Синьцзянские монголы говорят: «Он отошел в Монголию»

Пользователь фейсбука Буяндэлгэр Пүрэвсүрэн (Buyandelger Purevsuren), побывав  в Синьцзяне, а точнее – в  Бор тал где живут ойрат монголы, поделился своими впечатлениями.

В СУАР обычно живут ойрат монголы, имеющие общие корни с калмыками и жителями западных аймаков Монголии. Если у монголов есть финансовые возможности и свободное время, они любят путешествовать. Причем предпочитают побывать в тех уголках мира, где живут другие монгольские народы. К примеру, любят бывать в Кокнуре, где живут хорчин, ойрат, халх монголы или в Синьцзяне, где компактно проживают именно ойрат-монголы. Потому что в этих краях отсутствует языковой барьер, в отличии от Бурятии или Калмыкии. Кокнурские и синьцзянские монголы говорят на своем родном языке свободно, несмотря на некоторое количество диалектных слов.

Большие группы ойрат-монголов (торгуты, дербеты (дервюды), хошуты, зюнгары (олёты)) проживают в Западном Китае (Или-Казахский автономный округ (до 65 тыс.), Баянгол-Монгольский (до 45 тыс., 2000 г.), Боро-Тала-Монгольский (до 25 тыс.) автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также север и восток провинции Цинхай (до 90 тыс.), где говорят на кукунорском диалекте) — по различным данным их численность — от 170 до 250 тыс. человек.

И Буяндэлгэр Пүрэвсүрэн отправился путешествовать по СУАР, желая поближе познакомиться с жизнью и бытом местных монголов. Живя среди уйгуров и ханьцев Китая, им удалось сохранить родной язык и письменность.

Однажды Б.Пүрэвсүрэн беседовал с местными монголами, как вдруг один из них на полном серьезе спросил: «А правда ли, что в Улан-Баторе живут кругом только монголы?» Буяндэлгэр Пүрэвсүрэн удивился неожиданности и странности вопроса, но ответил, что это чистая правда. Куда ни посмотришь, кругом только монголы.

“Лично я и не думал, что могу столкнуться с такими странными вопросами. Мой ответ очень удивил того парня. Мне кажется, он мне не поверил. Это читалось и на лицах других участников разговора”, писал путешественник.

Примечательным Буяндэлгэр Пүрэвсүрэну показалось и то, что ойрат-монголы об ушедших в вечность говорят: “Он (она) отошел (отошла) в Монголию”.

asiarussia.ru

Калмыки хотят защитить от китайцев легенду о Бумбе

Представители Степной республики намерены опередить КНР в деле признания эпоса «Джангар» культурной ценностью ЮНЕСКО

Российские калмыки сохраняют и используют лишь часть устного поэтического наследия ойратов. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Калмыкии опасаются претензий представителей КНР на национальный героический эпос «Джангар». Гражданские активисты Степной республики считают, что для защиты главного культурного памятника калмыцкого народа местные власти должны опередить Пекин и обратиться в ЮНЕСКО, отстаивая свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос.

«Эпос «Джангар» по художественным достоинствам относится к лучшим образцам народного устного поэтического творчества», – рассказала «НГ» директор Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ) РАН Нина Горяева. Эпос появился около 600 лет назад у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. «Джангар» представляет собой цикл песен, рассказывающих о Бумбе – сказочной стране счастья и благоденствия, а также о подвигах ойратских богатырей Джангаре и Хонгоре.

После переселения калмыков на Нижнюю Волгу они сумели сохранить эпос «Джангар». Ключевую роль в этом сыграли джангарчи – исполнители героических песен, которые традиционно пользуются большим уважением у ойратов. В середине XVIII века большая часть калмыков под предводительством Убуши-хана переселилась с Волги на территорию нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. «Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал «НГ» главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

Бадмаев одним из первых забил тревогу по поводу «китайской угрозы» для эпоса «Джангар». Известный в республике общественный деятель, один из инициаторов проведения осенью 2015 года в Элисте «съезда ойратского народа», Бадмаев 20 марта обратился к главе Калмыкии Алексею Орлову с просьбой не допустить похищения китайцами главной культурной ценности калмыков.

«Не только российские калмыки, но и китайские потомки ойратов имеют право называть себя хранителями и историческими владельцами «Джангара», – говорит Валерий Бадмаев. – Хотя бы уже потому, что мы – один народ, но при этом синьцзянские калмыки смогли сохранить от 48 до 50 песен, входящих в эпос, а мы – только 12». По словам Бадмаева, «есть информация о том, что Пекин готовится подать официальную заявку в ЮНЕСКО с просьбой признать «Джангар» частью китайской культурной традиции». В этой ситуации, уверен главный редактор «Современной Калмыкии», Элиста должна отстаивать свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос, «хотя синьцзянские калмыки наверняка поддержат претензии Пекина».

«Мы первыми начали праздновать дату создания «Джангара». В августе этого года будем отмечать 575-летие легендарного эпоса. Если в Китае научная традиция изучения «Джангара» возникла лишь в 80-е годы прошлого века, то в России она насчитывает около 200 лет», – рассказала «НГ» Нина Горяева. Но, по ее мнению, страхи насчет «китайской угрозы» в отношении «Джангара» сильно преувеличены.

«В Китае сегодня живут наши сородичи, и недопустимы попытки поссорить нас с этой великой державой, – отметила Нина Горяева. – Следует признать, что в КНР действительно очень внимательно относятся к ойратскому героическому эпосу. В прошлом году, например, китайцы построили дворец Джангара в Хобуксаре – административном центре Хобуксарского автономного района СУАР. Губернатор этого района приезжал в Элисту, он рассказывал, с каким уважением в КНР относятся к эпосу «Джангар». Нам в Калмыкии еще предстоит многое сделать в этом направлении».

Нина Горяева заметила, что первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах – этнический киргиз из КНР – вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический эпос «Манас». После этого некоторые калмыки стали опасаться, что вслед за «Манасом» и «Джангар» тоже окажется в зоне китайского культурного экспансионизма.

«Чтобы Калмыкия могла выйти с аналогичной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – сказала Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время». Директор КИГИ РАН считает, что, «несомненно, эпос «Джангар» достоин получения статуса мировой культурной ценности ЮНЕСКО».

«Алексей Маратович (руководитель Калмыкии Алексей Орлов. – «НГ») на пресс-конференции 20 марта заявил о намерении изучить проблему, – прокомментировал ситуацию «НГ» пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Если будут какие-то реальные основания для переживаний насчет чьих-то особых претензий на эпос «Джангар», то будем вмешиваться. Но, очевидно, пока необходимы предварительные консультации с представителями ЮНЕСКО».

Спор калмыков и китайцев относительно прав на эпос «Джангар» не сводится лишь к тому, кто первый подаст соответствующую заявку в ЮНЕСКО, предположил Галзанов. «Проблема гораздо серьезнее и, скажем так, фундаментальнее. Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными», – отмечает пресс-секретарь.

Элиста

www.ng.ru

В Китае нас, калмыков, называют хуаи

В ходе телевизионной программы «Большинство» на телеканале НТВ президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ), экс-президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов представил неожиданную интерпретацию истории, заявив, что калмыки являются потомками китайцев. Запись передачи доступна на видеохостинге YouTube.

НСН обратилась к Кирсану Илюмжинову с просьбой рассказать, чем обусловлена такая версия.

«В Китае есть внутренняя Монголия ― ойратские племена. 400 лет назад часть этих племён, т.е. калмыки, в результате междоусобных войн отделилась и пошла от Китая, через Монголию, Сибирь до земель между Чёрным морем и Волгой. В 1609 году калмыцкий хан подписал договор с русским царём Василием Шуйским. Единственный международный договор, который подписал этот царь, был как раз с калмыками о добровольном вхождении в состав Российской Империи», ― пояснил бывший глава Калмыкии.

Так, с 1609 года калмыки считаются частью России и на протяжении длительного времени защищали южные рубежи государства. Однако всё это время китайскому руководству не нравилось, что калмыки покинули Китай, поэтому они регулярно отправляли подарки калмыцким ханам и просили, чтобы народ вернулся на родину, отметил Илюмжинов.

«В 1772 году хан Убаши повёл калмыков обратно в Китай. Детонатором послужило то, что калмыки активно участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва. Екатерина Вторая начала их преследовать. Калмыки тогда снялись с Волги и пошли, но их было так много, что они всю зиму переходили через Волгу и через казахские степи уходили в Китай. Когда Волга растаяла часть калмыков осталась в низовье Волги», ― подчеркнул бывший глава республики.

Большей части удалось вернуться в Китай и сейчас они живут в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

По словам Кирсана Илюмжинова, калмыки, проживающие на территории Китая и России, обладают единым языком. Однако у них 5-10% составляют китайские слова, точно так же как у российских калмыков русские.

«К трёхсотлетию возвращения калмыков в Китай был снят фильм. Китайцев, которые в первом поколении проживают за границей, на родине называют хуатцао, а в пятом поколении и старше ― хуаи. Они нас называют как раз хуаи», ― констатировал в беседе с

НСН бывший глава Калмыкии.

Республика Калмыкия является субъектом Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа. Столицей региона является Элиста.

Территория Калмыкии испокон веков была заселена представителями многочисленных племён и народов. Последовательно на территории Волго-Донского междуречья друг друга сменяли практически все народы степной полосы Восточной Европы: киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, печенеги, половцы. Территория современной Калмыкии была центром одного из ранних государственных образований Хазарии.

Согласно историческим заключениям, калмыки или западные монголы (ойраты) признаны выходцами из Джунгарии. Они начали заселять пространства между Доном и Волгой с середины XVII века, основав здесь Калмыцкое ханство.

nsn.fm

ФОТО: Синьцзянские калмыки, 1907 год

ФОТО: Синьцзянские калмыки, 1907 год

04.06.2017 15:50

В 1906 году российский Генштаб организовал разведывательную экспедицию на север и запад Цинской империи. Возглавил ее полковник русской армии, барон Карл Густав Маннергейм.

В конце июня 1906 года Густав Маннергейм с 490 кг багажа, включая фотоаппарат «Кодак» и две тысячи стеклянных фотопластинок с химреактивами для их обработки, выехал на поезде из Санкт-Петербурга. Добравшись летом 1906 года поездами и пароходами до Самарканда, Маннергейм пересел на лошадей и в апреле 1907 года достиг долины реки Текес в Синьцзяне, где ему удалось встретиться с калмыками.

Река Текес

Маннергейм (справа) и два члена экспедиции переходят реку Текес вброд

Богатый калмык Насамбатин со своими людьми прибывает в лагерь Маннергейма

Богатый калмык Насамбатин со своими людьми прибывает в лагерь Маннергейма

Жена Насамбатина

Дети Насамбатина

Джирджил, брат Насамбатина

Джирджил, брат Насамбатина

Семья богатого калмыка Насамбатина за работой возле юрты

Два калмыка

Семья Насамбатина

Калмычки

Зажиточные калмыки

Старый калмык

Калмыцкая кумирня

Хурул

Хурул

Интерьер хурула

Лама с послушниками

Настоятель монастыря со своими детьми

Настоятель монастыря

Камень с изображением человеческого лица

Лошади на пастбище у реки Текес

Калмыцкий скот на пастбище в южной части долины реки Текес



Добавить комментарий

kalmykia-online.ru

По Шелковому пути — на родину предков » Общественно-политическая газета «Хальмг унн»

Синьцзян — это слово хорошо известно в Калмыкии. Самый крупный автономный район Китая, некогда известный как Восточный Туркестан, стал ближе нам за последние два десятка лет. Из СУ АРА (Синьцзян-Уйгурского автономного района) Китая к нам приезжают наши сородичи -ойраты: торгуды, хошуды, зюнгары (элюты) и небольшая часть дербетов, основная масса этого субэтноса живет под Харбином.
Мы привыкли к ним, нашим единокровным сородичам, и между собой называем их «синьцзянскими калмыками».
Фермер Церен-Дордж Мутулович Манджиев полюбил Синьцзян всей душой и был там много раз. Видать, гены кочевника сказываются: каждый год он едет в Китай, в Синьцзян — в места, где компактно живут синьцзянские калмыки.
Чем же примечателен этот человек? Какое отношение имеет к Синьцзяну — далекой родине калмыков? Историк? Ученый? Нет. Обычный фермер, бывший зоотехник. Хотя обычным фермером трудно назвать, фермер он современный и продвинутый.
Тянет его не в мегаполис Урумчи — столицу СУАР, и привлекают его не небоскребы, не сверкающий огнями мегаполис, а степи и горы. Именно там живет большая часть наших сородичей, которые заняты кочевым животноводством. Дорджи Мутуловича интересует уклад жизни синьцзянских калмыков, ведение кочевого хозяйства, ремесла. То есть то, что мы, калмыки, уже потеряли.
— У вас редкое имя, Церен-Дордж, откуда оно у вас?
— Мой отец служил в Монголии с 1936 по 1948 год, знал Чойбалсана и был переводчиком в дипмиссии. И в честь своего друга-монгола назвал меня.
Я родился в местечке Тормта, близ Ергенинского, всю сознательную жизнь прожил в Кегульте. До сих пор связан с Кетченеровским районом, являюсь депутатом РМО. Хотя мое хозяйство (КФХ) находится в Манцин Кец Ики-Бурульского района. К этому району я уже привык. Когда-то работал зоотехником-реализатором в «Красном путиловце» с Борисом Ивановичем Бадмаевым, имею земельный пай. А в своем хозяйстве развожу КРС, овец, лошадей и приобрел двух верблюдов.
— Все четыре вида скота, как истинные калмыки.
— Да, еще привез из Синьцзяна, монгольских волкодавов — банхаров. Развожу домашних птиц, свиней. Это уже для пропитания.
— Слышала, у вас прекрасный дом в степи со всеми удобствами, где так же живут ваши рабочие?
— У них есть всё для жизни: комфортное жилье, хорошая еда. Мы вместе едим за одним столом и совместно обсуждаем наши производственные дела. У меня нет батраков. В городе есть дом, но я живу в степи и занимаюсь делом, которым испокон веков занимались калмыки. Выращиваю скот, правда, не племенной, а товарный, кошу сено, запасаюсь на зиму. Техника для этого имеется. В общем, обычная сельская жизнь.
Только в доме сауна, санузлы, паровое отопление, сплит-системы. Да, еще газом отапливаю дома. Из артезианской скважины вместе с водой идет газ метан, я «отбиваю» его и приспосабливаю для обогрева зимой и для приготовления пищи круглый год.
— Чем привлекает вас Синьцзян?
— Не могу объяснить. Наверное, зов крови. Вам надо увидеть равнины Боро-Талы, синие отроги гор — и у вас дрогнет сердце. И оно сильнее забьется, увидев войлочные кибитки наших сородичей, услышать родное наречие, которое здесь уже все реже и реже. Надо увидеть угрюмых, на первый взгляд, банхаров-волкодавов возле пасущихся овец, стремительных лошадей, степенных верблюдов. Вдохнуть запах кизячного дыма и выпить лучший калмыцкий чай на свежем воздухе.
Это в генах. Я могу говорить об этом бесконечно…
В 1999 году я возил в Синьцзян группу «Калмыкия» с Аркадием Манджиевым, потом Валентину Ильцаранову, Татьяну Чиктееву, Гиляну Бембееву, Цедена Конаева. С Аркадием Манджиевым там мы были два месяца. И тогда он впервые спел песню «Терлмуд мини».
— Как дальше развивалось сотрудничество?
— Оттуда стали приезжать делегации. Студенты начали приезжать, многие остаются здесь, женятся, замуж выходят. Проторили дорогу к нам и животноводы. Чабаны работали в «Кировском» Яшкульского района. Сейчас приехала большая семья хошудов.
В 2001 году я стал представителем президента РК в Синьцзяне, к тому времени я завел знакомства с губернаторами округов, учеными, артистами, и обмены визитами участились. И вот уже практически каждый год, а то и два раза в год я езжу в Синьцзян и укрепляю, как могу, связи с нашими сородичами.
— Современные технологии сельского хозяйства и архаичный кочевой образ жизни… Как это совместить?
— Я не призываю людей вернуться в юрты, кибитки. Потому как сам сторонник современных методов хозяйствования. Но всё природное имеет преимущества. В нашу жару войлочная юрта не нуждается в сплит-системах, естественные молочные и мясные продукты — это долголетие и здоровье. Посмотрите, какие белые зубы у тамошних детей, и какие красные щеки. Это здоровая нация! И физический труд, езда на лошадях — это укрепление здоровья. Губернатор Борталы каждое утро начинает с езды на лошади.
Недавно знакомые из Дагестана приезжали за верблюжьим молоком, готовы были отдать любые деньги. Оно целебно — из него готовят снадобья.
И еще, знания и умения вести кочевое и полукочевое животноводство необходимы. Мы должны эти традиции сохранить. И нам в этом помогут наши сородичи. Представьте, завтра случится техногенная катастрофа, и человечество окажется без благ цивилизации. Кто выживет? Ясно кто -тот, кто ближе к природе.
— А как современный Китай? Нашли в нем свое место наши земляки?
— В Баянгол-Монгольской автономной области есть город Корла, с миллионным населением. Там всё руководство — «манахс» — наши.
СУ АР несколько отстает в развитии от южных районов Китая, но развивается стремительно. Корла — красивый и самый чистый город Китая. От Корла до Урумчи проложен автобан, от Корла до Борталы тоже. Освещенные дороги, никаких ослепляющих встречных фар.
Все условия для бизнеса созданы, сервис развитый. К примеру, горожане за свет и газ платят по карточке. Кончились деньги — «вырубается» всё. Положил деньги на карточку — автоматически включается.
— Конечно, наши народы разделяют тысячи километров, не наездишься. А вы будете так же продолжать посещать СУ АР?
— Это трагедия, что наш народ разделен такими расстояниями. Но я смело смотрю в будущее. Есть Интернет и новые информационные технологии — они нас сближают. И вообще ойратский народ не исчезнет, недавно писали в вашей газете: в золе таится огонь. Он есть в наших душах. И будем ездить, и обнимать друг друга. Это зов крови. Вечный зов.
Я планирую съездить под Харбин, к дербетам, там автономный округ. Хочу изучить заяпандитскую письменность, чтобы читать и писать. И можно даже СМСки писать на нем. Создать программу — и все дела. Когда-то мне удалось сделать караоке на калмыцком языке. Всё можно, только нельзя сидеть на одном месте.

Инесса ШУРГАНОВА

halmgynn.ru

Калмыки решили приватизировать национальный эпос «Джангар»

Гражданские активисты в Калмыкии просят власти республики отстоять права на национальный калмыцкий эпос «Джангар», сообщила 2 апреля «Политика.ру».

Легендарный эпос «Джангар» считается главным наследием калмыцкого народа. Его появление датируется примерно XV веком.

Эпос был широко распространен у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. В середине XVIII века большая часть этой народности переселилась из России на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района, находящегося на территории нынешнего Китая.

«Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал один из активистов, главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

Синьцзянские калмыки сумели сохранить от 48 до 50 песен, в то время как российские — только 12. Первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах — этнический киргиз из КНР — вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический киргизский эпос «Манас».

После этого калмыцкие активисты в России стали опасаться повторения прецедента уже в отношении «Джангара» и просят правительство республики подать официальную заявку в ЮНЕСКО с требованием признать «Джангар» частью культурного наследия российских калмыков, пока этого не сделали их собратья по ту сторону границы.

В то же время, в Элисте понимают, что для закрепления прав на культурное наследие «Джангара» за российскими калмыками, еще многое предстоит сделать.

«Чтобы Калмыкия могла выйти с подобной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – расказала директор Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время».

По словам пресс-службы, в администрации Калмыкии сейчас изучают проблему.

«Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными», – отмечает пресс-секретарь главы республики Буянча Галзанов.

www.gumilev-center.ru

Калмыки оспаривают у китайцев права на эпос «Джангар»

Представители Степной республики намерены опередить КНР в деле признания эпоса «Джангар» культурной ценностью ЮНЕСКО. Об этом пишет «Независимая газета».

«Эпос «Джангар» по художественным достоинствам относится к лучшим образцам народного устного поэтического творчества», – рассказала «НГ» директор Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ) РАН Нина Горяева. Эпос появился около 600 лет назад у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. «Джангар» представляет собой цикл песен, рассказывающих о Бумбе – сказочной стране счастья и благоденствия, а также о подвигах ойратских богатырей Джангаре и Хонгоре.

После переселения калмыков на Нижнюю Волгу они сумели сохранить эпос «Джангар». Ключевую роль в этом сыграли джангарчи – исполнители героических песен, которые традиционно пользуются большим уважением у ойратов. В середине XVIII века большая часть калмыков под предводительством Убуши-хана переселилась с Волги на территорию нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. «Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал «НГ» главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.

Бадмаев одним из первых забил тревогу по поводу «китайской угрозы» для эпоса «Джангар». Известный в республике общественный деятель, один из инициаторов проведения осенью 2015 года в Элисте «съезда ойратского народа», Бадмаев 20 марта обратился к главе Калмыкии Алексею Орлову с просьбой не допустить похищения китайцами главной культурной ценности калмыков.

«Не только российские калмыки, но и китайские потомки ойратов имеют право называть себя хранителями и историческими владельцами «Джангара», – говорит Валерий Бадмаев. – Хотя бы уже потому, что мы – один народ, но при этом синьцзянские калмыки смогли сохранить от 48 до 50 песен, входящих в эпос, а мы – только 12». По словам Бадмаева, «есть информация о том, что Пекин готовится подать официальную заявку в ЮНЕСКО с просьбой признать «Джангар» частью китайской культурной традиции». В этой ситуации, уверен главный редактор «Современной Калмыкии», Элиста должна отстаивать свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос, «хотя синьцзянские калмыки наверняка поддержат претензии Пекина».

«Мы первыми начали праздновать дату создания «Джангара». В августе этого года будем отмечать 575-летие легендарного эпоса. Если в Китае научная традиция изучения «Джангара» возникла лишь в 80-е годы прошлого века, то в России она насчитывает около 200 лет», – рассказала «НГ» Нина Горяева. Но, по ее мнению, страхи насчет «китайской угрозы» в отношении «Джангара» сильно преувеличены.

«В Китае сегодня живут наши сородичи, и недопустимы попытки поссорить нас с этой великой державой, – отметила Нина Горяева. – Следует признать, что в КНР действительно очень внимательно относятся к ойратскому героическому эпосу. В прошлом году, например, китайцы построили дворец Джангара в Хобуксаре – административном центре Хобуксарского автономного района СУАР. Губернатор этого района приезжал в Элисту, он рассказывал, с каким уважением в КНР относятся к эпосу «Джангар». Нам в Калмыкии еще предстоит многое сделать в этом направлении».

Нина Горяева заметила, что первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах – этнический киргиз из КНР – вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический эпос «Манас». После этого некоторые калмыки стали опасаться, что вслед за «Манасом» и «Джангар» тоже окажется в зоне китайского культурного экспансионизма.

«Чтобы Калмыкия могла выйти с аналогичной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – сказала Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время». Директор КИГИ РАН считает, что, «несомненно, эпос «Джангар» достоин получения статуса мировой культурной ценности ЮНЕСКО».

Спор калмыков и китайцев относительно прав на эпос «Джангар» не сводится лишь к тому, кто первый подаст соответствующую заявку в ЮНЕСКО, предположил Галзанов. «Проблема гораздо серьезнее и, скажем так, фундаментальнее. Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными», – отмечает пресс-секретарь.

Клятва богатырей Джангара:

Исторический путь калмыцкого народа способствовал тому, что идеалом калмыка всегда был и остается воин — защитник родной земли. Это оказало огромное влияние на утверждение общественных приоритетов и определило шкалу традиционных моральных ценностей, культивируемых в калмыцком обществе.

Подтверждением тому служит знаменитая клятва богатырей, которую можно назвать кодексом чести калмыцкого воина, неписаным уставом калмыцкого войска: 

«Жизни свои острию копья предадим, 
Страсти свои державе родной посвятим;

Да отрешимся от зависти, от похвальбы, 
От затаенной вражды, от измен, от алчбы;

Груди свои обнажим, и вынем сердца, 
И за народ отдадим свою кровь до конца;

Верными Джангару, едиными будем вовек 
И на земле будем жить, как один человек;

Да никогда богатырь не кинется вспять, 
Вражью завидев неисчислимую рать!

И да не будет коня у него, чтоб не мог 
Вихрем взлететь на самый высокий отрог;

Да никогда никому бы страшна не была 
Сила железа, каленного добела;

И да не будет страшна никому никогда 
Рассвирепевшего океана вода;

И да не сыщется никогда силача, 
Что убоялся бы ледяного меча;

И да пребудем бойцами правдивыми мы, 
И да пребудем всегда справедливыми мы;

Да не содеем поступка другому во вред, 
Трех избежим чудовищ, трех страшных бед;

Выполним клятву, чтоб совершенства достичь, 
Высшего, светлого круга блаженства достичь!»

 

asiarussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *