Славянский костюм
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………… 3
Одежда …………………………………………………………………………………… 4
«По одежке встречают» ………………………………………………………………… 4
Одёжа, риза, порта ……………………………………………………………………… 5
Детская одежда ………………………………………………………………………… 7
Рубаха ……………………………………………………………………………………8
О вороте ……………………………………………………………………………….. 10
О рукаве ……………………………………………………………………………….. 12
Пояс ……………………………………………………………………………………. 14
Штаны …………………………………………………………………………………. 16
Понёва …………………………………………………………………………………. 17
3. Обувь ……………………………………………………………………………………. 19
3.1 Лапти …………………………………………………………………………………… 20
3.2 Кожаная обувь ………………………………………………………………………… 22
3.3 Поршни ………………………………………………………………………………… 24
3.4 Башмаки ………………………………………………………………………………. 24
3.5 Сапоги …………………………………………………………………………………. 25
3.6 Ритуальная обувь ……………………………………………………………………… 26
4. Головной убор ………………………………………………………………………….. 26
4.1 Шапка ……………………………………………………………………………..…… 26
4.2 Женский головной убор ……………………………………………………………… 28
5. Верхняя одежда ………………………………………………………………………… 32
6. Плащ …………………………………………………………………………………….. 36
7. Украшения ……………………………………………………………………………… 40
7.1 Не просто «для красоты» …………………………………………………………..… 40
7.2 Женщина, Космос и украшения ……………………………………………………… 41
7.3 Шейные гривны ………………………………………………………………………. 42
7.4 Височные кольца ……………………………………………………………………… 46
7.5 Браслеты ………………………………………………………………………………. 51
7.6 Перстни ………………………………………………………………………………… 55
7.7 Обереги ………………………………………………………………………………… 58
7.8 Бусы …………………………………………………………………………………… 63
8. Список литературы …………………………………………………………………….. 67
ЛИТЕРАТУРА
Арциховский А. В. Одежда // История культуры древней Руси. М.; Л., 1948. Т. 1.
Вахрос И. С. Наименования обуви в русском языке. Хельсинки, 1959.
Гринкова Н. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. 1936. Вып. 2.
Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX — начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. Т. 31. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия).
Левашева В. П. Об одежде сельского населения Древней Руси // Труды Государственного Исторического музея. М., 1966. Вып. 40.
Левинсон-Нечаева М. Н. Материалы к истории русской народной одежды // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX — нач. XX в.): Определитель. М., 1971.
Лукина Г. Н. Предметно-бытовая лексика древнерусского языка. М., 1990.
Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — нач. XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. Т. 31. (Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия).
Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
Оятева Е. И. Обувь и другие кожаные изделия древнего Пскова // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л., 1962. Вып. 4.
Оятева Е. И. Обувь и другие кожаные изделия Земляного городища Старой Ладоги // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л.; М., 1965. Вып. 7.
Рабинович М. Г. Одежда русских XIII—XVIII вв. // Там же.
Сабурова М. А. Стоячие воротники и «ожерелки» в древнерусской одежде // СредвековаяРусь. М., 1976.
Стрекалов С. Русские исторические одежды от X до XIII века. СПб., 1877.
Гуревич Ф. Д. Древнейшие бусы Старой Ладоги // Советская археология. 1950. Вып. 14.
Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. Вып. 4.
- ВВЕДЕНИЕ
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.
Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд. Почему так, рассказывается в главах «Свадьба» и «Звёздный мост». Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — Попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах. Например, о наборных мужских поясах или женских головных уборах, унизанных бисером. Если же обобщить данные раскопок в разных концах славянских земель, можно начинать разговор о различных типах украшений, характерных для жителей тех или иных мест. В частности, это позволило уточнить границы расселения отдельных племён, известных из летописей.
В
некоторых
местах удаче
археологов
способствуют
необычные
природные
условия, скажем,
повышенная
влажность
глинистой
почвы. Такой
грунт сохраняет
не только дерево
и металл, но
даже недолговечные
органические
материалы вроде
кожи и ткани.
Так, на раскопках
в Старой Ладоге,
Пскове,
Новгороде
и в ряде других
районов часто
находят обрывки
одежды и почти
целую обувь.
И не обязательно
в погребениях
— эти вещи когда-то
сносили и выбросили,
либо попросту
потеряли. Плотная
влажная почва
не пропустила,
к ним кислород
воздуха, и они
не сгнили дотла,
как им полагалось
бы за тысячу
с лишним лет.
Конечно, от
долгого лежания
в земле обувь
превращается
в бесформенные
комки, а ткань,
в лучшем случае,
становится
тёмно-коричневой.
Нужна специальная
обработка,
чтобы драгоценные
клочки не погибли,
извлеченные
наружу. Однако
со временем
в руках учёных
оказывается
почти прежняя
туфелька или
сапожок, а
современная
техника помогает
выяснить, из
каких нитей
была соткана
материя и частицы
какого красителя
на ней остались.
Существуют
и методы, позволяющие
установить
«возраст»
находки — иногда
с точностью
до нескольких
лет.
камне
и дереве языческих
и христианских
священных
изваяний. Конечно,
их создатели
запечатлели
в первую очередь
знатных людей
своей эпохи
или вовсе
мифологических
персонажей,
к тому же рисунки
и скульптуры
зачастую весьма
схематичны.
И тем не менее
эту возможность
увидеть прошлое
трудно переоценить.Подобный шанс дают нам и памятники литературы, взять хотя бы сочинения византийских хронистов и арабских путешественников, которые посещали древних славян. Сохранились описания одежд и в наших летописях. Во всяком случае, язык древних книг и берестяных грамот, найденных при раскопках, позволяет судить, что именно называлось «корзном», что — «гащами», а что — «сарафаном».
И наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев, а кое-где (на Русском Севере) надеваемый в праздники и по сей день. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся. И тем не менее, когда начали реставрировать женский головной убор VI века из земли древних полян, он оказался удивительно схож с кокошником, что носили в Каргополье всего сто лет назад!
2. ОДЕЖДА
2.1 «По одёжке встречают…»
Эта всем известная поговорка пришл
mirznanii.com
Костюм и украшения восточных славян
Что-то я не на шутку увлеклась этнографией в последнее время)) Этнография — это наука, которая воссоздает, оживляет и сохраняет образ жизни народов, исчезающий не наших глазах. А поскольку раньше традиции соблюдались на протяжении веков — мы можем заглянуть в это окошко и увидеть еще более глубокую древность. Хотя мне больше интересна история украшений — все-таки ее очень трудно вполне понять без контекста. Украшения были составной частью традиционного наряда, а следовательно, культуры и обычаев. Лучше всего сохранялись традиции и древние представления именно в жизни простого народа, если говорить о славянах — то в крестьянской среде. В РЭМ богатейшие коллекции (всего около полумиллиона экспонатов), все экспонаты подлинные, одежде в большинстве случаев более 200 лет. Это, может быть и не такая уж древность, как бы мне хотелось, но зато это то, что можно полностью воссоздать и увидеть.В РЭМ по вторникам работает лекторий, я хожу на некоторые лекции, рассскажу коротко о последней, на которой была 20 октября «Одежда и украшения восточных славян», которую читала Н.М.Калашникова, доктор культурологии.

С кем поведешься, от того и наберешься)) Недавно я прочла у кого-то, что у современных русских больше общего с угро-финскими народами или с татарами, например, чем с хорватами, поскольку народы, которые живут ближе, многое перенимают друг у друга, да и породняются чаще. Белорусские, украинские и русские костюмы имеют много общего, но и отличаются заметно)) В белорусском костюме ощущается влияние западноевропейского костюма, в украинском — влияние балканских народов, венгров и словаков, в русском костюме 12-14 века чувствуется татарское влияние.

Белорусский костюм
К восточным славянам относят русских, украинцев и белорусов. И хотя сейчас пояаилось много противоречивых теорий, но все три народа входили в состав древнерусской общности. В основе всех костюмов рубаха, на которую одевались остальные части гардероба. У женщин это различные по крою юбки, передники и безрукавки, у русских сарафаны. Все восточные славянки носили венцы. Портков женщины не носили. Мужчины носили рубаху навыпуск, поскольку портки имели несовершенный крой, заправлять стали только тогда, когда у штанов появилась ширинка. Носили пояса, особенно важно это было в мужском костюме. Замужние женщины закрывали волосы полностью, считалось, что длинные волосы соблазняют мужчин. Большой неприятностью было оказаться на людях с неприкрытой головой (опростоволоситься), то же самое для мужчин — оказаться без пояса (распоясаться).


Платок модифицировался в «полотенчатый» головной убор, чалму своего рода — у белорусов он назывался наметка, а у украинцев намитка (русские назвали бы, наверное, намоткой). Интересно, что по сей день белорусские и украинские женщины красиво завязывают платки и шарфы, что объясняется традицией, впитаной с материнским молоком :)) русские такого головного убора не имели и платки красиво завязывать не научились. Вот так.


Мужчины уходили на заработки в город, поэтому мужской костюм быстрее видоизменяется и приобретает «городские» черты


Белорусская девушка. Рубаха, юбка и безрукавка — горсет (привет от поляков). Сорочку белорусы называли кашуля, юбку — спадница, шерстяную — андорак, ну и, естественно, поверх всего пярэдник. Для рубах характерны воротнички-стойки и отложные.
Костюм — маркер этноса, но также маркер возраста и «семейного положения» — костюм девушки даже отличался от костюма девушки, давшей согласие на брак. Например, в Вологодской области просватанная девушка носила поверх платка колпачок. Головной убор замужней женщины скрывал волосы. Это связано с представлениями о магии волос. Красивые длинные волосы, считалось, оказывают сильное воздействие на мужчин, поэтому женщина должна была воздействовать только на своего мужа, а следовательно, головной убор снимался только дома. Свдебный костюм — вообще отдельная тема. В одежде вдовы затухает цветовая гамма. Интересно, что у многих кочевых народов цветом траура был белый, умершего человека должны были предать земле до захода солнца. Саван делали из его же чалмы, представляющую собой полотнище ткани 12 метров.

Белорусскя изба
В среднем в год снашивалось 30 пар лаптей, поэтому лапти могли плести все, кожаная обувь у славян тоже была. Почему-то на стенде белорусов меньше всего украшений, возможно просто не делали на них упора, а может нет в колекциях музея — судя по фотографиям носили в основном пару ниток бус — в основном коралловые и бело-голубые пастовые. Древние очень красивые находят украшения.

Украинцы в музее показаны на примере 4 групп — черниговщина, волынщина, Львов и Западная Украина, и еще свадебный костюм. За качество фотографий — примите извинения. В Черниговском костюме — на фото поверх рубахи надета плахта — не сшитая юбка из клетчатой ткани, впереди поэтому юбка расходится, поверх нее фартук. Безрукавка красиво вышита, причем вышита только правая сторона, которая видна. Лишних усилий не делали, то же касается и рубах — только видные части вышивались и украшались. Оригинальный платок с кисточками. Безрукавка, которая у белорусов называлась гарсеткой — в украинской одежде называлась кирсетка и имела более сложный крой.

Это Волынь. Как и в других традиционных костюмах много красного цвета, по той же причине, почему украшения красного цвета играли особую роль — они характерны для женской одежды фертильного (детородного) возраста. Намитка тоже «полотенечного» покроя, но по-другому завязана.



Львов

Украинский свадебный костюм. Чтобы невеста больше отличалась от остальных присутствующих — на ней высокий головной убор. Украшения в этом именно случае довольно скромные — всего пара ниток небольших кораллов, более крупные — искусственые, а самые крупные — деревянные крашеные. Так что невеста, хоть и симпатичная, но из небогатых. Кораллы (и намисто с кораллами) очень характерны для украинских костюмов. В свадебных костюмах много красного цвета, обычай надевать белое платье совсем молодой :)) До последнего времени во многих местностях сохранялась традиция надевать традиционный костюм на второй день свадьбы. Приданое девушке готовили буквально с самого рождения, чтобы показать свое мастерство и готовность к семейной жизни невеста дарила подарки, сделанные своими руками, буквально всем гостям. Цветная обувь популярна в принципе, на свадьбу одевались красные черевички или как на фото — красные сапоги. Красные сапоги характерны и для богатого княжеского костюма.




Это гуцульский костюм, он не только очень красочный, но и богатый — в руках у женщины дорогие венецианские бусы, продавались во Львове. Головной убор в виде красных плетеных кос из гаруса. Волос почти не видно, но головной убор напоминает прическу. Покрой брюк и обувь отличается большим удобством для ходьбы по горам. Очень широкий пояс, как и борцовские пояса сделан так, чтобы обеспечивать поддержку спины. Широкие пояса характерны для традиционных мужских костюмов. В этом костюме нет передника, поскольку юбка состоит из двух частей — попередницы и позадницы. Теплая верхняя одежда делалась из более теплых тканей, в том числе носили шубы, например гуцулы носили шубу из длинноворсового меха — jyf она называлась гуня.


Русских костюмов в музее больше







Русский костюм очень разнообразен, в зависимости от местности, общий принцип тот же — рубаха, юбка, берукавка, очень распространен сарафан — характерная деталь русского костюма. Для южных областей характерны поневы.





Это платье, характерное для донских казачек. Этот тип одежды заимствован из кавказской одежды.




Это коновал со знаком отличия — своего рода лицензия или отличительный профессиональный знак.


Так обрабатывали лен — в русской одежде использовался лен, конопля и шерсть. Для получения шерсти держали овец. Хотя это больше черта скотоводческих народов.



В поле могли работать в одной рубахе.

На работе в поле межчины могли снимать пояс

Ну а это настоящая джинсовая одежда. Окрашивание с помощью индиго тоже было распространено, так что это совсем не прерогатива американского континента. Не Левис, но вполне себе настоящая джинсовая ткань — носили в деревне на работу.
Городской костюм отличался от деревенского. Что касается украшений — височные кольца постепенно сползли вниз и превратились в украшения наушные — серьги. Для славян характерны гривны, которые были распространены также и у других соседних народов, у тех же скифов и скандинавов. Археологи находят створчатые браслеты, на которые зачастую нанесены рисунки с изображениями ритуалов, возможно русалий, постепенно символика и рисунки приобретают христианский смысл. Вышивки, манжеты и орнаменты — отдельные большие темы. Если есть желание глубже вникнуть в тему — можно почитать работы Масловой, Шенгиной и Сосниной, много интересного можно найти в библиотеке Театрального музея (рядом с Александринским театром).
Я не пыталась здесь изложить подробно мнение Н.М.Калашниковой, для этого лучше почитать ее работы, например «Имидж и семиотика народного костюма». Нас она порадовала, покзав результат творческого подхода к созданию своих собственные ювелирных украшений, представляющих собой реконструкцию археологических славянских оригиналов. Кстати, в Этнографическом музее продаются работы Алешина, новгородского мастера-реконструктора.

Немного о реконструкции ювелирных украшений в Финляндии писала здесь
ornament-i-stil.livejournal.com
Как одевались славяне 🚩 как носили кольца славяне 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
Существовало разделение на нательную (нижнюю) одежду и верхнее платье. К нательной одежде относилась сорочка (срачица, сорочица), которая традиционно шилась из тонкого льняного полотна. Она представляла собой длинное платье с рукавами, превышавшими длину руки, которые придерживались «наручами» (браслетами). Обычно ткань для сорочек изготовляли сами женщины, а украшали их жемчугом и изящной вышивкой. Кроме того под сорочицу еще надевали набедренную одежду – «поняву».
Верхние костюмы древнерусских модниц, принадлежащих к разным классам, были схожи по крою, но у богатых шились из более дорогих и нарядных тканей и имели большее количество деталей.
Верхняя одежда знатных женщин в X-XIII веках шилась из восточных шелков с изящной вышивкой (паво-лок) или плотной ворсистой ткани с золотой или серебряной нитью, похожей на бархат. Она представляла собой прямое свободное платье с широкими длинными рукавами. Низ платья был украшен каймой, а верх — круглым отложным воротником.
Круглые воротники — «ожерелий» не пришивались, а накладывались сверху на платья. Существовали и стоячие воротники, сделанные на жесткой основе (береста) и обтянутые шелком или другой тканью с вышивкой.
Одним из старейших элементов костюма были пояса, служившие украшением и «оберегом», защищавшим от «нечистой силы». Поверх платья набрасывали плащ-накидку (корзно), которую застегивали фибулой на плече.
В холодное время года древнерусские женщины носили меховую одежду: дамы из состоятельных семей — дорогие меха (соболя, горностаи), менее знатные — более скромные шубки (из беличьих шкурок). Шубы в Древней Руси носились мехом вовнутрь, лицевая часть шилась из дорогих и ярких тканей.
Фрески, дошедшие с тех времен, указывают на то, что древнерусские модницы любили одежду ярких насыщенных цветов (особенно красного), которую дополняло серебряное и золотое шитье. Мотивы вышивки были самыми разнообразными: красиво изогнутые стебли растений и ветви деревьев, цветы и геометрические фигуры.
Весьма значимым элементом женского образа был головной убор. Он не только имел эстетический смысл, но и нес социальный подтекст — показывал достаток семьи. Головной убор замужней женщины целиком закрывал волосы, свободные девушки могли ходить «простоволосыми».
Девушки носили венки (коруны) из узкой полоски металла или материи, которые охватывали лоб и скреплялись на затылке. Они украшались вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями.
Головные уборы замужних женщин обшивались по краю стеклянными бусами, поверх надевали корону-кокошник или кику, а зимой шапку с меховым околышем.
Завершающим штрихом женского костюма была обувь. Одним из самых первых упоминаний об обуви Древней Руси является описание лаптей. Их плели из лыка и бересты и носили преимущественно бедные деревенские женщины.
В 7-9 веках вошли в моду кожаные ботиночки, которые украшали тиснением, вышивкой или резьбой. В 10 веке уже появились полусапожки, доходящие до середины голени, которые зашнуровывались или застегивались.
www.kakprosto.ru
Славянские, русские традиции. Вечно живая старина.: Народный костюм
Русская Одежда в дореволюционной живописи…
Смотреть здесь…Как правильно вышить свадебный рушник?

На венчании молодые становятся у аналоя на «венчальный» белый рушник — как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака…
Русский национальный костюм: что, как и почему носили?
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях…
Быт и одежда донских казаков в конце 19 века!
Донские казаки — вольные поселенцы, для которых военное дело было образом жизни. К тому же они были не только хорошими воинами, но отменными охотниками и хорошими земледельцами. На казацкую службу могли поступить люди разных народностей, что послужило возникновению особой культуры, нравов и традиций…
Читать далее…
«Кирзачи». Как сапоги стали культом?

Кирзовые сапоги — больше, чем обувь. Иван Плотников, который перед войной наладил их производство, получил Сталинскую премию. После войны же в «кирзачах» ходили все — от стариков до школьников. Они и сегодня в ходу. Потому что надежные…
Древнерусский женский ювелирный головной убор (реконструкции)!
Рисунки-реконструкции Олега Федорова выделяются на фоне исторических работ других художников прежде всего за счет достоверности мельчайших деталей. Реконструкции Фёдорова основаны на актуальных археологических и научных данных, многие работы созданы для крупнейших музеев в сотрудничестве с ведущими учеными и специалистами. Подборка рисунков на тему древнерусского женского ювелирного головного убора дает нам возможность увидеть, как могли выглядеть наши пра-пра-(50 раз пра)-бабушки почти тысячу лет назад…
Русский национальный костюм. Из коллекции Эрмитажа!
Платье крестьянки, городского типа: лиф, юбка
Верхнее Поволжье. Начало 20 в. Шелк…
СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ…
Живая красота русского народного костюма (17 — начало 20 века)…

Все наряды в этой публикации
— из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской, урожденной Кронеберг
(1841-1904), харьковской дворянки, которой удалось сохранить большое
количество национальных русских костюмов. Она много путешествовала по России и
собирала традиционные платья зажиточных крестьян, купцов, горожан и
старообрядцев, кружево, предметы обихода, ткани. Ее дом в Москве на углу
Садовой и Бронной улиц стал похож на музей — в нем хранилось более 4
000 собранных предметов. Она сама увлекалась вышивкой и держала
вышивальную мастерскую…
Лапти на Руси: как делали и как носили?

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной»,
вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие
своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок,
традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно…
Кокошник — корона русской красавицы!

Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы — чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы — кокошники. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра. Кокошники делали из дорогих материалов — шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями…
Жемчуг в женском народном костюме…

В ХVII веке Россия ещё не добывала в своих недрах ни
золота, ни серебра. Но каждая русская женщина была в жемчуге: жемчуг на
платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках.
Россия была жемчужной страной…
Интересные факты о русском сарафане!
Сарафанная информация! «Все это следует шить» и «все это будет носиться». История сарафанов и легких платьев из ситца со времен Никоновской летописи до наших дней и популярной песенки из фильма «Москва слезам не верит»…
Русские красавицы в национальных костюмах: старинные фото!
Правление Петра I ознаменовало себя в истории России расширением границ, созданием русского флота и утратой многих вековых традиций. В частности, ушла в небытие традиция носить боярский русский костюм. И только в среде простых людей традиционные русские наряды сохранятся до начала XX века…
Читать далее…
rustradition.blogspot.com
