Содержание

Торпеды России и СССР- история создания и развития торпед

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 годаЗанятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде. Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая — 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом. Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта, направление хода — вертикальными рулями.

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов, на конечных — 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма13 января 1878 года в 23:00 минный транспорт «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума и от него отошли два из четырех минных катеров: «Чесма»
[1]
и «Синоп». Каждый катер был вооружен пусковой трубой и плотиком для для пуска и транспортировки торпед Уайтхеда. Примерно в 02:00 ночи 14 января катера приблизились на расстояние 50-70 метров к турецкой канонерской лодке Intibah, охранявшей вход в бухту. Две пущенные торпеды попали практически в середину корпуса, корабль лег на борт и быстро затонул. «Чесма» и «Синоп» вернулись к русскому минному транспорту без потерь. Эта атака стала первым успешным применением торпед в мировом военном деле[2].

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.

Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда УайтхедаРоссийские миноносцы и миноноски с неподвижными торпедными аппаратами оборудовались прицелами Азарова, а более тяжелые корабли, оснащенные поворотными ТА — прицелами, разработанными заведующим минной частью Балтийском флоте А. Г. Нидермиллером. В 1912 году появились серийные торпедные аппараты «Эриксон и К°»
[3]
с приборами управления торпедной стрельбой конструкции Михайлова. Благодаря этим приборам, которые использовались совместно с прицелами Герцика, прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Таким образом впервые в мире русские миноносцы могли вести групповую прицельную стрельбу по одной цели, что делало их безоговорочными лидерами еще до Первой мировой войны.

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Применяемость
Александровского
24-дюймовая
1868 610 5,82 1000 762 6-8 1-цилиндровый
воздушный
на вооружение не поступала
Александровского
22-дюймовая
1868 560 7,34 1000 10-12 1-цилиндровый
воздушный
на вооружение не поступала
Александровского
24-дюймовая мод.
1875 610 6,1 18 2-цилиндровый
воздушный
на вооружение не поступала
Whitehead обр. 1876 г. 1876 381 5,73 350 26 400 20 2-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1880 г. 1880 381 4,56 324 33 400 20 2-цилиндровый
воздушный
минные катера
Whitehead обр. 1882 г. 1882 355 3,35 197 40 550 21 2-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1886 г. 1886 381 5,52 391 40 600 24 2-цилиндровый
воздушный
броненосцы
Whitehead обр. 1889 г.
тип «В»
1889 381 5,52 395 80 600 22 2-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1889 г.
тип «О»
1889 381 5,52 420 80 600 25 2-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1894 г.
тип «С»
1894 381 5,52 455 80 600 27 3-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1897 г.
тип «С»
1894 381 5,2 426 64 400
900
30
25
3-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1898 г.
тип «Л»
1894 381 5,18 430 64 400
900
30
25
3-цилиндровый
воздушный
крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1904 г. 1904 450 5,13 648 70 800
2000
33
25
3-цилиндровый
воздушный
крейсера, миноносцы
Schwartzkopff В/50 1904 450 3,55 390 50 800 24 3-цилиндровый
воздушный
подводные лодки, крейсера, миноносцы
Whitehead обр. 1907 г. 1907 450 5,2 641 90 600
1000
2000
40
34
27
3-цилиндровый
воздушный
подводные лодки
Whitehead обр. 1908 г. 1908 450 5,2 650 95 1000
2000
3000
38
34
28
4-цилиндровый
воздушный
Whitehead обр. 1910 г.
тип «Л»
1910 450 5,2 665 100 1000
2000
3000
4000
38
34
29
25
4-цилиндровый
воздушный
45-12 1912 450 5,58 810 100 2000
5000
6000
43
30
28
2-цилиндровый
воздушный
надводные корабли
45-15 1915 450 5,2 665 100 2000
5000
6000
43
30
28
4-цилиндровый
воздушный
подводные лодки
53-17 1917 533 7,0 1700 265 3000 32 3-цилиндровый
воздушный
на вооружение не поступала

Торпеды ВМФ СССР

Парогазовые торпеды

Загрузка торпед на подводную лодку типа «Щ»Морские силы РККА РСФСР были вооружены торпедами, оставшимися от российского флота. Основную массу этих торпед составляли модели 45-12 и 45-15. Опыт Первой мировой войны показал, что дальнейшее развитие торпед требует увеличение их боевого заряда до 250 и более килограмм, поэтому наиболее перспективными считались торпеды калибра 533 мм. Разработка модели 53-17 была прекращена после закрытия завода Лесснера в 1918 году. Проектирование и испытание новых торпед в СССР было поручено «Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения» — Остехбюро, организованному в 1921 году, во главе которого стоял изобретатель изобретатель Владимир Иванович Бекаури. В 1926 году в качестве промышленной базы Остехбюро был передан бывший завод Лесснера, получивший название завод «Двигатель».

На базе имевшихся разработок моделей 53-17 и 45-12 было начато проектирование торпеды 53-27, вышедшей на испытания в 1927 году. Торпеда была универсальной по базированию, но имела большое колличество недостатков, в том числе — малую дальность автономного хода, из за чего на вооружение крупных надводных кораблей поступала в ограниченных количествах.

Торпеды 53-38 и 45-36Несмотря на сложности при производстве, выпуск торпед к 1938 году было развернут на 4 заводах: «Двигатель» и имени Ворошилова в Ленинграде, «Красный Прогресс» в Запорожской области и заводе № 182 в Махачкале. Испытания торпед проводились на трех станциях в Ленинграде, Крыму и Двигательстрое (в настоящее время — Каспийск). Торпеда выпускалась в модификациях 53-27л для подводных лодок и 53-27к для торпедных катеров.

В 1932 году СССР закупил в Италии несколько типов торпед, в том числе — 21-дюймовую модель производства завода в Фиуме, которая получила обозначение 53F. На базе торпеды 53-27 с использованием отдельных узлов от 53F была создана модель 53-36, но ее конструкция оказалась неудачной и за 2 года производства было построено всего 100 экземпляров этой торпеды. Более удачной стала модель 53-38, которая по сути была адаптированной копией 53F. 53-38 и ее последующие модификации, 53-38У и 53-39, стали самыми быстрыми торпедами Второй мировой войны, наряду с японской Type 95 Model 1 и итальянской W270/533,4 x 7,2 Veloce. Производство 533-мм торпед было развернуто на заводах «Двигатель» и № 182 («Дагдизель»).
На базе итальянской торпеды W200/450 x 5,75 (обозначение в СССР 45F) в Мино-торпедном институте (НИМТИ) была создана торпеда 45-36Н, предназначенная для эсминцев типа Новик и как подкалиберная для 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок. Выпуск модели 45-36Н был налажен на заводе «Красный прогресс».
В 1937 году Остехбюро было ликвидировано, взамен его в Наркомате Оборонной промышленности создано 17-е главное управление, в которое вошли ЦКБ-36 и ЦКБ-39, а в Наркомате ВМФ — Минно-Торпедное Управление (МТУ).
В ЦКБ-39 были проведены работы по увеличению заряда ВВ 450-мм и 533-мм торпед, в результате чего на вооружение стали поступать удлиненные модели 45-36НУ и 53-38У. Помимо увеличения поражающей способности, торпеды 45-36НУ оснащались неконтактным магнитным взрывателем пассивного действия, создание которого началось в 1927 году в Остехбюро. Особенностью модели 53-38У было использование рулевого механизма с гироскопом, позволявшим плавно изменять курс послен запуска, что позволяло вести стрельбу «веером».

Силовая установка торпеды СССРВ 1939 году на базе модели 53-38 в ЦКБ-39 было начато проектирование торпеды CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). несмотря на все усилия, акустическая система наведения на шумной парогазовой торпеде не работала. Работы были прекращены, но возобновились после доставки в институт трофейных образцов самонаводящихся торпед Т-V. Немецкие торпеды были подняты с затопленной под Выборгом лодки U-250. Несмотря на механизм самоуничтожения, которым немцы оснащали свои торпеды, их удалось извлечь с лодки и доставить в ЦКБ-39. В институте составили подробное описание немецких торпед, которое было передано советским конструкторам, а также британскому Адмиралтейству.

Поступившая на вооружение уже в ходе войны торпеда 53-39 была модификацией модели 53-38У, но выпускалась в крайне ограниченном количестве. Проблемы с производством были связаны с эвакуацией заводов «Красный Прогресс» в Махачкалу, а затем. вместе с «Дагдизелем» в Алма-Ату. Позже была разработана маневрирующая торпеда 53-39 ПМ, предназначенная для уничтожения кораблей, идущих противоторпедным зигзагом.
Последними образцами парогазовых торпед в СССР стали послевоенные модели 53-51 и 53-56В, оснащенные приборами маневрирования и активным неконтактным магнитным взрывателем.
В 1939 году были построены первые образцы торпедных двигателей на базе спаренных шестиступенчатых турбин противоположного вращения. До начала Великой Отечественной эти двигатели проходили испытания под Ленинградом на Копанском озере.

Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды

В 1936 году была предпринята попытка создать торпеду с турбинным двигателем, которая по расчетам должна была развить скорость в 90 узлов, что вдвое превышало скорость самых быстрых торпед того времени. В качестве топлива планировалсь использовать азотную кислоту (окислитель) и скипидар. Разработка получила условное наименование АСТ — азотно-скипидарная торпеда. На испытаниях АСТ, оснащенная стандартным поршневым двигателем торпеды 53-38, развила скорость 45 узлов при дальности хода до 12 км. Но создание турбины, которая могла быть размещена в корпусе торпеды, оказалось невозможным, а азотная кислота была слишком агрессивной для использования в серийных торпедах.
Для создания бесследной торпеды велись работы по исследованию возможности применения термита в обычных парогазовых двигателях, но до 1941 достичь обнадеживающих результатов не удалось.
Для повышения мощности двигателей в НИМТИ велись разработки по оснащению обычных торпедных двигателей системой обогащения кислородом. Довести эти работы до создания реальных опытных образцов не удалось из за крайней нестабильности и взрывоопасности кислородо-воздушной смеси.
Значительно более эффективными оказались работы по созданию торпед на электрической тяге. Первый образец электромотора для торпед был создан в Остехбюро в 1929 году. Но промышленность не могла в то время предоставить для торпед аккумуляторных батарей достаточной мощности, поэтому создание действующих образцов электроторпед началось только в 1932 году. Но даже эти образцы не устраивали моряков из за повышенной шумности редуктора и низкого КПД электромотора производства завода «Электросила».

Торпеда ЭТ-80В 1936 году благодаря усилиям Центральной аккумуляторной лаборатории в распоряжение НИМТИ была предоставлена мощная и компакнтная свинцово-кислотная батарея В-1. Завод «Электросила» был готов к производству биротативного[4] двигателя ДП-4. Испытания первой советской электроторпеды проводились в 1938 году в Двигательстрое. По результатам этих испытаний были созданы модернизированная батарея В-6-П и электродвигатель повышенной мощности ПМ5-2. В ЦКБ-39 на базе этой силовой и корпуса паровоздушной торпеды 53-38 была разработана торпеда ЭТ-80. Электроторпеды были встречены моряками без большого энтузиазма, поэтому испытания ЭТ-80 затянулись и на вооружение она стала поступать только в 1942 году, да и благодаря появлению информации о трофейных немецких торпедах G7e. первоначально производство ЭТ-80 было развернуто на базе эвакуированного в Уральск завода «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова.
Реактивная торпеда РАТ-52В послевоенные годы на базе трофейных G7e и отечественных ЭТ-80 было налажено производство торпед ЭТ-46. Модификации ЭТ-80 и ЭТ-46 с акустической системой самонаведения получили обозначение САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2 соответственно. На вооружение советская самонаводящаяся акустическая электроторпеда поступила в 1950 году под индексом САЭТ-50, а в 1955 году ей на смену пришла модель САЭТ-50М.

Еще в 1894 году Н. И. Тихомиров проводил эксперименты с самодвижущимися реактивными торпедами. Созданная в 1921 году ГДЛ (газодинамическая лаборатория) продолжила работы над созданием реактивных аппаратов, но позже стала заниматься только ракетной техникой. После появления реактивных снарядов М-8 и М-13 (РС-82 и РС-132) НИИ-3 получил задание на разработку реактивной торпеды, но реально работы начались только в конце войны, в ЦНИИ «Гидроприбор». Была создана модель РТ-45, а затем ее модифицированная версия РТ-45-2 для вооружения торпедных катеров. РТ-45-2 планировалось оснащать контактным взрывателем, а ее скорость в 75 узлов практически не оставляла шансов уклониться от ее атаки. После окончания войны работы над ракетными торпедами были продолжены в рамках проектов «Щука», «Тема-У», «Луч» и других.

Авиационные торпеды

В 1916 году товарищество Щетинина и Григоровича начало постройку первого в мире специального гидросамолета-торпедоносца ГАСН. После нескольких испытательных полетов морское ведомство было готов разместить заказ на построку 10 самолетов ГАСН, но начавшаяся революция разрушила эти планы.
В 1921 году году в Кронштадте проводились испытания циркулирующих[5] авиационных торпед на базе модели Whitehead обр. 1910 г. тип «Л». С образованием Остехбюро работы над созданием таких торпед были продолжены, они были рассчитаны на сброс с самолета на высоте 2000-3000 м. Торпеды комплектовались парашютами, которые сбрасывались после приводнения и торпеда начинала движение по кругу. Помимо торпед для высотного сброса, велись испытания торпед ВВС-12 (на базе 45-12) и ВВС-1 (на базе 45-15), которые сбрасывались с высоты 10-20 метров с самолета ЮГ-1. В 1932 году в производство была передана первая авиационная советская торпеда TAB-15 (торпеда авиационная высотного торпедометания), предназначенная для сброса с самолетов МДР-4 (МТБ-1), АНТ-44 (МТБ-2), Р-5Т и поплавковом варианте ТБ-1 (МР-6). Торпеда TAB-15 (бывшая ВВС-15) стала первой в мире торпедой, предназначенной для высотного бомбометания и могла выполнять циркуляцию по кругу либо разворачивающейся спирали.

Торпедоносец Р-5ТВ серийное производство ВВС-12 пошла под обозначением ТАН-12 (торпеда авиационная низкого торпедометания), которая предназначалась для сброса с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч. В отличии от высотной, торпеда ТАН-12 не оснащалась прибором для выполнения маневрирования после сброса. Отличительной особенностью торпед ТАН-12 стала система подвеса под заранее установленным углом, что обеспечивало оптимальное вхождение торпеды в воду без применение громоздкого воздушного стабилизатора.

Помимо 450-мм торпед, велись работы над созданием авиаторпед калибра 533 мм, которые получили обозначение ТАН-27 и ТАВ-27 для высотного и обычного сброса соответственно. Торпеда СУ имела калибр 610 мм и оснащалась светосигнальным устройством контроля траектории, а самой мощной авиаторпедой стала торпеда СУ калибра 685 мм с зарядом 500 кг, которая предназначалась для уничтожения линкоров.
В 1930-х годах авиаторпеды продолжали совершенствоваться. Модели ТАН-12А и ТАН-15А отличались облегченной парашютной системой и поступали на вооружение под обозначениями 45-15АВО и 45-12АН.

Ил-4Т с торпедой 45-36АВА.На базе торпед корабельного базирования 45-36 в НИМТИ ВМФ были спроектированы авиационные торпеды 45-36АВА (авиационная высотная Алферова) и 45-36АН (авиационная низкого торпедометания). Обе торпеды стали поступать на вооружение в 1938—1939 годах. если с высотной торпедой проблем не возникло, то внедрение 45-36АН встретило ряд проблем, связанных со сбросом. Базовый самолет-торпедоносец ДБ-3Т оснащался громоздким и несовершенным подвесным устройством Т-18. К 1941 году лишь несколько экипажей освоило сброс торпед с помощью Т-18. В 1941 году боевой летчик, майор Сагайдук разработал воздушный стабилизатор, который состоял из четырех досок, усиленных металлическими полосками. В 1942 году был принят на вооружение разработанный НИМТИ ВМФ воздушный стабилизатор АН-42, который представлял из себя трубу длиной 1,6 м, которая сбрасывалась после приводнения торпеды. Благодаря применению стабилизаторов, удалось увеличить высоту сброса до 55 м, а скорость — до 300 км/ч. В годы войны модель 45-36АН стала основной авиационной торпедой СССР, которой оснащались торпедоносцы Т-1 (АНТ-41), АНТ-44, ДБ-3Т, Ил-2Т, Ил-4Т, Р-5Т и Ту-2Т.
Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28ТВ 1945 году был разработан легкий и эффективный кольцевой стабилизатор СН-45, который позволял производить сброс торпед под любыми углами с высоты до 100 м при скорости до 400 км/ч. Доработанные торпеды со стабилизатором СН-45 получили обозначение 45-36АМ. а в 1948 году им на смену пришла модель 45-36АНУ, оснащенная прибором Орби. Благодаря этому устройству торпеда могла маневрировать и выходить на цель под заранее заданным углом, который определялся авиационным прицелом и вводился в торпеду.

В 1949 году велись разработки экспериментальных реактивных торпед Щука-А и Щука-Б, оснащенных ЖРД[6]. Торпеды могли сбрасываться с высоты до 5000 м, после чего включался ЖРД и торпеда могла выполнять полет на расстояние до 40 км, а затем погружаться в воду. Фактически эти торпеды являлись симбиозом ракеты и торпеды. Щука-А оснащалась системой наведения по радиоканалу, Щука-Б — радиолокационным самонаведением. В 1952 году на базе этих экспериментальных разработок была создана и принята на вооружение реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
Последними парогазоваыми авиационными торпедами СССР стали 45-54ВТ (высотная парашютная) и 45-56НТ для низковысотного сброса.

Основные технические характеристики торпед СССР

Сравнительная таблица торпед СССР
Тип Год разработки Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса ВВ, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип двигателя Примечание
53-27 1927 533 7,0 1710 265 3700 45 парогазовый 270 л.с. универсальная торпеда
53-36 1936 533 7,0 1700 300 4000
8000
43,5
33
парогазовый
45-36Н 1936 450 5,7 935 200 3000
6000
41
32
парогазовый эсминцы типа Новик
45-36НУ 1939 450 6,0 1028 284 3000
6000
41
32
парогазовый утяжеленный вариант 45-36Н
45-36АВА 1939 450 5,7 935 200 4000 39 парогазовый авиационная высотная
45-36АН 1939 450 5,7 935 200 4000 39 парогазовый авиационная
45-36АМ 1939 450 5,7 935 200 4000 39 парогазовый авиационная
45-36АНУ 1939 450 5,7 935 200 4000 39 парогазовый авиационная высотная
53-38 1938 533 7,2 1615 300 4000
8000
10000
44,5
34,5
30,5
парогазовый
53-38У 1939 533 7,4 1725 400 4000
8000
10000
44,5
34,5
30,5
парогазовый утяжеленный вариант 53-38
53-39 1939 533 7,5 1780 317 4000
8000
10000
51
39
34
парогазовый
ЭТ-80 1939 533 7,5 1800 400 4000 29 электро подводные лодки
ЭТ-46 1946 533 7,45 1810 450 6000 31 электро подводные лодки
САЭТ 1945 электро экспериментальная
САЭТ-2 1947 электро экспериментальная
САЭТ-50 1950 533 7,45 1650 375 4000 23 электро подводные лодки
САЭТ-50М 1955 533 7,45 1650 375 6000 29 электро подводные лодки
ТАВ-15 1932 450 1180 132 3000 29 парогазовый авиационная высотная
ТАН-12 1932 450 5,58 848 116 3000 29 парогазовый авиационная
53-51 1951 533 7,6 1875 300 4000
8000
51
39
РТ-45-2 1945 450 500 250 2000 75 ЖРД экспериментальная

См. также

Торпеды Великобритании
Торпеды Whitehead
Торпеды США
Торпеды Германии
Торпеды Франции
Торпеды Японии
Торпеды Италии

Примечания

  1. ↑ Согласно правилам орфографии того времени — «Чесьма»
  2. ↑ 29 мая 1877 во время битвы в бухте Пакоча английский фрегат Shah атаковал торпедой перуанский монитор Huascar, но не попал в цель.
  3. ↑ позже — завод «Красная Заря», Санкт-Петербург.
  4. ↑ У биротативного двигателя ротор и статор имеют противоположные направления вращения, что позволяет подключать к нему винты с разнонаправленным вращением без применения редуктора.
  5. ↑ Циркулирующая торпеда отличается от обычной возможностью движения по заранее заданной сложной траектории, в простейшем случае — по кругу или спирали с небольшой скоростью.
  6. ↑ Жидкостно-реактивный двигатель.

Использованная литература и источники

Литература и источники информации

  • Коршунов Ю. Л., Успенский Г. В. Торпеды Российского флота. — С-Петербург: Гангут, 1993. — 32 с. — ISBN 5-85875-025-7
  • Коршунов Ю. Л., А.А. Строков Торпеды ВМФ СССР. — С-Петербург: Гангут, 1994. — 32 с. — ISBN 5-85875-013-3
  • сборник Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей. — Минск: Харвест, 1999. — 368 с. — ISBN 985-433-419-8

Ссылки

Торпеды
Naval Weapons: Russia/USSR Torpedoes(англ.)
«Секретная история завода «ГИДРОПРИБОР»

Галерея

wiki.wargaming.net

Из истории развития и боевого применения торпедного оружия

Министерство образования РФ

Санкт-Петербургский государственный электротехнический

университет “ЛЭТИ”

ТОРПЕДНОЕ ОРУЖИЕ

Методические указания

для самостоятельной работы

по дисциплине

«БОЕВЫЕ СРЕДСТВА ФЛОТА И ИХ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ»

УДК 623.946

Торпедное оружие: методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Боевые средства флота и их боевое применение» / Сост.: В.В. Косарев, В.Н. Садовников; СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2000. 48 с.

Содержат материалы, обеспечивающие самостоятельное изучение вопросов, связанных с устройством и принципом действия торпедного оружия, а также его боевым применением.

Предназначены для студентов всех профилей подготовки.

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

Появление в начале XIX в. бронированных кораблей с тепловыми двигателями обострило необходимость создания оружия, поражающего наиболее уязвимую подводную часть корабля. Таким оружием стала появившаяся в 40-х годах морская мина. Однако она обладала существенным недостатком: была позиционной (пассивной).

Первая в мире самодвижущаяся мина была создана в 1865 г. русским изобретателем И.Ф. Александровским.

В 1866 г. проект самодвижущегося подводного снаряда разработал работавший в Австрии англичанин Р. Уайтхед. Он же и предложил назвать снаряд по имени морского ската – «торпедо». Не сумев наладить собственное производство, российское Морское ведомство в 70-х годах закупило партию торпед Уайтхеда. Они проходили дистанцию 800 м со скоростью 17 узлов и несли заряд пироксилина массой 36 кг.

Первая в мире успешная торпедная атака была произведена командиром русского военного парохода лейтенантом (впоследствии – вице-адмиралом) С.О. Макаровым 26 января 1878 г. Ночью, при сильном снегопаде на Батумском рейде, два спущенных с парохода катера подошли на 50 м к турецкому кораблю и одновременно выпустили по торпеде. Корабль быстро затонул почти со всей командой.

Принципиально новое торпедное оружие изменило взгляды на характер вооружённой борьбы на море – от генеральных сражений флоты переходили к ведению систематических боевых действий.

Торпеды 70-80-х годов XIX в. имели существенный недостаток: не имея приборов управления в горизонтальной плоскости, они сильно отклонялись от заданного курса и стрельба на дистанции более 600 м была малоэффективной. В 1896 г. лейтенант австрийского флота Л. Обри предложил первый образец гироскопического прибора курса с пружинным подзаводом, который удерживал торпеду на курсе в течение 3 – 4 мин. На повестку дня стал вопрос увеличения дальности хода.

В 1899 г. лейтенант русского флота И.И. Назаров изобрёл подогревательный аппарат, в котором сжигался керосин. Сжатый воздух перед подачей его в цилиндры рабочей машины нагревался и совершал уже большую работу. Внедрение подогрева увеличило дальность хода торпед до 4000 м на скоростях до 30 узлов.

В первую мировую войну 49% от общего числа потопленных крупных кораблей пришлось на долю торпедного оружия.

В 1915 г. торпеда впервые была использована с самолёта.

Вторая мировая война ускорила испытания и принятие на вооружение торпед с неконтактными взрывателями (НВ), системами самонаведения (ССН) и электрическими энергоустановками.

В последующие годы, несмотря на оснащение флотов новейшим ракетно-ядерным оружием, торпеды не утратили своего значения. Являясь самым эффективным противолодочным средством, они состоят на вооружении всех классов надводных кораблей (НК), подводных лодок (ПЛ) и морской авиации, а также стали основным элементом современных противолодочных ракет (ПЛУР) и неотъемлемой частью многих образцов современных морских мин. Современная торпеда – это сложный единый комплекс систем движения, управления движением, самонаведения и неконтактного подрыва заряда, созданных на основе современных достижений науки и техники.

studfiles.net

Танк с реактивными наворотами | Warspot.ru

В 1930–40-е годы военные инженеры пытались решить нестандартную задачу — наделить лёгкий танк высокой огневой мощью. Объектом для эксперимента служил БТ-5.

Для своего времени этот танк был неплохо защищён и вооружён, но при этом — совершенно ординарен. В 1933 году начальник управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепский дал конструкторам задание превратить «рядового бойца» во всесокрушающую боевую машину. Целью инженеров было «создание танка торпедоносца, вооружённого 250 кгр. торпедами, предназначенными для разрушения узлов сопротивления в тылу противника…». (Здесь и далее стилистика и орфография источников сохранены. — Прим. ред.)

Танк БТ-5, оснащённый торпедами 250-ТТ, на огневой позиции (РГВА)

250-ТТ. Полтора центнера грома небесного

Танковые торпеды для БТ представляли собой корпуса обтекаемой формы, начинённые 130 кг тротила и оснащённые четырьмя лопастями-стабилизаторами. Лёгкий танк, несущий хотя бы пару таких снарядов, становился машиной колоссальной ударной мощи. Танковые реактивные торпеды 250-ТТ предназначались в первую очередь для борьбы против вражеских укреплений, бетонных огневых точек, железнодорожных узлов и т. д. Также с их помощью БТ мог бы уничтожать тяжёлую бронетехнику противника.

У конструкторов сразу возникло множество вопросов. Например: если на башню БТ-5 с каждого борта навесить по 400 кг, сможет ли она вращаться? Достаточно ли прочными будут пусковые установки? В конце концов, насколько дальнобойным и точным будет торпедный огонь? Ни на один из этих вопросов нельзя было уверенно ответить при помощи теоретических расчётов. Требовались испытания.

Для начала в 1934–1935 годах инженеры проверили, насколько прочны корпуса самих торпед. В реактивную камеру заложили девяносто пять пороховых шашек, воспламенили — корпус выдержал, заряд оказался достаточным по мощности. Настало время стрельб со станка, которые были проведены на полигоне в подмосковном Ногинске.

Испытатели взяли шесть торпед — две холостые начинили вместо взрывчатки влажным песком, а ещё четыре корпуса залили тротилом. Выстрелили. Испытание показало, что «полёт всех 6 бомб правильный, устойчивый, дальность для угла возвышения 50 градусов колеблется в пределах 1450–1500 метров». На четырёх воронках замерили и мощность фугасного разрыва. В среднем они достигали 10 метров в диаметре и четырёх в глубину.

Недостаточно хорош

Настало время пострелять торпедами с танка. 19 июля 1936 года на полигон на станции Подсолнечная вышел БТ-5, на котором смонтировали боковые торпедные установки. Чтобы защитить радиаторные решётки на корме от реактивных струй, конструкторы приделали к ним специальные козырьки.

Углы возвышения торпедам задавали вручную, с разницей в 10 градусов. Первый раз выстрелили с закрытыми люками, второй — с открытыми, чтобы проверить, как газы от ракетного выхлопа воздействуют на экипаж машины.

Полёт торпед оказался правильным, устойчивым, с разницей по дальности 100 метров — в зависимости от угла возвышения. Газовый столб работающего реактивного двигателя отражался от корпуса танка, не причиняя ему вреда. Башня БТ-5 с установленными торпедами поворачивалась плавно и легко. На первый взгляд, всё было в порядке… да не всё.

Торпеда 250-ТТ в полёте. Слева заметен танк БТ-5 (РГВА)

Чтобы решить вопросы с прицеливанием торпед и составить таблицы стрельбы, требовалось многократное повторение испытаний. Перезарядка торпедной установки была сопряжена с серьёзным риском для экипажа, которому нужно было для этого покинуть танк в разгар боя. В качестве решения этой проблемы инженеры предложили разработать специальный «зарядный танк».

В сумме испытания продолжались до ноября 1936 года. На их основании комиссия составила итоговый перечень недостатков танка-торпедоносца. В документе указывались следующие изъяны:

«а/ громоздкость установки;

б/ уменьшение боевых свойств танка;

в/ малое количество торпедных снарядов;

г/ невозможность перезаряжания без выхода экипажа из внутри танка;

д/ незащищенность реактивных снарядов от пулеметного огня;

е/ малая дальность полета снаряда…;

ж/ малая начальная скорость…».

По результатам испытаний работы над проектом остановились, документацию по нему засекретили и сдали в архив для постоянного хранения. Торпедным БТ не довелось пойти в бой. Но через шесть лет преподаватель артиллерийского дела из города Миасса предложил вооружить танк намного серьёзнее.

Реактивный БТ скромного артиллериста

Рапорт уральского военного преподавателя А. П. Константинова поступил в отдел формирования и кадров штаба гвардейских миномётных частей в ноябре 1942 года. Изобретатель сообщил, что им «разработана уменьшенная установка М-8 на танк БТ». Говоря простым языком, Константинов решил скрестить танк и «Катюшу».

Конструкция изначально была спроектирована для Т-34, о чём изобретатель писал ещё в конструкторское бюро Кировского завода в Челябинске. Но тамошние специалисты отметили ряд недостатков установки и посоветовали доработать её для танков БТ-7. Константинов не знал, выпускались ли ещё в то время танки данной серии, а писать напрямую в Главное автобронетанковое управление он постеснялся, поскольку «никого там не знал». Рапорт оказался там только после того, как побывал в руках у гвардейских миномётчиков.

Документ содержал эскизы и описание установки. Константинов предлагал оснастить ей все БТ-7, которые были в армии, тем самым превратив их в танки специального назначения. Роту таких машин, по замыслу автора, следовало придавать каждой танковой бригаде для выполнения следующих задач: «При атаке наших тяжелых и средних танков они останавливаются на нашем переднем крае обороны. По мере продвижения наших тяжелых танков противник будет обнаруживать свои средства ПТО… Танки специального назначения подавляют их. Уничтожение отступающего противника. Ликвидация контратак противника».

Модернизация БТ-7 по проекту Константинова состояла в том, что на корме танка устанавливались направляющие для 24 ракет калибра 82 мм — два пакета по 12 штук. На марше пакеты закрывались бронелистами для безопасности. Это увеличивало силуэт танка, зато позволяло перевозить десант (сам по себе БТ невелик, много людей не усадишь).

Эскиз расположения установки на корме танка БТ-7 (ЦАМО РФ)

В боевой обстановке пакеты приводились в боевую готовность. Для этого их выдвигали влево и вправо так, что ракетные направляющие оказывались по бокам от танка. Наводка по горизонтали осуществлялась поворотом корпуса под контролем командира через перископ. Углы возвышения задавались при помощи подъёмного механизма, расположенного в башне БТ-7.

Константинов завершал своё письмо интригующе: «Снаряд М-8 (на танке) при дальности стрельбы до 1000 м приравнивается по своим действиям к осколочно-фугасной 122 мм гранате, а почему опишу в следующих сообщениях». Однако других писем от изобретателя так и не поступило.

Были ли у проекта А. П. Константинова перспективы? К сожалению, это маловероятно. За год до его рапорта, осенью 1941 года, специалисты уже пытались смонтировать установку М-8, но не на БТ, а на малый плавающий танк Т-40. Стрельбы показали слишком большое рассеивание реактивных снарядов при средних углах возвышения. От проекта «миномётного Т-40» пришлось отказаться.

Логичная идея об оснащении быстроходной боевой машины вооружением повышенной мощности, к сожалению, была трудной в реализации. Но отсутствие торпед и ракет не помешало танкам БТ пройти через всю войну и закончить её в числе других боевых машин, которые можно назвать танками Победы.


Источники:

  1. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 31811. Оп. 16. Д. 63.
  2. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 869.

warspot.ru

Универсальная самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1 » Военное обозрение

Универсальная торпеда для поражения подводных кораблей противника была создана на научно-производственном объединении «Уран» министерства судостроительной промышленности Советского Союза в 1970-х годах. Главный конструктор – В.Левин. Основные испытания проходили с подводной лодки проекта 690 типа «Кефаль». После успешных испытаний поступает на вооружение как боевая часть ракетного противолодочного комплекса «Водопад» (РПК-6) в 1981 году. Немного позднее появляются модификации универсальной торпеды, которые также принимаются на вооружение. Основное использование – ракетные противолодочные комплексы и вооружение противолодочной авиации.
Основное предназначение УМГТ-1– уничтожение подлодок противника в любом их положении, транспортных судов и различных кораблей с малым бронированием. Последняя модификация универсальной торпеды создана уже российскими конструкторами в ЦНИИ «Гидроприбор» — бывший «Уран».

Устройство и конструкция

УМГТ-1 состоит из:
— акустической головки самонаведения;
— отсека блока управления;
— боевого зарядного отсека;
— энергосиловой установки;
— рулевого привода;
— движителя;
— системы стабилизации и торможения (использование парашютной системы).

Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад», разработанные под руководством главного конструктора Ю.Иванова на том же предприятии. Рулевой электромеханический привод использует отбор мощности с вала электрического двигателя универсальной торпеды. Приборы управления собраны в моноблок и несут в себе логическую часть системы самонаведения. Разработка приборов управления проходила под руководство главного конструктора И.Логинова. Электрический двигатель одновального типа ДП-52. В качестве движителя использовали устройство СВК. СВК – комплекс слабонагруженного водометного оборудования, который состоит из:
— высокооборотного рабочего колеса;
— осевого насоса;
— сужающейся накладки;
— спрямляющего аппарата.

Устройство СВК обеспечило максимальную компенсацию момента крена на одном из рабочих режимов работы. Такой движитель дал возможность уменьшить габаритные характеристики электрического двигателя. Но, в тоже время, он потребовал увеличить мощность используемых батарей, так как коэффициент полезного действия у СВК равняется 0.68. Разработан СВК в ЦНИИ имени академика А.Крылова, под руководством конструктора С.Куликова. Используемый взрыватель акустический дистанционного типа НВА-1, имеющий круговой радиус реагирования 3.5 метра. Разработан под руководством Ю.Копылова. Радиус активного канала самонаводящейся системы торпеды 1.5 километра. Боевая часть фугасного типа. В качестве источника энергии применили ВХИТ (водно-химический источник тока) на изделии 554 – серебряно-магниевая батарея. Батарея состоит из катода «АgСl», активируемого обычной морской водой. В модификации торпеды «Дукат-2» стали использовать медный катод – батарея 554-МА. Разработка ВНИАИ. В торпеде используют открытую проточную схему подачи электролита – морскую воду. Поэтому применение в пресной воде (включая Балтийское море) невозможно.

Принцип действия УМГТ-1

При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7 градусов в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при подтверждении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели. При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по ходу движения цели 10-12 градусов. При сближении с целью на расстояние 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака», при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск.

Использование УМГТ-1
Универсальная торпеда, использующая ССН «Водопад», в ходе испытаний на боевое применение на Северном флоте показала неудовлетворительные результаты. Также были отмечены случаи низкой помехоустойчивости системы самонаведения. И хотя первые испытания на помехоустойчивость, проходившие в условиях Арктики, имели место в начале 70-х годов, они были более-менее приемлемыми. В начале 80-х проблемы с ССН «Водопад» были очень актуальны для торпед УСЭТ-80, в которых использовали данную систему самонаведения и проводили испытания на помехоустойчивость на малых глубинах Северных морей. В последних модификациях проблемы устранены. На сегодня УМГТ-1 в некоторых модификациях до сих пор стоит на вооружении ВМФ России.

Основные характеристики УМГТ-1
— калибр торпеды – 400мм;
— длина 3.48 метра;
— диаметр торпеды -400мм;
— диаметр парашютной системы – 500мм;
— вес – 720 килограмм;
— вес боевой части – 60 килограмм, в тротиловом эквиваленте – 100 килограмм;
— дальность действия до 8-ми километров при включении команды «Атака»;
— скорость хода до 41 узла;
— глубина мин/макс – 15/500 метров;
— минимальная глубина моря – 100 метров.

Модификации торпеды:
— базовая торпеда УМГТ-1 «Водопад», принята на вооружение в 1981 году для РПК-6 «Водопад»;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Орлан» или АТ-3, принята на вооружение в 1984 году;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Ветер», принята на вооружение в 1984 году для РПК-7 «Ветер»;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Раструб-Б», принята на вооружение в 1984 году, для УРК «Раструб-Б». Использовалась как боевая часть ракеты 85РУ;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Дукат-2», принята на вооружение в 1985 году, стали использовать в торпеде медно-магниевый ВХИТ;
— последняя модификация торпеды «УМГТ-1М/МЭ» — модернизированная универсальная торпеда российских конструкторов.

Основные носители торпеды:
— самолеты А-40, Ил-38;
— различные противолодочные вертолеты;
— ракеты и ракетные противолодочные комплексы.

Источники информации:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9597/FlMis/FlMis047.htm
http://military.tomsk.ru/blog/topic-38.html
http://www.ka27.info/weapons/umgt1.htm

topwar.ru

Универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ («Физик»)

Новая торпеда для оснащения российских подводных лодок.

Универсальная 533-мм торпеда УГСТ предназначена для применения с подводных лодок как по надводным кораблям, так и по подводным лодкам противника.

УГСТ предназначена для того, чтобы заменить в боекомплекте субмарин флота универсальные торпеды типа УСЭТ-80, принятые на вооружение еще в 1980 году. В числе прочего, при разработке ставилась задача значительно увеличить дальность применения торпеды (для УСЭТ-80 это 18 км).

Разработчик — петербургский «НИИ морской теплотехники». Как сообщалось, первые проработки будущего облика «Физика» начались еще в 1986 году. Первые версии торпеды были продемонстрированы в 2003 году на военно-морском салоне в Петербурге. По ряду сведений, с 2008 года начат ограниченный серийный выпуск. По сообщениям военных, модернизированная торпеда завершила цикл госиспытаний в конце 2014 года и была принята на вооружение.

Торпеда УГСТ относится к тепловым (парогазовым), аксиально-поршневый двигатель работает на унитарном (однокомпонентном) топливе. Движитель водометный. Торпеда оснащена снижающими шумность двухплоскостными рулями, выдвигающимися за пределы калибра после выхода из торпедного аппарата.

Хвостовая часть торпеды УГСТ. Фото: ABL22, military. tomsk.ru/forum

Особенностью системы управления является гибко перепрограммируемый бортовой комплекс, объединяющий в единую информационную среду все бортовые системы торпеды. Разработчик системы управления — ГНПП «Регион».

Торпеда оборудована комбинированной активно-пассивной системой самонаведения по кильватерному следу с плоской приемно-излучающей решеткой и комплексом активных многоканальных гидролокаторов. Радиус реагирования системы по надводным кораблям до 1200 метров, по субмаринам до 2500 метров.

Помимо системы самонаведения, торпеда может использоваться в режиме телеуправления по проводам (на дальностях от 5 до 25 км в зависимости от характеристик атакуемой цели), а также имеет режим следования по маршруту с заданным количеством отворотов.

Боевая часть, по заверениям разработчиков, имеет несколько вариантов комплектования, различающихся по массе и составу применяемого взрывчатого вещества, а также системе инициирования.

Головной отсек УГСТ, IMDS-2005, Санкт-Петербург. Фото: fyjs. cn
ТТХ торпеды:
  • Длина: 7,2 метра (6,1 метра для версии под торпедные аппараты стандарта НАТО),
  • Масса: 2,2 тонны,
  • Масса боевой части: 300 кг,
  • Максимальная скорость: 50 узлов (для дальности 25 км),
  • Максимальная дальность применения: 50 км,
  • Глубина применения: до 400 м,
  • Максимальная глубина поражаемой цели: до 500 м.

defendingrussia.ru

Торпедное оружие

 

По своему целевому назначению торпедное оружие подразделяется на три типа: противолодочные, противокорабельные и универсальные торпеды.

 

К универсальным и противокорабельным, как правило, относятся крупногабаритные образцы торпед массой от 500 до 1850 кг и стандартным калибром 533 мм. Такие торпеды принято называть тяжелыми. Они имеют высокую стоимость, большие массогабаритные характеристики, что требует наличия крупных носителей. Применяются с надводных кораблей против подводных лодок и, в меньшей степени, против надводных кораблей, а также с подводных лодок против субмарин, военных кораблей, береговых сооружений и военно-морских баз. Ряд специалистов считает, что противокорабельные тяжелые торпеды на надводных кораблях должны уступить место противокорабельным ракетным комплексам.

 

К противолодочным торпедам относятся в основном малогабаритные, или так называемые легкие торпеды массой не более 400 кг и калибром от 324 до 400 мм, а также разрабатываемые образцы торпедного оружия калибра 123 мм. Такие торпеды применяются с надводных кораблей, самолетов и вертолетов противолодочной морской авиации, а также в качестве поражающего элемента в минно-торпедных комплексах и противолодочном управляемом ракетном оружии. Универсальные торпеды, в настоящее время применяются на дистанциях от 300 м до 50 км на глубинах от 5-6 м до 1000 м. Диапазон скоростей хода различных образцов существующих торпед составляет от 8-10 до 50-55 узлов. Практически все состоящие на вооружении и разрабатываемые торпеды имеют двух- и трехрежимные двигательные установки. Минимальные скорости необходимы торпедам для того, чтобы обеспечить аффективную работу их систем наведения в различных режимах при минимальном уровне собственных шумов. Значения максимальных скоростей хода определяются скоростями хода современных и перспективных подлодок и кораблей.

торпедное вооружение некоторых морских держав

торпеда MU90

 

На вооружении ВМС Германии, Франции и Италии состоит торпеда типа MU90, разработанная для использования несколькими типами надводных и воздушных платформ. Данная торпеда является наиболее эффективной легкой торпедой, превосходя по своим тактико-техническим характеристикам американские и британские аналоги. Торпеда MU90 предназначена для борьбы с подводными лодками всех типов. Она может применяться с надводных кораблей, самолетов, а также входить в состав комплексных ракетно-торпедных систем. Торпеда имеет большую дальность стрельбы и способна действовать без изменения ходовых характеристик на глубинах от 25 до 1000 м. Реализует торпеды консорциум EuroTorp. В проектировании и производстве торпеды также берут участие ряд итальянских, французских и германских компаний. К настоящему времени более 1000 торпед MU90 заказано и находятся в стадии производства для ВМС семи стран, включая Австралию, Новую Зеландию, Данию, Францию, Германию, Италию и Польшу. Ведутся работы над дальнейшим усовершенствованием торпеды.

 

 

Основные тактико-технические характеристики торпеды MU90:

Масса торпеды — 0,3 тонн;

Длина — 2800 мм;

Диаметр — 323 мм;

Скорость — 50 узлов;

Дальность хода — 25 км;

Глубина хода — 1000 м;

Масса боевой части — 27 кг;

 

 

Перспективным проектом торпед зарубежных ВМС может стать торпедное оружие с соответствующим названием «Барракуда». Немецкие инженеры фирмы Diehl BGT Defence впервые в 2005 году представили новейшую суперкавитационную торпеду, которую никто не сможет засечь.

 

«Барракуду» называют торпедой будущего. На ней установлен реактивный двигатель, вместо поршневого, который может нести изделие на скорости 360 км/час, что в четыре раза больше любой противолодочной торпеды. Ее отличительной особенностью является поворотный нос конусообразной формы, благодаря которому создается вращение торпеды, а это в свою очередь, создает вокруг нее так называемый кавитационный (воздушный) пузырь. В результате движения, воды касается лишь носовой конус торпеды, обрамляя ее. Это явление получило название суперкавитация, которое простыми словами означает, что при движении в воздухе сопротивление меньше, чем в воде, а чем меньше трение, тем выше скорость. Таким образом, торпеда «Барракуда» движется так быстро, что ни одна цель не сможет уклониться от нее.


Кроме того, торпеда, способная опережать собственные звуковые волны обладает уникальной системой самонаведения, способная уничтожать другие высокоскоростные торпеды. В отличие от российских торпедных разработок, «Барракуда» считается управляемой торпедой за счет применения инерциальной системы, созданной с использованием волоконно-оптических гироскопов и автоматической системы самонаведения. На сегодняшний день изготовлены и испытаны несколько опытных образцов подводной ракеты-торпеды. Уже в ближайшем будущем НАТО планирует оснастить ракето-торпедами Barracuda, как подводные лодки, так и надводные корабли.

торпеда СЭТ-65

 

На вооружении военных флотов России, Украины и Киргизии состоит достаточно популярная и проверенная временем торпеда СЭТ-65. Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда предназначена для борьбы с малошумными подводными лодками и надводными кораблями. Имеет акустическую активно-пассивную систему наведения. Радиус действия в активном режиме 800 м. Радиус реагирования взрывателя 10 м. Оснащается серебряно-цинковой батареей. Примерная стоимость торпеды составляет 1 миллион долларов США.

 

Основные тактико-технические характеристики торпеды СЭТ-65:

Масса торпеды — 1,7 тонн;

Длина — 7800 мм;

Диаметр — 533 мм;

Скорость — 40 узлов;

Дальность хода — 15 км;

Глубина хода — 400 м;

Масса боевой части — 205 кг;

 

ракето-торпеда «Шквал»

 

Перспективным проектом торпеды для отечественных ВМС является комплекс «Шквал» с ракето-торпедой, который разработан для поражения надводных и подводных кораблей противника ядерным боезарядом. «Шквал» не плывет, а фактически летит в газовом «пузыре» (воздушной каверне), который создается при помощи специального устройства — кавитатора, закрепленного на носу. Носителями уникального вооружения являются военные корабли, подводные лодки и пусковые установки наземного базирования. Максимальная скорость устройства до 370 км/час. В конце 90-х был создан экспортный вариант ракето-торпеды «Шквал-Э», с эффективной дальностью 7 км, для поражения надводных целей с применением обычных боеголовок. Скорость ракето-торпеды в подводном положении составляет 100 м/сек. Экспортная стоимость ракето-торпеды «Шквал-Э» 6 миллионов долларов США.

 

уникальная разработка — специальный кавитатор ракето-торпеды «Шквал»

 

Основные тактико-технические характеристики торпеды «Шквал»:

Масса торпеды — 2,7 тонн;

Длина — 8200 мм;

Диаметр — 533 мм;

Скорость — 200 узлов;

Дальность хода — 11 км;

Глубина хода — от 6 до 30 м;

Масса боевой части — 210 кг;

 

И в заключении хотелось бы отметить, что Украина также обладает определенным промышленно-технологическим потенциалом для участия в производстве, модернизации и ремонте торпедного вооружения. Научно-производственное объединение «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского», совместно с предприятиями России и Киргизии, было и остается составной частью ранее выстроенной в СССР кооперации по производству минно-торпедного оружия. Основными потребителями украинской продукции являются российские предприятия-изготовители торпед концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор», завод «Двигатель» город Санкт-Петербург и завод «Дастан» в Киргизии. Для выполнения заказов Министерства обороны РФ, а также обеспечения экспортных поставок в интересах третьих стран, НПО «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского», поставляет в Россию комплекты аппаратуры управления для глубоководной электрической торпеды УГСТ, торпед МПТ-1У ракетного противолодочного комплекса «Медведка», для универсальной электрической торпеды УСЭТ-80, приборы курса для противолодочной электрической торпеды ТЭСТ-71МЭ, комплекты приборов управления для торпед СЭТ-65, САЭТ-60 и других. Также предприятие выпускает приборы управления для подводных скоростных кавитирующих ракето-торпед «Шквал». Украинский комплекс К-10 обеспечивает приведение подводной ракеты в заданную точку акватории.

 

Но де-факто, все эти изделия и узлы поставляются для производства торпед, которые были созданы еще до 90-х годов. Поэтому на предприятии заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с РФ, особенно по направлению создания новых видов минно-торпедных вооружений. Для этого необходимо разработать и изготовить опытные образцы модернизованных приборов управления для основных типов минно-торпедного вооружения уже на современной элементной базе.

korabley.net

Самонаводящаяся малогабаритная торпеда УМГТ-1 | Армейский вестник

Универсальная торпеда для поражения подводных кораблей противника была создана на научно-производственном объединении «Уран» министерства судовой промышленности Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Главный конструктор – В.Левин. Основные испытания проходили с подводной лодки проекта 690 класса «Кефаль».

После успешных испытаний поступает на вооружение как боевая часть ракетного противолодочного комплекса «Водопад» (РПК-6) в 1981 году. Немного позднее появляются модификации универсальной торпеды, которые также принимаются на вооружение. Основное использование – ракетные противолодочные комплексы и вооружение противолодочной авиации.

Основное предназначение торпеды УМГТ-1– уничтожение подлодок противника в любом их положении, транспортных судов и различных кораблей с малым бронированием. Последняя модификация универсальной торпеды создана уже российскими конструкторами в ЦНИИ «Гидроприбор» — бывший «Уран».

Торпеда УМГТ-1 состоит из:
— акустической головки самонаведения;
— отсека блока управления;
— боевого зарядного отсека;
— энергосиловой установки;
— рулевого привода;
— движителя;
— системы стабилизации и торможения (использование парашютной системы).

Для управления и наведения торпеды используется акустическое низкочастотное самонаведение активно-пассивного типа с амплитудной 2-х плоскостной равносигнальной системой наведения «Водопад» разработанные под руководством главного конструктора Ю.Иванова на том же предприятии. Рулевой электромеханический привод использует отбор мощности с вала электрического двигателя универсальной торпеды.

Приборы управления собраны в моноблок и несут в себе логическую часть системы самонаведения. Разработка приборов управления происходила под руководство главного конструктора И.Логинова. Электрический двигатель одновального типа ДП-52. В качестве движителя использовали устройство СВК. СВК – комплекс слабонагруженного водометного оборудования, который состоит из:
— высокооборотного рабочего колеса;
— осевого насоса;
— сужающейся накладки;
— спрямляющего аппарата.

Устройство СВК обеспечило максимальную компенсацию момента крена на одном из рабочих режимов работы. Такой движитель дал возможность уменьшить габаритные характеристики электрического двигателя. Но в тоже время, он потребовал увеличить мощность используемых батарей, так как коэффициент полезного действия у СВК равняется 0,68. Разработан СВК в ЦНИИ имени академика А.Крылова, под руководством конструктора С.Куликова.

Используемый взрыватель акустический дистанционного типа НВА-1, имеющий круговой радиус реагирования 3,5 метра. Разработанный под руководством Ю.Копылова. Радиус активного канала самонаводящейся системы торпеды 1,5 километра. Боевая часть фугасного типа.

В качестве источника энергии применили ВХИТ (водно-химический источник тока) на изделии 554 – серебряно-магниевая батарея. Батарея состоит из катода «АgСl», активируемого обычной морской водой. В модификации торпеды «Дукат-2» стали использовать медный катод – батарея 554-МА. Разработка ВНИАИ. В торпеде используют открытую проточную схему подачи электролита – морскую воду. Поэтому применение в пресной воде (включая Балтийское море) невозможно.

Принцип действия УМГТ-1

При приводнении универсальная торпеда уходит в режим поиска и обнаружения цели, выполняя при этом циркуляцию влево с дифферентом и угловой скоростью, равной 7 градусов в секунду. Головка торпеды посылает зондирующие акустические импульсы, вернувшийся сигнал проходит анализ, и при удостоверении сигнала самонаводящаяся система уходит в режим захвата цели.

При наведении универсальной торпеды самонаведение имеет угол упреждения по стороне движения цели 10-12 градусов. При сближении с целью на расстояние равное 100-150 метров приборы управления формируют команду «Атака» цели, при которой взводятся взрыватели и торпеда набирает атакующую скорость до 41 узла. По достижении цели происходит ее подрыв. Если по каким-либо причинам торпеда не поразила цель, самонаводящаяся система уходит в повторный поиск.

Использование УМГТ-1

Универсальная торпеда, использующая ССН «Водопад» в ходе испытаний по боевому применению на Северном флоте, показала неудовлетворительные результаты. Также были отмечены случаи низкой помехоустойчивости системы самонаведения. И хотя первые испытания на помехоустойчивость, проходившие в условиях Арктики имели место в начале 70-х годов, они были более-менее приемлемыми.

В начале 80-х проблемы с ССН «Водопад» были очень актуальны для торпед УСЭТ-80, в которых использовали данную систему самонаведения и проводили испытания на помехоустойчивость на малых глубинах Северных морей. В последних модификациях проблемы устранены. На сегодня УМГТ-1 в некоторых модификациях до сих пор стоит на вооружении России.

Основные характеристики УМГТ-1:
— калибр торпеды – 400 мм;
— длина 3,48 м;
— диаметр торпеды -400 мм;
— диаметр парашютной системы – 500 мм;
— вес – 720 кг;
— вес боевой части – 60 кг, в тротиловом эквиваленте – 100 кг;
— дальность действия до 8 км при включении команды «Атака»;
— скорость хода до 41 узла;
— глубина мин/макс – 15/500 метров;
— минимальная глубина моря – 100 метров.

Модификации торпеды:
— базовая торпеда УМГТ-1 «Водопад», взята на вооружение в 1981 году для РПК-6 «Водопад»;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Орлан» или АТ-3, взята на вооружение в 1984 году;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Ветер», взята на вооружение в 1984 году для РПК-7 «Ветер»;
— модификация торпеды УМГТ-1 «Раструб-Б», взята на вооружение в 1984 году, для УРК «Раструб-Б». Использовалась как боевая часть ракеты 85РУ;
— авиационная модификация торпеды УМГТ-1 «Дукат-2», взята на вооружение в 1985 году, стали использовать в торпеде медно-магниевый ВХИТ;
— последняя модификация торпеды «УМГТ-1М/МЭ» — модернизированная универсальная торпеда российских конструкторов.

Основные носители торпеды:
— самолеты А-40, Ил-38;
— различные противолодочные вертолёты;
— ракеты и ракетные комплексы противолодочного назначения.

/Роман Джерелейко, topwar.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *