Максимальная скорость под водой нынешних ракет. Есть ли торпеда опаснее «шквала»? (фото, видео). Конструкция и принцип работы

Ракето-торпеда «Шквал-Э» / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов А. Соколов.

Российская ракета «Шквал», предназначенная для поражения целей под водой и уничтожения подводных лодок, вошла в перечень лучших вооружений подобного типа, по версии американского издания We Are The Mighty.

«»Шквал» передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает «воздушный карман», что уменьшает трение и позволяет «Шквалу» буквально «пролетать» под водой на скорости свыше 380 км/ч»

Боеголовка ракеты в 463 фунта, детонирующая в установленное время, способна разрушить «близлежащие вражеские подводные лодки и приближающиеся торпеды», — отмечает обозреватель We Are The Mighty.

Автор рейтинга отмечает, что «Шквал» передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает «воздушный карман», что уменьшает трение и позволяет «Шквалу» буквально «пролетать» под водой на скорости свыше 380 км/ч.

«Шквал» выпускается из стандартного 533-миллиметрового торпедного аппарата на глубине около 100 м, а сама ракета выходит из аппарата на скорости, близкой к 93 км/ч. После этого происходит запуск ракетного двигателя, что приводит оружие к скорости, которая в 4-5 раз превышает возможности обычных ракет-торпед.

Также сообщается, что оружие сохраняет высокий уровень вероятности поражения цели (80%) на расстоянии до 7 км.

В топ-лист подводного оружия We Are The Mighty также включило французские торпеды F-21, американские торпеды серии MK и еще одну российскую ракету Т-5, сообщило РИА Новости .

Техническая справка

«Шквал» (ВА-111) — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда ) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / Фото: ru.wikipedia.org


История

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР . Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт , впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения .

Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя , работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе , которое обеспечивает большую тягу , и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда» , использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.


Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э» / Фото: ru.wikipedia.org


Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади) / Фото: ru.wikipedia.org


ТТХ

Калибр мм 533,4
Длина, м 8
Вес торпеды, кг
2700
Мощность боеголовки: 150 кт — в ядерном варианте;
210 кг — обычного ВВ
Маршевая скорость, км/ч 375
Радиус действия, км: около 7 , до 13 — новая версия;
2- старая версия
Двигатель прямоточный гидрор

abc-fortune.ru

Пуля из пузыря

Недавно норвежская компания DSG Technology представила новый тип боеприпасов для стрелкового оружия, которыми можно эффективно вести огонь как на суше, так и под водой. Новые пули используют одно из физических явлений, с которым лучше всего знакомы моряки. Речь идет о кавитации — процессе образования и быстром схлопывании в жидкости пузырьков, заполненных паром. Изначально явление кавитации считалось вредным, способным только вредить кораблям. Но позднее ему нашли и полезное применение. Мы решили вспомнить, каким образом военные используют кавитацию себе на пользу.

Во второй половине XIX века начали появляться пароходы с гребными винтами, способные развивать скорость в несколько десятков узлов. Эти машины могли быстро перевозить пассажиров и вообще выгодно отличались от медлительных парусных судов. Однако вскоре моряки столкнулись с неприятным эффектом: поверхность гребных винтов через некоторое время эксплуатации становилась шершавой и разрушалась. Гребные винты тогда изготавливались из стали и сами по себе быстро корродировали в воде, поэтому их разрушение поначалу списывали на неблагоприятное воздействие морской воды. Но в конце XIX ученые, включая Джона Уильяма Стретта, лорда Рэли, описали явление кавитации.

Кавитация — физическое явление, при котором в жидкости позади быстро движущегося объекта возникают мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Например, при вращении гребного винта такие пузырьки появляются позади лопастей и на их задней кромке. Появившись, эти пузырьки практически моментально схлопываются и образуют ударную волну. От каждого пузырька в отдельности она совсем незначительна, однако при длительной эксплуатации эти ударные микроволны, помноженные на количество пузырьков, приводят к разрушению конструкции винтов. Шершавые, растерявшие часть лопасти винты существенно теряют в своей эффективности.

Современные гребные винты изготавливаются из специального сплава — куниаля. Это сплав на основе меди с добавлением никеля и алюминия. Отсюда и название — куниаль (CuNiAl, Cuprum-Niccolum-Aluminium

). Сплав по прочности соответствует стали, но не подвержен коррозии; гребные винты из куниаля могут находиться в воде десятилетиями без какого-либо вреда. Тем не менее, даже эти современные гребные винты подвержены разрушению из-за кавитации. Но специалисты научились продлевать срок их службы, создав гидроакустическую систему. Она определяет начало кавитации, чтобы экипаж мог снизить частоту вращения винтов для предотвращения образования пузырьков.

В 1970-х годах для кавитации было найдено полезное применение. Научно-исследовательский институт ВМФ СССР разработал скоростную подводную ракету-торпеду «Шквал». В отличие от обычных торпед, использовавшихся тогда и стоящих на вооружении сегодня, «Шквал» может развивать колоссальную скорость — до 270 узлов (около 500 километров в час). Для сравнения, обычные торпеды могут развивать скорость от 30 до 70 узлов в зависимости от типа. При разработке ракеты-торпеды «Шквал» исследователи благодаря кавитации сумели избавиться от сопротивления воды, мешающего кораблям, торпедам и подводным лодкам развивать большие скорости.

Любой даже обтекаемый объект под водой имеет большое лобовое сопротивление. Это связано с плотностью и вязкостью воды — бóльшими, чем у воздуха. Кроме того, при движении под водой поверхности объекта смачиваются и на них появляется тонкий ламинарный слой с большим градиентом скорости — от нуля у самой поверхности объекта до скорости потока на внешней границе. Такой ламинарный слой создает дополнительное сопротивление. Попытка преодолеть его, например мощностью двигателей, приведет к увеличению нагрузок на гребные винты и быстрому износу корпуса подводного объекта из-за деформации.

Советские инженеры во время экспериментов выяснили, что кавитация позволяет существенно снизить лобовое сопротивление подводного объекта. Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой. Этот двигатель может разгонять ракету-торпеду до большой скорости, на которой в носовой части «Шквала» начинает образовываться кавитационный пузырь, полностью обволакивающий боеприпас. Образованию кавитационного пузыря способствует специальное устройство в носовой части ракеты-торпеды — кавитатор.

Кавитатор на «Шквале» представляет собой наклоненную плоскую шайбу, в центре которой размещено отверстие для забора воды. Через это отверстие вода поступает в двигательный отсек, где происходит окисление топлива. На краях же шайбы кавитатора и образуется кавитационный пузырь. В этом пузыре ракета-торпеда буквально летит. Модернизированная версия «Шквала» может поражать корабли противника на дальности до 13 километров. По сравнению с дальностью обычных торпед (30–140 километров) это немного, и в этом заключается главный недостаток боеприпаса. Дело в том, что в полете ракета-торпеда издает сильный шум, демаскирующий позицию подлодки, запустившей ее. 13 километров «Шквал» покрывает очень быстро, но за это время подлодка не успеет уйти от ответного огня.

Ракета-торпеда, летящая в кавитационном пузыре, не может маневрировать. Это вполне понятно: в кавитационной полости боеприпас не может взаимодействовать с водой, чтобы изменить направление. Кроме того, резкая смена траектории движения приведет к частичному схлопыванию кавитационной полости, из-за чего часть ракеты-торпеды окажется в воде и на большой скорости разрушится. Изначально «Шквал» оснащался ядерной боевой частью мощностью 150 килотонн, которую позднее заменили обычной фугасной боевой частью с взрывчатым веществом массой 210 килограммов. Сегодня, помимо России, кавитирующие торпеды имеют на вооружении Германия и Иран.

Кавитатор ракеты-торпеды «Шквал»

One half 3544 / Wikimedia Commons

В 2014 году Технологический институт Харбина представил концепцию подводной лодки, способной перемещаться под водой на около- или даже сверхзвуковой скорости. Разработчики объявили, что такая подводная лодка сможет доплывать от Шанхая до Сан-Франциско (около десяти тысяч километров) примерно за один час и 40 минут. Перемещаться подлодка будет внутри кавитационной полости. Новый подводный корабль получит кавитатор в носовой части, который будет начинать работать на скорости более 40 узлов. Затем подлодка сможет быстро набрать маршевую скорость. За движение подлодки в кавитационной полости будут отвечать ракетные двигатели.

Скорость звука в воде составляет около около 5,5 тысячи километров в час при температуре 24 градуса и солености 35 промилле. Представляя свою концепцию, разработчики отметили, что прежде, чем создать новую подлодку, необходимо решить несколько проблем. Одной из них является нестабильность кавитационного пузыря, внутри которого должна лететь подлодка. Кроме того, необходимо найти надежный способ управлять кораблем, движущимся под водой со сверхзвуковой скоростью. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность сделать рули, которые бы выдвигались за пределы кавитационной полости.

Между тем в начале 2000-х годов Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия тульского Конструкторского бюро приборостроения решило использовать явление кавитации при создании нового автомата для боевых пловцов. Речь идет об АДС (автомат двухсредный специальный) — автомате, способном одинаково эффективно вести огонь как на воздухе, так и под водой. Оружие выполнено по схеме булл-пап (ударно-спусковой механизм расположен в прикладе) и имеет интегрированный гранатомет. Масса оружия при длине 685 миллиметров составляет 4,6 килограмма.

Этот автомат использует для стрельбы под водой специальные патроны ПСП калибра 5,45 миллиметра. Они снаряжены стальной пулей в виде иглы длиной 53 миллиметра. Масса пули составляет 16 граммов. Снаряд утоплен в гильзу с пороховым зарядом на большую часть своей длины, благодаря чему общая длина патрона соответствует обычному автоматному боеприпасу калибра 5,45 миллиметра. Пуля патрона ПСП имеет на кончике плоскую площадку. При движении под водой эта площадка создает кавитационную полость вокруг снаряда. Благодаря такой особенности эффективная дальность стрельбы АДС под водой на глубине пяти метров составляет 25 метров.

Помимо специальных патронов, автомат способен вести огонь и обычными боеприпасами. АДС может быть оснащен глушителем. Скорострельность АДС на суше составляет 800 выстрелов в минуту, а прицельная дальность — 500 метров. Оружие оснащается отъемным коробчатым магазином емкостью 30 патронов. Автомат имеет переключатель режимов работы газоотводного механизма «вода/воздух». Он изменяет работу механизма перезарядки, адаптируя его для работы на воздухе или в воде. Без раздельных режимов механизм перезарядки в воде могло бы заедать.

Обычное современное оружие также способно вести огонь под водой, но для этих целей малопригодно. Во-первых, инерционное сопротивление жидкости и бóльшая, чем у воздуха, плотность воды не дает автоматике производить быструю перезарядку оружия, а иногда и вовсе делает ее невозможной. Во-вторых, материалы сухопутных автоматов и пистолетов изначально не предназначены для работы в водной среде и неустойчивы к длительному ее воздействию — быстро теряют смазку, ржавеют и выходят из строя из-за гидравлических ударов. При этом обычные пули, имеющие высокую точность на суше, в воде становятся абсолютно бесполезными.

Дело в том, что аэродинамическая форма обычной пули делает траекторию ее полета в воде малопредсказуемой. Например, на границе теплого и холодного водных слоев пуля может рикошетить, отклоняясь от продольной оси выстрела. Кроме того, из-за своей формы снаряд стрелкового оружия под водой быстро теряет свою энергию, а значит и убойность. В результате поражение цели из того же автомата Калашникова в воде становится практически невозможным даже на очень маленьком расстоянии. Наконец, обычные свинцовые пули с оболочкой из томпака (латунный сплав на основе меди и никеля) под водой быстро деформируются и даже могут разрушаться.

Проблему разрушающихся пуль решила норвежская компания DSG Technology. Она разработала новый тип боеприпасов CAV-X. Они имеют не классическую оживальную форму, как обычные пули, а коническую. Кончик пули уплощен и при попадании в воду начинает выполнять роль кавитатора, благодаря чему вокруг снаряда образуется кавитационная полость. В результате пуля практически не соприкасается с водой и дольше сохраняет кинетическую энергию. Кавитирующие пули CAV-X не намного длиннее обычных пуль такого же калибра, в отличие от российских пуль в патроне ПСП.

Кавитирующие пули сделаны из вольфрама и запрессованы в латунную гильзу. Сегодня они выпускаются в калибрах 5,56, 7,62 и 12,7 миллиметра. По данным DSG Technology, под водой кавитирующие пули этих калибров сохраняют убойное воздействие на дальности 14, 22 и 60 метров соответственно. При этом кавитирующими могут быть выполнены и боеприпасы других калибров вплоть до артиллерийских 155 миллиметров. Правда, целесообразность создания снарядов для подводной стрельбы весьма сомнительна. В каком именно оружии планируется использовать кавитирующие пули CAV-X, пока неизвестно. Обычное стрелковое оружие без специальной переделки для стрельбы под водой не подходит.

Впрочем, кавитирующие пули могут быть полезны при обстреле подводных целей с суши. Если стрелять, скажем, по боевому пловцу, находящемуся под водой, с берега из обычных пистолета или автомата, то, скорее всего, он уплывет целым и невредимым. Дело в том, что пули будут либо резко тормозиться, попав в воду, либо рикошетить от нее; это зависит от угла оси ствола к поверхности воды, под которым ведется стрельба. Кавитирующие же пули смогут, практически не отклоняясь, проходить поверхность воды и поражать подводную цель. Но с необходимостью стрелять по подводному противнику с суши военные сталкиваются не так часто, чтобы начать массовые закупки патронов с пулями CAV-X.

Хотя военные инженеры и смогли найти полезное применение кавитации, по большому счету их изобретения особой популярностью не пользуются. Ракеты-торпеды «Шквал» в бою никогда не применялись, а сегодня и вовсе не используются российским флотом — слишком шумными и недальнобойными оказались эти боеприпасы. Патроны для подводной стрельбы востребованы только боевыми пловцами и диверсантами и применяются довольно редко. В способность же китайских специалистов спроектировать кавитирующую подводную лодку верится с трудом. Так что, пожалуй, кавитация все еще остается физическим явлением, которого лучше стараться избегать.

Василий Сычёв

nplus1.ru

Под водой со скоростью 100 метров в секунду: mikle1 — LiveJournal

После апрельских событий 2010 года в Бишкеке, когда начались кровавые конфликты на юге Киргизии,   Россия мгновенно и без согласований перебросила туда  десантников. Они  организовали охрану и оборону не только российских дипломатических учреждений и  базы ВВС в Канте — эти и так охраняются будь здоров, но  других объектов, (в том числе и находящийся под юрисдикцией Киргизии). Новые власти Киргизии не возражали. Более того, Роза Отунбаева чуть позже обратилась к Москве за военной помощью. Просьба эта вовсе не предполагала ввода войск. Она задним числом оправдывала ужу переброшенных десантников и давала России карт-бланш в любой момент усилить группировку. Только и всего. А это произошло  бы незамедлительно  в случае возникновения угрозы заводу «Дастан»  и исследовательской базе на озере Иссык-Куль на севере и востоке страны.
Что же это за таинственный и столь ценный завод?
А это единственное место в мире, где серийно выпускают ракето-торпеды. В свое время американцы поставили рекорд скорости и испугали русских дезой о серийном производстве таких монстров. Тогда еще советские дезу съели и поставили свои  «Шквалы» на поток. А США и весь остальной мир так и остались с опытными образцами и рекордом.
Российскому флоту нужны  торпеды «Шквал».

Эти подводные монстры могут быть исполнены как в ядерном (до 150 килотонн)  и обычном снаряжении (210 кг обычного взрывчатого вещества). Офицер Минобороны заявил «НГ», что для России, особенно после подписания с США нового договора о сокращении Стратегических ядерных сил (СЯС), важность подобного вида оружия трудно переоценить.  Лишь в 2005 году   ФРГ смогла создать торпеду, отдаленно напоминающую русскую. Но догнать разработку, которую совершенствуют и эксплуатируют почти 40 лет нереально.
А ведь «Шквал» только начало. Посмотрите 60 секунд видео под катом. Это уже не «Шквал», это гораздо хуже.
Как они так быстро плавают? Помните «Тайну двух океанов»? Перечитайте. Упрощая до бесконечности, приведу версию одного из ученых:


Наблюдается аналогия с кумулятивным снарядом, который расплавляет броню (переводит сталь из твердого состояния в жидкое, или хотя бы размягчает его) на пути следования, резко снижая лобовое сопротивление. А мы переводим воду из жидкого состояния в газообразное состояние. Только для кумулятивного снаряда рабочее расстояние это толщина брони, а для нас это весь путь под водой, который необходимо пройти.
Реальных характеристик стоящих на вооружении ракето-торпед никто не знает. На выставках демонстрируют образец «Шквал — Э» (на фото).


Тактико-технические данные первой торпеды «Шквал»
  • Калибр — 533,4 мм
  • Длина — 8200 мм
  • Вес торпеды — 2700 кг
  • Мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте — 210 кг
  • Эффективная дальность стрельбы — 7-10 км
  • Маршевая скорость — 360 км/час

Эскизный проект ракеты-торпеды утвердили в 1963 году. Новая торпеда, по расчетам, развивала фантастическую скорость — 100 метров в секунду, тогда как простые торпеды шли в три раза медленнее.
Под водой огромные скорости казались немыслимы. Сила трения служит стопором, она «съест» любую скорость. Однако если корпус торпеды «закутать» в оболочку газа, создать каверну, то сила трения снизится настолько, что достижение невиданных скоростей будет реальностью.
Первые опытные пуски реактивных торпед «Шквал» начались летом 1964 года на полигоне озера Иссык-Куль со специального плавучего стенда. Через год макеты торпед отстреливались с дизельной подводной лодки в Феодосии.

Лишь в ноябре 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» с торпедой М-5, получившей эксплуатационный шифр ВА-111, был принят на вооружение Военно-Морских Сил СССР.Западные военные аналитики не проявили большого внимания к новому оружию и посчитали его создание вынужденным. В то время советские подводные лодки были шумными и не могли неслышно приблизиться к противнику. «Шквал» компенсировал этот недостаток.  
Уже в 50-х годах американцы испытали ракетную торпеду, которая шла со скоростью 70 метров в секунду.

Но  к 1970 году американцы работы свернули. Для дезинформации советского руководства они подкинули сведения об испытании ВМС США противолодочной реактивной торпеды, имевшей фантастическую скорость: она проходила 150 метров в в секунду. В СССР эту «дезу» приняли всерьез и расширили работы над неуправляемыми реактивными торпедами.
Американцы же пошли другим путем. Они стали совершенствовать тактику применения надводных кораблей. Их «коньком» стало постоянное маневрирование, что затрудняло советским подводным лодкам поиск их надводных эскадр. Но средства разведки совершенствовались, и сейчас скрывать армаду кораблей даже в океанах невозможно.
Вот тут «Шквал» и пригодился. Ракетная торпеда не имеет системы самонаведения, вся информация закладывается в автопилот перед пуском. Казалось бы, это недостаток комплекса. Но не тут-то было. Такая система застрахована от помех и реагирований на ложные цели. Рули ракеты с невероятным упорством направляют ее только вперед по заданному курсу. Далеко вы сможете отвернуть авианосец за 60 секунд между пуском торпеды и поражением цели?
Появление бесшумных и скоростных подводных лодок изменило весь ход морских баталий. Морские военные эксперты считают, что закончилась под водой эра «кошек-мышек», когда субмарины долго выслеживали друг друга. Подводный бой будет напоминать схватку самолетов. Вот тут-то и пригодятся реактивные торпеды.
Подобного оружия у американцев на сегодня не имеется. Это признают и специалисты, и военные.
Один из американских журналов писал по этому поводу: «Создание реактивных торпед было крупным достижением в развитии подводного оружия. Насколько известно, запрета против них нет до сих пор. Американцы далеко позади в развитии этого вида технологий».

Это не совсем так. Именно американцам принадлежит рекорд подводной скорости — 1549 м/сек. Это быстрее, чем скорость звука в воде. Так что нельзя сказать, что они безнадежно отстали. Другое дело, что все эти работы экспериментальные и до создания надежной, испытанной реактивной торпеды им далеко. Так что «Шквал» их по-прежнему интересует и любая новая информация об этом комплексе им важна. Шпионам открыто большое поле для риска. Эдмунд Поуп, он же Паук, рисковал, добывая сведения по технологии создания двигателей ракеты и топливных зарядов. И  получил 20 лет.
Готовятся испытания модернизированного комплекса «Шквал», которые намечено провести на Тихом океане.
Такого видео с ракето-торпедами вы наверняка еще не видели (хотя на первом и не Шквал). Рекомендую:
 

http://www.warlib.ru/index.php?id=000104
http://www.rusarmy.com/forum/topic3572.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Shkval_rear.jpg (фото)
http://www.rinat-shay.chat.ru/newidea.html#TORPEDO

mikle1.livejournal.com

название, скорость и разрушительные последствия

Ударный комплекс, имеющий высокоскоростную ракету-торпеду ВА-111 «Шквал», был разработан в Советском Союзе в 60-х годах прошлого столетия. Его предназначение – это поражение целей как над водой, так и под ней. Самая быстрая торпеда в мире размещается на разных носителях: стационарных комплексах, надводных и подводных морских судах.

История создания сверхскоростной торпеды

Мотивом создания сверхскоростной торпеды послужил тот факт, что советский флот был не в состоянии состязаться в количественном соотношении с ВМФ США. Поэтому было решено сформировать систему вооружения, удовлетворяющую следующим требованиям:

  • компактную;
  • обладающую возможностью установки на большинстве надводных и подводных судов;
  • способную гарантированно поражать на огромном расстоянии корабли и лодки противника;
  • недорогое производство.

В шестидесятые годы XX века начались работы по созданию самой скоростной торпеды в мире, чтобы она могла уничтожать объекты противника на большом расстоянии и была недосягаема для врага. Главным конструктором проекта был назначен Г. В. Логвинович. Сложность состояла в создании совершенно новой конструкции, способной развивать скорость в сотни километров в час под толщей воды. В 1965 году было проведено первое ходовое испытание. При проектировании возникли две серьезные проблемы:

  • достижение очень большой скорости за счет гиперзвука;
  • универсальный способ размещения на подводных лодках и кораблях.

Решение этих задач затянулось больше чем на 10 лет и только в 1977 году ракета, получившая индекс ВА-111 «Шквал», была принята на вооружение.

Интересные факты

В конце семидесятых годов прошлого столетия ученые Пентагона расчетным путем доказали, что под водой по техническим причинам невыполнимо развивать значительные скорости.

Поэтому военное ведомство в Соединенных Штатах скептически относилось к информации о ведущихся разработках самой быстрой торпеды в мире в Советском Союзе. Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ.

Тактика применения торпеды

Комплекс «Шквал» снабжен нестандартной тактикой применения для торпед. Носитель, на котором она находится, обнаружив вражеский корабль, производит обработку всех характеристик: направление и скорость движения, расстояние. Вся информация заносится в автопилот самодвижущейся мины. После пуска она начинает движение строго по заранее рассчитанной траектории. У торпеды отсутствуют система самонаведения и корректировки заданного курса.

Этот факт с одной стороны является преимуществом, а с другой – недостатком. Никакие помехи, встретившиеся на пути, не помешают «Шквалу» отклониться от заданного курса. Он на громадной скорости стремительно приближается к цели, и у противника не остается ни малейших шансов на совершение маневра. Но если вдруг вражеское судно неожиданно изменит направление своего движения, то цель не будет поражена.

Описание устройства и двигателя

При создании высокоскоростной ракеты использовались фундаментальные исследования российских ученых в области кавитации. Реактивный двигатель сверхзвуковой торпеды «Шквал» состоит из:

  • Стартового ускорителя, используемого для разгона торпеды. Он работает четыре секунды, используя жидкое топливо, а потом происходит отстыковка.
  • Маршевого двигателя, доставляющего мину к цели. В качестве топлива применяются гидрореагирующие металлы – алюминий, литий, магний, которые окисляются забортной водой.

Когда торпеда достигает скорости 80 км/ч, образуется воздушный кавитационный пузырь для снижения гидродинамического сопротивления. Это происходит за счет специального кавитатора, расположенного в носовой части и вырабатывающего водяные пары. Позади него находится ряд отверстий, через которые от газогенератора проходят порции газа, что позволяет пузырю охватить полностью весь корпус торпеды.

Системой управления и наведения судна при обнаружении вражеского объекта обрабатывается скорость, расстояние, направление движения, после чего данные отправляются в независимую систему наблюдения. Автоматическое наведение на цель у торпеды отсутствует, поэтому ей ничто не мешает достигнуть цели. Она строго выполняет ту программу, которую ей задал автопилот.

Технические характеристики

Испытания и доработка уже поставленной на вооружение торпеды были продолжены и после того, как распался Советский Союз. Скорость самой быстрой торпеды в мире составляет около 300 км/ч. Она достигается в результате использования реактивного двигателя. Как утверждают разработчики – это не предел. Большое сопротивление воды, превышающее в сотни раз сопротивление воздуха, уменьшили, используя суперкавитацию. Это особый режим движения корпуса длиной 8 м в водном пространстве, при котором вокруг него образуется полость с водяными парами.

Создается такое состояние с помощью специального головного кавитатора. В результате скорость значительно возрастает и увеличивается дальность движения. Самая быстрая торпеда в мире не оставляет времени для маневра судам противника, хотя дальность действия всего 11 километров. Боевая часть состоит из 210 кг обычного взрывчатого вещества или 150 килотонн ядерного. Скорость торпеды массой 2,7 т составляет 200 узлов или 360 км/ч. Глубина погружения 6 м, а старта – до 30 м.

Модификации торпед

Работы по совершенствованию продолжались и после сдачи ее в эксплуатацию, и даже в сложные 90-е годы прошлого века. Выпущено несколько вариантов торпеды:

  • «Шквал-Э» – это экспортный вариант самодвижущейся подводной мины, изготовленный в 1992 году. Она предназначена для продажи в другие государства и поражает только надводные цели. В этом варианте предусмотрен обычный боевой заряд и меньшая дальность поражения. Продолжаются работы по усовершенствованию версии под конкретного заказчика.
  • «Шквал-М» – имеет улучшенные характеристики: боевая часть увеличена до 350 кг, дальность – до 13 км.

Видоизменение этой торпеды осуществляется постоянно, особенно по увеличению дальности поражения.

Зарубежные аналоги «Шквала»

Очень долгое время не было подводной мины, хотя бы близко приближающейся по скорости к самой быстрой торпеде в мире со скоростью 300 км/ч. И только в 2005 году в Германии была произведена аналогичная торпеда под названием «Барракуда», по словам разработчиков, обладающая несколько большей скоростью, чем «Шквал» за счет более сильного эффекта кавитации. Про остальные характеристики изобретения все данные отсутствуют. В 2014 году появились сообщения, что подобная торпеда спроектирована в Иране, достигающая скорости 320 км/час. Многие страны пытаются разработать такой аналог самодвижущейся подводной мины, но пока нет на вооружении подобных авиационных бомб, сопоставимых с самой быстрой торпедой в мире «Шквал».

Достоинства и недостатки

Ракето-торпеда «Шквал» является уникальным техническим изобретением, над которым работали специалисты из разных областей знаний. Для этого потребовалось создать нового качества материалы, сконструировать принципиально новый двигатель, приспособить явление кавитации к реактивному движению. Но несмотря на это, как и у любого другого вида оружия, у торпеды «Шквал» есть достоинства и недостатки. К положительным сторонам самой быстрой торпеды относится:

  • Колоссальная скорость передвижения – не дает противнику защититься.
  • Большой заряд боевой части – имеет серьезные разрушительные последствия для крупных судов и способен уничтожить одним залпом авианесущую группу.
  • Универсальная платформа – допускает установку авиационной бомбы на подводные лодки и надводные суда.

К недостаткам можно отнести следующие:

  • Шум и сильная вибрация – возникают из-за огромной скорости торпеды, что дает шанс противнику определить место нахождения носителя.
  • Небольшая дальность действия – максимальное расстояние поражения цели 13 км.
  • Нет возможности управлять из-за кавитационного пузыря.
  • Недостаточная глубина погружения – не больше 30 м, что малоэффективно при уничтожении подлодок.
  • Высокая стоимость.

В настоящее время идет разработка торпед с возможностью дистанционного управления и большей дальностью стрельбы.

Заключение

Заряда, которым снабжена торпеда «Шквал», достаточно, чтобы уничтожить любой корабль противника. А скорость самой быстрой торпеды «Шквал» в 300 км/ч не позволяет врагу осуществить противодействия этому типу вооружения. После принятия ракето-торпед на вооружение значительно повысился боевой потенциал морского флота нашей страны.

fb.ru

Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские киноленты навязывают читателям и зрителям мировоззрение, что стратегия подводной войны припоминает неторопливую шахматную партию. Но эти представления издавна устарели

Схема ракеты-торпеды «Шквал» в разрезе

Тактико-технические свойства ракеты-торпеды «ШКВАЛ»

Секретное орудие

1-ые упоминания об этом русском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он типо пробовал приобрести чертежи скрытой суперторпеды.

До того момента широкой публике не было понятно о ней фактически ничего (вобщем, и на данный момент инфы совершенно малость) – даже ее заглавие («Шквал») не достаточно что гласило непосвященным.

Меж тем, «Шквал» – орудие не новое. Разработки высокоскоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись 1-ые запуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтоб доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила высокоскоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Но, невзирая на настолько почетный возраст, до сего времени орудие не имеет аналогов, а многие детали остаются скрытыми.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды – в скорости. Но разница меж «Шквалом» и обыкновенными торпедами громадна – такая же, как меж болидом «Формулы-1» и Форд T: их наибольшая скорость отличается во много раз. Скорость обыденных торпед составляет 60-70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, либо 100 м/с) – абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость тяжело: мешает сопротивление среды – под водой оно приблизительно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания настолько большой скорости торпеде требуется большая тяга, ее нельзя получить от обыденных движков и воплотить при помощи гребных винтов. Потому в качестве движителей «Шквал» употребляет ракетные ускорители. Стартовый ускоритель – твердотопливный, с тягой в несколько 10-ов тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и потом отстреливается. Дальше начинает работать маршевый движок. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем горючем, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя употребляет забортную воду.

Но даже реактивным движкам не под силу повсевременно преодолевать сопротивление аква среды на таковой большой скорости. Изюминка «Шквала» – в эффекте суперкавитации. По сути, «Шквал» – быстрее ракета, чем торпеда (время от времени его так и именуют – «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и делает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» размещена особая деталь – кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластинка с заточенными краями. Кавитатор малость наклонен к оси торпеды (во переднем сечении он круглый) для сотворения подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) поблизости края пластинки кавитация добивается таковой интенсивности, что появляется огромный «пузырь», обволакивающий торпеду. При всем этом гидродинамическое сопротивление движению существенно миниатюризируется.

По сути, 1-го только кавитатора недостаточно, чтоб получить каверну подходящего размера. Потому в «Шквале» употребляется дополнительный «наддув»: сходу за кавитатором в носовой части размещены отверстия — дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет прирастить каверну и окутать весь корпус ракеты-торпеды – от носа до кормы.

Другая сторона

Революционные принципы, положенные в базу конструкции «Шквала», имеют и свою оборотную сторону. Одна из их – невозможность оборотной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стены газового пузыря. Заместо этого торпеду программируют до пуска: в систему управления вводят координаты цели. При всем этом, очевидно, учитывают упреждение, другими словами рассчитывают возможное местопребывание цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заблаговременно рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации повсевременно выслеживает положение торпеды и ее курс и заносит коррективы при помощи выдвижных рулей, чуть касающихся стен «пузыря», также за счет наклона кавитатора – мельчайшее отклонение угрожает не только лишь потерей курса, да и разрушением каверны.

Замаскировать пуск «Шквала» нереально: торпеда издает наисильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, произнес нам: «На что похож пуск «Шквала»? Представьте для себя, будто бы бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а потом очень стремительно убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на аква глади».

Убийца авианосцев

Америкосы время от времени именуют «Шквал» (вобщем, вместе с другими видами вооружений – ракетами «Гранит», к примеру) «убийцей авианосцев». Вправду, одна из вероятных задач «Шквала» – выведение из строя авианосца либо даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, невзирая на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти либо защититься от «Шквала» (а тем паче – от залпа 2-ух таких торпед) фактически нереально: за 100 секунд подводного «полета» к цели большое судно либо подводная лодка не успеют ни поменять курс (либо хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В итоге погрешность попадания «Шквала» не превосходит 15-20 м, что при таковой сильной боеголовке смертельно.

Создатель: Дмитрий Мамонтов

=====================

Что такое кавитация?

Кавитация (от лат. «cavitas» – «пустота») – образование в воды полостей, заполненных газом, паром либо их консистенцией (так именуемых кавитационных пузырьков, либо каверн). Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в воды становится ниже некого критичного значения.

При огромных местных скоростях в потоке воды происходит снижение давления и начинается гидродинамическая кавитация. При повышении давления образовавшиеся пузырьки могут схлопываться, этот процесс сопровождается звуковым импульсом (гидравлическим ударом). Если в случайные моменты времени появляется и захлопывается огромное количество пузырьков, то явление сопровождается сильным шумом. Кавитационный шум от гребных винтов – один из основных противников подводных лодок (он способен выдать противнику местопребывание лодки).

Если кавитационная каверна схлопывается поблизости от обтекаемого тела, то неоднократно повторяющиеся удары приводят к разрушению (кавитационной эрозии) поверхности (лопастей турбин, гребных винтов кораблей и др.).

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *