Россия-США. Подводные лодки. : brodaga_2 — LiveJournal

Многоцелевая АПЛ ВМС США SSN 698 Bremerton держит курс на Бремертон для выгрузки ОЯТ и утилизации.

Сейчас у США 31 шт. действующих старых многоцелевых подлодок "Лос Анджелес".

Плюс 14 РПКСН "Огайо", 4 ПЛАРК "Огайо", 3 "Сивулфа" (первый заложен в 1989, в 2023 будет 34 года после его закладки), 15 "Вирджиний" (первая заложена в 1997).
Всего - 67 подлодок (из них 53 ударных/многоцелевых, остальные 14 РПКСН).

В 2018-2019 будут списаны ещё 6 шт.  "Лос Анджелесов", и их останется 25.
За эти же годы (2018-2019) будут введены в строй 4 "Вирджинии".
Далее эта тенденция продолжится - старые "Лос Анджелесы" будут списываться быстрее чем вводиться новые "Вирджинии".

С 2004 по 2018 введено в строй 15 Вирджиний, в среднем по 1 штуке в год. В 2010 и 2011 было сдано по 2 Вирджинии.
В 2015 и 2016 было заложено по 2 Вирджинии,  в 2017 - только одна.  Строят их по 3 года.
Так, "Вашингтон" была заложена, 22 ноября 2014 и принята в состав флота 7 октября 2017. "Колорадо" была заложена 7 марта 2015 и принята в состав флота 17 марта 2018.

Если в 2018-2020 будут закладывать по 2 "Вирджинии" в год (и то не факт, что получится, в 2017 смогли заложить только одну) - то к 2023 в составе ВМС США будет максимум 25 Вирджиний.
При этом количество "Лос-Анджелесов" к 2023 году сократится до 14 штук. В сумме 46 ударных подлодок (это включая ударные версии Огайо и Сивулфы).

По данным самих американцев к 2022 у них останется 48 ударных подлодок:

The service plans to inactivate a dozen Los Angeles-class attack submarines from 2017 through 2021, reflecting a general decline in the undersea fleet. From today's 52-ship level, the attack boat fleet drops to 48 boats in 2022 and hits a low of 41 hulls in 2029, afterwards steadily rising to 51 subs in 2046. Those levels are consistent with what the service forecast a year ago.
The Navy plans to retire a total of 28 battle force ships from 2017 through 2021.


Учитывая, что в год США теряют по подлодке (2 Вирджинии строятся, 3 Лос-Анджелеса списываются) к концу 2023 получается как раз 46 ударных подлодок.

Все РПКСН типа "Огайо" - 3-го поколения, первая из низ заложена в далеком 1976-м году, 42 года назад. У нас даже старички 667БДР новее! (заложены в 1979-1980).

Всего у США 14 таких старых подлодок и они составляют основу ядерных сил Америки. Мобильных наземных комплексов вроде Ярса и Тополя у америкосов нет и не будет. Орбитальных ядерных ракет неограниченной дальности вроде Сармата у американцев нет и не будет.
Подлодки "Огайо" уже порядком потрёпанные, устаревшие морально и физически.

Новых РПКСН в США не строится и даже не закладывалось.
Проект РПКСН "Колумбия" пока только в разработке. У них будет 16 ракетных шахт вместо 24 у Огайо ( По некоторым сообщениям количество ракет снизится вообще до 12).
Вместо 14 "Огайо" с 24-мя ракетами каждая планируется построить 12 штук "Колумбий", с 12-16 ракетами каждая.
Пусковые шахты того же диаметра и длины, что и у лодок типа «Огайо», то есть ракеты будут скорее всего те же самые - старые Трайденты 1990-го года.
Завершение постройки первой подводной лодки запланировано на 2030 год, ввод в эксплуатацию — в 2031 году. Строительство всех 12 лодок планируется завершить к 2042 году

________________________________________________

Итого, у США сейчас 68 подводных лодок, все атомные.

К 2023 у США будет будет порядка 58-59 подводных лодок. Причем старшим подлодкам "Огайо" будет уже под 47-48 лет, а самой новой "Огайо" - 31 год.

Первый РПКСН нового поколения "Колумбия" будет введен в строй через 8 лет после 2023 - в 2031.
То есть с РПКСН у США всё очень и очень печально, отставание от РФ огромное.

К 2029 году количество подлодок в ВМС США упадет до исторического минимума - 41 ударная и 14 старых РПКСН - 55 штук всего.
________________________________________________

Для сравнения, как у России:

АПЛ ВМФ РФ к 2023:

8 РПКСН пр. 955/955А (3 введены в строй в  2013-2014)
6 РПКСН пр. 667БДРМ (В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025−2030 год)
1 РПКСН пр. 941М (пока что срок эксплуатации продлен до 2020, а там кто знает - может и до 2023 продлят)
7 АПЛ пр. 885/885М (1 введена в строй в 2014, еще 6 сейчас строятся)

8 АПЛ пр. 949А (на 4х уже проведен ремонт в 2011-2017, еще 3 проходят ремонт/модернизацию)
11 АПЛ пр. 971 (на 3х проведен ремонт с модернизацией, еще 6 проходят ремонт/модернизацию)
2 АПЛ пр. 945А (1 прошла ремонт в 2011-2015, другая в 2008)
2 АПЛ пр. 945 (в ремонте-модернизации, ремонт временно приостановлен)
2 АПЛ пр. 671РТМ(К) (1 проходит ремонт-модернизацию)
1 АПЛ пр. 09786 (в 2011 проведен ремонт)
1 АПЛ пр. 09787 (в 2016 проведены ремонт и модернизация)
1 АПЛ пр. 09851 (строится)
1 АПЛ пр. 09852 (строится, самая большая подлодка в мире)
3 АГС пр. 1910 (проходили ремонт и модернизацию)
4 АГС пр. 1851 (проходили ремонт и модернизацию)
1 АГС пр. 10831 (самая глубоководная АПЛ в мире)

Многие из них сейчас строятся либо проходят ремонт/модернизацию (или стоят в очереди на ремонт-модернизацию)

Дизель-электрические подводные лодки.

15 ДЭПЛ пр. 877 (в отличии от атомных могут служить очень долго, знай ремонтируй вовремя - ремонты недорогие по сравнению с АПЛ)
12 ДЭПЛ пр. 636.3
3 ДЭПЛ пр. 677

К 2023 в ВМФ РФ будет около 30 ДЭПЛ, а может и более.


Итого, к 2023 году в ВМФ РФ будет порядка 56-59 АПЛ/АГС.
Еще 2 штуки  пр. 941 и 3 шт. действующих сейчас 667БДР скорее всего к 2023 уже выведут из строя. Хотя кто знает, может продлят и их срок службы в свете последних событий.
Тогда к 2023 у России будет максимум 64 штуки атомных подводных лодок (обитаемых). Плюс несколько десятков необитаемых атомных подводных лодок "Посейдон", "Статус-6".
Плюс 30 дизельных подлолок.

В сумме в ВМФ РФ к 2023 году будет  86-90 обитаемых подводных лодок. В 1.5 раза больше чем у США.

________________________________________________

Все РПКСН у США к концу 2023 будут ржавые развалюхи "Огайо" 3-го поколения, возрастом 33-48 лет.
В 2030-м году "Огайо" будет уже 40-55 лет. И только с 2031-го года у них в лучшем случае начнут постепенно поступать новые РПКСН.

У России к 2023 будет 8 новейших РПКСН "Борей" 4-го поколения, плюс модернизированные 667-БДРМы (самый новый вступил в строй в 1990, самый крайний ремонт с продлением срока службы - в 2018).

Плюс у нас уже идет разработка новых АПЛ и крейсеров 5-го поколения  - "Хаски" и "Борей-Б" 955Б и новых неатомных подлодок 5-го поколения "Калина":

Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» уже к 2013 году приступило к работам над созданием пятого поколения как атомной, так и неатомной подводных лодок. Проект неатомных подлодок пятого поколения с анаэробной установкой получит шифр «Калина».

Главным преимуществом лодок 5-го поколения «Калина» должна стать воздухонезависимая энергетическая установка на основе электрохимического генератора. Она даст возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей значительно дольше, чем лодкам с классической ГЭУ. Её разработкой занимаются в ЦКБ МТ «Рубин».
В 2016 году завершены наземные испытания ВНЭУ, и в марте начата подготовка к выполнению морских испытаний на специальном плавучем стенде. Испытания начнутся на Балтийском море в 2016 году — сообщил генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. По завершению испытаний, и начала серийного производства ГЭУ могут быть смонтированы на подлодке на любом этапе строительства, благодаря её модульному типу. Принципиальное отличие новой ВНЭУ от зарубежных аналогов — это то, что запас водорода не находится на борту а производится в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива в специальной установке.

Первую ВНЭУ планируется установить на перспективной НАПЛ «Калина». Высокопоставленный представитель командования ВМФ России в июле 2015 года сказал, что новейшая неатомная подлодка «Калина» пятого поколения с анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой (ВНЭУ) будет заложена после 2020 года. «Мы работаем над проектом «Калина», и сразу после 2020 года головная лодка будет заложена», — сказал он. Было отмечено, что пока мощность анаэробной установки, разрабатываемая ЦКБ «Рубин», недостаточна для полноценной работы двигателя подлодки. Такая установка будет построена в 2018 года.

....

«Хаски» — российские атомные подводные лодки пятого поколения. Разрабатываются в двух вариантах. Противолодочный вариант будет оснащён противолодочными ракетами «Калибр», модификация предназначена для уничтожения предполагаемых вражеских подводных лодок, в первую очередь, стратегических (АПЛ «Огайо», «Вэнгард» и др.). Второй вариант будет вооружён противокорабельными крылатыми ракетами «Циркон» и будет предназначаться для уничтожения крупных кораблей (авианосцев, УДК, ракетных крейсеров и др.)

Подводные лодки будут иметь ещё меньшую шумность чем АПЛ четвертого поколения. Корпус лодки будет состоять из композитных материалов. Многослойные конструкции уменьшат отражения сигналов вражеских гидролокаторов и уменьшат массу корабля. Также, вероятно, лодки получат новейшие средства связи, интегрированные в единую сеть. «Хаски» наряду с подводными лодками «Ясень/Ясень-М» станут основным средством противодействия Авианосным Ударным Группам (АУГ) США.

...

Несмотря на то что «Князь Владимир» уже заявляется экспертами как значительно превосходящий по боевым возможностям американские АПЛ типа «Огайо», в ближайшем будущем один из компонентов сил ядерного сдерживания может быть обновлен и дополнен другими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения.

Эксперты отмечают, что по боевым возможностям субмарины проекта 955Б или «Борей-Б» станут квинтэссенцией военных судостроительных технологий и не только будут сочетать в себе высокую степень надежности и автоматизации, но и иметь способность куда большей автономности. Технологические решения, заложенные в субмарины проектов 955 и 955А, по данным экспертов, позволят обеспечить безопасность Российской Федерации на протяжении следующих нескольких десятилетий.

Ещё 7 ноября 2017 года, в ходе заседания коллегии Минобороны начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов анонсировал старт программы разработки усовершенствованной модификации ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955Б «Борей-Б». Эскизным проектированием обновлённой версии ПЛАРБ на базе улучшенного корпуса от пр. 955А «Борей-А» специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») займутся уже в начале 2018 года, в то время как закладка первого РПКСН должна состояться не позднее 2023 года.

По заявлениям некоторых военных экспертов, имеющих прямое отношение к ВМФ, «Борей-Б» будут вполне способны дополнить или даже заменить (естественно, при необходимости) «Ясени» и «Хаски» в прямом их назначении — выполнении массированных ракетных ударов по стратегически важным надводным и наземным объектам противника с использованием противокорабельных и стратегических крылатых ракет семейств «Калибр-ПЛ» и «Оникс», а также упреждающих торпедных атак по подводному и надводному противнику без вскрытия собственного местоположения. О наличии подобных способностей у перспективных атомных субмарин проекта 955Б «Борей-Б» изданию «360» недавно рассказал военный специалист, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин.
Возможности ГАК SQS-53B/C, установленных на эсминцах класса «Арлей Бёрк» и крейсерах «Тикондерога», вряд ли позволят обнаружить «Борей-Б» даже в середине первой дальней зоны акустической освещённости, и это реальная проблема для авианосных ударных группировок США, ведь та же торпеда УГСТ «Физик» или ТПС-53 имеет дальность 50 км, а это значит, что АУГ вполне может быть атакована «Бореем-Б» без захода в зону действия гидроакустических комплексов SQS-53B/C и других ГАС, приданных системе AN/SQQ-89 (в особенности в сложной гидрологической обстановке).
Подлодки обновлённого проекта 955Б будут строиться вокруг перспективной боевой информационно-управляющей системы «Омнибус» и улучшенного ГАК «Иртыш — Афора — Борей», способного обнаружить акустический профиль АУГ на дальности 250 км. Это, однозначно, даст возможность нанести сокрушительный удар по надводному противнику с дистанции более 200 км, задействуя ПКР 3М54Э из 533-мм торпедных аппаратов или иные противокорабельные средства из транспортно-пусковых стаканов, установленных в адаптированные ячейки шахтных пусковых установок по аналогии с «Огайо».
https://tvzvezda.ru/news/opk/c…1-ylmc.htm


По сути, сейчас в США строится только один тип подводных лодок - "Вирджиния" и они значительно уступают российским "Ясеням" проекта 885М.

***

1.
В США все РПКСН устаревшие - 3-го поколения. Новые начнут поступать лишь с 2031 года (причем по некоторым параметрам они будут уступать "Огайо").
В России активно строятся новые РПКСН 4-го поколения и разрабатываются РПКСН 5-го поколения.

2.
В США пока не ведутся работы над многоцелевыми АПЛ 5-го поколения.
В России разрабатываются АПЛ "Хаски" 5-го поколения (причем первая будет заложена уже в 2023-2024).
Современные многоцелевые АПЛ США ("Вирджиния") по всем параметрам уступают российским "Ясеням".

3.
В США вообще не умеют строить бесшумные ДЭПЛ, полностью утеряны компетенции в этом.
В России строятся ДЭПЛ двух проектов - 636.3 и 677, плюс разрабатываются новые ещё более совершенные неатомные ПЛ проекта "Калина" повышенной автономности и скрытности.
В ряде ситуаций выгоднее использовать ДЭПЛ (небольшие глубины, небольшие моря и заливы).

4.
В США не разрабатывают и не производят глубоководные атомные станции. А у России уже 8 таких аппаратов, "Лошарик" может погружаться до 6000 м. Глубины - недоступные для ВМС США.

5.
В США не разрабатывают и не производят автономные беспилотные атомные подводные лодки. В России разрабатывается проекты "Посейдон" и "Статус-6".

6.
Количественно подводный флот США стремительно уменьшается. Если в 2010 году в ВМС США было 74 подводных лодок, то к 2018 их количество сократилось до 67, к 2023 сократится до 58, а к 2029 - до 55 штук.
У России сейчас 74 подводных лодки (из них 52 атомных). По количеству подлодок мы уже опережаем США и вышли на первое место в мире. Еще 8 лет назад у нас было меньше подводных лодок чем у США.
К 2023 по оптимистичному сценарию в ВМФ РФ будет 89 подлодок (из них 59 атомных), по самому оптимистичному - 94 подлодки (из них 64 атомных), по самому пессимистичному - около 82 шт (из них 56 атомных).

7.
В США сейчас строятся 4 подводные лодки (в 2017-м за весь год заложили всего одну).
В России строятся 19 подводных лодок (из них 17 для ВМФ РФ, 2 ДЭПЛ на экспорт).

8.
Население США - 325 млн, население РФ - 147 млн. Плюс у США обширная береговая линия в Тихом и Атлантическом океанах. Плюс их амбиции по Средиземноморью и даже в Индийский океан лезут дебилы, еще и в Арктику иногда заходят (хотя периодически с позором застревают там во льдах).
Америкосам эти 55 подлодок к 2029 - вообще ни о чем, никак не хватит для их задач.

Так что США всё сильнее и сильнее отстают от России по подводной составляющей флота.

К 2029 году будет примерно такой расклад:

Россия - 100+ подлодок
Китай - 90 подлодок
Индия - 30 подлодок
Другие не союзники США  - 40 подлодок
Итого: 260 штук
...
США - 55 подлодок
Другие страны НАТО - 95 подлодок
Итого: 150 штук

P.S. Это при условии, что из НАТО не выйдет Турция.
А также я считал только большие подлодки водоизмещением свыше 500 тонн, микроподлодки не учитывал (у Ирана и КНДР сейчас более 70 штук микроподлодок типа "Sang-O" и "Ghadir" водоизмещением 120-270 тонн, у НАТО таких нет).


С сайта "Глобальна Авантюра"

brodaga-2.livejournal.com

Американские ПЛАРБ типа «Огайо» | Армейский вестник

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок. По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота — SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года.

В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота. 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.

Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана — Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана — ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава.

На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения. В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой.

При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки — 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного оружия — 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей» несут на борту 16 ПУ баллистических ракет Р-30 «Булава»).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода — 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию. Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции подлодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности.

Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной. По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки.

Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор — двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G, который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров.

Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах, которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр — 2,4 метра.

Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов — W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый. При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета — 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 — 90-120 метров.

При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм. Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA — Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк». При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк».

В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS — две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт — 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан».

Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:

Габаритные размеры: длина — 170,7 м, ширина — 12,8 м, осадка — 11,1 м.
Водоизмещение — 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода — 25 узлов.
Скорость надводного хода — 17 узлов.
Глубина погружения — 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж — 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

Фотоснимки базы «Кингс-Бей» для обслуживания ПЛАРБ тира «Огайо», приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США:





/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

Самый аварийный подводный флот мира принадлежит США

Pravda.Ru нередко пишет об авариях на отечественных подводных лодках. Цель понятна: воздать должное погибшим и пострадавшим военным морякам и их мужеству. Но если разобраться, то самый аварийный флот мира принадлежит США. И не только потому, что он самый большой в мире. Или, как любят констатировать американские журналисты, "самый мощный".

Смотрите фоторепортаж: Авианосцы США, которых не ждут на Олимпиаду в Сочи

Или, как говорят даже некоторые экономисты из США, самый дорогой. Или самый забавный флот в мире — так очень часто выражаются завсегдатаи российских военно-морских интернет-форумов. При этом в среде, так сказать, мировой военно-морской общественности очень часто на многих языках звучит фраза, что флот США — самый бестолковый и малоэффективный среди подобных сил других развитых стран (имеется в виду соотношение финансовых затрат и боевой эффективности). Кажется также, что уважаемые янки в погонах обладают редким талантом допускать просчеты, необъяснимые с точки зрения логики обычного военного человека.

Выяснилось это, кстати, еще в годы Второй мировой. Так, американцы не заметили вспышки и не услышали гром залпов японских 203-миллиметровых орудий с расстояния 20 миль. После этого и случился так называемый ночной погром у острова Саво, более известный в истории войны на Тихом океане как "второй Перл-Харбор". Японцы просто-напросто обошли остров против часовой стрелки, расстреляв одного за другим спящие крейсеры ВМС США.

Или как можно после успешных оборонительных боев, имея все шансы на победу, вдруг сдать десятикратно уступающему по численности неприятелю неприступный "бетонный броненосец" Коррехидор? 43 года американцы готовились к этому бою, забетонировали и одели в броню небольшой остров, уже почти победили… и сдались на милость японцев. К их неподдельному изумлению, еще и выполнив множество весьма строгих условий капитуляции. Конечно, это трагедия, и вечная память всем гражданам США и других стран, воевавших за мир. Но странная какая-то, нелепая это трагедия…

Читайте также: Как американская АПЛ атаковала рыбаков

Но вернемся к подводному флоту. "Реальной открытой статистики аварийности ВМС США в целом и в атомном подводном флоте этой страны в частности — попросту не существует, — считает давний автор Pravda. Ru, эксперт по Международному морскому праву, публицист и историк капитан I ранга Сергей Апрелев. — Дело в том, что уже три десятилетия в США практически не публикуются данные об авариях на флоте, доступ прессы к таким фактам запрещен. Конечно, бывают утечки информации — но чаще всего случайные.

И руководство ВМС все-таки комментирует случившееся, только когда не сделать этого уже нельзя, когда сами факты и так уже становятся известными широкой общественности. Свобода слова там весьма своеобразная. Издания, которые публикуют "несогласованные" данные о происшествиях на флоте, могут нарваться на крупные неприятности. Потому-то в открытой прессе содержится лишь весьма скудная информация об аварийности ВМС США, и мы о ней мало что реально знаем…".

Но хотя многое об американцах нам неизвестно, согласно хотя бы имеющейся статистике Россия все равно по общему количеству известных инцидентов и аварий своих атомных подводных лодок уступает "первенство" ВМС США. Если же взять другой дополнительный критерий — коэффициент аварийности, то есть отношение общего количества аварий субмарин к количеству построенных, то для американских ВМС результат выглядит еще более пессимистичным.

В российском подводном флоте данный коэффициент составляет 0,2, а в американском 0,3. Иными словами, на каждые 100 атомных подводных лодок в российском флоте приходится около 20 аварий и происшествий, а в американском — около 30. Соотношение, согласитесь, не в пользу США. А если американцы "откроют" еще и свою "закрытую" аварийную статистику, да мы ее приплюсуем к уже имеющимся данным…

Американскими кораблестроительными верфями в XX веке было построено более 190 подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Для сравнения: за этот же период с советских верфей вышла в море 261 атомная подлодка, в Великобритании — 25, во Франции — 12, в Китае — шесть. Кстати, от строительства дизельных подлодок в США отказались еще более полувека назад.

Традиционно подводный флот пользуется особым расположением первых лиц Соединенных Штатов. Так, например, сам вице-президент США Альберт Гор совершил поход в Арктику в 1993 году на атомной подводной лодке "Парго". Вместе с тем, за весь период эксплуатации в ВМС США подводных лодок с ядерными энергетическими установками, помимо двух катастроф, закончившиеся гибелью атомных подлодок, произошло также около 60 серьезных инцидентов и аварий. В результате чего корабли получили различные повреждения корпусов, механизмов и забортных устройств.

Читайте также: Погибшую подлодку считали сдавшейся НАТО

Наибольшее число аварий "у них" вызвано навигационными причинами, в том числе нарушением безопасности плавания, потерей операторами обстановки в сложных гидрологических условиях, ошибками в использовании технических средств.

Напоследок, только некоторые избранные, аварии и происшествия в ВМС США, вошедшие в историю. Некоторые из нижеприведенных фактов есть только в англоязычной прессе, и Pravda. Ru публикует их для русскоязычной аудитории впервые.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину "Трешер". Кто мог представить, что простой двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира "Скайларк" мог закончиться подобной катастрофой? Причина гибели "Трешера" остается загадкой.

Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки — был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.

Вскоре ужасная история получила продолжение — американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ "Скорпион". Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически, как наш "Курск"!).

Читайте также: Как подводники удивляли полярников

Существует более экзотическая легенда, согласно которой "Скорпион" потопили русские в отместку за гибель подлодки К-129. Тайна гибели "Скорпиона" до сих пор будоражит умы моряков — так, в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

11 февраля 1998 года американская субмарина "Ла Холья" в семи километрах от побережья Республики Корея в результате столкновения пустила ко дну южнокорейское рыболовное судно "Янг Чанг".

19 марта 1998 года вблизи острова Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) столкнулись "Кентукки" и "Сан Хуан". Обе лодки были направлены в базу Гротон для докового ремонта.

Крейсер ВМС США "Порт Ройял" стоимостью в миллиард долларов 5 февраля 2009 года сел на мель у Гавайских островов. Следствие установило причины аварии: навигационное оборудование на корабле было неисправно, вахтенные потеряли бдительность, не работал эхолот, и никто не смог определить глубину под килем.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США "Гринвилл" протаранила японскую рыболовную шхуну "Эхиме Мару". Погибло 9 японских рыбаков, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США "Натаниел Грин". Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Лодки столкнулись удачно — ремонт нашего корабля занял полгода, а история американской субмарины оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. "Батон Руж" доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.

В 1969 году американская атомная подводная лодка "USS Guitarro" затонула на глубине 10 метров прямо у причальной стенки. Авария произошла в результате несогласованных действий двух групп специалистов: одна из них заполняла водой носовые балластные цистерны, а другая — кормовые. Каждая из этих стандартных операций необходима для калибровки инструментов, однако одновременное их выполнение бригадами, даже не подозревающими друг о друге, привело к затоплению корабля. Операция по подъёму и восстановлению подлодки обошлась Штатам в сумму 20 миллионов долларов. Интересно, что эта подлодка носила бортовой номер 665 — почти, извините, "три шестерки"…

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная подводная лодка "Гринвилл" при отработке экстренного всплытия (необходимости в котором не было) около гавайского острова Оаху столкнулась с японской учебной рыболовецкой шхуной "Экси Мару". Шхуна затонула, но американцы ничего не предприняли для спасения тонущих рыбаков.

20 марта 1993 года в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Несмотря на серьезные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления.

14 мая 1989 атомная подлодка проекта "Лос-Анджелес" возвращаясь, что интересно, после съёмок "Охоты за Красным Октябрём" в базу, возле острова Санта Каталина в Калифорнии зацепила трос, на котором небольшой буксир тянул баржи. Затем лодка погрузилась, утащив за собой буксир, при этом один из членов команды погиб. По решению суда родственники погибшего получили от ВМФ 1,4 миллиона долларов…

В 1959 году советская дизель-электрическая подлодка С-360 в Средиземном море скрытно проникла в район боевого маневрирования авианосца "Рузвельт", оставшись незамеченной. В том же походе наши подводники буквально поставили "на уши" весь шестой флот США: С-360 свободно "прогулялась" под кораблями боевого охранения тяжелого крейсера "Де Мойн".

Читайте также: Как миллиардер Хьюз советскую подлодку поднимал

Искусно маневрируя между кораблями эскорта, лодка по акустическим данным вышла на дистанцию торпедной атаки на крейсер. На котором находился президент США Дуайт Эйзенхауэр! Американцы всполошились только через час, когда нашей лодки и след простыл — ее засекли удаляющейся. Как гласят ехидные первоисточники, просто все американские акустики на всех кораблях во время преследования их С-360 были заняты на учениях… по обнаружению советских подводных лодок!

16 ноября 2013 года у южных берегов Калифорнии беспилотник из-за неисправности врезался в крейсер "Ченслервилл". В результате происшествия двое моряков получили незначительные ожоги. Всего в момент происшествия на корабле находились 300 моряков. Как отмечается, беспилотник был запущен для испытаний радарной системы… этого самого корабля.

В 1955 году во время учений при всплытии под перископ столкнулись подводная лодка США "Дайабло" и эскадренный миноносец. Эсминец получил настолько серьезные повреждения, что потерял ход и был с большим трудом прибуксирован в базу. Субмарина получила повреждение носовой части, боевой рубки и выдвинутых устройств, но в базу пришла своим ходом. В мае 1958 года эсминец "Сильверстейн" протаранил подводную лодку "Стикблэк". Она затонула на большой глубине в 16 милях от Перл-Харбора, но экипаж, состоящий из 82 человек, удалось спасти.

При стоянке у пирса на одной из верфей Сан-Франциско в феврале 1955 года на подводной лодке "Помодон" произошел взрыв водорода в аккумуляторной яме, погибло четыре человека. На пострадавшую лодку прибыла аварийная партия судоверфи, в это время произошло еще два взрыва, начался пожар, охвативший весь корабль. От огня и токсичных газов погибло еще шесть человек…

Что нового произошло на главной Pravda. Ru? Посмотри…

www.pravda.ru

Подводный флот США имеет превосходство даже у наших берегов

ВМФ РФ не имеет эффективных стационарных и позиционных систем контроля подводной обстановки, особенно в дальней морской зоне, а также испытывает недостаток маневренных противолодочных сил. А вот ВМС США, располагая таковыми, получили возможность отслеживать наши подводные лодки на большей части океанских и морских ТВД.

Борьба с подводными лодками вероятного противника – одна из ключевых сфер деятельности российского ВМФ. Она состоит из решения ряда важнейших задач. В военное время первой из них является уничтожение ракетных атомных подводных лодок противника с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Вторая – обеспечение защиты своих ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от субмарин противника.

В связи с оснащением многоцелевых подводных лодок иностранных государств стратегическими КР большой дальности в ядерном и обычном снаряжении с началом боевых действий необходимо их уничтожение в районах применения ракет и на маршрутах развертывания. Важнейшей задачей остается уничтожение подводных лодок в районах их боевого применения против соединений надводных кораблей ВМФ РФ, а также морских и океанских коммуникаций. Никто не отменит и борьбу с подводными лодками противника в операционных зонах военно-морских баз и пунктов базирования.

Наконец, необходимо решать весь круг задач непосредственного противолодочного охранения соединений надводных кораблей, транспортных и иных судов, а также наших подводных лодок как на маршрутах развертывания (зонах морских и океанских коммуникаций), так и в районах боевого предназначения.

Американская ПЛАРБ типа «Огайо»

В мирное время основные противолодочные задачи носят разведывательный характер. Прежде всего, это выявление районов боевого патрулирования, обнаружение ПЛАРБ иностранных государств, в первую очередь американских, и слежение за ними, а также определение системы оперативного обеспечения их деятельности.

Другой важной задачей нашего флота в мирное время является выявление районов боевого применения многоцелевых подводных лодок противника. Это важно для организации их уничтожения с началом войны и обеспечения боевой устойчивости наших стратегических ракетоносцев, а также подлодок других классов и соединений надводных кораблей, не связанных с решением противолодочных задач.

Потенциально объектами противолодочных действий нашего ВМФ могут быть подводные лодки тех государств, которые входят в состав конкурирующих с Россией блоков, имеющих к нашей стране определенные претензии, а также их союзников. Это, прежде всего, страны НАТО, а также союзники США в зоне Тихого океана, в первую очередь Япония. Общий подводный флот этих стран насчитывает около 20 ПЛАРБ и более 150 единиц многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок.

Подводные орды

Наибольшую угрозу представляют 14 американских ПЛАРБ типа «Огайо». Несмотря на почтенный возраст, это вполне современные боевые корабли, имеющие достойное радиоэлектронное вооружение (особенно ГАК AN/BQQ-5) и весьма низкую шумность, превосходя по этому показателю остальные ПЛАРБ западного мира.

Имея ракеты «Трайдент-2» с дальностью стрельбы около 12 000 км, эти подлодки решают задачу создания ракетно-ядерной угрозы России, действуя вблизи своего побережья. Их вероятные районы боевого патрулирования располагаются, судя по материалам открытой печати и анализу географии возможных районов боевого применения, в северо-западной части Атлантики и северо-восточной части Тихого океана. Вероятнее всего, они будут действовать в зонах, контролируемых системой SOSUS. Хотя отдельные ее станции в настоящее время и законсервированы, с началом боевых действий их тоже приведут в действие.

Воздушное пространство над районами боевого патрулирования и на маршрутах движения наверняка будет контролироваться самолетами AWACS. Защита этих кораблей, как можно предположить, станет строиться на зональном принципе с приоритетом противолодочной и противовоздушной обороны. Общая площадь возможных районов боевого патрулирования на каждом из океанских ТВД превысит 300 или даже 500 тысяч квадратных миль.

Многоцелевая атомная подлодка типа «Лос-Анджелес»

Из числа многоцелевых атомных подводных лодок основную угрозу для России также будут представлять американские. Сегодня это 44 корабля типа «Лос-Анджелес», 3 – «Сивулф» и 11 – «Вирджиния». В дальнейшем количество первых может сократиться до 22, а третьих – возрасти до 22–23 единиц. Располагая 12 КР типа «Томагавк», они способны наносить удары на глубину до 1000 км от побережья ракетами в обычном оснащении, а в ядерном – до 2000 км и более.

Наличие ракетного вооружения (помимо «Томагавков» эти корабли располагают 4–8 ПКР «Гарпун», запускаемыми из торпедных аппаратов) и эффективных дальнобойных торпед Mk-48 последних модификаций делает эти лодки весьма опасным противником для надводных сил российского флота. Районами их боевого предназначения при действиях против России, очевидно, станут Норвежское, Баренцево и Карское, Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточная часть Тихого океана, прилегающая к Японии.

Общая площадь районов боевого применения американских многоцелевых подводных лодок (на основе анализа их задач и особенностей геофизики) может быть оценена в районах Баренцева и Карского морей в 120–180 тысяч квадратных миль, в Норвежском – в 200–250 тысяч, в Беринговом – в 120–170 тысяч, в Охотском – 80–100 тысяч, в Японском – 60–70 тысяч и до 250 тысяч квадратных миль в указанной выше части Тихого океана.

В морской зоне Атлантического океана против России могут использоваться британские и французские многоцелевые подводные лодки. Однако их боевые возможности существенно уступают американским аналогам как по показателям скрытности, так и по поисковым и ударным возможностям.

В Баренцевом, Карском и Охотском морях эти подводные силы будут действовать вне зон эффективной поддержки наземных систем разведки (прежде всего SOSUS) и других сил своих ВМС. В других районах, которые в той или иной степени контролируются системой SOSUS и радиолокационным полем ПВО, они, очевидно, станут работать в тесном взаимодействии с другими родами сил своих флотов и видов вооруженных сил, которые смогут эффективно противодействовать противолодочным силам нашего ВМФ.

Мы в тельняшках, но нас мало

Что может противопоставить наш флот вероятному подводному противнику? Прежде всего, это многоцелевая ПЛА проекта 885, 11 ПЛА проекта 971 и четыре ПЛА проектов 945 и 945А. Четыре ПЛА проекта 671РТМК считаются устаревшими и в ближайшей перспективе планируется их вывод из состава ВМФ. Поэтому их учет не имеет смысла.

Новейшая многоцелевая ПЛА проекта 885 «Ясень» обладает наивысшими возможностями по борьбе с лодками противника. Из 16 современных ПЛА 12 входят в состав Северного флота, а остальные – в Тихоокеанский. Однако далеко не все эти корабли будут привлекаться к решению противолодочных задач. Часть сил необходимо выделить для действий в составе группировок ударных сил для разгрома крупных надводных соединений противника – минимум две (а то и три) на каждом из флотов. ПЛА проекта 885 вряд ли будет привлекаться к решению противолодочных задач, если учесть ее высокую боевую ценность как ударного корабля.

Многоцелевая ПЛА проекта 885 «Ясень»

НПЛ в составе нашего флота насчитывается 20 единиц, основную часть которых (16) составляют корабли проекта 877, вполне отвечающие современным требованиям. Из них в составе Тихоокеанского флота имеется 8 единиц, Северного – 7, Черноморского – 3 и Балтийского – 2. Предположительно все они будут использоваться для решения противолодочных задач в системе обороны РПКСН, районов базирования сил флота и морских коммуникаций в прилегающих к нашему побережью акваториях.

Из числа надводных кораблей для решения противолодочных задач в ближней морской зоне могут быть привлечены до трех (в перспективе – до восьми) корветов проекта 20380, около 25 МПК проекта 1124 и его модификации. В дальней морской зоне возможно использование для борьбы с подводными лодками не более четырех БПК проекта 1155 (1155.1) и двух-трех фрегатов проекта 22350. Из них на Балтийском флоте – четыре корвета и три МПК, на Черноморском – восемь МПК, на Северном – два БПК и шесть МПК, на Тихоокеанском – два БПК и восемь МПК.

Из состава морской авиации на СФ вести борьбу с подводным противником смогут три самолета Ту-142М и около 10 Ил-38, порядка 20 вертолетов ПЛО Ка-27 корабельного базирования будут решать задачи обороны авианесущего соединения. В составе ТОФа семь-восемь Ту-142М, до 10 Ил-38 и около 20 Ка-27пл. Самостоятельно способны вести поиск современных малошумных подводных лодок в удаленных районах только самолеты Ту-142М и модернизированные Ил-38Н. В прибрежной зоне – вертолеты Ка-27 с использованием ОГАС.

Тактика булавочных уколов

Что можно сделать имеющимися силами в борьбе с подводной опасностью? Сначала обратим внимание на наиболее серьезную угрозу – ПЛАРБ вероятного противника, прежде всего американские. Для борьбы с ними СФ может выставить три самолета Ту-142М и максимум шесть-семь ПЛА проектов 971 и 945. При этом ежесуточно реально выполнение не более одного-двух самолетовылетов Ту-142М при нахождении в районе поиска в течение двух-трех часов.

Если учесть, что американские ПЛАРБ, как правило, действуют в зоне наблюдения SOSUS, несмотря на значительно сниженную дальность обнаружения наших новых ПЛА этой системой, при наличии в районах маневренных сил зональной ПЛО (особенно базовой патрульной авиации – БПА) их длительное пребывание в районе поиска в конечном итоге приведет к обнаружению и выводу из района их действий ПЛАРБ. Исходя из этого даже в мирное время за несколько дней поисковых действий вся группировка сможет обнаружить хотя бы одну ПЛАРБ из четырех-пяти находящихся на патрулировании с вероятностью не более пяти процентов.

В военное время действия авиации просто исключены – район маневрирования ПЛАРБ контролируется AWACS и противолодочные самолеты будут уничтожены силами ИА еще до подхода к району поиска. А нашим ПЛА предстоит действовать в условиях мощного противодействия сил зональной ПЛО. В этих условиях за первые шесть-семь суток ведения боевых действий практически все выделенные для поиска ПЛА будут уничтожены, а вероятность поражения хотя бы одной ПЛАРБ не превысит двух-трех процентов.

На Тихом океане ситуация аналогична. То есть решать задачу борьбы с ПЛАРБ наш флот абсолютно неспособен. А значит, вообще нецелесообразно выделять силы на эту задачу.

Что же можно сделать с многоцелевыми ПЛА вероятного противника? Если рассматривать районы дальней морской зоны, контролируемые системой SOSUS и иными средствами зональной ПЛО и ПВО (это Норвежское, Берингово, Японское моря и районы Тихого океана, прилегающие к Японии с востока), то так же, как в ситуации с ПЛАРБ, практически ничего.

В районах Баренцева, Карского и Охотского морей за пределами 150–200-мильной зоны от побережья возможности борьбы с ПЛА противника существенно возрастают. Здесь основными задачами противолодочных сил станет уничтожение ПЛА в районах пуска КРБД по нашим наземным объектам.

Исходя из располагаемого ресурса можно создать группировку противолодочных сил на СФ в составе двух-трех ПЛА проекта 971 (945), трех Ту-142М и одной РПУГ из двух БПК проекта 1155, действующих при поддержке пяти – восьми Ил-38. Поисковые возможности такой группировки обеспечивают в мирное время обнаружение в течении трех – пяти суток порядка одной-двух американских подводных лодок из нескольких развернутых в этом районе. Судя по открытым данным, группировка сможет осуществлять за ними слежение до четырех-пяти часов (во всяком случае, именно столько, по данным СМИ, наши противолодочные силы вели обнаруженную вблизи наших территориальных вод американскую ПЛА в 2013 году).

Соответственно с началом боевых действий вероятность уничтожения хотя бы одной из развернутых в этом районе ПЛА противника составит не более 10–15 процентов. Основную часть имеющихся КРБД в обычном снаряжении ПЛА США израсходуют в течении первых суток-двух при воздушной наступательной операции. За это время группировка наших противолодочных сил сможет уничтожить не более одной ПЛА из 8–10 развернутых в этом районе.

То есть предотвратить ракетный удар по нашей территории с ПЛА противника наши противолодочные силы не смогут. В целом за 4–5 суток такая группировка уничтожит одну-две ПЛА противника (10–25%), потеряв до половины своего корабельного состава и практически утратив боеспособность. То есть задача разгрома группировки противника решена не будет.

В 150–200-мильной зоне появляется возможность нарастить численность противолодочных сил до уровня, когда они смогут, пусть и в весьма ограниченном объеме, решать задачи борьбы с подводными лодками противника. При этом потери могут оказаться весьма существенными. После 10–12 суток ведения боевых действий вероятна утрата ими своей боеспособности.

Из проведенного анализа следует, что в настоящее время наш ВМФ неспособен с необходимой эффективностью вести борьбу с подводной угрозой. Основной причиной этого является отсутствие эффективных стационарных и позиционных систем контроля подводной обстановки, особенно в дальней морской зоне, а также недостаток маневренных противолодочных сил. Располагая таковыми, ВМС США имеют возможность с хорошей эффективностью контролировать подводные лодки нашего флота на большей части океанских и морских ТВД.

/Константин Сивков, доктор военных наук, vpk-news.ru/

army-news.ru

Американская АПЛ, которую стоит бояться » Военное обозрение

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.


Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании оружия. В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)— она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, — а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», — сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике — интересы в области безопасности", — сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК ( подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами ) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

topwar.ru

Сколько подводных лодок у сша действующ ?

не считал, но думаю порядка ста в тихоокеанских водах

Состояние ВМФ США и России к 2020 году Давайте сравним тренды. По состоянию на 2013 год в состав ВМФ России входит 278 кораблей разного типа и назначения. А недавно Сергей Шойгу заявил, что в результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года ВМФ РФ получит восемь новых ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок и 54 надводных боевых корабля различного класса. Рассмотрим подлодки. Основой подводного флота России на 2013 год являются: 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 8 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и 19 многоцелевых атомных подводных лодок. Всего 68 подлодок. Источник В России активно строятся атомные Бореи, атомные Ясени, ДЭПЛ проекта 636.3 и ДЭПЛ проекта 677. А что в США? Заглянем в таблицу состояния подлодок ВМС США на период с 2012 по 2020 год. Класс и тип Период ввода в строй 2012 2015 2020 Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами «Огайо» 1984-1997 14 14 14 Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами «Огайо» 2004-2007 4 4 4 Многоцелевые атомные подводные лодки «Лос-Анджелес» 1976-1996 42 32 22 «Сивулф» 1997-2004 3 3 3 «Вирджиния» 2004-2023 9 14 22 Всего 7267 Итак, что мы видим. У США 42 устаревшие подводные лодки типа Лос-Анджелес (постройка 1976-1996 года). Замены этим подлодкам до 2020 года не предвидится. И при этом из таблицы следует, что к 2020 году их останется в строю 22 штуки. И то вряд ли. Гигантские расходы на обслуживание и эксплуатацию многоцелевых подводных лодок заставляют руководство США сокращать их численность. Даже по собственным планам ВМС США ожидается, что их число к 2025 году должно уменьшиться до 44 единиц. Далее. 14 устаревших подводных лодок типа Огайо (постройка 1984-1997 года). Замены им тоже не строится. И как видим из таблицы, планов по созданию новых Огайо не существует в природе. Сколько их будет списано и сколько останется в строю в 2020 году? Ну явно не все 14 штук. Итого остаётся: 9 реальных + 13 виртуальных Вирджиний, 3 подлодки Сивулф постройки 1997-2004 года и 4 подлодки Огайо постройки 2004-2007 года. Для справки: подлодка Вирджиния имеет водоизмещение – 7800 тонн. У Ясеня водоизмещение – 13800 тонн. У Борея – 24000 тонн.

ПЛАРБ тип «Огайо» (Ohio) — 14 ПЛАРК: тип «Огайо» (Ohio) — 4 МПЛАТРК тип «Лос-Анджелес» (Los Angeles) — 35 тип «Сивулф» (Seawolf) — 3 тип «Вирджиния» (Virginia) — 14

В составе ВМС США 72 атомные подводные лодки.

одна. и то в россии сделали

touch.otvet.mail.ru

Подводный флот США - skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)

Когда говорят о потенциале наших вооружённых сил, надо исходить из того, как он соотносится с потенциалом вероятного противника. Иначе разговор теряет смысл.
А особую роль здесь играет военно-морской флот и атомные подводные лодки.

Не так давно американский президент Дональд Трамп заявил, что подводный флот США может уничтожить Россию. Действительно ли субмарины под звездно-полосатым флагом настолько грозное оружие или глава Белого дома блефует?

Равных нет

На данный момент военно-морской флот США – лидер как по количеству, так и по боевым возможностям подводных лодок и располагает 74 субмаринами 4-х классов. Три класса многоцелевых подлодок – «Вирджиния», «Сивулф» и «Лос-Анжелес» – отвечают за обнаружение и уничтожение вражеских судов, а также поддержку операций морского десанта. Подлодки класса «Огайо» относятся к оружию стратегического сдерживания и предназначены для нанесения ракетных ударов по важнейшим военно-промышленным объектам противника.

Главной ударной силой подводного флота США являются 15 лодок класса «Вирджиния» – более продвинутая и экономичная альтернатива «Сивулф». Они выполняют те же оперативные задачи что и лодки класса «Лос-Анжелес», однако имеют дополнительные преимущества, к примеру, способность эффективно работать в прибрежных водах, что используется для сбора разведданных и проведения спецопераций. Важно отметить, что все американские подлодки имеют атомные двигатели, что заметно повышает их автономность (у российского ВМФ почти половина субмарин – дизель-электрические).

Сегодня американские субмарины способны самостоятельно производить пресную воду и кислород, а запасов еды им обычно хватает на 90-100 дней плавания. Комментируя спуск на воду подлодки «Гавайи» (класса «Вирджиния»), министр ВМС США Дональд Винтер отметил, что «дальность плавания, маневренность и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Вне конкуренции

Примерно треть американских подводных лодок постоянно находится в море: либо ведут патрулирование, либо проводят учение. В случае необходимости все они могут приступить к выполнению боевой задачи в любой части мирового океана, что безусловно является преимуществом на фоне конкурентов. Западные военные аналитики считают, что в отличие от американских подлодок большая часть из находящихся на плаву российских субмарин будет дислоцироваться ближе к родным берегам.

Американские подлодки обладают более высоким ядерным потенциалом, чем российские: 24 межконтинентальные ракеты «Трайдент» установленные на «Огайо» против 16 МБР «Булава» на «Бореях». Кроме того, дальность полета «Трайдент» на пару тысяч километров дальше, чем у «Булавы», при этом мощность американской ракеты примерно в 1,7 раз выше российской. Впрочем, как заметил заместитель директора Центра международной безопасности при Атлантическом совете Магнус Норденман, в последнее время подводный флот США и НАТО не фокусировался на противолодочных операциях, что заметно ухудшило навыки в этой области. Но если преимущество американских субмарин перед российскими не столь критично, то китайский подводный флот конкурировать с американским пока еще не может. Эксперты уверены, если американское командование задействует подводные суда, к примеру, в спорной акватории Южно-китайского моря, то перевес США здесь будет более чем очевиден.

Главный научный сотрудник японского Института международных отношений Тетсуо Котани отмечает, что американская подводная лодка с управляемыми ракетами может ускользнуть от китайских гидролокаторов и спокойно приблизиться к берегам Поднебесной. Достаточно будет одного 170-метрового «Мичигана», несущего 154 крылатые ракеты, чтобы уничтожить взлетно-посадочные полосы ближайших китайских аэродромов. Идеальное оружие Оборонная промышленность США находится в процессе постоянного перевооружения своего подводного флота.

В частности, Пентагон разрабатывает новые технологии по отслеживанию и поражению подлодок противника с использованием беспилотных подводных аппаратов. Инженеры планируют оснастить их наиболее сложными и чувствительными сенсорными системами, у которых нет аналогов. Министерство обороны США намерено вложить свыше 8 млрд. долларов в модернизацию субмарин, в первую очередь, в IV и V серии подводных лодок класса «Вирджиния», каждую из которых предполагают вооружить 40 «Томагавками», а также оснастить современной электроникой. Разрабатываемые подлодки будут обеспечены атомным двигателем с ядерным реактором, срок службы которого рассчитан на 30 лет. Новый почти бесшумный двигатель (уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием) позволит двигаться лодке даже по относительному мелководью. Модернизированные «Вирджинии», согласно концепции Пентагона, должны стать идеальными «шпионами» и «убийцами».

Источник

skeptimist.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о