Содержание

Неуправляемые авиационные ракеты Германии » Военное обозрение

До определенного времени руководство Люфтваффе не обращало никакого внимания на неуправляемые ракеты для самолетов. Несмотря на успешное применение реактивных снарядов советскими летчиками на Халхин-Голе и в первые месяцы Великой Отечественной войны, германские военачальники продолжали считать этот вид вооружения прерогативой исключительно сухопутных войск. Одной из причин такого отношения была сравнительно низкая точность разрабатываемых ракет, однако со временем этот вопрос был решен. Только спустя некоторое время после достижения приемлемых показателей точности Люфтваффе разрешило начать создание авиационных реактивных снарядов.

В Германии работы в направлении неуправляемых авиационных ракет (реактивных снарядов по тогдашней советской классификации) начались еще в 1937 году. Конструкторы фирмы Rheinmetall-Borsig предложили использовать имеющиеся наработки по теме реактивных снарядов в области авиации. Предполагалось, что высокая скорость такого снаряда обеспечит быстрое и надежное поражение самолета противника, находящегося на относительно небольшом расстоянии. Целью для нового оружия должны были стать в первую очередь бомбардировщики противника, медленные и неповоротливые. Однако по состоянию дел на 1937 год конструкции существующих неуправляемых ракет не позволяли вести огонь по небольшим целям. Отклонение ракет от расчетных траекторий имело совершенно неприемлемые значения, не помогало даже вращение реактивного снаряда в полете. Только в 1941 году специалистам «Рейнметалла» удалось добиться отклонения всего в одну сороковую от пройденного расстояния.


В 1943 году на испытания была отправлена неуправляемая ракета Wfr.Gr. 21 (Wurframmen Granate 21 – «Метательная граната калибра 21 см»), созданная на основе боеприпаса к реактивному миномету Nebelwerfer. Снаряд длиной 1260 миллиметров весил 110 кг, масса заряда взрывчатого вещества составляла 38,6 кг. В задней части снаряда имелся твердотопливный двигатель, обеспечивавший скорость до 300-320 метров в секунду. В конструкции Wfr.Gr. 21 было применено одно оригинальное решение: снаряд в полете стабилизировался вращением, однако не имел каких-либо стабилизаторов или т.п. плоскостей. Дело в том, что пороховые газы двигателя истекали сразу через несколько сопел. Одно, центральное, имело большой размер и работало как маршевый двигатель. Вокруг основного сопла располагалось 28 дополнительных малых сопел, отклоненных от горизонтальной оси. Во время полета часть пороховых газов выбрасывалась через малые отверстия, что придавало снаряду вращение. В советской и российской терминологии такая схема стабилизации снаряда носит название турбореактивной. Запаса твердого топлива хватало для полета на расстояние порядка семи километров. Конечно же, стрельбу по воздушным целям планировалось вести с гораздо меньших расстояний.

Заряжание ракетного миномёта на FW-190

Отсутствие выступающих элементов конструкции позволило сделать для Wfr.Gr. 21 очень простую пусковую установку. Это была банальная труба длиной около полутора метров с системами крепления к носителю и проводкой электрического запала. Пусковая труба, как и ракета, была заимствована у наземного миномета, но получила новые кронштейны крепления. Система подвеса позволяла закреплять пусковые трубы с ракетами на стандартных бомбодержателях и при необходимости сбрасывать их. Именно такое вооружение было установлено на самолете Fokke Wulf FW-190A, выписанном для испытаний. Конструкция истребителя допускала подвешивание под крылья по одной пусковой трубе и еще одной при необходимости под фюзеляжем. Пробные стрельбы на полигоне подтвердили все прежние предположения: ракеты Wfr.Gr. 21 действительно могли эффективно поражать вражеские самолеты. Попадание боеприпаса с 38 килограммами взрывчатки гарантированно уничтожало даже тяжелые бомбардировщики. В то же время, в самолет противника еще нужно было попасть, а это было весьма непросто. Тем не менее, в начале лета 1943 года неуправляемую ракету Wfr.Gr. 21 приняли на вооружение и отправили в войска. Использовать ее рекомендовалось с истребителями FW-190A, которые после оснащения пусковыми трубами получали дополнительный индекс R6, либо с истребителями Bf-110. На «Мессершмитты» подвешивались как две, так и четыре ракеты.

Первое боевое применение ракет Wfr.Gr. 21 состоялось 17 августа 1943 года, во время знаменитой «Швайнфуртской мясорубки». После налета на цели в городах Швайнфурт и Регенсбург американские летчики недосчитались 60 бомбардировщиков B-17 и еще одиннадцать машин вернулись на базы буквально как в той песне, «на честном слове и на одном крыле» – в неремонтопригодном состоянии. Некоторое количество самолетов было сбито именно неуправляемыми ракетами. Кроме того, выяснилась одна особенность ракет: взрыв боевой части реактивного снаряда не только уничтожал самолет, но и в некоторых случаях серьезно повреждал его «соседей» по боевому порядку. Конечно, успех немецких истребителей, среди прочего, был обусловлен и отсутствием у самолетов союзников прикрытия, но Wfr.Gr. 21 подтвердили свою полезность. В дальнейшем неуправляемые ракеты этой модели неоднократно применялись в боевой обстановке. Со временем летчики-истребители перестали пытаться попасть во вражеские самолеты и стали использовать Wfr.Gr. 21 в качестве своеобразного отвлекающего средства. Особенно эффективным оно становилось во время ночных полетов: воющий и изрыгающий пламя снаряд отвлекал стрелков американских и английских бомбардировщиков, благодаря чему немец мог относительно спокойно провести атаку. Еще одно оригинальное применение ракет Wfr.Gr. 21 было связано с третьей пусковой трубой под фюзеляжем истребителей FW-190A. Некоторые летчики заряжали ракету задом наперед. Благодаря этому, заходя на цель, можно было выстрелить две ракеты, а на выходе из атаки пустить третью «себе за спину». Естественно, точность третьего пуска была еще ниже, чем у первых двух, но количество выпущенных ракет порой переходило в качество.

И все же это «качество» имело недостаточный уровень, поэтому было решено увеличить количество перевозимых истребителем ракет. Специально для истребителя Me-410 была разработана оригинальная пусковая установка на шесть ракет Wfr.Gr. 21. В нижней части фюзеляжа был установлен барабан с шестью пусковыми трубами. Пуск ракет производился попарно, через специальные окна в носу самолета. Для выброса пороховых газов аналогичные трубы были смонтированы за пусковой установкой. Перед пуском барабан с ракетами проворачивался, производилось воспламенение порохового двигателя, а затем процесс повторялся. Однако таким образом дело обстояло только в теории. На практике все пошло совсем не так. Для проверки на базе планера Me-410 был собран экспериментальный стенд. Во время первого же пуска в феврале 1944 года прототип барабанной установки был почти полностью уничтожен. Еще до выхода из пусковой трубы ракета начинала вращаться и «разбрасывать» вокруг себя раскаленные газы. Их напор был настолько мощным, что обшивка самолета не выдержала и разрушилась. Ни о каком продолжении работ в этом направлении речи больше не шло.

Примерно в это же время произошел еще один инцидент на испытаниях другого турбореактивного снаряда. На этот раз планировалось оснастить истребитель Bf-110 одной пусковой установкой для ракеты RZ-100 калибра 420 миллиметров. 730-килограммовая ракета несла 245 кг взрывчатого вещества и могла пролететь несколько километров. Предполагалось, что в будущем тяжелые истребители при помощи этих ракет будут «выбивать» малокалиберную зенитную артиллерию противника, не входя в ее зону поражения. Как и в случае с Me-410, был собран испытательный стенд. На носовую часть планера Bf-110 поставили пусковые направляющие и оборудование электрического запала твердотопливного двигателя. Нетрудно догадаться, чем закончился этот эксперимент. 85-килограммовый блок твердого топлива своими газами буквально разметал по сторонам конструкцию самолета. Номенклатура перспективных систем неуправляемого ракетного вооружения для авиации сократилась на еще одну строчку.

До самого конца Второй Мировой войны немцы применяли Wfr.Gr. 21 исключительно с подвесных пусковых установок. Относительно успешный опыт их применения быстро послужил причиной для предложения по поводу расширения номенклатуры реактивного вооружения для истребителей. К концу 1943 года была готова конструкция пусковой установке на основе реек-направляющих, с которой можно было использовать ракеты 28 cm WK, заимствованные у реактивного миномета 28 cm Nebelwerfer 41. При той же длине, что и у Wfr.Gr. 21, ракеты 28 cm WK имели больший калибр (280 мм) и большую массу боевой части (50 кг). Одновременно с этим 280-мм ракеты были легче (82 килограмма) и медленнее – они разгонялись только до 150 м/с. Ввиду малой точности ракеты всех типов применялись исключительно при атаках больших соединений бомбардировщиков противника, что, тем не менее, тоже не давало высокой эффективности. Вне зависимости от веса и скорости, авиационные реактивные снаряды на основе наземных Nebelwerfer имели одни и те же характерные особенности. Самолет физически не мог нести большое их количество, а доступные две-три ракеты чаще были бесполезной нагрузкой или средством психологического воздействия, нежели надежным и эффективным оружием.

Во второй половине 44-го года наиболее перспективной схемой неуправляемой ракеты стали считать реактивный снаряд, вращающийся в полете за счет угла установки стабилизаторов. Такие снаряды не разбрасывали вокруг себя пороховые газы и не угрожали конструкции самолета. Однако размах стабилизаторов мог вызвать трудности при создании пусковых установок. Как результат, первый боеприпас с такой системой стабилизации в полете – RzHV 8 калибра 76 миллиметров – в серию не пошел. Стационарные стабилизаторы размахом 220 мм не позволяли подвешивать под крылья самолетов Bf-110 более восьми ракет. Тем не менее, характеристики RzHV 8 были вполне приемлемыми. Реактивный снаряд массой чуть более 10 кг нес около килограмма взрывчатого вещества и разгонялся до 750 м/с. Отклонение от предполагаемой траектории составляло 1/35 от ее длины. И все же, несмотря на нескладываемый стабилизатор, RzHV 8 имела достаточно хорошие перспективы. Целых восемь ракет, пусть даже и со сравнительно небольшим зарядом, в воздушном бою могли оказаться гораздо эффективнее двух тяжелых Wfr.Gr. 21.

Понимая это, руководство германских военно-воздушных сил заказало подобную ракету, но с возможностью еще более плотной компоновки пусковых устройств. Зимой 45-го фирма Curt Heber Maschinen-Apparate-Fabrik завершила разработку неуправляемой ракеты R4M. Твердотопливный реактивный снаряд имел вес всего в 3,85 кг и длину 81 сантиметр. Боевая часть ракеты весила 500 грамм, что, однако, посчитали достаточным. Как показала практика, многокилограммовые заряды предыдущих тяжелых ракет в большинстве случаев оказывались неэффективными из-за промахов. Для уничтожения самолета, в свою очередь, было достаточно и небольшой шашки взрывчатого вещества. Именно из этих соображений был совершен переход от «качества» к количеству. Ракеты R4M имели калибр всего в 55 миллиметров. Раскрытие стабилизатора размахом 242 мм происходило уже после схода с направляющей. Благодаря малым размерам и массе ракеты R4M можно было подвешивать по 12 штук на специальных блоках. Таким образом, один самолет FW-190F, Bf-110 или Me-262 можно было вооружить сразу двумя дюжинами реактивных снарядов, по одной под каждым крылом. Интересной особенностью R4M являлась их баллистика. По случайному стечению обстоятельств траектория полета этих ракет совпадала с траекторией снарядов 30-мм автоматической пушки MK 108, что помогало летчикам целиться при помощи одного и того же прицела, используя одни и те же поправки для ствольного и реактивного вооружения.

R4/M «Оrкаn»


К концу войны пусковыми установками для R4M было оборудовано около 60 истребителей, в основном Me-262. На шести самолетах установили двойные пусковые блоки, что позволило увеличить боезапас одного истребителя до 48 ракет. В самом начале 1945 года производителю заказали крупную партию из 25 тысяч ракет. До конца войны была выполнена только половина заказа. Кроме того, в результате бомбардировок большая часть изготовленных реактивных снарядов R4M была потеряна при перевозке или на складах. За первые месяцы 45-го в боевой обстановке было выпущено около двух с половиной тысяч ракет. Особенности массового производства привели к сравнительно невысокой точности и вероятности попадания. Однако залп всеми 24-мя ракетами нередко приводил к результату – при стрельбе по большому строю бомбардировщиков одна-две ракеты достигали цели. При этом догадки по поводу эффективности полукилограммовой боевой части полностью подтвердились: попадание ракеты в фюзеляж приводило к гарантированному уничтожению B-17 или «Ланкастера».

Примечателен тот факт, что основная масса немецких неуправляемых авиационных ракет предназначалась для стрельбы по воздушным целям. Однако были и исключения. Видя эффективность советских бронебойных реактивных снарядов серии РБС, немецкие конструкторы сделали его аналог. За основу для него взяли ракету 8 cm WK, являвшуюся переработкой советской М-8. Немецкая ракета калибром 78 мм и длиной 70 см весила 6,6 килограмма и разгонялась до 360-370 метров в секунду. Стандартную осколочную боевую часть заменили кумулятивной, способной по нормали пробить до 90 мм брони. Новый противотанковый боеприпас получил название Panzerblitz I. Основным носителем этих ракет были самолеты FW-190F-9.

Все принятые на вооружение Люфтваффе реактивные снаряды использовались до самого конца Второй Мировой войны. В основном они создавались для борьбы с воздушными целями, хотя были и исключения. Применение ракет достигло своего пика к весне 45-го. С учетом тяжелой обстановки на фронтах реактивные снаряды, предназначенные для стрельбы по самолетам, все чаще использовались и для атак наземных целей. Со временем необходимость сдерживания наступающего противника привела к тому, что на учебные самолеты в кустарных условиях стали устанавливать противотанковые гранатометы Panzerfaust. Нетрудн догадаться, какой была эффективность этого технического решения – на практике далеко не все подобные «штурмовики» могли хотя бы добраться до района цели. В целом, достаточно позднее обращение к тематике реактивных снарядов для авиации имело для Германии достаточно неприятные последствия. Серийное производство достаточно эффективных (при правильном применении) типов вооружения в сочетании с неверным первоначальным выбором целей для него в итоге стали одной из причин поражения Третьего рейха. Ну а идеи использования складного стабилизатора или большого количества относительно маленьких и легких ракет позже получили развитие, но уже в странах-победительницах.

По материалам сайтов:
http://ursa-tm.ru/
http://luftwaffen-projekte.de/
http://luftarchiv.de/
http://commi.narod.ru/
http://strangernn.livejournal.com/
http://cockpitinstrumente.de/
http://stormbirds.net/
http://airwar.ru/

topwar.ru

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ. Отечественное ракетное оружие

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ

Схемы авиационных ПУ и НАР

РС -82

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.

РС-132

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики «СБ». Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.

С -1

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.

С -2

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.

С -3

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.

РС-82

С -3К

Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.

С -21 (АРС-212)

Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса «воздух-воздух». Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.

Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..

С-24 (фото В.Друшлякова)

С -24

Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.

Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С-24Б

Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.

Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.

С -5 (АРС-57)

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.

С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях СССР в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.

С -5М

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.

С-5МО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.

С-5К

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.

С-5КО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-

руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.

С-5С

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса «воздух – поверхность». Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.

НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала «Военный Парад»)

НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала «Военный Парад»)

С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС

Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса «воздух-поверх-ность». Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.

С-8М

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.

С -8С

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.

С-8Б

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.

С-8Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.

С-8КОМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-8БМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.

Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.

С-8ДМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность» с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.

Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.

С-8Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.

Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-13

С -13

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.

Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С -13Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.

С-13ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.

С-13Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.

С -25-О

Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса «воздух – поверхность». Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.

С-25ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.

С-25-0 (фото В.Друшлякова)

С-25Л (фото В.Друшлякова)

С-25ОФМ

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность». Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.

С-25Л

Авиационная твердотопливная ракета класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО «Геофизика». Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.

С-25ЛД

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса «воздух-поверхность» с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.

Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Глава 28. Неуправляемые авиационные ракеты. «Чудо-оружие» Третьего рейха

Глава 28. Неуправляемые авиационные ракеты

Темой для отдельного разговора является разработка в Германии неуправляемых авиационных ракет (НАР) классов «воздух — поверхность» и «воздух — воздух». Идея вооружения боевых самолетов ракетным оружием появилась еще в 1937 году, когда вездесущая фирма «Rheinmetall-Borsig» начала первые эксперименты в этой области. Работы над проектами велись очень медленно — лишь в 1941 году был достигнут приемлемый уровень рассеивания ракет в залпе (до 1/40 дальности стрельбы). В отличие от концепции, принятой в СССР, США и Великобритании, где НАР использовались в основном для стрельбы по наземным целям, немецкие ракеты предназначались для ведения залпового огня по соединениям стратегических бомбардировщиков союзников (причины этому изложены выше).

Большинство разработанных до 1943 года ракет в полете стабилизировались посредством вращения вокруг продольной оси. Конструкторы опирались на опыт работы с ракетами наземного базирования, которые благодаря использованию этого принципа были более точными, компактными, удобными в эксплуатации, их пусковые установки занимали значительно меньше места. Очень много усилий было направлено на создание автоматических ПУ (по образцу авиационных пушек), однако практика показала несостоятельность этих намерений.

Те ракеты, работы над которыми велись на конечном этапе войны, не использовали принцип стабилизации ротацией. В момент запуска снаряд уже имел определенную скорость (скорость полета самолета), но еще недостаточное число стабилизирующих вращений, поэтому все авиационные ротационные ракеты отличались значительно большим рассеиванием, нежели образцы, снабженные оперением (в последнем случае точность попадания повышалась за счет «наложения» скорости ракеты на скорость самолета в момент запуска; этот же фактор позволил сократить до минимума длину направляющей).

В 1943 году, когда налеты союзной бомбардировочной авиации на территорию Германии начали усиливаться, на вооружении люфтваффе не состояло ни одного удовлетворительного образца ракеты класса «воздух — воздух». По этой причине в спешном порядке возобновили работу над проектами ракетного вооружения. Об этом свидетельствует число предложенных, начиная с 1943 года, конструкций — более 20. Количество проектов, примененных в бою, оказалось значительно меньшим, а сколько-нибудь удачных из них — единицы.

Первым образцом, пригодным для использования в ВВС, можно считать несколько усовершенствованную сухопутную 210-мм ротационную ракету W.Gr.42. Ее применение в авиации было обусловлено насущной необходимостью. Конструкция пусковой установки являлась импровизированной. Она предусматривала установку стандартной трубчатой направляющей под каждой плоскостью одномоторного истребителя. Крепежные распорки укреплялись в гнездах для крепления подвесных топливных баков. Как и баки, направляющие могли сбрасываться в полете вместе с распорками. Вскоре при атаке немецких истребителей Fw 190, вооруженных этим оружием, на соединение союзных бомбардировщиков во время налета на Швайнфурт (14 октября 1943 года) ракетами было сбито значительное количество «летающих крепостей» В 17. Правда, задача германской ПВО в значительной мере облегчалась тем, что англо-американские бомбардировщики в то время еще не имели истребительного сопровождения. Успешное применение 210-мм реактивных снарядов W.Gr.42 повлекло разработку нескольких образцов подобных ракет (Jagdrakete 42, 210-мм RB «Flugei» и других). Тем не менее ни один из этих проектов так и не был реализован. Вскоре истребители люфтваффе начали применять и 280-мм фугасные ракеты 28 cm WK, направляющие для которых изготовлялись из стальных прутьев и уголков и мало отличались от используемых в «сухопутной» 280/320-мм РСЗО NbW 41.

Рис. 148. Варианты ракетного вооружения истребителей Fw 190A-8/F-8.

Направляющими для двух 210-мм НАР оснащались истребители Bf 109G-5—G-14 («полевая модификация» R2), Fw 190А-4 —А-8 («полевая модификация» R6), а также двухмоторные перехватчики Bf 110G-5, G-6 и G-10 («полевая модификация» R2) и другие машины. На Bf 110F-2 в экспериментальном порядке устанавливались четыре направляющие 210-мм ракет.

Существовал ряд более экзотических вариантов пусковых установок. На одном экземпляре двухмоторного истребителя Me 410В-2 в экспериментальном порядке была установлена шестизарядная пусковая установка W.Gr.42 револьверного типа. Вращающийся барабан с ракетами размещался в специальной выемке, устроенной в нижней части фюзеляжа. Установка вела огонь залпами по две ракеты через вырезы по бортам носовой части фюзеляжа. Стрелковое вооружение с самолета снималось. ПУ не была принята на вооружение ВВС, но ее смело можно считать «прародительницей» револьверных установок с крылатыми ракетами ALCM-B, применяемых в конструкции современных американских стратегических бомбардировщиков В 52 и В 1В. Существовали и другие варианты: так, на одном из Fw 190А-8 установили одну направляющую 210-мм ракеты, развернутую в заднюю полусферу. Поскольку перехватчики, как правило, атаковали бомбардировщики противника на пересекающихся курсах, а огонь открывался с предельно малой дистанции, последние оказывались в зоне обстрела весьма малое время. Таким образом, проскочив строй вражеских самолетов, пилот «Фокке-Вульфа» мог, не разворачиваясь, послать им «на прощание» еще одну мощную ракету после чего начать разворот для новой атаки.

280/320-мм ракеты были испытаны на Fw 190A-5/R6 и впоследствии подвешивались под крыльями усовершенствованных машин серии F-8 в количестве от двух до четырех. Направляющие из стальных прутков представляли собой вариант применявшихся на модифицированной армейской РСЗО. Кстати, большие габариты применявшихся подвесок заставили немцев искать другие пути размещения дополнительных топливных баков: на одном из Fw 190А-8 была испытана система, состоявшая из двух обтекаемых баков, установленных над крыльями. Впоследствии такой метод размещения дополнительных резервуаров для топлива был применен на многих послевоенных реактивных машинах, в том числе на всем известных «Лайтнинге» и «Ягуаре».

Перспективным направлением в конструировании неуправляемых авиационных ракет стал проект RhZV 8. 76-мм ракета весом 10,2 кг (масса разрывного заряда 1 кг) развивала скорость до 750 м/с при рассеивании не более 1 /35 от дальности полета. Была снабжена нескладывающимися стабилизаторами размахом 220 мм, а для достижения повышенной точности стрельбы — еще и вспомогательной ротацией. Однако, согласно точке зрения специалистов Министерства авиации, большой размах стабилизаторов стал основным недостатком конструкции, не позволившим широко применять ракету. Под крылом истребителя Bf 110 можно было подвесить только 8 НАР — это количество признали недостаточным. Поэтому дальнейшие работы сосредоточились на создании ракеты со стабилизаторами, раскрывающимися в воздухе.

Ракета R4/M «Orkan» («Смерч») стала наиболее удачным разработанным в рамках данной концепции образцом вооружения, который выпускался в больших сериях до самого конца войны. Полный успех ракеты (создана консорциумом фирм «Heber-Osterode» и «DWM L?beck», стал следствием весьма детальных баллистических исследований, опытов по повышению точности стрельбы и анализа факторов, вызывающих рассеивание ракет после их запуска с направляющей. Экспериментальным путем была также найдена наименьшая масса разрывного заряда, необходимая для достижения высокой вероятности уничтожения вражеского бомбардировщика (около 400 граммов пентрита или гексогена).

НАР весом 3,85 кг (0,52 кг взрывчатки в боевой части) имела калибр 55 мм и общую длину 812 мм. Разгонный заряд (0,815 кг) сообщал ракете максимальную скорость 525 м/с. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242 мм. Поскольку НАР со сложенным оперением могла запускаться с простейшей (например, трубчатой) направляющей, на подкрыльевых узлах подвески реактивного истребителя Me 262 удалось разместить до 24 ракет R4/M. К апрелю 1945 года таким образом оборудовали 60 машин (шесть из них несли 48 ракет, установленных в два яруса).

В начале 1945 года было заказано 25000 ракет R4/M. Реально произведено до 12000, однако в авиационные части попало только ограниченное количество НАР. В ходе боев с их применением (в самом конце войны) по соединениям союзных бомбардировщиков выпущено около 2500 ракет — в большинстве своем с хорошими результатами. Значительное количество серийных ракетных двигателей было использовано в разработке других типов НАР — «Orkan» (класса «воздух — воздух»), «Panzerblitz» («воздух — поверхность», противотанковая) и т. д.

Аналогичная концепция легла в основу 55-мм ракеты «Schlange» («змея»). При общей массе 3,5 кг разрывной заряд ее БЧ весил 0,5 кг. Разгонный заряд (три цилиндрические шашки длиной 380 мм) весом 0,69 кг сообщал ракете скорость 450 м/с. НАР оснащалась шестью раскрывающимися стабилизаторами. Сведения о якобы имевшем место боевом использовании этого образца вооружения являются ошибочными. В опытном порядке перехватчики оснащались 65-мм неуправляемыми ракетами RZ 65: двухмоторный Bf 110V19, созданный на основе самолета серии F-2, нес 12 этих НАР, размещенных в трубчатых направляющих в два яруса: 7 в верхнем и 5 в нижнем. Блок ракет крепился к фюзеляжу под центропланом. Второй вариант предусматривал установку единственной направляющей под углом 90 градусов к продольной оси самолета. Пробовали оснащать этими ракетами и одномоторные Fw 190А-3/U2, однако дальше экспериментов дело не пошло: RZ 65 не применялись в боевых действиях.

Из массы нереализованных проектов обращают на себя внимание некоторые интересные конструктивные решения. Для достижения высокой вероятности поражения цели был разработан ряд ракет со шрапнельной боевой частью. Головка такой ракеты вмещала в себя от 130 до 400 металлических шариков, снаряженных зажигательным составом (тип BS или Brandsplitter; буквально — «зажигательно-осколочная»). Вышибным зарядом направленного действия шарики выбрасывались на цель веером (примерно 30 градусов). Согласно результатам испытаний, шарик с дистанции 200 метров мог пробить обшивку и стенку топливного бака самолета и воспламенить вытекающий бензин.

Рис. 149. Неуправляемые авиационные ракеты.

Эффективность применения оружия зависела от дистанции до цели (оптимальная дальность 600—1200 метров, в зависимости от калибра ракеты), взаимного положения обоих самолетов (наилучшие результаты достигались при стрельбе в плоскости полета цели), а также дальности разрушения головной части ракеты от цели (наилучшим являлось расстояние около 80 метров).

При атаке крупных, многомоторных и маловосприимчивых даже к большому количеству попаданий самолетов предполагалось использовать боевые части типа MS (Minensplitter — «минно-взрывная осколочная»), в которые укладывали 33 цилиндрических стержня, снабженных четырьмя небольшими стабилизаторами и кумулятивной БЧ (каждый весом 1 кг, в том числе 0,42 кг взрывчатки).

Стержни выбрасывались вышибным зарядом по направлению к цели, а их взрыватели срабатывали при контакте с целью.

Боевые части типа BS и MS использовали на 150-мм ракетах R 50/BS, 210-мм R 100/BS и R 100/MS, 300-мм R50/BS; на завершающем этапе войны проводили работы над 420-мм ракетой. Наиболее детально проработанным стал вариант R 100/BS, чье серийное производство началось в январе 1945 года. Из 250 заказанных ракет к концу войны изготовили только 25 экземпляров. Незавершенным остался проект доработки 500-кг авиабомбы («ракетный» калибр 420 мм) в качестве неуправляемой ракеты SC 500RS.

Интересным с конструктивной точки зрения стал проект 150-мм НАР «Drahtmantel» («Проволочная сеть»), разрабатывавшийся заводом «Waffenfabrik Brunn». Ее шрапнельная боевая часть имела сходные с образцом R 100/BS характеристики. Для достижения более высокой скорости полета ракеты оснащалась облегченной камерой сгорания, изготовленной из стального листа толщиной всего 1–1,5 мм. Необходимая прочность устройства обеспечивалась внешней оплеткой стальной проволокой с прочностью на разрыв 800 мегапаскалей. Оборудованная таким образом камера сгорания выдерживала внутреннее давление до 30 мегапаскалей, но следствием нагрева ее тонких стенок при работе ракетного двигателя стала сильная температурная деформация кожуха. Удовлетворительные результаты были достигнуты только после значительного увеличения толщины стен камеры. Цилиндрический брусок пороха диаметром 112 и длиной 856 мм разгонял «Драхтмантель» примерно до 500 м/с. Предусматривалось также использование заряда, горящего при низком давлении (как у ракеты R4/M) — с его применением отпадала нужда в плетеном проволочном кожухе.

В 1944 году было принято решение о принятии ракеты на вооружение — ВВС получили установочную серию НАР (1000 единиц). Результаты опытных стрельб неизвестны. В случае неудовлетворительного итога войсковых испытаний планировалось переработать ракету для использования в ПВО. Рассматривался вопрос о разработке подобной НАР калибром 210 мм, но работы над ней не вышли из стадии первоначального проекта.

Рис. 150. Подвеска 210-мм НАР на боевых самолетах.

Мысль об создании авиационных ракет класса «воздух-поверхность» пришла в голову немцам достаточно поздно, хотя их противники — американцы, англичане и русские с успехом применяли ракеты для штурмовки наземных целей еще в начале войны. Первые импровизированные образцы такого вооружения начали использоваться только в 1944 году. Наиболее детально проработанными стали противотанковые ракеты. Их первые типы создавались на основе гранаты РПГ R-Pz.B. 54/1 «Панцершрек» (смотри главу «Реактивные противотанковые гранатометы»). С помощью установки более «долгоиграющего» двигателя удалось создать НАР, развивающую скорость около 130 м/с. Три направляющие для ракет монтировались на стандартном узле подвески ЕТС 250 и после залпа сбрасывались. Боевая эффективность и баллистические данные этого оружия оказались не вполне удовлетворительными, поэтому произведено и применено только небольшое количество ракет. Второй вариант, с максимальной скоростью 240 м/с, также оказался неудачным, хотя и стал основой для дальнейшей разработки авиационных противотанковых ракет.

Вследствие острого цейтнота и настоятельных требований Министерства авиации максимально ускорить принятие на вооружение противотанковых ракет, конструкторы чаще всего брали за основу уже имеющиеся образцы НАР и наспех приспосабливали их к новым задачам. По имеющимся данным, параллельные работы велись над несколькими образцами ракет.

Противотанковая НАР «Panzerblitz 1.» существовала по крайней мере в трех вариантах. Основой для нее стала 80-мм W.Gr.43 (переработанная советская М-8), в которой первоначальная фугасная боевая часть была заменена кумулятивной (бронепробиваемость до 90 мм). Ракета развивала скорость около 374 м/с. Другая версия «Панцерблица» возникла путем соединения боевой части РПГ «Панцершрек» с несколько доработанным двигателем 80-мм ракеты. Удовлетворительная форма головной части достигнута путем применения баллистического колпака. По некоторым данным, при запуске с самолета удалось добиться значительной точности стрельбы (рассеивание— 0,001 дальности полета), то есть примерно каждая шестая ракета попадала в цель.

Ракеты запускались с направляющих рельсового типа либо со сбрасываемой ПУ (восемь направляющих). При залповом огне в результате взаимного воздействия тепловых следов ракет несколько падала точность стрельбы. Основным недостатком системы стало требование резкого ограничения скорости самолета в момент ракетного залпа.

Для обеспечения лучшей бронепробиваемости (150–180 мм) в варианте «Panzerblitz» кумулятивная боевая часть калибром 130 мм скомбинирована с двигателем 55-мм ракеты R4/M. По причине увеличения общей массы боеприпаса на 1 кг максимальная скорость упала до 370 м/с, что было признано неудовлетворительным. Кроме того, боевая часть оказалась несколько слабой для эффективной борьбы с танками. Поэтому была выпущена лишь небольшая серия этих ракет, которые с декабря 1944 года использовались на Восточном фронте в качестве вооружения штурмовиков Fw 190F-8.

Последней известной конструкцией является ракета «Panzerblitz» 3. На ней вновь применен двигатель от R4/M, вариантов боевой части было несколько. Первоначальная увеличенная фугасная БЧ вскоре была заменена кумулятивной, которая обеспечивала пробивание 120-мм гомогенной брони. По некоторым данным, кумулятивная боеголовка была заимствована у РПГ «Панцершрек», по другим — разработана на основе 75-мм кумулятивного снаряда Hl.Gr.43. Сохранившиеся фотографии подтверждают первую точку зрения. После запуска ракета должна была развить скорость 480 м/с (при использовании пороха, горящего при низком давлении — до 570 м/с). Несмотря на настоятельную нужду в мощном противотанковом средстве этот образец НАР (обозначение R4/HL) не удалось пустить в серийное производство; было изготовлено всего несколько опытных образцов. Ракету должны были запускать со стандартных направляющих НАР R4/M.

Немцы проводили работы по установке НАР «воздух — поверхность» практически на всех образцах бомбардировщиков и штурмовиков. Например, на двухмоторном штурмовике Hs 129В испытывалась подвеска 210-мм ракет W.Gr. 42, 280-мм WK, 70-мм «Panzerblitz 1» и 55-мм «Panzerblitz 2». На Fw 190 различных модификаций число устанавливавшихся серийных и экспериментальных ракет было еще больше.

Рис. 151. Установка противотанковых гранатометов «Panzerfaust 100» на самолете Вu 181.

Многоцелевые Fw 190F-8 в опытном порядке оснащались 16 направляющими «Панцерблиц 1», 12–14 «Панцерблиц 2», либо шестью 88-мм ракетами типа «Панцершрек». Тем не менее, несмотря на все ухищрения, в Германии до самого конца войны так и не удалось создать действительно эффективную ракету для обстрела наземных целей. Хотя в экспериментах недостатка не было — в 1945 году с самолетов стали применять даже пехотный реактивный гранатомет одноразового применения «Panzerfaust 100». Трубчатые направляющие РПГ без каких-либо изменений монтировались на простейших крыльевых кронштейнах. Последние наваривали на крылья легкого одномоторного учебного моноплана Вu 181 — совершенно небоевой машины, превращенной таким образом в «штурмовик». Одна направляющая крепилась к верхней поверхности крыла, другая — к нижней. Оборудованный таким образом самолет нес четыре «Панцерфауста». В последние месяцы войны из этих машин была сформирована импровизированная штурмовая авиагруппа, сражавшаяся на Восточном фронте.

Рис. 152. Подвеска ракет R4/M на Me 262А-1Ь.

После окончания второй мировой войны некоторые образцы германских НАР послужили образцами для создания авиационных ракет в ряде стран-победительницах. В особенности это касается R4/M, которые состояли на вооружении чешских ВВС (ими оснащали истребители S.199 — реплика немецкого Bf 109G), а также стали основой для разработки послевоенных американских 69,8-мм НАР «Mighty Mouse».

Необходимо напомнить еще об одном применении реактивного принципа в авиации — пороховых ракетных стартовых ускорителях, используемых для обеспечения взлета или сокращения разбега тяжелых самолетов. По американским данным, первые попытки создания таких систем в Германии начались еще перед войной, однако эти опыты стали лишь прелюдией к закупке в 1939 году в США технологий, созданных Ф. Дж. Мэйлином (F. J. Malin). В Германии наибольшее распространение получили стартовые ускорители конструкции инженера Вальтера, в которых рабочая тяга создавалась «холодным» путем — катализированным разложением 80-процентного пероксида водорода.

Самым надежным двигателем Вальтера стал HWK 109–500, который поддерживал мощность 5 кН в течение 30 секунд после запуска — при 3000 стартов не зарегистрировано ни одного отказа.

Рис. 153. Ракетные ускорители Ri 202 (HWK 109–500) на бомбардировщике Ju 88А-6.

Вначале ускорители оставались установленными на самолете в течение всего полетного времени, затем они после окончания работы сбрасывались и падали на парашютах на аэродром. Одним из главных достоинств ускорителей Вальтера была возможность многократного применения. Еще один двигатель этого инженера — HWK 109–501 (развивал мощность 10 кН в течение 42 секунд либо 15 в течение 30) был выпущен лишь небольшой серией. Этот ракетный мотор работал на классическом принципе — сжигал двусоставное жидкое топливо.

Твердотопливные (пороховые) стартовые ускорители впоследствии были созданы фирмами WASAG (типы HWK 109–522 и 109–532) и «Schmidding» (109–563 и 109–593). Тяга большинства образцов этих устройств колебалась в пределах 4,903—8,336 кН.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

АВИАЦИОННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ — Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты — В. П. Морозов — rutlib5.com

АВИАЦИОННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ 

СЕМЕЙСТВО РАКЕТ С-5

Ракета С-5 (первоначально названная АРС-57) была разработана в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Ну- дельман). Примечательным отличием ракет С-5 от предшествующих советских неуправляемых авиационных ракет было складное оперение, обеспечивавшее компактное размещение ракет в направляющих трубах, собранных в один блок. Идея была позаимствована у немецких ракет R 4/М и «Шланге», выпускавшихся в годы войны. Такой подход давал возможность простым способом увеличить количество запускаемых ракет путем наращивания числа труб в блоке

Неуправляемая авиационная ракета С-5 состоит из твердотопливного двигателя с топливной шашкой, размещенной в точеном стальном корпусе, к передней части которого крепится боевая часть со взрывателем, а к задней – сопло с узлами навески оперения. Лепестки стабилизатора шарнирно складываются вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма в точности повторяет наружный контур сопла, а потребная площадь оперения набрана за счет количества лепестков При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживаются в сложенном положении кольцом из плотной бумаги или пластика, а при пуске и выходе из направляющей они раскрываются под действием пружины и набегающего потока воздуха

Заточка передних кромок «под нож» придала им своеобразный аэродинамический профиль, обеспечивающий раскрутку ракеты в полете до 1500 об/мин и дополнительную стабилизацию вращением.

Для быстрого разгона ракеты и достижения достаточных оборотов сразу после выхода из трубы (частота вращения зависит от скорости полета) твердотопливный двигатель имеет звездообразный канал, дающий наибольшую площадь горения и тягу. Время работы двигателя всего 1,1 с (за это время С-5 пролетает около 300 м), и после выгорания топлива ракета продолжает баллистический полет, подобно пушечному снаряду

Табличная дальность стрельбы ракет С-5 составляет 2000 м, а баллистическая – свыше 4000 м.

Неуправляемая авиационная ракета С-5 предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей. Она оснащена взрывателем ударного действия В-5М или В-5М1 с самоликвидатором. Вероятное круговое отклонение при стрельбе с истребителя на высоте 15000 м и скорости 970 км/ч – не более 3,5 тысячных дистанции до цели.

Ракета С-5 (АРС-57) была принята на

rutlib5.com

Неуправляемая авиационная ракета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного базирования, так и наземного.

История

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет, с электрозапалом, калибр ракет 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбового удара по промзоне Швайнфуртского завода по производству шарикоподшипников, встретили в пути немецких истребителей-перехватчиков, — бортовое стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков позволяло на равных вести бой с перехватчиками, но те не стали приближаться на расстояние досягаемости огня противника, начав обстрел ракетами залповым способом с расстояния около 2 тысяч ярдов (1,8 км). По словам Пизли, НАР на начальном участке траектории полёта оставляли за собой двухсотметровый дымовой след, а их взрыв в диаметре вдвое превышал разрывы крупнокалиберных снарядов зенитной артиллерии. Каждый перехватчик имел под крыльями четыре орудийных блока с НАР, которые были оснащены неконтактными взрывателями, разрываясь на расстоянии, помимо фугасного действия взрывной волны, пробивали обшивку обстреливаемого самолёта готовыми поражающими элементами типа осколочного кожуха, которые были извлечены по возвращении техниками наземного обслуживания. Американский журнал «Тайм» сообщил, что таким образом немцам удалось за один бой 14 октября сбить шестьдесят американских B-17 (что по всей вероятности является преувеличением).[2]

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на больших дальностях. Так к примеру точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[3].

Видео по теме

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wiki2.red

Неуправляемая авиационная ракета — Википедия

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного базирования, так и наземного.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, русский офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский офицер Ле Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и английскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали от 6 до 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на больших дальностях. Так к примеру точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[2].

www.wiki-wiki.ru

Неуправляемая авиационная ракета Вики

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

История[ | код]

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбового удара по промзоне Швайнфуртского завода по производству шарикоподшипников, встретили в пути немецких истребителей-перехватчиков — бортовое стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков позволяло на равных вести бой с перехватчиками, но те не стали приближаться на расстояние досягаемости огня противника, начав обстрел ракетами залповым способом с расстояния около 2 тысяч ярдов (1,8 км). По словам Пизли, НАР на начальном участке траектории полёта оставляли за собой двухсотметровый дымовой след, а их взрыв в диаметре вдвое превышал разрывы крупнокалиберных снарядов зенитной артиллерии. Каждый перехватчик имел под крыльями четыре орудийных блока с НАР, которые были оснащены неконтактными взрывателями, разрываясь на расстоянии, помимо фугасного действия взрывной волны, пробивали обшивку обстреливаемого самолёта готовыми поражающими элементами типа осколочного кожуха, которые были извлечены по возвращении техниками наземного обслуживания. Американский журнал «Тайм» сообщил, что таким образом немцам удалось за один бой 14 октября сбить шестьдесят американских B-17 (что по всей вероятности является преувеличением)[2].

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на большой дальности полёта. Так, к примеру, точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[3].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Марковский К., Перов М. Наследники «ЭрЭсов» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 21—23. — ISSN 0130-2701.
  • Германов Н. Неуправляемые авиационные ракеты (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 7. — С. 54—58. — ISSN 0134-921X.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *