Топ-5 самых грозных подлодок России

Подводный флот нашей страны всегда представлял ту силу, не считаться с которой было нельзя. После краха СССР программа развития подводного флота в России по известным причинам замедлилась. Однако начиная с нулевых годов в этом отношении был сделан такой рывок, что даже многие зарубежные эксперты были удивлены происходящимм изменениями. При этом руководство России не собирается останавливаться на достигнутом. Мы не будем раскрывать всех секретов модернизации и создания новых проектов субмарин, лишь расскажем о тех российских подлодках, которые, по мнению наших заокеанских партнеров, являются для них главной угрозой.


«Щука-Б»


Первое место в этом списке занимают атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (она же – «Акула» по классификации НАТО). Они относятся к лодкам третьего поколения, начали поступать на вооружение флота в 1984 году. Особую опасность представляют последние усовершенствованные модификации. Многоцелевые «Щуки» предназначены для перехвата вражеских подлодок, охраны своих и уничтожения чужих надводных кораблей. Помимо восьми торпедных аппаратов, способных стрелять торпедами, ракето-торпедами, а также установок для запуска крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), не менее важными «оружием» «Акулы» являются ее скрытность и малошумность.


«Палтус» и «Варшавянка»
 

На второй и третьей позициях разместились родственные подлодки «Палтус» (проект 877) и «Варшавянка» (проект 636). Оба типа являются самыми малошумными в своем классе, «Варшавянка» даже получила в НАТО прозвище «Черная дыра». Конструкторам изначально (основной проект был создан в 70-х годах прошлого столетия) была поставлена задача создать субмарину, которая должна гарантированно выйти победителем в дуэльной ситуации. То есть она должна была обнаружить и уничтожить вражескую подлодку раньше, чем та что-либо поймет. И эта задача была выполнена. «Палтус» вооружен шестью торпедными аппаратами, а «Варшавянка» (эти подлодки последней версии сегодня строятся для Черноморского флота) имеет и пусковые установки для стрельбы крылатыми ракетами «Калибр». Оба типа субмарин охотно покупают за границей. Наши «Палтусы» и «Варшавянки» уже несут службу в Алжире, Вьетнаме, Индии, Китае.


«Борей»
 

В список грозы морей попал и стратегический подводный ракетоносец «Борей» проекта 955. Это первая субмарина, целиком спроектированная и построенная в постсоветской России. «Борей» вооружен баллистическими ракетами с ядерными боевыми блоками и торпедными аппаратами, способными стрелять целым арсеналом средств для уничтожения надводных и подводных кораблей. Ядерный реактор обеспечивает субмарине подводную скорость до 30 узлов, она способна погружаться на глубину до 480 м и находиться под водой 90 суток. Три лодки этого класса уже входят в боевой состав ВМФ России и способны выполнять поставленную задачу в любой точке Мирового океана. К 2020 году Минобороны РФ планирует принять на вооружение еще восемь «Бореев».


«Ясень»
 

Ну и замыкает перечень «грозы из-под воды» новейшая атомная субмарина проекта 885 «Ясень». Это самая современная и наиболее дорогая российская атомная многоцелевая субмарина четвертого поколения. Первый корабль «Северодвинск» вошел в состав Северного флота в 2014 году. Достаточно мощное вооружение (самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 400 миль) позволяют «Ясеню» одинаково эффективно поражать цели под водой, на воде и на суше.


Корпус лодки изготовлен из маломагнитной стали и покрыт резиной, что делает ее невидимой для противника. Огромная сферическая антенна гидроакустического комплекса, расположенная в носовой части субмарины, дает возможность морякам услышать корабль противника задолго до того, как тот их обнаружит. Подводная скорость в 35 узлов, возможность нырять на 600 м и находиться под водой до 100 суток делают «Ясени» очень мощным и современным оружием.

tvzvezda.ru

Подводные лодки России и СССР

Истории подводных войск России

На протяжении всей своей жизни Россия была военной державой, поэтому нет ничего удивительного в том, что правительство решило не отставать от всего мира и в свой флот зачислила в 1903 году первое подводное судно, что положило основу подводного флота.

Первые проекты подводных лодок

«Дельфин» считается первой полноценной подлодкой самой большой страны мира, до неё была ещё «Петр Кошка», но она была очень маленькой, и служила только маленьким судном для скрытого проникновения на территорию противника и высадки разведки. В 1904 года первая подводная лодка России достроилась, а в мае этого года она уже ходила в море. Все проверки она проходила в Балтийском море, после чего была переправлена железнодорожными путями во Владивосток, где была призвана на военные действия между Японией и Россией.

Петр Кошка 1901 год

Лейтенант М. Н. Беклемишев являлся старшим помощником по электротехнике, и в 1901 году он был отправлен в командировку в США, где присутствовал на первом пробном погружении в воду подлодки «Fulton», а также ему было дозволено осмотреть иностранное судно. После данной поездки лейтенант заявил, что отечественное судно качественно не уступает американским, а несколько конструкторных решений и вовсе уникальны. Также поездка дала ориентир Беклемишеву на сбор команды в «Дельфин», в первой подводной лодке России состоял экипаж из 10 человек, где был один командир со своим помощником, 4 специалиста по минному делу, а также по два рулевых и машинистов. Каждый служащий субмарины был добровольцем из которых и выбирал старший помощник.

Все технические характеристики подводной лодки российской империи разумеется были не на уровне современных суден:

  • Скорость наводная/подводная: 9/6 узлов
  • Уровень погружения: 50 метров
  • Водоизмещение надводное/подводное: 113/до 135 тонн
  • Длинна/ширина: 20/3,66 метров
  • Вооружена была двумя торпедами 1898 года

Поначалу конструкторы хотели поставить дизельный двигатель, но затем комиссия решила остановить свой выбор на бензине.

На войне «Дельфин» ходил 17 дней по просторам моря, а также попал в поход на 8 суток. В 1916 году его отправили вновь на север в Мурманск, а в следующем году, в августе он был исключен из флота, в 1920 году его отдали на слом.

Главная заслуга судна была вовсе не военная, а то, что он дал старт всему подводному кораблестроению и послужил прототипом для будущих подлодок.

[flat_ab id=”1″]

Первая дизельная подлодка России

После русско-японской войны государство сообщило о решении развивать ветку подводных суден и на разработку отправили два проекта. Первый: «Акула», а второй дизельный – «Минога».

Построение одной из первых дизельных субмарин мира было доверено И. Г. Бубнову, который являлся главным конструктором «Дельфина». Имя субмарине дали – «Минога», разрабатывалась она в 1905 году, а с 1906 по 1909 года осуществлялось её строительство. Несмотря на то, что корабль испытывали в 1908 году и в то же время спустили на воду, подлодку отправили на доработку, связано это с требованием увеличить балласт.

Минога 1906

Трагичное затопление «Миноги»

23 марта 1913 года, субмарина совершала пробное погружение в воду, при проведении испытаний возникла внештатная ситуация, через клапан вентиляции начался набор воды. Сразу после спасательной операции было обнаружено, что все матросы и командирский состав уцелели, но у многих были отравления от хлора. После чего корабль далее применялся в боевых действиях.

«Минога» была лодкой участницей в Первой мировой войне. Больших успехов она не достигла, несмотря на некоторые попытки атаковать судна врага. А в 1915 году и вовсе могла потонуть от тарана, но из-за выдающихся действий старшины Г. М. Трусова она уцелела, и после ремонта в 1918 году ещё прослужила в гражданской войне в Каспийском море.

Дизельные подводные лодки России обладали преимущественно двигателем, работающим не только на дизеле, но и на электричестве, что помогало передвигаться под водой почти бесшумно.

Первая Мировая война

Первая мировая была особенной войной для подводного флота. Это был первый крупный военный конфликт, в котором разные страны собирались использовать подлодки в качестве нового вида вооружения. Эта данность заставила устроить две международные конференции. Проходили они в Гааге в 1899 и 1907 годах. Один из главных тезисов повествовал о том, что ни одна субмарина не может осуществить нападение на торговый корабль, так как это противоречит международному праву. В целом, ни одно государство – участник не знало, как именно использовать подводные судна в войне. Из-за небольшого развития этого военного сегмента многие видные военные лица, также главный конструктор и лидер подводного кораблестроения: И.Г. Бубнов, отмечал, что использование подлодок будет в своём большинстве прибрежным и начнет просто доставлять мины на небольшое расстояние. Тогда ещё никто даже не догадывался о том, что субмарины станут мощнейшим оружием не только возле берега, но и в открытом море.

«Акула» на охоте

«Акула» 1915

За период Первой мировой войны на стороне России было большое количество подлодок, но большинство из них не могло уйти далеко и нанести катастрофичного вреда противникам. Выделить можно субмарину «Акула». В 1905 году она была спроектирована и было принято решение оснастить её бензиновым двигателем с мощностью 600 лошадиных сил. Спустя некоторое время И. Г. Бубнов решил оспорить данное решение и предположил, что использование бензина слишком огнеопасно и существует необходимость заменить его на дизель. Морской технический комитет принял его предложения, но оставалась проблема с пониженной скоростью субмарины. Произошло это из-за смены топлива, таким образом с «Акулы» убрали деревянную обшивку, а также уменьшили ширину. После этого было начато строительство и в 1909 году она была спущена на воду. Но готова была к использованию только в 1911, связано это было со всеми испытаниями и проверками. Вооружена она была четырьмя аппаратами, а также двумя пулеметами. Тем не менее все лодка не сумела показать проектную скорость и была зачислена во флот с неоправданными ожиданиями. За всё время войны «Акула» считалась лучшей подлодкой страны и поучаствовала в 16 походах, также ставила минные заграждения. В ноябре, в 1915 году лодку потопили, она взорвалась на выходе из Финского залива на дрейфующей мине. На данный момент она так там и находится.

Вторая Мировая война

Советские войска еще при Первой мировой были самыми опытными из всех участников по части подводных лодок. В последней самой кровопролитной войне усовершенствовались не только навыки ведения боя, но и сами подлодки.

Всего было использовано 324 подлодки. А все они были следующих типов:

  1. Д – «Декабрист»
  2. Л — «Ленинец»
  3. Щ — «Щука»
  4. П — «Правда»
  5. М — «Малютка»
  6. С — «Средняя»
  7. К — «Крейсерская»

Более подробно будут рассмотрены последние 3 типа.

[flat_ab id=”2″]

«Малютка»

Название субмарина получила, благодаря всем своим характеристикам, которым она обладала, именно так её прозвал сам народ.

По своему водоизмещению эти подлодки составляли над водой – 206, а под водой 258 тонн. В свободном плавании «Малютка» могла бороздить глубины 10 суток, чего не хватало на походы в открытое море. А предельная глубина была 60 метров, но как правило судно работало на расстоянии 50 метров под толщей воды. Скорость также была не велика, под водой она разгонялась лишь до 8 узлов. Вооружение состояло из полуавтомата и двух торпедных аппаратов с боезапасом лишь две торпеды.

Это были малые подводные лодки СССР, именно их крохотные размеры и малый вес доставляли самый большой дискомфорт, волны разбрасывали судно по разным сторонам, а экипажу и вовсе было туго переносить все тяготы подводной жизни. Но несмотря на это лодка всё равно выполнила титанический объем работы потопив 10 кораблей противника и нанеся повреждения 8 транспортным средствам.

«Средняя»

Данный тип разумеется был больше «Малютки». Водоизмещение надводное дошло до 840 тонн, а под водой разумеется этот показатель был больше и составил 1070 тонн. Количество экипажа варьировалось от 36 до 46 членов, а вооружены подлодки были «до зубов». 6 торпедных аппаратов с 6 торпедами, также две пушки и подрывное устройство, а его скорость позволяла не переживать за погоню за противником, «Средняя» разгонялась до 20 узлов, догоняя почти любого оппонента.

С одной из подлодок была связана интересная история, которая описывает прочность, а возможно и везучесть этого типа, который служил на севере. На С-101 было сброшено около 1000 бомб, но после каждого своего похода подлодка возвращалась в город Полярный.

«Крейсерская»

Представителей данного типа было построено 11 штук. Водоизмещение самое большое из всех трех описанных видов, наводное – 1500, а подводное 2100 тонн. Экипаж от 62 до 65 человек. Команда могла работать на глубине 100 метров. 10 торпедных аппаратов, а боекомплект составлял 24 торпеды, также присутствовали 2 универсальных орудия и 2 зенитных полуавтомата.

В народе данный тип был прозван «Катюшей», и имел поистине впечатляющую мощь, его дизельные двигатели в количестве 2 штук выдавали 4200 лошадиных сил, а её длина составляла 97 метров.

Изучая характеристики можно заметить, что это настоящая гроза всех водных обитателей. Но тем не менее её эффективность оставляла желать лучшего. На ее счету лишь 5 успешных атак, что не сравнится даже с «Малюткой». Дело в том, что лодка использовалась на мелководье в Балтийском море, когда планировалась служба в Тихом океане. Она банально не помещалась на столь маленькой глубине.

Первые атомные подлодки России

По сути, проект 627 «Кит» был представлен лишь одним «Ленинским комсомолом», а остальные представители были усовершенствованием этой субмарины и относились к подтипу – 627 А. «Ленинский комсомол» сначала называлась – К3. И именно она открыла эру атомных подлодок для коммунистической страны. В мире это уже была третья субмарина, работающая на ядерном реакторе. Её максимальная скорость составляла 30 узлов, а автономность плавания была повышена до 60 суток, благодаря новому типу двигателя. В. Н. Перегудов открыл эру атомных лодок, являясь главным конструктором К-3.

История службы

В 1961 году её перебросили в Атлантику для службы, а позднее в 1962 году, субмарина сотворила историю, пересекая Северный полюс, причем два раза, что было совершенно новым достижением для ВМФ СССР. Также за операцию был поставлен флаг Союза, после чего командиры экипажа были награждены медалями.

Кит

Атомные подводные лодки СССР строились надежно и с большим сроком эксплуатации, но именно К-3 стала исключением. Она возводилась в спешке, закрывая глаза на не доделанные детали. Причина почему именно эту субмарину отправили в столь важную операцию – её значимость и опыт экипажа, который мог поддерживать работоспособность «Ленинского комсомола».

Первый инцидент

Не всегда экипаж мог контролировать все непредсказуемые процессы, так случилось и в этот раз, когда загорелись два первых отсека подлодки. Основная версия гласит о том, что гидравлическая жидкость вытекла и попала на электрический фонарь, который не был защищён колпаком. После этого погибло 39 человек, но тем не менее лодка сама вернулась на берег, прежний командир Л.М. Жильцов начал работать на суше, а сменил его Анатолий Жуков. Сейчас подлодка готовится предстать уже не как боевой корабль, а в качестве музея, реактор из лодки был потоплен в 2013 году.

Современные подводные лодки России

Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.

Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.

Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.

Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.

vmflot.ru

Пять самых грозных российских подводных лодок.

Подводные лодки класса «Варшавянка».


Во время холодной войны советская подводная программа была силой, с которой приходилось считаться. Советские подводные машины-убийцы захватили воображение и западных, и советских граждан. Роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за «Красным Октябрем»» (в следующем году на его основе был снят фильм) рассказывает о том, как экипаж вымышленной советской подводной лодки типа «Тайфун» с баллистическими ракетами на борту делает попытку бежать в Соединенные Штаты. В напряженные годы противостояния между Вашингтоном и Москвой многие американцы считали, что советские подводные лодки таятся в засаде у побережья их страны. У обеих сверхдержав были субмарины, благодаря которым можно было начать ядерный Армагеддон прямо из таинственных океанских глубин.

После распада Советского Союза российская программа строительства подводных лодок пришла в упадок вместе со многими другими отраслями российского военно-промышленного комплекса. Но в последнее десятилетие российские руководители предпринимают усилия по модернизации своих вооруженных сил. Россия модернизирует образцы времен холодной войны в соответствии с современными требованиями и проектирует совершенно новые платформы, такие как лодки типа «Борей» и «Ясень» – она явно полна решимости повысить статус и возможности своего подводного флота.

Вот пять подводных лодок, которые заслуживают особого внимания.

Подводная лодка проекта «Щука-Б»

Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении подводной лодки проекта 971 «Щука-Б».


Эта ударная атомная субмарина была построена в Советском Союзе и получила название «Барс» проекта 971, но она более известна по квалификации НАТО под названием Akula. «Барс» не обладает той же малошумностью, что и некоторые из западных образцов, но эта лодка остается весомой угрозой, особенно после серии модернизаций в период после холодной войны.

Советский военно-морской флот получил семь моделей Akula I в период с 1986 по 1992 год. С 1992 по 1995 год Россия спустила на воду от двух до четырех модернизированных лодок Akula I. В то время Москва уже приступила к всеобъемлющей модернизации лодки проекта 971A — Akula II. Эта вариант имеет увеличенную длину корпуса в 110 метров и большее водоизмещение – 12 770 тонн. Усовершенствованная конструкция также имеет более тихий двигатель, чем у предшественников, в связи с чем лодка проекта 971A является самой малошумной в российском флоте. Россия построила три таких корабля: «Вепрь» (вошел в строй в 1995 г.), «Нерпа» (2000 г.) и «Гепард» (2001 г.). Москва должна сохранить «Гепард» в своем арсенале как минимум до 2025 года, а «Нерпа» передается в аренду в Индию.

Скорость проекта 971 в надводном положении составляет до 10 узлов. Под водой эта лодка может развивать скорость до 33 узлов при погружении до 600 метров. Продолжительность автономного плавания у «Щуки» составляет 100 дней. Лодка вооружена различным противокорабельным, противолодочным и зенитным оружием, что позволяет ей выполнять целый ряд задач. Одна субмарина этого типа может нести на борту целых 12 крылатых ракет «Гранит», которые предназначены для поражения кораблей и наземных целей. Ракета «Гранит» имеет дальность пуска 3 тысячи километров. Для противокорабельных и противолодочных действий «Щука» оснащена восемью пусковыми торпедными аппаратами, в то время как у улучшенной «Акулы» и у «Акулы II» их десять. ПЗРК «Стрела-ЗМ» с 18 ракетами дает этой лодке возможность наносить удары по воздушным целям.

Подводная лодка проекта 877 «Палтус» (Kilo)

Дизельная подводная лодка «Краснокаменск» проекта 877 во время
швартовки в главной базе Тихоокеанского флота во Владивостоке.


Российский проект 877 «Палтус» (название по классификации НАТО Kilo), который представляет собой дизель-электрическую ударную подводную лодку, был задуман еще в советское время в Центральном морском конструкторском бюро «Рубин» в Санкт-Петербурге. Эта субмарина стала частью советского флота в 1982 году и остается на вооружении в России и в других странах по сей день.

«Палтус» – субмарина меньшего размера, ее иранская версия имеет подводное водоизмещение 3 076 тонн и длину корпуса 70 метров. Базовая модель Kilo несет шесть торпедных аппаратов. Эта лодка может использовать электрические торпеды ТЕСТ-71МКЕ, которые имеют активную гидроакустическую систему самонаведения с телеуправлением и несут 205-килограммовый боевой заряд. «Палтус» может также выпустить до 24 мин. Лодка имеет на борту восемь зенитных ракет, которые могут использоваться в ПЗРК «Стрела-3» и «Игла». Индия, которая также использует Kilo, по контракту с российской кораблестроительной компанией «Звездочка» включила в состав вооружения противокорабельные ракеты Club S (дальность 220 километров).

Дизельные генераторы Kilo обеспечивают субмарине скорость до 10 узлов в надводном положении и 17 узлов под водой. Kilo может погружаться до 300 метров, а срок автономного плавания у этой лодки составляет 45 дней. Постсоветская Россия до сих пор использует «Палтус», в то время как его варианты состоят на вооружении в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Алжир. Бывшие участники Варшавского договора и нынешние члены НАТО Польша и Румыния также имеют в составе своих ВМС лодки проекта 877.

Подводные лодки проекта 636,6 «Варшавянка» (Улучшенная Kilo)

Спуск на воду подводной лодки «Краснодар» в Санкт-Петербурге.


Когда новой дизель-электрической российской субмарине «Лада» не удалось пройти ходовые испытания в 2010 году, Москва вернулась к классике времен холодной войны – лодке Kilo. Чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дизель-электрическим подлодкам, Россия приступила к модернизации более ранней модели Kilo.

На сцене появился проект 636,6 «Варшавянка», также известный на Западе как «улучшенный Kilo». Первоначально эту лодку рассматривали в качестве промежуточного варианта между первыми Kilo и «Ладой», но теперь «Варшавянке» придется заполнять образовавшийся пробел до тех пор, пока новые модели не будут признаны годными для плавания. Российский военно-морской флот заказал шесть таких кораблей, четыре из них уже вошли в его состав. Новейшая лодка «Краснодар» была спущена на воду в апреле 2015 года.

«Варшавянка» имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн в подводном положении и обладает мощным комплексом вооружений. Как и ее предшественница, эта лодка имеет шесть торпедных аппаратов и вооружена зенитными ракетами «Стрела-3» и «Игла». Новый тип 636,6 также несет на борту противокорабельные ракеты ОКБ «Новатор» Club-S. У этой ракеты с фугасной боевой частью дальность пуска составляет 220 километров.

Как и у оригинального проекта 877, у «улучшенного Kilo» длительность автономного плавания равна 45 дням, а максимальная глубина погружения 300 метрам. «Варшавянка» обладает более высокими скоростями по сравнению с предшественницей: 11 узлов в надводном и 20 узлов в подводном положении. Модернизированная модель, получившая прозвище «тихий убийца», уже считается одной из самых малошумных дизель-электрических подводных лодок. Тем не менее, конструкторское бюро «Рубин» намерено установить на «Варшавянке» воздухонезависимую двигательную установку, которая может обладать даже меньшей шумностью, чем у атомной установки.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».


Это первая абсолютно новая модель подводной лодки, разработанная Россией после распада Советского Союза. Серия атомных подводных лодок проекта «Борей» оснащена баллистическими ракетами. Головной корабль нового проекта «Юрий Долгорукий» был спущен на воду в 2008 году и введен в состав флота в 2013 году. Вторая субмарина «Борей» была спущена в 2010 году и введена в состав ВМФ в 2013 году, третья была спущена в 2012 году, а как новейший корабль «Князь Владимир» был заложен в начале этого года. Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 (Typhoon по классификации НАТО) и «Дельфин» (Delta-III по классификации НАТО).

Длина корпуса «Борея» составляе 170 метров, и каждая подводная лодка имеет водоизмещение под водой 24 тысячи тонн. «Юрий Долгорукий» и остальные корабли его серии несут на борту 16 баллистических ракет Р-30 «Булава-30» (РСМ-56). Ракеты «Булава» оснащены ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн и имеют дальность пуска 8 тысяч километров. Согласно некоторым данным, РСМ-56 могут иметь еще большую дальность и мощность: до 10 тысяч километров и до 500 килотонн. В дополнение к баллистическим ракетам, лодки «Борей» также имеют шесть торпедных аппаратов, обеспечивающих пуск различных типов противолодочных торпед.

Атомная силовая установка «Борея» обеспечивает ему скорость в надводном положении до 15 узлов и скорость подводного хода 29 узлов. Максимальная глубина погружения у лодки 480 метров, а срок автономного плавания 100 дней. Субмарины типа «Борей» обещают стать для российского военно-морского флота мощной силой дальнего действия на многие годы. Москва уже разместила заказ на строительство 10 новых лодок к 2020 году.

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»

Церемония принятия первой многоцелевой атомной подлодки
К-560 «Северодвинск» проекта «Ясень» в состав ВМФ России.


Проект 885 компании «Севмаш» «Ясень» призван заменить стареющий флот субмарин типа «Щука-Б». Эта атомная лодка в конечном счете заменит проекты советской эпохи и удовлетворит потребности Москвы в мощной ударной субмарине. Первая лодка типа «Ясень» «Северодвинск» вошла в состав базирующегося в Североморске Северного флота в 2014 году.

У субмарин проекта «Ясень» длина корпуса равна 111 метрам, а водоизмещение под водой составляет приблизительно 13 500 тонн. Каждый корабль проекта 885 может нести на борту оружие, предназначенное для поражения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок, что позволяет ему выполнять широкий круг задач. Для борьбы с подводными лодками «Ясень» имеет восемь торпедных аппаратов и может производить пуск противолодочных ракет, таких как сверхзвуковая П-800 «Оникс». Ракеты «Оникс» также могут быть использованы в качестве противокорабельного оружия. По наземным целям подводные лодки «Ясень» способны запускать крылатые ракеты 3M51, которые могут оснащаться ядерной боеголовкой. 3M51 имеют дальность 800 километров.

Мощная реакторная силовая установка на борту субмарин «Ясень» позволяет новым моделям значительно опережать своих предшественников. Подводные лодки проекта 885 могут развивать скорость до 20 узлов на поверхности и 35 узлов под водой. Лодки «Ясень» способны погружаться на 600 с лишним метров, благодаря чему они становятся серьезной угрозой для противников России.

Источник

bigra.livejournal.com

Самые современные подводные лодки России и США

Э ти субмарины создавались не для того, чтобы нанести решающий ядерный удар по территории противника, они не несут баллистических ракет с суперзарядами, способными превратить в пепел крупные мегаполисы.

Сергей Мочалов

фото topwar.ru

Тем не менее, по уровню технического оснащения эксперты считают, что они более совершенные, чем подводные ракетоносцы, потому что созданы для разных целей – в первую очередь для борьбы с подводным флотом противника. Это подводные лодки-охотники

В России самой современной подводной лодкой охотником – считается лодка проекта 885 или «Ясень». В составе ВМС России такая субмарина пока состоит на вооружении только в единичном экземпляре – «Северодвинск», еще три подводных крейсера «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» в разной степени готовности стоят на стапелях в цеху Северодвинского судостроительного завода. всего До 2020 года планируется заложить 7 подлодок подобного класса, но они ужу будут выполнены в модернизированном варианте «Ясень-М». Главным отличием новинок от «базовой» версии станет наличие более совершенных радиоэлектронных систем. Подробности о них пока за семью замками гостайны, а из характеристик можно назвать разве только то, что благодаря новой начинке в глубинах мирового океана «Ясень-М» будет невозможно обнаружить. Поэтому все противолодочные системы противника окажутся против него бессильны. К слову, в США очень обеспокоены появлением у России новой лодки, которая сможет беспрепятственно подойти к берегам Америки, выполнить поставленную учебную или боевую задачу, и также беспрепятственно удалиться.

По сути подводные лодки «Ясень» — это квинтэссенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте впервые использована смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч).

Ракеты на «Ясене» тоже имеются, только не баллистические, а крылатые, и применяются они для разных целей: противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб», которые могут достать любой береговой объекты дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.

По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими субмаринами противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений мы сделаем существенный шаг вперед.

Самая современная подводная лодка США — «USS Virginia». Как и российский «Ясень», она тоже сверху до низу напичкана самыми современными технологиями и способна решать самые разные задачи, но по своим основным характеристикам существенно уступает российской субмарине. Virginia способна «нырнуть» всего на 250 метров, а ее крылатые ракеты способны поражать цели на расстоянии до полутора тысяч километров.

Но этого достаточно для того, чтобы нанести сокрушительный удар по противнику. Впрочем, вооружение в этой лодке не самое главное – она обладает другими потрясающими способностями, судя по которым создавалась Virginia прежде всего для разведывательно-диверсионной деятельности. Эта субмарина обладает самыми сложными сенсорами, которыми когда –либо оснащались подводные лодки и способна в буквальном смысле все видеть и слышать на только вокруг себя но и на отдалении в десятки километров.

Virginia способна точно проходить по мелководью и оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Открытой информации о самых современных подводных лодках США и России не так уж и много – все самое важное держится в секрете, ведь как говорят подводники, если на суше держится мир, то в океанских глубинах всегда идет война – сегодня это война супертехнологий.

smotorom.ru

Самые современные подводные лодки России и США

Э ти субмарины создавались не для того, чтобы нанести решающий ядерный удар по территории противника, они не несут баллистических ракет с суперзарядами, способными превратить в пепел крупные мегаполисы.

Сергей Мочалов

фото topwar.ru

Тем не менее, по уровню технического оснащения эксперты считают, что они более совершенные, чем подводные ракетоносцы, потому что созданы для разных целей – в первую очередь для борьбы с подводным флотом противника. Это подводные лодки-охотники

В России самой современной подводной лодкой охотником – считается лодка проекта 885 или «Ясень». В составе ВМС России такая субмарина пока состоит на вооружении только в единичном экземпляре – «Северодвинск», еще три подводных крейсера «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск» в разной степени готовности стоят на стапелях в цеху Северодвинского судостроительного завода. всего До 2020 года планируется заложить 7 подлодок подобного класса, но они ужу будут выполнены в модернизированном варианте «Ясень-М». Главным отличием новинок от «базовой» версии станет наличие более совершенных радиоэлектронных систем. Подробности о них пока за семью замками гостайны, а из характеристик можно назвать разве только то, что благодаря новой начинке в глубинах мирового океана «Ясень-М» будет невозможно обнаружить. Поэтому все противолодочные системы противника окажутся против него бессильны. К слову, в США очень обеспокоены появлением у России новой лодки, которая сможет беспрепятственно подойти к берегам Америки, выполнить поставленную учебную или боевую задачу, и также беспрепятственно удалиться.

По сути подводные лодки «Ясень» — это квинтэссенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. В проекте впервые использована смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного корпуса в носовой части подлодки для снижения шумности. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Корпус корабля изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Поэтому он может погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает его практически недосягаемым для всех видом современного противолодочного оружия. Максимальная скорость хода более 30 узлов (60 км/ч).

Ракеты на «Ясене» тоже имеются, только не баллистические, а крылатые, и применяются они для разных целей: противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс», противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб», которые могут достать любой береговой объекты дистанции в 5000 км. Так же на лодке установлены шесть 650- и 533-мм торпедных аппарата через которые экипаж может вести стрельбу всеми типами современных торпед, проводить минные постановки и даже использовать беспилотные подводные аппараты.

По своим характеристикам «Северодвинск» способен решать любые задачи: бороться с авианосными соединениями, охотиться за стратегическими субмаринами противника или наносить массированные ракетные удары по береговым целям. Эксперты говорят, что даже 8 российских подлодок на боевом дежурстве обеспечивают паритет с США. А с началом ввода в строй субмарин новых поколений мы сделаем существенный шаг вперед.

Самая современная подводная лодка США — «USS Virginia». Как и российский «Ясень», она тоже сверху до низу напичкана самыми современными технологиями и способна решать самые разные задачи, но по своим основным характеристикам существенно уступает российской субмарине. Virginia способна «нырнуть» всего на 250 метров, а ее крылатые ракеты способны поражать цели на расстоянии до полутора тысяч километров.

Но этого достаточно для того, чтобы нанести сокрушительный удар по противнику. Впрочем, вооружение в этой лодке не самое главное – она обладает другими потрясающими способностями, судя по которым создавалась Virginia прежде всего для разведывательно-диверсионной деятельности. Эта субмарина обладает самыми сложными сенсорами, которыми когда –либо оснащались подводные лодки и способна в буквальном смысле все видеть и слышать на только вокруг себя но и на отдалении в десятки километров.

Virginia способна точно проходить по мелководью и оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Открытой информации о самых современных подводных лодках США и России не так уж и много – все самое важное держится в секрете, ведь как говорят подводники, если на суше держится мир, то в океанских глубинах всегда идет война – сегодня это война супертехнологий.

smotorom.ru

В США назвали самые грозные подводные лодки России — Российская газета

От «Щуки» до «Акулы»

Первое место в списке наиболее грозных российских субмарин занимают атомные подлодки проекта 971 «Щука-Б» (Akula по классификации НАТО). Особую опасность представляют последние модификации, усовершенствованные и малошумные, отмечает The National Interest. Многоцелевые «Щуки» предназначены для перехвата вражеских подлодок, охраны своих и уничтожения чужих надводных кораблей. Помимо восьми торпедных аппаратов, способных, стрелять торпедами, ракето-торпедами и крылатыми ракетами — в том числе с ядерными боеголовками, важными оружием «Акулы» является ее незаметность.

«Американские корабли не в состоянии обнаружить «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов», — констатировал адмирал Джереми Бурда, в 90-е возглавлявший оперативный штаб ВМС США. Российские подлодки не раз демонстрировали это качество. В феврале 1996 года среди кораблей НАТО, успешно отработавших в Атлантике задачу по обнаружению подлодок условного противника, всплыла никем не замеченная российская субмарина типа «Щука-Б» — ее моряк нуждался в срочной медицинской помощи на берегу.

В том же году подлодка К-461 «Волк» скрылась от наблюдателей в Средиземном море и проследила за несколькими подлодками НАТО, в том числе американской типа «Лос-Анжелес». Затем «Волк»  переместился к берегам Америки, обнаружил там стратегический подводный ракетоносец ВМС США и скрытно наблюдал за его выходом на боевое дежурство. Вернувшись из похода, командир «Волка» Алексей Буриличев стал Героем России.

«Атомные подводные лодки проекта «Improved Akula», вышедшие в море в 1990-х, показали, что Советы превзошли ВМС США в некоторых аспектах акустической маскировки — «Improved Akula» оказались тише, чем наши новейшие атакующие субмарины класса «Improved Los Angeles», —  заявил, выступая в Конгрессе США, военный аналитик Ньюман Полмар.

«Черная дыра»

На второй и третьей позиции разместились родственные подлодки проектов «Палтус» и «Варшавянка». Последняя является экспортной модификацией предшественника, название она получила из-за того, что создавалась для стран Варшавского договора. Оба типа являются самыми малошумными в своем классе, «Варшавянка» даже получила в НАТО прозвище «Черная дыра».

Конструкторам было дано задание создать субмарину, гарантированно выигрывающую дуэльную ситуацию, то есть способную обнаружить и уничтожить вражескую подлодку раньше, чем та что-либо поймет. Для этого «Палтус» вооружен шестью торпедными аппаратами, а «Варшавянка» имеет и пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Оба типа субмарин охотно покупают за границей. «Палтусы» и «Варшавянки» несут службу в Алжире, Вьетнаме, Индии, Китае. Подлодки последней, самой совершенной версии «Варшавянки» строятся для Черноморского флота России.

«Борей» — гроза морей

Попал в список и стратегический подводный ракетоносец «Борей», первая субмарина, целиком спроектированная и построенная в постсоветской России. «Борей» вооружен баллистическими ракетами с термоядерными боевыми блоками и торпедными аппаратами, способными стрелять целым арсеналом средств для уничтожения надводных и подводных кораблей.

Ядерный реактор мощностью 190 мегаватт обеспечивает субмарине подводную скорость 29 узлов, «Борей» способен погружаться на 480 метров и находиться под водой 90 суток. Три ракетоносца переданы флоту, еще три строятся. Минобороны планирует к 2020 году принять на вооружение восемь субмарин класса «Борей». Эти лодки обеспечили ВМФ России возможность действовать в любой точке мирового океана на многие годы вперед, пишет The National Interest.

Бесшумный «Ясень»

Пятой в рейтинге значится еще одна новейшая атомная субмарина проекта 885 «Ясень». Первый корабль проекта, «Северодвинск», вошел в состав Северного флота в 2014 году. Мощное вооружение: самонаводящиеся торпеды и крылатые ракеты дальностью до 800 километров, — позволяют «Ясеню» одинаково эффективно поражать цели под водой, на воде и на суше.

Корпус лодки изготовлен из маломагнитной стали и покрыт резиной, что делает «Ясень» невидимым для противника. Вместо торпедных аппаратов в носовой части субмарины находится огромная сферическая антенна гидроакустического комплекса, позволяющая морякам услышать корабль противника задолго до того, как тот обнаружит их. Подводная скорость в 35 узлов, возможность нырять на 600 метров и находиться под водой до 100 суток делают «Ясени» мощной угрозой конкурентам России, считает эксперт по военным разработкам NI Эванс Готтесман.

rg.ru

Рекорды подводного флота России

Минобороны России недавно одобрило контракт на разработку многоцелевой атомной подводной лодки пятого поколения, строительство субмарины начнется после 2020 года.

Ранее Объединенная судостроительная корпорация объявила о начале работ по формированию облика многоцелевых атомных подлодок пятого поколения проекта «Хаски». Они придут на смену проекта 885 «Ясень». Динамика развития традиционна.

Известно, что в области подводного кораблестроения Россия впереди планеты всей. Отрыв признают даже американцы. 

При этом отечественные субмарины не просто защищают национальные интересы на просторах Мирового океана, они десятилетиями приумножают славу России серией технологических рекордов, не превзойденных ни одной страной.

Первый ракетный подводный крейсер

Шестьдесят два года назад, в сентябре 1955-го, впервые в мире с борта советской подводной лодки Б-67 в Белом море стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила мишени на полигоне. Ранее на Севмаше по проекту В611 «Волна» субмарина Б-67 была переоборудована и стала первым в мире носителем баллистических ракет.

В последующие три года достроили или переоборудовали пять подводных лодок проекта АВ611 (Zulu V — по классификации НАТО), которые стали первыми в мире серийными субмаринами с баллистическими ракетами на борту. 

На субмаринах проекта АВ611 две ракеты Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 году на Северном флоте была сформирована первая в мире бригада подводных лодок стратегического назначения.

Самые быстрые 

Многоцелевая атомная субмарина проекта 661 «Анчар» К-162 в декабре 1970 года достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует 82,78 км/час — рекорд на десятилетия. Это первая в мире подводная лодка с титановым корпусом. Специально для нее создали особо мощные ядерные реакторы и противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом. Специалисты сравнивают ввод в строй ВМФ подводной лодки К-162 с запуском первого человека в космос. Для К-162 невыполнимых задач не существовало, субмарина могла догнать и уничтожить любой военный корабль.

При помощи десяти пусковых установок П-70 «Аметист» одна подводная лодка проекта 661 могла гарантированно отправить ко дну авианосец, а затем на полном ходу скрыться от преследования. На боевой службе в Атлантике в сентябре–декабре 1971 года К-162 доставила немало неудобств авианосцу США «Саратога», который не мог оторваться от слежения и преследования даже на максимальных для него 30 узлах. Скорость позволяла нашей подводной лодке занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Основные характеристики К-162: длина — 106,9 метров, наибольшая ширина по стабилизаторам — 16,7 метров, водоизмещение — 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода — 37–38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) — 550/400 метров, автономность — 70 суток, экипаж — 82 человека, вооружение — 10 пусковых установок ракет П-120 «Аметист» (размещены по бортам в носовой части подводной лодки, вне прочного корпуса, наклонно к горизонту), четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них восемь запасных).

Торпедные аппараты обеспечивали стрельбу с глубин до 200 метров.

Эстафету самых быстрых в конце 1970-х приняли уникальные серийные многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», которые отличались также малыми размерами и высокой степенью автоматизации. Подводная лодка приводилась в движение с помощью уникального ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и достигала скорости 41 узел. Не имела ракетного вооружения, но для борьбы с авианосными ударными группами противника субмарине хватало и торпед. 

По мнению западных специалистов-подводников, избежать атаки «Лиры» было практически невозможно, а поразить ее было проблематично даже управляемыми торпедами. Благодаря сверхманевренности «Лира» легко уходила от выпущенных по ней торпед, обладала способностью на полном ходу выполнить разворот на 180 градусов за 42 секунды (тоже рекорд). 

src=

Подводная лодка проекта 705(К) «Лира»

Атомные пионеры комплексной автоматизации

Наступала эра автоматизации управления ПЛА. Первая в мире скоростная атомная высокоавтоматизированная подводная лодка (противолодочной обороны) получила условное наименование «проект 705» (Alfa — по классификации НАТО). Субмарину разрабатывали с 1959 года. ВМФ получил семь лодок этого типа, включая усовершенствованный проект 705К.

Малый атомный «подводный истребитель» (водоизмещением 2250 тонн) имел прочный корпус из титанового сплава, реактор с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь проекту 661). Вооружение — 18 торпед и ракетоторпед. Предельная глубина погружения — 400 метров. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа удалось сократить до 32 человек.

Боевая информационно-управляющая система «Аккорд» позволила избавиться от излишних средств контроля и сосредоточить все приборы управления подводной лодкой в отсеке центрального командного поста. Основные операции производились экипажем дистанционно, автоматика защиты реактора и других жизненно важных систем субмарины не имела отказов при самых запредельных режимах эксплуатации. 

До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов в мире.

Самая глубоководная

Субмарина из титанового сплава проекта 685 (Mike — по классификации НАТО) могла погружаться на глубины более 1000 метров, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника. Причем на большой глубине действовало торпедное вооружение (благодаря специальной конструкции шести носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов). Экипаж субмарины первым в мире отработал стрельбу торпедами на глубине 800 метров.

Опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (третьего поколения) вошла в состав Северного флота в 1983 году и эксплуатировалась в течение нескольких лет. Рекорд погружения атомной подводной лодки К-278 на глубину 1027 метров до наших дней не покорен.

Глубина погружения — принципиальное свойство, за которое десятилетиями боролись отечественные и зарубежные кораблестроители. Здесь все решают прочность корпуса и защита систем вне прочного корпуса от огромного давления. Единственная подводная лодка проекта 685 была сверхпрочной и насыщенной современным вооружением. Уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Омнибус-685» позволяла максимально упростить управление субмариной на любых глубинах.

Размер имеет значение 

Северный флот в декабре 1981 года получил самый большой в мире подводный корабль — тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 проекта 941 «Акула» (Typhoon — по классификации НАТО). Длина подводного исполина — 172 метра, ширина — более 23 метров, водоизмещение — 48 000 тонн. Для сравнения: американская «Огайо» имеет подводное водоизмещение 18 700 тонн.

Крейсер проекта 941 разработан под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеет на борту 20 таких ракет, и каждая несет 10 боевых блоков мощностью по 100 килотонн. В период холодной войны специалисты рассчитывали, что одного полного залпа Р-39 хватит, чтобы стереть западное побережье США. 

src=

Российская подводная лодка проекта 941 «Акула»

«Акулы» — единственные в мире субмарины катамаранного типа, имеют два сообщающихся, но независимых друг от друга прочных корпуса (между которыми расположены шахты пусковых установок).

Особым районом боевого патрулирования исполинских «стратегов» была Арктика, где субмарины длительное время скрытно действовали подо льдами.

Всего построено шесть субмарин этого проекта. Головной корабль ТК-208 (сегодня носит имя Дмитрия Донского) переоборудован для испытания стратегического ракетного комплекса «Булава». Ничего подобного проекту 941 в мире не создано.

Летит время, но подводный флот России всегда опережает его.

Александр Хроленко

Подпишитесь на нас Вконтакте, Facebook, Одноклассники



news24today.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *