наследство Российской империи — Naked Science

Линейные корабли или линкоры – это класс самых мощных артиллерийских кораблей в XX веке. До начала Второй Мировой войны они были символом могущества флотов морских держав. Строительство линкоров было серьезной задачей для науки и промышленности, по сложности строительство таких кораблей можно было сравнить с космической программой.

 

Каждая страна, претендовавшая на звание морской сверхдержавы, занималась проектированием и строительством линейных кораблей, в том числе и Советский Союз.

 

Первые советские линкоры достались молодой стране от Российской империи. Средств для строительства новых кораблей не было – проводились только модернизации на трех оставшихся в строю линкорах типа «Севастополь».

 

На них устанавливались новые котлы с переводом на чисто нефтяное отопление, изменялась корабельная архитектура, размещалось современное зенитное вооружение и местами усиливалось бронирование. Линкоры оснащались гидросамолетами и новыми системами управления артиллерийским огнем, были увеличены скорострельность и дальность орудий главного калибра.

 

Линейный корабль «Севастополь»

 

Только в декабре 1935 года в рамках программы создания «Большого флота» Сталин приказал начать разработку проекта 23 — новых линкоров для советского флота. Линейные корабли типа «Советский Союз» должны были стать самыми большими и сильными в мире.

 

По огневой мощи главного калибра, броневой и подводной защите они уступали только линкору типа «Ямато». Сначала планировалось построить 15 таких кораблей, но промышленность и экономика Советского Союза не была готова к такой нагрузке, и программу в итоге сократили до четырех единиц.

 

Строительство головного линкора «Советский Союз» началось в июле 1938 года, не дожидаясь утверждения технического проекта. В том же году заложили «Советскую Украину», в 1939 году — «Советскую Белоруссию» и в 1940-м — «Советскую Россию».

 

По всем характеристикам эти корабли должны были войти в число лучших в мире. Однако при их строительстве из-за отставания в техническом и промышленном развитии СССР пришлось обращаться за иностранной технической помощью.

 

Постоянно срывались сроки, а с началом Великой Отечественной войны постройка прекратилась. К тому моменту наибольшую степень готовности имели первые два корабля – 21% и 18% соответственно.

 

Со смертью Сталина вопрос о продолжении проектирования и строительства тяжелых артиллерийских кораблей перестал быть актуальным, и в апреле 1953 года все работы в этой области, включая проект 24, были закрыты постановлением правительства. Получается, что в истории советского флота так и не случилось «собственных» линкоров, кроме унаследованных от Империи «Севастополей».

 

После войны роль линейных кораблей в гонке за первенство на морях стала уже совсем не такой значимой, как раньше – на сцену вышли авианосцы и ракетное вооружение. Изменилась тактика ведения морских сражений, и строительство новых линкоров постепенно перестало быть экономически целесообразным.

 

От масштабного и затратного проекта cоветских линейных кораблей – сегодня остались чертежи, некоторые из которых до сих пор под грифом «секретно». Тем не менее, эти сложнейшие машины удалось «построить» разработчикам World of Warships. В обновлении «Советские линкоры» они воссоздали восемь таких кораблей, только один из которых реально был в строю.

 

В первой части обновления в игре появится четыре линкора: «Петр Великий», «Измаил», «Синоп» и «Владивосток».

 

Линкор «Петр Великий»

 

Линкор «Петр Великий» / ©Пресс-служба Wargaming

 

Создан на основе линкора проекта №707, который был представлен на международный конкурс по проектированию броненосного крейсера для Балтийского моря немецкой компанией Blohm&Voss и Путиловским заводом. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в 1930-е годы.

 

Линкор «Измаил»

 

Линкор «Измаил» / ©Пресс-служба Wargaming

 

В основе этого корабля лежит проект линейного крейсера «Измаил», строившегося в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе. Был спущен на воду, но достроен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в 1930-е годы.

 

Линкор «Синоп»

 

Линкор «Синоп» / ©Пресс-служба Wargaming

 

Основой для корабля стал проект Владимира Костенко для завода «Наваль» 1917 года. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в конце 1930-х годов.

 

Линкор «Владивосток»

 

Линкор «Владивосток» / ©Пресс-служба Wargaming

 

В основе лежит проект линкора типа «А», разработанный КБ-4 Балтийского завода в 1936 году. Построен не был. В игре реализован как построенный и прошедший модернизацию в начале Второй мировой войны.

 

В дальнейшем в игре появятся еще линкоры «Князь Суворов», «Гангут», «Советский Союз» и «Кремль».

 

Для того, чтобы добавить в игру корабли в том виде, в котором они задумывались в 1930-1940-е годы советскими конструкторами, команда World of Warships работала с государственными архивами и собирала по крупицам немногочисленные задокументированные сведения о том, как должны были выглядеть эти боевые машины. Чертежи, документы, фотографии линкоров, хода их постройки и проектных моделей были собраны по шести архивам и музеям стран.

 

Чертежи линкора «Советский Союз» проекта 23 были выявлены Государственном архиве Российской Федерации в фонде Комитета обороны СССР. Их использовали только один раз – при официальном утверждении проекта линкора в 1939 году чертежи показывали лично Сталину.

 

Один из немногих снимков линкора «Советский Союз», сделанный летчиком Люфтваффе летом 1942 года

 

Документация по разработке линкора проекта 24, которая велась в конце 1940-х – начале 1950-х годов, до сих пор отсутствует в открытом доступе. Команде разработчиков пришлось по крупицам собрала попавшие в архивы министерств-смежников сведения о проекте 24.

 

Перенести в игру корабли, которых никогда не было в строю – сложная задача, для выполнения которой разработчики использовали инженерный подход. Информация из советских учебников по кораблестроению помогла специалистам World of Warships создать программу для моделирования кораблей, позволяющую делать их максимально похожими на свои прототипы из реальной жизни.

 

Чтобы «вписать» новые машины в игру, их характеристики оцениваются и соотносятся с кораблями других стран: сравниваются размеры, осадка, скорость хода, водоизмещение, наступательные возможности и другое.

 

На основе сравнения и данных, имеющихся в документах, разработчики создают общее техническое задание с параметрами корабля и определяют «корабль-донор», из которого можно заимствовать архитектурные и конструктивные решения.

 

После этого начинается проектирование, главными опорными материалами для которого являются чертежи и схемы. Дополнительными опорными материалами могут выступать фотоснимки, однако они могут не соответствовать чертежам или вовсе отсутствовать.

 

Дальше разрабатывается архитектурный облик корабля: размещение силовой установки, систем вооружения и управления огнем, системы бронезащиты. Затем прорабатывается внешний вид надстроек – боевых рубок, постов управления, дымовых труб, мачт.

 

Схемы бронирования кораблей разрабатываются с учетом физики: для этого разработчики составляют таблицы основных нагрузок, проверяют модель корабля на плавучесть и устойчивость, отсутствие крена и дифферента при стандартной загрузке. Потом создаются основные виды корабля: сбоку, сверху, планы мостиков и надстроек. Они необходимы для 3D-модели.

 

Создание модели начинается с подбора и сортировки чертежей, схем, и фотографий, на основе которых ее будут делать. Иногда приходится обходиться простыми схемами, несколькими фотографиями или даже текстовым описанием различных характеристик.

 

В создании советских линкоров для World of Warships участвовало около 30 сотрудников: художники, модельеры, историки, гейм-дизайнеры, сотрудники Art QA (отдел, занимающийся проверкой как исторической достоверности, так и визуального качества выпускаемых кораблей), тех-артисты, которые настраивали эти модели, сотрудники RnD, создававшие камуфляж, специалисты по балансу и настройке кораблей для игры, представители QA-команды.

 

А на финальном этапе, когда корабли уже находились в игре, но не были доступны для широкой аудитории, к их проверке подключились еще и волонтеры.

 

На создание одного корабля уходит от одного до шести месяцев: самые сложные – авианосцы, дальше идут линкоры, крейсеры и эсминцы. Внимание к деталям и исторической точности в World of Warships стоит на первом месте, поэтому игру фактически можно считать огромным виртуальным музеем, который стоит посетить всем, кто интересуется военной историей и техникой.  

naked-science.ru

Альтернативные линкоры СССР из игры World of Warships

Уважаемые коллеги, наверняка все знают про игру WoWS. Так вот эти ребята таки добрались до линкоров СССР, пока в бою их не щупал (статус и характер немного не те ))))) )  Но нашёл вот такое видео. Судя по нему, игроделы сотворили раздутые крейсера с большими и медленными пушками, т.е. совсем не то, что было в проектах.

Содержание:

Линейные крейсера типа Измаил

На сайте много фантазировали на тему, каким бы был Измаил, если бы он был достроен. Но так корабль ЕМНИП у нас никто не дорабатывал.

Обращаю ваше внимание на башню универсального калибра на носу корабля. Также довольно странно выглядит противоминный калибр, размещённый как в казематах, так и в башнях. Что касается характеристик, то они никаких вопросов не вызывают:

  • ГК – 356 мм
  • ПМК – 130 мм

вернуться к меню ↑

Линейные крейсера типа Синоп

На сайте Wargaming пишут, что в основу этого корабля лёг проект быстроходного линейного корабля, вооружённого разработанными к началу Первой мировой войны 406-мм орудиями. В числе его преимуществ были продуманная схема защиты и сильная противоминная артиллерия.

На мой взгляд, это изрядно переработанный проект линкора Костенко. У корабля передние башни ГК разместили по линейно-возвышенной схеме. Количество дымовых труб было уменьшено до двух. Такой проект был. По крайней мере он был представлен в книге А.Н. Соколова «Альтернатива – непостроенные корабли Российского Императорского и Советского Флота», которая выложена у нас на сайте.

Из характеристик. Линкор будет вооружаться 406-мм пушками главного калибра. Противоминный калибр представлен 152-мм пушками в двухорудийных башнях. Также на корабле установлено ещё 12 орудий калибром 130 мм, размещённых в шести двухорудийных башнях по три штуки на борт.

вернуться к меню ↑

Линкор типа Владивосток

Это первый чисто советский проект линкора. Это один из вариантов проекта «линкора А» КБ-4 Балтийского завода 1936 года. предназначавшегося к строительству в соответствии с концепцией создания «Большого океанского флота». Имел мощное бронирование, высокую скорость хода и авиационное оборудование.

Такой проект действительно существовал в реальности. Причём вариантов его было несколько.

Что касается вооружения, то тут всё более-менее стандартно, как для 30-х годов. Главный калибр представлен 9-тью орудиями калибра 406 мм. Присутствует на корабле и средний калибр. Он состоит из 12-и 152-мм пушек, скомпонованных по две в шести башнях, по три штуки на борт. Противоминный калибр представлен пушками калибра 100 мм. Их также 12, и они также расположены в 6-и башнях.


вернуться к меню ↑

Линкор типа Советский Союз

Ну это, пожалуй, самый известный из всех проектов Советских линкоров. Он существовал не только на бумаге, но даже был заложен и частично построен. Но война помешала его завершению, а после войны стало ясно, что линкоры уже не властелины океанов, и встал вопрос целесообразности окончания строительства. Подробнее всего проект этого корабля описан в книге Васильева и Морина – Суперлинкоры Сталина, выложенной у нас на сайте.

Единственное, что удивило — так это то, что разработчики поместили его не на топовый десятый уровень, а на девятый. Что же они собираются разместить на десятом?

вернуться к меню ↑

Линкор типа Кремль

Это по сути тот же Советский Союз, но разработчики поместили в игре два варианта проекта линкора. Конкретно этот корабль сделан на основе Проекта 24, разработанного уже после окончания Второй Мировой.

Вооружение корабля состоит из девяти 457-мм пушек главного калибра и 16-и 130-мм универсалок, расположенных в 8-и башнях по 4 штуки на борт.

Обращаю внимание на довольно странное название корабля: «Кремль» для топового корабля выглядит довольно странно. Помнится, такое название носил броненосец береговой обороны, созданный ещё в середине 19 века. Ну да ладно, оставим это на совести разработчиков.

вернуться к меню ↑

Линкор типа Ленин

Это последний корабль в нашем обзоре, и разместился он, как и Владивосток, на 8 уровне. Правда, в отличие от Владивостока этот линкор является премиумным и его можно только купить за деньги.

Этот корабль можно считать одним из самых экзотических в обзоре. Это нельсоноподобный линкор Проекта 21, разработанный в 30-е годы. Корабль имел следующее вооружение:

  • Главный калибр – 3×3×406 мм;
  • Средний калибр – 4×3×152 мм;
  • Универсальный калибр – 6×2×100 мм
?????????????????????????????????????????????????????????

alternathistory.com

Линкоры и броненосцы | СССР — Всё о Второй мировой

Линейный корабль «Парижская коммуна»

Линейный корабль «Парижская коммуна» («Севастополь»)

Линкор «Севастополь» (с 31.03.1921 г. по 31.05.1943 г. «Парижская коммуна») был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и принят на вооружение Балтийского флота в 1914 г. В 1929 г. корабль был переведен в Черноморский флот. В период 1928-1939 гг. корабль неоднократно модернизировался: новая конструкция носовой оконечности уменьшила заливаемость палубы на полном ходу, котлы перевели на нефтяное отопление, были увеличена толщина броневых листов башен главного калибра и средней палубы, усилена зенитная артиллерия, установлены новые посты управления артиллерийской стрельбой. В 1956 г. линкор был списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 27 тыс. т, полное – 30,4 тыс. т; длина – 185 м, ширина – 32,5 м; осадка – 9,7 м; скорость – 21,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 61 тыс. л.с.; запас топлива – 2,9 тыс. т нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 1 540 человек. Бронирование: борт – 125 — 225 мм, башни главного калибра – 152 — 305 мм, барбеты – 150 — 75 мм, палуба – 25 — 75 мм; рубка – 70 — 250 мм. Вооружение: 4х3 — 305-мм орудия; 16х1 — 120-мм орудий; 6х1 – 76-мм орудий; 12х1 – 37-мм зенитных автоматов, 8х1 – 12,7-мм пулеметов; 4х1 – 450-мм торпедных аппарата.

Линейный корабль «Марат» («Петропавловск», «Волхов»)

Линкор «Петропавловск» (с 31.03.1921 г. по 31.05.43 г. «Марат», с 28.11.1950 г. «Волхов») был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и принят на вооружение Балтийского флота в 1914 г. В 1928-1931 гг. корабль прошел модернизацию. В 1953 г. линкор был списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 24,2 тыс. т, полное – 26,7 тыс. т; длина – 185 м, ширина – 30 м; осадка – 9,1 м; скорость – 23 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 16 паровых котлов; мощность – 61 тыс. л.с.; запас топлива – 1,9 тыс. т нефти; дальность плавания – 2,3 тыс. миль; экипаж – 1 300 человек. Бронирование: борт – 125 — 225 мм, башни главного калибра – 150 — 305 мм, барбеты – 150 — 75 мм, палуба – 25 — 75 мм; рубка – 70 — 250 мм. Вооружение: 4х3 — 305-мм орудия; 14х1 — 120-мм орудий; 2х2 и 6х1 – 76-мм орудий; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов, 13х1 – 12,7-мм пулеметов; 4х1 – 450-мм торпедных аппарата.

Линейный корабль «Октябрьская революция» («Гангут»)

Линкор «Октябрьская революция» (до 27.06.1925 г. «Гангут») был построен на Новоадмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге и принят на вооружение Балтийского флота в 1914 г. В 1939-1941 гг. корабль прошел модернизацию. В 1956 г. линкор был списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 24,2 тыс. т, полное – 26,7 тыс. т; длина – 185 м, ширина – 27 м; осадка – 9,5 м; скорость – 22,5 узл; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 12 паровых котлов; мощность – 61 тыс. л.с.; запас топлива – 2 тыс. т нефти; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 125 — 225 мм, башни главного калибра – 150 — 305 мм, барбеты – 150 — 75 мм, палуба – 25 — 75 мм; рубка – 70 — 250 мм. Вооружение: 4х3 — 305-мм орудия; 14х1 — 120-мм орудий; 2х2 и 6х1 – 76-мм орудия; 12х1 – 37-мм зенитных автоматов, 2х4, 2х2 и 4х1 – 12,7-мм пулеметов; 4х1 – 450-мм торпедных аппарата.

Линейный корабль «Архангельск» (Royal Sovereign)

Линкор под наименованием «Royal Sovereign» входил в состав ВМФ Великобритании и в мае 1944 г. был передан СССР в счет репарации ВМФ Италии. Корабль прошел переоборудование в США и был оснащен радиолокационной аппаратурой для всех видов вооружения. Он был построен в Великобритании и вступил в строй в 1916 г. СССР в военных действиях корабль не использовался. В 1949 г. линкор был возвращен Великобритании. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное 29,1 тыс. т, полное 33,5 тыс. т; длина – 182 м, ширина – 32 м; осадка – 10,8 м; скорость – 20 узл. энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 18 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс. т нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 330 мм; траверсы – 152-102 мм; башни — 330 мм; барбеты – 102 — 254 мм; казематы – 152 мм; батарейная палуба – 59 мм; главная палуба – 127 мм; рубка – 280 мм. Вооружение: 4х2 — 381-мм орудия; 8х1 — 152-мм орудий; 4х2 102-мм орудия; 2х8 и 2х4 – 40-мм зенитных автоматов; 16х2 и 20х1 — 20-мм зенитных автоматов; 4х1 533-мм торпедных аппарата.

wwii.space

история проекта — Игорь НИКОЛАЙЧУК

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 — «Советский Союз». Затем в Николаеве начали строительство «Советской Украины», а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) — «Советской Белоруссии» и «Советской России». При их проектировании учитывались все новейшие достижения кораблестроения. Силовые установки для линкора были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии. Броневая защита линкоров была не только вертикальной, но и горизонтальной: 155-миллиметровая броня верхней палубы защищала от авиабомб весом до 500 килограммов.

Приметой нового времени, наступившего с развитием авиации и увеличением дальнобойности орудий главного калибра, стала мощная горизонтальная броня. Она обладала огромной эффективностью и при попадании вражеских артиллерийских снарядов с дальней дистанции (которые падают почти вертикально). Боевые корабли типа «Советский Союз» стали первым подобным амбициозным проектом в планах нового вооружения, включившего в себя также боевые крейсеры и авианосцы. Опираясь во многом на модель итальянских кораблей типа «Литторио», создатели «Советского Союза» разработали его таким образом, чтобы он мог перевозить более 60 тысяч тонн оружия и развивать скорость в 28 узлов. Благодаря этим характеристикам линкоры «Советский Союз» могли стать самыми мощными военными кораблями в мире.

В период с 1938 по 1940 год Советский Союз развернул строительство четырех из шестнадцати предполагаемых кораблей. Строительство шло в Ленинграде, Николаеве и Молотовске (Северодвинске). Чтобы корабль мог вести артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, на его борту должны были разместиться четыре самолета-корректировщика КОР-2. В роли разведчиков они должны были компенсировать недостатки радиолокациных приборов, в развитии которых СССР отставал. Кроме того, планировались установить мощнейшую дальнобойную артиллерию.

Только японские суперлинкоры типа «Ямато» превзошли по вооружению так и не достроенные советские корабли (при этом их броневая защита была хуже). Похожие характеристики также имели вступившие в строй в ходе Второй мировой войны американские линейные корабли типа «Айова».

К сожалению, ни один линкор «Советский Союз» так и не был спущен на воду. Строительство одного из кораблей было остановлено из-за того, что в доке использовались заклепки из некачественной стали. Подсчитав, во сколько обойдется перестановка 70 тысяч заклепок, инженеры решили, что дешевле прекратить постройку корабля. Строительство остальных трех было остановлено из-за войны, а после войны их уже не стали достраивать, так как сам тип линкора как боевого корабля потерял свою актуальность. Главной силой океанских просторов стали авианосцы и подводные лодки. «Правда.Ру» попросила рассказать об этом грандиозном замысле ушедшей эпохи Игоря Николайчука, начальника сектора «Проблемы региональной безопасности», кандидата технических наук.

— Что представлял собой грандиозный линейный корабль «Советский Союз»?

— В отличие от всех других разработок, линейный корабль «Советский Союз» не был чем-то выдающимся. Это был просто хороший проект для использования в прибрежных водах, он не входил во флот открытого океана. А главное, начавшаяся война показала, что основные боевые действия велись на сухопутном театре военных действий; авиация также помогала сухопутным войскам наступать, удерживать противника или брать города. Флот был полезным, но не решающим инструментом в войне. Поэтому строительство этих кораблей было заморожено, их просто не стали достраивать.

«Советскую Украину» в Николаеве захватили немцы, разобрали на металл и увезли. И после войны вопрос о том, что надо реанимировать этот проект, так и не встал. Они оставались на стапелях. А при Хрущеве было прекращено и строительство линейных крейсеров, которые по масштабам были сравнимы с этими линкорами. Их разобрали на металл, и эра линкоров кончилась с появлением ракетного оружия и авианосцев. В целом же нереализованных проектов в то время было множество.

В СССР и авианосец хотели строить. Почему не построили? Во-первых, было очень мало денег, во-вторых, мало времени. Балтийская судоверфь вместо линкора во время войны стала строить малые катера, которые хорошо воевали, на которых можно было зайти в балтийские извилистые фарватеры и высадить на берег десанты. Строились и самоходные баржи для связи Ленинграда с Большой землей по Ладожскому озеру. Поэтому ни один большой корабль во время Великой Отечественной построен не был. Даже подводных лодок очень мало было введено в строй. Оказалось, что нужно было совсем другое.

Япония, например, хотела стать «владычицей морской», и она строила гигантские линкоры, по сравнению с которыми «Советский Союз» был достаточно маленьким. Построили бы мы эти линкоры, а дальше что? Их бы немцы разбомбили. Так что нет в этом ничего особенного. Но самое важное то, что мы под строительство этих линкоров создали производственные мощности, благодаря которым мы сейчас строим большие корабли, самые большие в мире атомные крейсеры и подводные лодки. Так что ничего даром не проходит.

Беседовала Лада КОРОТУН

www.pravda.ru

История серии «Советский Союз» | www.korabli.eu

К разработке проекта нового линейного корабля советские конструкторы приступили в начале 30-х го­дов. Работа шла «со скрипом». В то время в СССР господствовала концепция «малого флота», состояв­шего из подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков и торпедных катеров. Только после рез­кой смены морской доктрины и принятия программы создания «большого океанского флота» темпы про­ектных изысканий ускорились.

В августе 1936 г., сопоставив характеристики раз­личных вариантов технического задания, Сталин ут­вердил заказ на проектирование линкоров типа «А» (проект 23) и «Б» (проект 25). От последнего вскоре отказались в пользу тяжелого крейсера проекта 69 (тип «Кронштадт»), зато тип «А» постепенно приобрел облик бронированного морского чудовища, значи­тельно превосходившего своих зарубежных потенци­альных противников.

Сталин, питавший (как все диктаторы) слабость к «престижным» кораблям-гигантам, приказал создать самые большие, самые мощные в мире линкоры. Кон­структоры, разумеется, не могли ослушаться. Прежде всего, решили не ограничивать водоизмещение. СССР не был связан с «буржуями» никакими между­народными соглашениями, поэтому уже в техничес­ком проекте стандартное водоизмещение составило 58500 тонн.

Вес брони при этом, без учета вращающихся час­тей башен, достигал 24 тысячи тонн (41% от водоиз­мещения). главный броневой пояс толщиной 375 мм (в районе носовых башен 420 мм) крепился с накло­ном 5 градусов наружу. Броневые траверзные пере­борки из цементированной и гомогенной брони имели толщину 365—230 мм, барбеты башен главного кали­бра 425 мм, броня их лобовой стенки — 495 мм.

Особое внимание в процессе проектирования бы­ло уделено горизонтальной защите. Корабль получил три броневые палубы: 25-мм верхнюю, 155-мм глав­ную, 50-мм противоосколочную.

Противоторпедная защита на участке от 64-го до 153-го шпангоутов была выполнена по системе Пуль-езе и достигала ширины 8,15 м. В оконечностях при­менялась защита американского типа. Теоретически корабль оставался на плаву при одновременном по­падании двух 533-мм торпед в днище или трех таких торпед в були.

Артиллерийское вооружение линкоров проекта 23 включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 с длиной ствола 50 калибров (20,3 м), созданных на заводе «Баррикады». Такая пушка могла стрелять 1105-кг снарядом на дальность 45,6 км. По своим характери­стикам она превосходила все зарубежные орудия, за исключением 457-мм пушек «Yamato». Впрочем, по­следние, имея снаряды большего веса, уступали ору­диям Б-37 по дальности стрельбы и скорострельности. Успешные испытания опытного 406-мм орудия завер­шились в октябре 1940 г. До начала войны завод «Баррикады» успел изготовить 12 таких стволов. Бое­комплект предусматривал 100 выстрелов на орудие.

Кроме того, в состав вооружения входили: 12 ору­дий калибра 152-мм в шести башнях с боекомплектом 170 выстрелов на ствол; 12 зениток 100-мм в спарен­ных установках и 40—37-мм зенитных автоматов в четырехствольных установках. Авиационное вооружение было представлено четырьмя гидросамолетами КОР-2. Из них два находились в ангаре, один на верхней палубе и один на катапульте.

Главная энергетическая ус­тановка — три турбозубчатых агрегата мощностью по 67000 лошадиных сил — была куплена у швейцарской фирмы «Браун Бовери». По проекту она дава­ла скорость 28—29 узлов и дальность плавания 14-узло-вым ходом свыше 5500 миль.

Первоначально планирова­лось построить 15 (!) линкоров 23-го проекта: 6 для Тихоокеан­ского флота, 4 для Балтийского, 3 для Черноморского, 2 для Се­верного. Но очень быстро выяс­нилось, что столь «крутая» про­грамма была не под силу отече­ственной экономике: не хвата­ло ни металла, ни оборудова­ния, ни специалистов, ни денег. ни электроэнергии. В итоге ре­шили ограничиться четырьмя кораблями, да и то строительст­во четвертого почти сразу же прекратили.

Головной «Советский Союз» был заложен на Балтийском заводе (Ленинград) в ию­ле 1938 г. За ним последовали «Советская Украина (Николаев), «Советская Белорусский» и «Советская Россия» (Молотовск, ныне Северодвинск). Спуск го­ловного линкора планировался на лето 1941 г. Счита­лось, что время от начала его постройки до сдачи флоту составит 60 месяцев. Однако, несмотря на мо­билизацию всех сил, строительство очень сильно от­ставало от графика. К 22 июня 1941 г. наибольшую степень готовности имели первые два корабля, 20% и 18% соответственно. Строительство «Советской Бе­лоруссии» прекратили в октябре 1940 г.

Начало войны с Германией перечеркнуло планы создания «Большого флота». Постановлением прави­тельства от 10 июля 1941 г. строительство линкоров прекратили. Позже броневые плиты «Советского Со­юза» использовали для сооружения ДОТов под Ле­нинградом, там же вело огонь по врагу опытное ору­дие Б-37. «Советскую Украину» захватили немцы, од­нако применения гигантскому корпусу они не нашли. Уходя с Украины, немцы взорвали его 18 марта 1944 г. После войны обсуждался вопрос о достройке лин­коров пo усовершенствованному проекту, но в итоге их разобрали на металл, причем «Советский Союз» в 1949 г. даже спустили на воду, но лишь для того, что­бы освободить стапель.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Советские линкоры на страже морей

12 сентября 1941 года немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда. Положение города на Неве было как никогда критическим. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов.

Сергей Мочалов

Фото: 1zoom.ru

Среди канонады выделялся раскатистый гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская Революция» — снаряды весом в полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 километров. Не менее тяжелая ситуация складывалась и в Крыму: враг стремился захватить главную базу Черноморского флота – Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 1941 года черноморцы не пустили врага в Севастополь.

Линейный корабль являлся самым мощным типом артиллерийских судов первой половины XX-го века. Наличие линкоров на вооружении военно-морского флота той или иной державы говорило о том, что эта страна обладает внушительной военной и экономической мощью. Советский Союз накануне Второй Мировой войны обладал тремя линкорами. Это были «Октябрьская Революция» и «Марат» на Балтике и «Парижская коммуна» на Черном море. Однако во время войны этим линейным кораблям не довелось проявить себя в морских сражениях: на Балтике они были заперты минными полями в Финском заливе, на Черном море Германия и ее союзник Румыния использовали только легкие суда, подводные ложки и авиацию. Линкоры, созданные для морских баталий, казалось бы, не оправдали своего назначения, но все же они сыграли свою роль в борьбе с германским нашествием. Мощная артиллерия этих кораблей наносила ощутимый урон вражеским сухопутным силам и помогла не впустить фашистов в Ленинград, а затем надолго задержала их в ходе героической обороны Севастополя.

Линкор «Парижская коммуна» в годы войны был флагманом Черноморского флота

Линкор – сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях XIX-го века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить исходя их опыта Русско-Японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счет сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания, первый из них получил название «Дредноут» и это имя стало нарицательным для всех линкоров. 16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь» — первый российский линкор, головной корабль из четырех балтийских дредноутов. Через три года, когда уже бушевал огонь Первой мировой войны, линкоры «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение.

Удивительно, но за все время войны эти корабли так и не выпустили ни одного снаряда по противнику. Их боевая деятельность свелась к прикрытию своих эсминцев при постановке минных заграждений. Два года корабли простояли в гаванях военно-морских баз. Бездеятельность пагубно отразилась на дисциплине матросов, среди них начали распространяться революционные настроения. А в октябре 1917-го матросы Балтики стали главной ударной силой большевиков в свержении временного правительства. В ходе Гражданской войны линкоры дважды побывали в бою: в июне 1919 года Петропавловск в течение нескольких дней обстреливал форт «Красная горка», а в марте 1921 года, оказавшиеся в центре антибольшевистского кронштадтского мятежа «Петропавловск» и «Севастополь» вели дуэль с береговыми батареями. После подавления восстания линкоры переименовали: «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» назвали «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция».

Линкор «Марат» фал фактически уничтожен фашистами осенью 1941 года, но вернулся к жизни в виде плавучего форта

В 20-х годах советская власть активно взялась за восстановление военного флота страны. Ремонтировались корабли, готовились новые офицерские кадры, регулярно проводились морские маневры. В 1929 году линкор «Парижская коммуна» был передислоцирован на Черное море. В течение 30-х годов все линкоры прошли глубокую модернизацию. Было усилено бронирование, дальность и скорострельность орудий главного калибра, установлены новые приборы управления стрельбой. Кроме того, корабли оснастили современной зенитной артиллерией. Линкоры значительно изменились и внешне: в носовой части была увеличена высота надводного борта, переднюю надстройку оснастили многочисленными площадками боевых постов, а дымовой трубе придали характерный изгиб, чтобы не задымлялись мостики. Также линкоры впервые получили авиационное вооружение. На «Парижской коммуне» разместили катапульту фирмы Heinkel, с которой взлетал гидросамолет КР-1. Правда, в последствии от катапульты решили отказаться. После модернизации экипаж «Парижской коммуны» вырос до 1730 человек. Это привело к ухудшению условий обитаемости. В некоторых кубриках на одного матроса приходилось меньше квадратного метра.

К началу Великой отечественной Красный флот представлял собой внушительную силу, поэтому планируя нападение на СССР германское командование не стало задействовать свои военно-морские силы, акцент был сделан на захвате морских баз сухопутными войсками. На нейтрализацию советского военно-морского флота противник направил авиацию, торпедные катера и подводные лодки, в Финском заливе были выставлены мощные минные заграждения. В годы войны судьбы линкоров сложились по-разному, самая трагичная выпала на долю «Марата». 9 сентября 1941 года этот линкор открыл огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам. В эти дни Кронштадт подвергался ежедневным массированным налетам авиации Вермахта, ее главной целью были советские линейные корабли. Утром 31 сентября во время отражения тринадцатого по счету налета в носовую часть корабля попали две 1000-килограммовые авиабомбы. Взрывы почти полностью перебили корпус «Марата», разрушили и сбросили с корабля первую башню и фок-мачту с носовой надстройкой, погибло 326 человек, в том числе и командир корабля. Линкор сел на грунт. Однако почти через месяц его орудия вновь открыли стрельбу – «Марат» воскрес в виде плавучего форта. Его артиллерия успешно использовалась вплоть до момента снятия блокады.

Линкоры военных лет имели самое мощное вооружение

Также как и «Марат», линкор «Октябрьская революция» 19 сентября 1941 года подвергся ударам авиации противника, но успешно их отразил. В ходе последующих налетов в результате попадания 500-килограммовых бомб вышла из строя вторая и была повреждена третья башня корабля, но линкор «Октябрьская революция» продолжал вести огонь главным калибром. Было уничтожено несколько батарей, разгромлен батальон пехоты противника и несколько бронетанковых и автомобильных колонн. В конце октября 1941 года линкор перешел из Кронштадта в Ленинград и стал к стенке Балтийского завода для ремонта, артиллерия корабля вошла в систему обороны города. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное личным составом мужество 22 июля 1944 года линкор «Октябрьская революция» был награжден орденом «Красного знамени».

Не менее тяжелая ситуация складывалась осенью 1941 года на Черном море. Была оставлено Одесса, враг ворвался в Крым, началась осада Севастополя. «Парижская коммуна» и другие корабли покинули главную базу и направились в Поти. Первая боевая операция была проведена линкором «Парижская коммуна» в конце декабря 1941 года, в связи с обострением обстановки под Севастополем корабль прибыл в район мыса Фиолент и выпустил по противнику 146 снарядов главного калибра. Через месяц линкор с рейда Севастопольской бухты в течение 14 часов вел огонь по позициям врага в Бельбекской долине. В результате обстрела была подавлена открывшая огонь по кораблю батарея противника.

В течение зимы линкор не раз ходил к побережью Крыма, где наносил артиллерийские удары. Несмотря на отсутствие боевых повреждений, корабль нуждался в серьезном ремонте – ресурс его орудий оказался полностью выработан. Линкор «Парижская коммуна» встал на ремонт и больше не принимал участия в боевых операциях – руководство страны посчитало, что политические последствия от гибели корабля в условиях господства над морем германской авиации были бы слишком тяжелы. В 1943 году линкору «Парижская коммуна» было возвращено его историческое имя «Севастополь», а еще через год Красная Армия освободила Крымский полуостров, но только после очистки фарватеров от мин флот вернулся в Севастополь, это историческое событие произошло 5 декабря 1944 года.

smotorom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *