Содержание

Женская славянская одежда

Сегодня в интернете можно встретить рассуждения о том, что мусульманские женщины одеваются гораздо целомудреннее европейских, в том числе, и славянок. Мусульманки недоумевают по поводу чересчур открытых современных нарядов: во что вы одеваетесь и для кого раздеваетесь? И правда, то, в чем наши молодые женщины ходят по улице, в мусульманских традициях считается невозможным. В таком виде жене пристало появляться только перед любимым мужем.

Но ведь еще совсем недавно наряды славянок были другими, они полностью соответствовали древним традициям Предков.

Какой была традиционная женская славянская одежда?

Как выглядела настоящая славянская женщина?

Какие особенности древнеславянского костюма передавались из поколения в поколение, и почему?

По какой причине ситуация так радикально изменилась за прошедшие два столетия, и что с этим делать?

Попробуем поискать ответы на эти вопросы вместе.

Начнем с того, что скромность и целомудрие женщин-славянок основывались вовсе не на закрытости костюма.


Полная версия доступна только подписчикам

подпишитесь прямо сейчас

Оформив подписку вы получите доступ к

более 900 видео

более 800 аудио программ

более 300 статей

Поделиться


slavmir.tv

Характерные черты славянского костюма

Русский стиль в мировой моде

Очарование славянских нарядов впервые показал миру француз Поль Пуаре. Еще в 2010 году он посетил Россию и был впечатлен красотой нашей культуры. Черпая в ней вдохновение, он создал платья в народном стиле для своей новой коллекции 2011 года. Начавшаяся в последующие годы эмиграция из России усиливала интерес к нашим традициям за рубежом.

В течение XX века эта мода никогда не забывалась надолго. Коко Шанель заимствовала для платьев-рубашек и сумок вышитый орнамент, украшала пальто бисером и мехом в соответствии с нашими исконными традициями. В 1976 году Ив Сен Лоран выпускает коллекцию «Русские балеты» с пышными юбками, вязаными платьями, расписными платками и овчинными жилетами. Валентино использовал гжельскую роспись. Современная одежда в русском стиле появлялась в коллекциях Готье, Кензо, Dolce&Gabbana. Российские мастера моды регулярно используют национальные элементы в своих творениях.

Характерные черты славянского костюма

Традиции национальной одежды развивались и передавались от поколения к поколению на протяжении столетий. Они включают изысканные орнаменты, богатую вышивку, украшение кружевом, бисером и мехом, особый крой. Но повседневная одежда в русском народном стиле не является точным повторением исторического костюма. Заимствуются лишь отдельные идеи и элементы, которые гармонично сочетаются с современной модой.

Вот главные особенности такого стиля:

Вышивка в виде растительных и других традиционных орнаментов. Когда-то она выполняла функцию оберега.

  • Золотое и серебряное шитье — характерная черта роскошных праздничных нарядов.
  • Набивной рисунок.Костюм в русском стиле часто включает изображения роз, узоры гжели и хохломы.
  • Яркий цвет. Особенно популярны красный и голубой оттенки, а также осенняя цветовая гамма.
  • Натуральные ткани. В старину одежду обычно шили из домотканых материалов. Сегодня это 
    лен
    , хлопок, вискоза и практичные смесовые ткани.
  • Удобный крой. Красочность материалов и отделки компенсируются простым, свободным кроем. Платья и юбки в русском стиле часто имеют длину в пол. Создается запоминающийся и в то же время скромный образ.

Разнообразие одежды в магазине «Иванка»

В нашем каталоге представлены изделия для разных случаев и любой внешности. Каждая женщина найдет модель, способную подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Славянские платья и сарафаны прекрасно подходят для прогулок, свиданий и встреч с друзьями. Расшитые рубашки в сочетании с джинсами и однотонными узкими брюками создают более универсальный образ. Платья-футляры и другие сдержанные модели можно носить на работу. Оригинальные толстовки, футболки и худи помогут выделиться в молодежной среде.

Яркие летящие сарафаны и короткие юбки особенно хороши летом. 

Русская народная зимняя одежда представлена женскими куртками-душегрейками, украшенными мехом и орнаментом. Также в холодные месяцы вас согреют толстовки и платья из плотных тканей с длинным рукавом.

Качественные фото и подробное описание каждой модели помогут вам сделать удачный выбор. Покупайте наряды в славянском стиле, и они подчеркнут вашу красоту!

ivanka.club

Славянская одежда в мире современной моды

Самобытность национальной одежды славян

 

В славянской одежде воплощены и культура и особая энергетика славянского народа. И в этом славяне проявляли свою гармоничную связь с мирозданием.

 

Содержание статьи:

 

Славянские мотивы в одежде

Современность воспевает русскую красавицу и присущую ей нежность, невинность, романтичность и очарование. Платья в пол и всевозможные вариации причесок с косами уже неотделимы от современного женского образа.

Славяне всегда отличались животворящим огнем духовности, интеллекта, доброты и благородства

 

Славянская красота всегда привлекала к себе внимание, как мужчин, так и женщин

 

Славянская одежда или как еще ее называют скифская, приводит в волнение многих именитых дизайнеров: начиная от Ив Сен Лоран и заканчивая коллекциями Zarina, Galliano, Valentino.

Роскошь этнической вышивки и аксессуаров пленили своим великолепием многих модниц.

В славянской одежде вышивка играла не только украшательную роль, но она считалась оберегом для дома, семьи, для души и здоровья

 

Именно поэтому появился славянский boho стиль, объединяющий простоту славянских мотивов и современных трендов. Так что такое славянский стиль? Обрядовая одежда или крестьянский наряд? Верны оба понятия. Изначально, расшитая одежда из натуральных тканей, была предназначена для обрядов и воссоединения с природными силами, древними скифскими богами. И лишь после – это оберег с искусно вышитой символикой.

Славянская одежда с символикой – стиль души и защита духа

 

Славянская символика

Символы скифского стиля представляют собой объединение линий в ромбы и треугольники, плавные стежки переходят в спирали и объединяются в круг. Традиционная символика славян значима для человека, ведь это не только вышивка, как часть декора, а это вышивка-оберег, наделяющая человека способностью противостоять злому року и развивать свой духовный потенциал.

Славянская вышивка оберегает, приносит удачу и счастье

 

Национальная символика восточных славян:

  • Крест, как символ солнца. Означает противостояние злому року и насыщение светлой энергетикой жизни.
  • Сварга, как символ неба. Сварга правильной направленности говорит о пути к счастью. Перевернутая сварга (свастика) имеет противоположное значение и низвергает обладателя в водоворот неприятностей.
  • Круг, как символ солнечной энергии.
  • Ружа – символизирует жизнь.
  • Ромб – гармония с природой, плодородие.
  • Громовник – символ грома и поклонения Перуну.
  • Дерево – долголетие.
  • Спирали – мудрость.
  • Рог изобилия, как символ материального богатства.
  • Треугольник ассоциируется с человеком.

Помимо обрядовых вышивок одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов.

Славянские узоры – символ весеннего возрождения женской красоты

 

Так, на рубахах новорожденных и молодых парней испокон веков принято было вышивать дуб, как символ мужской энергии, и калину, означавшую бессмертие рода. Вышитый мак означал скорбь по убиенному родственнику. Орнаменты с виноградом символизировали у славян разрастание семьи, появление наследников.

«Небесные» верования славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных вышивках

 

На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц.

Славянский орнамент отличается своей самобытностью, близостью к природе

 

Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье.

Барвинок символизирует всепобеждающую жизненную силу

 

Символом любви у славян считалась роза. И не удивительно, что розами вышивали свадебные рушники, желая тем самым молодым нескончаемой любви.

 

Цветовые решения

Славянский стиль характеризует некая монотонность. Смешение множества цветов здесь недопустимо. Как и выбранная символика, так и цвет рассказывает о многом. У восточных славян нет пестрых цветовых сочетаний и бездумных объединений. Каждый цвет несет свою символику и по древним поверьям налагает отпечаток на жизнь человека.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета

 

Традиционные цвета:

  • Черный – символ земли.
  • Красный – символизирует любовь, радость, женскую красоту и мужскую статность.
  • Белый – цвет невинности и чистоты.
  • Синий – цвет воды, как символ духовного уединения и богатства.
  • Зеленый – символизирует молодость и обновление.
  • Желтый – цвет благополучия.

 

Аксессуары

Для этнических аксессуаров скифов характерны анималистичные принты и цветочные узоры. Тканевые ободки издавна дополняли образ скифских девушек. Их функциональность заключалась в сборе волос, что не позволяло прядям выбиваться из прически и ниспадать на лицо.

Аксессуары в славянском стиле находятся между нормой и излишеством

 

Коса – это символ не только красоты, но и чистоты, здоровья. Редко допускались распущенные волосы в прическах, но позволено было вплетать в косы ленты, цвета которых говорили о характере их носительницы.

Славянская красота — прекрасно то, что естественно

 

Несомненным атрибутом одежды были ремни и пояса.

Пояс со славянским орнаментом с двойной каймой

 

Просторные рубахи и платья в пол подпоясывали широкими или тонкими ремнями, выполненными из натуральных тканей или кожи. Девушки на бедра часто повязывали тесьму, которая добавляла воздушности в общий силуэт. Минимализм плетеных ремешков отлично смотрелся с пестрыми рубахами на молодых девицах.

Славянские пояса: тканые вручную с бережным переплетением нитей, которые подобно буквам из азбуки складываются в красивый и мощный заговор

 

Славянский стиль может быть дополнен украшениями в виде кулонов языческих божков и защитных амулетов. Уместны широкие браслеты и бусы. Для особых случаев, в дни торжеств, тканевые ободки заменялись на ювелирные очелья.

 

Базовый гардероб в славянском boho стиле

Для этно стиля присуща натуральность и практичность. Современность наложила отпечаток на славянский стиль, и дополнила его гламурными вещами.

Славянский стиль как модная тенденция

 

В целом базовый гардероб славянской стилизации должен содержать следующие вещи:

  • Длинный просторный сарафан. Это может быть классическое платье в пол или платья типа рубаха, присобраное ремешком, с этническими узорами.
Классический наряд в славянском стиле

 

  • Юбка-макси. Летящие ткани и многоярусность пошива, дополнят романтичный образ.
Юбка со славянской вышивкой — настоящее произведение искусства

 

  • Косоворотка или крестьянская туника. Прообраз современной просторной туники с короткими рукавами и мягким воротником.
Женская косоворотка со славянскими вышитыми узорами

 

  • Славянские футболки – современная стилизация, которая дополнит молодежный гардероб.
Футболки со славянским принтом — тренд этого сезона

 

И если юбки и сарафаны исключительно женский вариант, то футболки созданы и для мужского гардероба.

Мужская футболка с элементами украинской вышиванки

 

Представители сильного пола могут заказать авторские футболки с узорами и принтами, символизирующими мужское начало. Эта вещь станет основой для создания этно стиля у мужчин.

 

Как носить

Этно стиль диктует свои условия по сочетанию фактур и цветов. Девушкам в расшитых оберегами сарафанах необходимо забыть об обуви на каблуках. Легкости добавят сандалии и балетки.

Балетки в русском стиле — полноценный аксессуар для создания слаявянского образа

 

В сочетании с многослойными юбками именитые дизайнеры советуют использовать майки. Это может быть одноцветный топ или топ с нанизанными на бретельках бисеринами. Такое объединение подчеркнет объемная сумка.

Юбки-макси в славянском стиле придают придают женскому образу загадочности и романтизма

 

Предпочтительно остановить выбор на сумках печворк. Каблук уместен лишь в случае, когда вышитые майки являются базой и носятся с джинсами.

Сумка в стиле пэчворк со славянскими мотивами

 

Платья советуют сочетать с кожаными куртками или джинсовыми безрукавками.

Платья с элементами славянской вышивки всегда привлекают внимание

 

Облегающие леггинсы создадут хороший дуэт с крестьянской туникой

Славянский современный стиль не боится экспериментов

 

Джинсовые шорты и современная вышиванка — смелое и стильное сочетание

 

Славянские футболки являются базой для городского образа. Они уместны и на вечеринке и в повседневности. В дополнении ярким клатчем, такая футболка может выглядеть гламурно.

Клатч с этническим орнаментом дополнит образ в славянском стиле

 

Мужчины могут носить футболки, как с джинсами, так и с бермудами, что более уместно для лета.

Славянский стиль придает мужественности сильному полу

 

Легкие кожаные сандалии подчеркнут славянское начало в гардеробе. Воссоздать старобоярский стиль помогут меха. 

Старобоярский стиль пропитан самобытной роскошью и богатством

 

Также для зимнего варианта стоит присмотреть сапоги на низком ходу с контрастной вышивкой.

Сапоги с яркой этнической вышивкой

 

Свадебная мода

Отдельного внимания заслуживают свадебные наряды в славянском стиле. Возрождение образов женской легкости и мужской силы воздвигло на пик свадебной моды славянские мотивы.

Свадьба в славянском стиле очень калоритна

 

Свадебное платье в славянской тематике выглядит и стильно и креативно.

Славянская невеста

 

Издревле традиционный свадебный наряд состоял из сарафана и передника, дополненный широким поясом. Прообразом белья выступали нижние юбки и рубаха. Венки из полевых цветов довершали свадебный наряд славянок. Славянское платье для свадебного обряда может быть красного, синего, белого, серебряного или золотого цветов. Цветочная вышивка, украшенная бисером или стразами, сделает образ невесты неземным.

Неотъемлемыми атрибутами славянского свадебного платья являются:

  • юбка со шлейфом;
  • рукава-фонарик;
  • вышитый лиф;
  • широкий расшитый бисером и драгоценными каменьями пояс.
Образ невесты в славянском стиле навевает образ красавицы из сказок

 

Будущие невесты могут выбрать стилизованное платье А-силуэта, льняное вышитое платье в пол, ассиметричное платье с этническими мотивами, платье с пышной юбкой и контрастным вышитым лифом. Что касается головного убора, то помимо венков можно использовать фату, расшитую лилиями или розами, очелье.

Образ жениха и невесты в славянском стиле

 

Для зимней свадьбы шикарным решением станет образ с белой меховой шапкой, ведь именно славяне породили моду на меха, заполонившую впоследствии всю Европу. Скифские или русские мотивы вошли в нашу повседневность.

Образ невесты в славянском стиле каждый гость запомнит навсегда

 

Славянская мода не знает возрастных границ. Молодые люди с успехом носят славянские футболки, несущие тайный смысл. Девчонки облачаются в вышитые туники и сарафаны, тогда как женщины достойно выглядят в льняных платьях. Достоинство boho стиля в том, что он прекрасно интегрирует этничность в современность, объединяет, порой невозможное, и создает гармоничный облик.

 

 

 

ethnoboho.ru

Одежда славянская: описание, традиции, история

Каждый элемент нашей современной одежды имеет свою историю. Одежда славянская значительно отличается от традиционных нарядов других народностей по ряду признаков. Поговорим подробнее о том, каковы традиции славянского костюма и какой вид он имел несколько столетий тому назад.

Заглянем в историю

Изначально покрой нарядов славян был очень простым и незамысловатым. Причиной тому было отдаленное расположение от торговых путей, а также отсутствие у большинства населения денежных средств для покупки дорогих восточных тканей и украшений. Кроме того, простой одежда славянская была еще и потому, что изготовление материи требовало сложного и кропотливого труда. К тому же материал не отличался особой привлекательностью и эстетичностью.

Позднее, а именно в период между расцветом римской эпохи и концом язычества, в одеянии славян появилось разнообразие. Большинство элементов гардероба, конечно, были заимствованы из других культур.

Материал для изготовления

Много веков тому назад особой популярностью пользовались шкуры убитых зверей, поскольку холодный климат предполагал теплую одежду. Затем постепенно стали появляться другие виды теплой одежды, но натуральные меха всегда пользовались особой любовью. Из меха научились шить теплые вещи даже больших размеров, а кожу выделывали и использовали для изготовления обуви, поясных ремней, рукавиц и проч. Кожу для изделий обычно брали дубленую либо сыромятную.

Также есть множество археологических свидетельств тому, что одежда славянская шилась преимущественно из льна, конопляного полотна, шерсти. То есть все вещи производились исключительно из натурального сырья. Поскольку в большинстве своем использовался лен, то, как следствие, одеяния были белого и иногда серого цвета. Не менее популярными оказались и шерстяные ткани (опона, сукно, власяница).

Что носили мужчины?

Мужская славянская одежда состоит из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела туникообразный вид и длинные, прямые рукава. У запястья рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны были узкие и по длине доходили до щиколоток. По-другому их еще называли ноговицы. Обязательно штаны подпоясывались бечевкой или чем-то похожим на пояс.

Что касается верхних одежд, то поверх штанов и рубахи в холодный сезон надевали жупан, кожух, корзно. Здесь могло быть два варианта: либо с разрезом, либо без разреза, но вверху с пуговицами (петлицами). Если первый вариант можно было надеть как пальто и застегнуть, то второй – только через голову. Эти верхние одежды обычно подшивались мехом, и позднее меховое одеяние уже имело иностранное название «шуба». Последняя одежда – славянская, а не иноземная, поскольку многие ошибочно думают, что появлением шубы мы обязаны южным народам.

Пояса для мужчин обычно выполнялись из разных материй и просто завязывались на талии. Если же пояс был кожаный, то на нем присутствовали пряжки из металла, реже – бляшки и наконечники. Застежки на рубашках и верхних одеждах имели как тесемки, так и пуговицы. Последние нередко изготавливались из бронзы, костей или дерева.

Мужская обувь

Отдельно следует описывать славянскую обувь, которая также отличалась от всех других соседних национальностей. Наиболее распространенным видом обуви были башмаки, которые в те времена назывались черевичками. Если одежда славянская изготавливалась из разнообразных материалов, то для обуви, в основном, использовали кожу. Каблук вообще отсутствовал. Создавалась обувь двумя способами: из цельного куска кожи или из двух полотнищ, соответственно, для верха и подошвы. В некоторых башмаках предусматривалась шнуровка. Некоторые историки полагают, что древние славяне обувались в лыковые лапти. Сапоги были остроносые и мягкие.

Женская одежда и украшения

Наряд славянок также включает основной элемент гардероба тех времен – длинную рубашку. В отличие от мужской, женская славянская одежда имела красочные вышивки с добавлением различных украшений. Что касается головных уборов, то в моде были налобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами и проч. Позднее на территории сегодняшней России популярностью пользовались кокошники. Для закрепления женских одеяний использовались лучевые фибулы.

Для дам верхняя славянская одежда, фото которой имеются в статье, представляла собой шубу или поневу. Позднее поневой называли передник, который надевали поверх рубахи.

Из украшений особенную изюминку образу добавляли височные кольца. Это спиралевидные кольца, которые носили у висков. Также женщины любили массивные ожерелья из бус. В большинстве своем это были синие бусы, иногда зеленые, выполненные из стекла. Очень редко встречались ожерелья темно-синего цвета с желтыми, белыми и красными вкраплениями. Дополнялся женский наряд перстнями, браслетами, но эти украшения встречались значительно реже.

Как одевались славянские дети?

Дети недалеко ушли от родителей и одевались в длинные рубахи. Мальчики, подобно отцам, носили рубашку и штаны, а девочки — более длинные рубашки. Поэтому славянская детская одежда практически копирует взрослую, за некоторыми исключениями. Матери-славянки старались украсить детский наряд. Например, подол рубашки, рукава, ворот украшались обережной вышивкой. Девочкам зачастую в волосы вплетали проволочные колечки и к головному убору добавляли подвески в виде бубенчиков. Как считают историки, такие бубенцы помогали родителям присматривать за своим чадом.

Детская обувь слегка отличалась от аналогов для взрослых. Основное отличие заключается в том, что башмаки имели широкие носы и предусматривался большой подъем. На некоторых моделях встречались орнаменты. Для этих целей в коже делались вставки и насечки, а через них продевались цветные нити для декора.

Славянские мотивы в современной моде

Согласно мнению модных экспертов, современная славянская одежда мало в чем отражает стиль прошлого. На сегодня славяне одеваются в новые, модные вещи, которые очень далеки по своему крою, фасону и цветовым решениям.

Однако в последнее время некоторые дизайнеры обращаются к историческим фактам и используют славянские мотивы в своих коллекциях. Так, часто встречаются рубашки и туники со славянскими орнаментами. В женской одежде проскальзывают длинные платья, пошитые на манер длинных рубашек с обильной вышивкой и национальным декором. Даже в детских вещах часто встречаются вышивки, которые раньше имели глубокое значение – они считались оберегом. Среди молодежи и более старшего поколения сейчас модно одеваться в славянскую одежду, дабы морально приблизиться к мудрости предков и отдать дань родным традициям.

fb.ru

Одежда древних славян

Архаичная мода славян одновременно проста и загадочна, поэтому изучать праславянскую моду довольно-таки интересно. Что скрывается за этими противоречиями, и какая одежда древних славян для женщин известна на сегодняшний день? Давайте разбираться.

Из чего изготавливалась женская одежда древних славян?

Изучая лингвистические данные древних времен известно, что первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей.

Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно.

Сукно, сермяга или власяница – это шерстяная ткань, которая начала использоваться в XI—XIII вв. В каждой славянской семье женщины занимались ткачеством и прядением с помощью веретен.

Разумеется, что богатая племенная знать и князья покупали заморские ткани, например византийскую шелковую материю.

Одежда древних славянок

Древняя одежда славян значительно отличалась от одежды соседних народов. По письменным свидетельствам, а также археологическим материалам мало что известно про женскую одежду. По поздним данным можно судить, что в основном это были длинные рубахи (примерно до колена), иногда украшенные вышивкой и узорами из ткани. Рубахи были повседневные и праздничные, похоронные и свадебные, вороженные и покосные.

Для всех слоев населения покрой был одинаковым – перегнутый кусок ткани с отверстием для головы, скрепленный поясом, позже стали сшивать рукава. Простые женщины носили рубахи изо льна, а вот знатные девицы – из привозного шелка. В XIII веке появилась хлопчатобумажная ткань.

Женщинам не позволялось носить ременные пояса, только вязаные или тканные.

Про платья древних славян упоминается лишь в шестнадцатом веке, и назывались они сарафаны. Длинные вышитые рукава, вместо воротника одевался ожерелок, украшенный камнями и перламутром. Пришивной манжет и косой ворот появились в семнадцатом веке. Декорирование платья всегда носило глубокий смысл, в основном это сочетание обережной и волховской символики (кони, птицы, дерево Жизни, изображение Богов и полосчатые орнаменты). Использовались узорные лоскутные нашивки и тесьма.

Традиционный цвет на Руси – красный, и существовало около тридцати его оттенков.

Одежда и украшения древних славян

Славянские мастера на весь мир славились искусными ювелирными украшениями. Многие иноземные мастера присматривались к великолепным творениям, копируя их.

Гривна – металлический обруч, надетый на шею, для многих народов это был оберег, не дававший душе покинуть тело. По другим источникам это было украшение, которое позволяли себе только некоторые слои общества.

Височные кольца – это украшения головных уборов, которые крепятся возле висков. Их носили незамужние девушки, подвешивая к лентам и венкам.

Серьги-кольца – проволочные изделие крупного размера. Носили их обычно по несколько штук.

Браслеты – самые известные славянские украшения, чаще всего попадающиеся в раскопках. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом и золотыми цепочками.

Подвески – крупные металлические кулоны, которые носились на шнурах или цепочках. Популярными были подвески в виде свастики, крестов, ромбов, полумесяца, а также в форме животных.

Одежда древних славян очень быстро видоизменялась, но всегда оставалась верной своим традициям и культуре. Поэтому она так интересна и оригинальна!

 

womanadvice.ru

Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.


Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Колт — древнерусское женское украшение

 

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой

костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала.

На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги

бармы

 

Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» — кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом — «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.
Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

мужской головной убор Древней Руси

Замужние женщины ходили только с покрытой головой — это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом — «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок — «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна — на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

кокошник

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

mir-kostuma.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *