Нельзя бронировать современный корабль » Военное обозрение

Публикуемые статьи о корабельной броне пишутся неспециалистами, которые не знакомы с понятием метацентрической высоты, остойчивости и центра тяжести корабля. В результате все выводы далеки от реальности. Повесим тысячи тонн брони и поплывем. Килем вверх.


Утверждают, что бронепояс выдержит попадание ракеты. Все, кто так говорят, не понимают, что у старинных кораблей бронепояс был в виде узкой “полоски” вдоль ватерлинии. Если поднять его выше — корабль немедленно опрокинется. Поэтому защитить весь борт невозможно. Невозможно!

Бронепояс толщиной 100 мм и высотой 5 метров при стометровой длине цитадели весил бы почти 400 тонн! И это только с одного борта. Любители брони полагают, что бронеплиты висят в воздухе. А это не так. Бронированному кораблю потребуется более прочный, а значит, и тяжелый силовой набор: стрингеры и шпангоуты. В итоге получится бегемот размером с линкор. Сдвинуть такую тушу с места — еще та проблема, линкору понадобятся атомные ЭУ колоссальной мощности.

Однажды французы построили такой корабль, со сплошной защитой борта, и назвали его “Дюпюи де Лом”. Несмотря на потуги горе-корабелов, этот “де Лом” едва полз под тяжестью собственного веса. Три паровые машины не могли обеспечить даже 20-узловый ход, крейсер показал на мерной миле всего 19,7 уз. Далеко ли он мог уйти?

Весь его борт, от подводной части до верхней палубы, был защищен 100-мм броней, которая крепилась поверх двойной обшивки толщиной 20 мм. Что бы “Дюпюи де Лом” не опрокинулся, его броню изготавливали из специальной стали низкой плотности, рецепт изготовления которой к настоящему времени утерян, аха-ахаха…

Да простит меня читатель за такое начало. Но, согласитесь, шутка смешная.

Шедевры морской инженерии

Несмотря на протесты современных специалистов, история знает немало примеров сверхзащищенных боевых кораблей. Чьи бронированные по всей площади борта прекрасно сочеталась с адекватными размерами, мощным вооружением и высокой скоростью хода. Простой пример — русский “Измаил”.

Но наиболее интересен “Дюпюи де Лом”. Французский броненосный крейсер конца XIX в., чьи конструктивные “находки” могли бы пригодиться при создании современных кораблей.

Как вы уже догадались, все, что написано в начале статьи — ложь. “Дюпюи де Лом” был одним из самых быстрых крейсеров своей эпохи. Даже быстрее, чем построенная на десятилетие позже “Аврора”.

Но главной особенностью “де Лома” была его феноменальная, даже для той эпохи, защищенность. ВЕСЬ БОРТ — от форштевня до ахтерштевня, от подводной части до верхней палубы был прикрыт 100-мм броневыми плитами, под которыми скрывалась толстая (в два раза толще, чем у современных кораблей) обшивка из мягкой конструкционной стали.


Фантастический облик крейсера дополнялся скошенным назад форштевнем и двумя массивными боевыми башнями надстройки. Форма форштевня была продиктована отнюдь не требованиями технологии “стелс”, а банальным желанием снизить массу носовой части, одновременно устранив опасность повреждения палубы пороховыми газами при стрельбе носовой башни ГК. Аналогичную форму имела корма.

Главной проблемой “Дюпюи де Лома” была не броня, а технологический уровень 1888 года, когда был заложен этот первоклассный корабль.

13 котлов и три паровые машины с трудом выдавали всего 13 тыс. л.с. Для сравнения: типичный эсминец нашего времени имеет на валах до 100 000 л.с.

Если в порядке эксперимента выкинуть ржавую рухлядь и оснастить “де Лом” высокоэффективными дизелями и газовыми турбинами с современной электротрансмиссией, то он бы наверняка преодолел рубеж в 30 узлов.

По аналогичным причинам крейсер обладал неважной мореходностью и страдал от недостаточной остойчивости. Он сильно раскачивался в шторм, неприятно кренился на поворотах и неохотно возвращался на ровный киль. Увы, его создатели не знали об активных успокоителях качки. В 1897 году они догадались оснастить крейсер скуловыми килями, что заметно улучшило его остойчивость. Но из-за слишком слабой силовой установки, скорость “де Лома” упала до 18 уз.

Следующим недостатком были дефекты броневых плит. Впрочем, это проблемы корабелов XIX века.

“Дюпюи де Лом” был гордостью французского флота, он активно использовался в дипломатических целях, демонстрируя технологическую мощь и возможности Франции. Побывал в Германии, в Испании, в России. К сожалению, срок службы кораблей эпохи брони и пара был недолог. Спустя десятилетие “де Лом” морально устарел и в связи с быстрым износом механизмов был выведен в резерв.

Оставаясь единственным кораблем своего проекта, “де Лом” оказался избыточно крут, дорог и дорог для своих задач. Все-таки на конец XIX века силовая установка мощностью 13 тыс. л.с. и восемь башен с орудиями калибра 194 и 164 мм казалась немыслимой роскошью для корабля класса крейсера.

Главное, что нас интересует в этой истории: французским инженерам на допотопных технологиях XIX в. удалось построить корабль со сплошной защитой борта, уложившись в 6700 тонн водоизмещения. При всей своей невероятной защищенности крейсер “де Лом” был в 1,5 раза меньше эсминца! Если бы такой корабль оказался в современном бою, он бы оказался совершенно неуязвим к современным ракетам и средствам воздушного нападения.

Сейчас начнутся возражения насчет отсутствия горизонтальной защиты. Единственная 30-мм броневая палуба “де Лома” проходила в глубине корпуса, ниже уровня ВЛ.

Создатели крейсера просто не видели особой необходимости в установке системы броневых палуб. Не стоит забывать, что у них был свой “головняк” с размещением восьми орудийных башен (две из которых имели 200 мм стенки). В отличие от современных компактных УВП, эти многотонные конструкции возвышались НАД верхней палубой, ухудшая и без того неважную остойчивость.

Проблемы с набором корпуса могли быть решены очевидным образом: включением броневых элементов в силовой набор корпуса, подобно бронекапсуле легендарного Ил-2. Экономия веса на шпангоутах и обшивке — сотни и даже тысячи тонн. Сложность работ компенсируется мощью современных технологий. Кстати, данный технический прием успешно применяли японцы при строительстве своих крейсеров в 1920-е гг., не знавшие о современных композитах, программных пакетах CAD, плазменной резке, перспективных способах сварки и промышленных установках, позволяющих гнуть стальные листы под любым углом, образуя поверхности двойной кривизны.

Крейсер “Дюпюи де Лом” полностью соответствует представлениям об облике высокозащищенного боевого корабля XXI века. Качающийся на волнах бронированный “ящик”, который чихать хотел на попадания в него обломков сбитых ракет, всевозможных планирующих бомб, “Гарпунов”, “Экзосетов” и китайских подделок, расплодившихся по миру в количествах, исчисляемых десятками тысяч штук.

На верхней палубе лишь защищенные водонепроницаемые крышки ракетных шахт и два-четыре зенитных комплекса ближней обороны (“Кортик”/“Фаланкс”).

Единственная заметная деталь — приземистая башня надстройки, с размещенными на её стенах плоскими антеннами, выполненными по технологии ФАР.

Современный корабль способен выполнять большинство задач без радаров. Все “Гарпуны” и “Калибры” наводятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по данным внешнего целеуказания. Потеря всего РЛК никак не повлияет на возможности противолодочной обороны. Связь предельно устойчива к повреждениям: можно оглянуться на “Замволт” и применить выдвижные из корпуса антенны. Наконец, спутниковый телефон, лежащий в кармане у каждого офицера.

С развитием зенитных ракет с активными ГСН, не требующими внешней подсветки, появилась возможность отстреливать ЗУР на самонаведении, по данным других кораблей или радара бортового вертолета. Возможность непосредственного участия в системе ПВО/ПРО кораблей и наведения зенитных ракет изначально заложена в современных самолетах АВАКС (E-2 мод. D) или истребителях F-35.

24 октября 2014 года во время учений было успешно выполнено отражение при помощи ракет SM-6 массированной атаки низколетящих дозвуковых и сверхзвуковых целей, имитирующих соответствующие противокорабельные ракеты. При этом был выполнен успешный перехват сверхзвуковой учебной цели GQM-163А (соответствующей по характеристикам и профилю полета ракете П-270 «Москит» и дозвуковой учебной цели BQM-74). Обе цели были перехвачены во время полета на сверхмалой высоте при загоризонтных пусках SM-6. Сам корабль-носитель не видел учебных целей за радиогоризонтом и выполнил их перехват, используя активные головки самонаведения SM-6.

Поврежденный, но не сдавшийся эсминец может быть по-прежнему использован в качестве плавучего арсенала. Согласитесь, гораздо лучше иметь в составе ордера лишние полсотни ракет и другого вооружения, чем груду обгоревших обломков на дне океана.

Наконец, ничто не помещает ему разрядить до конца свой боекомплект, накрыв противника стаей “Калибров”.

topwar.ru

Современный флот — Корабли и суда мира

Одной из многочисленных достопримечательностей Кельна, а также его своеобразной визитной карточкой является речной теплоход Rhein Fantasie. … Далее »

В мировом судоходстве задействованы множество танкеров, причем разных размеров, но все они не могут делать то, что могут эти современные суда. … Далее »

Большая часть микроорганизмов планеты «живет» в мировом океане и немало из них «скрываются» от нас под морским дном. Из-за экстремальных глубин наука практически ничего не знает о некоторых формах жизни, и именно суда для бурения скважин на сверхглубинах, наконец, помогают проливать свет в этих вопросах. … Далее »

Корабли издавна считаются тружениками океана, ведь они обеспечивают работу во всем мире. В очередной публикации мы расскажем про плавучую хайтек-площадку Льюик Коннектор. … Далее »

Буксиры — неотъемлемая часть хозяйства любого порта. Эти суда выполняют много разных задач, но первым из них является помощь в причаливании больших кораблей. Для этого необходима значительная мощность главных двигателей и высокие маневренные качества. … Далее »

Мировые запасы нефти стремительно уменьшаются, и добывать их из новых месторождений все сложнее и сложнее. Но современные плавучие установки уже позволяют добраться до оставшихся резервов планеты. … Далее »

 

Атомные ледоколы — суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Они ломают лёд специально приспособленным носом, а в ряде случаев — и кормой. … Далее »

Быстроходные катера класса Sridsbåt 90 получившие название «Combat Boat 90» (CB90) первоначально разработаны для ВМС Швеции, однако из-за их уникальных характеристик данные суда теперь состоят в строю военно-морских сил и береговой охраны Норвегии, Греции, США, Мексики и так далее. … Далее »

Ни для кого не секрет, что рыбная консервация, изготовленная в море из свежего сырья по своим потребительским качествам и характеристикам намного лучше, чем выпущенная на берегу. Именно для производства рыбопродукции из свежего сырья и созданы современные плавучие базы. … Далее »

Чтобы не говорили, а немцы молодцы. Я всегда восхищался их устройствами поразительного качества. Взять хотя бы нож, если на нем написано, что сделан из нержавеющей стали, так это действительно так. … Далее »

korabley.net

Типы современных судов

Какие типы контейнерных судов существуют?

В Европе первые контейнерные суда были построены в 1967 году. Эти корабли представляли собой комбинацию контейнеровоза с ролкером: только заполнялись контейнерами, тогда как на нижние грузы вкатывали через кормовой люк.
Спустя год появились суда, предназначенные исключительно для перевозки контейнеров: немецкие «Везер Экспресс» и «Эльба Экспресс» тоннажем 14 000 бр.рег.т, вмещавшие 736 контейнеров. Подобные корабли называют контейнеровозами первого поколения. Плавали они в водах Северной Атлантики.

В 1970 году европейские пароходства приступили к строительству контейнерных судов второго поколения (их тоннаж составлял 26 000 бр.рег.т, а грузоподъемность — около 1600 контейнеров). Они предназначались для плаваний к берегам Австралии.

Крупнейшие же контейнерные суда с 1972 года стали курсировать между Европой и Восточной Азией. Это контейнеровозы третьего и четвертого поколения. Длина их достигает почти трехсот метров, а тоннаж равен 60 000 бр.рег.т. На каждое такое судно можно погрузить до пяти тысяч так называемых TEU-koнтейнеров.

Сокращение TEU образовано из первых букв английского термина Twenty-Feet Equivalent Unit, что означает «единица, эквивалентная 20 футам». Как мы уже говорили, стандартные контейнеры бывают двух типов: длиной в 20 и в 40 футов.

Для того чтобы облегчить учет перевозимых контейнеров, используют понятие эквивалента. Каждый сорокафутовый контейнер приравнивают к двум двадцатифутовы м.

Контейнеровозы третьего поколения вначале развивали такую же скорость, что и обычные быстроходные суда: 27 узлов. Однако расходы на топливо при этом оказались настолько высокими, что скорость пришлось ограничить. В настоящее время на контейнерных судах используются двигатели, способные развить лишь 23 узла.

Кроме трансокеанских контейнеровозов, есть еще так называемые фидеры. Это название происходит от английского глагола to feed — «питать». Такие суда и впрямь как бы «питают» терминалы контейнерами. Дело в том, что огромные контейнеровозы могут войти лишь в самые большие гавани. Там контейнеры выгружают и доставляют на фидерах в другие порты.

 

Фидерный контейнеровоз типа Marlin

На рефрижераторных судах грузы тоже все чаще перевозят в контейнерах, которые снабжены специальными штуцерами для притока и отвода воздуха, подключенными к мощной судовой системе охлаждения.

Для доставки грузов в небольшие порты используют фидеры.

sea-library.ru

Корабли! Что такое корабль? История развития кораблей!

Корабли! Что такое корабль? История кораблей!

 

Корабли!

 

Корабль — это большое морское (либо речное) судно, которое перевозит пассажиров, грузы или служит для военных целей.

 

Что такое корабль? Традиции!

Слово «корабль» имеет греческие корни. Греческое слово «καραβιον», буквально означает судно. От него, например, произошло и итальянское название судна — «каравелла».

В понимании современного человека: корабль — это крупное многомачтовое парусное судно либо судно военного назначения. Например, корабль может быть десантный, патрульный, эскортный или сторожевой.  

 

Корабли! История кораблей!

С древних времен корабли использовались для перевозки людей и грузов через моря и океаны. Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли.

Кроме грузовых и пассажирских судов, большую роль в развитии кораблей и кораблестроения играли военные корабли. Военные корабли всегда были необходимы для обеспечения безопасности морских торговых путей, и ведения боевых действий между воюющими странами.

Еще со времен Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима мощью морского флота создавались и разрушались целые империи.

 

Как появились первые корабли!

Наши далекие предки при передвижениях, сталкнулись с проблемой путешествия по воде. Для этого они начали использовать обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот.

В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка.

Многие народы делали лодки из шкур животных, коры деревьев, тростника, пальмовых листьев.

 

Первые корабли!

Первые корабли – это небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме.

 

На рисунке египетский корабль.

 

В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами весел.

Корабли с двумя рядами весел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж такого крупного корабля мог состоять из несколько сот человек.

 В 7-ом веке в Венеции был создан быстроходный вёсельно-парусный корабль — галера. Галера имела длину 40-50 метров, ширину 6 метров, один ряд весел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме весел галера имела две мачты с косыми парусами.

 

На рисунке мальтийские галеры.

 

Переход от гребного флота к парусному флоту осуществлялся вплоть до начала 18-го века.

Появление парусных кораблей, и парусного флота, дало мощный толчок к развитию кораблестроения.

 

Парусные корабли!

Парусник. Палуба парусника делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома.

На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

В период, с 1630 по 1850 год, самым мощным военным кораблем являлся трехпалубный деревянный парусник, имевший 100 и более пушек на борту.

Команда военного корабля 18-го века состояла примерно из 850 офицеров и матросов.

Следующий этап в развитие кораблестроения, он начался в 19-ом веке, это строительство кораблей имеющих корпуса из железа и двигатели. Первыми такими кораблями стали пароходы, которые очень быстро заменили парусные суда.

 

На фотографии корабль-пароход.

 

Принцип работы корабля!

Почему корабль плавает? Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная вода толкает корабль вверх.

 

Как развивалась конструкция кораблей!

На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков. Одновременно с развитием торговых судов совершенствовались и боевые корабли, служившие для защиты торговых путей и отражения нападений вражеских флотов. Даже в нашу эпоху покорения космоса, спустя почти 5000 лет после появления первых известных кораблей, на судах перевозятся самые тяжелые грузы и создаются самые комфортабельные условия для длительных путешествий.

Создатели кораблей постоянно искали пути совершенствования конструкции кораблей. За время, прошедшее от однопарусных судов до лайнеров с дизельными двигателями, корабли стали намного более безопасными, комфортабельными и быстроходными.

 

Конструкция корабля!

В конструкции корабля имеют важное значение: корпус корабля и материал из которого он сделан; двигатель, который приводит корабль в движение; система управления кораблем, которая обеспечивает безопасное плавание, сюда может входить и система навигации.

Развитие парусов, развитие парусных кораблей.

В Древнем Египте так называемые «круглые» корабли приводились в движение с помощью одного квадратного паруса. Это был единственный использовавшийся тип паруса вплоть до эпохи средневековья, когда торговцы переняли конструкцию парусов, применявшихся на китайских джонках и арабских дау. К 17-му веку корабли оснащались уже несколькими мачтами и многими парусами.

Конструкция корпуса корабля.

На протяжении более 5000 лет корпуса судов строились из дерева. Сначала люди выдалбливали цельные стволы деревьев. Затем стали использоваться деревянные доски, которые соединялись внахлест (клинкер), а еще позднее их начали соединять встык (каравелла). Во времена промышленной революции для этих целей начали применять железо и сталь. Сегодня корабли строят из прочных металлических сплавов и стеклоармированных пластмасс.

Навигационные приборы корабля.

Первыми навигационными приспособлениями определялись курс корабля и его положение к северу или югу от экватора путем измерения угла между Солнцем или звездами и кораблем. Примерами таких приспособлений могут служить астролябия и секстант.

В наше время для этих целей используются электронные приборы, компьютеры и спутниковые технологии.

Движущая сила корабля.

В 19-ом веке использование силы пара освободило корабли от зависимости от ветра, приливов и течений. Сначала появились суда с боковыми гребными колесами. В середине века их стали вытеснять более эффективные корабли с кормовым гребным винтом. Наиболее современным типом двигателя является высокоскоростной водоструйный движитель.

 

Современные корабли!

Современные корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.

 

Современные корабли!

 

Современный корабль-парусник.

 

  

Современный морской пассажирский корабль.

 

 

 Современный морской корабль ледокол.

 

 

Современный корабль военно-морского флота.

 

 

Корабли! Что такое корабль? История развития кораблей, морских кораблей!

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

www.i-kiss.ru

Нельзя бронировать современный корабль — Альтернативная История

Публикуемые статьи о корабельной броне пишутся неспециалистами, которые не знакомы с понятием метацентрической высоты, остойчивости и центра тяжести корабля. В результате все выводы далеки от реальности. Повесим тысячи тонн брони и поплывем. Килем вверх.

Утверждают, что бронепояс выдержит попадание ракеты. Все, кто так говорят, не понимают, что у старинных кораблей бронепояс был в виде узкой “полоски” вдоль ватерлинии. Если поднять его выше — корабль немедленно опрокинется. Поэтому защитить весь борт невозможно. Невозможно!

Бронепояс толщиной 100 мм и высотой 5 метров при стометровой длине цитадели весил бы почти 400 тонн! И это только с одного борта. Любители брони полагают, что бронеплиты висят в воздухе. А это не так. Бронированному кораблю потребуется более прочный, а значит, и тяжелый силовой набор: стрингеры и шпангоуты. В итоге получится бегемот размером с линкор. Сдвинуть такую тушу с места — еще та проблема, линкору понадобятся атомные ЭУ колоссальной мощности.

Однажды французы построили такой корабль, со сплошной защитой борта, и назвали его “Дюпюи де Лом”. Несмотря на потуги горе-корабелов, этот “де Лом” едва полз под тяжестью собственного веса. Три паровые машины не могли обеспечить даже 20-узловый ход, крейсер показал на мерной миле всего 19,7 уз. Далеко ли он мог уйти? 

Весь его борт, от подводной части до верхней палубы, был защищен 100-мм броней, которая крепилась поверх двойной обшивки толщиной 20 мм. Что бы “Дюпюи де Лом” не опрокинулся, его броню изготавливали из специальной стали низкой плотности, рецепт изготовления которой к настоящему времени утерян, аха-ахаха…

Да простит меня читатель за такое начало. Но, согласитесь, шутка смешная.

Шедевры морской инженерии

Несмотря на протесты современных специалистов, история знает немало примеров сверхзащищенных боевых кораблей. Чьи бронированные по всей площади борта прекрасно сочеталась с адекватными размерами, мощным вооружением и высокой скоростью хода. Простой пример — русский “Измаил”.

Но наиболее интересен “Дюпюи де Лом”. Французский броненосный крейсер конца XIX в., чьи конструктивные “находки” могли бы пригодиться при создании современных кораблей.

Как вы уже догадались, все, что написано в начале статьи — ложь. “Дюпюи де Лом” был одним из самых быстрых крейсеров своей эпохи. Даже быстрее, чем построенная на десятилетие позже “Аврора”.

Но главной особенностью “де Лома” была его феноменальная, даже для той эпохи, защищенность. ВЕСЬ БОРТ — от форштевня до ахтерштевня, от подводной части до верхней палубы был прикрыт 100-мм броневыми плитами, под которыми скрывалась толстая (в два раза толще, чем у современных кораблей) обшивка из мягкой конструкционной стали.

Фантастический облик крейсера дополнялся скошенным назад форштевнем и двумя массивными боевыми башнями надстройки. Форма форштевня была продиктована отнюдь не требованиями технологии “стелс”, а банальным желанием снизить массу носовой части, одновременно устранив опасность повреждения палубы пороховыми газами при стрельбе носовой башни ГК. Аналогичную форму имела корма.

Главной проблемой “Дюпюи де Лома” была не броня, а технологический уровень 1888 года, когда был заложен этот первоклассный корабль.

13 котлов и три паровые машины с трудом выдавали всего 13 тыс. л.с. Для сравнения: типичный эсминец нашего времени имеет на валах до 100 000 л.с.

Если в порядке эксперимента выкинуть ржавую рухлядь и оснастить “де Лом” высокоэффективными дизелями и газовыми турбинами с современной электротрансмиссией, то он бы наверняка преодолел рубеж в 30 узлов.

По аналогичным причинам крейсер обладал неважной мореходностью и страдал от недостаточной остойчивости. Он сильно раскачивался в шторм, неприятно кренился на поворотах и неохотно возвращался на ровный киль. Увы, его создатели не знали об активных успокоителях качки. В 1897 году они догадались оснастить крейсер скуловыми килями, что заметно улучшило его остойчивость. Но из-за слишком слабой силовой установки, скорость “де Лома” упала до 18 уз.

Следующим недостатком были дефекты броневых плит. Впрочем, это проблемы корабелов XIX века.

“Дюпюи де Лом” был гордостью французского флота, он активно использовался в дипломатических целях, демонстрируя технологическую мощь и возможности Франции. Побывал в Германии, в Испании, в России. К сожалению, срок службы кораблей эпохи брони и пара был недолог. Спустя десятилетие “де Лом” морально устарел и в связи с быстрым износом механизмов был выведен в резерв.

Оставаясь единственным кораблем своего проекта, “де Лом” оказался избыточно крут, дорог и дорог для своих задач. Все-таки на конец XIX века силовая установка мощностью 13 тыс. л.с. и восемь башен с орудиями калибра 194 и 164 мм казалась немыслимой роскошью для корабля класса крейсера.

Главное, что нас интересует в этой истории: французским инженерам на допотопных технологиях XIX в. удалось построить корабль со сплошной защитой борта, уложившись в 6700 тонн водоизмещения. При всей своей невероятной защищенности крейсер “де Лом” был в 1,5 раза меньше эсминца! Если бы такой корабль оказался в современном бою, он бы оказался совершенно неуязвим к современным ракетам и средствам воздушного нападения.

Сейчас начнутся возражения насчет отсутствия горизонтальной защиты. Единственная 30-мм броневая палуба “де Лома” проходила в глубине корпуса, ниже уровня ВЛ.

Создатели крейсера просто не видели особой необходимости в установке системы броневых палуб. Не стоит забывать, что у них был свой “головняк” с размещением восьми орудийных башен (две из которых имели 200 мм стенки). В отличие от современных компактных УВП, эти многотонные конструкции возвышались НАД верхней палубой, ухудшая и без того неважную остойчивость.

Проблемы с набором корпуса могли быть решены очевидным образом: включением броневых элементов в силовой набор корпуса, подобно бронекапсуле легендарного Ил-2. Экономия веса на шпангоутах и обшивке — сотни и даже тысячи тонн. Сложность работ компенсируется мощью современных технологий. Кстати, данный технический прием успешно применяли японцы при строительстве своих крейсеров в 1920-е гг., не знавшие о современных композитах, программных пакетах CAD, плазменной резке, перспективных способах сварки и промышленных установках, позволяющих гнуть стальные листы под любым углом, образуя поверхности двойной кривизны.

Крейсер “Дюпюи де Лом” полностью соответствует представлениям об облике высокозащищенного боевого корабля XXI века. Качающийся на волнах бронированный “ящик”, который чихать хотел на попадания в него обломков сбитых ракет, всевозможных планирующих бомб, “Гарпунов”, “Экзосетов” и китайских подделок, расплодившихся по миру в количествах, исчисляемых десятками тысяч штук.

На верхней палубе лишь защищенные водонепроницаемые крышки ракетных шахт и два-четыре зенитных комплекса ближней обороны (“Кортик”/“Фаланкс”).

Единственная заметная деталь — приземистая башня надстройки, с размещенными на её стенах плоскими антеннами, выполненными по технологии ФАР.

Современный корабль способен выполнять большинство задач без радаров. Все “Гарпуны” и “Калибры” наводятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по данным внешнего целеуказания. Потеря всего РЛК никак не повлияет на возможности противолодочной обороны. Связь предельно устойчива к повреждениям: можно оглянуться на “Замволт” и применить выдвижные из корпуса антенны. Наконец, спутниковый телефон, лежащий в кармане у каждого офицера.

С развитием зенитных ракет с активными ГСН, не требующими внешней подсветки, появилась возможность отстреливать ЗУР на самонаведении, по данным других кораблей или радара бортового вертолета. Возможность непосредственного участия в системе ПВО/ПРО кораблей и наведения зенитных ракет изначально заложена в современных самолетах АВАКС (E-2 мод. D) или истребителях F-35.

24 октября 2014 года во время учений было успешно выполнено отражение при помощи ракет SM-6 массированной атаки низколетящих дозвуковых и сверхзвуковых целей, имитирующих соответствующие противокорабельные ракеты. При этом был выполнен успешный перехват сверхзвуковой учебной цели GQM-163А (соответствующей по характеристикам и профилю полета ракете П-270 «Москит» и дозвуковой учебной цели BQM-74). Обе цели были перехвачены во время полета на сверхмалой высоте при загоризонтных пусках SM-6. Сам корабль-носитель не видел учебных целей за радиогоризонтом и выполнил их перехват, используя активные головки самонаведения SM-6.

Поврежденный, но не сдавшийся эсминец может быть по-прежнему использован в качестве плавучего арсенала. Согласитесь, гораздо лучше иметь в составе ордера лишние полсотни ракет и другого вооружения, чем груду обгоревших обломков на дне океана.

Наконец, ничто не помещает ему разрядить до конца свой боекомплект, накрыв противника стаей “Калибров”.

Источник: http://topwar.ru/90751-nelzya-bronirovat-sovremennyy-korabl.html

alternathistory.com

История кораблей

С древних времен корабли использовались для перевозки людей и грузов через моря и океаны. Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли. Кроме грузовых и пассажирских судов, всегда были необходимы также и военные корабли для обеспечения безопасности морских торговых путей. Еще со времен Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима мощью морского флота создавались и разрушались целые империи. В этой статье описываются наиболее значимые этапы в развитии кораблестроения с древнейших времен, Так как многие типы кораблей со временем усовершенствовались, чтобы показать разнообразие одного и того же типа корабля, мы во многих случаях представляем несколько его видов.

На протяжении столетий на кораблях поднимаются флаги для указания их принадлежности и передачи сообщений на другие корабли. Каждый флаг имеет свое значение.

С 2500 г. до н.э. до 1500 г. н. э. корабли приводились в движение веслами и парусами. С 1630 по 1850 г. самым мощным военным кораблем являлся трехпалубный деревянный парусник, имевший 100 и более пушек на борту.

Команда военного корабля XVIII в. состояла из 850 офицеров и матросов. Должности в то время: капитан, лейтенант, гардемарин, матрос, комендор, мальчик — подносчик пороха. Экипаж современного пассажирского судна состоит из людей различных профессий: штурманов, компьютерных операторов, механиков-мотористов и, конечно же, хороших поваров! Должности наше время: капитан, медсестра, штурман, механик, радист, повар.

На современных пассажирских лайнерах имеются комфортабельные каюты, кинотеатры, рестораны, бассейны и игровые с (мши для детей. Большое значение на них предается мерам безопасности. В прежние времена плавание на кораблях было очень опасным. Лишь после гибели в 1912 г. в результате столкновения с айсбергом супер-лайнера «Титаник», на борту которого находились около полутора тысяч членов экипажа и пассажиров, наличие спасательных жилетов для всех людей на судне стало обязательным.

Принцип работы корабля

Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная вода толкает корабль вверх.

Установленные под углом лопасти корабельного винта, вращаясь, создают усилие, толкающее винт и соответственно корабль вперед. На некоторых современных скоростных паромах используется водоструйный движитель; морская вода засасывается в него, а затем выпускается высокоскоростной струей.

Руль, подвешенный на шарнирах на корме судна, соединяется со штурвалом или румпелем. Если рулевой отводит румпель влево, руль и корма двигаются вправо. Если необходимо сделать поворот вправо, он отводит румпель влево.

В эпоху парусных судов была разработана такая установка парусов, которая позволяла двигаться против ветра. Делая повороты в разные стороны (идя галсами), корабль продвигался вперед, даже когда не было попутного ветра.

История судостроения и использования судов

На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков. Одновременно с развитием торговых судов совершенствовались и боевые корабли, служившие для защиты торговых путей и отражения нападений вражеских флотов. Даже в нашу эпоху покорения космоса, спустя почти 5000 лет после появления первых известных кораблей, на судах перевозятся самые тяжелые грузы и создаются самые комфортабельные условия для длительных путешествий.

Создатели кораблей постоянно искали пути совершенствования судов. За время, прошедшее от однопарусных судов до лайнеров с дизельными двигателями, корабли стали намного более безопасными, комфортабельными и быстроходными.

Корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.

Для перевозки людей через моря и океаны существуют различные типы судов. Паромы, суда на воздушной подушке и с подводными крыльями позволяют пассажирам быстро пересекать моря вместе со своими автомобилями на борту. В конце XIX века начали строить пассажирские лайнеры — один из самых комфортабельных видов транспорта. Сейчас они, конечно, уступают в скорости и стоимости путешествия самолетам, однако такие океанские лайнеры успешно применяются для круизов и отдыха.

Суда имеют жизненно важное значение для обеспечения способности какого-либо государства вести торговлю, импортировать или экспортировать различные грузы. К торговым кораблям относятся танкеры, способные перевозить сырую нефть, и контейнерные суда, доставляющие твердые грузы. Корабли также используются для добычи морских ресурсов.

Военные корабли могут использоваться в качестве баз для войск и вооружения. Так, например, авианосец представляет собой полностью оснащенную авиабазу. Военные корабли применяются также для проведения атак против вражеских целей. Например, такие корабли, как французский эсминец «Турвиль», несет на борту управляемые ракеты.

В каждой стране, омываемой морем, имеется своя спасательная служба, и важнейшую ее часть составляют спасательные суда. Спасательные катера спускают на воду по наклонному слипу со спасательной станции на берегу моря. Для определения места крушения корабля на нем установлен радар.

Развитие парусов

В Древнем Египте так называемые «круглые» корабли приводились в движение с помощью одного квадратного паруса. Это был единственный использовавшийся тип паруса вплоть до эпохи средневековья, когда торговцы переняли конструкцию парусов, применявшихся на китайских джонках и арабских дау. К XVII в. корабли оснащались уже несколькими мачтами и многими парусами.

Конструкция корпуса

На протяжении более 5000 лет корпуса судов строились из дерева. Сначала люди выдалбливали цельные стволы деревьев. Затем стали использоваться деревянные доски, которые соединялись внахлест (клинкер), а еще позднее их начали соединять встык (каравелла). Во времена промышленной революции для этих целей применялись железо и сталь. Сегодня корабли строят из таких материалов, как стеклоармированная пластмасса.

Навигационные приборы

Первыми навигационными приспособлениями определялись курс корабля и его положение к северу или югу от экватора путем измерения угла между Солнцем или звездами и кораблем. Примерами таких приспособлений могут служить астролябия и секстант. В наше время для этих целей используются электронные приборы, компьютеры и спутниковые технологии.

Движущая сила

В XIX в. использование силы пара освободило корабли от зависимости от ветра, приливов и течений. Сначала появились суда с боковыми гребными колесами. В середине века их стали вытеснять более эффективные корабли с кормовым гребным винтом. Поначалу, для приведения в движение гребных колес и винтов использовались паровые двигатели, как у первого парохода. Наиболее современным типом двигателя является высокоскоростной водоструйный движитель.

Корабли на протяжении веков

Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до н.э. до начала XIX в. н.э. корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов

3000 г. до н.э.: первый известный корабль — древнеегипетское тростниковое судно.

1180 г. до н.э. первый известный военный корабль — древнеегипетская боевая галера.

150 г. н.э.: древнеримское торговое судно — использовалось для торговых плаваний внутри империи.

850 г. н.э.: ладья викингов — появление клинкерного корпуса.

1490 г.: испанская каравелла — появление корпуса типа «каравелла» с тремя мачтами.

1570-1620 гг.: создание галеона с бортовой артиллерией ставшего ведущим боевым кораблем.

1802 г.: шотландский корабль «Шарлотта Дандэс» стал первым действующим пароходом.

1859 г.: создание броненосцев — на «Мониторе» (построен в 1862 г.) впервые установлены вращающиеся бронированные башни.

1897 г.: британский корабль «Турбиния» стал первым судном с газотурбинным двигателем.

1906 г.: военный корабль «Дредноут» имел совершенно новую конструкцию, позволявшую разместить на борту 10 тяжелых пушек.

1923 г.: вступают в строй первые авианосцы, британский «Гермес» — один из них.

1920-1930 гг.: создание комфортабельных лайнеров, самым большим из которых был «Куин Мэри» (построен в 1934 г.).

1960 г.: создание военных кораблей с управляемыми ракетами на борту.

1990 г.: судно на воздушной подушке «Грейт Бритэн» — самый большой многокорпусный скоростной паром в мире.

Корабли Древнего Египта

«Я приказал создать в устье Нила прочную стену из боевых кораблей и галер… для врага была приготовлена сеть, способная поглотить его».

Фараон Рамсес III. Надпись на памятнике в честь победы при Мединат-Хабу.

Древний Египет был ведущей в мире морской державой, располагавшей грузовыми судами для торговли и боевыми кораблями для войны. Первые египетские парусные суда строились из папирусного тростника, однако к 2500 г. до н.э. в Египте появились изящные речные суда и корабли из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Самым древним из обнаруженных судов является построенная из кедра похоронная барка фараона Хеопса, создателя великой пирамиды. Защищаясь от нападений «людей моря» с помощью флота боевых галер, фараон Рамсес III одержал в 1180 г. до н.э. победу в первой известной в истории морской битве. Рисунки с изображением сцен битвы на стенах храма Рамсеса III в Мединат-Хабу доказывают, что она была выиграна не только таранными атаками, но и рукопашными схватками при абордаже и захвате вражеских кораблей. Такая тактика морского боя оставалась основной на протяжении следующих 3000 лет, пока в XIX в. не стали применяться дальнобойные орудия и разрывные снаряды.

Папирусный тростник, росший вдоль Нила, являлся основой для производства бумаги в Древнем Египте. Но связанные из тростника плотные пучки использовались также для строительства первых морских парусных судов. Такие суда создавались свыше 5000 лет назад.

Как на земле, так и в море основным оружием египтян были луки и стрелы для стрельбы на расстояние, копья, дубины, булавы мечи и легкие топорики из бронзы. Таран представлял собой выступающее вперед продолжение киля судна, имевшее, как правило, тяжелый бронзовый наконечник в виде головы животного.

Египетские кораблестроители создавали корпуса судов путем скрепления коротких планок в деревянными колышками. Между бортами корпусов закреплялись поперечные балки. На них укладывались палубные доски, и матросы вместе с отрядами лучников жили и работали на такой палубе. Соединения (швы) внешних досок законопачивались, их делали водонепроницаемыми, затыкая пропитанными маслом стеблями папирусного тростника.

Лишь более чем через 1300 лет после того, как похоронная барка фараона Хеопса была аккуратно разобрана на части и похоронена вместе с ним для использования в загробном мире, египтяне одержали свою первую победу в битве на море. В мемориальном храме Рамсеса III в Мединат-Хабу имеются рисунки, детально изображающие эту битву. На них показано, как египтяне разбивают флот «людей моря». Сражение происходило в устье реки Нил. Египтяне сумели выиграть его, протаранив и потопив несколько вражеских кораблей и взяв на абордаж остальные.

Древнегреческие корабли

«В бушующем море они не могли убрать вест, и из-за этого кормчим было еще труднее управлять судами. Афиняне атаковали, потопили один из адмиральских кораблей, а затем продолжали уничтожать все встречавшиеся им на пути суда».

Тацит. История Пелопоннесской войны.

Древние греки усовершенствовали боевые галеры и создали свои триремы, что означает «три весла». В течение периода ослабления Египта и его последующего захвата Персией в 525 г. до н.э. новой крупной морской силой стали финикийцы. Ими были созданы биремы, на которых устанавливалось по два ряда весел на каждом борту вместо одного ряда, применявшегося египтянами. К 500 г. до н.э. греки добавили на эти суда третий ряд весел и создали более быстроходный грозный морской флот. Триремы выходили в патрульное плавание в море под парусами и патрулировали по нескольку сот километров, пока не обнаруживали неприятеля. В этот момент мачты и паруса опускались, и за дело принимались гребцы, направляя трирему на таран вражеского судна с целью его потопления. В 480 г. до н.э. флот трирем Афин и Спарты успешно отразил нападение на Грецию Персии. В сражениях было потоплено свыше 200 персидских кораблей, в то время как греки потеряли менее 40 судов. Позже, во время Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н.э.), происходило много морских битв между флотами трирем. Окончательную победу на море одержали спартанские триремы.

Над тараном с бронзовым наконечником возвышался изящно изогнутый форштевень. На носу было нарисовано «всевидящее око» — один из древнейших в истории мореплавания символов удачи. Считалось, что оно направляет корабль по верному пути и благополучно приводит его обратно в гавань. Такое «око» имеется на рисунках древнеегипетских кораблей (2400 г. до н. э.). И в наше время оно наносится на рыболовные суда многих стран.

На триремах находились тяжеловооруженные пехотинцы, которых называли гоплитами. Вооруженные копьями и мечами, они могли сражаться как на земле, так и на боевых кораблях в море.

Капитан триремы, называвшийся триерархом, командовал судном со своего места на корме. Рядом с ним находились воины и командиры, а перед ним — рулевой. Капитан постоянно следил, чтобы у гребцов оставались достаточно сил для наращивания скорости при таранной атаке.

На протяжении столетий учеными велись споры о том, как на самом деле была организована гребля на триремах. И лишь после создания копии триремы в 80-х гг. XX в. и ее компьютерного моделирования эта загадка была разрешена. Трирема приводилась в движение 170 гребцами, по 85 на каждом борту. Весла 31 транита на верхнем ряду не соприкасались с веслами двух нижних рядов, так как опирались на выносные уключины (аутригеры) по бортам судна. Под ними находились 27 зигитов среднего ряда и 27 таламитов нижнего ряда.

Гребля на триреме требовала хороших навыков. Концы весел находились всего лишь в 30 сантиметрах друг от друга, и трудность этой работы состояла еще в том, что только гребцы верхнего ряда могли видеть воду.

Древнеримские корабли

«Команда корабля была похожа на армию. Мне сказали, что это судно может вместить столько зерна, что его хватит для всех жителей Афин на целый год. И все это богатство корабля находится в руках одного маленького старого человека, который управляет огромными рулями при помощи румпеля толщиной не более обычной палки».  — Лукиан

Греческий писатель Лукиан написал эти слова в 150 г. до н.э. Он описывал древнеримский торговый корабль, стоявший в порту Афин, которые в то время входили в состав Римской империи. Такие корабли были прочны и хорошо подходили для морских плаваний. На них перевозились различные грузы, а на самых крупных из них на корме имелись пассажирские каюты, в которых могли разместиться более 250 человек. В основном это были заключенные или рабы, закованные в кандалы и соединенные цепями. Так как эти суда редко плавали во время штормовых зимних месяцев, команда обычно спала на палубе.

На корме древнеримских торговых судов имелся высокий изогнутый ахтерштевень, который венчала грациозная голова лебедя или гуся. Как и на подобных кораблях более поздних веков, такое украшение было окрашено и позолочено.

Римская империя во многом зависела от морской торговли. Торговые флоты плавали по Средиземному морю, вдоль Атлантического побережья Испании и Франции, а также через пролив Ла-Манш.

Часто в грузовых трюмах древнеримских кораблей, перевозивших зерно, скапливалось огромное количество крыс. Они являлись переносчиками чумы и способствовали распространению этой болезни. Так, в 166 г. н.э. в Римской империи началась эпидемия чумы, завезенной с Ближнего Востока.

Продовольствие доставлялось в Рим и другие города по морю. Египет являлся важнейшим поставщиком кукурузы для Римской империи. Зерно перевозилось в мешках, а оливковое масло — в глиняных амфорах.

Преуспевающие торговцы и банкиры были самыми богатыми людьми в Римской империи. Многие из них заработали целые состояния, доставляя жизненно важные для империи грузы. Они жили в роскоши и имели огромную власть, так как даже императоры были вынуждены брать у них деньги в долг. Некоторые богатые торговцы становились Римскими императорами, используя свое богатство для получения поддержки воинов империи.

Из Африки и Ближнего Востока в крупные города империи доставлялись дикие животные, например пантеры и львы. Они переправлялись в амфитеатры для участия в развлекательных боях. В портах клетки с дикими животными разгружали рабы.

Торговый корабль II в. н.э. был длиной 55 метров, шириной 14 метров и высотой 13 метров от киля до палубы. Голова лебедя символизировала египетскую богиню Изиду, защитницу моряков, и часто украшала корабли. Корабль приводился в движение при помощи большого квадратного паруса.

Ганзейские коги

«Будучи опытными моряками и отличными стрелками, французы быстро подготовили свои корабли и пустили в авангард захваченный ими у англичан в том ж году ког «Кристофер» с большим отрядом генуэзских арбалетчиков на борту, которые должны были защищать корабль и не давать покоя англичанам».

Жан Фруассар. Хроники. 1340 год

Около 1250 г. в Европе появился новый вид судна. Его назвали «ког», хотя он имел много общего со строившимися ранее кораблями. Подобно ладье викингов, у кога был корпус клинкерного типа, одна мачта и квадратный парус. Но имелись и существенные отличия. У кога был прямой киль, грузовой трюм под палубой и шарнирный руль управления.

Эти корабли использовались в крупных городах Северной Германии, которые входили в состав торгового объединения, известного под названием Ганзейский союз. Вследствие этого их корабли часто называли ганзейскими когами. Данными судами европейские товары перевозились до начала XV в. Во время войн на них также перевозились войска, а два их «замка» служили боевыми платформами для лучников и арбалетчиков.

Рулевой кога управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля. Этот способ был намного эффективней, чем управление рулевым веслом, и представлял значительный прогресс в конструировании кораблей.

В 1330 году английские дальнобойные лучники обеспечили победу в битве при Слайзе, знаменитом морском сражении с французским флотом. Они выпускали «тучи смертоносных стрел» с «замков» на корме и носу когов, заполненных солдатами.

Во время боя в море тихоходные коги не шли на таран. Вместо этого ког старались подвести ближе к вражескому кораблю, обстреливая его палубы из луков и арбалетов. Затем солдаты брали неприятельское судно на абордаж и захватывали его после рукопашной схватки. Иногда солдаты бросали по ветру тучи негашеной извести, ослепляя таким образом неприятеля, — тактика варварская, но эффективная. «Бои в море всегда более жестоки, чем на земле, так как отступление и бегство здесь невозможно, — писал Жан Фруассар в XIV в. — Каждый человек должен рисковать своей жизнью и надеяться на успех, полагаясь на свои храбрость и умение».

Массивные грузовые палубы кога позволяли устанавливать как минимум один брашпиль — ворот или лебедку — для поднятия тяжелых грузов. Он обычно устанавливался на палубе полуюта или на главной палубе. Брашпиль состоял из цилиндрического барабана с намотанными на него канатами. Его использовали для поднятия тяжелых рей или мачт, на которых крепились паруса, а также для загрузки и разгрузки трюма.

Боевые корабли XVII века

«Наше положение плачевно. Корабль наш сильно поврежден, приближается зима, запасы продовольствия заканчиваются и портятся, матросы болеют от несвежей воды и пищи, которая уже два месяца готовится в соленой воде».

Рапорт адмирала Роберта Блейка Оливеру Кромвелю. Август 1655 г.

С 1570 по 1620 г. самым мощным типом военных кораблей в мире стал галеон. Он был вооружен батареями орудий, установленных для бортового огня через порты, вырезанные в бортах судна. На протяжении последующих 50 лет галеон развился в двух- и трехпалубный военный корабль, несущий 100 и более орудий, водоизмещением свыше 2000 тонн и с командой численностью более 800 матросов и солдат. Эти крупные и красивые корабли представляли собой настоящие произведения искусства, сверкая позолотой и яркими красками. Однако, как видно из приведенного выше рапорта, жизнь на борту такого судна была очень суровой.

Командир имел полную власть на корабле, однако нередко он полагался на шкипера, более опытного и подготовленного морехода, командовавшего матросами. На борту судна находились также канониры, солдаты и мастера-ремесленники. Чистоту на галеоне должен был поддерживать юнга.

При сближении галеона с кораблем противника по его палубам открывался смертоносный огонь крупной картечью из легких вращающихся орудий, установленных на леерах. На более ранних галеонах находились отряды лучников. Хотя они в основном сражались на суше, но в случае необходимости также могли встать на защиту своего судна.

Преимущество корабля в бою зависело от того, насколько быстро можно было перезаряжать его орудия и вести огонь. После каждого выстрела дуло орудия нужно было прочистить от тлеющих остатков влажным банником, зарядить орудие порохом и ядром и выкатить его вперед. Самые тяжелые орудия обслуживались командами по 10 и более канониров.

В местах соединения секций матч устанавливались круглые платформы под названием «топы», которые облегчали работу матросов на высоте. Они также служили в качестве постов для впередсмотрящих и стрелков-снайперов.

Управлял кораблем рулевой с помощью рукоятки — гандшпуга. Так как гандшпуг находился ниже палубы, рулевой не мог видеть, куда направляется судно. Он должен был выполнять команды палубного офицера, которые выкрикивались ему через люк. Получив приказ командира на изменение курса, рулевой толкал гандшпуг в сторону, руль отклонялся, и корабль совершал поворот.

Большой королевский корабль «Кронан» флагманского типа был построен для демонстрации богатства и мощи короля и государства. Снаружи, даже вокруг орудийных портов, он был украшен богатой резьбой. Английский галеон «Хозяин морей», спущенный на воду в 1637 г., был покрыт таким количеством золотых пластин, что враги называли его «золотой дьявол». Тем не менее при хорошем уходе они служили дольше, чем современные военные корабли.

Флаги показывали, к какой стране относится судно и кто им командует. С 1650 г. флаги стали использовать для передачи сообщений другим судам того же флота.

Пароходы

«Может, показаться, что постоянный прогресс в результате соединения железа и пара был прогрессом неограниченным. Однако пример с пароходом «Грейт Истерн» напоминает о том, что за все приходится расплачиваться».

Энтони Бертон. Расцвет и упадок британскою судостроения.

К 30-м гг. XIX в. на парусных судах начали устанавливаться паровые двигатели для усиления их мощности в океанских плаваниях, однако они были способны пригашать на борт лишь небольшое количество угля. Британский инженер Исамбард Киндом Бранел, сконструировавший пароходы «Грейт Вестерн» (1837 г.) и «Грейт Бритен» (1843 г.), взялся за создание еще большего парохода из металла. Таковым стал «Грейт Истерн», который был способен принимать на борт количество угля, достаточное для плавания в Индию и Австралию. Он был спущен на воду в 1858 г.

Оснащенный парусами, гребными колесами и кормовым винтом, этот гигантский пароход был способен принять на борт 4000 пассажиров и 6000 тонн грузов. До 90-х гг. XIX в. он являлся самым крупным кораблем в мире, однако имел массу недостатков и оказался непригодным для пассажирских перевозок. Хотя «Грейт Истерн» успешно проложил первый телеграфный кабель через Атлантику в 1866 г., уже в 1888 г. он был отправлен на металлолом.

Пароход «Грейт Истерн» имел два огромных гребных колеса диаметром 17 метров каждое. Они добавляли почти 11 метров к общей ширине судна и при ходе под парусами становились мощными тормозами, резко снижавшими его скорость.

Каждое огромное гребное колесо «Грейт Истерна» приводилось в движение большим двухцилиндровым двигателем. Вибрирующие цилиндры приводили в движение гребные колеса через коленчатые валы, которые двигались по большому кругу. Вместе с массивным поршнем и шатуном каждый цилиндр был весом почти 30 тонн. Весь этот огромный двигатель с его неконтролируемыми вращающимися кривошипами и муфтами с самого начала оказался обременительным, опасным и чрезмерно шумным.

Массивный четырехлопастный гребной винт на корме был шириной 7 метров и весил свыше 36 тонн. Он приводился в движение четырехцилиндровым двигателем, расположенным в отдельном машинном отсеке. Каждый из цилиндров в случае необходимости мог работать независимо от других.

Единственным в мире кораблем, способным нести достаточное количество кабеля (4022 км, вес 4673 тонн) для укладки на морское дно через Атлантику от Ирландии до Ньюфаундленда, был «Грейт Истерн». Эта задача была выполнена в июле 1866 г.

Броненосцы

«Наша единственная надежда, наш единственный шанс на спасение — это Монитор».

Гидеон Уэллс, министр ВМФ США. 1862 г.

К концу 1830 г. для деревянных парусных кораблей возникла новая угроза — разрывные снаряды вместо ядер. Деревянные корабли были не способны выдержать такой обстрел. Требовалась бронированная защита, и в результате в 1860 г. французский и британский ВМФ создали новые военные корабли, защищенные броней, — броненосцы. Первым из них был французский пароходный фрегат «Глуар», имевший бронированный «пояс» над ватерлинией. За ним последовал британский полностью бронированный «Уорриор», Во время Гражданской войны в Америке (1861-1865 г.) пароходные броненосцы впервые встретились в бою. Южане построили «Мерримак», а северяне ответили строительством «Монитора» (показан ниже на рисунке) с вращающейся бронированной башней. Жизнь на этих кораблях была крайне тяжелой. В 1862 г. они провели между собой сражение у побережья штата Виргиния, расстреливая друг друга на близком расстоянии в течение 2 часов. Ни один из них не смог пробить броню другого, и сражение закончилось вничью. Так была открыта новая эра в стратегии морского боя.

Для поражения бронированных кораблей требовались бронебойные снаряды. «Мерримак» вступил в бой неподготовленным, он вел огонь не бронебойными, а разрывными снарядами. «Монитор» же стрелял уменьшенными пороховыми зарядами, поэтому большинство из них просто отекай шали от наклонной брони «Мерримака».

Всего за 4 месяца «Монитор» был построен и готов к спуску на воду в январе 1862 г. Многие специалисты сомневались, что он вообще сможет оставаться на плаву. Чтобы доказать свою правоту, конструктор этого корабля Джон Эриксон сам находился на палубе во время спуска «Монитора» на воду в Нью-Йорке.

Корпус «Уорриора» (1861 г.) имел изнутри бронированный пояс на тиковой древесине. У «Монитора» (1862 г.) был плоский корпус, расположенный глубоко в воде, что уменьшало возможность его поражения неприятелем. Броненосец «Баффель» (1868 г.) имел еще более укрепленный корпус с закругленным днищем, что позволяло ему легче справляться с морским волнением.

Орудийная башня «Монитора» имела в ширину 6 метров и в высоту 3 метра. Она была вращающейся, поэтому орудия могли вести огонь в любом направлении без поворота корабля в сторону цели. Однако орудийный расчет не имел возможности наружного наблюдения и часто допускал ошибки при вращении башни. Кроме того, отсутствовала система ведения в корректировки орудийного огня. Впоследствии была сделана неподвижной, а орудия -заправлялись на цель путем поворота судна.

Конструкция «Монитора» позволяла выдерживать попадания снарядов того времени, и самому поражать вражеские корабли. Его корпус состоял из двух частей: подводная часть была длиной 38 метров, бронированная надводная часть корпуса из тикового дерева — 52 метров.

Два орудия «Монитора» имели стволы диаметром по 28 см. Огонь из них велся 60-килограммовыми снарядами на расстояние около 2 км. Однако до сражения 1862 г. они не были проверены на полную мощь. Канонирам отдали приказ использовать заряды половинной мощности. У «Мерримака» было десять орудий: по четыре на каждом борту и по одному на носу и корме. Наибольшей опасности подвергались те члены обоих экипажей, которые во время артиллерийского обстрела находились вблизи броневой обшивки.

Металлические листы броненосцев соединялись заклепками, что было новым методом в судостроении. Раскаленные заклепки вставлялись в просверленные в листах отверстия и расклепывались молотком. Орудийная башня «Монитора» состояла из восьми склепанных слоев железных листов толщиной 2,5 см.

Боевые корабли первой мировой войны

«Как только германские корабли стали один за другим появляться из тумана, все британские линейные корабли, имевшие перед собой чистое пространство, открыли по ним смертоносный огонь. Германский адмирал, знаменитый фон Кёнигс, увидел огненные вспышки по всему горизонту, насколько хватало взгляда. На немецкие корабли обрушился шквал снарядов».

Уинстон Черчилль. Мировой кризис.

В начале XX в. большую опасность для линейных кораблей стали представлять торпеды, выпускавшиеся с быстроходных судов. В результате в 1906 г. появился британский «Дредноут», вооруженный десятью тяжелыми орудиями и способный двигаться быстрее любого другого линкора. Военно-морские флоты других стран также начали строить подобные корабли, и в начале первой мировой войны у Великобритании было 20 судов класса «Дредноут», а у Германш — 14. Между этими двумя военными флотами произошло только одно морское сражение — Ютландская битва в 1916 г. Исход ее остался неопределенным: британский флот понес больше потерь в живой силе и потерял больше кораблей по водоизмещению, а меньший германский флот отступил на свои базы и больше никогда не предпринимал попыток выйти на другое сражение.

К 1880 г. прогресс в развитии паровых двигателей привел к тому, что военным кораблям больше не требовались мачты и паруса. Линейные корабли стали крупными, тяжело бронированными пароходами с мощными дальнобойными орудиями. Это были орудия с затворным механизмом, т. е. снаряды заряжались в них с казенной части. Таким образом, орудийный расчет мог вести огонь изнутри бронированной башни.

Входе первой мировой войны для передачи сигналов продолжали использовать флаги. Они применялись д ля передачи сообщений между боевыми кораблями и для направления маневров флота. Каждым флагом обозначалась буква или зашифрованное слово.

Снаряды и пороховые заряды подавались в орудийную башню снизу, из погреба боеприпасов, размещенного под ватерлинией. Двое канониров заряжали орудие, а двое других держали наготове следующие заряд и снаряд. Все заряжающие носили длинные перчатки и капюшоны для защиты кожи от огневой вспышки при выстреле из орудия. «Дредноут» мог давать залп из восьми орудий. Это означало, что восемь из его десяти крупных орудий могли одновременно стрелять в одном и том же направлении.

Матросы должны были также хорошо владеть стрелковым оружием, поэтому с ними регулярно проводились учебные стрельбы. Хотя крупные дальнобойные орудия боевых кораблей не позволяли другим кораблям приблизиться к ним на расстояние ружейного выстрела, тем не менее матросы должны были уметь в случае необходимости воевать и на суше.

Радиосвязь — важнейшая новая технология в годы первой мировой войны. Она позволила адмиралтействам и правительствам поддерживать беспроводную связь со своими флотами в море и прослушивать радиосообщения своих противников. Вначале сообщения по радио передавались азбукой Морзе (буквы алфавита обозначались точками и тире), однако позже была изобретена система для голосовых сообщений.

Хотя новые мощные газотурбинные двигатели придавали дредноутам первой мировой войны высокую скорость, их котлы нагревались углем. Самые крупные линейные корабли принимали в свои бункеры, расположенные по бортам, свыше 3650 тонн этого топлива.

Тяжелую и неприятную работу выполняли кочегары машинного отделения, которым приходилось не только поддерживать огонь в топках, но и перекладывать уголь в бункерах так, чтобы корабль сохранял ровное положение на воде. После загрузки угля весь корабль покрывался черным щебнем и пылью.

Пассажирские лайнеры 30-х годов XX века

«Вероятно, комфортабельные трансатлантические лайнеры 20-х и 30-х гг. XX в. предоставляли своим пассажирам самое роскошное обслуживание в мире. Меню в ресторанах составляло 10 страниц и включало блюда со всех концов мира стены были украшены произведениями искусства, публику развлекали оркестры, на борту имелись спортивные залы и бассейны…»

Ч. С. Форестер. Корабли.

С 80-х гг. XIX в. вплоть до появления недорогих авиарейсов в 1960 г. самым быстрым и комфортабельным средством пересечения Атлантики являлись пассажирские лайнеры. Крупные лайнеры Европы и Америки соревновались за приз «Голубая лента Атлантики», присуждавшийся за самое быстрое пересечение этого океана. Роскошь, комфорт и обслуживание для пассажиров первого класса были лучшими в мире. Даже наименее состоятельным пассажирам третьего класса, отправлявшимся в Америку в поисках лучшей жизни, предоставлялись такие удобства, в которых они раньше никогда не жили. В 30-х гг. самыми крупными и быстроходными лайнерами своего времени были французская «Нормандия» и британская «Куин Мэри».

Свое праздничное настроение и волнение при отплытии пассажиры обычно выражали тем, что бросали с пароходов на пристань бумажный серпантин. Это было символом прощания с берегом.

Запасы продовольствия, напитков и вспомогательных материалов на один рейс «Куин Мэри» через Атлантику рассчитывались на 1432 пассажира первого класса, 1510 — второго класса и 1058 — третьего класса. Ниже приводятся их количества, а также количества материалов, использованных при строительстве этого лайнера.

Высота «Куин Мэри» от киля до верхних точек труб превышала на 10 метров факел на статуе Свободы в Нью-Йорке. Пароход «Куин Мэри» водоизмещением 82 000 тонн был самым крупным плавучим средством в истории судостроения. Его длина составляла 310 метров, ширина — 36 метров. На стене в главном ресторане «Куин Мэри» была помещена огромная карта с часами. На ней были изображены Нью-Йорк и Лондон по обе стороны Атлантики, а движущаяся модель корабля указывала его местонахождение в течение плавания.

Приглашение занять место за обеденным столом капитана почиталось за честь даже самыми богатыми и знаменитыми пассажирами. Для их развлечения также проводились балы, торжественные вечера и спортивные соревнования. Наряду с французским пароходом «Нормандия» «Куин Мэри» предоставлял пассажирам самое роскошное обслуживание по сравнению с другими лайнерами того времени.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Виды военных кораблей – военно-морской флот

У всех крупных мировых держав, имеющих выход к морю, есть свой военно-морской флот. В него входят различные типы военных кораблей: крейсеры, эскадренные миноносцы, авианосцы, ракетные катера, десантные и противолодочные корабли, тральщики, а также подводные лодки и береговая артиллерия. Самыми мощными военно-морскими силами в наше время располагают Россия, США и Великобритания.

Виды военных кораблей.

Крейсер – это военный корабль, основной задачей которого является уничтожение небольших вражеских судов и огневая защита кораблей своего ВМФ. Крейсеры также способны открывать шквальный артиллерийский огонь по сухопутным позициям неприятеля. А еще эти суда приспособлены для высадки морских десантов. Всего в мире насчитывается 30 высокотехнологичных современных крейсеров. Из них 22 находится на вооружении ВМФ США, 7 – России и 1 – Перу.

О предназначении авианосца можно догадаться исходя из его названия. Этот корабль носит на себе авиацию. На палубе современного авианосца могут поместиться до 90 боевых самолетов. Длина авианосцев составляет, как правило, 200-340 метров. Поэтому самолеты имеют возможность разгоняться, а после полета они возвращаются и совершают посадку на палубу.

В военно-морском флоте есть корабли-саперы, их называют «тральщики». Главной задачей этих небольших судов является найти и уничтожить морские мины, установленных в воде противником. А набор мин у врага может быть самым разнообразным: донные, якорные, дрейфующие, самонаводящиеся, магнитные, антенные и акустические. Попав на мину, судно может получить серьезные повреждения или даже пойти ко дну. Однако тральщики оснащены специальным оборудованием и способны защитить свои корабли от опасности.

Подводную лодку еще называют «субмарина». «Суб» означает «под», а «марина» — «морская». Это очень грозное и опасное для неприятеля судно. Подводная лодка может стремительно погружаться на глубину, незаметно подплывать к кораблям противника и внезапно атаковать их своими торпедами или ракетами. Субмарина способна перемещаться на очень большие расстояния, а если врага рядом нет – она всплывает на поверхность.

В наши дни самыми грозными и опасными субмаринами являются атомные подлодки. На борту они перевозят смертоносные ядерные ракеты, каждая из которых может стереть с лица Земли крупный город. Первая подлодка такого типа появилась в середине пятидесятых годов в США. Названа она была в честь знаменитого корабля из фантастического произведения Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой» — «Наутилус». А самые большие атомные субмарины класса «Акула» находятся на вооружении Российского ВМФ. Российская «Акула» — это громадина высотой с девятиэтажный дом, на борту которой находятся 24 баллистические ракеты массой по 100 тонн каждая.

Самыми грозными противниками военных субмарин являются эскадренные эсминцы, или миноносцы. Они быстры и маневренны. Однако важнейшее их достоинство – умение обнаружить подводную лодку неприятеля и атаковать ее своими мощными торпедами. А миноносцем этот корабль прозвали потому, что в начале ХХ века торпеды величали «самодвижущимися минами».

Самыми грозными противниками военных субмарин являются эскадренные эсминцы, или миноносцы. Они быстры и маневренны. Однако важнейшее их достоинство – умение обнаружить подводную лодку неприятеля и атаковать ее своими мощными торпедами. А миноносцем этот корабль прозвали потому, что в начале ХХ века торпеды величали «самодвижущимися минами».

site-mirtehniki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *