Разработанные общевойсковые шлемы нового поколения скоро поступят на вооружение Российской армии

Необходимость размещения на шлеме дополнительного навесного оборудования заставила переоценить его характеристики, в частности параметры веса и габаритов. Центр «Армоком» ведет интенсивные исследования в данной области, разрабатывается шлем с массой до одного килограмма и противоосколочной стойкостью более 650 м/с. На данный момент экземпляром, достойным внимания, является разработанный в этой же компании и принятый в 2008 году на вооружение российской армии нетонущий общевойсковой шлем 6Б7-1М.


На тот момент все последние научные достижения были учтены и воплощены при создании этого шлема. Благодаря высокопрочной ткани на основе нити «Русар» и специальной трехслойной структуре данное изделие имело массу 1,2 килограмма и противоосколочную стойкость выше 650 м/с. Гарантийный срок хранения составил вообще 12 лет, что обеспечивается особым методом формообразования основы, состоящей из волокон, которые не травмируются под воздействием высокого давления.

При современной переоценке назначений шлема, в основном состоящей из необходимости разместить на нем дополнительное навесное оборудование (видеокамеры, приборы ночного видения, аккумуляторы, дисплеи и так далее) главной задачей ставит перед разработчиками – снижение массы шлема и уменьшение габаритов.

Внешний вид шлема 6Б7-1М обусловлен советскими традициями и отличается от шлемов PASGT, распространенных по всему миру, напоминающие шлем немецкого солдата времен Второй Мировой войны. Этот фактор не только помогает отличить в бою своего от чужого, но еще и соответствует требованиям российской армии. Эксплуатация шлема предполагает длительное ношение в зимнее время года, помимо противогаза военнослужащий должен пользоваться шерстяной шапкой, наушниками различных гарнитур и т.п. В шлеме 6Б7-1М подтулейное устройство является ременным, в основе которого разработанные специально для него прочные хлопчатобумажные ремни – эргономичные, просты в использовании и регулируются без усилий. Уникальнейшее свойство шлема – он не тонет в воде!

шлем PASGT

Немного позже, в 2010-2011 годах, центром «Армоком» начинается разработка общевойскового шлема с уменьшенными габаритными размерами, массой один килограмм и противоосколочной стойкостью более 650 м/с. Разработчики, проектируя данный экземпляр, добивались обеспечения травмобезопасности при попадании пуль из пистолетов ТТ, ПМ и осколков.

Проект шлема новейшего образца является не как отдельно взятый в разработку элемент пассивной защиты военнослужащего, а как составной сегмент части комплекса «боец будущего». Одновременно находятся в стадии разработки средства защиты для органов дыхания, приборы для управления и контроля боя, средства связи, бронезащита и огнестойкая экипировка. К тому же он проектируется для сугубо российских условий эксплуатации в условиях повышенной влажности, температурным диапазонам от минус 50 °С до плюс 50 °С. Показатель соотношения массы шлема и его противоосколочной стойкости является самым лучшим среди себе подобных изделий во всём мире.

topwar.ru

Отечественные «стальные шапки» начала XX века » Военное обозрение

Статистика неумолима: во французской армии стальные каски помогали избегать трех четвертей ранений в голову, которые в большинстве случаев заканчивались летальным исходом. В России же в сентябре 1915 года из Москвы эвакуировали более 33 тысяч раненых, из которых 70% были поражены пулями, шрапнелью – 19,1%, осколками – 10,3% и холодным оружием – 0,6%. В итоге военное руководство России сдалось и 2 октября 1916 года оформило два гигантских заказа на изготовление во Франции 1,5 млн. и 2 млн. стальных касок Адриана. Общая стоимость контракта составила 21 млн. франков, то есть по 6 франков за один экземпляр. Большую роль в оснащении русских солдат подобной защитой сыграл граф Алексей Александрович Игнатьев, дипломат и военный атташе во Франции, впоследствии ставший генерал-лейтенантом Советской Армии. Фактически доработка каски заключалась только в кокарде в виде двуглавого орла и окраске светлой охрой. Модель Адриана М1916 имела полусферическую форму и состояла из трех деталей – штампованного купола, двухстороннего козырь, окантованного стальной лентой и гребня, прикрывавшего вентиляционное отверстие. Кожей было выделано подтулейное пространство и состояло из шести-семи лепестков, которые скреплял вместе шнур. Натягивая шнур, можно было подгонять шлем под размер головы. На этом сложности не заканчиваются – между корпусом и подтулейным пространством находились гофрированные алюминиевые (!) пластины, закрепленные на стяжных скобах, припаянных к корпусу каски.


Стальной шлем Адриана с гербом Российской империи. Источник: antikvariat.ru

Пластин было несколько — в передней, задней и боковых частях, причем, спереди и сзади гибкость имели несколько большую, чем остальные. Все это позволяло подтулейному пространству идеально облегать голову бойца. Широкий козырек каски позволял защитить пользователя от летящих с неба комков земли и небольших обломков. Масса каски была небольшая: всего 0,75 кг, что не доставляло особых неудобств солдатам, но и толщина стенки была мизерная – 0,7 мм, что позволяло, в лучшем случае, надеяться на защиту от осколка и шрапнели на излете. К слову, в итоге такого французского творения поставили в Россию всего порядка 340 тыс. Русские войны впервые примерили их во Францию (Галиция), куда были отправлены для поддержки союзных войск.


Группа офицеров 267-го пехотного Духовщинского полка в касках Адриана. Источник: «Пушечное мясо» Первой мировой, Семен Федосеев, 2009

Первой отечественной разработкой стала «модель 1917 года» или «М17 Sohlberg» — цельноштампованный стальной шлем, во многом повторяющий контуры французского аналога. Выпускали средство защиты на финских заводах «G. W. Sohlberg» и «V. W. Holmberg» и на нескольких предприятиях в России. В 1916 году было дано указание из Генерального штаба на изготовление сразу 3,9 млн шлемов с внеочередным выделением стали для этой цели. Официально принять его на вооружение не успели, но часть заказа финны успели отправить на фронт, где он успешно служил. 14 декабря 1917 году Центральный Военно-Промышленный Комитет своим решением свернул производств М17. До этого в январе-мае 1917 года Финская Красная гвардия в ходе гражданской войны присвоила себе несколько сотен шлемов, которые позже отвоевали финские белогвардейцы и передали в Хельсинкский пехотный полк. Но и на этом злоключения «стальной шапки» не окончились – в 1920 году финны вывели шлемы из пехотной экипировки и продали пожарникам, которые их перекрасили в черный.


Стальной шлем «М17 Sohlberg» из партии, оставшейся в Финляндии. Подтулейное устройство обшито оленьей коже. Экземпляр, очевидно, остался от финского «мчс» — черная краска не до конца удалена. Источник: forum-antikvariat.ru

Конструкция «М17 Sohlberg» предусматривала использование миллиметровой стали, что выгодно отличало его французской «жестянки» — можно было надеяться, что в определенных условиях пулю русский шлем сдержит. В связи с использованием новой толстостенной стали, масса шлема увеличилась по сравнению с французской моделью до 1 килограмма. На самом верху «М17 Sohlberg» предусмотрено было вентиляционное отверстие, прикрытое стальной накладкой, форма которой было индивидуальной отличительной чертой заводов-изготовителей. Подтулейное пространство имело форму купола со шнуром для регулировки под размер головы и фиксировалось тонкими пластинами в форме усиков, способных загибаться. По аналогии со шлемом Адриана, спереди, сзади и с боков располагались гофрированные пластины для демпфирования и вентиляции. Подбородный ремень застёгивался на прямоугольную пряжку.

Итогом запоздалого внедрения и французского шлема, и отечественной модели М17, стала нехватка в русской армии таких средств индивидуальной защиты. Бойцы на фронте нередко вынуждены были пользоваться трофейными немецкими образцами, которые для того времени были, наверное, лучшими в мире. В послевоенное время наследство царской армии использовалось достаточно долго – в Красной Армии до начала 40-х годов можно было встретить бойцов как в М17, так и в шлеме Адриана.


Солдаты Красной Армии в шлемах Адриана и M17 Sohlberg. Источник: «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук»

К теме разработки стальных головных уборов для армии в советской России вернулись в конце 20-х годов. Главным разработчиком средств индивидуальной защиты стал Центральный научно-исследовательский институт металлов (ЦНИИМ), ранее называемый Центральной научно-технической лабораторией Военного ведомства. В учреждении проводились работы по всесторонним испытаниям различных марок броневых сталей, а также их обязательный обстрел из стрелкового оружия. Руководителями направления индивидуальной защиты бойцов стали д. т. н. профессор Корюков Михаил Иванович, а также инженер Потапов Виктор Николаевич. Их многолетний труд в 1943 году был отмечен Сталинской премией. Первым образцом стал экспериментальный шлем 1929 года, имеющий большое сходство с «М17 Sohlberg», только с более вытянутым козырьком. Подтулейное пространство было скопировано с французского шлема, но дополнено амортизирующими пластинами на каждый лепесток.


Экспериментальный образец шлема 1929 года. Источник: «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук»

Вторым образцом, более удачным, стал шлем конструкции инженера А. А. Шварца из Научно-технического отдела Артиллерийского управления РККА. В облике его творения уже просматривались очертания немецких и итальянских стальных головных уборов. Именно этот образец стал основой для первого массового шлема Красной Армии – СШ-36.


Автор изобретения А. А. Шварц в стальном шлеме собственной конструкции, а также его контур. Источник: «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук»

СШ-36 стали выпускать в конце 1935 года на Лысьвенском металлургическом заводе имена газеты «За индустриализацию», расположенном в Пермском крае. О необходимости введения таких шлемов в обмундирование бойцов было сказано в 1935 году в постановлении Совет народных комиссаров СССР «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного довольствия РККА». От немецкой школы «шлемостроения» инженер Шварц перенял широкие поля и далеко выдающийся козырек, а от итальянцев с их М31 – гребень на самом верху купола, закрывающий вентиляционное отверстие. Подтулейную амортизацию оформили пластинчатыми держателями, а также вставками из губчатой резины. Подбородный ремень держался на кольцах и фиксировался шплинтами. Были у СШ-36 негативные стороны, связанные, прежде всего, с недостаточным объемом войсковых испытаний. При длительном ношении у солдат появлялись боли в височной области, бойцы испытывали неудобство во время прицеливания и, что самое возмутительное, шлем было невозможно было одеть на зимний головной убор. Все эти недочеты вскрылись во время зимней войны с Финляндией 1939-1940 гг. Бойца нередко просто ломали и выбрасывали тесное подтулейное устройство, чтобы хоть как-то натянуть шлем на шапку-ушанку.


Внешний вид и подтулейное устройство шлема СШ-36. Источник: «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук»

Следующим по счету был СШ-39, появившийся, как видно из индекса, прямо перед началом Великой Отечественной войны и изначально разарботанный на основе итальянского шлема «Elmeto modello M33». Итальянский бронеколпак появился в СССР в качестве трофея из объятой гражданской войной Испании. К разработке нового шлема приступили более основательно – привлекли упоминаемый ЦНИИМ, Военно-медицинскую академию, а также Наркоматы черной металлургии и обороны. Тактико-технические требования к шлему подписал в 1938 году сам Маршал Советского Союза С. М. Буденный.


Внешнее сходство стального шлема СШ-39 и итальянского стального шлема Elmeto modello М33: а — шлем СШ-39; б — подтулейное устройство СШ-39; в — итальянский шлем. Источник: «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук»

Решающий вклад в эффективность шлема внесли д. т. н. Корюков М. И. и инженер В. Н. Потапов, когда разработали и сварили сталь новой марки 36СГН и её заменитель 36СГ. Форма шлема было простая полусферическая с козырьком и 3-8 мм бортиком по нижнему краю, происхождение которого связано с защитой от сабельного удара. Очевидно, по задумке кавалериста С. М. Буденного, лезвие должно было отводиться этим буртиком в сторону, однако, сабля была последним оружие, с которым пришлось встречаться СШ-39 на поле боя. Изначально подтулейное пространство было аналогично СШ-36, но опыт финской кампании подсказал невозможность пользования им в сильные морозы. Решил проблему А. М. Никитин (военинженер 2 ранга военпред Главного инженерного управления РККА), представив в 1940 году новое подтулейное устройство в виде секторов.


Шлем СШ-40 и его подтулейное устройство. Источник: kapterka.su

Три дерматиновых лепестка, внутренняя сторона которых была оснащена тканевыми мешочками с ватой, крепились к корпусу при помощи пластинчатых креплений и двух заклепок. В каждый лепесток продевался шнур для регулировки, а подбородный ремень крепили пластинчатым держателем. В итоге усовершенствования Никитина потянули на новую модель СШ-40, которая вместе с СШ-39, стала одними из самых лучших образцов индивидуальной защиты в мире. Возможность совмещать новый шлем с шапкой-ушанкой высоко оценили в войсках – бойцы изношенное подтулейное устройство СШ-39 часто меняли на аналог от СШ-40. В общей сложности на Лысьвенском заводе в годы войны выпустили более 10 млн. шлемов, ставших полноправными символами великой Победы.

topwar.ru

Общевойсковые шлемы Российской армии нового поколения

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • www.arms-expo.ru

    Бронешлем – эволюция развития » Военное обозрение

    Индивидуальная защита против используемого противником оружия известна нам с очень далеких времен, и по сей день она постоянно изучается и совершенствуется. Одной из составляющей индивидуальной защиты является защитный головной убор. Форма, конструкция, геометрия и устройство его постоянно совершенствовалась, менялись названия защитного головного убора, и в наши дни он имеет название — бронешлем. Совершенствование защитного головного убора зависело от применяемого оружия, которое имеет тенденцию совершенствоваться намного быстрее средств защиты. Однако суть бронешлема не менялась – защитный головной убор должен был максимально снизить вероятность поражения головы человека от применяемого вооружения. Долгое время неизменным оставался материал, из которого выполняли бронешлем – тонкий гомогенный лист металла, от меди до стали. Стальные бронешлемы были основными головными защитными элементами экипировки всех вооруженных сил мира до конца прошлого столетия. Их история стала заканчиваться в 80-е годы прошлого столетия, с появлением тканево-полимерного шлема.
    История создания современных бронешлемов
    В наши дни задача бронешлемов не изменилась — это защита головы от применяемого вооружения, осколков различных снарядов, гранат и мин, уменьшения вероятности попадания из стрелкового оружия, а также предохранение от ударов и нагрузок. В середине прошлого столетия рост новых технологий дал возможность начать работы над низкоплотными полимерными материалами с повышенным пределом прочности в отличие от стали.

    Результатом анализа военных конфликтов и мировых войн стало очевидное слабое обеспечение стальным шлемом защиты головы военнослужащего от большинства видов осколков от применяемого вооружения. Уровень ПОС – противоосколочной стойкости шлема из листовой стали, обеспечивал до 350 м/с для одного осколка в 1 грамм (условно), пробивающего корпус бронешлема с 50-процентой вероятностью. Это условная мера, принятая для проведения оценивания ПОС. Улучшение ПОС стальных шлемов приводило лишь к увеличению их массы которую приходилось бы носить военнослужащим на голове. К примеру, для увеличения стандартного ПОС стального шлема вдвое, до 600 м/с, необходимо увеличить толщину стального листа почти вдвое, что увеличивало вес БШ на 700 грамм до 2.35 килограммов. Но тут всплывает другая проблема: проведенные эксперименты по ношению шлемов выявили их предельный вес -1.6 килограмм. Превышение данного веса резко увеличивало возможность получения тяжелых травм шейного позвоночника.

    В начале второй половины прошлого века, шли изыскания по созданию шлемов из различных материалов. Успешные результаты создания полимерных материалов с низкой плотностью и высоким пределом прочности дали возможность использовать такие материалы в различных сферах человеческой деятельности. Основной же сферой применения стала возможность замены стальных листов и частей в военной сфере. Как выяснилось, полимерный материал к тому же обладает лучшими физико-механическими свойствами по поглощению и рассеиванию ударно-волновой энергии применяемых средств нападения, чем шлемы из стальных листов.

    Первые разработки
    Первыми добились успеха конструкторы американской компании «Dupont». Полученный материал получил название параарамидное волокно. Материал по прочности соответствовал конструкционной стали, его физплотность равнялась 1.43 гр на куб.см. – шлем из такого материала весил в пять раз меньше стального. Запатентованная торговая марка параарамидного волокна — Kevlar®29. Из данного волокна выделывали нить, обладающей линейной плотностью в 110 текс и создавали полотно с удельной массой 255 гр на кв.м. Из полотна изготавливали квазигомогенную тканево-полимерную многослойную структуру, которая при одинаковом весе с монолитной гомогенной сталью показывает улучшенные вдвое характеристики ПОС. Кроме того, при воздействии осколков или пули калибра 9-мм заметен намного меньший динамический прогиб под ними. Первыми, кто создал «тканевый» шлем, стали Соединенные Штаты Америки. Шлем спроектировали и создали в Натикской НИЛ СВ в 70-х годах. На вооружение Соединенные Штаты принимают «тканевый» шлем в начале 80-х годов, под названием «PASGT» — Personnel Armor System, Ground Troops.

    Технология создания PASGT
    Бронешлемы создавали из ткани, в основе которой использовали Kevlar®29 и фенольную или PVB смолы. Вес БШ – 1.4-2.9 килограмма в зависимости от назначения. Серийные бронешлемы имели 5 размеров XL/S/M/L/XL. Характеристики ПОС определялись военными и полицейскими стандартами. Военный MIL-STD-662E и полицейский NIJ 0106 соответствовали до 600 м/с для осколка стандарта STANAG 2920 пробивающего корпус бронешлема с 50-процентой вероятностью. Этот стандарт приблизительно равен российскому стандарту при испытаниях отечественных моделей бронешлема. Само изготовление шлемов довольно простое – материал пропитывают смолой и несколькими слоями укладывают форму. Фому опрессовывают под необходимой температурой. Смола полимеризуется и затвердевает. Затвердевшую оболочку обрезают облой. После этого, оболочка получает подтулейное устройство и процесс создания шлема завершен. Такой метод изготовления называется метод препрегов, от названия ткани, пропитанной смолой (препреги). Простота такой технологии привела к широкому изготовлению и распространению аналогичных шлемов во многих государствах. По сегодняшний день было изготовлено несколько миллионов шлемов PASGT или их аналогов, почти все ВС стран блока НАТО обеспеченны «тканевыми» шламами. В Соединенных Штатах сухопутные подразделения до сих пор экипируются шлемами PASGT. ВС других стран также имеют в своей индивидуальной экипировке подобный шлем собственного или зарубежного производства. Поэтому характеристики БШ тканевого изготовления разных стран могут существенно отличатся друг от друга.

    Современные разработки бронешлемов – США
    Все современные разработки во многих странах идут по программам оснащения бойца будущего. Основой таких программ является единая система по обеспечению эффективного выполнения поставленной задачи. Единая система – полное взаимодействие всех систем экипировки между собой для их эффективного применения носителем. Хоть программы каждого государства и отличаются между собой, БШ в них во всех стал «носителем» различного вспомогательного и дополнительного оборудования, типа ПНВ, средств навигации и связи, информационных дисплеев различной направленности, видеокамер и спецоборудования. Все эти решения привели к повышению носимого на голове веса. Пентагон в 1996 году разработал программу «повышения боевых возможностей солдата». По ней было необходимо создать шлем на более легкой основе с конечной массой ¾ PASGT. Реализация программы проходила с большими трудностями. Основная причина крылась в используемых технологиях. В итоге, используя для создания ткани новые современные технологии, удается снизить вес БШ до 15 процентов, и немного подняв ПОС. для создания БШ использовали улучшенное арамидное волокно Kevlar® KM2, линейная плотность получаемых нитей снизилась в 2 раза. В 2002 году Соединенные Штаты принимают на вооружение бронешлем «Advanced Combat Helmet» малого веса. Этого удалось добиться сокращением на 8 процентов площади защиты, но, правда, улучшились на 6 процентов характеристики ПОС.

    Современные разработки бронешлемов – Россия

    Российская Федерация в вопросе замены шлемов из листовой стали на тканево-полимерные отстала от западных конкурентов. Но разработки «тканевых» шлемов начались, правда, по собственной инициативе, еще в 80-е годы в НИИ Стали. Советский Союз освоил иную технологию производства шлемов – термопластичное прессование многослойных квазигомогенных пленочных структур, получившую упрощенное название «пленочная».

    Технология создания российских пленочников
    Суть технологии так же не очень сложная – между слоями баллистической ткани прокладывают тонкую термопластичную пленку. Потом, полученный пакет помещают в углубленную пресс-форму, в которой пакет нагревают, прессуют и охлаждают. Термопластическая пленка при нагревании, плавится и соединяет между собой два слоя ткани. Так создается оболочка российского шлема. Такая технология позволила добиться стойкости шлема больше чем американские препреги. До реализации данной технологии НИИ Стали шел целое десятилетие. Но теперь благодаря, тому, что технология досконально изучена, путем замены ткани, толщины ткани и «пленки», можно подобрать необходимый вариант исполнения бронешлема. Первый российский тканевый пленочной шлем поступает на вооружение России в 1999 году под индексом 6Б7. Пленочник сразу обходит по характеристикам зарубежный аналог:
    — максимальная масса 6Б7 не превышает минимальную массу PASGT;
    — ПОС 560 м/с, что по STANAG – 61- м/с.
    В 2005 году у ВС России появились еще 3 модели БШ – 6Б28,6Б27, 6Б26. Они на данное время являются лучшими по характеристикам БШ в мире. Последняя новинка от НИИ Стали – общевойсковой шлем 2-го поколения готовый пойти в серийное производство. Шлем имеет вес не более 1.1 килограмма, ПОС по STANAG до 740 м/с.

    Как не жаль, но достижение таких характеристик не обошлось без увеличения цены. Малейшие отклонения в характеристиках баллистической ткани сразу означает брак. В пакеты отбираются куски целые куски ткани, в отличие от американской технологии. Все это привело к подорожанию конечного продукта – бронешлема. Из плюсов технологии – высокая экологичность (не используются смолы) и автоматизация производства.

    В России есть еще одна технология создания БШ – смешанная или дискретно-тканевая структура (ДТС). Разработчик компания «ЦВМ Армоком». Смысл технологии использование элементов препреги и сухих арамидных слоистых пакетов. В пакетах, только наружные слои ткани пропитывают смолой, а внутренние остаются сухими. Такая структура создания называется разнесенной. Положительный момент такого способа – более эффективное рассеивание и поглощение ударных волн, который достигается большой толщиной корпуса бронешлема – до 1.5 сантиметров. Для сравнения – пленочный бронешлем имеет толщину не более 0.8 сантиметра. Отрицательный момент смешанной технологии – малая толщина внутренней жесткоупругой оболочки. Динамический прогиб у данного бронешлема больший, чем у бронешлема изготовленного по пленочной технологии.

    Открытый вопрос экипировки российского солдата будущего
    С 2000 года российские военнослужащие получают бронешлемы выполненные по пленочной и смешанной технологиям приблизительно в равном количестве. Все характеристики и цена у них практически одинаковы. По опубликованным данным известно, что в 2010-11 годах ВС РФ получили 70 тысяч бронешлемов созданных по этим технологиям. Теперь же перед выходом БШ 2-го поколения в серийное производство, как и всей экипировки 2-го поколения, военное ведомство выдвигает требования к ее созданию – единая система. Это приведет к тому, что в России останется только одна технология создания БШ, и кто из них более будет соответствовать выдвинутым требованиям, сможет определить только сам заказчик при проведении комплексных испытаний единой системы 2-го поколения.

    Недалекое будущее БШ — Нанотехнологии
    Американские и российские конструкторы «NATICK» и НИИ Стали разрабатывают новые технологии создания бронезащиты. Американцы проводят исследования двух новых материалов созданных при помощи нанотехнологий –« Zyion» и волокно фирмы «Magellan Systems Int» М5. Первый материал позволил создать шлем весом около 0.8 килограмма, но материал пока неустойчив к воде и солнечному свету. Волокно при использовании поможет снизить вес американского шлема почти на треть, пока ведутся исследования. Российские специалисты создали материал который увеличил ПОС, уменьшил динамический прогиб, но материал тоже на данное время «боится» воды. Технология носит название жидкой брони.

    Источники информации:
    http://www.posthunt.net/news/read/Tolko_tkan_luchshe_stali.html
    http://www.arms-expo.ru/055057052124050055048052048.html
    http://history-news.org/?p=3471

    topwar.ru

    История КАСКИ в России: stomaster — LiveJournal

    Каска Адриана М 1916

    Несмотря на свою краткость история российских имперских шлемов очень богатая. Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916. Нехватка стальных шлемов на некоторых участках фронта вынуждала солдат русской армии к использованию трофейных германских стальных шлемов образца 1916 года. 

    Каски, поставляемые в Россию имели только два отличия от французских аналогов — фронтальная эмблема и цвет, в который окрашивались шлемы — светлая охра. Вес шлема, а так же подшлемник и подбородочный ремень были такие же, как у касок поставляемых для французской армии (см. раздел Франция). 

    В период революции и последовавшей за ней Гражданской войной каски Адриана в ограниченных количествах продолжали использоваться различными отрядами, как с той, так и с другой стороны. В частности касками Адриана были экипированы солдаты армии генерала Корнилова. В некоторых отрядах Белой армии фронтальная эмблема с изображением орла заменялась кокардой. 

    После окончания Гражданской войны молодая Красная армия нуждалась в экипировке, в том числе и в стальных шлемах. В 1924 году существующие запасы французских шлемов были отреставрированы и переданы в войска. Шлемы были покрашены в цвет хаки, а изображение орла было заменено большой жестяной звездой. Каски Адриана в Красной армии использовались до 1939 года.

    М 17 (Sohlberg)

    В 1915 году русский Генеральный штаб принял решения о начале разработки первого русского стального шлема. Прототипом для данного шлема послужила французская каска Адриана модели 1915. В 1917 заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был официально введен.

    Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была поставлена относительно небольшая партия заказанных шлемов. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году Финляндия объявила независимость и выпущенные, но неотправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так как изначально его установка планировалась на заводах в России.

    Русский шлем имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в тоже время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путем штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800-850 грамм, толщина стали 1,2 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клепок. В верхней части, подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулируется с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клепок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки.

    Шлемы этой модели так и не были широко использованы русской армией. В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями. В 20-е, 30-е годы М 17 получил распространение в Красной армии. Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду, либо большую жестяную, такую же как на каске Адриана М 15, используемые в Красной армии, либо звезду меньшего размера, часто звезда была просто нарисована. 
    Для советского правительства использование шлемов принятых так же в армии недружественной Финляндии было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства первыпуска в Ленинграде в начале 30-х годов небольшой партии шлемов этой модели.

    М 17 имел слабые защитные свойства и поэтому уже во второй половине 20-х годов были начаты работы по созданию собственного стального шлема. 

    Экспериментальный шлем М 1929 (М 29)

    В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной армии появился новый стальной шлем. Шлем был вполне оригинальный по форме, однако в нем просматривалась некоторая схожесть со шлемом М 17 Sohlberg. Это был шлем экспериментальной модели 1929 года — М 29, который стал прародителем большинства советских шлемов, созданных в последующем периоде.

    Шлем имел оригинальную форму, впоследствии взятую за основу в польском шлеме Wz. 31. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части шлем имел вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, схожей по форме с накладкой на шлеме М 17 Sohlberg, прикрепленной к шлему винтами. Подшлемник, установленный на шлеме был так же оригинален — он состоял из шести отдельных лепестков, каждый из которых крепился к металлической пластине, которые в свою очередь соединялись между собой в верхней части и крепились к шлему с помощью тех же винтов что и накладка на вентиляционном отверстии. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные мешочки, набитые ватой. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись веревкой. Изготовление подшлемника такого типа было достаточно трудоемким, однако можно говорить о том, что такая модель подшлемника обеспечивала хорошую амортизацию при ударах, а так же предполагала хорошую вентиляцию. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к поверхности шлема. Его длинна, регулировалась с помощью небольшой квадратной пряжки.

    Окрашивался шлем в оливковый цвет или в цвет хаки. Однако о стабильности и единстве применения каких либо красок говорить не приходится, так как данная модель шлема была экспериментальной и выпуск ограничился несколькими тысячами единиц. В больших количествах изготовление шлемов этой модели было проблематичным в связи с большой трудоемкостью процесса производства. 

    СШ-36

    Политическая ситуация возникшая в Европе в начале 30-х годов вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим каскам Адриана и М 17 (Sohlberg). В 1934 начинается разработка нового стального шлема Красной армии и в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе уже было начато производство шлемов. Новый шлем получил маркировку «Стальной шлем 1936» или «СШ-36» по году начала поставки шлема в армию.

    Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и распределенный в армейских подразделениях в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов — это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды.

    Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам. К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели — СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца. 

    СШ-40

    Недостатки СШ-36 были слишком очевидны и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-40, по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. 

    Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм. Подшлемник, установленный на шлемах выпущенных до 1942 года имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (так же подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. На шлемах изготовленных примерно с 1942 года устанавливался новый тип подшлемника, который представлял собой три лепестка, из искусственной кожи или вощеной ткани. С обратной стороны к лепесткам подшлемника крепились амортизационные подушечки, набитые ватой. Каждый из лепестков крепился к поверхности шлема с помощью двух клепок. В верхней части лепестки подшлемника скреплялись шнуром. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использовать шлем с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор.

    Подбородочный ремень, устанавливаемый на шлеме этой модели изготавливался из ткани защитного цвета, так же мог быть установлен подбородочный ремень, изготовленный из кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а так же штамп с указанием размера шлема. 

    СШ-40 используется Российской армией до настоящего времени наравне с другими моделями шлемов созданных в послевоенный период. Кроме Советского Союза СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а так же многочисленными повстанческими армиями в африканских, азиатских и других стран.

    Шлем ПВО

    В конце 30-х годов Советский Союз осуществлял подготовку к большой войне в связи с чем, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской защиты и частей ПВО. Для экипировки сил гражданской защиты, а так же частей противовоздушной обороны требовался стальной шлем. Для решения этой задачи в Ленинграде на Ленинградском металлургическом заводе стали производить такие шлемы. Наравне с частями ПВО в условиях нехватки экипировки шлем данной модели использовался и ополченцами, защищавшими Ленинград.

    Внешне шлем имел сходство с английским шлемом Brodie, и По-сути был упрощенным вариантом британской модели. Шлем получил неофициальную маркировку М 38. Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью веревки, расположенной в верхней части купола. Крепление подшлемника было не надежным, он крепился с помощью двух клепок, расположенных во фронтальной и задней части шлема. Подбородочный ремень изготавливался из ткани и крепился с помощью прямоугольных колец к специальным держателям, припаянным к шлему. Размер подбородочного ремня регулировался с помощью маленькой квадратной пряжки.

    Шлемы данной модели окрашивались в цвет хаки. Иногда на шлем наносилась эмблема, представляющая собой схематичное изображение пятиконечной звезды, зенитки перекрещенной с лучем прожектора, в свете которого изображался силуэт самолета, и противогазной маски, расположенной между двумя нижними лучами звезды. 

    При подготовке раздела использовались материалы книг:
    1. «Les casques de combat du monde entire de 1915 a nos jours» Pierre-Paul Struye, Editions PSD, 1996.
    2. «МВД России. 200 лет на страже закона и правопорядка«. Авторы -С.О.Гонюхов, В.И.Горобцов. Москва, «Рейтаръ»,2002 год
    3. «Мгновения войны«, М. 1991 г. 
    Фотографии каски Адриана из своей коллекции предоставил Ken Niewiarowicz. Many thanks Ken!

    stomaster.livejournal.com

    История шлема в Советской армии

    Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости.

    Само название каска происходит от французского casque или от испанского casco – череп, шлем . Если верить энциклопедиям, то под этим термином понимается кожаный или металлический головной убор , применяемый для защиты головы военными и другими категориями лиц, действующими в опасных условиях: шахтерами, строителями, спелеологами, спасателями, парашютистами, мотоциклистами и т. д.
    Как известно, появление металлических шлемов относится к глубокой древности. Греки, римляне, викинги, позже крестоносцы и рыцари – все носили боевые защитные шлемы. Но в понимании боевой шлем каска была создана в разгар Первой мировой войны.

    К началу 1914 года основным головным убором солдат были форменные фуражки да легкие пробковые шлемы « колониальных войск », защищавшие их головы разве что от солнца. Как только война приобрела позиционный характер, на зарывшихся в землю солдат обрушились ливни пуль, осколков и шрапнели. А также обломки камней и кирпичей, комья сухой глины и куски бревен, разлетавшихся при взрывах фугасных снарядов. Количество раненых стремительно возрастало, госпитали были переполнены несчастными с окровавленными бинтами на голове.
    Единственным выходом из ситуации было возрождение шлема . Несмотря на то, что во многих странах и раньше были попытки создания стального шлема , тем не менее первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке французы. Они использовали для экипировки большей части своей армии проект, автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан. Таким образом, он увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели, получившей официальное название « каска Адриана модель 1915 ». Судите сами: Бельгия , Италия , Греция , Польша , Румыния , Сербия , Чехословакия, Мексика , Бразилия , США , Болгария и, конечно же, Россия .
    Каска Адриана имела полусферическую форму, штамповалась из марганцевой стали толщиной 0,7 мм, имела козырек, небольшие поля и характерный гребень, ставший ее отличительной чертой.
    Несмотря на невысокие защитные свойства, она оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 экземпляров.
    Но были и те, кто, как говорится, пошел своей дорогой. В Великобритании и Германии были приняты на вооружение собственные образцы касок, также на долгие годы снискавшие популярность. Германский Stahlhelm – символ немецкого солдата. Его первая модификация 1916 года во многом сильно копировала средневековые германские шлемы « айзенхуд » и « салад », закрывавшие голову и лицо до самого подбородка.
    Кстати, из всех касок Первой мировой Stahlhelm, пожалуй, лучше всего защищал своих владельцев, но все же бы

    forma-odezhda.ru

    Современные средства бронезащиты российской армии

    Автор: Андрей Дмитриев

    Последние несколько лет для Вооруженных сил РФ ознаменовались переходом от участия в миротворческих операциях, в различных конфликтах малой интенсивности к настоящим активным боевым действиям.  


     

     Армия, которая долгое время не действовала за рубежом (исключением можно считать разве что краткосрочный конфликт в Южной Осетии), стала проводить крупные войсковые операции как на периферии, так и в дальнем зарубежье – речь идет о действиях российских Вооруженных сил в Крыму, а также об участии в Сирийском конфликте. Внимательный зритель на кадрах современных репортажей сразу заметит разительный контраст между обликом российского солдата сейчас и тем, что мы видели в Чечне и Южной Осетии.

    Если раньше российский солдат напоминал скорее наемника (часто экипированного на собственные средства и без какого-либо единообразия), чем бойца регулярной армии, то теперь на видеозаписях, которые приходят из Сирии, мы видим воина, который внешним своим видом практически ничем не уступает своим коллегам из американской армии или Бундесвера.

    Мы попробуем разобраться, что представляет собой современное снаряжение, которое находится на вооружении российской армии. Речь на этот раз пойдет о бронежилетах, транспортно-боевых системах (разгрузках) и бронешлемах.

     

    История развития бронежилетов

    Первые индивидуальные средства бронезащиты появились в Красной армии – это были стальные нагрудники, по большому счету, не сильно отличавшиеся от кирасы средневекового рыцаря. Такая защита была способна остановить пистолетную пулю и низкоскоростные осколки. Стальные нагрудники активно применялись в специальных штурмовых подразделениях в период Великой Отечественной войны.

    После войны работы по созданию индивидуальной бронезащиты были большей частью заморожены. Изучался зарубежный опыт, такой как, например, американская интервенция во Вьетнам, где впервые были массово применены бронежилеты из композитных материалов.

    Переломный момент наступил, когда Советская армия начала боевые действия в Афганистане – именно тогда в войска начали массово поступать новые бронежилеты. Разгрузками армия не практически не оснащалась. Приходилось или носить трофейные образцы, или шить самому некое подобие разгрузки из подручных материалов. Все что мог получить от снабженцев рядовой боец – это примитивные брезентовые подсумки. После распада СССР и начала Первой и Второй Чеченских кампаний ситуация в целом изменилась не сильно. Армия была оснащена уже устаревшими на тот момент бронежилетами. Денег на современную экипировку у армии тогда не было.

    Наши дни

    На данный момент российская армия оснащена в основном двумя моделями общевойсковых бронежилетов. Первый – это 6Б23-1, принятый на вооружение в 2003 году и уже порядком устаревший, а также не очень удобный в эксплуатации. Поставляемые в войска бронежилеты оснащались металлическими бронепластинами, более тяжелыми, чем керамические, а также обеспечивающими худший уровень бронезащиты. Такой бронежилет защищает только по третьему классу в проекции бронепластин. Это в лучшем случае защита от некоторых типов пуль автоматов АК-74 и АКМ. От автоматных пуль с повышенным бронепробитием и пуль снайперских винтовок, таких как СВД, бронежилет 6Б23-1 уже не спасет.

    Также этот бронежилет получился не очень удачным в плане эргономики. Например, при стрельбе лежа воротник жилета очень сильно давит на шею солдата. Доходит до того, что в глазах начинает темнеть, и стрельба становится невозможной. Но в то же время отмечается хорошая возможность подогнать бронежилет по фигуре, и он не «болтается» на солдате, как предыдущие образцы. Специальные валики на плечах, которые должны не позволять автоматному ремню сползать в походном положении, сделаны недостаточно большими, вследствие чего автомат на плече приходится постоянно поправлять. Отсутствуют стропы для крепления подсумков УМТБС (универсальной модульной транспортно-боевой системы). Такой недостаток можно компенсировать применением разгрузочной системы, но это увеличивает общий вес снаряжения на солдате (пусть и не очень значительно), а также делает всю конструкцию более громоздкой, что отрицательно сказывается на удобстве ношения.

    Однако здесь нужно учитывать, насколько давно 6Б23-1 был принят на вооружение. А также тот факт, что до последнего времени руководство вооруженных сил боевой экипировке уделяло не самое повышенное внимание. Сейчас эти бронежилеты носят в основном военные из частей, находящихся в тылу, и во вспомогательных войсках.

    В зоне Сирийского конфликта и в передовых частях российская армия оснащена более современными общевойсковыми бронежилетами 6Б43. Эта модель была принята на снабжение в 2010 году, ее можно заметить в больших количествах в зоне сирийского конфликта, в частях, которые задействованы в миротворческих операциях, и наиболее боеспособных войсках, таких как ВДВ и «Спецназ».

    Этот бронежилет во всем превосходит своего предшественника 6Б23-1. Начиная с защиты и заканчивая эргономикой. При меньшем весе, чем у 6Б23-1, он обеспечивает гораздо лучшую бронезащиту. В зоне керамических бронепанелей обеспечивается защита по классу 6А, что означает гарантированную защиту от бронебойно-зажигательных пуль Б-32, выпущенных из винтовки СВД с расстояния 10 метров, а также от снайперских пуль Lapua Magnum, выпущенных с расстояния 300 метров. Бронежилет 6Б43 штатно оборудован климатико-амортизационными подпорами, обеспечивающими лучшую вентиляцию пространства под бронежилетом и снижающими риск получить запреградную травму при попадании вражеской пули в бронежилет.

    Также на 6Б43 присутствуют стропы УМТБС, позволяющие устанавливать любые подсумки сразу на бронежилет, не используя дополнительные транспортно-боевые системы. Однако почему-то это не мешает солдатам продолжать носить разгрузки поверх брони, но это уже вопрос к командованию и самим военнослужащим.

    Отдельно нужно упомянуть такие вещи, как систему быстрого сброса и эвакуационную петлю. Первая позволяет очень быстро сбросить бронежилет, буквально за несколько секунд, и избавиться от лишней ноши. Достаточно потянуть за специальную петлю возле воротника, и бронежилет сам спадет с бойца. Это особенно важно при форсировании водных преград или при ранении, когда от возможности быстро избавиться от бронежилета может зависеть жизнь солдата.

    Эвакуационная петля, как понятно из названия, предназначена для эвакуации раненого бойца в экстренной ситуации, когда нет времени соорудить носилки и нужно максимально быстро покинуть опасный участок. За такую петлю можно перетаскивать раненого бойца даже одной рукой или в положении лежа. На 6Б43 появились специальные упоры для автоматного приклада, чего не было на 6Б23-1, значительно повышающие удобство стрельбы.

    6Б43 — один из лучших бронежилетов мира

    Бронежилет 6Б43 в полной комплектации.

    В целом 6Б43 находится на уровне таких бронежилетов, как, скажем, американский IOTV.

    При их сравнении у 6Б43 отмечается лучшая вентиляция, чем у американского аналога, а также более высокое качество бронепанелей. На испытаниях 6Б43 и IOTV бронепанель ESAPI, применяемая в IOTV, потеряла структурную целостность уже после первого выстрела по ней из винтовки СВД. После второго выстрела бронежилет «допустил контузию», третий вовсе его пробил. Бронепанель «Гранит», применяемая в 6Б43, выдержала все три выстрела, не допустив ни пробития, ни контузии. Более того, 6Б43 смог выдержать 10 попаданий без пробития.

    Но нужно добавить и «ложку дегтя»: по непонятным причинам 6Б43, поставляемые в войска, не имеют строп системы УМТБС на всей спинной секции, ими обшита только нижняя часть. Теряется возможность повесить на спину подсумок с радиостанцией, как это делается в многих армиях. Возможно, именно поэтому военнослужащие поверх 6Б43 по-прежнему надевают разгрузочный жилет.

    В войска идут бронежилеты в базовой комплектации, не имеющие боковых бронепанелей, в то время как снайперы, видя вражеского солдата в бронежилете, чаще всего стараются поразить его в боковую проекцию. Такая экономия может очень дорого обойтись – жизнями российских солдат.

    От шлемов витязей к современным средствам бронезащиты

    На месте даже самых древних сражений археологи находят защитное снаряжение воинов, в частности, шлемы. Они бывают сделаны из самых разных материалов: кожи, металла и т.п. Но цель, с которой они создавались, была одна: спасти голову от удара холодным оружием.

    В древней Руси шлемы делали в основном из металла. Внешний вид у них разнился от эпохи к эпохе, но серьезных изменений в уровне бронезащиты не происходило. После наступления эры огнестрельного оружия шлемы привычной конструкции постепенно вышли из обихода солдата. Они сохранились лишь в некоторых подразделениях, но уже как элемент военной формы, а не средство защиты.

    Кардинальные изменения в этой области произошли после начала Первой Мировой войны. С появлением дальнобойной артиллерии и бомбардировочной авиации в статистике потерь личного состава первое место заняли осколочные ранения. При этом ранение в голову чаще всего заканчивалось смертью солдата. Поэтому военные в первую очередь были озабочены защитой головы от осколочных ранений. Разработчики вооружений стран – участниц конфликта по-разному представляли, себе каким должен быть защитный шлем, поэтому первые образцы сильно различались по внешнему виду. Ближе всех по форме к современным оказался шлем, применявшийся в немецкой армии. Российская императорская армия приняла на снабжение шлем, использовавшийся французскими войсками. Позднее она получила на вооружение его улучшенную версию, производившуюся на российских заводах. Такие шлемы могли защитить в лучшем случае от низкоскоростных осколков или ударов камнями.

    В период между двумя мировыми войнами боевая экипировка солдат менялась не сильно. В некоторых армиях шлемы, в которых войска принимали участие в Первой Мировой войне, практически без видимых изменений перешли и во Вторую Мировую войну.

    В Красной армии в период между двумя мировыми войнами приняли на снабжение шлемы СШ-36 иСШ-40, которые по своему внешнему виду уже гораздо больше напоминали современные средства бронезащиты (и даже до сих пор применяются в некоторых армиях). Различались они формой и подтулейным устройством (что это такое, мы расскажем ниже). Во время Второй Мировой войны большинство армий пришли к форме шлема, напоминавшей сегодняшнюю, близкую по форме к куполу.

    Послевоенные разработки, по сути, мало что меняли в защитном снаряжении солдата. Шлемы 1950-х, 1960-х и 1970-х почти не отличались от образцов, появившихся в период Второй Мировой.

    Композитный «прорыв»

    Прорыв наступил в 1980-х, когда на снабжение армии США поступил арамидный бронешлемPASGT. Он «на голову» превзошел старые стальные шлемы. Если по массе он был примерно равен стальным аналогам, то по бронезащите и эргономике никакого сравнения быть не могло. Такой шлем уже был в состоянии остановить высокоскоростные осколки (основную причину ранений на современном поле боя) и многие пистолетные пули. Изготавливался он путем пропитки множества слоев арамидной ткани полимерными смолами и спрессовыванием их по форме шлема.

    Такая технология достаточно недорога в производстве, но вынуждает использовать много слоев арамида, так как под действием смолы он теряет защитные свойства, в итоге это приводит увеличению массы бронешлема.

    Современный бронешлем состоит из двух основных деталей: первая – это корпус, та часть, которую мы видим на голове бойца, и вторая – подтулейное устройство или, попросту, подтулейка, которая обеспечивает удобство ношения и гасит все нагрузки, приходящиеся на голову бойца. На старых стальных бронешлемах, таких как СШ-40, эта часть была довольно простой, сделанной с расчетом, что шлем будут носить вместе с армейской шапкой-ушанкой. В холодное время года это позволяло обойтись без специального подшлемника, но в то же время эргономика такого шлема была на очень низком уровне. Из-за отсутствия регулировки по размеру головы СШ-40 постоянно болтался, налезал на глаза, его приходилось все время поправлять или придерживать рукой. Ремешок, удерживающий шлем на голове, крепился только в двух точках и проходил под горлом. Это также делало шлем неустойчивым.

    Современные российские бронешлемы

    У современных бронешлемов российской армии подтулейное устройство состоит из множества тканевых строп, плотно облегающих голову солдата и не дающих шлему соскальзывать во время движения. Такая система имеет множество регулировок, позволяющих точно подогнать шлем под каждого конкретного бойца. Удерживающий ремешок крепится к шлему в трех или, на некоторых моделях, в четырех точках. В отличие от старых шлемов, он крепится на подбородке, что также повышает удобство ношения.

    Первый серийный российский бронешлем из арамидных тканей был принят на снабжение в 2000 году и назывался 6Б7. Изготавливали его по так называемой «пленочной» технологии, когда между слоями ткани поочередно укладывают слои полимерной пленки, затем при нагреве слои пленки спекаются, и заготовка прессуется по форме будущего шлема. Такой способ позволяет обойтись меньшим количеством слоев арамидной ткани, масса бронешлема значительно снижается. В то же время шлем, изготовленный по этой технологии, получается дороже изготовленного аналогично, но при помощи смол.

    В дальнейшем на снабжение российской армии были приняты более совершенные шлемы, также изготовленные по этой технологии, – 6Б27 для армии и 6Б28 для воздушно-десантных войск. Они различались формой корпуса: шлем для ВДВ лишен выступающего козырька и оснащен чехлом, полностью закрывающим шлем от набегающего потока воздуха, что положительно сказывается на аэродинамике во время десантирования.

    Еще одна технология, применяемая для производства бронешлемов, поставляемых в российскую армию, носит название «дискретно-тканевая». Шлемы, изготовленные таким способом, несколько схожи по конструкции с теми, которые производятся при помощи смолы. Основное отличие заключается в том, что между двумя слоями, пропитанными смолой, оставлен один сухой слой. Две тонкие оболочки обеспечивают жесткость всей конструкции, а расположенный меду ними пакет арамидной ткани гасит нагрузки. Такая схема более эффективно поглощает энергию удара, но в то же время делает всю конструкцию более хрупкой. При изготовлении такого бронешлема применяется много ручного труда, что делает его менее технологичным.

    По этой технологии производится последняя разработка, принятая на снабжение ВС РФ. Она носит индекс 6Б47 и обеспечивает защиту от высокоскоростных осколков и пистолетных пуль, при этом имея массу примерно в 1 килограмм. Это один из лучших показателей в мире, что признают и зарубежные специалисты. На шлеме имеются штатные устройства для крепления приборов ночного видения, фонарей. Бойцов в таких шлемах мы можем видеть в районе Сирийского конфликта.

    В настоящее время на снабжении российской армии стоят шлемы, изготовленные как по «пленочной», так и по дискретно-тканевой технологии. Какая конструкция окажется более удачной – покажет только время.

    dfnc.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *