Новейшие российские бронемашины «Стрела» и «Линза»: в воде не тонут и взрывов не боятся

Правило «золотого часа» 

Важность работы медицинской службы в армии трудно переоценить. От качества оказания первой помощи, скорости доставки раненых до ближайшего полевого госпиталя напрямую зависит уменьшение потерь на поле боя. Для всех военных медиков существует единый негласный стандарт — правило «золотого часа»: чем раньше боец попадет в госпиталь, тем выше шансы на то, что он не погибнет и не останется инвалидом. Нередко для спасения раненых применяют вертолеты, но им необходима безопасная площадка, ведь в эпицентре боестолкновения они попросту не сядут. В таких условиях, как утверждают эксперты, самый надежный транспорт — специализированные медицинские бронемашины.

Конечно, если мы пошлем туда, где идет серьезный бой, вертолет, он сразу станет мишенью для противника. Санитарная авиация может забрать раненого в 30–50 километрах от переднего края. А в гуще событий вся надежда только на специальные медицинские бронемашины, задача которых — забрать пострадавших и как можно быстрее доставить их на этап оказания хотя бы первой врачебной помощи

Алексей Леонков

военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества»

Бронетранспортёра МТ-ЛБ

© Юрий Смитюк/ТАСС

В Советском Союзе для нужд армии было создано целое семейство специализированных бронированных медицинских машин (БММ). Большинство из них создавались на шасси БТР и БМП. Популярным было семейство БММ на шасси гусеничных боевых машин пехоты БМП-1. Часто встречались в войсках и медицинские варианты бронетранспортера МТ-ЛБ. А специально для десантных частей на базе бронетранспортера БТР-МД была создана линейка бронированных медицинских машин «Травматизм». В Советском Союзе вся эта техника, в большинстве гусеничная, была востребованна и успешно справлялась с задачами, но сегодня безнадежно устарела. О разработке новых бронированных медицинских машин задумались в конце нулевых. При этом приоритет был отдан колесной технике. 

Бронированная скорая

Читайте также

Главный конструктор «Ремдизеля»: расширяем линейку бронемашин «Тайфун-К» для армии России

Победителем тендера Минобороны России на создание нового медицинского автомобиля в 2016-м году стала компания «Ремдизель» из Набережных Челнов. Производитель предложил уже поверенную на других военных броневиках — «Тигр», «Тайфун» и «Скорпион» — платформу с колесной формулой 4х4 и повышенной противоминной защитой. «Линза», так назвали новую машину, делалась по конкретному тактико-техническому заданию Минобороны совместно с военными медиками, заявил главный конструктор АО «Ремдизель» Игорь Зарахович.

«Ремдизель» создал сразу два варианта защищенного санитарного автомобиля тактического звена. Первый — классический медицинский транспортер, предназначенный для поиска, сбора и вывоза раненых военнослужащих непосредственно с поля боя. В медицинском модуле предусмотрено шесть откидных сидений для раненых или место под размещение двух — четырех носилок. При этом возможна комбинированная перевозка, когда трое получивших легкие ранения размещаются на откидных сидениях вдоль одного борта, а двое тяжелораненых перевозятся на носилках. 

Бронированная медицинско-эвакуационная машина «Линза»

© Дмитрий Федюшко/ТАСС

Второй вариант — машина для перевозки различного медицинского оборудования, включая каркасный шатер, и развертывания медпункта в любой заданной точке.

По данным производителя, в защищенных санитарных автомобилях «Линза» есть специальные приспособления для извлечения раненых из люков, а также щиты для переноски людей с травмами позвоночника. Санитарная машина оборудована адаптивной гидропневматической подвеской для максимально комфортного передвижения по военным полигонам.

Одно из главных преимуществ «Линзы» — круговая защита 3-го класса. Прочная броня — наследство от старших боевых братьев «Тайфуна» «Тигра» и «Скорпиона». Санитарная бронемашина надежно защищает экипаж и раненых от огня стрелкового оружия, а также отличается усиленной противоминной защитой. Увеличенный дорожный просвет и V-образная форма днища эффективно рассеивают энергию взрыва и отводят в сторону осколки.

Читайте также

Минобороны досрочно получило партию броневиков «Тигр»

Корпус нового российского защищенного санитарного автомобиля выдерживает подрыв на устройстве мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым из колес. При этом колеса «Линзы» тоже бронированные. Даже если одно из них пробито, «Линза» сможет проехать еще как минимум 50 километров по пересеченной местности. Все эти данные получены в результате многочисленных испытаний на российских полигонах, где машины расстреливали, взрывали и топили в воде. Хорошо зарекомендовали себя машины и в реальных боевых условиях в Сирии.

На смену УАЗам и БТРам

Автомобили — самое массовое транспортное средство во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Много десятилетий одним из самых популярных военных авто в нашей стране был УАЗ-469. Он и сегодня в строю, правда, как говорят эксперты, недалек тот час, когда его полностью заменят современные броневики. Большинство из них сочетают в себе мобильность легкового авто и возможности  бронетранспортера.   

Сегодня Министерство обороны ставит во главу угла сохранение жизни военнослужащих. С этим связано появление большого количества новой автомобильной бронетехники. При этом машины могут не только перевозить людей, но и позволяют устанавливать различное боевое оснащение. Это могут быть и 30-мм пушки, и зенитно-ракетные комплексы, гранатометы. В результате подразделения получают защищенное мобильное средство доставки экипажа и в тоже время мощное средство огневого подавления противника

Дмитрий Литовкин

военный обозреватель ТАСС

Военнослужащие ВС РФ у бронеавтомобиля «Тигр»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Столичная корпорация «Защита» создала «Скорпиона» — для транспортировки личного состава, эвакуации раненых, доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций и буксировки вооружения.   «Военно-промышленная компания» (ВПК) делает бронеавтомобиль «Тигр». Он предназначен для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты. Одним из самых современных российских бронеавтомобилей, разработанных с повышенным вниманием к соотношению стоимости и эффективности, является «Стрела», созданная ВПК. 

Универсальная «Стрела» 

Военно-промышленная компания разработала базовый бронеавтомобиль «Стрела» всего за 1,5 месяца. Впервые машину представили на международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в подмосковной Кубинке. Сегодня «Стрела» — целое семейство из шести машин, две из которых — базовый бронеавтомобиль и бронеавтомобиль-амфибия — уже готовы к серийному производству. 

Бронеавтомобиль лёгкого класса «Стрела»

© Ладислав Карпов/ТАСС

«Стрела» может служить в качестве командирской машины, а также защищенного транспортного средства для перевозки личного состава, в том числе медиков и раненых бойцов. Машина оснащена дизелем мощностью 200 л. с., сопряженным с шестиступенчатой механической коробкой передач. Показатель удельной мощности автомобиля составляет 42,5 л.с./т, что более чем достаточно для выполнения большинства поставленных задач. Максимальная скорость «Стрелы» составляет 155 км/ч, а запас хода по топливу — 1000 км. 

По данным ВПК, новая бронемашина обладает достаточно высоким уровнем соотношения полной массы и грузоподъемности — при массе 4,9 т она способна перевозить полезную нагрузку до 1 т, при этом обеспечивается баллистическая защита от пуль основных видов стрелкового оружия. 

Отличительной особенностью «Стрелы» эксперты называют компактность и авиатраснпортабельность — машина может перебрасываться по воздуху вертолетами типа Ми-8 на внешней подвеске. В базовой версии броневик может перевозить до восьми человек. В салоне есть кондиционер, в моторном отсеке — автоматическая система пожаротушения. Штатная механическая коробка передач может быть заменена на автоматическую. 

Бронированный автомобиль-амфибия «Стрела»

© Военно-промышленная компания/ТАСС

«Стрела» была разработана конструкторами и инженерами «ВПК» в инициативном порядке.
Однако руководство Министерства обороны РФ обратило внимание на эту машину и приняло решение открыть опытно-конструкторскую работу. В планах — создание линейки машин «Стрела». В нее войдет базовая бронемашина, бронированная амфибия — эти образцы уже показывались на «Армии», машина-багги, небронированная машина «Стрела», а также бронированное и небронированное шасси для монтажа вооружения

Александр Красовицкий

генеральный директор ВПК

За счет применения коммерческих комплектующих «Стрела» получилась почти в два раза дешевле бронеавтомобиля «Тигр». Благодаря широкому применению в конструкции узлов и агрегатов гражданских автомобилей «Стрелы» смогут обслуживаться и при необходимости ремонтироваться на развитой сети станций техобслуживания по всей стране. Ряд компонентов машины взаимозаменяем с деталями других образцов разработки ВПК: например, бронедвери и бронестекла «Стрелы» взаимозаменяемы с аналогичными компонентами, установленными на бронемашины «Атлет» и «ВПК-Урал».

В настоящее время ведется разработка и гражданской модификации «Стрелы». 

Василий Кучушев, Дмитрий Федюшко 
 

  

Броневики XXI века Легкие бронеавтомобили завоевывают все большую популярность во всем мире: Наука и техника: Lenta.ru

Идея о возможности создания бронеавтомобиля появилась почти одновременно с изобретением автомобиля с бензиновым двигателем. Первый проект такого рода был представлен в 1896 году американским изобретателем Пеннингтоном. Однако первый действующий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании под руководством инженера Симмсома, но его детище не получило поддержки у британского военного руководства. До начала Первой мировой войны в странах Западной Европы интерес к бронемашинам фактически отсутствовал. В то же время Российская империя, основываясь на опыте русско-японской войны, начала уделять особое внимание разработке самоходных машин, способных вести поддержку пехоты пулеметным огнем.

По проекту подъесаула Накашидзе во Франции на мощностях фирмы «Шаррон» для нужд Российской империи было произведено несколько образцов передовых на то время броневиков. В 1906 году около шести таких машин были поставлены в Россию. Они получили достаточно высокую оценку военных. Несколько ранее, в 1905 году, подобную машину представила немецкая фирма «Эрхардт», однако проект не получил поддержки у командования кайзеровской армии. Российскую империю, таким образом, по праву можно считать первой страной, осознавшей достоинства и преимущества бронеавтомобилей.

Современные бронеавтомобили характеризуются высокими быстроходностью и проходимостью, наличием вооружения и специального оборудования, повышенной защищенностью, сниженными демаскирующими признаками, возможностью транспортировки их самолетами и вертолетами, а также высокой автономностью. Как правило, они создаются на шасси коммерческих легковых автомобилей повышенной проходимости (колесная формула 4×4, грузоподъемность 0,75-2,25 тонны), оборудованы противопульной и легкой противоминной броней, обеспечивающей защиту экипажа, основных узлов и агрегатов машины. Боевые автомобили могут быть вооружены автоматической пушкой калибра до 25 миллиметров, гранатометами, крупнокалиберными пулеметами, а также пусковыми установками для противотанковых управляемых ракет.

В настоящее время в странах НАТО автомобили данного типа представлены в основном американскими M1114 «Хаммерами» и LSV, итальянскими LMV, германскими «Динго-2» и LIV, французскими VBL «Панард». Военное ведомство России, в свою очередь, уделяет повышенное внимание замене устаревшей автомобильной техники и, в первую очередь, закупке многоцелевых внедорожников.

Россия

На параде военной техники в пятницу, 9 мая, публике был представлен бронеавтомобиль ГАЗ-2975 «Тигр», принятый на вооружение ВС России осенью 2006 года.

ГАЗ-2975 «Тигр» представляет собой военный вариант многоцелевого внедорожника ГАЗ-2330 «Тигр». Изначально «Тигр» разрабатывался для военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов. Для проектирования его узлов было создано конструкторское бюро King Abdullah II & Development Bureau. В него вошли конструкторы ОАО «ГАЗ» и нижегородской инжиниринговой фирмы «Промышленно-компьютерные технологии» (дочерная структура ОАО «ГАЗ»). Формальным заказчиком проекта выступала многопрофильная фирма Bin Jabr Group Ltd., половина акций которой также принадлежит российскому ГАЗу. На разработку новой машины ОАЭ было выделено около 60 миллионов долларов.

В рамках проекта в Нижнем Новгороде было создано три машины с разными кузовами, которые в марте 2001 года были представлены на международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби. На выставке автомобиль шел под обозначением Tiger HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство). Представленные образцы нового внедорожника получили положительную оценку со стороны военного ведомства ОАЭ, однако окончательное решение о закупке машин принято не было. Не исключено, что причиной отказа послужило вмешательство американских оборонных компаний в процесс оценки и принятия решения о закупке «Тигров». США активно лоббировали вопрос поставки своих военных «Хаммеров» в вооруженные силы ОАЭ.

Салон ГАЗ-2975. Фото с сайта voenavto.almanacwhf.ru

Lenta.ru

Ко времени проведения VII Московской Международной автомобильной выставки MIMS-2002 российским ГАЗом были разработаны «Тигры» второй серии. Они получили более опрятную внешность, интерьер и стали пригодны не только для военных, но и гражданских нужд. На выставке MIMS-2002 автомобиль ГАЗ-2975 «Тигр» был удостоен целого ряда различных наград, в том числе в номинации «Лучший специальный автомобиль».

ГАЗ-2975 «Тигр» представляет собой шасси рамной конструкции, несущее на себе основную часть агрегатов и кузов. Кузов автомобиля цельнометаллический пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырех человек и от 500 до 1000 килограммов груза. На машину устанавливается американский дизельный двигатель Cummins В180 рабочим объемом 5,9 литра либо шестицилиндровый рядный Cummins B215, с турбонаддувом и мощностью 215 лошадиных сил, также может применяться российский 197-сильный двигатель ГАЗ-562. На «Тигре» установлена чешская механическая шестиступенчатая коробка передач Praga, а также двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом отечественного производства.

Подвеска практически без изменений взята у бронетранспортера, включая главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами (межосевой конический дифференциал блокируется принудительно шлицевой муфтой с электропневмоприводом). Независимая торсионная подвеска обеспечивает ход каждого колеса в пределах 30 сантиметров. Внутрь каждого колеса установлен герметичный колесный редуктор, что позволило значительно увеличить дорожный просвет. На машине установлены иностранные шины Michelin X размерности 335/80 R20, почти такие же, как на раллийных КамАЗах. «Тигр» оборудован системой регулирования давления в шинах.

Помимо войскового варианта ГАЗ-2975, для нужд МВД и ФПС России разработаны также модификации СПМ-1 ГАЗ-233034 и СПМ-2 ГАЗ-233036. СПМ-1 укомплектован дополнительными опциями: системой кондиционирования, кронштейном под установку вооружения. СПМ-2 — бронированный автомобиль с пятым классом защиты. В крыше машины имеются два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

ГАЗ-29651 «Каратель». Фото Юрия Гоголева с сайта www.autocentre.ua

Lenta.ru

Все бронированные варианты «Тигра» имеет корпус, сваренный из термообработанных бронелистов толщиной 5 миллиметров. За счет этого вес машины увеличился на 700 килограммов. В целях унификации бронированный кузов сделали съемным. Днище машины имеет V-образную форму, что обеспечивает более надежную защиту экипажа в случае подрыва на минах и самодельных взрывных устройствах.

В целом, «Тигр» является достаточно неприхотливым внедорожником. Крепкая конструкция, высокая проходимость и надежность автомобиля ГАЗ-2975 позволяют использовать его в любых дорожных условиях. В связи с острой потребностью вооруженных сил России в новых войсковых внедорожниках автомобиль «Тигр» с 2003 года стал рассматриваться как один из основных кандидатов на замену давно устаревших командирских УАЗов.

В 2005 году было начато серийное производство машин «Тигр». Осенью 2006 года после завершающей серии испытаний автомобиль ГАЗ-2975 был принят на вооружение ВС России. Однако из-за относительно высокой стоимости эти машины, возможно, не получат широкого распространения в войсках. Стоимость одного «Тигра» составляет около 60 тысяч долларов (один американский «Хаммер» стоит от 100 до 200 тысяч долларов). В настоящее время ГАЗ завершает разработку упрощенной версии внедорожника — ГАЗ-29651 «Каратель». Как ожидается, именно этот автомобиль станет массовым командирским автомобилем в вооруженных силах страны.

США

Вьетнамская война выявила основные недостатки легкого внедорожника АМ General М151, не отвечавшего современным требованиям по проходимости и грузоподъемности, а главное, абсолютно не защищавшего экипаж от пуль и осколков. Потребность в новых боевых автомобилях вынудила Пентагон в 1979 году объявить конкурс на проект легкого армейского оперативно-тактического автомобиля. Компания American Motors General Corporation (AM General Corp.) представила свою разработку под названием HMMWV (High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство). В последующем для легкости произношения название HMMWV преобразовали в Humvee («Хамви»).

Бронеавтомобиль HMMWV. Фото с сайта www.defense-update.com

Lenta.ru

Испытания машины начались в 1980 году. Серийно внедорожники «Хамви» выпускаются компанией AM General с 1985 года на заводе в Мишаваке (штат Индиана). Всего разработано 15 модификаций HMMWV с одинаковыми шасси, двигателем и трансмиссией. При этом широко используются модульные элементы (всего их 44), которые легко монтируются и взаимозаменяются.

Во время операции «Буря в пустыне» с легкой руки журналистов бронеавтомобиль HMMWV получил новое наименование Hummer (одновременно «молот» и «педаль газа»), которое закрепилось за ним и применяется по сей день.

В качестве основного вооружения на «Хаммерах» используется 12,7 миллиметровый пулемет М2 или 40 миллиметровый гранатомет Мk19, который устанавливается на вращающейся турели над кабиной.

На машине также установлены восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель объемом 6,5 литра с турбонаддувом и мощностью 190 лошадиных сил, автоматическая пятиступенчатая коробка передач, независимая пружинная подвеска с гидравлическими амортизаторами, две системы регулирования давления в шинах.

В настоящее время реализуется программа по разработке перспективного бронеавтомобиля LSV (Light Strike Vehicle — легкое ударное транспортное средство) для замены Humvee. Главными конструктивными особенностями LSV станут комбинированная силовая установка в составе дизель-генератора и колесных электромоторов, а также система изменения клиренса с электрическим приводом.

Перспективная машина сможет бесшумно передвигаться (при выключенном основном двигателе) с помощью колесных электромоторов, используя энергию аккумуляторных батарей (на расстояние до 15 километров).

На бронеавтомобиле LSV планируется установить дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет. Комплектация специального оборудования будет зависеть от выполняемых задач. В частности, средства связи обеспечат обмен речевой, цифровой и графической информацией с другими боевыми машинами, в том числе командно-штабными тактического звена.

Италия

Боевой автомобиль LMV. Фото с сайта www.defense-update. com

Lenta.ru

В 2001 году инженерами отделения Defense Vehicle итальянской фирмы Iveco был создан первый образец боевого автомобиля LMV (Light Multirole Vehicle — легкое многоцелевое транспортное средство). Он получил наименование М65E19WM. Для снижения его стоимости и последующих эксплуатационных и ремонтных расходов в конструкции использованы многие узлы и агрегаты от ранее выпускавшихся моделей, в частности двигатель и трансмиссия от легкового автомобиля повышенной проходимости Iveco-2500.

На LMV применены усиленный бронированный корпус и специальная конструкция шасси для защиты от мин. Кроме того, для снижения воздействия ударной волны при подрыве максимально увеличен клиренс, днище корпуса имеет V-образную форму, наиболее жизненно важные агрегаты (трансмиссия, топливный бак) смещены в заднюю часть машины, самая нижняя часть днища изготовлена из композиционной брони, а двери имеют дополнительное бронирование.

В качестве силового агрегата на LMV используется дизель Iveco FIC 3000 (объемом 4,8 литра и мощностью 185 лошадиных сил) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением поступающего воздуха, хорошо зарекомендовавший себя на коммерческих автомобилях. Трансмиссия шестиступенчатая, автоматическая, однако как вариант возможна комплектация автомобиля пятиступенчатой ручной коробкой передач. Максимальная скорость движения машины по шоссе составляет более 130 километров час, а запас хода — около 500 километров.

Изначально бронемашины LMV были разработаны для вооруженных сил Италии, которые на данный момент заказали 1210 единиц. В 2007 году на вооружение поступило 500 бронемашин, при этом часть из них была развернута в Афганистане. LMV также были заказаны Великобританией (MLV), Бельгией (LATV), Норвегией, Чехией и Хорватией. В мае текущего года компания Iveco получила заказ на поставку 80 бронемашин LMV в вооруженные силы Испании. Стоимость контракта оценивается в 50 миллионов долларов.

Германия

Бронеавтомобиль Dingo-2. Фото с сайта www.defense-update.com

Lenta.ru

На вооружении бундесвера состоит бронеавтомобиль Dingo-2. Его максимальная скорость по шоссе превышает 120 километров в час. Независимая пружинная подвеска с гидравлическими амортизаторами позволяет двигаться с большой скоростью и по пересеченной местности. Машина имеет мощную противоминную защиту.

На бронеавтомобиле установлены восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель объемом 6,5 литра с турбонаддувом, а также автоматическая трансмиссия с пятью передними и одной задней передачей и приводом на все колеса. Все четыре колеса управляются рулем через гидроусилитель, что обеспечивает минимальный радиус поворота. Запас топлива составляет около 450 литров.

Скрытность при передвижении машины достигается за счет бесшумной работы двигателя (благодаря сбалансированности деталей, максимально снижающей вибрацию), а также наличия высокоэффективной системы охлаждения выхлопа, компьютерного управления вентиляторами охлаждения и турбиной наддува. Броневая защита передней и боковых частей корпуса может быть усилена керамическими плитками, кроме того, для предотвращения подрыва предусмотрено бронирование снизу сидений водителя и командира. Днище Dingo-2 имеет V-образную форму. Конструкция поворотной турели над кабиной допускает использование различного стрелкового вооружения и быструю его замену.

Бронеавтомобиль Wolf AGF / LIV (SO). Фото с сайта www.rheinmetall-detec.de

Lenta.ru

На базе многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости Wolf с колесной формулой 4×4 германской фирмой Rheinmetall Landsysteme создан бронеавтомобиль Wolf AGF / LIV (SO) (боевая масса 5,5 тонны, экипаж четыре человека), предназначенный для выполнения задач в составе подразделений воздушно-десантных войск и аэромобильных формирований.

Корпус машины сварной, состоит из отдельных броневых листов различной толщины, обеспечивающих защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В ней имеются следующие отделения: в передней части — моторно-трансмиссионное и управления, в средней и задней — для десанта и специального оборудования.

На бронеавтомобиле установлены четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 156 лошадиных сил с турбонаддувом и электронной системой управления и диагностики, а также пятиступенчатая автоматическая трансмиссия, обеспечивающие его высокую подвижность. Машина приспособлена для десантирования с самолета парашютным способом.

Франция

Бронеавтомобиль Panhard VBL. Фото с сайта www.defense-update.com

Lenta.ru

На вооружении французской армии с 1990 года состоит амфибийный бронеавтомобиль Panhard VBL (Vehicule Blinde Leger). Толщина брони стального корпуса — 5-11 миллиметров. В качестве вооружения на Panhard могут устанавливаться 7,62- и 12,7-мм пулеметы либо ПУ ПТУР.

Автомобиль оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем Peugeot XD3T (мощность 185 лошадиных сил) с механической пятиступенчатой коробкой передач. Его движение на плаву осуществляется за счет гребного винта.

Машина получила широкое распространение и в настоящее время состоит на вооружении 17 стран мира, включая США. Panhard VBL активно использовался французским миротворческим контингентом в Боснии, за что получил прозвище «Такси Сараево».

Россия с низким уровнем брони использует старые амфибии БТР-50 назад, между 1954 и 1970 годами.

Перейти к полной записи в Твиттере

Не секрет, почему: Россия потеряла ошеломляющее количество бронетехники во время беспорядочного вторжения на Украину. Просто подсчитав те, которые могут быть подтверждены поврежденными, брошенными или захваченными на фотографиях к концу февраля 2023 года, это почти 1800 танков, 350 самоходных гаубиц, 2100 боевых машин пехоты и 1100 БТР и других боевых бронированных машин.

Одним из первых примеров является повторное введение устаревших танков Т-62 на вооружение России. Но еще более критичны потери тяжеловооруженных, но легкобронированных гусеничных боевых машин БМП, предназначенных для перевозки мотопехоты, для борьбы с и , обеспечивающих мощную огневую поддержку.

История по теме
  • Как HIMARS помог Украине «вернуться в бой»

Россия уже использует много 13-тонных гусеничных многоцелевых машин МТ-ЛБ в качестве замены бронетранспортера в подразделениях второго эшелона, некоторые переоборудованы нести 23-мм пушки. Но французское оборонное обозрение DSI отмечает в Твиттере, что Россия предположительно имеет на хранении 2000 МТ-ЛБ:

«В том, что эти запасы существуют, я не сомневаюсь. Другое дело, что они пригодны для использования или могут быть быстро восстановлены до рабочего состояния».

16-тонный БТР-50П будет далек от идеала в бою, так как он защищен лишь полудюймовой стальной броней спереди и 7-10 миллиметрами сбоку/сзади — уязвим даже для гранатометов, снайперских винтовок , и пули для тяжелого/среднего пулемета. Кроме того, бортовые войска могут высадиться, только перелезая через крышу, что может привести к самоубийству под огнем. В нем также отсутствует современная защита от мин, которые нанесли большой урон российской бронетехнике.

Честно говоря, даже легкие доспехи защищают солдат от шрапнели и огня из стрелкового оружия при переходе на передовую. Гипотетически БТР-50 могут быть вооружены 23-миллиметровыми пушками, аналогичными тем, что установлены на МТ-ЛБ, или переоборудованы в дистанционно управляемые машины-камикадзе. Также возможно, что они могут поставляться второстепенным силам, таким как пророссийские сепаратисты и наемники Вагнера.

История по теме
  • Сможет ли гаубица M777 дать отпор России в Украине?

Теоретически амфибийные возможности БТР-50 могут быть полезны для форсирования таких рек, как Днепр и Северский Донец, по которым проходит линия фронта. На практике российские войска мало использовали амфибийные возможности своих машин, возможно, не доверяя герметизации корпуса.

В целом советские военные быстро убрали БТР-50 с передовой, поскольку стали доступны боевые машины БМП и колесные БТР. Позже производство было сосредоточено на командирских машинах БТР-50ПУ и машине МТК, предназначенной для использования линейного заряда УР-67 (MICLIC): реактивных тросов, наполненных пластической взрывчаткой, для разминирования минных полей глубиной до 150 метров.

БТР-50П был первым гусеничным бронетранспортером, широко используемым Советским Союзом. Во время Второй мировой войны Красной Армии не хватало местных БТР для перевозки пехоты в бой вместе с танками. Вместо этого вооруженные автоматами танкодесантники (танкисты) прицепили к танкам, в то время как американские полугусеницы, полученные по ленд-лизу, в основном использовались в качестве разведывательных и артиллерийских тягачей.

После войны Советский Союз представил четырехколесные бронетранспортеры БТР-40 и шестиколесные БТР-152 со средними результатами до принятия на вооружение в 1954, побочный продукт легкого плавающего танка PT-76, который сам по себе сделал богатую карьеру в холодной войне, использовался для атак на базы американского спецназа в Лаосе и Северном Вьетнаме, а также в индо-пакистанской войне 1971 года, сражаясь с пакистанскими легкими танками M24 Chaffee. .

БТР-50П (или Объект 750) минимизировал затраты, разделив плавучий корпус лодочного типа ПТ-76 и его 240-сильный шестицилиндровый дизельный двигатель, но отказавшись от 76-мм орудийной башни в пользу новая надстройка с десантным отделением с открытым верхом, которое могло перевозить 20 пехотинцев помимо двух членов экипажа. Легкая артиллерия, противотанковые орудия и минометы также могли перевозиться и даже вести огонь из открытого отсека. Однако большинство БТР-50П были либо не вооружены, либо слабо защищены 7,62-мм пулеметом.

Wikimedia Commons

Гусеничные БТР-50П подходили для сопровождения танков на бездорожье и поэтому служили в мотострелковых полках советских и восточногерманских танковых дивизий. Как и PT-76, они могли плыть по рекам со скоростью 6 миль в час, приводимые в движение двумя водометами, установленными на бортах корпуса, когда на передней части корпуса поднимался дифферентный флюгер и включался трюмный насос. Поскольку Красная Армия была предназначена для массированного броска из Восточной Европы к Ла-Маншу, пересечение рек по пути было жизненно важным. Однако скорость относительно земли была невпечатляющей и составляла 27 миль в час.

Wikimedia Commons

Но, подавляя Венгерскую революцию 1956 года, Советы заметили уязвимость БТР-152 с открытым верхом для засад сверху.

БТР-152, подбитый во время Венгерской революции 1956 года.

Wikimedia Commons

Таким образом, модель БТР-50ПК 1958 года получила бронированную крышу с люками в передней и задней части крыши для высадки; он также был защищен от радиации и химического оружия.

Викисклад

В дополнение к 6500 БТР-50, построенным Советским Союзом, Чешская Республика сотрудничала с Польшей для лицензионного строительства улучшенных моделей: 16,5-тонный OT-62 (Чехия) или TOPAS (Польша) с дополнительными боковыми люками для более безопасной высадки. , форсированные двигатели мощностью 300 л.с., немного более толстая броня и уменьшенная вместимость на 16 человек. Некоторые подварианты были более мощными благодаря добавленной башне, вооруженной 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом или 82-мм безоткатным орудием. Многие из 2640 построенных ОТ-62 также были экспортированы.

Wikimedia Commons

БТР-50П принимали участие в боевых действиях эпохи холодной войны, включая Шестидневную войну, гражданскую войну в Анголе, ирано-иракскую войну, а также во Вьетнаме во время неудавшейся ночной атаки на американскую базу в обороняемой Бен Хет. танками M48 Patton. Позже Ханойс использовал БТР-50, оснащенные 23-миллиметровыми пушками, в наступательных операциях против Южного Вьетнама и красных кхмеров в Камбодже.

Однако наиболее яркое применение возможностей БТР-50 произошло в начале Войны Судного дня 6 октября 19 г.73 марта, когда египетская армия перебросила 1000 десантников в составе своей 130-й -й десантной бригады через Большое Горькое озеро на 74 БТР-50ПК и ОТ-62 в сопровождении 24 ПТ-76, усиленных противотанковыми ракетными расчетами Sagger.

30-минутный переход прошел без заминок, но последующая попытка одного батальона захватить форт Литуф была остановлена ​​семью оборонявшимися танками M48 Patton. Другой батальон бросился вперед, чтобы перебросить войска к перевалам Митла и Гида, но наткнулся на танки «Паттон» израильской 401-й дивизии.0067-я -я бронетанковая бригада в запутанном сумеречном бою, который не удался для более легкой советской техники. В конце концов, один из уничтоженных батальонов бригады был уничтожен в ходе оборонительного боя, а другой защищал форт Ботцер до конца боевых действий.

Тем временем Израиль использовал собственное специальное подразделение из захваченных БТР-50, чтобы проникнуть через Суэцкий канал и начать уничтожение египетских батарей ПВО, повторяя тактику, использованную в рейде 1969 года под названием «Операция Равив».

Wikimedia Commons

БТР-50 и ОТ-62 фигурировали в более поздних конфликтах в Ливане, Западной Сахаре, распаде Югославии, Индонезии, Ираке (1991, 2003 и 2014) и Сирии. Некоторые крупные операторы сегодня по-прежнему включают Анголу (50), Кубу (200), Египет (500), Индонезийский корпус штата Мэн (128, многие модернизированы), Ирак (подарен Ираном), Иран (300+, включая некоторые Макраны, модернизированные с 30-мм орудиями). ), Сирии (сотни) и Вьетнама (280).

Россия сейчас видимо пополняет ряды этих операторов. Поскольку потери продолжают истощать действующий флот Москвы, ищите дополнительную списанную советскую технику, чтобы вернуться в строй.

📧 Чтобы всегда быть в курсе, подпишитесь на нашу рассылку

Себастьян Роблин

Автор

Себастьен Роблин написал статьи о технических, исторических и политических аспектах международной безопасности и конфликтов для публикаций, включая 19FortyFive , The National Interest, MSNBC, Forbes.com, Беспилотные системы изнутри и Война скучна. Он имеет степень магистра Джорджтаунского университета и служил в Корпусе мира в Китае. Вы можете следить за его статьями в Twitter.

Бронетранспортер | Британика

бронированный автомобиль

Все СМИ

Похожие темы:
бак десантная машина-амфибия истребитель танков колесный бронетранспортер бронированная боевая машина

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

3 марта 2023 г. , 13:41 по восточноевропейскому времени (AP)

США направляют мостоукладчики на Украину для весеннего боя

США объявили о новом пакете военной помощи Украине на сумму 400 миллионов долларов, который впервые включает бронированные машины, способные наводить мосты.

2 марта 2023 г., 20:34 по восточному времени (AP) , разводные бронированные мосты в Украину

Официальные лица США говорят, что администрация Байдена объявит о новом пакете военной помощи для Украины в пятницу, включая — впервые — восемь бронированных машин, которые могут наводить мосты и позволять войскам пересекать реки или другие промежутки

17 февраля 2023 г., 16:03 по восточноевропейскому времени (AP)

Украинские истребители 1-го класса завершили курс повышения квалификации в США Германия о передовых боевых навыках и бронетехнике, которые будут иметь решающее значение в грядущем весеннем наступлении против русских

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

бронированный автомобиль , бронированный также пишется как бронированный

, военная машина, оснащенная частичной или полной броней для защиты от пуль, осколков снарядов и других снарядов. Бронетехника военного назначения может передвигаться либо на колесах, либо на сплошных гусеницах. Танк является основной боевой бронетехникой. Другие типы, вооруженные крупнокалиберными орудиями основного калибра, включают истребители танков и штурмовые орудия. В данной статье прослеживается развитие бронетранспортеров, боевых машин пехоты и других бронированных машин, предназначенных, прежде всего, как платформы для десантно-штурмовых войск.

Бронетранспортеры (БТР) — гусеничные бронетранспортеры, которые используются для перевозки пехоты в бой. БТР впервые появились в большом количестве в начале Второй мировой войны, когда немецкая армия приняла их на вооружение для перевозки в бой пехотных контингентов своих танковых и танково-гренадерских дивизий. После Второй мировой войны усовершенствования БТР сделали их еще более способными сопровождать танки в бою.

Хотя в конце Первой мировой войны в Британии было построено несколько экспериментальных бронетранспортеров, развитие не получило особого успеха, пока немцы не приняли их для перевозки пехоты в своих танковых дивизиях в начале Второй мировой войны. Примеру Германии быстро последовали Соединенные Штаты, которые к концу войны произвели около 41 000 авианосцев. И немецкие, и американские авианосцы времен Второй мировой войны были полугусеничными, в них сочетались два стандартных колеса на передней оси с задней силовой установкой на основе гусениц. В немецкой армии наиболее эффективными были автомобили серии SdKfz (Sonderkraftfahrzeug, или «Специальный автомобиль»). SdKfz 251, построенный с броней толщиной от 6 до 14,5 мм и вооруженный двумя установленными пулеметами, мог нести в бою 10 человек. Американским эквивалентом был Carrier, Personnel, Half-Track M3. Эти машины обеспечивали лишь минимальную защиту. Тем не менее, они представляли собой значительный шаг вперед по сравнению с более ранним методом перевозки пехоты в бой на небронированных грузовиках. Более того, немецкие танковые гренадеры эффективно использовали их как боевые машины и воевали из них на ходу, тем самым значительно повышая мобильность пехоты на поле боя.

Полностью гусеничные транспортеры

В послевоенное время армия США возглавляла разработку полностью гусеничных БТР с всесторонней бронезащитой. Первым послевоенным авианосцем был большой M44 с экипажем из 2 человек и вместимостью 25 солдат. За ним в 1952 году последовал M75, имевший аналогичный кузов-фургон, но перевозивший всего 12 солдат. Армия США успешно использовала несколько M75 во время Корейской войны.

В 1955 году M75 начал заменяться на M59, который был похож внешне, но был дешевле и мог плавать по спокойным внутренним водам. В 1960 армия США приняла на вооружение M113, который имел более низкий силуэт и был значительно легче. M113 стал первым серийным автомобилем с алюминиевой броней. После его появления несколько других бронетранспортеров, легких танков и САУ были построены с алюминиевой броней. За 30 лет Соединенные Штаты произвели более 76 000 БТР M113 и их производных, что сделало их самой многочисленной бронетехникой за пределами советского блока. Транспортеры M113 широко использовались во время войны во Вьетнаме, часто в качестве боевых машин, хотя они не были предназначены для этой роли и находились в невыгодном положении, несмотря на добавление установленных на крыше пулеметов с защитными щитками. Хотя они были заменены более новыми моделями в качестве бронетранспортеров, M113 продолжают использоваться в различных целях, например, для медицинской эвакуации и в качестве минометчиков.

Британским эквивалентом M113 была серия гусеничных машин FV430, представленная британской армии в 1960-х годах. Машины FV430 выпускались во многих модификациях, включая мобильные командные пункты и машины скорой помощи. Версия БТР, FV432, имела экипаж из двух человек и могла перевозить восемь полностью вооруженных солдат. Обычно он был вооружен 7,62-мм пулеметом, установленным на крыше. Во время боевых действий Великобритании в войне в Ираке (2003–09) определенное количество FV430 было модернизировано до конфигурации Mark 3 или «Бульдог», оснащенной металлическими каркасами и реактивной броней, которая взрывалась наружу, чтобы обеспечить лучшую защиту от импровизированных взрывные устройства и реактивные гранаты.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Французский AMX-VCI 1958 года представлял собой первую попытку создать настоящую боевую машину пехоты (БМП) — то есть гусеничный бронетранспортер, с которого пехота могла бы эффективно сражаться. Дальнейший шаг в этом направлении сделала западногерманская армия с HS-30, имевшим башню с 20-мм пушкой. Западногерманский Marder и советская БМП-1, впервые появившаяся в конце 1960-х годов, представляли собой самые значительные достижения в области БМП со времен Второй мировой войны. Обе машины позволяли конной пехоте эффективно сражаться даже с бронированными противниками — возможности, отсутствовавшей в предыдущих моделях. Marder весит 29,2 тонны, имеет экипаж из трех человек, может нести семь пехотинцев и вооружен установленной в башне 20-мм автоматической пушкой. БМП-1 весит 13,5 тонны, имеет экипаж из трех человек, может перевозить восемь пехотинцев и вооружена башенной 73-мм пушкой. Более поздняя версия БМП-2, представленная в начале 1980-х годов, вооружен скорострельной 30-мм пушкой; обе версии несут внешние противотанковые управляемые ракеты.