Шпага – пост на fishki.net

Как жили аристократы? Тоже не фонтан. Мылись редко, ходили пьяными и вшивыми, носили золотые блохоловки или держали маленьких собачек, чтобы блохи бегали по ним. Король-солнце, о котором русские дипломаты писали «король смердит аки дикий зверь» издал указ, чтобы подданные брызгали на себя духами, а то зело воняют. Какать аристократии дозволялось из окон дворца, была такая привилегия, разбитый месьё Лё Нотром парк Версаля ежедневно засерался в три слоя, а так обычно писали где прихватит, реже в специально отведённых нишах во дворце – заходишь за занавеску и слабишься. Горшки выплёскивали прямо на голову прохожих раз в неделю, а то и реже, на мессу в собор могли принести знатной даме ночную вазу и восседая на ней она вторила своими трелями епископу, что считалось нормальным. Оттого, засранные и зассаные до полного разрушения дворцы бросали и строили новые, Лувр сохранился просто чудом, остальные дворцы европейских столиц в основном снесли. У короля был офицер-стулоносец, при утренних испражнениях короля присутствовала ближняя знать, не быть приглашённым – опала, то же при одевании королевы, процесс мог занимать час. Короля протирали уксусом, он менял рубашку, обжирался накрошенным в жирный соус хлебом, пил вино, громогласно рыгал, вытирал руки об скатерть и шёл портить очередную фаворитку, не забывая потом идти ночевать к жене. Свиней резали прямо во дворе Лувра, тут же палили и рубили, коптили, процедура была ежедневной, брат короля любил ежедневные пале-рояльские оргии, причём неважно какого полу собралось общество. На стол выставляли всё сразу, горячее, холодное в общих блюдах, откуда и ели руками, редко используя запрещаемую церковью двузубую вилку, якобы она походит на рога чёрта. Даже старина Ватель не додумался до «русской сервировки», её завезут в просвещённую Европу русские варвары во главе с императором Александром I – то есть эти образцы стиля научатся есть из индивидуальных тарелок, своими приборами, а не руками, подаваемую по порядку еду, привычную всем сейчас: горячее-горячее, холодное-холодное. А пока русская кухня не стала высокой европейской, там продолжают жрать руками паштеты, хоть и остывающие, но съедобные, дичь с душком и ту полупрожаренную, засахаренные розы и прочих устриц. Трижды болевший сифилисом Казанова ел мелко растолчённое стекло, получал внутреннее кровотечение с температурой за сорок и отвалявшись в горячке снова совал кочерыжку куда ни попадя. Парики и белила на лице были призваны скрыть нарывы и язвы, а так же облысение от срамных болезней. Нормальным считалось посещать проститутошную, дворянин мог не просыхать по 5 лет (не шучу), заседающие в парламенте имели привилегии пить, единственное развлечение театр и война.

fishki.net

Шпага

Шпага (англ.- small sword — малый меч, или фр.- épée de cour) — длинноклинковое колющее(колюще-режущее) холодное оружие, вошедшее в употребление во второй половине XVII в. Шпага имела более короткий и лёгкий чем у рапиры клинок, как правило трёхгранного сечения с вогнутыми внутрь гранями, исключения могли составлять ранние виды шпаг, имеющие плоские рапирные клинки, или уставные шпаги, разработаные для военных.

Эфес шпаги

Обычный шпажный эфес состоял из рукояти, крестовины, дужки защищающей пальцы руки, pas d’ane(колец для пальцев распологавшихся над крестовиной), двойного щитка(или, что реже, одной пластины) и навершия.

Клинки шпаг

Главное различие между рапирами и шпагами в длине и форме клинка. Поначалу шпаги оснащались рапирными клинками, но значительно укороченными. Однако в последней трети XVII века, появились новые клинки с сечением в форме равнобедренного треугольника. Трёхгранное сечение клинка позволило сделать оружие более лёгким, при сохранении его жёсткости. Судя по наиболее ранним образцам, ими можно было наносить и колющие и рубящие удары. К началу XVIII века шпаги с трёхгранными клинками стали уже и утратили свои лезвия, превратившись в исключительно колющее оружие. Трёхгранные клинки стали своеобразным этолоном, которого придерживаться оружейники на протяжении всего XVIII века.

Типы шпаг

Пока происходили изменения эфеса, сама шпага становилась постепенно всё тоньше и легче. Видимо, этот процесс уменьшения веса трёхгранного клинка проходил в два этапа. Клинок шпаги конца XVII в., хотя и намного легче клинка рапиры, всё же сравнительно тяжёл у острия. Между 1680-ми и 1690-ми годами сначала во Франции, потом в Германии и Англии в моду вошел клинок, известный под названием colichemarde — колишмард — очень плохой фонетический вариант фамилии Кенигсмарк, произнесённый на французский манер. Так звали шведского графа, который считается его создателем.

К концу первой четверти XVIII в. колишмард постепенно выходит из употребления. Ему на смену пришёл клинок, равномерно оменьшавшийся от основания к острию. Преимущества которые давало лёгкое остриё, имели слишком большое значение, чтобы ими пренебрегать, и вследствие этого весь клинок начали делать очень тонким. С тех пор он почти не изменился.

В 80-х гг. XVIII в. начали создаваться уставные образцы шпаг. Разрабатывались пехотные и кавалерийские типы этого оружия. Повился особый тип — мундирная шпага гражданских чиновников, в некоторых странах военные, дипломаты и другие официальные лица по-прежнему используют шпагу как деталь униформы.

Фехтование на шпагах

Во второй половине XVII в. во франции возникла новая школа фехтования. Французские мастера сделали упор не на подвижность бойца, а на подвижность самого оружия — оно стало легче и короче, отчего преобрело маневренность и им стало проще управлять. Всё это позволило наносить молниеносные ювелирно-точные уколы. Сложные комбинации из обманных выпадов, смен позиций и линий атаки превратили фехтование в своего рода шахматную игру.


Если Вам понравилась статья, то поделитесь ею с единомышленниками

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

oruzhejnaya.ru

из чего состоит эфес, отличие от рапиры, какие виды, мушкетёрская, боевая, пиратская, итальянская

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

Рапира – это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.

Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.

По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.

Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.

Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт . Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Видео

warbook.club

Потрясающая красота эфесов корзинчатых мечей (21 фото)

Холодное оружие завораживает, привлекает: оно одновременно и прекрасно и смертельно опасно. Приятная тяжесть в руке, свист воздуха, рассекаемого клинком — эти ощущения трудно сравнить с чем-то. Давайте познакомимся с группой представителей эти прекрасных изобретений человечества.

Меч — это предмет гордости каждого уважающего себя воина, это сила и мужество, это предмет посвящения в рыцари, это красота и восхищение. А красивая рукоятка очень украшает холодное оружие. Сегодня представлю подборку красивых эфесов мечей и не только. Преимущественно это будут представители корзинчатых мечей.

Меч с корзинчатой гардой — собирательное название для группы мечей, отличавшихся характерной формой гарды. Различают три основных типа «корзинчатых» мечей:
1.Шотландский корзинчатый меч.
2.Скьявона.
3. Хаудеген

Шотландский корзинчатый меч

ШОТЛАНДСКИЙ ПАЛАШ (англ. Highland broadsword — букв. «широкий горский меч», гэльск. claidheamh leathann — букв. «широкий меч», или англ. Highland backsword — букв. «горский палаш», гэльск. claidheamh cùil — букв. «меч с обухом», то есть, с однолезвийным клинком) — тип «корзинчатого меча», то есть с эфесом корзинчатого типа защищающим всю кисть руки. Шотладский Палаш представляет из себя колюще-рубящее оружие с одной заточенной кромкой клинка, так называемые «однолезвийные» мечи, реже заточка палаша было полуторной.

Палаш с довольно интересной корзинчатой гардой распространился в Шотландии и Англии, хотя большого успеха за пределами этих стран не имел.

1.Вот красавец, конца 19 века, общей длиной 1020 мм, и весом 1400 грамм.

2.Офицерский палаш начала 18 века.

3. Палаш шотландский офицерский пехотный обр. 1868 года. Сталь, дерево, шероховатая кожа, кожа, бархат, нить, ковка, травление. Длина общая — 100,0 см; длина клинка — 78,5 см; ширина клинка у пяты — 2,6см.Клинок стальной двулезвийный, с одним узким долом в центральной части, чечевицеобразный в сечении. На клинке у пяты с одной стороны клеймо производителя:»E.&F.HORSTER Soligen», с другой поверочное британское клеймо «PROVED» в шестиконечной звезде.

4.Палаш неоднократно признавался чудовищно жестоким оружием, он наносил крайне опасные раны и после войны с Наполеоном много ходило разговоров чуть не о запрещении палашей. В настоящее время палаши используют как парадное оружие в самых разных странах.

5. Красиво

6.

7. Эфес индийского палаша.

Скьявона

СКЬЯВОНА (итал. schiavona — славянка, славянская) — разновидность прямого меча эпохи ренессанса с корзинчатой гардой. Само название этого типа мечей — это средневековый жаргонизм, перекочевавший сперва в повседневный обиход своего времени, а затем и в научную терминологию. Переводится он просто: славянская. Без сомнений это сокращение от описательного La espada schiavona — славянский меч (в итальянском меч женского рода). Дословно на русский можно перевести как славянка, как на известном портрете Тициана 1508-10 гг. из Британской, Национальной галереи, Лондон «Portrait of a Lady» (La Schiavona).

У эфеса этих мечей квадратное или прямоугольное навершие c округлым выступом по центру. Перекрестье часто загнуто горизонтально, причем иногда это сделано настолько лихо, что напоминает цифру «восемь». Гарды этого типа прослеживаются в венгерских мечах XIV-XV веков.

8.

9.

10.

11.

Хаудеген

Хаудеген (англ. Mortuary sword, нем. Haudegen) — тяжелый кавалерийский меч, применявшийся с 1620-х годов кавалерией по всей Европе, особенно в Англии. Клинок часто имел одностороннюю заточку и длину не менее 900 мм. У гарды отсутствует крестовина но корзина ярко выражена. Рукоять часто очень сложно украшена. Весил хаудеген в пределах 1100-1200 грамм.

12. Покойницкий меч (палаш), Англия, 17 век. Он шикарен!!

13.

14.

15. Далее несколько красивых рукояток другого холодного оружия.

Придворная»комзольная» шпага в стиле алмазной огранки

16.Рапира с закрытым эфесом, инкрустированным серебром. Клинок сделан в Золингене около 1610 г. Рукоятка в Милане — около 1610-1615 г.г.

17.

Следующие два представителя красоты меня поразили. Очень красивая и тонкая работа.

18.Chopard создала уникальную шпагу для франко-русского прозаика Андрея Макина, избранного в марте 2016 года во Французскую академию за вклад в развитие французского языка. Уникальная шпага была создана в тесном сотрудничестве с академиком и воплотила в себе мотивы зимы — любимого времени года Макина. В создании настоящего произведения искусства работали 11 мастеров Chopard.
Серебряная рукоятка шпаги сделала в виде переплетеной веревки, а завершает ручку маленькая фигурка сказочной Царевны-лягушки, украшенной 500 крошечными изумрудами. Внутренняя часть рукоятки выполнена в форме песочных часов из кварца и дополнена шариками из желтого золота, движение которых должно напоминает о течении времени. Об объединении русской и французской культур сообщает выгравированная на гарде буква Ф на кириллице и латинским шрифтом. Гарда выполнена в форме пергамента, пронзенного пером.

19.Почетная шпага, которой награжден месье Л. де Танле, префект Соммы, Ассоциацией антикваров Пикардии, апрель 1854.Размеры: общая длина 887 мм, длина клинка 748 мм, ширина клинка 18, 5 мм, длина ножен 785 мм, диаметр большой медали 50, 5 мм, диаметр маленьких медалей 33, 5 мм.Материал, техника: сталь, серебро, дерево, кожа, бархат; ковка, литье, резьба, травление, штамповка.Клинок из дамасской стали прямой двулезвийный, ромбического сечения.Серебряный эфес художественной работы состоит из рукояти и гарды.


ribalych.ru

Шпага и ее конструкция

Выдающийся фехтовальщик Иеронимо де Карранза, за спиной которого тысяча поединков, в трактате «Философия оружия» сравнивает клинок с духом человека, а эфес с его телом. Рассмотрим конструкцию эфеса более детально:

На часть клинка, называемую хвостовик, крепится сам эфес, чаще всадным способом. Конец хвостовика расклепывается на пуговке. Основой конструкции эфеса является крестовина, она всегда перпендикулярна рукояти и служит для защиты руки от удара противника. В крестовине выделяют переднюю (обращенную к противнику) и тыльную (к фехтовальщику) части. Местом их соединения является щиток, предназначенный усилить конструкцию. От него к клинку идут две полукруглые (иногда круглые) дуги/ветви. Щиток является разновидностью гарды, которая предназначена для предохранения руки от соскальзывания на клинок и защиты ее от ударов противника. Гарды бывают нескольких типов: чашка, получашка, корзина, полукорзина, щиток, дужка. Эти типы не редко комбинируются.

Защитная дужка отходит от передней части крестовины, являясь ее продолжением и соединяется с навершием (головкой, яблоком) эфеса. Дужка также предназначена для защиты руки от ударов клинка противника. Если дужки нет, эфес назывался открытым; если дужка не доходит до навершия — полуоткрытым; если соединяется с навершием — закрытым.

Собственно, для удержания клинка в руке служит рукоять. Обычно ее изготавливали из дерева или металла и дополнительно покрывали другим шершавым материалом чтобы не проскальзывала (проволокой, веревкой и др). Оплетка, или оковка, на концах рукояти предохраняла ее от разрушения.

Завершался эфес навершием (головка, яблоко) с утоньшением в виде шейки и сам заканчивался пуговкой. Назначение навершия — прочное крепление рукояти на хвостовике, препятствие для выскальзывания оружия из руки при замахе, противовес клинка. Навершие улучшало баланс оружия, поэтому его часто делали из более тяжелого материала. Существует две основных формы наверший: круглое (римское) и полуовальное (славяно-германское).

fishki.net

Опасная парочка: шпага и дага

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале diletant.media.


Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки»


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

— Ваше оружие?

— Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды»


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв.еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

предмет искусства. Оружие и военная техника. Добавила Ольга Волошина — VilingStore.net

ШПАГА (исп. spada), холодное оружие колющего , реже колюще-режущего действия; состоит из прямого, узкого, длинного (1 м и более) однолезвийного или двулезвийного , плоского с долами или граненого, сужающегося книзу клинка и эфеса.


Шпага — предмет искусства

В Западной Европе шпага получила широкое распространение в шестнадцатом веке, где она стала отличительным оружием дворян. В первой четверти шестнадцатого века холодное оружие еще оставалось господствующим, но наиболее широкое распространение получили те его виды, которыми удобнее было нанести укол, так как владельца лат легче всего можно было поразить, проникнув острием клинка в отверстия и щели между их пластинами. Это обстоятельство заставляло сужать клинок меча к острию и, в конечном счете, привело к появлению шпаги, которая во второй половине шестнадцатого века окончательно вытеснила меч.

Шпага — предмет искусства

Первоначально шпага была приспособлена для нанесения как колющих, так и рубящих ударов. Эфес у шпаги обычно симметричный, с сильной защитой руки в виде большой чаши из переплетающихся под крестовиной и нередко поднимающихся над ней дужек. Форма клинка шпаги неоднократно изменялась, была граненой и опять плоской, получала одно лезвие и тупой обух.

В начальный период своего развития шпага имела две разновидности: кавалерийскую и пехотную. Кавалеристы имели длинную и тяжелую седельную шпагу, которая преобразовалась позднее в палаш . Первые образцы палаша носили название валлонской шпаги. В пехоте получила распространение более короткая и легкая шпага, схожая с рапирой или бреттой, у которой гардой служила полукруглая чашка. Пехотная шпага стала чисто колющим оружием, и получила широкое распространение во всех европейских странах. Однако совершались попытки приспособить ее и для рубки. Венецианский вариант колюще-рубящей шпаги получил название чиавона.

В России шпага появилась в семнадцатом веке в полках нового строя у рейтар и копейщиков. В 1708 году Петр Первый вооружил шпагами всю пехоту. В 1741 году у рядового состава пехоты прямая шпага была заменена полусаблей. Шпаги были оставлены только офицерскому составу всех родов войск и на некоторое время гвардейским мушкетерам. В 17 и 18 веках русские шпаги обоюдоострый клинок, в девятнадцатом веке клинок становится однолезвийным, с широким долом. В восемнадцатом веке шпаги с однолезвийным клинком встречались лишь как исключение на вооружении рядового состава гвардейских полков.

Эфесы русских шпаг обычно делались медные, у офицерского состава золоченые. Носились шпаги на портупее — особого рода поясе с широкой лопастью, в которую вкладывались шпажные ножны, пристегивающиеся крючком. Портупеи обычно изготавливались из лосиной или простой кожи; у офицерского состава обшивались по краю узким золотым галуном. Позднее офицерские портупеи делались из золотой парчи. Рукоять шпаги, как и всего офицерского оружия, обтягивалась кожей и обвивалась проволокой. Головка была круглая, овальная или в виде вазы. Под рукоятью находилась чашка, сердцевидная или из двух овальных пластин. В восемнадцатом века чашка не вплотную примыкала к рукояти, и между ними находились перекрестья или небольшие стальные завитки. Гарда шпаги состояла из одной дужки с костыльком, прикрывавшим запястье. Ножны, обтянутые кожей, имели наконечник и устье с крючком, который цеплялся за лопасть портупеи.

В 19 веке шпаги вытесняются саблями и начинают приобретать значение внестроевого оружия. Уже в начале 19 века кавалерийские офицеры носили шпаги вне строя, а в 1826 году русский офицерский корпус был вооружен исключительно саблями. Шпага осталась оружием только генералитета. Одновременно шпага активно вводится как принадлежность формы гражданских чиновников, причем не только в России. В конце 19 века шпага на Западе и в России перестала быть боевым оружием, но в ряде случаев сохранилась как принадлежность военной формы, преимущественно парадной, а в начале 20 века исчезает из армии и из гражданских ведомств. Ныне шпага сохранилась как составная часть парадной формы высших дипломатических чиновников в отдельных странах.

vilingstore.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *