🍀 Славянская одежда: краткие сведения и реконструкция

Окружающие события всегда оказывали влияние на вкусовые предпочтения человека, его взгляды, интересы. Так, в нашем обществе еще 20 лет назад было принято во все глаза смотреть на запад и без зазрения совести, в чистую, копировать все их привычки, пристрастия и повадки.

Те времена прошли, страна повзрослела, и мыслящие представители общественности стали приходить к выводу о том, что мы совсем не знаем наших корней. Так мы начали потихоньку углубляться в свое прошлое.

Появилось много информации, легенд и вымысла относительно истории наших прародителей. Ежедневно дискуссии на эту тему лишь усиливаются. Широкую популярность приобрели различные обереги, предметы одежды, различные аксессуары, которые могут быть причастны к славянской культуре.

Но в этой статье мы будем говорить о славянской одежде. Информации о ней много, очень много. Мы лишь бегло пробежимся по основным моментам. Подробности же будут раскрывать в последующих статьях.

* Сегодня у нас есть фото украшений и реконструкции древнеславянской одежды, как женской, так и мужской. Картинки чуть ниже.

Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций

Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.

Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.

Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.

  1. В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
  2. Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача - привить любовь к сородичу.
  3. На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.

Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.

Значение цвета в древнерусской одежде

Смысл и значения цветового оттенка славянской одежды:

  • Зеленый - символ богатой растительности и жизни, которую она дарует;

  • Черный - ассоциируется с землей, в положительном смысле. Поскольку земля всегда приносит урожай;

  • Синий - небесный цвет. Одновременно, означает и водные просторы.

Словом, все мыслимые стихии к которым предки относились с большим почетом и уважением. В отдельную категорию можно выделить элементы гардероба красного цвета.

Слово "красный" и его производные всегда произносились в речи для определения красоты, нарядности. Аналогично особо выделялось и золотое шитье. Его значение - Солнце. Было довольно распространено в Киеве.

Каждая деталь гардероба имела свое отличие, предназначение и являлась знаком чего-либо.

Воротник

Считается, что древнерусские воротники — традиционно косые или в виде выреза, иногда прямые, с двумя способами застегивания:

  1. иногда на пуговицу,
  2. иногда при помощи ленты.

Однако, воротники тоже были разнообразны, и шились из различных тканей, и по-разному украшались:

  • Удавалось находить в курганах воротники из шелка, украшенные жемчугом.

  • Стоячие воротники, основой которым была береста или кожа. Высота такого воротника примерно 2.5 см, узоры выполнены слева от разреза.

  • Помимо косых воротов, распространены были в форме трапеции или каре.

  • Очень широко распространялись косоворотки, воротники-стоечки. Высота такого воротника 2.5-3 см. Они имели вышивку и застежку-пуговку (справа) и петельку для нее (слева).

Рукава

И в мужских и в женских рубахах рукава всегда были чуть длиннее требуемого. Это позволяло делать из них красивые складки, засучивая, и подвязывая тесемочками или лентами у запястья.

Возможно, рубахи как таковые были объектами священнодействия. Кроме исторических догадок, основанных на сохранившихся документах, намеки на это можно уловить и в сказках. Например, эпизоды, где прекрасная девица взмахом рукава творила чудеса (Царевна лягушка). Ведь известно, что все сказки родились из древних преданий, путем которых славяне доносили принципы своих верований до детей.

Сарафан

Будет удивительным узнать, что чисто женским нарядом этот предмет одежды стал относительно не давно. На заре своего появления, был замечен и в мужских образов.

Традиционная выкройка представляла собой полукруг - из соображений экономии материала. Очень популярный элемент образа у представителей всех слоев населения до петровских реформ.

Штаны

При раскопках археологи находят изображения, на основе которых можно сделать вполне достоверный вывод о славянском быте. В частности касается это и штанов. Недвусмысленные рисунки демонстрируют узкие модели, длиной не более чем до щиколотки. В этом месте они заправлялись в онучи - длинные широкие полоски ткани, которые обматывались вокруг голенища.

Пояс

Всегда являлся элементом одеяния и мужчин, и женщин.

  1. Женский покрой - тканый, широкий, завязывающийся под грудью, с остатками длинного конца.
  2. Мужской вариант очень похож на современный ремень. Именно в тех временах и теряются его исторические корни. Главный символ воинского достоинства - вот чем являлся ременной пояс для взрослого мужчины.

Особую ценность являли собой полоски кожи срезанные с раненного во время охоты, но еще не мертвого тура - дикого свирепого быка.

Головной убор

Опираясь на документальные источники, ученые делают вывод, что шапкой мужской головной убор на территории обитания славян назывался с момента своего изобретения. Вид они могли иметь разнообразный. Материал для изготовления также использовали всевозможный. Всё как в современном мире моды.

Объединяло модели обязательная традиция. Шапку необходимо было снимать перед старшим по статусу или возрасту, уважаемым, авторитетным человеком. А в общем и целом, о мужских головных уборах славян мало что известно.

К женскому аналогичному атрибуту относились более трепетно. В славянской одежде - это было основной защитой от злых сил. Непокрытой девичья голова могла оставаться только до замужества.

Длинная коса всегда приветствовалась окружающими. В то время как распущенным локонам придавали особую магическую силу - они могли приворожить суженного. Повзрослев, допускать подобный внешний вид возбранялось. Это могло навлечь беду на весь род: неурожай, гибель скота и прочие неприятности. С тех пор слово "опростоволосилась" употребляется в самом негативном смысле. Изначально оно имело буквальное значение - опозорила род.

В курганах были найдены фрагменты головных уборов, выполненные из:

  • шерсти;

  • шелка;

  • растительного происхождения;

  • возможно, меха.

Нередко находили крученые нити и ленты из этих же материалов. А так же металлические ленты из серебра, бронзы и иных сплавов.

Неотъемлемым элементом женских головных уборов были височные кольца.

По своей конструкции женские головные уборы можно разделить на три типа:

  1. сложные головные уборы, состоящие из большого количества деталей;
  2. головные уборы ленточного типа;
  3. из куска цельной ткани.

Обувь

Два самых распространенных типа:

  • Лапти. Плелись и лыка, бересты или кожаных ремешков. Отличались расцветкой, узором, дополнительными украшениями (в праздничном варианте).

  • Кожаные башмаки. Привилегия городских, состоятельных жителей.

Верхняя одежда

Как нам известно, древнерусская одежда была в основном двубортной. Отсюда и популярность стоячих воротничков.

Из трех основных элементов состояла верхняя одежда славян:

  1. Свита;
  2. Кафтан;
  3. Шуба.

Здесь они приведены списком, который соответствовал порядку облачения. Для их изготовления в ход шел самый разнообразный материал, в зависимости от назначения, статуса и состоятельности будущего владельца: от самого простого сукна до великолепных мехов.

В последнем недостатка не было, но он очень ценился, в том числе и далеко за границей.

Реконструкция древней славянской одежды

По материалам, которые удалось собрать археологами, по старинным изображениям, летописям и прочему удалось реконструировать древнерусский костюм.

На рисунке 71-73 представлена реконструкция княжеско боярского убора. Эти одежды известны по фрескам 10-13 вв. На их основе можно сделать вывод, что женская княжеская одежда по крою была двух типов:

  1. Платья прямого покроя, перехваченные поясом у талии. Рукава у такой одежды могли быть и узкими, и широкими с опястьем. Чаще всего такие платья шили из однотонной ткани и украшали подол орнаментом. Иногда каймой или оплечьем. Табл. 71 (1)
  2. Прямые и немного расширяющиеся к низу платья, с узким рукавом и опястьем. Шили их из богатой ткани с орнаментом, украшали каймой, вышивкой и оплечьем. Именно такие наряды плотно вошли в княжеский костюм в 16-17вв. Рис. 73 (1, 2).

На рисунке с реконструкцией княжеской одежды изображены кожаные сапоги. Предположительно, такие носили в Новгороде.

Женская княжеская одежда

На рис. 71 (1) у княгини на голове венец. Их форма могла быть различной, тут изображен такой. Подобные ему находили в одном из киевских курганов (рис. 72 (2, 3)). Снизу, на рясны (древнерусские украшения) к нему крепятся колты (древнерусское полое женское украшение из металла).

Эти колты обнизаны обнизаны полыми шариками, а рисунок на них изображает плетенку и двух грифонов, по обе стороны от нее (рис. 72 (4)).

Такой же узор из плетенки мы видим и на воротнике женщины. Плюс ко всему, золотую вышивку воротника дополняет рисунок из крестов. Застегивался ворот на полые пуговки из серебра с изображением все той же плетенки (рис. 72 (5)). Таким образом, головной убор и ворот составляют единый ансамбль.

Оплечье платья, пояс и подол украшали тиснеными бляшками и шитьем. В центре платье украшали ленты, расшитые золотом (рис. 72 (8)).

Орнамент на лентах очень схож с орнаментом на браслетах (рис. 72 (6, 7)).

На рисунке 73 (1) мы видим парадный костюм княгини. На рисунке 73 (3) представлен костюм незамужней боярыни.

Рядом с женщиной на рисунке изображен мужчина (71 (2)). На князе:

  • островерхий венец, похожий на корону;

  • кафтан с широкими рукавами, из-под которых виднеются рукава сорочки;

  • зеленые порты;

  • мягкие красные сапоги, украшенные бляшками и бусинами.

Оплечье, подол и нагрудник также украшены бляшками. Сама ткань кафтана темно-красная, с орнаментом и кринами.

На рисунке 75 представлены реконструкции костюмов древнерусской знати и горожан. А рисунок 76, 78 показывает нам крестьянскую одежду (по материалам курганов вятичей).

Из прошлого в настоящее

За неизвестностью кроется много всего интересного. Даже одежда требует продолжения разбора, чтобы познать всю значимость ее для древнего человека. Ведь каждый элемент мог быть дополнен в каждом конкретном случае, какой-либо важной деталью, которая молчаливо давала много информации окружающим.

Поэтому наиболее любознательных впереди ожидает долгий и интересный путь.

P. S. Все иллюстрации с реконструкцией одежды славян взяты из журнала «Советская археология» и выполнены Сабуровой М. А.

pearative.ru

Славянская одежда – не национальная, а исконная – Ярмарка Мастеров

Славянская одежда – не национальная, а исконная

Прежде чем говорить о славянской одежде (мужской или женской – неважно), необходимо прояснить один момент. Многие считают, что на сегодняшний день не существует археологических данных, которые могли бы подтвердить тот факт, что далекие славяно-арии носили одежду со свастической вязью. Причем в данном контексте не нужно путать свастические и солярные изображения, потому что последние в роли орнаментов одежды использовались практически всеми народами и культурами древнего мира.

Однако сегодня использование свастики и символов на ее основе в орнаменте бытовых, праздничных и воинских нарядов наших предков не может быть подвергнуто сомнению, во многом благодаря знаменитой монографии профессора П.И. Кутенкова «Ярга-свастика – знак русской народной культуры». В данной работа автор подробно и обстоятельно повествует об использовании конкретно свастики и производных метафорических образов в одежде славян с I по XX века нашей эры. Разумеется, все доводы профессора подтверждены проиллюстрированным археологическим материалом.

Кроме того, косвенные указания на характерные элементы одежды славянских женщин, мужчин и детей мы можем встретить в текстах многих средневековых исследователей вроде Саксона Грамматика, Гольмольда из Гольштейна, Ибн Фадлана и других. Разумеется, к этом можно добавить работы легендарного археолога Б. А. Рыбакова, историка И.И. Срезневского и других исследователей, чье полномасштабное перечисление в рамках данной статьи нецелесообразно. При необходимости читать сам может с легкостью найти всю необходимую информацию (и желательно все-таки в библиотеке, а не в какой-нибудь разлюбезной Википедии, создатели которой могут преследовать множество целей, но никак не объективное просвещение).

Так или иначе, но славянская одежда на протяжении всей истории нашего народа включала в себя Инглию, Свастику, Громовик, Грозовик и десятки других символов, в основе каждого из которых находился один сакральный знак, обозначавший движение солнца по небосводу, земли вокруг солнца и нашей галактики вкруг ее центра. При этом одежда славян, которая исконно изготавливалась только из натуральных материалов (льна, сукна, кожи, реже – шелка), предполагала особую градацию. Славянская одежда (мужская) делилась, как уже было упомянуто, на бытовую, праздничную и воинскую. Женская славянская одежда, разумеется, имела двухчастную градацию, она могла быть лишь бытовой и праздничной, потому что женщина, взявшая в руки оружие, перестает быть женщиной, навсегда «ломая» энергетику своего тела и отказываясь от пути Предков.

При этом оговорюсь, что буду делать упор на описание одежды и связанных с ней культурных элементов, относимых к несколько более раннему периоду развития арийской культуры, а именно – к XIII – XXXX века до нашей эры. Многие из описываемых элементов присутствуют и на более поздних этапах, однако, они во многом теряют полноту и образность.

Итак, бытовые славянская одежда (мужская в частности) включала в себя минимальное число художественных и образных элементов. Вышивка выполнялась только деревянной или костяной иглой, так как металл нарушает энергетическую структуру материала, поэтому железные иглы никогда не использовались. Фактически одежда с обережным узором, вышитым металлической швейной иголкой, представляет собой лишь декоративный элемент и не несет никакой защитной или трасформационной функции.

Бытовая одежда включала в себя только самые необходимые узоры – Коловрат, олицетворяющий цикличность мироздания, то есть саму жизнь, Инглию, символизирующую предвечный свет истины. Мужчины также могли вышивать Колядник или Громовик. Женская славянская одежда бытового характера подразумевала обязательное использование Ладинеца и символа плодородия (в обоих вариациях – женское плодородие и урожайное).

Праздничная одежда славян использовала вышеназванные орнаменты, дополненные более сакральными свастическими знаками, вроде Светоча, Свитовита, Родимича, Сварожича. Нужно понимать, что обрядовое одеяние подразумевает комплексное усиление связи с предками, открытие как можно большего числа энергопотоков. Поэтому праздничная одежда славян чаще всего не имела обережной символики, используя лишь те орнаменты, которые обладали трансформирующей и направляющей энергетикой.

Воинская одежда (как уже было сказано, только мужская славянская одежа могла быть таковой) обладала принципиально иным назначением. Ее цель – это всесторонняя защита своего обладателя, поэтому такие знаки как Перунов цвет, Одолень-трава, Небесный и Солнечный кресты, Громовик и Грозовик, Фаш. При этом воинская одежда не только защищала, она также фокусировала энергию война, повышая его физические параметры и позволяя одолевать противника на энергетическом плане. Фактически она усиливала также и ментальные способности витязя, которые в то время были ключевым оружием в любой битве.

Также необходимо учитывать, что существуют и достаточно специализированные символы. К примеру, Свадебник использовался в орнаменте одежды жениха и невесты во время проведения Любомира. Ведаман и Ведара являются исключительно жреческими символами, поэтому их ношение представителями других каст недопустимо. А вот, к примеру, Валькирия, будучи достаточно распространенным, универсальным и крайне мощным символом, в одежде вообще не использовалось. Для женщины наличие в орнаменте одежды Валькирии не имело вообще никакого смысла, а для мужчины это было скорее указание на его слабость. Потому что у каждого славянского мужчины должна была быть своя настоящая валькирия (в роли которой, разумеется, выступала жена), а значит, аналогичный символ не был ему нужен.

В целом одежда славян использовала множество художественных элементов, их комбинаций и методик исполнения. Но в любом случае каждый завиток, кружок или косая черта несли в себе мощное сакральное значение, чаще всего – обережное, реже – трансформационное или фокусирующее. Сегодня использование одежды со славянской символикой является достаточно сложным вопросом, как минимум, потому что многие (если не все) из перечисленных символов попадают под определенную статью уголовного кодекса РФ. Удивительно, что в других странах подобных «глупостей» не наблюдается, особенно если взглянуть на Украину и Белоруссию, где национальная славянская одежда с солярными орнаментами является чем-то само собой разумеющимся.

Очевидно, что подобные тенденции служат одной простой цели – искоренению базовых знаний о солярном символизме, который на протяжении тысяч лет был основой культуры наших Предков. Не трудно догадаться, что народ, потерявший свои корни, не имеет будущего. Так что думайте, друзья мои, что и как вы носите.

P.S. Кстати говоря, помимо рубах, штанов и кафтанов, описанию которых посвящен данный материал, одним из ключевых элементов славянской одежды всегда был особый обережный пояс. Но об этом мы поговорим в другой статье. И если вас заинтересует данный вопрос, то мы посвятим славянской одежде еще целый ряд материалов.

По материалам портала "Радогост"

www.livemaster.ru

Одежда славянская: описание, традиции, история

Каждый элемент нашей современной одежды имеет свою историю. Одежда славянская значительно отличается от традиционных нарядов других народностей по ряду признаков. Поговорим подробнее о том, каковы традиции славянского костюма и какой вид он имел несколько столетий тому назад.

Заглянем в историю

Изначально покрой нарядов славян был очень простым и незамысловатым. Причиной тому было отдаленное расположение от торговых путей, а также отсутствие у большинства населения денежных средств для покупки дорогих восточных тканей и украшений. Кроме того, простой одежда славянская была еще и потому, что изготовление материи требовало сложного и кропотливого труда. К тому же материал не отличался особой привлекательностью и эстетичностью.

Позднее, а именно в период между расцветом римской эпохи и концом язычества, в одеянии славян появилось разнообразие. Большинство элементов гардероба, конечно, были заимствованы из других культур.

Материал для изготовления

Много веков тому назад особой популярностью пользовались шкуры убитых зверей, поскольку холодный климат предполагал теплую одежду. Затем постепенно стали появляться другие виды теплой одежды, но натуральные меха всегда пользовались особой любовью. Из меха научились шить теплые вещи даже больших размеров, а кожу выделывали и использовали для изготовления обуви, поясных ремней, рукавиц и проч. Кожу для изделий обычно брали дубленую либо сыромятную.

Также есть множество археологических свидетельств тому, что одежда славянская шилась преимущественно из льна, конопляного полотна, шерсти. То есть все вещи производились исключительно из натурального сырья. Поскольку в большинстве своем использовался лен, то, как следствие, одеяния были белого и иногда серого цвета. Не менее популярными оказались и шерстяные ткани (опона, сукно, власяница).

Что носили мужчины?

Мужская славянская одежда состоит из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела туникообразный вид и длинные, прямые рукава. У запястья рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны были узкие и по длине доходили до щиколоток. По-другому их еще называли ноговицы. Обязательно штаны подпоясывались бечевкой или чем-то похожим на пояс.

Что касается верхних одежд, то поверх штанов и рубахи в холодный сезон надевали жупан, кожух, корзно. Здесь могло быть два варианта: либо с разрезом, либо без разреза, но вверху с пуговицами (петлицами). Если первый вариант можно было надеть как пальто и застегнуть, то второй – только через голову. Эти верхние одежды обычно подшивались мехом, и позднее меховое одеяние уже имело иностранное название «шуба». Последняя одежда – славянская, а не иноземная, поскольку многие ошибочно думают, что появлением шубы мы обязаны южным народам.

Пояса для мужчин обычно выполнялись из разных материй и просто завязывались на талии. Если же пояс был кожаный, то на нем присутствовали пряжки из металла, реже – бляшки и наконечники. Застежки на рубашках и верхних одеждах имели как тесемки, так и пуговицы. Последние нередко изготавливались из бронзы, костей или дерева.

Мужская обувь

Отдельно следует описывать славянскую обувь, которая также отличалась от всех других соседних национальностей. Наиболее распространенным видом обуви были башмаки, которые в те времена назывались черевичками. Если одежда славянская изготавливалась из разнообразных материалов, то для обуви, в основном, использовали кожу. Каблук вообще отсутствовал. Создавалась обувь двумя способами: из цельного куска кожи или из двух полотнищ, соответственно, для верха и подошвы. В некоторых башмаках предусматривалась шнуровка. Некоторые историки полагают, что древние славяне обувались в лыковые лапти. Сапоги были остроносые и мягкие.

Женская одежда и украшения

Наряд славянок также включает основной элемент гардероба тех времен – длинную рубашку. В отличие от мужской, женская славянская одежда имела красочные вышивки с добавлением различных украшений. Что касается головных уборов, то в моде были налобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами и проч. Позднее на территории сегодняшней России популярностью пользовались кокошники. Для закрепления женских одеяний использовались лучевые фибулы.

Для дам верхняя славянская одежда, фото которой имеются в статье, представляла собой шубу или поневу. Позднее поневой называли передник, который надевали поверх рубахи.

Из украшений особенную изюминку образу добавляли височные кольца. Это спиралевидные кольца, которые носили у висков. Также женщины любили массивные ожерелья из бус. В большинстве своем это были синие бусы, иногда зеленые, выполненные из стекла. Очень редко встречались ожерелья темно-синего цвета с желтыми, белыми и красными вкраплениями. Дополнялся женский наряд перстнями, браслетами, но эти украшения встречались значительно реже.

Как одевались славянские дети?

Дети недалеко ушли от родителей и одевались в длинные рубахи. Мальчики, подобно отцам, носили рубашку и штаны, а девочки - более длинные рубашки. Поэтому славянская детская одежда практически копирует взрослую, за некоторыми исключениями. Матери-славянки старались украсить детский наряд. Например, подол рубашки, рукава, ворот украшались обережной вышивкой. Девочкам зачастую в волосы вплетали проволочные колечки и к головному убору добавляли подвески в виде бубенчиков. Как считают историки, такие бубенцы помогали родителям присматривать за своим чадом.

Детская обувь слегка отличалась от аналогов для взрослых. Основное отличие заключается в том, что башмаки имели широкие носы и предусматривался большой подъем. На некоторых моделях встречались орнаменты. Для этих целей в коже делались вставки и насечки, а через них продевались цветные нити для декора.

Славянские мотивы в современной моде

Согласно мнению модных экспертов, современная славянская одежда мало в чем отражает стиль прошлого. На сегодня славяне одеваются в новые, модные вещи, которые очень далеки по своему крою, фасону и цветовым решениям.

Однако в последнее время некоторые дизайнеры обращаются к историческим фактам и используют славянские мотивы в своих коллекциях. Так, часто встречаются рубашки и туники со славянскими орнаментами. В женской одежде проскальзывают длинные платья, пошитые на манер длинных рубашек с обильной вышивкой и национальным декором. Даже в детских вещах часто встречаются вышивки, которые раньше имели глубокое значение – они считались оберегом. Среди молодежи и более старшего поколения сейчас модно одеваться в славянскую одежду, дабы морально приблизиться к мудрости предков и отдать дань родным традициям.

fb.ru

Славянский костюм как модель мира

Все мы знаем поговорку «По одежке встречают...». На первый взгляд какая-то она уж очень обидная, словно без хорошей, дорогой одежды ты просто пустое место и ничего в жизни не стоишь. Но если глубже разобраться, смысл здесь совсем в другом и говорится в этой поговорке вовсе не о том, что только в дорогой и красивой одежде к тебе люди будут относиться хорошо.

А ведь одежда может многое сказать о человеке. В очень давние времена это было еще заметнее. Взглянув на человека, можно было точно сказать: к какому роду-племени принадлежит, в какой местности проживает, какое положение в обществе имеет, чем занимается, какой у него возраст и даже в какой стране он живет. А глядя на женщину, можно было понять, замужем она или нет. Одежда обязательно украшалась узорами, которые тоже были «говорящими»! Это сейчас все воспринимают орнамент на одежде как узоры «для красоты». На самом же деле орнаменты наших предков были полны глубокого смысла.

Одежда может рассказать очень многое. По ней можно проследить историю человечества с самых древнейших времен. Важными и значимыми были не просто узоры, но и их сочетание. Составляя узор, мастерицы складывали из элементов целые фразы, и они как будто бы разговаривают с нами. Для украшения праздничного костюма крестьянки использовали полудрагоценные камни, которые в основном были не обработаны (бирюза, гранат), янтарь, цветное стекло, речной жемчуг.

У славянских народов очень популярны мотивы цветов, растительности — символы богатого урожая. Что посеяли, то и выросло. Иголки ели и сосны — символы вечной жизни и юности, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Лоза виноградная — доброта, верная любовь. Слива или яблоня — мудрость, здоровье и любовь. Звери, птицы и рыбы — символы богатства, крепкого хозяйства. Паук — символ непоколебимости, мужества, терпеливости, успеха в ремесле. Решето — символ победы добра над злом. Дорожка — символ вечности. Бесконечник — не имеет ни начала, ни конца (это что-то вроде цифры 8) — богатство, счастье, чтобы зло никогда не поселилось в вашем доме. Ромб, квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре части, — внутри каждой части точка, — обозначал засеянную пашню, волнистая линия — дождь, вода, река; круг с вписанным в него крестом или пересекающимися линиями — солнце, огонь; горизонтальные линии — знаки земли, а вертикальные означали дерево — символ обновления природы, символ жизни. Женские фигуры служили символом плодородия.

Распространенным элементом узоров был геометрический треугольник, означающий целинную землю. Спираль, часто встречающаяся в вышивке, символизирует змею, олицетворяющую мудрость. Круг с небольшим крестом посередине не что иное, как неразрывный союз бога Ярилы с человеком. Малый круг посередине большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).

Излюбленная техника вышивания мастериц — «крест» и «счетная гладь». Имеющая древние корни техника вышивания крестом сегодня снова в моде. Знак «креста» был символом мужчины, а сдвоенный крест (его еще называют «болгарским») обозначал мужа и жену (семью). В традиционной вышивке орнаментов черный и красный цвета наиболее популярны. Это символический язык, передающий мысли и чувства наших предков, духовная связь с окружающих их миром, уклад жизни, их мировоззрение, обряды и праздники, неразрывное единение с окружающей природой. Таких символов у славянских народов существовало великое множество. Былое магическое значение мотивов, узоров забылось, ушло в прошлое, но остались красота и сознание важности совершаемого события в жизни человека.

Давайте себе представим славянский народный костюм: подол женской рубахи, сарафана, юбки всегда украшали орнаментом, который обозначал Землю, пашню, засеянное поле. Верхняя часть — это «небо». А у головных уборов и вовсе названия птичьи. Кичка или кика — утка, кокошник — происходит от слова кокошь (курица). Был даже головной убор под названием сорока. Вот и получается, что женский костюм — это маленькая модель мира.

Почему-то сложилось мнение, что русский народный костюм — это сарафан, вышитая рубашка да кокошник на голове. А ведь за столетия в разных местах, где жили славяне, сложились свои традиции, свои особенности в одежде, и люди твердо, из поколения в поколение их соблюдали. Многовариантность одежды можно объяснить огромной территорией расселения русских, изолированностью отдельных регионов, различным природным окружением, разностью обычаев и условий существования, местными историческими и культурными традициями. В каждой российской губернии были своя излюбленная цветовая гамма, приемы украшений и места их расположения. Мастерица шила свой костюм, как подсказывали ей вкус, чутье и опыт. В народном костюме было четкое деление одежды на праздничную, будничную, рабочую и обрядовою.

Очень сильно различалась, к примеру, одежда южных районов России от одежды северных. Но основной одеждой всех славян непременно была рубашка, правда, кроили ее в каждой области по-своему. Предки наши считали, что она не только греет человека, но и защищает от злых сил, обладает магической силой. Ворот, подол, рукава — это все отверстия рубашки. И вот, чтобы защитить эти уязвимые места от разной нечисти, болезней, сглаза, их покрывали вышивкой-оберегом. Традиционно рубашка была белой, льняной, поверх надевался сарафан, который плавно расширялся книзу. Спереди и по подолу украшали его вышивкой или цветной тканой полоской.

У славян-северян сарафан был традиционно красного цвета. Центральная часть Руси предпочитала одноцветную синюю, бумажную, покупную материю для своих сарафанов или пестрядь (ткань, похожую на рогожку). Он шился на узких бретелях и напоминал полукруг, за счет большого количества клиньев, сильно расширяющих подол. Нижняя часть переднего шва и подол украшались нашивками из шелковых лент и полос узорной ткани. Пояс длинный, с вышивкой и бахромой на концах завязывался под грудью.

В иных областях сарафан шили однотонным, ярких цветов или с рисунком. Он мог быть трапециевидным, цельнокроеным, без складок, приталенным или нет, с поясом или без него, прямым, собранным по верхнему краю сборками.

Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную мужскую одежду. До начала XVII века это слово обозначало предмет мужского костюма. Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях:

Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане...

Слово сарафан имеет иранское происхождение от слова «sarapa» или «sarapai» (одетый с головы до ног). Первоначально это была длинная мужская плечевая одежда с рукавами. Женской одеждой сарафан стал только в XVII веке. Однако подобная (надевается через голову) одежда с рукавами или без них, с пуговицами или без была известна у славян значительно раньше — это шуба, шушун, саян, сукман, ферязь, дубас...

До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный термин, обозначающий традиционную русскую одежду на лямках.

Сарафанов нонь не носим
Нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца,
Три катушки ниточек...

Очень точно подмечено в задорной частушке 20-х годов прошлого века. Постепенно на все исконно русское прошла мода, а сарафаны и старинные рубахи стали пережитком прошлого...

В прохладное время года поверх сарафана надевали душегрею. Она так же, как и сарафан, расширялась книзу и была расшита оберегами по низу и пройме. Душегрея надевалась на рубаху с юбкой или поверх сарафана. Это короткая (чуть ниже талии) одежда имела форму трапеции на бретелях: спереди ровная, а на спине собранная складками, по середине переда проходит застежка, бок полочки расширен книзу. Материал для душегреи брали более плотный, а на праздничную шли бархат, парча, и все это расшивалось бисером, стеклярусом, тесьмой, блестками, лентой. Рубаха, а вернее ее рукава, вышивались яркими нитками, вязаной или тканой тесьмой. Такой костюм обязательно дополнял передник-фартук, который тоже был украшен лентой, тесьмой, яркой полоской из ткани или же вышивкой. Рубаха, сарафан и душегрея — самый распространенный вид одежды у всех славян.

Славяне-южане только в конце XIX века нарядились в сарафаны. Их модницы до этого времени носили понёву (поньку). Понёва — сшитые вместе несколько полотнищ ткани, которой оборачивали бедра. Держалась она на поясе (тип юбки), шилась как из однотонной, так и клетчатой материи. Понёва могла быть из шерстяной или полушерстяной ткани. Верхний край собирается сборкой на поясе. Обязательно поверх надевался льняной передник с узором из красных ниток. Поверх рубахи и понёвы надевался навершник — нагрудник, или его еще называли насов, шурун, сукман, костолан, шушиан, шушпан, шушун — это верхняя одежда без рукавов, до колен, или немного ниже, трапециевидной формы, распашная, чем-то похожая на современную тунику. Шили его из льняного холста, а плечи, ворот, грудь, подол обязательно обшивались лентами, тесьмой, вышивками, ярким ситцем. Особенно выделяли узор на оплечье (от слова плечо). По краю подола пришивали красное кружево, завершала наряд занавеска, по виду похожая на фартук с грудкой, и смотрелась очень нарядно.

А из обуви в основном носили онучи: кусок ткани, которым обматываются ноги (что-то вроде портянок), и лапти с завязками. Вместо онучей на ноги могли надевать и теплые вязаные чулки. Женщины побогаче могли себе позволить сапожки — сафьяновые (из тонкой, специально обработанной козьей кожи) на шнуровке.

Была на Руси и такая одежда, как летник. Это широкая в подоле, цельнокроеная, конусообразная вещь с широкими рукавами, из-под которой выглядывает узкий рукав, вернее только манжета, расшитая бисером, шнуром, яркими нитками. Край широкого рукава также расшивался замысловатыми узорами. Воротник шили большой, лежащий на плечах, круглый, расшитый бисером, стеклярусом, вышивкой, тесьмой. Он также мог быть и небольшой стойкой. И в том и другом случае ворот был очень нарядным элементом летника.

На холодное же время года шилась телогрея, или шугай, в талию с рукавами и воротником — длинная уличная одежда, слегка расклешенная книзу. Рукава были очень длинными и узкими в самом низу, поэтому они нанизывались на руку складками. Их еще в народе прозвали наборными. А где-то на уровне локтя, в верхней части рукава делали прорези для рук и тогда длинные рукава спадали по бокам почти до пола. Работать спустя рукава было очень неудобно, поэтому для удобства, когда рукавами не пользовались, их просто завязывали за спиною узлом. Подол и край длинного рукава не украшали ничем. Застежка шугая спереди была сделана из витого шнура, это такие петельки, которые застегивались на парчовые комочки — пуговицы. По горловине шел ворот-стойка.

Праздничная одежда крестьянок кроилась так же, как и будничная. Отличие было лишь в обилии вышитых да вытканных узоров, в нагрудных украшениях и домотканых цветных поясах. Часто в одной местности встречалось до тридцати видов одежды и сложных головных уборов.

Длинная девичья праздничная рубаха состояла из четырех полотнищ белой льняной ткани. Полики — косые нашивки на область плеча расшиты узорами, а рукава очень похожи на рукава телогреи, они очень длинные — ниже колена, с узким завершением, собираются на руках складками. Горловина на небольшой стойке с застежкой на металлическую пуговицу. Ворот, грудь, низ рукавов украшались вышивками нитями красного цвета с небольшим вкраплением черного. Полики отделывали различными мережками, красными нитями и кружевом. Такую рубаху подпоясывали длинным тканым или вязаным поясом с бахромой на концах. В косу вплетали косник, шитый жемчугом и цветным бисером.

Главный элемент славянской мужской одежды — рубаха. Она короче женской, шилась широкой, свободной, из белого холста, длиной почти до колен, из трех полотнищ. Среднее широкое прямое полотнище сгибается пополам, образуя перед и спинку. По перегибу вырезается ворот, разрез ворота с левой стороны застегивается на пуговицу. К основному полотнищу с двух сторон пришиваются прямоугольные боковины. Под мышки вшиваются красные ластовицы. Рубаха могла быть без ворота, по горловине и разрезу украшенная цветным кантом, обязательно украшались края рукавов и подол вышивкой, отделочной тесьмой, кантом, шнуром. Рубаху подпоясывали шнуром с кисточками на концах.

Но самыми нарядными, конечно же, были венчальные рубахи. На подоле и манжетах вышивался красивый орнамент, вышивалась нагрудная планка и даже надплечия. Портки, или, как их еще называли, порты, особой красоты не представляли. Они могли быть и в полоску, и однотонными, их верх собран на поясе с застежкой на пуговицу.

А вот, к примеру, так могла быть одета невеста-славянка: рубаха из белого холста, короткая или на подставе с прямыми поликами и широкими рукавами, собранными так, чтобы остались манжеты. Поверх утяжки нашивается обшивка. Широкий сборчатый манжет украшен вышивкой и бисером. Воротник на стойке, застегнут на пуговицу. Понёва глухая, из шерстяной ткани в клетку или полоску, по низу красное сукно с нашивками из лент, тесьмы, бисера и блесток. Передник — занавеска (запон, завеска) надевается поверх рубахи с понёвой и также богато декорируется.

Желтик — глухая наплечная одежда из желтой горчичной шерсти, надевается через голову и состоит их трех прямых полотнищ. Среднее полотнище складывается пополам, по перегибу делается вырез для головы, боковые полотнища более узкие, в месте соединения с основной частью вшиты красные шерстяные полосы. Ворот и разрез на груди обшиты по краю черной тесьмой с белым бисером. Плечи, грудь и нижняя половина желтяка украшены полосками кумача, ситца, тесьмой и вышивкой. По краю подола — красная бахрома с бисером.

Головной убор девушки на выданье был в виде повязки с вышивками красными нитками, на конце повязки пришивалась бахрома. Повязывалась на лбу, узел на затылке. Или же головной убор в виде полосы кумача на подкладке из холста, а очелье (вокруг головы) вышито золотыми нитками с бисерной окантовкой. В косу вплетался нарядный косник. Или такой вариант свадебного головного убора — рогатая кичка из грубого холста. Рога в виде подковы, обращенной концами вверх, волосы покрывали чепцом на вздёржке. К кичке привязывалось спинное украшение из шнура с большой кистью из бахромы и бисера на конце. Над ушами начинались две кисти из бисера на плетеных шнурах, висящих вдоль лица и спускающиеся на плечи, надо лбом полоса, сплетенная в виде жгута из холста и кумача. На второй день свадьбы молодая уже повязывалась нарядным платком, который закреплялся на затылке концами назад. А вместо онучей под лапти надевались белые вязаные чулки.

А теперь о традиционном головном уборе славян. Их великое множество, поэтому остановимся только на некоторых. В первую очередь — платки, которые женщины завязывали вокруг шеи, под подбородком, а шаль с бахромой накидывали прямо на кику. Замужняя женщина прятала волосы под маленькую шапочку — повойник, очипок, сборник. И только потом надевала кику или сороку и повязывала платок.

Повойник чем-то похож на маленькую докторскую шапочку и только околышек делался более жестким и украшался. Очипок шился из мягкой ткани, это мог быть и бархат. На затылке стягивался шнурком или тесьмой. Сорока — это когда очелье шито золотом и кружевом. Поверх сороки надевали платок. Из малинового кашемира шился сборник. Очелье вышивалось бисером, блестками, бусинами и украшалось тесьмой-вьюнком. Донышко сборника расшито золотистыми ромбами, бусинами, бисером. По краю пришита плиссированная лента.

Замужние женщины носили две косы, которые завязывали на затылке в узел и прятали в головной убор. Они никогда не показывались на людях с непокрытой головой. Еще издревле люди верили в магическую силу волос. Эту силу женщине давала Мать-земля. Выражение «опростоволосился» значит опозорил свой род. Наши предки-славяне обычно девушек своего рода выдавали замуж в другой род, и женщина должна была прятать свои волосы, чтобы не принести несчастья мужу и всей его многочисленной родне. В отличие от замужних женщин девушки волосы не закрывали. Плели косу, носили налобные повязки — венцы, ленты, которые на затылке завязывались бантом. Полоска венца тоже украшалась тесьмой, вышивкой, бисером, блестками.

Красна девица идет
Словно павушка плывет.
На ней платье голубое,
Лента алая в косе...
Раздайся народ, девья красная идет!

«Куплю два подарка: кумач да китайку...» — поется в известной народной песне, а ведь это самые дешевые виды тканей, но зато очень яркие, броские, такие не изготовишь в деревне на ткацком станке! Иное дело — сукно лазоревое, атлас золотный или бархатный, камка червчатая, тафта* — эти ткани деревенскому люду были не по карману. В такие ткани одевались люди городские и состоятельные.

Тонкая работа, изящество, хороший вкус в подборе тканей и украшений, художественная вышивка — все это делает славянскую одежду настоящими произведениями искусства и украшением суровой трудовой жизни. Ее берегли, она переходила из поколения в поколение, словно штучное авторское произведение мастера. Зачастую праздничный костюм создавался один раз и на всю жизнь. Побывайте в библиотеке, полистайте историю нашего русского костюма, рассмотрите альбомы с репродукциями художника Плахова, Федотова, Венецианова, Ольшанского, Кустодиева, Нестерова, Маковского, Сергеева, Рябушкина, Билибина, Коровина... Так тонко и точно изобразили они на своих полотнах русский костюм! При создании костюма их работами можно пользоваться как наглядными пособия.

Славянский народный костюм не только национальный памятник культуры, но он еще источник вдохновения для современного моделирования одежды и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства и является ярким воплощением народного творчества.

Во многих музеях нашей страны собраны образцы русской одежды. В основном это крестьянская одежда — интереснейшее явление нашей культуры. Давайте об этом будем помнить.

Иллюстрации и комментарии Валентины ГОРДЕЕВОЙ из книги «Русская народная одежда».
Издательство «Изобразительное искусство».
Москва, 1974

Людмила РЯЗАНОВА


* Камка — тонкая, шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань с блестящим фоном и матовым узором.
Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей и жесткой поверхностью. Хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения, тонкую или плотную, серого цвета (сейчас это коленкор) отбеливали и крахмалили. После набивки узора ее уже называли ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач, в синий — китайка.

www.slovoart.ru

Костюм и украшения восточных славян

Что-то я не на шутку увлеклась этнографией в последнее время)) Этнография - это наука, которая воссоздает, оживляет и сохраняет образ жизни народов, исчезающий не наших глазах. А поскольку раньше традиции соблюдались на протяжении веков - мы можем заглянуть в это окошко и увидеть еще более глубокую древность. Хотя мне больше интересна история украшений - все-таки ее очень трудно вполне понять без контекста. Украшения были составной частью традиционного наряда, а следовательно, культуры и обычаев. Лучше всего сохранялись традиции и древние представления именно в жизни простого народа, если говорить о славянах - то в крестьянской среде. В РЭМ богатейшие коллекции (всего около полумиллиона экспонатов), все экспонаты подлинные, одежде в большинстве случаев более 200 лет. Это, может быть и не такая уж древность, как бы мне хотелось, но зато это то, что можно полностью воссоздать и увидеть.

В РЭМ по вторникам работает лекторий, я хожу на некоторые лекции, рассскажу коротко о последней, на которой была 20 октября "Одежда и украшения восточных славян", которую читала Н.М.Калашникова, доктор культурологии.



С кем поведешься, от того и наберешься)) Недавно я прочла у кого-то, что у современных русских больше общего с угро-финскими народами или с татарами, например, чем с хорватами, поскольку народы, которые живут ближе, многое перенимают друг у друга, да и породняются чаще. Белорусские, украинские и русские костюмы имеют много общего, но и отличаются заметно)) В белорусском костюме ощущается влияние западноевропейского костюма, в украинском - влияние балканских народов, венгров и словаков, в русском костюме 12-14 века чувствуется татарское влияние.

Белорусский костюм

Речь пойдет о русских, украинцах и белорусах. И хотя сейчас пояаилось много противоречивых теорий, но все три народа входили в состав древнерусской общности. В основе всех костюмов рубаха, на которую одевались остальные части гардероба. У женщин это различные по крою юбки, передники и безрукавки, у русских плюс сарафаны. Все восточные славянки носили венцы. Портков женщины не носили. Мужчины носили рубаху навыпуск, поскольку портки имели несовершенный крой, заправлять стали только тогда, когда у штанов появилась ширинка. Носили пояса, особенно важно это было в мужском костюме. Замужние женщины закрывали волосы полностью, считалось, что длинные волосы соблазняют мужчин. Большой неприятностью было оказаться на людях с неприкрытой головой (опростоволоситься), то же самое для мужчин - оказаться без пояса (распоясаться).

Белорусская девушка. Рубаха, юбка и безрукавка - горсет (привет от поляков). Сорочку белорусы называли кашуля, юбку - спадница, шерстяную - андорак, ну и, естественно, поверх всего пярэдник. Для рубах характерны воротнички-стойки и отложные.

Платок модифицировался в "полотенечный" головной убор, чалму своего рода - у белорусов он назывался наметка, а у украинцев намитка (русские назвали бы, наверное, намоткой). Интересно, что по сей день белорусские и украинские женщины красиво завязывают платки и шарфы, что объясняется традицией, впитаной с материнским молоком :)) русские такого головного убора не имели и платки красиво завязывать не научились. Вот так.

Мужчины уходили на заработки в город, поэтому мужской костюм быстрее видоизменяется и приобретает "городские" черты

Костюм - маркер этноса, но также маркер возраста и "семейного положения" - костюм девушки даже отличался от костюма девушки, давшей согласие на брак. Например, в Вологодской области просватанная девушка носила поверх платка колпачок. Головной убор замужней женщины скрывал волосы. Это связано с представлениями о магии волос. Красивые длинные волосы, считалось, оказывают сильное воздействие на мужчин, поэтому женщина должна была воздействовать только на своего мужа, а следовательно, головной убор снимался только дома. Свдебный костюм - вообще отдельная тема. В одежде вдовы затухает цветовая гамма. Интересно, что у многих кочевых народов цветом траура был белый, умершего человека должны были предать земле до захода солнца. Саван делали из его же чалмы, представляющую собой полотнище ткани 12 метров.

Белорусскя изба

В среднем в год снашивалось 30 пар лаптей, поэтому лапти могли плести все, кожаная обувь у славян тоже была. Почему-то на стенде белорусов меньше всего украшений, возможно просто не делали на них упора, а может нет в колекциях музея - судя по фотографиям носили в основном пару ниток бус - в основном коралловые и бело-голубые пастовые. Древние очень красивые находят украшения.

Украинцы в музее показаны на примере 4 групп - черниговщина, волынщина, Львов и Западная Украина, и еще свадебный костюм. За качество фотографий - примите извинения. В Черниговском костюме - на фото поверх рубахи надета плахта - не сшитая юбка из клетчатой ткани, впереди поэтому юбка расходится, поверх нее фартук. Безрукавка красиво вышита, причем вышита только правая сторона, которая видна. Лишних усилий не делали, то же касается и рубах - только видные части вышивались и украшались. Оригинальный платок с кисточками. Безрукавка, которая у белорусов называлась гарсеткой - в украинской одежде называлась кирсетка и имела более сложный крой.

Это Волынь. Как и в других традиционных костюмах много красного цвета, по той же причине, почему украшения красного цвета играли особую роль - они характерны для женской одежды фертильного (детородного) возраста. Намитка тоже "полотенечного" покроя, но по-другому завязана.

Львов

Украинский свадебный костюм. Чтобы невеста больше отличалась от остальных присутствующих - на ней высокий головной убор. Украшения в этом именно случае довольно скромные - всего пара ниток небольших кораллов, более крупные - искусственые,  а самые крупные - деревянные крашеные. Так что невеста, хоть и симпатичная, но из небогатых. Кораллы (и намисто с кораллами) очень характерны для украинских костюмов. В свадебных костюмах много красного цвета, обычай надевать белое платье совсем молодой :)) До последнего времени во многих местностях сохранялась традиция надевать традиционный костюм на второй день свадьбы. Приданое девушке готовили буквально с самого рождения, чтобы показать свое мастерство и готовность к семейной жизни невеста дарила подарки, сделанные своими руками, буквально всем гостям. Цветная обувь популярна в принципе, на свадьбу одевались красные черевички или как на фото - красные сапоги. Красные сапоги характерны и для богатого княжеского костюма.

Это гуцульский костюм, он не только очень красочный,  но и богатый - в руках у женщины дорогие венецианские бусы, продавались во Львове. Головной убор в виде красных плетеных кос из гаруса. Волос почти не видно, но головной убор напоминает прическу. Покрой брюк и обувь отличается большим удобством для ходьбы по горам. Очень широкий пояс, как и борцовские пояса сделан так, чтобы обеспечивать поддержку спины. Широкие пояса характерны для традиционных мужских костюмов. В этом костюме нет передника, поскольку юбка состоит из двух частей - попередницы и позадницы. Теплая верхняя одежда делалась из более теплых тканей, в том числе носили шубы, например гуцулы носили шубу из длинноворсового меха - jyf она называлась гуня.

Русских костюмов в музее больше

Русский костюм очень разнообразен, в зависимости от местности, общий принцип тот же - рубаха, юбка, берукавка, очень распространен сарафан - характерная деталь русского костюма. Для южных областей характерны поневы.

Это платье, характерное для донских казачек. Этот тип одежды заимствован из кавказской одежды.

Это коновал со знаком отличия - своего рода лицензия или отличительный профессиональный знак.

Так обрабатывали лен - в русской одежде использовался лен, конопля и шерсть. Для получения шерсти держали овец. Хотя это больше черта скотоводческих народов.

В поле могли работать в одной рубахе.

На работе в поле межчины могли снимать пояс

Ну а это настоящая джинсовая одежда. Окрашивание с помощью индиго тоже было распространено, так что это совсем не прерогатива американского континента. Не Левис, но вполне себе настоящая джинсовая ткань - носили в деревне на работу.

Городской костюм отличался от деревенского. Что касается украшений - височные кольца постепенно сползли вниз и превратились в украшения наушные - серьги. Для славян характерны гривны, которые были распространены также и у других соседних народов, у тех же скифов и скандинавов. Археологи находят створчатые браслеты, на которые зачастую нанесены рисунки с изображениями ритуалов, возможно русалий, постепенно символика и рисунки приобретают христианский смысл. Вышивки, манжеты и орнаменты - отдельные большие темы. Если есть желание глубже вникнуть в тему - можно почитать работы Масловой, Шенгиной и Сосниной, много интересного можно найти в библиотеке Театрального музея (рядом с Александринским театром).

Я не пыталась здесь изложить подробно мнение Н.М.Калашниковой, для этого лучше почитать ее работы, например "Имидж и семиотика народного костюма". Нас она порадовала, покзав результат творческого подхода к созданию своих собственные ювелирных украшений, представляющих собой реконструкцию археологических славянских оригиналов. Кстати, в Этнографическом музее продаются работы Алешина, новгородского мастера-реконструктора.

Немного о реконструкции ювелирных украшений в Финляндии писала здесь

world-jewellery.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о