Рыцарские гербы и их символика: ace1962 — LiveJournal


Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов — это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка — взятый или обороняемый мост; башня — взятый приступом замок; шлем — вооружение грозного и смелого врага; звезда — ночное сражение при свете луны и звезд; меч — обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом — взятые и разрушенные преграды; лев или тигр — неустрашимую доблесть; орел — высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры — знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть — подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее — от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы — это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь — непоколебимую надежду, шар или хлебы — благотворительность, соты — церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц — белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

ace1962.livejournal.com

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду.

Такое значение гербов — это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (Louis-Antoine-Francois de Marchangy) (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов. Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка — взятый или обороняемый мост; башня — взятый приступом замок; шлем — вооружение грозного и смелого врага; звезда — ночное сражение при свете луны и звезд; меч — обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом — взятые и разрушенные преграды; лев или тигр — неустрашимую доблесть; орел — высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро — невинности, чистоты; голубой цвет — это эмблема величия, красоты, ясности; красный — храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый — надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. В этих отделениях размещали краски и символы, они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры. Украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры — знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики. 

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть — подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее — от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы — это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession). Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг. Затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий. Две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь — непоколебимую надежду, шар или хлебы — благотворительность, соты — церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц — белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.
 
 

www.tvoyapechat.ru

Состав фамильного герба

Девиз — надпись на гербе, щите, обычно в метафорической форме характеризующая владельца или обладателя (в геральдике).
Еще в Древнем Риме девиз семьи определял устои, которыми руководствовались все её члены, и многое говорил об истории и заслугах этой семьи.

Мысль или слово повторяемые кем-либо неоднократно, они, со временем, обретают способность в определенной степени определять ход судьбы говорящего. Поэтому девиз семьи, передаваемый из рода в род, способен контролировать и направлять поступки и жизненный путь каждого из поколений. Очень маловероятно, что человек, девизом семьи которого на протяжении десятилетий были слова «Честь дороже жизни», сможет поступить недостойно. Иными словами, девиз определяет поведение членов семьи. Девиз помещается в гербе в низу щита, на ленте, цвет которой должен быть одинаков с финифтями и металлами герба.
Начертание девиза в цветовом отношении подчинено щиту. Как правило, литера связана с фигурой, а лента – с полем герба. Если в гербе уместились две важных фигуры – металлическая и финифтяная, тогда можно придать их цвета девизу.


Список девизов

Основание — платформа, на которой стоят щитодержатели и расположен весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента.

Нашлемник — украшение, укреплённое на верхушке шлема, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите.

Бурлет или бурелет — один из гербовых элементов. Первоначально бурелет — это две-три матерчатые трубки, туго набитые шерстью, которые надевали поверх шлемов, чтобы ослабить удары. А во время крестовых походов бурелет удерживал намёт(кусок материи), который защищал от солнца.

Является переходным звеном от шлема к нашлемнику. Бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков.

Галерея векторных изображений нашлемников

Намет. Рыцари, чтобы шлем не раскалялся от лучей солнца, покрывали его куском материи, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья, которые в геральдике получили нзвание «намёт»; имеющий изящный, узорчатый вид. Если щит герба увенчан шлемом, то последний почти всегда имеет намёт, состоящий из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, соединённых между собой и выходящих из-за шлема и вьющихся по боковым сторонам щита; если герб имеет щитодержателей, то намёт располагается лишь по верхней стороне щита. Цвет намёта соответствует цвету герба.

Шлем. В российской геральдике используются два вида шлемов: западноевропейский и русский.
Кроме западноевропейских, были приняты княжеские и дворянские типы шлемов– так называемые: ерихонка (конический шлем с носовой защитной стрелкой, наушниками и назатыльником) для старых славянских и некоторых иных родов и мисюрка («египетский шлем») – для родов восточного происхождения;
к обоим типам шлема могут добавляться бармицы – кольчужные капюшоны. Шлемы изображаются серебряными или стальнымис золотыми или серебряными деталями.
Подкладка шлема изображается червленой или пурпурной. Это является данью традиции, не имея почетного или статусного значения.

Галерея векторных изображений.

Геральдическая корона — элемент над щитом герба. Корона в гербе — наиболее распространённый класс геральдических знаков.

Геральдическая корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Она помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурелета, или вместе с ним, располагаясь сверху. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.
Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом, внутри щита или над мантией.
Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным, а точнее пурпурным верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике — высокий расширяющийся кверху золотой обруч, обвитый жемчужной нитью.
Дворянская корона имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними.

Галерея векторных изображений

sim.ppp-lawrussia.ru

Геральдика — Энциклопедия знаков и символов

Цвет в геральдике
 — генеалогия — франц. généalogie


18. ГЕРАЛЬДИКА — наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу. (Из ста терминов Н. Н. Стародубцева и Г. В. Ражнёва).

Согласно книге «Герметизм и геральдическое искусство» (Париж, 1907) Каде де Гассикура и Барона дю Рур де Полон внешние геральдические компоненты, а также внутренние гербовые элементы, помимо своего буквального значения, связанного с каким-либо историческим или легендарным событием, наделены символическим смыслом. Пиобб разделяет эту точку зрения. Металлы и цвета имеют собственную символику; части герба и «благородное четвертование» подчиняются законам пространственной и графической символики, а также своим скрытым «соответствиям». Геральдическое искусство различает пять цветов, или эмалей, и два металла:

золото Солнце,
серебро Луна,
красный цвет Марс,
зеленый Венера,
лазурный Юпитер,
пурпурный Меркурий,
черный Сатурн.

Символическое значение цветов, металлов и частей считается продуктом воздействия активного (или духовного) элемента герба на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита. Подобным же образом могут быть интерпретированы гербы городов; так, Жерар де Сед в своей работе «Тамплиеры среди нас» (Париж, 1962) предположил, что изображение корабля на гербе Парижа, вероятно, обязано своим происхождением мифу об аргонавтах, поисках Золотого Руна и «Деланию» алхимиков. в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса — иногда в искаженной форме безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое истолкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма. В настоящей книге в различных статьях используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Бёклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и в связи с этим и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев, часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски» — это скорее маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Геральдика- наука предметом исследования которой являются история развития геральдики, правила составления, описания, передачи, наследования и использования гербов или иных гербовых материалов и их особенности в зависимости от места, времени и повода создания. Название свое получила от латинского «heraldus» — глашатай что составляет любопытную паралель происхождению слова «реклама»). Геральдика как научная дисциплина представляет собою существенный раздел эмблематики и частный случаи в рамках символики; гербоведение также весьма тесно связана с такими предметами как сфрагистика, фалеристика, генеалогия, фалеристика и вексилология и зачастую эти дисциплины взаимозависимы и взаимообусловлены. Основными разделами данной дисциплины являются: -формальная или теоретическая геральдика достояние которой — правила по которым герб строится и терминология, которою он описывается; -частная геральдика призванная к рассмотрению таких материалов как территориальные, родовые гербы, девизы, etc., etc.; -прикладная геральдика как вспомогательная историческая дисциплина способствует атрибуции и идентификации тех или иных документов и предметов материальной фигуры, кои несут на себе гербовые изображения; -практическая же геральдика имеет своей задачей создание новых гербов, модификацию и приведение в соответсвие с правилами существующих гербов и создание на их основе коммуникативных знаков и эмблем, а также рассматривает впросы о происхождении гербов, их истории и принадлежности. Главный объект исследования геральдики — герб. Происхождение его с равным успехом можно вести и от немецкого «Erbe

-наследство, и от польского «herb» или старочешского «herb, erb».

-Символический знак отличия отдельного лица, фамилии, рода, области, города, государства, учреждений etc.

Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения в герельдичесхую практику норм и правил создания corporate identity обязательным во многих случаях не только изображение герба, но и схему его построения, модульную сетку и т. п. -Для наиболее точного и корректного описания, позволяющего в частности строить герб, не имея перед собой его изображения, выработалась специфическая терминология, касающаяся стандартных вариантов гербовых фигур, украшений, иных элементов и их разновидностей. -В России достаточно поздно начала формироваться единая геральдическая терминология и изобразительные стандарты для гербовых фигур; к тому же процесс этот прерванный событиями рубежа веков, еще более был запутан и профанирован впериод «советской геральдики». Можно почти с уверенностью сказать что сегодня все еще нет единой российской гербовой терминологии, -Необходимость специальной терминологии для точного описания, идентификации и воспроизведения, а так же наиболее коррекикой интерпретации гербовой информации понятен и не требует дополнительной аргументации. Кроме того для археографического описания, учета гербового материала и создания на его основе базы данных требуется формальное (формульное) описание его и окотором упоминания даже редки. -Стоит заметить что система геральдической терминологии должна не только и не столько описывать массу существующих уже гербов, но и давать возможность включения в себя обширной группы не характерных для классической геральдики изображений и регулируя этот процесс давать возможность для создания новых гербовых фигур в рамках геральдических правил и терминологии. -Геральдика тяготеет к более архаичным формам терминов, но ряд их требует корректировки или замены так как абсолютно не понятен большинству сталкивающихся сним или вызывает неприятные либо неверные ассоциации.

Héraldique Ce mot s’applique à tout ce qui a trait à la science et à l’art du blason. 1694 (Heraut) — adj. des 2 g. Il n’a guere d’usage qu’en cette phrase. Science heraldique, qui veut dire la science du blason & des armoiries dont les Herauts estoient autrefois Juges. 1798 Il n’est guère d’usage qu’en cette phrase, Science héraldique, qui veut dire, La science du Blason et des Armoiries. 1864 Nom de certaines figures de blason qui passent pour plus nobles que les autres. 1899 Ce mot s’applique à tout ce qui a trait à la science et à l’art du blason.

[ghhe]


Геральдика появилась в русском языке как калька с немецкого Heraldik (и как близкий аналог т.п. слов в европейских языках). В свою очередь все эти термины происходят от выражения art héraldique/ars heraldica, то есть ремесло герольдов. В свою очередь «герольд» — термин не вполне ясного происхождения, скорее всего восходящее к «heer+alt» в смысле «ветеран». Различие в гласной между Heraldik (геральдика) и Herold (герольд) было уже в немецком языке и оттуда заимствовано русским языком. Для геральдики необычайно важно нераздельное единство нормализующей и исследовательской традиции, с одной стороны — и традиции творческой, с другой. К первой традиции как раз и относится термин «гербоведение», тогда как вторую под этот термин уже никак не подвести. Поэтому потребность в объединяющем термине «геральдика» вполне объективна. Есть и вполне определенная логика в сохранении разной огласовки слов «геральдика» и «герольд». Там, где «а», речь идет о традиции вообще, а там, где «о», имеется в виду официальная деятельность и геральдическое чиновничество (герольд, герольдия, герольдмейстер). М. Ю. М.

Art héraldique C’est celui qui traite des blasons et des anciens jeux et fêtes des chevaliers, tels que les joutes et les tournois qui étaient réglés par les hérauts. La Science héraldique est l’étude et la connaissance des symboles et des emblèmes employés dans le blason. 1901 C’est celui qui traite des blasons et des anciens jeux et fêtes des chevaliers, tels que les joutes et les tournois qui étaient réglés par les hérauts. La Science héraldique est l’étude et la connaissance des symboles et des emblèmes employés dans le blason.

[ghhe]

www.symbolarium.ru

Геральдические символы цвета формы


Гербовые щиты из гербовника 1485 года

В геральдической символике кроме геральдических цветов иногда используются и естественные. Поле щита обычно делится на части четырьмя сечениями: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (по диагонали). Линии сечения могут быть разными.

Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т.п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул. Слева изображены щиты князей Германии из гербовника 1485 года.

На странице из гербовника 1380 года слева направо изображены гербовые щиты, шлемы и нашлемники короля Шотландии, герцога Бретонского, графа Фландрского и короля Франции.

Как геральдические атрибуты (короны, щиты, шлемы, мантии, драпировки, подставки, цепи), так и их составные части (цвет, материал, металлы, меха, части, деление по рангам, цифры), помимо буквального или конкретного смысла, имеют символическое значение. Об этом подробно написал Рур де Полин в книге «Герметизм в геральдике» (Париж, 1907). Пиобб развивает свою точку зрения в обзоре книг, напечатанном в «Ежегоднике оккультизма и психики» (1907).

Металлы и цвета можно «прочитать» в связи с их собственным значением, партии и деление по рангам – с помощью пространственного и графического символизма, равно как и с помощью скрытых в них «соответствий». Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, андреевского (косого), святого Антония (трехконечного). Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.

Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические. К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви.


Металлы и Цвета (финифть)

В геральдическом искусстве признают два металла и пять цветов; золото (Солнце), серебро (Луну), красный (Марс), зеленый (Венера), лазурный (Юпитер), пурпурный (Меркурий) и черный (Сатурн). Кроме того, геральдический щит является выражением активного начала, а его ровная поверхность – пассивного.


Геральдические меха и узоры

Как писал Жерар де Сед в книге «Les Templiers sont parmi nous» (Париж, 1962), при истолковании гербов городов, в составе которых имеются различные предметы, необходимо исходить из их символического смысла – например, семантика корабля на щите города Парижа происходит от мифа об аргонавтах, поисков золотого руна и работы алхимиков по поиску философского камня.

sigils.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *