополнительный объем и утепляла.

 

  • Сарафан или платье – основная верхняя одежда для женщин. Свободная линия кроя, расширяющаяся от груди книзу, скрывала очертания силуэта. Одежду шили из хлопка, льна или шерсти.

 Сверху надевали душегреи, кофты, набрасывали на плечи шали. Многослойная одежда обеспечивала комфорт и хорошо согревала тело.

 В дождливую погоду выбирали епанчу – суконный плащ без рукавов. От морозов надежно защищали шубы, которые носили представители всех слоев населения. Простой люд шил одежду из овчины или зайца. Знать надевала на себя соболей, чернобурку, куницу. Шубы были длинные и тяжелые с широким круглым воротом. Их носили мехом внутрь, сверху покрывая плотным сукном, бархатом или парчой.

 Руки закрывали от холода вязаными или меховыми рукавицами. Дома на голове женщины носили кокошники. Отправляясь на улицу, сверху повязывали платки или надевали круглые меховые шапки.

 

Современная одежда с элементами русского стиля (Фото)

 

 Типичными символами национального направления считаются матрешки, хохломская роспись, посадские шерстяные шали, оренбургские пуховые платки.  Они дают основу для воплощения дизайнерской мысли в современной одежде.

 

Стилистические наряды включают в себя немало традиционных элементов russian style:

  • Фасоны. Крой русской одежды направлен на создание максимального удобства и комфорта. Для него характерны юбки прямые или похожие на колокол, длинные сарафаны на широких бретелях, платья с завышенной линией талии. Все ткани только натурального происхождения: хлопок, лен, шелк, шерсть.

 

  • Детали костюма. Воротники используют преимущественно округлой формы отложные. Рукава узкие прямые или короткие пышные в виде фонариков. Нередко используют баску, пояса-шнуровки, тесемки в виде застежек.

  • Цвета. Наиболее эффектно выглядит сочетание белого с красным и всеми его оттенками. Актуальны также зеленые, черные, желтые, золотистые краски.

 

  • Рисунки. Фольклорная тематика предоставляет неограниченный простор для дизайнерской фантазии. Одежда в русском национальном стиле, расписанная цветочными узорами, древнеславянскими орнаментами, сказочными животными и птицами, неизменно притягивает взор окружающих и вызывает восторг. Особенно эффектно выглядят прекрасные изображения, вышитые цветными нитями, бисером, мелкими камнями, сплетенные тонкими лентами, золотистыми шнурками.

  • Кружева, тесьма, мережка. Предпочтительно использовать отделку ручной работы. Затейливый и сложный узор заметно отличает русский стиль от прочих этнических направлений, делает его уникальным и самобытным.

  • Лоскутная одежда
    (пэчворк) – типичный образец russian style. Экономные русские хозяйки никогда не выбрасывали кусочки тканей, оставшиеся после кроя. Из них создавали наволочки для подушек, разноцветные одеяла, коврики. Сегодня на основе павлопосадских платков можно создавать уникальные модели вещей. Техническая сложность исполнения оправдывается потрясающим результатом.

  • Аксессуары. Отличным украшением стиля являются цветочные венки, пестрые ленты, бусы, браслеты из кожи и дерева. Большой эффект придают образу стилизованные серьги, кокошник, расшитый бисером и камнями. Нельзя обойтись и без использования красочных шалей, платков, накидок. 

 

Как построить модный образ?

 

Современная одежда в русском народном стиле – это наслоение мотивов традиционных узоров и орнаментов на актуальные предметы одежды.

Создавая новый look, совсем необязательно использовать только элементы стилистической направленности. Достаточно разнообразить свой повседневный образ одним-двумя характерными предметами. Например, длинный летний сарафан украсить узорчатой тесьмой и надеть к нему обувь с цветочным принтом.  Можно также дополнить ансамбль несколькими нитями жемчужных бус и подобрать сумочку в тон основному цвету платья.

 Выстраивая очередной модный образ, не забывайте, что главный принцип русского стиля – это женственность и целомудрие. Поэтому лучше откажитесь от брюк, открытой и облегающей одежды. Красота женщины должна преподноситься с достоинством и скромностью.
 

И напоследок

 

 Дизайнерская одежда в русском стиле актуальна во всем мире и до сих пор. Под влиянием национальных особенностей создается множество новых моделей одежды, украшенных своеобразными деталями, рисунками и орнаментами. Многие известные кутюрье современности не устают черпать свое вдохновение в народных традициях, подаренных нестареющим русским стилем.

 

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

cutur.ru

Современный народный костюм - Фотогалерея — Славянская культура

Современный народный костюм21871 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21870 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21869 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21868 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21867 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21866 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21865 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21864 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21863 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21862 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21861 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21860 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21859 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21858 Сергей Рыбин

Современный народный костюм21857 Сергей Рыбин

slavyanskaya-kultura.ru

Исследовательская работа " Поэзия народного костюма в современной одежде"

учитель технологии

Научный руководитель:

Ответственный за корректуру текста работы

Гапоненко Людмила Геннадьевна

e-mail, контактный телефон

Аннотация

Ясницкая Вера Олеговна

г. Ачинск, МБОУ СОШ №17, 6 в класс

«Поэзия народного костюма в современной одежде»

руководитель: Гапоненко Людмила Геннадьевна, учитель технологии

научный руководитель:

Цель исследовательской работы: выявить влияние русского костюма на современную одежду и определить актуальность такой одежды для жительниц города Ачинска.

Методы проведенных исследований: анализ литературы, анкетирование.

Основные результаты исследования: проведено анкетирование среди жителей города Ачинска; выявлено влияние русского народного костюма на современную одежду


ВВЕДЕНИЕ

Создание модного костюма – одна из главных задач индустрии моды. Главное в создании образа – это новизна решений, а новизну мы обычно рассматриваем как одну из существенных сторон моды. Но, как гласит пословица: « Новое - это хорошо забытое старое».

« Вся мода сегодняшнего дня - исключительно ретро. Вы не найдете ни одной марки, которая предложила бы Вам что-то кардинально новое.. » [8, 1] Современная мода играет со старым, имитирует новое через прошлое. Возвращение «прошлых мод» и их стилизация - является главной тенденцией современной моды.

Сегодняшняя мода перемещается не только из города в город, но и из страны в страну так быстро, что цикличность моды уже не изменяется годами, она изменяется неделями. Зная об этом, многие модницы стараются сохранить устаревшие вещи своих бабушек и мам, чтобы однажды снова достать их, когда мода сделает очередной виток.

Время от времени, мир Высокой Моды вдруг, ни с того, ни сего, начинает обуревать большая любовь ко всему русскому. Что побуждает дизайнеров взяться именно за русскую тему, так и остается загадкой. Как относятся к такой одежде простые русские люди?

Данная работа является попыткой выявить влияние русского стиля на современную одежду. В основу работы положены знания по русскому народному костюму. В пределах города Ачинска подобные исследования не проводились.

Поэтому, цель исследования: выявить влияние русского народного костюма на современную одежду и определить актуальность такой одежды у жительниц города Ачинска.

Задачи исследования:

  • Изучить особенности русского народного костюма;

  • проанализировать моду 2010-2011 годов;

  • установить взаимосвязь между современной одеждой и русским

народным костюмом;

  • подготовить и провести анкетирование;

  • выявить предпочтения в одежде с элементами русского народного

костюма для жительниц города Ачинска.

ГЛАВА I. РУССКИЙ СТИЛЬ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

§ 1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Начиная с глубокой древности, человек, живший среди природы, начал создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которые должны были оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Много таких символов в вышивке русского народного костюма. Особое значение придавалось вышивке по горловине, по краям рукавов, по подолу. Ряды орнамента выглядят, как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная вышивка. Дивные узоры живут в крестьянской вышивке – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орел, и конь, и фигура женщины - берегини. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Часто в вышивке можно встретить разветвленное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это дерево жизни. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода. Солнце принимало изображение коня. Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия (Приложение 1).

Основные цвета в одежде русского народного костюма: белый и красный. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому. А также использовались такие цвета, как зеленый (растительность, жизнь), черный (земля), золотой (солнце), синий (небо, вода).

Обязательной деталью костюма были пояса, в северных районах их называли покромками , опоясками. Без пояса одежду носить запрещалось. «Распоясался», означало, что поведение человека не соответствует общепринятым нормам поведения. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины - кожаный. Тканые пояса для рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подпоясывали кушаками. Существовало два способа подпоясывания: высоко под грудью ли низко под животом. Женщины завязывали пояс с левой стороны (Приложения 2, 3).

Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди. Помимо ткани использовали для одежды кожу (овчину), мех.

В женской одежде выделяется четыре четко выраженных комплекса: рубаха с поневой и головным убором сорокой, рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с юбкой-андараком и платьем-кубельком. Первые два – основные. Два последних в XIX веке имели ограниченное бытование. Комплексы отличались друг от друга составными частями, особенностями кроя и декора. К началу XX века наиболее распространенными были два комплекса: южнорусский с поневой и северорусский с сарафаном. Популярным стал также комплекс юбки с кофтой.

Южнорусский комплекс, более древний по происхождению, состоял из длинной холщовой рубахи, поверх которой замужние женщины надевали набедренную одежду – поневу. Непременной принадлежностью этого комплекса был передник (занавеска, запон). Далее следовала нагрудная одежда, спускавшаяся чуть ниже пояса и имевшая самые различные названия: насов, навершник, шушун, сукман, шушпан.

Особое значение имел женский головной убор. По нему можно было определить возраст женщины и ее статус. Женщины должны были прятать волося под кокошник. « Кокошь», от слова- курица. В разных районах они назывались по-разному. Молодая женщина, только что вышедшая замуж, до появления первеца должна была носить рогатую кичку, символизирующую плодородие. (Приложение ) Девушки носили разного типа повязки, открывающие волосы (Приложение 4).

Комплекс с сарафаном, или северорусский, бытовал не только на Русском Севере и в центре, но и в районах Поволжья, Урала, в Сибири, в некоторый местах западных и южных областей. Он состоял из рубахи и длинного сарафана. Поверх сарафана надевали душегрею – короткую нагрудную одежду на лямках, в холодное время – шугай в талию с рукавами и воротником. С таким костюмом девушки носили повязку или венец, а замужние женщины – цельный жесткий головной убор – кокошник (Приложение 2).

Женский комплекс, состоявший из рубахи и полосатой, реже клетчатой юбки-андорака (сукни, сукманки), не был типичен для русских в целом. Он получил локальное распространение в отдельных уездах и селах.

Другим не менее своеобразным явлением представляется женский костюм, характерный для казаков бассейна Дона и Северного Кавказа, с распашным платьем-кубельком, испытавший непосредственное влияние местного населения. Его носили поверх рубахи, часто с вязаным колпаком. С середины XIX столетия он вытесняется другими типами одежды, в особенности юбкой с кофтой.

Издавна основой женского и девичьего костюма была рубаха. По всей территории России носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани. Рубахи были цельными и составными. Цельные шились из четырех продольных полотнищ холста и носились главным образом девушками. Для XIX века типичны рубахи из двух частей, соединенных швом по талии или несколько ниже. Верхнюю их часть – «рукава», «воротушку», «грудку», «оплечье» (северные области) или «стан», «станушку» (на юге) – делали из тонкой и нарядной ткани. Нижнюю часть – «подставу» – из домотканого грубого холста. Известно несколько конструктивных типов русских женских рубах, среди которых наиболее распространенными были рубахи с «поликами» (прямыми или косыми) – плечевыми вставками, расширяющими их верхнюю часть и ворот. Они пришивались либо по основе, либо по утку. Полики выкраивались отдельно или вместе с рукавами (слитные полики). Помимо подобных, бытовали также редкие в XIX веке туникообразные рубахи, в качестве локального варианта – рубахи с воротушкой (круглой вставкой у ворота) и возникшие под влиянием города разнообразные рубахи на кокетке (рис.1).

Рис.1. Русские народные рубахи. Типы конструкций:

а – с прямыми поликами, пришитыми по утку; б – с прямыми поликами, пришитыми по основе; в, г – «бесполиковые»; д – на кокетке; е – с «воротушкой»; ж – с косыми поликами; з – туникообразная; и – «долгорукавка»

Форма рукава могла быть различной. Они делались прямыми или сужающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, свободными или сборчатыми, с ластовицами или без них, собранными под узкую обшивку или на широкий, украшенный кружевом манжет. В свадебной и праздничной одежде встречались рубахи-долгорукавки, имевшие рукава до двух метров длиной, с клиньями, без сбор (Приложение 3).

В южных районах страны обязательной принадлежностью замужней женщины была понева, надеваемая поверх рубахи. Она состояла, как правило, из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани преимущественно темно-синего, серого, черного, или темно-красного цветов, сшитыми боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку.

По покрою поневы разделяют на несшитые «распашные» и глухие «поневы с прошвой». Прошвой называют вставленное между тремя полотнищами четвертое, как правило, фабричной однотонной ткани. Помимо покроя, поневы различались, способами орнаментации и манерой ношения. К началу XX века в ряде мест они либо вытеснялись сарафаном, либо изменяется крой, приближающий ее к юбке.

Комплекс с сарафаном распространился на обширной территории, вытеснив в отдельных районах комплекс с поневой. Сарафан – длинная плечевая одежда без рукавов.

По своему покрою сарафаны были весьма разнообразны. Среди них можно выделить четыре наиболее типичных типа: косоклинный глухой сарафан; косоклинный распашной сарафан или со швом спереди; прямой, собранный на обшивке сарафан с лямками и сарафан с лифом.

Самым древним из них является глухой косоклинный сарафан. Его шили из перегнутого по плечам полотнища ткани, а по бокам вставляли слегка скошенные или продольные клинья. Такой сарафан часто называли «саян», «ферязь», «глухарь», «скман», «дубас» (рис. 2а).

Косоклинный распашной сарафан был широко распространен. Распашным он называется потому, что его перед состоит из двух, а не одного, как в глухом, полотнищ ткани, соединенных застежками на пуговицах или сшитых и имеющих чисто декоративную застежку. Бока расширены дополнительными клиньями, придающими силуэту трапециевидную форму. По расположению клиньев внутри этого типа сарафана выделяют его всевозможные разновидности (рис. 2б).

В допетровские времена носили круглый или прямой сарафан на лямках. Основной признак – цельные прямые полотнища, собранные вверху в мягкие складки или сборку (рис. 2в).

Сарафан с лифом отличается от предыдущего типа тем, что прямая сборчатая юбка делалась короче и у талии пришивалась к лифу. Более поздняя форма – сарафан с лифом на кокетке, который распространился под влиянием городской моды (рис.2г).

а б в г

Рис. 4. Типы сарафанов: а – туникообразный; б – косоклинный;

в – прямой, собранный на обшивке; г – с лифом

Женский крестьянский костюм повсеместно включал передник, который по своей конструкции различался на несколько типов. Один из них – надеваемый через голову туникообразный передник с рукавами или узкими проймами – обычно входил в комплекс с поневой и бытовал, главным образом, в центральных и южнорусских губерниях под названием «занавеска», «запон». В костюме девушек он был единственным дополнением к рубахе. С сарафаном обычно носили другие типы передников. Один из них крепился завязками выше груди, другой – запон с грудкой или нагрудкой – завязывался на талии и дополнительной тесьмой на шее. Кроме того, с конца XIX века широко применялся передник («передница», «фартук»), укреплявшийся на талии.

Важной, а подчас и обязательной составной частью нарядного женского костюма была плечевая (нагрудная) одежда, которую носили преимущественно в осенне-весенний период поверх рубахи, поневы и передника. В южных губерниях это были туникообразные нагрудники, напоминавшие рубаху, но более короткие, чем она. Единообразные по покрою, они различались по материалу, вырезу ворота, наличию или отсутствию рукавов, клиньев, длине, количеству и цвету украшений. Помимо туникообразных на юге России встречаются и распашные навершники. В отличие от первых, часто подпоясанные, они носились без пояса. Известен также и третий тип плечевой одежды – на лямках. Он имеет трапециевидную форму и доходит до талии, напоминая северные душегреи. В северных районах были распространены душегреи, которые назывались также коротена, перо, епаничка, полушубок. Епаничка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По покрою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем. В холодную погоду надевали душегрею с рукавами. Такую одежду кроили с отрезной или выкроенной спинкой, от талии закладывали частые сборы, передние полы были целыми или отрезными.

В качестве материала для обуви использовали шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили – стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такую обувь называли поршни. Кожаная обувь похожая на поршни, но не морщенная , а сшитая, с подшитой подметкой, называется коты, их носили и женщины и мужчины и в будни и в праздники. Кожаную обувь с высокими голенищами (сапоги) – чоботы, шили сначала без каблуков, его заменяла подковка на пятке. Также носили бахилы- подметка к ним пришивалась изнутри. Они были широкие и неуклюжие.

Все вышеописанное носили и женщины и мужчины, но была и чисто женская обувь. К ней относились башмачки- черевички с низким голенищем. Но наиболее распространенной обувью были лапти. В дождливую погоду к лаптям привязывали дощечку- подошву. С лаптями и другой низкой обувью носили онучи – длинные узкие полоски ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками – гасниками. Зимой носили валенки (Приложение 5).

Русский народный костюм окончательно сложился в 17 веке. Именно с этой поры крестьяне стали хранителями традиций русской национальной одежды. Народная одежда являлась одним из компонентов обрядов и обычаев, а также несла обереговые и социальные функции. Не смотря на исторические и географические различия, русский костюм, в целом, содержит общие характерные особенности. Каждая область имела свой вариант костюма. Все они отличались друг от друга, но при этом, имели общие черты.

Цвет в русском национальном костюме эмоционально воздействует на людей. Тайна этого воздействия была давно раскрыта нашими предками.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства» [ 5, 14]

§2. РУССКИЙ СТИЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ

«Русское» влияние на европейский костюм началось в 18 столетии. С тех пор, время от времени, оно будоражит Европу: французский реформатор моды Поль Пуаре, после поездки в Россию, в 1912 году, создает коллекцию моделей «Казань»; в 1914 году в модных журналах Парижа появляются первые головные уборы в форме кокошников и мотивы русской народной вышивки; в 1920 годы русские мотивы, наряду с египетскими и африканскими появляются в моделях французских модельеров – Шанель, Ланвэн, Пату и других. Русский стиль получает признание на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в 1925 году, в Париже; Гран-при «За национальную самобытность в сочетании с современными направлениями» присуждается моделям Надежды Ламановой, первой советской женщины – модельеру. [ ] В 2001 -2002 годах русские мотивы прослеживаются в огромных шапках от Диора, казачьих папахах от Пьера Бальмоно, кафтанах с меховой оторочкой в коллекциях Валентино. Есть даже целые коллекции, выстроеные на стиле «А-ля рюсс».

Последняя волна любви к русскому стилю поднялась в 2005 году. Русский стиль давно привлекает именитых кутюрье и вдохновляет их на создание великолепных коллекций. Так на показе осенне-зимней коллекции 2006-2007 Jean Paul Gaultier были представлены вязаные платья, жакеты и пальто, отделанные шикарными мехами. Видимо, "русское настроение" дизайнера было столь велико, что даже в следующем осенне-зимнем сезоне 2007-2008 были представлены модели, дополненные кружевом и вязаными цветами (рис.3).

 

Рис.3

Не оставил без внимания "русский стиль" и Christian Lacroix в своей коллекции 2009-2010 года (рис.4а)

Рис.4а

Для зарубежных дизайнеров, Россия – это экзотика. В их коллекциях отражено скорее впечатление от матрешек, кокошников, муфт, платков.

Некоторые отечественные дизайнеры достаточно интересно обыгрывают в своих коллекциях русскую тематику. Например, наряды Дарьи Разумихиной из коллекции

« Рисунки Кулибина» (рис 4б), Другие идут по пути зарубежных модельеров, беря за источник вдохновения арбатские ларьки, и воспринимая нашу культуру глазами иностранцев.

рис.4б

Русский стиль – это национальная метка в одежде. Кружево ручной работы, вышивка крестиком, набивные цветочные рисунки и сложный орнамент, платки, отделка мехом – все это русский стиль.

Стиль непосредственно связан с модой, но существенно отличается от нее, прежде всего, тем, что мода представляет собой постоянную изменчивость, тогда как стиль характеризуется постоянством и устойчивостью.

В мире моды есть пять базовых стилей: классический, спортивный, фантазийный, фольклорный и авангард. Базовые стили в свою очередь делятся на стилевые направления. Стиль навеянный мотивами русского народного костюма, называется русским стилем и является подстилем фольклорного. А фольклорный стиль «любит» простоту. Его неотъемлемой частью считаются натуральные ткани и свободный крой [ 9, 34]

Конечно, говоря о русском стиле нельзя не упомянуть и о российских кутюрье. Тем более что последняя коллекция Вячеслава Зайцева посвящена именно этому стилю.

рис.5а рис.5б рис.5в

Последние несколько сезонов модельеров и дизайнеров одежды вдохновляет загадочная русская душа. Делая попытки  разгадать секрет красоты русской женщины, модельеры снова и снова призывают модниц использовать павлопосадские платки в одежде, надевать блузки и юбки с фольклорными русскими узорами, расписные жакеты  и пальто, отороченные дорогим мехом в стиле «русская барыня»

Национальный костюм всегда обладал необычайной силой долговечности. В любой обстановке он подчеркивает достоинство и элегантность. Наследие народного костюма - это разнообразие вариантов прямого кроя. В прямом крое заключена вековая мудрость народа. Такая одежда пригодна для многих, она скрывает как полноту, так и излишнюю худобу.

Павлопосадский платок и валенки – всегда узнаваемые русские народные мотивы. За павлопосадским платком уже давно охотятся главные модницы мира, достаточно научиться правильно его носить, и он оживит любой самый скучный однотонный комплект. Это в прошлом двадцатом веке русские платки и натуральные войлочные валенки считались  уделом лишь деревенских девушек, сегодня это те национальные специи, которые делают одежду уникальной. "Русский народный стиль" - это поистине и тепло, и красиво.

Платья, сарафаны и  блузки, жакеты, пальто и пончо- это только малая часть перечня верхней одежды (и не только женской!), которую шьют из платков. И список этот  постоянно пополняется новыми моделями и наименованиями. Полет мысли модельеров нашей современности настолько безграничен, насколько безгранично и разнообразие рисунков и орнаментов павлово-посадских платков, донесших до наших дней свою уникальность и неповторимость (рис.5а, 5б, 5в).

Для тех, кто хочет украсить свой повседневный наряд, но не хочет менять кардинально стиль одежды, подойдут русско-народные аксессуары. Платки, интересные серьги, пояса, сумки – при выборе аксессуаров у русской моды нет границ (рис. 6,).

Рис.7

Рис. 6

Judari, которая преуспела в совершенствовании их дизайна. (рис 7)

ГЛАВА II. ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННИЦ

§1. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения данного исследования был применен метод анкетирования женского населения города Ачинска.. Анкета состояла из 3-х вопросов :

    1. Ваш возраст.

    2. Нравится ли Вам одежда в русском народном стиле

-очень нравится

-нравятся некоторые элементы;

- не нравится

    1. Какие элементы в предложенных моделях Вас заинтересовали.

В анкетирование приняли участие мамы и сами учащиеся в количестве 42 человека. Возрастной состав - от 14 до 46 лет.

Участникам было предложено просмотреть 18 моделей одежды в русском стиле и письменно ответить на вопросы.

§2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

нравятся элементы русского народного костюма 62 %

очень нравятся 19 %

не нравится одежда 19 %

Те участники, которые относятся к 3-ей группе, несмотря на свое категорический ответ о неприятии одежды в русском народном стиле, отметили свой интерес к некоторым моделям. Это доказывает, что их, как участников анкетирования, можно отнести в 1-ую группу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования был изучен русский народный костюм и его составляющие: покрой, цвет, головной убор, вышивка, обувь.

Русский народный костюм окончательно сложился в 17 веке. Именно с этой поры крестьяне стали хранителями традиций русской национальной одежды. Народная одежда являлась одним из компонентов обрядов и обычаев, а также несла обереговые и социальные функции. Не смотря на исторические и географические различия, русский костюм, в целом, содержит общие характерные особенности. Каждая область имела свой вариант костюма. Все они отличались друг от друга, но при этом, имели общие черты: малорасчлененный мягкий контур; прямой или косоугольный крой изделия и рукавов; преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях и отделке; использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, крупным сложным орнаментом; отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Был проведен анализ современной моды, в результате которого выявлено, что в современном костюме часто просматриваются элементы народного. Многие дизайнеры обращаются к формам, цвету, декору русского народного костюма находя там свое вдохновение. Можно сказать, что не смотря на цикличность моды, русский стиль прочно закрепился в коллекциях как российских, так и европейских дизайнеров.

В ходе выполнения исследовательской работы было проведено экспериментальное исследование на выявление актуальности одежды с элементами русского народного костюма среди жительниц города Ачинска. В качестве методики было выбрано анкетирование, которое показало большой интерес к одежде, выполненной в русском стиле.

Исходя из этого мы можем утверждать, что гипотеза, заключающаяся в том, что одежда в русском стиле актуальна среди женского населения города Ачинска, подтвердилась .

Данная работа представляет большое практическое значение и может быть использована учителями технологии, Изо, МХК, истории, на кружковых занятиях, а также при выполнении творческих проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Дудникова Г.П. «История костюма» - Ростов-на-Дону:Феникс,

2003

2 Ермилова Д.Ю. «История Домов Моды» - М.:Асадема, 2003.

3 Ефимова, Л. В. « Русский костюм. Государственый Исторический музей» –

М. : Советская Россия, 1990. – 312 с..

4 Захаржевкая Р.В. «История костюма» - М.: Рипол классик, 2007

5 Мерцалова М.Н. «Костюм разных эпох и народов» - М.: Легкая

индустрия,1986

6 Нерсесов Я.Л. « Я познаю мир» Энциклопедия :История моды –

М.: Издательство АСТ, 1999

7. Агапова, Л. Костюм Московской губернии / Л. Агапова // Ателье. –

№ – 2006. – С. 44–46

8. http://www.vassiliev.info/

9 http://www.fashionplace.ru

10. Женский журнал «Arabio».RU

Приложение 1

ВЫШИВКА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Приложение 2

ФОТОГРАФИИ ЖЕНЩИН В РУССКИХ НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ

Приложение 2

Приложение 3

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Приложение 4

СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА В РУССКОМ СТИЛЕ

infourok.ru

презентация " Русский народный костюм и современная мода"

Просмотр содержимого документа
«презентация " Русский народный костюм и современная мода"»

Презентация по ИЗО 5 класс.

Составитель Ермакова Л.Л.

учитель ИЗО МКОУ «Дьяконовская СОШ»

Северорусский сарафанный комплекс составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения, обувь

В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник, "навершник" — наплечная одежда типа укороченной рубахи, другие детали и украшения, головной убор "сорока", обувь.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы;

зимой — овчинные нагольные шубы

Традиционные узоры и орнаменты

  • Вышивка
  • Орнамент
  • Аппликация
  • Натуральные материалы
  • Крой
  • Кружево

Сарафаны

Головные уборы- кокошники

Кокошники от

Coco Chanel

В XVlll веке

Валенки

Разработать модель современного костюма с элементами русской народной одежды .

Сегодня я узнал… 

Мне было интересно… 

Мне показалось трудным…

Я понял, что…  теперь я могу…  Я научился… 

У меня получилось …  Дома я попробую… 

Меня удивило… 

  • Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё.
  • Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Список литературы

1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.

2. Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

3. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.

4. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.

5. Интернет ресурсы55. http://festival.1september.ru/articles/511618/

. 5.5 http://festival.1september.ru/articles/511618/

http://festival.1september.ru/articles/511618/

multiurok.ru

Роль национального костюма в современном дизайн-проектировании

На сегодняшний день все ещё актуальна проблема отрыва современного проектирования одежды от традиционного костюма, несущего в себе бесценный многовековой опыт целого народа. До сих пор существует нехватка объективных решений для активизации преемственности и развития традиций народного творчества в современном дизайне. Основной упор зачастую делается на сохранение традиционного искусства как части культурного наследия, без его интерпретации и обновления, что превращает уникальные ценности в мертвый музейный экспонат. Целью данной работы является выявление значения народного костюма для модернизации существующих методов формообразования в современном дизайн-проектировании.

В первую очередь, как указывает О. Хованчук в статье «Национальный костюм и традиционный стиль в современной одежде: Россия и Япония», традиционный костюм сегодня используется как сценическая форма песенных и танцевальных коллективов, широко применяется в театральных постановках и кино [3]. Также среди молодежи набирают популярность реконструкции исторических событий, всевозможные квесты и ролевые игры. Реже элементы народного творчества встречаются в коллекциях именитых дизайнеров – как отечественных, так и зарубежных. Большой популярностью, если брать в пример именно русский народный костюм, у модельеров пользуется образ русской красавицы в традиционном кокошнике и в ярком сарафане. Kenzo, D&G, Valentino, Джон Гальяно, Вячеслав Зайцев, Денис Симачев, Константин Гайдай, Алексей и Анна Бородулины, Алена Лурдье, дуэт Яны и Анастасии Шевченко, Валентин Юдашкин, Алена Ахмадулина, Ульяна Сергиенко – вот неполный список модельеров, вдохновившихся хоть однажды русскими народными мотивами. Пышные юбки, платья в пол, объемные рукава, меха, кружевные и цветастые платки, хохлома, гжель, драгоценная резьба – зачастую именно в виде волшебной сказки понимают «русскость» зарубежные и отечественные дизайнеры.

Однако крой русского народного костюма сам по себе и без пышной орнаментики заслуживает пристального внимания. Впервые в мировой практике к нему, как к функциональной и простой в исполнении одежде, обратилась Надежда Петровна Ламанова – художник-модельер, работавшая в дореволюционной и в советской России, создававшая платья для самой императрицы Александры Федоровны и получившая признание от ведущих европейских модельеров той эпохи. Как упоминают А.И. Коновальцева и Н.М. Воробьева в статье «Художник-модельер Надежда Ламанова – создатель русской школы искусства костюма» [2], деятельность Н.П. Ламановой в послереволюционный период стала отправной точкой для развития швейной промышленности в нашей стране. Тонко уловив схожесть модного в те годы европейского платья и русской рубахи, Н.П. Ламанова сформировала особенный и неповторимый стиль, ставший лучшим примером переосмысления роли народного творчества в промышленном масштабе. В национальном русском костюме Ламанову привлекла целесообразность и упрощенность кроя, безотходность и дешевизна производства, что полностью соответствовало реальным требованиям того времени. Выбор материалов в обнищавшей стране был неказист: суровое полотно, солдатская бязь, ситец. Тем не менее Надежда Петровна сумела по-новому взглянуть на традиционные ткани, обыграть их природную и естественную текстуру. Исходя из возможностей материалов, модели Н.П. Ламановой строились на сочетании простых геометрических форм, что характерно для русской рубахи, косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение столь популярные сегодня низкие проймы, рубашечный рукав, прямой или с ластовицей, и т. д. Совместно со скульптором Верой Мухиной Ламанова издает в 1905 г. альбом «Искусство в быту», ставший отражением концепции «производственного искусства»
20-х гг. Он содержал иллюстрации костюмных ансамблей с подробной инструкцией по их созданию, благодаря чему можно было самостоятельно и без особых растрат сшить современную модную одежду, в основе которой лежали национальные традиции. Оригинальные ансамбли Н.П. Ламановой и В.И. Мухиной, вошедшие в сборник, получили на Всемирной выставке в Париже в 1925 г. Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением.

Россия, как одна из самых многонациональных стран в мире, обладает богатейшим запасом культурных артефактов. Каждый из живущих здесь народов имеет свою уникальную культуру, а соответственно и костюм. Некоторые из них и сегодня носят традиционную одежду, как по особым случаям, так и в быту, не только в силу консервативности понятий и обычаев, но и исходя из её удобства и рациональности. Такие черты как безразмерность, универсальность, многослойность, элементарность кроя, экономный расход ткани характерны для традиционной одежды северных народов России, для народов Северного Кавказа и собственно восточных славян. Каждый элемент национального костюма не случаен и является творческой переработкой накопленного веками опыта: отбиралось все самое практичное, доказавшее удобство в повседневном ношении. В сегодняшнем быстро сменяющемся ритме жизни конструкция народной одежды, удобство которой проверено временем, может стать очень востребованной в виде основы для проектирования промышленных изделий. Традиционные формы костюмов настолько неприхотливы, универсальны и современны, что их можно сочетать с самыми смелыми решениями, соответствующими новым веяниям времени, последним модным тенденциям.

Подобное слияние традиционности и инноваций, как отмечает Р.Х. Чаббаров в статье «Национально-культурные тенденции в современном дизайне и архитектуре», можно наблюдать в японском дизайне [4, с. 202]. Теоретики японского дизайна воспринимают народное творчество и современный дизайн как нечто единое, удачно комбинируя одно с другим. Японские дизайнеры не только «японизируют» любую информацию, поступающую извне, но и привносят в европейскую моду свое видение одежды, формируют новые стили и направления, что позволяет им считаться одними из самых прогрессивных в сфере дизайна-проектирования. Японский модельер Иссей Мияке создает удобные и современные модели одежды из разработанной им самим плиссированной ткани, вдохновившись традиционным японским искусством оригами.

Японский архитектор Кензо Танге уточнил в своих высказываниях значение традиционности в поиске инновационных творческих решений: «Если в моем творчестве или в творчестве моего поколения сохранились следы традиции, то это потому, что мы не смогли еще полностью развить наши творческие возможности и только еще ищем себя. Я бы ни в коем случае не хотел, чтобы мои произведения казались традиционными» [4, с. 205]. Таким образом, он подчеркивает важность правильного понимания роли традиции как базовых принципов, глубоко изучив и постигнув самую суть которых, можно создавать новые ценностные стандарты.

Работу, направленную на изучение и популяризацию народного костюма необходимо проводить не только ради сохранения памяти о культурном наследии, но в целях активного использования полученных знаний в сфере современного дизайна. Вот что отмечает в своей работе «Традиции в историко-культурном развитии народного костюма» Ольга Азарьевна Бакшаева: «Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств народной одежды неотделимы от их переосмысления и обновления. В то же время, творческая трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма» [1, с. 89]. Национальная одежда у нас в стране сегодня, к сожалению, воспринимается как нечто из далекого прошлого, отжившее себя. Традиционный костюм не может выйти за рамки музейного экспоната, сценической, праздничной одежды, которой не место в обычной жизни. Предлагаемые современными дизайнерами вариации народных мотивов тоже не всегда приспособлены для повседневного ношения. Таким образом, потенциал национального костюма, утилитарность и удобство которого отшлифовывались веками, оказывается не раскрытым в современном дизайне, вопрос использования принципов традиционной одежды в современном дизайн-проектировании остается открытым.

7universum.com

Презентация "Русский народный костюм" | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Выполнила : Маковецкая Светлана студентка группы 328 КТЛП, под руководством Боон Е.В.

Слайд 2

История русского народного костюма У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Слайд 3

Русская народная одежда различалась: По назначению Праздничная Будничная Свадебная или венчальная Траурная

Слайд 4

По возрасту. Молодежная одежда Детская одежда Одежда старых крестьян

Слайд 5

Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Слайд 6

Декор Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Слайд 7

Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Слайд 9

Мужской костюм Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканного холста.

Слайд 10

Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Слайд 11

Порты Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Слайд 12

Верхняя одежда Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шубы

Слайд 13

Зипун Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Слайд 14

Кафтан Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Слайд 16

Женский костюм Основными частями женского народного , были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан .

Слайд 17

Женская рубаха Женская рубаха шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решени е.

Слайд 18

Передник Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Слайд 19

Сарафан Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани - синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.

Слайд 20

Косоклинный сарафан, украшенный цветной полоской и оловянными пуговицами - основа девичьего костюма – Московской губернии XIX в. Крестьянки Орловской губернии носили: домотканную холщевую рубаху со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понёва с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор – «сборка» - с платком сверху. Сарафан

Слайд 21

Понёва По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.

Слайд 22

Верхняя одежда Верхней женской одеждой была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу. Запона

Слайд 23

Душегрея Короткой верхней распашной одеждой была душегрея , которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Слайд 24

Летник Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Слайд 25

Шубка Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Слайд 26

Телогрея Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками .

Слайд 27

Головной убор В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.

Слайд 28

Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы повойником их тонкой или шелковой сетки. Повойник состоял из дна околыша, который туго завязывался сзади. Поверх него носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой. Повязка Сорока Сборник

Слайд 29

Обувь Женской обувью служили кованые полусапожки , которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. Украшения В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги .

Слайд 30

Русский костюм XIX в. В конце XIX в. В народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочатся с требованиями городской моды.

Слайд 31

Кофта шьется с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая юбка – иногда с оборкой по подолу. Для будничной одежды использовали ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной – шелк, шерсть или их смеси .

Слайд 32

Мужской костю м состоял их ситцевой рубахи – косоворотки, надеваемой навыпуск и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука. Все это шили уже из покупных тканей фабричного производства. Таким образом, традиционная форма костюма, сохраняя народные элементы, все же начинает тяготеть к новым стандартным формам, утверждающим практичность, удобство и целесообразность. Эти особенности одежды и выдвигаются ни первый план в последующие годы.

Слайд 33

Стилизация русского народного костюма

nsportal.ru

Русский народный костюм сегодня: развитие традиций или конструирование образа?

Изучение народного костюма – «классически» этнографическая тема в отечественной науке XIX – первой половины XX века. Исследования в области традиционного костюма разных народов продолжаются до сих пор, хотя по интенсивности и уступают многим иным темам. После создания ряда обобщающих трудов по русскому традиционному костюму Европейской России и Сибири [1; 9; 12], тема, по большому счету, перестала привлекать к себе активное внимание специалистов – этнографов и искусствоведов. Способствует этому, вне сомнения, и то, что русский традиционный костюм практически вышел из употребления, а его изучение все чаще сводится к архивным и музейным изысканиям.

Этнографическое исследование костюма опирается на определенные принципы, выработанные еще корифеями этой темы [5; 6; 7; 9]. Костюм чаще рассматривается не как целостная совокупность предметов, а по элементам, которые обязательно классифицируются и типологизируются. Важнейшим критерием анализа элементов традиционной одежды является крой, а особенности материалов, из которых изготовлены изучаемые вещи, и элементы декора учитываются как дополнительные сведения. Еще В.В. Богданов писал, что одежда является ценным источником для изучения этнической истории народа, и это на долгие годы стало основной целью изучения одежды [3, с. 131]. Во второй половине XX в. в основу выделения этнографических групп русских были положены особенности культуры, среди которых важное место занимали различия в комплексах одежды. Только в поздних работах Г.С. Маслова начала рассматривать одежду как значимый элемент духовной культуры, развив таким образом идеи, сформулированные еще в первой половине XX в. [2; 4].

Однако интерес к костюму в настоящее время далеко выходит за рамки его научного изучения. Русская народная одежда оказывается в центре внимания активистов и рядовых участников фольклорного движения, «ролевиков»-реконструкторов самого разного толка и т.д. Именно эти люди остро нуждаются в материалах по костюму и предъявляют к нему особые требования: все представленные в литературе сведения должны быть настолько полны и ясны, чтобы пользуясь ими как инструкцией, можно было сшить костюм. Очевидно, что тексты, созданные в рамках описанной выше научной традиции, им не подходят, поскольку из разрозненных элементов трудно собрать цельный костюм. К тому же книги по традиционному костюму, как правило, малодоступны даже в крупных городах, за исключением, может быть Москвы, Санкт-Петербурга и, в Сибири, Новосибирска. Популярные материалы довольно далеки от научной традиции (фотоальбомы, публиковавшиеся в 1980-х гг., научно-популярные брошюры 1990-х гг.). Стремясь достичь своей цели, заинтересованные лица сами начинают изыскания в области народного костюма. Часть из них пытается получить нужную информацию, проводя полевые исследования [см., напр.: 13; 14], кто-то предпринимает сравнительное изучение доступной литературы. В Интернете сейчас появилось достаточно большое число сайтов, на которых выложены рекомендации по созданию русских и древнерусских костюмов [10; 11].

Казалось бы, что эта социокультурная ситуация далека от традиционной культуры, которая является объектом изучения этнографии. Однако опыт показывает, что поиски источников для создания костюмов в большинстве случаев бывает недолгим и люди, нуждающиеся в нем, начинают поиски «внутри» себя. Эту ситуацию я могу описать, опираясь на наблюдения, сделанные в годы преподавания курса истории русского костюма для студентов факультета культуры и искусств Омского государственного университета. Эти студенты готовятся стать руководителями фольклорных коллективов и имеют опыт участия в них. В преподавательских целях проводился и мониторинг костюмов, которыми пользуются участники омских народных коллективов разной направленности в 1990–2000-х гг.

«Поиском внутри» себя я называю обращение к тем образам народного костюма, которые складываются у молодых людей. Анализ этих образов показывает, что они формируются под влиянием личного опыта использования русских костюмов, складываются из элементов костюма героев киносказок и мультфильмов, иллюстраций к книгам. Старые фотографии, хранящиеся дома, также зачастую являются источником образа. Многие молодые люди приходят в народные коллективы, повторяя путь своих старших родственников. Детские впечатления о выступлении на сцене родителей, бабушек и дедушек также определяют тот образ, который становится для молодых людей «исконно русским».

Анализ собранных материалов о современном сценическом русском народном костюме показывает, что он далек от подлинных образцов. В основе такого костюма лежит набор повторяющихся элементов: белая рубаха, сарафан, душегрея (телогрея), кокошник или лента – у женщин, рубаха-косоворотка, пояс, штаны-порты, часто заменяемые брюками, и фуражка у мужчин. Широко распространено мнение, что русский народный костюм строился на базе двух основных цветов – белого и красного, отчего многие коллективы используют в основном эти цвета, а фольклорные праздники превращаются в бело-красное действо. Набор этих постоянно повторяющихся элементов, хорошо усвоенных современной культурой, можно назвать национальным костюмом – известным всем и ассоциирующимся с русской традицией.

В последние годы заметен рост «состоятельности» народных коллективов. Появляется желание выделиться среди других исполнителей и начинается поиск новых вариантов костюма. Например, в Омске среди фольклорных исполнителей вошли в моду новые элементы костюма – шамшуры у женщин, коруны у девушек, которые шьют, ориентируясь на старые образцы, из современных материалов (фото 1, 2). Для изготовления костюмов все чаще используют дорогие современные материалы. Такой костюм многими исполнителями воспринимается не только как сценический, но и как выражение их «русскости», свидетельство определенного образа жизни, часто определяемого словами «воцерковленность», «традиционность» и т.п. Многие из этих людей носят русский костюм как праздничную и даже повседневную одежду, используют ее как современную обрядовую (например, свадебную, фото 1), шьют для своих детей. Интерес к народному костюму (кстати, не только русскому) подкрепляется проведением специальных семинаров (в Омске его проводит Сибирский культурный центр), организацией конкурсов мастеров народного костюма и т.д.

Создатели современного русского костюма проявляют особый интерес к комплексам, не представленным в национальном костюме. Все чаще можно видеть на сцене поневный комплекс, поздний костюм (чаще «парочки») у женщин, в мужском костюме широко представлены уникальные предметы одежды (например, «поляцкая» рубаха, фото 3) и декора (шляпы-гречневики, украшенные цветами и лентами, и т.п.). Обычно использование таких костюмов никак не соотносится с их региональной и возрастной привязкой, а на сцене могут оказаться рядом исполнители в костюмах самых разных регионов России. Основанием для выбора копируемой модели чаще всего бывает их красота и необычность, реже – воспоминания о происхождении предков (сейчас уже в 4–5 поколениях) из тех или иных мест.

Таким образом, уже в наши дни сложился современный народный костюм, порой далекий от этнографических образцов, не имеющий прямой связи с костюмом традиционного общества, но позиционируемый создателями как «подлинно народный». Процесс вторичного обретения народного костюма характеризует нашу эпоху, демонстрируя определенные социокультурные процессы, которые можно назвать на нынешнем этапе конструированием образа. И, конечно, интерес к народному костюму – только наиболее заметная часть процессов обращения к народной традиции в более широком плане.

Источники и литература

1. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, 1995. 224 с.

2. Богатырев П.Г. Функции костюма в Моравской Словакии // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 297–368.

3. Богданов В.В. Из истории женского южновеликорусского костюма // Этнографическое обозрение. 1914. № 1–2. С. 141–151.

4. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головного убора // Советская этнография. 1933. № 5–6. С. 76–88.

5. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР // Сборник Музея антропологии и этнографии. 1949. Т. XII. С. 5–42.

6. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia. Praha, 1926. R. 5. S. 2. C. 303–328; S. 3. C. 533–556.

7. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. М., 1926. Ч. I. Женская одежда: рубаха, понева и сарафан. 144 с.

8. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984. 216 c.

9. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. серия. М., 1956. Т. XXXI. С. 541–757.

10. Русский наряд: традиция против моды [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://narjad.narod.ru/index.htm.

11. Сарафаны. Русский народный костюм с выкройками и схемами [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://sarafany.narod.ru/index.html.

12. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск, 1997. 152 с.

13. Экспедиции // Дербеневка – фольклорно-этнографический центр [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.derbenevka.com/index.php?i=eksped.

14. Экспедиции // Фольклорно-этнографическая студия «Терем» [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.terem.msk.ru/exped.html.

М.Л.Бережнова.
Омск, государственный университет
Источник: http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1034

russkie-kostumy.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *