Сунниты против шиитов: глобальный контекст сирийского конфликта

До «Женевы-2» (международной конференции по Сирии) остается чуть больше недели. «Я приглашаю Иран к участию в конференции, если он разделяет цели тех, кто стремится к урегулированию в Сирии», – заявил госсекретарь Керри.

«Он приглашает… главного союзника Асада – принять участие в предстоящих мирных переговорах… без признания того, что Асад должен оставить свой пост», – так отозвался на заявление Керри бывший представитель США в ООН Джон Болтон. Подчеркнув: «… Три конкретных примера подыгрывания Ирану – в вопросе о… ядерной программе, в Сирии и Ираке – создают модель, глубоко задевающую Израиль и арабских союзников Америки». По словам Болтона, «если Вашингтон не поспешит сменить курс, то утрата … влияния в этом жизненно важном регионе будет только ускоряться».

У профессора политологии из Университета Джорджа Мейсона Марка Катца – иное мнение. «Нравится это кому-то или нет, – констатирует аналитик, – но Иран глубоко вовлечен в сирийские дела. – И до тех пор, пока Америка и другие не готовы силовыми методами остановить помощь, которую Тегеран оказывает режиму Асада, сирийский конфликт невозможно разрешить без сотрудничества с Ираном. Участие Ирана в переговорах, конечно, не гарантирует их успеха. Зато исключение Ирана гарантирует их провал».

Как поведет себя иранская сторона? «Пока это неясно, – считает Назенин Ансари (обозреватель выходящей в Лондоне фарсиязычной газеты «Кейхан»), – хотя развитие иранской позиции по ядерной проблеме можно назвать многообещающим». «Конечно, – уточняет Ансари, – вопрос о ядерной программе – совсем не то же самое, что сирийский кризис, но ведь в конечном итоге эти проблемы взаимосвязаны: речь идет о новом имидже Ирана в мировой политике. А вот произойдет ли прорыв – это будет зависеть от многих факторов. И в частности – от позиции Саудовской Аравии. Стремящейся не только изменить положение дел в Сирии, но и стать главной движущей силой на Ближнем Востоке».

Война конфессий

И все же: что происходит в Сирии? Сирийская ситуация – особая, считает московский политолог Владимир Ахмедов. «В Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, – продолжает он, – произошли народные восстания или даже революции. Но они завершились. Так долго, как в Сирии – без малого три года, – это не продолжалось нигде».

Почему? «Потому что здесь идет не одна война, а несколько, – убежден Ахмедов. – Одновременно, накладываясь одна на другую. С чего начались события в Сирии 15 марта 2011 года? Выступили люди, недовольные политикой правительства и потребовавшие реформ. Это были мирные марши протеста. В вооруженную борьбу они переросли только через семь-восемь месяцев – поскольку правительство Башара Асада использовало исключительно силовые методы».

«Сегодня, – констатирует московский политолог, – борьба за демократию продолжается, но в значительно меньших масштабах. Главное – и новое явление – это война между суннитами и шиитами. Сегодня в Сирии воюют тысячи несирийцев – шиитов и суннитов.

Шииты – за Асада, сунниты – против. Раньше сирийская армия носила все-таки многоконфессиональный характер. Конечно – с алавитским командным ядром, но… сам режим все-таки был светским. А сегодня и сам режим, и его вооруженная составляющая выродились в структуры, служащие одной конфессии – алавитам. Сражающимся, как они считают, за существование. А на другой стороне – суннитское большинство. Вначале составившее ядро мирных шествий, а затем – вооруженной борьбы. Но и оно прежде старалось не демонстрировать религиозный характер борьбы. А сегодня – после того, как сам Асад использовал религиозный фактор, чтобы оправдать свои силовые действия, – то, что начиналось как борьба за гражданские свободы, приобрело характер межконфессионального конфликта. На сирийской земле идет борьба двух направлений в исламе. Уже сегодня носящая наднациональный – а в некоторых случаях (скажем, в планах военизированных организаций типа «Исламского государства Ирака и Леванта») – глобальный характер».

Сирийская проблема России

Эти изменения в характере сирийского конфликта, по мнению Ахмедова, не были вовремя учтены в Москве. «Мы попали в сложную ситуацию, – считает политолог. – Изначально мы поддерживали светский режим. (Никто не вдумывался в то, что, согласно конституции – и прошлой, и нынешней – Сирия – исламское государство, президентом которого может быть только мусульманин.). Мы говорили, что защищаем светский режим, на смену которому могут прийти исламисты. А сегодня – выродившись в откровенно конфессиональный – этот режим не только контролирует не более тридцати процентов территории, но и не отражает интересы значительных слоев населения…»

Каков же прогноз? «Сегодняшняя стратегия России, по-моему, состоит в попытке минимизировать потери, связанные с Сирией», – сказал в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» руководитель Программы иранских исследований Стэнфордского университета Аббас Милани. «В Москве, – полагает аналитик, – я думаю, осознали, что в долгосрочной перспективе Асаду не выжить. Но ни в Москве, ни на Западе не хотят, чтобы к власти в Сирии пришли радикальные исламисты. Мне представляется, что российская сторона стремится к дальнейшим переговорам с США, с арабскими странами, с Турцией, с Саудовской Аравией. Ее цель – найти такое решение проблемы, которое позволило бы сохранить хотя бы часть своего влияния на Сирию – морскую базу в Тартусе, некоторые капиталовложения… И вместе с тем – найти замену сегодняшнему режиму, явно неспособному удержаться».

«При этом, – подчеркивает Милани, – Москву интересует не только Сирия. Есть у нее и интересы, связанные с Саудовской Аравией, Турцией, Ираном, Египтом, Катаром (включающие, скажем, взаимодействие в газовой отрасли). Наконец, вспомним, что произошло в России за последние недели: у сил, ориентирующихся на «Аль-Кайду» и воюющих с Асадом, оказалась, к несчастью, возможность взять реванш в Волгограде. Оттого Москва, я полагаю, стремится модифицировать свою стратегию. Не забудем и другое: два года назад у Москвы был расчет на продуктивный союз с Ираном. Иран нуждался в России, да и России был нужен иранский рынок. Но сегодня ситуация изменилась: Иран открывается Западу. И это – серьезная угроза для России. А с другой стороны – те, кто, скорее всего, придет на смену Асаду, дают понять, что Россия сможет сохранить Тартус. И нефтяные капиталовложения тоже…»

И все-таки вопросы остаются. «С элитами, – констатирует Владимир Ахмедов, – можно договориться, о чем свидетельствуют недавние контакты Москвы с Саудовской Аравией и Катаром. Но есть и другой фактор: массы людей, приведенные в движение арабскими революциями. Миллионы простых людей, далеких от политики. Но сознающих, что регион охвачен межконфессиональной борьбой.

Суннитов – около полутора миллиардов человек. Шиитов – во много раз меньше. Почему же Россия (мусульманское население которой на девяносто пять процентов – суннитское) поддерживает Асада, призвавшего себе на помощь шиитские силы – ливанскую «Хезболлу» и шиитские милиции из Ирака? «Можно сказать, – оговаривается Ахмедов, – что это – точка зрения обывателя. Но когда регион охвачен межконфессиональным конфликтом, необходимо учитывать и ее».

www.golos-ameriki.ru

Новости дня.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф заявил, что вражда между двумя главными течениями ислама, суннитами и шиитами, представляет сейчас наибольшую угрозу безопасности планеты. «Некоторые народы раздувают эту вражду из своих узких политических интересов, – заявил он в интервью Би-би-си. – Думаю, нам нужно понять, что сектантское разделение исламского мира угрожает всем нам».

Сектантские разборки

Сейчас наиболее сильно антагонизм проявляется в трех странах Ближнего Востока и Южной Азии: Сирии, Ираке и Пакистане. Кровавые события в них представляют смертельно опасную угрозу не только для региона, но и для всей планеты, считает главный иранский дипломат.

Борьба между суннитами и шиитами длится уже значительно больше тысячи лет, но в последние десять лет, после начала войны в Ираке, она стала особенно жестокой, бескомпромиссной и кровавой.

В Ираке за первые десять месяцев этого года в сектантских столкновениях погибли почти 6,5 тыс. мирных жителей. Таких потерь среди мирного населения эта страна не несла с 2008 года.

Значительно более кровавый конфликт в Сирии начался как гражданская война между оппозицией и правительством, но быстро скатился к сектантским разборкам.

В Сирии особенно четко видна сложная и одновременно простая картина главного противостояния XXI века. Президент Сирии Башар Асад – алавит, приверженец одного из течений шиизма. Естественно, он является союзником шиитского Ирана. Однако если в Иране подавляющее большинство населения составляют шииты, то в Сирии больше суннитов. Повстанцы-сунниты с оружием в руках пытаются сейчас свергнуть ненавистное шиитское правительство.

За противоборствующими сторонами в сирийском конфликте стройными рядами выстроились союзники: сунниты поддерживают повстанцев, а шииты, соответственно, правительство Асада. Главные союзники оппозиции – Турция, Саудовская Аравия и до недавнего времени Катар, который после смены власти значительно поубавил внешнеполитические амбиции и снизил активность на международной арене. У Дамаска союзников меньше, но они – Иран и ливанская военизированная организация «Хезболла» – настроены решительнее противников.

Сейчас уже многие открыто говорят, что в Сирии идет война не между повстанцами и Башаром Асадом, а между суннитами, на стороне которых, кроме монархий Персидского залива, стоит и Запад, и шиитами, которых, помимо Ирана, поддерживают Россия и КНР.

На нескольких фронтах

Еще одним фронтом войны между суннитами и шиитами является Йемен. Эр-Рияд поддерживает салафитские группы в этой стране на юге Аравийского полуострова, включая партию «Ислах», которую, по слухам, финансирует Катар, хотя сама она, конечно, отрицает, что получает деньги из-за границы. Поддержка Саудовской Аравией салафитов является одной из немаловажных причин, по которым новый режим в Сане поддерживает, в свою очередь, шиитских «мятежников» хути, базирующихся в приграничных с Саудовской Аравией йеменских провинциях Саада, Эль-Джауф и Хаджа. Хути, если верить саудовским суннитам, поддерживает и Иран.

Эр-Рияд и, естественно, имеющие с ним союзнические отношения правительства США, Великобритании и других западных стран поддерживают и суннитскую монархию в Бахрейне. Как нетрудно догадаться, они обвиняют Тегеран в поддержке бахрейновских шиитов, составляющих большинство населения острова.

Мохаммед Зариф считает, что все стороны должны сейчас забыть о разногласиях в Сирии и не раздувать конфликт, а сообща противостоять сектантской вражде. Глава МИД шиитского Ирана, конечно, имеет в виду своего главного соперника в регионе – Саудовскую Аравию. В Эр-Рияде, как нетрудно догадаться, в раздувании пламени сирийского конфликта винят Тегеран. В столицах двух крупнейших государств региона понимают всю опасность сложившейся ситуации, но не могут остановиться.

Ближневосточные метаморфозы

Вчера Эр-Рияд официально отказался от места временного члена в Совете Безопасности ООН. Саудовская Аравия отказалась от места в организации, о котором мечтают все, даже не столько из-за событий в Сирии, как гласит официальная версия, сколько из-за иранской угрозы. В Эр-Рияде не скрывают, что их возмущает отказ Вашингтона бомбить Дамаск и пугает его возможное примирение с Тегераном, которое будет иметь для саудитов многочисленные и трудно просчитываемые негативные последствия.

Ненависть к алавитскому режиму Асада в Сирии, непреодолимое подозрение в отношении ядерных амбиций Ирана и в целом опасность наступления шиитского ислама творят с суннитскими монархиями Персидского залива чудеса. Угрозы Саудовской Аравии сменить вектор внешней политики королевства – это еще «цветочки». Борьба с шиитами не на жизнь, а на смерть заставляет арабских шейхов, эмиров и королей становиться даже союзниками… Израиля, который они много раз клялись уничтожить и стереть с лица земли.

Роман Запада с суннитами

То, что борьба между суннитами и шиитами может закончиться плачевно для всей планеты, понимают, конечно, и в Вашингтоне. Там тоже вносят посильный вклад в дело мира в регионе – в силу своих взглядов и понимания ситуации. Последней посильной лептой в дело замирения Ближнего Востока, наверное, будет оружие, включая ракеты и бомбы GBU-39 для разрушения подземных бункеров, на 10,8 млрд долларов, которые Америка намерена поставить суннитским Саудовской Аравии и ОАЭ. Учитывая обстановку в регионе, это оружие, скорее всего, будет использовано не против Израиля, а против Ирана.

Казавшийся совсем недавно невозможным роман западных демократий с суннитскими монархиями-диктатурами протекает бурно при взаимных упреках в неверности.

Саудовская Аравия, например, в числе прочего обвиняет Вашингтон в том, что он не поддержал ее политику в Бахрейне. Эр-Рияд и Абу-Даби в позапрошлом году посылали войска для подавления шиитских демонстраций, а Вашингтон их за это слегка пожурил.

Саудиты также обвиняют Барака Обаму в том, что он позволил свергнуть Хосни Мубарака и поддерживал законно избранного Мохаммеда Мурси. Особенно раздражают Саудовскую Аравию и остальные монархии Персидского залива объяснения американцев, что Мурси – законно избранный президент, потому что они, по понятным причинам, без особой теплоты относятся к выборам.

Сейчас Эр-Рияд в буквальном смысле этого слова заваливает новый египетский режим деньгами. По иронии судьбы, поздравил египетских военных и… Башар Асад. В Дамаске считают, что египетская армия, так же как сирийское правительство, сражается против рвущихся к власти экстремистов. Мохамед Мурси, напомним, до того, как стать президентом, был одним из лидеров египетских «Братьев-мусульман».

Правда, на этом удивительные совпадения заканчиваются. Эр-Рияд также поддерживает в Египте салафитов. Сейчас они, в одном из резких поворотов на 180 градусов, которыми так богата жизнь и политика на Ближнем Востоке, неожиданно стали сторонниками военных и, следовательно, противниками своих вчерашних союзников – «Братьев-мусульман». Салафиты считаются одними из наиболее стойких и яростных противников Асада.

Создается впечатление, что в Белом доме и госдепе уже давно и безнадежно запутались во всех тонкостях чрезвычайно сложной ближневосточной политики и забыли, что 15 из 19 участников терактов 11 сентября 2001 года были салафитами и гражданами Саудовской Аравии.

Материал опубликован на сайте «Эксперт-Казахстан»

expert.ru

Чем сунниты отличаются от шиитов

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

russian7.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *