Франц Ксавер Мессершмидт – от трагического до великого

Это не конструктор знаменитого немецкого самолета Мессершмитт. Это, может быть менее знаменитый, но безусловно выдающаяся фигура в мировой художественной культуре. А это его скульптуры, может показаться, что это работы нашего современника, но это не так. Франц Ксавер Мессершмидт австрийский скульптор (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736— 19 августа 1783), жил в XVIII веке. Ни чем не примечательный скульптор своего времени, учился сначала у своего брата, потом у дяди, ну закончил Венскую Академию изящный искусств, велика заслуга, ну делал эпигонские бюсты на мотив римских с присущим классицизму пафосом и патетикой, ну кто ж их тогда не ваял.

Однако к сорока годам приключилась с Францем Ксавером Мессершмидтом болезнь, одни считали, что он помрачился умом, другие, что был болен неизвестной в то время болезнью Крона поражавшей кишечник. Последние как раз считают, что свои «

характерные головы» скульптор стал создавать потому, что заглушал боль щекоткой и его заинтересовала собственная мимика в зеркальном отражении. Как бы то ни было, из Венской академии его Мессершмидта попросили, и последние шесть лет своей жизни скульптор провел у своего брата в Братиславе. Страдая от болезни, Мессершмидт создал эти бюсты с необычной для своего времени мимикой. Такие бюсты были для искусства Классицизма столь же удивительны, как огнестрельное оружие для индейцев Северной Америки. Именно этими бюстами скульптор и прославился. В 2005 году одна из его «характерных голов» была продана на аукционе Сотби за 4 800 000 долларов США.


















Мебель для офиса от компании Франк по самым демократичным ценам.
Где и как используется экзотическая древесина и другие ценные породы дерева.
Домашние декоративные крысы, все об уходе, кормлении, играх с декоративными крысами.

Комментарии

ЭВА_ЛОТТА    интересно! и это же надо не упустить мимолетное выражение лица, запомнить его и воспроизвести…


sveZduh

Скульптор сам служил себе натурой, и зеркало у него всегда было под рукой.

TaisSibirskaya    С юмором человек был!


Аноним   Пожалуйста, напишите, где можно посмотреть скульптуры Мессершмидта, в каком музее и в каком городе?
L_Leus

Австрийская Национальная галерея Бельведер, Вена; Музей Поля Гетти, Калифорния, наконец — Лувр, Париж

svezduh.ru

Франц Ксавер Мессершмидт — это… Что такое Франц Ксавер Мессершмидт?


Франц Ксавер Мессершмидт

Бюст работы Мессершмидта

Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг — 19 августа 1783, Братислава) — австрийский скульптор.

Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста Штрауба. Учился у него, затем у другого дяди, тоже скульптора, Филиппа Якоба Штрауба в Граце. C 1755 г. студент Венской Академии изящных искусств, где учился у Якоба Шлеттерера. Закончив занятия в Академии, Мессершмидт остался в Вене, выполняя заказы императорского дома, — некоторые из этих статуй, исполненных в барочной манере, сохранились. Перелом в творчестве Мессершмидта наступает около 1769 г. — отчасти под влиянием совершённой чуть ранее поездки в Рим. Работы скульптора начала 1770-х гг. тяготеют к классицизму — известен, в частности, бюст Франца Антона Месмера, явно навеянный впечатлениями от бюстов римских императоров. В это же время Мессершмидт начинает создавать свои так называемые «хара́ктерные головы» (нем. Charakterkopfe) — бюсты с весьма причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой. По-видимому, этот ряд работ связан с развитием у самого Мессершмидта психического заболевания, сопровождавшегося галлюцинациями. Болезнь Мессершмидта привела к тому, что он был уволен из преподавателей Венской академии, после чего так и не смог найти постоянной работы и провёл последние шесть лет жизни в Братиславе, у своего брата (и тоже скульптора) Иоганна Адама Мессершмидта. Однако именно «характерные головы» и оказались, в конечном итоге, наиболее замечательной частью творческого наследия Мессершмидта. 28 января 2005 г. одна из «голов» была продана на аукционе Сотби за рекордную сумму в 4 800 000 долларов США.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Франц Ксавер Зюссмайр
  • Франц Ксавер Нимечек

Смотреть что такое «Франц Ксавер Мессершмидт» в других словарях:

  • Мессершмидт, Франц Ксавер — Franz Xaver Messerschmidt Род деятельности: скульптор Дата рождения: 6 февраля 1736(1736 02 06) …   Википедия

  • Мессершмидт Франц Ксавер — Бюст работы Мессершмидта Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг  19 августа 1783, Братислава)  австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста… …   Википедия

  • Мессершмидт, Франц — Бюст работы Мессершмидта Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг  19 августа 1783, Братислава)  австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста… …   Википедия

  • Франц Мессершмидт — Бюст работы Мессершмидта Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг  19 августа 1783, Братислава)  австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста… …   Википедия

  • Мессершмидт Ф. — Бюст работы Мессершмидта Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг  19 августа 1783, Братислава)  австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста… …   Википедия

  • Мессершмидт Ф. К. — Бюст работы Мессершмидта Франц Ксавер Мессершмидт (нем. Franz Xaver Messerschmidt; 6 февраля 1736, Визенштейг  19 августа 1783, Братислава)  австрийский скульптор. Родился в Швабии, вырос в Мюнхене в доме своего дяди, скульптора Иоганна Баптиста… …   Википедия

  • Мессершмитт — Мессершмидт (Мессершмитт) немецкая и австрийская фамилия. Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685 1735) немецкий медик и ботаник на службе Российской империи. Мессершмидт, Франц Ксавер (1736 1783) австрийский скульптор. Мессершмитт, Вильгельм Эмиль… …   Википедия

  • Мессершмит — Мессершмидт (Мессершмитт) немецкая и австрийская фамилия. Мессершмидт, Даниэль Готлиб (1685 1735) немецкий медик и ботаник на службе Российской империи. Мессершмидт, Франц Ксавер (1736 1783) австрийский скульптор. Мессершмитт, Вильгельм Эмиль… …   Википедия

  • Messerschmidt Franz Xaver — Мессершмидт Франц Ксавер (1736 1783) скульптор периода перехода от барокко к классицизму. Его скульптуры соединили выразительность барокко с ясностью форм классицизма. Известны его характерные головы (Charakterköpfe) серия гримасничающих… …   Австрия. Лингвострановедческий словарь

  • Академия изобразительных искусств (Вена) — Координаты: 48°12′05″ с. ш. 16°21′55″ в. д. / 48.201389° с. ш. 16.365278° в. д …   Википедия

dic.academic.ru

Выставка Франца Ксавера Мессершмидта в Лувре

Франц Мессершмидт (1736-1783)

Выставка австрийского скульптора XVIII века Франца Ксавера Мессершмидта, творившего на грани безумия и оставившего после себя множество скульптурных портретов, отталкивающих и завораживающих одновременно, открылась в Лувре…

Скульптурные портреты Франца Ксавера Мессершмидта. Зажмуренные глаза, сморщенный нос, скорбные складки на тяжелом подбородке. Искаженные лица с причудливой мимикой пугают и завораживают.


На выставке, которая открылась недавно в главном французском музее, — сообщает RFI -RUSSIAN, — представлено около 30 бюстов венского скульптора Франца Ксавера Мессершмидта (1736-1783), придворного скульптора габсбургского двора, знаменитого сегодня, однако, не своими портретами королевским особ, а так называемыми «характерными головами».

«Характерные головы» — экспрессивные скульптурные портреты, которые Мессершмидт лепил в своей мастерской, стоя перед зеркалом и гримасничая. Сколько всего таких голов создал скульптор, доподлинно не известно. Они не предназначались для продажи, а потому Мессершмидт не датировал и не подписывал их. Об особенностях творчества Мессершмидта, его безумии, таланте и сегодняшней актуальности  рассказывает куратор выставки, главный хранитель отдела скульптуры в Лувре Гилем Шерф:

К этой выставке можно подойти с трех сторон. Во-первых, она является частью сезонов XVIII века в Лувре — в выставочном сезоне 2010/2011 четыре выставки в Лувре посвящены XVIII веку. Во-вторых, эта выставка является частью серии выставок, посвященной иностранным художникам, которых плохо знает французская публика: в Лувре прошла выставка, посвященная датскому художнику Абильдгаарду, а также выставка австрийского живописца Вальдмюллера, в следующем году мы организуем выставку Пинзеля, скульптора польского происхождения, чьи работы находятся на Украине. И наконец, в-третьих, в 2005 году Лувр приобрел одну из так называемых «характерных голов» Мессершмидта на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, поэтому, нам показалось интересным показать на этой выставке другие скульптурные бюсты Мессершмидта.

Как получилось, что французская публика знакомится с творчеством этого загадочного скульптора только сейчас?

Мессершмидт был знаменитым в свое время скульптором. Он был особенно известен в течение первой половины своей карьеры, так как он был очень хорошо устроен: член Венской Королевской Академии, преподаватель этой же академии, Мессершмидт выполнял заказы императорского дома — скульптурные портреты королевской четы Габсбургов, ему покровительствовал глава академии…

Затем, однако, в результате одной неурядицы в его биографии, Мессершмидт был уволен из Венской академии, и уехал из Вены сначала в Баварию, а затем в нынешнюю Словакию, в город Пресбург, сегодняшнюю Братиславу. Пресбург, который находился всего в 50 км от Вены, тогда был столицей венгерского королевства, где была своя культурная интеллигенция, а потому Мессершмидт не был изолирован и продолжал оставаться известным. Кстати, в 1781 году к нему приезжал знаменитый тогда немецкий писатель Фридрих Николаи, который после встречи с Мессершмидтом опубликовал о нем книгу.

Однако публике была известна лишь одна часть его творчества, то есть портретные или религиозные скульптуры. Другая часть его деятельности была личной, сокровенной: это серия бюстов, так называемых «характерных голов», которые он делал, стоя перед зеркалом. О его технике в своей книге подробно рассказывает Николаи. Эта серия «характерных голов» была продана после смерти скульптора его братом в 1793 году.

Почти целый век коллекция оставалась в одних руках, а в конце XIX века несколько из этих бюстов были куплены коллекционерами-ценителями искусства Венского сецессиона — картин Климта или Шиле. В 1932 психоаналитик и искусствовед Эрнст Крис опубликовал большую статью в одной из венских газет, в которой он интерпретировал творчество Мессершмидта с точки зрения психоанализа. То есть, с начала XX века творчество Мессершмидта был очень актуально в Вене.

До сегодняшнего дня Мессершмидт остается частью венской культуры. Он оказал большое влияние на современных художников, в частности, на венских акционистов. Однако до 2005 года работы Мессершмидта за пределами Центральной Европы (Германии, Австрии, Словакии и Венгрии) были практически неизвестны.

Его творчество впервые стали по-настоящему изучать после публикации в 1982 году большой книги, посвященной Мессершмидту, которая позволила широкой публике ознакомиться с его «характерными головами». Затем были другие публикации и выставки, а в 2005 году, как я говорил, Лувр за огромные деньги (4 800 000 долларов — прим. ред.) приобрел один из бюстов Мессершмидта, и этому примеру последовали другие учреждения.

Мессершмидт был уволен с должности преподавателя Венской Академии изящных искусств, так как другие преподаватели считали его душевно больным. Можно ли сегодня говорить о сумасшествии Мессершмидта и о влиянии его болезни на его творчество?

То, что Мессершмидт был особенным скульптором — очевидно. Он обладал яркой индивидуальностью, и эта его индивидуальность раздражала его современников. Если его выгнали из Венской Академии, виной тому, вероятно, стали происки какого-то художника, который завидовал его таланту и не переносил его характера.

Я сравниваю Мессершмидта с Жан-Жаком Руссо, который также обладал яркой индивидуальностью, тоже был в некоторой степени параноиком, и которому не удавалось ладить с другими. Кроме того, я думаю, что параллельно с проблемами в отношениях c другими людьми, у него, действительно, было какое-то психическое расстройство.

Однако нужно признать, что он жил в такой бурлящей среде, где разумные принципы эпохи Просвещения сосуществовали с другими движениями. В частности, Мессершмидт общался с доктором Месмером, адептом спиритизма, который занимался оригинальными терапевтическими опытами, с помощью магнитов притягивал внешние флюиды.

Как преподаватель Венской Академии, Мессершмидт наверняка был в курсе различных теорий того времени, он был в курсе физиогномики, то есть определения личности человека по особенностям его лица. Он жил в эпоху дебатов об идеале красоты, в эпоху, когда Гете настаивал на особенности гения художника. То есть, он был осведомлен о многочисленных теориях, в которых нормативным категориям красоты противопоставлялись другие категории, таким образом, его личность как художника развивалась в соответствии с этими новыми представлениями. Параллельно с этим, он точно страдал от каких-то патологий, но когда мы видим его бюсты, собранные все вместе, мы поражаемся его художественному дару, его качествам скульптора.

На этой выставке в Лувре впервые представлены только оригинальные работы Мессершмидта, тогда как зачастую творчество Мессершмидта известно только по гипсовым копиям XIX века или более поздним бронзовым копиям. Здесь, на выставке, только оригинальные бюсты Мессершмидта, и разница очень ощутима. Качество деталей, работа по металлу (олово и свинец) и качество камня (алебастр).

Еще одна особенность личности Мессершмидта, вызывающая любопытство — это его асексуальность…

Некоторые из этих бюстов имеют свои особенности. Во-первых, все они мужские. Во-вторых, из свидетельств его современников, известно, что Мессершмидт был асексуален. Он вел целомудренный образ жизни. Кроме того, Мессершмидт говорил о том, что не надо изображать красные губы, то есть чувственный аспект, один из важных элементов человеческой сексуальности.

На некоторых из его бюстов можно увидеть, что губы закрыты тонкой полоской. Этому есть два объяснения. Первое заключается в том, что эта полоска и есть один из тех магнитов, используемых доктором Месмером, чтобы притягивать к больному телу внешние флюиды для излечения. По второй версии, которую предлагает психоаналитик Крис, эта полоска может символизировать пояс целомудрия.

Эта выставка в Лувре проходит параллельно с выставкой современного британского скульптора Тони Крэгга. Что можно сказать о влиянии творчества Мессершмидта на современных художников?

Действительно, искусство Мессершмидта особенно, оно зачаровывает современных художников, и в первую очередь венских художников, а именно венских акционистов, которые ссылаются на Мессершмидта. Английский скульптор Тони Крэгг, чья выставка сейчас проходит в Лувре, также был под влиянием творчества Мессершмидта. В Вене прошла выставка, на которой в одном выставочном пространстве были показаны скульптуры Тони Крэгга, воспроизводящие в профиль бюсты Мессершмидта, и скульптуры самого Мессершмидта. Мы в Лувре решили не повторять ту же самую идею, а сделали параллельную выставку других скульптур Тони Крэгга, хотя Тони Крэгг, как и другие художники, по-прежнему интересуется Мессершмидтом.





rupo.ru

Франц Мессершмидт: застывшие эмоции

Франц Ксавьер Мессершмидт родился в 1736 году в небольшом городке Визенштайг посреди Швабских гор в Бадене, что на юге современной Германии.

Его детство прошло в домах именитых родственников. Оба дяди Мессершмидта по материнской линии были известными скульпторами и привили юному Францу интерес к ваянию. До семнадцатилетия он жил у Иоганна Баптиста Штрауба в Мюнхене, затем перебрался в Грац к Филиппу Якобу Штраубу и стал готовиться к поступлению в Венскую Академию изящных искусств.

Когда Мессершмидт окончил академию, он получает место одного из придворных художников. Молодому скульптору позируют королева Мария-Терезия и её супруг-соправитель Франциск Лотарингский. Мессершмидт создаёт скульптурные портреты королевы и её придворных. В 1769 году Мессершмидт отправляется в учебную поездку по Италии, где знакомится с античной скульптурой. По возвращении в Вену он также увлекается мистическими учениями: астролог доктор Месмер заказал свой бюст и познакомил Мессершмидта с идеями Гермеса Трисмегиста.

Мессершмидт получает место преподавателя в Академии, но вскоре начинает страдать неизвестной врачам того времени болезнью. Его сопровождают галлюцинации и боли в животе. Увлечение мистикой подсказало ему объяснение: духи явились, чтобы Мессершмидт запечатлел их. Он верил, что гости из иных миров раскроют ему главную тайну: искусство пропорции. По словам самого скульптора, когда он начинал щипать себя за рёбра, духи также чувствовали прикосновения. Они строили вычурные гримасы в ответ. Впрочем, собеседником Мессершмидта был путешественник Фридрих Николаи, а текст был опубликован в 1783 году, вскоре после смерти автора «гримас», поэтому сведения весьма сомнительны.

Как отмечает исследовательница Мария Никитина, многие художники и скульпторы XVIII века создавали этюды, где были изображены странные выражения лица. Мастера полагали, что мимика отражает сиюминутные эмоции и физическое состояние героев, а черты лица и морщины позволяют выразить характер человека и его способности. Техника Мессершмидта предполагала фронтальное изображение головы на шее, большинство гримас «обрывается» на ключицах. Скульптор писал о том, что создал 64 гримасы, известно местонахождение 56 из них.

Увлечённость «гримасами» и нелюдимость создали Мессершмидту репутацию сумасшедшего. В 1774 году объявляется конкурс на должность ректора Академии изящных искусств. Мессершмидт, будучи одним из кандидатов, не только с треском проваливается на голосовании, но также оказывается уволенным. Возможно, подобному исходу поспособствовало открытое письмо рейхсканцлера Австрии графа Кауница с опасениями за психическое здоровье скульптора.

Мессершмидт уезжает в Мюнхен, а оттуда в Прешбург (Братиславу) к своему брату, художнику Иоганну Адаму Мессершмидту. Именно там была создана основная часть «гримас» в последние годы жизни мастера. Несмотря на прижизненное признание таланта, «гримасами» заинтересовались уже люди XX века. Их изучали психоаналитики, физиологи и криминалисты. А в 2005 году к наследию Мессершмидта пришла всемирная известность: «гримасы» приехали на выставку в Лувр, одну из них музей приобрёл у Венского музея истории искусств за пять миллионов евро.

В Музее мировой погребальной культуры представлена уменьшенная копия этой работы: бюст «Нахмуренный».

musei-smerti.ru

Физиогномика Мессершмидта — КУЛЬТУРА — RFI

Физиогномика Мессершмидта — КУЛЬТУРА — RFI

Слушать Скачать Подкаст

  • *Новости 15h00 — 15h20 GMT

    Выпуск новостей 07/09 15h00 GMT

  • *Передача RFI 15h20 — 16h00 GMT

    Дневная программа 07/09 15h20 GMT

  • *Новости 18h00 — 18h20 GMT

    Выпуск новостей 07/09 18h00 GMT

  • *Передача RFI 18h20 — 19h00 GMT

    Дневная программа 07/09 18h20 GMT

Последние выпуски

Для удобства навигации по сайту RFI следует активировать JavaScript в вашем браузере. Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше…

Слушать

Компания RFI

Услуги

Передача «Таланты RFI» (на фр. яз.)

Иностранные языки

Другие сайты холдинга

 

К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.

ru.rfi.fr

Страсти по Францу Ксаверу Мессершмидту…

 

 

 

Ex ungue leonem pingere (лат.)

По когтям узнают льва

 

Архизлодей

 

Измучась всем, я умереть хочу.

 Тоска смотреть, как мается бедняк,

 И как шутя живётся богачу,

 И доверять, и попадать впросак,

 

Развратник

 

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

 И честь девичья катится ко дну,

 И знать, что ходу совершенствам нет,

 И видеть мощь у немощи в плену,

Лицемер и клеветник

  

И вспоминать, что мысли замкнут рот,

 И разум сносит глупости хулу,

 И прямодушье простотой слывёт,

 И доброта прислуживает злу.

Зевающий

 

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

 Да другу трудно будет без меня.

Шекспир. Сонет 66. Перевод Б. Пастернака

 

Середина 18 века: в живописи и скульптуре барокко начинает уступать свои позиции рококо. Два великолепных стиля. Ах, как красивы и гармоничны парадные портреты и бюсты этого стиля. Но насколько красивы эти произведения искусства настолько  же, они далеки от оригиналов, да и просто от жизни, от живого человеческого тела.

Скульптура в стиле барокко

 

 Скульптура в стиле рококо

 

А в это же самое время в Австрии (в то время это была Австрия), на окраине города Братислава одинокий, измученный болью гений, одну за другой создает «Хара’ктерные головы».

 

Под руками Мастера оживает любой материал – олово, свинец, камень…

И  бюсты начинают жить своей жизнью – один зашелся гомерическим смехом, другой замыслил очередную гадость, а третьему все уже невероятно надоело в этой жизни…

Череда человеческих эмоций, характеров…

 

Когда смотришь на эти скульптуры, то трудно поверить, что они сделаны не нашим современником, а два с лишним века назад.

Но еще труднее поверить в то, что у всех скульптур была одна модель – сам скульптор — Франц Ксавер Мессершмидт ( 1736-1783), австрийский гений трудной судьбы.

Ксавер -потомственный скульптор, окончил Венскую академию изящных искусств, выполнял заказы императорского дома. И все у него было некоторое время хорошо…

Считается, что перелом в судьбе и творчестве Ксавера наступил после его поездки в Рим. Мессершмидт  был поражен скульптурами римских императоров с их выразительными лицами.

 

Доподлинно неизвестно, когда  Ксавер начал создание «Хара’ктерных голов» (это название самого скульптора). Некоторые источники указывают, что это произошло еще в Вене.

Для того времени такая скульптура была  громом среди ясного неба. В эпоху классицизма никто не мог не понять, не оценить шедевров Мастера.

И его поспешили объявить «не в себе», благо характер у скульптора был непростой, да и объяснения своим произведениям он давал странные для восприятия простого ума.

Объясняя свои произведения, Франц Ксавер говорил, что ими он описывает путь противодействия призракам, основанный на учении об универсальной пропорции Гермеса Трисмегиста.

(Герме́с Трисмеги́ст — Гермес Триждывеличайший — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса.)

Мессершмидта  увольняют с должности преподавателя  Венской Академии  изящных искусств, и он теряет заказы. Работы найти скульптор не может и вынужден уехать в Братиславу к своему брату тоже скульптуру. Там он жил и трудился последние годы, сильно нуждаясь, создавая свои невероятные шедевры.

 

С именем Франца Ксавера связано множество легенд. По одной из них Ксавер создавал свои невероятные скульптуры, глядя на себя в зеркало. У него были проблемы с пищеварительным трактом.  Сегодня говорят, что это была ужасная болезнь Крона.

Чтобы отвлечь себя от невыносимой боли, Мессершмидт становился перед зеркалом, щипал себя в районе правого нижнего ребра, а затем наблюдал за выражением своего лица и воплощал в скульптуре.

 

По другой легенде – Ксавер повредился  рассудком, часто галлюцинировал, мучимый  «Духом Гармонии», древней сущности, который это знание охраняет.

Дух являлся скульптору по ночам, изматывал унизительными пытками, которые он сносил в мучениях. Как все было на самом деле сейчас сказать невозможно.

 

Единственный достоверный  источник, описывающий последние годы жизни гениального скульптора, — это книга летописца  Кристофа Фридриха  Николаи «Путешествие по Германии и Швейцарии в год 1781».

За два года до смерти скульптора Николаи посетил его в Австрии.

Вот что он написал в своей книге: «Мессершмитт» продал все свои работы, рисунки, гравюры, книги и другие вещи и переехали в Братиславу, где он поселился в пригороде имени Zuckermandl.

Он купил дом недалеко от Дуная.  Жил, поддерживая себя в основном с продажи простых работ,  — простое существование, без излишеств, но счастливое…

 

Он предстал, как открытый и несложный характер, и вскоре между нами сложились хорошие отношения…

Вся его обстановка состояла из кровати, флейты, трубки для табака и итальянской книги о человеческих пропорциях. Это было все, что он  сохранил и взял от всех своих предыдущих владений.

Кроме этого, был рисунок египетской статуи без оружия на половине листа бумаги, который висел у окна. Он никогда не смотрел на этот рисунок без благоговения и трепета».

 

И дальше Николай пишет и об увлечении Ксавера   физиогномикой (определения личности человека по особенностям его лица), и о его стремлении проникнуть в человеческий дух, и об увлечении оккультными науками.  

А еще о том, что при напряженном труде скульптора на фоне жизненного минимума, духи сами захватили воображение Мастера.

 

Свое повествование Николаи заканчивает так: «Это настоящее искусство, главы являются шедеврами, они не могут быть рассмотрены без восхищения».

С этим невозможно не согласиться. Ксавер создал 64 скульптуры.  К сожалению, они не все сохранились.

 На этом рисунке работы Мастера собраны вместе. Даже в рисунке видно, что образы Ксавера сродни образам другого гения — Уильяма Шекспира!

Хочу еще добавить, что в 2005 году одна из «характерных голов» Мессершмидта была продана на аукционе Сотби за 4 800 000 долларов. Эта скульптура была куплена для Лувра.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Конвульсивные головы скульптора Мессершмидта — Ничто не забыто. Никто не забыт — LiveJournal

Роясь в энциклопедии по искусству классицизма , я наткнулась на удивительного и загадочного скульптора XVIII века глубоко драматической судьбы. 

Франц Ксавьер Мессершмидт (Franz Xaver Messerschmidt, 1736-1783) — австрийский скульптор, работавший при императорском дворе — в Вене до сих пор сохранились его барочные и строгие классицистические статуи. Но в 1770-х в жизни Мессершмидта происходит таинственный надлом — он бросает свою работу и начинает создавать, одну за другой, так называемые «ХарАктерные головы» (Charaktercopfe) — чудовищные бюсты с искаженной, конвульсивной мимикой. Это головы с перекошенными будто от боли лицами, оттопыренными губами, зажмуренными в какой-то неведомой мучительной натуге глазами, оскалившимися ртами, кричащие, с высунутым языком, давящие смех, зевающие, бьющиеся в пароксизмах  хохота… Вылеплял эти поразительные скульптуры Мессершмидт с самого себя — стоящего перед зеркалом… Для эпохи классицизма, идеалом которой являлись гармония и строгие каноны античного искусства, это было немыслимо. Вскоре скульптора выгнали из Венской Академии изящных искусств, где он преподавал.



До сих пор среди исследователей нет единого мнения относительно того, что же это было — бурное помешательство, увлеченность древней магией или какая-то иная болезнь. Одни предполагают, что к началу 1770-х годов у Мессершмидта начали проявляться признаки шизофрении с галлюцинациями. Однако, в сохранившихся записях бесед со скульптором, сделанных Фридрихом Николаем, единственном мемуарном источнике о Мессершмидте, упоминается о том, что мастер жестоко страдал от неизвестной тогда желудочно-кишечной болезни, которую не смог диагностировать ни один врач. Сегодня это заболевание, вероятнее всего, известно как болезнь Крона — тяжелые изъязвления слизистой кишечника. Чтобы приступы боли не помутили ему разум, Мессершмидт придумал с силой щипать себя за нижнее  ребро — и каждый раз, скручиваясь от боли, глядел в зеркало. Так, по одной из версий, появились Характерные головы. 

Фридрих Николай в своих мемуарах также пишет о том, что Мессершмидт серьезно увлекался некромантией и тайными культами, в том числе он был фанатичным почитателем Гермеса Трисмегиста — древнего синкретического божества, воплощающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости Тота и древнегреческого Гермеса — и следовал его учению о постижении мировой гармонии. Мессершмидт был уверен, что его характерные головы вызывают гнев «Духа Гармонии», древней сущности, который это знание охраняет. Дух являлся скульптору по ночам и изматывал его унизительными пытками, которые он сносил в мучительных корчах.

Что бы там ни было, харАктерные головы Мессершмидта — экстраординарное явление, особенно на фоне его эпохи. 

sophy-zlatogor.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *